Связь философии с искусством кратко. Open Library - открытая библиотека учебной информации. А Методы философии

Религия : опирается на веру, нашу духовную способность, не требует доказательств, требует подчинения нравственным идеалам.

Искусство: Субъективно, не претендует на истину, имеет эстетическое обрамление.

Наука : Опирается на разум; научные положения должны быть верифицируемы; претендует на истину

Философия : опирается на разум, претендует на истину, но в отличии от других наук изучает мир в целом. Как и религия философия включает в себя этику и как искусство философия включает в себя эстетику. Таким образом, философия – это система, взглядов на мир и человека в нем, притом её волнуют предельно общие вопросы.

Философия является древнейшей из наук , это ценная область знания, она зародилась в VI-V веках до нашей эры в Китае, Индии, Древней Греции. В далёкие времена философия являлась системой, которая включала в себя все знания , накопленные человечеством. Знаний было немного, и их можно было объединить в одну систему. В философию входили знания физики, медицины, астрономии, математики, алхимии. С развитием общества знания накапливались и начинали отделяться от философии, науки о человеке выделились последними. В настоящее происходит объединение философии с математикой, медициной и т.д. Самые серьёзные открытия делаются на стыке различных наук.

К середине XIX века сложилась ситуация, когда перед философией в острой форме возникает вопрос о том, что же остаётся на долю самой философии. Если отвечать на этот вопрос одним словом, то это - мышление. Мышление, его происхождение, его сущность, его истинные формы, его приёмы, способы и методы.

В настоящее время философия сама является наукой о наиболее общих законах развития природы, общества, мышления. Личность, общество, окружающая среда - смысл и цель философии.

Философия и религия выходят из мифа, они походят тем, что решают мировоззренческие вопросы, но религия в основу ставит веру, а философия - это поиск истины.

Религия - это форма мировоззрения, основанная на вере в наличие фантастических, сверхъестественных сил, которые влияют на жизнь человека и окружающий мир.



Для религиозного мировоззрения характерна чувственная, образно-эмоциональная (а не рациональная) форма восприятия окружающей действительности.

В VI веке до нашей эры философия представляла собой новый тип миропонимания, в основе которого лежал разум. Реальные наблюдения, логический анализ, обобщение, выводы и доказательства стали вытеснять образы и вымыслы, т.е. мифологию.

Искусство , как и философию, можно назвать самосознанием культуры: это как бы художественный взгляд “изнутри” в рамках какой-либо эпохи или типа культуры. Благодаря искусству, происходит накопление и передача человеческой чувственности. Но нельзя не учитывать и рациональные моменты в художественном творчестве.

А Методы философии

Все многообразие методов философии можно свести к двум основным – диалектика и метафизика . Кант под метафизикой понимал естественную склонность нашего разума выходить за границы опыта. Слово Метафизика – Андроник Колосский. Метафизика базируется на законах логики. Три закона логики Аристотеля:

1 – закон тождества А=А, 2 –закон запрета противоречий, в отношении одной и той же вещи в одно и то же время мы не можем высказать двух противоречащих суждений, 3- третьего не дано или А или В.

Лейбниц сформулировал четвертый закон логики – закон достаточного основания (все что существует имеет причину своего существования.

Методологическая ошибка в метафизике возникает если мы отрываем суждение и возводим его в абсолют. Так возникает догматизм.

Диалектика. Сократ под диалектикой понимал искусство спора. Первым диалектиком был Гераклит (нельзя войти в одну реку дважды). Кант под диалектикой понимал логику видимости. Подлинным диалектиком является Гегель. Он ввел в философию три очень важных понятия: 1- развитие -изменение идеальных и материальных объектов, но не механическое, а как переход на более высокий уровень; 2 – тождественность – каждая вещь (существо, явление) является сама собой; 3 – различие – все существующее в самом себе отличается от самого себя.

