Заполнение путевых листов. Обработка путевых листов Таксировка путевых листов пассажирского транспорта

Перевозка грузов автомобильным транспортом независимо от его принадлежности осуществляется только при наличии оформленной документации: товарно-транспортных накладных (ТТН) и путевых листов (форма утверждена согласно "Инструкции о порядке расчетов за перевозки грузов автомобильным транспортом" от 30.11.83 г.).

Перевозка грузов в городском, пригородном и междугородном сообщениях осуществляется по товарно-транспортной накладной формы №1-т, а в междугородном сообщении с участием грузовых автомобильных станций (ГАС) или других аналогичных предприятий автомобильного транспорта общего пользования -- №2-тм.

Товарно-транспортные накладные являются документом строгой отчетности, изготавливаются типографским способом и должны иметь учетную серию и номер, однозначный для всех экземпляров. Они составляются грузоотправителем (форма №2-тм -- автомобильным транспортным органом) на каждую ездку автомобиля для каждого грузополучателя в отдельности с обязательным заполнением всех реквизитов, необходимых для полноты и правильности расчетов за работу автомобильного транспорта.

Товарно-транспортные накладные оформляются независимо от условий оплаты, за исключением перевозок грузов, по которым не ведется складской учет и не организован учет путем взвешивания, геодезического замера, а также при использовании автомобилей для обслуживания линий связи и электропередач, нефтегазопроводов, киносъемок, на перевозках почты и периодической печати, при научно-изыскательских, геологических работах, сборе вторичного сырья предприятиями и организациями.

Если в разделе "Сведения о грузе" формы №1-т нельзя перечислить все наименования и характеристики отпускаемых товарно-материальных ценностей к ТТН (к форме №2-тм во всех случаях) прилагаются специализированные формы (товарная накладная или др.), утвержденные в установленном порядке, по которым производится списание груза у грузоотправителя и оприходование его у грузополучателя, а также складской, оперативный и бухгалтерский учет. В этих случаях в накладной указывается, что к ней приложена специализированная форма, без которой ТТН считается недействительной.

Перевозка однородных грузов на одно и то же расстояние при условии обеспечения их сохранности может оформляться ТТН суммарно на всю работу, выполненную автомобилем в течение смены. При оформлении промежуточных ездок грузоотправитель выдает водителю талон на каждую отдельную ездку, который действителен только на день выдачи и заполняется в трех экземплярах: первый -- грузоотправителю, второй -- водителю, а третий -- грузополучателю. При перевозке грузов нетоварного характера третий экземпляр талона можно не выписывать. При последней ездке грузоотправитель оформляет ТТН на весь объем перевезенного груза, а ранее выданные талоны уничтожаются. Реквизиты талона устанавливаются по согласованию между АТП (организацией), грузоотправителем (грузополучателем) и должны отражать объемы перевозимого груза, время работы и простоя автомобиля по каждой ездке и другие показатели, необходимые для последующего внесения их в ТТН.

Если груз перевозится аккордно группой автомобилей, то по согласованию сторон заказчик может оформлять ТТН на всю выполненную работу не реже двух раз в месяц без выдачи водителям талонов (работа водителей учитывается автотранспортным предприятием).

Основным первичным документом учета работы грузового автомобиля является путевой лист. Это документ строгой отчетности, изготовленный типографским способом и имеющий учетную серию и типографский номер (формы №4-с, 4-п и 4-м). Выпуск автомобиля на линию без путевого листа соответствующей формы запрещен.

Грузоотправители (грузополучатели), автотранспортные предприятия и организации должны не реже одного раза в квартал сверять данные о фактически перевезенном объеме груза и расстояния перевозки с предъявленными к оплате. Грузоотправители (грузополучатели) несут ответственность за достоверность данных о массе груза и числе грузовых мест, указанных в ТТН, а АТП (организации) -- за точность расстояния перевозок и тарифного класса груза. Сверки выполняются по графикам, утвержденным АТП (организацией) по согласованию с грузоотправителями (грузополучателями). Результаты оформляются актом установленной формы.

Суммы излишков, полученные АТП в результате приписок при перевозке грузов, перечисляются в пятидневный срок со дня подписания акта в доход союзного бюджета. При неправильном указании в товарно-транспортных документах расстояния перевозки и класса перевозимого груза излишне полученную провозную плату возвращают грузоотправителю (грузополучателю), а предприятия (грузоотправители и грузополучатели), неправильно указавшие массу груза и число грузовых мест, возмещают АТП излишне выплаченные в связи с этим заработную плату, премии и стоимость списанных горюче-смазочных материалов.

О фактах выявленных приписок участники сверки обязаны сообщить вышестоящим организациям, а также органам ЦСУ СССР и внести соответствующие изменения в отчетность по выполнению объема перевозок грузов, прибыли и другим технико-экономическим показателям. За неправильное оформление товарно-транспортных документов, повлекшее за собой приписки невыполненных объемов перевозок, ответственные работники и должностные лица лишаются на срок до одного года всех видов премий и вознаграждений по итогам работы за год. Работники, виновные в причинении предприятию ущерба в результате приписки невыполненного объема работ по перевозке грузов, возмещают его в порядке, установленном действующим законодательством.

Товарно-транспортная накладная выписывается грузоотправителем в четырех экземплярах: первый остается у грузоотправителя и предназначается для списания товарно-материальных ценностей, второй, третий и четвертый, заверенные подписями и печатями (штампами) грузотправителя и подписью водителя, вручаются последнему. После перемещения груза второй экземпляр накладной предназначается для оприходования товарно-материальных ценностей у грузополучателя, третий и четвертый, заверенные подписями и печатями (штампами) грузополучателя, сдаются АТП (организации). Третий экземпляр накладной служит основанием для расчетов (прилагается к счету за перевозку плательщику-заказчику автомобильного транспорта), а четвертый -- для учета транспортной работы и начисления заработной платы водителю (прилагается к путевому листу).

При перевозке грузов в междугородном сообщении предприятие (организация) автомобильного транспорта общего пользования, на которое возложена организация этих перевозок, выписывает товарно-транспортную накладную формы №2-тм в пяти экземплярах (реквизиты заголовочной части заполняются на основании заявки или разового заказа на перевозку груза и путевого листа формы №4-м). Пятый экземпляр остается на предприятии автомобильного транспорта, оформившего перевозку.

Грузоотправитель при необходимости может выписывать дополнительные экземпляры накладной (количество устанавливается вышестоящей организацией).

Для грузов нетоварного характера, по которым не ведется складской учет путем замера, взвешивания, геодезического замера, товарно-транспортные накладные заполняются в трех экземплярах: первый и второй передаются АТП (организации). Первый экземпляр служит основанием для расчетов с грузоотправителем и прилагается к счету, второй -- для учета транспортной работы и прилагается к путевому листу; третий -- для учета выполненных объемов перевозок и остается у грузоотправителя.

До прибытия автомобиля грузоотправитель под копировальную бумагу обязан: в заголовочной части ТТН формы №1-т указать дату ее выписки; заполнить строки "Заказчик (плательщик)", "Грузоотправитель", "Грузополучатель", "Пункт погрузки", "Пункт разгрузки"; в разделе "Сведения о грузе" заполнить графы 1--7; заполнить прилагаемые специализированные формы (к форме №2-тм обязательно и №1-т при необходимости) и строку "Отпуск разрешил". Ответственное лицо подписью в последней строке удостоверяет правильность сделанных записей и разрешает произвести отправку груза грузополучателю.

После прибытия автомобиля и погрузки товарно-материальных ценностей грузоотправитель обязан: заполнить в заголовочной части ТТН формы №1-т на основе предъявленного путевого листа строки "Автомобиль", "Прицеп", "Автопредприятие", "К путевому листу №"Водитель"; строки, отражающие прием-сдачу груза, и "Транспортные услуги"; в разделе "Сведения о грузе" -- графы 8--11 и 14 (масса груза указывается с точностью до 0,01 т), а также графу "Количество ездок, заездов"; в разделе "Погрузочно-разгрузочные операции" -- графы 15, 16,18--23. Время в графах 18 и 19 проставляется с помощью штамп-часов, а при их отсутствии -- вручную.

