Иммунная система организма. Иммунитетом называют способность организма находить чужеродные тела и вещества (антигены) и избавляться от них. Слово «иммунитет» происходит от латинского. Элементы иммунной системы

Иммунитетом называют способность организма находить чужеродные тела и вещества (антигены) и избавляться от них. Слово «иммунитет» происходит от латинского immunities, что значит «избавление от чего – либо». Микробы, а также яды, которые они выделяют, являются антигенами и вызывают иммунную реакцию. В процессе длительного исторического развития в организме животных и человека выработалась система органов иммунитета. К ним относится костный мозг, где формируются клетки крови, вилочная железа (тимус) и лимфатические узлы. В последних созревают лимфоциты, образовавшиеся в костном мозге. Различаются клеточный иммунитет, при котором уничтожение чужеродных тел осуществляют клетки, и гуморальный иммунитет, при котором посторонние тела удаляются с помощью антител – химических веществ, доставляемых кровью. К некоторым чужеродным телам иммунитет может быть враждебным, к другим он появляется после того, как антиген будет выявлен и опознан, а затем обезврежен


Если человек здоров, ему вводят вакцину. Она содержит ослабленные микробы и яды. Попадая в организм, эти чужеродные вещества и тела вызывают иммунную реакцию. У человека вырабатывается иммунитет против болезни, которую ему привили. Иммунитет, который был выработан в организме человека в результате болезни или введения ему вакцины, называется активным.




Исследование иммунитета началось с открытия лейкоцитов, пожирающих микробов и другие опасные частицы, например пылинки, скапливающиеся в легких. Это явление было открыто нашим соотечественником И.И.Мечниковым. Он назвал его фагоцитозом, а данную разновидность лейкоцитов – фагоцитами (пожирателями).


Для выработки искусственного иммунитета делают прививку. В организм вводят антигены или микроорганизмы, продуцирующие антигены. Это могут быть убитые или живые, но ослабленные возбудители заболевания. При повторной встрече с этим возбудителем в крови уже будут присутствовать специфические антитела. Еще более важно, что в иммунизированном организме благодаря иммунологической памяти памяти клеточные и гуморальные иммунные реакции будут развиваться значительно быстрее, чем при первом контакте. После прививки человек чаще всего уже не болеет данной болезнью или болеет легко. В этом случае иммунитет на ослабленного возбудителя болезни активно вырабатывается организмом, поэтому этот вид иммунитета называют искусственным активным.

Кравченко Артем

Интересная презентация к уроку биологии

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Иммунитет Борьба организма с инфекцией

Вторым барьером на пути болезнетворных микробов становятся элементы внутренней среды организма: кровь, тканевая жидкость и лимфа.

Способность организма избавляться от чужеродных тел и соединений и благодаря этому сохранять химическое и биологическое постоянство внутренней среды и собственных тканей называют иммунитетом.

Наиболее древней формой иммунитета является неспецифический иммунитет, осуществляемый лейкоцитами путем фагоцитоза (рис. 47), открытого И. И. Мечниковым. Он ввел шип розы в прозрачное тело личинки морской звезды и наблюдал, как ее лейкоциты уничтожают («пожирают») попавших в организм микробов. Эти формы иммунитета были названы неспецифическими, потому что они действовали на все микроор¬ганизмы, независимо от их химической природы.

Другая форма иммунитета - специфический иммунитет: организм способен распознавать вещества, отличные от его клеток и тканей, и уничтожать только эти чужеродные клетки и вещества.

Чужеродные вещества, способные вызывать иммунную реакцию, названы антигенами. Антигенами могут быть микробы, вирусы и любые клетки, состав которых отличается от состава собственных клеток организма.

Следует также различать клеточный и гуморальный механизмы иммунитета. Первый - уничтожение вредного фактора клетками-фатоцитами, второй - его уничтожение находящимися в крови особыми веществами, антителами, растворенными в крови. В ответ на попадание во внутреннюю среду организма антигенов происходит выработка антител, точно соответствующих по строению этому антигену (как ключ к замку). Если во внутреннюю среду попадет другой антиген, то на него вырабатывается соответствующее антитело. Результатом взаимодействия антигена и антитела образуются безвредные для организма неактивные соединения. Их обычно уничтожают фагоциты.

У позвоночных животных есть специальные органы, где формируются клетки крови, участвующие в иммунной реакции. Это костный мозг, вилочковая железа (тимус), лимфатические узлы.

