Чем победить детские страхи? Советы психолога. Как побороть даже сильные детские страхи 

Танатофобия – инстинкт самосохранения?

С самых первых лет своего существования человек регулярно испытывает чувство страха. Иногда это здоровый страх, который работает в качестве механизма, предупреждающего организм об опасности, но иногда страх становится патологическим, перманентным – человек боится чего-то, думает об этом каждую секунду. И такая фобия зачастую бывает безотчетной, возникающей внезапно, неконтролируемой. С ней невозможно бороться самому, невозможно преодолеть. К примеру, страх смерти, который не дает спокойно жить тысячам людей. Психологи считают, что танатофобия лежит в основе всех страхов.

Распространена точка зрения, согласно которой боязнь смерти – это естественное ощущение человека, представляющее собой своеобразный аспект инстинкта самосохранения. Лишь в несколько мутированной, увеличенной форме, которая становится навязчивой.

Есть этот инстинкт и у животных, но проявляется он лишь в по-настоящему опасных ситуациях, а затем приглушается до следующей страшной ситуации, в которой действительно велика вероятность смерти. Но животные не могут думать о том, как победить страх смерти. Дело в том, что у животных, в отличие от человека, нет понятия будущего, они живут исключительно настоящим моментом, здесь и сейчас.

Точно такое же отношение свойственно маленьким детям, которые освобождены от необходимости планировать. И уже по мере взросления ребенок начинает подвергать весь полученный опыт анализу и вычленять какие-то истины и выводы из произошедшего с ними. Они начинают задумываться о том, будет ли он существовать завтра, что может случиться, и вот тут-то и рождается страх смерти, от которого трудно избавиться. В частности, это именно боязнь неизвестного. Так как люди привыкли думать «я боюсь, что случится что-то плохое, так как я не знаю будущего». Все перемены в жизни происходят внезапно, судьбу невозможно узреть, поэтому все эти мысли и становятся страхом, который называется танатофобия, то есть боязнь смерти.

Вегето-сосудистая дистония как важный фактор фобии

Частый синдром всд – танатофобия. Больной всд человек боится всего – новых болезней, несчастных случаев, толпы, одинокой старости. Этому дано название – «экзистенциальный страх». Фобия сопровождается сильными паническими атаками, когда мысль «боюсь» становится превыше всего. Здесь и учащенное сердцебиение и угнетенное состояние духа – все это испытывает на себе человек с всд. Страхи, возникшие в период всд очень мешают индивиду спокойно жить, они отравляют его существование, лишают его свободы деятельности, он мало что может успешно делать. Фобия со временем лишь усиливается, развивает неуверенность в себе, неудовлетворенность своими возможностями, а так же глубокую депрессию.

Боязнь смерти среди всех возможных страхов при всд является самой опасной. В особенности, когда человек первый раз на себе испытывает приступ всд. Механизм фобии таков, что пережив страх единожды, мы переносим его на повседневные жизненные события. Один раз больному всд стало плохо в магазине – и теперь он всегда в магазине будет испытывать страх, мысль «боюсь» будет сжирать его. Боязнь смерти благодаря всд теперь будет его верным спутником на шопинге.

И что же тут делать? Нужно четко сказать себе, что вы понимаете, что с вами происходит. Что во всем виновато всд. Что эта фобия – искусственная. Бояться смерти – нельзя, боязнь – выдумка. С вами ничего не случится, смерти впереди не видать. «Я смерти не боюсь» должно стать в паре с ровным дыханием лечением от панического страха при всд, и фобия отойдет.

Почему дети боятся умереть

Страх смерти как фобия в течение всей жизни человека проходит через несколько периодов, она то гаснет, то вспыхивает с большой силой. Впервые этот страх может появиться в раннем детстве. Детки сталкиваются со страхом еще в том возрасте, когда не могут описать его словами, до конца не осознают его, не знаю, что делать, как побороть страх смерти. Смерть они узнают по-разному, кто-то видит мертвое животное, кто-то замечает гнилые листики под ногами, кто-то сталкивается со смертью родственников.

Родителям приходится объяснять им понятие смерти и несправедливость – почему кто-то должен умирать, почему нельзя жить вечно? Особенно тяжким представляется подведение ребенка к той мысли, что и его черед придет. Многие пытаются приукрасить действительность, рассказывая истории про ангелочков и рай, часто это действительно помогает побороть у детей страх смерти. Однако нет причин это делать, это действует лишь на время, ведь взрослея, дитя узнает, что все не так радужно, как ему говорили родители, и фобия снова возвращается к нему.

Часто боязнь умереть появляется у детей 5-8 лет. Выражается танатофобия индивидуально, зависят проявления страха от того, с кем живет ребенок, что происходит в семье, что он видит на улице и на экране телевизора. Избавиться от нее непросто. Конечно, в большей степени страх смерти встречается у детей, близкие люди которых погибли при их жизни. Часто боязнь мучает эмоциональных и впечатлительных дошкольников, которые не имеют мужской защиты и влияния, причем девочки боятся смерти чаще и сильнее, чем мальчики.

