Курение грех или нет? Как церковь относится к вредной привычке? Грех Курения. Что происходит с душой во время курения? Отношение рпц к курению

Все знают, как опасно курение для физического здоровья. А есть ли опасность духовная? Почему эта пагубная привычка считается грехом? Вон ведь в православной Греции курят даже священники. За разъяснениями мы обратились к пастырям Русской Церкви.

Никотинный дым занимает в душе место Божией благодати

Несомненно, курение - это грех. Поделюсь своим священническим опытом: я причащал умирающих, присутствовал на похоронах и видел, что смерть многих людей была напрямую связана с курением. Причем избавиться от этой пагубы очень сложно. Однажды я соборовал и причащал перед смертью женщину, умиравшую от рака гортани, так и в таком состоянии она не могла бросить курить. Даже перед Причастием затянулась несколько раз! Но так как она умирала, я не мог ее не причастить. А сколько людей умирает от рака легких, вызванного курением! Но не только на органы дыхания разрушительно влияет табак - на другие тоже.

Если ты ночью встаешь покурить, если утром затянулся, то как ты пойдешь потом к Причастию?

Пагубность этой привычки, вызывающей серьезную зависимость, еще и в том, что многие курильщики из-за курения не могут причащаться. Если ты ночью встаешь покурить, если утром затянулся, то как ты пойдешь потом к Причастию? Или даже ты дотерпел, причастился, а потом что? Выйдя из храма, жадно затягиваешься? Так что это греховное удовольствие лишает курильщика Таинства.

Невозможность бросить курить - это миф. Я лично знаю нескольких человек, которые, будучи курильщиками с серьезным стажем - лет по 30-40, сумели бросить дымить. С Божией помощью все возможно. Если человек обращается к Богу, Он ему помогает эту заразу бросить.

Старец Силуан: «Всякое дело, перед которым не идет несмущенная молитва, лучше не делать»

Даже на упаковках сигарет официально пишут: «Курение убивает». Как же не является грехом то, что убивает, что мучает, лишает здоровья, доставляет страдание самому курящему и огорчает близких ему людей?

Все наши грехи делятся на три вида: грехи против Бога, против ближних и против самих себя. Так вот курение - это, безусловно, грех против себя, сознательное сокращение своей жизни, то есть разрушение бесценного дара Божия, данного нам для спасения нашей души. Но в каком-то смысле это и грех против ближних, которые вынуждены вдыхать дым сигарет в общественных местах.

Курение - это зависимость. Оно порабощает волю человека, заставляет вновь и вновь искать своего удовлетворения. В общем, имеет все признаки греховной страсти. А страсть, как известно, доставляет душе человека только новые муки, лишает ее и без того малой свободы.

Иногда курильщики говорят, что сигарета им помогает внутренне успокоиться и сосредоточиться. Однако известно, что никотин действует разрушающе на мозг и нервную систему. А иллюзия успокоения возникает потому, что никотин оказывает еще и тормозящее воздействие на рецепторы головного мозга. Ни одному человеку курение не принесло и минимальной пользы, и я уверен, что в мире не найдется такого курильщика, который хотя бы раз в жизни не пожалел, что он так сильно пристрастился к никотину.

В оправдание курения часто ссылаются на православную Грецию, где курят даже священники. Действительно, в Греции самый высокий уровень в мире потребления сигарет на душу населения. Но ничего хорошего в этом нет. Возможно, курение распространилось там под влиянием исламских традиций, которые разрешают курение. А вот если мы посмотрим на Афон, этот образец строго духовной жизни как для Греции, так и для всего православного мира, то увидим, что никакого курения там нет. Преподобный Паисий Святогорец относился к курению однозначно отрицательно. И преподобный старец Силуан Афонский так же.

- Является ли курение грехом? - Да, конечно. Хотя сейчас в Греции курение грехом не считается. Да что тут мудрить! Даже интуитивно курение воспринимается как что-то негативное: дым, вонища, вред здоровью... А главное - это же страсть, и вот в этом уже никаких сомнений быть не может. Скажу честно: в юности я курил. Недолго, лет пять, но так основательно, что даже и «Беломором» чадил, «Примой» не брезговал. Кто знает - поймет... Так вот, втянувшись в эту пагубную страсть, я очень скоро почувствовал: надо с этим делом завязывать - хотя я не был тогда еще крещен. Но совесть чувствовала. И вот из пяти лет своего курения я года три «бросал» и никак не мог бросить. Отчетливо помню свои ощущения. Я проснулся с утра в отличном настроении с решимостью больше не курить, но к обеду настроение гаснет, мир вокруг тускнеет, и всё без курева кажется пустым и бессмысленным - первый и верный признак действия страсти. Так что после обеда помаешься, помаешься и... эх, одну только! - закуришь с наслаждением, «порадуешься жизни», а через минуту уже думаешь с тоской: ну вот, опять сорвался. И действительно - снова начинаешь курить. Или даже так бывало: продержишься без курева неделю-другую и уже чувствуешь себя «героем», а потом оказался где-то в компании, расслабился и позволил себе мысль: «Одна сигарета ничего не решает», выкурил - и тут же понимаешь: всё, сорвался. И точно - опять начинаешь курить и маяться от того, что не можешь с этой пагубной страстью справиться. Больше того, даже когда я курить бросил, мне несколько лет снилось: я закурил - и с ужасом и тоской понимаю, что вот, сорвался и всё начинается сначала. Это говорит о том, что страсть продолжала гнездиться в душе. Так как же сказать после этого, что курение - не грех?

