Преступник с социальными отклонениями в поведении. Девиантное поведение сущность социального отклонения. Причины и условия девиантного поведения

Понятие «преступность» - одно из основных в уголовной статистике и в криминологии. Юридическим критерием для отнесения тех или иных явлений к числу преступлений служит общий для них признак - наличие в уголовном законодательстве соответствующих статей, признающих данное деяние преступным. Преступность характеризуется уровнем (абсолютное число преступлений и преступников или коэффициент на 100 тыс. человек населения); структурой (распределением по видам преступлений, по степени общественной опасности, характеру вины, направленности умысла); особенностями контингента преступников (по полу, возрасту, роду занятий и т. д.); долей групповой и рецидивной преступности, ее динамикой (изменение во времени совокупности названных признаков).

В юриспруденции различают правомерное и неправомерное поведение граждан. Неправомерные действия (правонарушения) - это такие юридические факты, которые противоречат нормам права. Подобные действия нарушают установленный в государстве порядок.

Правонарушение - это противоправное, общественно вредное, виновное деяние. Совершая правонарушение, игнорируя общественные интересы, злоупотребляя правом, не соблюдая или не исполняя юридическую обязанность, правонарушитель преследует определенные цели, удовлетворяет свои эгоистические интересы. Нарушения многих требований норм права в обществе имеют массовый характер и наносят весьма ощутимый вред, как моральный, так и материальный, что позволяет считать правонарушение явлением асоциальным.

Состав правонарушения имеет важное познавательное значение при толковании конкретных норм. Он включает 4 элемента: объект и субъект, объективную и субъективную стороны.

Общим объектом всякого правонарушения являются общественные отношения, регулируемые и охраняемые правом.

Объективная сторона правонарушения характеризует его с внешней стороны как акт внешнего проявления. Элементы объективной стороны - время, место, обстановка.

Субъектом правонарушения признается физическое или юридическое лицо, обладающее деликтоспособностью, т. е. возможностью отвечать за свои собственные деяния, посягающие на установленный правопорядок, существующие общественные отношения. Деликтоспособность определяется государством с учетом уровня психофизических возможностей личности исходя из его социальной зрелости, устанавливается при достижении определенного возраста.

Субъективная сторона правонарушения является существенным элементом состава преступления. Различают две ее формы: во-первых, умысел - прямой и косвенный, во-вторых, неосторожность.

Все правонарушения делятся на преступления и проступки.

Преступления - это противоправное, виновное, наказуемое общественно опасное деяние, посягающее на охраняемые законом общественные отношения и приносящие им существенный вред. Преступления классифицируются по нормам уголовно-процессуального права.

Проступок - это противоправное и виновное деяние, но не представляющее собой большой общественной опасности. Проступки регулируются нормами административного, гражданского, трудового и другого права.

К сожалению, в настоящее время в обществе происходит катастрофический рост преступных действий, что доказывает приведенный ниже краткий анализ состояния преступности в нашей стране за 2005 г.

За период с января по октябрь 2005 г. - зарегистрированы 2926,0 тыс. преступлений, что на 21,5% больше, чем за аналогический период 2004 г. Рост регистрируемых преступлений отмечен в 86 субъектах РФ, снижение в 3 субъектах РФ.

В январе - октябре 2005 г. раскрыты 1421,1 тыс. преступлений (больше на 8,9%, чем за аналогичный период 2004 г.). Остались нераскрытыми 4,0 тыс. убийств и покушений на убийство (-12,8 %), 11,0 тыс. умышленных причинений тяжкого вреда здоровью (-0,3%), 778,5 тыс. краж (+24%), 164,5 тыс. грабежей (+36,6%), 23,9 тыс. разбойных нападений (+18,2%).

Выявлены 1073,9 тыс. лиц, совершивших преступления (+5,7). При этом почти каждое третье (30,2%) оконченное расследованием преступление совершено лицами, ранее совершавшими преступления, почти каждое шестое (18,1 %) - в состоянии алкогольного опьянения, каждое одиннадцатое (8,9%) - несовершеннолетними или при их участии.

Более половины всех зарегистрированных преступлений за аналогичный период (54,9%) составляют хищения чужого имущества, причем каждое тринадцатое (7,6%) зарегистрированное преступление - квартирная кража.

