Сми об ржд. Умер бывший министр путей сообщения николай аксененко Аксененко николай стефанович

www.vedomosti.ru

Повернись судьба чуть иначе, бывший министр путей сообщения и вице-премьер Николай Аксененко был бы президентом. Жесткий и бескомпромиссный руководитель - так характеризуют его бывшие подчиненные и кремлевское начальство. В среду в Мюнхене он скончался от лейкемии.

Аксененко родился в 1949 г. в приобском селе на полпути между Новосибирском и Томском. В семье он был самым младшим, 11-м ребенком. Его отец работал локомотивщиком, и Николай решил продолжить династию. Окончив школу, он работал слесарем на заводе и учился на инженера-путейщика.

За 20 с небольшим лет Аксененко дорос до замминистра путей сообщения: с дежурного на одной из сибирских станций до замначальника Октябрьской дороги, откуда в 1994 г. и был вызван в Москву. В 1997 г. он возглавил МПС и успел поработать при шести премьерах.

Без пяти минут президент

Политическая карьера Николая Аксененко была недолгой, но бурной. В мае 1999 г. он был назначен вице-премьером в правительстве Евгения Примакова. Этим выдвижением президент Борис Ельцин стал готовить почву для отстранения премьера. Ельцин, по рассказам правительственных чиновников, стимулировал политические амбиции Аксененко, намекая, что со временем передаст ему всю полноту власти. Аксененко был одним из кандидатов в президенты, подтверждает близкий к Кремлю источник, хорошо знающий и самого президента, и Аксененко. “Ельцин рассматривал его в качестве кандидата, это был его личный проект, он ему симпатизировал”, - рассказывает он.

После отставки Примакова Ельцин обещал тогдашнему спикеру Думы Геннадию Селезневу прислать представление на Аксененко в качестве кандидата в премьеры. Селезнев известил об этом депутатов. Но предправления РАО ЕЭС Анатолию Чубайсу удалось в считанные часы переубедить Ельцина, и в Думу пришел пакет на Сергея Степашина. В новом кабинете Аксененко, поддерживаемый главой администрации Александром Волошиным, имел вес, едва ли не равный премьерскому. При формировании правительства он вместе с Волошиным приехал к Ельцину, отдыхавшему в Бочаровом ручье, раньше Степашина. К удивлению последнего, многое уже было решено. Ельцин отказал Степашину в назначении Михаила Задорнова министром финансов, предпочтение отдали тогдашнему замминистра финансов Михаилу Касьянову.

“Железный дорожник”

О норове сибиряка Аксененко ходили легенды. В правительстве он возглавил комиссию по оперативным вопросам и мог устроить разнос любому министру. Бывший крупный чиновник, хорошо знавший Аксененко, характеризует его так: “Крепкий хозяйственник, советского типа”. “Нельзя назвать его современным руководителем, но реально он был боевой, очень жесткий, армейский”, - рассказывает он.

Аксененко, по словам экс-министра энергетики Виктора Калюжного, был трудоголиком - его рабочий день начинался в 7 утра, а заканчивался ближе к ночи. Совещания Аксененко длились не больше 35 минут, а выходя с них, каждый понимал, что нужно делать и куда идти.

Держался Аксененко независимо. Он не пошел в Думу, когда депутаты хотели заслушать информацию о финансовых отношениях МПС со швейцарской компанией “Трансрейл”. При таком энергичном подчиненном Степашин не продержался и трех месяцев. Сообщая об отставке членам правительства, он открыто дал понять, что обязан этим не в последнюю очередь “Николаю Емельяновичу”.

Но Ельцину нашли другого преемника, Владимира Путина. В августе 1999 г. Путин стал премьером, а Аксененко - первым вице-премьером. Но он умел держать удар и “спокойно пережил это”, рассказывает близкий к Кремлю собеседник “Ведомостей”. “Он был сильным человеком, перескакивал через обиды и продолжал пахать”, - вспоминает он.

При новом фаворите Аксененко остался своевольным и независимым. Воспользовавшись отсутствием премьера, Аксененко в сентябре 1999 г. подписал распоряжение об отставке президента “Транснефти” Дмитрия Савельева, ставленника Сергея Кириенко. Через несколько часов Савельева выкинули из офиса “Транснефти” омоновцы. На вопрос “Ведомостей”, почему он снял Савельева за спиной Путина, не дожидаясь его возвращения из Новой Зеландии, Аксененко тогда сказал: “У меня было право - я исполнял обязанности премьера”.

Не остановил Аксененко и Путин-президент. В январе 2000 г. произошла авария на Октябрьской железной дороге, которую возглавлял Александр Кузнецов. По рассказу чиновника Белого дома, он имел хорошие отношения с Путиным со времен работы последнего в мэрии Санкт-Петербурга. “Хотя Путин в то время исполнял обязанности президента, аппаратно он был еще слаб и не сумел отстоять [Кузнецова], увольнения которого требовал Аксененко, - рассказывает чиновник Белого дома. - Это было тем более унизительно, что своей подписью Путин увольнял человека, которого думал со временем поставить во главе МПС”. Связаться с Морозовым, работающим сейчас в “Северстальтрансе”, не удалось.

