Дезориентация - это симптом серьёзных проблем. Начальная школа. Проблемы в общении. Синдром социальной дезориентации

Социальная дезориентация – психологический синдром, возни­кающий в результате резкого изменения условий жизни ребенка, чья чувствительность к социальным нормам понижена. Наиболее распространенная причина такого изменения – посту­пление в школу. Для детей, которые до школы посещали дет­ский сад, изменение оказывается не таким резким, как для детей, которые до школы воспитывались только дома, поэтому у по­следних синдром социальной дезориентации наблюдается чаще. Иногда он складывается еще в дошкольном возрасте в связи с поступлением ребенка в детский сад. Нередко его возникнове­ние связано и с такими факторами, как переезд в другой город или другую страну. Масштаб изменений определяется степенью различий между прежним и новым местом жительства.

Социальная дезориентация возникает отнюдь не у всех детей, чьи условия жизни резко изменились, а лишь у тех, чья чувстви­тельность к социальным нормам понижена . В отличие от этого, при высокой общей социализированности ребенок достаточно легко встраивается в новую жизнь, быстро начинает чувство­вать новые требования, предъявляемые к нему, и новые ожидания окружающих. При пониженной чувствительности к социальным нормам единственное, что ребенок замечает, – это отмену тех или иных ограничений, имевшихся ранее. Появления новых огра­ничений он не осознает. Благодатной почвой для социальной дезориентации становятся импульсивность и гиперактивность, рез­ко повышающие частоту столкновений ребенка с социальными нормами.

Как правило, взрослые не понимают, что поведение ребенка с социальной дезориентацией – это не сознательное нарушение правил, «хулиганство» (как, например, при негативном самопредъ­явлении), а следствие незнания и непонимания этих правил. Обычно они считают, что ребенку вполне достаточно объясне­ний типа «это делать можно, а этого – нельзя». Однако главное, что нарушено при социальной дезориентации, – это понимание иерархий, относительной значимости разных норм. Для ребенка с социальной дезориентацией выступают как рядоположенные правила типа «нельзя вертеться на уроке», «нельзя бегать по ко­ридору во время перемены», «нельзя посреди урока выйти из класса», «нельзя бить палкой по голове одноклассника».

Ребенок видит, что многие из его сверстников безнаказанно нарушают правила: вертятся на уроке, бегают по коридору на перемене. Из этого он делает вполне естественный вывод о том, что не страшно, если и он сам нарушит какое-нибудь из правил: например, побьет палкой своего обидчика. Типичная реакция взрос­лых (и учителей, и родителей) в таких случаях – это припоми­нание ребенку всех его прегрешений разом: «Ты побил мальчика палкой. Кроме того, ты вертишься на уроке и носишься по кори­дору на перемене».

Подобные педагогические проработки только усиливают неразбериху, царящую в голове у «нарушителя». Он окончатель­но запутывается в том, какие правила – основные, главные, а какие – второстепенные. Ребенок видит, что его регулярно нака­зывают, а других ребят – нет, хотя они тоже не ангелы. Он не понимает, что их нарушения гораздо более безобидны, чем его, и проникается убежденностью в несправедливом отношении к себе со стороны учителей, директора школы и даже его собственных родителей. Такое убеждение очень опасно: оно ведет к представ­лению о том, что вся жизнь устроена несправедливо, что сами нормы общества неправильны, – то есть к сознательной асоци­альной или даже антисоциальной установке.

Главное, что необходимо ребенку с социальной дезориентаци­ей, – это научиться соотносить между собой разные социальные нормы по степени их значимости. Для этого необходимо на первом этапе полностью прекратить любые наказания и замечания за мелкие проступки, но неукоснительно пресекать (и наказывать) серьезные. Лишь убедившись в том, что наиболее грубые нару­шения норм полностью прекратились, следует делать следую­щий шаг. Так, шаг за шагом, удается постепенно ввести по­ведение ребенка с социальной дезориентацией в нормальные рамки.

