Преставление апостола и евангелиста иоанна богослова

Введение.

Православный праздник – что это? У многих людей при мысли о православных праздниках возникает образ вереницы бабулек с кошелками, спешащих к православному Храму для того, чтобы батюшка освятил им яблоки. Но если серьезно – освящение фруктов или меда – дело десятое. На самом деле православный календарь составлен очень мудро. Если относиться к нему всерьез, вглядываться в него, то можно многое понять и в православном христианстве, и в Святом Писании, и в том, как нам нужно жить.
Вот мы и попробуем это сделать – вглядеться и понять.

Богдан – подросток. Как и всякий подросток, он учится в школе, гоняет с приятелями на велосипеде и даже иногда ходит на рыбалку. Конечно, у Богдана есть мама и папа. А еще – две младшие сестры, погодки Тоня и Таня. Тоня серьезная и вдумчивая, Таня шумная и шаловливая. В общем - обычная семья.
А еще родители Богдана ходят в Храм Божий. И детей, конечно же, берут с собой. Сколько Богдан себя помнит, жизнь его семьи тесно связана с Церковью, с православным христианством. Утренние и вечерние молитвы, исповедь и Святое Причастие – все это хорошо знакомо и Богдану, и Тане, и Тоне.
Конечно, в семье чтят православные праздники – и двунадесятые, и великие, и дни памяти святых… И у Богдана, и у его сестер возникает множество вопросов. В честь какого события Священной Истории установлен тот или иной праздник? Что мы приобретаем, когда празднуем его? И так далее…
Папа с мамой стараются отвечать так, чтобы их любимым чадам было понятно. А иной раз об одном и том же празднике происходит несколько бесед – и такое бывает.
Мы подслушали некоторые их разговоры, и передаем их вам.

