Лечебная физкультура и массаж для профилактики и лечения атеросклероза. Массаж как средство лечебной физкультуры

ЛФК - научно-практическая, медико-пе­дагогическая дисциплина, изучающая тео­ретические основы и методы использования средств физической культуры для восстано­вительного лечения (ВЛ) больных и инвали­дов, а также для вторичной профилактики различных заболеваний и воспитания здоро­вого образа жизни. В отечественной медици­не ЛФК используется по трем направлениям: в восстановительной, поддерживающей и профилактической терапии, причем главным является направление, отражающее задачи медицинской реабилитации. ЛФК - метод патогенетической терапии, поскольку в об­щую реакцию организма на физические уп­ражнения включаются и те механизмы, кото­рые участвовали в патологическом процессе. Направление поддерживающей терапии ЛФК применяется, когда достигнут «предельный Успех» в ВЛ, и патологические изменения приобрели относительную стабильность. ЛФК как метод профилактической терапии Рассматривается в роли неспецифического предупреждения осложнений, обусловленных малоподвижным или резко ограничен­ным двигательным режимом. По двум по­следним направлениям задачи ЛФК и ОФП совпадают.

В механизме лечебного действия физичес­ких упражнений (ФУ) выделяют: тонизирую­щее влияние, трофическое действие, формиро­вание компенсаций и нормализацию функций.

Тонизирующее влияние заключается в изменении интенсивности биологических процессов в организме под влиянием дозиро­ванной физической нагрузки. Тонизирующее действие обусловлено тем, что возбуждение ЦНС и усиление деятельности желез внут­ренней секреции стимулирует вегетативные функции: улучшается деятельность сердеч­но-сосудистой, дыхательной и других сис­тем, обмен веществ, повышаются различные защитные реакции (в том числе иммунологи­ческие). Чередование ФУ, усиливающих про­цесс возбуждения в ЦНС (упражнения для крупных мышечных групп, с выраженным мышечным усилием, в быстром темпе), с уп­ражнениями, усиливающими процессы тор­можения (дыхательные упражнения, упраж­нения в расслаблении мышц), способствует восстановлению нормальной подвижности нервных процессов.

Трофическое действие проявляется в том, что под влиянием мышечной деятельности улучшаются обменные процессы и процес­сы регенерации в организме. Улучшение трофических процессов протекает по меха­низму моторно-висцеральных рефлексов. Проприоцептивные импульсы стимулируют нервные центры обмена веществ и перестра­ивают функциональное состояние вегетатив­ных центров, которые улучшают трофику внутренних органов и опорно-двигательно­го аппарата. ФУ способствуют сокращению сроков между клиническим и функциональ­ным выздоровлением. Например, пациент с переломом кости может считаться клини­чески выздоровевшим после консолидации отломков. Однако его функциональное вы­здоровление наступит, когда полностью вос­становятся нарушенная функция конечности и трудоспособность. Трофическое действие во многом зависит от оптимальности приме­няемых физических нагрузок.

Компенсирующее действие проявляется в формировании временного или постоян­ного замещения нарушенных функций. Вре­менная компенсация - это приспособление организма на какой-то определенный пери-


од болезни или выздоровления. Постоянные компенсации необходимы при безвозвратной утрате или резком нарушении функции. Ре­гуляция процессов компенсации происходит рефлекторным образом. Сигналы о наруше­нии функции поступают в ЦНС, которая пе­рестраивает работу органов и систем таким образом, чтобы компенсировать изменения. Вначале формируются неадекватные ком­пенсаторные реакции, и лишь в дальнейшем, на основании новых сигналов, степень ком­пенсации корригируется и происходит ее закрепление. ФУ ускоряют формирование компенсаций и способствуют образованию новых моторно-висцеральных связей, кото­рые совершенствуют компенсацию.

Нормализация функций - это восста­новление функций как отдельного повреж­денного органа, так и организма в целом. При выполнении физических упражнений в ЦНС повышается возбудимость двигатель­ных центров, имеющих связь с вегетатив­ными центрами. В момент возбуждения все они представляют доминирующую систему, заглушающую патологические импульсы. Возникающий при мышечной деятельности мощный поток импульсов с проприо- и инте-рорецепторов может существенно изменить соотношение возбудительных и тормозных процессов в коре головного мозга и содей­ствовать угасанию патологических времен­ных связей. Создание в коре головного моз­га новой доминанты вызывает ослабление и исчезновение ранее доминирующего «за­стойного болезненного очага». Таким обра­зом, систематическая физическая тренировка нормализует вегетативные и двигательные функции как больного человека, так и прак­тически здорового.

Средства ЛФК

Основными средствами ЛФК являются физические упражнения и сопутствующие природные факторы среды. Физические уп­ражнения делятся на 3 основных вида: 1) уп­ражнения гимнастические, 2) спортивно-при­кладного типа, 3) игры.

Формы ЛФК

Основной формой ЛФК является лечеб­ная гимнастика (ЛГ), которая проводится с учетом физиологической кривой физической нагрузки. Критерием построения физиологи­ческой кривой является частота пульса. Об­щую нагрузку в процедуре постепенно уве­личивают, а затем снижают. Процедура ЛГ состоит из трех частей: вводной, основной и заключительной. Во вводной части выполня­ются элементарные гимнастические и дыха­тельные упражнения, подготавливающие ор­ганизм пациента к возрастающей физической нагрузке. Основная часть решает основные лечебные задачи. В этой части занятия при­меняются специальные и общеразвивающие ФУ, оказывающие положительное воздейс­твие на поврежденный орган и организм в целом. Подбор специальных упражнений должен производиться с учетом формы за­болевания, клинического течения болезни, общего состояния пациента. В процедурах ЛГ большое значение имеют дыхательные упражнения, которые применяются для раз­вития функции дыхания и снижения общей нагрузки. В заключительную часть занятия включаются элементарные гимнастические и дыхательные упражнения, а также элемен­ты аутогенной тренировки, способствующие расслаблению мышц и снижению общей фи­зической нагрузки.

