Перинатальная патология цнс у детей. Минимальная мозговая дисфункция. Поражение ЦНС у новорожденных – видео

От состояния центральной нервной системы (ЦНС) зависит нормальное функционирование многих функций человека. Болезни системы могут приводить к тяжелым последствиям — полному параличу, отсутствию контроля над собственным телом, нарушениям речи или даже смерти.

Своевременная консультация у грамотного врача, а также назначение необходимого лечения позволяет избежать многих тяжелых последствий и осложнений.

Типы заболеваний ЦНС

Выделяется несколько основных групп:

  1. Некоторые инфекции разрушают головной мозг. Самыми опасными считаются клещевой энцефалит, сифилис, запущенный грипп, корь.
  2. Сильное отравление организма, включая алкогольную и лекарственную интоксикацию, приводит к разрушению нервных клеток, изменению структуры сосудов. Симптомы могут появиться не сразу, а при усилении патологии все важные функции организма начинают ослабевать.
  3. Патология сосудов головного мозга, которая связана с нарушением кровообращения. Это инсульт, аневризма, ишемия, спазмы сосудов и другие болезни. Провоцирующим фактором часто выступает хроническое повышенное артериальное давление или наличие атеросклероза (сужение сосудов из-за образования холестериновых наростов).
  4. Черепно-мозговые травмы, сильные ушибы, которые повреждают головной мозг или его оболочки, часто заканчиваются поражением ЦНС.
  5. Наследственные заболевания ЦНС, которые возникают из-за генных мутаций или нарушений в хромосомах. Например, синдром Дауна.

Проявления заболеваний центральной нервной системы

Обратите внимание, если у Вас или Ваших близких обнаруживаются следующие симптомы:

  • слабость в конечностях;
  • невозможность совершить движение из-за отсутствия силы в мышцах (паралич);
  • подергивания кистей рук, пальцев, движения, которые не поддаются контролю;
  • тики;
  • чувство онемения некоторых частей тела;
  • речь становится замедленной и малопонятной;
  • эпилептические припадки.

Иногда к перечисленным симптомам присоединяется головная боль, обмороки, нарушения сна и кратковременные головокружения. Часто люди с заболеванием ЦНС на начальной стадии жалуются на постоянную усталость, невнимательность и быструю утомляемость.

Цены на услуги

Головная боль

В зависимости от причины существует 4 вида головной боли: кластерная головная боль, боль напряжения, боль от пониженного или повышенного артериального давления, мигрень. Подход к лечению отличается.

Нарушения сна

Длительность сна здорового человека варьирует от 5-6 до 9-10 часов. Но если трудности с засыпанием или сонливость мешают жить и работать, нужно обратиться к опытному неврологу или психотерапевту.

Нарушение координации движений

Центральная нервная система отвечает за ловкость походки, плавность движений, тонкую работу рук. Если эти функции нарушаются, нужно обратиться к неврологу.

Энцефалопатия

Энцефалопатия — невоспалительные заболевания головоного мозга (из-за травмы, интоксикации, нарушения кровообращения), которые нарушают его главные функции.

Инсульт

Инсульт — это резкое нарушение кровотока в головном мозге, из-за которой гибнет нервная ткань. Успех лечения зависит от скорости обращения за помощью (это нужно сделать в первые несколько часов), но современная комплексная терапия у опытного реабилитога может вернуть многие функции нервной системы.

Из-за травмы головы могут возникнуть серьезные последствия: регулярная тяжелая головная боль, нарушения памяти, снижение работоспособности или даже эпилептические припадки. За диагностикой и лечением нужно своевременно обратиться к опытному неврологу.

Возрастные нейродегенеративные нарушения

Нейродегенеративные изменения — это возрастные, старческие изменения в мозге, которые развиваются быстрее, чем положено, мешают жить и работать и потому требуют лечения у невролога.

Последствия удаления опухоли мозга

Онкологические заболевания — тяжелая патология, с которой нелегко справиться даже современной медицине. Но опытный невролог всегда сможет облегчить симптомы и сделает всё, чтобы пациент чувствовал себя лучше.

Несмотря на многообразие причин, приводящих к перинатальному поражению нервной системы в течении заболевания выделяют три периода:

  • острый - 1-й месяц жизни);
  • восстановительный, который подразделяется на ранний (со 2-го по 3-й месяц жизни) и поздний (с 4 месяцев до 1 года у доношенных, до 2 лет - у недоношенных);
  • исход заболевания.

В каждом периоде перинатальные повреждения имеют различные клинические проявления, которые врачи привыкли выделять в виде различных синдромов (совокупность клинических проявлений болезни, объединенных по общему признаку). Кроме того, у одного ребенка нередко наблюдается сочетание нескольких синдромов. Выраженность каждого синдрома и их сочетание позволяют определить тяжесть повреждения нервной системы, правильно назначить лечение и строить прогнозы на будущее.

Синдромы острого периода

К синдромам острого периода относятся: синдром угнетения ЦНС, коматозный синдром, синдром повышенной нервно-рефлекторной возбудимости, судорожный синдром,гипертензионно-гидроцефальный синдром.

При легких повреждениях ЦНС у новорожденных наиболее часто отмечается синдром повышенной нервно-рефлекторной возбудимости который проявляется вздрагиванием, повышением (гипертонусом) или понижением (гипотонией^ мышечного тонуса, усилением рефлексов, тремором (дрожанием) подбородка и конечностей, бес-покойным поверхностным сном, частым «беспричинным» плачем.

При поражении ЦНС средней степени тяжести в первые дни жизни дети чаще имеют угнетение ЦНС в виде снижения двигательной активности и снижения мышечного тонуса, ослабления рефлексов новорожденных, в том числе рефлексов сосания и глотания. К концу 1-го месяца жизни угнетение ЦНС постепенно исчезает, а у некоторых детей сменяется повышенным возбуждением При средней степени поражения ЦНС наблюдаются нарушения в работе внутренних органов и систем (вегетативно-висцеральный синдром ) в виде неравномерной окраски кожи (мраморность кожи) вследствие несовершенства регуляции тонуса сосудов, нарушений ритма дыхания и сердечных сокращений, дисфункции желудочно-кишечного тракта в виде неустойчивого стула, запоров, частых срыгиваний, метеоризма. Реже может отмечаться судорожный синдром , при котором наблюдаются приступообразные подергивания конечностей и головы, эпизоды вздрагиваний и другие проявления судорог.

Нередко у детей в остром периоде заболевания появляются признаки гипертензионно-гидроцефапьного синдрома , который характеризуется избыточным скоплением жидкости в пространствах головного мозга, содержащих спинно-мозговую жидкость, что приводит к повышению внутричерепного давления. Основными симптомами, которые отмечает врач и которые могут заподозрить родители, являются быстрые темпы прироста окружности головы ребенка (более 1 см за неделю), большие размеры и выбухание большого родничка, расхождение черепных швов, беспокойство, частые срыгивания, необычные движения глаз (своеобразное дрожание глазных яблок при отведении взгляда в сторону, вверх, вниз -это называется нистагм) и др.

Резкое угнетение деятельности ЦНС и других органов и систем присуще крайне тяжелому состоянию новорожденного с развитием коматозного синдрома (отсутствия сознания и координирующей функции головного мозга). Такое состояние требует неотложной помощи в условиях реанимации.

Синдромы восстановительного периода

В восстановительном периоде перинатальных поражений ЦНС выделяют следующие синдромы: синдром повышенной нервно-рефлекторной возбудимости, эпилептический синдром, гипертензионно-гидроцефальный синдром, синдром вегето-висцеральных дисфункций, синдром двигательных нарушений, синдром задержки психомоторного развития. Длительно сохраняющиеся нарушения тонуса мышц нередко приводят к появлению у детей задержки психомоторного раз-вития, т.к. нарушения мышечного тонуса и наличие патологической двигательной активности -гиперкинезы (непроизвольные движения, вы-званные сокращением мышц лица, туловища, конечностей, реже гортани, мягкого неба, языка, наружных мышц глаз) препятствуют совершению целенаправленных движений, формированию у малыша нормальных двигательных функций. При задержке моторного развития ребенок позднее начинает держать голову, сидеть, ползать, ходить. Бедность мимики, позднее появление улыбки, сниженный интерес к игрушкам и предметам окружающей среды, а также слабый монотонный крик, задержка появления гуления и лепета должны насторожить родителей в плане задержки психического развития у малыша.

Исходы заболевания

К годовалому возрасту у большинства детей проявления перинатальных поражений ЦНС постепенно исчезают либо сохраняются их незначительные проявления. К частым последствиям перинатальных поражений относят:

  • задержку психического, моторного или речевого развития;
  • цереброастенический синдром (он проявляется перепадами настроения, двигательным беспокойством, тревожным беспокойным сном, метеозависимостью);
  • синдром гиперактивности с дефицитом внимания - нарушение работы ЦНС, проявляющееся агрессивностью,импульсивностью,трудностями концентрации и поддержания внимания, нарушениями обучения и памяти.

