Сочинения для школьников. Осмеяние человеческих недостатков в баснях крылова Какие недостатки высмеивает басня муха

ОСУЖДЕНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ НЕДОСТАТКОВ. Басня - короткий рассказ сатирического характера. С помощью басни с давних пор человек искал ответа на вопрос: как вести себя в огромном и сложном мире, как правильно строить отношения с другими людьми. Басня всегда носит иносказательный характер, а в качестве персонажей в ней чаще всего выступают
животные, растения, вещи.
Иван Андреевич Крылов - великий русский баснописец. Мы с детства знакомы с его произведениями. В своих баснях он
высмеивает и критикует недостатки общественной жизни и человеческие пороки: хитрость, жадность, лень, тщеславие, трусость, глупость, невежество. Причем делает это просто и доходчиво,
понятным языком.
Так, например, Крылов убежден, что основу жизни составляет труд, а благополучие общества зависит от согласного труда людей, работающих честно и умело. К чему может привести отсутствие профессиональных знаний, показано в басне «Квартет». Однажды в лесу звери собрались сыграть квартет. Они достали ноты, взялись за инструменты
И сели на лужок под липки
Пленять своим искусством свет.
Ударили в смычки, дерут, а толку нет.
«Музыканты» принялись искать причину плохой игры и решили, что все из-за того, что они неправильно сидят. Несколько
раз они менялись местами, усаживались «чинно в ряд», но это не дало желаемого результата. Ведь дело не в том, как рассядутся артисты, а в умении владеть инструментом, исполнять на нем музыкальные произведения. Только соловей, прилетевший на шум, открыл глаза горе-музыкантам:
Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье
И уши ваших понежней…
А вы, друзья, как ни садитесь,
Все в музыканты не годитесь.
В общем деле нужны не только профессионализм и умение, очень важно иметь согласие. Об этом рассказывает замечательная басня «Лебедь, Щука и Рак». Животные собрались везти воз, но каждый был настолько уверен в своей правоте, что не желал прислушаться к мнению других. Каждый из них тянул воз в свою сторону, поэтому тот не сдвинулся с места.
В басне «Щука» автор критикует судей за их безнравственность, хитрость и изворотливость. Он уже не просто высмеивает, а разоблачает судей, которые создают видимость соблюдения всех правил, но «неправдой судят». Мораль этой басни перекликается с известными русскими пословицами: «Законы святы, да судьи супостаты», «Суд прямой, да судья кривой», в которых (как и в баснях) отражено отношение простого народа к жизненным явлениям. Автор часто опирается на народную мудрость, заключенную в преданиях, пословицах и поговорках, чтобы сделать свои выводы
(мораль басни) доступными простым читателям.
Иван Андреевич Крылов заслужил всенародную славу и признательность. Созданные им произведения давно вышли за пределы России, он стал известен и в Англии, и в Америке. Его ценят и почитают наряду с великими баснописцами древности и новых времен.

Во многих баснях Крылов осмеивает глупость и невежество со всевозможными оттенками этого недостатка; так, глупая мартышка сердится на очки только потому, что она не умеет ими пользоваться («Мартышка и очки»); обезьяна по глупости не узнает своего отражения в зеркале («Зеркало и обезьяна») - да еще, пользуясь случаем, критикует и осуждает ближних; глупец не умел просто открыть «ларчика»; «Любопытный» по своей умственной близорукости видит только мелкие подробности жизни и не замечает главного. В замечательной басне «Лжец» осмеивается одновременно хвастовство, ложь, глупость и увлечение всем иностранным, то «чужебесие», которым Крылов так возмущался.

Тщеславие и лесть осмеяны в «Ворона и лиса». От лести недалеко до угодничества; как остроумно и тонко оно обличается в басне «Две собаки»! Тяжело живется «верному псу Барбосу», этому честному труженику, между тем, как Жужу, «кудрявая болонка», прекрасно сумела устроить свою жизнь, - каким способом? Лишь тем, что она перед хозяевами «на задних лапках ходит»...

«Демьянова уха» до такой степени известна, что ее часто понимают в буквальном смысле, считая, что в ней осмеяно преувеличенное, навязчивое гостеприимство; на самом деле Крылов обличал в этой басне тех авторов, которые слишком расхваливают свои произведения (уху) и против воли угощают ими своих гостей.

Эгоизм осмеян в басне «Лягушка и Юпитер»; тот же эгоизм, да еще с оттенком полного равнодушия к чужой беде, изображен в басне «Чиж и голубь»; неблагодарность - в «Волк и журавль»; жадность - в «Фортуна и нищий» и т. д.

Во втором разряде басен, в которых обличаются общественные недостатки, говорится главным образом о неправосудии, подкупности, взяточничестве, - и затрагивается вопрос воспитания детей.

