Холотропное дыхание - техника в домашних условиях. Правильная техника холотропного дыхания и что это такое

Холотропное дыхание - это психотерапевтический метод исцеления негативных травм и установок, который получил широкое распространение в официальной и нетрадиционной медицине. Поговорим о том, как освоить технику холотропного дыхания самостоятельно.

Основы

Техника холотропного дыхания проста в освоении, но есть некоторые нюансы, о которых важно знать, если вы планируете практиковать его в домашних условиях.

Важные моменты:

  1. Для того, чтобы войти в нужное состояние, нужно правильно дышать. Очень глубоко, интенсивно, с минимальными паузами между вдохами и выдохами.
  2. Холотропное дыхание может ввести человека в транс, поэтому нежелательно практиковать его в одиночестве. Рядом с вами должен быть наблюдатель, который поможет вовремя и без последствий для организма выйти из состояния глубокого погружения в бессознательное.
  3. В процессе холотропного дыхания может возникнуть множество необычных и даже пугающих реакций в теле: судороги, вибрация конечностей, иногда - болевые ощущения. К этому нужно быть готовым: таким образом негатив из бессознательного выходит в тело и проживается.

Мы не рекомендуем заниматься практикой новичкам самостоятельно: желательно делать это под наблюдением психотерапевта, чтобы не было негативных последствий. Люди в своих отзывах пишут, что реакции тела бывают настолько пугающими, что начинается паника. Только специалист может контролировать процесс и грамотно вывести клиента из холотропного транса.

Вред и польза

Холотропное дыхание - достаточно мощная психотерапевтическая практика. Поэтому у нее есть свои противопоказания. Важно их учитывать, чтобы не навредить себе.

В чем польза метода:

  1. Он считается безопасным способом решения психологических проблем. За счет глубокого погружения в собственное бессознательное человек полностью проживает вытесненные негативные эмоции, дает им выход и избавляется от них.
  2. Во время сеансов человек проживает детские травмы и другие негативные ситуации не по отдельности, а целым блоком. Поэтому эффективно решает разнообразные психологические проблемы.
  3. Испытуемый справляется с травмами самостоятельно, поэтому не возникает зависимости от психотерапии. При использовании традиционных методов пациент часто привязывается к врачу, становится от него зависимым и не учится решать проблемы сам.
  4. В процессе холотропного дыхания человек проникает в самые глубокие пласты своего подсознания. Благодаря этому можно «вытащить» из него все то, что давно запрятано, избавиться от негативного опыта, приобретенного в течение жизни.
  5. Холотропное дыхание снимает стрессы, психологическое напряжение не поверхностно. Методика помогает уничтожить корень проблемы. Это тоже самое, что выкорчевать дерево, а не только оборвать с него листья.
  6. Эта методика считается эффективным способом решения психосоматических проблем. Поэтому с ее помощью можно исцелить пациента от хронических заболеваний, причины которых кроются в бессознательном.
  7. Помогает избавиться от зависимостей и вредных привычек легко и без волевых усилий. Также холотропное дыхание устраняет хронические усталость и переутомление, возвращает пациенту чувство спокойствия, умиротворения и гармонии.

Некоторые специалисты придерживаются мнения, что холотропное дыхание может навредить. Негативные последствия для организма могут быть следующими:

  1. Из-за очень интенсивного и прерывистого дыхания происходит резкий и очень мощный выброс углекислого газа в организм, из-за этого у человека сужаются сосуды и отмирают нервные окончания мозга.
  2. По той же причине может начаться головокружение, что у человека со слабым здоровьем может вызвать потерю сознания.
  3. Если человек без специальной подготовке слишком часто и неправильно практикует холотропное дыхание, это может привести к отеку мозга, в редких случаях дело заканчивается летальным исходом.

Неправильные действия во время сеанса могут нанести колоссальный вред здоровью. Поэтому вы должны отдавать себе полный отчет о негативных последствиях, если рискнули попробовать холотропное дыхание самостоятельно, без наблюдения специалиста.

Посмотрите видео с техникой правильного холотропного дыхания:

Для чего используют холотропное дыхание

Эта методика используется для работы с бессознательным человека, позволяет достать на поверхность и полностью прожить все вытесненные негативные эмоции.

Частные случаи применения холотропного дыхания:

  1. Похудение. Во время сеанса происходит гипервентиляця легких, организм активно насыщается кислородом, благодаря чему жир начинает буквально гореть, а тело очищается. Также в процессе сеанса устраняются психологические причины появления лишнего веса.
  2. Лечение алкоголизма, наркомании, никотиновой зависимости и созависимости. Холотропный метод уничтожает психосоматические причины любого рода зависимостей. Человек полностью проживает негативный опыт, который мог являться причиной заболевания. Поэтому успешно преодолевает тягу к вредным веществам.

Важные моменты:

  1. Наиболее эффективен метод при работе в группе. Групповые сеансы под руководством опытного наставника дают максимально положительный результат.
  2. Если у вас нет возможности воспользоваться услугами специалиста, вы можете практиковать холотропное дыхание и в одиночестве. Но пользуйтесь легкими его вариациями, чтобы не получить негативных последствий для организма.
  3. Очень важно определить цель: какую проблему вы хотите решить? Практика «просто так» принесет только вред, это не легкая медитация, а очень мощное и глубокое воздействие на человеческое бессознательное.
  4. Подберите подходящую музыку, которая используется специально для вхождения в трансовое состояние при холотропном дыхании.
  5. Занимайтесь регулярно, если хотите получить максимально быстрый результат.

Категорически нельзя использовать данную методику людям с сердечно-сосудистыми заболеваниями, беременным, эпилептикам, а также больным, которые восстанавливаются после хирургического вмешательства.

В наш век компьютерной техники, современных технологий и научно-технического прогресса серьёзно встал вопрос о психическом и духовном здоровье людей. В конце XX века мы встречаемся с широким набором психотерапевтических практик на основе “расширения сознания”, обещающих исцеление от различных болезней, оздоровление, личностный рост и развитие творческих способностей. Одной из таких практик является широко рекламируемая холотропная терапия. Что представляет собой эта практика?

Понятие о холотропных состояниях сознания
и холотропной терапии

В 70-х годах XX века благодаря трудам Леонарда Орра и Станислава Грофа было основано движение “Свободное дыхание” (Free Breathing). Все применяемые психотехники основаны на вызове изменённых состояний сознания посредством гипервентиляции. С. Гроф совместно с супругой Кристиной в 1975 г. оформили методику новой техники, получившей название холотропной терапии (холотропного дыхания). Данный вид терапии способствует возникновению так называемых холотропных состояний. Словохолотропный буквально означает ‘обращённый к цельности’ или ‘движущийся к целостности’. С. Гроф считает, что в холотропных состояниях сознание видоизменяется качественно глубоко и основательно, но не становится сильно повреж­дённым и ослабленным .

Теоретически методика холотропного дыхания основана на данных психоделических исследований и, по мнению С. Грофа, хорошо с ними сочетается. Холотропные состояния сознания могут вызываться целым рядом психотехник древних и туземных (шаманских) культур. Элементы техник для достижения этих состояний существуют в пранаяме - древнеиндийской науке дыхания, а также входят в упражнения кундалини йоги, сиддха йоги, тибетской ваджраяны, суфийских практик, буддийской и даосской медитаций. С. Гроф акцентирует: “…веками был известен факт, что с помощью дыхания, регулируемого различными способами, возможно оказывать влияние на состояние сознания” .

При проведении сеанса холотропного дыхания используют простые средства: осознанное управляемое дыхание, понуждающую музыку в сочетании с другими формами звукового воздействия, целенаправленную работу с телом, рисование мандал и др. С. Гроф пишет: “…важно также подчеркнуть, что эпизоды холотропных состояний разной длительности могут также возникать сами собой, без какой-либо устанавливаемой причины и часто против воли вовлечённых в них людей” . Он подчёркивает, что использование холотропных состояний является новейшей разработкой (курсив наш - и. М .) в западной психиатрии.

Увеличение частоты и глубины дыхания ослабляет психологические защиты и ведёт к высвобождению и проявлению “бес­сознательного” и “сверхсознательного” в психике человека. С. Гроф пишет, что во время холотропных состояний у человека могут появляться глубокие психологические прозрения и переживания, во время которых есть возможность переживать психологическую смерть и возрождение, широкий спектр трансперсональных явлений; обнаруживать память других “воплоще­ний”, встречаться с архетипическими образами, общаться с “бес­плотными существами” и посещать бесчисленные мифологические ландшафты.

Практика холотропной терапии

В Москве практикой проведения сеансов холотропного дыхания занимается ряд психологов и энтузиастов. Базовым учебным заведением по подготовке подобных “специалистов” является Институт трансперсональной психологии, который возглавляет кандидат философских наук Владимир Майков.

Сеансы холотропного дыхания предполагают: 1) подготовительный этап; 2) вступительную беседу ведущего перед участниками сеанса; 3) разминочную часть с использованием кундалини сиддха йоги; 4) гонг-медитацию; 5) непосредственный этап дыхания; 6) рисование мандал; 7) групповое обсуждение переживаний.

