Практическое применение театральных игр и упражнений для снятия физических и психологических зажимов у ребенка. Методика вильгельма райха для избавления от мышечных зажимов

Помогут научиться владеть своим телом.

«Напряжение-расслабление».

Встаньте прямо. Сосредоточьте всё своё внимание на правой руке, напрягите её до предела. Спустя несколько секунд расслабьте руку. Поочередно проделайте всё то же самое с другой рукой, а затем с правой и левой ногами, шеей, поясницей.

«Перекат напряжения».

Практически то же самое, что и в первом упражнении, только теперь вы не просто напрягаете и расслабляете части тела, а плавно переносите мышечное напряжение из одной части тела в другую: из правой руки — в левую, из левой руки — в правую ногу и т. д.

«Огонь-лёд».

Теперь — быстрое попеременное напряжение и расслабление всего тела сразу. Лучше делать это упражнение вдвоём или даже в группе, но можно и одному — давая команды самому себе. По команде «Огонь!» нужно начать интенсивно двигаться, а по произнесении слова «Лёд» нужно застыть ровно в том положении, в котором вас застигла команда. Причём тело нужно напрячь до предела. Потом снова «Огонь!» и т. д.

«Масло».

Представьте, что через указательный палец правой руки вам в тело вводят растительное масло, которое вы должны прогнать по всем остальным частям тела и органам. Выполняйте это упражнение медленно и сосредоточенно, чтобы «смазать» каждый сустав.

«Центр тяжести».

Попробуйте определить, где у вас центр тяжести, — подвигайтесь, сядьте, встаньте. А теперь представьте, что вы кошка, подвигайтесь, как она, найдите её центр тяжести. А где центр тяжести у обезьяны, рыбы, воробья, прыгающего по земле? Выполните движения, характерные для этих и других животных.

«Пластилиновые фигурки».

Положение первое. Представьте, что вы фигурка из пластилина, которую очень долго держали в холодильнике, « жёсткая и твёрдая. Положение второе. Попросите кого-нибудь попытаться поменять вашу позу, но не забывайте, что застывший пластилин (то есть вы) должен осложнять его работу, сопротивляться. Положение третье. Теперь представьте, что в помещении вдруг одновременно включили множество отопительных приборов. Начинайте «таять». Учтите, что это процесс, а не мгновенное перевоплощение.

В первую очередь должны оплывать те части тела кукол, на которые «ушло меньше пластилина»: пальцы, шея, руки, затем ноги. В конце упражнения вы должны буквально «стечь» на пол, превратившись в бесформенную пластилиновую массу. Это и будет абсолютным мышечным расслаблением.

«Марионетки».

Теперь вы — кукла-марионетка, которую после выступления повесили на гвоздик. Зафиксируйте ваше тело в одной точке (в руке, пальце, шее, ухе, плече), всё остальное оставьте «болтаться». Это упражнение можно выполнять даже с закрытыми глазами.

«Потянулись-сломались».

А сейчас вы — молодая поросль, которая всеми веточками тянется к солнцу. Встаньте прямо, руки и тело устремите к потолку, но ступни не отрывайте от пола. А теперь потихоньку «ломайтесь»: сначала кисти, потом локти, плечи, голова, талия, колени — и падайте на пол. Полежите немного на полу — расслабленно, безвольно, удобно.

ФИО: Руина Анастасия Юрьевна, педагог дополнительного образования

Объединение: Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей и молодежи «Центр внешкольной работы «Юность» Тема: «Техника снятия мышечных зажимов» Место занятия в учебном курсе: занятие по сценическому движению (2-ой год обучения)

Цель: Способствовать овладению техники избавления от мышечных зажимов, с целью снижения тревожности учащихся.

Задачи: образовательные: - акцентировать внимание учащихся на разнице между человеком «скованным» и расслабленным;

Познакомить с техникой избавления от мышечных зажимов в области нижней челюсти и горла, шейно-воротниковой зоны , диафрагмы и талии.

Способствовать осознанию пользы техники избавления от мышечных зажимов;

развивающие:

Развитие навыков взаимодействия друг с другом;

Развивать творческое воображение и фантазию. воспитывающие: - воспитывать любовь к театральному искусству;

Воспитывать чувство внутренней свободы на сценической площадке;

Формировать доброжелательные отношения в коллективе.

