Возрастные особенности глаза. Основные зрительные функции и методы их исследования у детей Возрастные особенности глаза
Новорожденный появляется на свет с системой зрительного восприятия, очень непохожей на аналогичную систему взрослого человека. В дальнейшем и оптический аппарат, и те органы, которые отвечают за получение «картинки» и ее интерпретацию головным мозгом, подвергаются весьма существенным изменениям. Несмотря на то, что процесс развития полностью завершается к 20-25 годам, наиболее масштабные изменения органов зрения приходятся на первый год жизни ребенка.
Особенности зрения у детей раннего возраста
В течение всего периода внутриутробного развития органы зрения малышу практически не нужны. После рождения система зрительного восприятия начинает бурно развиваться. Основным изменениям подвергаются:
- Глазное яблоко. У новорожденного оно похоже на шар, сильно сплющенный по горизонтали и вытянутый по вертикали. По мере роста форма глаза приближается к шарообразной;
- Роговица. Толщина основного преломляющего диска в центре у малыша первых месяцев жизни составляет 1,5 мм, диаметр – около 8 мм, а радиус кривизны поверхности – порядка 7 мм. Рост роговицы происходит за счет растягивания образующей ее ткани. В результате, по мере взросления ребенка этот орган становится шире, тоньше и приобретает более округлую поверхность. Кроме того, роговица новорожденного почти лишена чувствительности в связи со слабым развитием некоторых черепных нервов. Со временем этот параметр также приходит в норму;
- Хрусталик малыша представляет собой почти правильный шарик. Развитие этого важнейшего элемента оптической системы идет по пути уплощения и превращения в двояковыпуклую линзу;
- Зрачок и радужная оболочка. Особенностью зрения у детей, только что появившихся на свет, является недостаток в организме красящего пигмента – меланина. Поэтому радужка у малышей, как правило, светлая (голубовато-сероватая). Мышцы, ответственные за расширение зрачка, развиты слабо; в норме зрачок у новорожденных узкий;
- Основной элемент зрительного анализатора – сетчатка, у ребятишек первых месяцев жизни состоит из десяти слоев, имеющих разное строение, и имеет очень низкую разрешающую способность. К полугодовалому возрасту сетчатка растягивается, шесть слоев из десяти истончаются и совсем исчезают. Формируется желтое пятно – зона оптимальной фокусировки световых лучей;
- Передняя камера глаза (пространство между роговицей и поверхностью радужки) углубляется и расширяется в первые годы жизни;
- Кости черепа, образующие глазницу. У малышей полости, в которых расположены глазные яблоки, недостаточно глубоки. Из-за этого оси глаз оказываются скошенными, и возникает такая особенность зрения у детей, как видимость сходящегося косоглазия.
Некоторые детишки появляются на свет с дефектами век, а также слезных желез или слезовыделительных протоков. В дальнейшем это может стать причиной развития патологий зрения.
Особенности зрения у детей различного возраста
Специфика строения зрительного аппарата новорожденного является причиной того, что малыш видит плохо. Со временем система восприятия изображения совершенствуется, и недостатки зрения исправляются:
- Изменение конфигурации глазного яблока приводит к коррекции врожденной дальнозоркости, которая наблюдается у подавляющего большинства новорожденных (около 93%). У большинства трехлетних детишек форма глаз практически такая же, как у взрослых;
- Нормальная иннервация роговицы возникает уже у годовалого ребенка (к 12 месяцам полностью развиваются соответствующие черепные нервы). Геометрические параметры роговицы (диаметр, радиус кривизны, толщина) окончательно формируются к семи годам. При этом оптимизируется преломляющая сила этого элемента оптической системы, исчезает физиологический астигматизм;
- Мышцы, расширяющие зрачок, приобретают возможность нормально работать, когда крохе исполняется 1-3 года (это очень индивидуальный процесс). Содержание меланина в организме тоже нарастает у всех ребятишек по-разному, поэтому цвет радужки может оставаться нестабильным до 10-12 лет;
- Изменения формы хрусталика происходят у человека всю жизнь. Для малышей решающим моментом является становление навыка аккомодации (возможности фокусировать взгляд на различных расстояниях), которое происходит в первые месяцы жизни. Кроме того, с развитием хрусталика возрастает его преломляющая сила;
- Оптимизация размеров и формы глазницы за счет роста костей черепа, которая завершается к 8-10 годам.