Полезны и специальные занятия, направленные на иерархизацию норм. Например, можно попросить ребенка с социальной дезориентацией нарисовать нескольких людей: «очень хорошего», «довольно хорошего, но не самого хорошего», «среднего, обычно­го», «плохого, но не очень» и «очень плохого». Затем обсуждается поведение каждого из них: «Что такого делает этот человек, из-за чего его можно назвать очень хорошим (очень плохим)?» По­лезно также обсуждать с ребенком так называемые моральные коллизии. Важной стороной коррекционной работы при социальной дез­ориентации является также обучение ребенка навыкам обще­ния.

Общие сведения

Дезориентация - это изменение в сознании, при котором человек не способен думать и мыслить ясно. Часто, дезориентация вызывает потерю способности узнавать людей или места, помнить время и даты. Чувство дезориентации приводит к спутанности сознания и к неспособности принимать решения самостоятельно.

Человек, пребывающий в состоянии дезориентации, не способен осознавать собственную личность, место пребывания, время, социальную принадлежность. Иногда отмечается только один определенный тип нарушения ориентации, но в некоторых случаях у человека проявляется совокупность описанных выше типов дезориентации.

Ранними признаками спутанности сознания является расстройство ориентации, снижение внимания. Если такое состояние прогрессирует, то у больного постепенно нарушается восприятие окружающего мира, памяти, позже возникают нарушения речи. Больной не узнает тех, кто находится рядом с ним. Иногда у него присутствуют иллюзии – неправильное восприятие того, что происходит вокруг. Как правило, спутанность сознания ведет к тому, что человек становится молчаливым, подавленным, он очень мало двигается.

Причины возникновения

Социальная дезориентация проявляется вследствие разных причин, связанных с заболеваниями и патологическими состояниями. У детей такой синдром может быть связан с резкими переменами в жизни, например с началом посещения детского сада, школы.

У маленьких детей проявление социальной дезориентации – это физиологическое явление. Маленький ребенок не способен правильно проводить идентификацию собственного пола, рода занятий, он тяжело ориентируется в коллективе новых людей. Только в подростковом возрасте наступает период полной социальной ориентации. Но если родители подозревают, что у ребенка отмечается дезориентация, не связанная с возрастными особенностями, нужно обязательно обращаться к специалисту, так как этот признак может свидетельствовать о развитии слабоумия и олигофрении.

Дезориентация у человека часто связана с органическими поражениями головного мозга, а также с метаболическими нарушениями. У пожилых людей спутанность сознания и потеря ориентации часто связаны со старческой деменцией.

Спутанное сознание может стать результатом гипоксемии, которая проявляется при заболеваниях легких, а также нервной, сердечно-сосудистой систем. Данный симптом может проявиться при сильных инфекциях, при серьезной недостаточности питания, обезвоживании.

Таким образом, спутанность сознания может являться симптомом следующих заболеваний: болезнь Альцгеймера, опухоль мозга, нарушения кровообращения в головном мозге, травмы головы, гипоксемия, нарушения эндокринного характера, метаболические нарушения.

Спутанность сознания проявляется и под влиянием некоторых внешних факторов. Нарушения сознания возможны при сильном переохлаждении, при тепловом ударе. Часто этот симптом отмечается у людей, которые длительное время пребывали в состоянии алкогольного опьянения, принимали наркотики или сильнодействующие психотропные медикаменты.

Социальная дезориентация - это психологический синдром, который проявляется в том, что для ребенка резко затруднено овладение правилами поведения. В итоге возникает неуправляемость, возможны агрессивные действия, ребенок не понимает запретов, может ломать ценные вещи. При социальной дезориентации причиной поведенческих отклонений служит невладение социальными нормами, а не их сознательное нарушение. Предпосылками социальной дезориентации могут являться: отставание в развитии ребенка (в раннем возрасте замедленное овладение предметной деятельностью; в дошкольном возрасте - нарушение игровой деятельности; в изобразительной деятельности проявляется отсутствие типичных для данного возраста шаблонов, общепринятых способов изображения дома, человека и др.).

