Социально медицинское обслуживание на дому граждан пожилого возраста и инвалидов. Социальное обслуживание на дому как направление социальной работы с гражданами пожилого возраста и инвалидами

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Реферат

на тему: «Социальное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов»

Введение

2. Формы социального обслуживания, виды социальных услуг

Заключение

пожилой возраст инвалид социальный

Введение

В современном развитом обществе долголетие становится нормой жизни, причем основная проблема заключается в качестве долголетия. У человека, по мере старения, изменяется не только его состояние здоровья, но и происходит определенная переориентация жизненных интересов, потребностей, меняется социальный статус в обществе, семье. К старости человек приобретает целый ряд заболеваний, преимущественно хронического течения с частыми обострениями, поэтому лица пожилого и старческого возраста испытывают повышенную потребность в медицинской и социальной помощи.

Одной из характерных особенностей периода пожилого и старческого возраста, как у относительно здоровых, так и у больных людей является наступающая социально-психологическая дезадаптация. Именно изменение социального статуса пожилого человека - выход на пенсию, утрата близких родственников, трудности в связи с самообслуживание, ухудшение экономического положения - нарушает привычные жизненные стереотипы, требует мобилизации собственных физических и психических резервов, которые в этом возрасте значительно снижены, все это сильно воздействует на психику старого человека.

Неспособность инвалидов самостоятельно справляться с повседневными заботами приводит к зависимости от других людей, что вызывает у многих чувство неполноценности, бессилия, нежелания дальнейшего существования.

Способы адаптации пожилых людей и инвалидов. Так, наряду с тяжелыми переживаниями и развивающимися депрессиями у пожилых и инвалидов обнаруживается тенденция к изолированному существованию без потребности видеть других людей, ощущение умиротворенности в одиночестве, стремление к новым занятиям и контактам. В то же время немалая часть из них проявляет гармоничную адаптацию, когда присутствуют здравый смысл, мужество, оптимизм.

В связи с этим в обществе весьма актуальной является проблема оказания социальной помощи, поддержки пожилым и инвалидам, которая осуществляется при помощи социального обслуживания.

Цель работы - изучить особенности социального обслуживания пожилых граждан и инвалидов в Российской Федерации.

Задачи работы:

Изучить положения и принципы социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов в РФ.

Рассмотреть формы социального обслуживания.

1. Основные положения и принципы социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов

Конституция РФ в ст. 7 установила, что Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты. Такая правовая норма и отражает человеколюбие и милосердие, оно выражается конкретно в создании государством условий, которые бы обеспечивали достойную жизнь пожилых людей и инвалидов на территории РФ.

Пожилым гражданин будет считаться при достижении им определенного возраста. Данным возрастным барьером считается 55 лет для женщин и 60 лет для мужчин. Подтвердить данный факт человек может просто предъявлением паспорта, других документов для этого не требуется. Факт того, что человек является инвалидом, должен подтверждаться согласно п. 36 Правил признания лица инвалидом, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 20.02.2006 № 95, справкой. Согласно п. 5 - 13 Правил условиями признания гражданина инвалидом являются:

а) нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами;

б) ограничение жизнедеятельности (полная или частичная утрата гражданином способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться или заниматься трудовой деятельностью);

в) необходимость в мерах социальной защиты, включая реабилитацию.

В зависимости от степени ограничения жизнедеятельности, обусловленного стойким расстройством функций организма, возникшего в результате заболеваний, последствий травм или дефектов, гражданину, признанному инвалидом, устанавливается I, II или III группа инвалидности, а гражданину в возрасте до 18 лет - категория "ребенок-инвалид".

Инвалидность I группы устанавливается на 2 года, II и III групп - на 1 год. Категория "ребенок-инвалид" устанавливается на 1 или 2 года либо до достижения гражданином возраста 18 лет.

В случае признания гражданина инвалидом в качестве причины инвалидности указываются общее заболевание, трудовое увечье, профессиональное заболевание, инвалидность с детства, инвалидность с детства вследствие ранения (контузии, увечья), связанная с боевыми действиями в период Великой Отечественной войны, военная травма, заболевание, полученное в период военной службы, инвалидность, связанная с катастрофой на Чернобыльской АЭС, последствиями радиационных воздействий и непосредственным участием в деятельности подразделений особого риска, а также иные причины, установленные законодательством Российской Федерации.

При отсутствии документов, подтверждающих факт профессионального заболевания, трудового увечья, военной травмы или других предусмотренных законодательством Российской Федерации обстоятельств, являющихся причиной инвалидности, в качестве причины инвалидности указывается общее заболевание. В этом случае гражданину оказывается содействие в получении указанных документов. При представлении в бюро соответствующих документов причина инвалидности изменяется со дня представления этих документов без дополнительного освидетельствования инвалида.

Гражданину, признанному инвалидом, выдаются справка, подтверждающая факт установления инвалидности, с указанием группы инвалидности и степени ограничения способности к трудовой деятельности либо с указанием группы инвалидности без ограничения способности к трудовой деятельности, а также индивидуальная программа реабилитации.

Признание гражданина инвалидом осуществляется при проведении медико-социальной экспертизы исходя из комплексной оценки состояния организма гражданина на основе анализа его клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых и психологических данных с использованием классификаций и критериев, утверждаемых Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.

Вторым обязательным условием для наличия самого юридического факта будет являться то, что такой гражданин должен нуждаться в постоянной или временной посторонней помощи. Это возможно по причине частичной или полной утраты возможности самостоятельно удовлетворять свои основные жизненные потребности вследствие ограничения способности к самообслуживанию и (или) передвижению. Но возможно, что это будут и какие-то другие причины, по которым можно судить о такой неспособности гражданина самому удовлетворять свои потребности и т.д. На практике, когда обращаются в органы социальной защиты с заявлением, они не выясняют факт нуждаемости в посторонней помощи, а смотрят на наличие определенного возраста или инвалидности.

Именно наличие первого и второго обстоятельства в совокупности дает состав самого юридического факта, основания для получения гражданином социальной помощи от государства в рамках комментируемого Закона.

Социальное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов осуществляется по решению органов социальной защиты населения в подведомственных им учреждениях либо по договорам, заключаемым органами социальной защиты с учреждениями социального обслуживания иных форм собственности.

Деятельность в сфере социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов строится на принципах. Первый принцип, который отражен в Законе - принцип соблюдения прав и свобод человека и гражданина - имеет свое конституционное значение, которое сводится к тому, что Российская Федерация обязана выполнять взятые на себя международные обязательства по соблюдению прав и свобод человека и гражданина, отраженные в международных документах (конвенциях, протоколах, пактах и соглашениях). Вместе с тем применительно к Закону принцип соблюдения прав и свобод человека и гражданина имеет и свое отличное от конституционного содержание. Однако оно основано опять-таки на конституционном закреплении данного принципа. Соблюдение прав человека выражается как в равенстве прав всех граждан на получение социальной помощи от государства, так и в свободе выбора получения такой помощи.

Следующий принцип предоставления государственных гарантий в сфере социального обслуживания не закреплен напрямую в Конституции РФ, но он следует из ряда положений Конституции. Конституция РФ объявила Россию социальным государством и закрепила принцип ответственности государства за взятые на себя обязательства по социальному обслуживанию граждан. Государство не может отказаться в одностороннем порядке от исполнения своих обязательств перед гражданами, в том числе по их социальному обслуживанию, которое оно гарантировало им ранее.

Принцип предоставления государственных гарантий по социальному обслуживанию держится, с одной стороны, на том, что Конституция РФ и стоящий на страже закона Конституционный Суд РФ не позволяют отдельным органам государственной власти как-либо умалять права граждан на социальное обслуживание, и, с другой стороны, реализуется на бюджетных гарантиях государства. Органы государственной власти при формировании бюджета на каждый финансовый год обязаны закладывать в него необходимые прогнозируемые суммы расходной части бюджета для того, чтобы исполнить в следующем финансовом году свои обязательства перед гражданами.

Глава 13.1 Бюджетного кодекса РФ предусмотрела формирование Стабилизационного фонда. Средства Стабилизационного фонда могут использоваться для финансирования дефицита федерального бюджета при снижении цены на нефть ниже базовой, а также на иные цели в случае, если накопленный объем средств. Объемы использования средств Стабилизационного фонда определяются федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год, проект которого вносится Правительством РФ.

Закон также предусмотрел определенные гарантии исполнения обязательств государством социальной помощи. Далее государство гарантирует получение всего комплекса социальных услуг, который установлен.

