Начальная школа. Проблемы в общении. Синдром социальной дезориентации

Социальная дезориентация - это психологический синдром, который проявляется в том, что для ребенка резко затруднено овладение правилами поведения. В итоге возникает неуправляемость, возможны агрессивные действия, ребенок не понимает запретов, может ломать ценные вещи. При социальной дезориентации причиной поведенческих отклонений служит невладение социальными нормами, а не их сознательное нарушение. Предпосылками социальной дезориентации могут являться: отставание в развитии ребенка (в раннем возрасте замедленное овладение предметной деятельностью; в дошкольном возрасте - нарушение игровой деятельности; в изобразительной деятельности проявляется отсутствие типичных для данного возраста шаблонов, общепринятых способов изображения дома, человека и др.).

Иногда причиной дезориентации становится поступление ребенка в детский сад. Развитию синдрома способствует резкое различие правил и требований, предъявляемых ребенку дома и в детском саду, отсутствие гибкости окружающих взрослых. В этом случае социальная дезориентация становится формой проявления дезадаптации ребенка.

Яркие формы дезориентации складываются у детей, с раннего возраста воспитывавшихся в условиях социальной депривации, т.е. недостаточного общения со взрослыми. Наиболее выраженные нарушения наблюдались у детей, с младенчества воспитывавшихся в приютах и детских домах.

При социальной дезориентации реакция окружающих исходит из их представления о том, что ребенок сознательно нарушает правила поведения, «безобразничает», «хулиганит». Взрослые стараются добиться послушания посредством наказаний и повторных объяснений того, что «так делать нельзя». Однако ребенок с социальной дезориентацией не в состоянии понять ни этих объяснений, ни причины наказания. Он не может осуществить правильную классификацию жизненных ситуаций, чтобы вычленить те из них, которые попадают под тот или иной запрет. Такой ребенок не способен различать, в чем разница между запрещенным «драться» и разрешенным «давать сдачи», между понятием «свое» и «чужое».

Требования окружающих оказываются неадекватными реальным возможностям ребенка, уровню его ориентации в социальной действительности. Это еще больше «запутывает» его, усиливая его дезориентированность.

Ребенок с социальной дезориентацией не протестует против правил и не пытается их «обойти». Он обычно искренне старается их соблюдать, но просто не в состоянии этого делать. При сохраненном интеллекте к старшему дошкольному возрасту он начинает осознавать разницу в отношении окружающих к нему и к другим детям, однако он приписывает это отличие не своему поведению, а несправедливости взрослых.

Из-за того, что ребенка постоянно одергивают, ругают и наказывают, у него снижается самооценка. Со временем она становится негативной («Я плохой»). Это дополнительно повышает вероятность развития по антисоциальному пути («Раз я плохой, то естественно, что я должен совершать дурные поступки»).

В дошкольном возрасте социальная дезориентация вполне поддается коррекции. Для этого необходимо:

  • 1. Четко формулировать требования они должны быть просты и понятны ребенку.
  • 2. Использовать меньше запретов (только самые грубые негативные проявления);
  • 3. Поощрять положительные поступки и хорошее поведение, опираться на положительное в ребенке;
  • 4. Разъяснять ребенку «плохое» поведение, его последствия для окружающих; обсуждать с ребенком рассказы и сказки о плохом и хорошем.

Для преодоления социальной дезориентации важно проводить работу по целенаправленному формированию и социализации всех видов деятельности (учить ребенка рисовать, лепить, играть, трудиться), опираясь на положительное и поощряя даже незначительные усилия и старания ребенка, создавая ему «ситуацию успеха».

Социальная дезориентация . Этот психологический синдром возника­ет в результате резкого изменения условий жизни ребенка. Наиболее частая причина такого изменения - поступление в школу. Для детей, которые до школы воспитывались только дома, изменение оказывается более резким, чем для тех, кто посещал детский сад, поэтому у них социальная дезориента­ция встречается чаще.

Иногда синдром социальной дезориентации складывается еще в дошко­льном возрасте, в связи с поступлением ребенка в детский сад. Нередко его возникновение бывает вызвано переездом в другой город или другую стра­ну. Чем сильнее изменение условий жизни, тем вероятнее возникновение этого психологического синдрома. Масштаб изменений, в свою очередь, определяется степенью различий между прежним и новым местом житель­ства. Так, переезд из деревни в большой город или наоборот скорее приведет к социальной дезориентации, чем переезд из одного большого города в дру­гой или из одной деревни в другую.

Социальная дезориентация возникает отнюдь не у всех детей, чьи условия жизни резко изменились. Она появляется в тех случаях, когда понижена чувствительность ребенка к социальным нормам. В отличие от этого, есть дети с высоким общим уровнем социализированности. Они достаточно лег­ко встраиваются в новую жизнь, быстро начинают чувствовать новые требо­вания, предъявляемые к ним, и новые ожидания окружающих. При понижен­ной чувствительности к социальным нормам единственное, что ребенок за­мечает, - это отмену тех или иных ограничений, имевшихся ранее. Появле­ния новых ограничений он не осознает. Позиция школьника с социальной дезориентацией не дифференцирован а, поскольку ребенок не осознает норм и правил, определяющих школьную жизнь.

