Зачем сошел на землю господь наш иисус христос. Почему Иисус Христос пришел на землю? Цель и значение? Зачем христос пришел в мир

Вы, любезные дети, верно, не забыли, что первые люди, Адам и Ева, были созданы непорочными и невинными. Но недолго оставались они святыми и непорочными, какими их создал Бог. Помните первый грех в раю, когда люди не послушались Бога, попробовали запрещенный плод? Чем дальше, тем больше грешили люди. Каин убил своего брата Авеля. При Ное люди так развратились, сделались такими грешниками, что Бог наказал их Всемирным потопом, во время которого утонули все люди, кроме Ноя и его семейства.

И после потопа люди жили не так, как было угодно Богу. Даже сын Ноя Хам за неуважение к отцу был проклят. Богу не понравилось то, что люди задумали строить Вавилонскую башню, чтобы прославиться, а может, чтобы спастись на ней, если бы Бог захотел наказать людей за грехи новым потопом. Чем наказал за это Бог? А нечестивые жители городов Содома и Гоморры?! Какое страшное наказание постигло их!

Исав не дорожит отцовским благословением и продает его за чечевичную похлебку своему младшему брату Иакову, которого потом хочет убить.

Десять сыновей Иакова продают своего брата Иосифа.

Израильтяне делают себе в пустыне золотого тельца и молятся ему, во время странствования по пустыне ропщут на Бога, Который делает им столько добра.

Поселившись в земле обетованной, евреи забывают о Боге, молятся и приносят жертвы идолам, медным и каменным истуканам.

Саул не слушает ни Бога, ни пророка Самуила.

Давид приказывает убить бедного Урию, чтобы отнять у него жену.

Авессалом взбунтовался против своего отца Давида и хочет отнять у него царство.

Соломон берет себе в жены язычниц и сам становится язычником, молится идолам и приносит им жертвы.

А какими бесчестными и порочными были Ахав и его жена Иезавель?!

Теперь вы видите, как испортились люди.

И чего только не делал Милосердный Бог, чтобы исправить грешных людей и не дать им погибнуть!

Он Сам являлся к людям, разговаривал с ними и учил их, что они должны делать, как должны жить, чего Он хочет от них. Вспомните Адама, Ноя, Авраама, Исаака, Иакова, Моисея, Иисуса Навина, Самуила, Давида, Соломона и других. Со всеми этими людьми беседовал Сам Господь.

Господь посылал к людям ангелов, которые уговаривали людей, спасали праведников и наказывали грешников. Вспомните Авраама, когда он приносил в жертву своего сына Исаака. Для спасения Лота Бог послал в Содом ангелов. Ангел путешествовал с Товией. Ангел побывал с тремя юношами в разожженной печи, куда они были брошены по приказанию Навуходоносора. Ангел защитил Даниила, когда он сидел в яме среди львов.

Посылал Бог к людям и пророков. Они учили людей жить по Божьим заповедям, объявляли людям волю Божью. Бог открывал пророкам, что произойдет в будущем: они предсказывали будущее, говорили, например, людям, что за грехи они будут наказаны голодом, болезнью или каким-нибудь другим несчастьем. Бог наградил пророков особенной силой делать чудеса: например, исцелять больных, самим проходить и проводить других по дну глубокого моря или реки, как по обычной дороге, творить другие чудеса. Вспомните, что вы слышали о Моисее, Илии, Елисее, Ионе. Кроме этих были и другие пророки.

Но ничто не помогало. Люди и знать не хотели Бога, не обращали внимания на то, что говорили им пророки, не исправлялись, жили все хуже и хуже, все больше грешили. Обижали, осмеивали, выгоняли и даже убивали пророков, которых посылал к ним Бог. Добрых, благочестивых людей, которые почитали, помнили, любили и слушались Бога, становилось все меньше и меньше.

А вы знаете, что ждет грешников, которые забывают Бога и не слушают Его? Да! Различные несчастья на этом свете, в этой жизни, и, что еще страшнее, наказание на том свете, в будущей жизни. Грешники будут посланы в ад, где будут вечно мучиться, то есть их мучениям не будет конца.

Добрые дети! Ведь вам жалко людей, которые сидят в тюрьме, людей, которых наказывают. Я думаю, что вы жалеете, когда наказывают даже тех ваших товарищей, которые вас обижали или что-нибудь у вас отнимали и на которых вы сердились и жаловались. Не говоря уже о ваших друзьях, людях вообще, вы ведь жалеете и животных. Вы иногда вытаскиваете из воды котят, маленьких щенят, вы отнимаете у кошек голубков, воробьев, которые попадаются им в лапы. Как вы стараетесь отогреть бедного, дрожащего от холода котенка, которого вытащили из воды, как заботитесь о бедном голубке, которого отняли у сердитой кошки! Вы готовы отдать свой кусок хлеба или булки этому жалкому котенку и бедному голубку. Как вы радуетесь, если котенок или голубок, спасенные вами, поправятся. Как вам весело, что вы спасли их от смерти. И этого котенка, которого вы нашли где-нибудь в канаве или под забором, этого голубка, который был в когтях у кошки, вы полюбите, они будут вам дороги. Вы их называете «мой котенок», «мой голубок». Почему? Потому что вы спасли их от смерти.

Вот, дети, и Бог любит людей, так любит, что и сказать нельзя, – сильнее, чем вы любите своих родителей, братьев, сестер и друзей, даже сильнее, чем родители любят вас. Милосердный Бог жалеет бедных, несчастных грешников, которые за свои грехи должны будут мучиться в аду. Но они не слушают ни ангелов, ни пророков, живут плохо, грешат, не хотят исправляться. Значит, их нужно наказать. Что же делает Господь, чтобы спасти грешников?

Бог послал на землю Сына Своего Единородного.

Как! У Бога есть Сын? Вот сейчас я и расскажу вам о Боге Отце и Сыне Божьем. Только будьте внимательны, дети, – это очень трудно понять.