Временем прибытия под погрузку считается момент предъявления водителем путевого листа у въездных ворот или контрольно-пропускного пункта либо лицу, ответственному за отгрузку товара организации-грузоотправителя. Время убытия автомобиля из-под погрузки -- момент подписания и передачи ТТН водителю лицом, ответственным за отгрузку товара. Если в одной ездке груз отгружается по нескольким ТТН, то время прибытия под погрузку записывается в первой из них, время убытия из-под погрузки -- в последней, а в остальных накладных в соответствующих графах ставятся прочерки. При перевозке груза по талонам и оформлении работы одной ТТН в графе 18 записывается время прибытия под погрузку в первом рейсе (ездке), в графе 19 -- время убытия от грузоотправителя после ее оформления, а в графе 20-- суммарное время простоя автомобиля под погрузкой и разгрузкой по всем оформленным талонам; в графах 21, 22 ("Дополнительные операции") -- выполненные при погрузке груза дополнительные операции (взвешивание, анализ, пересчет и т.д.) с указанием числа по каждой из них и времени на их выполнение.

В пути следования при переадресовке груза реквизиты в строках "Грузополучатель" и "Пункт разгрузки" зачеркивают так, чтобы их можно было прочитать, а в строке "Переадресовка" проставляют реквизиты нового грузополучателя во всех трех находящихся у водителя экземплярах ТТН. Записи по переадресовке удостоверяются подписью водителя или представителя АТП. В случае перегрузки груза в пути следования на другой автомобиль в строках "Автопредприятие", "Водитель" и "Автомобиль" прежние реквизиты зачеркивают так, чтобы их можно было прочитать, и записывают новые.

Исправление заверяют подписью работника, руководящего перегрузкой.

Факт передачи груза от одного водителя-экспедитора другому удостоверяют актом установленной формы и делают соответствующую отметку в строке "Отметка о составленных актах". При составлении актов, относящихся к данной отправке, в графе "Отметка о составленных актах" записывают его номер и дату (например, "О недостаче мест", "О нарушении пломбы" и т.п.).

После доставки груза грузополучатель обязан заполнить раздел "Погрузочно-разгрузочные работы" по строке "Разгр." и строку "Транспортные услуги", как и грузоотправитель. Разгрузка считается оконченной после вручения водителю оформленной ТТН. Сдается груз грузополучателю в таком же порядке, в каком был принят у грузоотправителя. При перевозке грузов нетоварного характера в форме №1-т графы 1,2 и 4--10 не заполняются, все записи подтверждаются подписью грузоотправителя в строке "К перевозке сдал" и подписью водителя в строке "Принял водитель-экспедитор".

После сдачи водителем по окончании работы правильно оформленных ТТН (третий и четвертый экземпляры) работник АТП заполняет в заголовочной части "Код заказчика", "Маршрут №", "Тар. №" (гаражные номера прицепов), "Вид перевозки" (например, сдельный тариф, повременный тариф, покилометровый тариф, оплата за ездку, работа по групповому акту замера (взвешивания), бригадному подряду, системе тяговых плеч, централизованные перевозки, сборно-развозочные маршруты, маневровые тягачи, попутная загрузка, завоз-вывоз" с железнодорожных станций и т.п.). В разделе "Сведения о грузе" в графах 12, 13 записываются код и класс груза, а в разделе "Прочие сведения" в графах 24, 28 - расстояние перевозки груза с разбивкой по группам дорог, в графе 29 - код экспедирования груза, 30 и 31 -коды оказанных транспортных услуг или суммы, причитающиеся с заказчика водителю за оказанные транспортные услуги, 32 и 33 -- поправочные коэффициенты к зарплате водителя (для изменения расценок водителю в соответствии с условиями перевозок согласно положениям) и к основному тарифу (для изменения основного тарифа в случаях, предусмотренных "Едиными тарифами"); в разделах "Расчет стоимости" и "Таксировка" производится расчет стоимости автоуслуг и зарплаты водителю по данной ТТН.

Путевой лист формы № 4-с применяется при перевозке грузов на условиях * оплаты работы автомобиля по сдельным расценкам, №4-п на условиях оплаты работы по повременным тарифам и №4-м -- при перевозках грузов в междугородном сообщении. Бланки путевых листов с типографской нумерацией (как документов строгой отчетности) изготовляются по заказам министерств, ведомств и других организаций Госкомиздатом СССР, а формы №4-м -- по заказам органов управления автомобильным транспортом общего пользования союзных республик.

Путевые листы №4-с, 4-п, оформленные в соответствии с инструкцией, выдаются водителю под расписку на один рабочий день (смену) при условии сдачи путевого листа за предыдущий день. При междугородных перевозках длительностью более суток путевые листы формы №4-м выписываются на больший срок. Документ должен иметь штамп и печать организации, которой принадлежит автомобиль.

Путевой лист формы №4-с содержит заголовочную часть, разделы "Работа водителя и автомобиля", "Движение горючего", "Задание водителю", "Последовательность выполнения задания", "Простои на линии", "Результаты работы автомобилей и прицепов", "Зарплата", а также строки "Особые отметки", "Таксировка", о сдаче и приеме автомобиля и ТТН, о выдаче задания водителю и состоянии его здоровья. В путевом листе формы №4-п вместо раздела "Последовательность выполнения задания" имеются разделы "Талон заказчика", "Расчет стоимости" и "Маршрут движения", а в №4-м в отличие от формы №4-с дополнительно предусмотрен раздел "Прохождение контрольного пункта (УТЭП, КДП, ГАС) ".

Заполнять путевой лист водителю запрещено. Исключение составляют подписи, удостоверяющие прием автомобиля (при выезде) и сдачу (при возврате) автомобиля и ТТН.

До выдачи путевого листа водителю диспетчер АТП заполняет его в следующем порядке: на лицевой части под названием документа записывает дату выдачи (число, месяц, год); в строке "Режим работы" -- код или наименование режима работы (работа в будние дни, командировка, суммированный учет рабочего времени, ежедневный его учет, работа в выходной, праздничный или в день субботника, по графику или вне графика и т.д.), в соответствии с которым производится начисление заработной платы водителю; в строке "Колонна, бригада" записывает номера колонны и бригады, в составе которых числятся автомобиль и водитель; в строке "Автомобиль" -- марку, тип, государственный и гаражный номера автомобиля; в строке "Водитель" -- фамилию, инициалы, номер служебного удостоверения и класс водителя; в строке "Табельный номер" -- номер, присвоенный водителю на АТП; в строках "Прицепы" -- марки, государственные и гаражные номера прицепов и полуприцепов, выпускаемых на линию с автомобилем (номера обменных прицепов и полуприцепов записывают по этим строкам в местах их перецепки); в строке "Сопровождающие лица" -- фамилии и инициалы лиц, сопровождающих автомобиль для выполнения задания (грузчики, экспедиторы, стажер и т.д.); в разделе "Работа водителя и автомобиля" в графах 2 и 3 -- время (ч, мин) выезда и возвращения автомобиля по графику; в разделе "Задание водителю" заполняет графу 16 "В чье распоряжение", графу 17 "Время прибытия" (ч, мин) (указывают время прибытия к заказчику согласно заказу, заявке или графику работы), графы 18 "Откуда взять груз" и 19 "Куда доставить груз" (адреса пунктов погрузки и разгрузки), графу 20 "Наименование груза", графу 21 "Количество ездок с грузом", графу 22 "Расстояние, км" -расстояние перевозок грузов (определяют по данным дорожных органов, или по карте района, города при помощи курвиметра, или по списку расстояний, составленному на основании актов замера, или по показаниям спидометра автомобиля при сезонных перевозках, зафиксированным актом автомобильного транспортного предприятия или организации и заказчика), графу "Перевезти тонн".

Изменять задания, указанные в разделе "Задание водителю", имеет право АТП и только в исключительных случаях -- заказчик по согласованию с АТП с соответствующей записью в строках "Особые отметки". В этих же строках записывают случаи использования автомобиля по специальному назначению (органами милиции, врачами и т.д.).

На лицевой стороне путевого листа в строке "Выдать топливо" прописью указывают количество топлива, необходимое к выдаче для выполнения задания с учетом остатка от предыдущего дня работы. В строке "Подпись диспетчера" диспетчер удостоверяет правильность заполненных им реквизитов путевого листа и наличие у водителя служебного удостоверения.

После выдачи путевого листа водителю до выезда из гаража в разделе "Движение топлива" в графах 7, 9 и в соответствующих строках заправщик, техник по горюче-смазочным материалам (ГСМ) или уполномоченное лицо записывает объем выданного топлива или серии и номера талонов на топливо и удостоверяет подписью; на лицевой стороне при осуществлении предрейсового медицинского осмотра подписью и штампом удостоверяется допуск к управлению автомобилем по состоянию здоровья; в разделе "Работа водителя и автомобиля" (графа 5 "Показания спидометра") механик контрольно-пропускного пункта (КПП) или отдела технического контроля (ОТК) записывает показания спидометра при выезде автомобиля на линию, а в графе 6 "Время фактическое" (число, месяц, ч, мин) штамп-часами проставляет фактическое время выезда автомобиля из гаража (в случае неисправности штамп-часов или их отсутствии время записывается вручную -- число, месяц, ч, мин). Механик КПП или ОТК в разделе "Движение топлива" в графе 10 "Остаток при выезде" записывает объем топлива, находящегося в баках автомобиля при выезде, и удостоверяет подписью, в строке "Выезд разрешен, подпись механика" подписывает передачу автомобиля водителю в технически исправном состоянии и разрешение на выезд из гаража. В строке "Автомобиль принял, подп. водителя" водитель расписывается о приемке автомобиля в технически исправном состоянии и получении задания.