Увеличивается и количество выявленных преступлений, связанных с незаконным оборотом оружия, по сравнению с январем - октябрем 2004 г. их количество возросло на 5,2% и составило 25,6 тыс.

Число преступлений экономической направленности, выявленных правоохранительными органами, возросло на 6,8%: всего выявлено 385,6 тыс. преступлений данной категории, а их удельный вес в общем числе зарегистрированных преступлений составил 13,2%.

Также в январе - октябре 2005 г. выявлены 146,7 тыс. преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, что на 13,5% больше, чем за аналогичный период 2004 г.

Итак, приведенные статистические данные позволяют сделать вывод, что преступность - это одна из самых актуальных социальных проблем, и данному явлению необходимо уделять большое внимание со стороны государства и общества.

В современной научной литературе преступность определяется как относительно распространенное, статистически устойчивое социальное явление, форма отклоняющегося поведения, которое представляет общественную опасность.

Преступление как форма девиантного поведения имеет ряд специфических характеристик. Так, выделяют следующие черты преступности:

  • 1) преступность представляет собой акт, направленный не на самого действующего субъекта, а вовне, на иные физические и социальные объекты (в отличие от наркомании, алкоголизма, самоубийства и т. д.);
  • 2) специфика преступления как особого вида социального отклонения проявляется в особой форме ответственности за него - в уголовной ответственности;
  • 3) особенность преступности - это наличие определенного контингента лиц - преступников, часть которых профессионалы и рецидивисты.
  • См.: Россия в цифрах. М., 2005.

Социологические исследования преступности предполагают изучение и близких к данному феномену либо влияющих на него явлений, так называемых отклонений, отклоняющегося поведения.

Социально-негативные явления (процессы), социальные отклонения в деятельности коллективов, асоциальное, аморальное и антиобщественное поведение личности, виды девиантного поведения – понятия, представляющие собой нарушения политических, нравственных, юридических и иных социальных норм, установленных обществом и государством. Под социальным отклонением здесь понимается отступление, отход от требований существующей той или иной социальной нормы (права, морали, правил человеческого общежития), нарушение ее, являющееся не единственно возможным видом поведения.

Для криминологии важно, что такие явления связаны с преступностью и правонарушениями. Они также характеризуются определенной массовостью, устойчивостью и распространенностью при сходных условиях, чем и отличаются от эксцессов – случайных, экстраординарных действий, или отдельных видов поведения, для которых нет соответствующих норм (например, творческой деятельности).

Известно, что Э. Дюркгейм считал преступность естественным отклонением от средней нормы поведения. Преступность – явление нормальное, писал он, а в некоторых случаях полезное. Отклоняющееся поведение рассматривалось им как двигатель прогресса. “Чтобы был возможен прогресс – индивидуальность должна себя выразить” 69 .

Итак, отклонения от нормы (правовой, нравственной, политической и иной социальной) могут быть как в лучшую сторону (позитивные), так и в худшую (негативные). Общество не только устанавливает этот факт, но и использует в профилактической деятельности, предусматривая различные формы стимулирования, поощрения позитивных отклонений и нейтрализации, наказания негативных.

Изучение явлений (отклонений от нормального течения социальных процессов) со всех сторон, с учетом исторического развития и всего человеческого опыта борьбы с ними, позволяет раскрыть их природу, причины и условия (причинный комплекс – причины причин преступности), порождающие эти явления, выявить механизм их возникновения и закономерности видоизменения на различных стадиях жизни общества, связанных со сменой общественно-экономических формаций, осуществить прогноз, выработать меры нейтрализации и преодоления их, повысить эффективность борьбы с антиобщественными явлениями.

Причины возникновения негативных явлений носят социальный характер, коренятся в реально существующих объективных и субъективных противоречиях (социально-экономического, культурного, идеологического порядка и пр.), в проблемах и трудностях развития современного общества.

Комплексное использование экономических, социально-культурных, воспитательных и правовых мер является основным условием эффективного предупреждения названных социально-негативных явлений.

Говоря об отклоняющемся (девиантном) поведении, социологи исходят из того, что оно представляет собой «социальное явление», выраженное в массовых формах человеческой деятельности, не соответствующих официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам

Основные проявления отклоняющегося поведения – это, по мнению социологов, пьянство, взяточничество, бюрократизм, злоупотребление служебным положением, потребительство, преступления против личности, блат, бродяжничество, недобросовестное отношение к труду, к своим обязанностям, нарушения трудовой дисциплины, стремление взять у общества больше, чем отдать, безответственное отношение к браку и семье, бесхозяйственность.