Метапредметные результаты:

Личностные УУД (потребность сотрудничества, доброжелательное отношение к сверстникам, проявление индивидуальных творческих способностей, осознание значимости занятий театральным искусством для личного развития).

Регулятивные УУД (понимать и принимать учебную задачу, адекватно воспринимать предложения и оценку со стороны взрослых и сверстников, анализировать причины успеха/неуспеха).

Познавательные УУД (понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий, устанавливать аналогии).

Коммуникативные УУД (включаться в диалог, в коллективное обсуждение, проявлять инициативу и активность, предлагать помощь и сотрудничество).
Продолжительность: 45 минут

Методы обучения: словесный - рассказ, наглядный – занятие по принципу «сделай, как я», просмотр видеоматериалов, показ слайдов, практический – тренинг, упражнения.
Оборудование: маты, перо, музыкальный центр.

Ход занятия 1. Организационный момент Педагог: «Здравствуйте, юные актеры! Предлагаю поздороваться со мной ка-будто вы - эхо. Давайте попробуем»

Педагог произносит фразы: «здравствуйте», «я рада вас видеть», «вы отлично сегодня выглядите», учащиеся повторяют, как эхо.

Педагог: « А теперь предлагаю встать в круг и по очереди протянуть руку соседу справа и сказать радостно «здравствуй»».

Учащиеся руками образуют круг, держась за руки.

Педагог: « А теперь опустите руки и присядьте на стулья одновременно (как один организм)» Учащиеся садятся.

2. Основная часть

Педагог: «Сейчас я вам продемонстрирую слайды и видео людей, а вы попробуете объяснить, чем отличаются эти люди».

Показ слайдов и видео людей «скованных» и расслабленных.

Ответы учащихся.

Педагог: «Вы правы, на слайде справа изображён человек напряженный, а слева расслабленный. А как вы думаете в каком состоянии (напряженном или расслабленном) комфортней находиться человеку?»

Ответы учащихся.

Педагог: «Всё верно. А как же это связано с актёрами? Способность владеть собой – одно из важнейших свойств, формирующих впечатление о человеке, особенно о том, который даже ненадолго оказался в центре внимания... Думаю, каждый, кто побывал на сцене, за трибуной – одним словом, на месте выступающего – и не был достаточно подготовлен к этому, ощутил на себе весь комплект ощущений жуткого волнения и дискомфорта: мурашки, негнущиеся колени, пересохшее горло и другие симптомы. В актёрской практике (ведь именно актёры – те люди, для которых выступления перед аудиторией – основная профессиональная деятельность) все эти ощущения называются мышечными зажимами.
Вообще говоря, это главное, чему учат начинающих актёров, –
снимать мышечные зажимы , то есть напряжение. Сегодня мы познакомимся с техникой избавления от мышечных зажимов. А как вы думаете какой вред приносят мышечные зажимы?»

Ответы учащихся.

Педагог: «Мышечный зажим незаметно делает свое недоброе дело:

    он затрачивает большое количество энергии, а это значит, что человек постоянно испытывает ее нехватку;

    напряженные мышцы пережимают кровеносные сосуды, и в тех местах, где расположился мышечный панцирь, ткани органов постоянно недополучают питательные вещества и кислород, разносимый кровью, нарушается обмен веществ, что, в свою очередь, ведет к ослаблению органов и к различным заболеваниям.

Именно поэтому я считаю целесообразным научиться избавляться от мышечных зажимов.

Приступим к знакомству с основными группами мышечных зажимов и способам избавления от них. Начнем изучение с зажимов нижней челюсти, и, как по ступенькам, будем опускаться ниже по туловищу.

Стиснутые челюсти перекрывают любой звук, пытающийся прорваться наружу. Этим же кольцом зажимаются и голосовые связки. Звук голоса создает впечатление, что человек говорит напряженно, ему трудно придавать звучанию разные интонации. Иногда голос становится монотонным, иногда сиплым или хриплым, а иногда слишком высоким. Это происходит потому, что мышцы, участвующие в звукообразовании, становятся малоподвижными.