Основной особенностью зрения у детей является врожденное несовершенство оптического аппарата и системы интерпретации изображения. Если развитие крохи идет нормально, к трехмесячному возрасту он получает навыки пространственного восприятия, к полугоду – умеет видеть предметы в трехмерном изображении и прекрасно различает цвета. Острота зрения, очень низкая у малышей, достигает уровня, характерного для взрослых, приблизительно к 5-7 годам.
1. К рождению ребёнка глаз способен нормально функционировать.
2. Масса глаза новорождённого 2-4 г. (взрослого 6-8 г.). После рождения масса глаза увеличивается в 2-3 раза, а к 3-4 годам достигает массы взрослого. Диаметр новорождённого 16 мм. (взрослого 24 мм.).
3. Роговица глаза новорождённого более толстая и выпуклая. К 5 годам толщина роговицы уменьшается. С возрастом роговица становится более плотной и её преломляющая сила уменьшается.
4. Глазная щель вдвое короче, глаз сильно выступает вперёд, т.к. глазница неглубокая.
5. До 6 лет зрачки у детей узкие; в возрасте 6-8 лет - широкие - вследствие преобладания тонуса мышц радужной оболочки; в 8-10 лет зрачок вновь становится узким и очень живо реагирует на свет; к 12-13 годам зрачковые реакции такие же как и взрослого.
6. В глазу новорождённого мало пигмента меланина , через несколько месяцев глаз приобретает постоянную окраску.
7. Слёзные железы функционируют с рождения, омывая глаз, а усиление слезоотделения (слеза) происходит от 3 до 5 месяцев. Поэтому дети в раннем возрасте плачут без слёз.
4 Оптическая система глаза.
Её образуют роговица, водянистая влага передних и задних камер, хрусталик и стекловидное тело. Продольная ось глаза - прямая линия, соединяющая полюса глаза. Каждая из этих сред имеет свой показатель преломляющей силы, но он для каждой среды постоянный, кроме хрусталика.
Была принята такая модель глаза, в которой учитывается суммарный эффект преломления лучей в хрусталике. Для этого следует от отдельных точек предмета провести прямые линии, проходящие через центр кривизны хрусталика на жёлтое пятно сетчатки.
Изображение на сетчатке получается уменьшенным, обратным и действительным.
Аккомодация - приспособление глаза к чёткому видению предмета на различном расстоянии.
Чтобы рассматриваемый предмет был ясно виден, надо чтобы лучи от всех его точек попали на заднюю поверхность сетчатки , т.е. были здесь сфокусированы.
Когда человек смотрит вдаль, предметы, расположенные на близком расстоянии кажутся расплывчатыми, они не в фокусе. Если глаз фокусирует близкие предметы, неясно видны отдалённые.
глаз приспосабливается к чёткому видению предметов, находящихся от него на различных расстояниях. Эту способность глаза называют аккомодацией.
Она осуществляется путём изменения кривизны хрусталика : при рассматривании близких предметов, хрусталик делается выпуклым, а отдалённых - более плоским.
Наименьшее расстояние от глаза, на котором предмет ещё отчётливо виден, называется ближайшей точкой ясного видения. У нормального глаза дальняя точка ясного видения лежит в бесконечности. С возрастом аккомодация изменяется. Ближайшая точка ясного видения находится на расстоянии.
У новорожденных размеры глазного яблока меньше, чем у взрослых (диаметр глазного яблока - 17,3 мм, а у взрослого - 24,3 мм). В связи с этим лучи света, идущие от удаленных предметов, сходятся за сетчаткой, т. е. новорожденным характерна естественная дальнозоркость . К ранней зрительной реакции ребенка можно отнести ориентировочный рефлекс на световое раздражение, или на мелькающий предмет. Ребенок реагирует на световое раздражение или приближающийся предмет поворотом головы, туловища. В 3-6 недель ребенок способен фиксировать взгляд. До 2 лет глазное яблоко увеличивается на 40 %, к 5 годам - на 70 % первоначального объема, а к 12-14 годам оно достигает величины глазного яблока взрослого.
Зрительный анализатор к моменту рождения ребенка незрелый. Развитие сетчатки заканчивается к 12 мес жизни. Миелинизация зрительных нервов и зрительных нервных путей начинается в конце внутриутробного периода развития и завершается на 3-4 мес жизни ребенка. Созревание коркового отдела анализатора заканчивается только к 7 годам.
Слезная жидкость имеет важное защитное значение, т. к. увлажняет переднюю поверхность роговицы и конъюнктиву. При рождении она секретируется в небольшом количестве, а к 1,5-2 мес во время плача наблюдается усиление образования слезной жидкости. У новорожденного зрачки узкие из-за недоразвития мышцы радужки глаза.