Наиболее неблагоприятными исходами являются эпилепсия, гидроцефалия, детский церебральный паралич, свидетельствующие о тяжелых перинатальных повреждениях ЦНС.

В диагнозе врач должен обязательно отразить предполагаемые причины повреждения центральной нервной системы, степень тяжести, синдромы и период течения болезни.

С целью диагностики и подтверждения перинатальных повреждений ЦНС у детей, помимо клинического осмотра, проводят дополнительные инструментальные исследования нервной системы, такие, как нейросонография, допплерография, компьютерная и магнитно-резонансная томографии, электроэнцефалография и др.

В последнее время наиболее доступным и широко используемым методом обследования детей на первом году жизни является нейросонография (ультразвуковое исследование головного мозга), которая проводится через большой родничок. Это исследование безвредно, может проводиться повторно как у доношенных, так и у недоношенных малышей, позволяя наблюдать за процессами, происходящими в мозге, в динамике. Кроме того, исследование можно проводить новорожденным в тяжелом состоянии, вынужденным находиться в отделении реанимации в кувезах (специальных кроватях с прозрачными стенками, которые позволяют обеспечивать определенный температурный режим, контролировать состояние новорожденного) и на ИВЛ (искусственное дыхание через аппарат). Нейросонография позволяет оценить состояние вещества мозга и ликворных путей (структуры мозга, заполненные жидкостью - ликвором), выявить пороки развития, а также предположить возможные причины повреждения нервной системы (гипоксия, кровоизлияние, инфекции).

Если у ребенка выявлены грубые неврологические нарушения при отсутствии признаков повреждения мозга на нейросонографии, таким детям назначают более точные методы исследования ЦНС - компьютерную (КТ) или магнитно-резонансную (МРТ) томографии . В отличие от нейросонографии, эти методы позволяют оценить мельчайшие структурные изменения головного и спинного мозга. Однако проведение их возможно только в стационаре, так как во время исследования малыш не должен совершать активных движений, что достигается введением ребенку специальных лекарств.

Помимо изучения структур головного мозга в последнее время появилась возможность оценки кровотока в мозговых сосудах с помощью допплерографии. Однако данные, полученные при ее проведении, могут учитываться лишь в совокупности с результатами других методов исследования.

Электроэнцефалография (ЭЭГ) - это метод изучения биоэлектрической активности головного мозга. Он позволяет оценить степень зрелости мозга, предположить наличие судорожного синдрома у малыша. Из-за незрелости головного мозга у детей на первом году жизни окончательная оценка показателей ЭЭГ возможна лишь при неоднократном проведении этого исследования в динамике.

Таким образом, диагноз перинатальных поражений ЦНС у малыша устанавливает врач после тщательного анализа данных о течении беременности и родов, о состоянии новорожденного при рождении, о наличие выявленных у него синдромов болезни, а также данных дополнительных методов исследования. В диагнозе врач обязательно отразит предполагаемые причины повреждения ЦНС, степень тяжести, синдромы и период течения болезни.

Почему возникают нарушения в работе ЦНС?

Анализируя причины, приводящие к нарушениям в работе ЦНС новорожденного, врачи выделяют четыре группы перинатальных поражений ЦНС:

  • гипоксические поражения ЦНС, при которых основным повреждающим фактором является гипоксия (недостаток кислорода);
  • травматические поражения, возникающие в результате механического повреждения тканей головного и спинного мозга в родах, в первые минуты и часы жизни ребенка;
  • дисметаболические и токсико-метаболические поражения, основным повреждающим фактором которых являются нарушения обмена веществ в организме ребенка, а также повреждения в результате употребления беременной токсических веществ (лекарств, алкоголя, наркотиков» курения);
  • поражения ЦНС при инфекционных заболеваниях перинатального периода» когда основное повреждающее воздействие оказывает инфекционный агент (вирусы, бактерии и другие микроорганизмы).

Помощь детям с повреждениями ЦНС

В связи с возможностями ранней диагностики перинатальных поражений ЦНС лечение и реабилитация этих состояний должны осуществляться как можно в более ранние сроки, с тем чтобы лечебные воздействия пришлись на первые месяцы жизни малыша, когда нарушения еще обратимы. Следует сказать, что способность детского мозга восстанавливать нарушенные функции, как и возможности всего организма в целом, очень велики именно в этот период жизни. Именно в первые месяцы жизни еще возможно дозревание нервных клеток мозга взамен погибших после гипоксии, образование между ними новых связей, за счет которых в будущем и будет обусловлено нормальное развитие организма в целом, Хочется отметить, что даже минимальные проявления перинатальных поражений ЦНС требуют соответствующего лечения для предотвращения неблагоприятных исходов болезни.

Оказание помощи детям с повреждениями ЦНС осуществляется в три этапа.

Первый этап предполагает помощь, оказываемую в родильном доме (родильном зале, палате интенсивной терапии, отделении реанимации новорожденных) и включает в себя восстановление и поддержание работы жизненно важных органов (сердца, легких, почек), нормализацию обменных процессов, лечение синдромов повреждения ЦНС (угнетения или возбуждения, судорог, отека мозга, повышенного внутричерепного давления и др.). Именно на первом этапе помощи основными в лечении детей с тяжелыми повреждениями ЦНС являются медикаментозная и интенсивная (например, искусственная вентиляция легких) терапия.

На фоне лечения состояние малышей постепенно улучшается, однако многие симптомы поражения ЦНС (нарушения тонуса мышц, рефлексов, быстрая утомляемость, беспокойство, дисфункции в работе легких, сердца, желудочно-кишечного тракта) могут сохраняться, что требует перевода детей на второй этап лечения и реабилитации , а именно - в отделение патологии новорожденных и недоношенных детей либо в неврологическое отделение детской больницы.

На данном этапе назначают препараты, направленные на ликвидацию причины заболевания (инфекций, токсических веществ) и воздействующие на механизм развития болезни, а также лекарства, используемые для лечения тех или иных синдромов повреждения ЦНС. Это препараты, улучшающие питание нервных клеток, стимулирующие созревание мозговой ткани, улучшающие микроциркуляцию 2 и мозговое кровообращение, снижающие мышечный тонус и др. Помимо медикаментозной терапии, у доношенных детей на фоне улучшения состояния с конца 3-й недели жизни (у недоношенных детей - несколько позже) могут быть назначены курс массажа с постепенным добавлением упражнений лечебной гимнастики, сеансы электрофореза и другие методы реабилитации.

После окончания курса лечения большинство детей выписываются домой с рекомендациями дальнейшего наблюдения в условиях детской поликлиники (третий этап реабилитации ). Врач-педиатр совместно с невропатологом, а по необходимости - и с другими узкими специалистами (окулистом, отоларингологом, ортопедом, психологом, физиотерапевтом и др.) составляет индивидуальный план наблюдения ребенка на первом году жизни. В этот период все большее значение начинают приобретать немедикаментозные методы реабилитации, такие, как массаж, лечебная гимнастика, электрофорез, импульсные токи, иглорефлексотерапия, тепловые процедуры, бальнеолечение (лечебные ванны), плавание, а также психолого-педагогические методы коррекции, направленные на развитие моторики, речи и психики ребенка.

Если повреждения центральной нервной системы нетяжелые и малыш выписан из родильного отделения домой, важно создать лечебно-охранительный режим во время острого периода заболевания. А это значит - оберегать ребенка от лишних раздражителей (громкий звук радио, телевизора, громкие разговоры), создать условия температурного комфорта (избегать как перегревания, так и переохлаждения), не забывая регулярно проветривать комнату, в которой находится малыш. Кроме того, следует максимально оградить ребенка от возможности любого инфицирования, ограничив посещение новорожденного знакомыми и родственниками.

Особое внимание следует уделять правильному питанию, так как оно является мощным лечебным фактором. В грудном молоке содержатся все необходимые питательные вещества для полноценного развития ребенка. Ранний перевод на искусственное вскармливание приводит к раннему началу и более частому развитию инфекционных заболеваний. Между тем защитные факторы молока матери способны частично компенсировать недостаток собственных иммунных факторов в этот период развития, позволяя малышу направить все свои компенсаторные возможности на восстановление нарушенных функций после перенесенной гипоксии. А содержащиеся в грудном молоке биологически активные вещества, гормоны, факторы роста способны активировать процессы восстановления и созревание ЦНС. Кроме того, материнские прикосновения во время кормления ребенка грудью являются важным эмоциональным стимулятором, способствующим снижению стрессового состояния, а значит, более полноценному восприятию детьми окружающего мира.