В правительстве Касьянова Аксененко вице-премьерской должности не нашлось, и в 2000 г. тот остался “главным по железке”. “Он спокойно отреагировал на вопрос Касьянова, кем он хочет оставаться - министром или вице-премьером? - рассказывает близкий к Кремлю источник, - и сказал, что министром, потому что это мое родное”.

Министр-бизнесмен

Аксененко-бизнесмен привлекал к себе не меньше внимания, чем Аксененко-политик. Будучи главой МПС, он проводил политику предоставления скидок, за которую его критиковали. В 2001 г. Минэкономразвития провело исследование, показавшее, что различные компании получали от МПС скидки в 30-80% от предельных ставок импортных тарифов. Общий объем скидок Минэкономразвития оценило в $2 млрд в год. Сам Аксененко в 2001 г. заявлял, что с 1997 г., когда он принял министерство, ему удалось принести государству более 400 млрд руб. допдоходов “за счет мягкой тарифной политики”. Оценку Минэкономразвития в интервью “Ведомостям” он называл “махровой ложью”. Но потом уже преемник Аксененко Геннадий Фадеев оценил объем скидок МПС в 54 млрд руб. в год.

С 2001 г. правительство начало программу унификации тарифов. МПС было против, а сам Аксененко постоянно переносил сроки реализации этой программы и заявлял о многомиллиардных убытках МПС, пытаясь оставить МПС “государством в государстве”, вспоминают его коллеги.

Весной 2001 г. Счетную палату возглавил Степашин, работа Аксененко оказалась под прицелом аудиторов. Советник Степашина Владислав Игнатов отрицает ангажированность проверки МПС и то, что Степашин сводил счеты с Аксененко. Аудиторы утверждали, что немалая часть прибыли железных дорог концентрировалась в различных фондах МПС, из которых проводились нецелевые операции. МПС покупало своим сотрудникам квартиры по $400 000-800 000. Необоснованными аудиторы назвали вложения МПС 4,3 млрд руб. в строительство глобальной магистральной сети связи “Транстелеком”. Аудиторы обвиняли Аксененко в выборе слишком дорогих подрядов, которые доставались Балтийской строительной компании. На счетах в Транскредитбанке, купленном МПС, укрывалась прибыль всех участников цепочек и схем по этим подрядам, утверждали аудиторы. На счетах в том же банке, как утверждали аудиторы, “неправомерно консолидировались” 100% амортизационных отчислений предприятий отрасли, которые в 2000 г. составили 52,8 млрд руб.

С именем Аксененко связывали учрежденную МПС в 1989 г. компанию “Трансрейл”. До конца 90-х она была основным экспедитор омминистерства. Но, по словам бывших коллег Аксененко по МПС, сам он никогда не был совладельцем “Трансрейла”. “Когда он встал во главе МПС, он сразу же отменил для него скидки, поэтому связывать его с «Трансрейлом» просто нелогично”, - говорит один из собеседников “Ведомостей”.

“Аксененко вообще не занимался бизнесом, это была прерогатива его сына Рустама, которого он, естественно, поддерживал, чаще всего зря”, - говорит коллега Аксененко по МПС. Рустам Аксененко владел сразу несколькими транспортными активами, крупнейшие из которых - “БалтТрансСервис” (теперь у “Северсталь-Транса”) и экспедиторская компания “Иристон”, где его партнерами были Максим Ликсутов и Сергей Глинка. Позже они расстались, а Глинка и Ликсутов перешли в “Трансгрупп”, которую создали совместно с Искандером Махмудовым. И ничего существенного Аксененко-младший, проживающий сейчас в Швейцарии, в нашей стране уже не оставил, рассказывают два знакомых с ним источника.

Конец пути

“А дальше возникли уголовные дела”, - рассказывает собеседник “Ведомостей”, близкий к Кремлю. Уголовное дело в отношении Аксененко Генпрокуратура возбудила в октябре 2001 г., за три месяца до его отставки с поста министра. В основу легли материалы Счетной палаты. Прокуратура обвинила его в превышении служебных полномочий (ст. 286 УК) и присвоении вверенных средств (ст. 160 УК), которые заключалось в расширении штата центрального аппарата министерства на 250 человек, выплате премий и завышенных командировочных сотрудникам этого аппарата, на что ушло 70 млн руб. Пытались Аксененко обвинить и в превышении полномочий при создании внебюджетных фондов образования и здравоохранения, однако в окончательном варианте эти обвинения не фигурировали. В 2003 г. дело было передано в Мосгорсуд.

“Они неспроста возникли, с ним, конечно, боролись… силовики. Видимо, они считали, что он по-прежнему кандидат”, - продолжает собеседник “Ведомостей”. По его мнению, Путин к этому не имел отношения: “Президенту, чтобы уволить человека, не надо заводить уголовные дела”.

