Биологические, индивидуальные, семейные и внесемейные факторы риска и защиты от злоупотребления психоактивными веществами у подростков. Воздействие на организм человека. Факторы, вызывающие болезни дыхательных органов

Человеку, животным и окружающей среде в целом могут угрожать биологические факторы, возможны как на рабочих местах, так и в домашних условиях. Поэтому во избежание поражения ними является очень важной задачей.

Биологические (греч. Bios - жизнь и logos -слово, учение) факторы опасности - факторы, обусловленные действием различных живых организмов.

К ним относятся макроорганизмы (растения и животные) и патогенные микроорганизмы, возбудители инфекционных заболеваний (бактерии, вирусы, грибки, риккетсии, спирохеты, простейшие).

Макроорганизмы (ядовитые растения и животные). Токсичное вещество ядовитых растений е различные соединения, относятся преимущественно к алкалоидов, гликозидов, кислот, смол, углеводородов и т.д. (табл. 1.2).

Таблица 1.2

Характеристика действия ядовитых растений на организм человека

По степени токсичности растения делятся на ядовитые (белая акация, бузина, ландыш, плющ и т.д.), очень ядовитые (наперстянка, олеандр и др.) И смертельно ядовитые (белена черная, белладонна, дурман обыкновенный).

Среди животных организмов ядовитые формы встречаются чаще, чем среди растений. Яды, производимые животными, являются химическими факторами, которые участвуют в межвидовых взаимодействиях. Представители фауны всех этапов эволюционного развития используют химические вещества для нападения или защиты (табл. 1.3).

Таблица 1.3

Характеристика действия яда животных на организм человека

Название животного организма

Воздействие на организм человека

Паук (тарантул)

Очень сильные болевые ощущения, головная боль, слабость, нарушение сознания, судороги, тахикардия, повышение давления, летальные случаи

Укусы, покраснение, зуд, состояние общего отравления

Насекомые (осы, пчелы, муравьи, жуки)

Аллергические реакции, анафилактический шок, воспаление, болевые ощущения, летальный исход

Рыбы (скаты, морские драконы, скорпены)

Уколы, слабость, возможна потеря сознания, диарея, судороги, нарушение дыхания, снижение давления, летальные случаи

Рептилии (кобры, змеи)

Паралич скелетной и дыхательной мускулатуры, угнетение функций нервной и дыхательной систем, вялость, апатия, торможение рефлексов, патологический сон, летальные случаи

Патогенные микроорганизмы. Возбудители инфекционных заболеваний являются носителями определенных свойств, к самым главным из которых относятся патогенность, вирулентность, устойчивость в окружающей среде, изменчивость, специфичность.

Патогенность - это способность живых существ (как правило, микроорганизмов), а также продуктов их жизнедеятельности вызвать заболевания других организмов. В зависимости от размеров, строения и свойств патогенные организмы делятся на бактерии, вирусы, риккетсии, грибы и т.

Вирулентность - агрессивные свойства микроорганизмов по отношению к организму животного и человека. Вирулентность различных штаммов микроорганизмов неодинакова. По мере ее является минимальное количество живых микроорганизмов, способных вызвать смерть подопытных животных (минимальная летальная доза). Чаще применяют среднюю смертельную дозу, что приводит к 50% гибели животных.

По устойчивостью в окружающей среде, то есть способностью противостоять его влиянию, микроорганизмы классифицируют на малоустойчивы, среднестойкие и устойчивы.

Изменчивость - способность живых организмов приобретать новые признаки, отличных от присущих предкам, в процессе индивидуального развития. Она обеспечивает появление определенных особенностей, благодаря чему образуются новые виды и происходит историческое развитие биосферы.

Важным свойством патогенных микроорганизмов является специфичность, которая выражается в том, что каждый вид по-разному действует на организм, вызывает специфическую болезнь и иммунологическую устойчивость организма. Поэтому инфекционные заболевания имеют характерные симптомы.

К возбудителям инфекционных заболеваний относятся различные виды микроорганизмов - бактерии, вирусы, грибки и тому подобное. Вызванные ими инфекции могут распространяться на большие территории, что приводит к возникновению эпидемий, которые охватывают значительное количество населения.

Составляющими эпидемического процесса является источника инфекции (человек, животные, растения), пути ее передачи и восприимчивость населения. Инфекционные болезни распространяются преимущественно при контакте (прикосновение, порез на коже, через рот или половым путем) и дыхании. Наиболее рискованный прямой контакт с кровью или выделениями больного. Инфекции также могут передаваться с помощью предметов, загрязненных кровью или выделениями больного, и через переносчиков (непрямой контакт) - комаров, вшей, мух и др.

Разновидность патогенных микроорганизмов, различные патогенность и вирулентность, проникновения в организм в неодинаковой количества, неодинакова резистентность проявляются в различных течения заболевания. Поэтому учитывают проявления не только типичных, а и бессимптомных (скрытых) форм. Степень проявления инфекционного процесса, то есть взаимодействия между возбудителем и организмом человека, разделяют на три вида: типичная, атипичная и скрытая формы инфекции. Типовом вида течения инфекционного процесса свойственны типичные формы заболевания. Видоизменение существенных признаков типичной инфекции или интенсивности ее проявления определяют как атипичную (амбулаторную, абортивную ) форму. В группу скрытых (латентных, дремлющих) инфекций относятся все формы, при которых отсутствует клиническое проявление заболевания. С эпидемиологического точки зрения важно, что независимо от степени проявления инфекции ее носитель представляет угрозу для окружающих.

От инфекционных заболеваний защищает кожный покров и иммунитет - невосприимчивость к инфекционным заболеваниям. Он может быть естественным и искусственным, пассивным и активно приобретенным.

Группы инфекционных заболеваний. В зависимости от общих характерных признаков инфекционных болезней, связанных с локализацией возбудителя в организме человека и механизмом передачи инфекции, все инфекционные заболевания делятся на четыре основные группы (табл. 1.4).

Таблица 1.4

Группы инфекционных заболеваний

группы заболеваний

заболевания

локализация возбудителя

Пути передачи инфекции

Инфекции дыхательных путей

респираторно вирусные заболевания (грипп, парагрипп, аденовирусная инфекция и др.), ангина, дифтерия, корь, коклюш, туберкулез

Верхние дыхательные пути

Воздушно-капельный

кишечные инфекции

Дизентерия, брюшной тиф, паратиф, холера, вирусный гепатит, полиомиелит

кишечник

Через продукты питания, воду, землю, бытовые предметы, мух

кровяные инфекции

Малярия, сыпной и обратный тиф, клещевой энцефалит

кровеносная система

Через укусы переносчиков (комаров, клещей, блох, вшей, москитов и др.)

Инфекции наружных покровов

Чесотка, столбняк

Кожа, слизистые оболочки

Контактный путь

Инфекционные болезни и инвазии, происходящих в аграрном комплексе, классифицируют по их возбудителем:

Бактериальные (туберкулез, бруцеллез, сальмонеллез, лептоспироз, сибирская язва, листериозом, эризипелоид, чума, туляремия)

Вирусные (бешенство, орнитоз, холера)

Риккетсиоз (лихорадки)

Грибковые (актиномикоз, бластомикоз, кандидоз, кокцидиоидоз, криптококкоз, микроспория, трифофития, гистоплазмоз, эпидермофития)

Простейшие (эхинококкоз, тениоз, трихинеллез).

Особенно опасными инфекциями является холера, сибирская язва, чума, туляремия.

Профилактика инфекционных заболеваний. Она предполагает воздействие на источники инфекции, пути ее передачи и человека, который контактирует с инфекционным больным. К мерам профилактики относятся: иммунизация, раннее, активное и полное выявление больных, их своевременная изоляция, карантин и обсервация, госпитализация и лечение, проведение дезинфекционных мероприятий в очаге инфекции и тому подобное.

Основным методом профилактики инфекций является иммунизация - введение в организм ослабленных возбудителей или токсинов для приобретения иммунитета. В случае установления факта возникновения массовых инфекционных заболеваний вводят карантин - комплекс режимных, административных и санитарных противоэпидемических мероприятий, направленный на предупреждение распространения инфекционных болезней и ликвидации очага поражения. Обсервации называют меры, предусматривающие усиленное медицинское наблюдение за очагом инфекции. Дезинфекция (обеззараживание) - комплекс специальных мероприятий, предусматривающих уничтожение возбудителей заразных заболеваний в окружающей среде. Видами дезинфекции являются:

а) дезинсекция - уничтожение насекомых - переносчиков инфекционных заболеваний;

б) дератизация - истребление эпидемически опасных грызунов.

