Слова с буквой е после гласной примеры. Гласная после гласной. Гласные после шипящих. Буквы и – ы

Гласный [е] в начале слова на письме обозначается буквой э (ср. это, экий - произносится [ётъ], [ёкъі]). Тот же гласный после согласных, кроме немногих заимствованных слов, где после твердого согласного пишется э, обозначается буквой е: сел, пел, бел, зеркало, шест, честь, дельта, пюре и т.

Д. Примеры единичного употребления буквы э после твердого согласного: пэр, мэр, сэр, в собственных именах: Тэн, Бэкон, Улан-Удэ.

В начале слова и после гласного сочетание обозначается

буквой е. Ср. Пел], Цёс’т’], [пліёл], , [с’]ел], [ф-с’эм’]ё] (ел, есть, поел, поесть, съел, в семье).

Гласный [е] употребляется чаще всего после мягких согласных. Под ударением после мягких согласных гласный [е] имеет два основных оттенка - так называемое открытое, широкое [е] и закрытое, узкое.

Рассмотрим раньше первый из этих оттенков, который можно назвать нормальным, встречающимся и в изолированном произношении, например в междометии э. Он употребляется также после мягкого согласного перед твердым или на конце слова. Например: лето, дело, сёла, сено, посев, лепка, бегал, на столе, на коне. Произносится: [л’ётъ], [д’ёлъ], [с’ёлъ], [с’ёнъ], [плс’ёф], [л’ёпкъ], [б’ёгъл], [нъ-стлл’ё], [нъ-клн’ё]. Перед

твердым и велярным [л] гласный [е] имеет к концу своей длительности более.заднее и напряженное образование: [с’ёлъ], [б’ёлъі], [т’ёлъ].

В положении перед мягким согласным гласный [е] после мягкого согласного (иначе - в положении между мягкими согласными) звучит закрыто, узко. Такой [е] обозначаем знаком [ё]. Например: весело, дерево, север, ветер, лестница, наместник, лезвие, зверь, песня, рея, тесть, фея, ей, ель, поесть. Произносится:

[в’ёт’эр], [л’ёс’н’ицъ], [нл- [п’ёс’н’ъ], [р’ёіъ], [т’ёс’т’],

[в’ёс’элъ], [д’ёр’эвъ], [с’ёв’эр], м’ёс’н’ик], [л’ёз’в’иіъ], [з’в’ёр’],

[ф’ёіъ], Пёі], П"ёл’], ,

Чтобы заметить различие между [е] и [ё], полезно произнести

подряд такие, например, пары слов, как [с’ел] и [с’ёл’э], [п’ел] и [п’ёл’э], [злл’ёс] и [злл’із’л’э], [с’в’ет] и [с’в’ёт’эт].

Гласный [е] употребляется также и в начале слова. При этом перед твердым согласным произносится его широкий, открытый оттенок, а перед мягким - узкий, закрытый. Ср. [ётът] и [Іт’и] (этот и эти), [ёкъвъ] и [ёк’их] (экого и эких), [еі], [ёхъ], [ёпъс], [ёп’икъ], [ёл’инг] (эй, эхо, эпос, эпика, эллинг). Также после гласных: [с’илуёт} и [л-с’илует’э] (силуэт но силуэте).

Различие между этими двумя разновидностями [е] заключается прежде всего в степени поднятия языка: при произнесении [е] открытого, или широкого, средняя часть спинки языка поднимается к нёбу в меньшей степени, чем при произнесении [е] закрытого, или узкого. В последнем случае язык поднимается выше, но не настолько, чтобы образовался звук [и]. Таким образом, когда произносят [е] закрытый, язык Поднимается выше, чем это нужно для [е] открытого, и ниже, чем нужно для [и]: [е] закрытый до своему образованию - звук, средний между [е] открытым и [и]. Другое отличие этих звуков заключается в том, что языковое тело при образовании [е] закрытого находится в более напряженном состоянии, чем при [е] открытом. С этим связано то, что [е] открытое представляет собой звук, неоднородный в своей длительности: в конечной своей части этот звук заметно более открытый, чем в начальной - более закрытой. Звук [е] образуется в русском литературном языке со слабым [и] -образным приступом, а в конечный момент своей длительности он заключает в себе заметно более задний и открытый элемент; он представляет собой как бы [иеъ]. Так произносится, как уже было отмечено, [е] под ударением после мягкого согласного перед твердым: [с’ёр]ый, [с’н’ёк] (снег), а[р’ён]да, [т’ём] а (другие примеры см. выше). Близко к этому произносится [е] после мягких согласных на конце слова: в воде- [в-влд’ё].

