О парадоксах контрабанды сигарет в европе. Брендинг в условиях контрабанды: как распознать нелегальные сигареты

То, что белорусские сигареты можно купить чуть ли не во всех странах Западной Европы, - секрет Полишинеля. Но как они туда попадают? Как стали лидером среди контрабандных товаров? И сколько сегодня может заработать обычный контрабандист? Hrodna.life опубликовал откровения теперь уже бывших контрабандистов Олега, Максима и Янека, которые хорошо помнят, как развивался контрабандный бизнес на границе.

Сигареты не сразу стали основным приграничным товаром. В1990-х из Беларуси в Польшу чаще всего возили спирт, а к нему самые разные товары: лопаты, резиновые сапоги, золото с серебром и медь с алюминием. Оттуда возили, например, яблоки. А вот белорусские сигареты тогда еще не имели за рубежом такой бешеной популярности.

Но конъюнктура меняется. Так, на смену спирту и металлам пришли сигареты и топливо. А товары уже везут не в Польшу, а наоборот.
До 2010-2011 годов получить долгосрочную визу было сложно. Только появление визы "за покупками" значительно упростило дело. Ранее те, кто не имел родственников в Польше, могли заплатить за визу "под ключ" даже 300-500 евро. Олег говорит, что эти деньги можно было быстро отработать. Штрафы были не такие большие, как сейчас, а проехать границу было проще.

Хотя сигареты в ЕС из Беларуси попадают разными путями, автомобильный путь для рядовых граждан Олег считает самым популярным, но не самым большим по количеству.

Чтобы не рисковать автомобилем, большинство контрабандистов возили не более "нормы": не 2 пачки, как сегодня, и не 10, как можно было раньше, а столько, чтобы не превысить норму, после которой помимо штрафа изымают автомобиль. Раньше это было 50 блоков, или один короб, потом стало 40 блоков.

Максимум, который можно было заработать с одного блока сигарет, - 15 долларов, по крайней мере на памяти Олега. Это был непродолжительный период, когда в Беларуси сильно просел курс рубля. Так, возив по 40 блоков, с одной успешной поездки можно было заработать 500 долларов.

Такой период длился несколько месяцев, часть его выпала на времена ограничения поездок раз в 5 дней. Самый большой штраф за такое количество сигарет тогда составлял около 1000 долларов. Обычно, по словам Олега, заработок была меньше - 7-10 долларов с блока.

Не попадаться на штрафы невозможно. Разве что, если ты начинающий контрабандист и у тебя чистая биография, тебя никто не знает, тогда можно некоторое время ездить безопасно. Но это лотерея. Кто-то может отработать год, кто-то - чуть больше, но можно попасть на штраф и с первого раза.

Те, кто работает на постоянной основе, к штрафам относятся как к уплате налогов. Иногда можно уйти в минус. Можно работать два-три месяца в плюс, а потом за один месяц заплатить два-три штрафа. Получится, что ничего не заработал.

Кроме трезвого расчета и хороших тайников большую роль играет случай. Кто-то успешно проезжает границу 5-10 раз в месяц в течение года и только 2-3 раза попадается. А кто-то чуть ли не весь год работает на штрафы и в итоге уходит из "бизнеса". Особенность в том, что действует нарастающий коэффициент: каждый следующий штраф больше предыдущего.

Сегодня кто-то возит 5-10 блоков, другие - 25-30, но уже более 40 берут немногие. Настолько загруженные машины называют "бомбами" - они точно подлежат конфискации. Но таких авто немного, уверяет Олег. Хорошо скрыть более 50 блоков (1 короб) в автомобиле, даже переделанном, очень сложно. Так рисковать могут только те, у кого есть "подушка безопасности".

Переделать автомобиль можно не только в Беларуси, но и в самой Польше. Но, по словам Олега, лучшие специалисты в этом - литовцы. Делают качественно, фантазия работает. Стоимость переделки может достигать 1500-2000 евро. Большинство, по словам Олега, справляется своими силами. "Кое-где сделают дополнительные дырки. Что-то урежут, выбросят шумоизоляцию или еще что. Но если машина попадет на сканер или будет работать опытная собака, никакие тайники не помогут".

