Биологические ритмы и распорядок дня. Естественный дневной ритм. График работоспособности

Работоспособность каждого человека подвержена определенным колебаниям, происходящим в рамках естественного ритма. Говорят обычно о «человеке утра», или «жаворонке», и о «человеке вечера», или «сове». Первые могут особенно хорошо работать по утрам, но быстро устают во второй половине дня и нуждаются соответственно в более раннем окончании работы. Вторые по-настоящему входят в форму только ближе к полудню, им лучше всего работается по вечерам (до глубокой ночи).

Ни один из этих основных типов не работает лучше или хуже другого, просто они работают по-разному. Пик работоспособности у них приходится на разные периоды дня. Среднестатистические колебания работоспособности (СКР) в течение суток можно описать с помощью следующей кривой (график СКР).

Ось «100 %» на графике задает среднее значение дневной физиологической работоспособности, причем заштрихованные зоны сверху и снизу от оси примерно одинаковы по площади.

Абсолютные значения пика и спада продуктивности индивидуально различаются, но что одинаково для всех людей - так это относительные, ритмичные колебания.

К фазам высшей активности примыкают соответственно двухчасовые паузы, во время которых организм работает в «щадящем режиме» и не должен чрезмерно нагружаться.

Какие выводы из всего этого следуют в отношении Вашего трудового дня?

. Пик работоспособности, как правило, приходится на первую половину дня, когда желудок, поджелудочная железа, селезенка и сердце функционируют наиболее активно. Этот уровень затем в течение дня больше не достигается. И в силу этой причины задачи А следует выполнять в начале дня.
. После обеда, когда активно работает тонкая кишка, наступает известный спад продуктивности, который многие пытаются побороть при помощи кофе. В это время не надо работать наперекор своему ритму. Расслабьтесь с чашкой чаю и используйте перерыв для социальных контактов и рутинной деятельности (задачи В).

Каждый из нас может приспособиться к этим колебаниям своей работоспособностью. Не пытайтесь работать против своего естественного дневного ритма (который Вы если и сможете изменить, то незначительно), а используйте эти закономерности в своем распорядке дня.

График среднестатистических колебаний работоспособности (СКР) получен в результате сотен тысяч измерений во всех промышленно развитых странах. При нарушении дневного ритма возникает брак, ошибки в работе, несчастные случаи; конвейеры, например, в автомобильной промышленности в соответствии с графиком работоспособности в течение дня ускоряются или замедляются, в ночную смену работают не так, как в дневную, и т.д. Другой пример из другой сферы: наибольшее число несчастных случаев в ночное время приходится на период между 2 и 4 часами.

Однако отдельные значения нормального графика могут и не соответствовать колебаниям Вашей индивидуальной работоспособности.

У каждого из нас наблюдаются более или менее существенные отклонения от нормы в индивидуальном графике работоспособности. Такие возбуждающие средства, как кофе, чай, никотин или медикаменты, могут ускорить утренний подъем, но они же предопределят и последующий более глубокий спад.

Индивидуальные качества и работоспособность.

О том, что люди делятся на "сов" и "жаворонков", знают, кажется, уже все. В течение дня активность, работоспособность и настроение каждого человека меняются трижды. Значит, и режим дня нашего школьника должен быть построен с учетом особенностей его биоритмов.

Но при этом стоит помнить, что склонность к тому или иному ритму жизни определяется не столько наследственностью, сколько семейным образом жизни. Большинство людей все-таки склонно к ритму жизни "жаворонков".

Пик работоспособности "жаворонков" приходится на 9-10 часов утра и 16-17 часов вечера. У "сов" периоды наивысшей работоспособности - с 11 до 12 часов в первой половине дня и с 18 до 20 часов вечером. Есть еще третья категория людей - "голуби", или аритмики. Они не любят рано вставать, но и укладываться предпочитают не очень поздно. Их работоспособность имеет два пика: 10-12 часов утра и 15-18 часов вечера.