Во время подготовительного этапа все желающие участвовать в сеансе заполняют специальные медицинские анкеты, в которых они указывают имеющиеся заболевания и перенесённые операции. Врач просматривает эти анкеты, на основании чего ин­дивидуально решает вопрос о допуске к участию в сеансе каж­дого кандидата. Всем участникам сеанса холотропного дыхания выдаётся памятка “холонавта” (дышащего), в которой определены правила проведения сеанса и указаны заболевания, при наличии которых участие в сеансе запрещено. Во время вступительной беседы ведущий сеанса рассказывает участникам об исключительной роли холотропного дыхания, о переживаниях, о правилах поведения во время сеанса и о перспективах личного роста. Разминочный этап и гонг-медитация обычно проводятся “спе­циа­листами” из центра Я. Маршака. В настоящее время начинают внедряться элементы тантры и шаманских практик. Непосредственный процесс дыхания длится не менее одного часа и выполняется по системе С. Грофа: все лежат с закрытыми глазами, слушают музыку, ни о чём не думают, только часто и глубоко дышат и переживают. Методология проведения сеансов холотропного дыхания предусматривает наличие закрытого изолированного помещения с целью эффективного воздействия музыкальной вибрации, пронизывающей всё тело участников. В завершение сеанса дыхания все участники в обязательном порядке рисуют мандалы и обсуждают их содержание в составе группы под руководством ведущего тренинг.

С православных позиций методология хлотропного дыхания может характеризоваться следующим образом.

Во-первых, составляющие элементы холотропной сессии - работа с телом - кундалини сиддха йога, гонг-медитация, тантра и шаманизм являются оккультными практиками. Особенно деструктивный аспект связан с “пробуждением энергии кундалини”. Согласно учению древних индийских йогов, кундалини (“свёрнутая кольцом”) - это энергия, которая создаёт и поддерживает весь космос. В спящем виде она находится в основании позвоночника человека, в его тонком, или энергетическом теле - некотором поле, которое окружает и пронизывает тело физическое.

По утверждению ряда авторов, сила кундалини в своей основе является положительной и созидательной, но на первых этапах её прохождения возникает стресс, который может вызвать серьёзные психические расстройства (курсив наш - и. М .). При движении энергии происходит раскрытие чакр - центров психической энергии, что может вызывать сильные боли, возможно ухудшение зрения и даже его полная потеря; в процессе длительных медитаций, когда тело долго находится в определённой позе, может возникнуть частичный паралич одной из частей тела. Крайними негативными проявлениями этой энергии могут быть умопомрачение и даже смерть. Ещё в 30-е годы XX века теософ А. Клезовский описал те страшные явления, которые испытывает человек во время занятий практикой кундалини йоги. Он писал, что страдания надо переносить и “лучше за советами к врачам не обращаться, ибо вместо пользы можно принести себе существенный вред. Лечение этих болей обычными мерами невозможно” .

Во-вторых, все элементы процесса холотропного дыхания направлены на достижение человеком изменённых состояний сознания (ИCC). ИСС издавна привлекают внимание психологов и являются предметом серьёзного научного интереса. Вопрос, что относить к таковым состояниям, решается отчасти по некоторым психологическим критериям. Так как для достижения ИСС используются методики и элементы восточных практик, то человек под их воздействием (святые Отцы связывают это воздействие с влиянием злых духов) достигает приятнейших “духовных утешений”, “видений”, переживаний “блаженств”, “по­коя”, “мира” , “бесконечности” .

В-третьих, используется методика буддийской медитации, имеющая в своей основе безоценочное отношение к переживаниям. Погружение в ИСС обычно предлагается воспринимать “с полной открытостью”, без предубеждений и без каких-то определенных ожиданий: принимайте видения и переживания “без всякой цензуры”, не нужно ничего “из головы”, “идите в переживание”.

Психологи пишут, что в ИСС происходит регрессия, которая выражается в виде архаизации мышления, в переходе к более примитивным эмоциям, когда утрачен (или ослаблен) контакт с реальностью. Тогда воля и разум уже не отслеживают, сколько ещё осталось от былого контакта, и в каком историческом времени мы должны жить и действовать. Подобный подход к переживаниям, полученным в ходе сеансов холотропного дыхания, представляет собой форму духовного наркоза, “который не лечит, но отнимает чувство боли” .

В-четвёртых, среди методик восточных философских учений следует особо остановиться на медитативной технике. Существует много различных методов медитации и соответствующих медитативных переживаний. Термин медитация “…обозначает методы упражнения внимания для того, чтобы научиться произвольно контролировать психические процессы и развивать особые психические качества, такие, как сознавание, прозрение, концентрацию, уравновешенность и любовь. Медитация направлена на развитие оптимальных состояний сознания и психологического комфорта” .

Медитация рассматривается как центральная техника трансперсонального развития. Соответственно медитативные техники вызывают теоретический и практический интерес трансперсональной психологи . Ряд авторов прямо заявляет, что медитация представляет собой процесс развёртывания сознания (курсив наш - и. М .), “медитация - средство полной трансформации, преображения личности” . Следует подчеркнуть, что мандалы, которые рисуют участники сеанса холотропного дыхания, в некоторых техниках являются символами медитации. Не случайно рисование мандал выполняется в обязательном порядке с целью интеграции ИСС участников сеанса.

В-пятых, выделим методы звукового воздействия, среди которых отметим влияние трансовой музыки или “прорыва” посредством использования барабанной дроби, шаманского пения, криков зверей и других сильнодействующих звуковых элементов. Для создания и поддержания необычного состояния сознания (курсив наш - и. М .) музыка должна обладать высокими техническими качествами и достаточной мощностью.

По признанию С. Грофа: “Принципы акустического воздействия для расширения сознания были разработаны Элен Бонни (Bonny, 1973), бывшей сотрудницей Научно-исследовательского психиатрического центра в Кэтонсвиле (штат Мэриленд), где она принимала участие в психоделических исследованиях как музыкальный терапевт” . В России и странах СНГ в последние годы используется фонотека музыкальных записей, разработанная В. Майковым специально для сессий холотропного дыхания.

На основании вышесказанного можно сделать однозначный вывод: метод холотропного дыхания, разработанный С. Грофом взамен психоделической терапии, является комплексной медитативной психотехникой ярко выраженного оккультного содержания. Для православного христианина такой метод психотерапии неприемлем и недопустим.

В качестве примера деструктивных переживаний, возникающих во время проведения сеансов холотропного дыхания, остановимся на следующих темах. С. Гроф пишет: “В холотропных состояниях мы обнаруживаем, что наша психика имеет доступ ко множеству пантеонов различных мифологических персонажей” . Далее следует разъяснение о том, что архетипические фигуры (персонажи) можно разделить на две группы: первая включает в себя божественные или демонические существа, воплощающие специфические универсальные роли и функции, вторая - различных божеств и демонов, относящихся к отдельным культурам, географическим пространствам и историческим периодам. Приводятся примеры наиболее известных из них. В первой группе находятся: Великая Богиня-Мать, Ужасная Богиня-Мать, Мудрый Старец, Вечная Юность, Любовники, Обманщик и др. Во второй группе вместо обобщающего образа Великой Богини-Матери можно созерцать одну из её конкретных культурных форм - Деву Марию, индуистских богинь Лакшми и Парвати, египетскую Исиду и др. При этом оказывается, что “особенно часты встречи или даже отождествления (курсив наш - и. М .) с различными божествами, которые были убиты другими или же сами принесли себя в жертву, а затем вернулись к жизни” . Эти переживания, в зависимости от типа божеств, сопровождались чрезвычайно сильными эмоциями - от блаженного экстаза до цепенящего метафизического ужаса .

С. Гроф описывает также переживание встречи с Абсолютным Сознанием илиотождествление (курсив наш - и. М .) с ним. Высший космический принцип, или абсолютная реальность переживается через отождествление с Космической Пустотой, Ничем, Небытиём .

Рассматривая приведённые примеры переживаний, возникающих в холотропных состояниях, с позиции православного вероучения, следует подчеркнуть следующие моменты.

Во-первых, источниками указанных переживаний являются падшие ангелы - бесы. Из текста Священного Писания мы знаем, что Бог создал два мира: видимый и невидимый. Святитель Игнатий (Брянчанинов) однозначно объясняет порядок воздействия различных духов на человека: “Святые духи уклонились от общения с человеками как с недостойными такого общения; духи падшие, увлекшие нас в своё падение, смесились с нами и, чтоб удобнее содержать нас в плену, стараются соделать и себя, и свои цепи для нас незаметными. Если же они и открывают себя, то открывают для того, чтоб укрепить своё владычество над нами” . По причине действия падших духов на человека он испытывает сильные эмоции: от блаженного экстаза до цепенящего ужаса во время переживания встречи с “божест­вами”.

Во-вторых, происходит прельщение участников холотропных сеансов через образы переживаний: все прозрения, откровения и отождествления являются чистой формой прелести. Святитель Игнатий пишет: “Наше обычное состояние, состояние всего человечества, есть состояние падения, прелести, погибели <…> Отречёмся от всякого наслаждения духовного, от всех высоких молитвенных состояний, как недостойные их и неспособные к ним” .