Житель Гродно Максим в 2007-2008 годах работал водителем: загонял авто на "упаковку", где его упаковывали сигаретами. За это платили 25-30 долларов в зависимости от сложности работы. Потом надо было забрать автомобиль и в нужный день завезти сигареты в Польшу. За один рейс платили 30 долларов. Если машина попадала на штраф, все расходы брал на себя собственник.
На "фирме", где работал Максим, "директор" открывал визы своим водителем. А позже распродал все машины, свернул дело и наладил в Гродно легальный бизнес. Максим знает немало примеров, когда сегодняшние бизнесмены зарабатывали стартовый капитал на контрабанде.

Как сигареты доезжают до Англии и Испании, рассказал Янек, бывший контрабандист из Белостока.

Далее в Западную Европу едет большинство сигарет из Беларуси, Украины и России. Те, кто возит более 5-10 блоков, продают их оптовикам, а те уже или сами везут дальше вглубь Европы, или опять же по оптовым ценам перепродают тем, кто везет. Такой посредник при перепродаже зарабатывает 1-2 доллара с блока.

Сам Ян несколько лет возил сигареты из Беларуси. "Мой друг работал таможенником, поэтому я всегда имел информацию, когда лучше ехать, а когда лучше задержаться в Беларуси и подождать". Однажды, чтобы дождаться "хорошей" смены, пришлось задержаться в Гродно более суток.

В таком ритме Янек работал около трех лет, пока не попал в руки белорусских таможенников. На родину пришлось возвращаться пешком. Зато среднемесячная заработная плата в тот период составляла 1500-2000 долларов.

Ян утверждает, что очереди на белорусско-польской границе в будние дни бывают, только если на польской стороне работает более-менее "хорошая" смена. Если смена "плохая", да еще работают "черные" [таможенники] с собакой, очередей не будет. Тогда едут или новички, или те, кто контрабандой не занимается.

Иногда цены сигарет на черном рынке падали из-за перенасыщенности рынка. Если через какую-то границу, неважно, польскую или литовскую, успешно проезжало 5-10 фур с сигаретами или железнодорожный состав, цены начинали падать. Людей, работающих с такими серьезными объемами, Янек не знает. Говорит только, что и в Польше, и в Литве есть места, где можно оптом приобрести контрабандные сигареты в коробах. Это как раз тот товар, который ехал в фурах или поездах.

После фиаско на белорусско-польской границе Ян не пожелал завершать "карьеру", но решил сменить направление. Он приобрел другой автомобиль и переделал его в Польше за 9000 злотых, или более 2000 евро. На нем планировал возить сигареты из Польши в Англию, но уже при первой попытке его задержали…

Янек объясняет, что Англия - самое популярное направление, так как здесь можно заработать больше всего. Так, в 2016 году Би-би-си сообщала, что в Великобританию попадает 12% всех контрабандных сигарет из Беларуси.

Для белорусских контрабандистов перевоз сигарет через границу обычно является последним шагом, дальше сигареты везут поляки или литовцы. И хотя границ в Евросоюзе нет, этот путь непростой. Так, в окрестностях Августова польские пограничники и таможенники регулярно останавливают литовские бусы, полные сигарет. На дорогах Подляшья также нередко останавливают легковые авто местных жителей с багажниками, полными сигарет без польских акцизов. Обычно после проверки в гаражах и домах этих людей находят большие партии товара.

МОСКВА, 13 окт — РИА Новости, Владимир Веретенников . Население приграничных районов Белоруссии, Польши и Прибалтики нашло для себя рискованный, но весьма прибыльный вид заработка — контрабанда табачных изделий. Стоимость сигарет в России, Белоруссии и на Украине куда меньше, чем в ЕС, и потому товар в больших объемах тайком переправляют в Евросоюз без уплаты акцизов. В приграничье уже многие годы идет необъявленная война: контрабандисты и сотрудники госорганов состязаются в смекалке и технической оснащенности.

Буханки хлеба, колеса велосипедов и дроны — куда прячут курево

На днях произошел случай, удививший даже привычных ко всему польских таможенников: они обнаружили в одном из вагонов пассажирского поезда, следовавшего из белорусского Гродно в польский Краков, 52 тысячи сигарет в целлофановых пакетах, спрятанных под потолком вагона. Контрабандисты заранее спилили и скрутили головки шурупов, крепивших панель потолка, таким образом, чтобы снять ее было максимально трудно. Когда сигареты все же нашли, вагон пришлось отцепить от состава, чтобы произвести тщательный осмотр. Таможенники жалуются, что установить владельца контрабандного товара оказалось невозможным, хотя это мог быть и один из пассажиров.