Существуют как объективные причины, связанные с отставанием социального, культурного, технического развития общества, так и субъективные причины отклоняющегося поведения (недостатки семейного воспитания, психические отклонения и др.).

Все проявления преступности (то есть действия, направленные против прав человека) – это крайняя степень отклоняющегося поведения, когда интересы личности, социальных институтов и общества оказываются под угрозой.

Конечно, но одно общество не оставалось равнодушным к тому, что оно подразумевало под противоправным поведением и какими средствами и методами вело борьбу с ними. Поэтому многие ученые уделяют пристальное внимание изучению состава преступлений, их динамики, самих преступников.

Использование социологических методов позволило дать оценку преступного мира в конце 80 –х гг. На территории бывшего СССР по возрастному признаку из всех, отбывающих наказание, граждане до 25 лет составляли 27,4 %, 25-55 лет –67,2, 55-60 лет – 4,4 и старше 60 лет – 1%. То есть больший удельный вес в общем числе преступников по возрастному признаку занимают молодые люди. Такая же закономерность существует и в настоящее время.

По своему составу преступления распределялись следующим образом: умышленное нанесение тяжких телесных повреждений –10,1 %, кража государственного имущества – 9,8 %, изнасилование 8,6 %, разбой – 6,5, грабеж – 5,7, хищение государственного имущества – 2,0 %. Суммируя статистику преступлений, совершенных против личности (разбой, грабеж, убийства, изнасилования и т.д.), можно прийти к главному выводу: защищать нужно прежде всего человека. Социологический анализ дает возможность выявить одно важное обстоятельство: состав преступников мало коррелирует с социальной структурой. Определяющим моментом в этом процессе выступают различные виды деформированного сознания и поведения.

Общие объективные и субъективные условия определяют лишь возможность отклоняющегося поведения, но не являются их непосредственными причинами. Превращение возможности в действительность через поступки, действия людей, зависит от конкретных факторов, которые реализуются на уровне микросреды. В одних и тех экономических социально – психологических условиях приходится наблюдать существенные различия в поведении людей. Они могут быть обусловлены, во – первых, обстановкой в семье, т.е. недостатками семейного воспитания. К примеру, слепая родительская любовь и вера в безгрешность своих детей, прощение им любых неблаговидных поступков неблагоприятно влияет на их воспитание. Или же, такие «методы воспитания» как окрик, брань, побои приводят к отчуждению ребенка, особенно в подростковом возрасте, появляются озлобленность, обида, даже агрессивность, что и становится почвой для антиобщественных поступков.

Во – вторых, отклонения в поведении людей могут быть обусловлены обстановкой в учебном или трудовом коллективе. Так, отрицательный морально – психологический климат, расхождение групповых норм с общественными, трудности адаптации, отсутствие должной требовательности в некоторых коллективах, конфликты и напряженность в общении могут стать причиной отклоняющегося поведения. Помимо этого человек входит одновременно в несколько коллективов, групп, влияние которых может повлечь накопление отрицательных черт в поведении человека и привести к противоправным поступкам, а также может быть противоречивым.

Неправильное воспитание, неблагоприятные условия, конфликты в семье и в школе ведут к определенным отклонениям в психике личности детей, которые, в свою очередь, повышают возможность их отклоняющегося поведения в настоящем или в будущем.

Термин «социальное отклонение» обозначает поведение индивида или группы, которое не соответствует общепринятым нормам, в результате чего эти нормы ими нарушаются. Социальные отклонения могут принимать самые разные формы. Преступники из молодежной среды, отшельники, аскеты, закоренелые грешники, святые, гении, художники-новаторы, убийцы - все это люди, отклоняющиеся от общепринятых норм, или, как их еще называют, девианты.

В социальных науках отклоняющееся поведение принято называть «девиантным». Оно подразумевает любые поступки или действия, не соответствующие писаным или неписаным нормам. В некоторых обществах малейшие отступления от традиции, не говоря уже о серьезных проступках, сурово карались. Борьба с девиациями часто перерождалась в борьбу с разнообразием чувств, мыслей, поступков. Обычно она ока-зывается нерезультативной: через какое-то время отклоне-ния возрождаются, при этом в еще более яркой форме.