В первые дни жизни ребенка отсутствует координация движений глаз (глаза двигаются независимо друг от друга). Через 2-3 нед она появляется. Зрительное сосредоточение - фиксация взгляда на предмете появляется через 3-4 нед после рождения. Продолжительность этой реакции глаз составляет только лишь 1-2 мин. По мере роста и развития ребенка совершенствуется координация движений глаз, фиксация взгляда становится более длительной.
Возрастные особенности цветовосприятия . Новорожденный ребенок не дифференцирует цвета в связи с незрелостью колбочек сетчатки глаза. Кроме того, их меньше, чем палочек. Судя по выработке у ребенка условных рефлексов, дифференциация цветов начинается с 5-6 мес. Именно к 6 мес жизни ребенка развивается центральная часть сетчатки, где сконцентрированы колбочки. Однако осознанное восприятие цветов формируется позже. Правильно называть цвета дети могут в возрасте 2,5-3 года. В 3 года ребенок различает соотношения яркости цветов (темнее, бледнее окрашенный предмет). Для развития дифференцировки цветов родителям желательно демонстрировать цветные игрушки. К 4 годам ребенок воспринимает все цвета. Способность различать цвета значительно возрастает к 10-12 годам.
Возрастные особенности оптической системы глаза . Хрусталик у детей очень эластичен, поэтому он обладает большей способностью изменять свою кривизну, чем у взрослых. Однако, начиная с 10 лет, эластичность хрусталика снижается и уменьшается объем аккомодации - принятие хрусталиком наиболее выпуклой формы после максимального уплощения, или наоборот, принятие хрусталиком максимального уплощения после наиболее выпуклой формы. В этой связи изменяется положение ближайшей точки ясного видения. Ближайшая точка ясного видения (наименьшее расстояние от глаза, на котором предмет отчетливо виден) с возрастом отодвигается: в 10 лет она находится на расстоянии 7 см, в 15 лет - 8 см, 20 - 9 см, в 22 лет -10 см, в 25 лет- 12 см, в 30 лет - 14 см и т. д. Таким образом, с возрастом, чтобы лучше видеть, надо предмет удалять от глаз.
В 6 - 7 лет сформировано бинокулярное зрение. В этот период значительно расширяются границы поля зрения.
Острота зрения у детей разного возраста
У новорожденных острота зрения очень низкая. К 6 мес она увеличивается и составляет 0,1, в 12 мес - 0,2, а в возрасте 5 -6 лет равна 0,8-1,0. У подростков острота зрения повышается до 0,9-1,0. В первые месяцы жизни ребенка острота зрения очень низкая, в трехлетнем возрасте только у 5 % детей она соответствует норме, у семилетних - у 55 %, в девятилетнем - у 66 %, у 12 - 13-летних - 90 %, у подростков 14 -16 лет - острота зрения, как у взрослого.
Поле зрения у детей уже, чем у взрослых, но к 6-8 годам оно быстро расширяется и продолжается этот процесс до 20 лет. Восприятие пространства (пространственное зрение) у ребенка формируется с 3-месячного возраста в связи с созреванием сетчатки и коркового отдела зрительного анализатора. Восприятие формы предмета (объемное зрение) начинает формироваться с 5- месячного возраста. Форму предмета ребенок определяет на глаз в возрасте 5-6 лет.
В раннем возрасте, между 6-9-м мес, у ребенка начинает развиваться стереоскопическое восприятие пространства (он воспринимает глубину, отдаленность расположения предметов).
У большинства шестилетних детей развита острота зрительного восприятия и полностью дифференцированы все отделы зрительного анализатора. К 6 годам острота зрения приближается к норме.
У слепых детей периферические, проводящие или центральные структуры зрительной системы морфологически и функционально не дифференцированы.
Глаза детей раннего возраста характеризуются небольшой дальнозоркостью (1-3 диоптрии), вследствие шарообразной формы глазного яблока и укороченной передне-задней оси глаза (таблица 7). К 7-12 годам дальнозоркость (гиперметропия) исчезает и глаза становятся эмметропическими, в результате увеличения передне-задней оси глаза. Однако у 30-40 % детей, вследствие значительного увеличения передне-заднего размера глазных яблок и, соответственно удаления сетчатки от преломляющих сред глаза (хрусталика), развивается близорукость .
Возрастные закономерности развития скелета. Профилактика нарушений опорнодвигательного аппарата
Профилактика нарушений опорно-двигательного аппарата у детей. Гигиенические требования к оборудованию школ или дошкольных учреждений (4 ч.)