На федеральном уровне есть два подзаконных нормативных правовых акта, которыми и регулируется содержание и качество социальных услуг, - это Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 52143-2003 «Социальное обслуживание населения. Основные виды социальных услуг», принятый Постановлением Госстандарта РФ от 24 ноября 2003 г. № 327-ст, и Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 52142-2003 «Социальное обслуживание населения. Качество социальных услуг. Общие положения», принятый Постановлением Госстандарта РФ от 24 ноября 2003 г. № 326-ст.

Следующий правовой принцип, сформированный законодателем в Статье 3, оформлен как принцип преемственности всех видов социального обслуживания. Это означает, скорее всего, преемственность политики нашего государства в вопросах социального обслуживания.

Рассмотрим содержание принципа ориентации социального обслуживания на индивидуальные потребности граждан пожилого возраста и инвалидов. Данный принцип продиктован организационной необходимостью в социальном обеспечении пожилых граждан и инвалидов. Потребности у каждого инвалида или пожилого человека разнообразны, в первую очередь это продиктовано состоянием их здоровья, особенностями их истории болезни. Также далеко не последнюю роль играют такие факторы: совместно с кем-то или одиноко проживает гражданин, может ли он самостоятельно обеспечивать себя и обслуживать себя в социально-бытовом плане. Именно данные факторы и влияют в основном на определение типа и содержание услуг по социальной помощи пожилых граждан и инвалидов. Ориентация социального обслуживания на индивидуальные потребности граждан пожилого возраста и инвалидов достигается посредством наличия перечня разнообразных социальных услуг, которые могут быть предоставлены гражданам, и выбора для каждого в итоге не всего сразу перечня услуг, а только тех услуг, в которых действительно нуждается инвалид или пожилой человек.

Таким образом, деятельность в сфере социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов строится на принципах:

Соблюдения прав человека и гражданина;

Предоставления государственных гарантий в сфере социального обслуживания;

Обеспечения равных возможностей в получении социальных услуг и их доступности для граждан пожилого возраста и инвалидов;

Преемственности всех видов социального обслуживания;

Ориентации социального обслуживания на индивидуальные потребности граждан пожилого возраста и инвалидов;

Приоритета мер по социальной адаптации граждан пожилого возраста и инвалидов;

Ответственности органов государственной власти и учреждений, а также должностных лиц за обеспечение прав граждан пожилого возраста и инвалидов в сфере социального обслуживания.

2. Формы социального обслуживания

Социальное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов включает:

1) социальное обслуживание на дому (включая социально-медицинское обслуживание);

2) полустационарное социальное обслуживание в отделениях дневного (ночного) пребывания учреждений социального обслуживания;

3) стационарное социальное обслуживание в стационарных учреждениях социального обслуживания (домах - интернатах, пансионатах и других учреждениях социального обслуживания независимо от их наименования);

4) срочное социальное обслуживание;

5) социально-консультативную помощь.

2. Гражданам пожилого возраста и инвалидам предоставляется жилая площадь в специальных жилых домах для престарелых в порядке, установленном жилищным законодательством.

3. Социальное обслуживание по желанию граждан пожилого возраста и инвалидов может осуществляться на постоянной или временной основе.

Социальное обслуживание на дому

1. Социальное обслуживание на дому является одним из основных видов социального обслуживания, направленным на максимально возможное продление пребывания граждан пожилого возраста и инвалидов в привычной социальной среде с целью поддержания их социального статуса, а также на защиту их прав и законных интересов.

2. К числу надомных социальных услуг, предусмотренных федеральным перечнем гарантированных государством социальных услуг, относятся:

1) организация питания, включая доставку продуктов на дом;

2) помощь в приобретении медикаментов, продовольственных и промышленных товаров первой необходимости;

3) содействие в получении медицинской помощи, в том числе сопровождение в медицинские учреждения;

4) поддержание условий проживания в соответствии с гигиеническими требованиями;

5) содействие в организации юридической помощи и иных правовых услуг, находящихся в компетенции социального работника;

6) содействие в организации ритуальных услуг;

7) другие надомные социальные услуги.

3. При обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов, проживающих в жилых помещениях без центрального отопления, в число надомных социальных услуг, предусмотренных федеральным перечнем гарантированных государством социальных услуг, включается содействие в обеспечении топливом.

4. Кроме надомных социальных услуг, предусмотренных федеральным и территориальными перечнями гарантированных государством социальных услуг, гражданам пожилого возраста и инвалидам могут быть предоставлены дополнительные услуги на условиях полной или частичной оплаты.

5. Социальное обслуживание на дому может осуществляться на постоянной или временной основе в соответствии с потребностями и желанием граждан пожилого возраста и инвалидов.

6. Социальное обслуживание на дому организуется путем создания соответствующих отделений в муниципальных центрах социального обслуживания или при органах социальной защиты населения.

7. Порядок и условия зачисления на социальное обслуживание на дому определяются Министерством социальной защиты населения Российской Федерации.

Социально-медицинское обслуживание на дому осуществляется в отношении нуждающихся в надомных социальных услугах граждан пожилого возраста и инвалидов, страдающих психическими расстройствами (в стадии ремиссии), туберкулезом (за исключением активной формы), тяжелыми заболеваниями (в том числе онкологическими) в поздних стадиях, за исключением заболеваний, указанных в части третьей статьи 15 настоящего Федерального закона.

Социально-медицинское обслуживание на дому осуществляется специализированными отделениями, создаваемыми в муниципальных центрах социального обслуживания или при органах социальной защиты населения. В штат указанных отделений вводятся медицинские работники, медицинская профессиональная деятельность которых регламентируется законодательством Российской Федерации об охране здоровья.

Полустационарное социальное обслуживание включает социально-бытовое, медицинское и культурное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов, организацию их питания, отдыха, обеспечение их участия в посильной трудовой деятельности и поддержание активного образа жизни.

На полустационарное социальное обслуживание принимаются нуждающиеся в нем граждане пожилого возраста и инвалиды, сохранившие способность к самообслуживанию и активному передвижению, не имеющие медицинских противопоказаний к зачислению на социальное обслуживание, предусмотренных в части третьей статьи 15 настоящего Федерального закона.

Решение о зачислении на полустационарное обслуживание принимается руководителем учреждения социального обслуживания на основании личного заявления гражданина пожилого возраста и инвалида и справки учреждения здравоохранения о состоянии его здоровья.

Полустационарное социальное обслуживание осуществляется отделениями дневного (ночного) пребывания, создаваемыми в муниципальных центрах социального обслуживания или при органах социальной защиты населения.

Стационарное социальное обслуживание направлено на оказание разносторонней социально-бытовой помощи гражданам пожилого возраста и инвалидам, в значительной степени или полностью утратившим способность к самообслуживанию и нуждающимся по состоянию здоровья в постоянном уходе и наблюдении.

Стационарное социальное обслуживание включает меры по созданию для граждан пожилого возраста и инвалидов наиболее адекватных их возрасту и состоянию здоровья условий жизнедеятельности, реабилитационные мероприятия медицинского, социального и трудового характера, обеспечение ухода и медицинской помощи, организацию их отдыха и досуга.

Стационарное социальное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов осуществляется в стационарных учреждениях (отделениях) социального обслуживания, профилированных в соответствии с возрастом и состоянием здоровья обслуживаемых.

Не допускается помещение детей - инвалидов с физическими недостатками в стационарные учреждения социального обслуживания, предназначенные для проживания детей с психическими расстройствами.

Граждане пожилого возраста и инвалиды, проживающие в стационарных учреждениях социального обслуживания общего профиля и постоянно нарушающие установленный порядок проживания в этих учреждениях, могут быть по представлению администрации указанных учреждений на основании решения суда переведены в специальные стационарные учреждения социального обслуживания.

Специальные стационарные учреждения социального обслуживания предназначены для оказания социальных и иных услуг гражданам пожилого возраста и инвалидам, находящимся под административным надзором или неоднократно привлекавшимся к административной ответственности за нарушения общественного порядка.

В специальные стационарные учреждения социального обслуживания направляются также лица, проживающие в стационарных учреждениях социального обслуживания, к которым неоднократно применялись меры административного воздействия за нарушение общественного порядка.

Решение о помещении в специальные стационарные учреждения социального обслуживания лиц, указанных в частях первой и второй настоящей статьи, принимается судом по представлению администрации стационарных учреждений социального обслуживания, органов внутренних дел или органов социальной защиты населения.

В специальные стационарные учреждения социального обслуживания органами социальной защиты населения могут направляться граждане пожилого возраста и инвалиды без определенного места жительства по их личному желанию и при отсутствии медицинских противопоказаний.

Обеспечение общественного порядка в специальных стационарных учреждениях социального обслуживания осуществляются персоналом указанного учреждения совместно с органами внутренних дел.