Но какой бы "пташкой" наш школьник ни был - утренней или вечерней, в школу он вынужден подниматься по утрам довольно рано. И от того, как пройдет время от подъема до начала уроков, будет зависеть его работоспособность в течение всего дня.

Приучите своего ребенка в его "рабочие" дни подниматься моментально. Конечно, идеальное средство привести себя в активное состояние всем известно - физические упражнения под любимую ритмичную музыку. Но если привычки делать по утрам гимнастику нет у взрослых в семье, трудно ждать, что она выработается у ребенка.

Маленького ребенка можно попробовать приучить вставать в одно и то же время с помощью ежеутренних мультиков в определенный час до начала уроков.

Более старшему ребенку можно посоветовать такой прием для быстрого перехода от сна к бодрствованию: нужно в течение 1-2 минут лежа энергично поработать кистями рук, сжимая и разжимая пальцы. А перед тем, как встать с постели, сделать несколько глубоких вдохов и выдохов. При движениях пальцев активизируется нервная система, а глубокие вдохи помогают снабдить кислородом мышцы и мозг и тем самым отгоняют сон.

Как изменяется работоспособность?

Работоспособность младшего школьника меняется не только в течение суток, но и в течение недели, месяца, года.

Умственная и мышечная работоспособность снижаются от начала к концу недели. Во вторник и среду, как правило, школьники работают наиболее продуктивно. В пятницу все показатели существенно снижаются.

В течение года умственная и мышечная работоспособность у детей выше всего с октября по январь. Потом эти показатели снижаются (третья четверть - самая трудная!), а с апреля вплоть до июня, наоборот, нарастают. Между прочим, физически дети наиболее интенсивно развиваются именно в это время года.

С возрастом общий уровень работоспособности ребенка нарастает. Правда, к началу каждого учебного года она, как правило, лишь восстанавливается на уровне прошлого года, но через 15-30 дней занятий повышается (возвращаются несколько забытые навыки работы). Максимума она достигнет в конце первой и начале второй четверти учебного года.

Бывает, что работоспособность ребенка снижена и при хорошо налаженном режиме дня. В большинстве случаев причина - какое-то заболевание. Даже кратковременная простуда на некоторое время (2-3 недели) ухудшает работоспособность ребенка, падает его сопротивляемость утомлению. Что уж говорить о таких напастях, как хронический тонзиллит, ревматизм, нервные и эндокринные заболевания, последствия черепно-мозговых травм, туберкулезная инфекция. Ослабленные дети нуждаются в особо щадящем режиме.

О режиме сна и отдыха.

Без нормального сна говорить о высокой или просто достаточной работоспособности не приходится. При недосыпании она падает. Систематическое недосыпание просто опасно - страдает нервная система ребенка. Он становится легко возбудимым, рассеянным, во время работы часто отвлекается, неадекватно реагирует на замечания. Важно, чтобы сон был не только достаточно продолжительным, но и достаточно глубоким.

Соблюдайте простые правила:

Пусть ребенок ложится спать и встает в одно и то же время; когда нервная система и весь организм заранее готовятся ко сну, ребенок легче засыпает и дольше отдыхает;

Время перед сном должно проходить не в шумных играх и не за просмотром боевиков и криминальных новостей (связанное с эмоциональными переживаниями чтение и телепередачи мешают быстрому засыпанию и глубокому сну), а в занятиях, успокаивающих нервную систему;

Не забывайте про водные процедуры перед сном и свежий воздух в комнате;

Помните, что потребность в сне ребенка и подростка в 10-12 лет составляет 9-10 часов, в 13-14 лет - 9-9,5 часа, в 15-16 лет - 8,5-9 часов.

Условия труда влияют на работоспособность работника. Работоспособность - величина переменная, изменение ее во времени называют динамикой работоспособности.

Вся трудовая деятельность протекает по фазам (рис 1.1).