В-третьих, отождествление с Абсолютным Сознанием и Пустотой - это также отождествление с демоническими пространствами. Преподобный Исаак Сирин пишет: “Истинные праведники всегда помышляют сами в себе, что недостойны они Бога” . И наоборот, “все самообольщённые считали себя достойными Бога: этим явили объявшую их души гордость и бесовскую прелесть” . Православному христианину нет нужды искать какого-либо отождествления с непонятным Абсолютным Сознанием, так как плодом искупительного подвига Господа нашего Иисуса Христа является не только освобождение человека от власти диавола, но и возвращение возможности общения с небом и небожителями: Вы приступили к горе Сиону и ко граду Бога Живаго, к небесному Иерусалиму и тьмам Ангелов, к торжествующему собору и церкви первенцев, написанных на небесах, и к Судии всех Богу, и к духам праведников, достигших совершенства ().

В-четвёртых, имеет место подмена учения Православной Церкви о сотворении мира из ничего непонятными и необоснованными ответами “эмпирического и трансрационального характера”, которые также являются происками падших духов. Человек очередной раз становится их жертвой: бесы дают знания, о которых не знает наука и о которых не сообщает Священное Писание. Переживание высшего космического принципа С. Гроф называет переживанием Божественного и даже встречей с Богом. Но его следующие слова: “Высший космический принцип может непосредственно переживаться в холотропных состояниях сознания, но не поддаётся никаким попыткам описать его или объяснить”

Началось от йогической практики, которая известна индусам уже очень много тысячелетий. Различаются виды таких упражнений только в том, в каких позах их необходимо выполнять.

История появления

Это действо было разработано семьей американских психологов Кристиной и В его основу легли тридцать лет изучения измененного сознания, терапевтических возможностей, которые индуцированы применением в целях терапии нефармакологических способов воздействия на сознание и психоделических средств.

В качестве метода терапии холотропное дыхание, техника которого абсолютно несложна, было предложено Грофом в замену ЛСД-терапии, запрещенную к использованию после того, как на это наркотическое средство было наложено табу. Само по себе состояние, появившееся в результате холотропного дыхания, совершенно не отличается от наркотического транса, который появляется из-за парадоксальной

Когда человек вызывает у себя необыкновенные состояния своего сознания благодаря своеобразной технике, это позволяет пережить травмы, спрятанные в глубине и найти от них освобождение. Основным элементом такой техники является интенсивное дыхание, разбавленное пробуждающей музыкой и погружением в поток всплывающего опыта. Во время такого рода практик останавливается и происходит полное погружение в подсознание.

Курсы упражнений

Холотропное дыхание, техника которого будет рассмотрена в данной статье, проходят курсами, которые чаще всего длятся 2-3 часа в день на протяжении от трех до двенадцати дней. Причем само упражнение длится примерно час или два за один сеанс. Во время него дыхание становится настолько же интенсивным, как и при активных видах спорта (плаванье или беге). Специалисты считают, что такие практики могут дать отличный физический эффект и положительно отразиться на здоровье пациента.

Очень часто холотропное дыхание, техника данных упражнений и все практикующие люди активно критикуются представителями традиционных Кроме того, представители традиционной психологии, скептики и многие научные организации признают холотропное дыхание в качестве ненаучной техники. Все из-за того, что его эффекты не поддаются объяснению с точки зрения привычной науки.

Но, не смотря ни на что, люди, которые практикуют эти занятия, уверены, что техника не только работает, но и дает действительно эффективные результаты. Она может избавить людей от практически любых психологических проблем.

Холотропное дыхание, техника которого абсолютно несложна, разрешено использовать детям достигшим 12-летнего возраста. Но в любом случае, решение о возможности пользоваться этой техникой всегда принимает инструктор, который будет проводить сеанс.

Практика холотропного дыхания

Так как же проходят эти занятия? Первое, что вы должны знать, это что все практики строго индивидуальны. И чтобы вывести человека на тот уровень, где он уже сам сможет использовать эту технику, будет нужно не меньше 12-15 занятий.

Но все это зависит от довольно большого количества нюансов. И иногда человеку будет нужно гораздо больше сеансов. Это случается из-за того, что в силу собственных особенностей он просто не выдерживает интенсивные упражнения. Тогда занятия проводят по смягченному режиму.

Холотропное дыхание. Методика его такова:

  1. Первые минут 10 дыхание должно быть глубоким и медленным.
  2. Следующий час - глубоким и довольно интенсивным.
  3. Последние 20 минут начинаются поверхностным медленным, а заканчиваются обычным дыханием.

Иногда в процессе холотропного дыхания появляются проблемы потери самоконтроля, сильные страх и боль, поскольку оно всегда более глубокое и частое, чем обычное.

Эта статья от практиков и для практиков. Для тех людей, которые сейчас находятся на перепутье и понимают, что необходима какая-то практическая работа со своими проблемами, но не могут определиться, с помощью какого инструмента или практики им начать себя «чинить».

При написании статьи мы исходили из собственного опыта работы с обеими техниками. Около двух лет мы занимались холотропным дыханием - техникой, разработанной Станиславом Грофом, чуть больше года мы практикуем систему Байбак. Постараемся привести только сухие факты о том, как ведется процесс в холотропе и как в Байбаке, что и как происходит и какие результаты получаются, чтобы вам было легче понять, какая техника подходит вам лучше на данном этапе.

Итак, поехали…

Дыхание по Грофу это групповая техника

В среднем группу входит от 15 до 100 человек. В холотропе результат сессии во многом зависит от групповой динамики и резонанса между участниками. Надо понимать, что резонанса лично у вас с группой и в группе в целом может и не быть, так как очень много факторов на это влияет (личность тренера, атмосфера, количество и состав участников и т.д.). С другой стороны, если динамика пошла очень мощная, вы можете выехать за ее счет, и усилить свой процесс и интенсивность работы с материалом. Но подчеркиваем, регулировать такое явление, как групповая динамика лично вы не можете, от вас мало что зависит. Ну и учитывайте тот момент, что вам нужно будет рассказывать о своих проблемах группе и делиться с ними самым сокровенным. Часто люди с низкой самооценкой не готовы сказать всей правды в присутствии еще кого-то и этим портят себе выхлоп от тренинга. Холотроп подойдет вам, если вас не смущает обсуждение ваших личных проблем в присутствии группы.

Байбак это индивидуальная техника

Здесь ваш результат ни от кого и ни от чего не зависит, кроме вас самих. Вам не нужно ни выезжать куда-то загород, ни специализированное место – зал для дыхания, ни оборудование, ни определенное количество участников, что бы тренинг состоялся, как это происходит в холотропе. Вам не нужно «ждать две недели» до начала тренинга, до начала работы над собой. Вам нужны только вы. Ну и о ваших проблемах и мыслях никто не узнает, делиться с кем-то не обязательно. Но, тут надо помнить, что техника самостоятельная, поэтому рассчитывайте только на себя и свои силы. Здесь нет доброго тренера или группы поддержки, которые смогут подать вам платочек.

Холотропным дыханием нельзя заниматься часто

Холотропное дыхание нельзя проводить чаще, чем один раз в 1,5-2 месяца, в том числе и по медицинским показателям. За 2 стандартных дня холотропа проводится, как правило 4 сессии, 2 вы будете в роли ситтера (т.е. сидеть рядом со своим партнером, который в это время будет дышать и помогать ему во всем), 2 в роли дышащего (т.е. дышать сами, а ваш партнер будет сидеть рядом с вами). Во время сессий могут подняться одна-две проблемы, как правило, не больше. Вот и считайте, каждые 2 месяца по две проблемы – это сколько же денег и лет нужно потратить на решение всех ваших проблем? Результат приблизительно такой же как и от квалифицированной психологической помощи .

Байбак можно использовать ежедневно

Байбаком можно (и нужно) заниматься каждый день, без перерывов и выходных. Причем выглядит это все не так страшно. Один лечебный сеанс длится 18 минут, в день может потребоваться от 1 до 2-3 сеансов и всего через 4-6 месяцев работы вы вычистите большинство своих комплексов , родовых травм, обид , корневых эпизодов и т.д.

Техники Грофа расчитаны на Измененное состояние сознания

Чтобы в холотропном дыхании сессия удалась, вам необходимо будет войти в определенное состояние - ИСС (измененное состояние сознания). Это крайне сложно сделать людям с гиперконтролем. Они просто не смогут расслабится, отпустить себя и позволить произойти с собой всем тем странным и пугающим вещам, которые хранятся у них в подсознании до поры до времени. Соответственно, если не получилось войти в измененное состояние сознания – провалялись 1-1,5 часа впустую.

Байбак не требует определенных условий

Вам не нужно входить в какое-то определенное или особенное состояние сознания, когда практикуете по системе Байбак. Просто стойте, слушайте музыку для сеанса и расслабляйтесь, система все сделает за вас. Не важно, насколько вы контролируете мир (осознанно или неосознанно), системе все равно, она работает.

В дыхательных практиках ваш проблемный материал поднимается в зашифрованном и не всегда понятном для вас виде

Проблемы выходят в виде образов, ощущений, болей, спазмов, спонтанных эмоций так, что сам участник не очень понимает, что за проблема поднялась и о чем была его сессия. После сессии еще долго нужно анализировать полученный опыт и расшифровывать его. Ведь если нет осознания, нет и интеграции. Довольно частая ситуация у холотропщиков, когда они только через пол года понимают, о чем была их сессия или разбирают одну и туже проблему из тренинга в тренинг не осознавая, в чем заключается ее суть. Около 50% всех участников полностью так и не осознают свой холотропный опыт. Никакого саморазвития при этом происходить не может как Вы понимаете.

