Сознание человека. Почему сознание это не мозг. Краткий взгляд в философии на сознание и мозг

Мозг и сознание.

Возникая в процессе общественной жизни, сознание в то же время - продукт функционирования биологического органа - мозга. Об этом говорят многочисленные факты. Например, существует тесная связь между развитием мозга и развитием психики, высшей формой которой является сознание. Так, если сопоставить такие высокоорганизованные животные, как человекообразные обезьяны и человека, то можно обнаружить, что у шимпанзе мозговое вещество составляет 400 куб. см, а у современного человека 1400 куб. см. Увеличение размеров мозга, происходившее у человека в процессе трудовой деятельности, сыграло громадную роль в возникновении сознания.

Мозг является крайне сложной системой, посредством которой осуществляется отражение внешнего мира и программирование поведения человека. Именно это и является причиной того, что при нарушении деятельности каких-то его отделов, в особенности коры головного мозга, происходят серьезные расстройства в психических функциях, поведении, сознании.

Значение мозга как органа сознания неоспоримо. Тем не менее, находились философы, которые ставили под сомнение этот вывод естествознания. Так, Ф. Паульсен писал, будто положение о том, что мышление совершается в мозгу, бессмысленно; по его мнению, с таким же правом можно утверждать, что мысли находятся в желудке или на Луне. Подобную философию В. И. Ленин назвал "безмозглой философией".

Конечно, было бы ошибочным считать, что мозг сам по себе продуцирует сознание так же, как печень выделяет желчь. Даже при нормально функционирующем мозге сознание может не появиться, если нет соответствующих социальных условий. Мыслит, познает внешний мир не мозг сам по себе, а человек, обладающий мозгом.

Допустим на минуту, что нам удалось отделить мозг от человеческого организма и сохранить его физиологические функции, поместив в определенную физиологическую среду. Будет ли в этом случае мозг познавать? Очевидно,что нет.

Известны случаи, когда дети попадали к животным, и потом выяснялось, что они не умеют разговаривать, мыслить и т. д., хотя эти дети обладали биологически нормальным мозгом и телом. И тем не менее людьми их назвать было нельзя. Более того, попытка перевоспитания таких детей, как правило, оканчивалась неудачей. Они с трудом овладевали речью, навыками человека и оставались неполноценными до конца своей жизни.

Из этого видно, что одних биологических факторов - нормального мозга и здорового тела - недостаточно для возникновения сознания. Сознание человека формируется лишь под воздействием социальных, общественных условий.

Чтобы мыслить и быть человеком, надо овладеть общественным опытом, знаниями, навыками. Влияние общественных условий проявляется и в изменении биологических особенностей человека, в частности, в изменении самого мозга. Конечно, глубокой ошибкой было бы считать, что в человеке все носит общественный характер. Мы не можем согласиться с Дж. Фурстом, который говорит: "От человеко-обезьяны или Шимпанзе человек отличается не только своей личностью, но и всем, вплоть до пищеварения и каждого своего кровяного шарика" *. Это не верно. Процессы кровообращения, дыхания, питания и у человека совершаются по биологическим законам.

* Д. Фурст. Невротик, его среда и внутренний мир. М., 1957, стр. 77.

Вместе с тем жизнь человека в общественной среде не могла не сказаться на механизмах его биологической деятельности. Например, характер пищи, ее приготовление на огне вызывают функциональные изменения органов пищеварения. Большие изменения произошли с мозгом. Труд человека, речевое общение с другими людьми обусловили развитие тех отделов, которые ответственны,за координацию и регулирование действиями и речи. Специфическим дополнением к высшей нервной деятельности у человека явилось образование так называемой второй сигнальной системы, которая позволяет воспринимать обобщенные сигналы - слова - и тем самым мыслить.

Как же люди усваивают человеческий опыт? Какую роль в этом играет мозг? Как и ранее, следует отметить значение предметной деятельности. Освоение общественного опыта всегда требует от человека действий. Чтобы ребенок смог держать ложку, он должен пускать ее в ход. Чтобы научиться плавать, надо идти в воду и пытаться плыть и т. п. Усваивать опыт, учиться - значит овладевать действиями с предметами, и прежде всего с теми, которые созданы в обществе. В особенности большое значение имеет овладение навыками трудовых операций, действиями с помощью орудий труда, машин. Интересно отметить, что в усвоении общественного опыта огромная роль принадлежит детским играм. Игра воспроизводит деятельность взрослых; играют в летчиков, капитанов, врачей и т. д. Игра полезна не только тем, что доставляет удовольствие ребенку, но и тем, что в процессе игры ребенок как бы "врастает" в систему человеческих отношений, приобретает элементарный опыт обращения с предметами.

Итак, деятельность нужна и при восприятии предмета и при усвоении самой способности действовать. Восприятие и усвоение опыта - две стороны развития человека. Значение деятельности в ходе выработки умения будет состоять в том, что человек тем самым как бы приобретает опыт, "овеществленный" в тех предметах, с которыми мы оперируем. Маркс писал: "В обыкновенной, материальной промышленности... мы имеем перед собой под видом чувственных, чужих, полезных предметов, под видом отчуждения опредмеченные сущностные силы человека" *. Действуя с созданными в обществе предметами и орудиями, человек тем самым как бы извлекает (конечно, с помощью других людей, уже обладающих определенной способностью) заключенный в них опыт **.

Для ребенка на первых этапах его развития реальные орудия и предметы заменяются игрушкой, которая воплощает некоторые черты используемых в практической деятельности предметов. Остроумно об использовании игрушки ребенком говорил Гегель. Лучшее употребление игрушки ребенком, отмечал он, состоит в том, чтобы сломать ее. Ломая игрушку, а затем овладевая способностью собирать ее, ребенок вырабатывает умение практического анализа и синтеза. Позднее у него разовьется способность совершать анализ и синтез в уме, мысленно. Происходит, как говорят психологи, интериоризация деятельности; внешнепредметная развернутая деятельность сокращается и переходит во внутренний план, план умственных операций5 30. Следовательно, способность мышления есть результат активного отношения человека к внешнему миру.



Точно так же освоение речи требует активности субъекта. Владеть речью - значит уметь воспринимать слова, предложения и вместе с тем произносить их вслух или выражать письменно. Усвоив сказанное, нетрудно понять ту мысль, что восприятие речи и ее внешнее выражение - две стороны одного явления, тесно связанные друг с другом. Это подтверждается многочисленными экспериментами. Было доказано: когда человек слушает речь, то он одновременно проговаривает слышимые слова. Это можно, в частности, установить по регистрации артикулярного аппарата, который в этом случае функционирует так же, как в случае внешнеречевой деятельности. Все это значит, что в процессе овладения речью человек должен усвоить некоторые выработанные в обществе приемы действий; в том случае, если он ими не владеет, он не может правильно воспринять речь. "Поэтому ясно, - пишет А. Р. Лурия, - что для слухового восприятия речи нужен не только тонкий, но и систематизированный слух, и когда эта работа по выделению существенных, фонематических признаков выпадает, речевой слух нарушается. Именно в силу этих причин резкие границы между слышанием и пониманием речи падают. Человек, не владеющий чужим языком, не только не понимает, но и не слышит его, не выделяет из звукового потока членораздельных элементов этого языка, не систематизирует звуков речи соответственно его законам.

* К. Маркс и Ф. Энгельс. Из ранних произведений, стр. 595.

** См.: А. Н. Леонтьев. Мышление. "Философская энциклопедия". М., 1964; его же: Проблемы развития психики. М., Изд-во МГУ, 1965.