Эта норма нередко нарушается представителями части русских говоров, знающих в положении после твердого согласного перед

мягким или на конце слова звук [е] закрытый: [ё], т. е. произносящих [л’ёт]о, [с’ёл], [н’ёт], на сто [л’ё] и т. д. Особенно часто она нарушается в русской речи ряда народов как Советского Союза, так и зарубежных. Так, например, в русской речи марийцев или коми можно часто услышать: [л’ёт]о, [с’ёл], [н’ёт], на сто [л’ё], [гд’ё], а также [д’ёл]о, [слв’ёт], [хл’ёп] (хлеб),

[т’ёкст], конс[п’ёкт], [т’ём]а и т. д. Во многих случаях образование звука [е] в этом положении в речи нерусских не имеет описанного выше неоднородного характера - более узкого в начале и более широкого в конце, не имеет характерного для правильного русского произношения [и] -образного начала: произносится звук, однородный в своей длительности. Это связано частью с неполной мягкостью предшествующего согласного, частью - с более высокой и энергичной артикуляцией гласного, связанной с особой напряженностью языкового тела, в то время как русское [е] является гласным ненапряженным.

После твердых согласных образование гласного [е] уже с начальной фазы является более задним - языковое тело заметно отодвигается назад (обозначим такое [е] знаком [э]). Эта ото- движка назад происходит после твердых шипящих [ж], [ш] и после [ц], а в части слов иноязычного происхождения - также после других согласных. Чтобы заметить эту отодвижку назад в образовании [е], полезно обратить внимание на произношение соответствующего гласного, например в словах тесто и шест: [т’ёстъ] и [шэст]. При этом перед твердыми согласными, а также на конце слова гласный [э] имеет.открытое образование, а перед мягкими согласными - более закрытое. Закрытый гласный [э] в конце своей длительности имеет более переднее и верхнее, образование, т. е. уклад языка, близкий к [и]: произносится как бы [эи] . Подвинутый вперед в своей конечной фазе гласный [э] (т. е. с [и] -образным окончанием) обозначим знаком [§]. Чтобы заметить различие между [э] и [э], полезно понаблюдать произношение гласного в таких случаях, как [шэст] и [шёс’т’], [жэст] и [ж§с’т’]([цзп] и [ц§п’].

Примеры на [з] после твердых шипящих и [ц]: женский, жертва, жемчуг, шедший, шенкель, ценный, цех, на ноже, в шалаше. Произносится: [жэнскъі], [жэртвъ], [жэмчук], [шэтшъі], [шэнк’эл’], [цэн:ъі], [цэх], [нъ-нлжэ], [ф-шълашэ]. После других согласных в словах иноязычного происхождения: тент, терция, дерби, секс, темп, тембр, безе, пюре. Произносится: [тэнт], [тэрцыіъ], [дэрб’и], [сэкс], [тэмп], [тэмбр], [б’езэ], [п’ урэ].

Примеры на [§] после твердых шипящих и [ц]: женин, женьшень, жерех, шелест, шельма. Произносится: [жін’ин],

[ж§н’шён’], [жёр’эх], [шёл’эст], [шёл’мъ]. После других согласных в словах иноязычного происхождения: дельта, теннис,

отель, сепия. Произносится: [д§л’тъ], (гён’ис), о [тЗл’], [сэп’иіъ].

Гласный [е] в нейтральном стиле произношения употребляется только в ударном слоге. В высоком стиле, а также в сценической речи, в пении он может употребляться также и в безударных слогах (см. выше, § 2.2).

Методический паспорт:

Тема урока : Буква е - в начале слов и после гласных; после согласных.

Цель урока : Продолжить ознакомление учащихся с двойной ролью буквы е - в начале слов и после гласных; после согласных.

Задачи урока:

    Формировать умение вычленять в речи звуки [э], [й, э], обозначенные буквами Е, е в разных позициях; читать слоги, слова и предложения с изученными буквами.

    Продолжить работу по развитию артикуляционного аппарата и фонематического слуха, обогащению словарного запаса детей.

    Развивать умение сравнивать, анализировать; развивать логическое мышление и воображение учащихся, память, внимание.

    Воспитывать культуру учебного труда: уважительное отношение к товарищам, умение работать коллективно в группе, парами, самостоятельно, развивать чувство ответственности за выполненное задание.

Развитие УДД:

Предметные

Узнавать буквы, обозначающие гласные и согласные звуки,

Узнавать йотированные звуки в начале слова и после гласной буквы,

Узнавать графический образ букв, выделять звуки из слов,

Обозначать гласные звуки буквами,

Метапредметные

Регулятивные

1. Организовывать свое рабочее место под руководством учителя.

2. Осуществлять контроль в форме сличения своей работы с заданным эталоном.

Познавательные

1. Ориентироваться в учебниках.

2. Сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие.

3. Группировать, классифицировать предметы, объекты на основе существенных признаков, по заданным критериям.

Коммуникативные

1. Соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить.

2. Вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное).

3. Сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре, группе: устанавливать и соблюдать очерёдность действий, корректно сообщать товарищу об ошибках.

4.Участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы.

Личностные

Проявлять уважение к своему классу, ценить взаимопомощь и взаимоподдержку одноклассников.

Принимать новый статус «ученик», внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе.

Внимательно относиться к собственным переживаниям и переживаниям других людей.

Выполнять правила поведения на уроке.

Технология проведения урока: по системе ТДМ

Тип урока : урок систематизации новых знаний.

Структура урока: Этапы: подготовительный, систематизации знаний, первичного закрепления, рефлексии.