Оказание социальных, медицинских и иных услуг, а также организация трудового процесса в специальных стационарных учреждениях социального обслуживания осуществляется на общих основаниях, предусмотренных статьей 13 настоящего Федерального закона.

Выписка граждан пожилого возраста и инвалидов из специальных стационарных учреждений социального обслуживания производится по решению суда или по их желанию при условии их добровольного поступления в указанные учреждения.

Администрация стационарного учреждения социального обслуживания и его персонал обязаны:

Соблюдать права человека и гражданина в сфере социального обслуживания;

Информировать граждан пожилого возраста и инвалидов, проживающих в стационарном учреждении социального обслуживания, об их правах;

Выполнять обязанности опекунов и попечителей в отношении граждан пожилого возраста и инвалидов, нуждающихся в опеке или попечительстве;

Осуществлять и развивать просветительную деятельность, организовывать отдых и культурное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов;

Предоставлять гражданам пожилого возраста и инвалидам, проживающим в стационарном учреждении социального обслуживания, возможность пользоваться телефонной связью и почтовыми услугами за плату в соответствии с действующими тарифами;

Выделять супругам из числа проживающих в стационарном учреждении социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов изолированное жилое помещение для совместного проживания;

Обеспечивать сохранность личных вещей и ценностей граждан пожилого возраста и инвалидов;

Исполнять иные функции, установленные законодательством Российской Федерации.

1. Срочное социальное обслуживание осуществляется в целях оказания неотложной помощи разового характера гражданам пожилого возраста и инвалидам, остро нуждающимся в социальной поддержке.

2. Срочное социальное обслуживание включает следующие социальные услуги из числа предусмотренных федеральным перечнем гарантированных государством социальных услуг:

1) разовое обеспечение остро нуждающихся бесплатным горячим питанием или продуктовыми наборами;

2) обеспечение одеждой, обувью и другими предметами первой необходимости;

3) разовое оказание материальной помощи;

4) содействие в получении временного жилого помещения;

5) организацию юридической помощи в целях защиты прав обслуживаемых лиц;

6) организацию экстренной медико-психологической помощи с привлечением для этой работы психологов и священнослужителей и выделением для этих целей дополнительных телефонных номеров;

7) иные срочные социальные услуги.

3. Срочное социальное обслуживание осуществляется муниципальными центрами социального обслуживания или отделениями, создаваемыми для этих целей при органах социальной защиты населения.

1. Социально-консультативная помощь гражданам пожилого возраста и инвалидам направлена на их адаптацию в обществе, ослабление социальной напряженности, создание благоприятных отношений в семье, а также на обеспечение взаимодействия личности, семьи, общества и государства.

2. Социально-консультативная помощь гражданам пожилого возраста и инвалидам ориентирована на их психологическую поддержку, активизацию усилий в решении собственных проблем и предусматривает:

1) выявление лиц, нуждающихся в социально-консультативной помощи;

2) профилактику различного рода социально-психологических отклонений;

3) работу с семьями, в которых живут граждане пожилого возраста и инвалиды, организацию их досуга;

4) консультативную помощь в обучении, профессиональной ориентации и трудоустройстве инвалидов;

5) обеспечение координации деятельности государственных учреждений и общественных объединений для решения проблем граждан пожилого возраста и инвалидов;

6) правовую помощь в пределах компетенции социальных работников;

7) иные меры по формированию здоровых взаимоотношений и созданию благоприятной социальной среды для граждан пожилого возраста и инвалидов.

3. Организацией и координацией социально-консультативной помощи занимаются муниципальные центры социального обслуживания или отделения, создаваемые при органах социальной защиты населения.

Оплата надомного, полустационарного и стационарного социального обслуживания в государственных и муниципальных учреждениях социального обслуживания:

1. Социальные услуги, входящие в федеральный перечень гарантированных государством социальных услуг, могут быть оказаны гражданам бесплатно, а также на условиях частичной или полной оплаты.

2. Бесплатно оказываются социальные услуги:

1) одиноким гражданам пожилого возраста (одиноким супружеским парам) и инвалидам, получающим пенсию, в том числе с учетом надбавок, в размере ниже прожиточного минимума, установленного для данного региона;

2) гражданам пожилого возраста и инвалидам, имеющим родственников, которые не могут по объективным причинам обеспечить им помощь и уход, при условии, что размер получаемой этими гражданами пенсии, в том числе с учетом надбавок, ниже прожиточного минимума, установленного для данного региона;

3) гражданам пожилого возраста и инвалидам, проживающим в семьях, среднедушевой доход которых ниже прожиточного минимума, установленного для данного региона.

3. Социальные услуги на условиях частичной оплаты оказываются:

1) одиноким гражданам пожилого возраста (одиноким супружеским парам) и инвалидам, получающим пенсию, в том числе с учетом надбавок, в размере от 100 до 150 процентов прожиточного минимума, установленного для данного региона;

2) гражданам пожилого возраста и инвалидам, имеющим родственников, которые не могут по объективным причинам обеспечить им помощь и уход, при условии, что размер получаемой этими гражданами пенсии, в том числе с учетом надбавок, составляет от 100 до 150 процентов прожиточного минимума, установленного для данного региона;

3) гражданам пожилого возраста и инвалидам, проживающим в семьях, среднедушевой доход которых составляет от 100 до 150 процентов прожиточного минимума, установленного для данного региона.

4. Социальные услуги на условиях полной оплаты оказываются гражданам пожилого возраста и инвалидам, проживающим в семьях, среднедушевой доход которых превышает на 150 процентов прожиточный минимум, установленный для данного региона.

5. Взимание платы производится со всех категорий граждан пожилого возраста и инвалидов при оказании по их просьбе дополнительных социальных услуг, не входящих в федеральный перечень гарантированных государством социальных услуг.

6. Порядок и условия оплаты социальных услуг в государственном и муниципальном секторах социальных услуг определяются Правительством Российской Федерации. Тарифы на социальные услуги, оказываемые государственными и муниципальными учреждениями социального обслуживания, определяются органами социальной защиты населения субъектов Российской Федерации.

7. Плата за стационарное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов осуществляется указанными гражданами или их законными представителями в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

8. Средства, поступающие от оплаты социальных услуг, зачисляются на счета учреждений социального обслуживания и направляются на дальнейшее развитие социального обслуживания и стимулирование труда социальных работников в размере, определяемом органами социальной защиты населения, в ведении которых находятся указанные учреждения, сверх бюджетных ассигнований. Государственные и муниципальные учреждения социального обслуживания в части средств, поступающих от оплаты социальных услуг, подлежат льготному налогообложению в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

9. Учреждения социального обслуживания, предоставляющие социальные услуги, обязаны заключать с гражданами пожилого возраста и инвалидами, принимаемыми на платное обслуживание, или с их законными представителями договоры, определяющие виды и объем предоставляемых услуг, а также порядок и размер их оплаты.

10. Оплата социальных услуг может производиться в форме отчуждения принадлежащих гражданам пожилого возраста и инвалидам жилых помещений, земельных и имущественных паев, иной собственности на основании договоров, заключаемых в соответствии с законодательством Российской Федерации.

11. Сделки об отчуждении недвижимости в целях оплаты социальных услуг регистрируются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, при одновременном соблюдении следующих условий:

1) сохранении за гражданином пожилого возраста и инвалидом права пожизненного проживания в отчужденном жилом помещении либо предоставлении ему с его согласия другого жилого помещения для проживания, отвечающего нормам, установленным жилищным законодательством;

2) получении согласия в письменной форме местных органов управления социального обслуживания населения на оформление сделки.

3. Нормативно-правое регулирование социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов

Ниже мы представляем перечень нормативных правовых актов Российской Федерации и Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, действующих в целях улучшения положения граждан старшего поколения и инвалидов.

Федеральный закон от 28 декабря 2013 года № 442-ФЗ " Об основах социального обслуживания гаждан Российской Федерации ".