Периоды ЛФК

Первый (щадящий) - период вынужден­ного положения или иммобилизации. Зада­чи ЛФК в первом периоде: 1) предупрежде­ние возможных осложнений; 2) стимуляция процессов регенерации; 3) профилактика за­стойных явлений.

Второй (функциональный) - период вос­становления функций. Задачи ЛФК во вто­ром периоде: 1) ликвидация морфологичес­ких изменений; 2) восстановление функции поврежденного органа; 3) формирование компенсаций.

Третий (тренировочный,) - период окон­чательного восстановления функции не только поврежденного органа, но и организ­ма в целом. Задачи ЛФК в этом периоде: 1) ликвидация остаточных морфологических и функциональных нарушений; 2) адаптация к производственным и бытовым нагрузкам; 3) повышение уровня общей работоспособ­ности.

Массаж:

Как форма ЛФК массаж может применять­ся самостоятельно и в комплексе с другими формами ЛФК и методами восстановитель­ного лечения. Метод массажа характеризу­ется последовательным применением отде­льных специальных приемов воздействия на различные области тела пациента, выполняе­мых руками массажиста или самого пациента (самомассаж) либо специальными аппарата­ми.

Различают массаж лечебный, спортивный, гигиенический, косметический. Самомассаж можно использовать по показаниям в каждом из этих методов. В восстановительной меди­цине применяются различные виды лечебно­го массажа.

В классическом массаже базисными яв­ляются 4 основных приема: поглаживание, растирание, разминание и вибрация.

Каждый из них имеет вспомогательные приемы, кото­рые, сохраняя сущность основного приема, дают возможность достичь наибольшего эф­фекта применительно к анатомическим осо­бенностям и функциональному состоянию тканей массируемой области.

Сегментарный массаж основан на прин­ципе использования сегментарного строения тела. Любой патологический процесс оказы­вает рефлекторное влияние на покровы тела, и цель этого вида массажа - устранение всех рефлекторных изменений в массируемой об­ласти. Основа этой методики - воздействие на мышцы с целью их максимального растя­жения, строго по ходу мышечных волокон. Осуществляется последовательно от поверх­ностных к более глубоким слоям тканей.

Периостальный массаж называется также «давящим массажем». Воздействие осущест­вляют кончиком или фалангами пальца на костных выступах или на местах, на которых поверхностно лежащие ткани фиксированы к кости и не покрыты толстым слоем тканей. Проводится давление с разной степенью ин­тенсивности, затем сильные разглаживаю­щие движения. Для воздействия на различ­ные органы описаны лечебные поля, которые являются местами проекции соответствую­щего органа.

Соединительнотканный массаж:. При за­болеваниях внутренних органов возникает повышение тонуса соединительной ткани между кожей и подкожным слоем, между подкожным слоем и фасцией и собственно в фасциях туловища и конечностей. Воздейст­вие осуществляют кончиками III и IV паль­цев. Различают три вида техники: кожная, подкожная и фасциальная. При всех формах техники производят раздражение натяжени­ем.

Точечный массаж - давление и расти­рание-вращение в области акупунктурных точек пальцами или специальными массаже­рами.

Аппаратный массаж. Наиболее распро­странены следующие виды: вибромассаж, вакуумный (пневмомассаж), гидромассаж. К недостаткам аппаратного массажа можно отнести отсутствие обратной связи во время массажа о состоянии массируемых тканей и также однообразие воздействия. С помощью аппарата можно выполнить один-два основ­ных приема массажа. Поэтому аппаратный массаж в настоящее время применяется как дополнение к ручному массажу.

Гидромассаж- - комбинированное воз­действие воды и массажных манипулянш Осуществляется в следующих видах: подвод­ный душ-массаж, душ Шарко, вихревой под­водный массаж, массаж под водой щетками, дождевой и другие.

В конце XX столетия получил распростра­нение метод криомассажа - воздействие на пациента массажем криопакетом умеренно низкой температуры (-21.. .-23 °С), разрабо­танный О.Ф. Кузнецовым. Криотерапия в виде криомассажа расширила показания к приме­нению лечебных методик. Так, криомассаж можно использовать в лечении (пациентов с желудочно-кишечными кровотечениями в анамнезе, с доброкачественными опухолями женской и мужской половой сферы.

Правильно выполненная процедура масса­жа в адекватной дозировке, оказывает общее и местное воздействие.


Похожая информация.