В конце июля польские пограничники задержали в Люблинском воеводстве целую организацию контрабандистов, ввозившую на автомобилях с тайниками сигареты с Украины. Среди них были как поляки, так и украинцы. Товар они везли не только в Польшу, но и дальше — в Германию. Всего на протяжении нескольких месяцев их стараниями на рынок Евросоюза было вброшено нелегальных сигарет на сумму почти 1,5 миллиона злотых (свыше 340 тысяч евро). Предыдущее крупное задержание такого рода состоялось в марте — тогда у одиннадцати поляков и украинцев нашли и изъяли более 22 миллионов сигарет без польских акцизных марок. На Украине за пачку просят пять-двадцать гривен, а полякам сбывают по пять-шесть злотых (около 30-37 гривен). То есть навар с каждой пачки — больше 15 гривен.

Польские пограничники отмечают попытки провоза сигарет в раме и колесах велосипедов, в футбольных мячах, внутри музыкальных инструментов, книг, в буханках хлеба, между слоями вафель. Но чаще всего курево прячут в машинах и поездах, используя для тайников самые разные места, например автомобильные шины.

Водители-контрабандисты не всегда покорно ждут, пока таможенники просветят-простукают их транспорт. Бывает, что подозрительную машину отправляют на проверку, водитель паркуется для отвода глаз, а потом молниеносно заводит двигатель и жмет на газ. Начинается преследование, иногда даже с привлечением вертолетов. Не так давно в Польше во время такой погони контрабандист, явно насмотревшийся фильмов о Джеймсе Бонде, включил заранее смонтированное в автомобиль устройство постановки дымовой завесы. Фокус не сработал — любителя нестандартных решений все равно поймали.

Стоит отметить, что тайники в наземном транспорте считаются у контрабандистов вчерашним днем. Нынче "флибустьеры приграничий" активно применяют куда более изощренные в техническом плане способы доставки. Так, в Службе охраны государственной границы (СОГГ) Литвы жалуются на нашествие беспилотных летательных аппаратов.

Беспилотники активно применяются не первый год. В мае 2014-го российские пограничники перехватили в Калининградской области аппарат с размахом крыльев в четыре метра, способный принять до десяти килограммов сигарет. Для навигации в него была интегрирована система GPS, оператор координировал полет по 3D-карте. То, что не удалось владельцам этого дрона, получилось у других — сигаретный "воздушный экспресс" набирает обороты.

На дрезине и на льдине с GPS-датчиком

Потерь, конечно, не избежать, но, по мнению таких "предпринимателей", игра стоит свеч. В одном только 2017-м в Литве зафиксировали 34 незаконных пересечения границы беспилотниками. В СОГГ отмечают, что летательные аппараты, запущенные с территории соседних государств, способны переносить груз весом до двадцати килограммов. Хотя глава госпогранохраны Ренатас Пожела подчеркивает, что беспилотники могут использовать как контрабандисты, так и представители "недружелюбных государств" (в Литве власти давно уже заявляют, что ждут "российской агрессии"), речь в первую очередь идет именно о криминальном элементе. Литовским пограничникам разрешено открывать огонь по дронам, пересекающим границу.

В июле прошлого года российские пограничники задержали ночью в районе Печор, неподалеку от границы с Эстонией, жителя Пскова. Он запустил в соседнюю страну дрон, нагруженный сигаретами, но вторую партию отправить не успел. Подобным образом россияне пытались доставлять курево и в Финляндию.

Впрочем, дроны — техника дорогостоящая, не всем по карману. Есть и более дешевые способы воздушной доставки. Так, в июле прошлого года трое безработных граждан Белоруссии приобрели два мотодельтаплана марки "Фрегат". К фюзеляжам прикрепили короба с табачными изделиями и ввели в навигаторы маршрут полета, конечной точкой которого должны были стать окрестности населенного пункта Робежниеки в Краславском крае Латвии. В случае успеха они рассчитывали наладить постоянные поставки. Но незадачливых контрабандистов задержали непосредственно перед стартом.

К слову, беспилотники в контрабандном промысле применяются не только воздушные, но и наземные. В январе этого года белорусские пограничники всего в двухстах метрах от литовского рубежа перехватили автоматизированный мини-поезд, ехавший по рельсам из соседней страны. Оснащенная электродвигателем с двумя аккумуляторами тележка оказалась столь мощной, что, прежде чем ее остановили, сбила с ног пограничника. На самодельном устройстве, похожем на миниатюрную дрезину, была растянута сетка для ящиков с сигаретами — пустая. В Пограничном комитете Белоруссии пришли к выводу, что это была пробная поездка, но новый метод переправки контрабанды оказался неудачным. Хотя не исключено, что дрезина-беспилотник возвращалась в Белоруссию уже после успешной переброски товара.

