Значение имени прилагательного, морфологические признаки и синтаксические функции. Синтаксическая роль имен прилагательных

Обозначая признак предмета, эта часть речи делает человеческую речь образной и точной.

Всего существует три качественные, относительные и притяжательные. У каждой из этих групп свои особенности и функции, на которых в рамках данной статьи мы подробно останавливаться не будем. Поговорим подробно о таком как форма - полная или краткая.

Краткие формы прилагательных и их особенности

Собственно наличие «усечённого» варианта - это та «лакмусовая бумажка», определяющая вид прилагательного. У притяжательных и относительных этой ипостаси нет. В виде непостоянного она присутствует только у качественных.

Сегодня краткая форма прилагательных, хоть и существует, но с каждым годом становится менее употребительной.

Мало кто знает, что в праславянском языке у прилагательных вообще не было полной

Формы, она образовалась значительно позже. Вспомним примеры из Сказки, пословицы и поговорки дают нам немало таких примеров: «Мила не бела», «красна девица», «добры молодцы» и т.д.

Краткая форма прилагательных может быть близка по лексическому значению с полной. Различаются они только вопросами и окончаниями. Например: дети (какие?) послушные (полн.ф.), дети (каковы?) послушны (кр.ф.)

Но краткая форма прилагательных иногда отличается от своего полного эквивалента смысловым оттенком. Так, слово «болен» указывает на настоящее время, а «больной» - на более постоянный признак. Иногда формы одного и того же слова вообще имеют разное толкование.

  • Ясная погода держится уже неделю.
  • Задача стала ясна после разговора с коллегами.

Во втором случае мы видим очевидную метафору, не имеющую прямой смысловой параллели с первым словом. Также краткая форма прилагательных может указывать на избыточное проявление признака:

  • пестрый (разноцветный) попугай;
  • одежда пестра (очень яркая, обращающая на себя внимание).

Некоторые слова вообще употребляются только в краткой форме: «рад», «готов», «способен» и проч. Связано это с тем, что данные лексемы утратили семантическую связь со своими полными аналогами.

В отличие от прилагательных в полной форме, краткие часто конкретизируют признак в связи с обстоятельством своего проявления:

  • короткая стрижка (может быть у любого человека);
  • брюки коротки (конкретному лицу).

кратких прилагательных

В предложении «усечённая» форма выступает исключительно в роли составного именного сказуемого. Если полные прилагательные могут быть практически любым членом предложения, у кратких роль только одна:

Дуб могуч (кр.ф.- сказуемое)

Могучий (полн. ф.- определение) дуб стоит под окном.

Краткая форма прилагательного может иметь при себе глагольную связку, которая чаще всего указывает на время:

Она была болтлива. (прошед.вр.)

Стена будет крепка. (буд.вр.)

Как мы видим, роль кратких прилагательных в языке достаточно велика. Во-первых, они могут выражать как лексические оттенки полной формы, так и существовать самостоятельно, обозначая отдельное понятие. Во-вторых, наличие или возможность образования этой формы указывает на то, что перед нами качественное прилагательное. В-третьих, синтаксическая роль таких слов однозначна - в предложении они выполняют функцию сказуемого.

МОРФОЛОГИЯ

ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ

Имя прилагательное – часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой? чей?: веселый, лисий.

МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИЗНАКИ

Постоянные признаки – разряды прилагательных

Качественные:

Красивое платье, зеленое платье

Относительные:

Шерстяное платье

Притяжательные:

Мамино платье, лисий хвост

Непостоянные признаки

Род (в ед. ч.)

Ед. ч.: веселый мн. ч.: веселые рассказ рассказы

М. р.: весе – ср. р.: весе – ж. р.: веселый рассказное пение лая песня

М. и ср. р.

Какой? какое? чей? чье?

Какого? чьего?

Какому? чьему?

Какой? какое? чей? чье?

Каким? чьим?

О каком? о чьем?

Какая? чья?

Какой? чьей?

Какой? чьей?

Какую? чью?

Какой? чьей?

О какой? о чьей?

Какие? чьи?