Год выпуска: 2001

Жанр: Лечебная физкультура

Формат: PDF

Качество: OCR

Описание: Лечебную физкультуру (ЛФК) и массаж все шире применяют при лечении различных заболеваний и травм, а также в целях реабилитации. Особенно возросла роль этих методов при лечении больных, у которых ряд лекарственных веществ вызывает аллергию. ЛФК и массаж не оказывают побочных отрицательных явлений, аллергии.
Научно-технический прогресс изменил условия жизни людей, но наряду с благами он привнес и отрицательно влияющую на человека ограниченную двигательную активность - гипокинезию. Гипокинезии сопутствует гиподинамия - снижение силы мышц. Ограничение двигательной активности, возросшее нервно-психическое перенапряжение обусловили распространение вредных привычек- курение, злоупотребление алкоголем и даже наркотиками. Эти факторы увеличивают возможность заболевания, их называют факторами риска.
Применение ЛФК, массажа противодействует гипокинезии, уменьшает факторы риска, особенно при сердечно-сосудистых заболеваниях, нарушениях обмена веществ. ЛФК и массаж оказывают разностороннее благоприятное воздействие на организм. Однако при этом возможны плохая переносимость и даже обострение процесса при применении неправильных методик, при назначении их в такой фазе заболевания, когда они противопоказаны.
При каждой форме заболевания необходимо применять частные методики ЛФК, массажа и строить их в зависимости от особенностей этиологии, понимания сущности патогенеза заболевания, клинических форм течения его, функционального состояния организма, а также с учетом специфики физических упражнений и приемов массажа.
ЛФК и массаж проводят инструкторы ЛФК и массажисты. В лечебных учреждениях это специалисты со средним медицинским образованием или педагоги физвоспитания с высшим образованием.
К сожалению, при обучении в средних медицинских учебных заведениях будущие фельдшера, медицинские сестры получают крайне ограниченные знания по ЛФК и массажу. Последний учебник по этим предметам был издан в 1987 г. Будущие педагоги физвоспитания при изучении этих дисциплин в вузах также испытывают большие трудности из-за отсутствия необходимых знаний в области клинической медицины.

В настоящее время инструкторы ЛФК и массажисты лечебных учреждений должны иметь сертификат специалиста, который выдается после подготовки на курсах специализации, усовершенствования и сдачи квалификационного экзамена. Каждые пять лет сертификат следует подтверждать экзаменом.
Значительные трудности при этом возникают из-за отсутствия учебника, учебного пособия, позволяющего полноценно подготовиться к сдаче экзамена. Специалистам с высшим физкультурным образованием к тому же необходимо восполнить пробел знаний в вопросах обоснования методик ЛФК, массажа, построенных с учетом понимания клинических особенностей заболевания, травм.
Таким образом, для получения сертификата необходимы знания по специальности, а также о сущности заболеваний, травм для понимания клинико-физиологического построения методик с обязательным учетом анатомо-топографических показателей, особенностей воздействия физических упражнений и каждого из приемов массажа.
В соответствии с современными требованиями (приказ МЗ РФ №249 от 19.08.1997 г.) при сдаче квалификационного экзамена инструкторы ЛФК должны владеть массажем и применять его в сочетании с пассивными упражнениями, а массажисты должны уметь проводить занятия по лечебной гимнастике.
В учебниках, руководствах по ЛФК в крайне небольшом объеме, не полно представлен массаж, в литературе по массажу не освещены вопросы ЛФК.
Эти предпосылки побудили представить в учебном пособии «Лечебная физкультура и массаж» как общие основы ЛФК и массажа, так и частные методики их применения.
Это первый опыт издания подобного пособия, и мы будем весьма признательны читателям за замечания и пожелания.

«Лечебная физкультура и массаж»


  1. Понятие о предмете и краткая история развития лечебной физкультуры
  2. Влияние физических упражнений на организм
  3. Понятие о биомеханике движений
  4. Оценка физического развития человека и основные методы исследования
  5. Общие основы лечебной физкультуры
  6. Лечебная физкультура при заболеваниях сердечно-сосудистой системы
  7. Лечебная физкультура при заболеваниях органов дыхания
  8. Лечебная физкультура при заболеваниях органов пищеварения
  9. Лечебная физкультура при некоторых болезнях обмена веществ
  10. Лечебная физкультура при поражениях центральной нервной системы
  11. Лечебная физкультура при поражениях периферической нервной системы
  12. Лечебная физкультура при травмах и некоторых заболеваниях аппарата движения
  13. Лечебная физкультура при хирургическом лечении внутренних органов
  14. Лечебная физкультура в акушерстве и при гинекологических заболеваниях
  15. Основы врачебного контроля
  16. Основы лечебного массажа
  17. Влияние массажа на организм
  18. Техника массажа
  19. Массаж отдельных частей тела
  20. Частные методики массажа
  21. Физические упражнения и массаж в педиатрии
  22. Организация, труда инструктора лечебной физкультуры

Последовательность:

· Если в клинике на первый план выходи болевой синдром, то целесообразно в начале провести сеанс массажа а затем занятие ЛФК либо провести пассивные движения в суставах.

· Для разработки контрактуры (посттравматические) массаж проводится до занятий лечебной физкультурой

· При заболеваниях органов дыхания в начале проводится массаж с вибрацией, а затем отправляем на занятия ЛФК (локальная болезненность не является противопоказанием к массажу и рекомендации ЛФК)

· При гипертонической болезни сначала проводится лечебная гимнастика, кардиотренировка (занятия на кардиотренажоразх), а затем сеанс массажа. При наличии остеохандроза сначала массаж при тучности сначала ЛФК

При совмещении с физиопроцедурами

С тепловыми процедурами

При функциональных нарушениях опорно-двигательного аппарата вначале рекомендуется тепловая процедура, а затем массаж.

При сосудистых расстройствах вначале проводится отсасывающий массаж, а затем тепловая процедура, если она назначена врачом физиотерапевтом

При сочетании массажа с элетрофарезом, ДДТ, индуктотермией массаж проводится до физиопроцедуры

Ультрозвуковое лечение проводится обязательно до массажа.

С УВЧ-процедурами, рентгеновским лечение и диагностикой массаж не сочетается!