Заполнение путевого листа на линии производится в такой последовательности: в разделе "Последовательность выполнения задания" формы №4-с грузоотправитель заполняет графу 24 "Номера ездок", графу 25 "Номера приложенных товарно-транспортных накладных" (номера ТТН разносятся по ездкам), в графе 26 "Время прибытия" (ч, мин) проставляют время предъявления водителем автомобиля путевого листа у въездных ворот или на контрольно-пропускном пункте места погрузки или разгрузки (если въездных ворот или контрольно-пропускного пункта нет, графу не заполняют, а время прибытия и убытия по пунктам проставляют в ТТН), графу 27 "Подпись и печать грузоотправителя", в графе 28 "Отметки автопредприятия" АТП отражают при необходимости дополнительные учетные показатели работы автомобиля и прицепа; в разделе "Простои на линии" работником службы технической помощи в соответствующих графах 29 "Наименование", 31 "Начало", 32 "Окончание" и 33 "Подпись отв. лица" записывают причину, время простоя и удостоверяют подписью; на лицевой стороне в строках, "Особые отметки" проставляют сведения, не предусмотренные формой путевого листа (отметки органов Госавтоинспекции, заказчиков при отказе от загрузки автомобиля, дорожных служб и т.п.).

При возвращении автомобиля в гараж в путевом листе в разделе "Работа водителя и автомобиля" в графе 6 механик КПП или ОТК записывает или проставляет штамп-часами фактическое время возвращения автомобиля в гараж (число, месяц, ч, мин), в графе 5 - показания спидометра; в разделе "Движение топлива" механик КПП или ОТК заполняет графу 11 "Остаток при возврате" и удостоверяет подписью, заправщик, техник по ГСМ или уполномоченное на то лицо при сдаче водителем талонов на ГСМ заполняет графу 12 "Сдано" и удостоверяет подписью; в строке "Сдал водитель" водитель подписывается о сдаче автомобиля механику КПП или ОТК в технически исправном (неисправном) состоянии. Механик КПП или ОТК в строке "Принял механик" подписью удостоверяет правильность заполнения граф 5 и 6 строки "Возвращение в гараж" раздела "Работа водителя и автомобиля" и прием автомобиля от водителя в технически исправном (неисправном) состоянии.

После сдачи водителем путевого листа диспетчер или другое уполномоченное лицо выполняет следующую работу: в разделе "Работа водителя и автомобиля" в графе 4 "Нулевой пробег, км" по таблице расстояний записывает расстояние от гаража до первого пункта погрузки и от последнего места разгрузки до гаража; в разделе "Движение топлива" в графе 13 "Коэффициент изменения нормы" -- общий на весь день работы автомобиля коэффициент изменения нормы расхода топлива; в графах 14 "Время работы спецоборудования" и 15 "Время работы двигателя" на основании соответствующих данных в приложенных ТТН -- время работы спецоборудования и дополнительное время работы двигателя в особых условиях эксплуатации (эти реквизиты необходимы для определения дополнительной нормы расхода топлива, правильность их заполнения диспетчер заверяет подписью под соответствующими графами); в разделе "Последовательность выполнения задания" в графе 24 указывает количество ездок, а в строке "ТТН в количестве" -- сданных ТТН. За последние водитель расписывается в строке "Сдал водитель", а диспетчер -- в строке "Принял диспетчер".

В путевом листе формы №4-п в разделе "Задание водителю" в графе 16 "В чье распоряжение" на основании заявки или разового заказа диспетчер проставляет наименование и адрес заказчика, в распоряжение которого должен прибыть автомобиль, в графах 17 и 18 -- плановое время прибытия и убытия, в графе 19 -- плановое количество часов работы и в графе 20 -- число ездок по плану. Путевой лист №4-п имеет отрывной талон заказчика, который является основанием для предъявления со стороны АТП счета на оплату транспортных услуг и прилагается к нему. Кроме заполнения отрывного "Талона заказчика", клиент в разделе "Выполнение задания" записывает маршруты движения по каждой ездке и удостоверяет подписью.

В путевом листе формы №4-м в разделе "Прохождение контрольного пункта (УТЭП, КДП, ГАС)" диспетчер АТП в графе 27 указывает наименование контрольного пункта, пункта отдыха й ночлега, через которые должен следовать автомобиль, а также УТЭП, КДП ГАС, на которых водитель получает загрузку, в графе 28.1 - дату и время их прохождения по графику; в графе 28.2 диспетчер УТЭП, КДП и ГАС записывает фактическое время и дату прохождения контрольного пункта, пунктов отдыха и ночлега, затем устанавливает отклонение от графика и записывает его в графе 28.3 "Отклонение", а в графе 28.4 расписывается и ставит штамп.

Обрабатывают товарно-транспортные накладные и путевые листы на ЭВМ и ручным способом. Предварительная обработка заключается в кодировании информации, подготовке и переносе ее на машинные носители.

Данные машинограмм, полученные с ЭВМ, можно в ТТН и путевые листы не переносить. В этом случае машинограммы должны содержать показатели, соответствующие утвержденным разделам "Расчет стоимости" ТТН и "Результат работы автомобиля и прицепов" путевого листа. Заработная плата водителю начисляется на основании данных таксировки всех товарно-транспортных накладных, приложенных к путевому листу.

Общие правила

В случае невыполнения рейса, путевой лист таксируется с указанием того, что происходило с водителем и ТС в период, когда рейс не был выполнен. Например, в случае поломки на линии и ожидания ремонтной бригады следует время ожидания таксировать как "Простой", а в ситуации, когда "вообще неизвестно, где этот водитель находился" - как "Отстой (неоплачиваемый"), и т.п. Что касается самих невыполненных рейсов, то они указываются в том же ПЛ параллельно с реальной работой с видом качества с типом "Не выполнено". Т.к. два рейса не могут начинаться в одно и то же время, то в случае совпадения времени начала невыполненного рейса и заменяющего его реального, следует начало невыполненного рейса указывать на минуту позже.

Есть две отдельные задачи учета невыполненных рейсов (срывов) - по работникам и по предприятию. Это разные данные, например водитель Иванов не выполнил 5 рейсов (опоздал), но эти 5 рейсов выполнил другой (резервный) водитель. В этом случае у Иванова 5 сорванных рейсов, а у предприятия нет сорванных рейсов. В Системе можно решать одну из двух или обе задачи.

Учет срывов по работникам

Для учета невыполненных рейсов с точки зрения работника достаточно отмечать в ПЛ регулярные невыполненные рейсы видом качества с типом "Не выполнено". В справочнике видов качества заводят один специальный вид, например, 002 "Срывы, вина водителя". Таксировать регулярные рейсы как невыполненные нужно, например, в целях учесть сорванные рейсы как "рейсы план" для премии за регулярность водителю, или в целях учесть план по выручке на сорванных рейсах для премии за выручку. Соответствующие настройки "в накопитель " должны быть в виде работы "на линии". Расчет плана по выручке для сорванных рейсов предоставляется по требованию.

Учет срывов по предприятию

Применяется при наличии на предприятии специального учета невыполнения рейсов с точки зрения предприятия, то есть рейсов не сделанных НИКЕМ. Обычно такой учет ежедневно ведут диспетчеры в журналах. Следует проделать подготовительную работу и таксировать путевые листы дополнительными рейсами. Необходимо подготовить:

  • Специальные виды работы по путевому листу , определяющие виды (группы) потерь, например: 80 Опоздание, 81 Простой, 82 Возврат, 83 Не закрыт выход. Состав может быть любой, но коды обязательно "8?".
  • Специальный фиктивный выход "Невыполненные рейсы" с рейсами для всех маршрутов с каждым из вышеперечисленных видов работы. Лучше сделать разные выходы - по одному на каждый маршрут.
  • В справочнике видов качества оформить виды, отражающие причины невыполнения рейсов (см. принципы кодирования видов качества).
  • В справочнике видов перевозок определить признак "Потери".

При таксировке ПЛ каждый случай невыполненных рейсов оформляется дополнительным рейсом из спецвыхода с видом качества, который отражает причину невыполнения рейса, при этом указывается количество невыполненных рейсов и их продолжительность.