В системе Байбак ничего «расшифровывать» не нужно

Если вы работаете стабильно и планомерно, материал сам постепенно всплывает на уровень осознанности, да так, что игнорировать его почти невозможно. Решаются всплывшие проблемы, как правило, очень быстро после их появления. Например, в начале сеанса может подняться необъяснимая агрессия, а уже к его концу вы будите любить и благодарить весь мир. Главное работать с ситемой регулярно.

Холотропное дыхание может быть травмоопасно

Смотрите сами, на группу приходится, как правило, 1-2 тренера при любом количестве человек. Когда происходит разблокировка серьезных эпизодов, дышащий может быть очень физически активным. Вы должны понимать, что ко всем тренеры могут не успеть, а вам может достаться в партнеры человек, который сам в первый раз дышит и прошел только часовой инструктаж по безопасности на ровне с вами. Холотроп - очень мощная по динамике техника и вам могут что-то повредить во время сессии, как в роли дышашего (некорректно оказанная помощь со стороны ситтера), так и в роле ситтера (ваш дышащий может просто спонтанно вдарить вам в глаз коленом). На практике такие случаи происходят не очень часто, но вы должны здраво оценить ваши физические возможности и возможности вашего организма, и обязательно предупреждать тренеров и партнеров по дыханию обо все болезнях, особенно хронических, и травмах.

Байбак не травмоопасен

На сеансах по Байбаку вы тоже можете начать активно двигаться (не так активно как на холотропе, конечно), но все ти движения естественны и без надрыва, поэтому травму получить невозможно.

После дыхательных техник проблемы возвращаются

Холотроп может не удалить всех причин ваших проблем, и они вернуться. Все проблемы чем-то похожи на мощные сорняки, и они имеют свои корни (причины), которых не видно сразу. Холотроп поступает следующим образом, пользуясь очень мощным энергетическим толчком, он вырывает сорняк и выбрасывает, оставляя его корни в земле. Те, кто хоть раз боролся с сорняками в саду, понимает, что это временная мера, сорняк снова вырастет, а проблема, которая на какое-то время оставила вас после сессии холотропного дыхания, скорее всего вернется. В процессе дыхательной сессии у вас будут появляться так называемые «симптомы» - те самые хвосты или верхушки сорняков, за которые вы должны дернуть как следует, что бы их выдрать. Для общего развития, расскажем какими бывают основные симптомы: телесные (проявляются в виде боли и спазмов, неконтролируемом желании двигаться определенным образом и т.д.), эмоциональные (весь спектр эмоций возникающий во время сессии по поводу и казалось бы, без повода), есть еще так называемые мультики (мультики они и есть мультики, вас просто глючит всякими картинками), и т.д. Задача холотропа раздышаться как следует, войти в ресурсное состояние и на этом дополнительном ресурсе «выдрать к черту» этот «сорняк». Как это выглядит в реале: вы «идете» за симптомом, усиливая его, доводя до абсурда, до максимума, пока не наступит разрядка. Но, тут есть подводный камень, вы, по разным причинам, можете просто до разрядки не дойти и не выдрать сорняк (у вас может просто не хватить физических и моральный сил, вы просто можете не справится с той болью, которая к вам пришла, вы можете струсить пойти туда, где виднеются уродливые лица ваших субличностей), да, вы можете этот сорняк помять, потоптать, что даст своего рода облегчение на время, т.к. часть заряда все-таки уйдет. Да и корни проблемы, как мы говорили выше, останутся глубоко внутри вас, и «сорняк» со временем восстановится и все начнется заново. А ведь мы помним, что бы повторить попытку, вам нужно будет подождать 1,5-2 месяца.

Техника Байбак убирает проблему полностью

Байбак уничтожает все корни проблем одну за другой, не оставляя им шанса, поскольку работает сразу на нескольких уровнях: телесном, энергетическом, ментальном. Система копает очень глубоко, затрагивая даже те слои вашей личности, о которых вы не подозревали. Все что вам нужно, это проводить сеансы регулярно.

В холотропе, после проработки проблемы, на ее месте остается пустота

Такое вакантное место долго пустым не останется, обязательно произойдет замещение другим материалом, и никому не известно каким именно. И вы можете так топтаться на одном и том же месте долгое время. Хотя общее фоновое состояние, так сказать плотность проблем на единицу подсознания, скорее всего будет снижаться.

Байбак использует космоэнергетику

Байбак - это автоматические энергокоррекционные сеансы. Уберая негатив их организма, какой бы природы он не был, он полностью восстановит все повреждения как на телесном так и на энергетическом уровне. Через работу с энергетикой Байбак как бы запечатывает и предохраняет ту область, в которой производилась работа от возникновения там нового негативного материала.

В дыхательных техниках есть ряд противопоказаний:

  • Тяжелые хронические заболевания, в первую очередь сердечно-сосудистые, в фазе декомпенсации
  • высокое кровяное давление
  • лица моложе 18 лет
  • Психотические состояния
  • Эпилепсия
  • Глаукома
  • Беременность и лактация
  • Остеопороз
  • глаукома или отслоение сетчатки глаза
  • Недавние операции, переломы и вывихи (в течение последних год-полтора)
  • Острые инфекционные заболевания

В системе Байбак так же есть противопоказания:

  • лица, не достигшие 18-летнего возраста
  • опухоль мозга
  • Эпилепсия (только если причина опухоль мозга)
  • лица, имеющие психические заболевания и/или находящиеся на лечении с использованием психотропных средств и транквилизаторов
  • не рекомендуется начинать практику в период беременности

С осторожностью применять людям:

  • страдающим эпилепсией (если причиной не является опухоль мозга)
  • с повышенным артериальным давлением (свыше 180-100 мм рт. ст.)

Как в холотропном дыхании, так и в Байбаке есть еще множество нюансов и особенностей, но полный анализ мы здесь уместить не сможем, поэтому ограничиваемся, на наш взгляд, самыми основными моментами. Итак, подводим итоги. Если вам нужен экшен, адреналин, незабываемые впечатления и помощь посторонних – ваш выбор холотроп. Это вполне рабочая техника и дает свои результаты в виде решения или облегчения некоторых жизненных ситуаций. Если вас это не интересует, а нужна быстрая, эффективная и самостоятельная техника, которая работает не с отдельными проблемами, а тотально со всем материалом – ваш выбор Байбак.

Успехов в работе!

Холотропное дыхание - самая мощная и эффективная из применяющихся в современной психологии и психотерапии дыхательных техник среди которых известными техниками являются ребёфинг, вайвейшн и техники Свободного Дыхания. Холотропное дыхание было разработано в 70-е годы Станиславом Грофом, американским психологом, родившимся в Чехословакии, и его женой Кристиной, в качестве легальной альтернативы психоделической терапии. Холотропное дыхание - единственная дыхательная психотехника, под которую была разработата серьезная психологическая теоретическая база. Это связано с тем, что С. Гроф, в отличие от основателей ребёфинга Л.Орра и вайвейшн Д.Леонарда, является профессионалом в области медицины и психологии.

Доктор медицины Станислав Гроф - врач и учёный отдавший более сорока лет исследованиям необычных состояний сознания и духовного роста. Он является одним из основателей Международной Трансперсональной Ассоциации (ITA) много лет он был её бессменным президентом. Он также выступал в качестве организатора и координатора международных конференций в США, Индии, Австралии,Чехословакии и Бразилии. Станислав Гроф является профессором факультета психологии Калифорнийского Института интегральных исследований, где преподаёт на двух факультетах: психологии и межкультурных исследований. Кроме того С.Гроф регулярно проводил обучающие семинары для профессионалов по трансперсональной психологии и холотропному дыханию (трансперсональные тренинги Грофа), а также выступал с лекциями и семинарами по всему миру. Станислав Гроф - автор и соавтор более ста статей и тридцати книг. Его тексты неизменно привлекают внимание как профессионалов, так и всех тех, кто интересуется самоисследованием и духовным ростом. Книги и статьи Грофа переведены на двенадцать языков.

Краткая история возникновения метода

Станислав Гроф, будучи психиатром и психоаналитиком, стал проводить исследовательскую деятельность с ЛСД в середине 50х годов. Довольно быстро он убедился в большом психотерапевтическом эффекте психоделических сессий. Продолжая свои исследования, Гроф столкнулся с необходимостью пересмотра фрейдистской модели психики, в которой он был воспитан, и построения новой картографии сознания для описания эффектов, возникающих во время психоделических сеансов. Создав такую модель, он описал ее в своих многочисленных трудах. Когда закрывались эксперименты с психоактивными веществами, Гроф стал искать технику, подобную по терапевтическому воздействию. И в 1975 году, вместе с Кристиной Гроф, открыл и зарегистрировал дыхательную технику, которую назвал «холотропное дыхание». С 1975 года эта техника все больше и больше завоевывает популярность среди психотерапевтов и людей, интересующихся личностным ростом и духовным развитием.

