Можно ли легкие отнести к органам. Как проверить бронхи и легкие. Гигиена кожи. Закаливание организма

Подробное решение часть 1 (страница) 6 по окружающему миру для учащихся 4 класса, авторов Виноградова Н.Ф., Калинова Г.С. 2017

Организм человека

Вопрос. Назови разные объекты природы. Чем различаются объекты живой и неживой природы?

Ответ. К природным объектам относятся солнце, воздух, вода, камни, почва, растения, животные, человек. Вся природа подразделяется на живую и неживую. Как живую, так и неживую, составляют объекты. Объект – это составная часть чего-либо, в нашем случае природы, обладающая определенными свойствами. Объекты живой природы обладают свойствами, каких нет у объектов неживой природы – рост, развитие, размножение, обмен веществ, поддержание постоянства состава, ответная реакция на внешние и внутренние раздражения.

Обсудим вместе. Можно ли назвать человека объектом живой природы (организмом)? Какие признаки живых организмов можно отнести к человеку?

Ответ. Человека в полной мере можно назвать объектом живой природы. Человек, как и все живые организмы, обладают такими свойствами как обмен веществ (поглощение одних веществ, их преобразования, выделение других веществ), размножение, передача определенных свойств по наследству, рост, развитие, поддержание постоянства внутреннего состава. Человек способен воспринимать свет, звук, запахи, прикосновения, отвечать на них. Человек способен к изменению окружающей природы под влиянием человеческой мысли.

Нервная система

Вопрос. Рассмотри рисунок-схему «Нервная система» (с.7). Прочитай подписи. Из чего состоит нервная система человека?

Ответ. Нервная система человека состоит из головного и спинного мозга и нервов, которые находятся в каждой части человеческого организма. Нервы отходят от головного и спинного мозга и подходят в мышцам и внутренним органам.

Обсудим вместе. Рассмотрим изображения головного мозга человека и животных. Верен ли вывод «Самый сложный мозг – у человека»?

Ответ. Головной мозг человека, безусловно, самый сложный по сравнению с другими животными. Во-первых, он обладает самым большим объемом, а это значит, что у человека гораздо больше возможностей для осуществления сложных процессов, таких как память, речь, мышление, запоминание. На рисунке хорошо видно, что мозг человека имеет извилины. Это делает его еще более сложным, увеличивается общее количество нервных клеток, а значит и увеличивается способность к различным действиям.

Вопрос. Что защищает головной и спинной мозг от повреждений?

Ответ. Головной и спинной мозг защищены костями. Головной мозг от повреждений защищают кости черепа. Спинной мозг от повреждения защищает позвоночник. Спинной мозг располагается внутри его в специальном канале, который так и называется спинномозговым.

Вместе с головным и спинным мозгом растут и кости черепа и позвоночника.

Вопрос. Подготовь рассказ на тему «Значение нервной системы для организма». Отметь согласованную работу органов.

Ответ. Все здоровые органы нашего организма действуют согласованно и никогда «не ошибаются». Все это происходит благодаря нервной системе. Нервная система состоит из отделов, которые связаны между собой. Вообще, если рассмотреть нервную систему, то она похожа на «сетку», в которую погружены все части нашего тела. Благодаря этому, все чтобы не происходило в одной части нашего организма, «становится известно» другим частям нашего тела. Нервы соединяют между собой внутренние органы, мышцы, костную систему.

Благодаря нервной системе мы воспринимаем информацию из окружающей среды и ту информацию, которая идет от внутренних органов. В головном мозге происходит обработка информации в специальных центрах – зрительном, слуховом и других. Оттуда же идут сигналы к мышцам, совершающим определенную работу. Также сигналы поступают в спинной мозг.

Спинной мозг имеет огромное значение – он управляет движениями и отвечает за согласованную работу внутренних органов. Поэтому, когда мы бежим учащается дыхание, учащается сердцебиение, расширяются кровеносные сосуды. Когда мы интенсивно думаем, расширяются кровеносные сосуды, несущие кровь к головному мозгу. Таким образом, нервная система позволяет всем органам работать слаженно, как единый механизм.

Двигательная система

Обсудим вместе. Если бы в теле человека не было костей, оно было бы похоже на тряпичную куклу. Верно ли это высказывание? Обоснуй свои мнения. Сверим ответы с текстом.

Ответ. Данное высказывание верно. Кости человека соединяются друг с другом и образуют так называемый скелет. Скелет – это набор всех костей тела человека. Благодаря им тело человека сохраняет определенное положение в пространстве, удерживает его. Недаром его называют опорой тела. К костям скелета присоединяются мышцы. Мышцы и скелет придают телу определенную форму. Кости и мышцы составляют опорно-двигательную систему.

Вопрос. Расскажи, что составляет опорно-двигательную систему человека. Какую работу (функцию) она выполняет?

Ответ. Опорно-двигательную систему человека составляют скелет и мышцы. Она получила название от двух слов – опора и передвижение. Опору составляет скелет – совокупность всех костей человека. Всего костей в организме человека более 200. Скелет человека выполняет функции опоры организма, защищает внутренние органы, к нему прикрепляются мышцы. Мышцы – основа двигательной системы. Всего в организме человека около 600 мышц. Они выполняют функции передвижения, выполнения какой-либо работы. Управляет работой мышц головной и спинной мозг. В каждой работе принимают участие несколько мышц и благодаря нервной системе мышцы работают согласованно.

Вопрос. Мышцы сравнивают с эластичной резиновой лентой. Как ты думаешь, почему?

Ответ. Мышцы похожи на эластичные ленты, потому что они обладают такими свойствами как сокращение и расслабление. Эти действия совершаются поочередно, поэтому и похожи на эластичную ленту, которая может растягиваться и сокращаться. Следует отметить, что мышцы по длине чаще превосходят ширину.

Обсудим вместе. Сравним два рисунка. Какое занятие полезнее для мышц. Почему? Сверим ответы с текстом.

Ответ. Чтобы мышцы человека были сильными и могли выполнять различную работу их необходимо постоянно тренировать. Такие занятия как прогулки на лыжах, ходьба по лестнице позволяет быть мышцам крепкими. А такое занятие как игра на компьютере лежа на кровати делает мышцы дряблыми и слабыми.

Это происходит потому, что при занятиях физической культурой к мышцам поступает большое количество кислорода и питательных веществ, что позволяет мышцам развиваться.

Вопрос. Выскажи свое мнение. Девочки поспорили. Одна уверена, что груз лучше нести в правой руке, только нужно давать ей отдохнуть. А другая настаивала на том, что груз нужно нести, меняя руки – то в правой, то в левой. Кто из девочек прав и почему?