Иногда причиной дезориентации становится поступление ребенка в детский сад. Развитию синдрома способствует резкое различие правил и требований, предъявляемых ребенку дома и в детском саду, отсутствие гибкости окружающих взрослых. В этом случае социальная дезориентация становится формой проявления дезадаптации ребенка.

Яркие формы дезориентации складываются у детей, с раннего возраста воспитывавшихся в условиях социальной депривации, т.е. недостаточного общения со взрослыми. Наиболее выраженные нарушения наблюдались у детей, с младенчества воспитывавшихся в приютах и детских домах.

При социальной дезориентации реакция окружающих исходит из их представления о том, что ребенок сознательно нарушает правила поведения, «безобразничает», «хулиганит». Взрослые стараются добиться послушания посредством наказаний и повторных объяснений того, что «так делать нельзя». Однако ребенок с социальной дезориентацией не в состоянии понять ни этих объяснений, ни причины наказания. Он не может осуществить правильную классификацию жизненных ситуаций, чтобы вычленить те из них, которые попадают под тот или иной запрет. Такой ребенок не способен различать, в чем разница между запрещенным «драться» и разрешенным «давать сдачи», между понятием «свое» и «чужое».

Требования окружающих оказываются неадекватными реальным возможностям ребенка, уровню его ориентации в социальной действительности. Это еще больше «запутывает» его, усиливая его дезориентированность.

Ребенок с социальной дезориентацией не протестует против правил и не пытается их «обойти». Он обычно искренне старается их соблюдать, но просто не в состоянии этого делать. При сохраненном интеллекте к старшему дошкольному возрасту он начинает осознавать разницу в отношении окружающих к нему и к другим детям, однако он приписывает это отличие не своему поведению, а несправедливости взрослых.

Из-за того, что ребенка постоянно одергивают, ругают и наказывают, у него снижается самооценка. Со временем она становится негативной («Я плохой»). Это дополнительно повышает вероятность развития по антисоциальному пути («Раз я плохой, то естественно, что я должен совершать дурные поступки»).

В дошкольном возрасте социальная дезориентация вполне поддается коррекции. Для этого необходимо:

  • 1. Четко формулировать требования они должны быть просты и понятны ребенку.
  • 2. Использовать меньше запретов (только самые грубые негативные проявления);
  • 3. Поощрять положительные поступки и хорошее поведение, опираться на положительное в ребенке;
  • 4. Разъяснять ребенку «плохое» поведение, его последствия для окружающих; обсуждать с ребенком рассказы и сказки о плохом и хорошем.

Для преодоления социальной дезориентации важно проводить работу по целенаправленному формированию и социализации всех видов деятельности (учить ребенка рисовать, лепить, играть, трудиться), опираясь на положительное и поощряя даже незначительные усилия и старания ребенка, создавая ему «ситуацию успеха».

Психологический синдром социальной дезориентации возникает в результате резкого изменения условий жизни ребенка. Наиболее распространенная причина такого изменения – поступление в школу. Для детей, которые до школы посещали детский сад, изменение оказывается не таким резким, как для детей, которые до школы воспитывались только дома, поэтому у последних синдром социальной дезориентации наблюдается чаще. Иногда он складывается еще в дошкольном возрасте в связи с поступлением ребенка в детский сад. Нередко его возникновение связано и с такими факторами, как переезд в другой город или другую страну. Масштаб изменений определяется степенью различий между прежним и новым местом жительства. Так, переезд из деревни в большой город или наоборот скорее приведет к социальной дезориентации, чем переезд из одного большого города в другой или из одной деревни в другую.

Социальная дезориентация возникает отнюдь не у всех детей, чьи условия жизни резко изменились, а лишь у тех, чья чувствительность к социальным нормам понижена. В отличие от этого, при высокой общей социализированности ребенок достаточно легко встраивается в новую жизнь, быстро начинает чувствовать новые требования, предъявляемые к нему, и новые ожидания окружающих. При пониженной чувствительности к социальным нормам единственное, что ребенок замечает, – это отмену тех или иных ограничений, имевшихся ранее. Появления новых ограничений он не осознает. Благодатной почвой для социальной дезориентации становятся импульсивность и гиперактивность, резко повышающие частоту столкновений ребенка с социальными нормами.

