Паспортный и биологический возраст: наследственность или среда? Или нужен ли паспорт на тренировке? Календарный и биологический возраст, их соотношение Чем отличается биологический возраст от паспортного хронологического

Старение человека - закономерный биологический процесс, определяемый его индивидуальной, генетически обусловленной программой развития. В течение всего существования человека происходит старение одних составных элементов его организма и возникновение новых. Общее развитие человека может быть разделено на два периода - восходящего и нисходящего развития. Первый из них заканчивается с полной зрелостью организма, а второй начинается уже в 30-35 лет. С этого возраста начинается постепенное изменение различных видов обмена, состояния функциональных систем организма, неизбежно ведущее к ограничению его приспособительных возможностей, увеличению вероятности развития патологических процессов, острых заболеваний и смерти.

Физиологическая старость характеризуется сохранением умственного и физического здоровья, определенной работоспособностью, контактностью, интересом к современности. В организме при этом постепенно и равномерно развиваются изменения во всех физиологических системах с приспособлением к его уменьшенным возможностям. Физиологическая старость не может рассматриваться только как процесс обратного развития организма. Это и высокий уровень приспособительных механизмов, обусловливающих появление новых компенсаторных факторов, поддерживающих жизнедеятельность различных систем и органов. От степени развития и совершенствования этих компенсаторных приспособительных механизмов зависят характер и темп старения человека.

Преждевременное старение наблюдается у большинства людей, характеризуется более ранним развитием возрастных изменений, чем у физиологически стареющих людей, наличием выраженной неоднородности гетерохтонности в старении различных систем и органов. Преждевременное старение в значительной мере обусловлено перенесенными заболеваниями, воздействием некоторых отрицательных факторов внешней среды. Резкие нагрузки на регуляторные системы организма, связанные со стрессовыми ситуациями, изменяют течение процессов старения, снижают или извращают приспособительные возможности организма и способствуют развитию преждевременного старения, патологических процессов и болезней, сопровождающих его.

В связи с тем что процесс старения у людей происходит весьма индивидуально и часто состояние организма стареющего человека не соответствует возрастным нормам, следует разграничивать понятия КАЛЕНДАРНОГО (хронологического) и БИОЛОГИЧЕСКОГО возраста. Биологический может предшествовать календарному, что свидетельствует о раннем, преждевременном старении. Степень расхождения между календарным и биологическим возрастом характеризует выраженность преждевременного старения, ускоренный темп развития процесса старения. Биологический возраст определяется комплексной характеристикой функционального состояния различных систем. Определение биологического возраста человека и его соответствия календарному весьма важно для правильной диагностики и терапии, так как позволяет выяснить, какие изменения самочувствия, какая степень изменений органов и систем, ограничения их функций - проявление возрастных сдвигов и что обусловлено болезнью, патологическим процессом и подлежит лечению.

Старость как определенный этап существования и старение как динамический процесс, сопровождающий нисходящую стадию развития человека, - разные понятия. Для того чтобы считать физиологическим определенный этап старения человека и изменения его организма чисто возрастными, необходимо убедиться в том, что обследуемый физиологично прошел весь путь нисходящего развития, достиг физиологической старости, активного долголетия.

Смотрите также

Биоэтика и репродуктивные технологии
Институт рождаемости становится все более актуальным, и не только для нас, россиян, но и для многих зарубежных стран, где смертность превышает рождаемость и крайне остро стоит демографическая проблема...

Цветочная пыльца и перга
Цветочная пыльца, собранная медоносной пчелой и склеенная секретами ее желез и нектаром в яркие разноцветные гранулы, называется пчелиной обножкой. Цветочная пыльца - природный концентрат всех н...

Заключение
В настоящее время не существует никаких сомнений в том, что все лекарственные средства минерального и животного происхождения являются большой ценностью для медицины. При умелом и грамотном использ...

библиографическое описание:
Основные понятия возрастной антропологии / Титаренко Е.Н. // Избранные вопросы судебно-медицинской экспертизы. - Хабаровск, 2009. — №10. — С. 78-82.

html код:
/ Титаренко Е.Н. // Избранные вопросы судебно-медицинской экспертизы. - Хабаровск, 2009. — №10. — С. 78-82.

код для вставки на форум:
Основные понятия возрастной антропологии / Титаренко Е.Н. // Избранные вопросы судебно-медицинской экспертизы. - Хабаровск, 2009. — №10. — С. 78-82.

wiki:
/ Титаренко Е.Н. // Избранные вопросы судебно-медицинской экспертизы. - Хабаровск, 2009. — №10. — С. 78-82.