Ответ. Груз лучше нести попеременно в в правой и левой руке. Это способствует правильному формированию осанки, равномерному распределению нагрузки на левую и правую руки, благодаря чему и левая и правая руки будут развиваться одинаково.

А если носить груз только в правой руке, то она будет несколько больше чем левая, а также произойдет искривление позвоночника и нарушение осанки.

Вопрос. Рассмотри рисунки. Расскажи, что улучшает осанку человека, а что ее ухудшает.

Ответ. Согласно рисункам улучшают осанку занятия физической культурой и спортом, занятия спортивными и бальными танцами, ухудшают осанку неправильная рабочая поза за столом при выполнении письменной работы, неправильная переноска тяжестей, например, тяжелого портфеля с учебными принадлежностями. Нельзя нести тяжелый портфель в одной руке.

Вопрос. Догадайся, о чем говорит мимика этих детей.

Ответ. Мимика детей говорит о следующем:

2. Радость

4. Удивление

Пищеварительная система

Вопрос. Почему человек должен постоянно питаться? Объясни значение витаминов для человека. Объясни значение витаминов для человека. (Тебе уже известно, что слово «витамин» происходит от латинского слова «вита», что значит «жизнь»).

Ответ. Пища для человека является необходимым условием для жизни. Пища содержит питательные вещества. К ним относятся белки, жиры, углеводы, витамины, минеральные соли. Питательные вещества являются необходимыми строительными материалами для мышц и органов человека, обеспечивают организм энергией. С пищей поступают вода и минеральные вещества, участвующие в обмене веществ.

Витамины поступают в организм в небольших количествах, но они очень важны. Витамины влияют на процессы роста и развития организма, регулируют обмен веществ, обеспечивают процессы зрения, заживления ран, формирование скелета и мышц. При недостатке витаминов возникает заболевание «авитаминоз». Известны такие проявления авитаминоза как цинга, рахит, куриная слепота и другие.

Вопрос. Объясни смысл пословицы: «Кто дольше жует, то дольше живет».

Ответ. Преобразование пищи начинается в ротовой полости. При помощи зубов она измельчается. В это время происходит смачивание пищи слюной. Благодаря этому пища легче проглатывается, быстрее переваривается и лучше усваивается. Слюна содержит и обеззараживающие вещества, нейтрализует возбудителей заболеваний. А если проглатывать пищу плохо пережеванной, то большое количество вредных микробов может попасть вовнутрь организма. Также под действием слюны пища начинает перевариваться уже в ротовой полости и в желудок приходит подготовленной для дальнейшей обработки. Все это влияет на здоровье человека, и в конечном итоге, на продолжительность жизни.

Вопрос. Объясни, у кого из этих детей зубы будут здоровыми.

Ответ. Зубы будут здоровыми у мальчика, который систематически чистит зубы. У мальчика, который разгрызает грецкие орехи, у девочки, которая ест много сладкого зубы будут слабыми, так как у них на зубах будет разрушаться эмаль.

Вопрос. Почему у Антона часто болят зубы?

Выбери правильный ответ и обоснуй свое мнение.

Он чистит зубы два раза в день.

Он все время жует жевательную резинку.

Он ест много сладкого и грызет орехи.

Ответ. Он ест много сладкого и грызет орехи. В результате этого разрушается эмаль на зубах и инфекция проникает в твердые ткани зуба.

Дыхательная система

Задание. Положи руку на груди и сосчитай число вдохов и выдохов в минуту в положении сидя и после 10 приседаний. Какой можно сделать вывод.

Ответ. Для физических упражнений нужно больше энергии, а значит и кислорода мышцам, кровь должна перемещаться быстрее, поэтому сердце начинает чаще сокращаться.

Задание. Рассмотри рисунок-схему. Проследи движение воздуха их носовой полости к легким при вдохе.

Ответ. Органы дыхания - это группа органов, которая осуществляет газообмен между организмом и окружающей средой. При вдохе воздух попадает в носовую полость, дальше он движется в гортань, трахею, затем в бронхи и в лёгкие. При выдохе движение воздуха происходит в обратном порядке: лёгкие, бронхи, трахея и носовая полость.

Береги дыхательную систему

Вопрос. По рисункам на с.23 сформулируйте правила бережного отношения к дыхательной системе. Подсказки на с. 23-24.

1. Дыхание должно быть ровным и размеренным

2. Дышать надо через нос

3. Нужно заниматься физкультурой и спортом.

4. Полезно бывать на свежем воздухе

5. При кашле, чихании необходимо закрывать рот

6. Регулярная влажная уборка помещений

7. Для правильного дыхания важна хорошая осанка

8. При общении с людьми, заболевшими инфекционной болезнью, надо надевать марлевую повязку, регулярно проветривать помещение.

Вопрос. Подготовь рассказ о том, какой путь проходит воздух во время вдоха и выдоха.

Ответ. Во время вдоха воздух проходит путь через носовую полость, гортань, трахею, бронхи и попадает в легкие, а при выдохе движение воздуха происходит в обратном направлении.

Вопрос. Объясни, почему следует дышать через нос.

Ответ. Потому что, проходя через нос, воздух увлажняется, согревается в холодную погоду и охлаждается в жаркую, в носу задерживаются частицы пыли и микрочастицы из воздуха, защищая от них бронхи и лёгкие, а слизь носа задерживает бактерии. Поэтому люди, которые сидят на сосудосуживающих каплях или дышат ртом, болеют чаще.

Кровеносная система

Обсудим вместе. Почему кровеносную систему называют транспортной?

Ответ. Это транспортная, или распределительная, система, с помощью которой клетки и органы снабжаются кислородом, питательными веществами для обеспечения активной жизнедеятельности. Эта транспортная система в двух направлениях - с помощью нее организм так же освобождается от продуктов обмена веществ, токсинов, отмерших клеток.

И чем в лучшем состоянии находится кровеносная система, чем лучше каналы, чем менее они засорены, тем лучше осуществляется обмен веществ, и тем лучше общее состояние организма.

Вопрос. Что такое биологическая клетка?

Ответ. Клетка - это один из основных строительных, работающих и воспроизводящих элементов живой природы; это элементарная живая система. Из клеток состоят растения, животные грибы. Человек также состоит из клеток.

Вопрос. Рассмотри рисунок-схему «Кровеносная система» на с. 25. Проследи за движением крови в организме. Объясни, почему сердце сравнивают с насосом.

Ответ. Сердце сравнивают с насосом, потому что от его работы зависит скорость, с которой будет передвигаться кровь по организму, давление. Сердце имеет мышечные стенки и когда оно сокращается, кровь выбрасывается в кровеносные сосуды. За сутки сердце сокращается око 100 000 раз. В течение всей жизни сердце работает и перекачивает тонны крови. Поэтому его называют «насосом».