Слыхали вы, дети, о Святой Троице? Слыхали. Некоторые из вас даже знают молитву «Пресвятая Троица». Что же такое Троица? Перекреститесь, сотворите на себе крестное знамение. Какие слова произнесли вы сейчас, когда крестились? Вы говорили: «Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа». Кого же вы называли Отцом, Сыном и Святым Духом? Бога. Но ведь Бог один? Как же вы единого Бога называете и Отцом, и Сыном, и Святым Духом? Бог один, нет другого Бога, кроме истинного Бога, в Которого мы веруем, но у Него три лица. Первое лицо – Отец, второе – Сын, третье лицо – Дух Святой. Вот эти три лица единого Бога и называются «Пресвятой Троицей». Не спрашивайте меня, дети, как это единый Бог имеет три лица. Этого ни я, никакой другой человек, самый умный и святой, не растолкует вам. Даже ангелы не могут этого понять.

Чтобы спасти нас, грешных, Бог Отец не жалеет Своего возлюбленного Сына и посылает Его на землю. Сын Божий тоже любит людей и жалеет грешников. Он не отказывается, охотно идет на землю и становится человеком. У Него такое же тело, такая же душа, как и у других людей. Есть только одна разница между Ним и другими людьми: все люди грешны, а Он безгрешен и свят. Сделавшись человеком, Сын Божий учит людей, как они должны жить, чтобы угодить Богу. Сколько Он делает на земле добра и чудес! Сам же терпит бедность, гонения и притеснения. Он страдает и умирает за грешников. Понимаете ли вы, что это значит: Сын Божий страдает и умирает за грешников? Грешников за их грехи следовало наказать. Но Сын Божий и говорит Отцу: «Не наказывай грешников, накажи Меня вместо них. Мне так жалко людей, Я их так люблю, что готов за них пострадать и умереть».

Подумайте только, дети: Сын Божий приходил на землю и для вас, за вас Он страдал и умер, учитесь от всей души любить Его и верить в Него. Если вы будете верить в Сына Божьего, Он простит вам грехи и возьмет к себе на Небо.

Еще вам, дети, скажу – Бог Сам и через пророков очень часто напоминал людям о том, что Сын Божий придет на землю и спасет людей. Так, Адаму и Еве Бог обещал, что от жены родится Спаситель, который победит дьявола и спасет людей («Семя жены сотрет главу змия»). Аврааму, Исааку и Иакову Бог обещал, что Спаситель мира родится в их потомстве.

Пророки также предсказывали о Спасителе мира. Иаков предсказал, что Христос родится в потомстве его сына Иуды. Иаков же и пророк Даниил предсказали время, когда родится Спаситель. Пророк Михей указал, в каком городе он родится. Пророк Исайя предсказал, что Спаситель родится от Девы и будет страдать. И другие пророки также делали предсказания о появлении Спасителя.

Для чего же? Для того чтобы люди ждали Спасителя и узнали Его, когда Он придет на землю.

Поняли вы, мои малютки, о чем я вам говорил? Скажите же мне, для чего Сын Божий пришел на землю, страдал и умер? Спасти нас, грешных.

Свидетельства Писания о Божьем Сыне

Библия учит нас, что Единый истинный Бог, создавший этот мир, имеет Сына, и этим Сыном является Иисус Христос. Иисус Христос является Мессией, Помазанным Царём, о котором писалось в Еврейских Священных Писаниях Ветхого Завета. Иисус Христос есть Единородный Сын Божий, рождённый прежде всякой твари, пришедший во плоти в этот мир для спасения человечества.

Давайте рассмотрим некоторые места Писания, говорящие об этом. И начнём из Писаний Ветхого Завета, говорящих о Сыне Божием, о том, что у Бога есть Сын.

Прит.30:4 «Кто восходил на небо и нисходил? кто собрал ветер в пригоршни свои? кто завязал воду в одежду? КТО ПОСТАВИЛ ВСЕ ПРЕДЕЛЫ ЗЕМЛИ? какое имя ему? И КАКОЕ ИМЯ СЫНУ ЕГО? знаешь ли?».

Оказывается, Бог, который поставил все пределы земли, имеет Сына. И из других мест Писания мы знаем, что имя Сына Божьего – Иисус Христос. Но давайте продолжим цитировать Ветхий Завет:

Торжественный Вход Иисуса Христа в Иерусалим, его цель и значение

Весть о возвращении Иисуса Христа в Вифанию немедленно достигла Иерусалима и пробудила во многих решимость идти туда, чтобы скорее видеть Иисуса (Ин. 12:9). Покой субботнего дня, простёртый фарисеями до нелепых излишеств (Лк. 12:15; 13:5), не позволял отправиться в путешествие сразу. Только одни саддукеи, по традициям своей секты, могли нарушать его безнаказанно. Но на другой день рано поутру Вифанию наполнили толпы людей.

ЦЕНА И ЦЕЛЬ МИССИИ ИИСУСА ХРИСТА НА ЗЕМЛЕЭту тему открыть до конца мы не можем, пока не установим причину её таинственности. Дело в том, что люди пребывающие во тьме, так переплели и перемешали дьявола с Богом, что им трудно теперь отличить дьявола от Бога, поскольку они оба безлики. Что очень на руку дьяволу. Он специально завел людей в этот круг, где нет начала и нет конца. И так, чтобы разобраться в этом, будем смотреть не на их лица, а будем брать во внимание дела их.

Начнем сначала с дьявола. Слово дьявол исходит из слова «диаволос», что означает «клеветник», т.е. говорящий ложь.

И так, с этого и начнем.

Ложь от кого — б не исходила, является величайшем Злом, не только на земле, но и во всей вселенной. Она есть безумие и разрушительная сила, против которой борется истина и Отец Небесный, — источник жизни, и все те, кто возлюбил свет и возненавидел тьму. Люди же пребывающие во тьме, свет ненавидят, потому-что дела их злы. Значит, зло исходит из тьмы.

Пасха – странный день. День, когда одни посещают храм, а другие кричат «Мир, труд, май». Для одних – это повод просто отдохнуть от работы и подумать о светлом, для других – возможность сделать что-то священное, посвятить яйца, куличи, сходить на всенощную в церковь.

Всё это в целом неплохо и даже полезно для тела кое-что. Но ведь главное – понимать суть, смысл Пасхи. И с этим, к сожалению, проблема. Люди мало думают о том, что на самом деле значит жертва Христа и что она даёт.