Формирование ключевых компетенций:

    учебно-познавательной

    коммуникативной

Единица содержания: характеристика звуков [э] , [й’э], обозначаемых на письме буквой Е, е.

Граница знания – незнания: на предыдущем уроке дети познакомились с новой буквой е.

Учащихся в классе: 25

Используемые учебники и учебные пособия:

    Учебник «Азбука» В.Г. Горецкий, В.А. Кирюшкин и другие М.: «Просвещение» 2012г.

    С.И.Ожегов «Толковый словарь русского языка»

Используемое оборудование: Мультимедийное оборудование, магнитная азбука, глобус, карточки для работы в паре, группе, карточки с текстами для чтения, смайлики красного, жёлтого и зелёного цвета, карандаши простые и цветные, заготовки – смайлики, магниты.

Этапы урока

- Наш енот продолжает рассказ о себе. Лучше всего еноты чувствуют себя рядом с водой. Именно здесь, на берегах рек они выходят на поиски пищи: ощупывающими движениями маленьких ловких лапок, даже не глядя, енот-полоскун исследует мелководье и ищет пропитание.- Как вы понимаете слово мелководье? (использует толковый словарик)- Узнать дополнительные факты о реке как месте обитания не только енота поможет «Азбука»На стр. 75 найдите текст «Река». Прочитайте текст и выполните любое из дополнительных заданий.
    Посчитать количество предложений. Найти слова, в которых 2 слога и все согласные мягкие. Найти в толковом словарике значения слов ИЛ, ТИНА.
Приглашает проверить выполненное. - Читаем текст цепочкой, внимательно следим по учебнику за читающим.- Проверим, как выполнили задания. Сколько предложений в тексте?- Назовите слова, в которых 2 слога и все согласные мягкие.-Что такое ТИНА? ИЛ?- Замечательно, вы хорошо потрудились.

Подведём итог нашей работы.

Что нового узнали на уроке?

Продолжите моё предложение:

* Мы познакомились с буквой … .

* Буква е обозначает один звук … когда стоит после ….

* Буква е обозначает два звука … когда стоит ….

Где можно применить полученные знания?

Что было для вас интересным на уроке?

А теперь вспомним про наш смайлик. Если вы довольны своей работой на уроке, то нарисуйте на смайлике улыбку. Если вы хотели бы улучшить работу – нарисуйте серьёзное лицо(раздаёт заготовки). Поместите смайлики на доску.

А я хочу тоже нарисовать улыбку на смайлике, потому что мне понравилась ваша активная и дружная работа на уроке. Спасибо за работу! (рисует улыбку на смайлике)

Источники:

Физкультминутка для глаз

- стихи про енота

§1

Буквы а, у употребляются:

Для передачи гласных а, у ад, алый, армия, заахать, лиана, оазис, Луара; ум, утро, увалень, паук, научит .

Для передачи гласных а, у и одновременно для указания на твердость предшествующего согласного, напр.: бал, отвар, галстук, подарок, ткач, желать; буря, сову, возьму, тонуть .

§2

Буквы я, ю употребляются:

1. Для передачи гласных а, у дятел, зябнуть, мягкий, бодрящий, вся; дюны, любит, гоню, всюду, костюм .

2. Для передачи сочетания j с последующим гласным а или у :

а) в начале слова и после гласных, напр.: яблоко, маяк, Ялта; южный, каюта, Юра ;

б) после согласных; в этом случае перед буквами я, ю пишутся разделительные знаки ь или ъ (см. § 27–28), напр.: бадья, обезьяна, вьюга, пятьюдесятью; безъядерный, въявь, двухъярусный, предъюбилейный .

Буквы о – ё

§3

Буква о употребляется:

1. Для передачи гласного о в начале слова и после гласных, напр.: ось, заочный, теория, биограф, воочию, полуостров .

2. Для передачи гласного о и одновременно для указания на твердость предшествующего согласного, напр.: бой, завод, голубь, добрый, узелок, ярмо, носит, лбом, литровый, сок, парной, сто.

3. В ограниченном круге слов иноязычного происхождения буква о употребляется:

а) для передачи гласного о после j , передаваемого буквой й в начале слова и в середине слова после гласных, напр.: йод, майор (перечень таких слов см. в § 26, п. 2);

б) для передачи сочетания j с последующим гласным о в составе буквосочетания ьо после согласного; перечень основных слов: батальон, бульон, каньон, компаньон, котильон, карманьола, кроманьонец, лосьон, медальон, миньон, павильон, папильотки, почтальон, сеньор, сеньора, синьор, синьора, шампиньон, шиньон; квадрильон, квинтильон, секстильон (наряду с вариантами квадриллион, квинтиллион, секстиллион , передающими другое произношение); мильон (написание, передающее один из вариантов произношения слова миллион ); в собственных именах: Авиньон, Асунсьон, Гильом, Миньона, Тальони, Фритьоф . В редких случаях буквосочетание ьо пишется для передачи звуков безударного слога: гильотина, гильотинировать, сеньорат, сеньорита, сеньория, синьорина, синьория, Мурильо.