Апостол Павел говорит: «Всё мне позволительно, но не всё полезно; всё мне позволительно, но ничто не должно обладать мною» (1 Кор. 6: 12).

Курение противоречит замыслу Божию о человеке, как и всякая бессмыслица

Конечно, курение является грехом. Как и все бессмысленное. Какой смысл в курении? Что доброе получает от него человек? Никакого смысла и ничего доброго. А Господь сотворил все премудро и осмысленно. «И увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма» (Быт. 1: 31). Значит, курение противоречит замыслу Божию о человеке, как и всякое бессмысленное и ненужное.

Не будем забывать, что курение приносит и многоразличный вред человеку. А все, что вредит человеку, мучает его, тоже неугодно Господу. Какой это вред, все мы отлично знаем. Это и разрушение здоровья, данного Богом для совершения трудов по спасению своей души, и материальный ущерб, когда тратим деньги на бессмыслицу, а могли бы потратить на доброе, например подать милостыню.

Но главный вред курения, конечно, духовный. «Табак расслабляет душу, умножает и усиливает страсти, омрачает разум и разрушает телесное здоровье медленной смертью. Раздражительность и тоска - это следствие болезненности души от табакокурения», - учит нас преподобный Амвросий Оптинский. А еще мы становимся рабами этого греха. «Всякий, делающий грех, есть раб греха» (Ин. 8: 34). А мы призваны к свободе во Христе: «И уразумеете истину, и истина освободит вы» (Ин. 8: 32). Дар Любви может воспринять только свободный во Христе человек.

Поэтому помоги нам, Господи, избавиться от всего вредного и ненужного, чтобы мы были в радости и любви, а не в мучении здесь и в вечности. И зависели только от Святого Бога, а не от сигарет, греховных удовольствий и, в конечном счете, от диавола, который за всем этим и стоит.

Кто ты, если сознательно губишь дар Божий?

Каждый из нас примерно знает, как выглядит пачка сигарет. Там крупными буквами написано: «Курение убивает». Вот из этого уже можно сделать вывод, является ли грехом употребление того, что нас убивает. Конечно же, является.

Часто люди обращаются к Господу с просьбой о здоровье. И большинство наших молитв в какой-то мере тоже о здоровье. И друг другу мы здоровья желаем. А храним ли мы то здоровье, которое даровал нам Господь? Многие ли из нас занимаются спортом, делают зарядку по утрам? Думаю, немногие. Мы кушаем перед сном, хотя знаем, что этого делать нельзя. Потребляем пищу в избытке, понимая, что это приведет и к лишнему весу, и к проблемам со здоровьем. А мы должны хранить то, что Господь дал. То здоровье, которое есть. Курение же не приведет к прибавлению здоровья.

Если курильщик будет обращаться к Господу с просьбой: «Господи, дай мне здоровья!», кем он будет выглядеть в очах Божиих?

Все мы прекрасно понимаем, какие риски сопровождают человека курящего: это и онкологические заболевания, и болезни желудочно-кишечного тракта, и нарушение мозговой деятельности... Это раньше курильщики не знали о том, как табак подтачивает здоровье. А если ты знаешь, что курение вредит тебе, но куришь, ты совершаешь грех: ты сознательно губишь свое здоровье. И если курильщик будет обращаться к Господу с просьбой: «Господи, дай мне здоровья!», кем он будет выглядеть в очах Божиих? И как просить у Бога здоровья теми же устами, которыми только что выкурил сигарету? Это нелепица какая-то. Вопиющее противоречие. А Господь призывает нас к целостности, целостности мышления прежде всего. Мы Евангелие читаем для чего? Чтобы ум наш по евангельски мыслил, чтобы во Христе был.

Так что курение - это грех. Причем грех страшный, наносящий ущерб богодарованному здоровью.

Грех курения охватил в наше время почти всех - от мала до велика.

Стайки курящих детей сидят на скамейках, идут по улицам, стоят у метро - их едва видно за клубами табачного дыма. Данные последних исследований ужасающи: средний возраст приобщения к курению у мальчиков - 10 лет, у девочек - 12 лет. Курят молодые мамы, везущие в колясках малышей, нередки даже бабушки, выгуливающие своих внуков на детских площадках с сигаретой в зубах.

Только подумать: в правилах поведения ученика в школе уже не говорится, о том, что ученик не должен курить, он только не должен курить внутри школы!

Мы и не заметили, как человек, дымящий нам в лицо сигаретой, стал нормой общественного сознания. Курит? Что ж... Если он этого хочет, если у него такая потребность...

Но откуда взялась такая потребность? Ведь человеческой природе курить не свойственно. Дышать воздухом, есть, пить, спать - да. Но курить, отравлять свой организм ядом, дышать зловонным дымом - это требование греха, а не требование природы.

Многие считают этот грех простительным, мелким, "несмертным грехом". И вот этот "несмертный грех" так захватывает человека, что он становится настоящим рабом его, а если говорить точнее - рабом дьавола. Вы проснулись утром, и первое желание, которое охватывает вас, - покурить. Вы не осеняете себя крестным знамением, не произносите утренней молитвы, а выкуриваете сигарету. "На Богослужении воскуривают ладаном, как и рабам греха не изобрести своего рода курения? - говорит по этому поводу святой Никодим Святогорец. - Первое приятно Богу, второе должно быть приятно врагу Божию - диаволу".