Многие Т-лимфоциты способны распознавать микробные и другие антигены и расшифровывать их химическую структуру. В-лимфоциты, получив информацию об антигене от Т-лимфоцитов, начинают стремительно размножаться и выделять в кровь антитела. Каждый вид антител способен нейтрализовать строго определенный антиген, именно тот, который обнаружил Т-лимфоцит. Т-лимфоциты гладкие(а), а В-лимфоциты – ворситчатые(б) а б

Антитела могут нейтрализовать только те антигены, которые находятся вне клеток. Если же вирусу удалось проникнуть в клетку, не оставив следов на ее клеточной мембране, ни антитела, ни лейкоциты справиться с ним не смогут. Против вирусов борется сама клетка, выделяя особые вещества, одним из которых является интерферон. На рисунке 47 показано, как лейкоциты выходят из сосуда и уничтожают микробов, которые изображены темными овальными точками; мелкими точками обозначен гной; крупные круглые точки в сосуде - эритроциты

Проникающие в организм микробы сначала сосредоточиваются в одном месте, поражая орган или часть его. Это вызывает местную реакцию, которая называется воспалением. Ее приспособительное значение в том, чтобы не допустить распространения микробов на весь организм, а затем и полностью их уничтожить.

При воспалении происходит покраснение пораженного участка: расширяются капилляры и к этому месту усиленно притекает кровь. Повышается местная температура, раздражаются рецепторы, вызывающие ощущение боли. К воспаленному участку с кровью прибывают лейкоциты крови и макрофаги из тканей - начинается фагоцитоз. При этом вокруг скопления микробов образуется мощный защитный вал из лейкоцитов и макрофагов. Внутри этого вала происходит уничтожение возбудителей. При этом гибнет и часть клеток крови. Смесь из погибших микробов и фагоцитов и представляет собой всем известный гной (рис. 47).

Инфекционные заболевания отличаются от других тем, что они заразны, а также им свойственны циклическое течение и формирование постинфекционного иммунитета. Под цикличностью течения заболевания понимают закономерную смену симптомов болезни. Так, после попадания в организм инфекции больной некоторое время не чувствует каких-либо изменений. Это скрытый период болезни. Здесь происходит, с одной стороны, размножение возбудителя, а с другой - нарастание иммунной реакции: опознание чужеродных соединений, выработка против них антител. Болезнь не наступит, если антите¬лам удастся в самом начале подавить размножение возбудителя. В противном случае постепенно развиваются симптомы бо¬лезни (иногда это происходит резко). В этот острый период в организме происходит интенсивное накопление возбудителя, вредных веществ, которые он выделяет, а также уничтожающих их антител. В стадии выздоровления антитела начинают сдерживать размножение возбудителя и нейтрализуют его яды. Наступает облегчение, а затем выздоровление.

Инфекционные болезни - заразные болезни, поэтому важно знать, в какое время и как передается инфекция. Путь, через который возбудитель болезни может попасть в организм, называют «воротами инфекции». Наиболее частыми инфекционными поражениями являются острые респираторные заболевания (ОРЗ), в том числе грипп. Они вызываются различными микроорганизмами и вирусами. Иммунитет, выработанный к одному из возбудителей, не гарантирует от заражения другим. Грипп передается воздушно-капельным путем. Зная это, надо тщательно следить за чистотой воздуха, удалять пыль, изолировать больного. Многие микробы не выдерживают кипячения, их можно уничтожить хлорамином и другими дезинфицирующими средствами.

Ряд инфекционных болезней поражает преимущественно детей. Это корь, ветряная оспа, коклюш, свинка. Эти заболевания обычно оставляют стойкий иммунитет. Вместе с тем они очень заразны. Большинство людей болеют ими в детстве. Отсюда и их название - «детские болезни», но болеть ими могут и взрослые. Значительную опасность для окружающих представляют бацилло- и вирусоносители. Ими становятся люди, перенесшие инфекционные заболевания, но не освободившиеся полностью от болезнетворных микроорганизмов. Силы иммунитета этих людей достаточны, чтобы защитить себя от возобновления заболевания, но они не могут уничтожить их до конца. Такие люди могут, сами того не подозревая, заражать окружающих. Поэтому не следует уклоняться от анализа на бациллоносительство, если его предлагает врач.

Презентация ученика 8 «Б» класса Михневской средней школы Кравченко Артема

Урок по теме «Иммунитет»

Цели урока: сформировать представления об иммунитете как защитном механизме организма человека, разъяснить, каким образом иммунная система обеспечивает защиту организма от чужеродных веществ, клеток и тканей, ознакомить учащихся с достижениями иммунологии.

Оборудование: таблица «Форменные элементы крови», карточки с тестовыми заданиями (по числу учащихся в классе).

На предыдущих уроках мы с вами установили, что между организмом человека и окружающей средой существует постоянная и непрерывная связь.

Вопросы

1. В чем заключается связь между организмом человека и окружающей средой? (Поступление в организм необходимых веществ и удаление из него продуктов обмена. )
2. Какие системы участвуют в таком обмене? (Пищеварительная, дыхательная, кровеносная, выделительная. )
3. Что мы относим к внутренней среде организма и какое она имеет значение? (Один из учащихся выходит к доске, чертит схему внутренней среды организма и готовит пояснение к ней. )

Пока ученик у доски готовит ответ, учитель раздает классу карточки с заданиями. Через 5 мин карточки собираются и заслушивается ответ ученика, работающего у доски.