Интересно, что страх смерти часто отсутствует у детей, чьи родители жизнерадостны и оптимистичны. Порой родители создают для своего ребенка искусственный добрый мир, в котором ему якобы нечего бояться. Такие дети никогда не говорят «боюсь смерти». Они растут более равнодушными, не тревожатся как за себя, так и за других, им не надо бороться со страхом. Также фобия может отсутствовать у детей, чьи родители – хронические алкоголики, у таких дошкольников эмоциональность притупляется, все глубокие переживания мимолетны и неустойчивы. Они никогда не скажут, мол, я боюсь чего-то.

Страх гибели у подростков

В подростковом возрасте фобия гибели и боязнь смерти проявляет себя в полной мере. Подростки начинают более адекватно оценивать окружающий их мир, думы и размышления о смерти занимают не последнюю роль в их разуме, они даже подумывают о самоубийстве как о спасении от невыносимой, по их меркам, жизни. На них наваливается огромный груз переходного возраста, возникают новые проблемы, которые они должны преодолеть. Те понятия о жизни, которые им давали в детстве, уже не могут их удовлетворить. И вот, остается она один на один с пугающей мыслью «боюсь умереть», ведь никто не бессмертен. А вдруг он умрет завтра, послезавтра? И что же ему делать? Как справиться со страхом смерти?

Вариантов здесь много. Некоторые подростки чтоб заглушить боязнь смерти прибегают к наркотикам, алкоголю. Они попадают в уютные секты, где ему навязывают чужие мысли и «спасительные» идеи, ему четко диктуют, что надо делать. Другие же предпочитаются бороться со страхом другими методами. Они начинают жить в виртуальном мире, все время проводя за компьютерными играми и интернет-серфингом, стараясь скрыть боязнь, они не хотят делать ничего полезного. Так они стараются преодолеть смерть, абстрагировавшись от реального мира.

Другие становятся циничными и дерзкими, увлекаясь жестокостью, фильмами ужасов, кровавыми видеоиграми. Они глумятся над смертью, и фобия почти отступает, как им кажется. «Я смерти не боюсь» твердят они себе смело, частенько идя на безрассудный риск и бросая вызов смерти. Залазят на крышки, ищут неприятности на темных улицах, цепляются за вагоны поездов. Они могут делать все, что им заблагорассудится, но все равно в голове присутствует тихая, глубоко запрятанная мысль «боюсь умереть» .

Часто под давлением общества подростки становятся на популярный путь – отрицание смерти. Казалось бы, если нее нет, то незачем и признаваться, мол «боюсь смерти», незачем переживать и бояться. Можно наслаждаться, жить полной жизнью, заниматься карьерой. Современная жизнь предлагает нам огромное количество удовольствий, каждое из которых хочется испытать. И страх смерти отступает.

Оправданный страх

Как правило, люди пожилого возраста редко говорят о страхе перед самой смертью. Для них страшнее процесс умирания, от болезни, от старости, в одиночестве. Они испытывают страх перед потерей контроля за происходящими событиями и своими телесными функциями. Исследования показали, что старики чаще испытывают страх смерти, однако реже, чем молодые открыто признают это. Они часто говорят «я смерти не боюсь».

Выявлено, что больные ВИЧ-инфекцией и здоровые люди испытывают сходные степени осознанного страха перед умиранием, но у больных людей скрытых страхов намного больше. Похоже, что видя неизбежную смерть, такие люди испытывают потребность осознанно отрицать умирание, дабы не падать духом окончательно. «Я не боюсь смерти» — уверяют они себя и окружающих. Их фобия никуда не исчезает, лишь скрывается.

Огромную роль в объяснении боязни умереть у взрослых играют такие факторы как состояние здоровья, беспокойство и тревожность. Чаще всего говорят «боюсь умереть» люди психически нездоровые, плохо образованные, а также лица женского пола. Так же не стоит сбрасывать со счетом такие факторы как социальный статус, благосостояние, удовлетворенность жизнью.

Кстати, крайне интересны результаты исследования психологического настроения и состояния тяжелобольных раком людей. Большинство опрошенных отметили, что узнав диагноз, они переоценили свои приоритеты и цели, стали больше времени проводить с семьей, научились отметать ненужные дела, занялись тем, чем давно хотели. Боязнь смерти их не беспокоит, фобия не возникает. Они жалеют только о том, что не осознали такие простые истины раньше, и им пришлось заболеть неизлечимой болезнью, чтоб побороть страх смерти.

Влияние религии на боязнь смерти

Довольно часто танатофобия — боязнь смерти – связана с религиозными взглядами человека. К примеру, в христианстве есть понятие Страшного Суда, когда вся жизнь человека подлежит оценке и анализу, и если в его жизни было много плохих поступков – он попадет в ад после смерти. И вот, люди вспоминают свои ошибки и проступки, начиная бояться, что из-за них их ждет адское пекло вместо райских кущ. «Боюсь не попасть в рай» — думают они. Так страх перерастает в навязчивую фобию.