ТЕМА 11. МЕТОДИКА МАССАЖА ПРИ ТРАВМАХ И ЗАБОЛЕВАИЯХ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА

Остеохондроз

Массаж при остеохондрозе делается в подостры период (пока существуют боли в паху).

Задачи массажа

· Улучшить крово и лимфообращение в зоне поражения

· Уменьшить напряжение мышц

· Укрепить мышечный корсет в зоне пораженных позвонков

Шейно-грудной остеохондроз

Боль чаще всего локализуется в межлопаточной области в мышцах надплечья, иногда это шейно-плечевые углы. И радиация в какую либо верхнюю конечность. Боли могут быть по типу корешкового синдрома (по ходу нерва) и могут быть распространенные (головные боли, мигрени, боли поверхностные)



Исходное положение – лежа на животе и на спине.

Области обработки

Начинается поглаживанием всех мышц спины затем массаж верхней части спины, межлопаточная область, тщательно и интенсивно обрабатывается межлопаточная область все углы и края лопаток, надавливаем на лопатку сдвигаем лопатку. Затем мышцы надплечья и задняя поверхность шеи. Растирания волосистой части головы. При частых головных болях массаж лба

Приемы все. На первых сеансах прерывистая вибрация не применима. На последующих сеансах необходимо смотреть сопутствующие заболевания.

Позвоночник обрабатывается только после обработки мышц. Обрабатывается с низу вверх. Производится поиск болевых точек. При отсутствии сильных болей обязательной точкой обработки является 7-й шейный позвонок. Болевая зона обрабатывается циркулярными поглаживаниями, циркулярными надавливаниями. Также обрабатывается зона вокруг болевой точки.

Заканчиваем общим поглажзиванием

Рекомендации: лечебная физкультура, плавание, бадминтон, катание на лошадях, волейбол. отсутствие скручивающих движений. Пить хорошую воду. Баня с сухим паром. Рефлексотерапия (перцовый пластырь на маленькие квадратики 1Х1 см. и приклеиваем на биологически активные точки это расстояние между 7-м шейным и 1-м грудным и вторая расстояние между первым и вторым грудными позвонками. И далее обрабатывается точки симметрично по три штуки с каждой стороны… можно держать до семи дней)

Продолжительность 20 минут с 4-5 процедуры можно увеличить до 30 минут. Курс 10 процедур.

Пояснично-крестцовый остеохондроз

Боль имеет боле выраженный характер.

Диагноз люмбалгия, люмбоишалгия, радикулит

4 и 5 поясничные позвонки место перегрузки позвоночника и вероятное место образования грыжи.

Исходное положение – лежа на животе с подушкой под животом под голеностоп валик.

Жалобы на эрудирующие боли, подволакивание конечности, боль идет в конечность.

В начале длительное поглаживание поясничной области. Потом массаж поясничной области, массаж ягодичной области, обработка позвоночника. При первых процедурах прерывистую вибрацию лучше не применять. Приемы все. Обработка по позвоночнику S4-D10. Обработка болевых точек и болевой зоны. И зоны радиации болей – массаж конечностей.

При массаже использовать можно обычное смазывающее средства, можно после массажа разогревающе-раздражающие мази.

Накладываем аппликации из перцового пластыря между 5 и 4 поясничными и между 3 и 2 поясничными позвонками, потом ищем болевые точки и наклеиваем в том же порядке

Продолжительность от 20-25 минут до 30-35 минут. Курс 10 процедур.

Сколиоз

Сколиоз – прогрессирующее заболевание позвоночника, для которого характерно дугообразное искривление во фронтальной плоскости и разворот позвонков вокруг вертикальной оси позвоночника – торсия.

При торсии в грудном отделе позвоночника тела и поперечные отростки позвонков с выпуклой стороны приподнимают ребра. Клинически определяется реберное выбухание, реберный горб на выпуклой стороне и западание ребер с вогнутой стороны. Торсия в поясничном отделе создается мышечный валик на выпуклой стороне.

В зависимости от уровня вершины основной дуги искривления

· Грудной (с-образный левосторонний и правосторонний

· Поясничный (с-образный правосторонний и левосторонний)

· Комбинированный (S-образный)

На выпуклой стороне мышцы растянуты на вогнутой стороне мышцы укорочены. Наступает атрофия мышц изменения не только в позвоночнике но и в мышцах.

Выделяют степени искривления

· 1 степень до 10% отклонения от срединной линии

· 2 степень до 30% искривления

· 3 степень до 50%

· 4 степень более 50%

При первой и второй степени применяется консервативное лечении при третьей и четвертой они практически бесполезны, но массаж и ЛФК применимы при всех степенях

Задачи массажа:

· Улучшить крово и лимфообращение

· Укрепить мышцы спины нормализовать их тонус

· Уменьшить клинические проявления

Исходное положение лежа на животе под голеностопом валик голова повернута в сторону противоположную грудному сколиозу

Исходное положение лежа на спине руки вдоль туловища под головой небольшая подушка

Исходное положение лежа на боку (противоположному грудному сколиозу) рука под головой ругой рукой опираться перед грудью

Массаж при сколиозе 1 степени направлен на укрепление мышц спины

При сколиозе применяется дифференцированная методика то есть на стороне сколиоза применяем все приемы на стимуляцию мышц а на вогнутой стороне приемы на расслаблении мышц.