Каких? чьих?

Каким? чьим?

Какими? чьими?

Какими? чьими?

О каких? о чьих?

ПРИЗНАКИ КАЧЕСТВЕННЫХ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ

План разбора имени прилагательного

I. Часть речи.

II. Морфологические признаки:

1. Начальная форма (Им. п., ед. ч., м. р.).

2. Постоянные признаки: качественные, относительные или притяжательные.

3. Непостоянные признаки: а) падеж; б) число; в) род (только в ед. ч.); г) у качественных: полная или краткая форма; степень сравнения.

III. Синтаксическая роль.

Знакомимся с основными понятиями раздела

1. Экскурсия по учебнику. Найдите в содержании учебника темы, посвященные имени прилагательному. С какими темами вы частично знакомились в начальной школе?

2. Аукцион знаний. Рассмотрите таблицу. Назовите термины и понятия, известные вам из изученного ранее. Объясните их. Какие термины соответствуют им в украинском языке?

3. Прочитайте в таблице материал о разрядах прилагательных. Докажите, что прилагательные добрый, веселый, сильный, смелый, умный являются качественными. Для этого образуйте и запишите формы, которые свойственны только качественным прилагательным.

Образец. Краткая форма: вкусный – (каков?) вкусен;

Степени сравнения: вкусный – вкуснее, более вкусный.

4. Словообразовательная работа. От данных существительных образуйте прилагательные: 1) относительные; 2) притяжательные

1) Фигурка из глины – глиняная фигурка, кофта из шерсти, скульптура из льда, жители села, скульптура из воска.

2) Трели соловья – соловьиные трели, уловки лисы, зубы волка, дупло белки, гнездо птицы, стая уток.

5. Спишите предложения. Укажите, какими членами предложения являются прилагательные.

1. Удачная подача мяча решила исход матча День был удачный.

2. Настроение у меня замечательное. Я видел замечательный фильм.

6. Прочитайте план разбора имени прилагательного. Какие морфологические признаки прилагательного являются для вас новыми? Укажите морфологические признаки прилагательного в словах о сильном (вепре), для глиняной (фигурки), от соловьиных (трелей).

1. Прочитайте слова. Что можно описать с помощью данных прилагательных?

2. Выпишите слова парами, поделив их на группы: 1) прилагательные-антонимы, 2) прилагательные-синонимы.

Веселое, грустное, восторженное, добродушное, жизнерадостное, праздничное, приподнятое, чудесное, невеселое, печальное, скверное, тоскливое, тревожное.

3. Опишите свое настроение, используя подходящие по смыслу прилагательные. Объясните, почему у вас такое настроение.

211 Анализ теоретического материала

1. Прочитайте теоретический материал о грамматических признаках имени прилагательного. Отметьте информацию, которая вам уже известна. Какая информация является для вас новой?

2. Сопоставьте материалы, данные в параграфе, с материалами, которые приведены на с. 94. Какая информация есть на с. 94, но отсутствует в параграфе? Какой информации нет в обобщающих материалах об имени прилагательном на с. 94?

Имя прилагательное – самостоятельная часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой? чей? каков?

Прилагательное обозначает различные свойства и качества, которые характеризуют предмет по его размеру, форме, цвету, вкусу и другим признакам: высокое дерево, хорошее настроение, сильный дождь.

Прилагательные могут обозначать признаки, которые указывают на отношение предмета к чему-либо, например к материалу, из которого сделан предмет: кожаный диван. Прилагательные могут обозначать признак предмета по его принадлежности кому-либо: учительский стол, заячьи уши.

Имена прилагательные изменяются по числам, родам и падежам: высокий дом, высокое дерево, высокая башня, высокие дома, высоких домов.

Прилагательное ставится в том же роде, числе и падеже, что и существительное, которое им определяется. Употребление прилагательного в том же роде, числе и падеже, что и определяемое им существительное, называется согласованием: красивый цветок, красивая роза, красивое растение, красивые цветы.

Род, число и падеж прилагательного определяются по роду, числу и падежу существительного, с которым это прилагательное согласуется.

