ЛФК - это что за метод? Комплекс упражнений ЛФК после переломов. Массаж как средство лечебной физкультуры

Организация и реабилитационные методы ЛФК и массажа в реабилитационных центрах

лечебный физкультура упражнение массаж

Лечебная физкультура - самостоятельная научная дисциплина. В медицине это метод лечения, использующий средства физической культуры для профилактики, лечения, реабилитации и поддерживающей терапии. ЛФК формирует у человека сознательное отношение к занятиям физическими упражнениями и в этом смысле, имеет воспитательное значение; развивает силу, выносливость, координацию движений, прививает навыки гигиены, закаливания организма естественными факторами природы. ЛФК основывается на современных научных данных в области медицины, биологии, физической культуры.

Основным средством ЛФК являются физические упражнения, применяемые в соответствии с задачами лечения, с учетом этиологии, патогенеза, клинических особенностей, функционального состояния организма, степени общей физической работоспособности.

Лечебная физкультура:

естественный биологический метод, так как использует присущую организму функцию движения;

метод неспецифической терапии, но в то же время отдельные виды упражнений могут влиять на определенные функции организма;

метод патогенетической терапии, в связи с возможностью физических упражнений влиять на реактивность организма;

метод активной функциональной терапии, так как приспосабливает организм больного к повышающимся физическим нагрузкам;

метод поддерживающей терапии на этапах медицинской реабилитации у людей пожилого возраста;

метод восстановительной терапии в комплексном лечении больных.

Характерной особенностью ЛФК является процесс тренировки больных физическими упражнениями.

Различают общую и специальную тренировку:

общая тренировка направлена на оздоровление, укрепление организма больного с помощью общеукрепляющих упражнений;

специальная тренировка осуществляется упражнениями, целенаправленно воздействующими на пораженный орган, область травмы.

Массаж - метод лечения, профилактики, реабилитации после заболеваний и оздоровления, представляющий собой совокупность приемов механического, дозированного воздействия на различные участки поверхности тела человека, производимого руками массажиста или специальными аппаратами. Для достижения положительного результата при применении массажа необходимо дифференцировать методику его в зависимости от этиологии, патогенеза, клинических особенностей, функционального состояния центральной нервной системы (ЦНС), характера влияния различных приемов на организм.

ЛФК и массаж широко применяются в комплексе с другими методами при заболеваниях и травмах, а также могут являться самостоятельными методами лечения многих хронических заболеваний и последствий травм: при параличах, парезах, искривлениях позвоночника, эмфиземе, последствиях перелома костей и др.

Лечебную физкультуру (ЛФК) и массаж все шире применяют при лечении различных заболеваний и травм, а также в целях реабилитации. Особенно возросла роль этих методов при лечении больных, у которых ряд лекарственных веществ вызывает аллергию. ЛФК и массаж не оказывают побочных отрицательных явлений, аллергии.

Научно-технический прогресс изменил условия жизни людей, но наряду с благами он привнес и отрицательно влияющую на человека ограниченную двигательную активность - гипокинезию. Гипокинезии сопутствует гиподинамия - снижение силы мышц. Ограничение двигательной активности, возросшее нервно-психическое перенапряжение обусловили распространение вредных привычек- курение, злоупотребление алкоголем и даже наркотиками. Эти факторы увеличивают возможность заболевания, их называют факторами риска.

Применение ЛФК, массажа противодействует гипокинезии, уменьшает факторы риска, особенно при сердечно-сосудистых заболеваниях, нарушениях обмена веществ. ЛФК и массаж оказывают разностороннее благоприятное воздействие на организм. Однако при этом возможны плохая переносимость и даже обострение процесса при применении неправильных методик, при назначении их в такой фазе заболевания, когда они противопоказаны.

При каждой форме заболевания необходимо применять частные методики ЛФК, массажа и строить их в зависимости от особенностей этиологии, понимания сущности патогенеза заболевания, клинических форм течения его, функционального состояния организма, а также с учетом специфики физических упражнений и приемов массажа.

ЛФК и массаж проводят инструкторы ЛФК и массажисты. В лечебных учреждениях это специалисты со средним медицинским образованием или педагоги физвоспитания с высшим образованием.

Адаптивная физкультура (АФК) - это комплекс мер спортивно-оздоровительного характера, направленных на реабилитацию и адаптацию к нормальной социальной среде детей с ограниченными возможностями, преодоление психологических барьеров, препятствующих ощущению полноценной жизни, а также сознанию необходимости своего личного вклада в социальное развитие общества. Главным направлением АФК является формирование двигательной активности, как биологического и социального факторов воздействия на организм и личность человека.

Детский массаж и гимнастика - это один из самых важных лечебных и профилактических методов. Детям не рекомендуется давать лекарства по каждому поводу, лишь в случае крайней необходимости. Нарушения здоровья нужно умело предотвращать. Один из простых способов - оздоровительный массаж. Дело в том, что массаж, в силу своей специфики, почти не имеет противопоказаний. Но в любом случае, лечебный массаж следует проводить по назначению врача.

Сегодня достаточно широко известна взаимная тесная связь между всеми органами и частями организма. А наиболее доступными для воздействия являются кожа и поверхностные ткани ребенка.

Искусство массажиста в том, чтобы, чувствуя эту связь, «настроить» своими руками организм пациента на нормальную работу.

Детство - это время интенсивного развития, освоения огромного объема информации, воспитания привычек и жизненных установок, становления ребенка как личности. Формируются основные двигательные навыки, такие как ходьба, бег, прыжки, воспитывается осанка, умение управлять своим телом, проявляются такие черты характера как инициативность, настойчивость, самостоятельность. Ребенок ценит движение как способ самовыражения, способ познания окружающего мира, получая огромное удовольствие от новых умений и навыков.

Вид довольного, улыбающегося детского личика с лихвой компенсирует все тяготы родительского бремени.

Массаж - совокупность приёмов воздействия на ткани и органы в виде поглаживания, растирания, разминания, вибрации, проводимых непосредственно на поверхности тела человека как руками, так и специальными аппаратами через воздушную, водную или иную среду с целью достижения лечебного эффекта. Лечебный массаж используется на всех этапах лечения, а также с целью профилактики и повышения уровня здоровья.

Ручной (традиционный метод массажа, мануальный) - это наиболее часто применяемый метод, т. к. с помощью рук массажист может ощущать состояние массируемых тканей. С помощью ручного массажа можно выполнить все существующие массажные приемы, а также комбинировать их по мере надобности в зависимости от поставленной задачи.

Механический массаж - проводится с использованием массажного кресла.

С помощью первого - массируются мягкие ткани вдоль позвоночника, прогревая их и оказывая легкое растяжение позвоночника. В результате снижается мышечный тонус и восстанавливается подвижность позвонков.

При втором режиме используется турманиевый сплав, излучающий тепло, которое легко проникает в тело человека, что улучшает кровообращение и расслабляет мышцы.

Основное средство ЛФК - физические упражнения, применяемые в соответствии с задачами лечения, с учетом причины, развития, особенностей течения заболевания, функционального состояния организма, общей физической работоспособности.

Основная форма ЛФК - это процедура лечебной гимнастики, то есть специально подобранные для лечения физические упражнения. Занятия могут проводиться групповым, малогрупповым и индивидуальным методом.