Эти мероприятия проводятся с целью предотвращения передачи возбудителя от больных людей к здоровым.

Различают дезинфекцию профилактическую, текущую и заключительную. Для дезинфекции используют физические и химические методы, а также комбинированный, при котором физические и химические методы обеззараживания применяют одновременно (например, стирка белья в горячей воде с мылом).

Методы дезинфекции. Физическую дезинфекцию осуществляют с помощью механических, термических и лучевых средств. Механические средства (чистка, протирка, мойка, стирка, вытряхивание, подметание, проветривание) обеспечивают удаление микроорганизмов, но не их уничтожения. Использование пылесоса позволяет удалить до 98% микроорганизмов. Вентиляция эффективна, если ее продолжительность составляет не менее 30-60 мин.

Термические средства (горячий воздух, водяной пар, кипячение, пастеризация, сжигание, прожигание, высушивание и др.) Основаны на применении высоких и низких температур. Глажка белья является дезинфицирующим средством, однако он действует поверхностно. Замораживание не вызывает гибели микроорганизмов, но со временем уменьшает их количество.

Лучевые средства обеззараживания заключаются в использовании солнечного света, ультрафиолетовых лучей, радиоактивного излучения. Прямые солнечные лучи губительно действуют на возбудителей инфекционных заболеваний, однако этот метод зависит от времени года, погоды и является вспомогательным. Ультрафиолетовое облучение (бактерицидные лампы) обеззараживает воздух в операционных, процедурных и тому подобное. Радиоактивное излучение действует на все виды микроорганизмов и их споры. Чаще всего ионизирующим излучением в заводских условиях стерилизуют инструмент для одноразового использования. В некоторых случаях дезинфицируют ультразвуком.

Химические методы дезинфекции. Они основаны на использовании различных химических веществ, имеют неодинаковую действие на микроорганизмы: бактерицидное (убивают бактерии), бактриостатичну (подавляют жизнедеятельность), вирулицидную (уничтожают вирусы), фунгицидное (борются с грибками)

Средства мягкой дезинфекции применяют для дезинфекции кожи рук, одежды, белья, средства сильной дезинфекции - для обеззараживания очень загрязненных материалов (стула, обувь, туалетов и т.д.).

К химическим средствам относятся: хлор и его соединения (растворы хлорной извести, хлорамин), галогены (спиртйод, йодонат, раствор Люголя), окислители (перекись водорода, перманганат калия), фенолы (фенол, лизол), спирты (этиловый, метиловый) , альдегиды (формалин, формальдегид), кислоты, щелочи, красители, соли тяжелых металлов и др.

Антисептика. Избежать негативного влияния биологических поражающих факторов позволяют методы антисептики (греч. Anti - против и septikos - гнойный) - комплекс мероприятий, направленных на уничтожение микробов в ране, патологическом очаге или организме в целом.

Различают физические, механические, химические и биологические методы антисептики. Физические методы позволяют создать в ране неблагоприятные условия для развития бактерий и всасывание токсинов и продуктов распада. Этому способствуют внешнее дренажирование инфицированной раны тампонами, дренажами, а также ее высушивания с помощью световых и тепловых процедур (облучение соллюкс, кварцем). Механические методы охватывают приемы, направленные на скорейшее (в первые часы) удаление из раны некротических тканей, сгустков крови, инородных тел, а вместе с ними микроорганизмов. Химические методы обеспечивают уничтожение микробов в ране с помощью антисептических средств (бактерицидных или бактериостатических). Биологические методы (антисептики) направлены на повышение защитных сил организма и создание неблагоприятных условий для развития микроорганизмов (антибиотики, ферменты, иммунные сыворотки).

Ограничению контактов с инфекционным агентом также способствует соблюдение правил личной гигиены при уходе за больным.

Землетрясение;- холод;

Пожар;- водоемы;

Жара;- гроза;

Наводнение;- сильный снегопад;

Ураган;- сильный ливневый дождь;

Химические и биологические факторы опасности

Особую опасность представляют химические факторы, которые можно разделить на:

Промышленные яды (растворители, красители);

Ядохимикаты (гербициды, пестициды), используемые с/х;

Лекарственные препараты, применяемые не по назначению;

Химические вещества в быту, которые используются в качестве пищевых добавок, средств санитарии, личной гигиены;

Боевые отравляющие вещества.

В зависимости от характера действия на организм человека химические вещества делятся на:

Токсические;

Раздражающие;

Мутагенные;

Канцерогенные;

Наркотические;

Удушающие и т.д.

Токсичные вещества – это вещества, которые вызывают отравление всего организма человека или влияют на отдельные системы человеческого организма (например, на центральную нервную систему). Эти вещества могут вызывать патологические изменения определенных органов, например, почек, печени. К таким веществам относятся такие соединения, как угарный газ, селитра, концентрированные растворы кислот или щелочей.

Раздражающие вещества – вызывают раздражение слизистых оболочек, дыхательных путей, глаз, легких, кожи (например, пары кислот, щелочей, аммиак).

Мутагенные вещества приводят к нарушению генетического кода. Это – свинец, радиоактивные вещества.

Канцерогенные вещества вызывают, как правило, злокачественные новообразования – опухоли. К таким веществам относятся асбест, никель, хром.

Наркотические вещества влияют на центральную нервную систему (спирты, ароматичные углеводы).

Удушающие вещества приводят к токсическому отеку легких (оксид азота, оксид углерода).

Примером веществ, которые влияют на репродуктивную функцию, могут быть радиоактивные изотопы, ртуть, свинец.

Сенсибилизаторы – это вещества, которые действуют как аллергены. Это – формалин, лаки на основе нитросоединений.

Отравляющими называются вещества, которые приводят к поражению всех живых организмов, особенно людей и животных.

Биологические факторы опасности

Биологическими называются опасности, происходящие от живых объектов. Носителями биологических опасностей являются все среды обитания (воздух, вода, почва), растительный и животный миры, сами люди.

Следствием биологических опасностей являются различные болезни, травмы разной тяжести, в том числе, и смертельные.

Биологическими опасными и вредными факторами являются:

Патогенные микроорганизмы (бактерии, вирусы, грибы и т.д.);

Растения и животные.

Бактерии – типичные представители микроорганизмов. Бактерии вездесущи и выносливы. Они не погибают ни в вечной мерзлоте, ни в космосе, не страшно для них и воздействие смертельной для человека дозы радиации.

Бактериальными заболеваниями являются: чума, туберкулез, менингит, столбняк и т.д.

Вирусы – мельчайшие клеточные частицы, состоящие из нуклеиновой кислоты и белковой оболочки. Вирусы полностью зависят от обмена веществ в клетке-хозяйке.

Вирусными заболеваниями являются: оспа, грипп, корь, свинка, краснуха и др.

Патогенные грибы вызывают болезни растений, животных и человека.

Около 700 видов болезней могут вызвать тяжелые и смертельные заражения.

По степени токсичности растения делятся на:

Ядовитые (белая акация, бузина, плющ). Ядовитыми являются также побеги и семена картофеля из-за содержания соланина;

Смертельно ядовитые (белена черная, дурман, белладонна).

Животные:

Скорпионы – укол жала скорпиона очень болезнен (возникает опухоль, озноб, повышается температура);

Клещи – вызывают болезнь чесотку.

Психофизиологические факторы опасности

В процессе своей деятельности человек использует не только свои физические возможности, но и расходует значительные психологические усилия, такие как особенности характера, волю, умственные способности и другие.

Опасные факторы, обусловленные особенностями физиологии и психологии человека, называются психофизиологическими .

Психофизиологические опасности в современном мире являются следствием целостности или разлада, стойкости или дисгармонии, спокойствия или тревоги, успеха или неудач, физического и морального благополучия. На сегодня не существует ни одного фактора психофизиологических опасностей, который бы не влиял на человека. Каждый из этих факторов в зависимости от длительности действия можно отнести к постоянным или временным.

Психофизиологическими факторами потенциальной опасности постоянного действия следует считать:

1. Недостатки органов чувств (дефекты зрения, слуха и др.).

2. Нарушение связей между сенсорными и моторными центрами, вследствие чего человек не способен реагировать адекватно на те или другие изменения, воспринимаемые органами чувств.