Еще один "перспективный" способ доставки, годящийся, правда, лишь для определенного времени года, — сплав контрабанды по рекам на льдинах. Контейнеры с сигаретами вмораживают в лед, маскируют и снабжают GPS-датчиками. Также табачные изделия провозят в вагонах с углем, лесом (в продолбленных стволах), прячут в цистернах с рапсовым маслом или переправляют под водой при помощи аквалангистов.

На карту поставлено многое: на Украине табачные фабрики изготавливают целые партии контрафакта или небрендовых сигарет — специально под контрабанду. В соседней Белоруссии производство сигарет, по оценкам, в два раза превышает спрос на внутреннем рынке. Местные табачные изделия идут не только в ЕС, но и в Россию. Белорусские контрабандные сигареты стоят от 26 российских рублей за пачку. Цена аналогичной продукции, произведенной в России, минимум вдвое выше. Если сравнивать с западными странами, то разница выходит куда более впечатляющая: там цена на курево в четыре, пять с половиной раз выше, чем в Белоруссии. Если в Польше пачка в среднем стоит 3,17 евро, то в Белоруссии — 0,58 евро. Поэтому продукция местных табачных фабрик "Неман" и "Табак-Инвест" широко расходится за пределы республики.

© AP Photo / Ukrainian Border Guard Press Service

© AP Photo / Ukrainian Border Guard Press Service

Коррупция всему голова

Недели не проходит без сообщения о перехвате таможенниками или пограничниками очередной партии запретных грузов. Идет настоящая война нервов, выдержки и смекалки. То, что наиболее ходовым товаром у контрабандистов стал не алкоголь, а именно сигареты, объясняется их компактностью — пачки с куревом куда легче спрятать. У подпольных табачников хорошо налажен сбыт. Страны Балтии и Польша служат перевалочным пунктом для транспортировки контрабандных сигарет в Западную Европу. Скажем, в Великобритании пачка в четыре раза дороже, чем в той же Латвии.

За последнее время потребление контрабандного курева в одной только Латвии выросло до самых высоких показателей в ЕС — не менее 25 процентов соответствующего рыночного сектора. В течение пяти лет государство недополучило свыше 313,1 миллиона евро акцизного налога на сигареты. Литва по той же причине в одном 2017 году потеряла свыше 60 миллионов евро — в стране на контрабандные сигареты приходится 19 процентов рынка. Но это маленькие государства, а в больших и суммы ущерба огромные. К примеру, по оценкам "Бритиш Американ Тобакко Россия", в 2017-м российский бюджет из-за табачной контрабанды и контрафакта недополучил 30 миллиардов рублей налогов. В этом году ущерб может превысить 50 миллиардов.

Бороться с этим сложно. Применяются самые разные наказания: штрафы, аннулирование паспорта и визы с разрешением на въезд, конфискация автомобиля, в котором перевозился груз, занесение в черный список (если пойман иностранец). Перевозчикам "контрабаса" пришлось бы туго, если бы им не удавалось договариваться с сотрудниками таможни и пограничной охраны, готовыми за определенную "долю малую" закрывать глаза на некоторые машины.

"Причина (того, почему силовики не могут справиться с контрабандой. — Прим. ред.) общеизвестна — коррупция. Любой руководитель учреждения, ответственного за борьбу с контрабандой, мог бы утверждать обратное лишь с розовыми очками на глазах", — заявил директор Таможенного криминального управления Службы госдоходов Латвии Эдийс Цейпе. Ввозом сигарет занимаются не только одиночки, но и хорошо организованные группировки. "К сожалению, они действуют не без помощи коррумпированных чиновников — ведь эти сокрушительные для репутации сотрудников системы внутренних дел черные схемы выявить не так легко, как может показаться", — сетовал Цейпе.

В свою очередь, глава парламентской комиссии по защите, внутренним делам и предотвращению коррупции Айнарс Латковскис на вопрос о том, почему торговцам нелегальных сигарет много лет не мешают заниматься сбытом товара на рижском Центральном рынке, ответил, что их задержание ничего бы не дало. "Это всего лишь посредники, за которыми стоят прекрасно организованные группировки. Необходимо выявлять и блокировать эти цепочки. Но чтобы работа шла гладко, следует повышать мотивацию правоохранителей и пресекать коррупцию в их среде", — сказал латвийский депутат, намекая на низкие зарплаты работников госорганов. Поэтому ее, мотивации, не всегда хватает.