Однажды папа сказал Богдану:
- В октябре, 9-го числа, празднование преставления апостола и евангелиста Иоанна Богослова. Люблю этого апостола! И люблю написанное им «Евангелие»! Впрочем, я все их люблю, и мне нравится, что их четыре, а не одно!
- Почему? – спросил Богдан.
- Очень хорошо, что в основу Священного Писания Нового Завета вошли свидетельства не одного ученика Иисуса Христа, а сразу четверых, - повторил папа. – Дело в том, что все люди разные. Представим, что несколько человек стали свидетелями одного и того же события, и начинают рассказывать о нем. Эти рассказы будут немного отличаться друг от друга, даже если люди изо всех сил стараются говорить только правду! Почему? Потому, что таковы особенности человеческой памяти – она ярче всего отображает самое важное. Одному кажется важным одно, другому – другое, поэтому и рассказы будут чуть-чуть разными. И эти разные рассказы будут дополнять друг друга! Так и наши четыре Евангелия дополняют друг друга. Евангелист Марк, автор самого короткого Евангелия, писал его в Италии, и потому ему казалось особенно важным рассказать людям о том, что сделал Иисус Христос – ведь подавляющее большинство римлян не были в Палестине во время евангельских событий. Евангелист Матфей писал для иудеев. Многие иудеи и так знали о том, как развивались Евангельские события, и потому Матфей делает упор на то, что сказал Господь Иисус Христос, а так же на то, как в Евангельских событиях сбылись предсказания ветхозаветных пророков о грядущем Мессии. Два этих подхода объединяет в своем труде Лука. Он пишет не только о том, что видел сам, но и о том, что узнал от других – «по тщательному исследованию всего сначала» (Лк. 1, 3). Можно сказать, что евангелист Лука является первым историком Церкви Христовой, и его два труда «Евангелие от Луки» и «Деяния святых апостолов» трудно переоценить!
- А Иоанн? – спросил Богдан.
- А Иоанн писал свое Евангелие последним, - сказал папа. – Он был юношей в то время, как встретился с Господом Иисусом. После Крестной смерти Господа, Его Воскресения и Вознесения, Иоанн прожил еще много лет, и свое Евангелие написал около 95 года первого века. Мне приходилось читать о том, что Иоанн был знаком с текстами Евангелий от Матфея, от Марка и от Луки, и говорил, что все написанное – правда. Свое же Евангелие апостол написал для того, чтобы указать на события и слова Господа, которые не вошли в первые три Евангелия, но Иоанну казались очень важными. И каким же глубоким получилось повествование этого простого рыбака! Между прочим, святитель Иоанн Златоуст простое происхождение евангелиста Иоанна считал вернейшим доказательством того, что устами этого человека говорил Дух Святой!
- Почему? – не понял Богдан.
- В наше время все образованы где-то одинаково, - сказал папа. – Все умеют читать, писать… Но раньше было не так. Были люди образованные, и люди совершенно некнижные. И именно этих некнижных Господь сделал своими учениками. Никто из современников не посмел бы сказать, что эти люди выдумали то, о чем писали! Любой, кто внимательно читал Евангелия, понимает – все это просто невозможно выдумать! Даже умнейшие и образованнейшие философы не смогли бы это придумать, и уж тем более – простые рыбаки! Впрочем, зачем я все это говорю? Вот, слушай, что говорит один из великих учителей Церкви! - и папа достал с книжной полки один из томов Иоанна Златоуста. – «Итак, какое же было отечество Иоанна? – начал папа. – Отечества у него не было почти никакого. Он происходил из бедного селения, из страны, самой в то время презренной – из Галилеи. Отец его был бедный рыбарь. Нет беднее, нет презреннее, невежественнее рыбарей, впрочем, и между ними одни выше, а другие ниже. Апостол и в этом отношении занимал самую последнюю степень. Он и не в море ловил рыбу, а трудился в небольшом озере, сам чинил порванные сети, что указывает на крайнюю бедность. И вот этот-то рыбарь, сын бедного рыбаря, человек простой до последней степени простоты, не изучавший наук ни прежде, ни после соединения со Христом – вещает к нам, и говорит о том, что прежде еще никто не знал. Он приносит к нам столь возвышенные догматы, столь превосходные правила жизни и такую мудрость, какие возможны только для говорящих из самых глубин Святого Духа!»
Папа отложил книгу.
- Да, сынок, - сказал он. – Мне приходилось читать книги философов, и вообще людей образованных и умных, но нигде я не встречал такой глубины, такого совершенного Богословия, как у апостола и евангелиста Иоанна. И я согласен со Златоустом - простой рыбак не мог бы это выдумать! Да и самый умный человек на свете не мог бы это выдумать тоже! Через апостола Иоанна с нами говорит Дух Святой; поэтому и послания апостола Иоанна, и книга «Откровение», и его «Евангелие» поражают нас своей глубиной, возвышенностью, точностью, и при этом – простотой изложения.
- Пап, а я слышал, что Иоанн Богослов был самым любимым учеником Господа, - сказал Богдан. – Разве Господь не любит всех людей одинаково?
- Я не знаю, был ли Иоанн самым любимым учеником, - сказал папа. – В Евангелии сказано немного не так. Иоанн говорит о себе «ученик, которого любил Иисус» (Ин. 21, 20). Не сказано ведь: «Ученик, которого любил Иисус больше чем других учеников» - верно?! Конечно, и других учеников любил Господь! Однако именно Евангелист Иоанн заметил любовь Господа к себе и написал о ней. Почему? Я точно не знаю. Быть может, это просто слова человека, который ощутил бесконечную любовь Господа ко всем и к нему лично, и очень благодарен Богу за эту любовь. Но мне приходилось читать и такое объяснение. Есть предание, что Иоанн Богослов был молчалив, не тратил себя на мелочи, и смог подготовить свое сердце так, что оно могло воспринять больше Господней любви. Пойми – Бог Бесконечен и Его любовь бесконечна, вот только люди – существа ограниченные и сердца наши имеют разную глубину. Грех делает сердце мелким, а праведность – глубоким. Поэтому человек с глубоким сердцем, больше этой вечной любви, этой благодати и вмести;т!
- Понятно, - сказал Богдан. А потом спросил: - Пап, а Иоанна Богослов, ведь не погиб мученически, как другие апостолы?
- Да, сынок, - ответил папа. – Все апостолы заплатили жизнью за свою проповедь, а Иоанн умер сам, в глубокой старости. Это не значит, что он не страдал за Христа. Во время гонений, устроенных Нероном, погибли апостолы Петр и Павел – это ты знаешь. Но и Иоанн был арестован. Христианский писатель второго-третьего века Тертуллиан писал, что Иоанна хотели казнить, но не смогли. Сначала апостола заставили выпить яд, но от яда он не умер – Господь хранил его. Потом апостола попытались заживо сварить в кипящем масле, но и здесь свершилось чудо, и апостол остался жив. После этого апостола Иоанна сослали в ссылку на остров Патмос. Именно на этом острове Иоанн получил откровение от Господа, которое было записано и известно теперь как последняя книга Библии – «Откровение святого Иоанна Богослова».
- Пап, Иоанн так и умер в ссылке? – спросил Богдан.
- Нет, - ответил папа. – После длительной ссылки апостол Иоанн был выпущен на свободу. Последние дни жизни апостола прошли в городе Ефес. Именно там и было написано «Евангелие от Иоанна». По преданию, апостол прожил около ста лет, и умер в начале второго века от Рождества Христова. Церковь чтит память Иоанна Богослова не только в октябре, но и в мае.