*** См.. А. Валлон. От действия к мысли. М., ИЛ, 1956; Л. С. Выготский. Мышление и речь. М. - Л., 1934; П. Я. Гальперин. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий, Сб, "Исследования мышления в советской психологии", М., "Науками, 1966.

Поэтому незнакомый язык воспринимается человеком как поток нечленораздельных шумов, недоступных не только для понимания, но и для четкого слухового анализа" *.

* См.: А. Лурия. Высшие корковые функции человека, М., Изд-во МГУ, 1962, стр. 89.

Сознание человека складывается в той мере, в какой человек вступает в отношения с другими людьми. Овладеть опытом и приобрести способность мышления и речи можно только овладев сложившимися в обществе способами, формами деятельности, которые закреплены в орудиях труда и в создаваемых человеком предметах, а также в языке.

Мы подошли к чрезвычайно важному и крайне сложному вопросу: в чем особенность психического отражения, каково отличие его от физиологических процессов мозга. Попытаемся разобраться в этом. Для того чтобы объяснить сущность психического, следует избрать определенный способ исследования. Один из них состоит в стремлении интерпретации психического, исходя из выявления картины физиологических изменений, которые совершаются в мозге.

Конечно, физиологические исследования функций мозга имеют большое значение для науки, изучающей психическую деятельность человека, процессы сознания - психологии, а также для гносеологии. Современная психология является наукой, которая, с одной стороны, опирается на выводы социальных наук, с другой, - на физиологию, медицину, биологию. Вопрос заключается в том, можно ли считать, что физиологические исследования сами по себе достаточны для расшифровки тайн психики или же психика человека представляет особое явление, не сводимое к физиологическим функциям. Надо сказать, что у ряда ученых иногда встречаются тенденции сведения психики, сознания к физиологическим процессам, т. е. нейродинамическим процессам возбуждения и торможения.

И это можно понять. Физиолог, исследуя мозг, отправляется от известного положения, что сознание есть функция мозга, поэтому нередко он стремится его найти в самом мозге. Но сколько бы физиолог ни рассекал скальпелем мозг, какие бы тонкие приборы для регистрации процессов мозга он ни применял, ему не удается выделить ни одной мысли. Поэтому он нередко склонен отождествить их с самими процессами мышления.

Этот взгляд разделяют и некоторые философы. Еще в прошлом веке появилась большая группа философов-материалистов (Бюхнер, Фогт, Моллешот), которые доказывали материальность сознания.

Они говорили, что мозг выделяет мысль так же, как печень желчь.

Энгельс назвал таких материалистов вульгарными за их отождествление сознания с материальными процессами и игнорирование специфики психики. В наши дни такой взгляд претерпел изменения и в откровенной форме встречается довольно редко. Представители названной концепции используют различные аргументы. Так, в частности, ссылаются на пример телепатии, которая якобы доказала материальность мышления, показав возможность передачи мыслей на расстоянии.

Но если психика, сознание не есть нервная деятельность или энергия, вырабатываемая мозгом, то что же она собой представляет? Вывод некоторых исследователей, отождествляющих сознание с нервной деятельностью, основан на предположении, что функция органа должна находиться в самом органе, быть помещенной в нем приблизительно так, как желток в яйце. Такое представление о соотношении функции и органа не совсем правильно. Возьмем, к примеру, трудовую деятельность человека. Труд есть функция рук, руки - орган труда. Но ведь из этого совсем не следует, что трудовые операции помещены внутри самой руки. Если бы мы исходили из такого понимания соотношений функций и органов, то мы должны были бы объяснение сущности труда искать в физиологии и анатомии руки. В этом случае нам удалось бы получить многочисленные сведения о руке, но о труде мы ничего не узнали бы: труд есть деятельность человека. Это - воздействие человека на окружающий мир посредством орудий производства, которые приводятся в движение рукой человека. Понять трудовой процесс можно только обратившись к внешнепредметным отношениям людей, а также учитывая их связи друг с другом в процессе производства.

Очевидно, что и в случае выяснения природы сознания, психики нам никак нельзя замыкаться в рамках структуры мозга и его функций. Собственно, для Нас это положение должно быть уже достаточно понятным. Сознание не тождественно физиологическим процессам, как не сводим к физиологии и анатомии руки труд.

Но наша аналогия может породить у читателя вопрос: не хотим ли мы своеобразие психики увидеть в том, что она, как и труд, тоже представляет собой вид поведения, предметную деятельность? Этот вопрос вполне уместен. В зарубежной психологии чрезвычайно распространен бихевиоризм, характерная черта которого состоит в сведении психики, сознания к поведению. Бихевиористы говорят, что единственно доступным наблюдению исследователя является поведение животного и человека. Задача состоит в том, чтобы, воздействуя на животное стимулом, изучить его реакции. Поведение человека и животного и есть их мышление.

Так, например, один из основоположников бихевиоризма Д. Б. Уотсон - говорит, что мышление "по существу не отличается от игры в теннис, плавания и любой иной, непосредственно наблюдаемой деятельности, за исключением того, что оно скрыто от обычного наблюдения и в отношении своих компонентов является в одно и то же время и более сложным и более сокращенным, чем это мог подумать даже самый смелый из нас" *. Основная функция мышления - в приспособлении организма к окружающей среде.

Этого взгляда придерживаются и более поздние бихевиористы **.

* J. B. W а t s o n. Psychology from the standpoint of а behaviorist. 2. ed. Philadelphia and London, 1924, р. 346.

** См.: "Основные направления исследовании психологии мышления в капиталистических странах". М., "Наука", 1966, гл. VI.

Они отрицают понимание сознания как внутренней идеальной, субъективной отражательной деятельности мозга. По мнению бихевиористов, физиология должна ограничиться рассмотрением "всеобщих моделей реагирования" на внешние стимулы. Тем самым игнорируется познавательная сторона сознания.

Одна из сложностей познания психики состоит в том, что образы, возникающие в сознании человека, внешне не наблюдаемы. Внешне можно наблюдать поведение человека, его речь; когда исследователь проникает внутрь мозга, он фиксирует нервные процессы. Но ни увидеть, ни услышать, ни обонять, ни осязать сознание даже с помощью приборов нельзя. Мир сознания недоступен непосредственному восприятию потому, что образы предметов не обладают ни одним из физических свойств, которые принадлежат отражаемым им предметам. Например, роза пахнет, образ же розы запаха не имеет, огонь жжет, образ огня этим свойством не обладает.

Неправильно считать, что формирование образа есть пересаживание в голову человека самого предмета или его некоторых особенностей. Восприятие дерева не означает, что такое не дерево, только меньших размеров, возникает в его голове.

Особенность сознания состоит в том, что оно является идеальным отражением действительности. Идеальным сознание называют потому, что образы человека, хотя они и соответствуют объективным явлениям, не заключают в себе ни одного материального свойства.

Для того чтобы понять особенность познавательного образа, следует иметь в виду: познавательный образ возникает благодаря тому, что мозговые процессы опосредствуют предметную деятельность человека. Любой акт поведения, любая операция возможны лишь благодаря тому, что в основе движения лежат нейродинамические процессы, протекающие в центральной нервной системе. В свою очередь, физиологические механизмы формируются на базе предметной деятельности субъекта. Все это и означает, что мозговые системы, или, как их нередко называют, мозговые модели, являются функциональными представителями внешних воздействий, несущими информацию о внешних событиях. Такие системы следует называть функциональными потому, что они выполняют роль физиологических механизмов поведенческих актов в силу своей информационности. Поэтому, хотя функциональные системы формируются за счет определенных энергетических превращений, их содержание, информация не сводятся к энергии. Последняя есть лишь отражение внешних явлений. Как содержание сигнала не сводимо к его материальной форме, так и сознание, психика не могут быть отождествлены с теми нейродинамическими процессами, благодаря которым они формируются.