Неправосудие и взяточничество ярко изображено в таких баснях, как «Крестьянин и овца», «Лисица и сурок», «Рыбьи пляски», «Щука». В этой последней басне Крылов изображает суд с беспощадной насмешкой, которая сквозит в каждом слове. С злой иронией описываются судьи:

    «То были: два осла, Две клячи старые, да два иль три козла. Для должного ж в порядке дел надзора Им придана была лиса за прокурора»; так как обвиняемый, щука..., «лисаньке снабжала рыбный стол

То всякими хитрыми уловками лиса спасает щуку, обманывая и одурачивая «почтенных судей: она предлагает заменить назначенную щуке казнь повешенъя, другой, по ее словам более страшной: - «утопить ее в реке». «Прекрасно»! кричат ослы, козлы и клячи, не понимая обмана прокурора, «и щуку бросили в реку», так что она и впредь будет поставлять «лисань-ке» рыбу. Как бы наивно Крылов вставляет посредине своего рассказа глубоко ироническую фразу: «Со всем тем не было в судьях лицеприятья».

Лиса во всех этих баснях играет роль хитрого плута, взяточника, - у нее всегда «рыльце в пушку» («Лисица и сурок»). Овцы - всегда изображают обиженный элемент («Крестьянин и овца»). Лев, как верховная , иногда карает обманщиков («Рыбьи пляски»).

Вопрос воспитания детей затрагивается в баснях «Кукушка и горлинка», «Крестьянин и змея». Крылов осуждает тех родителей, которые отдают своих детей на воспитание посторонним людям, «вверяют их наемничьим рукам»; так кукушка подбрасывает свои яйца в чужие гнезда. Такие родители в старости не могут и не должны ждать любви и ласки от своих детей. В басне «Крестьянин и змея» Крылов намекает на то, что родители часто не разбираются в достоинствах воспитателя иностранца, которому они поручают своих детей. В его басне крестьянин как раз правильно разбирается в этом вопросе и отказывается принять змею в дом.

«Отцы», заканчивает Крылов свою басню, - «понятно ль Нам, на что здесь мечу я»?

Исторических басен у Крылова не так много. Приведем самые известные:

Басня «Волк на псарне» написана в 1812 г. и изображает Отечественную войну. Наполеон - волк, седой ловчий - Кутузов. Волк думал, что легко справится с овцами, - но враги его оказались не овцами, а злыми псами, готовыми растерзать «серого забияку». «Псарня стала адом». «Бегут - иной с дубьем, иной с ружьем» - намек на партизанщину. - «Огня! кричат - огня. Пришли с огнем», - намек на пожар Москвы. Волк хочет пуститься в переговоры, как Наполеон, предлагавший Кутузову начать переговоры о мире; но старый ловчий (Кутузов) прервал речь волка словами: «Ты сер, а я, приятель, сед. И волчью вашу я давно натуру знаю... А потому обычай мой: с волками иначе не делать мировой, как снявши шкуру с них долой», - «И тут же выпустил на волка гончих стаю».

Рассказывают, что Крылов послал Кутузову список этой басни, и что Кутузов сам прочел ее вслух своим офицерам, причем при словах: «ты сер, а я, приятель, сед» - снял фуражку и выразительно указал на свои седые волосы.

В басне «Обоз» Крылов намекает на осторожные, медлительные действия Кутузова, которые критиковала большая часть русского общества.

В басне «Щука и кот» осмеивается адмирал Чичагов, упустивший Наполеона при переходе через Березину. В фразе - «и крысы хвост у ней (у щуки) отъели» виден намек на то, что французы захватили часть обоза Чичагова.

В известной басне «Квартет» иронически изображается заседание Шишковской «Беседы», членом которой, впрочем, был сам Крылов; некоторые видели в этой басне насмешку над членами Государственного Совета, образованного по проекту Сперанского.

«Кукушка и петух» изображают журналистов Греча и Бул-гарина, которые в своих статьях взаимно восхваляли друг друга. Можно предполагать, что в басне «Воспитание льва» Крылов намекает на воспитание Александра 1-го. Консерваторы, недовольные реформами Александра 1-го в начале его царствования, обвиняли в духе и направлении этих реформ республиканца Лагарпа (орла), воспитывавшего Александра 1-го.

Невозможно перечислить и разобрать все басни, которые так разнообразны и богаты по своему содержанию и смыслу.

Нужно скачать сочиненение? Жми и сохраняй - » Басни Крылова, в которых осмеиваются общечеловеческие недостатки и пороки . И в закладках появилось готовое сочинение.

Басня И.И.Дмитриева «Муха» пользуется особой популярностью в народе. В ней противопоставляются труд и безделье. В басне нет едкой сатиры, она написана в деликатной манере. Сюжет басни был подсказан самой жизнью.

Викторина по басне И.И.Дмитриева «Муха» содержит 11 вопросов. На все вопросы даны ответы.