9 октября мы чтим память апостола и евангелиста Иоанна Богослова и святителя Тихона, патриарха Московского и всея Руси, и за богослужением звучат тропари: «Апостоле Христу Богу возлюбленне, ускори избавити люди безответны, приемлет тя припадающа, иже падша на перси приемый: Егоже моли, Богослове, и належащую мглу языков разгнати, прося нам мира и велия милости», «Апостольских преданий ревнителя и Христовы Церкве пастыря добраго, душу свою за овцы положившаго, жребием Божиим избраннаго Всероссийскаго патриарха Тихона восхвалим и к нему с верою и упованием возопиим: предстательством святительским ко Господу Церковь Русскую в тишине соблюди, расточенная чада ея во едино стадо собери, отступившия от правыя веры к покаянию обрати, страну нашу от междоусобныя брани сохрани и мир Божий людем испроси».

«Апостолом любви» именует святая Церковь Иоанна Богослова. Он был одним из 12-ти апостолов и евангелистом. Святой Апостол и Евангелист Иоанн Богослов был сын Зеведея и Саломии, дочери Иосифа Обручника. Он призван был на проповедь Евангелия от рыбарских сетей вместе со своим братом Иаковом И оба брата тут же последовали за Господом.

Апостол Иоанн был особенно любим Иисусом Христом. Всюду Иоанн, как возлюбленный ученик, неотлучен был от Христа. А как любил его Христос, это видно из того, что Иоанн возлежал на персях Его на Тайной Вечери.

Вместе с апостолами Иаковом и Петром он был свидетелем Преображения Иисуса Христа. Он присутствовал и во время крестных страданий Господа. Перед своей смертью Иисус Христос поручил Иоанну заботиться о Пресвятой Богородице, Которой апостол служил вплоть до Её Успения, не отлучаясь из Иерусалима.

После апостол Иоанн направился в малоазийский город Ефес, проповедовать в котором ему выпало по жребию. Во времена гонения Нерона святой Иоанн был приговорен к ссылке на остров Патмос в Эгейском море. Здесь вместе со своим учеником Прохором апостол провел несколько лет. На Патмосе Иоанном было написано “Откровение” (Апокалипсис), в котором раскрыты тайны судеб мира.
По возвращению в Ефес апостол Иоанн написал Евангелие. В Новом Завете ему также принадлежат ещё три послания, в которых он проповедует любовь к Богу и ближним. Прожив более ста лет, Иоанн просил учеников своих похоронить его. Раскрыв спустя некоторое время могилу апостола, ученики не нашли его тела, таинственным образом взятого Господом.

Вот что говорил об апостоле Иоанне Богослове святой праведный Иоанн Кронштадтский: «Так возвеличена, обессмертствована и обожена природа человеческая в лице апостола Иоанна, такой громогласный, премудрый, божественный Богослов и учитель веры истинной дан человечеству в лице возлюбленного апостола Иоанна. Его божественное, чудное, исполненное божественной простоты и величия Евангелие проникло во все концы мира; научило и научает все народы, принявшие веру Христову, истинному, душепитательному и душеспасительному Богословию».

В этот день мы также празднуем прославление Тихона Патриарха Московского и всея России.

Он был избран Патриархом Московским и всеи в 1917 году Собором Русской Церкви. Это был первый Патриарх со времен Петра I. Он резко осудил октябрьскую революцию и декрет «Об отделении Церкви от государства и школы от Церкви», призывал к борьбе с большевиками. Здоровье святейшего было подорвано гонениями, обрушившимися на Русскую Церковь, и в 1925 году он скончался.