Основной особенностью психологического профили детей с социаль­ной дезориентацией является недостаточная иерархизация социальных норм. Из-за этого относительно часты нарушения весьма значимых норм (мелкое воровство, вандализм и т.п.), что составляет основную особенность деятель­ности этих детей. Реакция окружающих исходит из их представления о сознательном нарушении норм. Это делает ее неадекватной реальности, что еще больше "запутывает" ребенка, усиливая его дезориентированность.

Благодатной почвой для социальной дезориентации становятся гипертимный склад личности, импульсивность и гиперактивность, резко повышаю­щие частоту столкновений ребенка с социальными нормами.



Импульсив­ность - это склонность к совершению необдуманных действий. Их причи­ной становятся случайные внешние обстоятельства или столь же случайные собственные мысли и эмоции. Планирование действий и самоконтроль от­сутствуют (или, по меньшей мере, недостаточно сформированы). Повышен­ная импульсивность может быть следствием как неврологических наруше­ний, так и педагогических просчетов (избалованности, чрезмерной опеки).

Гиперактивность (двигательная расторможенность) имеет, в первую очередь, неврологическую природу. Для нее характерны высокая подвиж­ность, отвлекаемость, нарушения внимания. Гиперактивный ребенок не мо­жет усидеть на месте, постоянно крутит что-нибудь в руках. Он плохо прини­мает задачу, поставленную взрослым, перескакивает с одного занятия на дру­гое, хотя иногда может подолгу заниматься каким-либо любимым делом, не отрываясь и не отвлекаясь. При гиперактивности часты (но не обязательны) тики и навязчивые движения.

Приведем пример. Боре Р. 9 лет. Родители привели его к психологу с жалобой на многочис­ленные нарушения норм поведения дома и, особенно, в школе. Несколько раз он использовал в драках подвернувшиеся под руку палки (правда, все эти драки в итоге оканчивались бескровно). В классе неоднократно совершал мел­кие кражи: похищал из чужих пеналов ручки, карандаши, ластики. Дома Боря как-то устроил небольшой поджог (не нанесший, к счастью, существенного урона). Последнее его "прегрешение" состоит в том, что он изрезал ножницами свитер на своем однокласснике.

Боря - хрупкий сероглазый мальчик. Он держится открыто и доброжела­тельно. Историю с изрезанным свитером объясняет просто: у него оказались ножницы, а сосед был в красивом свитере - вот ему и стало интересно выре­зать из него кусочек. Все попытки выяснить у Бори причины его проступков наталкиваются на реакцию типа, "так вышло", "так получилось", "не знаю, поче­му". В дальнейшей беседе выясняется, что, по его мнению, к нему, Боре, все придираются. Других мальчиков не ругают, хотя они тоже шалят, а его всегда ругают и даже хотят перевести в школу для хулиганов. А он ничего особенного не делает - он такой же как все.



Психологическое обследование показало, что интеллект у Бори нормаль­ный, даже чуть выше среднего возрастного уровня. У мальчика понижена чув­ствительность к социальным нормам, а главное - отсутствует понимание их иерархии, относительной значимости разных норм. Для него рядоположены правила типа "нельзя вертеться на уроке" и "нельзя бить папкой по голове одноклассника за то, что он тебя дразнил".

В детстве Боря был болезненным мальчиком, и в детский сад его не отдали. Нормы школьной жизни оказались для него совершенно незнакомыми и непривычными, и у него с первого же класса начались нарушения поведения.

Как правило, взрослые не понимают, что поведение ребенка с социаль­ной дезориентацией -это не сознательное нарушение правил, "хулиганство", а следствие незнания и непонимания этих правил. Обычно они считают, по ребенку вполне достаточно объяснить: "Это делать можно, а этого - нельзя"". И они старательно объясняют: "Нельзя вертеться на уроке, нельзя бегать по коридору во время перемены, нельзя резать ножом чужой сви­тер..." Подобные педагогические проработки дополнительно усиливают не­разбериху, царящую в голове у "нарушителя". Он окончательно запутывает­ся в том, какие правила - основные, главные, а какие - второстепенные.

Конечно же, он знает, что нельзя портить вещи, воровать, драться, играть с огнем. Но ведь запретов так много! Все их даже трудно перечислить. Нельзя вертеться на уроке, бегать по коридору во время перемены, подсказывать, списывать, обманывать, грубить старшим, переходить улицу в неположен­ном месте, ковырять в носу, курить, дразнить девчонок...

Ребенок видит, что многие из его сверстников безнаказанно нарушают правила: вертятся на уроке, бегают по коридору на перемене. Из этого он делает вполне естественный вывод о том, что не страшно, если и он сам нарушит какое-нибудь из правил: например, побьет палкой своего обидчика. Отсюда и происходит Борино недоумение по поводу тога, что его регулярно наказывают, а других ребят - нет, хотя они тоже не ангелы.

При социальной дезориентации детей обычно приводят к психологу с поведенческими жалобами. Чаще всего родители или учитель рассказывают о грубых нарушениях социальных норм: вандализме (т.е. уничтожении или повреждении материальных ценностей!, мелком воровстве и т.п. При обследовании часто бросается н глаза несоблюдение дистанции, обычной для об­щения ребенка с посторонним взрослым, В отличие от детей с уже сформи­рованной и антисоциальной установкой, при социальной дезориентации почти никогда не встречается негативистская позиция, враждебность к проверяющему.