Отметьте правильные ответы

1. В состав плазмы входит:

– сыворотка;
– эритроциты;
– тромбоциты.

2. Эритроциты вырабатываются в:

– печени;
– красном костном мозге;
– селезенке.

3. Лейкоциты образуются в:

– печени;
– красном костном мозге;
– селезенке;
– лимфатических узлах.

4. Ядро имеют:

– эритроциты;
– лейкоциты;
– тромбоциты.

5. Крови придают красный цвет:

– лейкоциты;
– тромбоциты;
– эритроциты.

6. Защищают организм от чужеродных частиц:

– лейкоциты;
– тромбоциты;
– эритроциты.

7. Тромбоциты:

– переносят кислород;
– осуществляют фагоцитоз;
– образуют тромб.

Человек живет в окружении разнообразных микробов: бактерий, вирусов, грибков, простейших. Люди долгое время не подозревали об этом, пока 320 лет тому назад голландский мануфактурщик Антони ван Левенгук не создал первый микроскоп, с помощью которого он и обнаружил целый мир маленьких организмов – микроорганизмов, или микробов.

Среди микробов есть полезные и вредные для человека. Попадание болезнетворных микробов в человеческий организм может привести к заболеванию. Такое заражение называют инфекцией , а возникшее заболевание – инфекционным . То, что заразные болезни вызываются микробами, доказал французский ученый-химик Луи Пастер, основоположник микробиологии.

Проникнув в организм человека, болезнетворные микробы повреждают и разрушают клетки и ткани, используя их вещества для своего питания и размножения. Кроме того, продукты их жизнедеятельности часто ядовиты для организма человека.

Течение заболевания зависит не только от особенностей вызвавшего его микроорганизма, но и от устойчивости к нему человека. При проникновении микробов в организм человека возникает защитная реакция – совокупность биологических реакций, направленных на устранение любых повреждений организма, в том числе инфекции и ее последствий.

Заболевания бывают общие и местные (схема на доске):

Местные заболевания, даже самые незначительные, такие, например, как прыщ, могут перерасти в общие.

Вопросы

1. Какие из перечисленных заболеваний относятся к общим, а какие – к местным: порез пальца (местное ), больной зуб (местное ), ангина (общее ), грипп (общее )?

2. Почему как только заболит горло, необходимо сразу начинать полоскать его дезинфицирующим раствором? (Чтобы местное заболевание не перешло в общее. )

3. При порезе пальца кровь свертывается и образуется тромб. Является ли это защитной реакцией организма? (Да, т.к. она направлена на устранение повреждения. )

Но заражение и заболевание – это не одно и то же. В организм человека могут попасть болезнетворные микробы, но он при этом не заболеет. В таком случае человек становится носителем этих болезнетворных микробов и может быть источником инфекции.

То, что микробы, попадая в организм, не всегда вызывают заболевания, обусловлено иммунитетом. Иммунитет – это способность организма обнаруживать чужеродные соединения и тела во внутренней среде организма и уничтожать их (от лат. immunitas – освобождение, избавление от чего-либо), т.е. это – защитная реакция организма. Иммунитет, так же как фагоцитоз, является функцией лейкоцитов. (Определение иммунитета записывается на доске.)

Иммунитет может возникать разными путями и иметь разные свойства, поэтому различают несколько видов иммунитета. (Схема на доске.)

Итак, в организме имеются защитные реакции, поэтому восприимчивость к болезням зависит от состояния организма. В процессе эволюции выработались различные механизмы защиты человеческого организма от чужеродных тел, образовалась целая система, обеспечивающая эту защиту, - иммунная система . В нее входят: красный костный мозг; тимус, или вилочковая (зобная) железа, первичный орган иммунной системы; лимфатические узлы; селезенка.

Часть лейкоцитов, образующихся в костном мозге, попадает в вилочковую железу, лимфатические узлы, селезенку, где превращается в лимфоциты. Лимфоциты обладают способностью различать чужеродные молекулы и клетки и уничтожать их. Химические соединения, которые лимфоциты воспринимают как чужеродные, называют антигенами .

Вопросы

1. Что такое антиген? (Чужеродное химическое соединение, вызывающее иммунную реакцию в организме. )
2. Где образуются клетки крови? (В красном костном мозге. )
3. Где образуются лимфоциты? (В красном костном мозге и вилочковой железе. )
4. Какие органы и системы организма человека входят в состав иммунной системы? (Красный костный мозг, вилочковая железа, лимфатические узлы, селезенка. )
5. Каковы функции лимфатических узлов? (Они задерживают микробы, в них дозревают лимфоциты ).