Станислав Гроф и Кристина Гроф

В 1973 году доктор Гроф был приглашен в Институт Эсален в Биг Суре, Калифорния, где жил до 1987 года, занимаясь писательской работой, проводя лекции, семинары, включая семинары на которые им приглашались интересные специалисты из различных научных и духовных направлений. Работая в Эсалене, Станислав и Кристина Гроф занимались разработкой техники холотропного дыхания. На фоне политического запрета на использование психоактивных веществ (ПАВ) в психотерапевтических целях, Станислав и Кристина Гроф использовали в своей работе интенсивное дыхание. Прототипом дыхательной техники С. и К. Гроф были способы дыхания, существовавшие в различных духовных и психологических практиках, а также дыхание наподобие наблюдавшегося у пациентов во время психоделической сессии в случае если проблема не была проработана до конца и пациенты начинали спонтанно и интенсивно дышать. Подобное дыхание было необходимо чтобы продолжить оставаться в измененном (расширенном) состоянии сознания и доработать (разрядить) тот психологический материал, который поднялся из бессознательного и отреагировался в виде симптомов.

Однажды, работая в Эсалене, Гроф потянул спину и не смог как обычно вести процесс. Тогда у Станислава возникла идея разбить группу на пары и проводить не одну, а две дыхательные сессии и пусть участники семинара помогают друг другу. Во время первой сессии один человек дышит (холонавт), а второй ему помогает (ситтер, сиделка, помощник), во время второй они меняются местами. Данная практика оказалась наиболее эффективной.

Историческая справка: Холотропное дыхание было официально разрешено и зарегистрировано Минздравом РФ в 1993 году в качестве одного из 28 методов психотерапии.

Основные категории холотропного дыхания

Теоретическая база холотропного дыхания - трансперсональная психология.
Основными элементами холотропного дыхания являются:

  • более глубокое и более быстрое связное дыхание, чем в обычном состоянии
  • побуждающая музыка
  • помощь холонавту в освобождении энергии посредством специфических приемов работы с телом

Эти элементы дополняются творческим самовыражением личности, такими, как рисование мандалы, свободные танцы, лепка из глины, терапевтическая игра в песочнице.

Лучше всего о холотропном дыхании, вероятно, рассказано в книге Станислава и Кристины Гроф «Неистовый поиск себя»:

Последние тени наших сомнений полностью рассеялись в середине семидесятых годов, когда мы разработали метод глубокого эмпирического самоисследования и терапии, который мы теперь называем холотропным дыханием, и начали систематически использовать его в наших семинарах.

Холотропное дыхание сочетает в себе такие простые средства, как ускоренное дыхание, музыка и специально подобранные звуки, а также определенные виды телесной работы, способен порождать весь спектр переживаний, которые мы обычно наблюдали во время психоделических сеансов. При холотропном дыхании эти переживания, как правило, бывают более мягкими, и человек в большей мере способен их контролировать, но по своему содержанию они, в сущности, не отличаются от тех, что возникают во время психоделических сеансов, хотя и получены без помощи каких бы то ни было химических веществ. Главным катализатором здесь служит не мощное и таинственное психоактивное вещество, а самый естественный и фундаментальный физиологический процесс, какой только можно себе представить - дыхание.

Перед первым опытом дыхания участники тренинга "Холотропное дыхание" получают углубленную теоретическую подготовку, включающую основные типы феноменов, возникающих в сессиях холотропного дыхания. К ним относятся опыт прохождения сенсорного барьера, биографические, перинатальные и трансперсональные переживания. Также даются технические инструкции как для переживающих, так и для сидящих. Кроме этого, обсуждаются физические и эмоциональные противопоказания. В случае если они касаются кого-то из участников, то эти люди получают рекомендации специалистов.

Холотропное дыхание является более интенсивным, то есть частым и глубоким, чем обычное. Обычно не дается никаких других специфических инструкций перед или во время сессии, таких например, как скорость, способ или природа дыхания. Опыт всецело является внутренним, аутентичным и большей частью невербальным с минимальным вмешательством во время активного дыхания. Исключения составляют спазмы горла, проблемы потери самоконтроля, сильная боль или страх, препятствующие продолжению сессии холотропного дыхания, а также прямая просьба дышащего (холонавта) о вмешательстве.

Эффекты интенсивного дыхания

Изменённые (или холотропные) состояния сознания, возникающие при холотропном дыхании, обладают чрезвычайно мощным целительным (терапевтическим) и преобразующим действием. Холотропные сеансы во многих случаях выводят на поверхность трудные эмоции и всевозможные неприятные физические ощущения. Их полное проявление дает возможность освободиться от их беспокоящего влияния. Общее правило холотропной работы состоит в том, что человек избавляется от проблемы, открыто встречаясь с ней лицом к лицу и прорабатывая ее. Это процесс очищения и освобождения от старых травм, который открывает путь для очень приятных или даже экстатических и трансцендентных переживаний и ощущений.

Противопоказания

Состояние Причина противопоказаний
Кардиоваскулярные проблемы или высокое кровяное давление Переживание может быть физическим или эмоциональным стрессом
Беременность Оживление опыта собственного рождения может сработать как триггер маточных сокращений
Эпилепсия Существует опасность, что эмоциональный или физический стресс может послужить триггером для припадка
Глаукома Оживление опыта рождения или другого стрессового опыта может увеличить внутриглазное давление
Недавние операции, переломы Интенсивные движения могут повлиять на недавние травмы
Маниакально-депрессивный психоз, параноидальный психоз Состояние необычного сознания может стать триггером маниакального эпизода; параноидальные проекции затрудняют интеграцию внутреннего психологического материала

В остальных случаях человек может принимать участия в сессиях холотропного дыхания. Однако, если у Вас есть сомнения - проконсультируйтесь у ведущего семинара и его помощников.

Роли ситтера и холонавта

Перед началом процесса холотропного дыхания участники делятся на пары. Во время дыхательной сессии один человек является ситтером (от англ. sitter, сиделка, помощник), другой - холонавтом (дышащим).

Задачи ситтера

Ситтер выполняет роль человека, который помогает своему партнеру в процессе холотропного дыхания.
Ситтеры во время сессии холотропного дыхания должны быть ответственными и ненавязчивыми, что гарантирует эффективность, безопасность окружения, уважение к естественному разворачиванию переживания и обеспечивает помощь во всех необходимых ситуациях. Это может быть физическая поддержка, помощь выйти в туалет, подать салфетку и т.д. Для ситтеров важно оставаться сконцентрированными, принимающими полный спектр возможных эмоций и поведения дышащего. В холотропном дыхании не используются какие-либо виды вмешательства, которые исходят из интеллектуального анализа или основанные на априорных теоретических конструкциях.

Обеспечить безопасность своего холонавта.

Для ситтера в момент сессии холотропного дыхания холонавт самый значимый человек.
Если холонавт начинает интенсивно двигаться - задача ситтера оградить своего холонавта от физических повреждений. (Например, если ваш холонавт начинает бить рукой о пол - подложите покрывало или подушку) Если соседний холонавт может удариться о вашего - вы, как ситтер, становитесь стеной, ограждающей вашего холонавта. И т.д.

Обеспечить возможность аутентичного проявления для своего холонавта.

Задача ситтера - создать условия, при которых ничто не нарушит поток переживаний его холонавта. В частности, это означает, что ситтер НЕ ПРИ КАКИХ обстоятельствах не должен вмешиваться в процесс холонавта, если тот его об этом не попросит. Также ситтеру нельзя глазеть по сторонам и не рекомендуется разговаривать, т к разговорная речь может вывести дышащего из трансового процесса.

Помочь холонавту снять напряжения, возникающие во время сессии холотропного дыхания.

Подобная помощь осуществляется ТОЛЬКО ПО ЗАПРОСУ дышащего. Если холонавт не просит ему помочь - ситтер НЕ ДОЛЖЕН вмешиваться.

Помощь в снятии физических напряжений осуществляется либо с помощью предоставления статической физической нагрузки на напряженные мышцы (об этом дается подробная инструкция на тренинге), либо с помощью разминания напряженных участков тела. Последний способ не рекомендуется, поскольку он: во-первых, не позволяет разрядить спазмированные области; во-вторых, ситтер «делает работу ЗА ХОЛОНАВТА».

Напоминать холонавту о необходимости дыхания.

Иногда холонавт забывает о необходимости интенсивного дыхания на активной начальной стадии процесса. В этом случае задача ситтера - ненавязчиво напомнить о необходимости дышать. Обычно для этого ситтер начинает в ритм дышать над ухом холонавта. Напоминать о дыхании словами НЕЛЬЗЯ - вы разрушите переживания холонавта.

В том случае, если холонавт захочет выйти в туалет, задача ситтера - сопроводить холонавта туда и обратно.

В случае, если ситтеру самому нужно отлучиться в туалет - он должен попросить соседних ситтеров или кого-то из помощников ведущего присмотреть за его холонавтом.

Ситтер может танцевать вокруг холонавта или делать что-либо еще. Единственное: ситтеру КАТЕГОРИЧЕСКИ запрещено интенсивно дышать самому - иначе вместо ситтера и холонавта могут появиться ДВА ХОЛОНАВТА.

Запрещается привносить свой процесс в процесс холонавта.

Отрицательный пример, приведенный у С.Грофа. Ситтер (женщина), решила, что ее холонавту нужна материнская любовь и со слезами на глазах обняла его во время дыхания. А ее холонавт переживал в это время, что он викинг, сражающийся с врагами. Как следствие, поток переживаний холонавта, был разрушен.

Задачи холонавта

Холонавт (дышащий) - главное действующее лицо захватывающего действа, называемого холотропным дыханием. Задачи холонавта только одна - войти с помощью дыхания в измененное состояние сознания и далее проявлять себя аутентично (быть собой).