§4

Буква ё употребляется:

1. Для передачи ударного гласного о и одновременно для указания на мягкость предшествующего согласного, напр.: ребёнок, вёсла, гвоздём, казённый, лёгкий, подмёл, оленёнок, пёстрый, рёбра, осёл, потёртый, растёт .

Примечание 1. Буква ё после согласных букв г, к, х встречается в основном в словах иноязычного происхождения, в том числе в собственных именах, напр.: гёзы, гёрлс, ликёр; Гёте, Гёльдерлин, Гётеборг, Кёльн, Кёстлер, Хёглунд. Сочетание кё представлено также в словах с иноязычным суффиксом −ёр типа киоскёр, паникёр и в личных формах глагола ткать: ткёшь, ткёт, ткём, ткёте.

Примечание 2. Буква ё может писаться на месте гласного о , имеющего побочное ударение (напр.: трёхгодичный, четырёхметровый, тёмно красный), а также на месте безударного гласного о в словах иноязычного происхождения (напр.: гётеанец, кёнигсбергский).

2. Для передачи сочетания j с последующим ударным гласным о :

а) в начале слова и после гласных, напр.: ёлка, ёж, заём, кофеёк, остриё, поёт, буёк ;

б) после согласных; в этом случае перед буквой ё пишутся разделительные знаки ь или ъ (см. § 27–28), напр.: пьёт, взовьётся, бельё, серьёзный, житьё бытьё; объём, съёмный .

Употребление буквы ё в текстах разного назначения

§5

Употребление буквы ё может быть последовательным и выборочным.

Последовательное употребление буквы ё обязательно в следующих разновидностях печатных текстов:

а) в текстах с последовательно поставленными знаками ударения (см. § 116);

б) в книгах, адресованных детям младшего возраста;

в) в учебных текстах для школьников младших классов и иностранцев, изучающих русский язык.

В обычных печатных текстах буква ё употребляется выборочно. Рекомендуется употреблять ее в следующих случаях.

1. Для предупреждения неправильного опознания слова, напр.: всё, нёбо, лётом, совершённый (в отличие соответственно от слов все, небо, летом, совершенный ), в том числе для указания на место ударения в слове, напр.: вёдро, узнаём (в отличие от ведро́, узна́ем ).

2. Для указания правильного произношения слова – либо редкого, недостаточно хорошо известного, либо имеющего распространенное неправильное произношение, напр.: гёзы, сёрфинг, флёр, твёрже, щёлочка , в том числе для указания правильного ударения, напр.: побасёнка, приведённый, унесённый, осуждённый, новорождённый, филёр .

3. В собственных именах – фамилиях, географических названиях, напр.: Конёнков, Неёлова, Катрин Денёв, Шрёдингер, Дежнёв, Кошелёв, Чебышёв, Вёшенская, Олёкма .

Буквы э – е

§6

Буква э пишется в начале корня для передачи гласного э (без предшествующего j ):

1. В начале следующих исконно русских местоименных слов и междометий: этот (эта, это, эти), этакий, эдакий, экий, этак, эдак; эва, эвон, эге, эге ге, эй, эк, эх, эхма, эхе хе .

2. В начале слов иноязычного происхождения (в том числе собственных имен), напр.: эврика, экспорт, экстренный, эллин, эпос, эра, этика, эхо, Этна, Эрик (с буквой э эвкалипт, эгоизм, экватор, экзамен, экономика, электричество, элемент, элита, эмоция, энергия, эпиграф, эпидемия, эскорт, эстетика, этимология, эфир, Эверест, Эдип, Эсхил (здесь буква э

3. В названиях букв эль, эм, эн, эр, эс, эф , а также в начале аббревиатур, пишущихся по названиям букв, и слов, образованных от названий букв и от буквенных аббревиатур, напр.: эсер, энный, энский, эмка .

4. После приставок или составных частей сложных и сложносокращенных слов (как после гласных, так и после согласных). Примеры:

а) после гласных: антиэлектрон, антиэсеровский, деэскалация, неэтичный, переэкзаменовка, поэтапно, поэтому, реэкспорт; диэлектрик, киноэкран, телеэкран, мегаэрг, микроэлемент, полиэфирный, полуэтаж, пятиэтажный ;

б) после согласных: безэлектродный, подэкранный, предэкзаменационный, разэдакий, сэкономить, сверхэкономный, субэкваториальный, суперэлита; двухэтажный, трёхэлементный, политэкономия, санэпидстанция, Мосэнерго, Минэкономика .

§7

Не в начале корня после гласных (в словах иноязычного происхождения) пишутся как буква э , так и е . Их выбор зависит от предшествующей гласной.

1. После букв е и и пишется е . Перечень основных слов: геенна, реестр, феерия; гигиена, гиена, диез, диета, риелтор, сиеста, спаниель, фиеста и слова на −ент: абитуриент, клиент, ингредиент, коэффициент, пациент и др. (с буквой е , передающей ударный гласный); веер, леер, плеер, иезуит, иерархия, иероглиф, миелит, пиелит, пиетет, реквием, триер (здесь буква е передает безударный гласный).