Закон Ханты-Мансийского АО - Югры от 19 ноября 2014 г. N 93-оз "Об утверждении перечня социальных услуг, предоставляемых поставщиками социальных услуг в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре"

Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 53058-2013 "Социальное обслуживание населения. Социальные услуги гражданам пожилого возраста"

Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 52142-2013 "Социальное обслуживание населения. Качество социальных услуг. Общие положения"

Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 52143-2013 "Социальное обслуживание населения. Основные виды социальных услуг"

Заключение

Социальная работа как важнейший раздел деятельности в области обслуживания пожилых людей и инвалидов в последние годы приобретает все большую актуальность. Хотя социальная забота государства и общества по отношению к инвалидам и пожилым гражданам в России проявлялась всегда, никогда ранее не обсуждался и не решался вопрос о специалистах, которые осуществляли бы эту деятельность. Социальная работа (в широком смысле этого слова) с такими категориями лиц, как инвалиды и пожилые люди, проводилась систематически в органах и учреждениях социального обеспечения (социальной защиты). В числе осуществляющих эту деятельность были работники домов-интернатов, Центров социального обслуживания, муниципальных и территориальных органов управления. Социальным работникам со времени введения этих должностей отводится специфическая роль, которая определяется и типом учреждения, и характером оказываемых услуг, и целями (задачами), и ожидаемыми результатами. Место деятельности социального работника в связи с указанными обстоятельствами как бы перемещается, оно динамично. Вместе с тем, по мере внедрения в систему социальной защиты работников данной категории расширяются их функции. Деятельность социальных работников распространяется на все категории инвалидов и пожилых людей, находящихся и в населении (в том числе и в семьях), и в домах-интернатах. При этом особенно вырисовывается специфика деятельности социальных работников. В одних случаях она носит характер организации помощи различных служб (медицинской помощи, юридических консультаций и т.д.), в других она приобретает морально-психологический аспект, в третьих -- характер коррекционно-педагогической деятельности и т.д. Необходимо подчеркнуть, что помимо непосредственных "потребителей" (инвалидов, пожилых людей) сфера деятельности социальных работников распространяется и на обслуживающий персонал, например, в домах-интернатах, с которым социальным работникам приходится взаимодействовать. В этой связи приобретает особую значимость уровень образования социальных работников, их профессионализм, знание психологических особенностей инвалидов и пожилых людей. В связи с широкими и разнообразными функциями социальных работников в обслуживании пожилых людей, возникает потребность в этих специалистах с различным уровнем образования. Для той категории инвалидов и пожилых людей, которые находятся в населении, диапазон деятельности социальных работников охватывает большой круг задач, начиная от оказания социально-бытовой помощи и кончая психолого- педагогической коррекцией и морально-психологической поддержкой. Для инвалидов и пожилых людей, находящихся в стационарных учреждениях, деятельность социальных работников также имеет широкий диапазон, начиная от социально-бытовой адаптации в домах-интернатах и кончая интеграцией инвалидов в общество. В данной реально существующей ситуации с обслуживанием пожилых людей и инвалидов в разных условиях их проживания существует настоятельная необходимость введения в штат стационарных учреждений социальных работников с целью совершенствования социальной поддержки нетрудоспособных граждан.

Список использованных источников

1) Басов Н. Ф. Социальная работа с людьми пожилого возраста. Ростов- н/Д.: Феникс, 2009. 346 с.

2) Батяев А.А. Комментарий Федеральному закону от 2 августа 1995 года № 122-ФЗ "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов". М.: Юристъ, 2009. 542 с.

3) Долженкова Г.Д. Право социального обеспечения: конспект лекций. М.: Юрайт-Издат, 2007. 187 с.

4) Крайг Г., Бокум Д. Психология развития. СПб.: Питер, 2005. 940 с.

5) Основы социальной работы. М.: Академия, 2008. 288 с.

6) Право социального обеспечения: учебник / под ред. К.Н. Гусова. М.: Инфра-М, 2007. 328 с.

7) Социальная защита населения. Опыт организационно-административной работы. М.: "МарТ", 2007. 400 с.

8) Ткаченко В.С. Медико-социальные основы независимой жизни инвалидов. М.: Дашков и Ко, 2009. 384 с.

9) Фирсов М. В, Студенова Г. Е. Теория социальной работы. М.: Академический проект, Гаудеамус, 2009. 512 с.

10) Харин К.С. Право социального обеспечения: учеб. пособие. В 2 ч. Ч.1. СПб.: ГУАП, 2008. - 360 с.

11) Харин К.С. Право социального обеспечения: учеб.пособие. В 2 ч. Ч.2. СПб.: ГУАП, 2008. 297 с.

12) Якушев А.В. Социальная защита. Социальная работа: конспект лекций. М.: А-Приор, 2010. 144 с.

13) 3. Социальная работа: теория и практика: Учебное пособие / Отв. Ред. Е.И. Холостова, А.С. Сорвина. М.: ИНФРА-М, 2004. 427 с.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Социальная политика государства по защите и поддержке граждан пожилого возраста, основные принципы их социального обслуживания в России. Анализ деятельности учреждений социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов в г. Новый Уренгой.

    дипломная работа , добавлен 06.01.2014

    Понятие, критерии эффективности социального обслуживания. Изучение способов его оценки в отделении социального обслуживания на дому граждан пожилого возраста и инвалидов на примере МУ "Междуреченский комплексный центр социального обслуживания населения".

    дипломная работа , добавлен 26.10.2010

    Проблемы одиночества пожилых людей. Особенности деятельности специалиста по социальной работе отделения социального обслуживания на дому граждан пожилого возраста и инвалидов. Рекомендации по совершенствованию условий жизни пожилых граждан на селе.

    дипломная работа , добавлен 25.10.2010

    Общие положения социального обслуживания граждан. Принципы социального обслуживания граждан. Содержание инвалидов и престарелых в учреждениях социальной защиты населения. Реабилитация инвалидов. Программа по реабилитации инвалидов в Читинской области.

    курсовая работа , добавлен 24.03.2008

    Права граждан пожилого возраста и инвалидов, проживающих в стационарных учреждениях социального обслуживания. Основная функция, выполняемая психоневрологическими интернатами. Задачи деятельности Геронтологического центра. Дом-интернат для престарелых.

    курсовая работа , добавлен 13.01.2014

    Пожилые люди как объекты социального обслуживания на дому. Современные проблемы и социальная защита людей пожилого возраста. Социальная медицина в системе социальной работы. Значимость социально-медицинской помощи людей пожилого возраста.

    дипломная работа , добавлен 26.10.2010

    Цели и задачи, принципы, функции, виды и формы деятельности системы социального обслуживания населения, ее проблемы и пути их решения. Управление и специфика работы учреждений социального обслуживания семьи и детей, людей пожилого возраста и инвалидов.

    курсовая работа , добавлен 23.05.2014

    Организация дневного пребывания в учреждениях социального обслуживания. Оказание консультативной помощи, защиты и поддержки. Основные направления деятельности реабилитационных центров для несовершеннолетних, граждан пожилого возраста и инвалидов.

    курсовая работа , добавлен 16.03.2015

    Изучение деятельности социального работника. Организационная основа деятельности отделения социального обслуживания на дому граждан пожилого возраста и инвалидов. Порядок выявления и постановки на обслуживание клиентов, нуждающихся в социальной помощи.

    отчет по практике , добавлен 23.12.2010

    Право граждан пожилого возраста и инвалидов на социальное обслуживание, его формы и основные принципы. Характеристика учреждений социальной помощи Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Городская социальная служба" и "Геронтологический центр".

Социальное обслуживание пожилых граждан и инвалидов

Регулируется ФЗ от 2 августа 1995 года О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов. данный вид социального обслуживания представляет собой совокупность социальных услуг, которые предоставляются указанным лицам на дому или в учреждениях социального обслуживания, независимо от формы собственности.

Деятельность в данной сфере строится на следующих принципах:

1. Соблюдение прав человека и гражданина

2. Предоставление государственных гарантий в сфере социального обслуживания

3. Равенство возможностей получения социальных услуги и их доступность

4. Ориентация на индивидуальные потребности этих лиц

5. Приоритет мер социальной адаптации

6. Преемственность всех видов социального обслуживания

7. Ответственность органов гос. власти и учреждений, должностных лиц за обеспечение прав указанных лиц в сфере социального обслуживания.

Право на социальное обслуживание имеют женщины в возрасте старше 55 лет и мужчины в возрасте старше 60 лет, а также инвалиды (включая детей-инвалидов), нуждающиеся в посторонней помощи временно или постоянно в связи с утратой возможности самостоятельно удовлетворять свои жизненные потребности (полностью или частично).

Социальное обслуживание этих лиц осуществляется по решению органов социальной защты населения в подведомственных им учреждениях либо по договорам, которые заключают органы социальной защиты с коммерческими организациями, предоставляющими услуги по социальному обслуживанию.

При получении социальных услуг пожилые граждане-инвалиды имеют следующие права:

1. на уважительное и гуманное отношение со стороны работников учреждения социального обслуживания

2. на выбор учреждения и формы соц. обслуживания

3. на информацию о своих правах и обязанностях, а также об условиях оказания соиальных услуг.