Что значит «быть собой»? Это означает, что если вашему телу хочется двигаться - двигайтесь, если вам хочется плакать - плачьте, хочется смеяться - смейтесь, хочеться петь матерные песни - пойте матерные песни. Если Ваш завтрак просится наружу - чтож, позвольте ему выйти (это не ваша проблема - а проблема ведущего тренинга:-)). Задача ситтера при этом - обеспечить свободу ваших проявлений.

Дыхание является метафорой энергообмена с миром и метафорой жизни: ВДОХ (принятие энергии из мира) - ПАУЗА - ВЫДОХ (отдавание) - ПАУЗА. Во время холотропного дыхания можно дышать как угодно, то есть и без пауз и с паузами, носом или ртом, грудью и животом. Есть только одно требование к дыханию, это аутентичность. Дышать носом или ртом, с акцентом или без акцента - это не важно. Важно быть аутентичными.

Чем глубже человек дышит, тем более мощные идут переживания, чем быстрее - тем быстрее они меняются. Как именно дышать - определяет во время дыхания сам холонавт, причем ритм, скорость, частоту и глубину - можно менять по своему усмотрению. Если дышать медленно и неглубоко, то, скорее всего, никаких интенсивных переживаний не будет. :-) Метафора холотропной работы: как поработал - то и получил. В отличие от ребефинга ведущий не будет по своему усмотрению "поддерживать " вас в процессе дыхания.

Сложно интенсивно дышать первые 10-15 минут. Затем дышащий входит в измененное состояние сознания (ИСС) и интенсивно дышать становится легче. Примерно через час-полтора холонавт перестает интенсивно дышать и дыхание возвращается к норме. Вы вряд ли НЕ СМОЖЕТЕ заставить себя через 1,5-2 часа дышать интенсивно. Есть исключение: шизофреники при вхождении в интенсивное могут дышать до 5 часов.

Во время холотропного дыхания холонавт может управлять динамикой дыхания. Кроме того, холонавт всегда может остановить интенсивное дыхание - примерно через 5 минут щелочной баланс крови придет в норму и человек станет полностью «нормальным».

Необходимость в фокусированной работе с телом

Необходимо иметь достаточно времени для проведения сессии холотропного дыхания. Традиционно процесс занимает от полутора до трех часов. Примерно за это время процесс приходит к своему естественному завершению, но в исключительных случаях он может продолжаться несколько часов. В конце сессии и иногда во время дыхательного процесса ведущий или ситер обеспечивает поддержку и предлагает работу с телом в том случае, когда посредством дыхания не разрешились все эмоциональные и физические напряжения, активированные во время сессии. Основной принцип этой работы заключается в том, чтобы в зависимости от того, что происходит с дышащим, создать ситуацию, которая усилит существующие симптомы. В то время, когда энергия и осознавание удерживаются в области напряжений и дискомфорта, нужно поощрять человека к полному самовыражению при разрядке симптомов, какую бы форму это ни принимало. Эта работа с телом во время сессий холотропного дыхания является существенной частью холотропного подхода и играет важную роль в завершении и интеграции переживаний.

Рисование мандал

После сессии холотропного дыхания и ситтер, и холонавт идут рисовать мандалы. Рисование - это творческое отображение своих переживаний. Кроме того, через некоторое время холонавтом осуществляется проговор своих переживаний.

Обсуждение

Групповое обсуждение происходит в тот же день после большого перерыва. Во время обсуждения ведущий не дает никаких интерпретаций материала, основанных на каких-либо теоретических системах, включая и холотропное дыхание. Лучше попросить холонавта и дальше прорабатывать и прояснять посредством рефлексии свои прозрения, полученные в сессии холотропного дыхания. В ходе обсуждения могут быть полезны мифологические и антропологические ссылки в русле юнговской психологии, также полезными могут быть мандалы. Возможны ссылки на личные переживания ведущих или других людей.

Холотропным дыханием в отличие от вайвейшн НЕЛЬЗЯ заниматься самостоятельно, и уж тем более дома и в одиночку (отсутствует ситтер, отсутствует интенсивная музыка).

Музыкальное обеспечение холотропного дыхания

Выбор музыки поддерживает характерные этапы, отражающие наиболее общие черты разворачивания холотропного опыта. Музыка для холотропного дыхания служит катализатором переживаний и имеет требованияк интенсивности и формату. Музыка и\или другие формы акустической стимуляции - барабанная дробь, бубны, естественные звуки и т.д. является целостной частью холотропного процесса. В начале процесса холотропного дыхания она побуждающая и стимулирующая, затем она становится все более и более драматической и динамичной, а затем выражает прорыв. После кульминации музыка постепенно становится все более спокойной и в конце - мирной, плавной, текучей и медитативной. Описанное выше развитие процесса является среднестатистическим и его следует изменить в зависимости от групповой динамики.

Примерная структура музыкального сопровождения сессии холотропного дыхания

Пустая Кушетка Давно у нас не было пятнички! Ловите новый фильм! ...

Холотропное дыхание - самая эффективна из трех применяющихся в современной психологии и психотерапии дыхательных техник («большая четвёрка» - холотропное дыхание, вайвейшн, ребёфинг, Свободное Дыхание).

Холотропное дыхание было разработано в 70-е годы Станиславом Грофом, американским психологом, родившимся в Чехословакии, и его женой Кристиной, в качестве легальной альтернативы психоделической терапии.

Доктор медицины Станислав Гроф - врач и учёный, отдавший более сорока лет исследованиям необычных состояний сознания и духовного роста. Он родился в Праге, 1 июля 1931 года. В 1956 году получил диплом врача от Медицинской школы Карлова университета в Праге и степень доктора наук от Чехословацкой академии наук. С 1956 по 1967 г. С. Гроф - практикующий психиатр-клиницист. В этот же период он активно изучает основы психоанализа и принимает участие в новаторских научно-исследовательских проектах. В 1959 году он удостаивается премии Кюфнера - национальной Чехословацкой награды, ежегодно вручаемой за наиболее выдающийся вклад в области психиатрии. Начиная с 1961 года он возглавляет исследования применения ЛСД и лругих психоделиков для лечения психических расстройств. В 1967 году, как стипендиат Фонда поощрений психиатрических исследований (США), он получил возможность пройти двухлетнюю стажировку в Университете Джона Хопкинса. Затем продолжил научно-исследовательскую деятельность в Мерилендском центре психиатрических исследований. С 1973 по 1987 год С. Гроф живёт и работает в Эсаленском институте (Биг-Сур, Калифорния, США). В этот период вместе с женой Кристиной он разрабатывает технику холотропного дыхания - уникальный метод психотерапии, самопознания и личностного роста. Станислав Гроф является одним из основателей Международной трансперсональной ассоциации (ITA), долгое время являлся её президентом. Он также выступал в качестве организатора и координатора международных конференций в США, Индии, Австралии, Чехословакии и Бразилии. В настоящее время С. Гроф - профессор факультета психологии Калифорнийского института интегральных исследований, где преподаёт на двух факультетах: психологии и межкультурных исследований. Кроме того, он проводит обучающие семинары для профессионалов Grof Transpersonal Training ("Трансперсональные тренинги Грофа"), а также выступает с лекциями и семинарами по всему миру. Станислав Гроф - автор и соавтор более ста статей и шестнадцати книг. Его тексты неизменно привлекают внимание как профессоналов, так и всех тех, кто интересуется самоисследованием и духоным ростом. Книги и статьи Станислава Грофа переведены на двенадцать языков, включая немецкий, итальянский, испанский, португальский, голландский, шведский, датский, русский, чешский, польский, китайский и японский. Станислав Гроф начал свою медицинскую карьеру будучи классическим психоаналитиком, который верил в то, что психоделические вещества, применяемые в психиатрии в контролируемых условиях могут значительно ускорять процесс психоанализа. Однако вскоре беспрецедентное богатство и диапазон переживаний во время сессий ЛСД-психотерапии убедили его в теоретических ограничениях фрейдовой модели психики и лежащего в ее основе механистического мировоззрения. Возникшая в результате этих исследований новая картография психики состоит из трех областей: 1) (Фрейдового) личного и биографического бессознательного; 2) трансперсонального бессознательного (которое включает в себя и более узкие представления Юнга об архетипичном или коллективном бессознательном); 3) перинатального бессознательного, являющегося мостом между личным и трансперсональным бессознательным и наполненным символизмом и конкретными переживаниями смерти и возрождения. Эта область бессознательного несет в себе наибольший трансформирующий потенциал. В своих последних работах Станислав Гроф постоянно подчеркивает, что перинатальное не ограничено внутриутробной жизнью и процессом родов, но образует более всеохватывающую структуру психодуховной трансформации, справедливой для всех стадий развития сознания. Громадный клинический опыт самого Грофа и его учеников, а также запротоколированный опыт мировых духовных традиций, свидетельствует о том, что регрессия к перинатальному уровню зачастую является необходимым условием для доступа к трансперсональному. Гроф сам ассистировал на около четырех тысячах сеансов психоделической психотерапии и через его семинары по холотропному дыханию прошли десятки тысяч людей во всех странах мира и всех национальностей.