Когда организму требуется больше энергии, например, когда он устал или хочет спать, рот должен быть широко открыт для более полного дыхания. Именно для этого мы зеваем. При зевании кольцо напряжения, которое включает мышцы, приводящие в движение челюсть, временно освобождается, и это действует на рот, глотку и горло, широко открывая их, чтобы пропустить требуемый воздух. Поэтому, чтобы расслабить челюсти, необходимо зевать».

Упражнение «Позеваем»: 7 раз проговариваем «К-Г», затем с открытым ртом (челюстями), закрываем только губы, беззвучно проговариваем звуки «А, Э, О». После правильно выполненного упражнения захочется зевать, зевать обязательно нужно с широко открытым ртом и со звуками, свойственными при зевке. Далее при проговаривании гласных звуков меняем положение головы: поворот вправо, поворот влево, опустить вниз (подбородок на грудь) и поднять вверх (запрокинуть голову назад).

Упражнение «Ленивый алфавит»: мягко, лениво опускать нижнюю челюсть, контролируя указательными пальцами появление околоушных ямок. При движении челюсти вниз произносить согласные звуки в алфавитном порядке с добавлением гласного «А».

Алфавит произносить протяжно, лениво, негромко.

БА-А-А ВА-А-А ГА-А-А ДА-А-А

ЖА-А-А ЗА-А-А КА-А-А ЛА-А-А

МА-А-А НА-А-А ПА-А-А РА-А-А

СА-А-А ТА-А-А ФА-А-А ХА-А-А

ЦА-А-А ЧА-А-А ША-А-А ЩА-А-А

Педагог: «Переходим на шейно-воротниковую зону»

Упражнение «Самомассаж шеи»: поглаживание сверху вниз пальцами с легким нажимом, круговые движения пальцами от головы к плечам для расслабления мышц шеи, на плечах можно использовать и лёгкое пощипывание. Вращение расслабленной головы сначала с подбородком, опущенным на грудь, вправо и влево, фиксируя ушко на плече, а потом то же вращение с запрокинутой головой (тут важно не переусердствовать, по 8 раз вполне достаточно). В заключение максимально вытянуть подбородок вперёд, а затем расслабить мышцы шеи (можно сделать всего 4 раза, но с активным выдохом через рот на звук «х-х-х»).

Педагог: «Эти элементарные упражнения улучшают приток крови к голове, и при систематическом применении, снимают усталость, головные боли и даже . Следующее кольцо мышечных зажимов располагается вокруг диафрагмы и талии. Диафрагма - это мышца, которая участвует в дыхании; она сокращается всякий раз, когда человек испытывает страх. Диафрагма расположена над талией, которая соединяет грудную клетку с животом и тазом. Мышечные зажимы в этой области создают помехи для прохождения потока крови и чувств к гениталиям и ногам, вызывая тревогу, которая, в свою очередь, приводит к нарушению дыхания. Вывод из всего этого только один: необходимо расслабить хронические зажимы и высвободить накопившийся страх.

Для того чтобы проверить, насколько зажата или свободна ваша талия, сделайте следующее упражнение.

Упражнение для проверки: выполняйте это упражнение стоя. Поставьте стопы параллельно, колени слегка согнуты, тяжесть тела немного смещена вперед. Поднимите руки с согнутыми локтями на высоту плеч. Кисти свободно повисли. Поверните тело максимально влево и удерживайтесь в этой позиции около минуты. Затем поверните тело вправо и около минуты оставайтесь в таком положении. Обратите внимание на напряжение мышц спины и талии. В состоянии ли вы в таком положении вдыхать нижней частью живота? Если дыхание нарушается и мышцы слишком напряжены или вы испытываете боль в них, значит, вокруг области диафрагмы и талии у вас развился мышечный панцирь.

Упражнения для снятия зажимов диафрагмы и талии:

    Лягте на пол на спину, руки в стороны ладонями вверх, ноги вместе. Согните ноги в коленях под углом 90°. Поворачивайте обе ноги сначала влево, так чтобы нижняя (левая) нога полностью легла на пол, а правая лежала на ней; ноги остаются согнутыми в коленях. Затем аналогичным образом поверните ноги вправо. При этом спина до талии остается прижатой к полу. Повторите упражнение до 10 раз.