Можно отметить еще одну важную особенность субъективного образа, сознания. Как и у животных, так и у человека в психике отражено не состояние мозга, не его физиологические процессы, а внешний мир. Иначе, как остроумно замечает Л. Фейербах, кошка бросалась бы не на мышь, а царапала бы когтями свои собственные глаза. Если бы человек не имел ощущений, восприятий, он бы не видел, не слышал, не обонял, не осязал. Ощущения связывают человека с внешним миром. С помощью мыслей он отражает его закономерности. Одно из отличий сознания от изображений на экране телевизора, зеркала и т. д. состоит в том, что субъективные образы как бы открывают субъекту выход во внешний мир. Ни телевизор, ни зеркало не видят изображенных на их поверхности предметов.

Они доступны только человеку.

Сознание как функция головного мозга

В противоположность иррационализму, материалистический подход к пониманию сознания характеризуется стремлением объяснить появление сознания из самой материи, отрицая при этом сверхприродное, вневременное и внематериальное его происхождение. И хотя для обоснования таких взглядов всегда широко использовались научные и практические достижения, наиболее трудная задача, которую в различные времена приходилось решать этому направлению, состояла в том, как из косной материи возникает материя ощущающая, мыслящая, в чем отличие и характерные особенности этой последней?

Не претендуя на полное и окончательное понимание данной проблемы, можно, тем не менее, сказать, что современная наука дает серьезные основания утверждать: сознание является процессом работы человеческого мозга, выступает как его функция и не обнаруживает себя в отрыве от него. Установлено, что в мозгу человека непрерывно работает свыше 100 млрд. нервных клеток, каждая из которых в свою очередь обменивается информацией и сигналами еще с 10 тыс. других клеток. Мозг человека потребляет около 20% всей энергии, получаемой организмом из пищи, хотя масса его составляет всего 2—3% от массы тела.

Можно исследовать работу этого сложнейшего биологческого «компьютера», чем, собственно, и занимаются специальные науки, но философия, принимая во внимание такие исследования, ставит своей задачей в первую очередь ответить на вопрос о том, какова природа сознания, интересуясь условиями его возникновения и генезисом.

На то, что сознание является результатом эволюционного развития живого вещества, указывают многие факты, в частности, и тот, что у более высокоорганизованных организмов, имеющих головной мозг, параметры «серого вещества» более высокие. Так, например, мозг человека по объему в два раза и по весу в четыре раза больше мозга обезьяны, и именно здесь многие ученые видят принципиальное отличие реальных и потенциальных возможностей человека и обезьяны. Обоснование таких взглядов базируется на основных принципах эволюционной теории, идущей от Дарвина, которая в научном сообществе считается наиболее разработанной и обоснованной, а потому и не уступившей до сих пор своего лидирующего положения другим концепциям.

Связь мозга и сознания характеризуется прежде всего, тот факт, что от уровня сложности организации мозга зависит и уровень отражательно-конструктивной способности сознания.

Мозг первобытного, стадного человека был слабо развит и мог служить органом лишь примитивного сознания.

Мозг современного человека, сформировавшийся в результате длительной биосоциальной эволюции, представляет собой сложноорганизованный орган.

Зависимость уровня сознания от степени организации мозга подтверждается еще и тем, что сознание ребенка формируется, как известно, в связи с развитием его мозга, а когда мозг глубокого старца дряхлеет, угасают и функции сознания.

Экспериментальные данные различных наук, таких как психофизиология, физиология высшей нервной деятельности и др., неопровержимо свидетельствуют о том, что сознание неотделимо от мозга: нельзя отделить мысль от материи, которая мыслит.

Язык — это система содержательных, значимых форм: всякое слово светится лучами смыслов. Посредством языка мысли, эмоции отдельных людей превращаются из их личного достояния в общественное, в духовное богатство всего общества. Благодаря языку человек воспринимает мир не только своими органами чувств и думает не только своим мозгом, а органами чувств и мозгом всех людей, опыт которых он воспринял с помощью языка.

Обмен мыслями, переживаниями при помощи языка складывается из двух теснейшим образом связанных между собой процессов: выражения мыслей (и всего богатства духовного мира человека) го¬ворящим или пишущим и восприятия, понимания этих мыслей, чувств слушающим или читающим.

Близость мышления и языка, их тесное родство приводит к тому, что свое адекватное (или наиболее приближенное к таковому) выражение мысль получает именно в языке. Ясная по своему содержанию и стройная по форме мысль выражается в доходчивой и последовательной речи. «Кто ясно думает, тот ясно и говорит», — гласит народная мудрость. По словам Вольтера, прекрасная мысль теряет свою цену, если дурно выражена, а если повторяется, то наводит скуку. Именно с помощью языка, письменной речи мысли людей передаются на огромные расстояния, по всему земному шару, переходят от одного поколения к другому.

Что значит воспринять и понять высказанную мысль? Сама по себе онанематериальна . Мысль невозможно воспринять органами чувств: ее нельзя ни увидеть, ни услышать, ни осязать, ни попробовать на вкус. Выражение «люди обмениваются мыслями посредством речи» не следует понимать буквально. Слушающий ощущает и воспринимает слова в их связи, а осознает то, что ими выражается, — мысли. И это осознание зависит от уровня культуры слушающего, читающего.

Сознание и язык образуют единство : в своем существовании они предполагают друг друга, как внутреннее, логически оформленное идеальное содержание предполагает свою внешнюю материальную форму. Язык есть непосредственная деятельность мысли, сознания. Он участвует в процессе мыслительной деятельности как ее чувственная основа или орудие. Сознание не только выявляется, но и формируется с помощью языка.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://allbest.ru

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ТЮМЕНСКИЙ ИНСИТУТ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА»

КАФЕДРА ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВЫХ ДИСЦИПЛИН

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

Сознание и мозг человека

Выполнил

студент 1 курса очного отделения

И.А. Иванов

Проверил

к. ф. н., доцент кафедры

А.С. Григорьев

Нижневартовск, 2014

Введение

Психофизиологическая проблема является одной из точек соприкосновения философии с группой частных наук и в первую очередь с физиологией высшей нервной деятельности животных и человека и психологией человека. Ключ к решению психофизиологической проблемы находится в недрах философской науки, так как философия выполняет особую мировоззренческую и методологическую функции, которые сами по себе не могут осуществлять ни отдельные специальные науки, ни совокупность конкретного научного знания в целом

Актуальность выбранной темы контрольной работы обусловлена с особенным значение психофизиологической проблемы для решения одного из главных вопросов философии - о сущности сознания. Психофизиологическая проблема является одной из главных составляющих вопроса соотношения сознания и мозга.

История концепций взаимосвязи психических и физиологических процессов представляет собой последовательное движение к пониманию сущности проблемы и содержит ряд ценных догадок. Получив глубокую разработку в XX веке, психофизиологическая проблема до сих пор не имеет общепризнанного решения и представляет собой одну из важнейших проблем философии.