Среди детей с социальной дезориентацией преобладают экстраверты (т.е. дети, стремящиеся к широкому общению). Вместе с тем, у них, как пра­вило, обнаруживается недостаточность межличностных связей и их поверх­ностность. Это объясняется неумением строить контакты с окружающими. Нарушения общения со сверстниками дополнительно повышают вероятность развития ребенка по асоциальному или антисоциальному пути.

Как правило, неискушенный человек, сталкиваясь с социально дезориентированным ребенком, склонен объяснить происходящее грубыми ошибками воспитания. Он не так уж далек от истины. Действительно, в большинстве случаев и родители таких детей сами недостаточно хорошо ориентируют­ся в социальной действительности. И все же, как мы уже увидели, подлинная проблема лежит глубже. Такой ребенок не просто плохо воспитан. У него не сформирована одна из важнейших психологических способностей: чувстви­тельность к требованиям и ожиданиям той социальной среды, в которой он находится.

При диагностике социальной дезориентации психолог опирается на со­четание следующих показателей.

· Жалобы на нарушение ребенком социальных норм. Нередко взрослые
отмечают, что ребенок "не понимает, что можно, а чего нельзя", "не
удастся объяснить ему. как нужно себя вести" и т.п.

· Низкий уровень социализированности. Он проявляется как в материалах
обследования, так и в поведении (несоблюдение дистанции в общении с
проверяющим).

· Отсутствие антисоциальных установок. Этот признак отличает
социальную дезориентацию от антисоциальной психопатии, представляющей собой значительно более серьезное отклонение в развитии. Впрочем, в младшем школьном возрасте сложившаяся антисоциальная психопатия вообще сомнительна. Последующее же ее развитие на базе социальной дезориентации отнюдь не исключено.

Отверженность. К подростковому возрасту у ребенка с социальной дезориентацией часто складывается представление о враждебности и неспра­ведливости окружающего мира.

Начатки такого представления можно видеть уже в приведенном выше примере. Боря не понимает, что нарушения других детей, оставляемые без наказания, гораздо более безобидны, чем его собственные, регулярно нака­зываемые. Из-за этого он проникается убежденностью в несправедливом отношении к себе со стороны учителей, директора школы и даже его собст­венных родителей. Такое убеждение очень опасно: оно ведет к представле­нию о том, что вся жизнь устроена несправедливо, что сами нормы общест­ва неправильны, - то есть к сознательной асоциальной или даже антисоци­альной установке. Разница между асоциалъностью и антисоциалыюстъю в том, что асоциальный ребенок не обращает внимания на социальные нормы и правила, а антисоциальный целенаправленно их нарушает.

Описанное отношение к миру приводит к тому, что важнейшей особен­ностью психологического профиля подростка становится самосознание из­гоя, отвергаемого обществом. Это и дало нам основания назвать складывающийся синдром отверженностью. На враждебность окружающего мира подросток реагирует агрессией и антисоциальными проявлениями, состав­ляющими характерную особенность его деятельности. Ответная враждеб­ная реакция социального окружения подтверждает и поддерживает пред­ставления подростка о мире и о себе.

Сергею И. 14 лет. Родители жалуются на то, что он стал замкнут, упрям, постоянно проявляет негативизм.

Три года назад семья переехала в Москву из военного городка в Крыму. Мальчик с трудом адаптировался в новом окружении. Учителя жаловались на его поведение, отмечали "хулиганские выходки" как во время уроков, так и на переменах. Сережа стал часто прогуливать уроки. Администрация дважды ста­вила вопрос о его исключении из школы, но родителям оба раза удавалось погасить конфликт. В период жизни в Крыму поведение Сергея также вызывало нарекания, но жалоб было существенно меньше.

В первое время после переезда Сережа часто бывал возбужден, нахо­дился в приподнятом настроении. Он проводил много времени на улице или в сквере около дома, пытаясь принимать участие в развлечениях своих сверстников. Эти попытки не встречали у них положительной реакции. Со временем Сережа их прекратил и стал большую часть времени проводить дома Однако иногда он уходил на целый день, выбирая для своих прогулок уединенные места.

Психологическое обследование выявило высокий уровень эмоциональ­ной напряженности. Сережа воспринимает свое социальное окружение (вклю­чая и взрослых, и сверстников) как враждебное по отношению к себе. Во время обследования держится настороженно и подозрительно. Он идеализирует свою прежнюю жизнь в Крыму, хочет туда вернуться. Москву называет "бандитским городом". Мальчик выраженно экстравертен. Фрустрация (неудовлетворен­ность) потребности в общении переживается им очень остро.

На этом примере хорошо видно, как развивается конфликт недостаточ­но социализированного ребенка с обществом. Отношения со взрослыми нарушаются из-за отклонений в поведении (по типу социальной дезориента­ции). Отношения со сверстниками не выстраиваются, поскольку ребенок не в состоянии освоить принятый в данной группе стиль общения. В итоге маль­чик остается в полной изоляции.

Для психологического синдрома отверженности характерно следую­щее сочетание показателей:

· жалобы на поведенческие нарушения, негативизм;

· ярко выраженная фрустрированная потребность в общении;

· негативная установка по отношению к окружающей социальной дейст­вительности, восприятие ее как враждебной и несправедливой;

· низкая чувствительность к социальным нормам.