В предложении прилагательное может быть определением, сказуемым:

3. Поочередно задайте друг другу вопросы по содержанию параграфа. Правильность ответа спрашивающий сверяет по учебнику. Победителем считается тот, кто задаст последний вопрос.

1. Докажите, что имена прилагательные согласуются с существительными в роде, числе и падеже. Для этого составьте словосочетания существительное – выделенное прилагательное. Словосочетания запишите, восстанавливая окончания существительных. В скобках укажите род, число, падеж существительных и прилагательных.

2. Выделите окончания существительных и прилагательных. Обозначьте орфограмму “е, и в окончаниях существительных”.

1. Известный: в повеет.., о писател.., о произведени.. , от книг…

2. Широкий: у дорог.. . на полян.., о жест…

3. Чудесный: о погод.., в настроении.., о воспоминани…

3. Найдите словосочетание, в котором прилагательное употреблено в переносном значении. Объясните его.

Вспомните!

Требуют проверки окончания прилагательных с мягкой основой

Чтобы проверить окончание прилагательного, к прилагательному нужно поставить вопрос от существительного, к которому

Оно относится. Окончание вопроса подскажет, какое окончание

1. Спишите словосочетания, дописывая окончания прилагательных. Запишите в скобках вопрос по образцу. Выделите окончание вопроса и прилагательного.

2. Укажите род. число и падеж прилагательного.

В дальн.. дорогу; столетн.. ель; о пахуч.. жидкости; в соседн.. деревню; от свеж.. воздуха; около колюч.. кустарника; лета.. зноем; во внутренн.. дворике; к будущ.. новоселью: в син.. даль.

3. Сделайте словообразовательный разбор и разбор по составу выделенного слова. Как называется этот способ образования слов?

1. Восстановите предложения, вставляя необходимое по смыслу прилагательное из материала для справок в нужной форме.

2. Обозначьте известные вам орфограммы.

1. Я люблю… и… время года. 2. Из коридора доносилась очень… песня. 3…. щенок увидел меня и тут же поднялся на… лапы. 4…. полка была завалена книгами. 5. В темноте я наткнулся на что-то… и…. 6. Походка у малыша быта….

Для справок: зимний, летний; красивый: маленький, задний; верхний; колючий, большой; неуклюжий.

3. Подчеркните прилагательные как члены предложения.

1. Прочитайте текст. Какие картины рисовало ваше воображение, когда вы его читали? Назовите прилагательные, которые помогли вам точно и ярко увидеть описанную автором картину. Озаглавьте текст.

2. Повторно прочитайте текст, исключая прилагательные. Какова, по вашему мнению, роль прилагательных в тексте?

Началась вьюга. Прямо мне в глаза несся колючий, мелкий и сухой снег. Мной овладело странное, неприятное и сложное чувство, которое всегда охватывает меня, когда я перехожу большие незакрытые пространства: поля, городские площади и даже длинные залы. Мне казалось, что я так ужасно мал, а поле так страшно велико, что я никогда не смогу перейти его.

Иногда я оглядывался назад и смотрел на слабо мерцающие вдали огоньки местечка. Это меня поддерживало. Наконец и огни скрылись разом, когда я сошел в длинную, плоскую равнину. Вокруг меня была одна только мутная, белесоватая мгла.

А. Куприн

3. Распределите между собой части текста которые будете диктовать. Прочитайте их, вдумываясь в смысл, особенности пунктуации. Продиктуйте друг другу под запись свою часть текста. Обменяйтесь тетрадями и проверьте работы друг друга без опоры на напечатанный текст. Снова обменяйтесь тетрадями и проверьте свою работу, сверяясь с напечатанным текстом

4. Подчеркните прилагательные как члены предложения.

1. Определите род несклоняемых существительных.

2. Запишите словосочетания прилагательное + существительное, используя материал для справок. Ставьте прилагательное в нужную форму, согласуя с существительным.

Пальто, леди, желе, кенгуру, пианино, маэстро, шоссе, пони, ООН.

Для справок: весенний, антикварный, виртуозный, вкусный, широкий, хорошенький, настоящий, австралийский, всемирный.