Характер и состояние решения психофизиологической проблемы всегда были тесно связаны с развитием психологии и физиологии. Психофизиологическая проблема возникает первоначально в донаучной (мифологической, религиозной) форме в виде проблемы души и тела, а в ХVII-ХVIII веках становится проблемой формирующихся физиологии и психологии.

Цель работы - выяснить состояние разработки психофизиологической проблемы в современной психофизиологии и философии, её философских основ в отечественной и зарубежной науке, определить основные направления дальнейшей разработки проблемы. Поставленная цель определяет следующие задачи:

1. изучить проблемы сознания в философии выявить взаимосвязь в паре сознания - мозг;

2. проанализировать развитие психофизиологической проблемы в современной научной литератур;

3. исследовать основные психофизиологические концепции сознания и дать описания их философского содержания.

философский сознание мозг субстанция

1. Сознание и мозг

1.1 Проблемы сознания в философии

Сознания всегда привлекала пристальное внимание философов, ибо определение места и роли человека в мире, специфики его взаимоотношений с окружающей действительностью предполагает выяснение природы человеческого сознания путем анализа сознания как специфически человеческой формы регуляции и управления взаимодействием человека с действительностью. Эта форма характеризуется, прежде всего, выделением человека как своеобразной реальности, как носителя особых способов взаимодействия с окружающим миром, включая управление им.

Такое понимание природы сознания предполагает очень широкий спектр вопросов, который становится предметом исследования не только философии, но и специальных гуманитарных и естественных наук: социологии, психологии, языкознания, педагогики, физиологии высшей нервной деятельности, а в настоящее время и семиотики, кибернетики, информатики. Рассмотрение отдельных аспектов сознания в рамках этих дисциплин всегда опирается на определенную философско-мировоззренческую позицию в трактовке сознания. С другой стороны, развитие специальных научных исследований стимулирует разработку и углубление собственно философской проблематики сознания. Острые и актуальные вопросы современного общественного развития, взаимодействия человека и техники, соотношения научно-технического прогресса и природы, проблемы воспитания, общения людей и т. д. - все проблемы современной общественной практики оказываются органически связанными с исследованием сознания.

Важнейшим философским вопросом всегда был и остается вопрос об отношении сознания человека к его бытию, о включенности человека, обладающего сознанием, в мир, о тех возможностях, которые предоставляет человеку сознание, и о той ответственности, которую налагает сознание на человека.

Бытие человека в мире всегда связано с сознанием, «пронизано» им. Не существует человеческого бытия без сознания, независимо от тех или иных его форм. Другое дело, что реальное бытие человека, его взаимоотношения с окружающей социальной и природной действительностью выступают как более широкая система, внутри которой сознание является специфическим условием, средством, предпосылкой, «механизмом» вписывания человека в эту целостную систему бытия. Таким образом, если исходить из понимания человеческой реальности как целого, то вторичность сознания по отношению к человеческому бытию выступает как вторичность элемента по отношению к объемлющей его и включающей его в себя системе. В этом смысле бытие человека постоянно выходит за пределы сознания как идеального плана, программы действия, оказывается богаче содержания исходных представлений сознания. Вместе с тем это расширение «бытийного горизонта» осуществляется в деятельности, стимулируемой и направляемой сознанием.

Если исходить из органической включенности человека в целостность неживой и живой природы, то сознание выступает как свойство высокоорганизованной материи. Отсюда возникает необходимость проследить генетические истоки сознания в тех формах организации материи, которые предшествуют человеку в процессе его эволюции. Важнейшей предпосылкой такого подхода является анализ типов отношения живых существ к среде, в рамках которых в качестве их «обслуживающих механизмов» возникают соответствующие регуляторы поведения. Развитие последних предполагает формирование телесных органов, благодаря которым осуществляются процессы психики и сознания. Речь идет о нервной системе и ее наиболее высокоорганизованном отделе - головном мозге. Однако определяющим фактором в развитии этих телесных органов является та реальная жизненная функция, на которую работают эти органы. Человек сознает при помощи мозга, но сознание - не функция мозга самого по себе, а функция определенного, специфического типа взаимоотношения общественно развитого человека с миром.

Если учитывать эту предпосылку, то сознание с самого начала является общественным продуктом. Оно возникает и развивается в совместной деятельности людей, в процессе их труда и общения. Вовлекаясь в эти процессы, люди вырабатывают соответствующие представления, установки, нормы, которые вместе с их эмоциональной окраской составляют содержание сознания как специфической формы отражения. Это содержание и закрепляется в их индивидуальной психике.

С сознанием в широком смысле слова, конечно, следует связывать и представление о самосознании. Развитие сложных форм самосознания происходит на достаточно поздних этапах истории человеческого сознания, где самосознание приобретает известную самостоятельность Однако понять его происхождение можно только на основе рассмотрения существа сознания в целом.

Сознание выступает, таким образом, как ключевое, исходное философское понятие для анализа всех форм проявления духовной и душевной жизни человека в их единстве и целостности, а также способов контроля и регуляции его взаимоотношений с действительностью, управления этими взаимоотношениями.

1.2 Взаимосвязь мозга и сознания

Интерес к взаимосвязям сознания и мозга возник давно. Для русской физиологии, начиная со времен И.М. Сеченова и И.П. Павлова, он в известной мере традиционен. Однако долгое время решение столь сложной проблемы считалось делом отдалённого будущего. Понимание того, что исследование проблемы сознания - насущная задача сегодняшнего дня, пришло к физиологам сравнительно недавно: быстрый прогресс науки о мозге вывел данную тему на первые страницы журналов по нейронаукам. Прорыв в данной области был во многом связан с появлением методов «изображения живого мозга», таких как позитронно-эмиссионная томография, функциональный магнитный резонанс и многоканальная запись электрических и магнитных полей мозга. Новейшие приборы позволили увидеть на экране дисплея, какие зоны активизируются при выполнении различных задач, требующих умственного напряжения, а также с большой точностью определять локализацию поражения при заболеваниях нервной системы. Учёные обрели возможность получать соответствующие изображения в виде красочных карт мозга.

Особенностью психики человека является осознанность многих процессов его внутренней жизни. Сознание - функция человеческого мозга. Эволюционно-эпистемологическая трактовка сознания может быть дополнена нейрофизиологическим компонентом, позволяющим определить этот феномен как способ существования нейронных систем, в процессе реализации которого поддерживается относительная произвольность реакций (степеней свободы) отдельных нейронов и/или их комплексов, отражающая произвольность внешней (по отношению к нервной системе) среды. Большинство исследователей являются сторонниками вербальной теории сознания. Они говорят о решающей роли речевой деятельности в феномене сознания. Эти взгляды подкрепляются нейрофизиологическими данными. Отсутствие словесного отчета об условной реакции означает отсутствие её осознания. Для осознания любого внешнего раздражителя решающее значение имеет активация связей между воспринимающей областью коры больших полушарий и моторной речевой областью. Оптимальные условия осознанного восприятия обеспечиваются включением механизма избирательного внимания. Избирательность внимания обеспечивается за счёт того, что ненужная информация хотя и воспринимается, но затем передача сведений на структуры гиппокампа блокируется. Таким образом, мысль о важной роли памяти в возникновении субъективного опыта получает в исследованиях внимания дополнительное подтверждение.