Порой здесь включается инстинкт самосохранения, который маркирует мысли о гибели как опасные и дает команду мозгу их избегать. Тогда мысль «я боюсь умереть» гаснет уже через пару часов, уступая место более позитивным. Фобия может ненадолго отступить.

К тому же, всегда есть «спасательный круг» - мысль о бессмертии души, которая неплохо снижает человеческое «боюсь». В библии смерть – это лишь один из этапов, который необходим для завершения земного пути. Смерть нужно осознать. Ведь это начало новой жизни. А отвергать ее, испытывать боязнь – значит закрыть себе путь к реинкарнации, перерождению. Смерть убивает тело, но спасает душу, так что человек должен быт силен духом и говорить себе четко «я смерти не боюсь», только так он сможет подготовить себя к переходу на новый этап.

Похожие материалы:

    Нет похожих материалов...


Родители сталкиваются со множеством вопросов воспитания, на которые часто нет однозначных ответов и готовых рецептов. Вот и вопрос о смерти, надо ли говорить об этом с ребенком, как и когда? Как не напугать дитя, но дать понять, что жизнь не бесконечно, а бытие хрупко.

Почему нужно говорит с детьми о смерти

Во-первых, потому что смерть, как и рождение – естественный процесс и часть самой жизни. Во-вторых, для того, чтобы ребенок смог научиться ценить жизнь и понял, что бережное отношение к себе и окружающим – необходимое условие долгой и счастливой жизни. В-третьих, ребенку рано или поздно все равно придется столкнуться с этим явлением, поэтому он должен быть готов принять его, не получив серьезной психической травмы.

Когда нужно рассказать малышу о смерти

В возрасте до трех лет ребенок максимально активно «поглощает» все, что окружает его, интересуется всем и все хочет потрогать и попробовать. Этот спонтанный процесс познания окружающего мира необходим малышу. Но, перешагнув трехлетний рубеж, ребенок помимо активного получения информации, начинает ее анализировать. И именно в этом возрасте (от трех до шести лет) у детей возникают первые страхи, к которым относится и страх смерти. В большинстве своем дети боятся не собственной смерти, а смерти своих близких. Так как себя ребенок считает неуязвимым, такого рода максимализм может сопутствовать детям вплоть до подросткового возраста.

Не форсируйте события, и расскажите ребенку о смерти тогда, когда он об этом спросит. Но без лишних эмоций, спокойно и рассудительно.

Откуда берется страх смерти

Обычно страхам в большей степени подвержены впечатлительные дети, а также те, чьи близкие умерли. Страху смерти чаще подвергаются и болезненные дети, а также дети, воспитывающиеся в неполных семьях.

Однако полное отсутствие страха смерти свидетельствует о неблагополучии, так как часто встречается у детей родителей больных алкоголизмом, что связано со сниженной эмоциональной чувствительностью и поверхностностью чувств. Также страхи могут отсутствовать и у тех детей, для которых родителями искусственно создаются «тепличные» условия, что также неправильно. Ведь рано или поздно ребенок все равно столкнется с реалиями окружающего его мира и если не вырастет равнодушным, то получит серьезный стресс.

То есть, страх смерти (в умеренном его проявлении) присущ всем детям, но именно он помогает ребенку осознать себя, разобраться в понятиях «пространства» и «времени». Обычно к восьми годам такой страх становится просто составляющей жизненного опыта ребенка. Если же сознание ребенка не приняло смерть, как естественный процесс и страх перерос в патологию, то с ним ребенку будет сложнее развиваться. А значит, нужно обратиться к специалисту – детскому психологу.

Как рассказать о смерти

Для взрослых подобные вопросы неудобны, потому что влекут за собой ответственность. Конечно, в религиозных семьях, детям смерть объясняется как встреча с Господом в другом лучшем мире. А душа умершего человека возносится на небеса. Однако даже для такого понимания ребенок должен дорасти и созреть.

В любом случае, Ваши объяснения маленькому ребенку должны быть правдивыми. Главное – не бояться детских вопросов, не стараться уйти от ответа или переменить тему разговора. Мы уже давно научились рассказывать детям о том, откуда они взялись, не используя истории про аистов и капусту. Так и тут информация должна быть четкой, но без лишних подробностей. Постарайтесь донести до ребенка мысль о том, что смерть – это естественный процесс. Но умирать люди (и животные) должны в старости. Поэтому нужно честно (и спокойно) объяснить, что кошка умерла, потому что попала под машину, а птичка замерзла. Ребенок должен понять, что жизнью нужно дорожить, для того, чтобы дожить до глубокой старости.

Однако не нужно, вдаваясь в подробности, объяснять малышу, что старенький родственник уснул и не проснулся. Так можно развить в ребенке ненужные страхи, в результате которых он будет бояться засыпать, так как тоже может не проснуться. То есть подбирать слова, рассказывая ребенку о смерти, нужно достаточно осторожно. И помните, что чувства маленького ребенка неглубоки и непродолжительны. Поэтому малыш со здоровой психикой быстро успокоится после того, как Вы объясните ему, что произошло.