Вопрос. Составь план ответа на вопрос: «Какое значение для организма имеет кровь?»

1. Сколько крови в организме человека

2. Какую работу выполняют разные клетки крови

3. Что переносит кровь

Вопрос. Известно, что величина кулака соответствует размерам сердца человека. Сравни размеры сердца у себя и у мамы.

Ответ. У мамы сердце больше, потому что организм растет до 20 лет, а мне еще 10.

Как организм удаляет ненужные ему жидкие вещества

Вопрос. Рассмотри рисунок-схему. Прочитай текст. Назови органы выделения, ответь на вопрос: «Каково значение работы выделительной системы?»

Ответ. При помощи органов выделения организм избавляется от ненужных веществ. Главный орган выделения - почки. У человека их две. Они красно-коричневого цвета, и по форме напоминают бобы. Почки расположены по обе стороны от позвоночника на уровне поясницы. От почек идут две трубочки – мочеточники, которые соединяют почки с мочевым пузырем.

В почках кровь фильтруется, избавляется от лишней воды и вредных веществ. В почках образуется моча, которая в последствие удаляется

Вопрос. При обследовании больного делают анализ мочи. Как ты думаешь, для чего?

Ответ. Анализ мочи делают для того чтобы по химическому составу мочи определить какие процессы происходят в нашем организме. Так определяются содержание углеводов, белков. И других веществ. Исследуются наличие клеток крови. Все это помогает поставить диагноз при заболевании.

Вопрос. Подготовься к беседе об органах выделения. Выскажи мнение: можно ли легкие отнести к органам выделения?

Ответ. Важную роль в процессах выделения продуктов обмена играет система органов мочевыделения. Она состоит из парных почек, мочеточников, мочевого пузыря, который открывается наружу мочеиспускательным каналом. Органы выделения человека начинаются почками. Это парные органы бобовидной формы. Располагаются они в брюшной полости с обеих сторон позвоночника, к которому повернуты вогнутой стороной. Органы выделения, в частности почка, состоят из элементарных единиц строения. Именно в них обменные процессы происходят на клеточном уровне. Каждая почка состоит из миллиона нефронов - структурно-функциональных единиц.

Легкие условно можно отнести к органам выделения, так как при выдохе выделяется углекислый газ и вода.

Кожа

Вопрос. Подтверди или опровергни высказывание: «С помощью кожи наш организм ощущает изменения во внешней среде. Мы чувствуем жару, холод, боль. Поэтому мы одеваемся теплее, когда холодно, избегаем острых предметов и других опасностей, закаляем наш организм».

Ответ. Я могу подтвердить это высказывание, так как в коже находятся специальные чувствительные клетки. Они каждая выполняет определенную работу (функцию). Они воспринимают внешнюю информацию – прикосновение, температуру, боль. От них сообщение идет в головной мозг, который обрабатывает сигналы и дает команды организму. Если холодно, мышцы сокращаются и мы дрожим, если жарко выделяется пот и т.д.

Вопрос. Выскажи свое мнение: почему температура кожи на различных участках тела различна? Например, под мышкой она 36,3-36,9 градуса, на животе – 34, а на лице – 20-25 градусов.

Ответ. Температура на различных участках кожи различна, чем дальше от горячих органов (сердце, печень, крупные артерии) тем ниже температура, а также потому что кожа отдает тепло в окружающую среду. На лице кожа ничем не защищена, поэтому здесь самая низкая температура, а под мышками кожа практически не остывает.

Вопрос. Какие правила нужно знать, чтобы избежать солнечного (теплового) удара?

Ответ. Чтобы избежать солнечного (теплового) удара необходимо соблюдать следующие правила:

1. Необходимо избегать попадание прямых солнечных лучей на голову, то есть нужно использовать головной убор, желательно светлых тонов, лучше белого;

2. Одежда должна хорошо пропускать воздух;

3. Если человек находится в помещении, то помещение должно проветриваться;

4. Физическую работу нужно чередовать с отдыхом;

5. Загорать необходимо в меру;

6. При первых признаках недомогания немедленно перейти в тень, выпить прохладной (но не ледяной воды).

Вопрос. Подготовь рассказ на тему «Значение кожи для организма» выполни практические задания в рабочей тетради.

Ответ. Кожа имеет огромное значение для организма человека. Во-первых, она защищает организм от внешних воздействий. Во-вторых благодаря коже поддерживается температура нашего тела – кровеносные сосуды расширяются или сужаются, выделяется пот. С потом выводятся продукты обмена. В коже под действием солнечного света образуется витамин Д. Волосы, ногти – это производные кожи. Благодаря коже мы воспринимаем окружающий мир – прикосновения, температуру и пр.

В нашем организме легкие выполняют жизненно важную дыхательную функцию, обеспечивая кислородом весь организм. Но современная экология, вредные привычки и инфекции предрасполагают к заболеваниям этого органа, что объясняет, почему врач по легким и бронхам так востребован в наши дни. Патология легких включает весьма распространенные заболевания: пневмонии, бронхиальную астму, хроническую обструктивную болезнь легких (ХОБЛ), онкологию, поэтому пациентам важно знать, к какому врачу обратиться с той или иной проблемой, касающейся легких.

Заболевания легких всегда очень тесно связаны с поражением бронхов и трахеи. Все эти органы объединяются под названием «нижние дыхательные пути» и относятся к дыхательной системе. Кроме того, при некоторых болезнях легких могут быть затронуты как другие системы (опорно-двигательная при ревматологических заболеваниях), так и весь организм в целом, например, при туберкулезе и онкологии.

В Международной классификации болезней поражение органов дыхания шифруются рубрикой J00 – J99, которая включает различные инфекции, обструктивные болезни и гнойные состояния. Однако туберкулез легких и онкологическое поражение шифруются другими рубриками – А15-А16 и С34 соответственно.


Давайте разбираться как называется врач, занимающийся болезнями легких? Его название происходит от латинских слов пульмоно- (легкие) + логос (учение) – пульмонолог. К нему стоит обращаться при наличии следующих симптомов:

  • кашель, особенно с мокротой;
  • одышка;
  • приступы удушья;
  • боль в грудной клетке, связанная с дыханием.

Где принимает пульмонолог?

В крупных городских поликлиниках, как правило, имеются пульмонологи, попасть к которому на прием можно либо по направлению от терапевта, либо самостоятельно, записавшись в регистратуре.

Кроме того, в большинстве мегаполисов существуют многопрофильные диагностические центры, в которых также принимают пульмонологи. Эти врачи занимаются консультативным приемом по вопросам легочной и бронхиальной патологии. В такие центры чаще всего направляет лечащий врач из поликлиники по специальным квотам, однако пациент и самостоятельно может записаться на консультацию через платные услуги.