Недоношенные и дети, родившиеся с тяжелыми повреждениями ЦНС, в первые дни жизни нередко вынуждены вскармливаться через зонд или из бутылочки. Не отчаивайтесь, а постарайтесь сохранить грудное молоко, регулярно сцеживая его и давая малышу. Как только состояние вашего крохи улучшится, он обязательно будет приложен к груди матери.

Важное место в восстановительном периоде занимают лечебный массаж и гимнастика, которые нормализуют тонус мышц, улучшают обменные процессы, кровообращение, повышая тем самым общую реактивность организма, способствуют психомоторному развитию ребенка. Курс массажа включает от 10 до 20 сеансов. В зависимости от степени тяжести поражения ЦНС на первом году жизни проводятся не менее 3-4 курсов массажа с интервалом 1-1,5 месяца. При этом родители между курсами продолжают дома заниматься с ребенком лечебной гимнастикой, предварительно обучившись в ходе занятий.

Методики массажа и лечебной гимнастики зависят, в первую очередь, от характера двигательных нарушений, особенностей изменения мышечного тонуса, а также от преобладания тех или иных синдромов поражения ЦНС.

Так, при синдроме гипервозбудимости используют приемы, направленные на снижение общей возбудимости (покачивание в позе эмбриона или на мяче) и мышечного тонуса (расслабляющий массаж с элементами точечного массажа). В то же время у детей с признаками угнетения нервной системы применяют укрепляющий массаж мышц спины, живота, ягодичных мышц, а также расслабленных ручек и ножек.

Массаж и лечебная гимнастика создают благоприятные условия для общего развития ребенка ускоряют развитие двигательных функций (освоение таких навыков, как приподнимание и удержание головы, повороты на бочок, живот, спину, сидение, ползание, самостоятельная ходьба). Особое значение уделяется занятиям на надувных предметах - мячах, роллах (валиках). Они используются для развития вестибулярных функций, способствуют расслаблению напряженных и укреплению расслабленных мышц, воде. При этом упражнения проводятся в обычных ваннах, их продолжительность вначале составляет 5- 7 минут и постепенно увеличивается до 15 минут. В начале курса желательно пройти обучение с медицинским инструктором, а далее возможно проведение занятий в домашней ванне. Вода не только тонизирует слабые мышцы и расслабляет напряженные, стимулирует обмен веществ и кровообращение, обладает закаливающим эффектом, но и оказывает успокаивающее действие на нервную систему малыша. Следует отметить, что повышение внутричерепного давления у детей не является противопоказанием к плаванию - в этом случае лишь следует исключить ныряние.

Возможно также проведение стимулирующего подводного душа-массажа в теплой ванне. Массирующее воздействие на мышцы при этом оказывает вода, поступающая через широкий наконечник под небольшим давлением (0,5 атмосфер). Для этого струю воды медленно передвигают от периферии к центру на расстоянии 10-20 см от поверхности тела. Этот массаж проводится в условиях стационара или поликлиники.

Среди водных процедур, обладающих лечебными воздействиями, для детей с перинатальными поражениями ЦНС используют бальнеотерапию - принятие лечебных ванн. Благодаря особенностям кожи у детей (высокая проницаемость, богатая сосудистая сеть, обилие нервных окончаний - рецепторов), лечебные ванны особенно эффективны. Под действием растворенных в воде солей усиливается кровообращение и обмен веществ в коже, мышцах и всем организме. Эти процедуры родители могут проводить самостоятельно в домашних условиях, получив рекомендации врача. Соленые ванны готовятся из расчета 2 столовые ложки морской или поваренной соли на 10 л воды, температура воды 36°С. Принимают процедуры от 3-5 до 10-15 минут через день, курс лечения 10-15 ванн. У возбудимых детей к соленым ваннам нередко рекомендуют добавлять хвойные, а также ванны с отварами валерьяны, пустырника, обладающие успокаивающим действием на ЦНС.

Среди методов физиотерапии наиболее часто используют лекарственный электрофорез, импульсные токи, индуктотермию, ультразвук и др. Введение в организм лекарственных веществ с помощью постоянного тока (электрофорез) улучшает кровообращение в тканях и тонус мышц, способствует рассасыванию очагов воспаления, а при воздействии на воротниковую зону улучшает мозговое кровообращение и деятельность головного мозга. Воздействие импульсных токов различных характеристик может оказывать как возбуждающее, так и тормозящее действие на мышцы, что часто используют в лечении парезов и параличей.

В лечении перинатальных поражений ЦНС у детей применяют и местные тепловые процедуры (теплолечение) при помощи накладывания на пораженные участки аппликаций озокерита (горный воск), парафина или мешочков с песком. Тепловые воздействия вызывают согревание тканей, расширение сосудов, усиливая кровообращение и обмен веществ, кроме того, активизируются восстановительные процессы, снижается тонус мышц. Для этого предварительно нагретый до 39-42°С озокерит накладывают на место воздействия, накрывают одеялом и оставляют действовать в течение 15-30 минут в зависимости от возраста. Процедуры проводят через день в количестве 15-20 на курс лечения.

Воздействие на особо чувствительные точки с целью стимуляции рефлексов проводят, используя метод иглорефлексотерапии. При этом воздействия могут проводить акупунктурной (используемой в иглорефлексотерапии) иглой, импульсным электрическим током, лазерным излучением или магнитным полем.

С началом восстановительного периода заболевания необходимо постепенно расширять слуховые, зрительные, эмоциональные контакты с малышом, так как они являются своего рода немедикаментозными «ноотрофами» - стимуляторами для развивающегося мозга. Это игрушки, развивающие коврики и комплексы, книги и картинки, подбираемые индивидуально музыкальные программы, записанные на магнитофон, и конечно песни матери.

Однако следует помнить о том, что чрезмерное увлечение программами раннего развития может привести к утомлению и срыву еще не вполне окрепшей нервной системы малыша. Поэтому во всем проявляйте умеренность и терпение, а еще лучше - не забывайте обсудить все начинания с лечащим врачом. Помните - здоровье вашего ребенка в ваших руках. Так не жалейте времени и сил на восстановление пострадавшего малыша.

Новинки медицины для реабилитации малыша

К новым методам реабилитации детей с поражениями ЦНС можно отнести методику мягкого вибромассажа в условиях невесомости (реабилитационная кроватка «Сатурн»). Для этого ребенка помещают на индивидуальной пеленке в нагретую до требуемой температуры «псевдожидкость» из стеклянных микрошариков, двигающихся в кровати под воздействием воздушного потока. Создается эффект плавучести (близкий к внутриутробному), при котором до 65% поверхности тела ребенка оказывается погруженным в «псевдожидкость». При этом мягкое массажное воздействие на кожу микрошариков приводит к раздражению периферических нервных окончаний и передаче импульсов в центральную нервную систему, что обеспечивает лечение параличей.

Еще одним из новых методов реабилитации является метод «сухой иммерсии», при котором также создается эффект частичной имитации внутриутробного состояния ребенка, При этом малыши располагаются на полиэтиленовой пленке, свободно лежащей на покачивающейся поверхности воды с температурой 35~37°С Во время сеанса возбужденные дети успокаиваются, часто засыпают, что способствует снижению мышечного тонуса» тогда как дети с угнетением ЦНС несколько активизируются.

1 Перинатальный - относящийся к периоду, начинающемуся за несколько недель до рождения ребенка, включающему момент его рождения и заканчивающемуся через несколько дней после рождения ребенка. Этот период длится с 28-й недели беременности по 7-Й день после рождения ребенка.

2 Движение крови по мельчайшим сосудам организма с целью лучшей доставки к клеткам кислорода и питательных веществ, а также выведения продуктов обмена клеток

Бывает, что в роддоме или чуть позже, на приеме у педиатра новорожденному ребенку ставят сложные диагнозы, касающиеся состояния центральной нервной системы (ЦНС). Что скрывается за словами "гипертензионно-гидроцефальный синдром" или "синдром вегетативно-висцеральных дисфункций" и как эти состояния могут повлиять на здоровье и развитие ребенка? Возможно ли лечение поражений ЦНС? Рассказывает специалист по детской реабилитации Наталья Пыхтина, глава одноименной клиники.

Первую информацию о состоянии ЦНС врач получает в первые минуты и часы после появления малыша на свет, ещё в родильном зале. Все слышали о шкале Апгар, по которой жизнеспособность ребенка оценивается по пяти основным видимым признакам - сердцебиению, окраске кожи, дыханию, рефлекторной возбудимости и мышечному тонусу.

Почему важно правильно оценить двигательную активность младенца? Потому что она дает информацию о состоянии спинного и головного мозга, их функциональности, что помогает вовремя распознать как незначительные отклонения, так и серьёзные патологии.