И знаете, я уже больше 10 лет с Господом, служу Ему и знаю Его с подросткового возраста, когда Он спас меня в самый сложный период моей жизни. Но вопрос реального значения Пасхи всё еще важен для меня. Серьезно важен.

Второе пришествие Иисуса ХристаВторое пришествие Иисуса Христа является одним из основных учений Библии. В Ветхом Завете Божьи пророки пророчествовали о приходе Мессии. Первые четыре книги Нового Завета говорят о том, что Мессия или Христос пришёл на Землю как Спаситель. Эти книги повествуют о том, что Он жил как человек (Иисус из Назарета), умер на кресте, воскрес из мертвых и вернулся на небеса. Но Новый Завет также ясно говорит, что Иисус придет снова! «Во второй раз явится не для очищения греха, а для ожидающих Его во спасение» (Евр. 9:28).

Почему же мы верим, что Иисус придет снова? Библия — это слово Божье (2 Тим. 3:16,17). Бог не может солгать (Евр. 6:18). Поэтому, когда слово Божье говорит, что Иисус придет снова, мы принимаем этот факт аналогично тому, как мы принимаем факты, что Он умер за наши грехи, был погребен и воскрес из мертвых на третий день (1 Кор. 15:3,4). В наши дни мы часто слышим, что люди говорят о втором пришествии Иисуса.

Цель прихода Иисуса Христа на Землю.Молитва и Слово-это общение с Богом в мыслях и словах, потому будьте осторожны:

1.Пусть не отложат те, кто могут поспешать в мыслях своих. Нужно привыкать, что каждая мысль есть общение с Огнем Благодатным. Потому стыдно иметь мысль невежественную или ничтожную;

2. Будем подобны ждущим Великий Приход; слушать Шаги и знать, что сердце наше представлено на помощь миру.Не допустим смущения и отрицания, ибо эти свойства обратят языки пламени против нас;

3.На великом Пути лучше быть оклеветанными, нежели мешать решению Владык. Полюбим быть оклеветанными, ибо не назовем огненного пути без этих ковров злоречия;

4.Пусть не смущаются воины света требованием борьбы. Стоящие на месте в тысячу раз больше подвергаются опасностям,нежели стремящиеся. Конечно пусть стремление будет в Сердце и в мыслях, не в ногах только.

Разве не знаете,что святые будут судить Мир?(Кор.6:2.).

Бог любит человека и желает ему только счастья.

В чем заключается счастье? Какого человека можно назвать счастливым?

Счастливым можно назвать человека радостного, которому хорошо, которого любят, защищают…

Человек счастлив, когда он находится в любви, в радости и под защитой. Еще счастливого человека называют блаженным. Бог стремится дать человеку счастье, блаженство, которым обладает Сам. Ради этого Он (Бог) стал человеком и пришел на землю к людям.

Слово «счастье» происходит от слова «часть», по-другому его можно произнести как «соучастие», т.е. совершение чего-либо вместе, сообща. Бог, став человеком, сделался частью человечества, одним из людей. Он, таким образом, подарил Себя людям, чтобы они могли видеть и слышать Бога-Творца, учиться у Него добру, радости, любви – тому, что необходимо для счастья.

Став человеком, Господь приобрел человеческие свойства, в том числе собственный человеческий облик.

Что должно было произойти,что бы огонь ревности по Богу,огонь очищения,огонь искупления пришел на землю? ______________________________________________________50

Иисус приходил что бы устроить земной рай? ______________________________________________________51

Что бывает,когда часть живущих в доме отвергает Христа а часть принимает? _____________________________________________________53

Как обращается Господь к народу,который видя чудеса творимые им не верил что он Христос? ______________________________________________________56

Почему нужно освободится от греха еще при жизни? ______________________________________________________58

______________________________________________________59

Памятный стих:

Крещением должен Я креститься; и как Я томлюсь, пока сие совершится!

Толкование:

«Думаете ли вы, что Я пришел дать мир земле? Нет, говорю вам, но разделение; ибо отныне пятеро в одном доме станут разделяться, трое против двух, и двое против трех: отец будет против сына, и сын против отца; мать против дочери, и дочь против матери; свекровь против невестки своей, и невестка против свекрови своей» (Лк.12:51-53). Что за причина? Верующие в Господа исполняются совсем другим духом, противоположным тому, который властвовал в людях до пришествия Его, потому они и не уживаются вместе. Языческий мир преследовал исключительно житейские и земные интересы. Иудеи хоть имели указания на высшие блага, но к концу склонились на путь язычников. Господь, пришедши в мир, указал людям другие сокровища, вне семьи, вне общества, и возбудил другие стремления. Принимавшие Его учение естественно установляли образ жизни не по прежнему, оттого и подвергались неприязни, притеснениям, гонениям. Вот и разделение. Апостол Павел потом сказал, что и «все желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы»(2Тим.3:12)
   Так и было и так есть. Когда в обществе начнут преобладать житейские и земные интересы, тогда оно неблаговолительно смотрит на тех, которые обнаруживают другие неземные искания; оно даже понять не может, как можно интересоваться такими вещами, и людей, которые служат представителями образа жизни, непохожего на их жизнь, они терпеть не могут. Это совершается ныне воочию всех. Не знамение ли это времени?..

Ноября, четверг

Свт. Павла, патриарха Константинопольского, исп. (после 350). Прп. Варлаама Хутынского (1192).

Фес. 2:13-3:5.

13 Мы же всегда должны благодарить Бога за вас, возлюбленные Господом братия, что Бог от начала, через освящение Духа и веру истине, избрал вас ко спасению,

14 к которому и призвал вас благовествованием нашим, для достижения славы Господа нашего Иисуса Христа.

15 Итак, братия, стойте и держите предания, которым вы научены или словом или посланием нашим.

16 Сам же Господь наш Иисус Христос и Бог и Отец наш, возлюбивший нас и давший утешение вечное и надежду благую во благодати,

17 да утешит ваши сердца и да утвердит вас во всяком слове и деле благом.