Существует три закона диалектики. Эти законы универсальны, так как распространяются на природу, общество и человека. 1 - закон единства и борьбы противоположностей (ещё Гераклит обратил внимание, на то что каждая вещь в процессе своего развития переходит в свою противоположность. Гегель считал, что противоречивость основа жизни); 2- закон перехода количество в качество; (качество - некая определенность вещи, благодаря которой вещь имеет устойчивые характеристики, количество – исчисляемое определение предмета. Мера это единство количества и качества. Любые количественные изменения рано или поздно придают вещи новое качество. Этот переход или явно выражен или незаметен); 3 – закон отрицания отрицания (он означает, что все новое всегда борется со старым, но само потом таковым и становится. Зерно- стебель-зерно.)

Диалектика базируется на четырех основных принципах:1-Принцип всеобщей связи 2-Принцип системности 3-Принцип причинности 4-Принцип историзма (человек живет в истории, история вечна).

Три взгляда на историческую направленность историзма: 1 – развитие по кругу, (древние); 2 – линейное развитие (библия); 3- развитие по восходящей спирали (современные науки).

Отличия диалектики от метафизики : 1- диалектика в отличии от метафизики, пытается проследить связь между старыми и новыми, количеством и качеством; 2 – ход мыслей в диалектике всегда проходит в три этапа - утверждение (тезис), его отрицание (антитезис), отрицание отрицания (синтез, снятие противоположностей), а в метафизике господствует формула- если не то, то другое.

Искусство и философия - важнейшие сферы культуры, которые, являясь формами самосознания культуры, занимают в логике культурных форм полярные места. Искусство вырастает на основе остенсивных форм культуры (форм демонстрации и непосредственного представления культурного содержания), а философия - на ветви форм-принципов (форм, выражающих глубинные основания деятельности, дающих свободу человеку в отношении деятельности). Для искусства характерно непосредственное «слияние» человека (художника или зрителя) с миром, созданным произведением, а для философии характерна рефлексивная и даже критическая позиция человека (философа и его читателя) к миру, который предстает в философии.

Связь искусства и философии многостороння: они могут быть связаны тем, что вырастают из одной культуры, они могут быть связаны тем, что проникают друг в друга - искусство философствует, а философия становится искусством, они связаны и тем, что искусство постоянно входит в круг размышлений философии.

Сходство философии и искусства состоит в том, что в их произведениях широко представлен эмоционально-личностный компонент, они всегда индивидуальны. Однако, если философ выражает проблему с помощью понятий, абстракций, обращаясь к тонкости ума, то деятель искусства выражает проблему через художественные образы, пробиваясь к нашему разуму через пробужденные им чувства. И философия, и наука, и религия, и искусство создают свою картину мира, дополняя друг друга.

Однако, в отличие от искусства, философия делает упор на разум, а не на эмоции, на логику, а не на фантазию и интуицию.

Культурологическое сходство искусства и философии проявляется в ряде моментов:

а) Искусство и философия основываются на очевидности и интуиции: для искусства - это интуиция чувственного восприятия (априори аффективного, как назвал ее Дюфренн), для философии - интеллектуальная интуиция (intuitus mentis , как назвал ее Декарт)

б) Для искусства и философии важна целостность связи мира и человека, о которой искусство говорит как о красоте, а философия - как о бытии.

в) Интересы искусства и философии, выступающих различными формами самосознания культуры, сходятся, в конце концов, в одной точке - что собою представляет человек, и каково его место в мире. Для искусства эта проблема оборачивается интересом к человеку как индивидуальности, а для философии она превращается в обсуждение конечных оснований человеческой жизнедеятельности.

Говоря о тех чертах, которые роднят философию и искусство, отметим следующие:

    Вместе с тем философия и искусство связаны с социальностью, с общественным, публичным существованием человека.

    И философия и искусство сохраняют значимость и жизненность индивидуального, особенного, в отличие от абстрактной всеобщности науки.

    И художественное и философское произведение остаются неразрывно связанными с духовным поиском их автора.