Группы формируют на основе заболевания, возраста и физического состояния ребенка.

Индивидуальный метод ЛФК применяют у детей по показаниям в соответствии с возрастом и степенью тяжести заболевания.

Механотерапия - одна из форм ЛФК, представляет собой систему функционального лечения с помощью различных устройств и снарядов, применяемую в комплексе с другими средствами и методами современной медицинской реабилитации больных.Основу механотерапии составляют дозированные ритмически повторяемые физические упражнения на специальных аппаратах и приборах с целью восстановления подвижности в суставах (аппараты маятникового типа), облегчения движений и укрепления мышц (аппараты блокового типа), повышения общей работоспособности (многофункциональные тренажеры).

В современной механотерапии применяют реабилитационные тренажеры с программным управлением, позволяющим дозировать амплитуду и интенсивность движения. Основа нового подхода к применению механотерапии состоит в адаптации жизненно важных систем, последовательном обучении правильным движениям - от примитивных до сложных, с целью их рефлекторного закрепления во время выполнения упражнений, а также для восстановления мышц, суставов, связок, костей сегмента тела, и, как следствие этого, тела в целом. Показания:

Механотерапия применяется в комплексе с другими средствами и методами современной медицинской реабилитации при лечении заболеваний нервной системы, органов пищеварения, болезней обмена веществ, заболеваний и последствий травм опорно-двигательного аппарата.

Вестибулярная гимнастика

Включает упражнения для повышения точности и меткости движений, координации действий между двумя и более суставами и мышечными группами, на уменьшение тремора, тренировку функции равновесия в положении стоя и при ходьбе.

Специальные упражнения с использованием тренажеров, способствуют нормализации мышечного тонуса, развитию опороспособности конечностей, улучшению ориентации в собственном теле и пространстве.

Основными задачами вестибулярной реабилитации являются улучшение устойчивости и равновесия, предотвращение падений, уменьшение субъективных ощущений головокружения и чрезмерной зависимости от зрительных и соматосенсорных стимулов, восстановление координации движений, а также снижение тревоги, обусловленной заболеванием вестибулярной системы.

Наиболее эффективная реабилитация детей носит комплексный подход .

Необходимость оказания совместной помощи детям с проблемами в развитии является совершенно очевидным условием эффективности коррекционных мероприятий. Совместная коррекционная помощь предполагает взаимосвязанную деятельность специалистов различных профилей: врач невропатолог, логопед, дефектолог, психолог, педагог по СБО, педагог по ЛФК - интегрированную в единый коррекционный процесс.

Комплексная помощь означает одновременное, непрерывное, последовательное коррекционное воздействие, которое не просто механически суммирует усилия педагогов, а оформляет отдельные моменты деятельности каждого специалиста в зависимости от актуальности задач коррекции.

Весь коррекционный процесс строится на основе активного взаимодействия специалистов, совместного решения ими, возникающих в процессе обучения проблем.

Приемственность в работе специалистов это - сложный многоступенчатый процесс, основными этапами которого являются: экспертная диагностика, разработка реабилитационных программ, их реализация, мониторинг реабилитационных мероприятий и их корректировка.

Для достоверной диагностики необходима опора на данные клинико- физиологического и психолого- педагогического изучения ребенка.

Врач проводит сбор подробных анамнестических сведений и выбирает наиболее эффективные рекомендации лечения реабилитационного восстановления, а педагог ЛФК подбирает соответствующую программу и методику коррекции. В зависимости от ведущего диагноза проводится взаимосвязь со специалистами (дефектологом, логопедом, психологом, педагогом по СБО) в виде рекомендаций к требованиям развития общей и мелкой моторики, повторения упражнений дыхательной гимнастики, комплекса упражнений по формированию осанки, приемов самомассажа.

Каждый специалист проводит диагностику и составляет коррекционную программу. После этого проводится командная оценка - совместная оценка состояния психофизического развития ребенка и на основании ее составляется индивидуальный план коррекционной работы (ИРП). В индивидуально - развивающей программе отражается совместная работа специалистов на основе запроса родителей.

Специалисты изучают проблемы ребенка с позиций своих дисциплин и совместно обсуждают направления и методы работы коррекционной помощи, результаты работы отражены в мониторинге.

Методика проведения занятий

Занятия лечебной физкультурой проводятся 2 - 3 раза в неделю

3лет - 15 мин

5лет- 20мин

8лет-30мин

18лет-45мин

При проведении занятия используется традиционная схема:

вводная часть (разминка), в подготовительной части используются знакомые упражнения с малым и средним количеством повторений.

основная (специальные корригирующие упражнения), в основной части выполняется увеличенное количество повторений каждого упражнения. Преобладает выполнение упражнений повторным или интервальным методом, в сочетании с пассивным отдыхом. Решаются основные задачи коррекции.

заключительная (восстановление), в заключительной части нагрузка снижается.

Количество повторений каждого упражнения - 4 - 6 раз. Через 4-5 недель занятий обновляется 20 - 30 % упражнений (главным образом, специальных).

Основными методами, используемыми на занятиях ЛФК являются: объяснение, показ упражнений педагогом, индивидуальная работа с детьми и игровые методы (игровой стрейтчинг), повышающие интерес к занятиям. Набор в группы происходит после обязательного медицинского осмотра врача невропатолога. Форма проведения занятий - групповые или индивидуальные. Количество детей в группе 6-8 человек. Основным средством обучения являются физические упражнения.

Большое внимание на занятиях лечебной гимнастикой отводится дозированию нагрузки: она должна быть адекватной состоянию ребенка и его психомоторному развитию. Основными критериями дозировки служат подбор физических упражнений, количество повторений, плотность нагрузки на протяжении занятия, исходные положения при выполнении упражнений, темп.

Различают три вида нагрузки: большую, среднюю и малую [по проф. В.А. Епифанову]. При большой нагрузке используются все физические упражнения, без ограничений. При средней нагрузке исключаются бег, прыжки, сложнокоординированные упражнения. При малой нагрузке предпочтение отдается элементарным упражнениям для верхних и нижних конечностей в сочетании с дыхательными упражнениями. При проведении занятий лечебной гимнастикой чаще практикуются средние по величине нагрузки.

И на основании этого осуществляется комплектование групп ЛФК с учетом возраста детей, показателей их физической готовности, функционального состояния и степени выраженности патологического процесса.

Отличительная особенность занятий у наших детей является медленное выполнение упражнений и длительность перерывов между отдельными упражнениями.

Физическую нагрузку на уроке ЛФК дозируется следующим образом:

Подбор физический упражнений: от простого к сложному.

Продолжительность физических упражнений.

Число повторений.

Выбор исходных положений.

Темп движений под счет от 1 до 4.

Амплитуда движений.

Степень усилия.

Точность.

Сложность.

Количество отвлекающих упражнений.

Эмоциональная включенность ребенка.

Программа по лечебной физкультуре включает 3 этапа:

Подготовительный этап (3-10 часов):

на этом этапе проводится тестирование физического развития детей. По его итогам педагог получает оценку функционального состояния организма ребенка.

Основной этап (8 - 24 часа) включает в себя:

упражнения по совершенствованию дыхания;

общеразвивающие упражнения;

корригирующие упражнения;

тренировка мышечной, дыхательной и сердечно - сосудистой систем с индивидуальным дозированием нагрузки и дальнейшим ее возрастанием.