В ходе установления личности человека, целесообразно начинать идентификационные исследования с определения общих признаков личности, которые служат не только как источник дополнительной информации, но и позволяют провести судебно-медицинское разграничение объектов подлежащих дальнейшему сравнительному исследованию, тем самым, снижая как объем необходимых сопоставлений, так и вероятность случайной ошибки (Абрамов С.С., 1996). Одним из таких признаков является возраст человека.

Под возрастом человека, в настоящее время понимается отмеченный относительными хронологическими границами период в физическом, психологическом и социальном развитии человека.

Столь многогранная характеристика «возраста» обусловлена становлением и развитием геронтологии – науки изучающей старение в разнообразных медико-биологических аспектах.

Во-первых, произошла коренная ломка самого понятия «возраст человека». Раньше возраст однозначно понимали как число прожитых человеком лет, а затем произошло разделение этого понятия на паспортный (календарный, хронологический) и биологический (функциональный) возраст.

Календарный (паспортный) возраст – это показатель хронологической шкалы, определяемый по паспортным данным индивида, и измеряется периодом времени прошедшего в абсолютном выражении (т.е. в годах, месяцах, днях и т.д.) с рождения человека по настоящий конкретный момент.

Биологический возраст – модельное понятие, определяемое как соответствие индивидуального морфофункционального уровня некоторой среднестатистической норме данной популяции, отражающее неравномерность развития, зрелости и старения различных физиологических систем и темп возрастных изменений адаптационных возможностей организма.

Понятие биологического возраста возникло в результате осознания неравномерности развития человека. Неравномерность возрастных изменений - одна из важнейших закономерностей индивидуального развития. Именно это явление служит причиной расхождения между хронологическим и биологическим возрастом организма. (Белозерова Л.М., 2000).

Для биологического определения и понимания сути индивидуального развития используется понятие «онтогенез».

Онтогенез (от греч. ontos - существо и genesis - происхождение) - это жизнь до рождения и после него, это непрерывный процесс индивидуального роста и развития организма, его возрастного изменения . Впервые термин был введен Э. Геккелем в 1866 г. при формулировании им своего биогенетического закона, подразумевая под онтогенезом только процесс внутриутробного развития. В настоящее время с этим термином связывается вся последовательность преобразований организма от момента зачатия до окончания жизненного цикла (смерти).

Традиционно жизненный цикл представляется в виде плавно переходящих друг в друга периодов развития, зрелости как этапа стабилизации биологических параметров, и старения – процесса постепенного угасания жизнедеятельности.

Исследование онтогенеза предоставляет своеобразный ключ к пониманию явления биологической изменчивости человека. Эти знания существенны для понимания индивидуальных различий формы и функций организма, поскольку многие из этих особенностей определены различиями в относительной скорости роста отдельных частей тела. Изучение процесса развития важно для выяснения механизмов эволюции человека, так как эволюция морфологических признаков во многом сводится именно к изменению генетически обусловленного роста и развития.

Разные стороны (аспекты) этого явления изучает эмбриология и биология развития, физиология и биохимия, молекулярная биология и генетика, медицина, педиатрия, возрастная психология и множество других дисциплин. Этой же проблеме посвящено отдельное направление биологической антропологии - возрастная антропология или ауксология (от греч. auxano - расти).

В общие задачи возрастной антропологии входит:

  • исследование изменчивости антропологических признаков в процессе роста и развития;
  • выявление механизмов различных преобразований в онтогенезе человека (прежде всего морфологических и функциональных). Следует заметить, что исследования эти ведутся с учетом широкого спектра биологических и социальных факторов - без учета этой информации они просто не имеют смысла;
  • изучение географических (экологических) и эпохальных (исторических) особенностей процесса развития человека.

Характерный для человека процесс роста называют в биологии аллометрическим (от греч. allos - иной). В отличие от изометричекого роста (характерного для ряда многоклеточных), в ходе развития органы и части нашего тела увеличиваются непропорционально друг другу. Они растут с разными скоростями по сравнению с остальными соматическими параметрами и относительно друг друга, результатом чего является изменение пропорций тела.