По роли в распознавании и уничтожении чужеродных тел лимфоциты делят на несколько групп. Важное значение имеют Т- и В-лимфоциты. Т-лимфоциты образуются из костномозговых клеток, попавших в тимус, где они размножаются, созревают и проходят селекцию (при этом до 90% погибает), а потом попадают в лимфатические узлы и селезенку. В-лимфоциты размножаются и созревают в костном мозге, из которого также попадают в лимфатические узлы и селезенку.

Группа Т-лимфоцитов в свою очередь состоит из нескольких групп. Это Т-эффекторы (связывют и уничтожают носителей антигенов), Т-хелперы (помогают Т-эффекторам и В-лимфоцитам), Т-киллеры (убивают опухолевые и пораженные вирусами клетки), Т-супрессоры (тормозят иммунную реакцию), Т-амплифайеры (усиливают иммунную реакцию).

Когда хелперы обнаруживают антигены, они дают сигнал в кровь, эффекторы и киллеры начинают активно делиться, подходят к клетке и убивают ее. Этот вид защитной реакции называют клеточным иммунитетом (ученики записывают в тетради под диктовку: «Иммунитет, осуществляемый лимфоцитами, которые непосредственно уничтожают чужеродные тела – антигены, называются клеточным иммунитетом»).

Если антиген не может быть уничтожен непосредственно клетками иммунной системы, в борьбу вступают В-лимфоциты. При получении сигнала от Т-хелперов, обнаруживших антигены, В-лимфоциты размножаются и превращаются в плазматические клетки, которые выделяют особые вещества – антитела, имеющие сродство к данному антигену. Антитела при контакте с антигеном уничтожают его (запись в тетрадях: «Антитела способны уничтожать только те антигены, к которым имеют сродство»). Вот почему антитела, выработанные против вируса оспы, не могут защитить нас от других микробов и вирусов.

Антитела по свойствам делятся на несколько групп, из которых наиболее важная называется иммуноглобулинами . Вместе с током крови антитела циркулируют в организме и при встрече с антигеном уничтожают его. Такая защитная реакция организма на чужеродные вещества и клетки называется гуморальным иммунитетом (запись в тетрадях: «Иммунитет, обусловленный циркулирующими в крови антителами, называется гуморальным»).

И клеточной, и гуморальный иммунитеты – защитные реакции организма на появление чужеродных веществ или клеток во внутренней среде, которые начинаются с обнаружения антигена.

Клеточный иммунитет был открыт и исследован русским ученым И.И. Мечниковым (1883), гуморальный иммунитет – немецким ученым П.Эрлихом (1897). Оба ученых за работы по иммунитету были награждены Нобелевской премией в 1908 г.

Вопросы

1. Где и из чего образуются Т-лимфоциты? (В тимусе, из клеток костного мозга. )
2. Где образуются В-лимфоциты? (В красном костном мозге. )
3. При каком виде иммунитета антиген уничтожается непосредственно клетками иммунной системы? (Клеточный иммунитет. )
4. Как называется защитная реакция организма, при которой антиген уничтожается химическими веществами, циркулирующими в крови? (Гуморальный иммунитет. )
5. Что такое антитело? (Особое соединение, выделяемое в кровь клетками иммунной системы для уничтожения определенного антигена. )

Как правило, человек, переболевший инфекционным заболеванием, повторно этим заболеванием не заражается или переносит его в легкой форме. Это объясняется способностью В-лимфоцитов узнавать те антигены, с которыми они встречались раньше, и быстро реагировать на их появление выделением большого количества нужных антител. Cпособность В-лимфоцитов называется иммунной памятью (запись в тетрадях: «Способность лимфоцитов узнавать антигены, с которыми они раньше встречались, и быстро реагировать на их появление называется иммунной памятью»).

Открытие иммунной памяти позволило ученым создать предохранительные прививки. Суть их в том, что человека заражают ослабленными возбудителями и вызывают легкую форму заболевания. При этом формируется искусственный активный иммунитет и человек становится невосприимчивым к заболеванию.

Около 200 лет назад английский врач Дженнер заметил, что доярки, работавшие с коровами, больными коровьей оспой, не заболевали натуральной оспой. Проведя эксперименты, он обнаружил, что человека можно защитить от заболевания натуральной оспой введением жидкости из коровьих оспинок. Так опытным путем была доказана возможность предупреждения болезни с помощью прививок.

Спустя 80 лет французский ученый Луи Пастер разработал теорию предупреждения болезней с помощью вакцинации (от лат. vacca – корова). Он предложил вводить здоровому человеку ослабленные (или убитые) микробы, которые не могут вызвать серьезного заболевания, но делают его невосприимчивым к инфекции.