3. Дефекты координации движений (особенно сложных движений и операций, приемов и т.п.).

4. Повышенная эмоциональность.

5. Отсутствие мотивации к трудовой деятельности (незаинтересованность в достижении целей, неудовлетворение оплатой труда, монотонность труда, отсутствие познавательного момента, т.е. неинтересная работа и т.п.).

Психофизиологическими факторами потенциальной опасности временного действия являются:

1. Недостаток опыта (появление вероятной ошибки, неверные действия, напряжение нервно-психической системы, боязнь допустить ошибку.

2. Неосторожность (может привести к поражению не только отдельного человека, но и всего коллектива).

3. Утомление (различают физиологическое и психологическое утомление).

4. Эмоциональные явления (особенно конфликтные ситуации, душевные стрессы, связанные с бытом, семьей, друзьями, руководством).

Деятельность человека можно разделить на две категории физическую и умственную.

Физическая деятельность – деятельность, связанная с конкретными предметными действиями (например, перевозка груза, инструментальное производство и т.п.).

Умственная деятельность связана с психическими процессами, во время которых человек планирует свои действия, оперируя образами и языковыми символами.

Химические и биологические факторы риска (K, B)

Под химическими факторами риска понимают риски причинения вреда здоровью при использовании вредных веществ, соединений и порошков. С помощью анкеты химических факторов опасности можно сделать первоначальное картографирование с последующими замерами и оценкой химических опасностей.


К оценке риска относится выявление имеющихся на рабочем месте химических соединений и их опасных свойств. Опасные свойства распознают по обозначениям на упаковке и соответствующей времени информации о них. Приемы безопасного использования можно найти на предупредительных надписях (так называемые R-выражения). Необходимость защиты указана в S-выражениях. В таблице 8 представлена классификация опасных свойств химических веществ на основании R-выражений .


K 1. Опасные и вредные химические вещества . Подверженность работников опасным или вредным химическим факторам нужно ограничить до такой минимальной величины, чтобы от них не было вреда безопасности здоровью, и особенно репродуктивному. У работодателя должны быть в распоряжении сведения о свойствах и опасности химических веществ. Степень подверженности работников химическим факторам и их характер следует уточнить так, чтобы можно было оценить опасность, причиняемую здоровью, и выполнить необходимые мероприятия.


K 2. Вещества, вызывающие рак . При всех работах, где есть опасность подвергнуться раковому заболеванию, необходимо оценить характер подверженности работников, длительность контакта с веществами, и выполнить необходимые мероприятия.


K 3. Вещества, вызывающие аллергию . Речь идет о веществах, ингаляционное воздействие которых может вызвать астму, насморк или иные аллергические реакции, контакт с кожей может вызвать аллергию или опухоль. Оценка подверженности является делом специалистов.


K 4. Пожаро- и взрывоопасные вещества . При обработке хранящихся взрывчатых, пожароопасных, агрессивных или иных вредных веществ нужно придерживаться особой предосторожности.


K 5. Пыль и волокна . Пыль является мелкими твердыми частицами, находящимися в воздухе во взвешенном состоянии, она возникает в результате механических процессов или при смешивании порошков. Под волокнами подразумевают используемые в промышленности волокнистые минералы (например, асбест) или синтетические неорганические волокна (например, стекловолокно и минеральная вата). Пыль и волокна раздражают кожу, глаза и органы дыхания. Пыль, дымы, газы и пары необходимо локализовывать и удалять из рабочей зоны.


K 6. Газы . Под газами подразумевают все выделяющиеся на рабочем месте вредные для здоровья и безопасности работников газообразные вещества.


K 7. Пары, аэрозоли конденсации и дымы . При испарении жидкого вещества возникает пар (например, водяной пар). Аэрозолями конденсации называют возникшие при горячей переработке твердые мельчайшие взвешенные частицы (например, при сварке). Дым является продуктом горения и представляет собой твердые мелкие частицы, находящиеся во взвешенном состоянии в воздухе.


K 8. Обозначения на упаковках химических веществ . Работодателю следует убедиться в том, что упаковки опасных веществ снабжены четкой и необходимой маркировкой. Это проверяется при поставке химических веществ.


K 9. Сведения о безопасном использовании . Работодателю нужно хранить сведения о безопасной эксплуатации химических веществ в местах их использования и в архиве. В архиве должен быть алфавитный указатель используемых на рабочем месте веществ. Сведения о безопасной эксплуатации должны предоставляться работникам по их просьбе.


K 10. Способы использования химических веществ. Вещества следует использовать так, чтобы не было вреда здоровью и безопасности работников. Подверженность работников воздействию химических веществ необходимо выявлять так, чтобы опасности, причиняемые этими веществами, были бы видны.


K 11. Хранение веществ . На рабочем месте нужно позаботиться о достаточно эффективном способе хранения химических веществ, чтобы они не вызывали ущерба человеку, собственности и окружающей среде. Склады химических веществ должны быть четко обозначены.


K 12. Выбраковка химических веществ. На рабочем месте нельзя использовать такие вещества, срок действия которых истек, или на упаковке которых нет предупреждающих надписей и сведений о безопасном использовании. Уничтожение веществ должно происходить так, чтобы не было причинено опасности человеку и окружающей среде.


K 13. Исправность и использование средств защиты . Средства индивидуальные защиты необходимо использовать в случаях опасности воздействия веществ, риск которой нельзя уменьшить техническими мерами. Средства защиты должны быть исправными, соответствующими назначению, подобранными по размеру и пригодными к работе.


K 14. Готовность к использованию средств первой помощи . На рабочем месте должны быть в досягаемости достаточное количество перевязочных материалов, лекарств и иных средств первой помощи, состояние и место хранения которых нужно проверять раз в месяц. При необходимости нужно дать работнику инструкции по быстрому оказанию первой помощи.


K 15. Исправность и использование электроустановок . При монтаже электроустановок, их использовании и содержании в порядке нужно учесть опасность причинения пожара неисправными соединениями, дефектами соединений, перегревом.


K 16. Разрешение на огневые работы и их производство . Под огневыми работами подразумевают работы, на которых образуются искры или используется открытый огонь или иное тепло, которое может вызвать опасность пожара. Производство огневых работ на временном рабочем месте предполагает наличие разрешения.


K 17. Средства пожаротушения и обозначения на них . На рабочем месте должны быть в пределах досягаемости вода и достаточное количество иных средств пожаротушения: огнетушителей, брезента, шлангов и т.д. Средства пожаротушения должны быть в исправности и иметь четкие обозначения, быть укомплектованными и пригодными к использованию, а также легкодоступными.


K 18. Пути эвакуации и их обозначение . На рабочем месте должно быть необходимое количество легко различимых и доступных обозначений путей эвакуации, которые должны быть свободными.


B 1 - 2. Биологические факторы опасности . На рабочем месте, где возникает подверженность опасности биологического фактора, должно быть оценено состояние работников. Факторами биологической опасности являются бактерии, вирусы, грибы и т.п., которые могут вызвать опухоли, аллергию или отравление. Оценка подверженности этим факторам является задачей специалистов.

Определение величины риска

Каждому из подвергающихся опасности работников нужно определить предельно допустимые значения, определив риск для здоровья, вызываемый загрязнениями воздуха. В свою очередь, опасности можно определить, оценив риски, вызываемые химическими и биологическими факторами опасности.


Таблица 13. Определение величины риска, вызываемого химическими факторами опасности


Вероятность


Последствия




Неудобство, раздражение, легко проходящее легкое заболевание


R-выражения:


R20, 21, 22, 36, 37, 38


Средней тяжести


Следы от ожогов, долговременные серьезные воздействия, постоянный легкий вред


R-выражения:


R23, 24, 25, 33, 34, 40, 43, 48, 62, 63, 64



Профессиональный рак, астма, постоянные серьезные воздействия, болезни сокращающие жизнь.


R-выражения:


R26, 27, 28, 35, 39, 41, 42, 45, 46, 49, 60, 61, 65



Химические вещества применяются редко. Содержания низкие


1 Малозначимый риск


2 Малый риск


3 Умеренный риск



Химические вещества применяются часто. Их содержания умеренные


2 Малый риск


3 Умеренный риск


4 Значительный риск



Появляются признаки их воздействия


3 Умеренный риск


4 Значительный риск


5 Недопустимый риск


Например: Валяльщица шелка повергается на своей работе постоянно воздействию растворителя. Общее содержание растворителя в воздухе 50-100% от значения, признанного вредным (ПДК). Каков риск, вызываемый растворителем?