4. Согласие или отказ от социального обслуживания

5. конфиденциальность информации личного характера

6. на защиту своих прав и интересов

Социальное обслуживание осуществляется при добровольном согласии самих лиц, исключение составляют:

1. лица, не достигшие возраста 14 лет

2. лица, признанные недееспособными в соответствии с законодательством

В этом случае согласие дает законный представитель. Согласие выражается в письменной заявлении, на основании которого лицо помещается в учреждение социального обслуживания.

Законом РФ от 2 июля 1992 года О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании предусмотрена возможность поместить пожилого гражданина или инвалида в учреждение социального обслуживания без их согласия.

По общему правилу, указанные лица могут отказаться от социального обслуживания, при этом работниками социальных служб им должно разъясняться негативные последствия принятого решения. В этом случае лица оформляют отказ от социального обслуживания в письменной форме.

Гражданам пожилого возраста и инвалидам может предоставляться жилое помещение в домах жилищного фонда социального использования. При этом по желанию самих лиц их социальное обслуживание может осущетвляться как на постоянной, так и на временной основе.

Социальное обслуживание на дому направлено на максимально возможное продление пребывания граждан пожилого возраста и инвалидов в привычной среде в целях поддержания их социального статуса. Перечень гарантированных государством социальных услуг к числу надомных услуг относит:

1. организация питания, включая доставку продуктов на дом

2. помощь в приобретении медикоментов, продовольственных и промышленных товаров первой необходимости.

3. содействие в получении медицинской помощи, включая препровождение в медицинские учреждения.

4. поддержание условий проживания в соответствии с гигиеническими требованиями

5. содействие в оказании юридической помощи и правовых услуг

6. содействие в организации ритуальных услуг.

7. Если указанные лица проживают в жилых помещениях без центрального отопления и/или водоснабжения, то тогда в перечень гарантированных услуг включается обеспечение топливом или водой.

Кроме этого данным лицам могут быть предоставлены и другеи услуги дополнительно на суловиях частичной или полной оплаты.

Если пожилые граждане или инвалиды страдают психическими расстройствами, анкологическими заболеваниями, туберкулезом, венерическими заболеваниями, хроническим алкоголизмом и другими подобными заболеваниями, требующими лечения, то им может быть отказано в предоставлении социальных услуг на дому и они направляются в учреждения здравоохранения.

Полустационарное социальное обслуживание: включает в себя социально-бытовое, медицинское и культурное обслуживание гражданпожилого возраста и инвалидов, организацию их питания, отдыха, обеспечение их посильной трудовой деятельности и поддержание активного образа жизни. На полустационарное социальное обслуживание принимаются лица, способные к самообслуживанию и активному передвижению и не имеющие медицинских противопоказаний. Полустационарное социальное обслуживание может осуществляться в домах дневного и ночного пребывания. Данные учреждения социального обслуживания создаются прежде всего для лиц без определенного места жительства. В дом ночного пребывания принимаются лица, обратившиеся как самостоятельно, так и направленные туда органами соц. защиты или ОВД. Некоторым лицам по межицинским показаниям может быть оказано в предосталвении данных услуг (перечислены выше).

Стационарное социальное обслуживание направлено на оказание социально-бытовой помощи гражданам, утратившим способность к самообслуживанию или нуждающимся в нем по состоянию здоровья. данный вид социального обслуживания включает в себя одекватные возрасту и состоянию здоровья реабилитационные мероприятия медицинского, социального, лечебно-трудового характера, обеспечение ухода, медицинской помощи, организации отдыха и досуга. Данные лица имеют следующие права:

1. обеспечение условий проживания, соответствующих санитарно-гигиеническим требованиям

2. первичную медико-санитарную и стоматологическую помощь

3. социально-медицинскую реабилитацию и социальную адаптацию

4. добровольное участие в лечебно-трудовом процессе

5. право на медико-социальную экспертизу, проводимую по медицинским показаниям

6. имеют право на свободное посещение их адвокатами, нотариусами, представителями общественных объединений, законными представителями, родственниками и священнослежителем.

7. имеют право на бесплатную юридическую помощь в соответствии с ФЗ О бесплатной юридической помощи в РФ от 21 ноября 2011 года.

8. право поедоставления им помещения для отправления релиоиозных обрядов верующим всех конфессий.

9. право сохраниения занимаемых ими жилых помещений по договору найма или аренды в течение 6 месяцев с момента поступления на социальное обслуживание, если это дома гос/мениципальной собственности. Если в помещениях остались члены семьи - сохраняется на весь срок.

10. участие в общественных комиссиях по защите прав граждан.

11. Дети-инвалиды, находящиеся в учреждениях стационарного социального обслуживания имеют право на получение образования и профессиональное обучение.

12. Дети-инвалиды с физическими недостаткам и дети-инвалиды, страдающие психическими расстройствами, помещаются в разные учреждения социального обслуживания.

Гражданам пожилого возраста и инвалидам, находящимся в стационарные учреждениях социального обслуживания предоставляется право приема их на работу в соответствии с их остоянием здоровья, при этом, если с ними юудет заключен трудовой договор, то они имеют право на отпуск 30 календарных дней.

Срочное социальное обслуживание осуществляется в целях оказания неотложной помощи разового характера, если они остро нуждаются в социальной поддержке. Срочное социальное обслуживание включает в себя:

1. разовое обеспечение горячим питанием или продоктовыми наборми

2. обеспечение одеждой, обувью и другими товарами первой необходимости

3. разовое оказание материальнойй помощи

4. содействие в получении временного жилого помещения

5. организацию юридической помощи в целях их защиты

6. организация экстренной едико-психологической помощи с привлеченеим психологов и священнослужителей.

Социально-консультативная помощь направлен на адаптацию пожилых лиц и инвалидов, на ослабление социальной напряженности, создание благоприятных условий в семье, обеспечение взаимодействия личности, семьи, общества и государства. Социально-консультативная помощь предусматривает:

1. выявление лиц, нуждющихся в данной помощи

2. профилактику социально-психилогоческих отклонений

3. работу с семьями, в которых живут указанные граждане

4. организация досуга,

5. консультация в обучении, профориентации и трудоустройстве.

6. правовая помощь в пределах компетенции органов соц. обслуживания.

7. обеспечение координации деятельности общественных объединений и учреждений социального обслуживания.

Граждане пожилого возраста и инвалиды составляют наиболее значительную в численном отношении группу, нуждающуюся в социальной помощи. Социальное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов представляет собой регламентированную ФЗ "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов" в России деятельность по удовлетворению потребностей указанных граждан в социальных услугах. Данное направление социального обслуживания включает в себя совокупность социальных услуг, которые предоставляются гражданам пожилого возраста и инвалидам на дому или в учреждениях социального обслуживания независимо от форм собственности.

Деятельность в сфере социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов строится на принципах: соблюдения прав человека и гражданина; предоставления государственных гарантий в сфере социального обслуживания; обеспечения равных возможностей в получении социальных услуг и их доступности для граждан пожилого возраста и инвалидов; преемственности всех видов социального обслуживания; ориентации социального обслуживания на индивидуальные потребности граждан пожилого возраста и инвалидов; приоритета мер по социальной адаптации граждан пожилого возраста и инвалидов; ответственности органов государственной власти и учреждений, а также должностных лиц за обеспечение прав граждан пожилого возраста и

инвалидов в сфере социального обслуживания.

Социальное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов осуществляется по решению органов социальной защиты населения в подведомственных им учреждениях либо по договорам, заключаемым органами социальной защиты с учреждениями социального обслуживания иных форм собственности. Лица, нуждающиеся в специализированной медицинской помощи, направляются на обследование и лечение в государственные учреждения здравоохранения.

Учреждения социального обслуживания являются юридическими лицами и осуществляют свою деятельность в соответствии с законодательством РФ. Государственные учреждения социального обслуживания не подлежат приватизации и не могут быть перепрофилированы на иные виды деятельности.

Дети-инвалиды, проживающие в стационарных учреждениях социального обслуживания, имеют право на получение образования и профессиональное обучение в соответствии с их физическими возможностями и умственными способностями.

Граждане пожилого возраста и инвалиды имеют право получать информацию о видах и формах социального обслуживания, показаниях на получение социальных услуг и об условиях их оплаты, а также о других условиях их предоставления.

Социальное обслуживание осуществляется при условии добровольного согласия граждан пожилого возраста и инвалидов на получение социальных услуг, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Так, согласие на социальное обслуживание лиц, не достигших 14 лет, и лиц, признанных в установленном законом порядке недееспособными, дается их законными представителями либо органами опеки и попечительства.