    Теперь выполняйте предыдущее упражнение, усложнив его. При повороте ног поворачивайте голову в противоположную сторону. Это упражнение тоже выполняйте до 10 раз.

    Встаньте на четвереньки, колени под углом 90°, руки, на которые вы опираетесь, держите прямыми. Прогните спину в области талии вниз, насколько это возможно, а затем максимально выгните спину вверх. Проделайте до 10 таких движений.

    Встаньте на четвереньки так, как это описано в предыдущем упражнении. Затем медленно вытягивайте выпрямленные руки и корпус вперед, скользя по полу до тех пор, пока они почти целиком не лягут на пол. Ваша поза будет напоминать позу потягивающейся кошки. Побудьте некоторое время в таком положении и медленно подтяните руки в исходную позицию. Сделайте это упражнение несколько раз (столько, сколько осилите).

    Сядьте на пол, ноги слегка согнуты в коленях и немного расставлены. Ладони положите на затылок. Наклоняйте туловище влево, стараясь, чтобы локоть как можно больше приблизился к полу (идеальный вариант, если он коснется пола). Побудьте в этом положении некоторое время. Затем медленно выпрямитесь и повторите то же самое в правую сторону.

Педагог: «А теперь пора научиться чувствовать разницу между зажатым и расслабленным телом»

Упражнение «Гриб»: представить, что шея – это ножка гриба, голова-шляпка, гриб растет – макушка тянется к потолку, растягиваются шейные позвонки, плечи тянуть вниз. А когда гриб вянет – шея, голова и плечи становятся мягкими, расслабляются и опускаются.

Педагог: «Лида, какой гриб ты? А ты Максим? И т.д. А теперь поработаем в парах, чтобы вы попробовали проверить друг друга на расслабление»

Упражнение «Мяч»: Один учащийся стоит, другой сидит на полу спиной к первому. Второй расслабляет голову, опуская подбородок на грудь, представляет, что голова – это мяч. Первый катает руками голову, как мяч, проверяя на полное расслабление. Голова должна быть послушной, чтобы позволять управлять. Необходимо довериться своему партнеру.

Упражнение «Канат»: Представить, что к потолку привязан канат, обхватить воображаемый канат крепко руками и попытаться его оторвать, но оторвать не получается. При этом всё тело напрягается. По команде педагога, канат резко обрывается. Учащиеся падают на маты и расслабляются.

Педагог: «Закройте глаза… Глубоко вдохните… Выдохните.. Мы лежим на чудесной поляне и видим над собой голубое небо. Слушаем, как поют птицы… шелестит трава… журчит ручей… Вот, на соседний цветок села прекрасная бабочка… Вы видите, какие у нее замечательные разноцветные крылышки. Вот мы почувствовали аромат спело земляники и свежеиспеченного хлеба – его испекла Добрая Волшебница, живущая неподалеку. А если мы протянем руку, то сорвем и положим в рот крупную ароматную ягоду, и ощутим сладость спелой земляники… Шелковая трава нежно щекочет нам руки… ноги… лицо. Кто почувствует прикосновение, может открыть глаза».

Педагог и несколько учащихся проверяют других на расслабление (тело должно быть ватным и мягко падать на маты) . Педагог легким движением прикасается пером к учащимся и они поднимаются на ноги.

Педагог: « Перед самым выходом на место выступления рекомендую выполнить упражнение «Тело на колок» . Такое название ему дал российский реформатор театра К. С. Станиславский. Понятно, что адские пытки тут ни при чём, просто вспомните, как в XIX веке выглядели вешалки, из чего они были сделаны. Это были небольшие колышки, или колки, на которые господа вешали свои пальто и шубы. Чтобы держать своё тело в положении «на колке» – нужно как бы «надеть» его на позвоночник».

Упражнение «Тело на колок»: расслабьте мышцы шеи , спины, плеч, рук, потом приподнимите плечи с глубоким вздохом, и «наденьте» на позвоночник с выдохом. В идеале должно возникнуть ощущение закреплённой спины, при этом плечи и руки должны оставаться свободными, висеть.