Фазы работоспособности :

I. Предрабочее состояние (фаза мобилизации) - субъективно выражается в обдумывании предстоящей работы, вызывает определенные рабочие сдвиги в нервно-мышечной системе, соответствующее характеру предстоящей нагрузки.

II Врабатываемость или стадия нарастающей работоспособности (фаза гиперкомпенсации) - период, в течении которого совершается переход от состояния покоя к рабочему, т.е. преодоление инертности покоя системы и налаживания координации между участвующими в деятельности системами организма. Длительность периода врабатываемости может быть значительным –длится последующие 2–3 часа, после чего работоспособность вновь снижается (этап некомпенсированного утомления). Минимум работоспособности приходится на ночные часы. Но и в это время наблюдаются физиологические подъемы с 24 до 1 часа ночи и с 5 до 6 часов утра. Периоды подъема работоспособности в 5–6, 11–12,16–17, 20–21, 24–1 час чередуются с периодами ее спада в 2–3, 9–10,14–15,18–19, 22–23 часа. Это нужно учитывать при организации режима труда и отдыха. Например, утром после сна все характеристики сенсомоторных реакций значительно ниже, чем в дневные. Производительность труда в эти часы ниже. Период может занять от нескольких минут до двух-трех часов. На длительность сказываются: интенсивность работы, возраст, опыт, тренированность, отношение к работе.

III Период устойчивой работоспособности (фаза компенсации) - устанавливается оптимальный режим работы систем организма, вырабатывается стабилизация показателей, а его длительность составляет ко всему времени работы примерно 2/3. Эффективность труда в этот период максимальная. Период устойчивой работоспособности служит важнейшим показателем выносливости человека при данном виде работы и заданном уровне интенсивности.

Выносливость обуславливается следующими факторами:

1.Интенсивностью работы. Чем больше интенсивность, тем короче период устойчивости работоспособности.

2.Спецификой работы. Например, динамическая работа может продолжаться без признаков утомления в десятки раз дольше, чем статическая. Имеет значение то, какой орган включен в действие. Для мышц ног выносливость в 1,5 .2 раза больше, чем для мышц рук. Среди мышц рук выносливее сгибатели, среди мышц ног - разгибатели.

3.Возрастом. В юношеском и молодом возрасте выносливость увеличивается, в пожилом - снижается. Установлено, что в 18–29 лет у человека наблюдается самая высокая интенсивность интеллектуальных и логических процессов. К 30 годам она снижается на 4%, к 40 – на 13, к 50 – на 20, а в возрасте 60 лет – на 25%. По данным ученых Киевского института геронтологии, физическая работоспособность максимальна в возрасте от 20 до 30 лет, к 50–60 годам она снижается на 30%, а в следующие 10 лет составляет лишь около 60% юношеской.

Также можно рассмотреть такие факторы как:

· Пол. При нагрузке, равной половине максимальных возможностей, выносливость при статической и двигательной деятельности у мужчин и женщин одинакова. При больших нагрузках женщины выносливее.

· Концентрацией внимания и волевым напряжением при интенсивной работе снижают показатели выносливости.

· Эмоциональным состоянием. Положительное - уверенность, спокойствие, хорошее настроение - активизируют деятельность, удлиняя период устойчивой работоспособности. Отрицательные - страх, неуверенность, плохое настроение - оказывает угнетающее действие, снижая период устойчивой работоспособности.

· Наличием умений, навыков, тренированностью - снижают волевое и эмоциональное напряжение, повышая работоспособность.

· Типом высшей нервной деятельности (индивидуальные природные возможности нервной системы). Сила нервной системы характеризует работоспособность и надежность работы оператора особенно в экстремальных ситуациях.

V Период утомления (фаза декомпенсации). Характеризуется снижением продуктивности, замедляя скорость реакции, появляются ошибочные и несвоевременные действия, физиологическая усталость. Утомление может быть мышечным (физическим), умственным (психическим). Утомление - временное снижение работоспособности из-за истощения энергетических ресурсов организма.