3. Сделайте морфологический разбор выделенного слова

Проверьте свои знания

Запишите морфологические признаки, которые вы можете определить у данных прилагательных (см. план разбора на с. 95).

Приветливые (слова) – ….

От обаятельной (улыбки) – ….

О смелом (поступке) – ….

Вариант 1. Распространите предложения, вставляя подходящие по смыслу прилагательные. Выделите окончания прилагательных и существительных. Обозначьте орфограммы в окончаниях существительных.

1. Я живу в… город., (селе). 2. Я люблю гулять в… парк… 3. В парке… воздух, много… деревьев. 4. В нашем город., на… площад.. есть… фонтан. 5. В центр., много… магазинов…. зданий.

Вариант 2. Напишите письмо другу (подруге). Расскажите о своем родном городе (селе).


(No Ratings Yet)



Схожі записи:

    3 класс Повторение изученного в 3 классе ОБЪЯСНИТЕЛЬНЫЕ И КОНТРОЛЬНЫЕ ДИКТАНТЫ Объяснить орфограммы в выделенных словах. УЧИТЕСЬ СМОТРЕТЬ И ВИДЕТЬ Природа – это волшебник. Она...

    ТЕКСТ УРОК 45 ЧТО ТАКОЕ ТЕКСТ 242 Прочитай. Предложения какой группы связаны между собой по смыслу? Какую группу предложений можно озаглавить? Как? 1. Мы ходили...

Предложение является одной из основных единиц синтаксиса. Оно представляет собой законченную мысль и может состоять из одного и более слов. С грамматической точки зрения в предложении есть члены - главные (подлежащее и сказуемое), а также второстепенные (это Какова же синтаксическая роль той или иной части речи в предложении? С этим вопросом постараемся разобраться ниже: мы будем рассматривать только

Синтаксическая роль существительного

Как правило, выступает в роли главного члена предложения или дополнения. Но особенность этой части речи в том, что она может стать любым членом предложения. В своей основной роли существительные могут определяться, например, прилагательными, местоимениями, причастиями, с согласованием в таких категориях, как род, число и падеж. Также существительное может составлять синтаксические конструкции с глаголами, наречиями и предикативными словами.

Синтаксическая роль имя прилагательного

Наиболее частая роль прилагательного в предложении - согласованное определение, но она не единственная. Имя прилагательное также может выступать в качестве подлежащего или именной части составного сказуемого. Для прилагательных в краткой форме характерно выступать только в роли сказуемого.

Синтаксическая роль наречия

Обычной ролью наречия является обстоятельство - образа действия, времени, места, причины, цели, меры и степени. Однако иногда оно может быть сказуемым. Есть также отдельная группа наречий, которые в предложении играют роль союзных слов.

Синтаксическая роль глагола

Глагол обычно выступает в роли сказуемого. Инфинитив (если не помните - это также может входить в составное сказуемое, либо представлять собой подлежащее, дополнение, определение, обстоятельство.

Синтаксическая роль причастия

Причастие обладает теми же грамматическими свойствами, что и прилагательное, поэтому в предложении нередко выступает в качестве согласованного определения. Однако его родство с глаголом также позволяет причастию в некоторых случаях быть именной частью составного сказуемого, но это характерно только для кратких форм. Кроме того, причастие с зависимыми словами образует так называемый который, являясь неделимой конструкцией, может быть практически любым второстепенным членом.

Синтаксическая роль деепричастия

Деепричастие в предложении выступает только обстоятельством. Однако в составе оно может стать другим второстепенным членом предложения, но важно помнить о том, что оборот рассматривается как единое целое.

Синтаксическая роль местоимения

Роль местоимения напрямую зависит от того, к какому разряду оно принадлежит. Так как многообразие местоимений дает им широкие возможности, они могут выступать в качестве подлежащего, сказуемого, определения и дополнения - в зависимости от контекста.

Синтаксическая роль числительного

Числительные в предложении могут быть как подлежащим и сказуемым, так и определением или обстоятельством времени. Как видим, ничего сложного.