Г.В. Гершуни описал так называемую субсенсорную зону, т.е. зону подпороговых раздражителей, на которые можно выработать условные рефлексы, но которые, однако, не будут осознаваться испытуемым. Таким образом, на неосознаваемом уровне возможна условно-рефлекторная деятельность, хотя и в достаточно узкой зоне, вблизи субъективных порогов. Открытие функциональной асимметрии мозга подчеркивает связь сознания с функциями доминантного речевого полушария. Представительство речевой функции у человека асимметрично. Она локализована в левом полушарии. Подобное явление получило название функциональной асимметрии. Асимметрия характерна не только для речи, но и для других психических функций. Сегодня известно, что левое полушарие в своей работе выступает как ведущее в осуществлении речевых и других связанных с речью функций. Правое полушарие выполняет не связанные с речью функции, и соответствующие процессы обычно протекают на чувственном уровне. Необходимо также подчеркнуть, что специализация полушарий происходит в процессе индивидуального развития человека. Исследование возможных механизмов сознания в связи с функциональной межполушарной ассимметрией мозга привело к представлению о некотором межполушарном распределении функций сознания. Так, вербальное сознание представлено в доминантном (левом у правшей) полушарии, а чувство «Я» (самооценка, самосознание) - в субдоминантном (правом у правшей). Поэтому правополушарные поражения приводят к личностным нарушениям, а левополушарные - к речевым.

Левому полушарию приписывают также функции «интерпретатора» мотивов и поступков правого полушария, даже если эти мотивы ему неизвестны; в этом случае, естественно, интерпретации могут быть ошибочными.

Односторонние поражения полушарий приводят к различающимся нарушениям сознания у левшей и правшей в зависимости от особенностей их межполушарной асимметрии. В связи с этим вводится термин «асимметрия сознания». Так, поражение правого полушария у правшей характеризуется приступообразным игнорированием левого пространства, возникновением переживаний далекого прошлого (например, детства); поражение же левого полушария приводит к потере речи и понимания, провалам в памяти, неадекватным поступкам (с последующей амнезией), проявлениям сумеречного сознания, автоматической неосознанной деятельности. Нарушение сознания у левшей в подобных ситуациях менее дифференцировано, более разнообразно и не так жестко связано со стороной поражения.

При нормальном же состоянии мозга ведущая роль в оценке ситуации, вынесении суждения и принятии решения принадлежит доминантному (чаще левому) полушарию, хотя и субдоминантное полушарие участвует в этих операциях на подсознательном уровне.

Важным свойством сознания представляется способность удерживать в голове последовательность происходивших событий и произвольно извлекать их из недр памяти.

Последние десятилетия ознаменовались прорывом в исследовании их мозговых механизмов. Считается, что долговременная память связана с ассоциативной корой. В сохранении в памяти последовательности событий важную роль наряду с гиппокампом играет лобная кора. В ней можно выделить три группы нейронов: одни реагируют на действующий сигнал, другие сохраняют его след до того момента, когда необходимо дать поведенческий ответ, и, наконец, третьи включают ответную реакцию.

Подведём итог представлениям о наиболее вероятных механизмах сознания. Сопоставление вновь поступившей информации с прошлыми переживаниями определяет содержание сознания как постоянную корректировку личного опыта и того, что можно назвать чувством внутреннего «я». В основе сознания лежит идея обновления, придающего жизни её высший смысл и определяющего постоянное стремление человека к новизне.

Изучение литературы показало, что вопрос о тесной связи мозга и сознания остается открытым. Ученые, стоящие на «монистических» позициях, работающие в нейронауках, полагают, что ключ к разгадкам механизмов психики и поведения лежит в изучении нейронов, нейронных сетей, функциональном картировании мозга. Однако такой подход не единственный из возможных.

Научно доказано, что сознание всегда связано с перечисленными ниже протекающими в мозгу процессами и не существует помимо них:

1. сознание является высшей формой отражения мира и связано с членораздельной речью, логическими обобщениями, абстрактными понятиями, что присуще только человеку;

2. стержнем сознания, способом его существования является знание;

3. труд развивает сознание;

4. речь (язык) формируют сознание;

5. сознание является функцией мозга;

6. сознание многокомпонентное, но составляет единое целое;

7. сознание активно и обладает возможностью воздействовать на окружающую действительность.

Таким образом, деятельность мозга и деятельность сознания неразрывно связаны.

2. Современные психофизиологические концепции

2.1 Психофизиологическая проблема

Первые воззрения о душе и теле возникли ещё в глубокой древности и были представлены во взглядах на душу как некую независимую сущность, находящуюся в человеческом теле. Учение о душе - это первая форма знания, выступившая в качестве основы для развития представлений о внутреннем мире человека, духовном, психическом. С одной стороны, единство жизнедеятельности нашего организма обеспечивается генотипом. Но, с другой стороны совершенно очевидно, что человек - нечто большее, чем организм. Эту особого рода целостность, превосходящую единство нашего тела, фиксирует классическое понятие души. С постановки проблемы взаимосвязи души и тела собственно зарождается и психофизиологическая проблема, которая впервые была описана в трудах древнегреческих философов.

Демокрит, обращаясь к проблеме взаимосвязи души и тела, объясняет природу из нее самой «как не имеющую начала во времени, но существующую вечно». Его душа - не некая сверхматериальная субстанция, а вполне физическая сущность, совокупность атомов, «круглых и быстро движущихся..., подобных тем, из которых состоит огонь», обладая внутренней энергией, она является причиной движения живых существ, огненным началом в теле. Животная, неразумная часть души равномерно распределена по всему телу. Она - источник подвижности и жизненности тела. Философ утверждал, что: «душа смертна и гибнет вместе с телом». «Души... погибают. Ибо то, что рождается вместе с телом, с необходимостью должно погибнуть вместе с ним» , то есть идеальное мыслилось наравне с материальным - как единая субстанция. Так была создана существующая более двух тысячелетий дискретная картина мира, в котором бытие мыслилось состоящим из мельчайших и обособленных частичек вещества, а отношения между этими частичками считались не самим бытием, а лишь свойством материальной субстанции.

Идея перевоплощения душ принадлежит Пифагору. Философ учил, что душа бессмертна. Он считал, что все происходящее в мире снова и снова повторяется через определенные периоды времени, а души умерших через какое-то время вселяются в другие тела, животворя их. Основной идеей философии Пифагора было переселение души человека после смерти в тела других существ. Его последователи полагали, что пылинки в воздухе составляют душу, так как они кажутся непрерывно движущимися. У Диогена воздух, который состоит из мельчайших частиц, есть душа. Воздух - первое, самое тонкое, начало всего, и все происходит из него. Именно поэтому душа способна к движению и познанию.

Психофизиологическая проблема развилась дальше в XVII веке, благодаря Р. Декарту, который выдвинул теорию о разделении всего сущего на две субстанции (телесную и духовную). Телесная субстанция имеет проявления, связанные с признаками перемещения в пространстве (дыхания, питания, размножения), а духовная связана с процессами мышления и проявления воли. Р. Декарт полагал, что высшие психические процессы не могут быть прямо выведены из физиологических (телесных) процессов или тем более сведены к ним, поэтому начал искать объяснение тому, как существуют эти две субстанции в человеке. Это объяснение получило название психофизического взаимодействия и определялось Р. Декартом следующим образом: тело влияет на душу, пробуждая в ней страсти в виде чувственных восприятий, эмоций и т. п., а душа, обладая мышлением и волей, воздействует на тело, заставляя его работать и изменять свой ход. Теория Р. Декарта о психофизическом параллелизме дала начало для становления психологии как самостоятельной науки.