Сербская табачная фабрика MONUS неожиданно стала вторым по размеру поставщиком контрабандных сигарет в Россию. Ее продукция попадает в Южную Сибирь через Киргизию и Казахстан и, несмотря на сложную логистическую цепочку, приносит теневому сектору миллиарды рублей: около 40 рублей за пачку FAST обеспечивают марке внимание потребителей.

В Омске каждая четвертая пачка сигарет - контрабанда. Контролирующие органы при этом разводят руками - уголовная ответственность применяется только при продаже крупных партий нелегального товара. Где и как осуществляется продажа такой продукции, по каким каналам товар поступает на рынки, что можно предпринять, чтобы снизить оборот нелегальной торговли, читайте в нашей статье.

Теневая Сибирь

В 2017 году доля нелегальной табачной продукции на российском рынке выросла в четыре раза - до 4,6%, по сравнению с 1,1% в 2016 году. Основными поставщиками табака на теневой рынок в России являются страны, входящие в ЕАЭС (42%) и Сербия (11%). Лидером по поставкам остается Белоруссия: "Гродненская табачная фабрика "Неман" (бренды NZ, Credo, FEST, Portal, Minsk и др.) занимает четверть нелегального рынка (25,9%).

А вот вторым по размеру поставщиком контрабандных сигарет внезапно стала сербская фабрика MONUS, ее доля в 2017 году достигла 10,7%. При этом, продажи FAST, самого популярного сербского бренда на российских прилавках, выросли более чем в 2,5 раза - с 3,8% до 10,3%, согласно данным TNS на май 2017 года.

В основном FAST распространяется в южной части Сибири, на Урале, и именно за счет этой марки доля нелегальной табачной продукции здесь выше, чем в среднем по стране. К примеру, в алтайском городе Рубцовск почти половина сигарет - нелегальная продукция (45%), в Омске доля контрабанды составляет 8,1%, а Новосибирске - 4,9%, согласно исследованию Nielsen на 3 квартал 2016 года.

Контрабандный табак поступает в эти регионы через расположенную рядом "прозрачную" границу с Казахстаном и расходится по объектам "стихийной" торговли: в Омске сигареты, как в 1990-е годы, продаются на открытых багажниках автомобилей, в киосках и мобильных лотках в людных местах (ярмарки, рынки, остановки общественного транспорта, оживленные улицы)..

Нелегальная продукция реализуется без маркировки, предупредительных надписей и иных атрибутов, предусмотренных техническим регламентом Таможенного союза. Такие сигареты продаются в открытых витринах, иногда поштучно, что противоречит Федеральному закону от 23 февраля 2013 г. № 15-ФЗ "Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака".

В целом по России насчитывается более 11 тысяч нелегальных объектов, из них около 32 точек расположены в Омске, существенную долю ассортимента которых занимают сербские FAST, согласно аналитической записке INFOLine "Нелегальная продукция на рынке табачных изделий РФ". Участники рынка предоставляют несколько иную информацию, утверждая, что по Омску насчитывается более 100 стихийных точек, которые множатся, меняют локацию, модифицируются.

На сегодняшний день MONUS занимает четвертое место в общей доле рынка табака Сербии наряду с такими крупнейшими производителями, как Philip Morris International, British American Tobacco и Japan Tobacco International. Фабрика выпускает бренды FAST, MONUS, DE SANTIS, VRONSKY, FLOYD, NERO, STORY.

Официальным каналом дистрибуции продукции являются магазины беспошлинной торговли Греции, Боснии, Македонии, Черногории, Ирака, Египта и других стран Африки, Ближнего Востока, Азиатско-Тихоокеанского региона. Компания MONUS была основана в 1993 году, производство расположено в городе Инджия, примерно в 30 км от Белграда (Сербия).

Каждая четвертая пачка - мимо кассы

За счет низкой цены и приемлемого качества спрос на нелегальную продукцию растет: в первом квартале 2017 года на контрабанду приходилось более 25% продаж табачных изделий в Омской области, говорится в аналитической записке INFOLine. Пачка FAST в этом районе Южной Сибири стоит в среднем 40 рублей. С такими предложениями на рынке не может конкурировать легальная продукция, в цене которой только налоговая составляющая превышает 50 рублей, отмечает Сергей Киселев, вице-президент JTI по корпоративным отношениям и коммуникациям в России.