Открытый урок
по русскому языку в 3 классе
Тема: «Роль имени прилагательного в
предложении».
Цели:
 Формировать знания учащихся о роли
имени прилагательного в предложении.
 Совершенствовать навыки нахождения
определения – как второстепенного члена
предложения.
 Закрепить знания учащихся об имени
прилагательном; о жанрах
изобразительного искусства.
 Развивать орфографическую зоркость у
учащихся, обогащать устную и письменную
речь.
 Воспитывать прилежность,
самостоятельность, прививать интерес к
предмету.

1. Организационный момент. Эмоциональный настрой. Мотивация.
Ход урока.
­ Ребята, послушайте, какая тишина!
Это в школе начались уроки.
Мы не будем тратить время зря,
И приступим сразу все к работе.
­ Сегодня на уроке, я предлагаю вам представить себя художниками. Людям
этой профессии необходимо быть чуткими, внимательными и очень
восприимчивыми.
2. Оформление тетрадей. Запись числа, минутки чистописания.
А, а
акварель
Фонетический разбор слова:
краски
3. Словарная работа: картинный диктант.
­ На доске показываю картины, а вы записываете словарные слова.

4. Постановка проблемы. Актуализация знаний.
­ Сегодня на уроке нам поможет художник, а что это за художник, отгадайте:

Художника нашего знает весь свет.
Раскрасит художник всякий предмет.
Ответит всегда на вопросы такие:
Какой? Какая? Какое? Какие?
(Имя прилагательное)
­ Итак, мы с вами на сегодняшнем уроке закрепим наши знания об имени
прилагательном, и узнаем, какова его роль в предложении.
Давайте вспоминать:
­ Что такое имя прилагательное?
­ Как может изменятся имя прилагательное?
(по родам, числам и падежам)
­ Как определить род, число или падеж прилагательного?
5. Формирование новых понятий и способов деятельности.
­ Наша речь без прилагательных, была бы похожа на картину, написанную серой
краской. Прилагательные позволяют передать красоту и разнообразие
окружающего мира.
Ну, а раз мы художники, то должны знать жанры изобразительного искусства.
Догадайтесь, о каком жанре мы сейчас будем говорить:
­ Картина с изображением фруктов, цветов и других
неодушевлённых предметов.
(натюрморт)
­Перед вами натюрморт. Давайте назовем признаки каждого предмета:

Лимон – по цвету, по форме, по вкусу (жёлтый, овальный, кислый)
Яблоко – по цвету, по форме, по вкусу (красное, круглое, сладкое)
Лук – по цвету, по форме, по вкусу (зелёный, длинный, горький)
­ В этом задании, какая часть речи помогла ОПРЕДЕЛИТЬ признаки каждого
предмета?
­ Угадываем следующий жанр:
­ Изображение на картине человека.
(портрет)

У меня есть подруга. У неё
длинные густые волнистые волосы.
Высокий лоб и курносый носик. Когда она
стесняется, то щёки становятся пунцовыми.
Она весёлая и добрая девочка.
­ Назовите слова, которые определяют признаки данного человека.
­ Как вы думаете, если имя прилагательное помогает нам ОПРЕДЕЛЯТЬ
признаки предметов в предложении, то главным или второстепенным членом
оно является?
­ Конечно, оно является второстепенным членом в предложении. А называется
он ОПРЕДЕЛЕНИЕ.
6. Динамическая пауза.
­ Прилетела бабочка.
Села на указку.
Попытайтесь вслед за ней
Пробежаться глазками.
7. Формирование умений и навыков. Применение.
­ А у нас – следующий жанр.
­ Картина или рисунок, изображающий природу.
(пейзаж)