3. Заключительная часть.

Рефлексия: Раздать учащимся «ладошки» (или нарисовать свою). На ладошке написать ответы на вопросы (+ или -)

    Большой палец - сегодня я научился чему-то новому?

    Указательный - сегодня я активно участвовал в работе группы

    Средний – над чем хотел бы поработать?

    Безымянный - мне было комфортно?

    Мизинец - я жду следующего занятия, т.к. мне было интересно ….

Педагог: «Ребята, спасибо вам за занятие. До свидания» (учащиеся повторяют, как эхо).

Список используемой литературы:

    1. Ганичева И.В. Телесно-ориентированные подходы к психокоррекционной и развивающей работе с детьми - М.: Книголюб, 2004.

      Гиппнус С.В. Гимнастика чувств. Тренинг творческой психотехники. - Л.-М.: Искусство, 2002.

      Лоуэн А. Биоэнергетика. - СПб., 1998.

      Сандомирский М. Е. Психосоматика и телесная психотерапия. - М. : Независимая фирма «Класс», 2005.

      Станиславский К. Работа актера над собой. М., 1989.

      Чистякова М.И. Психогимнастика - М.: Просвещение, 1990.

Мышечное напряжение возникает в результате постоянного контроля эмоций. Жизнь так устроена, что мы должны все время сдерживать свои мысли и чувства. Из-за этого контроля психическая энергия, не нашедшая выхода в словах или действиях, задерживается в разных отделах тела, создавая напряжение в мышцах. Освобождение тела начинается с внимания к нему.

Такое же внимание нам нужно для отыскивания в себе зажимов в процессе ослабления мышц, о котором мы много говорили в свое время. А что такое мышечный зажим, как не застрявшая по пути двигательная энергия?

У нервных людей мышечные напряжения неизбежны во все моменты жизни. У актера, поскольку он человек, они всегда будут создаваться при публичном выступлении. Поэтому Станиславский предлагал занятия любым тренингом начинать именно со снятия напряжения в мышцах. Это не так просто, потому что мышечное напряжение имеет одну особенность – оно не исчезает, а «гуляет» по разным группам мышц.

Уменьшишь напряжение в спине – оно появится в плече, удалишь его оттуда – глядь, оно перекинулось на диафрагму. И так все время будут появляться там или здесь мышечные зажимы. Поэтому нужно постоянно и неустанно вести борьбу с этим недостатком, никогда не прекращать ее. Уничтожить зло нельзя, но бороться с ним необходимо. Борьба заключается в том, чтобы развить в себе наблюдателя или контролера.

Роль контролера трудная: он должен неустанно, как в жизни, так и на сцене, следить за тем, чтобы нигде не появлялось излишнего напряжения, мышечных зажимов, судорог. При наличии зажимов контролер должен их устранять. Этот процесс самопроверки и снятия излишнего напряжения должен быть доведен до механической бессознательной приученности. Мало того – его надо превратить в нормальную привычку, в естественную потребность и не только для спокойных моментов роли, но, главным образом, в минуты высшего нервного и физического подъема.

Конечно, при выработке механической привычки вначале приходится много думать о контролере и направлять его действие, а это отвлекает от творчества. Но впоследствии освобождение мышц или по крайней мере стремление к нему в минуты волнения становится нормальным явлением. Эта привычка должна вырабатываться ежедневно, систематически, не только во время класса и домашних упражнений, но и в самой реальной жизни, вне сцены, то есть в то время, когда человек ложится, встает, обедает, гуляет, работает, отдыхает, словом, во все моменты его существования. Мышечного контролера необходимо внедрить в свою физическую природу, сделать его своей второй натурой. Только в таком случае мышечный контролер будет помогать нам в момент творчества. Если же мы будем работать над освобождением мышц лишь в отведенные для этого часы или минуты, то не добьемся желаемого результата, потому что такие, ограниченные временем, упражнения не выработают привычки, не доведут ее до пределов бессознательной, механической приученности.

В качестве тренинга на снятие напряжения мы предлагаем вам следующий гимнастический комплекс. Его рекомендуется выполнять каждый день.