Глава 3

1 Итак молитесь за нас, братия, чтобы слово Господне распространялось и прославлялось, как и у вас,

2 и чтобы нам избавиться от беспорядочных и лукавых людей, ибо не во всех вера.

3 Но верен Господь, Который утвердит вас и сохранит от лукавого.

4 Мы уверены о вас в Господе, что вы исполняете и будете исполнять то, что мы вам повелеваем.

5 Господь же да управит сердца ваши в любовь Божию и в терпение Христово.

За,что всегда нужно благодарить Бога? ______________________________________________________13

Для чего обязательно нужно благовествовать? ______________________________________________________14

Как передается и сохраняется истинное учение церкви из поколения в поколение? ______________________________________________________15

Кто утверждает нас во всяком благом деле? ______________________________________________________17

О чем нужно постоянно молится? ______________________________________________________1

______________________________________________________2

Лк. 13:1-9.

1 В это время пришли некоторые и рассказали Ему о Галилеянах, которых кровь Пилат смешал с жертвами их.

2 Иисус сказал им на это: думаете ли вы, что эти Галилеяне были грешнее всех Галилеян, что так пострадали?

3 Нет, говорю вам, но, если не покаетесь, все так же погибнете.

4 Или думаете ли, что те восемнадцать человек, на которых упала башня Силоамская и побила их, виновнее были всех, живущих в Иерусалиме?

5 Нет, говорю вам, но, если не покаетесь, все так же погибнете.

6 И сказал сию притчу: некто имел в винограднике своем посаженную смоковницу, и пришел искать плода на ней, и не нашел;

7 и сказал виноградарю: вот, я третий год прихожу искать плода на этой смоковнице и не нахожу; сруби ее: на что она и землю занимает?

8 Но он сказал ему в ответ: господин! оставь ее и на этот год, пока я окопаю ее и обложу навозом, -

9 не принесет ли плода; если же нет, то в следующий [год] срубишь ее.

Вопросы для изучения (ответы желательно записать):

Слово «возрождение» или «рождение» (в духовном смысле) - слово новозаветное, и в Ветхом Завете оно практически не встречается, зато в Новом Завете употребляется много раз, и впервые его таинственно-духовное содержание открывается в беседе Христа с Никодимом (Ин. 3, 3–6): «Истинно, истинно говорю тебе: если кто не родится свыше, не может увидеть Царствия Божия <...> если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие <...> Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух».

Это мистическое богословие возрождения в Таинстве Крещения не раз упоминается апостолом Павлом (см. Тит. 3, 5; Еф. 5, 26), но особенно подробно его смысл раскрывается в 6-й главе Послания к Римлянам: «Мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни. Ибо если мы соединены с Ним подобием смерти Его, то должны быть соединены и подобием воскресения» (Рим. 6, 4–5). Это мистическое обновление реализуется и в нравственном возрождении.

Понятно, что произнесённое Христом слово «возрождение» не может быть определено в рамках физико-биологической эмпирики. В духовно-нравственном смысле возрождение осуществляется в Таинстве Крещения, где благодатно рождается «новая тварь»; при этом возрождаемая «новая тварь» получает освобождение от мёртвости греха, и тогда-то, собственно, и начинается жизнь. Подробнее, но и таинственнее всего Сам Иисус Христос говорит об этом в беседе с самарянкой: «Если бы ты знала дар Божий, и Кто говорит тебе: "дай мне пить", то ты сама просила бы у Него, и Он дал бы тебе воду живую <...> всякий, пьющий воду сию [из колодца], возжаждет опять; а кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам Ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную <...> Настанет время, и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе» (Ин. 4, 10–23).

«Живая вода», о которой говорит Христос, может быть понимаема многообразно. Это и вода святого Крещения, и благодатное новозаветное учение, и, наконец, непосредственное воздействие святой Личности Богочеловека, говорившего с самарянкой. Во всяком случае, возрождающее влияние личности Иисуса сказалось немедленно (что не раз видно в Евангелии). К концу этой беседы с Иисусом самарянка становится уже иной, чем в начале.

Возрождающая сила Божия, эта «живая вода», оказывается недействующей, если встречает сопротивление или хотя бы безразличие. Тогда оказывается необходимым период томительного, неясного ожидания. Душа иногда смутно, иногда определённо переживает свою мёртвость. И когда её касается возрождающая благодать, душа узнаёт, что её-то она и ждала всю жизнь.

Возрождение совершается Богом, и в результате возрождённые становятся «чадами Божиими» (Ин. 1, 12). Сам процесс возрождения разнообразен и по-человечески непонятен. Порою он происходит медленно и в таинственных глубинах души. «Царство Божие подобно тому, как если человек бросит семя в землю, и спит, и встает ночью и днем, и как семя всходит и растет, не знает он; ибо земля сама собою производит сперва зелень, потом колос, потом полное зерно в колосе» (Мк. 4, 26–28). В иных же случаях, как при обращении апостола Павла на дороге в Дамаск (см. Деян. 9, 3–7) или как у одного из разбойников на кресте (см. Лк. 23, 40–42), это происходит мгновенно, хотя, по-видимому, и при этом происходит таинственная подготовка души. Но так или иначе, личность, бывшая прежде «чадом плоти», становится «чадом Божиим», а это и есть иное рождение, возрождение. Фольклорные произведения, сказки о «живой и мёртвой воде» фантазийно отображают этот реальный акт; он и на деле порою состоит из двух этапов. Первый - освобождение от сил, направляющих личность к ложной жизни, т. е. в конечном счёте к смерти; и второе - собственно вселение в очищенную душу сил, направляющих её к жизни и к свету. Беда, когда дело ограничивается одним первым этапом. Тогда с человеком может случиться история, подобная рассказанной Спасителем о семи нечистых духах: когда нечистый дух, выйдя из человека, возвращается вновь и, найдя дом его души «незанятым, выметенным и убранным», входит туда с семью товарищами, злейшими его. «И бывает для человека того последнее хуже первого» (Мф. 12, 44–45). Но возрождающая сила Божия, эта «живая вода», оказывается недействующей, если встречает сопротивление или хотя бы безразличие. Тогда оказывается необходимым период томительного, неясного ожидания. Душа иногда смутно, иногда определённо переживает свою мёртвость. И когда её касается возрождающая благодать, душа узнаёт, что её-то она и ждала всю жизнь. Таким возрождающим действием может обладать, например, слово Божие, о чём пишет Апостол: «Родил Он нас словом истины» (Иак. 1, 18).