Фактор опасности:


Горючие и взрывоопасные вещества, краска и пары растворителя.


Описание опасного состояния:


1. Наблюдается испарение растворителя, что вызывает опасность для здоровья при вдыхании.


2. Попадание краски на кожу вызывает вред для кожи.


3. Пары растворителя могут вспыхнуть и вызвать пожар.


Последствия:


1. Серьезные (раздражение, воздействие на нервную систему, при длительном пребывании возникает от значения содержания выше допустимого стойкое влияние на нервную систему).



3. Серьезные


Вероятность:


1. Средняя


2. Высокая


3. Средняя


Уровень риска:


1. Пары растворителя 3


2. Раздражение кожи 3


3. Опасность загорания 4


Мероприятия для управления химическими рисками

Для предотвращения химических (и бактериологических) рисков можно, по ситуации, применить следующие мероприятия:


1. Использование безопасных или, по возможности, мало опасных химических веществ, выбор безопасных методов и способов работы;


2. Осуществление достаточного внутреннего контроля рабочего места;


3. Уменьшение количества лиц, подвергаемых риску, и уменьшение времени воздействия;


4. Технические мероприятия по предотвращению и защите;


5. Общие гигиенические мероприятия;


6. Инструктаж и обучение;


7. Использование предупреждающих знаков;


8. Слежение за состоянием здоровья работников;


9. Планирование мероприятий по оказанию первой помощи и ликвидации возможных аварий.



Так называемые R и S выражения используются в международных картах безопасности химических веществ для классификации рисков и способов защиты.


ТЕМА: ФАКТОРЫ РИСКА человеческому здоровью

Понятие и классификация факторов риска

Здоровье - это первая и важнейшая потребность человека, определяющая способность его к труду и обеспечивающая гармоническое развитие личности. Оно является важнейшей предпосылкой к познанию окружающего мира, к самоутверждению и счастью человека. Активная долгая жизнь - это важное слагаемое человеческого фактора.

Фактор риска - общее название факторов, не являющихся непосредственной причиной определенной болезни, но увеличивающих вероятность ее возникновения. К ним относятся условия и особенности образа жизни, а также врожденные или приобретенные свойства организма. Они повышают вероятность возникновения у индивидуума болезни и (или) способны неблагоприятно влиять на течение и прогноз имеющегося заболевания. Обычно выделяют биологические, экологические и социальные факторы риска. Если к факторам риска присовокупить факторы, являющиеся непосредственной причиной болезни, то вместе их называют факторами здоровья. Они имеют аналогичную классификацию.

К биологическим факторам риска относятся генетические и приобретенные в онтогенезе особенности организма человека. Известно, что некоторые болезни чаще встречаются в определенных национальных и этнических группах. Существует наследственная предрасположенность к заболеванию гипертонической болезнью, язвенной болезнью, сахарным диабетом и другими болезнями. Для возникновения и течения многих болезней, в том числе сахарного диабета, ишемической болезни сердца, серьезным фактором риска является ожирение. Существование в организме очагов хронической инфекции (например, хронического тонзиллита) может способствовать заболеванию ревматизмом.

Экологические факторы риска . Изменения физических и химических свойств атмосферы влияют, например, на развитие бронхолегочных заболеваний. Резкие суточные колебания температуры, атмосферного давления, напряженности магнитных полей ухудшают течение сердечно-сосудистых заболеваний. Ионизирующее излучение является одним из онкогенных факторов. Особенности ионного состава почвы и воды, а, следовательно, и продуктов питания растительного и животного происхождения, приводят к развитию элементоз - заболеваний, связанных с избытком или недостатков в организме атомов того или иного элемента. Например, недостаток йода в питьевой воде и продуктах питания в районах с низким содержанием йода в почве может способствовать развитию эндемического зоба.

Социальные факторы риска . Неблагоприятные жилищные условия, многообразные стрессовые ситуации, такие особенности образа жизни человека, как гиподинамия - фактор риска развития многих заболеваний, особенно болезней сердечно-сосудистой системы. Вредные привычки, например курение - фактор риска возникновения бронхолегочных и сердечно-сосудистых заболеваний. Употребление алкоголя - фактор риска развития алкоголизма, болезней печени, сердца и др.

Факторы риска могут быть существенны для отдельных индивидуумов (например, генетические особенности организма) или для множества особей разных видов (например, ионизирующее излучение). Наиболее неблагоприятно оценивается совокупное воздействие на организм нескольких факторов риска, например одновременное наличие таких факторов риска, как ожирение, гиподинамия, курение, нарушение углеводного обмена, значительно увеличивает риск развития ишемической болезни сердца.

В профилактике возникновения и прогрессирования болезни большое внимание уделяют устранению факторов риска индивидуального характера (отказ от вредных привычек, занятия физкультурой, ликвидация очагов инфекции в организме и др.), а также устранению факторов риска, имеющих значение для популяции. На это направлены, в частности, мероприятия по охране окружающей среды, источников водоснабжения, санитарная охрана почвы, санитарная охрана территории, устранение профвредностей, соблюдение техники безопасности и др.

Доминирующие факторы риска и их проявление в современном обществе

Первобытный человек был практически незащищен от действия лимитирующих факторов среды. Продолжительность его жизни была небольшой, а плотность популяции весьма низкой. Главными из ограничивающих факторов были недоедание, гипердинамия и инфекционные болезни.

Чтобы выжить человек старался оградить себя от воздействия неблагоприятных факторов окружающей природной среды. Для этого он создал искусственную среду своего обитания. Но и здесь действуют свои факторы риска. Особенно остро они проявляются в городской среде. В современном обществе доминирующими стали такие факторы риска как гиподинамия, переедание, вредные привычки, стрессы, загрязнение окружающей среды.

В настоящее время негативное воздействие окружающей человека среды проявляется в развитии следующих процессов: нарушение биоритмов (в частности сна), аллергизация населения, рост онкологической заболеваемости, рост доли лиц с избыточным весом, рост доли рождения недоношенных детей, акселерация, "омоложение" многих форм патологии, абиологическая тенденция в организации жизни (курение, наркомания, алкоголизм и пр.), рост близорукости, возрастание удельного веса хронических заболеваний, развитие профессиональных заболеваний и т.д.

Нарушение биологических ритмов связано, прежде всего, с появлением искусственного освещения, продлившего световой день и изменившего общий ритм жизни. Часто ритмы становятся асинхронными, что приводит к развитию заболеваний. Возросший темп жизни, переизбыток информации, постоянные стрессы стали причинами учащения расстройств сна. Наиболее часто встречающимся расстройством является бессонница - нарушение, связанное с трудностью засыпания, частыми пробуждениями или короткой продолжительностью сна. Противоположного характера трудности испытывают больные нарколепсией. Эти люди часто испытывают сонливость и засыпают неожиданно среди дня. Эти эпизоды внезапного сна наступают помимо воли человека. Еще одно расстройство сна - ночное апноэ. Это временная задержка дыхания, вызванная закрытием воздухоносных путей в результате расслабления мышц корня языка и горла и последующий резкий вдох, сопровождающийся кратковременным пробуждением и характерным всхрапыванием. Одной из причин часто является ожирение.

Аллергизация населения связана с ослаблением иммунной системы человека (снижением сопротивляемости организма) и с воздействием на нее новых искусственных загрязняющих веществ, к действию которых она не адаптирована. В результате у человека развиваются такие заболевания как бронхиальная астма, крапивница, лекарственная аллергия, ревматизм, волчанка красная и др. Аллергия определяется как извращенная чувствительность или реактивность организма к тому или иному веществу, так называемому аллергену. Аллергены по отношению к организму бывают внешние (экзоаллергены) и внутренние (аутоаллергены). Экзоаллергены могут быть инфекционными (болезнетворные и неболезнетворные микробы, вирусы и др.) и неинфекционными (домашняя пыль, шерсть животных, пыльца растений, лекарственные препараты, другие химические вещества - бензин, хлорамин и т.п., а также продукты питания - мясо, овощи, фрукты, ягоды, молоко и др.). Аутоаллергенами могут являться кусочки тканей, поврежденные при ожоге, лучевом воздействии, обморожении или ином воздействии.