    Философию и искусство роднит и сам способ творчества – особая роль интуиции, вдохновения и спонтанности.

    И философия, и искусство опираются на естественный язык. Естественный язык и его символичность, его смысловая многозначность становятся в философии и искусстве «участниками» творчества, а не инструментом для выражения готовой мысли. Так что автору никогда до конца не ясно, что удалось сказать.

Говоря же о различиях философии и искусства, отметим следующее:

    Искусство говорит на языке образов, а философия говорит на языке рассуждений. Образность доминирует в искусстве, а концептуальность – в философии.

    Философия обращена к собственным основаниям, требует удерживания их в контексте рассуждения; художественное творчество – спонтанно. Художник – медиум, пророк, ему требуется вдохновение муз. От философа требуется последовательность и умение сформулировать в явном виде свои предпосылки.

Сходство: один и тот же предмет – человек.

Различия: искусство отражает и творит мир и человека на эмоциональном уровне, создавая художественные образы, философия же – на уровне понятий, категорий создаёт стройное учение, которые близки с наукой.

В качестве противоположного научной философии выступает другой тип философии - философия как искусство. В этом случае правильнее будет говорить уже не о миропонимании, а о мировосприятии, когда отношение Человек - Мир не столько подвергается рациональному анализу, сколько остро переживается, становясь предметом эмоциональноволевого освоения, ибо системообразующим в мировоззрении оказывается чувство. Самораскрытие такого мировоззрения будет осуществляться в творческом акте самопереживания, рождая яркие образы (поэтические, музыкальные и т.д.) и гамму чувств. В этом случае философия становится значительно ближе к области искусства, чем науки, а философ - это скорее Художник, нежели ученый.

Понимание философии как искусства наиболее яркое воплощение получает в творчестве мыслителей эпохи Возрождения, противопоставивших «книжной мудрости» и аскетическим добродетелям Средневековья жизнь во всей ее полноте как высшую ценность, видя свою задачу не столько в том, чтобы познавать ее, сколько в том, чтобы творить ее, руководствуясь идеалом красоты. Такое умонастроение восторженный искатель истины Дж. Бруно назвал героическим энтузиазмом, видя в нем возможность радостного освобождения человека и от официальной догматической религиозности, и от рабства перед ненужными мелочами жизни .

Если в эпоху Возрождения жизнеутверждающее понимание философии как искусства формировалось как антитеза догматической схоластики, то с середины XIX в. такое понимание философии вновь получает распространение, но уже как антитеза абсолютизированной рациональности философии. Представители «философии жизни» (А. Шопенгауэр, Ф. Ницше и др.) и экзистенциализма (С. Кьеркегор, М. Хайдеггер, К. Ясперс, Ж.-П. Сартр, А. Камю, Н. Бердяев, Л. Шестов и др.) видят задачу философии в поисках и обретении смысла (бытия, жизни, существования), эти мыслители подчеркивают несводимость философии только к логическому, теоретическому познанию. Например, Ф. Ницше был убежден, что философы должны непрестанно рожать свои мысли из своей боли и по-матерински придавать им все: «кровь, сердце, огонь, веселость, страсть, муку, совесть, судьбу, рок». М. Хайдеггер предлагает научиться «вслушиваться в голос бытия», истинными хранителями которого он считал поэзию и искусство; А. Камю провозглашает проблему самоубийства в качестве единственной по-настоящему серьезной философской проблемы. По его мнению, «решить, стоит или не стоит жизнь того, чтобы ее прожить, - значит ответить на фундаментальный вопрос философии» .

Традиция понимания философии как искусства, а философа как Художника - заметное явление и в русской философской мысли, одной из особенностей которой явилась поздняя институализация философии, вследствие чего русская философия преимущественно не была академической, оказалась тесно связанной с устным творчеством (беседы и дискуссии в салонах, кружках), литературой и публицистикой, нередко бравших на себя решение философских задач. Сравнивая философию и науку, например, Бердяев писал:

«В науке есть горькая нужда человека, в философии - роскошь, избыток духовных сил… Философия есть искусство познания в свободе через творчество идей, противящихся мировой данности и необходимости и проникающих в запредельную сущность мира» 1.