VI Период возрастания продуктивности за счет эмоционально-волевого напряжения.

VII Период прогрессивного снижения работоспособности и эмоционально-волевого напряжения.

После рабочего процесса организму необходим период восстановления работоспособности. Продолжительность этого периода определяется тяжестью проделанной работы, величиной кислородного долга, величиной сдвигов в нервно-мышечной системе. После легкой однократной работы период может длиться 5 минут. После тяжелой однократной работы - 60 .90 минут, а после длительной физической нагрузки восстановление может наступить через несколько дней.

В каждом из рассмотренных периодов работоспособности используются определенные возможности организма. Периоды I - III используют максимальные энергетические возможности организма. В дальнейшем поддержание работоспособности происходит за счет эмоционально-волевого напряжения с последующим прогрессивным снижением продуктивности труда и ослаблением контроля за безопасностью своей деятельности.



В течении суток работоспособность также меняется определенным образом. На кривой работоспособности, записанной в течении суток, выделяются три интервала, отражающие колебания работоспособности (рис.1.2). С 6 до 15 ч - первый интервал, во время которого работоспособность постепенно повышается. Она достигает своего максимума к 10-12 ч, а затем постепенно начинает понижаться. Во втором интервале (15 .22 ч) работоспособность повышается, достигая максимума к 18 ч, а затем начинает уменьшаться до 22ч. Третий интервал (22 .6 ч) характеризуется тем, что работоспособность существенно снижается и достигает минимума около трех часов утра, затем начинает возрастать, оставаясь при этом, однако, ниже среднего уровня.

По дням недели работоспособность также меняется (рис. 1.3). Врабатывание приходится на понедельник, высокая работоспособность на вторник, среду и четверг, а развивающиеся утомление на пятницу и особенно субботу (см. график).

Существуют правила организации рабочего дня. Вот основные из них:

Правила начала рабочего дня:

    Начинать день с хорошим настроением.

    Начинать работу по возможности в одно и то же время.

    Перепроверка плана дня, составленного накануне.

    Вначале – ключевые задачи.

    С утра занятия сложными и важными делами.

    Согласование плана дня с секретарем.

Правила основной части рабочего дня:

    Хорошая подготовка к работе.

    Влияние на фиксацию сроков выполнения работ.

    Отклонение дополнительно возникающих проблем.

    Своевременные паузы, размеренный темп работы.

    Рациональное завершение начатого дела.

    Максимальное использование времени.

    Выделение времени для себя.

Правила завершения рабочего дня:

    Завершение несделанного.

    Контроль за результатами и самоконтроль.

    Составление плана на следующий день.

    Домой - обязательно с хорошим настроением.

Естественный дневной ритм (график работоспособности)

Работоспособность каждого человека подвержена определенным колебаниям, происходящим в рамках естественного ритма. Говорят обычно о «человеке утра», или «жаворонке», и о «человеке вечера», или «сове».

Первые могут особенно хорошо работать по утрам, но быстро устают во второй половине дня и нуждаются соответственно в более раннем окончании работы. Вторые по-настоящему входят в форму только ближе к полудню, им лучше всего работается по вечерам (до глубокой ночи).

Ни один из этих основных типов не работает лучше или хуже другого, просто они работают по-разному. Пик работоспособности у них приходится на разные периоды дня. Среднестатистические колебания работоспособности в течение суток можно описать с помощью следующей кривой (график СКР).

Ось «100%» на графике задает среднее значение дневной физиологической работоспособности, причем заштрихованные зоны сверху и снизу от оси примерно одинаковы по площади.

Абсолютные значения пика и спада продуктивности индивидуально различаются, но что одинаково для всех людей - так это относительные, ритмичные колебания!

К фазам высшей активности примыкают соответственно двухчасовые паузы, во время которых организм работает в «щадящем режиме» и не должен чрезмерно нагружаться.

Какие выводы из всего этого следуют в отношении Вашего трудового дня?