2. После букв а, о, у, ю пишется э . Перечень основных слов: дуэль, дуэт, маэстро, менуэт, пируэт, поэт, поэзия, поэма, силуэт, статуэтка (здесь буква э передает ударный гласный); алоэ, аэродром (и другие слова с начальной частью аэро ), брандмауэр, каноэ, коэффициент, люэс, маэстозо, муэдзин, фаэтон, фуэте (здесь буква э передает безударный гласный). То же в собственных именах, напр.: Пуэрто Рико, Уэльс, Хемингуэй, Моэм, Лаэрт, Аэлита .

§8

Не в начале корня после согласных буква э пишется для передачи гласного э и одновременно для указания на твердость предшествующего согласного в следующих случаях.

1. В немногих нарицательных словах иноязычного происхождения. Перечень основных слов: мэр, мэтр ‘учитель, мастер’, пленэр, пэр, рэкет, рэп, сэр ; то же в производных от них словах, напр.: мэрия, пэрство, рэкетир . Круг других слов (преимущественно узкоспециальных) определяется орфографическим словарем.

2. Во многих собственных именах иноязычного происхождения, напр.: Бэкон, Дэвид, Дэн Сяопин, Дэвис, Рэлей, Рэмбо, Сэлинджер, Сэм, Сэссон, Тэтчер, Тэффи (личные имена и фамилии), Мэриленд, Тайбэй, Улан Удэ, Хуанхэ (географические названия). Буква э сохраняется в любых словах, производных от таких собственных имен, а также при переходе их в нарицательные, напр.: улан удэнский, рэлей (физическая единица), сэссон (стрижка).

3. В названиях букв бэ, вэ, гэ, дэ, зэ, пэ, тэ , а также в составе аббревиатур, пишущихся по названиям букв, и слов, образованных от буквенных аббревиатур, напр.: бэтээры, кавээнщик, гэпэушник, кагэбэшный .

4. В звуковых аббревиатурах и образованных от них словах, напр.: ГЭС, ТЭЦ, ВТЭК, НЭП, фэр (физический эквивалент рентгена), втэковский, нэпман .

§9

В остальных случаях не в начале корня после согласных пишется буква е .

При этом во всех исконно русских словах буква е указывает на мягкость предшествующего согласного, напр.: белый, ветер, словечко, ноге, дело, в воде, подземный, след, хвалебный, размен, стене, перепись, терпеть, резать, стареть, весенний, чтение, путей .

Однако в словах иноязычного происхождения, пишущихся с буквой е , предшествующий согласный может произноситься твердо. Так, после букв, передающих мягкий согласный, буква е пишется в словах асбест, версия, гетто, деспот, зебра, комета, леди, пионер, абонент, аспект, акварель, сектор, патент, дефект и в ряде других. После букв, передающих твердый согласный, е пишется в словах беби, денди, дельта, модель, экзема, кузен, сленг, бизнесмен, инерция, фонетика, капелла, регби, рейтинг, диспансер, сеттер, коттедж, партер, стенд, темп и многих других, а также в несклоняемых нарицательных словах, последовательно пишущихся с конечной буквой е , напр.: безе, шимпанзе, макраме, резюме, пенсне, турне, купе, гофре, пюре, тире, кабаре, фрикасе, шоссе, эссе, варьете, декольте, карате, кафе , и в словах с иноязычным суффиксом −есса (типа поэтесса, стюардесса, баронесса ); в ряде собственных имен, напр.: Кармен, Неру, Рерих, Брем, Дантес, Тейлор, Дельфы, Сен Готард .

§10

В следующих случаях буква е пишется для передачи сочетания j с последующим гласным э:

1. В начале слова, напр.: егерь, едкий, ездить, ель, если, ересь, ехать, Ева, Ельня, Ейск .

2. После гласных в русских (не заимствованных) словах, напр.: заехать, переезд, биение, приехать, военный, упоение, поесть, короед, сладкоежка, уехать, суета .

3. После согласных; при этом перед буквой е пишутся разделительные ь и ъ (см. § 27–28), напр.: колье, премьера, шансонье, крупье, пьеса, курьер, конферансье, бадье (дат. п.), в статье, Мольер; въехать, подъехать, отъезд, разъединить, съесть, сверхъестественный, панъевропейский, инъекция, фельдъегерь .

Буквы и – ы

§11

Буква и пишется:

1. Для передачи гласного и в начале слова и после гласных, напр.: имя, издавна, искра; заискивать, неистовый, поить, выигрывать, круиз, сюита, яичный .

2. Для передачи гласного и и одновременно для указания на мягкость предшествующего согласного, напр.: битва, вишня, гибнуть, води, вонзить, танкист, ливень, домище, ленивый, пить, горит, сила, пойти, графиня, сухие .

3. Для передачи сочетания j с последующим гласным и после согласных; в этом случае перед и пишется разделительный ь (см. § 28), напр.: воробьиный, варьировать, статьи, Ильин .