Рост онкологической заболеваемости. Онкологические заболевания вызваны развитием опухолей. Опухоли (греч. "onkos") - новообразования, избыточные патологические разрастания тканей. Они могут быть доброкачественными - уплотняющими или раздвигающими окружающие ткани, и злокачественными (раковыми) - прорастающими в окружающие ткани и разрушающими их. Разрушая сосуды, они попадают в кровь и разносятся по всему организму, образуя так называемые метастазы. Доброкачественные опухоли метастазов не образуют.

Онкологические заболевания возникают в результате воздействия на организм человека канцерогенных веществ, опухолеродных вирусов или жесткого излучения (ультрафиолетового, рентгеновского, гамма-излучения). Канцерогены (греч. "рождающие рак") - химические соединения, способные вызвать злокачественные и доброкачественные новообразования в организме при воздействии на него. По характеру действия они разделяются на три группы: 1) местного действия; 2) органотропные, т.е. поражающие определенные органы; 3) множественного действия, вызывающие опухоли в разных органах. К канцерогенам относятся многие циклические углеводороды, азотокрасители, алкалируюшие соединения. Они содержатся в загрязненном промышленными выбросами воздухе, в табачном дыме, каменноугольной смоле и саже. Многие канцерогенные вещества оказывают еще и мутагенное воздействие на организм. В экономически развитых странах смертность от рака стоят на втором месте после сердечно-сосудистых заболеваний.

Рост доли лиц с избыточным весом связан с перееданием, рационом и ритмом питания, низкой физической активностью. В то же время наблюдается рост в популяции доли представителей противоположного астенического типа. Последняя тенденция значительно слабее. И то и другое влечет за собой целый ряд патогенных последствий.

Рост доли рождения недоношенных (физически незрелых) детей связан с нарушениями в генетическом аппарате и просто с ростом адаптируемости к изменениям среды. Физиологическая незрелость является результатом резкого дисбаланса со средой, которая слишком стремительно трансформируется. Она может иметь далеко идущие последствия, в том числе привести к акселерации и другим изменениям в росте человека.

Акселерация - это увеличение размеров тела и значительный сдвиг во времени в сторону более раннего полового созревания. В качестве причины называют улучшение условий жизни, в первую очередь, хорошее питание, снявшее проблему недостатка пищевых ресурсов как лимитирующего фактора.

Она проявляется в ускорении психического и физического развития детей. Взрослый человек в наше время на 10 см выше, чем 100 лет назад. Наблюдается ускорение темпов полового созревания. Акселерация связана с изменением социальных условий, характером питания, с миграцией населения и повышением возможности смешения рас и народностей. Вероятно и влияние физических факторов: изменение солнечной активности, повышение радиационного фона, насыщенность атмосферы электоромагнитными колебаниями от растущей сети радио и телевидения.

Инфекционная заболеваемость тоже неискоренена. Количество людей, пораженных малярией, гепатитом, ВИЧ и многими другими болезнями, исчисляется огромными цифрами. Многие медики считают, что следует говорить не о "победе", а лишь о временном успехе в борьбе с этими болезнями. История борьбы с инфекционными болезнями очень коротка, а непредсказуемость изменений в окружающей среде (особенно, в городской) может свести на нет эти успехи. По этой причине "возврат" инфекционных агентов фиксируется среди вирусов. Многие вирусы "отрываются" от природной основы и переходят в новую стадию, способную жить в среде обитания человека, - становятся возбудителями гриппа, вирусной формы рака и других болезней. Возможно, такой формой является ВИЧ.

Абиологические тенденции, под которыми понимаются такие черты образа жизни человека, как гиподинамия, курение, алкоголизм, наркомания и др., тоже являются причиной многих заболеваний - ожирение, рак, кардиологические болезни и др.

Таким образом, здоровье и благополучие человека зависят от решения множества проблем (экологических, медицинских, экономических, социальных и др.), прежде всего, таких как перенаселение Земли в целом и отдельных регионов, ухудшение среды жизни городов и сельской местности.

Catad_tema Наркотическая зависимость - статьи

Биологические, индивидуальные, семейные и внесемейные факторы риска и защиты от злоупотребления психоактивными веществами у подростков

В.Д. Москаленко

Национальный научный центр наркологии МЗ РФ, Москва, Россия

Употребление психоактивных веществ (ПАВ) подростками растет, и уже превратилось из феномена в эпидемию. Большинство подростков прибегают к употреблению многих ПАВ. От 70 до 98% подростков, поступающих на лечение, являются полинаркоманами . Обнаружена линейная взаимосвязь: чем тяжелее проявления антисоциальной личности, тем выше частота алкогольной зависимости. Употребление наркотиков также ассоциировано с тяжестью проявлений антисоциальной личности как среди мужчин, так и среди женщин [б]. Родительский алкоголизм часто сосуществует с антисоциальным поведением как самих родителей, так и их детей. К факторам риска относят поведение, приводящее к столкновению с полицией. В группе с наличием этого фактора 18,8% подростков употребляли запрещенные наркотики в сравнении с 1,6% тех, кто не имел трудностей с полицией .

S. Kuperman et al. описывают 3 группы факторов риска для подростков, у которых можно диагностировать алкоголизм в зрелом возрасте. Эти же факторы авторы считают предикторами. 1) Характеристики родительского дома (негативные взаимоотношения в парах родитель-ребенок) и окружающей среды (школьные и личные трудности). 2) Характеристики поведения ребенка (вызывающее поведение, плохой контроль импульсов, беспокойство и трудности концентрации внимания). 3) Раннее начало экспериментирования с алкоголем и табаком. Приведены следующие данные. Если молодые люди начинали употреблять алкоголь ранее 15-летнего возраста, то в возрасте 18-29 лет среди них находили 40% больных алкоголизмом. Если же молодые люди начинали употреблять алкоголь после 19 лет, то лишь 10% среди них становились алкоголь-зависимыми .

В течение 6 лет 3 раза обследовали 187 мальчиков. В 10-12 лет изучали функционирование и трудности темперамента, в 12-14 лет - агрессию и принадлежность к делинквентным сверстникам, в 16 лет -употребление ПАВ. Результаты: низкий уровень функционирования и трудный темперамент связаны с увеличением агрессии и с принадлежностью к делинквентным группам. Последние факторы связаны с увеличением употребления ПАВ. Связь между трудным темпераментом и употреблением ПАВ была полностью опосредована через агрессию и принадлежность к делинквентным группам .

Таким образом, индивидуальные факторы риска, по данным ряда авторов, включают следующие характеристики подростков :

  • гиперактивность и плохая концентрация внимания в детстве;
  • отгороженность или бунтарство в пубертатном возрасте;
  • антисоциальное поведение;
  • столкновения с правоохранительными органа ми;
  • низкий уровень реакции па алкоголь (способ ность не пьянеть);
  • тревога и депрессия;
  • раннее начало употребления ПАВ;
  • внешний локус контроля;
  • благоприятное отношение к выпивкам,
  • недостаток религиозной приверженности;
  • поиск новых стимулов, высокая потребность возбуждении.

Разграничение факторов риска по группам условно. Семья - это та область, где встречаются, сосуществуют и взаимодействуют генетические, индивидуальные и средовые (в значении внутрисемейная среда) факторы.

Факторы, связанные с семьей

В последнее время в наркологии уделяют внимание теории семейных систем .

Система - это целое, поддерживаемое взаимодействием его частей. Семейная система характеризуется структурой и поведением. Структуру составляют такие подсистемы, как родители, дети, другие члены семьи. Эти подсистемы постоянно взаимодействуют между собой. В результате этого каждый член семьи обретает смысл и значение. Самое раннее представление ребенка о себе обеспечивается взаимодействием членов семейной системы.

Другими элементами семейной структуры являются границы и треугольники. Для понимания границ важно иметь в виду, что каждая подсистема играет свою роль. Роль должна быть четко определена для того, чтобы поддерживать функционирование семьи. Треугольники (самый распространенный - родители и ребенок) нарушают границы, добавляя третьего члена, обычно ребенка. Ребенок может отвлекать других членов от стрессовой ситуации, переключая внимание на себя.