Сейчас открылось множество частных клиник и кабинетов, где работают врачи всевозможных специальностей. Частная клиника гарантируют прием строго в определенное время, отсутствие очередей и широкие диагностические возможности, однако этот вариант больше подходит для занятых и обеспеченных людей.

Что взять с собой на прием

Если пациент идет на прием к пульмонологу впервые, то никакая специальная подготовка не требуется. В день обращения доктор скорее всего назначит необходимые обследования, что подразумевает под собой как минимум еще один визит. Конечно, если у пациента на руках имеется его амбулаторная карта и какие-то результаты обследований, их лучше взять с собой.

Никакие дополнительные принадлежности (пеленка, полотенце) брать с собой не нужно.

Как проходит прием?

Прием специалистом, который лечит легкие проходит по стандартной схеме. Вначале он просит назвать все жалобы, затем детально расспрашивает пациента, особенно уделяя внимание вредным привычкам (курение) и характеру работы (возможное вдыхание вредных веществ) и наличию других проблем. Врач обязательно должен спросить, страдал ли кто из ближайших родственников легочными заболеваниями, так как некоторые болезни легких связаны с наследственностью. Также уточнит наличие аллергических реакций, что важно для диагностики бронхиальной астмы.

Далее врач приступает к осмотру. Основным методом является аускультация, или выслушивание, с помощью стетоскопа дыхания в легких. Этот простой, но очень информативный метод способен дать представление о том, как работают легкие и бронхи и натолкнуть на правильный диагноз.

После непосредственного осмотра, пульмонолог должен проверить работу органов дыхания с помощью лабораторных и инструментальных методов обследования. Для этого он назначает:

  1. Рутинные исследования крови и мочи.
  2. Рентгенологическое исследование органов грудной клетки в двух проекциях;
  3. При подозрении на бронхиальную астму – определение в крови иммуноглобулина класса Е.
  4. При наличии жалоб на боль в грудной клетке и одышку – ультразвуковое исследование полости плевры для исключения наличия жидкости или воздуха в ней.
  5. При необходимости — компьютерная томография для более четкой визуализации.
  6. Для определения проходимости воздушного потока назначают исследование, которое называется спирография. Она очень важна для диагностики обструкции (непроходимости) бронхов.

После прохождения всех обследований, пациент вновь приходит на прием, во время которого устанавливается диагноз и назначается лечение. Конечно, бывают ситуации, когда не сразу удается диагностировать какое-либо заболевание. Как раз для этих случаев и существуют диагностические центры.

Пациенту нужно иметь в виду, что если его заболевание протекает с потерей трудоспособности, то он имеет право на оформление инвалидности, о чем ему должен сообщить доктор. В этих случаях государство обеспечивает инвалидов бесплатными препаратами по специальному рецепту.

Заболевания легких столь обширны, что существуют определенные отличия среди разных групп населения. Так, мужчины с большим стажем курения чаще страдают хронической обструкцией бронхов, чем женщины, а для бронхиальной астмы характерна обратная ситуация.

Большая часть заболеваний легких имеет хроническое течение. Исключение составляют острые инфекционные болезни (пневмонии и бронхиты).

В детском возрасте основным заболеванием является атопическая астма и бронхиты, в то время как пожилые чаще страдают онкологическим поражением легких и ХОБЛ.

Нужны ли консультации других специалистов

Иногда врач по легким не может в одиночку справиться с трудным случаем, и тогда необходимо прибегать к помощи других специалистов:

Во время приема у больного может возникнуть ряд вопросов:

  • Можно ли заниматься спортом при наличии одышки?
  • Вредно ли пассивное курение?
  • Какое лекарство можно принять при возникновении приступа удушья?
  • Нужно ли придерживаться какой-то конкретной диеты?

Можно ли вызвать врача по легким на дом

Если пациент не может сам добраться до поликлиники, то при необходимости вызов пульмонолога на дом возможен. Чаще всего такой патронаж осуществляется по определенному графику, и больше всего распространен среди онкологических больных. Консультация пульмонолога может потребоваться для написания заключения при оформлении инвалидности. Конечно, выполнить инструментальное обследование не представляется возможным, но полноценный осмотр и аускультация вполне осуществимы.

К кому обращаться, если нет профильного специалиста

Какой врач лечит заболевания легких, если в поликлинике нет пульмонолога? В этом случае нагрузку берут на себя участковые терапевты, которые могут лечить пневмонии, бронхиты, бронхиальную астму, а в неясных случаях направляют на консультацию в областные центры.

Где принимают лучшие доктора по легким

Главный НИИ пульмонологии находится в Москве, в нем занимаются не только лечением сложных случаев, но и активной научной деятельностью, которая помогает развивать пульмонологию в нашей стране.

Схема урока

Ведущие понятия

Моча.
Мочевина.
Искусственная почка – аппарат, способный очищать организм от шлаков, когда собственные почки на какое-то время (во время операции, при отравлении сулемой) выходят из строя.
Нефрит – воспаление почек с поражением в первую очередь почечных клубочков.
Пиелит – воспаление почечных лоханок.

Вопросы для обсуждения

1. Можно ли отнести к органам выделения легкие и кожу? Дайте обоснованный ответ.
2. Почему присутствие в моче белка или сахара указывает на возможное заболевание почек?
3. Почему в холодную погоду количество мочи возрастает?
4. Какие условия отрицательно влияют на нормальную работу почек?
5. В чем, на ваш взгляд, принципиальное различие между экскретами и экскрементами?

Тема 7. Кожа

Планирование темы

Урок 1.

Строение и функции кожи

1. Кожа – зеркало здоровья:
– упругая, гладкая кожа (здоровый организм);
– вялая, отечная, бледная (болезнь, возраст);
– кожа с желтушной окраской (при заболевании печени);
– отечная, с синюшной окраской (при нарушениях деятельности сердца);
– кожа с сероватой, землистой окраской (при желудочно-кишечных заболеваниях);
– аллергические реакции.
2. Кожа – пограничный орган, отделяющий организм от внешней среды:
– защита от повреждений и проникновения микробов;
– участие в теплорегуляции;
– выделительная и дыхательная функции;
– участие в осуществлении рефлексов, связанных с наличием в коже рецепторов (на 1 см2 кожи приходится 100–200 болевых, 12–15 холодовых, 1–2 тепловых и около 25 точек давления).
3. Строение кожи, взаимосвязь строения кожи с выполняемыми ею функциями:
– эпидермис;
– собственно кожа (дерма);
– подкожная жировая клетчатка;
– волосы и ногти – производные кожи;
– роль потовых и сальных желез; молочная железа – видоизмененная потовая железа.
4. Цвет кожи:
– зависимость цвета кожи от количества пигмента меланина;
– колебание количества меланина у разных рас и национальностей;
– различное количество меланина в коже блондинов и брюнетов;
защитная функция меланина.
5. Особенности кожи лица, связь с мимическими мышцами.