4. В следующих случаях буква и передает звук ы после твердых согласных:

а) после приставок иноязычного происхождения: гипер, дез, интер, контр, пост, суб, супер, транс , а также после начального элемента пан , напр.: гиперинфляция, дезинформация, дезинтеграция, контригра, постимпрессионизм, постинфарктный (ср. предынфарктный , см. § 12, п. 2), субинспектор, суперинфекция, трансиранский, панисламизм ;

б) после русской приставки сверх , напр.: сверхизысканный, сверхинтересный ;

в) после первых частей сложных и сложносокращенных слов, напр.: двухигольный, трёхимпулъсный, пединститут, спортинвентарь, политинформация, госимущество, госинспекция, фининспектор, мирискусник (от «Мир искусства»).

§12

Буква ы употребляется для передачи гласного ы и одновременно для указания на твердость предшествующего согласного:

1. Не после приставок, напр.: быль, рабыня, выть, вызвать, поводырь, козы, хлыст, малыш, мысль, больные, пыль, торопыга, рыскать, сыт, пустыня, фыркать .

2. После русских приставок, кончающихся на согласный (кроме приставок сверх и меж ), напр.: безыглый (ср. игла ), безыллюзорный (иллюзия ), безыскусный (искусный ), безысходный (исход ), выграться (играть ), сыскать (искать ), возыметь (иметь ), аналогично: изыскивать, надындивидуальный, обындеветь, обезызвествление, отымённый, подыгрывать, подыздержаться, предынфарктный, предыстория, разыздеваться, розыск, сымпровизировать .

1. Буквы е, ё, ю, я обозначают два звука , ,, в следующих случаях: а) в начале слова: ель,ёмкость, юнга, ярмарка; б) после гласного: военный,маёвка, каюта, ваяние; в) после разделительных [ъ] и [ь]: въедливый, серьёзный, вьюга, рьяный, межъярусный.

После разделительного мягкого знака буква и также обозначает сочетание двух звуков : соловьи, воробьи,ничьи.

2. В положении после согласных букв, обозначающих парные по твердости-мягкости согласные звуки, буквы е, ё, ю. я обозначают один звук [э], [о], [у],[а] и одновременно указывают на мягкость предшествующего согласного: день, лён, люди, пять.

§ 19. Обозначение [j] ва письме

Среди согласных русского языка имеется мягкий согласный [j]. При его произнесении средняя часть спинки языка поднимается к твердому нёбу, образуя щель, через которую проходит воздух, поэтому он является среднеязычным звуком.

В начале слова, в середине после гласного, а также после разделительных ъ и ь [j] обозначается, как правило, вместе с последующим гласным звуком буквами я, е, ё, ю: яблоко, ехать, ёлка, юркий; обаяние, поездка,заём, каюта; въявь, съезд, съёмка, адъюнкт, рьяный,пьеса, льёт. вьюга.

В немногих заимствованных словах в начале слова [j] обозначается буквой и; йог, йод, йот, йоркширский.

После гласных перед согласным и в конце слова среднеязычный звук произносится с меньшим шумом(спинка языка менее высоко поднята к среднему нёбу) и выступает как неслоговой гласный, который на письме обозначается буквой и; байдарка, бойница, прийти,струйка, планетарий, мавзолей.

Произношение букв Е, Ё, Ю, Я

В русском языке есть несколько гласных букв, кторые не имеют собственных звуков. Это буквы е, ё, ю, я. Они обозначаются либо сочетанием двух звуков, с помощью смягчающей й (и краткая), либо звучат как [э], [о], [у], [а] соответственно.

1. Они обозначают два звука [й’э] [й’о], [й’у], [й’а] в следующих случаях:

В начале слова.
Юла, ель, ёж, яблоко.

После гласного.
Таяние, каюта, маёвка, поединок.

После разделительных ъ и ь.
Подъёмник, серьёзный, вьюга, пьяный.

Примечание. Если буква И стоит после мягкого знака, то она также произносится как сочетание звуков [й’и].
Муравьи, воробьи, ничьи.

2. Они обозначают звуки [э], [о], [у], [а] в случае, если стоят после согласной буквы, которая является частью звуковой пары по твердости-мягкости. Тогда буква е передает смягчение предшествующей согласной, а сама звучит как э.

В зависимости от того, какой ваш родной язык, вам может быть сложно произносить слова с буквами е, ё, ю, я. Когда й смягчает звуки э, о, у, а, не у всех получается передать этот эффект, и выходит «лублу» вместо «люблю».

Чтобы научиться произносить эти звуки, хорошо для начала практиковать мягкость-твердость согласных.

Бук — бег, дань — день, заяц — земля, нос — нёс, топор — тяжба, тулуп — тюлень, рысь — рис.

После того, как у вас станет получаться смягчение согласных, вам станет легче произносить буквы е, ё, ю, я.

www.ruspeach.com

В каких случаях буквы е, ё, ю, я обозначают два звука?