Касьянов и Чубайс публично заступались за опального чиновника. “Материалы, которые я видел, не подтверждают фактов злоупотреблений”, - сказал Касьянов осенью 2001 г. К моменту, когда Аксененко заболел, в обвинениях осталось ненормативное расходование средств в основном на благотворительность, рассказывает близкий к Кремлю источник. “Похоже, это все было не очень законно с точки зрения правовой, а с точки зрения целей ничего криминального не было”, - говорит он.

Генпрокуратура сняла с Аксененко подписку о невыезде, и в 2002 г. он выехал на лечение в Германию. К рассмотрению дела суд до самой смерти Аксененко так и не приступил. “Политические амбиции были уже убиты, и Аксененко отпустили за границу, как оказалось, умирать”, - сказал чиновник Белого дома. 20 июля 2005 г. Аксененко умер, перенеся две операции, в одной из которых донором выступал его сын Рустам.

“Трагизм Аксененко был в том, что своим сибирским ребячеством он создавал себе врагов на пустом месте, - считает один из бывших замов Аксененко. - Одной только своей фразой «Мне в правительстве до всего есть дело» он половину Белого дома настроил против себя”. “Николай Емельянович был сложной, но сильной личностью, - добавляет вице-президент РЖД Анна Белова. - Безусловно, им было много сделано, что вызывает вопросы, но фундамент для сегодняшнего РЖД заложил именно он”.

Александр БЕККЕР, Елена МАЗНЕВА, Екатерина ДЕРБИЛОВА

Николай Емельянович Аксёненко (15 марта 1949, Новоалександровка, Новосибирская область - 20 июля 2005, Мюнхен) - российский государственный деятель, первый Заместитель Председателя Правительства Российской Федерации в 1999-2000, министр путей сообщения в 1997-2002 годах (с перерывом в мае-сентябре 1999).

Биография

Родился 15 марта 1949 года в селе Новоалександровка Болотнинского района Новосибирской области в многодетной семье помощника машиниста. Мать Аксёненко занималась хозяйством. Николай был самым младшим, 13-м ребёнком. В 1951 году семья переехала в Мошково.

В школу пошёл в шесть лет, поскольку к тому времени умел хорошо читать и писать. В юности занимался боксом в тяжёлом весе и футболом.

По окончании школы в 1966 году пытался поступить в Новосибирский электротехнический институт, но не прошёл вступительные испытания. В течение года трудился слесарем-сборщиком Новосибирского авиационного завода имени Чкалова. В 1967 году поступил в Новосибирский институт инженеров железнодорожного транспорта на специальность «инженер путей сообщения по эксплуатации железных дорог». В институте курировал спортивно-массовую работу, там же познакомился с будущей женой.

В 1969 году вступил в КПСС.

Работа на железной дороге

В 1972 году окончил институт и поступил на работу дежурным по станциям Вихоревка и Нижнеудинск Восточно-Сибирской железной дороги.

В 1974 году был назначен начальником станции Азей Восточно-Сибирской железной дороги.

С 1978 по 1979 год - заместитель начальника станции Отрожка Юго-Восточной железной дороги.

С 1979 года работал заместителем начальника, позднее - начальником отдела движения Воронежского отделения Юго-Восточной железной дороги, заместителем начальника службы движения той же дороги.

В 1984 году перевёлся на Октябрьскую железную дорогу, где занимал должности заместителя начальника Мурманского отделения (до 1985 года), начальника Ленинград-Финляндского отделения (до 1986 года), заместителя начальника дороги (с 1986 по 1991), главного экономиста, первого заместителя начальника Октябрьской железной дороги.

в 1990 году окончил Академию народного хозяйства.

Работа в Министерстве путей сообщения

В 1994-1996 годах - занимал пост заместителя министра, с 1996 года - первого заместителя министра, с 15 апреля 1997 года - министра путей сообщения России. В период его работы была создана комиссия по регулированию тарифов, достроена железная дорога Кизляр - Кизилюрт, налажено транзитное сообщение через территорию России, создана телекоммуникационная компания «ТрансТелеКом». В то же время при нём в Московской области прокатилась волна закрытий малодеятельных тупиковых ответвлений (Панки - Дзержинский, частично сохранено грузовое движение; Мытищи - Пирогово, демонтирована к лету 2001 года; Лесной Городок - Аэропорт Внуково, восстановлена в рамках пуска аэроэкспресса в 2004 году). В 1998 году постановлением Правительства РФ была утверждена «Концепция структурной реформы федерального железнодорожного транспорта», в которой были определены основные задачи и цели перестройки отрасли.

Назначение вице-премьером

19 мая 1999 года Аксененко был назначен Первым Заместителем Председателя Правительства Российской Федерации в составе кабинета Сергея Степашина. Ранее рассматривался Борисом Ельциным как кандидат на премьерский пост, о чём спикер Думы Геннадий Селезнёв успел объявить публично, но в конечном счёте в Думу была внесена кандидатура Степашина.

Аксёненко активно лоббировался Татьяной Дьяченко, Абрамовичем и Мамутом. Был момент, когда Ельцин позвонил Селезневу (17 мая 1999 года) и сказал, что в Думу вносится кандидатура Аксёненко, о чём думский спикер и объявил на пленарном заседании. Все тогда зашумели, потому что на премьерский пост была уже внесена кандидатура Степашина. На что Селезнев ответил: «Я же утром мыл уши».