Не стоит считать правильным такое объяснение смерти близкого человека, как «Он уехал надолго и не скоро вернется». Ведь ребенок будет продолжать ждать, а со временем станет искать виноватых в том, что близкий человек не вернулся. Часто таким «виноватым» становится он сам, а отсюда уже берут начало и комплексы, и страхи, и другие проблемы с психикой.

Личная заинтересованность

Постепенно ребенок осознает и себя самого, как обычного человека и задастся вопросом о собственной смерти. Здесь также не нужно уклоняться от ответа или лукавить. Следует объяснить малышу, что все люди когда-то умрут, но только очень-очень старенькими, а впереди у них (и у него тоже) длинная и счастливая жизнь.

И пусть Вас не пугает то, что после подобных вопросов ребенка, смерть появится в его играх или рисунках. Часто малышей в этот период пугает вид собственной крови, и даже незначительная царапина, наталкивает на вопрос о смерти. Это нормальная работа психики, которая, проигрывая ситуацию смерти, помогает ребенку избавиться от ощущения внутренней тревоги по этому поводу. Постепенно тему смерти сменят другие интересы ребенка, но этот этап будет пройден и осознан малышом.

Что делать взрослым, если страх смерти у ребенка уже существует

Во-первых, важно знать, что детские страхи – сигнал о слабости нервной системы, что естественно для маленьких детей. А значит необходимо ввести щадящий режим, ограждая малыша от стрессовых ситуаций. То есть старайтесь уделить ребенку больше внимания и тепла. Не проявляйте тревоги и волнения по поводу его страхов, пусть он чувствует в Вас надежную опору, которая знает о его проблеме и поможет ему справиться.

Во-вторых, не запрещайте ребенку говорить о том, что его тревожит, не отмахивайтесь, даже тогда, когда уже устали и беседа не очень приятна. «Проговаривая» свой страх (также как и проигрывая его), ребенок также избавляется от него.

В-третьих, не обсуждайте при ребенке свои опасения его страхами, не думайте, что маленькие дети не слышат и не понимают, о чем Вы говорите.

Постарайтесь наполнить жизнь ребенка новыми впечатлениями, но не перевозбудите его ранимую психику. Сходите на прогулку, в бассейн, покатайтесь на аттракционах, посетите зоопарк и т.д. Заинтересуйте ребенка чем-нибудь, может быть, займитесь рисованием, конструированием, соберите гербарий т.п.

Когда умирают близкие ребенку люди, нужно рассказать об этом, но без истерики, чтобы не напугать малыша. Лучшим объяснением смерти близких будет их преклонный возраст или крайне редкая серьезная болезнь.

Не забывайте о том, что для детей свойственно подражать своим родителям. Наверняка, Вы замечали, как после Ваших жалоб на головную боль на следующий день у ребенка тоже начинает болеть голова или Ваша боязнь высоты также вдруг оказывается свойственна и ребенку. Когда нет возможности преодолеть собственные страхи и слабости, то нужно постараться «не заражать» ими малыша.

Ребенка, испытывающего пик своих страхов, не стоит оставлять в одиночестве или отправлять в летний лагерь или в санаторий. Также по возможности нужно отложить и визиты к врачу, так как больница для ребенка часто ассоциируется с неприятными ощущениями.

Также очень важно, чтобы все взрослые, имеющие отношение к воспитанию ребенка, придерживались единых требований и методов.

И помните о том, что только переборов свой страх, ребенок будет полноценно развиваться и двигаться вперед. А Ваша задача – помочь ему в этом.

Чего нельзя делать взрослым, когда ребенок испытывает страхи

Главное – помнить, что практически все дети в определенном возрасте испытывают страх смерти и это не болезнь, но очень важно то, как ведут себя при этом взрослые. Поэтому не только не обсуждайте в присутствии ребенка его страхи с другими людьми, но и ни в коем случае не смейтесь над детскими страхами. Малыш должен быть уверен в Вашем серьезном к себе отношении.

Также неправильно обвинять ребенка в трусости и тем более наказывать его за это. Если же Вы станете игнорировать проблему, то в последующем можете забыть о доверительных отношениях между вами.

Знайте, что словесные увещевания типа: «Не нужно бояться», «Нет в этом ничего страшного» или «Я же не боюсь», для ребенка ничего не значат, а потому не принесут результата.

Также опасно постоянно говорить при ребенке о чьих-то болезнях, смертях, вероятных негативных прогнозах. В этом случае ребенок может начать бояться, что в случае любого заболевания он или близкий ему человек может умереть.

Неправильно и ограждать ранимого ребенка от общения с другими детьми, а также излишне опекать его, ограничивая самостоятельность.

Откажитесь от просмотра в присутствии ребенка (и даже в комнате, где спит ребенок) фильмов с кровавыми сценами, смертью и насилием. Не думайте, что спящий детский организм не воспринимает льющиеся из телевизора звуки.

Не следует разрешать ребенку, не достигшему подросткового возраста присутствовать на похоронах.