Несмотря на низкую цену, продавцы FAST получают колоссальную выручку, которая покрывает все потенциальные риски и штрафы, - больше 90 млн рублей ежемесячно только по Омску, по данным игроков рынка. Сумма рассчитывается исходя из средней реализации нелегального табака в области - около 5 тыс. коробов (2,5 млн пачек сербских сигарет) в месяц, при стоимости бренда FAST в 40 рублей. Российский бюджет при этом теряет порядка 125,3 млн рублей в месяц (1,5 млрд рублей в год).

Из Киргизии в Россию: схема нелегального импорта

Сигареты фабрики MONUS впервые были обнаружены в Киргизии в 2015 году, куда были официально ввезены операторами DutyFree для реализации в магазинах беспошлинной торговли (в частности, в торговые точки, расположенные в зоне беспошлинной торговли МЦПС "Хоргос", на границе КНР и Республики Казахстан).

Схема нелегального импорта отлажена: товар со склада магазинов DutyFree в Киргизии забирает транспортная компания и в рамках ЕАЭС беспрепятственно провозит груз через границу Казахстана с Россией. На груз имеются все сопроводительные документы: транспортные накладные, закупочные акты, патенты, что позволяет доказать его легальность, в случае остановки машины сотрудниками правоохранительных органов. Это действительно не противоречит действующему законодательству - в границах Таможенного союза можно свободно перемещать товары между физическими лицами в целях личного потребления. Интересно, что объемы таких перевозок не определены, а значит пресечь перемещение даже крупных партий изделий в рамках закона затруднительно.

Один из прецедентов был зафиксирован в августе 2016 года, когда правоохранительные органы на территории Казахстана задержали грузовой автомобиль с табачной продукцией, маркированной киргизскими акцизными марками, сообщают участники рынка. Груз направлялся из Киргизии в Россию и был отпущен, поскольку в сопроводительных документах отправителем и получателем значились физические лица, а сам товар отправлялся якобы в целях личного потребления.

В 2017 году по каналам импорта сербской продукции начался ввоз контрабандного товара из ОАЭ, и такие поставки растут, отмечает Максим Курганский, руководитель "БАТ Россия" по противодействию незаконному обороту табачной продукции.

Золото контрабандиста, или Почему растут продажи нелегальных сигарет

Существует несколько возможных причин роста контрабанды. Одна из них - постоянное повышение акцизной ставки.С 2015 года, ставка на сигареты выроста больше чем в 1,5 раза и в 2017 году достигла 1562 рублей за 1 тыс. сигарет. С июля 2018 года ставка увеличится еще на 10% - до 1718 руб. за 1 тыс. сигарет и останется неизменной до 2020 года, согласно федеральному закону "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса РФ".

Таким образом правительство пытается в том числе стабилизировать и ситуацию с ввозом нелегальной табачной продукции. В странах ЕАЭС акцизы существенно ниже, повышать их до российского уровня соседи не торопятся, а значит, приток контрабанды будет продолжаться. Этот процесс, в свою очередь, может повлечь сокращение акцизных отчислений в бюджет, ведь долю легальных производителей будут "отъедать" контрабандисты, предлагая товар в 2-3 раза дешевле.

Вместе с тем стоимость акциза в России ниже европейского уровня, и это в какой-то степени "защищает" рынок от притока табачной продукции из Китая, которому выгоднее реализовывать товар в Европе. Вполне возможно, что дальнейшее повышение ставки сделает теневой рынок табака в России, кроме всего прочего, привлекательным и для производителей из Поднебесной, отмечают участники рынка.

Распространению контрабанды способствует также несовершенство законодательства и правоприменительной практики. Пограничники не могут конфисковать даже большие партии подозрительного товара - перевозчики уверяют, что везут его для личного потребления, а документы в порядке. Есть "лазейки" и в полномочиях Роспотребнадзора и МВД. К примеру, Роспотребнадзорможет выехать на проверку только после жалобы от покупателей о нарушении их потребительских прав и только при наличии чека. Однако чеков торговцы контрабандой с лотков и багажников не выдают. Да и жалоб не поступает: потребитель доволен и ценой, а зачастую и качеством.

Другая инстанция, МВД, имеет право возбудить уголовное дело, если в торговой точке присутствует крупная партия немаркированного товара общей суммой от 100 тыс. рублей (статья 171.1 УК РФ).

Но в отдельных точках продаж такого количества нелегальной продукции, как правило, не бывает - контрабанда реализуется мелким оптом. Все, что могут найти полицейские - это несколько блоков. А административные штрафы не отпугивают продавцов, ведь доходы от продажи контрабанды с лихвой покрывают все риски.