Самостоятельная работа.
­ Найдите в тексте определения. Подчеркните их волнистой линией.
Стоит ясный зимний день. В январе
деревья одеты в белые шубы. Пушистый
снег повис на ветвях елочки. На рябине
горят алые ягодки. По небу плывут
пушистые облака. Зима нарисовала чудную
картину.
Взаимопроверка. Работа в парах.
8. Контроль и оценка результатов деятельности.
Работа с сигнальными карточками.
Зелёная карточка – ответ ДА
Оранжевая карточка – ответ НЕТ
­ Имя прилагательное ­ это часть речи.
­ Имя прилагательное обозначает предмет.
­ Имя прилагательное обозначает признак предмета.
­ Имя прилагательное отвечает на вопросы ЧТО ДЕЛАТЬ? ЧТО СДЕЛАТЬ?
­ Имя прилагательное отвечает на вопросы КАКОЙ? КАКАЯ? КАКОЕ? КАКИЕ?
­ Имя прилагательное в предложении является главным членом СКАЗУЕМЫМ.
­ Имя прилагательное является в предложении второстепенным членом –
ОПРЕДЕЛЕНИЕМ.
9. Рефлексия.
­ Какие бывают цвета в изобразительном искусстве? (тёплые и холодные)
­ Наступил новый год. Символ этого года – петух.
Давайте вы сами раскрасите этого петуха. Если у вас после нашего урока осталось
тёплое настроение, то используйте стикеры тёплых цветов, а если холодные
чувства, то стикеры холодных цветов.
­ Спасибо вам за урок! Вы были молодцы!