1. Функции опорно-двигательного аппарата. Состав и рост детских костей.
2. Особенности формирования костей кисти, позвоночного столба, грудной клетки, таза, костей мозгового и лицевого черепа.
3. Изгибы позвоночника, их образование и сроки фиксации.
4. Гетерохронность развития мышц. Развитие двигательных навыков у детей. Становление массы, силы мышц. Выносливость детей и подростков. Двигательный режим.
5. Особенности реакции на физическую нагрузку в разном возрасте.
6. Правильная поза в положении сидя , стоя, при ходьбе. Нарушения осанки (сколиоз, усиление естественных изгибов позвоночника - лордозов и кифозов), причины, профилактика. Плоскостопие.
7. Школьная мебель. Гигиенические требования к школьной мебели (дистанция и дифференция). Подбор, расстановка мебели и рассаживание учеников в классе.
Функции, классификация, строение, соединение и рост костей
Скелет - совокупность твердых тканей в организме человека - костной и хрящевой.
Функции скелета : опорная (к костям прикрепляются мышцы); двигательная (отдельные части скелета образуют рычаги, которые приводятся в движение прикрепляющимися к костям мышцами); защитная (кости образуют полости, в которых располагаются жизненно важные органы); минерального обмена; образования клеток крови.
Химический состав кости : органическое вещество - белок оссеин , входящий в состав межклеточного вещества костной ткани, составляет только 1/3 массы кости; 2/3 ее массы представлены неорганическими веществами, в основном, солями кальция, магния, фосфора.
В состав скелета входит около 210 костей.
Строение костей:
надкостница, состоящая изсоединительной ткани, содержащая кровеносные сосуды, питающие кость; собственно кость , состоящая из компактного и губчатого вещества. Особенности ее строения: тело - диафиз и два утолщения на концах - верхний и нижний эпифизы . На границе между эпифизом и диафизом находится хрящевая пластинка - эпифизарный хрящ , за счетделения клеток которого кость растет в длину. Плотная соединительнотканная оболочка - надкостница помимо сосудов и нервов содержит делящиеся клетки, остеобласты . Благодаря остеобластам происходит утолщение кости, а также заживление костных переломов.
Различают осевой скелет и добавочный .
Осевой скелет включает скелет головы (череп) и скелет туловища .
Сколиоз - боковое искривление позвоночника, при котором формируется т. н. «сколиотическая осанка». Признаки сколиоза : сидя за столом, ребенок сутулится, наклоняется на бок. При сильно выраженных боковых искривлениях позвоночного столба плечи, лопатки и таз асимметричны. Сколиозы бывают врожденные и приобретенные. Врожденные сколиозы встречаются в 23 % случаев. В их основе лежат различные деформации позвонков: недоразвитие, клиновидная их форма, добавочные позвонки и т. д.
К приобретенным сколиозам относятся:
1) рахитические , проявляющиеся различными деформациями ОДА из-за дефицита в организме кальция. Их причиной являются мягкость костей и слабость мышц;
2) паралитические, возникающие после детского паралича, при одностороннем мышечном поражении;
3) привычные (школьные ), причиной которых могут быть неправильно подобранный стол или парта, рассаживание школьников без учета их роста и номеров парт, ношение портфелей, сумок, а не ранцев, длительное сидение за столом или партой и т. д.
На долю приобретенных сколиозов приходится около 80 %. При сколиозах отмечается асимметрия плечевого пояса и лопаток. При совместно выраженных лордозах и кифозах - выдвинутая вперед голова, круглая или плоская спина, выпяченный живот. Различают следующие виды сколиозов: грудные правосторонние и левосторонние, грудопоясничные.
Учитывая задачи настоящего пособия, представляем отдельные вопросы анатомического строения органа зрения, касающиеся хрусталика, его связочного аппарата, окружающий структур и некоторые анатомо-физиологические особенности органа зрения у детей.
Хрусталик представляет собой чечевицеобразное, двояковыпуклое, плотноэластическое, прозрачное бессосудистое тело. Он расположен между радужкой и стекловидным телом, находясь в углублении последнего. Между хрусталиком и стекловидным телом остается узкая капиллярная щель (ретролентикулярное пространство). Хрусталик удерживается в своем положении связочным аппаратом: ресничным пояском (цинновой связкой) и гиалоидокапсулярной связкой.