Так, наибольшее внимание уделяется степени симметричности движений конечностей: их темп и объем должны быть одинаковыми с обеих сторон, то есть у левой руки и левой ноги и правой руки и ноги соответственно. Также врач, проводящий первичный осмотр новорожденного, учитывает четкость и выраженность безусловных рефлексов. Так педиатр получает информацию о деятельности ЦНС малыша и выясняет, функционирует ли она в рамках нормы.

Повреждения центральной нервной системы у ребенка возникают двумя путями - внутриутробно или во время родов. Если отклонения в развитии возникли у плода во время эмбриональной стадии внутриутробного развития, то они зачастую превращаются в пороки, несовместимые с жизнью, либо крайне тяжёлые и не поддающиеся лечению и коррекции.

Если повреждающее влияние оказывалось на плод после , это не скажется на ребенке в виде грубого уродства, но вполне может стать причиной небольших отклонений, которые придется лечить после рождения. Негативное воздействие на плод на поздних сроках - после - в виде пороков не проявится вовсе, но может стать катализатором при возникновении заболеваний у нормально сформированного ребенка.

Очень сложно предсказать, какой конкретно негативный фактор и на каком сроке беременности нанесет плоду непоправимый ущерб. Поэтому будущей матери нужно быть крайне осторожной и следить за своим здоровьем еще до момента зачатия. Подготовка к беременности - важный этап планирования семьи, потому что на состоянии здоровья ребенка могут сказаться как вредные привычки матери, так и её хронические заболевания, тяжелая работа и нездоровое психологическое состояние.

Немаловажно для дальнейшей жизни ребёнка и то, как именно он появится на свет. Именно в момент родов есть опасность повреждений вторым путём - интранатально. Любое неправильное вмешательство или, наоборот, отсутствие своевременной помощи с высокой вероятностью негативно скажутся на малыше. В зоне риска - преждевременные роды, а также роды в намеченный срок, но стремительные или, наоборот, затяжные.

Основные причины поражения ЦНС у новорожденных - кислородное голодание, которое приводит к гипоксии, и родовые травмы. Реже встречаются менее очевидные и диагностируемые причины: внутриутробные инфекции, гемолитическая болезнь новорожденных, пороки развития головного и спинного мозга, наследственно обусловленные нарушения обмена веществ или хромосомная патология.

Врачи выделяют несколько синдромов патологии ЦНС у новорожденных.

Гипертензионно-гидроцефальный синдром - это чрезмерное скопление спинномозговой жидкости в желудочках и под оболочками мозга. Чтобы выявить данный синдром у младенца, проводится УЗИ головного мозга и регистрируются данные о повышении внутричерепного давления (по данным эхоэнцефалографии - ЭЭГ).

В ярко выраженных тяжелых случаях при данном синдроме непропорционально увеличиваются размеры мозговой части черепа. Как известно, дети рождаются с подвижными костями черепа, которые срастаются в процессе развития, поэтому при одностороннем патологическом процессе данного синдрома будет наблюдаться расхождение черепных швов, истончение кожи в височной доле и усиление венозного рисунка на волосистой части головы.

Если у ребенка повышенное внутричерепное давление, он будет беспокоен, раздражителен, легко возбудим и плаксив. Также малыш будет плохо спать, таращить глазки и запрокидывать голову назад. Возможно проявление симптома Грефе (белая полоска между зрачком и верхним веком). В более тяжёлых случаях может также иметь место симптом так называемого "заходящего солнца", при котором радужная оболочка глаза, как солнце на закате, наполовину погружена под нижнее веко. Также иногда появляется сходящееся .

При пониженном внутричерепном давлении, наоборот, ребенок будет малоактивным, вялым и сонливым. Мышечный тонус в данном случае непрогнозируем - он может быть как повышенным, так и пониженным. Малыш может при опоре вставать на цыпочки, при попытке ходьбы перекрещивать ножки, при этом рефлексы опоры, ползания и ходьбы у младенца будут снижены. Также нередко могут случаться судороги.


Нарушения мышечного тонуса

Синдром двигательных нарушений - патология двигательной активности - диагностируется почти у всех детей с внутриутробными отклонениями в развитии центральной нервной системы. Разнится только выраженность и уровень поражения.

При постановке диагноза педиатр должен понять, какова зона и локализация поражения, есть ли проблема в работе головного или спинного мозга. Это принципиально важный вопрос, поскольку методики лечения кардинально различаются в зависимости от установленной патологии. Также большое значение для постановки диагноза имеет корректная оценка тонуса различных групп мышц.

Нарушение тонуса в различных группах мышц приводит к запаздыванию появления двигательных навыков у младенца: например, ребенок позже начинает брать предметы всей кистью, движения пальцами формируются медленно и требуют дополнительных занятий, ребенок позже встает на ножки, а перекрест нижних конечностей препятствует формированию правильной ходьбы.

К счастью, этот синдром излечим - у большинства детей благодаря правильному лечению наблюдается снижения мышечного тонуса в ножках, и ребенок начинает хорошо ходить. В память о заболевании может остаться только высокий свод стопы. Нормальной жизни это не мешает, и единственной сложностью остаётся выбор удобной и удачно сидящей обуви.

Синдром вегетативно-висцеральных дисфункций характеризуется нарушением терморегуляции у ребенка (температура тела повышается или понижается без видимых причин), исключительной белизной кожи, связанной с нарушением работы сосудов, и желудочно-кишечными расстройствами (срыгиванием, рвотой, склонностью к запорам, недостаточной прибавкой в весе сравнительно с показателями, принятыми за норму).

Все эти симптомы чаще всего сочетаются с гипертензионно-гидроцефальным синдромом и напрямую имеют отношение к нарушениям в кровоснабжении задних отделов мозга, где расположены все основные центры вегетативной нервной системы, руководящей жизнеобеспечивающими системами организма - пищеварительной, терморегуляционной и сердечно-сосудистой.

Судорожный синдром

Склонность к судорогам в первые месяцы жизни ребенка обусловлена незрелостью мозга. Судороги возникают только в тех случаях, когда происходит распространение или развитие болезненного процесса в коре головного мозга, и имеют множество самых разных причин.

В каждом конкретном случае причину возникновения судорожного синдрома должен выявить врач. Для эффективной оценки часто требуется проведение целого ряда исследований и манипуляций: инструментального исследования работы мозга (ЭЭГ), кровообращения мозга (допплерография) и анатомических структур (УЗИ мозга, компьютерная томография, ЯМР, НСГ), а также биохимических исследований крови.

С точки зрения локализации судороги не одинаковы - бывают генерализованными, то есть охватывающими весь организм, и локализованными, которые связаны с отдельными группами мышц.

Судороги различны и по своему характеру: тонические, когда ребенок словно вытягивается и застывает на короткое время в определенной фиксированной позе, и клонические, при которых происходит подергивание конечностей, а иногда и всего туловища.

Родителям стоит внимательно наблюдать за ребенком в первые месяцы жизни, т.к. судороги у детей могут стать началом , если сразу не обратиться к специалисту и не провести грамотное лечение. Тщательное наблюдение и детальное описание возникающих судорог со стороны родителей существенно облегчит врачу постановку диагноза и ускорит подбор лечения.

Лечение ребенка с поражением ЦНС

Точная диагностика и своевременное корректное лечение патологии ЦНС чрезвычайно важно. Детский организм очень восприимчив к внешнему воздействию на начальном этапе развития, и вовремя полученные процедуры могут в корне изменить дальнейшую жизнь ребенка и его родителей, позволив на самых ранних этапах со сравнительной лёгкостью избавиться от проблем, которые в более позднем возрасте могут стать весьма существенными.

Как правило, детям с патологиями раннего возраста назначается медикаментозная терапия в комплексе с физической реабилитацией. Лечебная физкультура (ЛФК) - один из самых эффективных немедикаментозных способов реабилитации детей с поражениями ЦНС. Правильно подобранный курс ЛФК помогает восстановить двигательные функции ребёнка, используя адаптационные и компенсаторные возможности детского организма.

Комментировать статью "Поражения ЦНС у детей: какие бывают?"

органическое поражение цнс - у всех моих детей. Все развиваются по-разному. ИМХО, брать ребенка из ДД- значит быть готовым к нарушению поведения, плохой учебе, воровству, порче и потере вещей, истерикам.....Не знаю, можно ли найти в ДД здорового в полном смысле этого...