В узком понимании под отклоняющимся поведением подра-зумеваются такие отклонения, которые не влекут за собой уголовного наказания. Иначе говоря, не являются противо-правными. Совокупность противоправных поступков, или преступлений, получила в социологии права особое название - делинквентное (буквально - преступное) поведение. Оба зна-чения - широкое и узкое - одинаково употребляются в общественных науках.

Отклоняющееся поведение -- совершение поступков, которые противоречат нормам социального поведения в том или ином сообществе. К основным видам девиантного поведения относятся, прежде всего преступность, алкоголизм и наркомания, а также самоубийства, проституция. По мнению Э. Дюркгейма, вероятность девиаций поведения существенно возрастает при происходящем на уровне социума ослаблении нормативного контроля. См.: Черданцев А.Ф. Теория государства и права. М., 2002. С. 156.

В соответствии с теорией аномии Р. Мертона, девиантное поведение возникает прежде всего тогда, когда общественно принимаемые и задаваемые ценности не могут быть достигнуты некоторой частью этого общества. В контексте теории социализации, к девиантному поведению склонны люди, социализация которых проходила в условиях поощрения или игнорирования отдельных элементов девиантного поведения (насилие, аморальность). В теории стигматизации, считается, что появление девиантного поведения становится возможным уже при одном только определении индивида как социально отклоняющегося и применении по отношении к нему репрессивных или исправительных мер.

Рассмотрим различные виды социальных отклонений.

  • 1. Культурные и психические отклонения. Социологов интересуют прежде всего культурные отклонения, то есть отклонения данной социальной общности от норм культуры. Психологов же интересуют психические отклонения от норм личностной организации: психозы, неврозы и так далее. Люди часто пытаются связывать культурные отклонения с психическими. Например, сексуальные отклонения, алкоголизм, наркомания и многие другие отклонения в социальном поведении связывают с личностной дезорганизацией, иначе говоря с психическими отклонениями. Однако личностная дезорганизация далеко не единственная причина отклоняющегося поведения. Обычно психически ненормальные личности полностью выполняют все правила и нормы, принятые в обществе, и, наоборот, для личностей, психически вполне нормальных, бывают характерны весьма серьезные отклонения. Вопрос о том, почему это происходит, интересует как социологов, так и психологов.
  • 2. Индивидуальные и групповые отклонения.
  • - индивидуальные, когда отдельный индивид отвергает нормы своей субкультуры;
  • - групповое, рассматриваемое как конформное поведение члена девиантной группы по отношению к ее субкультуре (например, подростки из трудных семей, проводящие большую часть своей жизни в подвалах. «Подвальная жизнь» кажется им нормальной, у них существует свой «подвальный» моральный кодекс, свои законы и культурные комплексы. В данном случае налицо групповое отклонение от доминирующей культуры, так как подростки живут в соответствии с нормами собственной субкультуры).
  • 3. Первичное и вторичное отклонения. Под первичным отклонением подразумевается отклоняющееся поведение личности, которое в целом соответствует культурным нормам, принятым в обществе. В данном случае совершаемые индивидом отклонения так незначительны и терпимы, что он социально не квалифицируется девиантом и не считает себя таковым. Для него и для окружающих отклонение выглядит просто маленькой шалостью, эксцентричностью или на худой конец ошибкой. Вторичным отклонение называют отклонение от существующих в группе норм, которое социально определяется как девиантное.
  • 4. Культурно одобряемые отклонения. Отклоняющееся поведение всегда оценивается с точки зрения культуры, принятой в данном обществе. Следует выделить необходимые качества и способы поведения, которые могут привести к социально одобряемым отклонениям:
    • -- сверхинтеллектуальность. Повышенная интеллектуальность может рассматриваться как способ поведения, приводящий к социально одобряемым отклонениям лишь при достижении ограниченного числа социальных статусов. Интеллектуальная посредственность невозможна при исполнении ролей крупного ученого или культурного деятеля, в то же время сверхинтеллектуальность менее необходима для актера, спортсмена или политического лидера;
    • - особые склонности. Позволяют проявлять уникальные качества на очень узких, специфических участках деятельности.
    • - сверхмотивация. Многие социологи считают, что интенсивная мотивация часто служит компенсацией за лишения или переживания, перенесенные в детстве или юности. Например, существует мнение, что Наполеон имел высокую мотивацию к достижению успеха и власти в результате одиночества, испытанного им в детстве, или Никколо Паганини постоянно стремился к славе и почету в результате перенесенных в детстве нужды и насмешек сверстников;
    • - личностные качества - личностные черты и свойства характера, которые помогают достичь возвышения личности;
    • - счастливый случай. Большие достижения - это не только ярко выраженный талант и желание, но и их проявление в определенном месте и в определенное время.
  • 5. Культурно осуждаемые отклонения. Большинство обществ поддерживает и вознаграждает социальные отклонения, проявляемые в форме экстраординарных достижений и активности, направленной на развитие общепринятых ценностей культуры. Нарушение же нравственных норм и законов в обществе всегда строго осуждалось и наказывалось. См.: Общая теория права и государства: Учебник / Под ред. В.В.Лазарева. - М., 2006. С. 213.