Курение - воистину дьавольское изобретение. Возникло оно в гибнущих культурах Центральной Америки задолго до эпохи Колумбовых открытий, как часть ритуалов поклонения языческим богам ацтеков, которым приносились, в числе прочих, и человеческие жертвы. Христиане прекрасно знают, что это за боги. В Европу, а потом и в Россию, это богомерзкое действо было завезено именно во время открытия Колумбом новых земель. Вот что пишет о истории распространения греха курения епископ Варнава (Беляев): "Когда 12 октября 1492 года Колумб пристал к острову Сан-Сальвадор, то он и его спутники были поражены невиданным зрелищем: краснокожие жители островов выпускали клубы дыма изо рта и носа!.. Дело было в том, что индейцы справляли священный праздник, на котором курили особую траву (свернутый высушенный лист ее - род теперешней сигары - назывался он "табако", отсюда и пошло нынешнее название) - до полного одурения, надо прибавить, причем в этом состоянии они входили в общение с демонами и после рассказывали, что им говорил "Великий Дух".

По приезде на родину наших мореплавателей те, которые нашептывали в уши индейцам, шепнули и этим, чтобы они познакомили европейскую публику с новым "удовольствием".

И вот, при благосклонном участии и тайном возбуждении от бесов, по всей Европе и даже Азии, началась буквально повальная горячка табакокурения. Чего правительство и духовенство ни делали, чтобы прекратить это зло, - ничего не помогало!"

Сегодня в жертву дьаволу добровольно приносят себя сотни миллионов людей на земном шаре. "О как тщательно дьавол и мир засевает своими плевелами ниву Христову, которая есть Церковь Божия, - писал святой праведный Иоанн Кронштадтский. - Вместо Слова Божия усердно сеется слово мирское, вместо ладана - табак. Бедные христиане! Совсем отпали от Христа".

Воскуряя фимиам бесам страстей, разводимых нами и гнездящимся в жилище нашего тела, курильщик предает, тем самым, образ Божий в себе, пропитываясь духом зловония и медленного физического самоубийства. "Разве не знаете, что вы храм Божий, - говорил апостол Павел, - и Дух Божий живет в вас? Если кто разорит храм Божий, того покарает Бог: ибо храм Божий свят; а этот храм - вы" (1 Кор. 3, 16-17). Есть ли слова, убеждающие больше, чем эти?

Все, что дано человеку Господом, должно использоваться во благо. Телесное здоровье - безценный дар, и каждое наше действие, причиняющее вред здоровью, - настоящий грех перед Создателем. Многие святые учителя Церкви указывают на это. Вот слова святителя Нектария Эгинского: "Для того, чтобы человек блаженствовал и был достоин своего призвания, необходимо, чтобы он был здоров и телом и душой, потому что без благосостояния обоих не может быть приобретено ни блаженство, ни дееспособность для выполнения назначения. Человек должен заботиться об укреплении как тела, так и души, чтобы они были крепкими и сильными..." И еще одно высказывание того же святого: "Здоровье в любых делах есть как бы самодвижущаяся колесница, которая несет атлета к финишу". О том, что курение губительно для здоровья, доказывают все современные медицинские исследования. Нет ни одного органа, который бы ни страдал от воздействия табака. Канцерогенные вещества, раздражая слизистые оболочки, накапливаясь в организме, вызывают рак губы, ротовой полости, гортани, пищевода. Особенно уязвимы становятся органы дыхания - бронхи, легкие. Доказательств, фактов, аргументов и убедительнейших примеров того, что курение несет лишь вред и погибель, бесчисленное множество. У курильщиков развивается никотиновый синдром. Это та же зависимость, что и от алкоголя и наркотиков.

Табачный рынок занимает одно из самых значительных мест в мировой торговле, и ежегодно миллионы людей трудятся для того, чтобы другие миллионы вдыхали вредный дым, травили ядом свою голову и весь организм.

Удивительно, почему употреблять наркотики в виде кокаина законом запрещается, а в виде табака - поощряется? Табак, этот "маленький кокаин", дозволен, как маленькая ложь, как незаметная неправда, как убийство в утробе. Но медицина говорит нам об опасности курения лишь для телесного здоровья. Даже на любой пачке сигарет вы найдете надпись: "Минздрав предупреждает: курение опасно для вашего здоровья". Мы же должны помнить о самом главном вреде этой скверной привычки. Зловонный запах табака прикрывает запах духовного разложения. Установлено, что негативные душевные состояния приводят к изменению гормонального фона человека. Образующиеся при стрессах и прочих внутренних конфликтах химические вещества выводятся из организма через внешние покровы; выделения при этом имеют тяжелый запах. Употребление табака делает невозможным распознание духовного состояния других людей на самом глубоком биологическом уровне.

Курение есть распущенность не только тела, но и души. Это ложное успокоение своих нервов, так считают многие курильщики, не сознавая, что нервы - плотское зеркало души. Такое успокоение - самообман, мираж. Потому это наркотическое успокоение будет источником мучений души. Сейчас, пока есть тело, это успокоение надо возобновлять постоянно. А потом это успокоение будет источником адского мучения. Успокоить можно себя против страсти, только удержавшись от нее. Только поднявшись над своими страстями, можно войти в светлый духовный мир.