Заключительный этап (7- 10 часов):

В ходе, которого осуществляется дальнейшее совершенствование и закрепление техники выполнения ОРУ и индивидуальных комплексов специальных упражнений. На этом этапе подводятся итоги всего цикла:

тестирование физического развития,

Формы контроля

Врачебный контроль и самоконтроль является неотъемлемой частью выполнения программы.

Задачами врачебного контроля являются:

создание оптимального режима применения основных средств и методов реализации программы для укрепления здоровья обучающихся;

содействие в создании надлежащих условий работы по оздоровлению организма.

Врачебные наблюдения, проводимые в процессе занятий, направлены на изучение построения занятий, состоянию здоровья занимающихся, их физическому развитию, определению границ приспособляемости организма к физическим нагрузкам.

Самоконтроль - это самостоятельное систематическое наблюдение занимающихся за изменением своего здоровья. Наблюдения сигнализируют об изменениях, происходящих в организме под влиянием систематических занятий. В качестве показателей самоконтроля используются субъективные и объективные признаки изменения организма. К субъективным признакам относятся: самочувствие, сон, аппетит, а к объективным: частота сердечных сокращений, динамика роста и массы тела, сила кисти, измерение окружности груди и т. д.

с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

ФИЗИЧЕСКАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ

Физическая реабилитация включает в себя назначение различных средств физической реабилитации (ЛФК, различные виды массажа, преформированные и природные факторы). Проводится врачами физиотерапии, ЛФК и массажа, а также средним медицинским персоналом (физиосестры, массажисты, инструктора ЛФК).

Лечебная физкультура (ЛФК) является одним из наиболее важных и действенных методов физической реабилитации, который находит самое широкое применение при заболеваниях нервной системы различной этиологии с многообразными клиническими синдромами как в неврологической, так и нейрохирургической. Это определяется, с одной стороны широтой воздействия лечебных физических упражнений на различные функциональные системы организма - сердечно-сосудистую, дыхательную, опорно-двигательную, нервную, эндокринную, а с другой стороны, тренирующим и восстановительным эффектом этих упражнений при дифицитарности или недостаточности различных функций организма.

Современные теоретические и практические аспекты лечебной физкультуры позволяют сформулировать наиболее общие принципы применения этого метода медицинской реабилитации.

1. Целенаправленность методик ЛФК, предопределяемая конкретным функциональным дефицитом в двигательной, чувствительной, вегетативно-трофической сфере, в сердечно-сосудистой, дыхательной деятельности.

2. Дифференцированность методик ЛФК в зависимости от типологии функционального дефицита, а также степени его выраженности.

3. Адекватность нагрузки лечебной физкультурой индивидуально-динамическим возможностям пациента, оцениваемым по общему состоянию, состоянию сердечно- сосудистой и дыхательной систем и по резервным возможностям дефицитарной функциональной системы при данном конкретном этапе заболевания (на данное занятие ЛФК), с целью достижения тренирующего эффекта при оптимуме нагрузки.

4. Своевременность применения методик ЛФК на ранних этапах заболевания с целью максимального возможного использования сохранных функций для восстановления нарушенных, а также наиболее эффективного и быстрого развития приспособления при невозможности полного восстановления функционального дефицита.

5. Последовательная активизация лечебно-физкультурных воздействий путём расширения методического арсенала и объёма ЛФК, возрастания тренировочных нагрузок и тренирующего воздействия на определённые функции и на весь организм пациента.

6. Функционально оправданная комбинированность применения различных средств ЛФК - лечебной гимнастики, массажа, постуральных упражнений - в зависимости от периода заболевания нервной системы, функционального дефицита, степени его выраженности, прогноза восстановления функций и присоединения осложнений, а также этапа реабилитации пациента.

7. Комплексность применения методик ЛФК в медицинской реабилитации с другими методами - медикаментозной терапией, физиобальнеотерапией, иглорефлексотерапией, гипербарической оксигенацией, аппаратным лечением, ортопедическими мероприятиями и др.

Использование перечисленных принципов применения ЛФК является обязательным как при построении лечебного комплекса на конкретный сеанс и курс, так и при выработке программы реабилитации для данного пациента или группы одноплановых пациентов.

Существует много методик и разновидностей двигательной активности, которые имеют место в проведении реабилитационных мероприятий.

Массаж является одним из древнейших способов физического воздействия на организм больного человека. Ему посвящены многие руководства и монографии, в которых описаны техника, тактика и особенности различных видов массажа.

Массаж - это совокупность приёмов механического воздействия в виде трения, давления, вибрации, проводимых непосредственно на поверхности тела человека как руками, так и специальными аппаратами, через воздушную водную или другую среду. Массаж может быть общим и местным. В зависимости от задач различают следующие виды массажа: гигиенический, лечебный, спортивный, самомассаж.

Важными задачами, которые решаются с помощью массажа, являются:

1. Общетонизирующее воздействие - путём усиления крово- и лимфообращения, а также неспецифического стимулирования экстероцептивной и проприоцептивной чувствительности (классический, сегментарный, точечный массаж);

2. Регионарно-тоническое воздействие на вялопаретичные мышцы - достигается применением различных способов классического массажа в большом объёме, с достаточной силой, а также специального массажа, благодаря продольному растиранию и разминанию брюшка мышцы при различных её состояниях (расслаблении или разной степени напряжения) и последующему потряхиванию, мелкоточечной вибрации и кратковременному до болевого ощущения прижатию мышцы;

3. Расслабляющее воздействие на ригидные, спастичные и локально-спазмированные мышцы, осуществляемое с помощью общих расслабляющих приёмов классического массажа (поглаживания, потряхивания, мелкой вибрации), выполняемых в медленном темпе с обязательными паузами между приёмами, а также с помощью точечного и сегментарного массажа определённых точек и зон;

4. Противоболевое воздействие достигается рефлекторным влиянием точечного (акупрессура), сегментарного, восточного и классического (в расслабляющем варианте) массажа.

Все приёмы массажа должны сочетаться с различными методами лечебной гимнастики. Лишь в особых случаях, когда общее состояние больного не позволяет проводить занятия лечебной гимнастикой, проведение массажа становится самостоятельным, стратегически важным методом.

Физиотерапия. В комплексной реабилитации больных применяются различные виды физиотерапевтических процедур. Все они решают практически одни задачи: снижение активности воспалительного процесса, активизация репаративных процессов, уменьшение болевого синдрома, улучшение крово- и лимфообращения, а также трофики тканей, предупреждение и устранение контрактур, восстановление важнейших иммунно-адаптационных систем организма.

Принципами физиотерапии являются своевременное использование физических факторов, правильное их сочетание, преемственность в лечении. Существует несколько групп искусственно получаемых и естественных лечебных физических факторов.

Механотерапия представляет собой систему функционального лечения с помощью различных устройств и снарядов, применяемую в комплексе с другими средствами и методами современной медицинской реабилитации больных.

По своей эффективности аппараты механотерапии могут быть подразделены на следующие группы:

1. “Диагностические” аппараты, помогающие учитывать и точно оценивать эффект двигательного восстановления;

2. Поддерживающие, фиксирующие аппараты - помогающие выделять отдельные фазы произвольных движений;

3. Тренировочные аппараты, помогающие дозировать механическую нагрузку при движениях;

4. Комбинированные аппараты из первых трёх групп.