Таксировка работы вне перевозок (резервы, ремонты, простои)

Вопрос, как разносить резервы, ремонты, простои по видам перевозок и маршрутам в отчетах, в частности в RwDst: Распределение заработной платы по ПЛ и в T2100: Отчет по ТЭП . Следует выбрать один из вариантов:

  1. По закрепленному маршруту. Оформить для каждого ТС закрепление за конкретным маршрутом . Оформить рейсы с ремонтами, резервами, простоями в фиктивных выходах по каждому маршруту. В отчетах эти работы отражаются по реальным маршрутам - по таким, как таксировано в ПЛ. При этом например, может быть, что ремонт ТС пройдет по маршруту 1 (по закрепленному маршруту), а фактически ТС работало по разным (или вообще по другим) маршрутам.
  2. По фактическому маршруту. Оформить маршруты как в предыдущем пункте. При наличии в ПЛ работы реального маршрута - таксировать ремонты, резервы, простои по этому маршруту (если есть переключения - тогда маршрут, где больше времени отработано). Если в ПЛ нет реального маршрута (целодневный ремонт, резерв, простой), таксировка на свое усмотрение.
  3. По закрепленному виду перевозок. Оформить в ТС закрепленные виды перевозок. Оформить несколько маршрутов по разным видам перевозок, например: "Ремонт город социальный", "Ремонт пригород социальный", "Ремонт город договорной", "Ремонт пригород договорной", "Ремонт хозтранспорт" и т.п. Аналогично и с резервами, простоями. При этом в отчетах выполнится распределение по реальным маршрутам с соответствующим видом перевозок пропорционально времени на маршрутных перевозкам. То есть "Ремонт город социальный" распределится на реальные маршруты с видом перевозок "Город социальный", "Ремонт пригород социальный" - на "Пригород социальный" и т.д.
  4. По фактическому виду перевозок. Оформить маршруты как в предыдущем пункте. При наличии в ПЛ работы реального маршрута - таксировать по виду перевозок этого маршрута (если есть переключения - тогда вид перевозок, где больше времени отработано). Если в ПЛ нет реального маршрута (целодневный ремонт, резерв, простой), таксировка на свое усмотрение.
  5. Одним маршрутом. Оформлять все ремонты, резервы, простои маршрутами с любым регулярным (то есть город, пригород, межгород и т.п.) видом перевозок. Распределение будет по всем реальным маршрутам, на которых работали ТС с такой маркой и такого подразделения (по сектору водителя). Вариант требует поддержки в программе, следует сообщить Разработчикам для настройки . Достоинства способа - простота таксировки, равномерное распределение по всем маршрутам. Распределение по всем маршрутам рационально, поскольку не зависит от работы конкретного ТС.

Сход с линии в ремонт

Возврат в парк оформить нулевым пробегом по маршруту, на котором работал водитель, обычно для этого используют специальные фиктивные выходы, предназначенные для работы вне расписания. Далее таксировать ремонт. Обычно различают ремонт с участием водителя и ремонт без участия водителя с разной оплатой рабочего времени для водителя. Продолжительность ремонта определяется временем, которое "подписано" водителю в качестве времени ремонта. Если далее водитель находится в резерве без ТС, или работает на другом ТС, то это должно быть отражено в другом ПЛ.

Типовые операции

Локальное меню в рейсах ПЛ

Добавление рейсов Стандартный выход Копирует полностью выход, указанный в шапке ПЛ, далее надо отразить отклонения от расписания. Из другого выхода Для переключений на другие выходы. Подбирает из указанного выхода рейсы, ближайшие ко времени окончания текущего рейса. Если текущий рейс не последний, то "вписывает" столько рейсов из указанного выхода, сколько укладывается в промежуток времени между текущим и следующим рейсом. Если ПЛ пустой (нет никаких рейсов), то выполняет "стандартный выход". Из другого маршрута, По тому же маршруту Для переключений на неизвестный выход. Подбирает выход по указанному маршруту, ближайший ко времени окончания текущего рейса. Если текущий рейс не последний, то "вписывает" столько рейсов из найденного выхода, сколько укладывается в промежуток времени между текущим и следующим рейсом. Удаление рейсов Удалить отмеченные рейсы Удалить рейсы до конца от текущего до последнего Внесение выручки, количества пассажиров и других показателей путевого листа Добавить показатель Добавляет новый показатель на текущий рейс. Показатели Открывает показатели текущего рейса для просмотра и модификаций (изменения, удаления, добавления). Прочее Разбить по одному рейсу, Разбить на оборотные рейсы, Собрать одинаковые рейсы. Поставить качество рейса - "не выполнен" для учета невыполненных (сорванных) рейсов. Обнуляет пробег по рейсу, ставит вид качества "Не выполнено" (предоставляет выбор, если в справочнике видов качества есть несколько видов "Не выполнено"), удаляет СКАД-отметки при наличии таковых. Контроль пробега по рейсам и спидометру показывает расхождение пробега и позволяет привести в соответствие пробег по рейсам - распределяет пробег по спидометру, указанный в путевом листе, на рейсы путевого листа пропорционально продолжительности рейсов или пробегу в рейсах, если пробег ненулевой. Оформить сход с возвратом в парк Помощь в определении рейса и собственно нулевого пробега от места схода до парка, когда рейс выполнен частично, и возврат в парк был не от конечной, а с любой промежуточной остановки.
Выполнять, стоя на рейсе (группе рейсов) схода, после которых нужен возврат в парк, выбрать остановку схода (время подсчитывается из межостановочной продолжительности из модификации) - выбрать вариант нулевого пробега (может быть более одного).
Как это работает: уменьшает пробег по текущему рейсу (пробег до остановки схода подсчитывается по межостановочным пробегам из модификации), вставляет нулевой пробег "от точки схода" до парка (новый рейс).
Для выполнения, необходимо предварительно завести отдельную остановку для парка и сообщить ее код разработчикам. Оформить рейс о работе вне перевозок Предназначено для таксировки целодневных и нецелодневных работ, например, ремонтов, резервов, простоев. Определить рейс в ПЛ - вставить или войти в редактирование нужного рейса - "F9". Подбирает код рейса по определенным правилам, например, соответствующий закрепленному за ТС маршруту или виду перевозок. Обычно выбирают правило по закрепленному виду перевозок. В этом случае необходимы отдельные маршруты "ремонт", "простой", "резерв" для всех имеющихся видов перевозок, например "ремонт город социальный", "ремонт пригород социальный", "ремонт город договорной", "ремонт пригород договорной" и т.п., оформить выход (можно один) с перечнем таких рейсов. Правила подбора рейсов и перечень видов работ следует предварительно сообщить разработчикам .

Локальное меню в "шапке" ПЛ

Отметить таксировку После таксировки в ПЛ иногда остаются проблемы, требующие решения (с топливом, выручкой и проч.). Если решить проблему немедленно невозможно, следует сохранить ПЛ в состоянии "Не таксирован" - все данные, введенные в ПЛ будут сохранены, статус ПЛ будет "2", он не будет обрабатываться. После решения проблемы необходимо завершить работу с ПЛ - выполнить внутри ПЛ "Отметить таксировку" и сохранить ПЛ уже в статусе "3".

Особенности ПЛ

Разрыв Признак наличия разрывного графика у водителя (и только у водителя, у доп. персонала есть свои собственные признаки для разрыва). За разрыв будет начислена соответствующая доплата, если она предусмотрена положением по оплате. Обычно, разрывным считается график, когда суммарное нерабочее время за смену превышает 2 часа. Изначально признак копируется из стандартного выхода. Подлежит ручной корректировке, когда фактическая работа водителя не совпадает со стандартным выходом. Например, график считается разрывным, но водитель сошел с линии в ремонт (резерв, и т. п.) и неоплачиваемое время стало менее 2-х часов, то есть по факту разрыва нет, тогда в этом ПЛ следует снять признак наличия разрыва. И наоборот - разрыв может возникнуть, хотя в стандартном выходе он и не предусмотрен. Система контролирует в каждом ПЛ правильность наличия разрыва и предупреждает, когда разрыв требует корректировки. Таксировщик должен при надобности корректировать признак разрыва.

Особые случаи

Акт разрыва цепочки

На ПЛ, где требуется изменение показаний, "F9 - Акт о разрыве цепочки". При этом автоматически создается новый ПЛ со специальным выходом для фиксации разрыва, который предварительно следует оформить и сообщить код выхода и его рейсов разработчикам . Таксировать такой ПЛ просто - только отметить таксировку. Оформление выхода: новый специальный маршрут "Фиксация разрыва цепочки", код любой, вид перевозок и режим работы - произвольно (значения не имеют), две модификации "Бак" и "Спидометр" без пробега. Новый фиктивный выход, два рейса с указанными модификациями, вид работы "Отстой" (с характером "----") продолжительностью 1 минута каждый.