Ограничения прав граждан пожилого возраста и инвалидов при оказании им социальных услуг допускаются в порядке, предусмотренном Федеральным законом, и могут выражаться в помещении этих граждан без их согласия в учреждения социального обслуживания в случаях, если они лишены ухода и поддержки со стороны родственников или иных законных представителей и при этом не способны самостоятельно удовлетворять свои жизненные потребности (утрата способности к самообслуживанию и (или) активному передвижению) или признаны в установленном законом порядке недееспособными. Вопрос об их помещении решается судом по представлению органов социальной защиты населения.

Социальное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов включает: 1)

социальное обслуживание на дому (включая социальномедицинское обслуживание); 2)

полустационарное социальное обслуживание в отделениях дневного (ночного) пребывания учреждений социального обслуживания; 3)

стационарное социальное обслуживание в стационарных учреждениях социального обслуживания (домах-интернатах, пансионатах и других учреждениях социального обслуживания независимо от их наименования); 4)

срочное социальное обслуживание; 5)

социально-консультативную помощь.

Социальное обслуживание по желанию граждан пожилого возраста и инвалидов может осуществляться на постоянной или временной основе.

Право на профессиональную деятельность в сфере социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов имеют граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства, получившие высшее профессиональное или среднее профессиональное образование или профессиональную подготовку в образовательных учреждениях РФ, зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей, или учреждения социального обслуживания. Для оказания основных социально-бытовых услуг могут привлекаться граждане, не имеющие профессиональной подготовки, на условиях трудового договора.

Контроль за деятельностью по предоставлению социальных услуг в государственном секторе социального обслуживания осуществляется в порядке, предусмотренном законодательством РФ и законодательством субъектов РФ.

Еще по теме 8.6.Социальное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов:

  1. Глава 14 ПСИХИЧЕСКИЕ РАССТРОЙСТВА В ПОЖИЛОМ И СТАРЧЕСКОМ ВОЗРАСТЕ
  2. Лечение и профилактика психических расстройств у больных пожилого и старческого возраста
  3. § 2. Конституционное закрепление права пожилых людей на социальное обеспечение
  4. СУДЕБНО-МЕДИЦИНСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ИЗМЕНЕНИЙ СТРОЕНИЯ МИКРОКЛАПАНОВ СОСУДОВ ВЬЕССЕНА-ТЕБЕЗИЯ У ЛИЦ ПОЖИЛОГО ВОЗРАСТА

Российская Федерация - социальное государство, о чем свидетельствует статья 7 Конституции РФ. И если идеологическая модель социального государства сегодня находится на стадии определения, то направления социальной политики имеют правовое, организационное и идеологическое оформление. Важнейшим направлением современной социальной политики является политика социального обслуживания населения.

Генеральная Ассамблея ООН разработала ряд принципов, которые должны помочь людям старшего возраста вести полнокровную и плодотворную жизнь. Эти принципы объединены в пять групп: независимость, участие, уход, реализация внутреннего потенциала, достоинство. Осуществление принципов ориентировано на то, чтобы помочь людям старшего возраста вести полнокровную и плодотворную жизнь и обеспечить им условия, необходимые для поддержания или достижения удовлетворительного качества жизни .

Основными направлениями социальной работы с пожилыми людьми и инвалидами являются:

  • - социальное обеспечение и социальное обслуживание;
  • - медико-социальная реабилитация;
  • -социальное попечительство;
  • -оказание психологической помощи.

Ключом к пониманию направления развития социального обслуживания пожилых людей является норма подписанной Российской Федерацией 14 сентября 2000 года Европейской социальной хартии (пересмотренной) от 3 мая 1996 года: "…дать пожилым людям возможность свободно выбирать свой образ жизни и вести независимое существование в привычной для них обстановке, пока они желают и могут делать это" (статья 23).

Индивидуализация и гуманизация социального обслуживания пожилых людей - направление развития социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, которого необходимо придерживаться, чтобы реализовать подход, в центре которого находится клиент .

В Федеральном законе "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации" социальное обслуживание определяется как деятельность социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации. Основными принципами социального обслуживания являются: адресность, доступность, добровольность, гуманность, приоритетность предоставления социальных услуг несовершеннолетним, находящимся в трудной жизненной ситуации, конфиденциальность, профилактическая направленность .

Федеральный закон Российской Федерации от 2 августа 1995 г. N 122-ФЗ "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов" устанавливает формы социального обслуживания, одной из которых является социальное обслуживание на дому (включая социально-медицинское обслуживание) .

Пожилые люди, сохранившие частичную способность к самообслуживанию и проживанию в благоприятных жилищных условиях, неохотно переселяются в государственные учреждения, где они постепенно утрачивают связи с привычным окружением. Проживая в домашних условиях, они нуждаются в помощи и периодических услугах. Социальное обслуживание на дому направлено на максимально возможное продление пребывания граждан пожилого возраста и инвалидов в привычной социальной среде в целях поддержания их социального статуса, а также на защиту их прав и законных интересов. Клиент является источником собственных изменений, а социальный работник только координирует данный процесс, исходя из уровня собственной профессионально-социальной компетенции. Т.е. по сути, статус "клиентсоциального работника" не предполагает утрату социальной субъектности .

К числу надомных социальных услуг, предусматриваемых перечнем гарантированных государством социальных услуг, относятся:

  • 1) организация питания, включая доставку продуктов на дом;
  • 2) помощь в приобретении медикаментов, продовольственных и промышленных товаров первой необходимости;
  • 3) содействие в получении медицинской помощи, в том числе сопровождение в медицинские учреждения;
  • 4) поддержание условий проживания в соответствии с гигиеническими требованиями;
  • 5) содействие в организации юридической помощи и иных правовых услуг;
  • 6) содействие в организации ритуальных услуг;
  • 7) другие надомные социальные услуги.

При обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов, проживающих в жилых помещениях без центрального отопления и (или) водоснабжения, в число надомных социальных услуг, предусматриваемых перечнем гарантированных государством социальных услуг, включается содействие в обеспечении топливом и (или) водой .

Кроме надомных социальных услуг, предусмотренных перечнем гарантированных государством социальных услуг, гражданам пожилого возраста и инвалидам могут быть предоставлены дополнительные услуги на условиях полной или частичной оплаты .

В условиях рыночной экономики специальные услуги для пожилых людей предусматриваются как в системе социальных отраслей и комплексов, так и в области сервисной деятельности. На рынке услуг они становятся предметом купли и продажи соответственно спросу и предложению. Пожилые люди являются устойчивыми потребителями гарантированных государственных социальных услуг. Платные услуги для этой категории являются малодоступными, хотя в документах государственного стратегического развития прогнозируется вероятность того, что пожилые люди в перспективе могут стать потенциальными покупателями широкого спектра услуг.

Социально-медицинское обслуживание на дому осуществляется в отношении нуждающихся в надомных социальных услугах граждан пожилого возраста и инвалидов, страдающих психическими расстройствами (в стадии ремиссии), туберкулезом (за исключением активной формы), тяжелыми заболеваниями (в том числе онкологическими) в поздних стадиях, за исключением граждан пожилого возраста и инвалидов, являющихся бактерио- или вирусоносителями, либо при наличии у них хронического алкоголизма, карантинных инфекционных заболеваний, активных форм туберкулеза, тяжелых психических расстройств, венерических и других заболеваний, требующих лечения в специализированных учреждениях здравоохранения .

В Докладе о результатах и основных направлениях деятельности Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации на 2013-2015 гг. отмечается, что приоритетным направлением социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов является оказание услуг на дому. Данная форма предоставления социальных услуг является более социально ориентированной, поскольку сохраняет привычную среду обитания для граждан, а также более экономичной, по сравнению со стационарным социальным обслуживанием.

В 2012 г. отделениями социального обслуживания на дому Российской Федерации предоставлены надомные услуги 1,3 млн. граждан пожилого возраста и инвалидам (в 2006 году - 362,0 тыс. граждан), специализированными отделениями социально-медицинского обслуживания на дому предоставлены услуги 103,3 тыс. граждан (в 2006 году - 150,5 тыс. граждан).

Востребованность надомного социального обслуживания населения подтверждается сохраняющейся в течение последних лет очередностью на их получение. Несмотря на заметное снижение очередности (по России: 2006 г. - свыше 131 тыс. чел., 2012 г. - около 12,4 тыс. чел.), она остается высокой. Например, в Мурманской области на 01.01.2013 в очереди на социальное обслуживание на дому состояли 267 чел.

Министерство труда и социальной защиты населения РФ разработало "дорожную карту" повышения эффективности и качества услуг в сфере социального обслуживания населения. "Дорожная карта" представляет собой документ, отражающий стратегическое развитие сферы социального обслуживания населения на период с 2013 по 2018 гг. Основная цель "дорожной карты" - обеспечение доступности, существенное повышение эффективности и качества предоставления населению социальных услуг в сфере социального обслуживания, а также внедрение современных форм и технологий работы в деятельность социальных учреждений.