В настоящее время в практике восстановительного лечения широко используются следующие группы аппаратов механотерапии по принципу воздействия на организм человека:

1. Аппараты, основанные на принципе блока (функциональный механотерапевтический стол, блоковая установка стационарного типа, портативная блоковая установка), предназначенные для дозированного укрепления различных мышечных групп верхних и нижних конечностей;

2. Аппараты, основанные на принципе маятника, для восстановления подвижности и увеличения объёма движений в различных суставах верхних и нижних конечностей и аппараты для повышения общей работоспособности (тренажёры). Маятниковые аппараты надёжны в эксплуатации. Стойки допускают изменение высоты крепления аппарата. На стойке, состоящей из основания, жёстко связанного четырьмя направляющими колонками с верхней крышкой, можно одновременно укрепить два аппарата механотерапии. На колонках располагаются две плиты, на которые устанавливают аппараты. Наличие контргруза даёт возможность аппарату легко крепиться с помощью стопорного устройства на нужной высоте.

Массажу и лечебной гимнастике в комплексном лечении травм и заболеваний отводится значительное место (схема VI). Так, в послеоперационном периоде при ряде заболеваний, когда имеет место болевой синдром, массаж применяется в первые сутки (на операционном столе) многократно (В.И.

Дубровский, 1969). После снятия болевого синдрома в комплексное лечение включают лечебную физкультуру (гимнастику).

Последовательность применения массажа и лечебной физкультуры имеет


важное значение. При болях рефлекторный спазм сосудов и мускулатуры не дает возможности правильно выполнять упражнения, поэтому трудно добиться релаксации мышц, большой амплитуды движений и пр. При хронических травмах для разработки суставов и ликвидации контрактур массаж можно проводить до и после ЛФК. Наблюдения показывают, что массаж действует анальге- зирующе (В.И. Дубровский, 1973).

Схема VI. Лечебная физкультура в системе реабилитации спортсменов после операционных вмешательств

Задача массажа: снять гипертонус (напряжение) мышц, уменьшить (ликвидировать) боль, улучшить крово- и лимфоток в травмированных тканях (или больном органе), ускорить метаболизм в тканях, вызвать гиперемию в травмированных (патологических) тканях. После массажа больной дышит увлажненным кислородом в течение 5- 10 мин. ЛФК проводится в сопровождении музыки или цветомузыки, что позволяет дольше выполнять упражнения. снять напряжение мышц, а также уменьшить (ликвидировать) боль.

Остеохондроз позвоночника, люмбаго, люмбалъгия. Вначале проводится массаж, снимающий напряжение околопозвоночных мышц и вызывающий глубокую гиперемию в околопозвоночных тканях. Массаж можно проводить в сочетании с гиперемирую-щими мазями и тракцией. После массажа больной выполняет комплекс гимнастических упражнений, а затем в положении лежа на животе можно провести взаимный массаж или массаж спины ногами.

Артрозы, коксартрозы, артриты., болезнь Гоффа, травмы опорнодвигательного аппарата.

В травматологии и ортопедии массаж проводится перед занятиями гимнастикой для снятия боли и напряжения мышц. Массируют мышцы выше и ниже сустава, сам сустав (кроме локтевого) только поглаживают и растирают. Проводится сегментарно-рефлекторный массаж, то есть вначале массируют рефлексогенные зоны позвоночника, затем - прок-симальные отделы конечности и дистальные, после чего поглаживают и растирают сустав.

Больным ревматоидным артритом проводится щадящий массаж суставов, так как при энергичном массаже возможен синовиит (то есть образование жидкости в суставе). При полиартритах, особенно у лиц пожилого возраста, также не следует интенсивно растирать, мять суставы, поскольку такой массиж дает обострение. После массажа занимаются лечебной гимнастикой или выполняют упражнение на тренажерах.

После операций на костях, снятия гипсовых повязок. Если имеется болевой синдром, то сначала проводится массаж, а затем ЛФК. В первые 3-5 дней выполняется щадящий массаж с маслами, особенно это касается лиц пожилого возраста. Массаж начинают с проксимальных отделов. Должны преобладать приемы разминания (неглубокого) и потряхивания массируемых мышц.

Ишемическая болезнь сердца, гипертоническая болезнь. При болях в сердце вначале показан массаж, а затем - выполнение гимнастических упражнений. Массируют нижние конечности, область сердца (в основном поглаживание и растирание по межреберным промежуткам), воротниковую область. При гипертонической болезни массаж проводят после гимнастики. Массируют нижние конечности и живот. У больных с гипертонической болезнью до и после занятий ЛФК необходимо измерять АД.

Хронический бронхит, пневмония, бронхиальная астма. Вначале проводится массаж дыхательной мускулатуры. Если массаж проводится после ЛФК, то включается массаж грудной клетки (перкуссионный массаж), который способствует отхождению мокроты (при ее наличии).

Урологические и гинекологические заболевания. Массаж проводится в свободные от занятий ЛФК дни или спустя 3-4 ч после занятий ЛФК.

Колиты, гастриты. При спастических колитах сначала проводится массаж, а затем - ЛФК, при гастритах же, особенно гиперацидных, сначала ЛФК, затем - массаж.

Еще по теме Массаж и лечебная физкультура:

  1. П.2. ПРИНЦИПЫ ПРИМЕНЕНИЯ ЛЕЧЕБНОЙ ФИЗКУЛЬТУРЫ В ПЕДИАТРИИ. ОСОБЕННОСТИ МЕТОДИКИ ЛЕЧЕБНОЙ ФИЗКУЛЬТУРЫ В ДЕТСКОМ ВОЗРАСТЕ
  2. Глава 5 ЛЕЧЕБНАЯ ФИЗКУЛЬТУРА В КЛИНИКЕ ВНУТРЕННИХ БОЛЕЗНЕЙ. ЛЕЧЕБНАЯ ФИЗКУЛЬТУРА ПРИ ЗАБОЛЕВАНИЯХ СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТОЙ СИСТЕМЫ
  3. Нина Александровна Абрашина. Лечебный и профилактический массаж для детей с нарушениями развития.Лечебный и профилактический массаж для детей с нарушениями развития: Флинта, Наука; М.;2009, 2009

Массаж - средство лечебной физкультуры, использующее местное и рефлекторное действие дозированных механических раздражений участков тела специальными приемами. Эти приемы выполняются ру­ками массажиста или специальными аппаратами, вызывая в первую очередь возбуждение механорецепторов [Вербов А. Ф., 1966]. К ним относятся распространенные по всему телу рецепторы кожи, раздра­жаемые прикосновением, давлением, ударами и пр., рецепторы мышечно-суставного чувства (проприорецепторы) и рецепторы внутрен­них органов (интерорецепторы), приходящие в возбуждение при изменении давления на органы и стенки сосудов (барорецепторы). Клинико-физиологической основой использования массажа как одного из средств лечебной физкультуры в комплексной терапии детских за­болеваний и травм являются процессы, происходящие в массируемых участках тела, и общие нейрогуморальные сдвиги в организме, обусло­вленные рефлекторными реакциями и выделениями биологически ак­тивных веществ.