У взрослых хрусталик по форме напоминает двояковыпуклую линзу с более плоской передней (радиус кривизны – 10-11,2 мм) и более выпуклой задней поверхностью (радиус кривизны – 5,8 – 6 мм), а толщина его в среднем составляет 4,4 – 5 мм при диаметре 10 мм.
Хрусталик новорожденного по форме приближается к шару, напоминая эмбриональный. Толщина его равняется 4 мм при диаметре 6 мм, радиусы кривизны передней и задней поверхностей составляют соответственно 3,1 – 4 мм. С ростом ребенка хрусталик по форме приближается к линзе взрослого.
Толщина и диаметр хрусталика у ребенка 1 года составляет 4,2 мм и 7,1 мм, в 4 года – 4,5 – 8 мм, в 7 лет – 4,3 – 8,9 мм, в 10 лет – 4 – 9 мм. Объем его у новорожденного равен 0,07 см, у ребенка 1 года – 0,1 см, в 4 года – 0,12 см, в 7 лет – 0,15 см, в 10 лет – 0,15 см, у взрослого – 0,2 см. С возрастом увеличивается масса хрусталика. У новорожденного она составляет 0,08 г, у ребенка 1 года – 0,13 г, в 4 года - 5 г, в 7 лет – 0,16 г, в 10 лет – 0,17 г, у взрослого – 0,2 г.
Центр передней поверхности хрусталика называется передним полюсом, центр задней поверхности – задним полюсом. Линия, соединяющая передний и задний полюсы, называется осью хрусталика, а линия перехода передней поверхности в заднюю – экватором.
Хрусталик состоит из капсулы, эпителия капсулы и хрусталиковых волокон. Капсула, покрывающая поверхность хрусталика, представляет собой одну из разновидностей базальных мембран и сформирована из коллагеноподобного гликопротеинового вещества. Метаболизм ее осуществляется через эпителий и волокна хрусталика. Капсула гомогенна, прозрачна, эластична и несколько напряжена. У детей она значительно тоньше, чем у взрослых. Во всех возрастных группах передняя капсула толще, чем задняя, которая является наиболее тонкой у заднего полюса и вокруг него. Задняя капсула эпителия не имеет. У детей, а также у лиц молодого возраста она находится в тесном соединении с передней пограничной мембраной стекловидного тела, которая, как правило, повреждается при нарушении целости задней капсулы. Это надо учитывать при хирургическом лечении катаракт в детском возрасте.
Под передней капсулой хрусталика находится однослойный кубический эпителий, клетки которого имеют шестигранную форму. В процессе роста новые хрусталиковые волокна отодвигают предыдущие волокна к центру и образуют радиальные пластинки в виде долек апельсина. Волокна каждой пластинки направляются к переднему и заднему полюсам. В местах передних и задних концов волокон с капсулой хрусталика образуются так называемые швы. Образование волокон происходит в течение всей жизни; центральные более старые из них, уплотняются за счет потери воды, в результате чего к 25-30 годам жизни образуется небольшое ядро, которое в дальнейшем увеличивается. Строение хрусталика взрослого и ребенка в оптическом срезе щелевой лампы представлено на рис.
Вещество хрусталика состоит из воды (в среднем 62%), 18% растворимых и 17% нерастворимых белков, 2% минеральных солей, небольшого количества жиров, следов холестерина. Водорастворимые белки представлены -, - и -кристаллинами, нерастворимые – за счет метаболизма глюкозы, в результате которого происходит накопление АТФ,альбуминоидами. Последние составляют мембраны хрусталиковых волокон; количество этих белков увеличивается с возрастом. В нормальном состоянии белки не проникают во влагу передней камеры, При развитии катаракт, благодаря нарушению структуры мембран хрусталиковых волокон и проницаемости капсулы, протеины могут поступать во влагу передней камеры и, выступая в качестве антигенов, вести к образованию антител.
Хрусталик характеризуется более высоким уровнем ионов калия и более низким – ионов натрия, хлора и воды по сравнению с другими структурами глаза и организма. Благодаря активному транспорту аминокислот и ионов через мембраны поддерживается постоянство внутренней среды хрусталика. Необходимая для этого химическая энергия образуется за счет метаболизма глюкозы, в результате которого происходит накопление АТФ.
Биохимический состав хрусталика в детском возрасте характеризуется высоким содержанием воды (до 65%), преимущественным содержанием растворимых белков. В хрусталике ребенка содержится около 30% белков, 5% приходится на неорганические соединения (К,Са,Р), витамины (С,В2), глютатион, ферменты, липоиды (холестерин и др.)