при с-образном грудном сколиозе

· начинаем с поглаживания всей спины

· в области реберного горба оказывать тонизирующее воздействие: растирание, замирание вибрации без сильных ударов

· для воздействия на трапициевидную и ромбовидную мышцу активно привести лопатку к срединной линии под плечо подкладываем валик и массировать межлопаточную и лопаточную область и надавливать на саму лопатку на выдохе после глубокого разминания мышц

· надавливать на выпуклую часть реберных дуг в направлении к боковой поверхности грудной клетки

· верхние пучки трапициевидной мышцы расслабить потряхиванием

На противоположной от сколиоза стороне:

· приемы для расслабления и растягивания мышц в области средних и нижних пучков трапиевидной мышцы. Верхние пучки стимулируем

· проикновение под угол лопатки

· в области таза приемы на расслабление мышц и расширение расстояние между реберной дугой и крылом повздошной кости (исходное положение лежа на противоположном боку. Руки между реберной дугой и повздошной костью и раздвигать насколько это возможно)

· Исходное положение лежа на животе. Применяют приемы на расслабление ногу со стороны вогнутости грудного сколиоза подкладывается валик а на мышечную подушку надавливают параллельно позвоночнику. Делая массаж на стороне сколиоза стимуляция на стороне вогнутости расслабление.

Исходное положение лежа на спине.

· На стороне сколиоза контрактура грудных мышц и плечо выступают вперед. На стороне сколиоза применяются приемы на расслабление и оттягивание плеча.

· На противоположной сколиозу стороне надавливание на взбухающие ребра и укрепление мышц

· На ослабленных мышцах живота применяются приемы на укрепление.

При s-образном сколиозе

Спина условно на четыре части: сколиоз вогнутость сколиоз вогнутость

Кроме того массируется плечевой пояс переднюю поверхность грудной клетки боковую поверхность грудной клетки со стороны грудного сколиоза и мышцы живота.

Обычное средство для скольжения

Курс массажа не менее 10 процедур обязательно сочетание с лечебной физкультурой

Продолжительность от 40 минут.

Плоскостопие.

Плоскостопие - деформация стопы, проявляющаяся в снижении высоты свода стопы в следствие мышечно-связочной недостаточности.

Люди страдающие плоскостопием быстро устают при ходьбе и стоянии у них возникают боли в стопах голени бедрах и даже в поясничном отделе. Люди с плоской стопой вообще чаще страдают различными болями в пояснично-крестцовом отделе.

Нормальная стопа имеет две кривизны продольную и поперечную. Если же отпечаток сплошной или совсем без выемки значит стопа плоская

Выделяют виды плоскостопия:

· Врожденное

· Приобретенное развивающиеся при длительной физической перегрузке (статической или динамической)

· Продольное - свод стопы понижается в направлении от пальцев к пяточной кости

· Поперечное – свод стопы понижается в направлении от мизинца до большого пальца через клиновидные кубовидные и плюсневые кости.

Основной признак продольного плоскостопия – отсутствие внутренней продольной выемки стопы, поэтому пятка и вся стопа как бы лежит на внутреннем крае и отклоняется к наруже, при этом нарушается рессорная функция стопы.

При продольном плоскостопии ноги быстро утомляются не только при ходьбе но при длительном стоянии, особенно при работе стоя возникают болевые ощущения в икроножных мышцах и своде стопы она часто подвывертывается: из-за опоры стоп на внутренний край развивается косолапость. Обувь стаптывается на один край не только по длине подошвы, но и по каблуку.

При поперечном плоскостопии передний отдел стопы распластан, что является одной из причин деформации пальцев: большой палец начинает косо отклоняться в сторону мизинца как бы вывихивается. У его основания появляется костное утолщение в виде шишки. Выпячивание болезненно.

Задачи массажа

· Укрепление мышечно-связачного аппарата

Методика массажа

Массаж начинают с голени сначала задняя поверхность голени с обязательной обработкой ахиллова сухожилья. Затем передняя поверхность голени приемы все затем тыльная сторона стопы (грабле и щипцеобразное растирание и разминание). Подошвенная сторона стопы проводятся интенсивные растирания, разминание подошвы с ее боковых поверхностей, затем возвращаемся к растиранию. Затем пассивные движения на стопе (сдавливание, скручинавния, растягивания) в качестве вибрации очень хорошо применять похлопывание по стопе.

Продолжительность массажа 10-12 минут Курс 10 процедур. Рекомендации ЛФК.

Особых смазывающих средств нет.

Министерство здравоохранения Российской Федерации Ассоциация специалистов кинезитерапии и спортивной медицины Федеральный центр лечебной физкультуры и спортивной медицины

Московский учебно-методический центр по среднему медицинскому образованию

Н. А. Белая

Лечебная

физкультура и массаж

Учебно-методическое пособие для медицинских работников

«Советский спорт»

и спортивной медицины с курсом физиотерапии, лечебной физкультуры и спортивной медицины факультета усовершенствования врачей РГМУ, заслуженному деятелю науки РФ,

главному специалисту по лечебной физкультуре и спорту Минздрава РФ,

президенту Российской ассоциации по спортивной медицине

и реабилитации больных и инвалидов, академику Международной академии информатизации при ООН,

доктору медицинских наук, профессору А. В. ЧОГОВАДЗЕ;

главному врачу Московского научного центра спортивной медицины, заслуженному врачу РФ,

президенту Федерации спортивной медицины РФ, профессору Л.Н.МАРКОВУ;

директору Центра лечебной физкультуры и спортивной медицины

Минздрава РФ, заслуженному врачу РФ, профессору И.Л.ИВАНОВУ;

заместителю директора Центра лечебной физкультуры и спортивной медицины

Минздрава РФ, заслуженному врачу РФ АА.ШЛЕЙФЕР.