Онтогенетическое развитие человека можно охарактеризовать рядом общих особенностей. К таковым относят:

  • Непрерывность - рост отдельных органов и систем организма человека не бесконечен, он идет по так называемому ограниченному типу . Конечные величины каждого признака обусловлены генетически, то есть существует норма реакции. Но наш организм представляет собой открытую биологическую систему - это субъект постоянного непрерывного развития на протяжении всей жизни. Нет ни одного параметра (и не только биологического), который не находился бы на протяжении жизни в развитии или изменении.
  • Постепенность и необратимость - непрерывный процесс развития можно разделить на условные стадии - периоды, или этапы, роста - идущие последовательно один за другим. Пропустить какой-либо из этих этапов невозможно, как нельзя в точности вернуться к тем особенностям строения, которые уже проявлялись на предыдущих стадиях.
  • Цикличность - хотя онтогенез является процессом непрерывным, темпы развития (скорости изменений признаков) могут существенно отличаться во времени. У человека существуют периоды активизации и торможения роста . Существует цикличность, связанная с сезонами года (например, увеличение длины тела происходит в основном в летние месяцы, а веса - осенью), а также - суточная (например, наибольшая активность роста приходится на ночные часы, когда наиболее активна секреция гормона роста (СТГ) и ряд других.
  • Гетерохрония, или разновременность (основа аллометричности), проявляется в неодинаковой скорости созревания разных систем организма и разных признаков в пределах одной системы. Естественно, что на первых этапах онтогенеза созревают наиболее важные, жизненно необходимые системы.
  • Чувствительность к эндогенным и экзогенным факторам - темпы роста ограничива­ются или активизируются под воздействием широкого спектра экзогенных факторов среды. Но их воздействие не выводит процессы развития за границы широкой нормы реак­ции, определенной наследственно. В этих пределах процесс развития удерживается эндогенными регуляторными механизмами. В этой регуляции существенная доля отно­сится к собственно генетическому контролю , реализованному на уровне организма бла­годаря взаимодействию нервной и эндокринной систем (нейроэндокринная регуляция). Есть регуляция иного характера, например, биомеханическая (т.е. взаимозависимость признаков) или тканевая (обусловленная взаимодействием между тканями в процессе роста).
  • Половой диморфизм – как особенность биологической изменчивости человека, проявляется на всех этапах его онтогенеза (хотя и с неодинаковой степенью выраженности для разных систем признаков). Различия, обусловленные "фактором пола", настолько существенны, что игнорирование их в исследовательской практике является недопустимым. Естественно, данные по росту и развитию мужчин и женщин сравни­ваются друг с другом, но ни в коем случае не смешиваются в ауксологических исследова­ниях.

Еще одна фундаментальная характеристика суммируется из всех приведенных выше - это индивидуальность процесса онтогенеза . Люди рождаются, растут, развиваются, ста­реют, умирают в соответствии с некоторыми закономерностями. Но динамика онтогене­тического развития отдельного человека неповторима . Она предсказуема лишь в общих чертах, из прочих - уникальных "деталей" - складывается морфологическая индивидуаль­ность человека.

Попытки периодизации онтогенетического развития человека восходят к античным временам - Пифагору и Гиппократу. С тех пор было предложено огромное количество вариантов деления онтогенеза человека на периоды.

В России вопросами периодизации онтогенеза занимались: А.П. Рославский-Петровский, Н.П. Гундобин, А.Ф. Тур, В.В.Бунак, А.В. Нагорный (Хрисанфова Е.Н., 1996). Однако трудно найти какую либо универсальную схему, поскольку, исследуя различные проявления возрастной изменчивости, специалисты отдают предпочтение тому варианту, который наиболее соответствует объекту изучения.

А.В. Нагорным и его учениками в 60-х годах XX столетия, была разработана общая фундаментальная схема, по которой цикл индивидуального развития человека разделяется на два крупных этапа:

  • период пренатального развития - внутриутробный этап, длящийся от момента об­разования зиготы в результате оплодотворения до момента рождения;
  • постнатальное развитие - земная жизнь человека от рождения до смерти (от пер­вого вдоха до последней мысли).