По мере развития теории психофизического параллелизма были выдвинуты ещё несколько способов решения психофизиологической проблемы. Один из них предложил Т. Гоббс, считавший, что существует только одна субстанция -- телесная, или материальная, которая также является и мыслящей субстанцией. Т. Гоббс полагал, что мышление -- производная от телесных процессов, и должно изучаться посредством наблюдения разнообразных движений тела и в теле. Он обосновывал это тем, что мысль -- субъективное явление, а телесные движения -- объективное, так как они имеют своим истоком какое-либо внешнее воздействие объекта на органы чувств.

Г. Лейбниц, пытаясь опровергнуть теорию Р. Декарта, выдвинул свой способ взаимодействия души и тела. По Г. Лейбницу душа и тело следуют своим собственным законам: душа действует по закону конечных причин (например, в соответствии с целью), а тело -- по законам действующих причин. Они не могут влиять друг на друга, но взаимодействуют в гармонии, так как являются сутью одного и того же универсума. Тем не менее, в этой гармонии духовное в определенном смысле главенствует над телом, а тело является производной от души.

Б. Спиноза разработал возможное решение психофизиологической проблемы в духе монизма, выдвинув концепцию о том, что нет двух отдельных субстанций, а есть единая природа (Бог), имеющая разные свойства (атрибуты), из чего следует, что сознание и тело -- атрибуты природы. Позиция монизма утверждает единство мира в его различных проявлениях (духовного и материального). Так как единая субстанция обладает как атрибутами протяжения, так и мышления, Б. Спиноза сделал вывод, что чем более активен человек в мире, тем более совершенно он действует, то есть чем выше организация тела, тем выше духовное сознание.

Напрямую о материальности психики писал В.М. Архипов: «В XX в. наука сделала гигантский шаг вперед. Естественнонаучные факты, накопленные ею, дают возможность окончательно решить вопрос о материальности психики. Работу мозга можно объяснить одними физиологическими, материальными факторами». Опираясь на работы И.П. Павлова, утверждавшего что временная нервная связь это универсальное физиологическое явление и вместе с тем оно же психическое, ученый полагал, что психическое тождественно нервному, и законы высшей нервной деятельности являются законами динамики психических состояний, а научный анализ психики может быть только анализом материального нервного процесса.

И.П. Павлов же ставил знак тождества между понятиями нервного процесса и физиологического, не имея в виду того, что «нервное» более широкое понятие, чем «физиологическое».

2.2 Психофизиологические концепции сознания

В современных исследованиях психофизиологической проблемы можно выделить три основные концепции: концепция «светлого пятна», гипотеза информационного синтеза, концепция коммуникативной природы сознания.

Гипотеза о связи сознания с определенным участком коры была впервые высказана И.П. Павловым. В поисках ответа на вопрос: «какие нервные процессы происходят в больших полушариях тогда, когда мы говорим, что мы себя сознаем», - он предположил, что сознание представлено деятельностью находящегося в состоянии оптимальной возбудимости «творческого» участка коры больших полушарий, где легко образуются условные рефлексы и дифференцировки. Другие участки, где происходит преимущественно поддержание уже образованных рефлексов, связаны с тем, что называется бессознательной деятельностью. Свои мысли И.П. Павлов выразил в образной форме: «Если бы можно было видеть сквозь черепную коробку и если бы место с оптимальной возбудимостью светилось, то мы увидели бы на думающем сознательном человеке, как по его большим полушариям передвигается постоянно изменяющееся в форме и величине причудливо меняющихся очертаний светлое пятно».

Концепция «светлого пятна», впервые высказанная И.П. Павловым, получила свое развитие в новейших гипотезах в виде «теории прожектора». Эта концепция была сформулирована Ф. Криком - соавтором теории двойной спирали и нобелевским лауреатом.

Основные положения «теории прожектора» сводятся к следующему. Вся информация поступает в кору по сенсорным путям через переключательные ядра в дорзальном таламусе (включая и примыкающие к нему коленчатые тела). Возбудимость этих переключательных ядер может быть избирательно изменена за счет коллатералей от нейронов ретикулярного комплекса таламуса, входящего в его вентральный отдел. Взаимоотношения между этими частями таламуса построены таким образом, что в каждый данный момент одна из нейронных групп дорзального таламуса оказывается в состоянии высокой возбудимости, что значительно усиливает импульсный поток к соответствующим отделам коры, в то время как другие группы оказываются наоборот заторможенными. Период такой высокой возбудимости длится около 100 мс, а затем усиленный приток поступает к другому отделу коры. Ф. Крик предполагает на этом основании, что область наиболее высокой импульсации представляет в данный момент как бы центр внимания, а благодаря перемещению «прожектора» в другие участки становится возможным их объединение в единую систему. В этом процессе большую роль играет синхронизация активности нейронных групп на одной частоте, что также происходит за счет влияния восходящих таламических проекций с кратковременной модификацией деятельности соответствующих синапсов.

Важно, что в число вовлеченных в совместную деятельность нейронных групп входят нейронные ансамбли в различных областях коры. Подобная интеграция, по мнению автора, и обеспечивает осуществление высших психических функций. Предполагается также, что одновременно могут действовать несколько «прожекторов».

Важно, что в число вовлеченных в совместную деятельность нейронных групп входят нейронные ансамбли в различных областях коры.

По Ф. Крику, подобная интеграция и обеспечивает осуществление высших психических функций. Предполагается также, что одновременно могут действовать несколько «прожекторов». Данная концепция была разработана, в первую очередь, для обработки зрительных сигналов, но автор концепции предполагает, что описанная схема является общей для всех анализаторов.

Гипотеза информационного синтеза. Впервые идея об информационном синтезе как основе возникновения субъективных переживаний была выдвинута в середине 70-х гг. прошлого века А.М. Иваницким на основе исследований физиологических механизмов ощущений.

Идея о повторном входе возбуждения в нервные структуры как базисном механизме возникновения субъективного опыта высказывалась в последние годы многими авторами. Наиболее полно она была развита в трудах нобелевского лауреата (за исследование антител) Дж. Эделмана, теория сознания которого получила достаточно широкую известность.

Причем эти обратные проекции могут соединять как анатомически близкие, так и удаленные структуры. Этот повторный вход дает возможность сравнивать полученные ранее сведения с изменениями, происшедшими за период времени от предыдущего повторного входа.

По Дж. Эделману, в основе возникновения субъективных феноменов лежит механизм повторного входа возбуждения в те же нейронные группы после дополнительной обработки информации в других группах или поступления сигналов из внешней среды.

Основные положения теории функциональных систем отражают представления о том, что психика возникла в эволюции потому, что психические переживания содержат обобщенную оценку ситуации, благодаря чему они выступают в качестве важных факторов поведения.

Концепция коммуникативной природы сознания была разработана П. В. Симоновым. По его определению, сознание представляет собой знание, которое в абстрактной форме может быть передано другим людям, что находит отражение в этимологии слова «сознание» - «совместное знание».

Сознание возникло в процессе эволюции на базе потребности к общению, передачи знаний и объединения усилий высокоорганизованных членов сообщества, какими являлись наши предки. Однако поскольку внутренний мир человека скрыт от внешнего наблюдателя, передача сведений от одного человека к другому может происходить лишь путем абстракции, т. е. в виде знаков. Такой знаковой формой общения является речь, формирующаяся в процессе общения. На основе общения возникает и сознание как высшая форма психического, свойственная только людям.

Связь сознания с речью показана в исследованиях людей, выходящих из состояния комы. В этом случае речевой контакт с больными, что, как известно клиницистам, является важным признаком возвращения сознания, совпадает с образованием когерентных связей между электрической активностью гностических (теменно-височных) и моторно-речевых (нижнелобных) отделов левого полушария.