Великий подвижник Церкви, наш земляк архимандрит Иоанн (Крестьянкин) связывает воедино эти два великих имени: «Святая Церковь празднует память апостола и евангелиста Иоанна Богослова три раза в году, и память о нем всегда неизменно согревает души наши. Но вот Промысел Божий властно поставляет рядом с апостолом любви еще одного своего избранника — Первосвятителя, Патриарха Московского и всея России Тихона. Прославление Первосвятителя, состоявшееся именно в этот день, и память о нем, ожившая обретением нетленных его мощей, вливаются в мощный поток церковной памяти, хранящей волей Божией предания о каждом человеке, жившем Богом, жившем Церковью, и особо поставляющей на свещнице праздников церковных имена тех, кто во всей полноте исполнили жизнью своей волю Божию и учение Божие».

Преставление святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова празднуется 9 октября по новому стилю.

Святой апостол и евангелист Иоанн Богослов был сыном Зеведея и Саломии - дочери святого Иосифа Обручника. Одновременно со своим старшим братом Иаковом он был призван Господом нашим Иисусом Христом в число Своих учеников на Геннисаретском озере. Оставив своего отца, оба брата последовали за Господом.

Апостол Иоанн был особенно любим Спасителем за жертвенную любовь и девственную чистоту. После своего призвания апостол не расставался с Господом и был одним из трех учеников, которых Он особенно приблизил к Себе. Святой Иоанн Богослов присутствовал при воскрешении Господом дочери Иаира и был свидетелем Преображения Господня на Фаворе. Во время Тайной Вечери он возлежал рядом с Господом и по знаку апостола Петра, приникнув к груди Спасителя, спросил об имени предателя. Апостол Иоанн следовал за Господом, когда Его, связанного, вели из Гефсиманского сада на суд беззаконных первосвященников Анны и Каиафы, он же находился во дворе архиерейском при допросах своего Божественного Учителя и неотступно следовал за Ним по Крестному пути, скорбя всем сердцем. У подножия Креста он плакал вместе с Божией Матерью и услышал обращенные к Ней с высоты Креста слова Распятого Господа: "Жено, се сын Твой" и к нему: "Се Мати твоя". С этого времени апостол Иоанн, как любящий сын, заботился о Пресвятой Деве Марии и служил Ей до Ее Успения, никуда не отлучаясь из Иерусалима.

После Успения Божией Матери апостол Иоанн, по выпавшему ему жребию, направился в Ефес и другие Малоазийские города для проповеди Евангелия, взяв с собой своего ученика Прохора. Они отправились в путь на корабле, который потонул во время сильной бури. Все путешественники были выброшены на сушу, только апостол Иоанн остался в морской пучине. Прохор горько рыдал, лишившись своего духовного отца и наставника, и пошел в Ефес один.

На четырнадцатый день пути он стоял на берегу моря и увидел, что волна выбросила на берег человека. Подойдя к нему, он узнал апостола Иоанна, которого Господь сохранял живым четырнадцать дней в морской глубине. Учитель и ученик отправились в Ефес, где апостол Иоанн непрестанно проповедовал язычникам о Христе. Его проповедь сопровождалась многочисленными и великими чудесами, так что число уверовавших увеличивалось с каждым днем.

Житие Иоанна Богослова вполне естественным образом сделало его покровителем всех, кто имеет отношение к книгам и книгоиздательству. Кроме писателей, редакторов, издателей, книгопечатников своим покровителем его считают продавцы книг и работники бумажной промышленности.

Кроме того, считается что молитва, вознесенная святому апостолу Иоанну Богослову, спасает от отравления, ведь и сам Апостол Иоанн, вызванный в Рим императором Домицианом, принял яд, который на него не подействовал

Святитель Тихон, патриарх Московский и всея Руси (прославление - 1989)

Василий Иванович Белавин (будущий Патриарх Московский и всея Руси) родился 19 января 1865 года в селе Клин Торопецкого уезда Псковской губернии, в благочестивой семье священника с патриархальным укладом. Дети помогали родителям по хозяйству, ходили за скотиной, всё умели делать своими руками.

В девять лет Василий поступает в Торопецкое Духовное училище, а в 1878 году, по окончании, покидает родительский дом, чтобы продолжить образование в Псковской семинарии. Василий был доброго нрава, скромный и приветливый, учёба давалась ему легко, и он с радостью помогал однокурсникам, которые прозвали его «архиереем». Закончив семинарию одним из лучших учеников, Василий успешно сдал экзамены в Петербургскую Духовную академию в 1884 году. И новое уважительное прозвище — Патриарх, полученное им от академических друзей и оказавшееся провидческим, говорит об образе его жизни в то время.