Этап постнатального онтогенеза, согласно схеме принятой на VII Всесоюзной конференции по проблемам возрастной морфологии, физиологии и биохимии (Москва 1965 г.), делится на следующие периоды:

  • Новорожденные – от рождения до 10 дней.
  • Грудной ребенок - от 110 дней до 1 года.
  • Раннее детство - от 1 года до 3 лет.
  • Первый период детства - от 4 до 7 лет.
  • Второй период детства:
    • - 8-12 лет для мальчиков;
    • - 8-11 лет для девочек.
  • Подростковый возраст:
    • - 13-16 лет для мальчиков;
    • - 12-15 лет для девочек.
  • Юношеский возраст:
    • - 17-21 год для мужчин;
    • - 16-20 лет для женщин.
  • Зрелый возраст:
    • первый период
      • - 22-35 лет для мужчин;
      • - 21-35 лет для женщин.
    • второй период
      • - 36-60 лет для мужчин;
      • - 36-55 лет для женщин.
  • Пожилой возраст:
    • - 61-74 года для мужчин;
    • - 56-74 года для женщин.
  • Старческий возраст:
    • - 75-90 лет для обоих полов.
  • Долгожительство - старше 90 лет.

Каждый из этих периодов постнатального онтогенеза имеет свои качественные и количественные возрастные характеристики, но так как жизнь человека не представляет собой равномерно развивающегося процесса, то в течение ее наблюдается несколько более или менее резких сдвигов, из которых каждый отмечает собой начало нового жизненного этапа. Эти сдвиги носят название возрастных кризисов. Важнейшими из них для клиники, и для судебно-медицинской экспертизы возраста являются:

  • Период полового созревания или пубертатный кризис;
  • Период полового увядания или климактерический возрастной кризис;
  • Период постарения или старческий возрастной кризис.

Установление возраста в разные периоды жизни основано на оценке степени выраженности признаков эволюции и инволюции организма. При этом одни и те же признаки в разные возрастные периоды имеют различное идентификационное значение.

Возраст хронологический (или паспортный) - наш обычный возраст, выраженный в количестве лет (месяцев, дней) прожитых с момента рождения. Как противоположность биологическому возрасту человека.

Физическая Антропология. Иллюстрированный толковый словарь . 2013 .

Смотреть что такое "Возраст хронологический (или паспортный)" в других словарях:

    - (или паспортный) наш обычный возраст, выраженный в количестве лет (месяцев, дней) прожитых с момента рождения. Как противоположность биологическому возрасту человека … Физическая Антропология. Иллюстрированный толковый словарь.

    возраст - (в психологии) категория, служащая для обозначения временных характеристик индивидуального развития. В отличие от хронологического В., выражающего длительность существования индивида с момента его рождения, понятие психологического В. обозначает… … Большая психологическая энциклопедия

    Возраст - Джорджоне. Три возраста человека. 1500 1510. Палаццо Питти. Флоренция Возраст продолжительность периода от момента рождения живого организма до настоящег … Википедия

    Возраст уголовной ответственности - Возраст уголовной ответственности это возраст, по достижении которого лицо в соответствии с нормами уголовного права может быть привлечено к уголовной ответственности за совершение общественно опасного деяния. В уголовном законодательстве… … Википедия

    Возраст Словарь бизнес-терминов

    Возраст - I Возраст Различают В. хронологический (паспортный, или календарный) период от рождения до момента исчисления и В. биологический, характеризующий биологическое состояние организма на данный момент времени. Последний определяется совокупностью… … Медицинская энциклопедия

    Возраст паспортный (хронологический) - Период времени от момента рождения человека до настоящего или любого другого времени исчисления … Адаптивная физическая культура. Краткий энциклопедический словарь

    ВОЗРАСТ - период времени от момента рождения человека до настоящего или другого определенного времени. В страховании В. выступает одним из главных элементов оценки риска. В. бывает паспортный (хронологический) и физиологический (морфологический).… … Энциклопедия трудового права

    Биологический возраст - Биологический возраст, или Возраст развития понятие, отражающее степень морфологического и физиологического развития организма. Введение понятия «биологический возраст» объясняется тем, что календарный (паспортный, хронологический) возраст… … Википедия

    Установление возраста - (англ determination of age) в уголовном судопроизводстве РФ деятельность судебно медицинского эксперта, осуществляемая на основании постановления о назначения экспертизы, проводимой с целью установления возраста обвиняемого, подозреваемого и… … Большой юридический словарь

Возраст - продолжительность периода от момента рождения до настоящего или любого другого момента времени. Возраст анатомо-физиологический - возраст, определяемый по совокупности обменных, структурных, физиологических, регуляторных процессов. Этот возраст может не соответствовать календарному возрасту.

Возраст хронологический (паспортный) - период времени от момента рождения до настоящего или любого другого момента исчисления. Он означает, сколько лет прожил человек.