Если человек заболел инфекционной болезнью, ему поможет сыворотка, содержащая готовые антитела против микробов, вызвавших данную болезнь. Ее изготавливают из крови людей или животных, вакцинированных против этой болезни. Так, например, антидифтерийную сыворотку получают из крови лошадей. Сыворотка помогает и при попадании в организм человека ядов, например, при укусе змеи.

Лечебные сыворотки можно применять как для лечения, так и для профилактики заболеваний, но срок их действия небольшой, поэтому их введение необходимо повторять.

Домашнее задание: составить схему возникновения приобретенного активного иммунитета.

Современная медицина называет иммунитетом способность организма противостоять инфекциям и вторжениям чужеродных тел, включая разные микроорганизмы. Нормально функционирующая иммунная система способна различать свои и чужие клеточки и вещества, благодаря чему обеспечивается генетическая целостность человека как многоклеточного организма.

Нарушения работы иммунной системы приводят к тому, что индивидуальная сопротивляемость определённым вирусам или бактериям не срабатывает, в результате чего развивается болезнь. Случается, что иммунная система начинает относиться к собственным клеткам, как к чужакам, что тоже не хорошо. В подобных случаях возникают автоиммунные заболевания. Повышенный иммунитет также может привести к отторганию пересаженных органов, выкидышу у беременных.

Загадки живой клетки

Две линии защиты

Можно выделить две основные составляющие системы защиты нашего организма. Первая линия обороны препятствует попаданию чужеродных элементов. Такие защитные барьеры существуют как снаружи, так и внутри организма. Основа наружной защиты – кожа и слизистые оболочки. Они включают механическую защиту и целый арсенал антимикробных веществ. Аналогично в слизистых оболочках желудка и кишечника вырабатываются энзимы, которые способны уничтожать микробы. Кроме того, в слизистых оболочках существует естественная микрофлора, способная препятствовать прикреплению патогенов к этим оболочкам и защищать таким образом организм.

Такая защита довольно эффективна, но существуют микроорганизмы, которые способны без особых проблем преодолевать её. Это микобактерии сальмонеллы, листерии, туберкулёза, грамотрицательные кокки. Есть и такие бактерии, которые вовсе не уничтожаются естественной защитой (капсулярные формы пневмококка и др.). Кроме того, возможно проникновение резистентных разновидностей обычных микроорганизмов.

Вторая составляющая иммунной системы – механизмы иммунной защиты, срабатывающие при проникновении чужака. Через некоторое время после его внедрения в организм формируется ответная иммунная реакция и начинают вырабатываться антитела, которые уничтожают патоген. Скорость такой реакции зависит от того, имел ли организм опыт борьбы с конкретным чужаком раньше. Так, после перенесенных кори, коклюша и некоторых других заболеваний наш организм на всю жизнь запоминает способы борьбы с их возбудителями, у него вырабатывается пожизненный иммунитет.

Неизлечимых болезней не существует

Элементы иммунной системы

Различают центральные и периферические органы иммунной системы. К центральным органам относится небольшая вилочковая железа (тимус) и костный мозг. Периферические органы – лимфатические узлы и селезёнка. На клеточном уровне основа иммунной системы это лимфоциты. Существуют Т-лимоциты и В-лифоциты. Т-лимфоциты задействуются во внутриклеточных реакциях, а В-лимфоциты несут ответственность за гуморальную систему, в которую входят такие жидкие среды организма, как кровь, лимфа, тканевая жидкость и др. Системы Т-лимфоцитов и В-лимфоцитов взаимосвязаны и регулируют деятельность друг друга.

Тимус отвечает за развитие В-лимфоцитов, а в селезёнке есть зоны, в которых формируются Т-лимфоциты и В-лимфоциты. Также оба вида лимфоцитов могут формироваться в разных участках лимфатических узлов, расположенных по всему организму.

Кто делает грипп? (Познавательное ТВ, Пламен Пасков)

Механизм действия

Каждый из видов лимфоцитов несёт ответственность только за один единственный вид чужеродных микроорганизмов. Как только в организме распознается присутствие такого чужака, запускается система воспроизведения лимфоцитов, направленных на его нейтрализацию. Это сложный биохимический механизм, который выполняет две основные функции – уничтожение чужаков и остановка их размножения. Избирательность действия лимфоцитов объясняет тот факт, почему различные видоизменения вирусов могут проходить через нашу иммунную систему. Наглядным примером может служить вирус гриппа, который постоянно подвержен мутациям и изменениям, из-за чего разработать универсальную вакцину против этой инфекции невозможно.

Виды иммунитета

Иммунитет может быть врождённый или приобретённый. Врождённый иммунитет может быть характерным для всех людей (невосприимчивость к разным заболеваниям животных, например, чуме собак) или только для отдельных людей (есть люди с иммунитетом к туберкулезу, ВИЧ и другим заболеваниям).