При проведении массажа возбуждение механорецепторов вызы­вает преобразование механической энергии в сигналы, идущие к не­рвным центрам. В результате сложных физиологических процессов в ЦНС формируются ответные реакции, что обусловливает рефлектор­ную основу действия массажа. Таким образом, все приемы массажа действуют на основе разнообразных рефлексов - как безусловных, так и условных, вызывая изменения функционального состояния раз­личных отделов ЦНС и способствуя образованию приспособительных реакций.

Во время массажа на организм ребенка действуют не только меха­нические раздражения, но и тепло рук массажиста, а сам характер ме­ханического воздействия может изменяться в зависимости от силы надавливания, направления движения и т. д. Механическое и тепловое воздействие на ткани массируемой области приводит к образованию в них биологически активных веществ типа гистамина, ацетилхолина, к связанным с механическим и химическим факторами изменениям ми­кроциркуляции, лимфо- и кровоснабжения. В коже под влиянием при­емов массажа расширяются сосуды, уменьшается венозный застой, улучшается трофика, увеличивается функция сальных и потовых желез. Массаж способствует также слущиванию эпидермиса, повышению эла­стичности и упругости кожи. Под влиянием массажа увеличивается со­кратительная способность, сила и работоспособность мышц, нормали­зуется их тонус, восстанавливается эластичность. Определенные приемы массажа могут способствовать увеличению скорости восстано­вительных процессов в утомленных мышцах как за счет местных, так и общих рефлекторных реакций. Массаж способствует увеличению эластичности и подвижности в суставах, связках, а также сухожилиях. Активируя секрецию синовиальной жидкости, он способствует местным и общим процессам лимфо- и кровоснабжения. В связи с этим массаж приводит к рассасыванию отеков и выпотов, а также ликвидации патологических изменений в суставах. На нервную систе­му ребенка массаж оказывает особенно выраженное действие через об­ширную рефлексогенную зону кожи. От многочисленных рецепторных образований раздражение с поверхности кожи и глубжерасположенных тканей передается в нервные центры, изменяя, в зависимости от харак­тера массажного воздействия, уровень возбудимости и скорость тече­ния нервных процессов. По данным В. М. Андреевой и Н. А. Белой (1966), после массажа улучшаются показатели биоэлектрической актив­ности головного мозга. Доказано влияние массажа на вегетативную нервную систему. У ребят раннего возраста поглаживающий массаж способствует повышению пониженной и уменьшению повышенной возбудимости [Рысс М. Г., 1957; Фонарев М. И., 1975]. Сочетание мас­сажа с гимнастическими упражнениями приводит к более быстрому образованию двигательных условных рефлексов. Благотворное влия­ние массажа на сердечно-сосудистую систему связано с расширением сосудов кожи и раскрытием добавочных капилляров, что способствует улучшению венозного тока и облегчению работы сердца.

При этом, как правило, уровень артериального давления и часто­та сердечных сокращений существенно не увеличиваются, наоборот, наблюдаются урежение сердечного ритма, уменьшение периферическо­го сопротивления. Даже легкие приемы массажа значительно уско­ряют передвижение лимфы по сосудам и приток питательных веществ к тканям массируемого участка. Влияние массажа на лимфоток, уро­вень лимфоснабжения тканей объясняют трофический эффект, ибо лимфа обеспечивает тонкие процессы тканевого обмена. Рефлекторное действие приемов массажа вызывает улучшение кровоснабжения сер­дечной мышцы и повышение его сократительной способности. Общее действие на кровообращение проявляется уменьшением под влиянием массажа застойных явлений в большом и малом круге кровообраще­ния. Изменения в дыхательной системе связаны как с общими рефлек­торными влияниями, обеспечивающими увеличение газообмена, улуч­шение транспорта газов кровью, так и с местным воздействием массажа при определенной методике его применения на дыхательные мышцы и гладкую мускулатуру бронхов. Имеются данные об измене­нии после массажа выделительной функции почек [Макаров В. А., 1975]. Увеличивается мочеотделение, улучшается выведение азота. Та­ким образом, в основе действия массажа на организм ребенка лежат многообразные местные изменения и сложные взаимообусловленные нейрогуморальные и нейроэндокринные процессы, вызываемые ре­флекторными реакциями из рецепторной зоны кожи, подкожной клет­чатки и мышц, регулируемые высшими отделами ЦНС.

Особенности применения приемов массажа и методик их исполь­зования обеспечивают возможность дифференцированного и много­образного его воздействия на организм. По целевой направленности различаются три вида массажа: 1) гигиенический, 2) спортивный и 3) лечебный [Вербов А. Ф., 1966].

Гигиенический массаж используется для общеукрепляю­щего действия на организм, профилактики заболеваний. Применяется чаще всего в виде общего массажа. Косметический массаж, напра­вленный на уход за кожей шеи, лица и пр., для предупреждения пре­ждевременного ее старения, с использованием специальных приемов, является разновидностью гигиенического массажа.

Спортивный массаж применяется с учетом особенностей от­дельных видов спорта, гимнастики с целью физического совершенство­вания спортсмена в данном виде и для быстрейшего снятия утомления с восстановлением сил в процессе тренировки и при проведении соревнований.

В практике гигиенического и спортивного массажа используется также самомассаж, производимый с ограниченным числом приемов и под наблюдением врача.

Лечебный массаж применяется в клинической практике в различных лечебно-профилактических учреждениях (поликлиника, стационар, санаторно-курортное лечение) при разных заболеваниях, являясь составной частью комплексного лечения.

Каждая разновидность лечебного массажа отличается от других использованием определенных приемов и методики их применения в связи с поставленной лечебной задачей, что определяет его опти­мальную эффективность при тех или иных заболеваниях. Общий ле­чебный массаж (классический) - с использованием основных приемов (поглаживание, растирание, разминание, вибрация) с их вспомога­тельными вариантами. Он применяется в зависимости от состояния больного, особенностей патологии и решаемых задач, как самостоя­тельно, так и в сочетании с другими средствами лечебной физкуль­туры. Сегментарный массаж с включением дополнительных спе­циальных приемов на рефлексогенные зоны (шейно-затылочная и грудная, пояснично-крестцовая область, паравертебральная и др.). Точечный массаж - общие приемы массажа, их разновидности, а так­же дополнительные специальные приемы торможения и возбуждения воздействием на биологически активные точки тела (БАТ) в опреде­ленных сочетаниях и последовательности. Аппаратный массаж - с ис­пользованием различных приспособлений (вибраторы, аппараты под­водного массажа и др.).

Общий лечебный массаж применяется на всех этапах медицинской реабилитации больных в комплексном лечении большинства заболева­ний детского возраста, когда механизм лечебного действия массажа или отдельных его приемов обеспечивает решение соответствующих задач комплексной терапии (восстановление трофики, улучшение репа- ративных процессов, предупреждение атрофий и т. п.). Противопоказа­ния - тяжелое общее состояние, нагноительные процессы кожи и под­кожных образований.

Условия для проведения массажа. К массажисту предъ­являются следующие требования: знание особенностей заболевания и понимание поставленных лечебных задач; безупречное владение тех­никой массажа; развитие тактильной чувствительности и тонкости осязания для определения состояния кожи, подкожных образований и тонуса мышц и их изменения под влиянием массажа. При выполне­нии приемов нужно придать массируемой части тела наиболее выгод­ное положение, обеспечивающее сближение начала и прикрепления массируемых мышц для достижения их расслабления.