В 1888 году, закончив академию 23-летним кандидатом богословия, он возвращается в Псков и три года преподает в родной семинарии. В 26 лет, после серьёзных раздумий, он делает первый свой шаг за Господом на крест, преклонив волю под три высоких монашеских обета — девства, нищеты и послушания. 14 декабря 1891 года он принимает постриг с именем Тихон, в честь святителя Тихона Задонского, на следующий день его рукополагают в иеродиакона, и вскоре — в иеромонаха.

В 1892 году о. Тихона переводят инспектором в Холмскую Духовную семинарию, где скоро он становится ректором в сане архимандрита. А 19 октября 1899 года в Свято-Троицком соборе Александро-Невской лавры состоялась хиротония его во епископа Люблинского с назначением викарием Холмско-Варшавской епархии.

Только год пробыл святитель Тихон на своей первой кафедре, но, когда пришёл указ о его переводе, город наполнился плачем — плакали православные, плакали униаты и католики, которых тоже было много на Холмщине. Город собрался на вокзал провожать так мало у них послужившего, но так много ими возлюбленного архипастыря. Народ силой пытался удержать отъезжающего владыку, сняв поездную обслугу, а многие и просто легли на полотно железной дороги, не давая возможности увезти от них драгоценную жемчужину — православного архиерея. И только сердечное обращение самого владыки успокоило народ. И такие проводы окружали святителя всю его жизнь. Плакала православная Америка, где и поныне его именуют Апостолом Православия, где он в течение семи лет мудро руководил паствой: преодолевая тысячи миль, посещал труднодоступные и отдалённые приходы, помогал обустраивать их духовную жизнь, возводил новые храмы, среди которых — величественный Свято-Никольский собор в Нью-Йорке. Его паства в Америке возросла до четырехсот тысяч: русские и сербы, греки и арабы, обращённые из униатства словаки и русины, коренные жители — креолы, индейцы, алеуты и эскимосы.

Возглавляя в течение семи лет древнюю Ярославскую кафедру по возвращении из Америки, святитель Тихон верхом на лошади, пешком или на лодке добирался в глухие села, посещал монастыри и уездные города, приводил церковную жизнь в состояние духовной сплоченности.

С 1914 года по 1917 год он управляет Виленской и Литовской кафедрой. В Первую мировую войну, когда немцы были уже под стенами Вильно, он вывозит в Москву мощи Виленских мучеников, другие святыни и, возвратившись в ещё не занятые врагом земли, служит в переполненных храмах, обходит лазареты, благословляет и напутствует уходящие защищать Отечество войска.

Незадолго до своей кончины святой Иоанн Кронштадтский в одной из бесед со святителем Тихоном сказал ему: «Теперь, Владыко, садитесь Вы на мое место, а я пойду отдохну».

Спустя несколько лет пророчество старца сбылось, когда митрополит Московский Тихон жребием был избран Патриархом. В России было смутное время, и на открывшемся 15 августа 1917 года Соборе Русской Православной Церкви был поднят вопрос о восстановлении патриаршества на Руси. Мнение народа на нём выразили крестьяне: «У нас больше нет Царя, нет отца, которого мы любили; Синод любить невозможно, а потому мы, крестьяне, хотим Патриарха».

Время было такое, когда всех охватила тревога за будущее, когда ожила и разрасталась злоба и смертельный голод заглянул в лицо трудовому люду, страх перед грабежом и насилием проник в дома и храмы. Предчувствие всеобщего надвигающегося хаоса и царства антихриста объяло Русь. И под гром орудий, под стрекот пулеметов поставляется Божией рукой на Патриарший престол Первосвятитель Тихон, чтобы взойти на свою Голгофу и стать святым Патриархом-мучеником. Он горел в огне духовной муки ежечасно и терзался вопросами: «Доколе можно уступать безбожной власти?» Где грань, когда благо Церкви он обязан поставить выше благополучия своего народа, выше человеческой жизни, притом не своей, но жизни верных ему православных чад. О своей жизни, о своем будущем он уже совсем не думал. Он сам был готов на гибель ежедневно. «Пусть имя мое погибнет в истории, только бы Церкви была польза», — говорил он, идя вослед за своим Божественным Учителем до конца.