Как правило, взрослые не понимают, что поведение ребенка с социальной дезориентацией – это не сознательное нарушение правил, «хулиганство» (как, например, при негативном самопредъявлении), а следствие незнания и непонимания этих правил. Обычно они считают, что ребенку вполне достаточно объяснений типа «это делать можно, а этого – нельзя». Однако главное, что нарушено при социальной дезориентации, – это понимание иерархии , относительной значимости разных норм. Для ребенка с социальной дезориентацией выступают как рядоположенные правила типа «нельзя вертеться на уроке», «нельзя бегать по коридору во время перемены» и «нельзя посреди урока выйти из класса, даже если тебе неинтересны объяснения учителя», «нельзя бить палкой по голове одноклассника за то, что он тебя дразнил».



Ребенок видит, что многие из его сверстников безнаказанно нарушают правила: вертятся на уроке, бегают по коридору на перемене. Из этого он делает вполне естественный вывод о том, что не страшно, если и он сам нарушит какое-нибудь из правил: например, побьет палкой своего обидчика. Типичная реакция взрослых (и учителей, и родителей) в таких случаях – это припоминание ребенку всех его прегрешений разом: «Ты побил мальчика палкой. Кроме того, ты вертишься на уроке и носишься по коридору на перемене».

Подобные педагогические проработки только усиливают неразбериху, царящую в голове у «нарушителя». Он окончательно запутывается в том, какие правила – основные, главные, а какие – второстепенные. Ребенок видит, что его регулярно наказывают, а других ребят – нет, хотя они тоже не ангелы. Он не понимает, что их нарушения гораздо более безобидны, чем его, и проникается убежденностью в несправедливом отношении к себе со стороны учителей, директора школы и даже его собственных родителей. Такое убеждение очень опасно: оно ведет к представлению о том, что вся жизнь устроена несправедливо, что сами нормы общества неправильны, – то есть к сознательной асоциальной или даже антисоциальной установке.

Для социальной дезориентации типичны поведенческие жалобы. Нередко отмечается довольно грубое нарушение социальных норм: вандализм, мелкое воровство и т.п. При обследовании обычно бросается в глаза несоблюдение дистанции, обычной для общения ребенка с посторонним взрослым. В отличие от детей с уже сформировавшейся антисоциальной установкой, при социальной дезориентации почти никогда не встречается негативистическая позиция, враждебность к проверяющему.

Среди детей с социальной дезориентацией преобладают экстраверты, стремящиеся к широкому общению. Вместе с тем у них, как правило, обнаруживается недостаточность межличностных связей и их поверхностность. Это объясняется неумением строить контакты с окружающими. Нарушения общения со сверстниками дополнительно повышают вероятность развития ребенка по асоциальному или антисоциальному пути.

При диагностике социальной дезориентации следует опираться на сочетание следующих показателей:

1. Жалобы на нарушение ребенком социальных норм . Нередко взрослые отмечают, что ребенок «не понимает, что можно, а чего нельзя», «не удается объяснить ему, как нужно себя вести» и т. п.

2. Низкий уровень социализированности . Он проявляется как в материалах обследования, так и в поведении (несоблюдение дистанции).

3. Отсутствие антисоциальных установок . Этот признак дифференцирует социальную дезориентацию от антисоциальной психопатии; впрочем, в младшем школьном возрасте сложившаяся антисоциальная психопатия вообще сомнительна. Последующее же ее развитие на базе социальной дезориентации отнюдь не исключено.

Социальная дезориентация . Этот психологический синдром возника­ет в результате резкого изменения условий жизни ребенка. Наиболее частая причина такого изменения - поступление в школу. Для детей, которые до школы воспитывались только дома, изменение оказывается более резким, чем для тех, кто посещал детский сад, поэтому у них социальная дезориента­ция встречается чаще.