Обязательное условие, содействующее эффективности работы мас­сажиста, - контакт с больным, умение создать ему хорошее настрое­ние (с учетом возраста и умственного развития). Обращается внима­ние больного на ощущения, которые возникают при достижении какого-то определенного результата, например расслабления мышц. Это необходимо для того, чтобы в дальнейшем добиться самостоя­тельного воспроизведения такого же ощущения больным, а следова­тельно, обеспечить закрепление полученных результатов. Целесообраз­но во всех случаях, когда необходимо улучшение двигательной функции, сочетать любой вид массажа с физическими упражнениями

При выраженном влиянии ранних тонических рефлексов и наличии порочных поз надо подбирать индивидуальное исходное положение больного при массаже, исключающее возможность усиления патологи­ческих рефлексов. Для этого используются различные валики, подуш­ки, перекидные грузы и другие приспособления. Для проведения мас­сажа (любого) отводится специальное помещение, оборудованное высокой кушеткой или массажным столиком. Перед процедурой его проветривают (температура доводится до 20 - 22 °С). Руки массажиста Должны быть чистыми, теплыми, ногти обрезаны, украшения с паль­цев сняты.

К основным приемам общего лечебного массажа относятся сле­дующие: поглаживание - массирующая рука скользит по коже всей ладонью, не собирая ее в складки и не смещая, производя различ­ное надавливание в зависимости от того или иного приема. Основные приемы плоскостное и охватывающее поглаживание. При плоскост­ном кисть массажиста выпрямлена свободно, пальцы согнуты, движения производятся без напряжения. При охватывающем - кисть как бы охватывает рельеф массируемой части тела и принимает фор­му желоба, большой палец отведен. Движения обоих видов могут быть поверхностными и глубокими. Поверхностное поглаживание способ­ствует расслаблению мышц, улучшает вазомоторную функцию кожных сосудов, стимулирует обменные процессы в коже, повышает ее упругость и эластичность. Глубокое поглаживание способно стимули­ровать лимфоток и кровоток, а также функцию мышц. Поглаживание производится продольно, поперечно, зигзагообразно, кругообразно и спиралевидно. Глубокое поглаживание рекомендуется проводить продольно по ходу лимфатических сосудов, как правило, от периферии к центру, в направлении к ближайшим лимфатическим узлам. Погла­живание обычно выполняется двумя руками параллельно или последо­вательно (в случае необходимости глубокого воздействия наклады­вают одну кисть на другую). Оно производится не только кистью, но и пальцами, боковой поверхностью кисти и пр. Непрерывное поглажи­вание производят, не отнимая рук от массируемой поверхности, а при прерывистом - движения энергичные, ритмичные, короткими рывками.

Вспомогательные приемы: щипцеобразное, граблеобразное, греб­необразное поглаживание и глажение.

Растирание - руки производят надавливание и смещают в разные стороны подлежащие ткани. При этом кисть не скользит по коже, а прямолинейными или круговыми движениями образует впере­ди себя кожную складку в виде валика и осуществляет сдвигание, разъ­единение и растягивание тканей и -«перетирание» патологических уплотнений [Куничев Л. А., 1979]. Растирание оказывает успокаиваю­щее действие на ЦНС, усиливает сократительную способность мышц, развивает ощущение тепла с наличием гиперемии, улучшает процессы тканевого обмена, увеличивает подвижность тканей, обеспечивает растяжение рубцов, спаек, затвердений в мышцах. Растирание выпол­няется пальцами, локтевым краем ладони и опорной частью кисти в продольном, поперечном, зигзагообразном, кругообразном или циркулярном направлениях одной или двумя руками.

Вспомогательные приемы: штрихование, строгание, граблеобраз­ное и гребнеобразное растирание, пиление, пересекание и щипцеобраз­ное растирание.

Разминание предназначено главным образом для воздействия на мышцы; оно усиливает кровообращение массируемого участка, улучшает питание тканей, эластичность и сократительную способность мышц. Продольное разминание производится по ходу мышечных во­локон, при этом мышца как бы ущемляется между тенаром и гипотенаром. Разминание применяется для массажа краев крупных мышц, мышц конечностей, плечевого пояса и туловища; может быть не­прерывным или прерывистым - как стимулирующий прием. Попереч­ное разминание производится в поперечном по отношению к мы­шечным волокнам направлении, при этом надо следить за ритмич­ностью движений и за тем, чтобы рука не соскальзывала. Сухожилия и места прикрепления мышц массируют одной рукой, а затем про­изводят разминание двумя руками в обратном направлении.

Вспомогательные приемы: валяние, накатывание, сдвигание, рас­тяжение, надавливание, подергивание, сжатие, щипцеобразное раз­минание.

Вибрация включает такие приемы, при помощи которых в мас­сируемой ткани возникают колебательные движения различной скоро­сти и амплитуды. Слабая вибрация стимулирует двигательные функ­ции, сильная же способствует понижению нервной возбудимости, а при определенной частоте оказывает обезболивающее действие, улучшая функцию внутренних органов и опорно-двигательного аппа­рата. Вибрация производится непрерывно и прерывисто, ее можно осу­ществлять в продольном, поперечном направлении, зигзагообразно, спиралеобразно и перпендикулярно массируемому.участку. Движения осуществляются одним или несколькими пальцами, ладонной или ты­льной поверхностью последних, ладонью или опорной частью кисти, кулаком, с захватом тканей и т. д. Стабильная вибрация производится на одном месте без перемещения, применяется на болевых точках при невралгиях и т. д. При парезах и параличах производят лабильную ви­брацию вдоль нервных стволов при массаже ослабленных мышц или стабильно на биологически активных точках (БАТ). Для воздействия на внутренние органы кисть перемещают в области проекции данного органа с нежным безболезненным давлением. Непрерывная вибрация усиливает деятельность желез, а нежная способствует расслаблению мышц и снятию утомления, сильная оказывает стимулирующее дей­ствие. Вспомогательные приемы: потряхивание, сотрясение, встряхива­ние, подталкивание. Прерывистая вибрация заключается в нанесении ритмичных одиночных ударов, следующих один за другим.

Разновидности: пунктирование, поколачивание, похлопывание, рубление, стегание.

Сегментарный массаж. Все ткани, органы и системы организма че­ловека представляют единое целое и находятся в определенных взаи­моотношениях. В связи с этим любое заболевание обязательно вызы­вает рефлекторные изменения в сегментарно связанных функцио­нальных образованиях, преимущественно иннервируемых из одних и тех же сегментов спинного мозга. Рефлекторные изменения могут возникать в любой ткани, поддерживая первичный очаг патологии и влияя на него.

Применяя различные приемы лечебного массажа в соответствую­щих зонах, можно добиться изменения функции внутренних органов, двигательного аппарата, трофических процессов, обмена, секреторной деятельности и пр.

А. Е. Щербак, один из основоположников отечественной физиоте­рапии, создал основы сегментарно-рефлекторного массажа и устано­вил особое значение некоторых важных зон.

Шейно-затылочная и верхнегрудная области с включением задней поверхности шеи, затылка, надплечий, верхней части груди и спины имеют название воротниковой зоны. Воздействие в этой зоне может вызвать функциональные изменения в ЦНС. Массаж воротниковой зоны рекомендуется при расстройствах сна, гипертонии, наличии тро­фических нарушений верхних конечностей и др.