Как слёзно плачет новый Патриарх пред Господом за свой народ, Церковь Божию: «Господи, сыны Российские оставили Завет Твой, разрушили жертвенники Твои, стреляли по храмовым и Кремлевским святыням, избивали священников Твоих...» Он призывает русских людей очистить сердца покаянием и молитвой, воскресить «в годину Великого посещения Божия в нынешнем подвиге православного русского народа светлые незабвенные дела благочестивых предков».

Для подъёма в народе религиозного чувства по его благословению устраивались грандиозные крестные ходы, в которых неизменно принимал участие Святейший. Безбоязненно служил он в храмах Москвы, Петрограда, Ярославля и других городов, укрепляя духовную паству. Когда под предлогом помощи голодающим была предпринята попытка разгрома Церкви, Патриарх Тихон, благословив жертвовать церковные ценности, выступил против посягательств на святыни и народное достояние. В результате он был арестован и с 16 мая 1922 года по июнь 1923 года находился в заточении.

Власти не сломили святителя и были вынуждены выпустить его, однако стали следить за каждым его шагом. 12 июня 1919 года и 9 декабря 1923 года были предприняты попытки убийства, при втором покушении мученически погиб келейник Святейшего Яков Полозов. Несмотря на гонения, святитель Тихон продолжал принимать народ в Донском монастыре, где он уединённо жил, и люди шли нескончаемым потоком, приезжая часто издалека или пешком преодолевая тысячи верст.

Последний мучительный год своей жизни он, преследуемый и больной, неизменно служил по воскресным и праздничным дням. 23 марта 1925 года он совершил последнюю Божественную литургию в церкви Большого Вознесения, а в праздник Благовещения Пресвятой Богородицы почил о Господе с молитвой на устах.

Прославление святителя Тихона, Патриарха Московского и всея Руси, произошло на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви 9 октября 1989 года, в день преставления Апостола Иоанна Богослова, и многие видят в этом Промысл Божий. «Дети, любите друг друга! — говорит в последней проповеди Апостол Иоанн. — Это заповедь Господня, если соблюдете её, то и довольно».

В унисон звучат последние слова Патриарха Тихона: «Чадца мои! Все православные русские люди! Все христиане! Только на камени врачевания зла добром созиждется нерушимая слава и величие нашей Святой Православной Церкви, и неуловимо даже для врагов будет Святое имя ее, чистота подвига ее чад и служителей. Следуйте за Христом! Не изменяйте Ему. Не поддавайтесь искушению, не губите в крови отмщения и свою душу. Не будьте побеждены злом. Побеждайте зло добром!»

Прошло 67 лет со дня кончины святителя Тихона, и Господь даровал России святые его мощи в укрепление её на предлежащие трудные времена. Покоятся они в большом соборе Донского монастыря.

Дни памяти:
21 мая (8 мая по старому стилю) — день ежегодного исхождения на месте его погребения тонкого розового праха, исцелявшего от болезней;
13 июля (30 июня) — в день Собора святых славных и всехвальных двенадцати апостолов.
9 октября (26 сентября )– день преставления апостола Иоанна

В ЧЕМ ПОМОГАЕТ СВЯТОЙ АПОСТОЛ И ЕВАНГЕЛИСТ ИОАНН БОГОСЛОВ

Святой апостол и евангелист Иоанн- покровитель всех, кто занят в информационной сфере: издателей, писателей, работающих в сети Интернет.

Святой еще получил прозвище апостол любви, молитвы перед его иконой помогают найти хороших друзей, обрести крепкую семью и в дальнейшем охранять ее от ссор, конфликтов и от злых намерений других людей.

Апостолу Иоанне молятся рыбаки для защиты от несчастных случаев на воде и для хорошего улова.

Необходимо помнить, что иконы или святые не «специализируются» в каких-то конкретных областях. Будет правильно, когда человек обращается с верой в силу Божию, а не в силу этой иконы, этого святого или молитвы.
и .

ЖИТИЕ АПОСТОЛА ИОАННА БОГОСЛОВА

Святой апостол и евангелист Иоанн вместе со своим братом Иаковом пошел за Господом Иисусом Христом, когда Спаситель призвал их за собой на Геннисаретском озере. Братья оставили отчий дом и стали апостолами, учениками Христовыми, посвятив Ему свои жизни.

Иоанн не разлучался с Учителем, он был одним из приближенных к Иисусу учеников, был свидетелем многих Его чудес. Святой апостол стал одним из трех человек, которые стали свидетелями Преображения Господня на горе Фавор.