Иногда синдром социальной дезориентации складывается еще в дошко­льном возрасте, в связи с поступлением ребенка в детский сад. Нередко его возникновение бывает вызвано переездом в другой город или другую стра­ну. Чем сильнее изменение условий жизни, тем вероятнее возникновение этого психологического синдрома. Масштаб изменений, в свою очередь, определяется степенью различий между прежним и новым местом житель­ства. Так, переезд из деревни в большой город или наоборот скорее приведет к социальной дезориентации, чем переезд из одного большого города в дру­гой или из одной деревни в другую.

Социальная дезориентация возникает отнюдь не у всех детей, чьи условия жизни резко изменились. Она появляется в тех случаях, когда понижена чувствительность ребенка к социальным нормам. В отличие от этого, есть дети с высоким общим уровнем социализированности. Они достаточно лег­ко встраиваются в новую жизнь, быстро начинают чувствовать новые требо­вания, предъявляемые к ним, и новые ожидания окружающих. При понижен­ной чувствительности к социальным нормам единственное, что ребенок за­мечает, - это отмену тех или иных ограничений, имевшихся ранее. Появле­ния новых ограничений он не осознает. Позиция школьника с социальной дезориентацией не дифференцирован а, поскольку ребенок не осознает норм и правил, определяющих школьную жизнь.

Основной особенностью психологического профили детей с социаль­ной дезориентацией является недостаточная иерархизация социальных норм. Из-за этого относительно часты нарушения весьма значимых норм (мелкое воровство, вандализм и т.п.), что составляет основную особенность деятель­ности этих детей. Реакция окружающих исходит из их представления о сознательном нарушении норм. Это делает ее неадекватной реальности, что еще больше "запутывает" ребенка, усиливая его дезориентированность.

Благодатной почвой для социальной дезориентации становятся гипертимный склад личности, импульсивность и гиперактивность, резко повышаю­щие частоту столкновений ребенка с социальными нормами.



Импульсив­ность - это склонность к совершению необдуманных действий. Их причи­ной становятся случайные внешние обстоятельства или столь же случайные собственные мысли и эмоции. Планирование действий и самоконтроль от­сутствуют (или, по меньшей мере, недостаточно сформированы). Повышен­ная импульсивность может быть следствием как неврологических наруше­ний, так и педагогических просчетов (избалованности, чрезмерной опеки).

Гиперактивность (двигательная расторможенность) имеет, в первую очередь, неврологическую природу. Для нее характерны высокая подвиж­ность, отвлекаемость, нарушения внимания. Гиперактивный ребенок не мо­жет усидеть на месте, постоянно крутит что-нибудь в руках. Он плохо прини­мает задачу, поставленную взрослым, перескакивает с одного занятия на дру­гое, хотя иногда может подолгу заниматься каким-либо любимым делом, не отрываясь и не отвлекаясь. При гиперактивности часты (но не обязательны) тики и навязчивые движения.

Приведем пример. Боре Р. 9 лет. Родители привели его к психологу с жалобой на многочис­ленные нарушения норм поведения дома и, особенно, в школе. Несколько раз он использовал в драках подвернувшиеся под руку палки (правда, все эти драки в итоге оканчивались бескровно). В классе неоднократно совершал мел­кие кражи: похищал из чужих пеналов ручки, карандаши, ластики. Дома Боря как-то устроил небольшой поджог (не нанесший, к счастью, существенного урона). Последнее его "прегрешение" состоит в том, что он изрезал ножницами свитер на своем однокласснике.

Боря - хрупкий сероглазый мальчик. Он держится открыто и доброжела­тельно. Историю с изрезанным свитером объясняет просто: у него оказались ножницы, а сосед был в красивом свитере - вот ему и стало интересно выре­зать из него кусочек. Все попытки выяснить у Бори причины его проступков наталкиваются на реакцию типа, "так вышло", "так получилось", "не знаю, поче­му". В дальнейшей беседе выясняется, что, по его мнению, к нему, Боре, все придираются. Других мальчиков не ругают, хотя они тоже шалят, а его всегда ругают и даже хотят перевести в школу для хулиганов. А он ничего особенного не делает - он такой же как все.