Урок русского языка в 4 классе «Роль прилагательного в предложении».Составила: Глухарева Н.А. УМК: «Планета знаний». Предмет: русский язык Тип урока: урок открытия нового знания. Технология построения урока:проблемно-диалогическая, групповая. Тема: Роль прилагательного в предложении. Цель: ознакомление обучающихся с синтаксической ролью прилагательных в предложении. Задачи: 1.Формирование предметных умений: -находить имена прилагательные в предложении, -различать полную и краткую формы имен прилагательных, -определять синтаксическую роль имен прилагательных-определение и сказуемое, -использовать имена прилагательные в речи. 2.Формирование метапредметных умений: ЛИЧНОСТНЫЕ УМЕНИЯ: -принимать и осваивать социальную роль ученика, -устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом, -осознавать роль языка и речи в жизни человека. РЕГУЛЯТИВНЫЕ УМЕНИЯ: -готовить рабочее место, -высказывать свое предположение на основе учебного материала, -совместно с учителем и одноклассниками давать эмоциональную оценку деятельности на уроке, -проговаривать последовательность действий на уроке, работать по плану, -определять и формулировать цель деятельности на уроке. ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УМЕНИЯ: -находить ответы на вопросы, исходя их своего опыта, -ориентироваться в системе знаний(находить границы знания и незнания), -ориентироваться в раздаточном материале. ПРОВОДИТЬ АНАЛИЗ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА: -делать выводы о совместной работе учителя и класса. КОММУНИКАТИВНЫЕ УМЕНИЯ: -слушать и понимать речь других, -учиться работать в группе, -оформлять свои мысли в устной форме, -донести свою позицию до других. ОБОРУДОВАНИЕ: -презентация в POWER POINT -карточка «Я знаю, я могу»(приложение №1) -части предложения (приложение №2) -части схемы(приложение №3) -раздаточный материал(приложение «4) -части текста, прилагательные-подсказки(приложение «5) ХОД УРОКА. 1Оргмомент.Решение дидактических задач: 1.Подготовка уч-ся к работе. 2.Создание условий для включения в деятельность. А теперь проверь, дружок, Ты готов начать урок? Все на месте, все в порядке? Книжки, ручки и тетрадки? Все ли правильно сидят? Все ль внимательно гладят? _Итак, мы начинаем свой урок. «Вы-талантливые дети, когда-нибудь вы сами приятно поразитесь, какие вы умные, как много и хорошо вы умеете, если будете постоянно работать над собой, ставить новые цели и стремиться к их достижению!» Я желаю вам сегодня убедиться в правильности слов французского философа Ж._Жака Руссо.(слайд со словами философа№1) Ученики приветствуют учителя, гостей и настраиваются на работу и сотрудничество. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ. Решение дидактической задачи: актуализация опорных знаний и умений. Мы живем с вами на Урале, сейчас зима_прекрасное время года, выпало много снега, расскажите, какой он, снег?(слайд №2) -при помощи какой части речи вы описали снег? -что вы знаете об имени прилагательном? Поделитесь своими знаниями с нами! (уч-ся вспоминают все. Что знают о прилагательном: что обозначает, какой речью является, на какие вопросы отвечает, как изменяется. С чем согласуется, какую роль играет в речи, в предложении чем является). ПОСТАНОВКА УЧЕБНОЙ ПРОБЛЕМЫ. Решение дидактической задачи: обеспечение мотивации для принятия уч-ся цели учебно-познавательной деятельности. -предлагаю заполнить карточку «Я знаю. Я могу».Если вы согласны с утверждением, поставьте +, если нет,-(приложение №1 слайд№3) Каждый ученик работает с карточкой и таким образом определяет свое знание и незнание. -у кого не все плюсы? Что вы не знаете? (уч-ся формулируют ответ, начиная словами:«Я не знаю, я не умею». ФОРМУЛИРОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ, ПЛАНИРОВАНИЕ. Решение дидактической задачи: создание условий для формулировки цели урока и постановки учебных задач. Выслушиваются ответы детей после работы с карточкой, обобщаются и подводятся к выводу.Уч-ся делают вывод о том, что не знают, что такое краткие и полные прилагательные, не все могут определить роль прилагательного в предложении, кроме того, уточняется, что прилагательное является в предложении второстепенным членом. -что вы узнаете на уроке?(что такое краткие и полные прилагательные. Каким членом предложения может быть имя прилагательное) -какова тема урока?(роль прилагательного в предложении слайд №4) -я предлагаю вам самим открыть новое знание, чтобы в результате нашей совместной работы все ваши минусы стали плюсами! ОТКРЫТИЕ НОВОГО ЗНАНИЯ. Решение дидактической задачи: обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний, связей и отношений в объекте изучения. -из рассыпанных слов составьте два предложения (приложение №2) В, расцвел, лесу, цветок, красивый. В, красив, лесу, цветок. Красивый цветок расцвел в лесу. Красив цветок в лесу! -найдите прилагательные.Докажите это.(красив, красивый, так, как они отвечают на вопросы каков? Какой? и обозначают признак цветка. -что заметили интересного?(прилагательные-это разные формы одного и того же слова, т.к. основы одинаковые, а окончания разные.Прилагательное «красив» короче. В русском языке есть две формы прилагательного: полная и краткая.(уч-ся делают вывод о том, что прилагательное, отвечающее на вопрос «какой?»