Удивительна история создания холотропного дыхания. Еще до запрета в США (а потом и во всем мире) психоактивных веществ было замечено, что в конце психотерапевтической психоделической сессии, если проблема не была проработана до конца, пациенты начинали интенсивно дышать, чтобы продолжить оставаться в измененном состоянии сознания и доработать тот психологический материал, который поднялся из бессознательного.

После запрета на использование психотомиметиков в психотерапевтических целях, Станислав и Кристина Гроф стали использовать в своей работе интенсивное дыхание. Поначалу группа пациентов интенсивно дышала, а С. Гроф был инструктором, ведущим процесса, и помогал участникам. Но в один «прекрасный» день он потянул спину и не смог помогать дышащим. Тогда у него возникла идея разбить группу на пары и проводить не одну, а две дыхательные сессии: во время первой сессии один человек дышит (холонавт), а второй ему помогает (ситтер, сиделка, помощник), во время второй они меняются местами. Результат превзошел все ожидания. Переживания у участников процесса оказались гораздо более интенсивными, а психотерапевтический эффект от сессий более сильным.

Холотропное дыхание было официально разрешено и зарегистрировано Минздравом РФ в 1993 году в качестве одного из 28 методов психотерапии.

Основные понятия холотропного дыхания

Теоретическая база холотропного дыхания - трансперсональная психология . Основными элементами холотропного дыхания являются:

  • более глубокое и более быстрое связное дыхание, чем в обычном состоянии
  • побуждающая музыка
  • помощь холонавту в освобождении энергии посредством специфических приемов работы с телом

Эти элементы дополняются творческим самовыражением личности, такими, как рисование мандалы, свободные танцы, лепка из глины, терапевтическая игра в песочнице.

Лучше всего о холотропном дыхании, вероятно, рассказано в книге Станислава и Кристины Гроф «Неистовый поиск себя»:

В середине семидесятых годов, Станислав и Кристина Гроф разработали метод глубокого эмпирического самоисследования и терапии, который мы теперь называем холотропным дыханием , и начали систематически использовать его на семинарах.

Холотропное дыхание сочетает в себе такие средства, как ускоренное дыхание, музыка и специально подобранные звуки, а также определенные виды телесной работы, способен порождать весь спектр переживаний, которые обычно наблюдают во время психоделических сеансов. При холотропном дыхании эти переживания, как правило, бывают более мягкими, и человек в большей мере способен их контролировать, но по своему содержанию они, в сущности, не отличаются от тех, что возникают во время психоделических сеансов, хотя и получены без помощи каких бы то ни было химических веществ. Главным катализатором здесь служит не мощное и таинственное психоактивное вещество, а самый естественный и фундаментальный физиологический процесс, какой только можно себе представить - дыхание.

Теоретические положения
Станислав и Кристина Гроф

Широкое понимание человеческой психики, которое включает биографическую, перинатальную и трансперсональную области. Феномены, относящиеся ко всем этим областям рассматриваются как естественные и нормальные составляющие психологического процесса, они принимаются и поддерживаются целиком.
Понимание того, что необычные состояния сознания, вызываемые холотропным дыханием, а также и аналогичные состояния, возникающие спонтанно, мобилизуют внутренние целительные силы психики и организма.
По мере разворачивания этого процесса «внутренний целитель» проявляет терапевтическую мудрость, превосходящую знания, которые могут быть выведены из когнитивного понимания индивидуального практика или любой специфической школы психотерапии или телесной работы.

Практический подход

Основными элементами холотропного дыхания являются: более глубокое и более быстрое дыхание, побуждающая музыка и помощь в освобождении энергии через специфические приемы работы с телом. Это дополняется творческим самовыражением, таким как рисование мандалы и обсуждением опыта. Холотропное дыхание можно проводить как один на один, так и в групповой ситуации, где участники меняются местами: то в роли дышащих (холонавтов), то в роли сидящих (ситтеров).
Перед первым опытом холотропного дыхания участники получают углубленную теоретическую подготовку, включающую основные типы феноменов, которые возникают в сессиях холотропного дыхания (биографические, перинатальные и трансперсональные), а также технические инструкции как для дышащих, так и для сидящих. Кроме этого, обсуждаются физические и эмоциональные противопоказания, и, если они касаются кого-то из участников, эти люди получают рекомендации специалистов.
Холотропное дыхание является более частым и глубоким, чем обычное; как правило, не дается никаких других специфических инструкций перед сессией или во время сессии, таких например, как скорость, способ или природа дыхания. Опыт всецело является внутренним и большей частью невербальным с минимальным вмешательством во время активного дыхания. Исключения составляют спазмы горла, проблемы потери самоконтроля, сильная боль или страх, препятствующие продолжению сессии, а также прямая просьба дышащего о помощи.
Музыка (или другие формы акустической стимуляции - барабанная дробь, бубны, естественные звуки и т.д.) является целостной частью процесса холотропного дыхания . Как правило, выбор музыки поддерживает характерные этапы, отражающие наиболее общие черты разворачивания холотропного опыта: в начале она побуждающая и стимулирующая, затем она становится все более и более драматической и динамичной, а затем выражает прорыв. После кульминации музыка постепенно становится все более спокойной и в конце - мирной, текучей, медитативной. Поскольку описанное выше развитие процесса является среднестатистическим, его следует изменить, если динамика групповой энергии протекает иначе.
Ситтеры во время сессии холотропного дыхания должны быть ответственными и ненавязчивыми, заботящимися об эффективном дыхании, безопасности окружения, уважающими естественное разворачивание переживания и обеспечиващими помощь во всех необходимых ситуациях (физическая поддержка, помощь, если нужно выйти в туалет, подать салфетку или стакан воды и т.д.) Для ситтеров важно оставаться сконцентрированными, принимающими весь спектр возможных эмоций и поведения дышащего. В холотропном дыхании не используются какие-либо виды вмешательства, исходящие из интеллектуального анализа или основанные на априорных теоретических конструкциях.
Очень важно иметь достаточно времени для проведения сессии. Обычно она занимает от двух до трех часов. За это время процесс, как правило, приходит к своему естественному завершению, однако в исключительных случаях он может продолжаться несколько часов. В конце сессии холотропного дыхания ведущий предлагает работу с телом, в том случае, когда посредством дыхания не разрешились все эмоциональные и физические напряжения, активированные во время сессии. Основной принцип этой работы заключается в том, чтобы понять, что происходит с дышащим, и создать ситуацию, которая усилит существующие симптомы. В то время, когда энергия и осознавание удерживаются в области напряжений и дискомфорта, нужно поощрять человека к полному самовыражению, какую бы форму оно ни принимало. Эта работа с телом является существенной частью холотропного подхода и играет важную роль в завершении и интеграции переживаний.
Фасилитаторы холотропного дыхания должны осознавать, что, когда они используют метод, вызывающий у клиента необычные состояния сознания, существует возможность необычайно интенсивных проекции, включая регрессивную жажду подпитки, сексуальный контакт или духовную связь. Эти проекции зачастую сосредоточены на фасилитаторе. В этих случаях фасилитатору следует быть чувствительным к нарушениям равновесия в ролях клиента и позаботиться о том, чтобы помогать клиентам, у которых возникают такие переживания. Фасилитаторы соглашаются в том, чтобы практиковать холотропное дыхание этически.
Групповое обсуждение происходит в тот же день после перерыва. Во время обсуждения ведущий не дает никаких интерпретаций материала, основанных на каких-либо теоретических системах, включая и систему холотропного дыхания . Лучше попросить холонавта и дальше прорабатывать и прояснять свои переживания, возвращаясь к своим прозрениям, полученным в сессии. В ходе обсуждения могут быть полезны мифологические и антропологические ссылки в русле юнговской психологии, также полезными могут быть мандалы. При случае, возможны ссылки на личные переживания ведущих или других людей.
Существует множество подходов, дополняющих холотропное дыхание . Однако, что бы вы ни использовали, следует четко понимать, что это не является частью холотропного дыхания . И если практика проведения дыхательной сессии значительно отличается от того, что описано выше, для такой практики не нужно использовать название «холотропное дыхание ». Мы просим заменить это другим термином, не связанным с нашими именами .(

ПАМЯТКИ СИТТЕРА И ХОЛОНАВТА

Памятка ситтера (сидящего)

Заключите контракт с дышащим, обсудите его пожелания и предпочтения.

Сведите до минимума разговоры во время дыхания, так как это может мешать дышащим пребывать в своем процессе.

Сосредоточьте на дышащем все внимание, расположившись рядом с его головой, и не отвлекайтесь на происходящее в зале. Не углубляйтесь в свой собственный процесс. Дышащие нуждаются в безраздельном присутствии и внимании сидящих и могут быть очень чувствительны к нехватке этого внимания.

Пребывайте с дышащим в одном пространстве переживания, внимайте этому пространству, но не вторгайтесь в него. Если дышащий спокоен, вам легче почувствовать его, оставаясь столь же спокойным. Если дышащий активен, иногда лучше чувствуется его состояние, при легком движении в том же ритме.

Охраняйте пространство переживания дышащего. Защищайте своего подопечного от активности других дышащих или любых других возникающих помех и рискованных действий.

Не поддавайтесь искушению применять свои знания из опыта разнообразных духовных традиций для помощи дышащим. Примерами такой помощи могут быть "очищение ауры" или использование кристаллов.