Схема урока 1

Ведущие понятия

Эпидермис.
Дерма.
Подкожная жировая клетчатка.
Рецепторы.
Железы внешней секреции.
Меланин.
Функции кожи.
Взаимосвязь строения с выполняемой функцией.
Организм – единое целое.

Вопросы для обсуждения

1. Почему при большом потреблении воды происходит потеря солей из организма?
2. В чем заключается защитная функция кожи?
3. Действительно ли после бани «легче дышится»?
4. Можно ли специальными упражнениями «добиться» большей выразительности лица?
5. Худые люди быстрее замерзают, чем полные. Почему?

Поисковые задачи (дополнительная информация)

Окраска кожного покрова у разных людей различается оттенком и цветом. После пребывания на солнце появляется загар.

Окраска кожного покрова определяется количеством красящего пигмента – меланина. При постепенном воздействии ультрафиолетовых лучей количество меланина увеличивается.

Худые люди быстрее замерзают, чем полные.

Подкожный жировой слой предохраняет от охлаждения.

Специальными упражнениями можно «добиться» большей выразительности лица.

Мимические мышцы придают лицу живость и выразительность, сокращаясь, они образуют складки кожи, определяющие выражение лица.

При виде собаки у кошки взъерошивается шерсть. Когда нам холодно или страшно, у нас волосы «встают дыбом».

У корня волоса есть крошечная мышца, сокращение которой поднимает волос. Это рудимент тех мышц, которые «топорщат» мех испуганного или переохладившегося животного. Человек в таких случаях покрывается «гусиной кожей».

Ногти на руках за неделю вырастают на 1 мм, на ногах в 4 раза медленнее. Летом они растут быстрее, чем зимой.

Рост ногтя происходит за счет деления клеток его корня и зависит от состояния организма, его возраста, профессии и других факторов.

После бани «легче дышится».

Кожа участвует в газообмене. Дыхание кожи составляет примерно 2% всего газообмена. Воздух проникает в полость трубки потовой железы.

От холодного воздуха наша кожа вначале краснеет, а при длительном охлаждении бледнеет.

Изменение цвета кожи обусловлено тем, что кровеносные сосуды под влиянием холода вначале несколько расширяются, а затем суживаются. Приток крови к поверхности тела уменьшается, и потеря тепла организмом снижается.

При усиленном потоотделении уменьшается нагрузка на почки.

Функцию почек частично выполняет кожа. Пот содержит 98% воды, 1% растворенной поваренной соли, 1% органических веществ. Вместе с потом выделяются ядовитые и лекарственные вещества, попавшие в организм. По составу пот близок к моче, но менее концентрирован.

Урок 2.

Роль кожи в терморегуляции. Первая помощь при перегревании, ожогах и обморожениях

1. Постоянная температура тела и относительная независимость теплокровных от изменений температуры окружающей среды.
2. Энергетический обмен и теплообразование. Способы теплоотдачи. Значение потоотделения. Расход на парообразование.
3. Теплорегуляция – поддержание равновесия между количеством выработанного тепла в организме и отдачей его во внешнюю среду.
4. Нервно-гуморальная регуляция повышения или понижения выработки тепла и теплоотдачи.
5. Условия, способствующие теплорегуляции и затрудняющие ее (влажность воздуха, температура окружающей среды, гигиеническое состояние кожи, одежда).
6. Симптомы и первая помощь при тепловом и солнечном ударах. Профилактика тепловых и солнечных ударов.
7. Первая помощь при ожогах и обморожениях.

Схема урока 2

Ведущие понятия

Теплоотдача.
Теплорегуляция.
Тепловой удар – нарушение теплорегуляции при перегреве организма и затруднении теплоотдачи.

Вопросы для обсуждения

1. Почему человек, долго находящийся в холодной воде, синеет и дрожит?
2. Какой климат труднее переносить и почему: жаркий влажный или жаркий сухой?
3. Почему пьяный человек может замерзнуть и умереть, заснув на морозе?
4. Почему в горячих цехах лучше пить слегка подсоленную воду?
5. Некоторые люди легко простужаются. Объясните, каким образом это может быть связано с нарушением теплорегуляции организма.

Урок 3.

Гигиена кожи. Закаливание организма

1. Функции кожи. Взаимосвязь строения кожи с выполняемой функцией.
2. Потоотделение. Состав пота. Гигиенические правила ухода за кожей. Особенности ухода за кожей в подростковом возрасте.
3. Гигиена волос и ногтей.
4. Гигиена одежды и обуви.
5. Закаливание – комплекс воздействий на организм, повышающих способность к теплорегуляции и сопротивляемость заболеваниям.
6. Простудные заболевания и их причины. Факторы закаливания: воздух, вода, солнце.
7. Способы закаливания.

Схема урока 3

Ведущие понятия

Гигиена.
Закаливание.
Организм – единое целое.
Факторы закаливания.
Способы закаливания.

Вопросы для обсуждения

1. Составьте правила ухода за кожей. Объясните, как соответствуют требования гигиены кожи ее функциям?
2. С какими функциями кожи связывают основные гигиенические требования к одежде?
3. Кожа – зеркало здоровья. Правомерно ли такое утверждение и почему?
4. Закаливание – комплекс воздействий на организм. Почему же понятие «закаливание» связывают с понятием «кожа»?
5. При закаливании происходит тренировка нервной системы и сосудов. Как вы это понимаете?

Урок 4.

Взаимосвязь систем органов в процессе жизнедеятельности человека (обобщающий)

1. Особенности строения кровеносной системы, обеспечивающие постоянную температуру тела человека (и теплокровных животных).
2. Пища – источник энергии. Роль белков, жиров и углеводов пищи как источников энергии.
3. Значение пластического и энергетического обмена, происходящего в клетке, для обеспечения процессов жизнедеятельности всего организма.
4. Взаимосвязь кровеносной, дыхательной и пищеварительной систем и их роль в обеспечении организма энергией.
5. Участие кровеносной, дыхательной систем и кожи в удалении продуктов распада.
6. Влияние различных условий (нагрузка, перегрев, охлаждение) на обмен веществ. Роль теплорегуляции.
7. Вывод об организме, как едином целом, находящемся под влиянием условий среды.

Схема урока 4

Проверочная работа

Докажите зависимость организма человека от жизненных ресурсов, заполнив таблицу.

Справка

Второе начало термодинамики: при любых превращениях энергии часть ее теряется в виде тепла.