учитель Харьковская школа №170

Учитель начальных классов ГБОУ Школа 1374

учитель МБОУ «СШ №39№

учитель начальных классов МБОУ «СОШ № 51»

учитель Мбоу сош

учитель начальных классов МБОУ «Дульдургинская СОШ»

учитель начальных клвссов общеобразовательная школа І_ІІІ ступеней

учитель начальных классов ГУО «Гимназия №5 г.Витебска»

Учитель начальных классов Республика Карелия Петрозаводск «Ломоносовская Гимназия»

учитель начальных классов МБОУ СОШ ст. Павлодольской

onlinerepetitor.net

ДВОЙНАЯ РОЛЬ БУКВ Я, Ю, Е, Ё.

Некоторые буквы могут обозначать как один, так и два звука.

Буквы е, ё, ю, я после согласных в слове обозначают один звук: [э], [о], [у], [а] и указывают на мягкость этого согласного: семя - [с’э’м’а].

В остальных случаях (в начале слова, после гласных и после разделительных ъ и ь ) буквы е, ё, ю, я обозначают два звука: [йэ], [йо], [йу], [йа] - судья [суд’йа]. Поэтому количество букв и звуков в словах не всегда одинаковое.

В истории русского языка сочетание звуков [йо] на письме передавалось по-разному: йо, ьо, ио .

А известный русский писатель и историк Николай Михайлович Карамзин (1766-1826) для этого звукосочетания придумал букву ё.

Сравните!

1. Сравните сочетания букв в левой и правой колонках. Есть ли специальные буквы для обозначения таких сочетаний? Если есть,

напишите эти буквы.

[ай] - . [йа] - .
[ой] - . [йо] - .
[уй] - . [йу] - .
[эй] - . [йэ] - .

2. Проговаривая слова медленно, скажите, в каких из них буква я передаёт два звука [йа], а в каких - один [а].

Месяц, пять, январь, память, имя, время, скамья, семья,сентябрь, яблоко.

3. Выпишите выделенные слова. Подчеркните буквы е, ё и укажите, сколько звуков они обозначают.

Споёмте , друзья, ведь завтра в поход
Уйдём в предрассветный туман.
Споём веселей, пусть нам подпоёт
Седой боевой капитан.
(А. Чуркин )

4. Знаете ли вы русские имена, начинающиеся на буквы е, ю, я ? Запишите их. Сколько звуков обозначают эти начальные буквы?

5. Медленно произнесите слова. Посчитайте, сколько букв и сколько звуков в них. Обоснуйте свой вывод.

Лёт, льёт; сел, съел; яд, ад; Коля, колья; полю, полью; семя, семья; обедать, объедать.

Н.Ф.Баладина, К.В. Дегтярёва, С.А. Лебеденко. Русский язык 5 класс

Отослано читателями из интернет-сайтов

Весь русский язык онлайн, список тем по предметам, сборник конспектов по русскому языку, домашняя работа, вопросы и ответы, сочинения по русскому языку, планы уроков

Если у вас есть исправления или предложения к данному уроку, напишите нам.

Если вы хотите увидеть другие корректировки и пожелания к урокам, смотрите здесь — Образовательный форум.

Что обозначают буквы е, ё, ю, я

На этом уроке мы узнаем, в каких случаях буквы Е, Ё, Ю, Я могут обозначать два звука, а в каких – один звук и указывать на мягкость предыдущего согласного звука. Выполним множество интересных заданий.

Буквы Е, Ё, Ю, Я могут обозначать один звук и указывать на мягкость предыдущего согласного звука

Как мы уже знаем, согласные звуки могут быть твёрдыми и мягкими. Сравним пары слов по произношению.

Очевидно, что в первом столбике первый согласный звук – твёрдый, во втором – мягкий.

Запомните : буквы Е, Ё, Ю, Я после согласного указывают на его мягкость.

Произнесём слова и определим, какие звуки обозначают буквы Е, Ё, Ю, Я после согласных: лес – звук [э], мёд – звук [о], брюки – звук [у], мяч – звук [а].

Можно сделать вывод, что буквы Е, Ё, Ю, Я после согласных обозначают 1 гласный звук и указывают на мягкость согласного, который стоит впереди.

Буквы Е, Ё, Ю, Я могут обозначать два звука

Часто буквы Е, Ё, Ю, Я в словах стоят первыми. Например: ель, ёжик, юла, яблоко.

Медленно и чётко произнесём эти слова вслух. В слове ель буква Е обозначает два звука Й Э, в слове ёжик буква Ё обозначает два звука Й О, в слове юла буква Ю обозначает два звука Й У, в слове яблоко буква Я обозначает два звука Й А.

Мы узнали, что в начале слова буквы Е, Ё, Ю, Я обозначают два звука:

буква Е звучит как [йэ], буква Ё звучит как [йо], буква Ю звучит как [йу], буква Я звучит как [йа]. Рассмотрим примеры слов, где Е, Ё, Ю, Я стоят после Ь и Ъ знаков: деревья (буква Я после Ь знака обозначает два звука – [йа]), подъезд (буква Е после Ъ знака обозначает два звука [йэ]). Произнесём слова и определим, какие звуки обозначают буквы Е, Ё, Ю, Я: колья [йа], съёмка [йо], съезд [йэ], вьюга [йу], пьёт [йо]. Итак, буквы Е, Ё, Ю, Я обозначают два звука, если стоят после Ь и Ъ знаков.