Поведенческие черты включают в себя гомеостаз, слияние и разъединение. Гомеостаз относится к состоянию, когда система регулируется сама собой, оставаясь постоянной, и в то же время реагирует на внешние силы. Слияние или разъединение отражают уровень привязанности и отстраненности между членами семьи. Семья может использовать третьего члена («козла отпущения») для облегчения стрессовой ситуации. Семья остается важной для развития всех ее членов на любой стадии жизненного цикла,

В соответствии с теорией семенных систем, взаимоотношения и взаимодействия между членами семьи являются важнейшими компонентами, влияющими на жизнь подростка. Члены семьи представляют собой модели поведения для подростка и являются источником подкрепления поведения подростка. Нарушение нормального функционирования семьи может укрепить негативное влияние других систем на поведение подростка - таких, как сверстники, школа, община. Например, конфликт между родителем и подростком может привести к тому, что подросток примкнет к группе лиц, употребляющих наркотики.

Теория семейных систем признает, что употребление ПАВ подростком - это не только проблема подростка, по и проблема семьи. Следовательно, употребление IIAB подростком можно рассматривать как продукт семейных взаимоотношений и взаимодействий, равно как и симптом дисфункции семьи, относящийся к неспособности семьи в выполнении тех задач, которые ставит каждая стадия жизненного цикла семьи.

Итак, подросток с употреблением ПАВ является не только носителем индивидуальной проблемы, но и носителем проблемы семьи.

В многочисленных исследованиях основным источником как факторов риска, так и факторов защиты называют семью. Сверстники, школа, община лишь дополняют семью.

С семьей связаны как генетические, так и средовые (внутрисемейная среда) факторы. Причем, генотип и среда могут сочетаться и взаимодействовать неслучайным образом. Выдвигалась гипотеза о генно-средовой корреляции. Генно-средовая корреляция указывает, насколько индивиды подвергаются воздействию определенных факторов окружающей среды. Выбор той или иной среды рассматривают как функцию генетического предрасположения.

Эти корреляции важны в изучении психопатологии, поскольку они идентифицируют факторы среды, которые могут поддерживать экспрессию генетической подверженности данному расстройству. В одной из работ провели изучение корреляции между генетическими подверженностями злоупотребления алкоголем и наркотиками и перцепциями социального окружения в родительской семье и школе. По почте собрали данные у 85 пар моно- и 77 пар дизиготных близнецов из общей популяции. Близнецы заполняли опросники относительно злоупотребления алкоголем и наркотиками, шкалу семейного окружения, шкалу классного окружения в школе и опросник травматических событий.

Установили, что генетическая подверженность злоупотреблению алкоголем и наркотиками была ассоциирована с понижением воспринимаемых семейных морально-религиозных ценностей, со снижением семейной сплоченности и со снижением ориентации на задание в классе и с повышением воспринимаемого порядка и организации (строгости дисциплины) в классе. Авторы сделали вывод, что генно-средовые корреляции, в частности, морально-религиозные ценности дома, представляются важными в развитии злоупотребления психоактивными веществами .

Структура семьи рассматривалась среди факторов, относящихся к злоупотреблению подростками ПАВ. Предполагали, что семьи с одним родителем либо смешанными - биологическими и адоптивны

ми - родителями могут предрасполагать подростка к проблемам, вызванным употреблением ПАВ. Результаты исследований оказались противоречивыми. Одни авторы находили связь подобной структуры семьи с употреблением и злоупотреблением ПАВ подростками, другие - не находили этой связи

Выяснилось, что большое значение имеет тип или качество взаимоотношений между родителями и подростком при любой структуре семьи. Было установлено, что наличие в семье твердых правил, родительского мониторинга может существенно смягчить употребление подростками алкоголя, марихуаны и кокаина. Эти защитные факторы важны для подростков обоего пола .

Недавний развод родителей может быть стрессором для подростка и поэтому может влиять на потребление алкоголя. Давно пережитый развод родителей может быть меньшим стрессором. Вопрос о том, как употребляют ПАВ дети давно и недавно разведенных родителей изучали на 24599 учащихся 8-х классов (50,4% женщины) из 1052 школ. Пережили развод родителей более 4 лет назад 24,7% учащих и 14,4% пережили развод в период наблюдения, который длился 4 года - до 12 класса. Учитывали частоту и интенсивность потребления алкоголя, появление в школе в нетрезвом состоянии.

Установили, что дети, чьи родители развелись не давно (в рамках 4-летнего периода), были более склонны употреблять алкоголь в более высоких дозах и чаще появлялись в школе нетрезвыми, чем дети давно разведенных родителей и чем дети из полных семей. По частоте употребления алкоголя дети давно и недавно разведенных родителей не отличались, но отличались по частоте употребления более высоких доз алкоголя. Чаще в больших дозах пили дети недавно разведенных родителей. Результаты по мнению авторов, могут объясняться тем, что дети недавно разведенных родителей находятся под стрессом либо они моделируют поведение своих родителей. Возможно, что разиод был связан с повышенным потреблением алкоголя родителем Кроме того, дети, перенесшие развод родителей могут быть психологически более ранимыми и поэтому они испытывают на себе большее давление сверстников .

Важное роль отводят таким семейным характеристикам, как сплоченность (cohesion) и твердости. (hardiness). Под сплоченностью понимают способность семьи работать вместе, особенно во время стресса.

Твердость - это способность семьи использовал свои сильные стороны в преодолении стресса в течение какого-то времени. Сплоченность и твердость признают важными характеристиками защиты подростка от употребления и злоупотребления ПАВ.

В течение 2 лет четырежды, с 6 месячным интервалом, обследовали 840 подростков (443 мальчиков и 397 девочек). Анализ показал, что семейная социальная поддержка ассоциирована с понижением потребления алкоголя среди респондентов. В этом же направлении действуют факторы религии, школьной успеваемости и поведение сверстников .

Взаимная привязанность в паре родитель-ребенок в.течение детского и подросткового возраста сочетается с такими личностными особенностями, как ответственность, мало выраженное бунтарство, нетерпимость к девиантному поведению. Прослеженные лонгитудинально до конца третьего десятилетия жизни юноши с подобными чертами не были склонны к употреблению ПАВ . Близость к матери, даже если она употребляет алкоголь, оказалась существенным защитным фактором, направленным против употребления алкоголя молодыми людьми 16-19 лет. Подростки, чьи матери злоупотребляют алкоголем, показали низкую степень привязанности к матери и были сами склонны к злоупотреблению алкоголем .

По нашим наблюдениям, важное защитное влияние оказывают гармоничные взаимоотношения не только в паре родитель-ребенок, но это не менее важно - в паре мать-отец. Если эти взаимоотношения позитивные, то подросток чувствует себя комфортно в семье и может отказываться от употребления ПАВ.

Факторы риска и защиты рассматривают как дискретные группы факторов, а не как континуум, в котором присутствие фактора означает повышение риска, а отсутствие фактора риска означает защиту.

Авторы суммируют факторы защиты следующим образом: позитивные семейные взаимоотношения, низкий уровень родительской вседозволенности и надежное окружение. При наличии их снижаются такие показатели, как количество ПАВ, употребленных в течение жизни, возраст инициации, употребление ПАВ в течение последнего месяца, принятие ПАВ, предложенных в последнее время. Пол является важным модератором всех факторов. Результаты не отличаются существенно среди лиц различной этничности .

Были сделаны попытки установить те факторы инициации употребления ПАВ, которые можно установить еще до подросткового возраста ребенка. Выделили 3 семейных фактора. 1. Правила. Это существующие в семье требования относительно времени отхода ко сну ребенка, о выполнении домашней работы, четкость и ясность правил, согласие родителей о правилах, наличие правил употребления алкоголя, правила о просмотре телепередач. 2. Мониторинг. Ребенок звонит родителям относительно своей задержки возвращения домой, дети имеют возможность быть в контакте с родителями. Родители знают о местонахождении их детей, о том с кем и чем занимаются дети после школы. Родители знают, с кем дружит ребенок. 3. Привязанность и приверженность семье. Родители и дети сообщают, что они делятся мыслями и чувствами. Дети говорят о своей близости к матери и отцу (или фигурам, их заменяющим), о желании быть похожим на мать или отца. Родители отмечают, что дети спонтанно, по своей инициативе помогают в домашнем хозяйстве и хотят порадовать мать и oтца.

В исследовании изучали влияние этих семейных факторов и влияние групп сверстников на инициацию употребления алкоголя, сигарет, марихуаны учащимися. Детей обследовали дважды - в 11-летнем и 12-летнем возрасте. Установили, что просоциальные процессы в семье, т.е. наличие правил, мониторинга и привязанности существенно влияет на снижение выбора антисоциальных сверстников. Наличие в семье указанных трех факторов существенно снижает инициацию употребления ПАВ детьми, даже в тех случаях, когда они примыкают к группе антисоциальных сверстников. Авторы указывают, что влияние семьи с возрастом ребенка снижается, а влияние сверстников повышается. Но никогда влияние семьи не устраняется полностью. Выбор группы антисоциальных сверстников все же вторичен, а влияние семьи первично .