Невозможно молиться духом, куря папиросу или сигарету. Не могут такие люди причащаться Тела и Крови Христова, а значит, не могут спастись.

Нужно помнить, что по смерти, по разделении души от тела, страсти, проявлявшие, реализовавшие себя в жизни телесной, не оставляют души человека, порабощенной ими при жизни. Не освободившаяся от той или иной страсти, душа перенесет ее в потусторонний мир, где при отсутствии тела невозможно будет эту страсть удовлетворить. Душа будет томиться и гореть непрестанной жаждой греха и похоти. Ненасытной потребностью в еде будет мучиться после своей смерти тот, кто и раньше думал только о еде. Пьяница будет невероятно терзаться, не имея тела, которое можно успокоить, только залив алкоголем. Блудник будет испытывать такое же чувство. Корыстолюбивый - тоже, и курильщик - тоже. Вот наглядный пример: если курильщик не покурит несколько дней, что он будет испытывать? Страшное мучение, но еще смягченное другими развлечениями жизни. Страдает не столько тело, сколько душа. Так страдает уже здесь на земле каждая душа, имеющая любую страсть. Зная это, можно ли безразлично относиться к своим страстям? К этому страшному огню?

Как же побороть в себе беса этой богомерзкой страсти? Конечно, прежде всего помочь может желание избавиться от этого порока и горячая молитва. Если человек уже решился на этот шаг и приготовил в своей душе место для благодати Божией, то он ощутит в себе ее удивительное воздействие, ее незримую помощь. Просите искренно, непрестанно, Господа, Пресвятую Богородицу и святых угодников Божиих и непременно получите исцеление.

Курение, таким образом, отдаляет человека от горнего духовного мира, служит одним из серьезных препятствий на пути спасения собственной бессмертной души, склоняя ее ко греху и подчиняя своеволию тленной плоти.

"Если приступаешь к какому делу и не видишь на то воли Божьей, - увещевает святитель Григорий Богослов, - ни за что не делай того. Не оставляй воли Божьей, чтобы исполнять волю людей".

Итак, дорогой читатель, прежде чем закурить вновь, вспомни совет преподобного Силуана и подумай, мог бы ты прочесть сначала "Отче наш" или мысленно взять благословение на это, несомненно, важное для тебя дело.

"Пишете, что вы не можете оставить табак курить.

Невозможное от человек возможно при помощи Божией; только стоит твердо решиться оставить, сознавая от него вред для души и тела, так как табак расслабляет душу, умножает и усиливает страсти, омрачает разум и разрушает телесное здоровье медленной смертью. Раздражительность и тоска - это следствия болезненности души от табакокурения.

Советую вам употребить против этой страсти духовное врачевство: подробно исповедайтесь во всех грехах, с семи лет и за всю жизнь, и причаститесь Святых Таин, и читайте ежедневно, стоя, Евангелие по главе или более; а когда нападет тоска, тогда читайте опять, пока не пройдет тоска; опять нападет и опять читайте Евангелие. - Или вместо этого кладите, наедине, по 33 больших поклона, в память земной жизни Спасителя и в честь Святой Троицы" - такой ответ получил от преподобного Амвросия один мирянин, заядлый курильщик, обратившийся за советом к святому, не сумев сам справиться с этой пагубной страстью. По прочтении письма он закурил папироску, но вдруг почувствовал сильную головную боль и вместе с тем отвращение к табачному дыму - и ночью не курил. На другой день машинально закуривал несколько раз, но боль возвращалась и не позволяла глотать дым. Так и бросил. Спустя некоторое время человек этот приехал к старцу, чтобы лично поблагодарить его. Преподобный Амвросий коснулся палочкой его головы - и боль с тех пор уже не возвращалась.

Молитва от курения преподобному Амвросию Оптинскому

Преподобие отче Амвросие, ты, имея дерзновение пред Господом, умоли Великодаровитого Владыку подать мне скорую помощь в борьбе с нечистой страстью.

Господи! Молитвами угодника Твоего, Преподобного Амвросия, очисти мои уста, оцеломудри сердце и насыти его благоуханием Духа Твоего Святого, да отбежит от мене далече злая табачная страсть, туда, откуда пришла, во чрево адово.

Светская медицина давно доказало вред употребления табака для человеческого организма. Многие люди считают, что курение разрешено православием, потому что об этом не указывается в Священных Писаниях. Однако они ошибаются: РПЦ негативно отзываются о привычке употребления табачной продукции. Курение есть грех, страсть, не позволяющая человеку идти по праведному пути к Небесному Престолу. Эта привычка является причиной душевных заболеваний и отдаления от божественного прощения.

Считается ли курение грехом

Обращаясь к вере, человек должен пересмотреть свой взгляд на бытие и отказаться от пагубных привычек, которые Церковь рассматривает в качестве греховных. Православные люди обязательно должны отказаться от курения, потому что оно привлекает негативную энергию и разнообразные неприятности.