Но, разумеется, одного начального момента возрождения недостаточно; возрождение должно действовать постоянно. Со стороны объективной это невозможно без Причастия Тела и Крови Христовых, ибо тогда жизнь Христова как бы перетекает от Христа к Его причастникам, как явствует из высокого сравнения Самого Иисуса: «Я есмь лоза, а вы ветви» (Ин. 15, 5); и даже более определённым образом: «Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день» (Ин. 6, 54). Возрождённая Воскресением Иисуса Христа из мёртвых (см. 1 Пет. 1, 3) новая тварь обладает некоторыми особенностями подлинной жизни, которые одновременно являются отличительными признаками возрождённого человека.

Первый и главный из них - новый тип нравственного бытия, который слово Божие называет деланием правды: «Всякий, делающий правду, рожден от Него» (Бога – 1 Ин. 2, 29) , потому что возрождённый словом Божиим не может жить иначе. Делание правды органично для подлинной жизни. Но, разумеется, эта органичность несовместима с раз и навсегда заданной программой; это органичность иного существа, имеющего иные личностные свойства, прежде всего иной ум. «Мы имеем ум Христов», - пишет апостол Павел (1 Кор. 2, 16) . Иметь ум Христов не означает иметь другую, чем у всех людей, структуру мышления, или, например, никогда не заблуждаться, или думать о чём-то ином. По контексту послания апостола Павла «ум Христов» - это ум духовного человека, в отличие от душевного, то есть земного, который всё рассматривает с позиций своей, искажённой грехом психологии. Духовный же человек имеет истинное знание, исходящее от Бога, и потому может верно судить обо всём и знает всё. Таким образом, ум Христов - это ум цельной, неразделённой, т. е. возрождённой личности.

Такая возрождённая от Бога личность становится живой для Бога, но тем самым - мёртвой для прежнего образа жизни, для греха (см. Рим. 6, 11). Эта «мёртвость для греха» или, по другому выражению Апостола, «распятие себя» греховному миру, а мира - себе (см. Гал. 6, 14) есть, с одной стороны, реальное проявление нравственного итога жизни личности, а с другой стороны - необходимое условие её возрождения.

Полнота цельной, нравственной, возрождённой личности, будучи простой, вместе с тем может быть рассмотрена в различных аспектах в соответствии с различными категориями новозаветного нравственного опыта, такими, как вера, надежда, любовь, христианская радость, покаяние, мир, благость, послушание. Но не сами по себе эти различные нравственные ценности дороги и важны, но потому, что в их единстве раскрывается возродившаяся во Христе личность, органически и цельно сознающая себя - и в своей личной неповторимой уникальности, и в единстве любви с братьями и сёстрами, и в нерасторжимой общности с Иисусом Христом.

Да и собственно самосознание представляет тогда собой нечто большее, чем просто рационалистический, интуитивный или вообще любой психологический процесс, даже и самый совершенный. У возрождённой личности раскрывается духовная содержательность самосознания, при котором «я» оказывается существенно более значительным, чем просто индивидуальный феномен, - и по собственному переживанию, и в связи с другими такими же «я». Личность прозревает свою духовную природу не воображательно, но в тех реальных духовных контекстах, которые открываются Богом. Иначе говоря, это знание Божественное и Самим Богом даётся. Личность же при этом, сохраняя свою неповторимость, лишь воспринимает это знание, но не пассивно, а в непрерывном нравственном действовании.

Это самосознание возрождаемой личности победительно: «всякий, рожденный от Бога, побеждает мир» (1 Ин. 5, 4) . Эта победа состоит в свободе (как независимости). Человек, победивший мир (включая в реальность мира и реальность эмпирического невозрождённого «я»), знает свою победу не в том, что она даёт ему полную независимость от условий существования (невозможно, например, совсем не есть или не одеваться на холоде), а в том, что эти условия сами по себе не имеют для возрождённой нравственной личности никакой нравственной цены, они ей личностно безразличны. Для возрождённой личности открываются подлинные личностные идеалы, но не в холодной, отвлечённой схеме, а в живой личности Иисуса Христа, с Которым человек связан верою, вкушением Его Тела и Крови и нравственной жизнью, в которой он стремится уподобиться Христу.

Бог может и «из камней сих воздвигнуть детей Аврааму» (Мф. 3, 9) , но обычно новые личности воссоздаются на материале прежних. И хотя отличие новых от прежних может быть разительным, всё же и личность в своём самосознании, и другие окружающие её люди не могут не признать, что, какая бы она ни была новая, возрождённая, в некотором существенном смысле она та же, то есть Бог возрождает новую личность на материале и при участии прежней и, значит, в человеческой личности имеются те свойства, ради которых и воплотился Богочеловек.

Человек не мешок с качествами и даже не просто хороший мозаичный узор, в котором всё великолепно подобрано и пригнано. И не самодовольство заставляет человека считать себя образом Божиим.

Речь идёт не об отвлечённых психологических особенностях, какими бы ценными они ни были. Человеческая личность не состоит из различных нравственных, умственных, интуитивных и всяких прочих качеств - они только различаются, открываются, воплощаются в личности. Человек не мешок с качествами и даже не просто хороший мозаичный узор, в котором всё великолепно подобрано и пригнано. И не самодовольство заставляет человека считать себя образом Божиим. (Хотя в гуманистическом безумии человек может ставить себя на высший пьедестал вне и помимо Творца, не видя, что этим он в своём испорченном сознании не возвышает, а принижает значимость человеческой природы и личности.)

Богооткровенное знание об образе Божием в человеке потому и было так радостно принято, что оно дало точный ответ человеку, смутно чаявшему и непрерывно искавшему свои смысл и назначение; потому что при этом понимании - и только при таком понимании - даже и ошибки могли правильно оцениваться: человек узнал цену ошибки. Более того, зная, каков образ Божий, он мог гораздо более основательно догадываться, каков же Сам Бог, каким бы ни оказался потрёпанным этот образ.