Обсуждение

органическое поражение цнс- у всех моих детей. Все развиваются по-разному. ИМХО, брать ребенка из ДД- значит быть готовым к нарушению поведения, плохой учебе, воровству, порче и потере вещей, истерикам.....Не знаю, можно ли найти в ДД здорового в полном смысле этого слова. Туда попадают либо по причине своего здоровья, либопо причине здоровья (и физ. и псих.) био.... Поражение поражению рознь- ходит, видит, слышит, понимает...это уже неплохо. Что поддается воспитанию, воспитается, что не поддается- слюбится) насколько трудно?-ровно настолько, на сколько вы готовы, насколько сможете принять (или не принять) его любым

03.10.2017 21:46:24, тожетут

У моего ребенка органическое поражение ЦНС. Выражается в легкой форме ДЦП и некоторых сложностях в учебе. И у моего ребенка органическое поражение цнс ставили, парапарез, с полутора лет инвалидность. Инвалидность сняли в 6 лет, а этой весной невролог сняла её с...

Обсуждение

Ну вроде бы завтра делаем МРТ. И в пятницу - психиатр и невролог. В ДД дали мне кучу вины - зачем это вам надо делать, что за проверки такие и тд и тп. Я тупо - на своем. Спасибо вам от всего сердца девочки. Я сама не ожидала такой поддержки и тронута очень. Я напишу как и чего как только что-то новое.

Я не медик. Совсем. Поэтому мои рассуждения совершенно обывательские. Итак: по-моему,резидуально органическое поражение - диагноз очень общий. Проявления должны зависеть от степени и локализации поражения. И могут быть от "ничего не понимает, пускает слюни" (извините за некорректность), до "вообще ничего не заметно". Первый вариант девочке явно уже не грозит. Ребенок адекватный, послушный, стихи читает, в ролевые игры играет... Так что, думаю, все что могло провиться - уже проявилось вот в этом "плохо учится". Для Вас это критично? Если будет учиться с трудом? Если не пойдет в Вуз? Если в самом крайнем случае будет учиться в коррекции?
Это, в принципе, реальная перспектива для многих приемных детей. Не факт, у ребенка, взятого в более младшем возрасте, вы в школе не получите тех же самых проблем.
В общем, так как у меня ребенок практически такой (учится с трудом, после 1 класса ничего не умел), но чудесный и любимый, мне за девочку обидно. Как-то в обсуждении уже чуть ли не крест на ней поставили. :(Хорошая же девочка. Хотя решать, конечно, только вам.

Обсуждение

зависит от предыстории, а еще больше от перспективы. любой ребенок, больной ли здоровый ли, в благоприятной психо-социальной обстановке имеет намного больше шансов вырасти хорошим человеком, чем при плохих исходных условиях. Дети с проблемами по здоровью приносят не меньше, а может даже и больше радости, чем здоровые дети. если, конечно, полностью не растворяться в заботах, проблемах и поисках наилучших решений.

Именно как в Интернете - от ничего страшного до бродяжничество, суицидальные наклонности и т.п. Смотрите по детям. Если что-то настораживает, обращайтесь к специалистам. Извините за диагноз по интернету, но, по-моему, дети ваши выглядят хорошо.

поражение ЦНС. Медицина/ дети. Усыновление. Обсуждение вопросов усыновления, форм устройства детей в семьи, воспитания Подскажите, пожалуйста, что такое поражение ЦНС без поражения психики. в инете нашла только о перинатальном поражении ЦНС. это одно и...

Обсуждение

смотрите на конкретного ребенка, если нужно делайте мрт, чтобы определиться, в состоянии вы поднять этого ребенка или нет. А может и поражение только на бумаге. все бывает.

У меня ребенок из спец.ДР. Было ПЭП, стало органическое поражение ЦНС. Проблемы есть, но почти норма:) В целом, при хорошем уходе, лечении и, естсетвенно, в домашних условиях, всё это можно свести на нет.

Поражения ЦНС у детей: какие бывают? Возможно ли лечение поражений ЦНС? Рассказывает специалист по детской реабилитации Наталья И у моего ребенка органическое поражение цнс ставили, парапарез, с полутора лет инвалидность.

Поражение ЦНС,ЗПР. Медицина/ дети. Усыновление. Обсуждение вопросов усыновления, форм устройства детей в семьи, воспитания приемных детей, взаимодействия с опекой По поводу разграничения ЗПР и олигофрении юзайте детский тест Векслера и рисовальный тест.

Обсуждение

Такие диагнозы стоят у 90% домребенковских детей.
Насколько они серьезны у конкретного ребенка - может сказть только врач. Достаточно часто это какая-то перестраховка, может быть написано для каких-то доплат на содержание детей, для помещения ребенка в соответствующую больницу (надо же куда-то девать оставленного ребенка). Точно так же не надо сразу пугаться названий типа "ДР для детей с поражениями ЦНС" и т.п.
Надо прежде всего разговаривать с врачом ДР - достаточно часто информация вполне объективна.
Еще можно посетить ребенка в ДР с "подругой" - врачом невропатологом, который сможет что-то сказать, посмотрев на ребенка, и почитав его карту.
Если взять с собой врача нет возможности - можно скопировать какие-то страницы из карты ребенка (если позволят) (для этой цели хорошо иметь с собой цифровой фотоаппарат, ибо ксерокса там скорее всего нет) - и сходить самой к детскому невропатологу, показать копию карты и поговорить, насколько это серьезно.

Обсуждение

Есть институт мозга, в котором учат по методу Бронникова. Я совсем не спец, подруга там обучалась, рассказывала, какие бывают результаты чудечные. Могу спросить стоит ли при ваших проблемах туда обращаться. Или может вы уже о них знаете?

Ну можно считать, что и у нас органическое поражение, после кровоизлияния в мозг и последующей гидроцефалии имеет место гипоплазия мозолистого тела, диффузное поражение белого вещества и пр. Не знаю, как другим, а нам официальная медицина ничего не могла предложить, кроме стандартной сосудистой терапии и легких ноотропов в надежде, что остатки пораженных участков "разберутся сами", перераспределят функции и т.д. Несколько стимулировало этот процесс лечение у корейцев на ул. ак. Пилюгина, кстати, у них я видела детей, у которых тоже проблемы с мозжечком, некоторый прогресс был, но это все индивидуально. Вы в каком городе живете?

поражение ЦНС. У моей подруги в следствие отслойки плаценты родился недоношенный ребенок (32-я неделя); перенес сильную гипоксию, даже говорят, что какие-то дольки в мозгу(плохо понимаю, что имеется в виду) умерли.

Расстройства центральной нервной системы диагностируются более чем у 80% деток. Причем большую часть из них составляют недоношенные малыши. Синдромы ЦНС у новорожденных должны поддаваться срочной коррекции, так как халатное поведение и отсутствие соответствующего лечения могут оставить кроху инвалидом.

Особенность ЦНС у грудничков

Формирование внутренних органов и систем у детей происходит в течение нескольких месяцев после рождения. Как только малыш появляется на свет, у него четко наблюдаются рефлексы, которые передаются ему от родителей и сохраняются на протяжении всей жизни. Спустя некоторое время в организме активизируется выработка особых ферментов, ответственных за регуляцию гормонов, необходимых для нормального функционирования пищеварительной системы.

В силу влияния некоторых факторов, процесс формирования ЦНС нередко дает сбои, итогом чего являются различные отклонения. Они легко корректируются, если своевременно провести терапию. Однако, существуют заболевания, которые с трудом лечатся. Так, например, при диагностировании перинатального синдрома даже длительный прием медикаментов редко приводит к положительным результатам.

Основополагающие факторы

Синдромы угнетения ЦНС у новорожденных возникают по разным причинам. Чаще всего этому предшествуют патологические состояния, воздействующие на организм женщины в период беременности. К таковым относятся:

  • Заболевания соматического характера.
  • Расстройства углеводного, жирового или белкового обмена.
  • Вирусные инфекции.
  • Возраст старше 35 лет.

К основополагающим факторам также относится воздействие на организм женщины плохой экологии и отсутствие полноценного питания во время беременности. В роли провокаторов нарушения ЦНС у плода, которые дают о себе знать сразу же после рождения или спустя несколько месяцев после родов, могут выступать курение, прием наркотических средств и алкогольной продукции будущей матерью.

Часто нервные расстройства у грудничков наблюдаются на фоне длительной железодефицитной анемии, развивающейся у беременной. Она характеризуется снижением уровня гемоглобина в крови, который является ответственным за снабжение тканей женского организма и плода кислородом. Именно его длительная нехватка в 90% случаях становится причиной возникновения данных патологий.

Разновидности синдромов у новорожденных

В роли провокаторов развития подобных синдромов могут выступать различные факторы. В зависимости от них данные расстройства подразделяют на:

  1. Органические. Диагностируются не только у грудничков, но и подростков. Их развитие обуславливается патологическими процессами, происходящими в ГМ. Основными провокаторами являются онкологические заболевания, ОГМ и т.д.
  2. Перинатальные. Обнаруживаются у грудничков. Имеет несколько подвидов – антенатальные (выявляются в период внутриутробного развития), интранатальные (возникают вследствие травмы непосредственно во время родов) и неонатальные (диагностируются в первые несколько недель после рождения).