Православная церковь негативно относится к традиции курения

  • Человек, не отказывающий в себе в табаке, теряет здоровье, уязвим для страстей и пороков. Он становится неспособным к совершению трудов, идущих на благо и во имя спасения души. Далее, курящие люди занимаются бесполезным транжирством, хотя могли пустить это деньг на милостыню храмам или сиротам.
  • Табачный дым оказывает колоссальное влияние на духовную составляющую личности. Курение ослабляет бдительность и позволяет страстям легче овладевать разумом. Вызывая зависимость, оно помрачает рассудок и приводит к медленной и отвратительной смерти от разнообразных болячек.
  • Душа, зараженная табакокурением, становится раздражительной и тоскливой, если не получает дыма в отведенный срок. Курильщики незаметно становятся рабами этого жуткого греха, несмотря на то, что каждая личность рождена для свободы во Христе Спасителе. Познавший истину освобождается ею же, а божественный дар любви воспринимает только тот, кто сумел сбросить с себя оковы бессмысленных привычек.
  • Зная о колоссальном вреде здоровью (что отмечают производители), люди редко останавливаются перед этой пагубной. Сигарета провоцирует онкологические заболевания, нарушения ЖКТ и мозговой активности. Сегодня люди проинформированы об этих недугах, но продолжают употреблять табак, следовательно, они совершают дурные действия, которые не позволят приблизиться к блаженству Небесных сфер.
  • Каждый разумный человек должен понять, что курение есть грех, потому что приносит только неприятности. Если продолжать втягивать в себя табачный дым, пропадает смысл в большинстве молитв, направленных на приобретение здоровья. Не имеет права человек, недавно державший в ротовой полости греховную сигарету, просит помощи у Всевышнего Творца. Здесь возникает противоречие, потому что Писания учат нас приобщаться к чистоте и целостности мировоззрения.
На заметку! Курение есть грех даже на интуитивном уровне, так как распространяет зловоние, покрывает окружение дымом и приносит огромный вред телу. Табак к тому же вызывает зависимость, от которой не так просто избавиться. Люди часто срываются, когда пытаются бросить курение, что привносит в их умы тоску и неверие. Возвращение к пагубной привычке понижает настроение, так как страсть коренится глубоко.

Необходимо помнить слова апостола Павла, который отмечал, что всё позволительно, но многое вредно и не должно обладать сознанием личности.

Упадок морали через курение

Во времена Петра I табак не рассматривался в качестве греха, церковнослужители даже поддерживали традицию. Однако с развитием научных технологий каждый человек узнал всю правду о курении, поэтому не должен обращаться к прошлым ошибкам.

Церковь говорит, что курение является греховной зависимостью

Привычка создает множество неприятностей, отдаляющих от истинного видения вещей.

  • Человек, употребляющий табак, постепенно оправдывает себя, создавая иллюзию свободы и веры в то, что легко избавиться от пагубы. В душе все более усугубляется гордыня, которая отталкивает людей от ритуалов исповедания и причастия.
  • Зависимость от табака провоцирует пьянство и чревоугодие, так как в слабом человеческом нраве существует особенность искать чего-то нового, когда одна страсть перестает доставлять большое удовольствие. Отсюда получается, что сигареты приводят к ненасытности и стремлению отгородится от настоящего.
  • Курящие люди редко контролируют себя и позволяют себе безнравственное поведение. Постепенно появляются другие слабости, человек уже не хочет заботиться о собственном здоровье. Однако Писания напоминают, что разрушающий тело обязательно испытает наказание.
  • Некоторые священнослужители, говоря о постоянном табакокурении, вспоминают об одержимости. Они предостерегают, что внутри сигаретного дыма находится демон зависимости, который становится все сильнее с каждой затяжкой. Человек первым делом поддается влиянию своего злобного господина и продолжает разрушать тело, дарованное Господом.
  • Курение рассматривается в качестве пустого деяния, не приносящего никакой пользы: нервная система истощается, появляется психологическая зависимость, страдают органы и постепенно проявляются страшные болезни.
  • Сигарета отдаляет от Господа и не позволяет принимать искреннее участие в причастии, которое совершается натощак. Верующий должен отстоять службу и выпить церковное вино, олицетворяющее кровь Спасителя. Перед этим ритуалом, как и во время него, нельзя курить, но зависимый от табака человек не способен выдержать пытку без зловредного дыма. Получается, что курильщик меняет великое таинство на бессмысленное влечение к табаку.
  • Церковь запрещает курить, потому что Господь велел своим детям сохранять телесную и духовную чистоту. Сигарета не позволит придерживаться этого закона, так как токсичные смолы оседают внутри органов, также подобным образом страдает и психология личности.
  • Священнослужители утверждают, что душа курящего не находит успокоения после смерти, так как не избавилась от демона зависимости при жизни. Грех курения осуждается и называется духовной слабостью, непотребством, а табак расценивается как подарок дьявола. Пагубная привычка сближает человека с негативными энергиями, доводит до морального падения и приближает физическую кончину.
Важно! Избавление от этой опасной привычки приходит только с пониманием негативных последствий. Человек бросит курить, когда возьмет свою волю в кулак и искренне пожелает чистоты телесной и духовной. С появлением такого желания необходимо идти в церковь, чтобы исповедаться и причаститься, ибо Господь всегда поддерживает мотивы к облагораживанию сознания.

Отношение церкви

Православная Церковь негативно относится к традиции курения, потому что табак вызывает зависимость, загрязняет смолами органы, разрушает нервную систему. Сигарета противоречит христианским обрядам, которые призывают верующих поддерживать чистоту оболочки и равновесие ума.

Курение - бессмысленное занятие, от которого совершенно никакого толку для людей и их окружения. Человек от этой пагубы не получает ничего доброго. Поэтому православные верующие должны сторониться этой пагубы, не несущей никакой пользы для становления личности.