Психологическое обследование показало, что интеллект у Бори нормаль­ный, даже чуть выше среднего возрастного уровня. У мальчика понижена чув­ствительность к социальным нормам, а главное - отсутствует понимание их иерархии, относительной значимости разных норм. Для него рядоположены правила типа "нельзя вертеться на уроке" и "нельзя бить папкой по голове одноклассника за то, что он тебя дразнил".

В детстве Боря был болезненным мальчиком, и в детский сад его не отдали. Нормы школьной жизни оказались для него совершенно незнакомыми и непривычными, и у него с первого же класса начались нарушения поведения.

Как правило, взрослые не понимают, что поведение ребенка с социаль­ной дезориентацией -это не сознательное нарушение правил, "хулиганство", а следствие незнания и непонимания этих правил. Обычно они считают, по ребенку вполне достаточно объяснить: "Это делать можно, а этого - нельзя"". И они старательно объясняют: "Нельзя вертеться на уроке, нельзя бегать по коридору во время перемены, нельзя резать ножом чужой сви­тер..." Подобные педагогические проработки дополнительно усиливают не­разбериху, царящую в голове у "нарушителя". Он окончательно запутывает­ся в том, какие правила - основные, главные, а какие - второстепенные.

Конечно же, он знает, что нельзя портить вещи, воровать, драться, играть с огнем. Но ведь запретов так много! Все их даже трудно перечислить. Нельзя вертеться на уроке, бегать по коридору во время перемены, подсказывать, списывать, обманывать, грубить старшим, переходить улицу в неположен­ном месте, ковырять в носу, курить, дразнить девчонок...

Ребенок видит, что многие из его сверстников безнаказанно нарушают правила: вертятся на уроке, бегают по коридору на перемене. Из этого он делает вполне естественный вывод о том, что не страшно, если и он сам нарушит какое-нибудь из правил: например, побьет палкой своего обидчика. Отсюда и происходит Борино недоумение по поводу тога, что его регулярно наказывают, а других ребят - нет, хотя они тоже не ангелы.

При социальной дезориентации детей обычно приводят к психологу с поведенческими жалобами. Чаще всего родители или учитель рассказывают о грубых нарушениях социальных норм: вандализме (т.е. уничтожении или повреждении материальных ценностей!, мелком воровстве и т.п. При обследовании часто бросается н глаза несоблюдение дистанции, обычной для об­щения ребенка с посторонним взрослым, В отличие от детей с уже сформи­рованной и антисоциальной установкой, при социальной дезориентации почти никогда не встречается негативистская позиция, враждебность к проверяющему.

Среди детей с социальной дезориентацией преобладают экстраверты (т.е. дети, стремящиеся к широкому общению). Вместе с тем, у них, как пра­вило, обнаруживается недостаточность межличностных связей и их поверх­ностность. Это объясняется неумением строить контакты с окружающими. Нарушения общения со сверстниками дополнительно повышают вероятность развития ребенка по асоциальному или антисоциальному пути.

Как правило, неискушенный человек, сталкиваясь с социально дезориентированным ребенком, склонен объяснить происходящее грубыми ошибками воспитания. Он не так уж далек от истины. Действительно, в большинстве случаев и родители таких детей сами недостаточно хорошо ориентируют­ся в социальной действительности. И все же, как мы уже увидели, подлинная проблема лежит глубже. Такой ребенок не просто плохо воспитан. У него не сформирована одна из важнейших психологических способностей: чувстви­тельность к требованиям и ожиданиям той социальной среды, в которой он находится.

При диагностике социальной дезориентации психолог опирается на со­четание следующих показателей.

· Жалобы на нарушение ребенком социальных норм. Нередко взрослые
отмечают, что ребенок "не понимает, что можно, а чего нельзя", "не
удастся объяснить ему. как нужно себя вести" и т.п.

· Низкий уровень социализированности. Он проявляется как в материалах
обследования, так и в поведении (несоблюдение дистанции в общении с
проверяющим).