Переманить покупателя на "светлую" сторону легальной продукции может помочь гармонизация акцизных ставок со странами ЕАЭС, считает Максим Курганский из "БАТ Россия". А пресечь проблему распространения контрабанды способно совершенствование правовых механизмов контроля и ужесточение ответственности за нелегальный оборот сигарет, отмечает Сергей Киселев из JTI. Ведь пока риски окупаются, контрабандисты будут продолжать импортировать товар в Россию и реализовывать его.

Таможенный контроль строго контролирует перевозимый груз, так как множество злоумышленников постоянно пытаются провести через границу различный товар. Чаще всего наблюдается контрабанда сигарет.

В Россию также нередко пытаются незаконно завезти алкоголь, некоторые продукты питания и прочие.

Сколько сигарет можно ввозить в Россию?

Ввоз определённой продукции в Россию контролируется согласно соглашению. В нём предусмотрено, что табачные изделия могут ввозиться на территорию данной страны в таких количествах:

  • сигареты - до 200 шт.;
  • сигары и сигариллы - не более 50 единиц;
  • табак - до 250 г.

Все эти нормы действую в любом виде транспорта, включая поезда. Ручная кладь разрешает такое же количество сигарет, если речь идёт о перевозе их на самолёте.

Почему процветает контрабанда?

Процветание контрабанды обусловлено несколькими решающими факторами. Среди них массовые миграции, при которых и происходит нелегальный завоз сигарет на территорию РФ. Также причиной иногда случит высокий уровень коррупции среди сотрудников, которые контролируют этот процесс.

Виды и способы контрабанды

Чтобы незаконно пересечь границу и перевезти запрещённый груз, контрабандисты постоянно придумывают новые схемы. В 2016 году особые умельцы просто поразили сотрудников таможенной службы, так как нашли очень непредсказуемые варианты незаконной транспортировки табачных изделий. Среди них:

  • внутри мячей;
  • между слоями печенья или вафель;
  • в транспортирующихся автомобилях и другой технике;
  • в пряже;
  • в манекенах;
  • в древесине, строительных материалах.

Также известны случаи, когда пытались незаконно перевезти сигареты, используя детей. К ногам крепили пачки с помощью скотча. Поэтому силы таможенной службы в 2017 году и в дальнейшем будут направлены на выявление подобных случаев.

Какое наказание ждёт контрабандиста?

Мера пресечения с 2015 года определяется по статье 200.2, по ней предусмотрены различные степени наказания. Они зависят от нескольких факторов. При перевозе продукции в особо крупных размерах, стоимость которой составляет более 250 000 руб., наказание может быть в виде штрафа (от 3 тыс. до 1 млн. руб. или изъятие дохода за 1-3 года), лишения свободы до 5 лет, принудительные работы на такой же срок.

Если преступление совершается группой, наказание может быть от 3 до 12 лет лишения свободы. Иногда такая мера дополняется штрафом 1 млн руб.

Размеры штрафа

Наказание за контрабанду сигарет может ограничиться штрафом. Его размер зависит от состава преступления и объёма незаконного перевозимого товара. Уровень штрафа варьирует в пределах 300000-2000000 руб. Также может изыматься доход за 1-3 года.

Чтобы узнать подробности касательно контрабанды сигарет в Россию, следует ознакомиться с материалом, размещённым ниже.


Проблема распространения контрабандной сигаретной продукции особенно остро встаёт последнее время на территории России. Основным поставщиком продукции, предназначенной для нелегальной продажи в России, является Беларусь. О причинах незаконности в продажах и о том, как распознать контрабандную продукцию, в материале, подготовленном при поддержке JTI.

По данным TNS (май 2017 г.), за год доля табачной продукции незаконного происхождения в России увеличилась в четыре раза с 1,1% в 2016 году до 4,6% в 2017 году, достигнув рекордных значений за всю историю измерений. По итогам 2017 года, по расчетам «INFOLine Аналитика», доля нелегального рынка может достигнуть 6,5%.

Основным источником нелегальной продукции является приток контрабандных сигарет на российский рынок из стран Евразийского экономического союза (Беларусь, Казахстана, Киргизии и т.п.). За прошедший год доля сигарет, не предназначенных для продажи в Российской Федерации, увеличилась в 10 раз.