Верующий обязан стремиться к вещам обстоятельным и полезным, потому что Господь, создавая мир, сотворил его правильным и рациональным. Отсюда получается, что курильщики, затягивая ежедневно в легкие ядовитый дым, разрушают тела, дарованные им Всевышним Творцом, и бессовестно противоречат изначальному замыслу Бога.

Православная церковь о курении

Любой человек располагает сведениями, что курение - нехорошая привязанность, которая неблагоприятно воздействует на состояние здоровья человека и его жизнедеятельность.

О том, что курение табака небезопасно для самочувствия, понимают все без исключения. Однако имеется и иной нюанс проблемы – моральный.

Считается ли курение табака грехопадением – так как ни в Евангелии, ни у Непорочных Основателей о нем ничего не рассказывается? Необходимо ли сражаться с данной вредоносной повадкой, либо возможно все-таки разрешить себе небольшую слабость? Не препятствует ли она церковному существованию?

Таким образом, считается ли курение табака грехопадением в христианстве, поведает эта статья.

Церковь против курения

Адресуясь к вероисповеданию в тех либо других житейских ситуациях, индивид обязан осознавать, что ему потребуется понять и поменять собственный обычный стиль существования, а, следовательно, в первую очередь в целом освободиться от тех повадок и влечений, какие храм полагает грешными.

По главным канонам, курение табака считается грехопадением. Так как данная привычка - неблаготворное влечение, равно как и каждое иное, которое препятствует следовать по дороге спасения и помилования. Бог сотворил человека по типу и схожести собственному, чтобы он владел совершенством и достигнул основного - нескончаемого существования.

Необходимо не забывать о том, что каждое влечение является «заболеванием» души и соприкасается с иными, не меньше жуткими болезнями.

И в случае если это заболевание устойчиво укрепиться в душе человека, то оно будет способствовать развитию иных изъянов и грехов, а непосредственно:

Выражение эгоистичности (курящие отец с матерью, в частности девушки-мамы);

Появление непрерывного ощущения печали по поводу индивидуальной независимости, а в христианстве угнетенность - серьезный проступок;

Выражение проступка оправдания самого себя;

Притупление ощущения целомудрия;

Прощение себе иных слабостей.

Отталкиваясь от данных и иных довольно значимых факторов, возможно четко отметить один из них- это неблаготворная слабость, которая считается злом. Она рушит состояние здоровья равно как физиологическое, так и духовное . Теория непорочных свидетельствует о том, что жизнедеятельность предоставлена людям Господом равно как великий подарок.

И уменьшать жизнь пагубными действиями - это ужасное согрешение. Если призадуматься, то можно понять, что покуривающий индивид пакостит не только лишь собственному самочувствию, однако и самочувствию находящихся вокруг него людей. И найти оправдание данному нельзя.


Священники о курении

Священники постоянно идут наперекор курению табака и сообщают о нём последующее:

Любое неблаготворное влечение считается итогом объединения людской грешной свободы и дьявольских воздействий, содействие каковых в падении человечества обосновать весьма трудно, так как их воздействие незаметно;

Эта слабость делает человечество невольниками в большинстве ситуаций вплоть до самой кончины, которая способна произойти довольно быстро в виду нехорошего состояния здоровья;

Проступок курения табака возможно одолеть, в случае если желание человека и влияние Всевышнего объединятся в одно целое;

Человек станет превыше этого влечения только в том случае, когда решительно поймёт, какие осложнения принесёт подобная слабость. Так как, общеизвестно, что сигареты приводят в расслабление душу и тело, портит сознание и рушит состояние здоровья;

Результаты болезнетворности состояния дави от воздействия курение табака - это нервозность и уныние;

Перед тем, как освободиться от проступка курения, необходимо исповедаться, проделать ритуал таинства Непорочных Таин и ежедневно прочитывать Евангелие и мольбу, и это поспособствует отказу от сигарет.


Подарок дьявола

Подарок дьявола — так именуют пагубное пристрастие к сигаретам. Распрощаться с курением весьма трудно, однако тот, кто смог данное совершить, обладает сильной внутренней решительностью.

Следовательно, человек пойдёт по нравственной дороге к Господу, где он сможет приобрести нескончаемое счастье.

Чтобы пойти по правильному пути требуется попытаться ликвидировать пагубный проступок, поскольку он никак не приведёт к доброму, а только лишь ухудшит всю вашу дальнейшую жизнь. В случае если вы стерпите – то одолеете зверя. Однако совершайте это с улыбкой и непринужденностью мощного человека. Не дозволяйте собственному настроению ухудшиться из-за табака.

Не забывайте, сигарета не стоит трате ваших нервов и размолвок с людьми. Для того, чтобы подступиться к Господу, принять его мощь и сосредоточиться на его нескончаемом веровании — потребуется очисть душу от пагубных привычек.

Да пусть Вас всегда оберегает и защищает Всевышний Господь!