Пояснично-крестцовая область охватывает кожу поясницы, яго­диц, нижней половины живота и верхней трети передней поверхности бедер. Поясничный массаж применяется при сосудистых заболеваниях, травмах нижних конечностей и других состояниях.

При выполнении сегментарного массажа, в основном в зонах За­харьина - Геда, используются все основные приемы общего массажа — поглаживание, растирание, разминание и вибрация,-а также и вспо­могательные. Для оказания большего влияния на ЦНС и соответ­ствующие органы и системы сегментарный массаж выполняют пара- вертебрально в области воротниковой или поясничной зоны. Он производится от нижележащих к вышележащим сегментам спинного мозга, приемы выполняются легко, ритмично, без грубых усилий.

Существуют и другие методики рефлекторно-сегментарного мас­сажа. Большое распространение получила методика Н. Leube, Е. Dicke (1948). Техника массажа, предложенная этими авторами, в основном ограничена приемом растирания в виде штриха. Авторами установлен ряд правил: начинать массаж с места выхода нервных стволов на спи­не, задняя и передняя поверхности туловища массируются по напра­влению к позвоночнику и т. д.

Этих же положений придерживаются О. Глезер и В. Далихо (1965). Однако они применяют все основные приемы общего массажа и дополняют их специальными - сверлением, пилением. Рекомендуя использовать зоны Захарьина - Геда, авторы считают положительным моментом ощущение глубокого прогревания тканей при помощи мас­сажа, сохраняющегося в течение нескольких часов. При наличии гипер­тонуса мышц авторы предлагают применять приемы легкой вибрации и сверления. После выполнения приема сверления применяют массаж отдельных участков тела (лопаточная область, область таза, конеч­ности).

Другие авторы [Бортфельд С. А. и др., 1979] для расслабления мышц плечевого и тазового пояса рекомендуют втирание паравертебрально (по месту выхода нервных стволов) мази доктора В. М. Пигина (ланолин, персиковое масло по 45 частей и анестезин - 10 ча­стей), что помогает уменьшить поток патологической импульсации и создать благоприятные условия для восстановления координации движений. Применяются: растирание, а затем с некоторым давлением глубокое растирание массируемого участка до состояния выраженного прогревания. В заключение рекомендуется производить легкую вибра­цию по сегментарным точкам или на всем протяжении массируемой зоны, заканчивая ее легким поглаживанием. После процедуры необхо­димо одеть больного, чтобы дольше сохранить тепло.

Сегментарный массаж всех видов при нарушениях двигательных функций необходимо сочетать с занятиями физическими упражнения­ми для закрепления полученных результатов.

Точечный массаж. Пальцевое воздействие на точки известно давно. Еще в древности при лечении ребят вместо иглоукалывания применяли надавливание на точку пальцем (метод прессации, пальцевой чжень). В настоящее время ряд авторов из разных стран для улучшения функ­ций опорно-двигательного аппарата у взрослых и ребят, у больных и спортсменов рекомендуют применение точечного массажа по так на­зываемым БАТ.

Являясь разновидностью чжень-цзю-терапии, точечный массаж ча­сто сочетается как с иглотерапией, так и с различными способами про­гревания по точкам. В отличие от общего и сегментарного массажа пальцевое воздействие на точки может быть более тонким и диффе­ренцированным. Оно осуществляется на той же рефлекторной основе, непосредственно влияя на определенные рецепторы, находящиеся в по­кровах тела в области микрозоны данной точки [Тыкочинская Э. Д.,1978]. Точечный массаж применяется у ребят с заболеваниями ЦНС и периферическими нарушениями двигательных функций, а также при травмах головного и спинного мозга. Этот вид массажа способствует восстановлению реципрокных отношений мышц-антагонистов и выра­ботке условных рефлексов, что содействует нормальной координации движений и ликвидации патологического двигательного стереотипа.

При выполнении точечного массажа применяются различные спо­собы давления (одним, двумя пальцами), а также приемы общего мас­сажа: растирание, вибрация, пунктация, штрихование, надавливание.

Эффективными оказались приемы, заимствованные из иглотерапии в виде тормозного и возбуждающего методов. Они различаются ме­жду собой по интенсивности, характеру и длительности раздражения [Бортфельд С. А., 1971]. В зависимости от поставленной лечебной за­дачи можно использовать следующие варианты применения точечного массажа, местное - на отдельные мышцы при диагностике двига­тельных нарушений и при избирательных приемах воздействия на мы­шцы, зональное, которое эффективно при необходимости воздействия в определенной зоне (воротниковой или поясничной) или в области определенного сустава, системное, необходимое для формирования физиологических синергий или для разрушения их патологических про­явлений (воздействуя последовательно или одновременно на ряд точек с аналогичным воздействием, размещенных на конечности); сегмен­тарное, применяемое в сочетании с сегментарным массажем или само стоятельно на сегментах позвоночника паравертебрально для воздей­ствия на мышцы определенной части тела (конечности, шея, туловище) (рис. 1, 2, 3).

Особо нужно подходить к использованию так называемых точек общего воздействия. Как правило, они включаются в избранную се­рию точек (1-2) всегда с двух сторон, тормозным методом для нор­мализации состояния ЦНС.

Так же как и при других видах массажа, в случаях восстановления двигательных функций, точечный массаж в процессе тренировки от­дельных движений и поз обязательно должен сочетаться с занятиями физическими упражнениями. Поэтому в отличие от других видов мас­сажа его включают, по мере необходимости, в ходе занятий.

Массаж в раннем возрасте. Применение массажа у ребят раннего возраста имеет ряд особенностей, связанных с его использованием в качестве средства физического воспитания у здоровых ребят и более широкими возможностями сочетания с физическими упражнениями для решения лечебных задач при заболеваниях и травмах. Тактильные раздражения при массаже оказывают положительное влияние на раз­витие ребенка. Так, психологи связывают с воздействием поглаживаю­щего массажа возникновение первых речевых реакций у ребенка - гу­ления, лепета. Это объясняется относительно ранним развитием проводящих путей кожного анализатора, в то время как зрительное и слуховое сосредоточение еще отсутствует. Благотворное влияние приемов массажа на физиологические и биохимические процессы в ко­же и мышцах обеспечивает подготовку опорно-двигательного аппара­та к двигательным реакциям, а также ускоряет восстановительные процессы после мышечной работы, в связи с чем массаж может широ­ко использоваться во вводной и заключительной частях занятий лечеб­ной физкультурой с детьми раннего возраста. Положительное эмоцио­нальное действие массажа способствует более быстрому образованию условных двигательных рефлексов при выполнении гимнастических Упражнений, назначаемых при задержке моторного развития. Массаж У ребят раннего возраста Используется и как средство отдыха, разгруз­ки между упражнениями в тех случаях, когда другие способы уменьше­ния физической нагрузки неприменимы. Теоретические основы масса­жа и практические его приемы для ребят первых 3 лет жизни разработаны под руководством действительного члена АМН СССР проф. А. Ф. Тура его учениками и сотрудниками М. Г. Рысс, К. Д. Гу­берт, М. И. Фонаревым и др. В первые 3 мес жизни ведущим приемом массажа является поглаживание, способствующее снижению по­вышенного тонуса сгибательной мускулатуры и уравновешиванию сгибателей и разгибателей. Такое действие массажа активизирует разви­тие координированных двигательных реакций, направленных на сохранение позы и изменение положения тела в пространстве, а также развитие тонких ручных действий по захватыванию и удерживанию предметов. По мере выравнивания тонуса мускулатуры и появления позных реакций включаются более энергичные приемы массажа - ра­стирание, разминание и вибрация. Техника всех приемов массажа в раннем возрасте соответствует общим требованиям, предъявляемым к массажу, однако является более щадящей, так как следует учитывать анатомо-физиологические особенности ребят первых лет жизни. При поглаживании массирующая рука легко скользит по коже ребенка, не смещая ее; у ребят раннего возраста применяется поверхностное пло­скостное и охватывающее поглаживание по ходу лимфотока. Прием растирания выполняется преимущественно пальцами кисти масса­жиста со смещением кожи ребенка относительно подкожных образова­ний. Направление массажных движений спиралевидное, до растирания и после него проводится поглаживание. Разминание проводится с учетом толщины кожно-мышечного валика и степени давления, ис­пользуется в основном поперечное разминание. Вибрация осущест­вляется тыльной стороной полусогнутых пальцев расслабленной ки­сти, степень воздействия регулируется постепенным увеличением числа массирующих пальцев - от 1 до 4.