Врождённый иммунитет не зависит от нашей воли, а вот приобретённый может быть вызван естественно или искусственно. Активный приобретённый иммунитет развивается как следствие перенесённых организмом заболеваний или после введения вакцины, в которой присутствуют ослабленные тела вирусов. Пассивным приобретённым иммунитетом называется получение организмом готовых антител к определённым заболеваниям. Такие антитела могут попасть в организм вместе с медицинской сывороткой или с материнским молоком. Многие антитела мы получаем ещё во время внутриутробного развития.

Факторы, влияющие на иммунитет

Основой нашего иммунитета является наследственность. Это та основа, на которой строится защитная система каждого человека. Но хорошая наследственность ещё не означает, что вы будете всю жизнь защищены от различных заболеваний. Огромное влияние на иммунитет имеют такие факторы, как правильное/неправильное питание, состояние окружающей среды, наличие серьёзных заболеваний, вредные привычки, стрессы и большие нервные напряжения.

Признаки снижения иммунитета

На первых этапах вы можете не замечать того, что иммунная система начинает сбоить. Если у вас постоянно присутствует усталость, вы быстро утомляетесь, часто появляются головные боли, ощущение ломоты в суставах или мышцах, то всё это может свидетельствовать о снижении иммунитета. При этом также могут быть нарушения сна, причём проявления могут быть прямо противоположными: у одних людей наблюдается сонливость, других преследует бессонница.

Серьёзным сигналом, что с вашей иммунной системой не всё в порядке, будут частые инфекционные заболевания. Герпес на губах, простуды, непонятные воспалительные процессы и другие явления – это сигнал, что необходимо принимать срочные меры, чтобы вернуть иммунную систему в нормальное состояние.

Если иммунная защита будет ослабленной в течение длительного времени, вашими неизменными спутниками станут хронические заболевания, на лечение которых потребуется много времени и усилий.