полное, «каков?»-краткое. Открывается кластер(приложение №3) Имя прилагательное Какой? каков? Полное краткое -определим, каким членом предложения являются наши прилагательные. Какие у вас есть предположения? -прилагательные являются второстепенными членами предложения-это нам известно. Выполните разбор предложения В лесу расцвел красивый цветок. Уч-ся убеждаются в том, что прилагательное второстепенный член предложения. -найдите грамматическую основу в предложении Красив цветок в лесу! -уч-ся убеждаются, что в этом предложении прилагательное-главный членсказуемое. СДЕЛАЙТЕ ВЫВОД.(полное прилагательное является второстепенным членом, а краткое-главным-сказуемым). Имя прилагательное Какой? каков? Полное краткое Второстепенный член главный член? -какой остался вопрос? сказуемое -как называется этот второстепенный член предложения? -чтобы это выяснить, узнайте предмет по признакам, которые я назову: красное, круглое, сочное, ароматное, сладкое. -это яблоко.(открыть слайд №5) -какой признак яблока определяет прилагательное КРАСНОЕ? КРУГЛОЕ? СОЧНОЕ? АРОМАТНОЕ? СЛАДКОЕ? Цвет Форму Сочность Запах Вкус -Значит, ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ О П Р Е Д Е Л Я Е Т признак предмета! -как можно назвать член предложения, который определяет признак предмета? ОПРЕДЕЛЕНИЕМ. Имя прилагательное Какой? каков? Полное краткое Второстепенный член главный член Определение сказуемое ПРИМЕНЕНИЕ НОВОГО ЗНАНИЯ. Решение дидактических задач: 1.Установление правильности и осознанности усовения учебного материала, выявление пробелов, неверных представлений, их коррекция. 2.Выявление качества и уровня овладения знаниями. -Вы узнали, каким членами предложения являются прилагательные? (с опорой на кластер уч-ся проговаривают новое знание). -что нужно, чтобы закрепить новое знание? Упражняться в определении прилагательных как членов предложения.(слайды №6-8). УПРАЖНЕНИЕ №1 (приложение №4) -найдите в предложении имена прилагательные. Определите, каким членом предложения они являются. Работаем в группах. Солнце льет на землю теплые лучи. Воздух прозрачен и свеж. В лесу звучат птичьи голоса. Уч-ся выполняют задания по шагам с самопроверкой по образцу. Кластер дополняется вопросом чей? Имя прилагательное Какой? чей? Полное Второстепенный член Определение Каков? краткое главный член сказуемое -вы узнали, какими членами предложения могут быть имена прилагательные, умеете находить их и определять. Зная и умея, можно что делать? -ПРИМЕНЯТЬ! УПРАЖНЕНИЕ №2.(приложение №4) Вставьте недостающие члены предложения. Скользят по небу(какие?)……….облака. Чуть колышет ветви деревьев (какой?)…..ветерок. Березы распустили свои(какие?)……листочки. На земле видны(чьи?)…следы. (сказуемое) …….первые цветы. Уч-ся выполняют задание самостоятельно, пользуясь активным словарем.Затем делают взаимопроверку в группах.Если есть ошибки, исправляют их, объясняя друг другу. -предлагаю заполнить карточку «Я знаю, я могу» во второй графе-в конце урока(слайд№10) Каждый ребенок работает со своей карточкой и таким образом, определяет свое новое знание и умение. -надеюсь, все вопросы или минусы стали плюсами? ПРИМЕНЕНИЕ НОВОГО ЗНАНИЯ В ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. Решение дидактической задачи: обеспечение усвоения новых знаний и способов действий на уровне применения в измененной ситуации. -я предлагаю вам прочитать рассказ о нашем родном крае-Урале. Наш край красив и необычен!(слайд №12)Здесь с вершин уральских гор текут реки.На многие дали раскинулись просторы лесов и тайги. Зима на Урале холодная.Здесь можно увидеть деревья и кустарники, которые переливаются серебром инея.В лесах и тайге водятся звери и птицы.Это лоси, волки, глухари. На болотах краснеет клюква. В лесах можно собрать корзину грибов. На Урале живут люди. Они знают, что такое терпение, дружба и сдержанность.Наша уральская земля-хорошая! -уч-ся знакомятся с текстом и приходят к выводу, что текст неудачен потому, что в нем очень мало прилагательных, которые могли бы более полно раскрыть красоты нашего края. -что надо сделать? (вставить в текст необходимые определения, вы их можете найти в подсказках, если будете затрудняться). Дети работают в группах. -давайте прочитаем, что у нас получилось(от каждой группы представитель зачитывает коллективную работу, на экране появляется весь текст, можно его озаглавить, если время позволит) РЕФЛЕКСИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. Решение дидактических задач: 1.Анализ и оценка успешности достижения цели. 2.Выявление качества и уровня овладения знаниями. -удалось ли вам описать красоту и необычность Уральского края? -что вам помогло в работе?(слайд №17) ДЕТИ ОТВЕЧАЮТ,что имена прилагательные делают нашу речь красочной, образной, яркой, выразительной, красивой помогают лучше представить предметы и явления! ВОПРОСЫ ДЛЯ РЕФЛЕКСИИ: Итак, вы убедились, что имена прилагательные бывают: полной и краткой формы, в предложении являются второстепенным и главным членом предложения –сказуемым и определением. -я думаю, что вы убедились в том, что вы талантливые и умные дети.Надо только научиться правильно применять свои знания. Успехов вам в достижении своих целей! Спасибо за урок! (слайд №18)

Похожие статьи