Пик работоспособности, как правило, приходится на первую половину дня, когда желудок, поджелудочная железа, селезенка и сердце функционируют наиболее активно. Этот уровень затем в течение дня больше не достигается. И в силу этой причины задачи А следует выполнять в начале дня!

После обеда, когда активно работает тонкая кишка, наступает известный спад продуктивности, который многие пытаются побороть при помощи кофе. В это время не надо работать наперекор своему ритму. Расслабьтесь с чашкой чаю и используйте перерыв. Для социальных контактов и рутинной деятельности (задачи В).

В самом общем виде график изменения работоспособности в течение рабочей недели выглядит следующим образом:

Начало недели связано с периодом врабатываемости, когда уровень работоспособности после выходных дней является еще достаточно низким. В норме (если в течение выходных дней человек хорошо отдохнул) «вход» в работу занимает не более 0,5-1 дня (то есть только понедельник или даже его часть). Если у человека не было возможности хорошо отдохнуть в выходные, то период врабатываемости может растянуться до среды.

Экспериментально доказано, что начало недельного биоритма (стадия «входа») связано со сниженным уровнем функционирования психики: мыслительные процессы несколько заторможены, плохое сосредоточение внимания, время реакции замедлено и т. п. Существует и многочисленная статистика, согласно которой пик несчастных случаев на производстве и дорожно-транспортных происшествий также приходится на понедельник.

Таким образом, народная мудрость права: понедельник действительно «день тяжелый». При составлении плана на неделю (в частности, плана на понедельник) нельзя планировать решение сложных и ответственных задач в понедельник хотя бы до обеда. К сожалению, это правило редко соблюдается во многих организациях, где утро понедельника часто отводится для проведения планерки или совещания. Определенная логика в этом есть (начинать неделю с постановки задач на неделю), но само совещание, скорее всего, будет неэффективным, отнимет у участников слишком много времени и сил.

Тесты

Майкл Бреус, известный в мире сомнолог, говорит о существовании четырех видов хронотипов человека: Лев, Дельфин, Волк и Медведь. С помощью нашего простого теста вы сумеете очень быстро понять, кто вы, и получить рекомендации относительно подходящего именно вам распорядку дня. Вы узнаете, когда вам лучше ложиться спать, когда вставать, когда заниматься спортом, когда интеллектуальным трудом, а также в какое время лучше всего принимать пищу.

Утром, после пробуждения, когда солнечные лучи попадают в глазное яблоко, они, проходя через оптический нерв, включают в работу супрахиазматическое ядро, которое в течение всего дня держит под контролем: гормоны, температуру тела, давление, метаболизм, уровень энергии, уровень активности и другие функции.



Итак, давайте определим свой хронотим, так как когда человек живет в соответствии с ним, у него всегда отличное настроение и прекрасное самочувствие. Все, что вам необходимо сделать, - это синхронизировать свои действия с режимом работы вашего организма.

Биоритмы человека

Часть первая

Ниже мы приводим список из десяти утверждений, на которые вы должны ответить "да" или "нет".

1. У меня есть бессонница.

2. Как правило, я просыпаюсь до звонка будильника.

3. Я чересчур переживаю из-за мелочей.

4. Еда – это не самая большая страсть в моей жизни.

5. Я сильнее и быстрее раздражаюсь, когда устал.

6. У меня не получается заснуть в самолете, даже в маске для сна и в берушах.

7. Я подолгу не могу уснуть, а малейший звук или свет могут меня разбудить.

8. В школе я очень сильно волновался из-за оценок.

9. Я настоящий перфекционист.

10. Перед тем, как уснуть, я прокручиваю в голове произошедшие события и возможный вариант развития будущего.

Если вы ответили "да" на семь и более вопросов, то вы – Дельфин. В другом случае, идите к следующей части.

Биоритмы

Часть вторая


Выберите подходящий вам вариант ответа, сложите баллы и узнайте свой результат.

1. Завтра у вас нет никаких запланированных дел, вы спокойно можете позволить себе поспать подольше. В какое время вы проснетесь?