Как повысить иммунитет

Средства повышения иммунитета
Метод Описание
Здоровое мышление Есть известная пословица «в здоровом телездоровый дух». Немногие знают, что это часть произведения Ювенала «Сатиры», в которой основной акцент ставится на здравый ум, то есть дух. Именно здоровый дух является основой здоровья тела. Древний автор предвидел открытия современной науки, которая доказывает, что психическое и эмоциональное состояние человека значительно влияет на его здоровье. С медицинской точки зрения быть пессимистом, впадать в депрессии, проявлять негативные чувства просто невыгодно. Пока механизмы изменений, которые происходят на биохимическом уровне, достаточно не изучены, но их существование уже признано. Например, эмоции радости связаны с выработкой эндорфинов, страх отравляет кровь норадреналином, раздражение и гнев сжигают полезные гормоны или нейтрализуют их производство. Таким образом, наука подтверждает и другое известное высказывание – «все болезни от нервов».Поэтому основой хорошего иммунитета должно стать здоровое мышление, все остальные методы будут малоэффективны без такого стержня духа. Что бы вы ни делали, вы должны верить, что это пойдет вам на пользу. Тогда даже болезни будут переноситься легче. Научитесь даже в них видеть позитив – скоро организм выработает нужные антитела, и я стану сильнее.
Никаких «привычек» Эффективность иммунной системы напрямую зависит от того, насколько быстро организм определяет те или иные антигены. Поэтому вы должны быть подвижными в своем мышлении. Не позволяйте никаким привычкам управлять вами, будьте всегда готовы к разным ситуациям, не привязывайтесь только к одному способу мышления или решения задач. Такое гибкое мышление будет более гибким и в управлении иммунной системой, хотя большинство таких вопросов и решаются на подсознательном уровне.Отдельно хочется упомянуть о так называемых «вредных привычках». Нужно называть вещи своими именами, алкоголь и курение – это не привычки, а самоубийство. Отравление организма, разрушение деятельности всех его систем, да и влияние на сознание человека этих «привычек» описаны достаточно. Если вы хотите иметь хороший иммунитет, забудьте про алкоголь и сигареты.
Здоровое питание Неправильное питание приводит к ослаблению всех систем организма, включая иммунную. Для её нормальной деятельности также необходимы витамины и минеральные вещества. Неправильный рацион приводит к многочисленным заболеваниям системы пищеварения, нарушается обмен веществ, что негативно влияет на иммунитет. Побеспокойтесь о том, чтобы в вашем рационе было достаточно фруктов и овощей, поменьше пищи с высоким содержанием холестерина, жиров, консервантов и химических добавок. В вашем рационе также должны быть морепродукты, в которых очень много разнообразных элементов.Сила иммунной реакции на вторжение антигена повысится, если в рационе будет достаточно витамина А и каротинов. Их источником может служить вся растительная пища, особенно красного и желтого окраса (помидоры, морковь, тыква, красный перец и т.д.).Для иммунитета также необходим витамин С. Его источником являются цитрусовые, шиповник, чёрная смородина, кислая капуста. Без достаточного количества витамина С снижается скорость выработки иммунных клеток.Витамин В помогает усилить защиту клеток. Его много в хлебе грубого помола, бобовых, гречке, орехах, семечках. Кладезем витамина В могут служить проращённые злаки, в них также содержится много витамина Е, который также увеличивает защиту клеток.Для нормального иммунитета важен состав микрофлоры кишечника. Для этого полезны все кисломолочные продукты. Использование биокефиров и биойогуртов позволит увеличить выработку интерферона – важного элемента иммунной системы.
Физические упражнения Сидячий и неактивный образ жизни очень негативно сказывается на иммунной системе. Любые физические нагрузки и упражнения стимулируют сразу несколько систем организма. Во-первых, усиливается нервная система. Мышцами управляют нервные импульсы, любые, даже незначительные нагрузки помогут вам бороться со стрессами и укреплять нервную систему. Это может быть зарядка, гимнастика, аэробика, бег или прогулки на природе. Очень полезны растяжки и йога, особенно если физические упражнения являются частью комплексной системы развития личности.Вторым важным моментом, объясняющим практическую пользу различных гимнастик и упражнений, является кровоснабжение. Любое мышечное напряжение усиливает кровоснабжение мышечных и близлежащих тканей. Вместе с кровью туда поступают все необходимые вещества, а также выводятся отработанные вещества и токсины.
Очистка организма Время от времени очищайте организм. Для этого можно использовать регулярные диеты, разгрузочные дни. Можно очищать отдельные органы. Для нашего главного фильтра – печени – полезно раз в год проводить очистку при помощи свеклы или смеси лимонного сока с оливковым маслом. Отведите один выходной в году для такой процедуры, и вы значительно разгрузите свой организм, что окажет хорошее влияние на иммунную систему.
Закаляйтесь Дозированный стресс подстегивает все системы организма. Это наподобие зарядки для мышц. Конечно, усердствовать здесь не следует, иначе такая закалка просто измотает организм и ослабит его. Каждый должен подобрать для себя такие способы, которые будут восприниматься комфортно. На первых порах можно обтираться холодной водой, или принимать холодный душ. И уж после того, как организм будет это нормально воспринимать, можно рискнуть заняться моржеванием. Начинать закаляться лучше летом. Также неплохо обливаться холодной или чуть теплой водичкой после того, как вы примите ванную или распаритесь в бане. Но эта процедура опасна для людей со слабым сердцем.Закалка – это не обязательно обливание водой. Существуют и воздушные ванны. Иногда просто достаточно прогуляться в парке зимой, чтобы организм не расслаблялся и поддерживал форму. Такие регулярные прогулки совмещают гимнастику и закаливание.
Прививки Вы можете использовать медицинские средства для повышения иммунитета. Это особенно важно, если ваша работа предусматривает постоянный контакт с разными людьми. В последние годы массовые прививки против гриппа заметно снизили развитие эпидемий гриппа. Даже если вы верите в собственные силы, не следует пренебрегать достижениями медицины, особенно если у вас есть какие-либо хронические заболевания. Помогите организму войти в норму и только затем откажитесь от приема лекарств.

Вера в себя

Напоследок следует подчеркнуть, что иммунитет является сложным механизмом, на который влияет множество разнообразных факторов. Поэтому и меры по его укреплению лучше принимать комплексные. В основе – здоровое мышление и нацеленность на успех, а всё остальное, это дополнение, факторы, которые помогают организму усилить свои защитные способности, а духу – стать твёрже.

Иммунитет - это невосприимчивость организма к возбудителям заболеваний.


Лейкоциты (белые клетки крови) обеспечивают иммунитет: защищают организм от микроорганизмов и чужеродных частиц.


Фагоциты - это лейкоциты, пожирающие чужеродные частицы. Явление фагоцитоза было открыто И.И.Мечниковым.

Антитела - это белки, выделяемые лейкоцитами (В-лимфоцитами).

  • Антитела совпадают по форме с чужеродными частицами, присоединяются к ним, тем самым облегчают фагоцитам их уничтожение.
  • На то, чтобы выработать достаточное количество антител против нового (незнакомого) возбудителя, В-лимфоцитам требуется 3-5 дней.
  • Наличие в крови человека антител к определенному вирусу (например, к ВИЧ) говорит о том, что человек заражен.

Виды иммунитета

Естественный пассивный (врожденный)

  • У человека с рождения имеются готовые антитела против многих болезней. Например, человек не болеет собачьей чумкой
  • Ребенок получает готовые антитела с материнским молоком. Вывод: дети, находящиеся на грудном вскармливании, меньше болеют.