Тема 8. Железы внутреннеЙ секреции

Планирование темы

Сравнительная характеристика желез организма человека (дополнительная информация)

Урок 1.

Биологически активные вещества и их роль в организме.
Гормоны – биологические регуляторы

1. Биологически активные вещества:
а) ферменты – биологические катализаторы;
б) витамины – участвуют в образовании ферментов;
в) гормоны – биологические регуляторы.
2. Свойства гормонов:
а) действие в малых концентрациях;
б) воздействие через кровь и лимфу;
в) строгая направленность действия.
3. Участие гормонов в гуморальной регуляции функций организма. Сравнительная характеристика гуморальной и нервной регуляции.

Схема урока 1

Ведущие понятия

Ферменты.
Витамины.
Гормоны.
Нервно-гуморальная регуляция.
Организм – единое целое.

Самостоятельная работа

Выберите соответствующие признаки, занесите их в таблицу.

Сравнительная характеристика нервной и гуморальной регуляции

Признаки для сравнения.

1. Более древняя форма взаимодействия.
2. Сигналы передаются с большой скоростью – до 100 м/с.
3. Передача сигнала осуществляется через кровь или лимфу.
4. Сигнал проходит точно адресату.
5. Связь осуществляется по принципу «всем, всем, всем!».
6. Сигналом служит нервный импульс.
7. Сигналом является химическое вещество.
8. Действие сигнала более продолжительное.

Урок 2.

Внутрисекреторная деятельность желез внутренней секреции

1. Понятие о железах внешней и внутренней секреции, смешанных железах.
2. Взаимосвязь строения и функции различных желез:
а) наличие выводных протоков;
б) выделение секретов (в кровь или в полость);
в) функции желез (участие в процессе пищеварения, выделения – железы внешней секреции и смешанные железы; участие в гуморальной регуляции – железы внутренней секреции и смешанные железы).
3. Функция желез внутренней секреции – действие гормонов через кровь.
4. Функции надпочечников и гормона адреналина.
5. Внутрисекреторная функция поджелудочной железы. Роль гормона инсулина.
6. Щитовидная железа. Гипофиз. Роль половых желез в развитии организма. Первичные и вторичные половые признаки.
7. Нарушения деятельности желез внутренней секреции.

Справка

Тестостерон – мужской половой гормон, вырабатываемый семенниками.
Яичники вырабатывают несколько женских половых гормонов (эстроген, прогестерон).
Группа мужских половых гормонов (андрогены) образуются не только в семенниках, но и в яичниках и коре надпочечников обоих полов.

Ведущие понятия

Железа – орган, вырабатывающий и выделяющий особые вещества – секреты, участвующие в физиологических процессах организма. Железа внутренней секреции.
Гормон.
Нервно-гуморальная регуляцияю

Самостоятельная работа

Тема 9. Нервная система. Органы чувств. Высшая нервная деятельность

Планирование темы

Урок 1.

Строение и функции нервной системы

1. Центральная и периферическая нервная система. Взаимосвязь строения с выполняемой функцией.
2. Функции нервной системы:
а) регулирует работу органов;
б) согласует работу клеток, тканей, органов и их систем как единого целого;
в) обеспечивает взаимосвязь организма с внешней средой;
г) является основой психических функций человека: мышления, сознания, речи.
3. Возбуждение и торможение. Роль нервных импульсов в осуществлении нервной регуляции.
4. Сравнительная характеристика функций нервной системы животных и человека.

Схема урока 1

Ведущие понятия

Возбудимость – способность клеток к возбуждению.
Возбуждение – переход любой живой системы от состояния относительного физиологического покоя к активной деятельности (условно- и безусловнорефлекторной).
Торможение – нервный процесс, выражающийся в задержке возбуждения в ответ на раздражение или в снижении интенсивности уже возникшего в коре головного мозга возбуждения.
Условный рефлекс.
Безусловный рефлекс.
Функции нервной системы.

Вопросы для обсуждения

1. Какими свойствами обладает нервная ткань? Приведите конкретные примеры, подтверждающие эти свойства.
2. Докажите, что нервная система обеспечивает работу органов в соответствии с потребностями организма.
3. В каком состоянии будет находиться рука, если центры, регулирующие двуглавую и трехглавую мышцы, возбуждены?

Урок 2.

Спинной мозг. Вегетативный отдел нервной системы

1. Строение спинного мозга:
а) расположение спинного мозга в позвоночном канале;
б) спинномозговой канал;
в) расположение серого и белого вещества;
г) нервы, отходящие от спинного мозга;
д) расположение восходящих и нисходящих проводящих путей в белом веществе и вставочных и исполнительных нейронах в сером веществе.
2. Функции спинного мозга:
а) рефлекторная (безусловные рефлексы);
б) проводниковая.
3. Регуляция головным мозгом деятельности спинного мозга.
4. Подразделение нервной системы по функциональным признакам:
а) соматическая;
б) вегетативная.

Схема урока 2

Ведущие понятия

Спинномозговые рефлексы
Спинномозговые нервы.
Передние и задние корешки спинного мозга.
Соматическая нервная система.
Вегетативная нервная система.
Симпатический отдел.
Парасимпатический отдел.

Вопросы для обсуждения

1. Какую опасность представляют повреждения спинного мозга?
2. Вегетативная нервная система имеет свои центры, нервные узлы и нервы. Приведите примеры противоположного действия вегетативных нервных центров на органы.
3. Приведите примеры органов, работу которых регулирует вегетативная нервная система, и органов, регулируемых соматической нервной системой.
4. Организм – единое целое. Поясните, связана ли деятельность вегетативного и соматического отделов нервной системы.

Урок 3.

Строение и функции головного мозга

1. Строение головного мозга:
а) отделы головного мозга;
б) распределение серого и белого вещества;
в) кора, ядра, проводящие пути.
2. Безусловно-рефлекторная деятельность продолговатого мозга, моста и среднего мозга.
3. Деятельность мозжечка, подчиненная центрам коры полушарий головного мозга.
4. Передний мозг:
а) промежуточный мозг;
б) большие полушария.
5. Строение и функции больших полушарий:
а) серое вещество (кора);
б) белое вещество, имеющее скопления серого вещества (нервные центры).
6. Подкорковые центры и эмоции:
а) зависимость проявления эмоций от подкорковых центров;
б) влияние положительных и отрицательных эмоций на работу органов.
7. Кора больших полушарий:
а) доли больших полушарий и их функции;
б) физиологические процессы коры головного мозга, связанные с психическими функциями (внимание, память, мышление и др.).
8. Нарушения работы мозга:
а) наследственные заболевания;
б) нарушения, вызванные факторами внешней среды.