Упражнение 1

Исходное положение – стоя, руки опущены. Поднимите правое плечо, дотроньтесь плечом до мочки уха. Голову наклонять нельзя. Зафиксируйте положение. Опустите плечо, просто бросьте его вниз. То же самое повторите с левым плечом. Повторяйте Упражнение до тех пор, пока не появится ощущение тяжести в плечах.

Упражнение 2

Исходное положение – стоя. Поднимите руки перед собой. Сожмите обе ладони в кулаки – как можно сильнее. Напрягите руки, вытянув их вперед как можно дальше. Резко сбросьте напряжение, разжав кулаки и уронив руки. В пальцах должны появиться теплота и покалывание.

Упражнение 3

Исходное положение: сидя. Спина прямая. Поднимите ноги перед собой, так, чтобы они были параллельны полу. Держите до тех пор, пока хватает сил. Затем сбросьте напряжение, уронив ноги на пол. Это Упражнение позволяет снять мышечное напряжение в бедрах.

Упражнение 4

Исходное положение: сидя. Спина прямая, стопы ровно стоят на полу (ноги должны быть босыми). Представьте себе, что у вас под ногами – не пол, а мягкая и рыхлая земля. Ваша задача – зарыться в эту землю ступнями. «Зарывайтесь» как можно глубже. Работают только ноги, живот, спина, плечи, руки – все расслаблено. Как только устанете – прекратите упражнение, расслабьте ноги.

Упражнение 5

Исходное положение: сидя. Стопы ровно стоят на полу (это Упражнение надо выполнять босиком или же в чешках). Поднимите вверх пятки – только пятки, передняя часть стопы остается на полу. Почувствуйте, как напряглись икры. Держите это напряжение как можно дольше, затем сбросьте его, поставив пятки на пол. Теперь поднимите носки; пятки остаются на полу. Напряглась вся ступня и передняя мышца ног. Подержите напряжение некоторое время, затем сбросьте его.

Упражнение 6

Исходное положение: стоя. Стопы чуть вывернуты носками внутрь, расстояние между ними – 45–50 см. Согните колени, поставьте кулаки на поясницу и как можно сильнее прогнитесь назад. В этом состоянии постарайтесь максимально расслабиться. Посчитайте вдохи и выдохи (дыхание брюшное). Стойте так, пока не появится дрожь в ногах. Вернитесь в исходное положение, расслабьтесь.

Упражнение 7

Исходное положение: стоя. Стопы повернуты внутрь, расстояние между ногами – 25–30 см. Наклонитесь вперед и коснитесь руками пола, но только коснитесь – опираться на руки нельзя. Встаньте на цыпочки. Удерживайте это положение до тех пор, пока ноги не начнут дрожать. Медленно поднимитесь, вернитесь в исходное положение, расслабьтесь.

Упражнение 8

Исходное положение: лежа на спине. Согните ноги в коленях и чуть расставьте их. Обхватите руками лодыжки и подтяните себя к ним. Прогните спину. Вы должны касаться пола только макушкой головы, плечами и стопами. Сохраняйте это положение до тех пор, пока не почувствуете дрожь в тазобедренной области. Вернитесь в исходное положение, расслабьтесь.

Упражнение 9

Из положения стоя наклонитесь назад, прогнувшись, и обопритесь руками на стоящий позади стол. Колени разведите. Удерживайте позу в течение 2–3 минут. Это упражнение снимает мышечные зажимы в паховой области.

Упражнение 10

Для этого упражнения вам понадобится спортивный мат. Можно использовать несколько одеял, положенных друг на друга. Встаньте перед матом, закройте глаза. Представьте себе, что у вас одномоментно исчезли все кости. Тело обмякло и свалилось на пол. После падения перевернитесь на спину и полежите так несколько минут.

Мышечный зажим представляет собой состояние постоянного напряжения всей мышцы или группы мышц, которые отвечают за выражение эмоций. Это явление также называют мышечный спазм, мышечный блок или мышечный панцирь. Мышечный зажим – защитная реакция, следствие сдерживания определенных эмоций, когда человек желает заблокировать негативные чувства. Мышечный блок достаточно плохо поддается сознательному расслаблению, ему свойственно усиливаться в ответ на определенные эмоциональные раздражители. Таким образом, блокируются не только неприятные ощущения, искажаются также естественные чувства. Для снятия мышечных зажимов используются самые разнообразные методы, о них мы расскажем в статье.