Предисловие

Лечебную физкультуру (ЛФК) и массаж все шире при­ меняют при лечении различных заболеваний и травм, а так­ же в целях реабилитации. Особенно возросла роль этих ме­ тодов при лечении больных, у которых ряд лекарственных веществ вызывает аллергию. ЛФК и массаж не оказывают побочных отрицательных явлений, аллергии.

Научно-технический прогресс изменил условия жизни людей, но наряду с благами он привнес и отрицательно вли­ яющую на человека ограниченную двигательную актив­ ность - гипокинезию. Гипокинезии сопутствует гиподина­ мия - снижение силы мышц. Ограничение двигательной активности, возросшее нервно-психическое перенапряжение обусловили распространение вредных привычек- курение, злоупотребление алкоголем и даже наркотиками. Эти фак­ торы увеличивают возможность заболевания, их называют факторами риска.

Применение ЛФК, массажа противодействует гипокине­ зии, уменьшает факторы риска, особенно при сердечно-сосу­ дистых заболеваниях, нарушениях обмена веществ. ЛФК и массаж оказывают разностороннее благоприятное воздей­ ствие на организм. Однако при этом возможны плохая пе­ реносимость и даже обострение процесса при применении неправильных методик, при назначении их в такой фазе за­ болевания, когда они противопоказаны.

При каждой форме заболевания необходимо применять частные методики ЛФК, массажа и строить их в зависимо­ сти от особенностей этиологии, понимания сущности патоге­ неза заболевания, клинических форм течения его, функцио­ нального состояния организма, а также с учетом специфики физических упражнений и приемов массажа.

ЛФК и массаж проводят инструкторы ЛФК и массажи­ сты. В лечебных учреждениях это специалисты со средним медицинским образованием или педагоги физвоспитания

с высшим образованием.

К сожалению, при обучении в средних медицинских учеб­ ных заведениях будущие фельдшера, медицинские сестры получают крайне ограниченные знания по ЛФК и массажу. Последний учебник по этим предметам был издан в 1987 г. Будущие педагоги физвоспитания при изучении этих дисцип­ лин в вузах также испытывают большие трудности из-за отсутствия необходимых знаний в области клинической ме­ дицины.

llj)educJip

В настоящее время инструкторы ЛФК и массажисты лечебных учреждений должны иметь сертификат специали­ ста, который выдается после подготовки на курсах специа­ лизации, усовершенствования и сдачи квалификационного экзамена. Каждые пять лет сертификат следует подтверж­ дать экзаменом.

Значительные трудности при этом возникают из-за отсут­ ствия учебника, учебного пособия, позволяющего полноцен­ но подготовиться к сдаче экзамена. Специалистам с высшим физкультурным образованием к тому же необходимо вос­ полнить пробел знаний в вопросах обоснования методик ЛФК, массажа, построенных с учетом понимания клиниче­ ских особенностей заболевания, травм.

Таким образом, для получения сертификата необходимы знания по специальности, а также о сущности заболеваний, травм для понимания клинико-физиологического построе­ ния методик с обязательным учетом анатомо-топографиче- ских показателей, особенностей воздействия физических упражнений и каждого из приемов массажа.

В соответствии с современными требованиями (приказ МЗ РФ №249 от 19.08.1997 г.) при сдаче квалификационного экзамена инструкторы ЛФК должны владеть массажем и применять его в сочетании с пассивными упражнениями,

а массажисты должны уметь проводить занятия по лечебной гимнастике.

В учебниках, руководствах по ЛФК в крайне небольшом объеме, не полно представлен массаж, в литературе по мас­ сажу не освещены вопросы ЛФК.

Эти предпосылки побудили представить в данном пособии как общие основы ЛФК и массажа, так и частные методики их применения.

Это первый опыт издания подобного пособия, и мы будем весьма признательны читателям за замечания и пожелания.

Понятие о предмете и краткая история развития лечебной физкультуры

Понятие о предмете

Л е ч е б н а я ф и з к у л ь т у р а - самостоятедьная на­ учная дисциплина. В медицине это метод лечения, исполь­ зующий средства физической культуры для профилактики, лечения, реабилитации и поддерживающей терапии. ЛФК формирует у человека сознательное отношение к занятиям физическими упражнениями и в этом смысле имеет воспи­ тательное значение; развивает силу, выносливость, коорди­ нацию движений, прививает навыки гигиены, закаливания организма естественными факторами природы. ЛФК осно­ вывается на современных научных данных в области меди­ цины, биологии, физической культуры.

Основным средством ЛФК являются физические упраж­ нения, применяемые в соответствии с задачами лечения, с учетом этиологии, патогенеза, клинических особенностей, функционального состояния организма, степени общей фи­ зической работоспособности.

Лечебная физкультура:

*- естественный биологический метод, так как использует присущую организму функцию движения;

- метод неспецифической терапии, но в то же время от­ дельные виды упражнений могут влиять на определен­ ные функции организма;

- метод патогенетической терапии, в связи с возможно­ стью физических упражнений влиять на реактивность организма;

- метод активной функциональной терапии, так как при­ спосабливает организм больного к повышающимся фи­ зическим нагрузкам;

- метод поддерживающей терапии на этапах медицинской реабилитации у людей пожилого возраста;

- метод восстановительной терапии в комплексном лече­ нии больных.