Положение о связи сознания с речью не следует воспринимать упрощенно. Так свидетельствуют данные наблюдений над больными с временным выпадением речевых функций, например, в результате мозгового инсульта. После возвращения речи больные в этом случае, как правило, помнят все события, происходившие во время утраты речи, и могут рассказать о них, что свидетельствует о сохранности у них сознания в период болезни. Выход из этого противоречия, вероятно, заключается в том, что при этом остаются не нарушенными другие функции лобных долей, связанные со способностью к абстракции и запоминанием последовательностей событий. Больной, следовательно, мог кодировать события в иной, неречевой, форме и запоминать их.

Возможно, правильнее связывать сознание в его высшей форме не только с речью. Ранее уже упоминалось о связи лобных отделов с абстрактным мышлением. Важную роль играет и другое свойство лобной коры. Установлено, что ее медиальные отделы имеют отношение к способности выстраивать и хранить в памяти события как последовательно развертывающиеся во времени, что является характерным признаком сознания.

В запоминании последовательности событий, наряду с корой, участвует и гиппокамп, связанный с декларативной памятью. На основе выстраивания последовательности событий возникает способность к прогнозу и планированию, что также представляет собой одно из свойств сознания.

Наконец, по мысли Д. Эдельмана и Д. Тонони, в основе «сознания высшего порядка», связанного с речью, лежит тот же принцип повторного входа возбуждения в поля лобной, височной и теменной коры, ответственные за выполнение отдельных функций, с реализацией речевыми центрами полученной информации в соответствующих фонемах.

Заключение

Проблема сознания имеет явно выраженный междисциплинарный характер. Тем не менее многочисленные данные позволяют выделять особый психофизиологический аспект проблемы сознания. Его содержание составляет объективное состояние сознания, его развитие под воздействием различных внешних и внутренних факторов и отражение этой динамики в показателях телесного функционирования.

Индивидуальное сознание человека неразрывно связано с материальными процессами, протекающими в организме человека, в первую очередь в центральной нервной системе и головном мозге. Проблема заключается в том, чтобы установить, какие именно материальные процессы, механизмы и состояния мозга лежат в основе сознания. Решение этой проблемы сопряжено с большими теоретическими, методологическими и методическими трудностями. И главная причина в том, что в изучении мозговых механизмов психики человека до сих пор существует целый ряд принципиальных проблем, не имеющих даже приблизительного объяснения.

Проблему отношения сознания к организации мозга можно представлять и как специальную проблему нейронаук, и как собственно философскую психофизическую. Видение последней в современной философии сознания является многоаспектным. По крайней мере, она не сводится к специальной психофизиологической проблеме, решение которой заключается в нахождении соответствия между определенными нервными процессами в мозге и психическими феноменами, осознаваемыми или неосознаваемыми субъектом. Решение проблемы отношения сознания и мозга как специальной психофизиологической проблемы представлено такими концепциями, как концепция «светлого пятна», концепция информационного синтеза и концепция связи сознания с речью.

Литература

1. Алексеев П.В., Панин А.В.. Философия: Учебник. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. - 608 с.

2. Бехтерева И.П.. Нейрофизиологические механизмы мышления, Л., 1985, - 356с.

3. Гуревич П.С.. Философия человека. - М.: ИФРАН, 2001.- 304 с.

4. Давыдов В.В. Актуальные аспекты психофизиологической проблемы в условиях взаимодействия аналитической философии сознания и когнитивной нейробиологии / В.В. Давыдов // Вестник КРАУНЦ. Гуманитарные науки. - 2006. - № 2. - С. 23-30.

5. Корнеенков С.С. Универсальное сознание и психофизиологические коммуникации человека: аспекты психофизики / С.С. Корнеенков // Известия Дальневосточного федерального университета. Экономика и управление. 2005. - № 2. - С. 20-24.

6. Кудрявцев В.. Творческая природа психики человека // Вопросы психологии. 1990. - № 3. - С. 12-16.

7. Макарова З.В. Научная философия и психофизиологическая проблема / З.В. Макарова // Автореферат по диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук. - 2007. - 20 с.

8. Макарова З.В. Психофизиологическая проблем в современной западной философии / З.В. Макарова // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2007. - № 11. - С. 11-17.

9. Малышевский А.Ф.. Введение в философию: Учеб. пособие. / Под ред. А.Ф. Малышевского. - М.: Просвещение, 2005, - 256с

10. Основы философии в вопросах и ответах. Учебное пособие для высших учебных заведений. М.: - Издательство "Феникс", 2007.- 351 с.

11. Семинарские занятия по философии: Учебник. / Под ред. К.М. Никонова. - М.: Высшая школа, 2001. - 297с.

12. Философия. Учебник. / Под общей редакцией Г.В. Андрейченко, В.Д. Грачева - Ставрополь: Изд-во СГУ, 2001. - 245 с.

13. Философия в вопросах и ответах. Учебное пособие для вузов / Под ред. проф. Е.Е. Несмеянова. - М.: Гардарики, 2000. - 351 с.

14. Философский словарь: 3-е изд., исправл. -- Мн.: Книжный Дом. 2003.-- 1280 с.

15. Фролов И.Т. Введение в философию: Учебник для высших учебных заведений: В 2 ч. / Под рук. И.Т. Фролова. М., 2004. - 565 с.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Актуальность проблемы сознания человека. Научное понятие сознания и его классификация. Определение и структура сознания. Формы неистинного сознания: эгоизм и альтруизм. Истинно нравственная сфера сознания.

    контрольная работа , добавлен 14.08.2007

    Характеристика понятия сознание в философии. Проблема сознания как одна из самых трудных и загадочных. Отношение сознания человека к его бытию, вопрос о включенности человека, обладающего сознанием, в мир. Индивидуальное и надиндивидуальное сознание.

    реферат , добавлен 19.05.2009

    Анализ эволюции концепции познания, понятие сознания. Основные положения концепции отражения. Творческая природа сознания, сознание как функция мозга. Историческая взаимосвязь общественного бытия и общественного сознания. Свойства человеческого сознания.

    контрольная работа , добавлен 25.01.2010

    Учение о субстанции как устойчивом объективном первоначале мироздания. Субстанциальный подход к анализу предпосылок естественнонаучного мышления. Философские взгляды на проблему субстанции: дуализм Р. Декарта, монизм Б. Спинозы, плюрализм Г. Лейбница.

    реферат , добавлен 17.11.2015

    Понятия и определения сознания и нравственности. Влияние сознания и нравственности на человека и общество. Виды и разновидности сознания и нравственности. Нравственное сознание, его специфика и роль в жизни человека. Двухаспектная и эмерджентная теории.

    реферат , добавлен 28.04.2011

    Проблема сознания и основной вопрос философии. Проблема происхождения сознания. Сущность отражения. Общественная природа сознания. Становление и формирование мировоззренческой культуры. Структура и формы сознания. Творческая активность сознания.

    контрольная работа , добавлен 27.08.2012

    Сознание – высшая, свойственная человеку форма отражения объективной действительности, способ его отношения к миру и к самому себе. Происхождение категории сознания. Сознание как основа существования человека. Философские толкования проблемы сознания.

    реферат , добавлен 15.12.2008

    Проблема сознания в истории философии. Взаимосвязь сознания и самосознания, связь с языком. Соизмерение общественного и индивидуального в философии психологии. Парадокс феномена иллюзорного сознания. Философский аспект сознательного и бессознательного.