Каким образом страсть курения оказывает вред душе? Что происходит с душой во время курения? Различные болезни души святые отцы определяют понятием страсть. Существуют различные классификации страстей. Человек соединяет в себе плотское и духовное начала. Поэтому в соответствии с этим страсти делятся на телесные и душевные. Первые имеют свою почву в телесных потребностях, вторые – в душевных. Ясно границу между ними провести трудно, так как «эпицентр» всех страстей находится в душе. Наиболее распространенные телесные страсти:«чревоугодие , прожорство , роскошь , пьянство , разные роды сластолюбия , прелюбодеяние , распутство , нечистота , кровосмешение , деторастление , скотоложство , худые пожелания и всякие противоестественные и постыдные страсти…» (Добротолюбие. Т.2 , Свято-Троицкая Сергиева Лавра , 1993, с. 371). Грех курения относится к противоестественной страсти, ибо хроническое отравление себя ядом не коренится в области естественных потребностей тела.

Все страсти являются камнями преткновения на нашем пути к спасению. По своему происхождению природа человека как творение Премудрого Бога, как образ и подобие Его, обладает совершенством. Цель всей нашей христианской жизни — соединиться с Богом и только в Нем одном обрести блаженство вечной жизни. Совершая дело спасения, мы должны восстановить в себе образ Божий, искаженный многоразличными грехами, и стяжать подобие нашему Небесному Родителю.

Пока человек находится в плену страсти, душа его не может восстановить искаженный образ и вернуть первозданное богоподобие. Грех курения — это самый настоящий плен. Если человек побежден страстями, то душа его оскверняется, ум мертвеет, воля оказывается бессильной. Святые отцы это состояние называют вторым идолопоклонством. Человек как кумирам поклоняется своим страстям. Идолопоклонник не может наследовать Царствие Небесное (Еф . 5:5). «Без чистоты от страстей душа не врачуется от греховных недугов, и не приобретает славы, утраченной преступлением» (преп. Исаак Сирин).

Любая страсть, являясь болезнью души, невидимыми звеньями сцеплена с другими недугами. Непроходимых стенок в душе нет. Вкоренившаяся страсть способствует формированию и других пороков. Грубо проявляется эгоизм. Страшно, когда грех курения пленяет женщину ставшую матерью. Мать, курящая во время прогулки над коляской, в которой спит младенец, удовлетворение страсти ставит выше здоровья своего ребенка. Курящие родители, как правило, научают этому своих детей. Дети не являются их собственностью. Когда они заражают их на всю их жизнь этой губительной привычной, поступают не только против христианской совести, но и вопреки общечеловеческой морали.

Если человек осознал пагубность курения, он часто унывает, видя, что стал пленником этой привычки и не имеет свободы. Грех курения также тесно связан с грехом самооправдания. Примирившись с этой страстью, человек прощает себе и другие слабости, ибо велика сила прецедента.

Страсть курения является грехом еще и потому, что разрушает здоровье. По общему учению святых отцов жизнь и здоровье даны нам Богом как дар. Сокращать жизнь пагубными привычками и нездоровым образом жизни есть серьезный грех. Человек подверженный страсти курения вредит своему здоровью и здоровью присутствующих. Нет, наверно, ни одного порока и извращения, который не пытались бы оправдать. Попытки говорить о «положительных» сторонах курения выглядят жалкими по сравнении с данными, которыми располагает медицина.

В табаке содержится никотин (до 2%) – сильный яд. Сульфат никотина применяется для уничтожения вредителей с.-х. растений. При курении табака никотин всасывается в организм и вскоре проникает в мозг. Курит человек ежедневно в течение многих лет. Средний курильщик делает около 200 затяжек в день. Это составляет примерно 6000 в месяц, 72 000 в год и свыше 2 миллионов затяжек у 45-летнего курильщика, который начал курить в возрасте 15 лет. Такая затянувшаяся никотиновая атака приводит к тому, что яд со временем находит в организме слабое звено и вызывает тяжелую болезнь. В течение 30 лет курильщик выкуривает примерно 20000 сигарет, или около 160 кг табака, поглощая в среднем 800 г никотина. В одной сигарете содержится примерно 6-8 мг никотина, из которых 3-4 мг попадают в кровь. Для человека смертельная доза никотина составляет от 50-100 мг (2-3 капли).

В табачном дыме обнаружен целый ряд канцерогенов, вызывающих рак. Огромное количество в табаке и радиоактивных веществ. При выкуривании одной пачки сигарет в день человек получает дозу радиации, в 7 раз превышающую дозу, признанную предельно допустимой Международным соглашением по защите от радиации. Курение это страшная проблема. Доказано, что радиация табачного происхождения является главной причиной возникновения раковых заболеваний.

Страсть курения является результатом сложения человеческой греховной воли и активности демонических сил, хотя и невидимой, но весьма реальной. Бесовские силы тщательно стараются скрыть свое соучастие в падении людей. Однако есть виды губительного порока, в которых особая роль диавола является очевидной. Самую впечатляющую иллюстрацию дает история табакокурения. Испанец Роман Пано в 1496 г. после второго плавания Х. Колумба привез табачные семена из Америки в Испанию.


Оттуда табак проникает в Португалию. Французский посол в Лиссабоне Жан Нико (от его фамилии получил название никотин) в 1560 г. преподнес табачные растения качестве лекарственного средства королеве Екатерине Медичи (1519 – 1589), страдавшей мигренями. Увлечение табаком быстро стало распространяться сначала в Париже, а потом во всей Франции. Затем началось победное шествие табака по всей Европе. Все губительное для человека диавол стремиться навязать людям под личиной «полезного». Среди врачей 16 века многие считали табак лекарственным средством. Когда появились свидетельства вредоносных последствий курения, увлечение зашло настолько далеко, что остановить заразу уже не удалось. Первое время курение преследовалось, и курильщиков жестоко наказывали. В Англии курильщиков водили по улицам с петлей на шее, а упорных даже казнили.