Также утверждены приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации №287 от 1 июля 2013 г. Методические рекомендации по разработке органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления показателей эффективности деятельности подведомственных государственных (муниципальных) учреждений социального обслуживания населения, их руководителей и работников.

В связи с тем, что порядок и условия социального обслуживания на дому определяются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, в Мурманской области принят Закон Мурманской области от 29.12.2004 N 572-01-ЗМО "О социальном обслуживании населения в Мурманской области", который регламентирует социальное обслуживание на дому как предоставление социальных услуг гражданам, нуждающимся в постоянном или временном нестационарном социальном обслуживании.

Одиноким гражданам и гражданам, частично утратившим способность к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью, инвалидностью, предоставляется помощь на дому в виде социально-бытовых, социально-медицинских услуг и иной помощи .

Положение о порядке предоставления социального обслуживания на дому гражданам пожилого возраста и инвалидам, утвержденное Постановлением Правительства Мурманской области от 22 июня 2007 г. N 299-ПП/11, гарантирует предоставление услуг на дому в соответствии с Территориальным перечнем гарантированных государством социальных услуг, предоставляемых гражданам пожилого возраста и инвалидам государственными и муниципальными учреждениями социального обслуживания(в редакции постановления Правительства Мурманской области от 08.02.2007 N 58-ПП).

Кроме надомных социальных услуг, предусмотренных территориальным перечнем гарантированных государством социальных услуг, гражданам пожилого возраста и инвалидам по их желанию предоставляются дополнительные платные социальные услуги .

Сегодня на первый план выходит задача повышения качества предоставляемых социальных услуг, что связывается с преодолением различий качественных показателей социального обслуживания, характерных для отдельных регионов, населенных мест, для города и села. При условии того, что повышение качества социального обслуживания - бесспорно, приоритет, именно конкретные нужды пожилых людей определяют стратегию развития и практику в данной области. Пожилые люди должны получать не те услуги, которые в силу различных условий и обстоятельств могут предоставить им социальные службы, а услуги необходимые, строго соответствующие индивидуальной нуждаемости в них.

Министерство труда и социального развития Мурманской области приняло План мероприятий ("дорожную карту") "Повышение эффективности и качества услуг в сфере социального обслуживания населения на 2013-2018 гг.". В соответствием с "дорожной картой" в первом квартале 2013 г. подведены итоги опроса граждан о качестве предоставляемых социальных услуг в учреждениях социального обслуживания населения Мурманской обл. в 2012 г. Более 4,5 тыс. пожилых и инвалидов приняли участие в анкетировании. По результатам опроса 98 % клиентов учреждений социального обслуживания удовлетворены качеством предоставляемых услуг. 2 % опрошенных считают, что социальное обслуживание не способствует решению их бытовых, правовых и психологических проблем и что они не располагают достаточной информации об услугах, предоставляемых учреждением.

Таким образом, сфера деятельности по социальному обслуживанию нуждающегося населения находится в стадии активного развития, и ей уделяется значительное внимание органов государственной и муниципальной власти. Основными принципами социального обслуживания являются: адресность, доступность, добровольность, гуманность, приоритетность предоставления социальных услуг несовершеннолетним, находящимся в трудной жизненной ситуации, конфиденциальность, профилактическая направленность. Приоритетным направлением социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов является оказание услуг на дому. Востребованность надомного социального обслуживания населения подтверждается сохраняющейся в течение последних лет очередностью на их получение. Стратегию развития и практику в данной области определяют повышение качества социального обслуживания и усиление внимания к конкретным нуждам пожилых людей.

При организации социальной работы с пожилыми людьми и инвалидами практическая деятельность складывается из трех основополагающих компонентов:

Во-первых, из селекции (или отбора), подразумевающей поиск основных, важных составных элементов жизнедеятельности пожилого человека, которые были утрачены с возрастом. Индивидуальные запросы необходимо привести в соответствие с реальной действительностью, что позволит индивиду испытывать чувство удовлетворения и контролировать свою повседневную жизнь.

Во-вторых, из оптимизации, которая заключается в том, что пожилой человек при содействии квалифицированного специалиста по социальной работе находит для себя новые резервные возможности, изменяет, улучшает свою жизнь в качественном отношении. То есть пробуждает интерес к жизни. Социальному работнику экономнее по времени самому выполнить некоторые услуги, чем терпеливо содействовать пожилому человеку выполнить эти операции самостоятельно. Проделанная работа, достижение определенного результата всегда формирует чувство значимости и повышает самооценку любого человека, а для пожилого человека ещё более значимо, так как служит стимулом и мотивацией к последующим "мелким победам". В настоящее время опекающие формы социального обслуживания ведут к деструктуризации уклада жизни пожилого человека, лишают пожилых права выбора и возможности самому решать хотя бы часть своих проблем.

В-третьих, из компенсации, состоящей в создании дополнительных источников, материальных выплат, компенсирующих возрастную ограниченность, в использовании новых современных приборов и технологий, улучшающих память, компенсирующих потерю слуха, ограниченность передвижения и т.д.

Достижению целей социальной работы способствуют различные формы и методы, которые классифицируются в соответствии с разрабатываемыми методологическими подходами. Многие методы являются междисциплинарными, что определяется универсальным характером данного вида деятельности.

Формы социальной работы дифференцированы: так, по критерию масштабности ее субъектов принято различать общественную, коллективную и индивидуальную деятельность, по способу выполнения - физическую и умственную деятельность, а по сфере проявления - экономическую, политическую, духовную, экзистенциальную и социальную деятельность.

Такой критерий как новизна использования технологий позволяет различить традиционные и инновационные формы социальной работы.

К традиционным можно отнести индивидуальные формы социально-бытовых услуг (приобретение продуктов, помощь в приготовлении пищи, уборке помещения и пр.), социально-медицинских услуг (оказание санитарно-гигиенических услуг, помощь в получении доврачебной помощи и пр.) и др. .

В начале XXI века начавшаяся системная перестройка деятельности социальных служб во многих регионах РФ привела к внедрению более совершенного механизма предоставления социальных услуг на основе индивидуальных планов, участия самих пожилых людей и инвалидов в планировании деятельности социальных служб. Система разработки и внедрения новых технологий социального обслуживания пожилых людей и инвалидов на дому включала:

  • - проведение исследований по изучению потребностей пожилых людей и инвалидов в социальных услугах;
  • - изучение социальных и экономических возможностей учреждений социальной сферы, предоставляющих услуги;
  • - разработку новых моделей работы по удовлетворению потребностей клиентов пожилого возраста и инвалидов;
  • - обучение кадров, в том числе специалистов по социальной работе, и руководящих работников социальной сферы;
  • - мониторинг и корректировку "работающей" модели с учетом опыта, полученного в ходе ее применения.

К новым технологиям можно отнести услуги сиделок. Это набор услуг, предусмотренных реестром услуг сиделок по социально-медицинскому уходу, которые предоставляются на постоянной или временной основе гражданам пожилого возраста (женщины старше 55 лет, мужчины старше 60 лет) и инвалидам, частично или полностью утратившим способность к самообслуживанию и требующим постоянного постороннего ухода. В отличие от действующей системы обслуживания на дому услуги сиделок предоставляются людям, которые не могут в течение дня оставаться одни без посторонней поддержки. Им необходима помощь в приеме пищи, лекарств, одевании, проведении гигиенических процедур. В то же время для пожилых людей важно оставаться в привычной домашней среде, а не в условиях социального или медицинского учреждения.

Одним из направлений инновационного развития является внедрение электронных услуг в сфере социального обслуживания, которое расширит возможности доступа граждан к информации для реализации права на социальное обслуживание, в том числе к сведениям о деятельности органов государственной власти в данной сфере, устранит дублирование в предоставлении органами государственной власти данных, необходимых для реализации гражданами своего права на получение услуг. Гражданину не потребуется предоставлять какие-либо документы, содержащие сведения, подтверждающие его право на получение услуг, если такие сведения имеются в государственных и муниципальных органах и учреждениях, что приведет к снижению издержек для населения и организаций, связанных с их предоставлением, а также снизит число обращений граждан и организаций в органы власти.

Интернет стал настоящим спасением для тех, кто по состоянию здоровья не может передвигаться, общаться с друзьями. Поговорить на волнующие темы инвалидам теперь можно, не выходя из дома. Задачей социальных работников в данном случае является - обучение Интернет-грамоте, основам владения компьютером, а также помощь в приобретении необходимой техники.