Перинатальные расстройства ЦНС у детей также подразделяют на гипоксические и травматические. Первые развиваются на фоне гипоксии, наступающей в утробе матери, или асфиксии, возникающей в процессе родоразрешения. Вторые (их именуют еще резидуальные расстройства) выступают в роли остаточных явлений после полученных травм, следствием которых стали некоторые структурные изменения головного мозга.

Травмы, приводящие к подобным нарушениям в ГМ, сопровождаются серьезными последствиями. Однако, учитывая, что клетки данного органа у новорожденных обладают высокой скоростью самовосстановления, своевременное и правильно подобранное лечение значительно снижает риски возникновения осложнений.

Существует еще такое понятие, как синдром возбуждения ЦНС . Это состояние выявляется у 90% грудничков, которое и является предшественником других, более серьезных психологических расстройств у ребенка.

Фазы протекания синдромов

Поражение нервной системы происходит в 3 этапа. Острая фаза синдрома центральной нервной системы длиться на протяжении одного месяца. Клинические проявления болезни зависят от степени повреждений:

  1. Легкая. Характеризуется тремором подбородка и рук, частыми пробуждениями, плаксивостью, раздражительностью, бесконтрольными движениями конечностей во сне.
  2. Средняя. Проявляется снижением мышечного тонуса и активности, ослабеванием врожденных рефлексов, в частности сосания. Но такая клиника наблюдается не долго. Спустя некоторое время данные симптомы сменяются на гиперактивность, изменением цвета кожных покровов (они становятся практически прозрачными), выпуклостью родничка, увеличением окружности головы и т.д. Как правило, при наличии такой симптоматики говорят о развитии гидроцефального синдрома.
  3. Тяжелая. Данная форма патологии приводит к коме и требует постоянного врачебного контроля.

Для восстановительного периода характерны следующие признаки:

  • Задержка психического развития.
  • Повышенная раздражительность и возбудимость.
  • Двигательные нарушения, которые проявляются в виде дерганий рук и ног во сне, непроизвольными сокращением мышц лица и глаз.

Детки с расстройствами ЦНС отстают в развитии от сверстников. Они поздно начинают ходить и разговаривать. У них практически отсутствует интерес к игрушкам и ко всему, что их окружает.

Последняя фаза синдромов наступает в период с 11-14 месяцев, когда поражение центральной нервной системы у ребенка видно невооруженным взглядом. Малыш становится гиперактивным, практически не разговаривает, у него периодически возникают эпилептические припадки. Если и на данном этапе отклонений не будет проводиться лечение, это закончиться развитием церебрального паралича и наступлением инвалидности.

Формы синдромов центральной нервной системы

Каждое заболевание имеет свои степени развития. Данные синдромы не исключение. Для них характерны следующие формы:

  • Легкая.
  • Средняя.
  • Тяжелая.

В первом случае развитие патологии сопровождается:

  • Снижением тонуса мышц.
  • Скользящим косоглазием.
  • Дрожанием подбородка.
  • Непроизвольными движениями конечностями.
  • Гиперактивностью.

При средней форме заболевания, у малыша фиксируются:

  • Паралич.
  • Полное отсутствие эмоций.
  • Судороги.
  • Повышенная чувствительность.

Тяжелая степень патологии характеризуется:

  • Дисфункцией почек.
  • Нарушением дыхания.
  • Расстройством кишечника.
  • Онемением и судорогами конечностей.
  • Отсутствием реакции на все происходящее вокруг.
  • Непроизвольным движением глаз.

Диагностические мероприятия

В силу того, что расстройства ЦНС могут повлечь за собой серьезные последствия, при первых же признаках таких отклонений, нужно обратиться к детскому педиатру. Он осмотрит малыша и назначит консультацию невролога.

Для постановки точного диагноза, врачу потребуется предоставить всю информацию о протекании беременности и возникших во время родов осложнений, а также о лечении, который малыш получал в первые дни жизни (если оно проводилось). После этого дается направление на прохождение:

  • Рентгенологического исследования.
  • УЗИ.
  • КТ или МРТ головного мозга.

Терапевтические действия

Если у ребенка имеются расстройства нервной системы, то их, как правило, диагностируют сразу же после рождения. Именно в этот момент и требуется начинать лечение, так как в данный период организм малыша продолжает формироваться и шансы достигнуть положительных результатов намного выше.

Синдромы центральной нервной системы устраняются при помощи специальных препаратов, действие которых направлено на улучшение поступления питательных веществ к клеткам ГМ и их регенерацию. Также используются медикаменты, обеспечивающие снабжение головного мозга кислородом и повышение мышечного тонуса. Помимо этого обязательным являются:

  • Физиотерапевтические процедуры.
  • Массаж.
  • ЛФК.
  • Остеопатическая терапия.
  • Электрофорез.
  • Рефлексотерапия и т.д.

Расстройства ЦНС у детей протекают по-разному, соответственно, все лечебные мероприятия назначаются в индивидуальном порядке!

Чем опасен синдром?

Отсутствие должного лечения чревато:

  • Отклонениям в психическом развитии.
  • Церебральному параличу.
  • Эпилепсии.

При тяжелом протекании болезни наступает кома с последующим летальным исходом. Учитывая высокие риски развития столь серьезных осложнений, затягивать с посещением врача при появлении первичных признаков расстройств ЦНС у ребенка не стоит. Только своевременная диагностика и правильно подобранная терапия поможет избежать негативных последствий.

Мнение доктора Комаровского

У 95% новорожденных детей выявляются неврологические нарушения в той или иной степени, и только у 4-5% они требуют лечения. Трясущийся подбородок, дрожание рук и ног, частые срыгивания – это симптомы, наблюдающиеся практически у каждого ребенка в возрасте 0-2 месяцев, которые спустя некоторое время исчезают. В 90% случаях они возникают по причине адаптации малыша к окружающей среде, а не в результате развития серьезных заболеваний.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Перинатальная энцефалопатия (ПЭП) - собирательный диагноз, подразумевающий нарушение функции или структуры головного мозга различного происхождения, возникающее в перинатальный период.

К перинатальному периоду относятся антенатальный, интранатальный и ранний неонатальный периоды.

Антенатальный период начинается на 28 неделе внутриутробного развития и оканчивается началом родового акта.

Интранатальный период включает в себя непосредственно сам акт родов от начала родовой деятельности до рождения ребенка.

Ранний неонатальный период соответствует первой неделе жизни ребенка и характеризуется процессами адаптации новорожденного к условиям внешней среды.

СОВРЕМЕННЫЕ ВЗГЛЯДЫ

В современной международной классификации болезней (МКБ-10) диагноз «перинатальная энцефалопатия» не применяется. Но учитывая установившуюся в нашей стране традицию, а, также имеющиеся трудности в ранней и точной диагностике характера перинатальных поражений головного мозга этот «диагноз» еще продолжает применяться у детей в возрасте до 1 года жизни с различными нарушениями двигательной, речевой и психической функций.

В последние годы произошло значительное улучшение диагностических возможностей детских медицинских учреждений. С учетом этого диагноз перинатального поражения головного мозга может ставиться только до конца периода новорожденности, после 1 месяца жизни ребенка невролог должен определить точный характер и степень поражения центральной нервной системы, спрогнозировать дальнейшее течение заболевания, обнаруженного у ребенка и определить тактику лечения, либо снять подозрение на заболевание мозга.

КЛАССИФИКАЦИЯ

По своему происхождению и течению все поражения головного мозга перинатального периода условно можно разделить на гипоксически-ишемические, возникающие вследствие недостатка поступления кислорода в организм плода или его утилизации во время беременности (хроническая внутриутробная гипоксия плода) или родов (острая гипоксия плода, асфиксия), травматические, чаще всего обусловленные травматическим повреждением головки плода в момент родов и смешанные, гипоксически-травматические поражения центральной нервной системы.

В основе развития перинатальных поражений центральной нервной системы лежат многочисленные факторы, влияющие на состояние плода в течение беременности и родов и новорожденного в первые дни его жизни, обуславливающие возможность развития различных заболеваний как на 1 году жизни ребенка, так и в более старшем возрасте.

ПРИЧИНЫ РАЗВИТИЯ

Причины, влияющие на возникновение перинатальных поражений центральной нервной системы.

  1. Соматические заболевания матери с явлениями хронической интоксикации.
  2. Острые инфекционные заболевания или обострение хронических очагов инфекции в организме матери в период беременности.
  3. Нарушение питания и общая незрелость беременной женщины.
  4. Наследственные заболевания и нарушения обмена веществ.
  5. Патологическое течение беременности (ранние и поздние токсикозы, угроза прерывания беременности и пр.).
  6. Вредные воздействия окружающей среды, неблагоприятная экологическая обстановка (ионизирующее излучение, токсические воздействия, в том числе при применении различных лекарственных веществ, загрязнение окружающей среды солями тяжелых металлов и промышленными отходами и пр.).
  7. Патологическое течение родов (стремительные роды, слабость родовой деятельности и пр.) и травмы при применении родового пособия.
  8. Недоношенность и незрелость плода с различными нарушениями его жизнедеятельности в первые дни жизни.