Отрицательные качества, сохраняющиеся в сознании части населения, в конечном счете связаны с историей формирования общественного сознания в соответствующих условиях частной собственности и общественного разделения труда, которые порождали социальное и материальное неравенство, влекли за собой неудовлетворенность, формировали у людей чувство одиночества, надежды только на свои силы. В связи с тем, что основной оценкой статуса личности выступало материальное благополучие - имущественный ценз, развивались корысть, стяжательство и иные подобные им мотивы поведения и способы существования. В процессе длительной эволюции эксплуататорского общества эти качества стали частью обыденного сознания, закрепились в традициях, нравах, привычках. Оно придавало социальным, экономическим, национальным противоречиям антагонистический характер, неумолимо порождая такие формы поведения, как преступность, пьянство, национализм и пр.

Отклоняющееся поведение человека – это вариант взаимодействия личности с другими индивидами в процессе социализации, то есть включения в общество. Давайте рассмотрим это понятие подробнее.

Что такое поведение?

Поведение – это своеобразная реакция на различные раздражители как внешне, так и внутренние (других людей, информацию). Иногда поведение является осмысленным, а иногда - нет. Осмысленно человек действует, стремясь достичь каких-то целей, инстинктивно – в каких-либо обыденных ситуациях (например, взглядывает в направлении громкого внезапного звука).

Что такое норма?

Социальная норма регулирует поведение людей в обществе, их взаимоотношения друг с другом и с обществом в целом.

Существует представление о нормальном поведении. Это исторически сложившейся вариант, он предполагает своего рода рамки дозволенного или обязательного поведения.

Нормы можно подразделить на две группы: официально установленные (например, нормы юридических законов, различных инструкций и т.п.) и фактически сложившиеся . К этим последним можно отнести традиции, нормы этикета, морали и проч.

ТОП-4 статьи которые читают вместе с этой

Официально установленные и фактически сложившиеся нормы могут не совпадать. Например, повсеместно в городах игнорируют правила выгула собак только на специальных территориях. Эта норма является официальной, но фактически не сложившейся.

Иногда бывает, что официально созданная норма оказывает дезорганизующее действие, то есть она является ненормальной. Это возможно в случае, когда имеет место волюнтаризм законодателей. Можно привести в пример антиалкогольную компанию в СССР в 80-е годы, которая привела к созданию массы подпольных предприятий по производству алкогольной продукции.

Понятие об отклоняющемся поведении

Как соотносятся социальные нормы и отклоняющееся поведение?

Любая норма по сути своей консервативна. Однако положение в государстве и обществе меняется, соответственно появляются стихийно сложившиеся отклонения от нормы. Спустя какое-то время это отклонение само становится нормой.

Девиантное, или отклоняющееся, поведение противоречит общепринятой норме, однако при этом надо иметь в виду, что в разных социумах одно и то же поведение может считаться отклоняющимся или обычным, вызывать или не вызывать осуждение, а спустя время отклоняющееся поведение может начать восприниматься как нормальное.

Варианты отклоняющегося поведения

Традиционно отклоняющимся поведением считают то, которое представляет определенную опасность и даже угрозу сложившемуся порядку. Но социальные отклонения могут проявляться не только в форме преступности. Отклоняющимся можно считать поведение различных выдающихся людей, например, художников, создающих свои произведения в каком-либо новом стиле или направлении. Отклоняющимся можно считать поведение изобретателя, учёного, завершающего удивительное открытие, или людей, придерживающихся радикальных взглядов.