Хотя понимание философии как искусства не было представлено в рамках официальной советской философии, и в советский период оно имело своих сторонников, прежде всего вне стен университетов и академий. Это была личная, интимная философия частного человека, что вполне соответствовало задачам этого типа философии. Перестройка привела к изменению понимания места и роли философии, в частности, научная философия утратила статус единственного монополиста на обладание истиной, а философия как искусство обрела общественную значимость, заняв место на кафедрах университетов.

Вопрос о соотношении искусства и философии сложен не только потому, что он сло-жен по своему смыслу, но еще и потому, что это соотношение исторически менялось. Для эпохи Возрождения не было ничего эпатирующего в том, что Леонардо да Винчи называл живопись "истинной философией", поскольку живопись, по его словам, самостоятельно обни-мает первую истину. Аналогичная миссия признавалась за поэзией и за архитектурой. Искус-ство в эпоху Возрождения вмещало в себя весь состав фундаментальных мыслей о мире, и поэтому оно шло рука об руку с философией.

Сходство философии и искусства состоит в том, что в их произведениях широко представлен эмоционально-личностный компонент, они всегда индивидуальны. Однако, если философ выражает проблему с помощью понятий, абст-ракций, обращаясь к тонкости ума, то деятель искусства выражает проблему через художест-венные образы, пробиваясь к нашему разуму через пробужденные им чувства. И философия, и наука, и религия, и искусство создают свою картину мира, дополняя друг друга.

Связь искусства и философии многостороння: они могут быть связаны тем, что вырас-тают из одной культуры, они могут быть связаны тем, что проникают друг в друга - искус-ство философствует, а философия становится искусством, они связаны и тем, что искусство постоянно входит в круг размышлений философии.

Искусство и философия - важнейшие сферы культуры, которые, являясь формами са-мосознания культуры, занимают в логике культурных форм полярные места. Искусство вырас-тает на основе остенсивных форм культуры (форм демонстрации и непосредственного представления культурного содержания), а философия - на ветви форм-принципов (форм, выражающих глубинные основания деятельности, дающих свободу человеку в отношении деятельности). Поэтому для искусства всегда характерна опора на чувственное восприятие, а для философии опора на спекуляцию. Для искусства характерно непосредственное «слия-ние» человека (художника или зрителя) с миром, созданным произведением, а для филосо-фии характерна рефлексивная и даже критическая позиция человека (философа и его чита-теля) к миру, который предстает в философии.

Культурологическое сходство искусства и философии проявляется в ряде моментов:

а) Искусство и философия основываются на очевидности и интуиции: для искус-ства - это интуиция чувственного восприятия (априори аффективного, как назвал ее Дюф-ренн), для философии - интеллектуальная интуиция (intuitus mentis , как назвал ее Декарт), очевидность, до которой доходит эйдетическая редукция.

б) Для искусства и философии важна целостность связи мира и человека, о которой ис-кусство говорит как о красоте, а философия - как о бытии. И та, и другая целостность не могут быть определены иначе, чем через онтологические эквиваленции, плодотворные тавтоло-гии. Бытие есть , небытия нет , бытие и мысль тождественны, определил Парменид целое. А Платон в «Пире», определяя прекрасное, вводит свою эквиваленцию прекрасного по своей природе , которое прекрасно само по себе , в своем виде, всегда в самом себе единооб-разно , т.е., прекрасно то, что само прекрасно без отношения к чему-либо. И это определе-ние прекрасного, которое у Платона взято вместе с указанием пути к его пониманию, наибо-лее полно и точно во всей мировой эстетике.