Главное отличие мышечного зажима от нормального сокращение мышц – это способность мышечного блока существовать долгое время после ситуации, которая спровоцировала его появление.

Зачастую психологи способны помочь устранить мышечные спазмы “первой степени запущенности” – когда мозг отдает неверные команды по управлению мышечным тонусом спазмированного участка, однако мышцы и нервные волокна продолжают нормально функционировать. Что касается мышечных зажимов “второй степени запущенности”, здесь аутотренинги и психологические тренинги бессильны.

Причины появления мышечных зажимов в теле

Один из основоположников европейской школы психоанализа Вильгельм Райх полагал, что ум и тело – это одно целое и каждая черта характера человека имеет соответствующую ему физическую позу.

Чтобы определить причины формирования мышечного панциря, Райх анализировал позы своих пациентов и их физические привычки – это помогало им осознать, как подавляются жизненные чувства в разных частях тела.

Пациенты утверждали, что в процессе терапии им удалось пройти через периоды своего детства, когда они научились подавлять тревожность, ненависть или любовь при помощи определенных действий, оказывающих влияние на вегетативные функции. К таковым действиям относятся напряжение мышц живота, сдерживание дыхания и т.д.

Основные причины повышенного мышечного напряжения у взрослых:

  1. Ориентация на конечный результат, а не на жизнь в настоящий момент.
  1. постоянное напряжение – как умственное, так и эмоциональное.

Согласно теории Райха, мышечный панцирь формируется в 7 основных сегментов, которые состоят из мышц и органов. Такие сегменты расположены в области глаз, рта, шеи, груди, диафрагмы, живота и таза.

Методика снятия мышечных зажимов предполагает распускание панциря в каждом из сегментов.

Снятие мышечных зажимов в 7 основных сегментах

  1. Глаза. Мышечный зажим проявляется в неподвижности лба и “пустом” выражении глаз.

Снять этот мышечный блок возможно посредству раскрывания глаз как можно шире – при помощи гимнастики для глаз оказывается влияние на эту зону так как задействуются лоб и веки.

  1. Рот. В этот сегмент входят группы мышц подбородка, затылка и горла. Так, челюсть может быть как чересчур сжатой, так и слишком расслабленной. Этим сегментов удерживаются гнев, крик, плач.

Снять этот мышечный блок поможет имитация плача, кусание, движения губами, гримасничанье и массаж мышц лица и лба.

  1. Шея. Этот сегмент охватывает глубокие мышцы шеи и язык. Этот мышечный зажим – последствие сдерживания крика, плача и гнева.

Снять мышечный зажим поможет пение, крики, высовывание языка, наклоны и вращения головы.

  1. Грудной сегмент: мышцы лопаток, плеч, широкие мышцы груди, руки и грудная клетка. Этот мышечный блок возникает по причине сдерживания дыхания, которое является реакцией на сдерживание любой эмоции.

Снять мышечный зажим помогут дыхательные упражнения .

  1. Диафрагма. В этот сегмент входит диафрагма, солнечное сплетение, внутренние органы и мышцы позвонков этого уровня. Выражается мышечный панцирь в выгнутости вперед позвоночника. Выдыхать воздух труднее, чем вдыхать. Этот мышечный зажим возникает, когда человек пытается удержать очень сильный гнев.

Снять мышечный зажим в этой зоне возможно только после того, как будут распущены блоки в предыдущих четырех сегментах.

  1. Живот. Этот сегмент включает мышцы живота и мышцы спины. Напряжение в этой области возникает о причине страха нападения, на боках мышечные зажимы являются следствием подавления неприязни и злости.

Мышечный спазм достаточно просто устраняется при условии, если все предыдущие зажимы были распущены.

  1. Таз. В последний сегмент входят все мышцы нижних конечностей и таза. Чем сильнее спазм мышц, тем больше таз вытянут назад. Мышцы ягодиц находятся в постоянном напряжении, что сопровождается болезненными ощущениями.