Кроме этого, существует понятие биологический возраст – это истинный возраст человеческого тела, показывающий, сколько лет человеку на самом деле. Биологический возраст показывает возраст тела человека (насколько действительно состарилось тело). Возраст тела человека обычно не совпадает с календарным возрастом. "Износ" тела не у всех людей выражен одинаково и не у всех происходит с одинаковой скоростью. Тело 40-летнего человека может соответствовать по состоянию здоровья телу 20-30-летнего.

Биологический возраст может опережать либо отставать от хронологического возраста.

Формулирование понятия "биологический возраст" имеет большое значение, поскольку для многих практических целей важна группировка детей не только по календарному (паспортному) возрасту, а по степени их развития. У значительной части детей биологический и хронологический (календарный) возраст совпадают. Однако встречаются дети и подростки, у которых биологический возраст опережает хронологический или отстает от него.

Почему же люди одного календарного возраста могут выглядеть совершено по-разному? Мы все встречались с такими "взрослыми" людьми, когда даже в присутствии этого человека - своего ровесника чувствуешь себя подростком, по сравнению с ним.

Жизнеспособность нашего тела определяется не прожитыми годами, а степенью износа организма. Пока внутренние органы и системы нормально работают и взаимодействуют друг с другом, поддерживается сбалансированный обмен веществ, происходит обновление старых клеток - организм существует.

С биологической точки зрения, процесс старения организма - это очень медленный процесс. Смерть чаще всего наступает не от самого естественного старения тела, а от сопутствующих ему болезней.

Понятие биологического возраста возникло в результате осознания неравномерности развития, зрелости и старения.

Одна из важнейших закономерностей онтогенеза − это неравномерность возрастных изменений. Это явление служит причиной расхождения между хронологическим и биологическим возрастом организма.

Введение понятия «биологический возраст» объясняется тем, что календарный (паспортный, хронологический) возраст не является достаточным критерием состояния здоровья и трудоспособности стареющего человека.

Биологический возраст – это достигнутый отдельным индивидом уровень развития морфологических структур и связанных с ним функциональных явлений жизнедеятельности организма, определяемый средним хронологическим возрастом той группы, которой он соответствует по уровню своего развития.

Основными критериями биологического возраста считаются:

Зрелость (оценивается на основе развития вторичных половых признаков);

Скелетная зрелость (оценивается по срокам и степени окостенения скелета);

Зубная зрелость (оценивается по срокам прорезывания молочных и постоянных зубов, стертость зубов);

Показатели зрелости отдельных физиологических систем организма на основании возрастных изменений микроструктур различных органов;

Морфологическая и психологическая зрелость.

Морфологическая зрелость оценивается на основании развития опорно-двигательного аппарата ─ мышечной силы, статической выносливости, частоты и координации движений. С морфологической и физиологической зрелостью тесно связана школьная зрелость, под которой подразумевают степень психофизиологической и морфологической зрелости, достаточную для начала школьного обучения.

Оценка морфологической зрелости основана на изменении пропорций тела, происходящем от того, что замедляется рост головы и шеи, но ускоряется рост конечностей.

Признаки, используемые для оценки биологического возраста, должны удовлетворять целому ряду требований. Прежде всего, они должны отражать четкие возрастные изменения, которые поддаются описанию или измерению.

Способ оценки этих изменений не должен наносить вред здоровью испытуемого и вызывать у него неприятные ощущения. И, наконец, он должен быть пригоден для скрининга большого количества индивидуумов. Это так называемые костный возраст, зубной возраст, половое развитие, общее морфологическое развитие, физиологическая зрелость, психическое и умственное развитие и некоторые другие.

Для правильной оценки биологического возраста желательно использовать несколько показателей в их сочетании. Однако на практике при массовых обследованиях о биологическом возрасте приходится судить по каким-то отдельным показателям, достаточно хорошо отражающим развитие ребенка.

"Биологический возраст" человека отличается от "паспортного" (хронологического) возраста. Он отражает темп индивидуального роста, развития, созревания и старения организма. У всех приматов существуют индивидуальные отличия в ростовых процессах. Темп роста, сочетание скоростей роста и развития на разных этапах онтогенеза могут существенно варьировать у разных людей. Это проявляется, например, при исследовании групп людей одного паспортного возраста. Например, в группе 10-летних девочек 50% обследованных по биологическому развитию будут соответствовать "типичному", среднему варианту, остальные будут отклоняться в пределах 1-2 года в ту или другую сторону, т.е. биологический возраст их будет соответствовать 11-12 годам или 8-9 годам.