А было так. Татьяна зашла к отцу, и при ней Ельцин действительно позвонил Селезневу. Когда же она вышла, то Борис Николаевич послал адъютанта забрать указ на Аксененко, который сам при Татьяне подписал и отправил в Думу. Говорят, что, ещё не зная этого, Татьяна Борисовна позвонила Аксёненко и сказала, чтобы тот открывал шампанское.

Аксёненко не позволили стать президентом обстоятельства: против него серьёзно выступала чубайсовская группа. Ельцин же не мог допустить раскола во власти, а потому в конце концов нашёл компромиссную фигуру в лице Путина.

Источник из администрации Президента РФ

Сын бывшего первого вице-премьера РФ и министра путей сообщения Николая Аксененко Рустам стал старшим вице-президентом компании "Стройтрансгаз" Геннадия Тимченко. На этой должности 37-летний Рустам Аксененко будет отвечать за энергетическое строительство, на долю которого приходится около 60% работы "Стройтрансгаза". До сих пор в энергетике Рустам Аксененко замечен не был. Почти десять лет после уголовного дела и смерти отца он прожил в Швейцарии, получив известность в Европе как совладелец модного дома Escada.

Старшим вице-президентом "Стройтрансгаза" и куратором блока "Энергетическое строительство" стал Рустам Аксененко, говорится в опубликованном вчера сообщении компании. По словам источников в "Стройтрансгазе" и близких к Volga Resources Геннадия Тимченко, Рустам Аксененко пришел в компанию месяц назад. Он сменил Александра Роговцова, который работал в структурах "Стройтрансгаза" с 2005 года. "Это решение акционера — Геннадия Тимченко ",— говорит собеседник "Ъ".

Почему выбран именно Рустам Аксененко, источники не знают. "Пока не очень понятен уровень его компетенции",— говорит один из них. Но член совета директоров "Стройтрансгаза" уверяет, что у Рустама Аксененко достаточно опыта. "Он работал на железной дороге, которая прямо завязана на энергетическую отрасль. В последние годы он реализовывал несколько некрупных энергетических проектов,— сказал собеседник "Ъ", отказавшись, впрочем, пояснить, о чем идет речь.— Конечно, явно не масштаба Саяно-Шушенской ГЭС".

Энергопроекты сейчас крупнейший источник доходов для "Стройтрансгаза". Их доля во всей деятельности подрядчика составляет порядка 60%, говорил в апреле глава компании Сергей Макаров, подчеркивая, что она продолжит участвовать в тендерах.

В частности, "Стройтрансгаз" интересует участие в создании новых объектов выдачи мощности на Ленинградской и Нововоронежской АЭС. При этом компания является крупнейшим подрядчиком ФСК , самый крупный контракт — строительство сетей от четвертого блока Калининской АЭС.

"Стройтрансгаз" — крупная инжиниринговая и строительная компания. В конце 2007 года 80% акций консолидировали структуры Геннадия Тимченко, 19,5% у Газпромбанка. Сейчас среди основных объектов компании — трубопроводы, резервуарные парки, энергетические, нефте- и газоперерабатывающие объекты, расположенные в России, странах Ближнего Востока, Северной Африки, Европы, Юго-Восточной и Средней Азии. "Стройтрансгаз" также участвует в строительстве ВСТО-2. Чистая прибыль за 2011 год — 851 млн руб. Выручка от продаж составила 41,4 млрд руб.

Назначение Рустама Аксененко не случайно, уверяет источник "Ъ" в совете директоров "Стройтрансгаза". "Геннадий Тимченко подбирает людей, которых знает давно и кому доверяет. Рустам Аксененко из их числа",— говорит он. С Геннадием Тимченко Рустам Аксененко познакомился в начале 1990-х годов в Петербурге через своего отца Николая Аксененко. "Аксененко-старший тогда был начальником дороги, по которой шли большие экспортные и импортные объемы ",— рассказывает собеседник "Ъ". Рустам, родившись в Сибири (в Кемеровской области), приехал в Петербург "лет в 15-16".

Вместе с Максимом Ликсутовым (ныне глава департамента транспорта правительства Москвы , на фото) и Сергеем Глинкой (вместе с Ликсутовым владеет компанией "Трансгрупп") в конце 1990-х Рустам Аксененко работал в железнодорожном бизнесе. Кроме того, он входил в совет директоров принадлежащего Геннадию Тимченко железнодорожного оператора "Линк Ойл". Тогда Николай Аксененко уже возглавлял Министерство путей сообщения и параллельно занимал должность первого вице-премьера (см. справку). Однако в 2000 году, после ухода в отставку президента Бориса Ельцина, карьера Николая Аксененко оборвалась. Сначала он лишился поста первого вице-премьера, а в 2001 году был обвинен в превышении должностных полномочий. Против Николая Аксененко возбудили уголовное дело, которое сошло на нет после его смерти от рака в 2005 году.