в) Интересы искусства и философии, выступающих различными формами самосозна-ния культуры, сходятся, в конце концов, в одной точке - что собою представляет человек, и каково его место в мире. Для искусства эта проблема оборачивается интересом к человеку как индивидуальности, а для философии она превращается в обсуждение конечных основа-ний человеческой жизнедеятельности.

Идея индивидуальности, воодушевляющая искус-ство, определяет сущность эстетического восприятия мира. Именно постижение индивидуаль-ности как таковой составляет главную прерогативу искусства как культурного явления.

Философия и искусство сохраняют значимость и жизненность индивидуального, особен-ного, в отличии от абстрактной всеобщности науки. Понятие науки обобщает индивиду-альные случаи, формируя общее понятие. А философия и искусство пытаются выпол-нить понимание «на одном примере», что достигается благодаря символичности художе-ственного образа и эйдетичности созерцания в философии. Это «прозревание» сущно-сти вещей на одном примере роднит философию и искусство.

Соотношение искусства и философии исторически менялось. Для эпохи Возрождения не было ничего эпатирующего в том, что Леонардо да Винчи назы¬вал живопись «истинной философией», поскольку живопись, по его словам, самостоятельно обнимает первую истину. Для XIX в. на первый план выдвинулась проблема иерархического строения здания гуманитарных наук. Так, Шеллинг и романтизм вообще, ставя искусство (особенно музыку) выше науки, провозглашали его главенство и над философией, а Г.В.Ф. Гегель, на¬оборот, при всей признаваемой им значимости эс¬тетического венчал здание самопознания абсолютной идеи его высшей формой – философией. Однако с кризисом рационализма изменился и тот смысл, который привносился западной философией в вопрос о соотношении искусства и философии. Стремление отчетливо развести эти формы и уста¬новить между ними иерархическую субординацию сменилось как бы возвратившейся исторической тен¬денцией к их совмещению или даже почти отожде¬ствлению. Однако, в отличие от ушедших историчес¬ких эпох, это очередное сближение искусства и фи¬лософии происходило уже на иных основаниях. Уже не поэзия, не живопись и не музыка, а художествен¬ная проза признавалась естественной сферой этого содружества, и уже не искусство уподоблялось фи¬лософии, что предполагает где-то в своей глубине большую значимость философии, но философия ста¬ла уподобляться художественной прозе, что, напро¬тив, предполагает исходное превосходство искусст¬ва (продолжение линии романтиков).Сначала А. Шопенгауэр и Ф. Ницше, затем Г. Риккерт и А. Бергсон объединили философию и искус¬ство на том основании, что они одинаково далеко отстоят от практики и то и другое есть целостное «созерцающее» постижение жизни, использующее не столько логику понятий, сколько иррациональную интуицию. Плодом этого совмещения стал новый жанр литературы – «интеллектуальная романистика» (Т. Манн и др.). Естественно, что такое сближение осуществлялось только в рамках тех направлений философии, которые строились на тезисе о бессилии логико-понятийных познавательных средств и пото¬му неизбежно должны были ориентироваться на «сверхпонятийные» – художественные – способы постижения истины. Таково было, напр., направле¬ние экзистенциализма, в русле которого творили А. Камю, Г. Марсель и Ж.-П. Сартр; их философские сочинения были насквозь художественны, а художе¬ственные – насквозь философичны. Искусство и философия – это взаимозависимые, но различные формы общественного сознания, кото¬рые, несмотря на всю близость (но не тождествен¬ность) своих содержательных областей, на свою рав¬ную направленность на предельно общие вопросы духа и бытия, отличаются методом познания и выра¬жения. Философия, в сущности, может быть (хотя это и не всегда гак) растворена в понятиях и подана в безличной форме (хотя бы в педагогических целях), искусство же не поддается такому – педагогическо¬му – растворению и обезличиванию. Здесь схваче¬ны как бы разные модусы человеческого сознания, его разные состояния и разные по форме виды деятельности.

Похожие статьи