Подрастающий человек должен понимать, что такое смерть. Но постарайтесь не окрашивать свое объяснение этого явления красками ужаса, невыносимой боли и безутешной скорби. Постарайтесь ответить на волнующие малыша вопросы спокойно и корректно. Если в данный момент жизни Ваше состояние не позволяет этого сделать, то попросите кого-то из близких правильно объяснить ребенку, что и почему происходит.

Краткое содержание: Опыты с растениями. Загадка зарождения жизни. Торжество жизни. Ребенок боится умереть. Страх смерти у детей. Как побороть страх смерти.

Загадка собственного появления на свет довольно рано начинает тревожить любого ребенка - независимо от того, выражает он это в вопросах или нет. Некоторые психологи считают, что острый интерес к проблемам рождения формируется примерно к пяти годам - к моменту, когда ребенок в целом овладевает речью. В этом возрасте ребенок начинает задавать множество самых разнообразных и неожиданных вопросов. В том числе - и озадачивающие родителей вопросы о смерти: "А я умру? А мама умрет?"

Вопросы о смерти - обратная сторона интереса к собственному появлению на свет. И то, и другое возникает в процессе столкновения с представлением о конечности жизни. Результат новых детских переживаний - внезапное появление новых страхов и рост тревожности: малыш вдруг начинает бояться темноты, отказывается засыпать в одиночестве. Если взрослый хочет помочь ребенку справиться с ситуацией, нужно постараться сместить акценты с проблемы смерти на вопросы зарождения новой жизни.

Неоценимую услугу в этом могут оказать растения - причем самым целомудренным и убедительным образом.

Как "двигаются" растения?

Растения сами по себе не вызывают у детей особого интереса. В отличие от животных, они не издают звуков, не прыгают, не бегают, не выпрашивают угощения, не играют. Иными словами - не двигаются. А движение для ребенка - главный признак жизни и главное достоинство предмета.

Тем не менее растения способны изменяться. А быстрые и эффектные изменения - своеобразный аналог движения. Такие изменения легко отследить в момент прорастания семян и развития из семени ростков. И это как раз то, что позволило бы малышу стать свидетелем зарождения новой жизни и пополнить запас своих позитивных переживаний.

Однако дети не могут увидеть прорастающие семена без помощи взрослых. Поэтому задача родителей или домашних воспитателей - включить малыша в "опыты" по выращиванию растения и организовать наблюдения.

На окошке вырос лук

Самым простым "опытом", посильным даже трехлеточке, является проращивание лука на перо. Лучше высаживать лук не в землю, а в стеклянные банки с горлышком, не дающим луковице провалиться, чтобы ребенку были видны не только зеленые стрелки, но и "корневая борода". Корни появятся раньше перьев, а потом будут расти вместе с ними, заполняя пространство банки. Время от времени нужно предлагать малышу пощупать луковицу: такая же она упругая, как была раньше? Нет, луковица будто бы пустеет. Чтобы понять почему, требуется разрезать какую-нибудь невысаженную луковицу пополам.

(Разрезанные половинки обдают холодной водой, чтобы нейтрализовать резкий запах.) Луковица состоит из толстеньких "лепестков", уложенных слоями. В самом центре обнаруживается зачаток стрелки. В нее превратились "лепестки", находящиеся в самой середине луковицы. Стрелки выбиваются из луковицы, растут и истощают ее: луковица "уходит в зелень". Зеленые стрелки - это способ лука радоваться весне, весеннему солнышку.

Весной каждая луковица стремится превратиться в зеленые ростки. Даже та, которую не высадили в воду или в землю. Достаточно взглянуть на луковицы, хранящиеся в ящике для овощей. У некоторых из них пробились "носики". Только они короткие и желтоватые, а не зеленые. Все потому, что им не удалось как следует насладиться солнышком.

Превращения фасольки

Во время проращивания фасоли или бобов можно наблюдать, как семя превращается в настоящее растение - со стеблем, корнями, листьями. Бобовые в течение довольно продолжительного времени можно выращивать в воде, в стеклянной банке, а значит - наблюдать за изменениями всех частей растения.

Выбираются крупные фасолины или бобы и замачиваются в мелкой посудине под тряпочкой. Спустя несколько дней ребенок обнаружит, что кожица треснула и через трещину наружу высунулся белый "червячок". Это корешок. Пару проклюнувшихся семян можно сразу высадить в горшочки. А пару других оставить под тряпочкой, чтобы ребенок мог дальше наблюдать за происходящими изменениями. Похожий на червячка корешок становится все длиннее, на нем вырастают боковые отростки. А с другой стороны семени появляется росток. Фасолина неузнаваемо преображается: ее половинки раскрываются, выпуская новое растение наружу.

Через день после появления ростка новое растеньице нужно поместить в баночку с водой и поставить на свет. У новоявленной фасоли есть корешок, есть стебель, листики. В напоминание о семени остались семядоли, они хорошо видны на стебельке. Чем "старше" будет становиться фасоль, тем сильнее они будут сморщиваться, и потом, отдав растению все, что в них было, все питательные вещества, - засохнут и отвалятся. После этого можно посадить растение в горшочек с землей.