Характерной особенностью ЛФК является процесс трени­ ровки больных физическими упражнениями.,

Различают общую и специальную тренировку:

- общая тренировка направлена на оздоровление, укреп­ ление организма больного с помощью общеукрепляю­ щих упражнений;

- специальная тренировка осуществляется упражнения­ ми, целенаправленно воздействующими на пораженный орган, область травмы.

М а с с а ж - м е т о д лечения, профилактики, реабилитации после заболеваний и оздоровления, представляющий собой совокупность приемов механического, дозированного воз­ действия на различные участки поверхности тела человека, производимого руками массажиста или специальными аппа­ ратами. Для достижения положительного результата при применении массажа необходимо дифференцировать мето­ дику его в зависимости от этиологии, патогенеза, клиничес­ ких особенностей, функционального состояния центральной нервной системы (ЦНС), характера влияния различных при­ емов на организм.

ЛФК и массаж широко применяются в комплексе с дру­ гими методами при заболеваниях и травмах, а также могут являться самостоятельными методами лечения многих хро­ нических заболеваний и последствий травм: при параличах, парезах, искривлениях позвоночника, эмфиземе, последст­ виях перелома костей и др.

ЛФК находит применение в до- и послеродовом периодах. Массаж и физические упражнения способствуют более со­ вершенному психо-физическому развитию здоровых детей и используются в яслях, детских садах, домашних условиях.

Краткая история развития ЛФК

Физические упражнения с целью лечения и профилак­ тики применялись в глубокой древности, за 2 тыс. лет до нашей эры в Китае, Индии. В Древнем Риме и Древней Гре­ ции физические упражнения и массаж были неотъемлемы­ ми в быту, военном деле, при лечении. Гиппократ (460370 гг. до н. э.) описал применение физических упражнений и массажа при болезнях сердца, легких, нарушениях обмена веществ и др. Йбн-Сина (Авиценна, 980-1037) осветил в своих трудах методику применения физических упражне­ ний для больных и здоровых, подразделяя нагрузки на ма­ лые и большие, сильные и слабые, быстрые и медленные.

В эпоху Возрождения (XIV-XVI вв.) физические упраж-

Понятие, о предмете и краткая история развития ЛФК

нения пропагандировались как средство для достижения гармонического развития.

В России выдающиеся клиницисты, такие, как М. Я. Мудров (1776-1831), Н.И.Пирогов (1810-1881), С.П.Боткин (1831-1889), Г.А.Захарьин (1829-1897), А.А.Остроумов (1844-1908), придавали важное значение применению физи­ ческих упражнений в практике лечения.

Труды П.Ф.Лесгафта (1837-1909), В. В. Гориневского (1857-1937) способствовали пониманию единства умствен­ ного и физического воспитания для более совершенного раз­ вития человека.

Открытия великих физиологов - И. М. Сеченова (18291922), лауреата Нобелевской премии И. П. Павлова (18491936), Н. Е. Введенского (1852-1922), обосновавших значе­ ние ЦНС для жизнедеятельности организма, - повлияли на развитие нового подхода к всесторонней оценке больного че­ ловека. Лечение болезней уступает место лечению больного. В связи с этим в клинике начинают шире распространяться идеи функциональной терапии и ЛФК, являясь таким мето­ дом, нашла признание и широкое применение.

Впервые в период 1923-1924 гг. ЛФК была введена в сана­ ториях и на курортах. В 1926 г. И. М. Саркизов-Серазини (1887-1964) возглавил первую кафедру ЛФК в Московском институте физической культуры, где получили подготовку будущие первые доктора и кандидаты наук (В. Н. Мошков,

В. К. Добровольский, Д. А. Винокуров, К. Н. Прибылов и др.). Учебники по лечебной-физкультуре И. М. Саркизова-Сера-

зини выдержали ряд изданий. Первый нарком здравоохра­ нения Н.А.Семашко (1874-1949) придавал важное значе­ ние лечебной физкультуре. По его инициативе в начале 30-х годов в ряде научно-исследовательских институтов открыва­ ются отделения, создаются кафедры лечебной физкультуры в институтах усовершенствования врачей и некоторых меди­ цинских вузах. Большая роль в организации врачебно-физ- культурной службы принадлежит Б.А.Ивановскому (18901941), с 1931 г. заведовавшему кафедрой врачебного контро­ ля и лечебной физкультуры Центрального института усовер­ шенствования.врачей.

В 30-е и 40-е годы изданы монографии, руководства, посо­ бия по лечебной физкультуре (В. В. Гориневская, Е.Ф.Древинг, М.А. Минкевич и др.).

В годы Великой Отечественной войны лечебная физкуль­ тура широко использовалась в госпиталях.

В 50-е годы создаются врачебно-физкультурные диспансе­ ры для медицинского обеспечения занимающихся физкуль-

турой и спортом, организационно-методического руковод­ ства по лечебной физкультуре. Во всех медицинских вузах организуются кафедры лечебной физкультуры и врачебного контроля, в медицинских училищах проводятся занятия по лечебной физкультуре и массажу.

В 1941 г. кафедру лечебной физкультуры и врачебного контроля в Центральном институте усовершенствования врачей и отделение лечебной физкультуры в Институте физиотерапии -=-, в последующем в Центральном институте курортологии и физиотерапии МЗ СССР - возглавил членкорреспондент АМН СССР В.Н.Мошков. Плодотворная пе­ дагогическая и научная деятельность В. Н. Мошкова нашла широкое признание" в стране и за рубежом, он является основоположником современной школы лечебной физкуль­ туры, им написаны монографии по всем основным направ­ лениям лечебной физкультуры, подготовлено большое число докторов и кандидатов наук, которые возглавили кафедры, отделения в вузах и научно-исследовательских институтах страны.