· Отсутствие антисоциальных установок. Этот признак отличает
социальную дезориентацию от антисоциальной психопатии, представляющей собой значительно более серьезное отклонение в развитии. Впрочем, в младшем школьном возрасте сложившаяся антисоциальная психопатия вообще сомнительна. Последующее же ее развитие на базе социальной дезориентации отнюдь не исключено.

Отверженность. К подростковому возрасту у ребенка с социальной дезориентацией часто складывается представление о враждебности и неспра­ведливости окружающего мира.

Начатки такого представления можно видеть уже в приведенном выше примере. Боря не понимает, что нарушения других детей, оставляемые без наказания, гораздо более безобидны, чем его собственные, регулярно нака­зываемые. Из-за этого он проникается убежденностью в несправедливом отношении к себе со стороны учителей, директора школы и даже его собст­венных родителей. Такое убеждение очень опасно: оно ведет к представле­нию о том, что вся жизнь устроена несправедливо, что сами нормы общест­ва неправильны, - то есть к сознательной асоциальной или даже антисоци­альной установке. Разница между асоциалъностью и антисоциалыюстъю в том, что асоциальный ребенок не обращает внимания на социальные нормы и правила, а антисоциальный целенаправленно их нарушает.

Описанное отношение к миру приводит к тому, что важнейшей особен­ностью психологического профиля подростка становится самосознание из­гоя, отвергаемого обществом. Это и дало нам основания назвать складывающийся синдром отверженностью. На враждебность окружающего мира подросток реагирует агрессией и антисоциальными проявлениями, состав­ляющими характерную особенность его деятельности. Ответная враждеб­ная реакция социального окружения подтверждает и поддерживает пред­ставления подростка о мире и о себе.

Сергею И. 14 лет. Родители жалуются на то, что он стал замкнут, упрям, постоянно проявляет негативизм.

Три года назад семья переехала в Москву из военного городка в Крыму. Мальчик с трудом адаптировался в новом окружении. Учителя жаловались на его поведение, отмечали "хулиганские выходки" как во время уроков, так и на переменах. Сережа стал часто прогуливать уроки. Администрация дважды ста­вила вопрос о его исключении из школы, но родителям оба раза удавалось погасить конфликт. В период жизни в Крыму поведение Сергея также вызывало нарекания, но жалоб было существенно меньше.

В первое время после переезда Сережа часто бывал возбужден, нахо­дился в приподнятом настроении. Он проводил много времени на улице или в сквере около дома, пытаясь принимать участие в развлечениях своих сверстников. Эти попытки не встречали у них положительной реакции. Со временем Сережа их прекратил и стал большую часть времени проводить дома Однако иногда он уходил на целый день, выбирая для своих прогулок уединенные места.

Психологическое обследование выявило высокий уровень эмоциональ­ной напряженности. Сережа воспринимает свое социальное окружение (вклю­чая и взрослых, и сверстников) как враждебное по отношению к себе. Во время обследования держится настороженно и подозрительно. Он идеализирует свою прежнюю жизнь в Крыму, хочет туда вернуться. Москву называет "бандитским городом". Мальчик выраженно экстравертен. Фрустрация (неудовлетворен­ность) потребности в общении переживается им очень остро.

На этом примере хорошо видно, как развивается конфликт недостаточ­но социализированного ребенка с обществом. Отношения со взрослыми нарушаются из-за отклонений в поведении (по типу социальной дезориента­ции). Отношения со сверстниками не выстраиваются, поскольку ребенок не в состоянии освоить принятый в данной группе стиль общения. В итоге маль­чик остается в полной изоляции.

Для психологического синдрома отверженности характерно следую­щее сочетание показателей:

· жалобы на поведенческие нарушения, негативизм;

· ярко выраженная фрустрированная потребность в общении;

· негативная установка по отношению к окружающей социальной дейст­вительности, восприятие ее как враждебной и несправедливой;

· низкая чувствительность к социальным нормам.

Похожие статьи