Антенатальный период

К повреждающим факторам антенатального периода относят:

  1. внутриутробные инфекции
  2. обострения хронических заболевании будущей матери с неблагоприятными изменениями метаболизма
  3. интоксикации
  4. действие различных видов излучения
  5. генетическая обусловленность

Имеет большое значение и невынашивание беременности, когда ребенок рождается недоношенным или биологически незрелым вследствие нарушения внутриутробного развития. Незрелый же ребенок в большинстве случаев еше не готов к процессу родов и при родовых нагрузках получает значительные повреждения.

Необходимо обратить внимание на то, что в первом триместре внутриутробной жизни закладываются все основные элементы нервной системы будущего ребенка, а формирование плацентарного барьера начинается лишь с третьего месяца беременности. Возбудители таких инфекционных заболеваний, как токсоплазмоз. хламидиоз, листереллез, сифилис, сывороточный гепатит, цитомегалия и др., проникнув через незрелую плаценту из организма матери, глубоко повреждают внутренние органы плода, и в том числе формирующуюся нервную систему ребенка. Эти повреждения плода на данной стадии его развития генерализованные, но в первую очередь страдает центральная нервная система. В последующем, когда плацента уже сформировалась и достаточно эффективен плацентарный барьер, воздействия неблагоприятных факторов уже не приводят к формированию пороков развития плода, но могут вызвать преждевременное рождение, функциональную незрелость ребенка и внутриутробную гипотрофию.

В то же время есть факторы, которые могут неблагоприятно повлиять на развитие нервной системы плода в любом периоде беременности и даже до нее, влияя на репродуктивные органы и ткани родителей (проникающая радиация, употребление спиртных напитков, тяжелые острые интоксикации).

Интранатальный период

К интранатальным повреждающим факторам относят все неблагоприятные факторы процесса родов, неизбежно сказывающиеся на ребенке:

  1. длительный безводный период
  2. отсутствие или слабая выраженность схваток и неизбежная в этих случаях стимуляция
  3. родовой деятельности
  4. недостаточное раскрытие родовых путей
  5. стремительные роды
  6. применение ручных родовспомогательных приемов
  7. кесарево сечение
  8. обвитие плода пуповиной
  9. большая масса тела и размеры плода

Группой риска в отношении интранатальных повреждений являются недоношенные дети и дети с малой или слишком большой массой тела.

Необходимо отметить, что интранатальные повреждения нервной системы в большинстве случаев не касаются непосредственно структур головного мозга, но их последствия в дальнейшем постоянно влияют на деятельность и биологическое созревание развивающегося мозга.

Постнатальный период

Рассматривая постнатальный период, можно отметить, что здесь в генезе повреждений центральной нервной системы наибольшую роль играют

  1. нейроинфекции
  2. травмы

ПРОГНОЗ И ИСХОДЫ

У ребенка с диагнозом перинатального поражения головного мозга после 1 месяца жизни врач в состоянии определить прогноз дальнейшего развития ребенка, который может характеризоваться как полным выздоровлением или развитием минимальных нарушений центральной нервной системы, так и тяжелыми заболеваниями, требующими обязательного лечения и наблюдения у невропатолога.

Основные варианты последствий перинатального поражения центральной нервной системы и детей раннего возраста:

  1. Полное выздоровление
  2. Задержка психического, моторного или речевого развития ребенка
  3. (минимальная мозговая дисфункция)
  4. Невротические реакции
  5. Церебрастенический (посттравматический) синдром
  6. Синдром вегетативно-висцеральной дисфункции
  7. Гидроцефалия
  8. Детский церебральный паралич

У детей с последствиями перинатального поражения головного мозга в более старшем возрасте часто отмечаются нарушения адаптации к условиям внешней среды, проявляющиеся различными нарушениями поведения, невротическими проявлениями, синдромом гиперактивности, астеническим синдромом, школьной дезадаптацией, нарушением вегетативно-висцеральных функций и пр.

Учитывая недостаточно высокую медицинскую грамотность населения и дефицит детских неврологов в течение особенно первого года жизни такие дети не получают полноценной реабилитации.

Практика работы воспитателей и педагогов дошкольных учреждений и начальных классов школ свидетельствует о том, что за последние годы резко возросло число детей с дефектами речи, недостатками внимания, памяти, повышенной отвлекаемостью и умственной утомляемостью. У многих из таких детей обнаруживаются нарушения социальной адаптации, дефекты осанки, аллергодерматозы, различные дисфункции желудочно-кишечного тракта и дисграфии. Спектр указанных нарушений довольно широк, разнообразен, а «набор» дефектов у каждого отдельно взятого ребенка индивидуален.

Необходимо сразу же заметить, что при своевременной диагностике в раннем детском возрасте имеющиеся нарушения, в первую очередь нервной системы, в подавляющем большинстве случаев могут быть практически полностью устранены коррекционными мероприятиями, а дети в дальнейшем жить полноценной жизнью.

С началом же занятий в школе процесс дезадаптации с проявлениями нарушений высших функций головного мозга, соматических и вегетативных симптомов, сопровождающих минимальную мозговую дисфункцию, нарастает лавинообразно.

Диагностика перинатальных поражений центральной нервной системы

Диагноз перинатального поражения головного мозга может быть поставлен только на основании клинических данных, данные различных методов исследования носят лишь вспомогательный характер и бывают необходимы не для постановки самого диагноза, а для уточнения характера и локализации поражения, оценки динамики заболевания и эффективности лечения.

Дополнительные методы исследования в диагностике перинатальных поражений центральной нервной системы

Ультразвуковая диагностика (ЭХО-ЭГ, НСГ, допплерография)

Эхоэнцефалография -ЭХО-ЭГ

Метод ультразвуковой диагностики, основанный на свойстве ультразвука отклоняться на границе раздела сред с различной плотностью. Метод позволяет оценить величину третьего желудочка мозга, вентрикулярного индекса и амплитуды пульсаций.

Одномерная эхоэнцефалография широко применяется в различных медицинских учреждениях, в том числе и детских, для определения смещения срединных структур головного мозга, при подозрении на внутричерепное кровоизлияние и расширение соответствующих отделов ликворных путей мозга.

Современный, безопасный метод визуализации головного мозга, позволяющий через открытый большой родничок, швы, наружный слуховой проход или глазницу оценить состояние ткани головного мозга, образований передней, средней, задней черепных ямок и ликворных пространств, может применяться как скрининг-метод при подозрении на интракраниальное (внутричерепное) повреждение головного мозга.

С помощью нейросонографии описывается структура и эхогенность (эхоплотность) мозгового вещества, размеры и форма ликворных пространств мозга и оцениваются их изменения.

Наиболее важными особенностями метода является его способность

выявить наличие родовых и ранних послеродовых повреждений головного мозга (церебральные кровоизлияния и инфаркты мозга) и оценить характер последствий таких повреждений, выявить атрофические изменения головного мозга и изменения мозговой ткани и ликворных путей при гидроцефалии.

Метод позволяет определить наличие отека мозговой ткани, сдавления и дислокации структур головного мозга, пороков развития и опухолей центральной нервной системы, повреждения мозга при черепно-мозговых травмах.

При повторном (динамическом) проведении нейросонографического исследования возможна оценка динамики ранее выявленных структурных изменений ткани мозга и ликворных путей.

Метод основан на способности ультразвукового сигнала при прохождении через движущуюся среду изменять свою частоту и отражаться от этой среды и позволяет оценить величину кровотока в интрацеребральных сосудах (сосудах головного мозга) и экстрацеребральных сосудах и отличается высокой точностью при окклюзионных процессах.

Нейрофизиологическая диагностика (ЭЭГ, ЭНМГ, вызванные потенциалы)

Электроэнцефалография - это метод исследования функциональной активности головного мозга, основанный на регистрации электрических потенциалов мозга. Методика позволяет правильно оценить состояние функциональной активности мозга, этапы созревания биоэлектрической активности головного мозга у детей первых лет жизни и дает информацию о наличии патологических изменений биоэлектрической активности при различных заболеваниях центральной нервной системы.

Электроэнцефалографическое исследование во сне является наиболее адекватным методом оценки функционального состояния мозга детей в младенческом возрасте, поскольку дети грудного и раннего детского возраста большую часть времени проводят во сне, и, к тому же, при записи ЭЭГ во сне исключены артефакты мышечного напряжения (электрической активности мышц), которые в состоянии бодрствования накладываются на биоэлектрическую активность мозга, искажая последнюю.