Конечно, фасоль, выращенная в воде, будет слабее растений, выросших в земле. Но с ее помощью ребенок может "подсмотреть" весь цикл превращений. При наличии дачи растение, укоренившееся в горшочке, можно высадить на грядку и окружить повышенной заботой: нужно постараться, чтобы оно выжило и принесло плоды.

Эксперимент может считаться успешным даже при появлении одного-единственного стручка. На появившиеся цветки, а потом - на стручок нужно обязательно обратить внимание малыша. Если стручков несколько, сорвите один пораньше, вскройте и покажите ребенку, что там внутри: как выглядят зародыши семян, какого они цвета. А другой стручок нужно оставить до полного вызревания семян. Малыш должен "опознать" внутри него фасолины, как две капли воды похожие на ту, из которой он весной прорастил растение.

Только в стручке фасолин гораздо больше. Это поймет даже трехлетка, только осваивающий азы арифметики. И из каждой можно вырастить новые растения. Это ли не торжество жизни?

Пусть растут "деревья"!

После простых "огородных" опытов можно решиться и на что-нибудь более существенное - на выращивание многолетних растений. Даже деревьев. Многолетники не скоро приносят собственные плоды, зато живут долго и растут вместе с малышом.

В садоводческой игре в круговорот веществ в природе все начинается с покупки "плодов" - лимона, фиников или авокадо, которые торжественно съедаются или используются для приготовления какого-нибудь блюда, а извлеченным на свет божий косточкам отводят новую роль.

Авокадо интересно детям, потому что у плода крупная косточка. Косточку приятно держать в ладони, ощущать ее вес. Но в воде она не прорастет: авокадо надо высаживать сразу в землю. Перед этим малышу говорят: косточка - это панцирь, в который одето семечко для защиты от повреждений. Даже если на косточку наступить, ей ничего не будет. Но когда семечко решает прорасти, ему изнутри тоже нелегко пробить свой панцирь. Надо немножко ему помочь -поцарапать косточку. Затем поцарапанная косточка высаживается в горшочек с землей. Можно сначала не присыпать косточку полностью землей. Тогда будет видно, как она треснет, как приподнимется, выталкиваемая корешком. Затем нужно досыпать сверху земли и ждать появления ростка. Росток авокадо крупный. Растет он быстро и через довольно короткое время становится доминирующим растением на окне, эффектно демонстрируя результат детских усилий.

Соблюдая принцип биологической надежности, лучше одновременно сажать две-три косточки - на случай, если какая-то не прорастет.

Если не проросло единственное посеянное семечко, для ребенка это настоящий удар. А задача заключается в том, чтобы продемонстрировать рождение новой жизни. Сажать с "запасом" обязательно нужно финиковые косточки и лимоны. Авокадо, купленные весной, как правило, обладают хорошей всхожестью. Но два всегда предпочтительнее одного.

Опыты с растениями полезны

Растительная "магия", связанная с превращением растений, обычно завораживает детей. У них возникает чувство причастности к чуду, к тайне рождения жизни. Это как раз то, чего они ищут. Но кроме психотерапевтического эффекта опыты с растениями очень полезны для расширения представлений малыша об окружающем мире, для его умственного развития и для формирования умения наблюдать.

Другие публикации по теме данной статьи:

Примерно в возрасте четырех–пяти лет у детей возникает страх смерти . К данному периоду малыш уже знает о том, что смерть имеет место быть в нашей жизни (он мог слышать о смерти в сказках, видел мертвых животных или насекомых, видеть в кино, слышать от взрослых), но причин ее не может понять. Но, как правило, что-то является серьезным толчком к появлению этого страха у ребенка. Например, гибель домашнего питомца либо смерть кого-то из очень близкого окружения. Как помочь малышу справиться с этим страхом?

У ребенка, который задумывается о смерти , появляется сильная внутренняя тревога. Он начинает бояться темноты, собак и многого другого. Родители начинают беспокоиться и считают, что все разговоры о смерти могут травмировать детскую психику. Услышав от ребенка о смерти , родителям нужно отреагировать на него спокойно. В большинстве случаев ребенок боится не собственной смерти, а смерти близких ему людей. Нужно обязательно успокоить его и объяснить доходчиво, не ограничиваясь односложным ответом.

Дети от родителей хотят слышать не только истину, но и ободряющие слова, которые их успокоят. Малыши открыто разговаривают с родителями тогда, когда понимают, что они согласны обсуждать интересующие их темы. В случае если реакция взрослых будет негативна, то малыш может надолго замкнуться в себе, не найдя ответов на волнующие вопросы. Давая ответ ребенку на его вопросы, необходимо с ним беседовать на его языке и быть предельно искренним. Он уже внутренне готов к тому, чтобы узнать, что жизнь абсолютно каждого человека конечна.