Дезориентация – это невозможность самому идентифицировать собственную личность, место ее физического пребывания, период, в котором пребывает она либо социальную принадлежность. Дезориентация личности чаще наступает вследствие поражения структурных элементов мозга. Помимо того, рассматриваемое отклонение часто зарождается вследствие непомерного потребления спиртосодержащих жидкостей, употребления наркотических веществ либо сильнодействующих фармакопейных психотропных препаратов. Другими словами, дезориентацией является расстройство сознания. При описываемом состоянии субъекту сложно быстро думать, совершать действия, наблюдаются трудности с определением себя и ориентированием.

Причины дезориентации в пространстве

Описываемое нарушение являет собой изменение , не позволяющее мыслить ясно и быстро, кроме того, оно вызывает утрату способности признавать людей или различать места, запомнить время и памятные даты. Дезориентация нередко порождает затуманивание сознания и невозможность принимать самостоятельные решения.

Причин, провоцирующих рассматриваемое отклонение, существует множество. Так, например, ее могут породить органические повреждение мозговых структур или метаболические сбои. У пожилых лиц утрату ориентации и затуманенность сознания часто вызывает .

Помимо того, существуют заболевания, сопровождающиеся дезориентацией.

Бессвязность сознания может наступать по причине гипоксемии, наблюдаемой при легочных недугах, при серьезных инфекционных процессах, недостаточности питания, вследствие обезвоживания.

Бессвязность сознания также проявляется и вследствие воздействия ряда внешних обстоятельств, таких как переохлаждение либо тепловой удар.

Можно выделить такие заболевания, сопровождающиеся дезориентацией, как , гидроцефалия, спастический псевдосклероз, опухолевое образование в мозге и расстройство его кровоснабжения, гипогликемия, депрессивные состояния, жировой гепатоз, психотическое расстройство организма, синдром Ангельмана, портальная гипертензия, почечная недостаточность, менингит.

Помимо перечисленных недугов вызвать чувство дезориентации личности может чрезмерное потребление алкоголя, наркотических веществ, а также обезвоживание.

Социальная дезориентация может возникнуть как результат резкой перемены, произошедшей в жизни. У малышей утрата социальной ориентации является нормой, поскольку крохи еще не способны распознавать род своих занятий, собственный пол. Им сложно ориентироваться среди новых лиц.

Лишь на пубертатном этапе наступает время абсолютной социальной ориентации.

Симптомы дезориентации в пространстве

Выделяют следующие разновидности состояния дезориентации личности: радиационную, пространственную, профессиональную и социальную дезориентацию.

Психология предлагает такую классификацию нарушения ориентирования:

– аутопсихическая (являющаяся ложным распознаванием себя в качестве личности либо абсолютная потеря самоидентификации);

– аллопсихическая (утрата ориентирования в окружающей среде);

– двойная (пациент одновременно либо поочередно пребывает реальности и мнимой действительности);

– смешанная или тотальная дезориентация.

Определить состояние дезориентации может доктор исключительно после проведения обследования.

К общим клиническим признакам относят такие проявления, как внезапные перемены настроения, головокружение, расстройство сновидений, .

Дезориентация в пространстве часто наблюдается наряду с неспособностью определяться во времени. Помимо того, рассматриваемый недуг могут сопровождать такие проявления, как неспособность субъекта распознать себя в качестве личности, назвать месяц, текущий год, страну проживания либо место, в котором пребывает, паспортные данные.

Также возникает без очевидной причины чувство боязни, беспокойство. Апатичность может резко сменить приступом . Поэтому следует учитывать, что описываемое состояние субъекта, часто бывает небезопасно как для самого страдающего дезориентацией, так и для окружающих его лиц. Именно поэтому при возникновении перечисленных признаков человека следует незамедлительно препроводить в лечебное учреждение.

Социальная дезориентация, как правило, не характеризуется наличием выраженных проявлений расстройства психики. Однако нижеприведенная специфическая симптоматика может наблюдаться. Так, например, субъект назвать свой точный возраст не может. Также он не знает собственную социальную принадлежность. В незнакомой среде возникает ощущение беспокойства.

При наличии пространственно-временному нарушению ориентирования может сопутствовать: головокружение, звон в ушах, тошнота, частичная утрата слуха, головные алгии, колебания кровяного давления. Подобное состояние несет угрозу для жизни индивида. Самолечение либо игнорирование описанной симптоматики может привести к тяжелым последствиям, а также чревато летальным исходом, поскольку скачки давления могут породить инсульт или спровоцировать инфаркт.

Дезориентация в пространстве является частым спутников сумеречного затуманивания сознания. Характеризуется резким появлением и таким же внезапным исчезновением. Субъект при этом способность воспроизводить механические действия сохраняет.

Лечение

Перед назначением терапии необходимо пройти полноценное обследование. Поэтому, прежде всего, следует посетить невропатолога, который проведет осмотр индивида, ознакомится с жалобами, выяснит анамнез и историю недуга.

Дабы диагностировать наличие описываемого нарушения может проводиться биохимическое исследование крови, анализ на определение спиртосодержащих или выявление наркотических веществ в организме, компьютерная томография, различные психотерапевтические тесты, электрокардиографическое исследование, определение метаболических сбоев.