Корректировка цепочки

На ПЛ "F9-Корректировка цепочки".

Изменение расписания задним числом

Если необходимо ввести новую версию выхода с даты, после которой в путевых листах старая версия уже применяется, следует проделать следующее.

  1. Оформить новый класс выхода (временно)
  2. Оформить новую версию выхода с требуемой даты, указать в нём класс выхода из п.1.
  3. Все ПЛ, начиная с требуемой даты, где использовалась старая версия выхода (указана в шапке ПЛ, использованы рейсы) исправить применения на новые версии: Принятые и таксированные ПЛ - перетаксировать ПЛ (удалить рейсы старой версии выхода, исправить выход в шапке ПЛ, оттаксировать ПЛ с рейсами новой версии выхода) Выданные ПЛ - исправить после приема Разнаряженные ПЛ - исправить выход в редактировании разнарядки
  4. Закрыть старую версию выхода.
  5. В новой версии выхода изменить класс выхода на правильный.
  6. Удалить временный класс выхода, созданный в п. 1.

План по выручке равный фактической выручке

Устанавливается на рейсы ПЛ, поскольку иногда требуется план = факт только на часть ПЛ. Для любого из рейсов, подлежащих установке план = факт выполнить "F9-добавить Показатель" - добавить специальный показатель ПЛ "План=факт", в значении указать 1. Если надо установить план = факт на весь путевой лист, то выполнить, стоя на показателе, "F9-Копировать показатель на все рейсы". Если на часть путевого листа - добавить показатель для нужных рейсов.

Таксировка ПЛ с проблемами по топливу

Ненулевой расход топлива при нулевой норме

Неаккуратное ведение остатков и/или манипуляции с экономией/пережогом топлива Необходимо принудительно изменить остатки на выезде и/или возврате - корректировка цепочки или . Заправка, оформленная не в целых литрах, по ПЛ, по которому нет никакой работы Добавить дополнительный рейс c нулевым пробегом минимально возможной величины и на минимальное (1 минута) время. Остатки правильные, норма действительно равна нулю - необходимо зафиксировать пережег Добавить дополнительный рейс c нулевым пробегом минимально возможной величины и на минимальное (1 минута) время. Ошибка в расчете нормы топлива (норма ошибочно принимается равной нулю) Привести в порядок справочные данные или сообщить Разработчику об ошибке в АвтоПарк.

Ненулевая норма топлива при нулевом расходе

Ситуация может возникнуть по разным причинам:

Неаккуратное ведение остатков и/или манипуляции с экономией/пережогом топлива Необходимо принудительно изменить остатки на выезде и/или возврате. Расход топлива по ПЛ меньше одного литра - "проехал до АЗС (или покатался по территории) пару километров и все" Следует уменьшить остаток при возврате на один литр. Ошибка в расчете нормы топлива (норма ошибочно принимается не равной нулю) Привести в порядок справочные данные или сообщить Разработчику об ошибке в АвтоПарк.

Резерв (простой) кондуктора без водителя

Нахождение кондукторов в резерве (простое) без водителя, например, в ожидании пока ТС отремонтируют, таксируются специальным путевым листом, в котором: фиктивный водитель , фиктивное ТС (оформляется в списке ТС с гаражным 0000), специальный выход "Резерв кондукторов" ("Простой кондуктора") (занаряжаемый, со специальным классом выхода "Резерв кондукторов" с назначением "Резерв кондукторов"). Путевой лист оформляется один на день (если есть случаи резерва / простоя) и в нем таксируются в дополнительном персонале все кондукторы с резервами (простоями) (время начала и окончания у каждого кондуктора по реальным данным, то есть могут перекрываться у нескольких кондукторов).

ПЛ выдан до окончания диспетчерских суток, но после полуночи

Следует в самое "начало" проблемного ПЛ ввести отстой (обед и т. п., где вид работы вид работы с характером "----"), который переваливает за полночь. Например, отстой с 23:59 до 00:30, где 00:30 - начало работы по ПЛ. Без этого рейса будет проблема "Время начала путевого листа нарушает цепочку".

Работа с выходного

Применяется, если нужна доплата за работу в выходной. Отражается во всех ПЛ работника за эту дату (обратите внимание, во всех ПЛ за дату, а не в каком-то одном отметили, и достаточно). Иначе при обработке ПЛ будет сообщение о неудачной модификации табеля.

ПЛ для отражения начальных остатков по топливу

Оформляется в том случае, если для отражения начальных остатков топлива в баке нет подходящего по дате ПЛ. Водитель фиктивный, выход - любой "хозяйственный", в котором есть рейс "Отстой" ("Обед" и тому подобное) с непроизводственным видом работы (характер "----" нужен обязательно, чтобы в отчете по ТЭП и других не прошла работа).

) ПЛ, оформленном только в целях сдачи топлива: указать "Сдано" - остаток топлива в баке, ПЛ обработать. Гаражный после этого можно списывать (оформлять выбытие). В отчетах по топливу сданное топливо так и пройдет - как "сдано".

Время начала путевого листа нарушает цепочку

Проблема возникает при таксировке при наличии у ТС двух и более ПЛ в одну дату. Означает, что при таксировке изменяется порядок следования ПЛ друг за другом по сравнению с порядком выдачи ПЛ диспетчером. Причиной может быть ошибки диспетчера при выдаче ПЛ или ошибки таксировки. Ошибки диспетчера следует исправить в "F9 - Корректировка цепочки" - установить правильное время начала работы по ПЛ и оттаксировать ПЛ.

Не работает устройство АСКП

Применяется в отдельных ПЛ, когда устройство автоматизированной системы контроля проезда (АСКП) должно работать, но временно не работает (сломано, выключено и т. п.). Отметка устанавливается на рейсы ПЛ, поскольку иногда требуется только на часть ПЛ, это специальный показатель ПЛ "Не работает АСКП" со значением 1. Если надо установить на весь путевой лист, то оформить для любого из рейсов, подлежащих отметке, и выполнить "Копировать показатель на все рейсы". Для снятия отметки необходимо удалить показатель, или указать нулевое значение.

На ТС прогревали двигатель

Для таксировки прогрева должен быть оформлен рейс с видом работы по ПЛ "Прогрев".
Оформление вида работы: Характер "---", пробег "нет", доходы "нет". Коэффициенты расхода топлива - на прогрев 1.000, остальные 0.000. Оплата водителю по виду работы: качество Выполнено, Метод 9000 (пустой).

При прогреве двигателей ТС в морозы должна составляться ведомость прогрева, в которой указывается по каждому ТС, сколько часов оно прогревалось. Каждую запись из этой ведомости следует таксировать рейсом с прогревом перед нулевым пробегом в ПЛ данного ТС, либо в отдельном ПЛ на это ТС и фиктивного водителя.

Без выезда

ПЛ без выезда (водитель не явился, не допущен к работе и т. п.) следует таксировать специально оформленным для этого рейсом (выходом) "Без выезда". Рейс должен быть оформлен с таким видом работы: характер "---", пробег "нет", доходы "нет", коэффициенты расхода топлива все нулевые, методы оплаты пустые, в табель ничего. Обычно такой вид работы применяют для перерывов в работе (отстоев, обедов). В отчетность по ТЭП и прочие отчеты такие часы не входят. При этом никакую информацию в "шапке" путевого листа, то есть информацию из наряда, не следует менять ни в коем случае. Только таксировать рейс "без выезда". Можно снять табель и оплату персоналу. Дополнительный персонал (если он есть) можно удалить, но не обязательно. Следует убедиться, что нет ни начислений, ни времени в табель.

Ремонт, техобслуживание в сторонней организации

Особенность заключается в том, что в табеле парка должен отражаться "ремонт". Рейс следует таксировать специальным видом работы: характер "ремонты", пробег "нулевой, доходы "нет".

Если в учреждении эксплуатируются транспортные средства или агрегаты, расходующие в процессе работы ГСМ, списание ГСМ должно производиться на основании путевых листов, учетных листов агрегатов с учетом нормативов. При наличии большого транспортного хозяйства, разнообразных видов деятельности, источников финансирования остро стоят задачи автоматизации выписки путевых листов, правильного списания ГСМ по статьям расходов. О возможностях, предоставляемых для решения данных задач редакцией 2 программы «1С:Бухгалтерия государственного учреждения 8», рассказывают эксперты фирмы «1С».