Хрусталик не имеет нервов и сосудов. Он получает питание из водянистой влаги и стекловидного тела. Поступление составных частей для обмена веществ и выделение продуктов обмена происходит путем диффузии. Капсула хрусталика, являясь полупроницаемой мембраной, способствует осуществлению обменных процессов.
Ресничный поясок (цинновые связки) удерживает хрусталик в его нормальном положении, является составным элементом аккомодационного аппарата глаза, состоит из тесно прилегающих друг к другу волокон – тонких, бесструктурных, стекловидных нитей.
Передняя камера – пространство, ограниченное задней поверхностью роговицы, передней поверхностью радужки, в области зрачка – передней капсулой хрусталика; в углу передней камеры – областью трабекулярной сети, корнем радужки и ресничным телом. Фронтальный поперечник передней камеры у взрослого равен 11,3 – 12,4 мм. Глубина ее в центре у взрослого составляет от 2,6 до 3,5 мм, объем колеблется от 0,2 до 0,4 см. Передняя камера заполнена водянистой влагой – прозрачной, бесцветной жидкостью с удельным весом 1,005 – 1,007, показатель преломления которой равен 1,33.
У новорожденного глубина передней камеры в центре достигает 1,5 мм, к 1 году увеличивается до 2,5 мм, к 5 годам – до 3 мм, к 10 годам достигает размеров взрослого.
Задняя камера ограничена задней поверхностью радужки, ресничным телом, ресничным пояском, передней капсулой хрусталика. Непрерывность задней камеры нарушается узкой капиллярной щелью, которая имеется между зрачковым краем радужки и передней поверхностью хрусталика. Эта щель обеспечивает сообщение между передней и задней камерами. Глубина задней камеры неодинакова в разных ее отделах и колеблется от 0,01 до 0,1 мм.
Стекловидное тело составляет большую часть (65%) содержимого глазного яблока. Оно располагается позади хрусталика и ресничного пояска, далее граничит с плоской частью ресничного тела и с сетчаткой. Между хрусталиком и стекловидным телом имеется капиллярная щель (захрусталиковое или ретролентальное пространство). Помимо прикрепления к задней капсуле хрусталика, стекловидное тело фиксировано еще в двух отделах: в плоской части ресничного тела и около диска зрительного нерва. Топографически стекловидное тело разделяют на 3 части: позадихрусталиковую, ресничную и заднюю.
Стекловидное тело, имеющее фибриллярную структуру, представляет собой прозрачную, бесцветную массу студенистой консистенции, является коллоидом (гелем), содержит до 98% воды и небольшое количество белка и солей. К моменту рождения стекловидное тело сформировано, однако объем и масса его у детей меньше, чем у взрослых. Масса его у новорожденного около 1,5 г, к 1 году – 2,6 г, к 4 годам – 4,2 г, к 7 годам – 4,8 г, к 10 годам приближается по массе к взрослому – 5,5 г. Объем стекловидного тела у новорожденного – 1,4 см, у ребенка 1 года – 2,6 см,в 4 года – 4 см, в 10 лет – как у взрослого – 4,8 см.
Глазное яблоко новорожденного по сравнению с телом ребенка относительно велико. Рост глаза. Наиболее интенсивно происходящий в первые 3 года жизни, продолжается в течение всего периода детства и даже до 20-25 лет. О чем можно судить по увеличению размера саггитальной оси глаза. У новорожденного она равняется 16,2 мм, у ребенка 1 года – 19,2 мм, в 4 года – 20.7 мм, в 7 лет – 21,1 мм, в 10 лет – 21,7 мм, в 14 лет – 22,5 мм, у взрослого – 24 мм. Роговица у детей меньших размеров по сравнению со взрослыми: ее горизонтальный вертикальный диаметры составляют соответственно у новорожденного 9 и 8 мм, у ребенка 1 года – 10 и 8,5 мм, в 4 года – 10,5 и 9,5 мм, в 7 лет – 11 и 10 мм, в 10 лет – 11,5 10 мм, в 14 лет – 11,5 и 10,5 мм, у взрослого – 12 и 11 мм. Радиус кривизны у новорожденного равен 7 мм, к 12 годам увеличивается до 7,5 мм, у взрослого составляет 7,6 -8 мм. Возрастные нормы размеров саггитальной оси глазного яблока и роговицы должны учитываться в диагностике микрофтальма и микрокорнеа при врожденных катарактах .