Базисная терапевтическая тактика обусловлена поставленным диагнозом, поскольку методики лечения дезориентации непосредственно обусловлены этиологическим фактором. При внезапном появлении ощущения утраты ориентации, рекомендуется постараться расслабиться, упорядочить течение собственных дум, иногда требуется, даже записать их. Необходимо осознать ощущаемые проявления и понять, что породило данное состояние.

Так, например, спровоцировать нарушение ориентирования, может пониженная концентрация сахара, если последний прием пищи отмечался несколько часов назад. Дабы исправить положение следует перекусить или выпить напиток, содержащий кофеин. Если описываемое нарушение порождено обезвоживанием организма, необходимо соответственно выпить воды либо выпить жидкость, содержащую электролиты.

В целом терапевтическая стратегия содержит следующие мероприятия: обеспечение покоя, должный уход, исключение воздействия стрессоров, непомерной эмоциональной нагрузки.

Медикаментозная терапия основывается на назначении таких категорий препаратов, как нейролептики, транквилизаторы, антидепрессанты, витамины, средства, обладающие седативным, снотворным эффектом, минеральные комплексы. Подбор необходимой дозы, длительность и режим приема определяет врач. Самовольное назначение и прием фармакопейных препаратов не допустим.

Среди профилактических мероприятий, выделяют следующие:

– ограничение в потреблении спиртосодержащих напитков;

– уравновешивание баланса здорового сна и периодов бодрствования;

– сбалансирование режима питания, потребляемые продукты должны содержать необходимую концентрацию минеральных веществ, витаминов, клетчатки, при этом избегать следует продуктов, содержащих «вредный» холестерин;

– соблюдение контроля над уровнем сахара при наличии диабета;

– избавление от табакокурения.

Помимо перечисленных методов, важно также ежедневно уделять время умственной нагрузке. Мозгу, равно как и иному органу также необходимы тренировки для поддержания его работоспособности. Полезным упражнением считается заучивание стихотворений. Также способствуют нормализации состояния и минимизации возникновения явлений затуманенности сознания с проявлениями дезориентации ежедневные прогулки.

Ранними признаками патологического состояния становится и . У человека меняется восприятие мира, наблюдаются расстройства на эмоциональном уровне и начинаются .

Иногда добавляются иллюзии – неверное восприятие происходящих событий или галлюцинации – зрительные и слуховые ощущения, которых в действительности нет. Пациент угрюм, молчалив, находится в угнетенном состоянии, малоподвижен.

Провоцирующие болезни и факторы-провокаторы

Дезориентация – это лишь признак разных заболеваний и нарушений. Заболевания, сопровождающиеся спутанностью сознания:

Дезориентация появляется не только как следствие неврологических заболеваний и психиатрических отклонений, негативные изменения во восприятии действительности у взрослых пациентов возникает также по причине:

  • злоупотребления алкоголем;
  • приема наркотиков или некоторых лекарств ( , противоаллергические, обезболивающие, противовоспалительные средства, );
  • гиповитаминоза;
  • обезвоживания;
  • переохлаждения;
  • теплового удара;
  • инфекций;
  • метаболических нарушений;
  • посттравматического психоза.

У людей старшей возрастной группы дезориентация часто является следствием .

Первая помощь и тактика лечения

При возникновении спутанности сознания человеку необходимо присесть, постараться успокоиться и расслабиться. Важно вспомнить, чем именно могло бы быть вызвано подобное состояние (травма, прием лекарств, заболевание, длительная и строгая диета). Можно записать переживания.

Спутанность сознания после получения травмы головы – тревожный симптом, который может быть проявлением или более серьезных нарушений.

Если потеря ориентации стала побочным эффектом от приема лекарств, то необходимо уменьшить подобранную для лечения дозировку или заменить препарат другим средством.

Если причина в бесконтрольном соблюдении строгой диеты, то рекомендуется съесть что-нибудь и самочувствие очень быстро улучшится. В дальнейшем необходимо пересмотреть рацион для предупреждения возникновения более серьезных проблем.

Дезориентация в сочетании с невнятной речью и слабостью в конечностях - , .

Спутанность в сознании на фоне высокой температуры указывает на тяжелую инфекцию или осложнение уже имеющейся патологии. Если причина заболевания неясна, то необходимо комплексное обследование для ее уточнения.

Во всех случаях проявления дезориентации нужен осмотр и консультация квалифицированного специалиста, а при необходимости – оказание медицинской помощи.

Основной способ диагностики при нарушениях сознания – устный опрос психиатром. Выполняется также общее и биохимическое исследование крови, анализ мочи, может быть назначено , скрининг метаболических нарушений, электрокардиограмма.

Когда диагноз поставлен – назначается индивидуально подобранный комплекс лечебных процедур. Очень важно при этом устранить все причины, которые могут провоцировать дезориентацию.

При важно обеспечить пациенту правильный уход. У больного появляется целый комплекс признаков: нарушения двигательной функции, мышления и речи, потеря осознания собственной личности. Человеку нужно находиться в тихой и комфортной обстановке. За ним необходимо постоянно присматривать и обеспечить безопасность.

Если отмечается длительная дезориентация, то пациента нельзя оставлять одного. Выйдя на прогулку, такой человек может не вернуться домой. В случае кратковременной утери себя и окружающей обстановки человека необходимо окружить предметами, напоминающими о времени и дате (календарь, часы).