Общий порядок работы

В статье кратко описаны общий порядок работы с подсистемой Учет ГСМ и возможности подсистемы, позволяющие повысить эффективность учета ГСМ в учреждении за счет сокращения времени оформления и обработки документов учета ГСМ и минимизации ошибок в рутинных операциях ввода данных. Полная информация о подсистеме Учет ГСМ , методике учета ГСМ, приведена в разделе «Учет ГСМ» методической поддержки редакции 2 «1С:Бухгалтерии государственного учреждения 8» в ресурсах ИТС-БЮДЖЕТ.

Согласно пункту 2 статьи 6 Федерального закона от 08.11.2007 № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» запрещается осуществление перевозок пассажиров и багажа, грузов автобусами, трамваями, троллейбусами, легковыми автомобилями, грузовыми автомобилями без оформления путевого листа на соответствующее транспортное средство (ТС).

В программе «1С:Бухгалтерия государственного учреждения 8» (ред. 2) предусмотрено оформление путевых листов на транспортные средства различных видов.

Помимо транспортных средств в учреждениях также могут использоваться различные агрегаты, расходующие горюче-смазочные материалы, - бензиновые косы и косилки, мотопилы, мотопомпы, бензогенераторы и прочее оборудование. Поэтому в программе также предусмотрено оформление учетных листов на агрегаты, потребляющие ГСМ.

В программе производится таксировка путевых листов и учетных листов на агрегаты и списание ГСМ в соответствии с нормативами.

Расчет нормативного и фактического расходов по путевому листу (учетному листу агрегата) может быть произведен по нескольким видам ГСМ, например для газо-дизельного оборудования, по нескольким маршрутам или режимам работы с различными условиями эксплуатации транспортного средства или агрегата, влияющими на расход ГСМ.

Для каждого транспортного средства, агрегата можно создать настройки, соответствующие типичным условиям эксплуатации, которые будут подставляться при таксировке и при необходимости могут быть скорректированы, если маршрут или режим работы, отличаются от типового.

Проанализировать данные о расчетных значениях нормативного и фактического расходов, экономии, перерасходе по видам ГСМ, основным средствам - транспортным средствам/агрегатам, сотрудникам - водителям/операторам, эксплуатирующим основное средство, можно в различных отчетах.

Эта работа ведется в подсистеме Учет ГСМ .

Какие задачи решает подсистема «Учет ГСМ»

Подсистема Учет ГСМ решает следующие задачи:

  • формирование путевых листов (формы 3, 3 спец, 4-П, 4-С, 6, 6 спец, ЭСМ-2, АПК-412);
  • формирование учетных листов агрегатов (формы 17 и АПК-411);
  • расчет для различных маршрутов и условий эксплуатации транспортных средств нормативного и фактического расхода нескольких видов горючего, смазочных материалов и специальных жидкостей согласно методическим рекомендациям, утвержденным распоряжением Минтранса России от 14.03.2008 № АМ-23-р;
  • расчет для различных режимов работы и условий эксплуатации агрегатов нормативного и фактического расхода нескольких видов горючего, смазочных материалов и специальных жидкостей;
  • формирование справки-расчета для документального оформления расшифровки расчета нормативного и фактического расхода ГСМ;
  • списание ГСМ для одного рейса по различным счетам учета, источникам финансирования, направлениям расхода, центрам материальной ответственности и подразделениям;
  • сводное списание ГСМ по нескольким путевым листам (например, при заправке по топливным картам);
  • формирование Акта о списании материальных запасов (ф. 0504230);
  • формирование Журнала учета движения путевых листов (форма № 8, по ОКУД 0345008);
  • контроль нормативного и фактического расхода, экономии и перерасхода ГСМ по транспортным средствам и агрегатам, а также по сотрудникам;
  • сверка данных о заправках по топливным картам с данными поставщика топлива.

Возможности, предоставляемые подсистемой, включаются опционально: в разделе Администрирование следует вызвать команду Настройка параметров учета на панели навигации и далее на закладке Специализированные подсистемы следует установить флаг Учет горюче-смазочных материалов в одноименной раскрываемой группе. По умолчанию опция ведения учета ГСМ отключена.

Принципы работы в подсистеме «Учет ГСМ»

Работа в подсистеме основана на следующих принципах:

  • настройка типового заполнения путевых листов и учетных листов агрегатов для каждого транспортного средства (указываются постоянный водитель, сопровождающие, прицеп и т.п.);
  • быстрый выбор адресов в маршрутах и заданиях водителю из списка часто посещаемых объектов для транспортного средства при подготовке путевых листов;
  • заполнение данных об остатках горючего и показаний спидометра (одометра) по данным предыдущего путевого листа;
  • использование данных о горючем и пробеге из путевого листа при расчете нормативного расхода ГСМ;
  • расчет нормативного расхода ГСМ в три клика:
    заполнение исходных данных по настройкам типичного использования транспортных средств;
    расчет нормативного расхода ГСМ по нормам и поправкам для нескольких видов ГСМ и маршрутов;
    заполнение списка списываемой номенклатуры ГСМ по настройкам отражения списания в учете;
  • автоматический расчет остатков ГСМ для расчета фактического расхода ГСМ.

Заполнение настроек подсистемы «Учет ГСМ»

В первую очередь следует заполнить справочник Виды ГСМ (раздел Администрирование , группа команд Учет ГСМ ), затем ввести нормы расхода ГСМ, поправочные коэффициенты и значения в соответствующие справочники, а также настроить режим округления результатов расчета нормативного и фактического расхода ГСМ (раздел Нормативно-справочная информация , группа команд Учет ГСМ ).

Нормы расхода задаются для каждого вида ГСМ на 100 км пробега и в зависимости от типа нормы могут иметь основной параметр расчета (например, «время простоя (ч)» или «объем транспортной работы (т-км)») и его значение по умолчанию. Нормы расхода позволяют указать сезонность применения (день и месяц начала, день и месяц окончания действия). Для нормы расхода смазочных материалов и специальных жидкостей указывается вид горючего и значение расхода при расходе 100 единиц горючего.

Нормы для агрегатов имеют основной параметр расчета, в качестве которого могут быть:

  • продолжительность работы (ч);
  • объем работы (единицы настраиваются);
  • показания счетчика.

Поправочные коэффициенты отражают поправку в большую или меньшую сторону в процентах (например, + 5%). Поправочные значения отражают поправку в большую или меньшую сторону в единицах измерения ГСМ (например, + 1 л).

Формирование путевых и учетных листов

Перед выездом транспорта (до начала работы агрегата) оформляются путевые листы (учетные листы агрегатов). Оформление путевых листов и учетных листов агрегатов выполняется специализированными документами программы или вручную, путем заполнения бланка.

В программе «1С:Бухгалтерия государственного учреждения 8» (ред. 2) предусмотрено формирование путевых листов по унифицированным формам № 3, 3 спец, 4-П, 4-С, 6, 6 спец, ЭСМ-2, утвержденным постановлением Госкомстата РФ от 28.11.1997 № 78. Для каждой формы в программе применяется одноименный документ, далее - документ Путевой лист .

Для оформления первичных учетных документов, характеризующих работу агрегата, применяется документ Рабочий лист агрегата. Форма первичного документа разработана на основании формы № 17 «Рабочий лист агрегата» (код по ОКУД 6002210). Для оформления первичных учетных документов, характеризующих механизированные работы тракторов, комбайнов и самоходных машин, в программе применяется документ Учетный лист тракториста-машиниста (форма № 411-АПК) . Форма первичного документа разработана на основании формы № 411-АПК «Учетный лист тракториста-машиниста».

Для открытия списка соответствующих документов можно воспользоваться командами Журнал путевых листов и Журнал учетных листов агрегатов в группе команд Учет ГСМ раздела Материальные запасы .

Следует отметить, что перечень унифицированных форм первичных учетных документов, утвержденный приказом Минфина России от 30.03.2015 № 52н, не содержит форм путевых листов, утвержденных постановлением Госкомстата РФ от 28.11.1997 № 78, а также форм № 411-АПК, № 17, поэтому учреждение вправе разработать и утвердить в Учетной политике формы путевых листов и учетных листов агрегатов при условии, что они будут содержать обязательные реквизиты, утвержденные приказом Минтранса России от 18.09.2008 № 152 «Об утверждении обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов».

Путевые листы, формируемые в программе, отвечают данным требованиям. Также к любому документу можно добавить внешнюю печатную форму в рамках типового функционала (в разделе Администрирование следует вызвать команду Печатные формы, отчеты и обработки, а затем убедиться, что включен флажок Дополнительные отчеты и обработки и перейти по одноименной ссылке для детальной настройки).