Склера новорожденных, а также детей до 3 лет более тонка; толщина ее равна 0,4 – 0,6 мм, у взрослого – 1-1,5 мм. Благодаря эластичности склеры, одной из возрастных особенностей детского возраста, после разреза оболочек глаза происходит коллапс, что способствует выпадению стекловидного тела в ходе операции.
Особенность радужки новорожденного заключается в том, что пигмент в переднем мезодермальном листке почти отсутствует и через строму просвечивает задняя пигментная пластинка, обусловливая голубоватый цвет. Постоянную окраску радужка приобретает к 2 годам жизни ребенка. У новорожденных детей зрачок более узкий (1,5 – 2 мм), слабо реагирует на свет и недостаточно расширяется. Это обусловлено тем, что сфинктер ко времени рождения уже сформирован, а дилятатор недоразвит.
Ресничное тело у новорожденных развито недостаточно, с ростом ребенка формируется, дифференцируется его иннервация. В первые годы жизни ребенка чувствительные нервные окончания выражены слабее, чем двигательные и трофические. Этим обусловлена меньшая болезненность ресничного тела у детей при воспалительных процессах. У детей ресничная мышца представлена лишь двумя порциями – радиальной и меридиональной. Циркулярная порция Мюллера дифференцируется к 20 годам.
Существенные особенности имеет глазное дно новорожденных. Чаще всего отмечается бледно-розовая с желтым оттенком окраска. Макулярный и фовеолярный рефлексы слабо выражены или отсутствуют. В то же время на других участках при офтальмоскопии возникает много рефлексов. Диск зрительного нерва у новорожденных бледновато-серого цвета, меньшего диаметра (0,8 мм), который с возрастом увеличивается до 2 мм. Ко второму году жизни глазное дно приобретает вид, мало отличающийся от взрослого.
Особенностью строения сетчатки новорожденного является наличие 10 слоев на всем протяжении. Из них к 1 году жизни в макулярной области сохраняются первый – пигментный – эпителий, второй – слой палочек и колбочек, третий – наружная пограничная мембрана, частично четвертый – наружный ядерный – и девятый – слой нервных волокон. К этому времени увеличивается число колбочек в центральной ямке сетчатки, завершается их дифференцировка и структурное созревание.
При заболеваниях органов зрения больные жалуются на множество факторов. Диагностика включает в себя следующие этапы, которые учитывает все возрастные особенности органа зрения :
- Жалобы.
- Анамнез
- Наружный осмотр.
Наружный осмотр производится при хорошем освещении. Вначале осматривается здоровый глаз, а затем – больной. Следует обращать внимание на такие факторы:
- Цвет кожи вокруг глаз.
- Величина глазной щели.
- Состояние оболочек глаза – отворот верхнего или нижнего века.
Конъюктива в нормальном состоянии – бледно-розовая, гладкая, прозрачная, влажная, хорошо виден сосудистый рисунок.
При наличие патологического процесса в глазу наблюдается инъекция:
- Поверхностная (конъюнктивальная) – конъюктива ярко-красная, а роговица бледнеет.
- Глубокая (перикорниальная) – вокруг роговицы цвет до фиолетового, бледнеет к периферии.
- Исследование функции слезной железы (слезотечение не проверяется при жалобах).
Функциональная проба. Берется полоска промокательной бумаги шириной 0,5 сантиметра и длиной 3 сантиметра. Один конец загибают и вставляют в конъюктивальный свод, второй – свисает по щеке. В нормальном состоянии – за 5 минут смачивается 1,5 см полоски. Меньше 1,5 см – гипофункция, больше 1,5 см – гиперфункция.
Носо-слезные пробы:
- Слезно-носовая.
- Промывание носослезного канала.
- Рентгенография.
Осмотр больного яблока
При осмотре глазного яблока оценивают величину глаза. Она зависит от рефракции. При близорукости глаз увеличивается, при дальнозоркости – уменьшается.
Выпячивание глазного яблока к наружи называется экзофтальмом, западение – эндофтальмом.
Экзофтальм – это гематома, орбитальная эмфизема, опухоль.
Для определения степени выстояния глазного яблока используется экзофтальмометрия.
Метод бокового освещения
Источник света располагается слева и спереди от больного. Врач садится напротив. Во время процедуры используют лупу в 20 диоптрий.
Оценивают: склеру (цвет, рисунок, ход трабекул) и область зрачка.
Метод исследования проходящим светом:
Этим методом оцениваются прозрачные среды глаза – роговица, влага передней камеры, хрусталик и стекловидное тело.
Исследование проводят в темной комнате. Источник света располагается сзади слева. Врач – напротив. С помощью зеркального офтальмоскопа зеркалом подается источник света в глаз. В нормальном состоянии зрасок должен загореться красным цветом.