В других исследованиях также было показано, что родительский мониторинг, соблюдение подростком "комендантского часа" были установлены как факторы, смягчающие употребление ПАВ подростками. Если подросток соблюдает установленные в семье границы, если он придерживается "комендантского часа" (возвращается домой не позднее установленного времени), если родители знают, где и с кем находится их ребенок (родительский мониторинг) и могут влиять на его поведение, то вероятность употребления ПАВ подростком снижается .

Тестировали гипотезу о том, что родительский алкоголизм и сосуществующее антисоциальное поведение непрямым образом сцеплены с проблемами экстернализованного поведения ребенка (агрессивность, делинквентность, дефицит внимания). Изучили 125 семей с больным алкоголизмом отцом и 83 семьи подобранной контрольной группы. Обследование проводили дважды с 3-летним интервалом. Во всех семьях были биологические сыновья 3-5 лет в начале лонгитудинального изучения. Результаты показали, что недостаток контроля у ребенка является медиатором между родительским алкоголизмом и экстернализованным поведением в последующей жизни сына. Семейный конфликт - важный медиатор влияний антисоциального поведения матери и отца . Это адаптация к разводу, повторному браку родителей или выраженное ухудшение семейных взаимоотношений; дистантное, малозаботливое и непостоянное родительство; негативные коммуникации в паре родитель-ребенок; плохой мониторинг со стороны родителей; нечеткие семейные правила, ожидания и поощрения; употребление ПАВ родителем или сибсом; хаотический уклад семейной жизни, в особенности в случаях, когда родители злоупотребляют ПАВ или страдают душевным заболеванием; неэффективная практика воспитания ребенка, в особенности в случаях с трудным темпераментом ребенка и проблемным его поведением; недостаток взаимной привязанности и заботы; хроническое внутри-семейное напряжение и разлад; отсутствие руководства со стороны родителей, вседозволенность.

Факторы защиты включают систему позитивной семейной поддержки, позитивные взаимоотношения в семье, сильную привязанность, приверженность семейным ценностям, высокий уровень образования родителей,религиозность.

Сходные факторы риска защиты обнаруживались и при изучении употребления подростками запрещенных наркотиков.

В неклинической выборке из 2837 колумбийских юношей и их матерей провели интервью, в котором учитывали стиль воспитания, употребление членами семьи запрещенных наркотиков, личностные особенности матери и ребенка и употребление подростком запрещенных наркотиков. Результаты показали, что насилие, доступность наркотиков, употребление наркотиков кем-либо в семье, дистантные взаимоотношения между родителем и ребенком и отклоняющееся поведение подростка являются факторами риска употребления подростком запрещенных наркотиков. Риск употребления может снижаться протективной практикой воспитания ребенка родителем. Например, интервенция, направленная на уменьшение таких факторов, как делинквентность, плохой эмоциональный контроль матери и ребенка может привести к снижению потребления наркотиков подростком .

Оценка семейного анамнеза (наличие алкоголизма и наркомании у родителей), учет текущей и прошлой психопатологической симптоматики у самих изучаемых больных, степень злоупотребления алкоголем и другими ПАВ в настоящее время и в прошлом, антисоциальное и криминальное поведение была проведена у 246 кокаиновых наркоманов (96% из них курили крэк). У 75% обследованных, по их самоотчетам, отмечался алкоголизм либо наркомания у родителей. Наличие наркологических заболеваний у отца либо у матери ассоциировалось с повышенным риском употребления, злоупотребления алкоголем, лечения от алкоголизма в прошлом, а также с предшествовавшим или недавним криминальным поведением и очень часто совпадало с диагнозом антисоциальной личности и с серией антисоциального поведения у родителя; с другой психопатологией этот родительский фактор не ассоциирован.

Сравнение подгрупп с наличием и отсутствием наркологических проблем у матерей обнаружило более сильные различия, чем сравнение подгрупп с наличием и отсутствием наркологических проблем у отцов или у кого-либо из родителей. Это указывает на более важную роль матери во влиянии на жизнь их детей, чем роль отца. Результаты могут указывать как на роль социального научения, так и на важность биопсихосоциальной интерпретации факта отягощенности семейного анамнеза и на драматическое влияние материнского анамнеза в вон росах злоупотребления их детьми алкоголем и наркотиками .

Большинство факторов риска одинаково важны для лиц обоего пола.

Женщины испытывают на себе негативное влияние семейного алкоголизма в такой же степени, как и мужчины. Наличие родственника 1-й степени родства с алкоголизмом повышает риск алкоголизма у женщин в 2-4 раза. Распространенность алкоголизма среди женщин, являющимися детьми больны алкоголизмом, составляет 5-14% сравнительно 0,1-1,0% в общей популяции женщин. Семейный алкоголизм широко распространен. Сообщалось что 53% взрослых лиц из общей популяции отмечали в своих семьях наличие родственника 1-й степени родства, больного алкоголизмом .

Изучали факторы, противодействующие развитии. алкоголизма у женщин. Учитывали влияния родительского алкоголизма и семейного окружения Обследовали 3 раза национальную выборку 4449 женщин в течение 10 лет, в которой оказалось 21% женщин с наличием алкоголизма у родителей. Изучали супружеские коммуникации у этих женщин супружескую сплоченность, гармонию, вербальное согласие, расхождения позиций, конфликты. Предположили, что сплоченность в супружеских диадах может снижать неблагоприятное действие родительского алкоголизма на женщин.

Результаты свидетельствуют, что неблагоприятное влияние родительского алкоголизма на последующую алкогольную зависимость в течение жизни существенно снижается по мере взросления дочерей, что особенно выражено к возрасту 37 лет. Середина 4-го десятилетия жизни женщины - это критический возраст развития алкоголизма при наличии алкоголизма у родителя. Важным добавочным фактором риска (к алкоголизму родителя) является алкоголизм сестры. При сочетании этих обоих факторов риск алкоголизма у женщин увеличивается драматическим образом. Позитивные интерперсональные коммуникации эффективно снижают значение факторов риска. Особенно благоприятна сплоченность в супружеских диадах, справедливое разделение тягот домашнего хозяйства, снижение конфликтности по поводу нерешенных домашних проблем. Повышение сплоченности в диадах рекомендуют сделать целью психотерапии .

Таким образом, для женщин важны те же факторы риска, что и для мужчин. Кроме того, для них имеют значение следующие факторы риска: недостаток близких подруг; сексуальное оскорбление в анамнезе; депрессия и тревога в анамнезе; высокая частота суицидальных попыток; раннее начало пубертата, совпадающее с ранним употреблением алкоголя, табака, наркотиков .

Факторы риска, проявляющиеся в школе

Среди подростков с употреблением ПАВ отмечают плохую успеваемость в учебе, плохое когнитивное функционирование, конфликты во взаимоотношениях, насилие и другие формы дисфункционального поведения.

По данным ряда исследователей, факторы риска злоупотребления ПАВ, проявляющиеся в школе, -это: плохая успеваемость; агрессивное поведение или чрезмерная застенчивость в классе; стремление примкнуть к подросткам с девиантным поведением, ожидание похвалы за употребление ПАВ в школе, со стороны сверстников. Упоминают также частую смену школ и некоторые виды учительской практики .

Факторы риска, связанные со сверстниками

Сюда относятся: дружба со сверстниками, употребляющими ПАВ; осведомленность и одобрительное отношение к фактам употребления ПАВ другими .

Таким образом, основные факторы риска употребления ПАВ и злоупотребления ими связаны с наличием биологического родителя, больного зависимостью, и с взаимоотношениями, специфичными для семей с наличием зависимости. Как факторы риска, так и факторы защиты обнаруживаются прежде всего в семье. Важным фактором риска является наличие друзей с употреблением ПАВ и антисоциальной направленностью поведения. Однако выбор таких друзей опосредован семейными влияниями и соответствующей структурой личности. С точки зрения существования генно-средовой корреляции совпадение генетических и средовых факторов в определенных семьях не является случайным.