Исследователь Гилинский предложил свою классификацию; он выделял два типа: негативное, то есть вредное для общества, и позитивное поведение. Что может служить иллюстрацией позитивного отклоняющегося поведения? Например, различные формы социального творчества. В чем выражается негативное? Это опасное и асоциальное поведение: нанесение побоев, оскорблений и проч.

Причины отклоняющегося поведения

Узнаем, каковы причины отклоняющегося поведения.

  • Возникновение новой социальной системы на обломках старой.
  • Процесс развития новый системы, что может приводить к различным перекосам и диспропорции.
  • Потребности общества (духовные, экономические и т. д.) могут опережать развитие общества, и это вызывает необходимость отклоняющегося поведения.
  • Возможно просто случайное отклонение.

Нет сомнений, что нарушение даже наиболее важных принятых в обществе норм связано с экономическими отношениями. Эта связь не в прямая, но она совершенно несомненная. В качестве примера можно привести положение в нашей стране в середине 90-х годов прошлого века. Наступившие безработица и безденежье привели к тому, что сформировалось большое количество групп с отклоняющимся поведением: это и преступные группировки, и компании наркоманов, бомжи и т.п.

Причина другая – это противоречие между слоями населения. Особенно это касается отношения между власть предержащими и обычными людьми. Лицемерное поведение представителей власти приводит к социальной апатии со стороны большинства населения. Сюда же можно отнести социальную несправедливость и сложившиеся в обществе традиции отклоняющегося поведения (конкретным примером является отсутствие морального осуждения мелкого воровства).

Виды девиантного поведения

Какие разновидности отклоняющегося поведения выделяют социологи? Можно выделить три вида:

  • отклонения агрессивной направленности ; они проявляются в действиях против личности: преступление (например, убийства), оскорбления, драки и проч.; они вызывают не только моральное осуждение, но и преследование по закону;
  • отклонения корыстной направленности; это такие поступки, которые связаны с желанием незаконно получить имущественную выгоду; сюда можно отнести взятки, воровство, мошенничество и т. д.;
  • социально пассивные отклонения – это различные варианты уклонения от решения личностных и общественных проблем (нежелание учиться, работать, стремление к бродяжничеству, различные виды наркомании и токсикомании; сюда же можно отнести и суицид).

Поведение детей и подростков

Детям и подросткам могут быть свойственны формы девиантного поведения всех групп: воровство, драки, попрошайничество, токсикомания и компьютерная зависимость, суицидальные действия и т.д.

В детском и подростковом возрасте причина такого поведения – это обычно следование групповым ценностям. Существуют и широко используются различные методики диагностики склонности детей и подростков к отклоняющемуся поведению. В основном цель их – выявить склонность к зависимостям.

На основании данных этих методик применяются различные методы коррекции, призванные защитить детей от возможных последствий склонности к отклоняющемуся поведению, научить взаимодействовать с обществом, привить умение сглаживать конфликты, уважать принятые в обществе нормы поведения.

Теории

Существует несколько теорий отклонения индивида от социальных норм. В 11 классе на уроке обществознания достаточно познакомиться с их содержанием кратко.

Например, биологическая теория гласит, что некоторые личности имеют врождённые изъяны личности, которые и приводят к антиобщественному поведению, мешая социализации. Однако в настоящее время биологическая теория подвергается значительной критике. К тому же, она не может объяснить те преступления и поступки, которые предполагают осознанный выбор.

Социально-психологическая теория объясняет наличие проявлений отклоняющегося поведения социальными потрясениями, кризисами, безработицей и т. п.

Существует и еще одна теория, она называется теорией стигмации, или «наклеивания ярлыков». Суть теории в том, что определенные группы людей изначально вызывают недоверие и осуждение общества; на человека как бы ставят клеймо преступника, и он ведёт себя в соответствии с ожиданиями социума. То есть поведение является вторичным по отношению к оценке, которая изначально не имела под собой оснований.

Что мы узнали?

Отклоняющееся поведение не соответствует социальным нормам, принятым в данный момент в данном обществе. Оно может быть позитивным и негативным; негативное отклоняющееся поведение может быть опасно для человека и окружающих.

Тест по теме

Оценка доклада

Средняя оценка: 4.1 . Всего получено оценок: 92.

Похожие статьи