Английский король Яков I в 1604 г. написал труд «О вреде табака », в котором писал: «Курение — отвратительный для зрения, омерзительный для обоняния, вредный для мозга и опасный для легких обычай». Римский папа Урбан VII отлучал от церкви верующих. Принимались и другие меры. Однако каждый раз победителями оказывались люди подверженные страсти курения, производители табака, торговцы им – все те, кто распространение губительного порока сделали своей профессией. Кнут, казни оказались бессильны перед этой губительной страстью, быстрое распространение которой сильно напоминает эпидемию (точнее пандемию). Какая-то сила, превосходящая человеческую, делает людей рабами вреднейшей привычки, от которой подавляющее большинство не расстается до самой смерти.

В России страсть курения появилась в начале 17 века в Смутное время. Ее принесли поляки и литовцы. Царь Михаил Романов сурово преследовал любителей дьявольского зелья. В 1634 г. был издан , по которому курильщики получали шестьдесят палочных ударов по подошвам. Во второй раз отрезался нос. По Уложению 1649 г . царя Алексея Михайловича предусматривалось наказание тому, у кого был найден табак: бить кнутом до тех пор, пока не признается, откуда табак получил. Суровые меры предусматривались в отношении торгующих: резать носы и ссылать в дальние города.

Ввоз в страну табака был запрещен. Усилия остановить оказались безрезультатны. Царь Петр I был любителем курения. В 1697 году были сняты все запреты . Петр I предоставил англичанам монополию на торговлю табаком в России. Та стремительность, с какой этот губительный порок стал распространяться в народе, наводит на самые грустные мысли. Сейчас ежегодно в России производится около 250 миллиардов сигарет и еще 50 миллиардов штук привозится. Таким образом, страна потребляет 300 миллиардов. Россия в настоящее время занимает первые место в мире по росту курения. Значительная масса курящих – подростки.

И еще одна безотрадная особенность нашей страны — феминизация курения. По данным Всемирной организации здравоохранения, в России курит 70% мужчин и 30% женщин. На женский организм грех курения действует особенно разрушительно. По материалам ежегодной конференции Радиологического общества Северной Америки, курящие женщины при прочих равных условиях (исследователи принимали во внимание возраст больных, стаж курения, вид используемых табачных изделий и другие факторы) заболевают раком легких примерно в два раза чаще, чем мужчины.

Канадские врачи на основе статистических данных, собранных в Ванкувере и Квебеке, утверждают, что у женщин, у которых страсть курения началась в возрасте до 25 лет шансы возникновения злокачественной опухоли груди возрастают на 70%. Специалистам в области социальной психологии хорошо известна сила воздействия на человека окружения. Сейчас значительную часть нашей городской среды составляют огромных размеров щиты, на которых рекламируется разрушительный для здоровья яд. Хоть на секунду, хоть на одно мгновение задумываются ли люди причастные к массовому отравлению людей, что на Страшном Суде за все придется дать ответ.

Можно ли избавиться от курения? Можно. В Англии за последние 10-15 лет перестало курить около 10 млн. человек. Каждый день курить бросает почти 2000 человек! Страсть курения борется непросто, но это возможно и 99% достигают успеха. Согласно общему учению святых отцов человек с помощью Божией может победить любую страсть. Великий старец Амвросий Оптинский дает советы в борьбе с недугом курения: «Пишете, что вы не можете оставить табак курить. Невозможное от человек возможно при помощи Божией; только стоит твердо решиться оставить, сознавая от него вред для души и тела, так как табак расслабляет душу, умножает и усиливает страсти, омрачает разум и разрушает телесное здоровье медленной смертью. — Раздражительность и тоска — это следствия болезненности души от курения. Советую вам употребить против этой страсти духовное врачевство: подробно исповедайтесь во всех грехах, с семи лет и за всю жизнь, и причаститесь Святых Таин, и читайте ежедневно, стоя, Евангелие по главе или более; а когда нападет тоска, тогда читайте опять, пока не пройдет тоска; опять нападет и опять читайте Евангелие. — Или вместо этого кладите, наедине, по 33 больших поклона, в память земной жизни Спасителя и в честь Святой Троицы «.

Почему же так мало людей расстается с грехом курения, с этим «подарком диавола»? Потому, что большинство курильщиков не хочет оставить страсть курения. А те, кто желают избавиться от курения и предпринимают шаги к этому, в действительности, не имеют внутренней решимости. Несмотря на порывистые усилия, люди неоднократно бросающие курить, в глубине души сроднились с этой страстью. Бог всегда готов помочь человеку в этом спасительном деле, но ждет от него подвига. «Когда из любви к Богу желаешь совершить какое дело, пределом желания сего поставь смерть; и, таким образом, на самом деле сподобишься взойти на степень мученичества в борьбе с каждой страстью, и не понесешь никакого вреда от того, что встретится с тобой внутри оного предела, если претерпишь до конца и не расслабеешь. Помышление немощного рассудка немощною делает силу терпения; а твердый ум тому, кто следует помышлению его, сообщает даже и силу, какой не имеет природа » (преп. Исаак Сирин).

о.Афанасий Гумеров

Похожие статьи