На фоне проблем отца Рустам Аксененко (его имя постоянно всплывало в связи с фирмами, контроль над которыми приписывался Николаю Аксененко) покинул Россию и с тех пор в основном жил в Швейцарии . "Рустам вместе с сестрой Олесей пытались вылечить отца, но не смогли",— рассказывает собеседник "Ъ". Параллельно Аксененко-младший начал собственный бизнес через швейцарскую Finartis (до сих пор является ее гендиректором). Компания вкладывала деньги в различные проекты, в том числе в транспортный бизнес в Эстонии, которые, по словам одного из источников "Ъ", "особо рентабельными не были". Самым громким приобретением Finartis стала покупка акций модного бренда Escada в 2005 году.

[Руспрес: В Швейцарии младший Аксененко прославился также благодаря покупке виллы на берегу Женевского озера за 19 млн швейцарских франков, которую позже перепродал дочери казахстанского президента Динаре Кулибаевой за вчетверо большую сумму]

Долгое время в России про Рустама Аксененко (в 2006 году он получил гражданство Эстонии) ничего не слышали. Но несколько лет назад, рассказывают источники, его стали замечать в ресторане "Капри" неподалеку от главного здания ОАО РЖД. При этом никакого железнодорожного бизнеса у Рустама Аксененко ни в России, ни за пределами страны не осталось, уверяет собеседник "Ъ" на транспортном рынке. Он считает, что "Аксененко-младшему просто надоело сидеть без дела и он пришел к Геннадию Тимченко, чтобы тот устроил его на работу". Собеседники "Ъ" среди энергетиков считают, что руководителю профильного инжинирингового управления лучше иметь опыт работы в отрасли, но "это не всегда обязательно".

Чем был известен Николай Аксененко. Досье


С апреля 1997 года Николай Аксененко занимал должность министра путей сообщения, на которой подготовил концепцию реформы отрасли. В 1998 году он впервые объявил о создании частных операторских компаний, выступил с инициативой продолжения строительства БАМа и предложил возродить проект по соединению Сахалина с материком тоннелем.

В мае 1999 года, после отставки правительства Евгения Примакова, господин Аксененко считался основным кандидатом на пост премьер-министра. СМИ называли его доверенным лицом президентской семьи и человеком Березовского . В телефонном разговоре со спикером Госдумы Борис Ельцин даже пообещал представить его кандидатуру, но в последний момент изменил решение и предложил Сергея Степашина. В новом правительстве господин Аксененко получил пост первого вице-премьера. 16 сентября 1999 года он был переназначен главой МПС и первым вице-премьером в кабинете Владимира Путина.

В том же году Николай Аксененко назывался в СМИ одним из главных претендентов на президентский пост, но ставший преемником господин Путин уже в январе 2000 года лишил главу МПС статуса вице-премьера. После этого господин Аксененко занялся созданием РАО "Российские железные дороги". Финансовые потоки, которые он тогда контролировал, оценивались экспертами в $10 млрд в год.

В октябре 2001 года министру предъявили обвинения в превышении полномочий. Обвинения касались незаконной траты на содержание центрального аппарата МПС прибыли железных дорог, перечисленной в ведомственные фонды образования и здравоохранения. Ущерб государству оценивался в 20 млрд руб. 3 января 2002 года господин Аксененко был уволен.

В октябре 2003 года одновременно с передачей дела в суд страдавшему лейкозом Николаю Аксененко разрешили выехать на лечение в Германию, где он скончался 20 июля 2005 года.

Александр Панченко

Кирилл Мельников

Владимир Дзагуто

Происхождение

* Дата рождения

* Место рождения

с.Новоалександровка Болотнинского района Новосибирской области.

* Гражданство

Гражданин РФ

Образование

* Высшая школа

Окончил Новосибирский институт инженеров железнодорожного транспорта окончил в 1972 г. Специальность по образованию - инженер путей сообщения по эксплуатации железных дорог.

Академию народного хозяйства в 1990 г.

Семейное положение

Имеет двоих детей.

Основные этапы биографии

Трудовую деятельность начал в 1966 году слесарем-сборщиком Новосибирского авиационного завода.

С 1972 по 1978 год работал дежурным по станциям, начальником станций Восточно-Сибирской железной дороги.

В 1978 - 1984 годах был заместителем начальника станции, начальником отдела движения, заместителем начальника Воронежского отделения Юго-Восточной железной дороги, заместителем начальника службы движения Юго-Восточной железной дороги.

С 1984 по 1994 год был заместителем начальника Мурманского отделения, начальником Ленинград-Финляндского отделения Октябрьской железной дороги, заместитель начальника и главным экономистом Октябрьской железной дороги, первым заместителем начальника дороги.

В 1994 - 1997 годах - заместитель министра путей сообщения РФ.

С 1997 года - министр путей сообщения РФ.

Во время правительственного кризиса - исполняющий обязанности министра путей сообщения РФ.

С августа по сентябрь 1998г. - и.о. министра путей сообщения.

После отставки правительства Степашина (август 1999г.) - и.о. первого вице-премьера.

16 сентября 1999г. назначен первым вице-премьером правительства РФ - министром путей сообщения РФ.