Внешний вид упаковки Внешний вид сигаретных пачек, нелегально ввезенных и продаваемых в России, потребитель в первую очередь может определить по следующим признакам:

  • Присутствие на упаковке акцизной марки другой страны в случае, если продукция была ввезена на территорию страны без уплаты российского акцизного налога или ее отсутствие вовсе. В последнем случае это может быть одним из признаков подделки
  • Отсутствие МРЦ (максимальной розничной цены) и даты производства
  • Отсутствие предупредительных надписей на русском языке (или их несоответствие требованиям российского техрегламента, а также техрегламента Таможенного Союза)
  • В некоторых случаях с белорусским сигаретами, предупредительные надписи могут быть меньше размеров, установленных белорусским же законодательством
    Присутствие на упаковке российской акцизной марки также далеко не всегда говорит о легальном происхождении продукта. На поддельных российских акцизных марках защитный комплекс Госзнака отсутствует.



Контрабандные сигареты из Беларуси По данным TNS, большая часть нелегальной продукции представлена дешевыми и малоизвестными марками сигарет, преимущественно, производства белорусской фабрики «Неман». На марки Гродненской табачной фабрики (NZ, Fest, Credo, Minsk и т.д.) приходится 26% всего нелегального табачного рынка, т.е. каждая четвертая пачка сигарет, приобретаемая через нелегальные каналы, является продукцией белорусской фабрики.

Популярность белорусских марок обусловлена их ценовой доступностью для потребителей: сегодня, в условиях снижения реально располагаемых доходов населения, стоимость нелегальных сигарет из Беларуси значительно ниже стоимости недорогих марок, произведенных легально на российских табачных фабриках. На данный момент речь идет о 55 рублях за белорусские марки против порядка 80 рублей за недорогие марки российского производства.

Так, по данным Nielsen, доля нелегально продающихся в России сигарет гродненской фабрики «Неман» (Беларусь) в третьем квартале 2017 года достигла 1,58% (почти в два раза больше аналогичного периода прошлого года).

География распространения и форматы продажи Распространение контрабандной продукции начиналось с приграничных регионов и постепенно распространилось практически по всей территории России. Основным поставщиком продукции, предназначенной для нелегальной продажи в России, является Беларусь , в последнее время с расширением границ Евразийского экономического союза нелегальные сигареты стали проникать в Россию также из Киргизии, Казахстана, Армении и т.п., распространены в России также и сербские сигареты (поставляются в Россию через Киргизию).

Согласно данным исследования TNS, области с наибольшим проникновением нелегальной продукции – Смоленская, Брянская, Псковская области, Ростовская область и республики Северного Кавказа, Санкт-Петербург и Ленинградская область, Омск.




По данным мониторинга объектов розничной торговли компании «INFOLine Аналитика», на стихийные каналы торговли (рынки, лотки, мобильная торговля и т.д.) приходится более 60% продаж нелегальной табачной продукции в России. В отдельных регионах их доля превышает 70%.

В целом по России выявлено более 11 000 объектов стихийной торговли, которые занимаются продажей нелегальной табачной продукции, причем ежемесячно их количество возрастает не менее чем на 200 объектов. В структуре вновь открывающихся объектов «стихийной» торговли в 2017 году выросла доля устанавливающихся без разрешительной документации специализированных киосков, в ассортименте представлена только нелегальная продукция, а также частных домовладений с «клубной» системой входа (продажи осуществляются только клиентам, которых продавец знает).

В целом, наиболее распространёнными форматами стихийной торговли нелегальной продукции по-прежнему остаются мобильные лотки, воскресные ярмарки, открытые рынки, «магазины на колесах»/автолавки и т.д.

По расчетам агентства, продажи сигарет, имеющих нелегальное происхождение, через различные виды стихийной торговли увеличились в I полугодии 2017 года на 70% до 4,6 миллиардов сигарет, а по итогам 2017 года вырастут не менее чем на 80% и превысят 11 миллиардов сигарет.

В чем причины? Ключевой причиной продолжающегося роста доли нелегальной табачной продукции остается значительный разрыв в ставках акцизов между Россией и другими странами ЕАЭС . Без ускорения процесса гармонизации ценовая доступность сигарет из соседних стран ЕАЭС будет продолжать сохранять свою привлекательность для российского потребителя.

В то же время совершенствование правоприменительных практик и наделение правоохранительных органов дополнительными инструментами контроля способны пресечь распространение нелегальной продукции через набирающие популярность альтернативные каналы продаж, какими сегодня являются различные виды стихийной торговли.

Похожие статьи