Массаж в ЛФК и его основы

Массаж и его влияние на организм. Виды массажа

Массаж - это механическое дозированное воздействие на тело человека руками массажиста или специальными аппаратами в целях лечения, оздоровления и профилактики заболевания.

Различают виды массажа:

Лечебный;

Спортивный;

Гигиенический;

Косметический.

В каждом из перечисленных видов массажа можно применять самомассаж.

Лечебный массаж в сочетании с лечебной физкультурой широко применяется в больницах, поликлиниках, санаториях, врачебно-физкультурных диспансерах и оздоровительных центрах. Массаж может являться также самостоятельным методом профилактики, лечения и реабилитации.

Спортивный массаж применяют у спортсменов в целях поддержания хорошей спортивной формы, ускорения восстановительных процессов после интенсивных тренировочных и соревновательных нагрузок, для повышения спортивной работоспособности и соответственно достижения высоких результатов.

Гигиеническим называют один из популярных видов массажа, применяемых не только для укрепления защитных сил организма, но и для снятия нервного и эмоционального напряжения, физической и умственной усталости.

Косметический массаж делают с целью улучшения внешнего вида отдельных участков тела, большой популярностью пользуется массаж лица.

Из книги Слушайте свое тело, вашего лучшего друга на Земле автора Лиз Бурбо

Глава 13. Физические основы В заключение второй части мне хотелось бы еще раз объяснить тебе, насколько важно для собственного выживания научиться прислушиваться к сигналам, которые посылает твое тело. Не делай того, что противоречит естественным физическим законам. Если

Из книги Справочник логопеда автора Автор неизвестен - Медицина

Глава 17. Ментальные основы У ментального тела множество потребностей, и о некоторых из них мы поговорим в этой главе. Невозможность удовлетворить любую из этих потребностей негативно сказывается на твоей физической, эмоциональной и – особенно – духовной жизни.Самой

Из книги Массаж для всей семьи автора Дебора Грейс

Глава 20. Эмоциональные основы Существует семь фундаментальных потребностей, которые следует удовлетворять для поддержания оптимального эмоционального здоровья. Рассмотрим их в порядке важности. Чем больше питания ты будешь давать своему эмоциональному телу, тем

Из книги Вашим рукам нужна забота автора Иван Дубровин

ГЛАВА 1 НЕВРОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РЕЧИ Речь, голос и слух – это функции человеческого организма, которые имеют огромное значение не только для общения людей, но и для культурного и интеллектуального развития всего человечества. Развитие речи тесно связано с высшей нервной

Из книги Основы гиревого спорта: обучение двигательным действиям и методы тренировки автора Владимир Федорович Тихонов

Глава 1 Ойл-массаж – масляный аюрведический массаж для красоты и молодости Данный массаж можно делать как самостоятельно, так и с помощью партнера (партнерши). Рекомендую использовать масла – оливковое, миндальное или изготовленное из виноградных косточек. Для

Из книги Полный семейный справочник домашнего доктора автора Надежда Николаевна Полушкина

Глава 2 Слим-массаж и массаж травяными мешочками – лучшие средства для релаксации и красивой фигуры Освежающий слим-массаж с лимоном и маслами Вам понадобятся: масло (к примеру, абрикосовое), эфирное масло цитрусовых (к примеру, лимонное или апельсиновое), шесть не

Из книги Как бороться с врачами. В помощь практикующему больному автора Асклепий Хворый

Глава IV Основы маникюра

Из книги Сестринское дело: справочник автора Алла Константиновна Мышкина

Глава 5 ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ И ТРЕНИРОВКИ В процессе регулярных занятий гиревым спортом занимающиеся осваивают навыки поднимания тяжестей, развивают функциональные возможности, совершенствуют деятельность всех систем организма, повышают уровень развития физических

Из книги Худеем с умом! Методика доктора Ковалькова автора Алексей Владимирович Ковальков

ГЛАВА 1 Основы здоровья

Из книги Диета парижанки автора Жан-Мишель Коэн

Глава 16 Основы самолечения Лечение слишком серьезное дело, чтобы доверять его врачам. Состояние официальной медицины активно подталкивает больных на изучение и развитие вынесенной в название этой главы темы. Кошмарный сон врачей - все больные занимаются самолечением

Из книги Живая еда: Сыроедение – лекарство от всех болезней автора Юлия Сергеевна Попова

Глава 3 Основы сестринского ухода Болезнь и физические страдания нередко порождают у больного повышенную раздражительность, чувство тревоги и неудовлетворенности, иногда даже безысходности, недовольство окружающими лицами. Медицинский персонал должен уметь ограждать

Из книги Радикулит автора Светлана Сергеевна Фирсова

Глава 2 Основы методики «Когда ты наконец получаешь то, что хотела, оказывается, что это вовсе не то, чего ты хотела». Гертруда

Из книги Лечебное питание при хронических заболеваниях автора Борис Самуилович Каганов

Глава 5. Кулинарные основы Методы приготовления легких блюдДИЕТА НАЧИНАЕТСЯ НА КУХНЕ. Монотонная диета приводит к раздражению и срывам. Чтобы приучить организм к меньшему количеству пищи, надо варьировать способы ее приготовления. Эти методы приготовления легких блюд

Из книги автора

Глава 2 ОСНОВЫ СЫРОЕДЕНИЯ ПОЧЕМУ ИМЕННО СЫРОЕДЕНИЕ Сырая пища против болезнейМногочисленные исследования показывают, что люди, которые потребляют много овощей и фруктов, реже болеют раком и заболеваниями сердца. Свежие невареные овощи и фрукты оказывают наилучшее

Из книги автора

Введение Язык склонен к упрощению и обобщению. Особенно русский язык. Наверное, если можно было бы использовать всего одно слово для отражения всех понятий, то все наше общение свелось бы только к этому слову. Мне кажется, именно за свою многозначность столь популярен в

Похожие статьи