Человечество воздыхает по подлинной свободе и взыскивает её; но это же стремление закабаляет личность, делая её зависимой от поисков, осуществлений, постоянных недовольств из-за неполноты или ошибочности этих осуществлений

И всё же как значительны и самые эти качества, взятые в рассмотрении хотя бы и абстрактно, а тем более применительно к человеческой личности! Как ни искажена порой у человека свобода - одни неузнаваемые клочки только, кажется, и остаются, - а всё равно свобода! Даже в словесных злоупотреблениях: политическая свобода, экономическая свобода, свобода печати и проч. (как многие из них смешны!) - можно рассмотреть желанный лик подлинной свободы. Разумеется, в поисках этих свобод люди занимаются мнимостями - мнимостями как по реальному содержанию этих квазисвобод, так и по пониманию смысла свободы. Стремление ко всем этим свободам - проявление того, что человечество воздыхает по подлинной свободе и взыскивает её; но это же стремление закабаляет личность, делая её зависимой от поисков, осуществлений, постоянных недовольств из-за неполноты или ошибочности этих осуществлений, равно как и имение многих земных благ лишь на первый взгляд освобождает человека от заботы о них, на самом же деле лишь ещё больше привязывает его к этим благам. «Некоторый человек был богат; одевался в порфиру и виссон и каждый день пиршествовал блистательно. Был также некоторый нищий, именем Лазарь, который лежал у ворот его в струпьях и желал напитаться крошками, падающими со стола богача; и псы, приходя, лизали струпья его» (Лк. 16, 19–21) . Из этих двоих - парадоксальный факт - большей независимостью, в частности, от условий жизни, обладал Лазарь.

Но как (сознательно или несознательно) ни ограничивает человек свою свободу, и в самом этом ограничении проявляется свобода, в самом выборе. Вообще с ситуацией выбора, то есть возможности проявления свободы, человек сталкивается по многу раз ежедневно, обычно не замечая этого. Во всяком случае, человек не всегда видит нравственную сторону своего выбора (хотя некоторым тонким образом она присутствует почти всегда - как согласие с волей Божией или как противление ей). И вот в этом-то незамечаемо или замечаемо свободном выборе, сильно своевольном или почти безвольном, обдуманном или бессмысленном, с яркой эмоциональной насыщенностью или бесчувственно тупом, всегда стандартно одинаковом в схожих ситуациях или демонстративно разнообразном, зависимом и независимом от интуитивных вспышек, ведущем к определённой цели или заведомо бесцельном, и проявляется более, чем в чём-либо другом, личность человека с её великим даром свободы.

Если когда человек и стремился, хотя бы в мечте, остановить бег времени, так это в моменты особо острого переживания любви; это и заставляет догадываться, что именно любовь связывает время и вечность

Особенно ощутимо аромат свободы действует в любви; вне подлинной свободы любовь представляет собой нечто уродливое; это не более чем тип влечения. Свободно-нравственная любовь и составляет драгоценное духовное ядро личности. И как бы ни растрачивалась, ни измельчалась и ни искажалась любовь в различных пошлых и уродливых пристрастиях, природа её, сердечное тяготение к некоему центру жизни остаётся неизменным и узнаваемым, и, ощутив его, всякий скажет: это она, любовь. И с другой стороны, при всём единстве природы любви и похожести многих её проявлений, в частности, словесных (известно, как скуден набор слов, в которых выражается такая разновидность любви, как влюблённость), как неповторимы и тонки личностные её проявления, и как в этих тонко различимых переживаниях любви, может быть, более всего различаются и узнаются личности! И уж литераторы-то понимали всегда, что если когда человек и стремился, хотя бы в мечте, остановить бег времени, так это в моменты особо острого переживания любви; это и заставляет догадываться, что именно любовь связывает время и вечность; но любовь не как абстрактная категория и не как бессодержательное влечение, но как личностное, глубокое духовное переживание. Свобода и любовь рождают весь строй нравственных и иных движений сердца, его чувствований; и это создаёт неповторимый нравственно-психологический колорит личности.


Жизнь - это прежде всего встречи с разными людьми, наполненные то различного рода притяжением, то противостоянием. Отношения в этих встречах могут так капризно и изменчиво варьировать, фокусировать движение чувств то одним, то другим образом. И здесь, разумеется, раскрываются букеты ядовитых греховных осуществлений, но порою и виртуозно осуществляются высокого качества нравственные акты.

Особую ценность представляет та великая реальность человеческой личности, которую святые отцы называли владычествующей частью души, - ум. Как многообразно поле его деятельности: и простые рассудочные движения бытового характера, и едва улавливаемые трепетные всплески полуинтуиции и полумысли, и холодные рационалистические суждения философствующей машины, и великие прорывы к небу, и постоянно наполняющие жизнь дешёвые маленькие хитрости, и глубочайшие философские системы, в которых Откровение находит своё совершенное воплощение, и различные научные открытия и изобретения - от величайших до прикладных, и ясное умение формулировать мысль, и чрезвычайные ошибки, влекущие за собой тяжелейшие последствия. Нет ни одной области бытия, куда бы ни пытался пробраться и заняться своей рефлектирующей деятельностью ум человеческой личности, никогда не забывающий о самосознании. И как удивительно кружева личностной мысли вплетаются в движения чувств, не нарушая свободы интуиции и любви, но лишь сообщая им новое богатство (хотя порою и неполезное для личности, ибо нравственно отрицательное).

Наконец, каждой личности, как бы общество ни влекло её к нивелировке и как бы она ни соглашалась на эту нивелировку сама, Богом даны и особенные художественные дары (для самостоятельного творчества или для восприятия). Из них первым следует назвать дар слова - гораздо больший, чем просто художественный дар. Недаром Божественное Откровение называет вторую Ипостась Божества Богом Словом, а великие учителя Церкви назывались богословами. Чистое, глубокое, живое слово выражает правду Божию, несёт добро людям, раскрывает красоту мира и само становится частью этой красоты. Словом же люди входят в общение с Богом, Ангелами и другими людьми; слово выражает знание о мире и о мысли; словами человек молится, кается, благодарит, просвещает, веселится, утешает и умиротворяет. (Но слово же может нести ложь, зло, безобразие и всякую порочность.) В слове всегда слышится и отпечаток личностного мира, сколь бы ни были упрощены и однообразны начала, к которым стремятся склонить словесную неповторимость личности время и общество (в частности, средства массовой информации).