Составитель викторины: Ирис Ревю

1. С каким сельскохозяйственным инструментом «тащился» бык?
Ответ: с плугом

3. В каком году была написана басня «Муха»?
Ответ: в 1803 году

4. Кем придуман сюжет басни «Муха»?
Ответ: Басня восходит к Эзопу и Федру, затем к Лафонтену («Le Coche et la Mouche» — «Дилижанс и муха»). А по сведениям библиографа девятнадцатого века М.Н.Лонгинова у истоков этой басни стоит французский сочинитель Пьер Вилье.

5. Как вы считаете, в басне «Муха» И.И. Дмитриев противопоставляет:
1. трудолюбие и безделье?
2. добро и зло?
3. богатство и бедность?
Ответ: 1. Трудолюбие и безделье

6. Как вы думаете, почему Муха присваивает себе труд быка?
Ответ: Муха воспользовалась удобной ситуацией. Эта басня о тех, кто приписывает себе те или иные достижения лишь на том основании, что они были рядом с авторами этих достижений.

7. Какое выражение из басни «Муха» стало широко известным?
Ответ: «Мы пахали»

8. Как вы считаете, потеряла ли актуальность басня в наши дни?
Ответ: проблемы, поднятые в произведении, не исчезли и в наши дни. Басня современна до сих пор

9. Какая басня И.А.Крылова близка по содержанию к басне И.Дмитриева «Муха»?
Ответ: «Муха и Дорожные»

10. У каких баснописцев, кроме Крылова, есть басни, схожие по содержанию с басней Дмитриева «Муха»?
Ответ: На русский язык басню эту переводили, кроме Крылова, Сумароков («Муха и карета») и Хвостов («Муха и берлин»)

11. Отметьте пословицу, в которой заключена главная мысль басни «Муха»:
1. «Труд человека кормит, а лень портит»
2. «Кто ест скоро, тот и работает споро»
3. «Умел ошибиться, умей и поправиться»
Ответ: «Труд человека кормит, а лень портит»

Басни Ивана Андреевича Крылова появлялись, как правило, в связи с определёнными событиями в жизни российского общества. Они часто были реакцией на конкретные обстоятельства или поступки конкретных людей: высокопоставленных лиц, литераторов с сомнительной репутацией. Читатели басен, главным образом те, кто были в курсе событий общественной жизни, без труда узнавали «героев». Крылов немедленно реагировал на безнравственность, безответственность, имевшие место быть. Он находился в обществе на положении, которое можно обозначить так – «совесть народа».

События крыловской эпохи ушли в небытие, но уроки мудрого баснописца продолжаются до сих пор. В чём же причина того, что спустя столетия, «школа нравственности имени Крылова» не закрылась, она продолжает функционировать и до сих пор?

Секрет, скорее всего, не только в отточенном литературном мастерстве басенного автора, но и в том, что Крылов не только вскрывал, обозначал и клеймил пороки, а в том, что он беспрестанно развивал позитивные начала, создал настоящую философскую систему воспитания поколений.

Какие же недостатки высмеивал и критиковал баснописец в своих произведениях? Они стары, как мир. Алчность, ненасытность, скупость, плутовство, фальшь, двуличие, бессмысленность, лукавство, лесть. Герои крыловских басен нашли пристанище в мире, где процветает лицемерие, господствуют лень, трусость, хвастовство.

Чем плохи новоявленные Музыканты (басня И.А.Крылова «Музыканты») ? «С прекрасным поведеньем», но главное умение, которое они должны продемонстрировать – петь, к сожалению, не могут. Так что это тогда за Музыканты? Они взялись не за своё дело. Не владеешь ремеслом – не берись, не смеши людей.

Всем хорош и «механики мудрец» из басни «Ларчик», да вот только реквизит открыть он так и не смог. Поворачивал его «мудрец-мастер» с разных сторон, изображая бурную деятельность, да вот только результата не видно. А в деле, главное, не слова — а результат.

А как вам Щука, вызвавшаяся гоняться за мышами («Щука и Кот»)?

Во всех этих баснях Крылов наглядно демонстрирует пустопорожние занятия, отход в сторону от истинного дела, дилетантство.


В басне «Мартышка и очки» — глупость необразованного человека.
В басне «Ворона и Лисица» — лесть, глупость.
В басне «Слон и Моська» — хвастовство.

Людям не свойственно выказывать свои недостатки - большинство старается завуалировать их, дать им привлекательную обёртку. Демонстрировать недостатки и неумения не принято.

Тем не менее, как их не скрывай, они всё равно проявятся. И Крылов это отлично знал. Сам он, начавший свою трудовую деятельность на одиннадцатом году жизни, насмотрелся всякого. С детских лет он примечал то, что творится в обществе, аккумулировал в себе впечатления о жизненных неурядицах, что потом нашло своё отражение в его баснях.

Похожие статьи