Для формирования печатных форм путевых листов следует заполнить:

  • данные водителя (реквизиты водительского удостоверения и прочие) - в справочнике Сотрудники ;
  • данные транспортного средства (государственный регистрационный знак, гаражный номер и прочие) - на закладке Для транспортных средств закладки Индивидуальные характеристики элемента справочника Основные средства, НМА, НПА ;
  • данные о лицензионных карточках и маршрутах в соответствующих справочниках - группа команд Учет ГСМ в разделе Администрирование .

Для быстрого заполнения документов предусмотрена специальная настройка. Настройка «привязана» к основному средству и типу учетного документа (доступна для добавления и заполнения в панели навигации формы элемента справочника Основные средства, НМА, НПА ). Данная настройка позволяет упростить заполнение:

  • большинства реквизитов путевых листов (например, закрепить за автомобилем определенного водителя);
  • показаний спидометра (одометра) по данным предыдущего путевого листа или его таксировки;
  • остатков горючего по данным предыдущего путевого листа или его таксировки;
  • адресов маршрутов и заданий - выбором из списка частых адресов в путевом листе;
  • видов горючего - будет автоматически заполняться в новом путевом листе, если не определен режим заполнения по предыдущим документам.

Расчет нормативного и фактического расхода ГСМ

Для расчета расхода и списания ГСМ в программе «1С:Бухгалтерия государственного учреждения 8» редакция 2, применяются документы таксировкиТаксировка путевого листа и Таксировка учетного листа агрегата (список документов доступен в группе команд Учет ГСМ раздела Материальные запасы ).

После возвращения ТС из рейса или завершения работы агрегата создается документ таксировки. В нем вводятся данные о первичном документе, работе транспортного средства (агрегата) из путевого (учетного) листа, производится расчет нормативного и фактического расхода ГСМ, формируется Акт о списании материальных запасов (ф. 0504230) и Справка-расчет расхода ГСМ . При проведении документа производится списание ГСМ - формируются бухгалтерские записи по бухгалтерскому и налоговому учету. Каждому путевому листу (учетному листу агрегата) должен соответствовать один документ таксировки, учитывающий все условия эксплуатации и работы транспортного средства (агрегата).

Документы таксировки могут быть заполнены автоматически - на основании соответствующего документа Путевой лист, Рабочий лист агрегата, Учетный лист тракториста-машиниста (форма № 411-АПК) . Также в них можно ввести данные вручную, по первичным документам.

В случае если списание ГСМ необходимо выполнять в конце установленного договором расчетного периода после получения документов от поставщика топлива, в документах таксировки путевых листов можно не заполнять таблицу Списываемые материалы на закладке Списание ГСМ , а создать сводный документ таксировки и заполнить его за период. Сводный документ таксировки объединит результаты расчета по всем путевым листам (учетным листам) за период.

Если путевые листы оформляются на типографских бланках, то данные путевого листа указываются в документах таксировки вручную на закладке Данные путевого листа .


На закладке Исходные данные следует ввести все маршруты (шаг 1 на рис. 1) с различными условиями применения норм и поправок (например, первый маршрут был в горах, а второй маршрут проходил по усовершенствованным дорогам). В таблице слева задаются маршруты и виды ГСМ, а справа задаются нормы и поправки, отражающие особенности для каждого маршрута.

Для упрощения заполнения норм и поправок расхода для транспортного средства следует ввести настройку в регистре Настройки норм расхода для транспортных средств и агрегатов .

Данная настройка также позволяет задать контрольные параметры для пробега и срока эксплуатации транспортного средства для своевременного начала или прекращения действия поправок, учитывающих обкатку транспортных средств или износ, связанный с большим пробегом и сроком эксплуатации, согласно методическим рекомендациям, утвержденным распоряжением Минтранса России от 14.03.2008 № АМ-23-р. Использование данной настройки позволит быстро заполнять любые сложные сочетания норм и поправок, характеризующие типичные условия эксплуатации для каждого транспортного средства.

После выполнения команды Заполнить параметры расчета по настройкам для ТС (шаг 2 на рис. 1) можно редактировать значения основных параметров расчета норм и добавлять/удалять нормы и поправки норм в соответствии с условиями эксплуатации в данном рейсе.

На закладке Расчет расхода ГСМ выполняется расчет расхода ГСМ.

Общий порядок действий пользователя следующий:

2. Ввести данные о количестве выданных (заправленных) ГСМ и остатках ГСМ при возвращении, расчет фактического расхода ГСМ будет выполнен автоматически.

На закладке Списание ГСМ определяется список номенклатуры и направление расхода ГСМ для списания.

Для сокращения времени на заполнение списка списываемых материалов можно настроить регистр сведений Настройки отражения затрат на ГСМ и по команде Заполнить в результате сопоставления вида ГСМ и номенклатуры таблица списываемых материалов будет заполнена автоматически. В более сложных случаях списания расходов следует использовать команду Подбор . Документ позволяет гибко списывать ГСМ по различным значениям реквизитов Номенклатура, ИФО, Подразделение, КФО, Счет учета, КПС, Дополнительная аналитика, МОЛ/Место хранения, Счет учета затрат и субконто счета затрат .

После указания состава и заключения комиссии, а также проведения документа можно сформировать печатные формы «Справка-расчет расхода ГСМ» и «Акт списания МЗ (ф.0504230)».

В Справке-расчете расхода ГСМ представлены исходные данные, формулы и расчет нормативного и фактического расхода ГСМ.

Формирование отчетов для контроля корректности расходования ГСМ

Подсистема позволяет формировать следующие отчеты:

  • Движение ГСМ в агрегатах и машинах - отражает по каждому агрегату остатки ГСМ на начало и конец периода, а также поступление и выбытие ГСМ за период;
  • Движение ГСМ в транспортных средствах - отражает по каждому транспортному средству пробег и остатки ГСМ на начало и конец периода, а также пробег, поступление и выбытие ГСМ за период;
  • Журнал учета движения путевых листов (ф. №8) - формируется журнал учета по форме 0345008, утвержденной постановлением Госкомстата РФ от 28.11.1997 № 78;
  • Журнал учета движения рабочих листов агрегатов - формируется журнал учета для агрегатов и машин по форме, аналогичной форме 0345008;
  • Отчет по топливным картам - представляет сведения по заправкам топливными картами для сверки с данными поставщика ГСМ;
  • Расход ГСМ по основным средствам и сотрудникам - представляет сведения о нормативном и фактическом расходе ГСМ, а также об экономии или перерасходе ГСМ, сгруппированные по основным средствам и сотрудникам.

Отчеты доступны в группе Учет ГСМ панели отчетов Отчеты по материальным запасам раздела Материальные запасы .

Предприятия, имеющие грузовой автотранспорт, при его использовании обязаны заполнять путевой лист транспортного средства. Он должен быть при водителе во время поездки вместе с другими необходимыми документами. Существует две формы данных документов, которые применяются авто перевозчиками.

Законодательство не устанавливает обязательной формы путевого листа, поэтому предприятия могут самостоятельно разрабатывать его, соблюдая обязательные требования к бухгалтерским документов и правила Минтранса РФ.

Росстат утвердил две его разновидности – типовая межотраслевая форма 4 п, применяемая при повременной оплате работы машины, и , используемая при сдельной. Фирмы могут в своей деятельности применять обе эти формы.

При осуществлении доставки груза используется первая форма путевого листа 4 п, которая также включает еще два отрывных талона. Они являются основанием при выставлении счетов контрагентам на оплату за услуги.

Путевой лист автомобиля выписывается ответственными в компании должностными лицами, фиксируется в журнале регистрации. В нем должны сделать отметки механик, медик, заправщик, и в ходе выполнения задания, сам водитель, а также представители стороны заказчика. При транспортировке грузов сторонним организациям, к нему может прикладывается .

Заполнение путевых листов осуществляется на каждый день (смену), при этом шофер предварительно должен сдать этот бланк за предыдущее число. При возвращении он передает документ диспетчеру, который его отмечает в журнале регистрации, просчитывает и передает в бухгалтерию.

Образец заполнения путевого листа грузового автомобиля

Заполнение основной части

Рассмотрим подробнее как правильно заполнить путевой лист данного автотранспорта, используемый, когда оплата за работу производится за отработанное время.

На документе проставляется штамп компании, его дата и номер, при необходимости, серия. Заносятся данные об организации-собственнике автомобиля (арендаторе) - наименование, адрес, телефон, код регистрации в статистике ().

Ниже указывается марка автомобиля, его гаражный идентификатор, государственный номер. Здесь же записывается Ф.И.О. работника и его табельный номер, а также реквизиты водительского удостоверения, класс водителя.

Если организация занимается регулируемой деятельностью по перевозке грузов, то на автомобиль она должна в соответствующих графах указывать данные лицензионной карточки.