Может понадобиться прием . Необходим контроль артериального давления и пульса, важно употреблять достаточное количество жидкости.

При выраженной социальной дезориентации у ребенка, родителям обязательно нужно получить консультацию психолога. Он подскажет, как скорректировать поведение, чтобы улучшить адаптационный период в новой среде.

Профилактическими мерами являются: минимизирование , отказ от вредных привычек, сбалансированное питание, полноценный сон. Для предупреждения изменений памяти у людей старшей возрастной группы нужно вести активный образ жизни, тренировать память и мышление.

Дезориентация – грозный симптом серьезных нарушений. Физиологичен он лишь у детей в определенных обстоятельствах. Прогрессирующий процесс у взрослого человека без соответствующей терапии способен разрушить личность.

Синдром социальной дезориентации

Социальная дезориентация

Этот психологический синдром возникает в результате резкого изменения условий жизни ребенка. Наиболее частая причина такого изменения - поступление в школу. Для детей, которые до школы воспитывались только дома, изменение оказывается более резким, чем для тех, кто посещал детский сад, поэтому у них социальная дезориентация встречается чаще.

Иногда синдром социальной дезориентации складывается еще в дошкольном возрасте, в связи с поступлением ребенка в детский сад. Нередко его возникновение бывает вызвано переездом в другой город или другую страну. Чем сильнее изменение условий жизни, тем более вероятно возникновение этого психологического синдрома. Масштаб изменений, в свою очередь, определяется степенью различий между прежним и новым местом жительства. Так, переезд из деревни в большой город или наоборот скорее приведет к социальной дезориентации, чем переезд из одного большого города в другой или из одной деревни в другую.

Социальная дезориентация возникает отнюдь не у всех детей, чьи условия жизни резко изменились. Она появляется в тех случаях, когда понижена чувствительность ребенка к социальным нормам. В отличие от этого есть дети с высоким общим уровнем социализированности. Они достаточно легко встраиваются в новую жизнь, быстро начинают чувствовать новые требования, предъявляемые к ним, и новые ожидания окружающих. При пониженной чувствительности к социальным нормам единственное, что ребенок замечает, - это отмену тех или иных ограничений, имевшихся ранее. Появления новых ограничений он не осознает. Позиция школьника с социальной дезориентацией недифференцирована, поскольку ребенок не осознает норм и правил, определяющих школьную жизнь.

Основной особенностью психологического профиля детей с социальной дезориентацией является недостаточная иерархизация социальных норм. Из-за этого относительно часты нарушения весьма значимых норм (мелкое воровство, вандализм и т. п.), что составляет основную особенность деятельности этих детей. Реакция окружающих исходит из их представления о сознательном нарушении норм. Это делает ее неадекватной реальности, что еще больше "запутывает" ребенка, усиливая его дезориентированность.

Благодатной почвой для социальной дезориентации становятся гипертимный склад личности, импульсивность и гиперактивность, резко повышающие частоту столкновений ребенка с социальными нормами. Импульсивность - это склонность к совершению необдуманных действий. Их причиной становятся случайные внешние обстоятельства или столь же случайные собственные мысли и эмоции. Планирование действий и самоконтроль отсутствуют (или по меньшей мере недостаточно сформированы). Повышенная импульсивность может быть следствием как неврологических нарушений, так и педагогических просчетов (избалованности, чрезмерной опеки). Приведем пример.

Боре Р. 9 лет. Родители привели его к психологу с жалобой на многочисленные нарушения норм поведения дома и особенно в школе. Несколько раз он использовал в драках подвернувшиеся под руку палки (правда, все эти драки в итоге окончились бескровно). В классе неоднократно совершал мелкие кражи: похищал из чужих пеналов ручки, карандаши, ластики. Дома Боря как-то устроил небольшой поджог (не нанесший, по счастью, существенного урона). Последнее его "прегрешение " состоит в том, что он изрезал ножницами свитер на своем однокласснике.

Боря - хрупкий сероглазый мальчик. Он держится открыто и доброжелательно. Историю с изрезанным свитером объясняет просто: у него оказались ножницы, а сосед был в красивом свитере - вот ему и стало интересно вырезать из него кусочек. Все попытки выяснить у Бори причины его проступков наталкиваются на реакцию типа: "так вышло", "так получилось", "не знаю почему". В дальнейшей беседе выясняется, что, по его мнению, к нему, Боре, все придираются. Других мальчиков не ругают, хотя они тоже шалят, а его всегда ругают и даже хотят перевести в школу для хулиганов. А он ничего особенного не делает - он такой же, как все.

Психологическое обследование показывает, что интеллект у Бори нормальный, даже чуть выше среднего возрастного уровня. У мальчика понижена чувствительность к социальным нормам, а главное - отсутствует понимание их иерархии, относительной значимости разных норм. Для него рядоположены правила типа "нельзя вертеться на уроке" и "нельзя бить палкой по голове одноклассника за то, что он тебя дразнил".

В детстве Боря был болезненным мальчиком, и в детский сад его не отдавали. Нормы школьной жизни оказались для него совершенно незнакомыми и непривычными, и у него с первого же класса начались нарушения поведения.