10 января 2000 г. и. о президента Владимир Путин своим указом освободил Николая Аксененко от должности первого заместителя председателя правительства и назначил его министром путей сообщения.

7 мая 2000 г. в связи с вступлением в должность президента Путина все члены правительства ушли в отставку и до назначения новых министров стали исполняющими обязанности.

19 октября 2001 года Аксененко вызвали в Генпрокуратуру, где ему было предъявлено обвинение в превышении должностных полномочий.

23 октября он выступил с заявлением, в котором заверил, что будет всячески содействовать объективному расследованию и установлению истины.

13 октября 2003 года Генпрокуратура РФ завершила расследование и направила в суд уголовное дело в отношении Аксененко. Он обвиняется в совершении преступлений, предусмотренных пунктом "в" части 3 статьи 286 (превышение должностных полномочий, совершенное с причинением тяжких последствий), и пункта "б" части 3 статьи 160 (присвоение или растрата в крупном размере) УК РФ".

Происхождение, семейное положение

Из интервью. «Нас было семеро братьев и шесть сестер. Я - самый младший, тринадцатый. К сожалению, живы не все... Разница между старшим и младшим - 24 года. Старшие сестры - им сейчас за семьдесят уже - относились ко мне, как к своему сыну...Отец был железнодорожником - инженер, локомотивщик... Он, кстати, не советовал мне поступать в институт. Отговаривал он меня потому, что знал: это - адская работа. С женой мы познакомились еще в институте и с тех пор вместе. Мне очень повезло, что судьба свела меня именно с ней. Нам удалось сохранить чувства и восприятие друг друга такими, какими они были еще в студенческие годы. Должен признаться, что в большей степени это заслуга жены. Как только я начал работать, у меня на семью всегда оставалось очень мало времени. Но никогда семья для меня не была на втором месте». (Stringer, 2000)

Сторонние оценки, характеристики

Аксененко, перебравшись в столицу, быстро разобрался, с кем водить дружбу, на кого поставить. Поставил на Абрамовича - и не ошибся. Как утверждают знающие люди, сотрудничество Аксененко и Абрамовича началось еще в 1992 году. Последний возглавлял тогда малое предприятие "АВК". В 1997 году Абрамович уже хозяйничал в "Сибнефти" и с помощью Березовского налаживал прочные связи в Кремле. Поэтому, когда встал вопрос о кандидатуре нового министра путей сообщения, соперников у Аксененко не оказалось. Вскоре после того как Николай Емельянович освоил новый кабинет, "Сибнефть" получила от МПС льготный тариф на транспортировку нефти за границу и пользовалась им, на зависть другим экспортерам, в течение года.

Министр Аксененко оказался неплохим менеджером. Свое ведомство он уже давно считает коммерческим предприятием, которое должно развиваться, приносить прибыль и осваивать новые виды бизнеса. Одна беда - он никак не может научиться отличать свою шерсть от государственной. Став министром, Николай Емельянович сразу же упорядочил расчеты за перевозки, 70 процентов которых до него производилось по бартеру. Он добился участия в перевозочном процессе фирм-экспедиторов и права предоставления им льготных тарифов. В итоге МПС избавилось от натуральных расчетов, а фирмы за счет льгот стали получать реальную прибыль.

На выпады со стороны министр реагирует болезненно, а чтобы их было как можно меньше, оплачивает мощный пиар в СМИ и пускает пыль в глаза налогоплательщикам и правительству с помощью всевозможных акций. Устанавливает турникеты на московских вокзалах, объявляя войну зайцам, отправляет сотни пассажирских вагонов в Чечню для проживания беженцев, раз в полгода запускает в строй комфортабельные электрички. (Stringer, 2000)

Пребыванию Аксененко в министерском кресле посвящено большое количество журналистских расследований. Среди них аферы с векселями Пенсионного фонда, продажа бензина в Чечню из запасов ОЖД, закупка рельсов в Японии через офшорную фирму на Кипре... Но главные расследования посвящены фирмам Eastern Fertiliger Trading, чьим представителем в России является сын министра Рустам, и ЗАО ПФГ "Евросиб", которое возглавляет племянник министра Сергей. Обе фирмы занимались в основном перевозками грузов и пользовались при этом чрезмерными льготами. Например, им Аксененко позволял расплачиваться "денежными суррогатами", а не "живыми" деньгами, делал скидки с утвержденных тарифов. Долгое время существовало постановление, требовавшее оформлять все заграничные перевозки только в Transrail. («Россия», 2000)

"Дело Аксененко"

Уголовное дело по фактам злоупотреблений в МПС было возбуждено 9 октября 2001 года. 19 октября Николай Аксененко был вызван в Генпрокуратуру, где ему было предъявлено обвинение в превышении должностных полномочий. Руководитель МПС отказался подписывать постановление о предъявлении обвинения, а также - подписку о невыезде. Тем не менее в прокуратуре убеждены, что дела это не меняет - он остается обвиняемым. Кроме того, в прокуратуре утверждают, что уже изучают материалы проверки Счетной палаты, которая выявила несколько нарушений со стороны руководства МПС: незаконное расходование 700 млрд. рублей, предназначенных на "северный завоз" в 1997 году, неуплата налогов в сумме 11 млрд. рублей за 2000 год и покупка квартир лицам, не имеющим к МПС никакого отношения. "Отказ Аксененко подписывать постановление о предъявлении ему обвинения и подписку о невыезде не меняет его статуса обвиняемого по этому уголовному делу", - констатировали в Генпрокуратуре. После визита в ГП Аксененко организовал пресс-конференцию, на которой сообщил, что обвинения связаны с хозяйственной деятельностью МПС - единственного ведомства в России, совмещающего в себе функции хозяйствующего субъекта и государственного регулирующего органа.