    реферат , добавлен 10.12.2011

    Сознание как одна из фундаментальных философских категорий. Аспекты содержания этого понятия. Проблема генезиса сознания, его структура и функции. Основные отличительные признаки сознания человека от психики животного. Социокультурная природа сознания.

    реферат , добавлен 02.04.2012

    Эмпирические данные о функционировании сознания человека, которые до сих пор представлялись несовместимыми в рамках единого гносеологического подхода. Антиномичность бытия сознания. Общая характеристика основных сфер сознания. Потребность в любви.

Органом, координирующим и регулирующим психическую деятельность человека, является головной мозг. Все движения, чувства, желания и мысли людей связаны с работой мозга и если его функционирование нарушается, это сказывается на состоянии человека: утрачивается его способность к каким-либо действиям, ощущениям или реакциям на внешние воздействия.
Головной мозг представляет собой симметричную структуру, состоящую из двух полушарий, поверхность которых покрыта бороздами и извилинами, увеличивающими поверхность коры - наружного слоя мозга. Сзади расположен мозжечок, а ниже больших полушарий находится ствол мозга, переходящий в спинной мозг. От ствола и спинного мозга отходят нервы, по которым к мозгу стекается информация от внутренних и наружных рецепторов, а в обратном направлении идут сигналы к мышцам и железам. От головного мозга отходят 12 пар черепно-мозговых нервов. Головной мозг новорожденного человека весит в среднем 0,3 кг, а взрослого - 1.5 кг. Хотя это и составляет примерно 2,5% вес тела, к мозгу постоянно поступает 20% циркулирующей в организме крови и соответственно - кислорода. Человеческий мозг содержит около 10 миллиардов нервных клеток, которые посылают импульсы другим клеткам через особые контакты - синапсы. Каждую секунду через синапсы проходят миллионы импульсов: это основа наших мыслей, чувств, эмоций и памяти.
Важная роль головного мозга в функционировании психики, дает повод к появлению учений, полагающих, что мозг продуцирует, вырабатывает сознание и что именно в строении и особенностях головного мозга кроется загадка сознания. В XIX веке немецкий ученый Вагнер попытался доказать зависимость между гениальностью некоторых людей и особенностями их головного мозга. Его ждало разочарование: по внешним признакам строения головного мозга невозможно что-либо сказать определенное о личности. У И.С.Тургенева мозг весил 2000 грамм, а у Анатоля Франса - 1000 грамм. Луи Пастер в возрасте 46 лет перенес кровоизлияние в мозг, значительно разрушившее правое полушарие. И все же он активно жил и работал еще 27 лет.
Механизм работы мозга давно выявлен и может быть пояснен с помощью простого примера. Когда мы берем пальцами ручку, лежащую на столе, свет, отраженный от ручки, фокусируется в хрусталике глаза и передается на сетчатку, где возникает изображение ручки. Затем оно воспринимается соответствующими нервными клетками, передающими сигнал в чувствительные ядра головного мозга, расположенные в зрительном бугре (таламусе). Там, в свою очередь, активизируются многочисленные нейроны, реагирующие на распределение света и темноты. В затылочной доле полушарий головного мозга расположена первичная зрительная кора. Импульсы, пришедшие в неё из таламуса, в сложную последовательность разрядов корковых нейронов, одни из которых реагируют на границу между ручкой и столом, другие - на углы в изображении ручки и т.д. Из первичной зрительной коры информация поступает в ассоциативную зрительную кору, где происходит распознавание образа ручки. Это распознавание основывается на предварительно накопленных знаниях о внешних очертаниях предметов. На стадии планирования движения, в данном случае взятия ручки, двигательные нейроны, расположенные в лобной части головного мозга, отдают команду мышцам руки и пальцев. Приближение руки к ручке контролируется зрительной системой. Когда мы берем ручку в руку, рецепторы в кончиках пальцев, воспринимающие давление, сообщают, хорошо ли пальцы обхватили ручку и каким должно быть усилие, чтобы её удержать. Если мы захотим написать ручкой свое имя, потребуется активация другой хранящейся в мозге информации, обеспечивающей это более сложное движение, а зрительный контроль будет способствовать повышению его точности.
Таким образом, выполнение простейшего действия связано с довольно сложной работой мозга. При более сложных формах поведения, связанных с речью или мышлением, активируются другие нейронные цепи, охватывающие еще более обширные области мозга.
В XIX веке были популярны материалистические концепции, пытающиеся свести сознание к мозговой активности человека. Немецкий врач и естествоиспытатель Людвиг Бюхнер настаивал на том, что сознание тождественно физико-химическому движению вещества мозга. Его соотечественник Якоб Молешотт сравнивал мысль с движением света и утверждал, что сознание имеет физиологическую природу. Карл Фохт в "Физиологических письмах" писал о том, что мысль находится в таком же отношении к мозгу, как желчь к печени". В соответствие с этими взглядами, получившими название "вульгарного материализма", сознание есть ничто иное, как подкласс физических процессов, протекающих в мозгу.
В ХХ столетии, на волне достижений в таких отраслях науки, как физиология, психология, математическая логика, нейробиология и кибернетика, в западной философии появилось течение, названное "научным материализмом". Основная его проблема - соотношение материи и сознания, которая решается в традициях материализма XIX века. То есть, все психические явления сводятся в "научном материализме" к физиологическим процессам. Однако степень жесткости такого сведения, различается в зависимости от научной специализации представителей "научного материализма". В этой связи выделяют следующие его разновидности:
"Редуктивный" материализм (от лат. reductio: возвращение, отодвигание назад) сводит психические явления, состоянии и процессы к подклассу физических явлений, состояний и процессов.
"Элиминативный" материализм (лат. eliminare - выносить за порог, выгонять) считает, что сознание есть ничто иное, как мозг, который выступает в качестве посредника внешних или внутренних для организма стимулов и моторных, эмоциональных и идеальных реакций человека. Психические процессы (и сознание в том числе) - это то, что возникает в человеке в результате воздействия определенных стимулов. Один из представителей "элиминативного" материализма австралийский философ Дэвид Армстронг предложил теорию, в которой психические явления трактуются как формы языкового описания нейрофизиологических процессов.
"Кибернетический" материализм предлагает рассматривать психические явления как абстрактные функциональные свойства и состояния живой системы по аналогии с функционированием ЭВМ.
"Эмерджентный" материализм (от англ. Emergence - возникновение, появление нового) допускает самостоятельность психики и сознания в качестве атрибутов материальной субстанции. Так, аргентинский философ и физик Марио Бунге считает, что психика является системным свойством нейронных структур мозга, а американец Джозеф Марголис полагает, что сознание является неотъемлемым свойством материи, которое в процессе эволюции приобретает культурные свойства.
Успехи современной науки в объяснении механизмов функционирования головного мозга человека, нашли воплощение в стремительном развитии кибернетики. Современное производство и повседневная жизнь людей немыслимы без "умных" машин и устройств, облегчающих труд человека или заменяющих его. Это дало повод для утверждений, что в перспективе возможно создание "искусственного сознания", ничем не отличающегося от человеческого сознания. С философской точки зрения, почвой для этих утверждений является неверная трактовка связи между сознанием и мозгом.
Философия считает, что высокоразвитый мозг человека является одной из предпосылок формирования и функционирования сознания. К другим предпосылкам, не менее важным, чем развитый мозг, относятся социальное окружение, язык и труд.

Похожие статьи