Как правило, взрослые не понимают, что поведение ребенка с социальной дезориентацией - это не сознательное нарушение правил, "хулиганство", а следствие незнания и непонимания этих правил. Обычно они считают, что ребенку вполне достаточно объяснить: "Это делать можно, а этого - нельзя". И они старательно объясняют: "Нельзя вертеться на уроке, нельзя бегать по коридору во время перемены, нельзя резать ножом чужой свитер..." Подобные педагогические проработки дополнительно усиливают неразбериху, царящую в голове у "нарушителя". Он окончательно запутывается в том, какие правила - основные, главные, а какие - второстепенные.

Конечно же, он знает, что нельзя портить вещи, воровать, драться, играть с огнем. Но ведь запретов так много! Все их даже трудно перечислить. Нельзя вертеться на уроке, бегать по коридору во время перемены, подсказывать, списывать, обманывать, грубить старшим, переходить улицу в неположенном месте, ковырять в носу, курить, дразнить девчонок...

Ребенок видит, что многие из его сверстников безнаказанно нарушают правила: вертятся на уроке, бегают по коридору на перемене. Из этого он делает вполне естественный вывод о том, что не страшно, если и он сам нарушит какое-нибудь из правил: например, побьет палкой своего обидчика. Отсюда и происходит Борино недоумение по поводу того, что его регулярно наказывают, а других ребят - нет, хотя они тоже не ангелы.

При социальной дезориентации детей обычно приводят к психологу с поведенческими жалобами. Чаще всего родители или учитель рассказывают о грубых нарушениях социальных норм: вандализме (то есть уничтожении или повреждении материальных ценностей), мелком воровстве и т. п. При обследовании часто бросается в глаза несоблюдение дистанции, обычной для общения ребенка с посторонним взрослым. В отличие от детей с уже сформировавшейся антисоциальной установкой при социальной дезориентации почти никогда не встречается негативистическая позиция, враждебность к проверяющему.

Среди детей с социальной дезориентацией преобладают экстраверты (то есть дети, стремящиеся к широкому общению). Вместе с тем у них, как правило, обнаруживается недостаточность межличностных связей и их поверхностность. Это объясняется неумением строить контакты с окружающими. Нарушения общения со сверстниками дополнительно повышают вероятность развития ребенка по асоциальному или антисоциальному пути.

Как правило, неискушенный человек, сталкиваясь с социально дезориентированным ребенком, склонен объяснять происходящее грубыми ошибками воспитания. Он не так уж далек от истины. Действительно, в большинстве случаев и родители таких детей сами недостаточно хорошо ориентируются в социальной действительности. И все же, как мы уже увидели, подлинная проблема лежит глубже. Такой ребенок не просто плохо воспитан. У него не сформирована одна из важнейших психологических способностей: чувствительность к требованиям и ожиданиям той социальной среды, в которой он находится.

Отверженность

К подростковому возрасту у ребенка с социальной дезориентацией часто складывается представление о враждебности и несправедливости окружающего мира.

Начатки такого представления можно видеть уже в приведенном выше примере. Боря не понимает, что нарушения других детей, оставляемые без наказания, гораздо более безобидны, чем его собственные, регулярно наказываемые. Из-за этого он проникается убежденностью в несправедливом отношении к себе со стороны учителей, директора школы и даже его собственных родителей. Такое убеждение очень опасно: оно ведет к представлению о том, что вся жизнь устроена несправедливо, что сами нормы общества неправильны, - то есть к сознательной асоциальной или даже антисоциальной установке. Разница между асоциальностью и антисоциальностью в том, что асоциальный ребенок не обращает внимания на социальные нормы и правила, а антисоциальный целенаправленно их нарушает.

Описанное отношение к миру приводит к тому, что важнейшей особенностью психологического профиля подростка становится самосознание изгоя, отвергаемого обществом. Это и дало нам основания назвать складывающийся синдром отверженностью. На враждебность окружающего мира подросток реагирует агрессией и антисоциальными проявлениями, составляющими характерную особенность его деятельности. Ответная враждебная реакция социального окружения подтверждает и поддерживает представления подростка о мире и о себе.

Сергею И. 14 лет. Родители жалуются на то, что он стал замкнут, упрям, постоянно проявляет негативизм.

Три года назад семья переехала в Москву из военного городка в Крыму. Мальчик с трудом адаптировался в новом окружении. Учителя жаловались на его поведение, отмечали "хулиганские выходки" как во время уроков, так и на переменах. Сережа стал часто прогуливать уроки. Администрация дважды ставила вопрос о его исключении из школы, но родителям оба раза удавалось погасить конфликт. В период жизни в Крыму поведение Сергея также вызывало нарекания, но жалоб было существенно меньше.

В первое время после переезда Сережа часто бывал возбужден, находился в приподнятом настроении. Он проводил много времени на улице или в сквере около дома, пытаясь принимать участие в развлечениях своих сверстников. Эти попытки не встречали у них положительной реакции. Со временем Сережа их прекратил и стал большую часть времени проводить дома. Однако иногда он уходит на целый день, выбирая для своих прогулок уединенные места.

Психологическое обследование выявило высокий уровень эмоциональной напряженности. Сережа воспринимает свое социальное окружение (включая и взрослых, и сверстников) как враждебное по отношению к себе. Во время обследования держится настороженно и подозрительно. Он идеализирует свою прежнюю жизнь в Крыму, хочет туда вернуться. Москву называет "бандитским городом". Мальчик выраженно экстравертен. Фрустрация (неудовлетворенность) потребности в общении переживается им очень остро.