В основу новой формы социального обслуживания "Санаторий на дому" положено усиленное медикаментозное, физиотерапевтическое лечение и диетическое питание престарелых граждан в домашних условиях. Эта инновационная форма надомного обслуживания требует больших материальных вложений, а также профессиональных знаний и умений сотрудников. Данный вид помощи включает в себя комплекс социально-оздоровительных мероприятий: проведение гигиенических процедур, выполнение врачебных процедур, консультативная помощь психолога, реабилитолога, юриста и специалистов по социальной работе, оказание социально-бытовых услуг, сопровождение в социально-значимые объекты города, прогулка, организация досуга (чтение книг, лепка, вязание, беседы), проведение обучающих адаптационных занятий (тренинги, ЛФК, обучение самомассажу) и др. .

Большие возможности в оказании поддержки пожилым и старым людям имеет психологическая помощь. В развитии психолого-консультативного направления несколько видов психотехнологий: превентивные, реабилитационные, социализирующие, коррекционные, интегративные. Естественно, что осуществлять психологическую помощь должны профильные специалисты. Хорошие результаты даёт включение специалистов-психологов в работу социальных служб, когда психологические методы используются в сочетании с другими формами социальной помощи .

В настоящее время активно продолжает развиваться направление работы по социально-медицинскому обслуживанию на дому, предоставлению услуг по уходу за тяжелобольными пожилыми людьми и инвалидами, в том числе неизлечимо больными, остро нуждающимися в паллиативном уходе в течение последнего года жизни.

Хоспис на дому - форма работы, которая на сегодняшний день находится в стадии активной разработки. Хоспис - это бесплатное государственное учреждение, которое обеспечивает уход за тяжело больным человеком, облегчение его физического и психического состояния, а также поддержание его социального и духовного потенциала. Главная идея хосписа - обеспечить достойную жизнь человеку в ситуации тяжелой болезни. Вся совокупность медико-социальной и психологической помощи больному должна быть направлена на ликвидацию или уменьшение болевого синдрома и страха смерти при максимально возможном сохранении его сознания и интеллектуальных способностей.

Большее количество охватываемых хосписами больных находятся у себя дома, и выездная бригада посещает их, производя все необходимые мероприятия. Уход за больными осуществляет специально подготовленный медицинский и обслуживающий персонал, а также родственники больных и добровольные помощники, прошедшие предварительное обучение в хосписе.

Источниками финансирования хосписов являются бюджетные средства, средства благотворительных обществ и добровольные пожертвования граждан и организаций. Услуги хосписа бесплатны для жителей закрепленной за ним территории. Но большинство российских хосписов имеет платные отделения и платные услуги, которые могут быть оказаны по выбору пациента .

Во многих субъектах Российской Федерации получила широкое распространение такая форма обслуживания, как пункты проката средств реабилитации и предметов первой необходимости. Такой вид помощи позволяет в некоторой степени решить проблему обеспечения инвалидов средствами реабилитации.

В последние 5 лет в практике социального обслуживания появилась форма работы - "Социальное такси". Схема работы проста: человек набирает номер местного отделения центра соцобслуживания населения, заказывает поездку и к его дому подъезжает автомобиль. Социальное такси имеет свои ограничения. Воспользоваться им могут определённые категории населения не более двух раз в месяц в пределах двух часов за одну поездку. Многие машины оборудованы подъемниками для инвалидов-колясочников.

Одной из инновационных является бригадная форма обслуживания на дому. Социальные работники в количестве 4-6 человек объединяются для выполнения трудоемкой работы: косметического ремонта жилья (побелки, покраски, уборки), заготовки топлива, обработки приусадебного участка. Бригада может выглядеть и как объединение представителей разных специальностей: медицинской сестры, психолога, соцработника, плотника, электрика и др.

Во многих Центрах социального обслуживания населения создаются бригады социальных работников по выращиванию огородной продукции. Центр социального обслуживания населения заключает соглашения с гражданами, состоящими на надомном обслуживании, на выращивание на их земельных приусадебных участках огородной продукции. Часть собранного урожая выдается малообеспеченным гражданам в качестве материальной помощи, а часть реализовывается предприятиям общественного питания. Средства, вырученные от продажи, также направляются на оказание материальной помощи малообеспеченным пенсионерам .

К обслуживанию пожилых людей привлекаются волонтеры. Такая деятельность базируется на энтузиазме и чувстве социальной солидарности Добровольческие бригады из учащейся молодежи, студентов и активных пенсионеров оказывают помощь одиноким престарелым людям в ведении домашнего хозяйства, мелком ремонте и др. Студенты-медики и социальные работники обучают нуждающихся навыкам самообслуживания, а их родственников - правилам ухода. Известные в начале ХХ века тимуровские отряды получили новое развитие под другим названием, но с сохранением главной цели - оказание посильной помощи больным и немощным. .

Люди, окончившие активную трудовую деятельность, часто оказываются в вакууме своего вынужденного социального ограничения. Круг их общения значительно сужается, а из-за материальной несостоятельности они не могут позволить себе организовать интересный и активный отдых. Часто это ведет к депрессии и усугубляет проблемы. В данном случае положительный эффект могут оказать педагогические и социально-культурные методы.

Подмена жизненной цели, ее компенсация в процессе досуговой деятельности на уровне творчества проявляется в таких видах занятий, как резьба по дереву, чеканка, выжигание, вышивка, конструирование, выпиливание и другие виды деятельности. Демонстрирование образцов рукоделия на различных выставках, помощь в посещении выставок может стимулировать дальнейшую творческую активность.

Немаловажную роль в организации досуга и стимулировании мыслительной деятельности может сыграть надомное библиотечное обслуживание. Современный метод библиотерапии основан на использовании систематического чтения для улучшения психологического состояния человека. В России библиотерапия не сразу получила широкое распространение. Терапевтический эффект книги может основываться на узнавании человеком своей проблемы, травмирующей ситуации в художественном произведении и следовании заданным в произведении образцам выхода из проблемных ситуаций, их психологического преодоления. При этом, чем больше похожа ситуация, описанная в книге, и герой на обстоятельства и характер пациента, тем сильнее выражен эффект.

Одной из самых доступных форм творческого досуга является коллекционирование, которое как предмет досуговой деятельности неоднозначно по своей ценности. Для одних это бессистемный сбор однотипных предметов, для других - целенаправленное, осмысленное занятие, обогащающее человека духовно. Социальные работники могут взять на себя организацию возможности общения с другими коллекционерами.

Для большинства пожилых людей содержание досуговой деятельности ориентировано на потребительские ценности: общение с природой, возможность побывать в обществе, послушать концерт, посетить театр. Выездные формы работы (в клуб, во Дворец культуры, в концертный зал) - хлопотное, но очень полезное дело .

Немалое значение имеет информированность клиентов о возможностях социального обслуживания. С этой целью организовывается постоянная или периодическая работа "Телефона общения" или консультативно-справочной службы. Каждый позвонивший имеет возможность получить бесплатную консультацию по вопросам социального обслуживания, предоставления льгот и преимуществ, разрешения конфликтных ситуаций, взаимоотношений в семье и др.

Привлечение ресурсов региональных телерадиокомпаний по созданию системы информационно-просветительской работы с пожилыми гражданами и инвалидами может быть реализовано как за счет спонсорских средств, так и с помощью административного ресурса. Для оптимизации подобной работы можно провести изучение структуры и содержания запросов пожилого населения, а потом разработать и выпустить в эфир тематические циклы программ. А также вести специальную колонку или рубрику в местных газетах .

Еще одной дополнительной мерой социальной поддержки пожилых и инвалидов стало внедрение услуги "тревожная кнопка". Услуга "тревожная кнопка" рассчитана, в первую очередь, на защиту и поддержку одиноких людей, а также тех, кто в течение дня остается один, когда их родные уходят на работу. Наличие "тревожной кнопки" не требует присутствия постороннего, однако внушает чувство безопасности, ощущение, что помощь всегда рядом, а это очень важно для пожилого человека и инвалида. Технология "тревожная кнопка" реализуется с помощью стационарного оборудования или сотовой связи. Система позволяет пожилому человеку нажатием всего одной кнопки в любое время связаться с оператором-врачом и получить консультацию медицинского, социального и бытового характера. Данная технология социального обслуживания значительно повышает доступность медицинских и социальных услуг граждан. Инновационность технологии "тревожная кнопка" заключается в системном подходе организации и предоставления самой услуги, в использовании современных информационных технологий .

Таким образом, развитие системы социального обслуживания населения во всем многообразии его организационных форм и видов позволяет удовлетворять запросы клиентов, выполнять поставленные временем задачи.

Похожие статьи