Офтальмоскопия:
- В обратном виде. Операцию осуществляют с помощью офтальмоскопа, линзы в 13 диоптрий и источника света. Офтальмоскоп держа в право руке, смотрят правым глазом, лупа в левой руке и приставляется к надбровной дуге пациента. В итоге получается зеркальное перевернутое изображение. Исследуется сетчатка и зрительный нерв.
- В прямом виде. Используется ручной электроофтальмоскоп. Правило процедуры – правый глаз осматривается правым глазом, левый – левым.
Офтальмоскоп в обратном виде дает общее представление о состоянии глазного дна пациента. В прямом – помогает детализировать изменения.
Методика проводится в определенной последовательности. Алгоритм: диск зрительного нерва – пятно – перефирия сетчатки.
В норме диск зрительного нерва – розовый с четкими контурами. В центре – углубление, откуда выходят сосуды.
Биомикроскопия:
При биомикроскопии используют щелевую лампу. Это комбинация интенсивного источника света и бинокулярного микроскопа. Голову устанавливают с упором лба и подбородка. Подает регулируемый источник свет в глаз пациенту,
Гониоскопия:
Это метод осмотра угла передней камеры. Осуществляется при помощи гониоскопа и щелевой лампы. Таким образом используется гонеоскоп Гольдмана.
Гонеоскоп – линза, которая представляет собой систему зеркал. Таким методом исследуется корень радужки, степень открытия угла передней камеры.
Тонометрия:
Пальпаторная. Больного проят закрыть глаз и указательным пальцем, пальнируя, судят о величине глазного давления. Судят по податливости глазного яблока. Виды:
Tn – давление в норме.
Т+ — умеренно плотный.
Т 2+ -очень плотный.
Т 3+ — плотный как камень.
Т -1 – мягче нормы
Т -2 – мягкий
Т -3 – очень мягкий.
Инструментальная. Во время процедуры используют тонометр Маклакова – металлический цилиндр высотой 4 см, вес – 100 г, на концах – расширенные площадки из белого стекла.
Грузики обрабатываются спиртом, затем насухо вытираются стерильным тампоном. В глаз закапывается специальная краска – колларгол.
Грузик держится на держалке и ставится на роговицу. Далее грузик снимается и делаются отпечатки на бумаге, смоченной спиртом. Результат оценивается с помощью линейки Полака.
Нормальное давление – 18-26 мм рт ст.
Похожие статьи
-
Великая отечественная война Окончательное снятие блокады Ленинграда
Великая Отечественная война - война СССР с Германией и ее союзниками в – годах и с Японией в 1945 году; составная часть Второй мировой войны . С точки зрения руководства нацистской Германии, война с СССР была неизбежна. Коммунистический...
-
Под знаком зодиака Дева, были рождены прославленные люди
Действительное описание — даты календаря 31 августа.Астрологический символ людей родившихся в день 31.08.90 года ›››› Дева (с 22 августа по 23 сентября).Восточный календарь, 1990 год = ››› Белой Металлической Лошади.Стихия знака гороскопа...
-
КВР: расшифровка. Что означает КВР? Какие квр и косгу использовать для госзакупок Квр 243 расшифровка в году
Комбинация КВР - КОСГУ имеет закрытый перечень. Использование иных сочетаний может стать причиной нарушения методологии учета. А значит, и штрафных санкций. Узнайте, как без ошибок увязать КВР и КОСГУ. КВР и КОСГУ по страховым взносам...
-
Значение слова посредник Кто такой посредник
Слово «посредник», наверное, слышали все. Здесь буду говорить о посредниках в торговле. Если вам больше 15 лет, то наверняка вы знаете, что очень редко товары доходят до нас «напрямую» с производства. В 90% случаев между производителем и...
-
Русский консерватизм первой четверти XIX века Идеология консерватизма в 19 веке
Консерватизм возник как непосредственная реак-ция на Великую французскую революцию. В Велико-британии его основоположником стал Эдмунд Бёрк (1729-1797), известный политический деятель и один из самых оригинальных мыслителей своего...
-
Вольфганг Шойбле (Wolfgang Schaeuble) - это Предложение о создании конкурента МВФ
(Wolfgang Schäuble), занимавший в уходящем правительстве пост министра финансов. За его кандидатуру, предложенную главой крупнейшей фракции Христианско-демократического и Христианско-социального союзов (ХДС/ХСС) Фолькером Каудером (Volker...