Объясняя ребенку, можно сказать следующее: что изначально появляется на свет, затем взрослеет и у него рождаются собственные детки. Впоследствии, когда совсем стареет, он умирает . Тело его закапывают глубоко в землю, на ней вырастают красивые цветочки и травка, а душа его улетает на небо, а оттуда она наблюдает за всем, что здесь происходит. Также полезно будет проведать могилы родственников или показать их прах в вазе как на сайте http://www.ritual-rf.ru/urna-dlya-prakha.html . Следует избегать таких выражений, как «вечный сон», так как малыш начнет бояться ложиться спать.

Ребенок потом обязательно начнет задавать вам уточняющие вопросы, на которые стоит отвечать так же честно. Часто людей смущает такой вопрос «А когда ты умрешь ?» Безусловно, услышав его от взрослого человека, он показался бы проявлением бестактности и равнодушия. Но малыш задает вопрос об этом, вероятно, потому, что больше всего на свете боится остаться в одиночестве. Малыш может спросить, от чего могут умирать люди. Родителям нужно ответить, что в основном умирают люди в глубокой старости от болезней. Важно акцентировать внимание на аспектах жизни, а не на факте смерти. Это принесет малышу облегчение и позволит легче принять то, что любая жизнь когда-нибудь кончится, но ведь это еще осуществится так нескоро! Не нужно говорить, что умирают только старики. Когда ребенок поймет, что это не так, то его страхи, связанные со смертью только станут ещё сильнее.

Стоит объяснить ребенку, что нужно всегда беречь свое здоровье. Объяснить, что от большинства опасных болезней существуют замечательные лекарства. Нужно постараться убедить ребенка, что для жизни не опасны те болезни, с которыми он сейчас сталкивается. После всех этих разговоров ребенок может стать более мнительным. Увидев у себя ранку или царапину, малыш может расплакаться, подумав, что она смертельна или спросит, можно ли от этого умереть. Чувства ребенка непродолжительны и неглубоки. Малыш со здоровой психикой может быстро успокоиться, когда ему все объяснят.

Атмосфера в семье должна быть здоровой и жизнерадостной и тогда ребенку будет легко справиться со своими переживаниями. Малыш должен знать, что ничего ему не может угрожать и, что он любим и его всегда защитят. У ребенка день должен быть наполнен радостью, смехом и играми. Не стоит родителям первыми заводить разговоры о смерти, если ребенок сам не интересуется этим.

Дети в возрасте от 5 до 8 лет наиболее впечатлительны и имеют максимум страхов. Самым распространенным детским страхом является страх смерти. Это все страхи, которые несут угрозу жизни - темноты, огня, войны, заболевания, сказочных персонажей, войны, стихии, нападения. Причины этого вида страха и как с ним бороться мы рассмотрим в сегодняшней статье «Детские страхи: страх смерти».

1 223409

Фотогалерея: Детские страхи: страх смерти

В этом возрасте дети делают для себя большое и важное открытие, что всему есть начало и конец, в том числе человеческой жизни. Ребенок начинает осознавать, что конец жизни может произойти и у него и у его родителей. Последнего дети опасаются больше всего, так как боятся потерять родителей. Детки могут задавать такие вопросы, как: «Откуда появилась жизнь? Почему все умирают? Сколько прожил дедушка? Почему он умер? Для чего все люди живут?». Иногда дети боятся страшных снов о смерти.

Откуда возникает страх смерти у ребенка?

До пяти лет ребенок воспринимает все окружающее его одушевленным и постоянным, он не имеет представления о смерти. Начиная с 5 лет, у ребенка начинает активно развиваться абстрактное мышление, интеллект ребенка. К тому же, в этом возрасте ребенок становится все более познавательным. Ему становится любопытно, что такое пространство и время, он разбирается в этом и приходит к выводу, что любая жизнь имеет начало и конец. Такое открытие становится для него тревожным, ребенок начинает беспокоиться за свою жизнь, за будущее свое и близких, он боится смерти в настоящем времени.

Всем ли детям присущ страх смерти?

Почти во всех странах дети в возрасте 5-8 лет бояться смерти, испытывают от этого страх. Но страх этот выражается у каждого по-своему. Все зависит от того, какие события происходят в его жизни, с кем живет ребенок, какие индивидуальные особенности характера ребенка. Если малыш в этом возрасте потерял родителей или близких людей, то он особенно сильно, в большей степени испытывает страх смерти. Также этот страх чаще испытывают те дети, кто не имеет сильного мужского влияния (выражается в форме защиты), часто переносящие болезнь и эмоционально-чувствительные дети. Девочки чаще и раньше начинают испытывать этот страх, чем мальчики, им снятся кошмары гораздо чаще.

Однако есть детки, которые не боятся смерти, им не знакомо чувство страха. Иногда это происходит, когда родители создают все условия, чтобы у детей не было ни единого повода представить, что есть что-то, чего стоит бояться, вокруг них - «искусственный мир». В результате такие дети часто становятся равнодушными, их эмоции притупляются. Поэтому у них не возникает чувства тревоги ни за свою, ни за жизнь других. У других детей - от родителей с хроническим алкоголизмом - отсутствует страх смерти. Они не переживают, у них низкая эмоциональная чувствительность, а если такие дети и переживают эмоции, то только очень мимолетные.