Не оставляйте дышащих одних. Если вам нужно в туалет, позовите на это время одного из ведущих.

Будьте внимательны к любому уязвимому месту на теле дышащего и информируйте ведущего, если он работает с вашим дышащим, о наличии таких областей.

Помогите дышащему, если он просит о чем-то. Если дышащему надо в туалет, проводите его до двери туалета и обратно. Помогите ему вытереться полотенцем, принесите стакан воды. Будьте готовы к оказанию любой поддержки.

Если у вас вопросы по поводу происходящего, поднимите руку, чтобы позвать ведущего.

Проследите, чтобы ваш дышащий был проверен ведущим, перед тем как покинуть зал после окончания процесса.

Попросите оставить еду вам и дышащему, если он все еще находится в процессе ко времени начала обеда (ужина).

Приведите в порядок ваше место в зале для дыхания, после того как проводите дышащего в комнату для рисования мандал.

Памятка холонавта (дышащего)

Придите в зал заранее, чтобы без спешки подготовить место, сосредоточиться и успокоиться. Время, указанное в расписании, это время начала самого дыхания.

Наденьте удобную просторную одежду и снимите все, что стесняет или может поранить вас (пояса, бюстгальтеры, украшения и т.д.). Если вы носите контактные линзы, также снимите их перед сессией.

Если вы дышите сегодня, то ешьте очень легко или не ешьте совсем. В этом случае дышится легче.

Посетите туалет перед сессией. Если вы захотите в туалет во время дыхания, не стесняйтесь. Лучше сделать это, чем отвлекаться из-за переполненного мочевого пузыря.

Если у вас сомнения относительно выбора партнера, спросите себя, лучший ли это вариант в данной ситуации, чувствуете ли вы безопасность с этим человеком?

Не покидайте зал в разгаре сессии. Примите внутреннее обязательство присутствовать на всем семинаре (включая все сессии дыхания и обсуждения процесса в группе) для того, чтобы иметь целостный, нефрагментированный опыт и оказывать друг другу поддержку.

Дышите более глубоко и часто в течении часа. Дыхание является важнейшим катализатором необычных состояний сознания. Держите глаза закрытыми для сосредоточения на внутренних переживаниях.

Оставайтесь в позе лежа на спине - позе открытости. Желание опереться на руки, сесть или встать может быть способом контроля переживания или путем бегства из него. Если вы выполнили его, постарайтесь вернуться в исходную позу, как только будете готовы к этому.

Заключите контракт с партнером, включающий следующие пункты:

    Каким образом напоминать вам о дыхании;

    Какой способ телесного контакта наиболее приемлем для вас;

    Какая поддержка необходима вам от партнера;

    Каковы особенности вашего проявления в сессии;

    Условьтесь о сигналах несловесного общения:

    Каким образом вы сообщите своему партнеру, что следует прекратить напоминать вам о дыхании, если это напоминание мешает вашему переживанию;

    Как вы сообщите партнеру о том, что вы что-то хотите.

Избегайте разговоров, уважайте переживания других участников. Разговоры выводят людей из необычного состояния, потому что они ассоциируются с обыденным сознанием.

Сохраняйте молчание во время рисования мандал и (желательно) в течение всего дня. Это помогает быть в медитативном настрое.

Попросите о помощи, если чувствуете сильные блоки, боль или напряжение в теле и продолжение дыхания не дает облегчения. Это можно делать в любой момент во время сессии.

Знайте, что вы всегда владеете ситуацией. Если вы хотите, чтобы с вами перестали работать, скажите слово "СТОП", и любое воздействие будет немедленно прекращено.

Если вы замечаете, что слишком захвачены мыслями, направьте внимание на тело и сосредоточьтесь на дыхании или на музыке. Если вы обнаружите, что занимаетесь анализом музыки, позвольте ее вибрациям проникнуть в тело и сфокусируйтесь на дыхании.

Если у вас возникает сильная эмоция (например, гнев, раздражение, и т.п.) и причиной этой эмоции, как кажется, являются события в зале (например, вам не нравиться музыка или что-то еще), переместите внимание на себя и на ощущения в своем теле. Вместо того, чтобы отвлекаться на что-то внешнее и заниматься бесконечными эмоциональными проецированиями, лучше войти в контакт с переживаемыми энергиями, выразить их и освободиться от них.

Не программируйте переживания, пусть то, что возникает, будет спонтанным актом, неожиданным для вас самих -- свободным танцем тела, энергии и мысли.

Будьте совершенным актером: полностью находясь в роли, в переживании, в то же время будьте над всякой ролью, вне всякого переживания.

Вы сами решаете, когда закончить дыхание. Как правило, сессия приходит к своему естественному завершению в течение 1.5-2.5 часов. Музыка продолжается до тех пор, пока все не закончат работу, поэтому нет необходимости ждать ее окончания.

Не следует начинать новую сессию в конце сессии. Работа в этот момент состоит не в том, чтобы обнаруживать все новые проблемы, а в том, чтобы завершить любой материал, который всплыл и нуждается в интеграции.

Перед тем, как покинуть зал, позовите ведущего для того, чтобы проверить, все ли у вас в порядке. Эта проверка необходима, чтобы понять, нуждаются ли дышащие в дальнейшей работе и чувствуют ли они полную завершенность переживания.

Попытайтесь рисовать мандалу, даже если вы считаете, что не умеете рисовать. Дело здесь не в качестве самого рисунка, а в возможности использовать рисование как средство интеграции и самопостижения.

Вы вольны рассказывать о своем опыте только то, что считаете нужным. Делая это, не занимайтесь анализом, а пребывайте в энергиях самого процесса. Воздерживайтесь от анализа и оценок чьего-либо переживания или мандалы.

Сон - это продолжение интеграции проявленных переживаний. Будьте внимательны к его посланиям. В последующие дни найдите время для рисования, созерцания, ведения дневника и для работы со сновидениями

Обобщенный материал о холотропном дыхании

Холотропное дыхание – это одна из самых эффективных дыхательных техник, разработанных для психотерапии. Холотропное дыхание, созданное как легальная замена психоактивным веществам после их официального запрета, позволяет добиться схожего эффекта, как и от приема психоделических препаратов – то есть измененного сознания. Переживание сюжетов бессознательного (зачастую неприятных) приводит к активации «внутреннего целителя», то есть скрытой внутри организма самовосстанавливающей силы.
Результаты, которых позволяет добиться техника холотропного дыхания, впечатляют – это избавление от стрессов, глубинных страхов, старинных психологических травм, которые, будучи неосознаваемыми, негативно влияют на Вашу жизнь. Холотропное дыхание – это универсальный путь к скорейшему личностному, духовному росту.

История разработки холотропного дыхания

В середине двадцатого века Станислав Гроф, перспективный психиатр-клиницист, возглавил проект, направленный на изучение лечебного воздействия психотропных веществ на людей, страдающих от психических расстройств. Наблюдая за пациентами, находящимися в состоянии измененного сознания, Гроф приходит к выводу, что Фрейдистские концепции психологии человека хотя и могут быть использованы, но все же не дают общего представления о человеке. Продолжая свои исследования, Станислав Гроф описал 4 области психики:
  • Сенсорный барьер
  • Индивидуальное бессознательное
  • Область рождения
  • Трансперсональный уровень
Входя в состояние измененного сознания, пациенты Грофа неизменно сталкивались со всеми четырьмя областями психики, что, в конечном итоге, и приводило к проживанию довлеющих сюжетов, самопознанию и избавлению от расстройства.
Также в ходе исследований ученый заметил, что пациенты, стремясь продолжить ослабевающий эффект ЛСД, для полной проработки всплывшего сюжета начинали глубоко и часто дышать, таким образом не позволяя себе выйти из состояния измененного сознания. Именно это наблюдение в дальнейшем и подтолкнуло к созданию холотропного дыхания – техники, при помощи которой измененные состояния достигаются не под влиянием химических препаратов, а под воздействием самого естественного процесса – дыхания.
Вскоре Гроф запатентовал изобретенную методику и в 1993 году Минздрав РФ зарегистрировал холотропное дыхание как метод психотерапии.

Как проходит сеанс холотропного дыхания?

Сеансы холотропного дыхания базируются на трех обязательных элементах:
  • Глубокое и быстрое дыхание (холотропное дыхание)
  • Побуждающая музыка
  • Специфические приемы работы с телом для помощи холонавту в высвобождении энергии
Перед началом тренинга все участники разбиваются на пары и получают более глубокое представление о холотропном дыхании. В паре один участник является ситтером – помощником, а второй – холонавтом, то есть практикующим холотропное дыхание. После первого сеанса участники меняются ролями.
Комбинация музыки и глубокого, быстрого дыхания позволяют добиться всех эмоциональных состояний и переживаний, достигаемых при приеме психотропных веществ.
Выход из измененного состояния сознания происходит автоматически через полтора часа после начала, так как человек оказывается не в силах и далее поддерживать необходимый темп дыхания.
Холотропное дыхание настолько эффективно, насколько активно (глубоко и часто) дышит холонавт. Во время сеанса ситтер делает все, чтобы помочь своему холонавту, при этом не вмешиваясь в процесс, если холонавт прямо не попросит об этом. Перед началом сеанса ситтерам объясняются правила поведения.
Холотропное дыхание – это путь к самопознанию и личностному развитию.

Похожие статьи