Естественный активный - по окончании болезни в организме остаются клетки памяти, запоминающие строение антител. При повторном попадании того же самого возбудителя выделение антител начинается не через 3-5 дней, а сразу, и человек не заболевает


Искусственный активный появляется после прививки - введения вакцины, т.е. препарата убитых или ослабленных возбудителей болезни. Организм проводит полноценную иммунную реакцию, остаются клетки памяти.


Искусственный пассивный - появляется после введения сыворотки - препарата готовых антител. Сыворотка вводится во время болезни, чтобы спасти человека. Клетки памяти при этом не образуются.

Выберите один, наиболее правильный вариант. Введение в кровь сыворотки, содержащей антитела против возбудителей определенного заболевания, приводит к формированию иммунитета
1) активного искусственного
2) пассивного искусственного
3) естественного врожденного
4) естественного приобретенного

Ответ


Выберите один, наиболее правильный вариант. Какой русский ученый открыл процесс фагоцитоза
1) И.П. Павлов
2) И.И. Мечников
3) И.М. Сеченов
4) А.А. Ухтомский

Ответ


Выберите один, наиболее правильный вариант. Вакцина содержит
1) яды, выделяемые возбудителями
2) ослабленных возбудителей
3) готовые антитела
4) убитых возбудителей

Ответ


Выберите один, наиболее правильный вариант. Пассивный искусственный иммунитет возникает у человека, если ему в кровь вводят

2) готовые антитела
3) фагоциты и лимфоциты
4) вещества, вырабатываемые возбудителями

Ответ


Выберите один, наиболее правильный вариант. Человеку, заболевшему дифтерией необходимо ввести
1) вакцину
2) сыворотку
3) антигены
4) физиологический раствор

Ответ


Выберите один, наиболее правильный вариант. Противостолбнячная сыворотка содержит
1) ослабленных возбудителей болезни
2) антибиотики
3) антитела
4) бактерий, питающихся бактериями столбняка

Ответ


Выберите один, наиболее правильный вариант. Активный искусственный иммунитет
1) человек получает при рождении
2) возникает после перенесенной болезни
3) образуется после предупредительной прививки
4) образуется после введения сыворотки

Ответ


Установите соответствие между защитным свойством организма человека и видом иммунитета: 1) активный, 2) пассивный, 3) врожденный. Запишите цифры 1, 2 и 3 в правильном порядке.
А) наличие антител в плазме крови, полученных по наследству
Б) получение антител с лечебной сывороткой
В) образование антител в крови в результате вакцинации
Г) наличие в крови сходных белков – антител у всех особей одного вида

Ответ


Установите последовательность этапов приготовления противодифтерийной сыворотки. Запишите соответствующую последовательность цифр.
1) получение дифтерийного яда
2) выработка стойкого иммунитета у лошади
3) приготовление противодифтерийной сыворотки из очищенной крови
4) очищение крови лошади – удаление из нее клеток крови, фибриногена и белков
5) многократное введение лошади дифтерийного яда через определенные промежутки времени с увеличением дозы
6) забор крови у лошади

Ответ


Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Лечебные сыворотки характеризуются тем, что
1) используются для профилактики инфекционных заболеваний
2) содержат готовые антитела
3) содержит ослабленных или убитых возбудителей заболеваний
4) в организме антитела сохраняются недолго
5) используются для лечения инфекционных заболеваний
6) после введения вызывают заболевания в легкой форме

Ответ


1. Установите соответствие между видом иммунитета 1) естественный, 2) искусственный - и способом его появления. Запишите цифры 1 и 2 в правильном порядке.
А) передается по наследству, врождённый
Б) возникает под действием вакцины
В) приобретается при введении в организм лечебной сыворотки
Г) формируется после перенесенного заболевания

Д) передается с материнским молоком

Ответ


2. Установите соответствие между особенностями и видами иммунитета: 1) естественный, 2) искусственный. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) невосприимчивость человека к чумке, поражающей собак
Б) невосприимчивость к кори после прививки
В) возникает после введения сыворотки
Г) вырабатывается после введения препаратов, содержащих антитела
Д) наследование невосприимчивости к инфекциям

Ответ


Установите соответствие между характеристикой и видом лечебного препарата: 1) вакцина, 2) лечебная сыворотка. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) содержит убитые или ослабленные вирусы или бактерии
Б) содержит готовые антитела
В) может вызвать заболевание в лёгкой форме
Г) вводится, как правило, заболевшему человеку или при подозрении на заражение
Д) участвует в формировании пассивного искусственного иммунитета
Е) образует активный искусственный иммунитет

Ответ


Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Что характерно для естественного иммунитета человека?
1) передаётся по наследству
2) вырабатывается после перенесения инфекционного заболевания
3) вырабатывается после введения токсинов в организм
4) вырабатывается после введения ослабленных микроорганизмов
5) обеспечивается переходом антител из крови матери в кровь плода
6) формируется после введения человеку сыворотки

Ответ

© Д.В.Поздняков, 2009-2019

Похожие статьи