Необходимо добавить, что ЭЭГ бодрствования у новорожденных и детей раннего возраста недостаточно информативна, так как у них не сформирован основной корковый ритм.

Однако на ЭЭГ сна уже в первые месяцы жизни ребенка наблюдаются все основные ритмы биоэлектрической активности, присущие ЭЭГ сна взрослого человека. Нейрофизиологическое исследование сна с использованием ЭЭГ и комплекса различных физиологических показателей позволяет дифференцировать фазы и стадии сна и тестировать функциональные состояния мозга.

Вызванные потенциалы - ВП

Вызванные потенциалы головного мозга представляют собой электрическую активность нейронов мозга, возникающую в ответ на раздражение соответствующего анализатора. По способу получения вызванные потенциалы подразделяются на слуховые, зрительные и сомато-сенсорные.

Вызванные потенциалы выделяются из фоновой спонтанной биоэлектрической активности мозга (ЭЭГ) и нередко используются в определении наличия изменений проводящих путей центральной нервной системы и их динамики при перинатальном поражении ЦНС .

Зрительные вызванные потенциалы демонстрируют путь нервного импульса от зрительного нерва до зрительных зон затылочных областей коры головного мозга и используются чаще у недоношенных детей для определения состояния проводниковых путей в области задних рогов боковых желудочков, наиболее часто страдающих при перивентрикулярной лейкомаляции.

Слуховые вызванные потенциалы отражают прохождение нервного импульса от слухового нерва до проекционных зон коры головного мозга и используются чаще у доношенных детей.

Сомато-сенсорные вызванные потенциалы отражают путь, проходимый электрическим сигналом при раздражении периферических нервов до соответствующей проекционной зоны коры головного мозга и используются как у доношенных, так и у недоношенных детей.

Видеомониторинг

Представляет собой простой и относительно недорогой метод диагностики, позволяющий оценить этапы формирования спонтанной двигательной активности ребенка с момента рождения с помощью анализа видеозаписей. Оценивается спонтанная двигательная активности ребенка, своевременность и характер смены типов двигательной активности.

Сочетание проведения ЭЭГ- мониторинга в состоянии бодрствования и естественного сна со снятием других физиологических показателей жизнедеятельности ребенка (ЭНМГ, ЭОГ и пр.) и видеомониторинга позволяет более точно дифференцировать характер пароксизмальных состояний различного происхождения у детей раннего возраста.

Электронейромиография - ЭНМГ

ЭМГ (электромиография) и ЭНМГ (электронейромиография) нередко исользуются в диагностике перинатальных поражений нервной системы, в том числе и гипоксического характера (у здоровых новорожденных и детей, родившихся в гипоксии выявляется различная электрическая активность мышц, отличающаяся по амплитуде и частоте клонических сокращений мышечных волокон при различных вариантах проявлений перинатального поражения центральной нервной системы).

Рентгенографические методы исследования (КТ, МРТ, ПЭТ)

Компьютерная томография - КТ

Компьютерная томография - метод исследования, основанный на последовательном сканировании органов и частей тела человека рентгеновским лучом и последующим восстановлением изображения получаемых срезов.

Широко используемый у детей старшего возраста и во взрослой практике метод визуализации макроструктурных изменений центральной нервной системы (кровоизлияния, кисты, опухоли и т.п.) достаточно проблематично использовать у детей раннего возраста в связи с необходимостью проведения наркоза (для достижения обездвиженности ребенка).

Магнитно-резонансная томография - МРТ

Магнитно-резонансная томография - метод исследования, позволяющий оценить не только нарушение макроструктуры исследуемого органа, но и состояние и дифференцировку ткани мозга, выявить очаги повышенной и пониженной плотности и признаки отека головного мозга.

Позитронно-эмиссионная томография - ПЭТ

Позитронно-эмиссионная томография - позволяет определить интенсивность метаболизма в тканях и интенсивность мозгового кровотока на различных уровнях и в различных структурах центральной нервной системы.

ЛЕЧЕНИЕ ПОСЛЕДСТВИЙ ПЕРИНАТАЛЬНОГО ПОРАЖЕНИЯ ЦЕНТРАЛЬНОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ

Поражения головного мозга в перинатальный период являются основной причиной инвалидизации и дезадаптации детей.

Лечение острого периода перинатальных поражений ЦНС проводится в стационаре, под постоянным контролем врача.

Лечение последствий поражений центральной нервной системы перинатального периода, с которыми достаточно часто приходится сталкиваться педиатрам и неврологам, включает в себя медикаментозную терапию, массаж, лечебную физкультуру и физиотерапевтические процедуры, довольно часто применяют иглорефлексотерапию и элементы педагогической коррекции.

Требования к лечению должны быть достаточно высокими и, надо добавить, что основной акцент в лечении последствий поражения ЦНС перинатального периода делается именно на физические методы воздействия (ЛФК, массаж, ФТЛ и пр.), в то время как медикаментозное лечение применяется лишь в ряде случаев (судороги, гидроцефалия и т.п.).

Тактика лечения основных синдромов, встречающихся у новорожденных, грудных детей и детей раннего возраста при поражениях головного мозга различного происхождения

Синдром внутричерепной гипертензии

Существенное значение в лечении имеет контроль объема жидкости в ликворных путях. Препаратом выбора в этом случае является диакарб (ингибитор карбоангидразы), уменьшающий продукцию ликвора и увеличивающий его отток. При неэффективности лечения повышенного внутричерепного давления диакарбом, прогрессирующем увеличении желудочков по данным методов нейровизуализации и нарастании атрофии мозгового вещества целесообразно применение нейрохирургических методов лечения (вентрикуло-перитонеальное или вентрикуло-перикардиальное шунтирвание).

Синдром двигательных расстройств

Лечение двигательных расстройств проводится в соответствии с характером двигательных нарушений.

При синдроме мышечной гипотонии (снижении тонуса мышц) применяют дибазол или, иногда, галантамин . Преимущество данных препаратов заключается в их непосредственном действии на центральную нервную систему, в то время как другие препараты действуют на периферический отдел нервной системы. Однако назначение этих препаратов должно быть очень осторожным во избежании смены мышечной гипотонии спастическими состояниями.

При синдроме мышечной гипертонии (повышении тонуса мышц) применяют мидокалм или баклофен.

Однако ведущую роль в лечении синдрома двигательных расстройств у детей с последствиями перинатального поражения ЦНС играют физические методы воздействия, перечисленные выше.

Синдром повышенной нервно-рефлекторной возбудимости

Четкой общепринятой тактики ведения детей с синдромом повышенной нервно-рефлекторной возбудимости до настоящего времени не существует, многие специалисты относятся к данному состоянию как к пограничному состоянию и советуют только наблюдать за такими детьми, воздерживаясь от лечения.

В отечественной практике некоторые врачи продолжают применять детям с синдромом повышенной нервно-рефлекторной возбудимости достаточно серьезные препараты (фенобарбитал, диазепам, сонапакс и т.п.), назначение которых в большинстве случаев мало оправдано. Широко распространено назначение ноотропных препаратов с тормозным действием, таких как патногам, фенибут. Достаточно эффективно применяется фитотерапия (седативные чаи, сборы и отвары).

При наличии задержки речевого, психического или моторного развития базовыми препаратами отечественной медицины в лечении этих состояний являются ноотропные средства (ноотропил, аминалон, энцефабол). Наряду с ноотропами применяются всевозможные занятия, направленные на развитие нарушенной функции (занятия с логопедом, психологом и пр.).

Эпилепсия

Или, как часто называют это заболевание в России - эпилептический синдром нередко является одним из последствий перинатальных поражений головного мозга. Лечение данного заболевания должно проводится врачом-неврологом достаточной квалификации в этой области или эпилептологом, что предпочтительнее.

Для лечения эпилепсии применяются противосудорожные препараты (антиконвульсанты), назначение и контроль за приемом которых осуществляется непосредственно лечащим врачом. Резкая отмена препаратов, замена одного препарата другим или любые самовольные изменения схемы приема противосудорожных средств часто сами провоцируют развитие эпилептических приступов. Поскольку антиконвульсанты - препараты не безвредные, то принимать их следует строго по показаниям (точно установленный диагноз эпилепсии, эпилептического синдрома).

Минимальная мозговая дисфункция (ММД, синдром гиперактивности, гипермоторного ребенка)

Развитие данного синдрома связано с незрелостью и снижением активности тормозных механизмов головного мозга. Поэтому, в некоторых зарубежных странах, для лечения этого синдрома используют амфетамины, запрещенные к применению в России (препараты попадают в категорию наркотических веществ, вызывающих быстрое привыкание).

Так же используются различные элементы педагогической коррекции, занятия с психологом и логопедом, упражнения на концентрацию внимания.

Похожие статьи