Положение Аксененко весьма серьезно. Как говорит известный адвокат Юрий Кориневский, защищавший бывшего главу "Роскомдрагмета" Евгения Бычкова в деле Golden ADA, "следователь теперь может по санкции Устинова или его заместителя отстранить обвиняемого от занимаемой должности". А представитель президентской администрации заявил "Ведомостям", что "ситуация, когда министерством руководит человек, в отношении которого проводится уголовное расследование, ненормальна". Кремль явно не собирается защищать несчастного министра. "Перед законом все равны", - заявил 22 октября замглавы президентской администрации Дмитрий Козак, добавив, что Аксененко зря "апеллирует к исполнительной власти", стараясь избежать прокурорского внимания.

Сам же глава МПС РФ Николай Аксененко "уверен, что в ближайшее время будет установлена беспочвенность" выдвинутых против него обвинений. В поступившем 23 октября заявлении министра говорится: "я буду всячески содействовать объективному расследованию, установлению истины. Коллегия министерства и я, как ее председатель, продолжим линию на сохранение целостности отрасли, проведение структурной реформы, получившей одобрение правительства и президиума Госсовета РФ. Полагаю, что до окончания следствия данное заявление будет последним с моей стороны, и надеюсь, что и иные ответственные лица будут руководствоваться законом, здравым смыслом и общепринятой этикой, не позволяющей делать преждевременных выводов".

Официальное заявление ПРЕСС-СЛУЖБЫ МПС РФ

"Некоторыми СМИ была распространена провокационная информация о том, что министр путей сообщения России Николай Аксененко подал в отставку.

В связи с этим Центр общественных связей "Транс-Медиа" МПС РФ заявляет: министр путей сообщения России Николай Аксененко не подавал в отставку и подавать не собирается. Министр путей сообщения Н.Аксененко действительно был приглашен в Генеральную прокуратуру РФ в качестве свидетеля и ответил на вопросы, связанные с хозяйственной деятельностью министерства.

К сожалению, до сих пор некоторые ведомства, проявляющие постоянный интерес к этой теме, либо не знают, либо забыли о том, что МПС РФ - единственное министерство, совмещающее государственные и хозяйственные функции. Это записано в Положении о МПС России, утвержденном правительством РФ еще в 1996 году. Начинающаяся реформа МПС России, в частности, направлена и на то, чтобы ликвидировать эту двойную функцию и сохранить железные дороги России как единую систему под государственным управлением.

Видимо, кому-то очень не хочется, чтобы реформа МПС, поддержанная президентом России и уже утвержденная правительством РФ, была воплощена в жизнь".

Дополнительная информация

Увлечения: любит слушать классическую музыку, особенно оперную. Любимые писатели, философы - Бердяев, Розанов, Бунин, Толстой, Тургенев.

Не курит. К спиртному относится отрицательно: «всякий раз, когда я видел, как человек, выпив, теряет рассудок, мне было противно. По-моему, нетрезвый человек - это оскорбительный вызов окружающим. А кроме того, как можно работать в полную силу, потакая подобным слабостям и допуская их для себя?»

Я хочу остановиться на личности российского государственного деятеля, инженера железнодорожного транспорта Николая Емельяновича Аксененко . В недалёком прошлом он занимал посты первого вице-премьера и министра путей сообщения России.

Многие его считали его конкурентом В. В. Путина за благосклонность первого президента России Б. Н. Ельцина в последние месяцы правления последнего. Николай Аксененко был хорошим железнодорожником и занимал пост министра путей сообщения. Но в тоже время он был и видным общегосударственным деятелем, назначенным на пост первого заместителя председателя Правительства России. После прихода к власти В. Путина, представителя КГБ, мнительного человека сильно боявшегося конкуренции, Аксененко лишился поста вице-премьера, оставшись министром путей сообщения. Но на этом злоключения Николая Аксененко не кончились: в 2001 году на него неожиданно было заведено уголовное дело, а в 2002 году он был фактически смещён с поста министра. Травля, за которой отчётливо просматривалась рука Путина и его гэбэшной банды, активно продолжилась. Обвинения против себя он не признавал, справедливо считая их политически мотивированными. Это сказалось на состоянии здоровья Николая Аксененко и он тяжело заболел. Скончался он в 2005 году в Германии, где находился на лечении, и был погребён на Никольском кладбище в Александро-Невской лавре в Санкт-Петербурге.

В статье приводятся биографические сведения о Н. Е. Аксененко и сведения о его могиле.