Глаза человека - в зрительных образах, его уши - в звуках улавливают, а отчасти и создают живую организованную гармонию; и всё это поразительно и неповторимо раскрывается в мире человеческой личности. И чем ярче проявляется личность, тем более она (обычно - невольно) притягивает одних и отталкивает других людей.

Наконец, помимо категорий свободы, умственных, волевых, интуитивных, психологических, эмоциональных, словесных и эстетических характеристик, в наше особое рассмотрение входят и этические характеристики, безусловно, жизненно связанные со всеми вышеназванными, но, безусловно же, имеющие и свой собственный предмет, и содержание. Они составляют полноту ценностного переживания человеческой души, которая рассматривает все предметы (личности, ситуации и проч.) с позиций объективного блага и субъективного блаженства. Разумеется, субъективно оцениваемое качество (блаженство) по обычной человеческой греховности может ни по степени, ни по качеству не соответствовать реальному благу, но это не уничтожает факта нравственного переживания, постоянно входящего в жизнь, внутренний мир и поведенческие особенности личности. Вместе с тем любая схема, составленная с большим совершенством и со множеством живых подробностей, при всей возможной её «объёмности», при наложении её на любую живую человеческую личность оказывается недостаточной. В любой личности есть нечто неуловимое и невыразимое в слове, что и сам человек глубокой своей интуицией постигнуть в себе не может: некий аромат неповторимой человеческой тайны, оживляющей все эти психологические, умственные, эстетические, этические и прочие составляющие различных характеристических особенностей человека.

Впрочем, всегда ли в точном смысле слова оживляющей? Грехопадение, принёсшее в мир смерть, принесло и таинственное, непостижимое стремление к смерти в человеческой душе. И для того-то и Христос пришёл на землю, дав нам возрождение, чтобы выраженное и невыразимое стремление к смерти обратить в стремление к жизни - во всём, и прежде всего, разумеется, в любви и вообще в нравственной жизни, затем и в жизни разума, интуиций, чувств, чтобы таким образом возрождённый человек предстал как совершенный человек.

Билли Грэм

Библия открывает нам Бога в трех лицах. Это тайна, которую мы никогда не будем в состоянии понять. Библия не учит, что имеется три божества, но что есть Один Бог. Этот Единый Бог, однако, выражен в трех лицах: Бог Отец, Бог Сын и Бог Дух Святой.

Второе лицо св. Троицы Бог Сын, Иисус Христос. Он равносущен Богу. Он не есть один из сынов Божьих, но Сын Бога, Единородный. Он Вечный Сын Божий - Второе лицо Святой Троицы, Бог, явившийся во плоти, живой Спаситель.

Библия учит, что Иисус Христос не имеет начала. Он никогда не был создан. Библия учит, что мириады звезд, сияющие светила и наша земля были созданы. Рождение Иисуса Христа, которое мы празднуем на Рождество, не было для Него началом. Его происхождение скрыто в той же тайне, с которой мы встречаемся, когда начинаем допытываться о начале Бога. Библия говорит нам только: "В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог" (Иоан. 1,1).

Библия учит нас, что Он "есть образ Бога невидимого, рожденный прежде всякой твари; ибо Им создано все, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое: престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли - все Им и для Него создано; и Он есть прежде всего, и все Им стоит" (Кол. 1,15-17).

Последняя фраза указывает, что Он все держит в руке Своей. Другими словами, вся вселенная разлетелась бы на миллиарды атомов, если бы не сдерживалась силой Иисуса Христа. И опять-таки Библия говорит: "В начале Ты, Господи, основал землю, и небеса - дело рук Твоих; они погибнут, а Ты пребываешь; и все обветшают как риза, и как одежду свернешь их, и изменятся; но Ты тот же, и лета Твои не кончатся" (Евр. 1, 10-12).

Иисус Христос также сказал о Себе: "Я есмь Алфа и Омега, начало и конец" (Откр. 1,8). Он, и Он Один имел власть и силу вернуть человека Богу. Сделал ли Он это? Если Он хотел это сделать, то должен был бы придти на землю. Он должен был бы принять вид слуги. Он должен был бы стать подобным человеку. Он должен был бы унизить Себя и быть покорным до смерти. Он должен был бы сразиться с грехом. Он должен был бы встретить и победить сатану, врага человеческих душ. Он должен был бы развязать узы и освободить заключенных, заплатив за это великую цену - цену Своей крови. Он должен был быть презираем и отвержен людьми, стать мужем скорбей и изведавшим болезни. Он должен был бы быть забыт и покинут Богом, Он должен был бы быть изранен за беззакония человеческие и избиваем за грехи человеческие. Он должен был бы примирить Бога и человека взаимно. Он должен был бы стать Великим Посредником в истории человечества. Он должен был бы стать Заместителем. Он должен был бы умереть за грешника. И все это Он должен был бы сделать добровольно.

Благодарение Богу - все это действительно произошло! С высоты небес Он видел нашу землю, несущуюся в пространстве - сумрачную, проклятую, разрушенную грехом, предназначенную для ада. Он видел и вас, и меня, согбенных под ношей грехов, связанных цепями греха. Он принял Свое решение в Своих небесных чертогах. Сонмы ангелов склонились в смирении и благоговении, когда Царь царствующих и Господь господствующих, могущий Словом созидать миры, взошел на Свою блистающую колесницу, прошел жемчужные врата на глубине небес, и темной ночью, когда поющие звезды и сопутствующие ангелы возносили Ему хвалу, вышел из колесницы над Иудеей, сбросил Свои сверкающие одежды и стал человеком!

Христос пришел, чтобы открыть людям Бога. Он же и сказал нам, что Бог любит нас и заинтересован в нашей жизни. Он же рассказал нам о милости, и долготерпении и благодати Бога. Он же обещал нам вечную жизнь.