Если генотип является неизменным, то внутрисемейная среда изменяема. Авторы, изучавшие факторы риска и защиты, подчеркивали важность своих находок для организации семейной интервенции и работы с родителями до начала употребления ПАВ подростками. Улучшение семейных взаимоотношений, которое может быть достигнуто в процессе психотерапевтической работы с семьями, должно стать важным направлением первичной профилактики.

Результаты рассмотренных в статье исследований представляем в таблице.

Таблица. Основные факторы риска и защиты употребления и злоупотребления психоактивными веществами подростками, поданным исследований.

Факторы риска Факторы защиты
Зависимость от ПАВ родителя и/или других родственников

Употребление ПАВ членами семьи

Негативные коммуникации в парах родитель-ребенок и мать-отец

Плохой мониторинг со стороны родителей

Развод родителей, адаптация к повторному браку родителя

Нереалистические ожидания в отношении развития ребенка

Дистантное, малозаботливое и непостоянное родительство, недостаток любви к ребенку

Отсутствие руководства со стороны родителей, вседозволенность

Предпочтение мнения сверстников мнению семьи

Плохая успеваемость, исключение из школы

Проблемы с правоохранительными органами Низкий уровень ожидания от будущего

Воспитание в семье с высокими морально-религиозными ценностями

Позитивные коммуникации в семье

Просоциальные установки семьи с наличием правил, мониторинга и эмоциональной привязанности

Сплоченность и твердость семьи

Интеллектуально-культурная ориентация

Эмоциональная близость к матери

Любовь между всеми членами семьи, адекватное выражение любви к ребенку

Положительное поведение окружающих сверстников.

Уважение семейных ценностей

Хорошие навыки общения, умение разрешать конфликты

Хорошая школьная успеваемость

Литература

1. Москаленко В.Д., Шевцов A.В). Роль генетических и средовых факторов в возникновении зависимости Часть 1. Изучение семей близнецов, приемных детей и факторов среды/ « Новости науки и техники» Серия Медицина. Выпуск Алкогольная болезнь//ВИНИТИ. - 2000. - №2. - С. 1-6.
2. Москаленко В.Д., Шевцов А.В. Роль генетических и средовых факторов в возникновении зависимости. Часть 2. Генетические модели на животных. Проблема маркирования. Гены-кандидаты / «Новости HBV ки и техники». Серия Медицина. Выпуск Алкоголь ная болезнь //ВИНИТИ. - 2000. - №3. - С. 1- 5.
3. Bogenschneider К., Wu M., Raffaelli M. & Tsai/ Parent influences on adolescent peer orientation am! substance use: The interference of parentining practices and values // Child Development. - 1998. - Vol. 69, N. 6 (Dec). - P. 1672.
4. Brook J.S., Whiteman M., Finch S., Cohen P . Longitudinally foretelling drug use in the late twenties: Adolescent personality and social-environmental antecedents //J. Genet. Psycliol. - 2000. - Vol. 161. № 1. - P.37-51.
5. Brook J.S., Brook D. W., De La Rosa M. et al. Adolescent illegal drug use: The impact of personality, family, and environmental factors //J. Behav. Med. - 2001. - Vol. 24, N. 2. - P. 183-203.
6. BucholzK.K.,Hesselbrock VM, Heath Л. С. et a/. A latent class analisis of antisocial personality disorder symptom data from a multi-centre family study of alcoholism // Addiction.-2000 - Vol. 95, №4. - P. 553-567.
7. Caudill B.D, Hoffman LA, Hubbard R.L, Flynn P.M. and Lucky J.W. // Probl. Of Drug Depend., 1992: Proc. 54th A. Sci. Med. College on Probl. Of Drug Depend., Inc. // NIDA Res. Monogr. - 1993. - Vol. 132. - P. 204.
8. Dunkan Т., Tildesley E. The consistency of family and peer influences on the development of substance use in adolescence // Addiction. 1995.- Vol. 95, N. 12 (December). - P. 1647-1651.
9. Freshman A., Leinwand C. The implication of female risk factors for substance abuse prevention in adolescent girls //]. Prev. And Interv. Commun. - 2001. -Vol.21,N. 1.-P. 29-51.
10. Giancola P.R., Parker A.M. A six-year prospective study of pathways toward drug use in adolescent boys with ana without a family history of a substance use disorder //]. Stud. Alcohol. - 2001. - Vol. 62, March. P. 166-178.
11. JangK.L., Vemon P.A., Livesley W.J. Personality disorder traits, family environment, and alcohol misuse: a multivariate behavioral genetic analysis //Addiction. 2000. - Vol. 95, N. 6. - P. 873 - 888.
12. JangK.L., Vemon Ph. A., Livesley W.J. et al. Intra- and extra-familial influences on alcohol and drug misuse: a twin study of gene-environment correlation // Addiction. - 2001. - Vol. 96, N. 9. - P. 1307-1318
13. Jenni.wn K.M.,Johnson K.A. Parental alcoholism as a risk factor for DSM-IV-defined alcohol abuse and dependence in American women: The protective benefits of dyadic cohesion in marital communication // Amer.J. Drug and Alcohol Abuse. - 2001. - Vol. 27, N. 2. - P. 349-374.
14. Jeynes W. H. The effects of parental divorce on their children"s consumption of alcohol //]. Youth and adolescence. - 2001. - Vol. 30, N. 3. - P. 305-319.
15. Kupennan S., Schlosser S.S., Kramer J.R. et al. Risk domains associated with an alcohol dependence diagnosis // Addiction. - 2001. - Vol. 96. - P. 629-636.
16. Loukas A., Fitzgerald H. E., Zucker R.A., von Eye A. Parental alcoholism and co-occurring antisocial behavior: Prospective relationships to externalizing behavior problems in their young sons // J. Abnorm. Child Psychol. - 2001. - Vol. 29, № 2. - P. 91-106.
17. Mason A., Windle M. Familv, religious, school and peer influences on adolescent alcohol use: A longitudinal study //]. Stud. Alcohol. 2001. - Vol. 62, January. -P. 44-53.
18. Moon D. G.,Jackson K. M., /fechtM. L. Family risk:ind resiliency factors, substance use, and the drug substance process in adolescence //J. Drug Educan 2000. - Vol. 30, N. 4. - P. 373-398.
19. Obotl.S. The role of the family in promoting drug free communities in Nigeria // J. Family Soc. Worl 2001. - Vol. 6, N. 1. - P. 53-67.
20. Oxford Ml., Harachi T.W.Catalano R.F., Abbot I"D. Preadolescent predictors of substance initiation: Arest of both the direct and mediated effect of family soi"ial control factors on deviant peer associations and substance initiation // Am. J. Drug Alcohol Abuse -2000. - Vol. 27, N. 4. - P. 599-616.
21. Pico B. Perceived social support from parents:ind peers: Which is the stronger predictor of adolescent substance use? // Substance Use & Misuse. - 2000. -Vol. 35, N. 4.-P. 617-630.
22. Stewart Ch., 2002. Family factors of low-income African_American youth associated with substance abuse: an exploratory an analysis //J. of Ethnicitv in Substance Abuse. - 2002. - Vol. 1, № 1. - P. 97-f
23. Schuckit M.A., Smith T.L. The relationships of a family history of alcohol dependence: A low level of response to alcohol and six domains of life functioning to the development of alcohol use disorders // J. Stud. Alcohol. - 2000. - Vol. 61. P. 827- 835.
24. Schuckit M.A., Smith T.L., 2001 Correlates of unpre dicted outcomes in sons of alcoholics and controls / J.Stud. Alcohol. - 2001. - Vol. 62, July. - P. 477-485.
25. Smart L., Chibucos T. Adolescent substance use and perceived family functioning. // J. Family Issues. -1990. - Vol 11, N. 2 - Jun. - Р.208-228.
26. Slephenson A., Henry С. Family characteristics and adolescent substance use // Adolescence. 1996. - Vol 31.N. 121 Spring. - P. 59-68.
27. Sutherland I., SepherdJ.P. Social dimensions of adolescent substance use // Addiction. - 2001. - Vol. Wi 3. - P. 445-458.
28. Vakalahi H.F. Adolescent substance use and famil. based risk and protective factors: A literature review //J. Drug Educ. - 2001. - Vol. 31, N. 1. - P. 29-44
29. ZhangL., WelteJ.W., Wieczorrk W.F. The influence of parental drinking and closeness on adolescent drinking //J.Stud. Alcohol. - 1999. - Vol. 60, N. 2. - P. 245-254

Похожие статьи