а) После 8.45 – 3

б) Между 6.30 и 8.45 – 2

в) До 6.30 – 1

2. Нужен ли вам будильник, чтобы проснуться в определенное время?

а) да, обязательно, пользуюсь будильником, ставлю один запасной и несколько повторов – 3

б) да, пользуюсь будильником, либо с одним повтором, либо вовсе без него – 2

в) мне не нужен будильник, я сам проснусь, когда нужно – 1

3. Сегодня выходной. Во сколько вы проснетесь?

а) на 90 или более минут позднее, чем в будний день – 3

б) на 45-90 минут позднее, чем в будний день – 2

в) выходной или рабочий день, не имеет значения, так как я просыпаюсь всегда в одно и то же время – 1


4. Как ваш организм реагирует на смену часовых поясов?

а) я очень быстро адаптируюсь, в особенности, если двигаюсь в западном направлении – 3

б) мне нужно примерно двое суток для адаптации – 2

в) независимо от обстоятельств адаптация проходит очень тяжело – 1

5. Ваш самый любимый прием пищи (время)?

а) ужин – 3

б) обед – 2

в) завтрак - 1

6. Представьте, что вам нужно сдать экзамен. Во сколько он должен начаться, чтобы вы были максимально сконцентрированным и сосредоточенным?

а) в середине дня – 3

б) сразу после полудня – 2

в) рано утром – 1

7. Выберите свое время для занятий спортом:

а) после 16.00 – 3

б) между 8.00 и 16.00 – 2

в) до 8.00 утра – 1

8. Выберите период своей максимальной активности

а) спустя 4-6 часов после пробуждения – 3

б) спустя 2-4 часа после пробуждения – 2

в) спустя 1-2 часа после пробуждения – 1

Биологический ритм


9. Если бы вы могли самостоятельно выбрать себе режим для пятичасового рабочего дня, что из ниже перечисленного вы бы выбрали?

а) 16.00 – 21.00 – 3

б) 9.00 – 14.00 – 2

в) 4.00 – 9.00 – 1

10. Какой у вас тип мышления?

а) правополушарный, вы творческая личность, склонная к озарениям – 3

б) у вас работают оба полушария – 2

в) левополушарный, вы обладаете стратегическим и аналитическим мышлением – 1

11. А что насчет сна днём?

а) если вы вдруг вздремнете, то потом всю ночь не будете спать – 3

б) бывает в выходные – 2

в) нет, это не про меня – 1

12. Представьте, что вам в течение двух часов необходимо заниматься тяжелым физическим трудом. В какое время дня вы будете максимально эффективны, а занятие будет безопасным для вас?

а) 18.00 – 20.00 – 3

б) 11.00 – 13.00 – 2

в) 8.00 – 10.00 – 1

13. Выберите утверждение, с которым вы согласны:

а) мне с трудом дается здоровый образ жизни – 3

б) в целом я придерживаюсь здорового образа жизни – 2

в) мой образ жизни здоров всегда – 1


14. Охарактеризуйте приемлемый для вас уровень риска?

а) высокий – 3

б) средний – 2

в) низкий – 1

15. Вы полагаете, что …

а) ориентированы на то, что происходит сейчас, и значение имеет только то, что творится в данный момент – 3

б) набрались достаточного количества опыта, предпочитаете жить здесь и сейчас, но с надеждой смотрите в свое будущее – 2

в) настроены на свое светлое будущее, у вас четкие планы и большие цели – 1

16. Охарактеризуйте себя – студента:

а) нерадивый – 3

б) усидчивый – 2

в) блестящий – 1

Биологические часы

17. Вы просыпаетесь утром…

а) со свинцовыми веками, будто устали – 3

б) соображаете, но слегка в тумане – 2

в) трезвомыслящим – 1

18. Что происходит с вашим аппетитом в течение часа после пробуждения?