Следующее задание поможет нам понять, что будут обозначать буквы Е, Ё, Ю, Я после гласной.

В слове маяк буква Я стоит после гласной А и обозначает два звука [йа].

Рис. 10. Красное яблоко (Источник)

В слове красное буква Е стоит после гласной О и обозначает два звука [йэ].

Запомните:

Буквы Е, Ё, Ю, Я обозначают два звука, если они стоят:

  1. В начале слова (юг, яма)
  2. После гласных (заявка, поют)
  3. После Ъ и Ь (въезд, вьюнок).
  4. Буквы Е, Ё, Ю, Я получили название йотированные гласные, потому что в некоторых позициях они обозначают два звука, первый из которых звук [й], который называется йот .

    Закрепление знаний на практике

    Закрепим полученные знания, выполнив задания.

    Разделим слова на два столбика: первый столбик – где буквы Е, Ё, Ю, Я обозначают 1 звук, второй столбик – 2 звука.

    Ветка, пьёт, Петя, Алёша, мята, поют, друзья, берёза, люстра, съели, синие.

    Проверим правильность выполнения задания:

    В этом задании в 1 столбик отнесём слова, где буква Я указывает на мягкость согласного звука, во 2 столбик – где Я обозначает два звука.

    Яркий, тянуть, Петя, деревья, ясно, мяч, растения, Аня, ястреб, швея, рябина.

    Прочтём стихотворение и подчеркнём буквы, которые обозначают два звука.

    Мы едем, едем, едем

    Проверьте правильность выполнения задания:

    Мы е дем, е дем, е дем

    В далёки е кра я ,

    Хороши е соседи,

    Счастливы е друзь я .

    На следующем уроке мы узнаем, что мягкий знак – это буква, которая не произносится, но означает мягкость согласного, после которого стоит. Поговорим о правилах переноса слов с мягким знаком.

  5. Климанова Л.Ф., Бабушкина Т.В. Русский язык. 2. – М.: Просвещение, 2012 (http://www.twirpx.com/file/1153023/)
  6. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Русский язык. 2. – М.: Баласс.
  7. Рамзаева Т.Г. Русский язык. 2. – М.: Дрофа.

— Буквы Е, Ё, Ю, Я могут обозначать один звук и указывать на мягкость предыдущего согласного звука

Как мы уже знаем, согласные звуки могут быть твёрдыми и мягкими. Сравним пары слов по произношению.

Лук - люк

Мал - мял

Нос - нёс

Мэр - метр

Очевидно, что в первом столбике первый согласный звук - твёрдый, во втором - мягкий.

Запомните: буквы Е, Ё, Ю, Я после согласного указывают на его мягкость.

Произнесём слова и определим, какие звуки обозначают буквы Е, Ё, Ю, Я после согласных: лес - звук [э], мёд - звук [о], брюки - звук [у], мяч - звук [а].

Можно сделать вывод, что буквы Е, Ё, Ю, Я после согласных обозначают 1 гласный звук и указывают на мягкость согласного, который стоит впереди.

Буквы Е, Ё, Ю, Я могут обозначать два звука

Часто буквы Е, Ё, Ю, Я в словах стоят первыми. Например: ель, ёжик, юла, яблоко.

Медленно и чётко произнесём эти слова вслух. В слове ель буква Е обозначает два звука Й Э, в слове ёжик буква Ё обозначает два звука Й О, в слове юла буква Ю обозначает два звука Й У, в слове яблоко буква Я обозначает два звука Й А.

Мы узнали, что в начале слова буквы Е, Ё, Ю, Я обозначают два звука:

буква Е звучит как [йэ], буква Ё звучит как [йо], буква Ю звучит как [йу], буква Я звучит как [йа].

Рассмотрим примеры слов, где Е, Ё, Ю, Я стоят после Ь и Ъ знаков: деревья (буква Я после Ь знака обозначает два звука - [йа]), подъезд (буква Е после Ъ знака обозначает два звука [йэ]). Произнесём слова и определим, какие звуки обозначают буквы Е, Ё, Ю, Я: колья [йа], съёмка [йо], съезд [йэ], вьюга [йу], пьёт [йо]. Итак, буквы Е, Ё, Ю, Я обозначают два звука, если стоят после Ь и Ъ знаков.

В слове маяк буква Я стоит после гласной А и обозначает два звука [йа].

Запомните:

Буквы Е, Ё, Ю, Я обозначают два звука, если они стоят:

1. В начале слова (юг, яма)

2. После гласных (заявка, поют)

3. После Ъ и Ь (въезд, вьюнок)

Буквы Е, Ё, Ю, Я получили название йотированные гласные, потому что в некоторых позициях они обозначают два звука, первый из которых звук [й], который называется йот .

Если Вам понравилось — поделитесь с друзьями :

Присоединяйтесь к нам в Facebook !

Смотрите также:

Подготовка к экзаменам по русскому языку:

Самое необходимое из теории:

Предлагаем пройти тесты онлайн:

Похожие статьи