На этом примере хорошо видно, как развивается конфликт недостаточно социализированного ребенка с обществом. Отношения со взрослыми нарушаются из-за отклонений в поведении (по типу социальной дезориентации). Отношения со сверстниками не выстраиваются, поскольку ребенок не в состоянии освоить принятый в данной группе стиль общения. В итоге мальчик остается в полной изоляции.

Социальная изоляция и отверженность - психопатизирующие психологические синдромы. Применение взрослыми стандартных средств воздействия (наказание, помещение подростка в закрытое учебное заведение и т. п.) дополнительно повышает вероятность развития личности по антисоциальному типу.

Рассмотрим принципы преодоления социальной дезориентации на примере работы с Борей Р.

С Борей в течение года проводилась психокоррекционная работа. Главное, что было ему необходимо, - это научиться соотносить между собой разные социальные нормы по степени их значимости. Важнейшая роль в этом принадлежит родителям. На первом этапе они должны были полностью прекратить любые наказания и замечания за мелкие проступки, но неукоснительно пресекать (и наказывать) серьезные. Лишь убедившись в том, что наиболее грубые нарушения норм полностью прекратились, можно было делать следующий шаг.

Однако, как часто бывает в подобных случаях, они и сами недостаточно отдавали себе отчет в том, какие нарушения можно считать мелкими, а какие должны быть признаны серьезными. Пришлось не одну встречу посвятить разбору как конкретных жизненных ситуаций, так и общих вопросов о том, что представляет собой меньшее зло: обман или воровство? драка или грубые слова? нежелание убирать свои вещи или склонность портить чужие?

Папа утверждал, что все это плохо. О каких оттенках тут можно говорить? Пришлось обратиться к уголовному кодексу: все перечисленные в нем преступления плохи, но все же они очень сильно различаются по тяжести. Так же и детские проступки: например, обманывать плохо, но все же лучше, чем воровать.

Подобную же работу психолог проводил с самим Борей, но, конечно, ее формы были совсем другими. Вот пример одного из специальных занятий, направленных на иерархизацию норм (то есть соотнесение их по важности и значимости). По просьбе психолога Боря нарисовал нескольких мальчиков: "очень хорошего", "довольно хорошего, но не самого хорошего", "среднего, обычного", "плохого, но не очень" и "очень плохого". Затем началось обсуждение поведения каждого из них:

Что такого делает этот мальчик, из-за чего его можно назвать очень хорошим?
- Он не крадет вещи.
-Конечно, нет. И все-таки то, что он никогда не ворует, еще не значит, что он очень хороший. Наверное, это ты сказал не про очень хорошего, а про среднего, обычного.

На таких занятиях мальчик с помощью психолога четко определял градации (степень положительности или отрицательности тех или иных поступков). Нередко также обсуждались так называемые моральные коллизии - вопросы о том, можно ли нарушить то или иное правило в той или иной ситуации.

Можно ли проехать на красный свет, если очень торопишься? А если не просто торопишься, а опаздываешь на работу? А если от этого зависит жизнь человека? При таких обсуждениях приходится постоянно помнить, что моральные нормы и нормы закона не всегда совпадают. Обсуждения проводились именно с точки зрения морали.

Через некоторое время наиболее грубые нарушения правил у Бори прекратились. Обрадованные родители решили, что теперь уже они смогут "одним махом" прекратить все оставшиеся негативные проявления. Пришлось их разочаровать. Даже на этом - довольно позднем - этапе работы нельзя хвататься за все сразу. Надо выбрать какую-то одну область и сосредоточить усилия на ней (опять же оставляя пока без внимания все прочие нарушения). Так, шаг за шагом, удается постепенно ввести поведение ребенка с социальной дезориентацией в нормальные рамки.

Предотвращение этого психологического синдрома строится на тех же принципах, что и его коррекция. Главное условие - это естественное соответствие между тяжестью совершаемых ребенком проступков и следующего за ними наказания. Если наказание определяется не степенью вины, а настроением родителей или учителя, то детям трудно разбираться в "устройстве" социальной жизни. Гиперактивный ребенок нередко оказывается в ситуации постоянного наказания, так как не проходит часа, чтобы он не совершил чего-либо недозволенного. Из этого следует только один вывод: все мелкие нарушения должны оставляться без внимания и уж, во всяком случае, не должны влечь за собой наказания.

Социальная дезориентация поддерживается нарушениями общения со сверстниками, поэтому и в этом случае будут полезны "симптоматические" рекомендации по налаживанию такого общения.

Как мы видим, психологический синдром социальной дезориентации вполне можно преодолеть. Еще лучше, если удалось не допустить его возникновения. Как и при других психологических синдромах, главное - это не поддерживать порочный круг, при котором наше собственное поведение усиливает беспокоящие нас проявления в поведении детей. А для этого важно перенести центр тяжести с наблюдений за ребенком на наблюдения за своими собственными (родительскими, учительскими и т. п.) реакциями.

Рекомендации по преодолению психологического синдрома отверженности в принципе таковы же, как и при социальной дезориентации. Однако в этом случае индивидуальной работы с ребенком и рекомендаций, даваемых его родителям, обычно оказывается недостаточно. При отверженности наиболее эффективна групповая работа.

Похожие статьи