а) вам совсем не хочется есть – 3

б) вы голодны – 2

в) вы очень сильно голодны – 1

19. Как часто на вас нападают симптомы бессонницы?

а) бывает периодами, это у меня хроническое – 3

б) в период стресса и жизненных трудностей – 2

в) довольно редко, во время адаптации в другом часовом поясе – 1


20. Расскажите о своей удовлетворенности жизнью:

а) совсем не удовлетворен – 4

б) вполне удовлетворен – 2

в) полностью удовлетворен - 0

Теперь подсчитаем общее количество баллов.

19 – 32 – Лев

33 – 47 – Медведь

48 – 61 – Волк

Поговорим о каждом виде отдельно.

Дельфин


Это люди с очень чутким сном, поскольку ночью у них отдыхает лишь одно полушарие мозга, а второе работает. По этой причине их может разбудить даже самый незначительный шум. Если это ваш хронотип, значит вы довольно нервный человек, стремитесь к перфекционизму, а не можете подолгу заснуть по причине слишком сильного волнения. Вы скорее всего интроверт, причем довольно умный и острожный.

Потребность в сне у вас довольно низкая, зачастую вы лежите в постели и анализируете свои прошлые промахи и ошибки, обдумываете, что можно было сделать по-другому. В итоге просыпаетесь уставшим. Работать вы предпочитаете в одиночестве.


Вы любите спорт, но не потому что хотите сбросить лишние килограммы (у вас быстрый метаболизм, поэтому худеть вам не нужно). Вы заботитесь о том, что вы пьете и едите, а индекс массы тела у вас ниже среднего.

Если все вышеперечисленное вам знакомо, значит вы – Дельфин. Дельфины приходят в норму после 6 часов сна, а идеальное время отправиться в кровать – 22.30. Просыпаться вам лучше в 7.30 или раньше, тогда же лучше и заниматься спортом. Самые сложные задания, в том числе и учебу, лучше выполняйте на пике своей активности, которая приходится на период между 15.00 и 21.00. Для расслабления и подзарядки в течение дня вам идеально подойдут медитация и йога.

Самое подходящее для вас время, чтобы предаваться любовным утехам – 22.00. Время для покупки продуктов – примерно 13.00. Время для кофе – 8.30 – 11.00, 13.00 – 14.00.

Расчет биоритмов

Лев


Львы – это оптимистичные люди, которые рано встают и любят утро, которое является их самой продуктивной частью дня. Эти люди лидеры по натуре, они обладают стратегическим мышлением. Лев очень организован, на большие риски не идет, а в тяжелых ситуациях полагается на аналитическое мышление.

Самая удобная для них роль в любой истории – это роль лидера. Во время борьбы с проблемами лев сделает шаг назад, чтобы поменять стратегию действий. Ему не нравится фаст-фуд, он ест здоровую еду. Однако в моменты, когда лев чем-то расстроен, он может позволить себе что-то вредное. Лев уравновешен и ответственен, оптимистичен и практичен.


Если вы Лев, то самое идеальное время для отправки в кровать – это 22.00, а вставать вам нужно в 5.30 – 6.00. Так как Лев – это утренний тип, то и все важные дела идеально делать с 8.00 до 12.00. Львы любят активный спорт, потому что для них он является еще одним способом почувствовать гордость и достичь цель. Заниматься им нужно примерно около 17.30.

Предаваться любовным утехам Львам лучше всего с 6.00 до 7.00, важные решения принимать с 6.00 до 11.00, покупать продукты – 12.00, учиться – с 8.00 до 12.00, пить кофе – 8.00 – 10.00, 14.00 – 16.00.

Суточные биоритмы

Медведь


Медведи – это общительные и веселые люди, это дружелюбные экстраверты, открытые новому, но, при этом, осторожные. Они довольно легко вступают в близкие отношения и заводят новых друзей. Они любят быть частью команды, и, несмотря на то, что они не такие сосредоточенные, каковыми являются Львы, все же они доводят начатое до конца.

Похожие статьи