Но и больше того: Иисус Христос облекся плотью и кровью для того, чтобы умереть. "Он явился для того, чтобы взять грехи наши" (1 Иоан. 3, 5). Христос пришел в мир, чтобы "отдать душу Свою для искупления многих" (Матф. 20, 28). Целью прихода Иисуса Христа в мир и было предложить Свою жизнь как жертву за грехи людей. Он пришел, чтобы умереть. Тень Его смерти висела над всеми тридцатью тремя годами Его жизни на земле.

В ту ночь, когда родился Иисус Христос, сатана дрогнул. Он пытался убить Его, как только Он родился. Когда Ирод издал свой указ об избиении младенцев, единственной целью его было добиться смерти Христа.

За все дни Своей жизни на земле Он ни разу не согрешил. Он был единственным человеком, не совершившим греха. Он мог встать перед людьми и заявить: "Кто из вас обличит Меня в неправде?" (Иоан. 8, 46). Враг день и ночь преследовал Его, но никто не мог найти в Нем греха. Он был незапятнан и безупречен.

Иисус Христос вел скромную жизнь. Он не добивался никаких почестей, не гнался за славой. Он родился в хлеву. Он обитал в маленьком городке, в Назарете. Он был плотником. Он собирал вокруг себя маленькую группу рыбаков, последовавших за Ним. Он жил среди людей как человек. Он не показывал своего превосходства, не искал светских достижений. Он унизил Себя больше, чем кто-либо из живущих на земле.

Но Он учил людей с таким авторитетом, что слышавшие Его говорили: "Никогда человек не говорил так, как Этот Человек" (Иоан. 7, 46). Каждое слово, которое Он говорил, было верно как исторически, так же и научно и этически. В нравственных взглядах и утверждениях Иисуса Христа все ясно. Его мораль чиста и применима, как в те времена, когда он жил, так и во все века.

Слова Его благословенной личности были пророчески истинны. Он предсказал многое, что еще ожидает нас в будущем. Законники пытались поймать Его каверзными вопросами, но никогда не могли смутить Его. Его ответы противникам были ясны и определенны. В Его утверждениях не оставалось места для вопросов, в мнениях Его не было туманностей, в Его словах не было колебаний. Он знал и потому говорил со спокойным авторитетом. Он говорил с такой простотой, что простой народ с радостью слушал Его. Хотя Его слова были полны глубочайшего смысла, они были доступны общему пониманию. Его слова имели большой вес, но они были легко понятны. Они сияли такой простотой и светом, что раздражали Его врагов. Он решал величайшие проблемы обыденной жизни таким образом, что проходящему путнику было не трудно последовать за Ним.

Иисус Христос исцелял больных, хромых, расслабленных и слепых. Он исцелял проказу и воскрешал мертвых. Он изгонял бесов. Он умиротворял стихии. Он утишал бури. Он приносил мир, радость и надежду толпам людей, которым Он проповедывал.

В Нем никогда не проявлялось и признака страха. Он никогда не спешил. С Ним не бывало несчастных случаев. Все движения Его были спокойны и обдуманны. У него было совершенное самообладание. Он не беспокоился и не колебался в Своей работе.

Он спокойно стоял перед Пилатом и сказал: "Ты не имел бы надо Мною никакой власти, если бы не было дано тебе свыше" (Иоан. 19, 11). И Он заявил напуганным людям, что легионы ангелов находятся под Его властью.

Он приблизился к кресту с достоинством и спокойствием, с уверенностью, что будет исполнена цель пророчества, произнесенного о Нем восемью столетиями ранее: "Как овца, веден был Он на заклание, и, как агнец пред стригущим его безгласен, так Он не отверзал уст Своих" (Исайя 53, 7).

Он шел со славой, с сознанием Своего превосходства и с великим предчувствием Своей миссии, которую Он должен был выполнить. Он пришел, чтобы спасти грешных людей. Он пришел, чтобы утолить гнев Божий. Он пришел, чтобы выкупить людей с торжища сатаны. Он пришел, чтобы навеки победить диавола. Он пришел, чтобы восторжествовать над адом и могилой. Он мог это сделать только одним единственным средством. Перед Ним лежал только один путь.

Его смерть была предсказана тысячи лет тому назад. Сперва, как мы видели, в Эдемском саду; и после того проповедь о жизни и пророчестве о смерти Иисуса Христа продолжались все остальные века. Авраам предвидел Его смерть закланием своего агнца. Народ Израильский отображал Его смерть закланием агнца. Каждый раз, когда на алтаре иудеев проливалась жертвенная кровь, она представляла собой кровь Агнца Божия, Который придет и искупит грехи. Давид предсказал Его смерть более чем в одном из своих пророческих псалмов. Пророк Исайя посвятил целые главы своей книги, перечисляя и предсказывая все подробности Его смерти.

Иисус Христос сказал, что Он владеет силой отдать Свою жизнь, когда Он говорил: "Я есмь пастырь добрый; пастырь добрый полагает жизнь свою за овец" (Иоан. 10, 11). И еще сказал: "Так должно вознесену быть Сыну Человеческому; дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную" (Иоан. 3, 14-15). Иисус Христос видел крест, воздвигнутый в вечности. Во все века, предшествовавшие Его рождению, Он знал, что приближается день Его смерти. Когда Он родился от Девы, крест уже затемнял Его путь. Он облекся человеческой плотью, чтобы умереть. От колыбели до креста - целью Его жизни была смерть.

Он страдал, как ни один человек не страдал до Него: ночь, проведенная в Гефсиманском саду, озаренная светом горящих факелов, поцелуй предателя, арест, суд перед первосвященником, часы ожидания, дворец римского губернатора, переход во дворец Ирода, грубое обращение жестоких солдат Ирода, ужасная сцена, когда Пилат пытался спасти Его, в то время как священники и толпа требовали Его крови, избиение, кричащая толпа, путь из Иерусалима на Голгофу, гвозди, вбиваемые в руки, гвозди, вбиваемые в Его ноги, терновый венец на Его челе, издевательства и насмешки двух разбойников с обеих сторон: "Других спасал, а Себя Самого не может спасти!" (Матф. 27, 42).

Д-р Билли Грэм, Мир с Богом

Похожие статьи