Но вполне реальны и такие случаи, когда дети не переживают и не испытывают страха смерти, чьи родители жизнерадостны и оптимистичны. Дети без каких-либо отклонений просто не испытывают таких переживаний. Однако боязнь от того, что смерть может в любой момент наступить, присутствует у большинства детей дошкольного возраста. Но именно этот страх, его осознание и переживание, является очередным шагом в развитии ребенка. Он переживет свой жизненный опыт в понимании того, что же такое смерть и чем она грозит.

Если этого не происходит в жизни ребенка, то этот детский страх может дать о себе знать позже, он не будет переработан, а, следовательно, будет мешать ему развиваться дальше, только усилит другие страхи. А там, где страхи, там больше ограничений в реализации себя, там меньше возможности чувствовать себя свободным и счастливым, быть любимым и любить.

Что следует знать родителям, чтобы не навредить

Взрослые - родители, родственники, старшие дети - часто своим неосторожным словом или поведением, поступком, сами того не замечая, наносят вред ребенку. Ему нужна поддержка в том, чтобы разобраться с временным состоянием страха смерти. Вместо подбадривания малыша и поддержки, на него нагоняют еще больший страх, тем самым нервируя ребенка и оставляя его один на один со своими страхами. Отсюда и вытекающие нерадостные последствия в психическом здоровье. Для того чтобы подобные страхи не принимали различные формы психического отклонения в будущем ребенка, а страх смерти не стал хроническим, родителям нужно знать, чего не стоит делать:

  1. Не подшучивайте над ним по поводу его страхов. Не следует над ребенком смеяться.
  2. Не ругайте ребенка за его страхи, не позволяйте ему чувствовать вину за страх.
  3. Не игнорируйте страхи ребенка, не делайте вид, как будто вы их не замечаете. Детям важно знать, что вы «на их стороне». При таком жестком поведении с вашей стороны дети будут бояться признаться в своих страхах. А после в дальнейшем доверие ребенка к родителям будет ослабевать.
  4. Не бросайте пустых слов вашему ребенку, например: «Видишь? Мы же не боимся. Ты тоже не должен бояться, будь смелым».
  5. Если кто-то из близких умер по болезни, не стоит этого объяснять малышу. Так как ребенок отождествляет эти два слова и всякий раз боится, когда заболевают его родители или он сам.
  6. Не затевайте частых разговоров с ребенком о болезнях, о чьей-то смерти, о чьем-то несчастье с ребенком такого же возраста.
  7. Не внушайте детям, что они могут заразиться какой-нибудь смертельной болезнью.
  8. Не изолируйте своего ребенка, не опекайте его излишне, пусть имеет возможность развиваться самостоятельно.
  9. Не позволяйте ребенку смотреть все подряд по телевизору и сами откажитесь от просмотра фильмов ужасов. Крики, вопли, стоны, доносящиеся из телевизора, отражаются на психике ребенка, даже если он спит.
  10. Не берите с собой ребенка до подросткового периода на похороны.

Как лучше действовать

  1. Для родителей должно стать правилом, что детские страхи - это очередной сигнал, чтобы быть еще более заботливыми с ними, оберегать их нервную систему, это призыв о помощи.
  2. Относиться к страху ребенка уважительно, без излишнего беспокойства или абсолютной незаинтересованности. Ведите себя так, как будто вы его понимаете, давно знаете о подобных страхах и совсем не удивлены его опасениям.
  3. Чтобы вернуть душевное спокойствие, уделяйте больше времени ребенку, больше ласки и заботы.
  4. Создайте все условия дома, чтобы ребенок мог без предостережения рассказать о своих страхах.
  5. Создайте «отвлекающий маневр» от страхов ребенка и неприятных переживаний - сходите с ним в цирк, кино, театр, посетите аттракционы.
  6. Больше увлекайте ребенка все новыми интересами и знакомствами, таким образом, он отвлечется и переключит свое внимание от внутренних переживаний на новый интерес.
  7. О смерти кого-то из близких или родственников необходимо сообщать ребенку очень осторожно. Лучше всего, если вы скажете, что наступившая смерть произошла по старости или очень редкой болезни.
  8. Старайтесь не отправлять ребенка в этом периоде одного в санаторий на каникулы поправить здоровье. Постарайтесь отложить различные операции (аденоид у ребенка) в период страха смерти у ребенка.
  9. Постарайтесь преодолеть свои страхи и недостатки, такие как боязнь грома и молнии, собак, воров и пр., не демонстрируйте их ребенку, иначе он может «заразиться» ими.
  10. Если вы передаете на время своих детей родственникам, попросите их придерживаться тех же самых советов.

Если родители понимают чувства и переживания детей, принимают их внутренний мир, то тем самым помогают ребенку быстрее справиться со своими детскими страхами, страхом смерти, а, значит, перейти на следующую ступень психического развития.

Похожие статьи