В 60-90-е годы значительно увеличилось число специали­ стов высокой квалификации, защитивших докторские и кандидатские диссертации (Э.Ф.Андреев, Н.М.Бадридзе,

И. Б. Героева, Н. А. Гукасова, С. А. Гусарова, В. А. Епифанов, О. Ф. Кузнецов, Б. А. Поляев, С. Д. Поляков, Н. Н. Прокопьев, В. А. Силуянова, Э. В. Сокова, О. В. Токарева, Н. В. Фокеева, С.В.Хрущев, А.В.Чоговадзе и многие другие).

В настоящее время в Москве успешно ведут подготовку специалистов и научную работу кафедры в Российском госу­

дарственном медицинском университете (зав. кафедрой Б. А. Поляев), Московском государственном медико-стомато­ логическом университете (зав. кафедрой В.А.Епифанов), Российской медицинской академии последипломного обра­ зования (зав. кафедрой К. П. Левченко) и других медицин­ ских высших учебных заведениях России.

В ряде стран Европы принят термин кинезитерапия, а не лечебная физкультура. В связи с проведением международ­ ных конференций, научных контактов с зарубежными спе­ циалистами, совместных исследований в России успешно функционирует Ассоциация специалистов кинезитерапии и спортивной медицины (президент, С. В.Хрущев). Ассоциа­ ция ежегодно проводит международные конференции по ак­ туальным проблемам специальности.

Влияние физических упражнений на организм

Ф и з и ч е с к и е у п р а ж н е н и я - это естественные

и специально подобранные движения, применяемые в ЛФК

и физическом воспитании. Их отличие от обычных движе­ ний заключается в том, что они имеют целевую направлен­ ность и специально организованы для укрепления здоровья, восстановления нарушенных функций.

Действие физических упражнений тесно связано с физио­ логическими свойствами мышц. Каждая поперечнополоса­ тая мышца состоит из множества волокон. Мышечное во­ локно обладает способностью отвечать на раздражения са­

возбуждение - это свойство обозначают как проводимость. Мышца способна изменять свою длину при возбуждении)

что определяется как сократимость. Сокращение иди ного мышечного волокна проходит дне фазы: COKpi «кия с расходованием энергии и расслабления с восстанов 1енн ем энергии.

В мышечных волокнах во время работы происходят слож­ ные биохимические процессы с участием кислорода (аэроб­ ный обмен) или без него (анаэробный обмен). Аэробный об­ мен доминирует при кратковременной интенсивной мышеч­ ной работе, а анаэробный - обеспечивает умеренную физи­ ческую нагрузку в течение длительного времени. Кислород и вещества, обеспечивающие работу мышцы, поступают с кровью, а обмен веществ регулируется нервной системой. Мышечная деятельность связана со всеми органами и систе-. мами по принципам моторно-висцеральных рефлексов; фи­ зические упражнения вызывают усиление их деятельности.

Сокращения мышц происходят под влиянием импульсов из ЦНС.

Центральная нервная система регулирует движения, по­ лучая импульсы от проприорецепторов, которые находятся в мышцах, сухожилиях, связках, капсулах суставов, надко­ стнице. Ответная двигательная реакция мышцы на раздра­ жение называется рефлексом. Путь передачи возбуждения от проприорецептора в ЦНС и ответная реакция мышцы со­ ставляют рефлекторную дугу.

Физические упражнения стимулируют физиологические процессы в организме через нервный и гуморальный меха-

низмы. Мышечная деятельность повышает тонус ЦНС, из­ меняет функцию внутренних органов и особенно системы кровообращения и дыхания по механизму моторно-висце- ральных рефлексов. Усиливаются воздействия на мышцу сердца, сосудистую систему и экстракардиальные факторы кровообращения; усиливается регулирующее влияние кор­ ковых и подкорковых центров на сосудистую систему. Фи­ зические упражнения обеспечивают более совершенную легочную вентиляцию и постоянство напряжения углекис­ лоты в артериальной крови.

Физические упражнения осуществляются с одновремен­ ным участием и психической, и физической сферы человека. Основой в методе лечебной физкультуры является процесс дозированной тренировки, который развивает адаптацион­ ные способности организма.

Под воздействием физических упражнений нормализуется состояние основных нервных процессов - повышается возбу­ димость при усилении процессов торможения, развиваются тормозные реакции при патологически выраженной повы­ шенной возбудимости. Физические упражнения формируют новый, динамический стереотип, что способствует уменьше­ нию или исчезновению патологических проявлений.

Поступающие в кровь продукты деятельности желез внут­ ренней секреции (гормоны), продукты мышечной деятель­ ности вызывают сдвиги в гуморальной среде организма. Гу­ моральный механизм во влиянии физических упражнений является вторичным и осуществляется под контролем нерв­ ной системы.

Физические упражнения:

- стимулируют обмен веществ, тканевой обмен, эндокрин­ ную систему;

- повышая иммунобиологические свойства, ферментатив­ ную активность, способствуют устойчивости организма к заболеваниям;

- положительно влияют на психоэмоциональную сферу, улучшая настроение;

- оказывают на организм тонизирующее, трофическое, нормализующее влияние и формируют компенсаторные функции.

Для понимания благоприятного влияния ЛФК следует оттенить роль теории моторно-висцеральных рефлексов М. Р. Могендовича (1975), суть которой состоит в том, что любое упражнение для мышц сопровождается изменениями в состоянии внутренних органов.

Похожие статьи