Этот мышечный панцирь возникает по причине подавления удовольствия, гнева и возбуждения.

Устранить мышечные зажимы можно при помощи массажа, выражения освобождаемых эмоций, йоги , дыхательных упражнений. Для того чтобы снять поверхностные зажимы можно использовать аутотренинг, а для избавления от глубинных зажимов подойдет техника холотропного дыхания. Избавившись от такой проблемы, Вы сможете освободиться от страхов и зажимов, ощутите легкость и вновь сможете сполна наслаждаться жизнью, не боясь выражать свои эмоции.

«Напряжение-расслабление». Встаньте прямо. Сосредоточьте всё своё внимание на правой руке, напрягите её до предела. Спустя несколько секунд расслабьте руку. Поочередно проделайте всё то же самое с другой рукой, а затем с правой и левой ногами, шеей, поясницей.

«Перекат напряжения». Практически то же самое, что и в первом упражнении, только теперь вы не просто напрягаете и расслабляете части тела, а плавно переносите мышечное напряжение из одной части тела в другую: из правой руки - в левую, из левой руки - в правую ногу и т. д.


«Огонь-лёд». Теперь - быстрое попеременное напряжение и расслабление всего тела сразу. Лучше делать это упражнение вдвоём или даже в группе, но можно и одному - давая команды самому себе. По команде «Огонь!» нужно начать интенсивно двигаться, а по произнесении слова «Лёд» нужно застыть ровно в том положении, в котором вас застигла команда. Причём тело нужно напрячь до предела. Потом снова «Огонь!» и т. д.


«Масло». Представьте, что через указательный палец правой руки вам в тело вводят растительное масло, которое вы должны прогнать по всем остальным частям тела и органам. Выполняйте это упражнение медленно и сосредоточенно, чтобы «смазать» каждый сустав.


«Центр тяжести» . Попробуйте определить, где у вас центр тяжести, - подвигайтесь, сядьте, встаньте. А теперь представьте, что вы кошка, подвигайтесь, как она, найдите её центр тяжести. А где центр тяжести у обезьяны, рыбы, воробья, прыгающего по земле? Выполните движения, характерные для этих и других животных.


«Пластилиновые фигурки». Положение первое. Представьте, что вы фигурка из пластилина, которую очень долго держали в холодильнике, « жёсткая и твёрдая. Положение второе. Попросите кого-нибудь попытаться поменять вашу позу, но не забывайте, что застывший пластилин (то есть вы) должен осложнять его работу, сопротивляться. Положение третье. Теперь представьте, что в помещении вдруг одновременно включили множество отопительных приборов. Начинайте «таять». Учтите, что это процесс, а не мгновенное перевоплощение. В первую очередь должны оплывать те части тела кукол, на которые «ушло меньше пластилина»: пальцы, шея, руки, затем ноги. В конце упражнения вы должны буквально «стечь» на пол, превратившись в бесформенную пластилиновую массу. Это и будет абсолютным мышечным расслаблением.


«Марионетки». Теперь вы - кукла-марионетка, которую после выступления повесили на гвоздик. Зафиксируйте ваше тело в одной точке (в руке, пальце, шее, ухе, плече), всё остальное оставьте «болтаться». Это упражнение можно выполнять даже с закрытыми глазами.


«Потянулись-сломались». А сейчас вы - молодая поросль, которая всеми веточками тянется к солнцу. Встаньте прямо, руки и тело устремите к потолку, но ступни не отрывайте от пола. А теперь потихоньку «ломайтесь»: сначала кисти, потом локти, плечи, голова, талия, колени - и падайте на пол. Полежите немного на полу - расслабленно, безвольно, удобно.


«Ростки». Снова растём, только теперь из положения сидя на корточках (колени обхватить руками). Постепенно распрямляемся, раскрываемся и устремляемся вверх. Желательно распределить время на стадии своего «роста» равномерно (на счёт 5).


«Спагетти». И последнее перевоплощение: теперь вы спагетти. Расслабьте руки от предплечья до самых кончиков пальцев и размахивайте ими в разные стороны. Ощутите пружинистую вибрацию: пальцы должны быть абсолютно свободны и струиться, как самые настоящие отварные спагетти.

Похожие статьи