В таблице «Работа водителя и автомобиля» диспетчер проставляет ожидаемые время и даты отправки и возвращения, а механик записывает показание спидометра в начале и конце дня, фактическое время выезда из гаража и возвращения машины.

В табличке «Движение горючего» диспетчер указывает заправляемый вид топлива, применяемые при расчете коэффициенты (зимнее время, поездки в городе и т. д.), заправщик заносит данные о количестве залитого топлива, при возврате - сколько литров сдано. Механик в данном разделе отражает информацию о произведенных замерах горючего в баке, а также работе специализированного оборудования.

В таблице «Задание водителю» ответственное лицо указывает название и адрес места работы автомобиля, время, количество ездок, выставляет литраж необходимой заправки, делает отметку о проверке водительских прав и после этого подписывает путевой лист.

Ниже инспектор по предрейсовому медосмотру ставит свой допуск.

Механик после проверки исправности передает в пользование автомобиль водителю, это отражается соответствующими подписями, так же как и при возвращении. Если при выполнении задания что-то случилось, например, авария, то заполняются особые отметки.

Заполнение отрывного талона

Путевка грузовой машины форма 4-п имеет отрывные талоны, предназначенные для заказчиков. Лицевая сторона заполняется диспетчером, который заносит данные о путевом листе, фактическом выполнении задания (часы, км, тонн и т. д.), а также рассчитывает сумму оплаты за услуги по доставке. Вторая сторона оформляется в организации-заказчика и отражает информацию об автомобиле, данные о его работе, организации исполнителе, водителе, приложенных документах и т. д.

При расчете талон отрывается и передается вместе документами на оплату контрагенту. Для предприятия-исполнителя остается оборотная сторона путевки, на которой аналогичные записи делает заказчик. Здесь отражается время прибытия и убытия машины, приложенные документы и их количество и другое. Эти данные заказчик подтверждает подписью ответственного лица и своей печатью.

В разделе «Таксировка» диспетчер просчитывает расход топлива с учетом действующих норм, проставляя далее в таблицах время работы, километраж, перевезенный тоннаж и т. д.

При необходимости делается расчет зарплаты шоферу.

Во время выполнения задания могут возникать простои, информация о них фиксируется в соответствующем разделе.

Диспетчер или бухгалтер на обороте путевого листа так же как и в отрывной части производит расчет оплаты за услуги по доставке.

Документ подписывает руководитель структурного подразделения или организации.

Нюансы

Фирмами при грузовых перевозках для собственных нужд чаще всего используется межотраслевая форма путевого листа 4 с.

– это основной элемент бухгалтерского учета. Именно они являются основанием для осуществления операций и считаются их подтверждением. Рассмотрим примеры первички: акты, накладные, учетные карточки, выписки, расходно-приходные кассовые ордера. Все эти документы должны храниться в компании. Они проверяются в ходе налогового контроля.

Для чего нужна таксировка

Таксировка документов представляет собой установление стоимости хозяйственных операций из бухгалтерских бумаг. Это оценка ценностей, которые зафиксированы в документах. Для чего это нужно? Таксировка является составляющей проверки бухгалтерских бумаг. Ошибки в последних могут поставить под вопрос проведение той или иной операции.

Проверка выполняется в обязательном порядке при поступлении документов в бухгалтерский отдел. Если обнаружено, что бумага составлена неверно, она не принимается к учету. В ходе проверки документы рассматриваются с точки зрения всех аспектов. К бумагам предъявляются эти требования:

  • Раскрытие проводимой операции, наличие всех сведений, необходимых для учета.
  • Соответствие законодательным и локальным нормативным актам.
  • Наличие всех требуемых реквизитов: даты, наименования, содержания операции, ее стоимости и прочее.
  • Отсутствие помарок и ошибок.
  • Правильность проведенных расчетов и выведенных итогов.

Бухгалтер должен проверить, соответствует ли информация, изложенная в первичке, локальным и законодательным актам. К примеру, во внутреннем акте фирмы прописан определенный размер суточных. Их размер в первичных документах должен соответствовать локальным положениям.

Сама таксировка нужна для достижения этих целей:

  • Выявление недочетов.
  • Начисление зарплат, премий.
  • Исчисление издержек при исполнении трудовой деятельности.
  • Списание расходов.
  • Определение себестоимости.
  • Установление расценок.

Если бухгалтер обнаружит ошибку, документ не принимается к учету. Он отправляется на переоформление. Специалист также может обнаружить поддельный документ. В этом случае нужно оставить бумагу в бухгалтерии. Требуется выяснить все обстоятельства подделки, а затем привлечь виновных к ответственности.

Особенности таксировки

Таксировка бухгалтерских бумаг представляет собой определение стоимости операций в бумагах, в которых содержатся только натуральные значения. Специалисту нужно установить стоимость операции, когда прописано количественное значение. Говоря простым языком, бухгалтеру нужно умножить число продукции, работ и услуг на их стоимость.

Таксировка обычно актуальна в том случае, если бухгалтерские документы заполняются комплексным методом: от руки и через компьютер. Под таксировкой понимается также автоматическое установление стоимости продукции. Происходит это следующим образом:

  1. Занесение количественных сведений в бухгалтерскую программу.
  2. ПК автоматически находит их цену.
  3. Автоматически производится умножение.

ВАЖНО! Как правило, в бухгалтерских документах прописываются натуральные значения. Их необходимо перевести в денежный показатель.

К СВЕДЕНИЮ! Рассматриваемый метод актуален для различных документов. К примеру, это может быть путевый лист. В нем есть раздел с соответствующим наименованием. Заполняется он бухгалтером по информации из предыдущих разделов. На основании исчисленных данных начисляется зарплата водителю, а также списывается бензин, который был израсходован в ходе поездки. Также определяется стоимость транспортных услуг. В завершении проверки нужно поставить отметку о проведении таксировки, а также проставить подписи.

Кто должен проводить таксировку

Таксировка может осуществляться любым сотрудником фирмы. К примеру, это может быть бухгалтер, оператор. Если нужно обрабатывать большие объемы документов, в компанию принимается отдельный специалист – таксировщик. Рассмотрим его обязанности:

  • Таксировка первички (наряды, приходный ордер и прочее).
  • Определение итогов по каждой бумаге.
  • Внедрение в работу современных технических инструментов.
  • Работа с приходными и расходными бумагами.
  • Умножение натуральных и количественных значений на цены и тарифы. В дальнейшем специалист определяет общую сумму разных бумаг.
  • Изменение прейскурантов.

Таксировщик должен обладать рядом знаний и навыков. В частности, он должен знать сопутствующие инструкции и положения, нормативные акты, формы первички, порядок заполнения документов. Специалист должен уметь вести расчеты, знать основы закона о труде.

В работе специалист должен руководствоваться этими нормами:

  • Законы.
  • Устав фирмы.
  • Распоряжения руководства.
  • Должностная инструкция.
  • Правила локального распорядка.

Подчиняться работник может или главному бухгалтеру, или директору фирмы, или начальнику отдела.

Рассмотрим права специалиста:

  • Внесение предложений по улучшению работы с последующим их рассмотрением директором.
  • Запрос у сотрудников и руководящего состава информации, которая необходима для осуществления работы.
  • Ознакомление с бумагами, в которых прописаны права и обязанности таксировщика, критерии оценки правильности деятельности.
  • Ознакомление с решениями управленческого состава, если они касаются деятельности специалиста.
  • Требование обеспечить работу всеми необходимыми организационно-техническими инструментами.

Таксировщик будет нести ответственность при этих обстоятельствах:

  • Несоблюдение установленных обязанностей.
  • Совершение административных, уголовных правонарушений.
  • Причинение фактического ущерба работодателю.

К СВЕДЕНИЮ! Инструкция специалиста может составляться в соответствии со стандартной инструкцией. Документ может дополняться в соответствии с пожеланиями работодателя. Однако дополнения не должны противоречить трудовому законодательству.

Таксировка на примере

Понятие таксировки раскрывается в конкретных направлениях деятельности. К примеру, это перевозки. Тариф за данную услугу устанавливается на основании протаксированной платы. Она представляет собой установление платы за перевозку пассажира.

Таксировка проводится на основании установленных тарифов за 1 километр или 1 тонну. Подразделяется она на эти виды:

  • Предварительная таксировка документов, входящих в план текущих отправок.
  • Таксировка корешков ведомостей в случае, если не проводились предварительные подсчеты.

При таксировке нужно оформить квитанцию дорожной ведомости. Последняя отправляется владельцу груза.

Рассмотрим еще один пример. Фирма занимается реализацией автомобиля. За месяц получилось продать 5 машин одной марки. Стоимость одной из них, согласно документам, составила 1 200 000 рублей. То есть совокупная прибыль от продажи равна 6 миллионам.

Похожие статьи