Схема урока 3

Ведущие понятия

Отделы головного мозга.
Функции отделов мозга.
Условно- и безусловно-рефлекторная деятельность.
Головной мозг – материальная основа психической деятельности человека.
Гипоталамус – «эндокринный мозг», отдел промежуточного мозга.

Самостоятельная работа

Заполните третью графу таблицы, пользуясь текстом учебника.

Функции головного мозга

Продолжение следует

Легкие – это органы, обеспечивающие дыхание человека. Эти парные органы расположены в грудной полости, прилегают слева и справа к сердцу. Легкие имеют форму полуконусов, основанием прилежащих к диафрагме, верхушкой выступающих выше ключицы на 2-3 см. Правое легкое имеет три доли, левое – две. Скелет легких состоит из древовидно ветвящихся бронхов. Каждое легкое снаружи покрывает серозная оболочка – легочная плевра. Легкие лежат в плевральном мешке, образованном легочной плеврой (висцеральной) и выстилающей изнутри грудную полость пристеночной плеврой (париетальной). Каждая плевра снаружи содержит железистые клетки, продуцирующие жидкость в полость между листками плевры (плевральную полость). На внутренней (кардиальной) поверхности каждого легкого есть углубление – ворота легких. В ворота легких входят легочная артерия и бронхи, а выходят две легочные вены. Легочные артерии ветвятся параллельно бронхам.

Легочная ткань состоит из долек пирамидальной формы, основанием обращенных к поверхности. В вершину каждой дольки входит бронх, последовательно делящийся с образованием концевых бронхиол (18-20). Каждая бронхиола заканчивается ацинусом – структурно-функциональным элементом легких. Ацинусы состоят из альвеолярных бронхиол, которые делятся на альвеолярные ходы. Каждый альвеолярный ход заканчивается двумя альвеолярными мешочками.

Альвеолы – это полушаровидные выпячивания, состоящие из соединительнотканных волокон. Они выстланы слоем эпителиальных клеток и обильно оплетены кровеносными капиллярами. Именно в альвеолах осуществляется главная функция легких – процессы газообмена между атмосферным воздухом и кровью. При этом в результате диффузии кислород и углекислый газ, преодолевая диффузионный барьер (эпителий альвеол, базальная мембрана, стенка кровеносного капилляра), проникают от эритроцита до альвеолы и наоборот.

Функции легких

Важнейшей функцией легких является газообмен - снабжение гемоглобина кислородом, вывод углекислого газа. Поступление обогащенного кислородом воздуха и вывод насыщенного углекислотой осуществляется благодаря активным движениям грудной клетки и диафрагмы, а также сократительной способности самих легких. Но есть и другие функции легких. Легкие принимают активное участие в поддержании необходимой концентрации ионов в организме (кислотно-щелочного равновесия), способны выводить многие вещества (ароматические вещества, эфиры и другие). Также легкие регулируют водный баланс организма: через легкие испаряется примерно 0,5 л воды в сутки. При экстремальных ситуациях (например, гипертермия) данный показатель может доходить до 10 литров в сутки.

Вентиляция легких осуществляется благодаря разнице давлений. На вдохе легочное давление намного ниже атмосферного, благодаря чему воздух проникает внутрь легких. На выдохе давление в легких выше атмосферного.

Существуют два типа дыхания: реберное (грудное) и диафрагмальное (брюшное).

  • Реберное дыхание

В местах прикрепления ребер к позвоночному столбу расположены пары мышц, которые крепятся одним концом к позвонку, а другим – к ребру. Есть внешние и внутренние межреберные мышцы. Внешние межреберные мышцы обеспечивают процесс вдоха. Выдох в норме является пассивным, а при патологии акту выдоха помогают внутренние межреберные мышцы.

  • Диафрагмальное дыхание

Диафрагмальное дыхание осуществляется с участием диафрагмы. В расслабленном состоянии диафрагма имеет форму купола. При сокращении ее мышц купол уплощается, объем грудной полости при этом увеличивается, давление в легких снижается по сравнению с атмосферным, и осуществляется вдох. При расслаблении диафрагмальных мышц в результате разницы давлений диафрагма снова занимает исходное положение.

Регуляция процесса дыхания

Дыхание регулируется центрами вдоха и выдоха. Дыхательный центр расположен в продолговатом мозге. Рецепторы, обеспечивающие регуляцию дыхания, расположены в стенках кровеносных сосудов (хеморецепторы, чувствительные к концентрации диоксида углерода и кислорода) и на стенках бронхов (рецепторы, чувствительные к изменению давления в бронхах – барорецепторы). Есть также рецептивные поля в каротидном синусе (месте расхождения внутренних и внешних сонных артерий).

Легкие курящего человека

В процессе курения легкие подвергаются сильнейшему удару. Табачный дым, проникающий в легкие курящего человека, содержит табачный деготь (смолу), цианистый водород, никотин. Все эти вещества оседают в легочной ткани, в результате эпителий легких начинает просто отмирать. Легкие курящего человека представляют собой грязно-серую или даже просто черную массу отмирающих клеток. Естественно, функциональные возможности таких легких существенно снижены. В легких курящего человека развивается дискинезия ресничек, происходит спазмирование бронхов, в результате чего накапливается бронхиальный секрет, развивается хроническое воспаление легких, формируются бронхоэктазы. Все это приводит к развитию ХОБЛ – хронической обструктивной болезни легких.

Воспаление легких

Одним из распространенных тяжелых легочных заболеваний является воспаление легких – пневмония. Термин «воспаление легких» включает группу заболеваний с разной этиологией, патогенезом, клиникой. Классическая бактериальная пневмония характеризуется гипертермией, кашлем с отделением гнойной мокроты, в ряде случаев (при вовлечении в процесс висцеральной плевры) – плевральной болью. При развитии воспаления легких происходит расширение просвета альвеол, скопление в них экссудативной жидкости, проникновение в них эритроцитов, заполнение альвеол фибрином, лейкоцитами. Для диагностики бактериальной пневмонии используются рентгенологические методы, микробиологическое исследование мокроты, лабораторные анализы, изучение газового состава крови. Основой лечения является антибактериальная терапия.

Очаговые образования в легких - уплотнение ткани, вызываемое различными заболеваниями. Обычно они выявляются в результате рентгенологического исследования. Иногда осмотра специалиста и методов диагностики бывает недостаточно, чтобы сделать точное заключение. Для окончательного подтверждения нужно провести специальные методы обследования: анализы крови, мокрот, . Происходит это при злокачественных опухолях, пневмонии и нарушении обмена жидкости в дыхательной системе.

Очагом называют небольшое пятно, которое выявляют при рентгенографии, округлое или неправильной формы, расположенное в ткани легких. Их разделяют на несколько разновидностей: одинокие, единичные (до 6 шт.) и множественные.