Биологический возраст определяется совокупностью обменных, структурных, функциональных, регуляторных особенностей и приспособительных возможностей организма. Оценка состояния здоровья методом определения биологического возраста отражает влияние на организм внешних условий и наличие (отсутствие) патологических изменений.

Биологический возраст, помимо наследственности, в большой степени зависит от условий среды и образа жизни. Поэтому во второй половине жизни люди одного хронологического возраста могут особенно сильно различаться по морфо - функциональному статусу, то есть биологическому возрасту. Моложе своего возраста обычно оказываются те из них, у которых благоприятный повседневный образ жизни сочетается с положительной наследственностью.

Варианты ЗПР.

ЗПР конституционального происхождения .

Речь идет о так называемом гармоническом инфантилизме,при котором эмоционально-волевая сфера находится как бы на более ранней ступени развития, во многом напоминая нормальную структуру эмоционального склада детей более младшего возраста. Для таких детей характерны яркие, но поверхностные и нестойкие эмоции, преобладание игровой мотивации, повышенный фон настроения, непосредственность.

Трудности обучения в младших классах связаны с преобладанием игровой мотивации над познавательной, незрелостью эмоционально-волевой сферы и личности в целом. В таких случаях все вышеописанные качества, часто сочетаются с инфантильным типом телосложения. Такое сочетание психических и физических черт, часто обусловлено наследственными факторами, что позволяет видеть в нём один из видов нормативного психофизического развития. Иногда его так же связывают с особенностями внутриутробного развития, в частности, многоплодия.

ЗПР соматогенного происхождения.

Этот тип психической задержки обусловлен влиянием различных тяжёлых соматических состояний, перенесённых в раннем возрасте (операции с наркозом, болезни сердца, малая подвижность, астенические состояния). Нередко имеет место и задержка эмоционального развития - соматогенный инфантилизм, обусловленный рядом невротических наслоений - неуверенностью, боязливостью, капризностью, связанными с ощущением своей физической неполноценности.

ЗПР психогенного происхождения.

Этот тип нарушения связан с неблагоприятными условиями воспитания, рано возникшими и длительно действующими. ЗПР такого типа возникает в трёх основных случаях:

Недостаточная опека, безнадзорность. Это наиболее часто встречающийся вариант. В таких случаях у ребёнка наблюдается аномальное развитие личности по типу психической неустойчивости. У ребёнка не воспитываются формы поведения, связанные с активным торможением аффекта. Не стимулируется развитие познавательной деятельности, интеллектуальных интересов. Наблюдаются черты незрелости эмоционально-волевой сферы, а именно: аффективная лабильность, импульсивность, повышенная внушаемость. Так же наблюдается недостаток базовых знаний и представлений, необходимых для усвоения школьной программы. Этот тип ЗПР следует отличать от явлений педагогической запущенности, которые являются не патологическим явлением, а ограниченным дефицитом знаний и умений вследствие недостатка интеллектуальной информации.

Гиперопека, или воспитание по типу «кумира семьи». Чаще всего бывает у тревожных родителей. Они «привязывают» ребёнка к себе, одновременно потакая его капризам, и заставляют ребенка поступать наиболее удобным и безопасным для родителя способом. Из окружения ребёнка устраняются любые препятствия или опасности, как реальные, так и мнимые. Ребёнок не самостоятелен, не инициативен, эгоцентричен, не способен к длительному волевому усилию, чрезмерно зависим от взрослых. Развитие личности идет по принципу психогенного инфантилизма.

Развитие личности по невротическому типу наблюдается в семьях с очень авторитарными родителями или там где допускается постоянное физическое насилие, грубость, деспотичность, агрессия к ребёнку, другими членами семьи. У ребёнка могут возникнуть навязчивости, неврозы или неврозоподобные состояния. Формируется эмоционально-незрелая личность, для которой характерны страхи, повышенный уровень тревожности, нерешительность, неинициативность, возможен и синдром выученной беспомощности. Интеллектуальная сфера страдает, так как вся деятельности ребёнка подчинена мотиву избегания неудачи, а не достижению успеха, следовательно, такие дети, в принципе, не будут делать ничего, что могло бы лишний раз подтвердить их несостоятельность.

Похожие статьи