Биография:

АКСЕНЕНКО Николай Емельянович.
Родился 15 марта 1949
в селе Новоалександровка Болотнинского района Новосибирской области. Образование получил в Новосибирской институте инженеров железнодорожного транспорта (1972) и в Академии народного хозяйства при Совете министров СССР (1990). В советское время работал на различных должностях на Восточно-Сибирской и Юго-Восточной железных дорогах. С 1984 - заместитель начальника Мурманского отделения, в 1985-1986 - начальник Ленинградско-Финляндского отделения Октябрьской железной дороги. В 1986-1992 – заместитель начальника, главный экономист, первый заместитель начальника Октябрьской железной дороги. С 1994 – заместитель, в 1996-1997 первый заместитель министра путей сообщения РФ. Министр путей сообщения РФ в правительствах В. С. Черномырдина, С. В. Кириенко (май – август 1998), Е. М. Примакова (сентябрь 1998 – май 1999). Входил в «премьерскую картотеку» президента Б. Н. Ельцина в числе других кандидатур на должность председателя Правительства РФ после отставки Е. М. Примакова в мае 1999. Однако Б. Н. Ельцин держал его лишь в роли хорошего запасного игрока: «Аксененко вроде бы по всем статьям подходит. Решительный, твёрдый, обаятельный, знает, как с людьми говорить, прошёл долгий трудовой путь, поднялся, что называется от земли. Сильный руководитель. Однако Дума изначально относится к нему неприязненно, встречает в штыки. Это хороший вариант, чтобы заранее разозлить, раздразнить Думу. Подготовить её к конфронтации. А потом выдать ей другую кандидатуру. Вот только кого? Степашина или Путина?» (Ельцин Б. Н. Президентский марофон. М.: 2000. С. 311). В мае 1999 получил статус первого вице-премьера в правительстве С. В. Степашина в связи с тем, что президент Б. Н. Ельцин рассматривал возможность использования полузакрытого бюджета Министерства путей сообщения для проведения предвыборной президентской кампании кандидата от «партии власти». Но затем ситуация изменилась и Н. Е. Аксененко вернулся на министерский пост. Работая в правительстве С. В. Степашина, демонстрировал свою независимость. В интервью подчёркивал собственное особое мнение, которое не совпадало с мнением С. В. Степашина. Имидж имел человека «семьи» Б. Н. Ельцина, представителями которой В. В. Путин начинал тяготиться. Некоторое время после победы В. В. Путина на президентских выборах продолжал возглавлять железнодорожное ведомство, потому что у нового главы государства не было близкого к нему человека на роль руководителя МПС. Н. Е. Аксененко пытался заверить В. В. Путина в своей лояльности, рассчитывая, что этот ход может сработать. В сентябре и октябре 2001 получил вызовы в Генеральную прокуратуру, но туда не являлся. В конце октября того же года прибыл к Генпрокурору, где ему предъявили обвинение в превышении должностных полномочий, принёсших крупный ущерб государству. Сразу после возращения из Генпрокуратуры созвал пресс-конференцию, на которой отрицал предъявленные ему обвинения и обещал обратиться к президенту В. В. Путину. Однако В. В. Путин его не принимал, и Н. Е. Аксененко подал в отставку с должности министра путей сообщения. 3 января 2002 освобождён от должности. В октябре 2003 утверждённое Генеральной прокуратурой РФ уголовное дело в отношении Н. Е. Аксененко было направлено в суд. Судебное разбирательство не состоялось из-за отъезда Н. Е. Аксененко на лечение за границу. Награждён орденом «За заслуги перед Отечеством» III степени (1999). Супруга – сестра жены Г. М. Фадеева, предшественника и приемника Н. Е. Аксененко на посту министра путей сообщения РФ. Н. Е. Аксененко не признавал себя виновным, считая обвинение «политически мотивированным». 20 июля 2005 скончался в Мюнхене, в клинике университета Гросс-Хадерн от лейкемии крови. За два года лечения перенёс несколько операций, дважды ему пересаживали внутренние органы, костный мозг, донором которого стал его сын. По мнению многих хорошо знавших Н. Е. Аксененко людей, причиной тяжёлого онкологического заболевания стали глубокие переживания, которые снизили общий иммунитет, ослабили защиту внутренних органов. Погребён в Санкт-Петербурге, на Никольском кладбище Александро-Невской лавры, неподалёку от могил бывшего мэра А. А. Собчака и депутата Госдумы второго созыва Г. В. Старовойтовой.

Биография составлена по:

  • Н. А. Зенькович. Путинская энциклопедия. Семья. Команда. Оппоненты. Преемники. 2-е издание, исправленное и дополненное. М.: ОЛМА Медиа Групп, 2008. Статья Аксененко Николай Емельянович , стр. 19-21.

    Могила:
    Николай Емельянович Аксененко скончался 20 июля 2005
    в городе Мюнхен, Германия.
    Погребён на Никольском кладбище в Александро-Невской лавре в городе Санкт-Петербург . Могила на четвёртом участке .

    Изяслав Тверецкий ,
    август 2010.

  • Похожие статьи