Существует определенная разница между международно установленным понятием очаговых образований, и тем, что принято в отечественной медицине. За рубежом к ним относят уплотнения в легких размером около 3 см. Отечественная медицина ставит ограничения до 1 см, а другие образования относит к инфильтратам.

Компьютерная томография способна с большей вероятностью установить размер, форму уплотнения легочной ткани. Это исследование тоже обладает процентом погрешности.

Очаговые образования в органах дыхания представлены в качестве дегенеративных изменений в тканях легких или скапливании жидкости в виде мокроты или крови. Многие специалисты считают одной из важных задач их установление.

Онкологические факторы

До 70% одиночных очагов в легких относятся к злокачественным новообразованиям. С помощью КТ (компьютерной томографии), и базируясь на специфических симптомах, специалист может предположить о возникновении таких опасных патологий, как туберкулез или рак легких.

Однако для подтверждения диагноза требуется сдать необходимые анализы. Аппаратного обследования для получения медицинского заключения в некоторых случаях недостаточно. У современной медицины не существует единого алгоритма для проведения исследований при всех возможных ситуациях. Специалист рассматривает каждый случай отдельно.

Провести аппаратным методом четкую диагностику заболевания не позволяет несовершенство оборудования. При прохождении рентгенографии легких трудно обнаружить очаговые изменения, размер которых не достигает 1 см. Интерпозиция анатомических структур делает невидимыми и более крупные образования.

Специалист предлагает больным пройти обследование с помощью компьютерной томографии. Она позволяет рассмотреть ткани под любым углом.

Компьютерная томография для диагностики места расположения очага

Причины возникновения очаговых образований в легких

К основным факторам патологии относят возникновение уплотнений на легких. Такие симптомы присущи опасным состояниям, которые при отсутствии правильной терапии могут вызвать летальный исход. К болезням, которые спровоцировали это состояние, относят:

  • онкологические заболевания, последствия их развития (метастазы, непосредственно новообразования и пр.);
  • очаговый туберкулез;
  • воспаление легких;
  • , вызванные нарушением кровообращения или как вследствие аллергической реакции;
  • инфаркт миокарда;
  • кровотечения;
  • сильные ушибы грудной клетки;

Чаще всего уплотнения возникают из-за воспалительных процессов (острой пневмонии, туберкулеза легких) или онкозаболеваний.

У трети пациентов наблюдаются незначительные признаки поражения органов дыхания. Особенностью туберкулеза легких является отсутствие симптомов или минимальное их проявление. В основном его выявляют при профилактических осмотрах. Основную картину туберкулеза дает рентгенография легких, но она имеет различие в зависимости от фазы и продолжительности процесса.

Основные способы диагностики

Чтобы определить очаговые изменения, необходимо пройти специальное обследование (рентгенографию, флюорографию или компьютерную томографию). Эти методы диагностики имеют свои особенности.

При прохождении обследования в виде флюорографии нельзя выявить уплотнение, размером меньше 1 см. Проанализировать всю картину полностью и без ошибок не получится.

Многие врачи советуют пройти своим пациентам компьютерную томографию. Это способ исследования человеческого тела, позволяющий выявить различные изменения и патологии во внутренних органах больного. Он относится к самым современным и точным способам диагностики. Суть метода состоит во влиянии на тело больного рентгеновских лучей, и в дальнейшем, после прохождения через него, компьютерном анализе.

С его помощью удается установить:

  • в минимальные сроки и с особенной точностью патологию, которая поразила легкие пациента;
  • точно определить стадию заболевания (туберкулез);
  • правильно установить состояние легких (определить плотность тканей, диагностировать состояние альвеол и измерить дыхательный объем);
  • подвергнуть анализу состояние легочных сосудов легких, сердца, легочной артерии, аорты, трахеи, бронхов и лимфатических узлов, находящихся в области груди.

Этот способ также обладает слабыми сторонами. Даже при исследовании на КТ пропускают очаговые изменения. Это объясняется низкой чувствительностью аппарата при размере очагов до 0,5 см и незначительной плотности тканей.

Специалисты установили, что при первичном скринингом КТ, вероятность не обнаружить патологические нарушения в виде очаговых образований возможно при его размере 5 мм в 50% случаев. Когда диаметр соответствует 1 см, то чувствительность аппарата в таком случае равняется 95%.

В заключении указывается вероятность развития той или иной патологии. Расположению очагов на легких не придают решающего значения. Особое внимание обращают на их контуры. Если они неровные и нечеткие, при диаметре более 1 см, то это говорит о возникновении злокачественного процесса. В случае диагностирования четких краев очаговых изменений, речь может идти о развитии доброкачественных новообразований или туберкулеза.

При обследовании обращают внимание на плотность тканей. Благодаря этому признаку специалист имеет возможность отличить воспаление легких от изменений, вызванных туберкулезом.

К еще одному из нюансов компьютерной томографии следует отнести определение вещества, собирающегося в легких. Только жировые отложения дают возможность определения патологических процессов, а остальные невозможно отнести к категории специфических симптомов.

После получения снимков КТ легких, на которых просматриваются уплотнения, проводят их классификацию. Современная медицина выделяет следующие их разновидности, согласно размерам:

  • мелкие, составляющие в диаметре от 1 до 2 мм;
  • средние – размер в диаметре 3-5 мм;
  • крупные, составляющие от 1 см.

Очаговые образования в легких обычно классифицируют по плотности:

  • плотные;
  • средней плотности;
  • неплотные.

Классификация по количеству:

Единичные уплотнения. Могут являться фактором серьезной патологии (злокачественная опухоль) или относится к обычным возрастным изменениям, которые не представляют опасности для жизни пациента.

Множественные уплотнения . В основном характерны для воспаления легких и туберкулеза, однако иногда многочисленные и достаточно редко диагностированные онкозаболевания тоже вызваны развитием большого количества уплотнений.

У человека легкие покрыты тонкой пленкой, которая называется плевра. Уплотнения по отношению к ней бывают:

  • плевральные очаги;
  • субплевральные очаги.

Современная медицина обладает несколькими методами диагностики туберкулеза и других болезней легких. Для установления субплевральных очагов широко применяется компьютерная томография, тогда как флюорография и рентгенография оказываются не полностью действенными способами определения состояния пациента. Они находятся под плеврой, их расположение характерно для туберкулеза и онкозаболеваний. Только этот метод диагностика позволяет правильно определить возникшее заболевание.

Заключение

Очаговые изменения вызывают не только заболевания, которые легко поддаются терапии (пневмония), а иногда и более серьезными патологиями – туберкулезом, новообразованиями злокачественного или доброкачественного характера. Современные способы диагностики помогут своевременно их обнаружить, и назначить правильную и безопасную терапию.

Похожие статьи