Ученик был с Иисусом Христом и тогда, когда Его схватили и вели на суд беззакония, шел за Ним по Его Крестному пути. Он был рядом, когда судьи допрашивали Господа, все это время сердце Иоанна было полно скорби. Плача вместе с Богоматерью у подножия Креста, Иоанне были сказаны слова Распятым Господом о своей Матери:

«Се Мати твоя» (Ин. 19, 26, 27).

После вознесения Христа, апостол Иоанн Богослов до самого Успения, находился в Иерусалиме, заботясь о Божией Матери, как преданный и любящий Ее сын.

После того, как Святая Мария оставила земную жизнь, апостолу Иоанну выпал жребий, согласно которому он должен был отправиться проповедовать Евангелие в Ефесе и в других Малоазийских городах.

Вместе со своим учеником Прохором, они сели на корабль, который попал в шторм и затонул. Все путешественники были спасены, кроме апостола Иоанна. Прохор сильно переживал, ведь он лишился своего наставника и духовного отца. В Ефес ему пришлось идти в одиночестве. Около двух недель Прохор шел по берегу моря, и вот однажды, он обнаружил лежащего у воды человека, в котором узнал своего наставника. Иоанн целых четырнадцать дней находился в открытом море, но остался жив, Бог сохранил ему жизнь.

После всех приключений, которые благополучно закончились, учитель и ученик, вместе направились в Ефес, где апостол рассказывал язычникам про Иисуса Христа. Число людей, которые начинали верить во Христа, увеличивалось, буквально с каждым денем, потому, что во время этих проповедей часто происходили чудеса, подтверждающие его слова о Спасителе.

В тоже время, по приказу императора Нерона (56 — 68 г.г.) начались гонения на людей, принявших христианскую веру. Апостола Иоанна схватили, и увезли в Рим на суд, там он был приговорен к смерти.
По приказу палачей, Иоанну дали выпить чашу с ядом, выпив смертельный напиток, он остался жив – Господь хранил Своего ученика.
Потом апостола бросили в котел, в котором находилось кипящее масло, но он продолжал жить.
После этих зверских испытаний Иоанн был выслан на остров Патмос (сейчас это греческий остров в Эгейском море), где и жил много лет.

На острове апостол Иоанн продолжал проповедовать христианское учение, которое привлекало местных жителей и опять на его проповедях происходили чудеса.
Из многочисленных идольских капищ с Божией помощью он изгонял бесов, вылечил многих больных. Местные колдуны-волхвы противостояли апостолу в его учении, но святой Иоанн с помощью Божией благодати, ниспосланной на него, разрушал все их бесовские ухищрения.

Однажды для того, чтобы пройти трехдневный пост, апостол Иоанн вместе Прохором отправились на пустынную гору. Когда они начали читать молитвы, загремел гром, гора задрожала, а Прохор от испуга упал на землю. Апостол Иоанн помог ему подняться, и велел записывать то, что он будет говорить.

«Аз есмь Альфа и Омега, начаток и конец, глаголет Господь, Сый и Иже бе и Грядый, Вседержитель» (Откр. 1, 8).

Такими словами через апостола говорил Святой Дух Божий, о тайнах судеб Церкви и конца мира, повелев, чтобы Иоанном была написана Книга о том, что он услышал. Так, примерно в 67 году, появилась на свет Книга Откровений (Апокалипсис).
Апостол Иоанн был четвертым человеком, написавшим Святое Евангелие, до него уже были написаны три Евангелия. Прочитав писания других евангелистов, он видит, что они благовествуют о воплощении Христовом, а о предвечном Его бытии не сказали ничего ясного и наглядного, поэтому апостол Иоанн возвещает о горнем рождении Христа. В своем Евангелии он разъяснил и прибавил то, что другие евангелисты сказали неясно или вообще умолчали.

Много лет находился в ссылке на острове апостол Иоанн, наконец, получив долгожданную свободу, он возвращается в Ефес, где продолжает обличать лжеучителей христианства и занимается просвещением людей, призывая любить Господа, и друг друга, тем самым исполняя Христовы заповеди.

В трех Посланиях, написанных Иоанном говорится о том, что такое любовь к своим ближним, что без любви люди не смогут стать ближе к Богу. За эти труды Церковь так говорила о Богослове Иоанне — «апостол любви «.

ПРЕСТАВЛЕНИЕ ИОАННА БОГОСЛОВА

Святой апостол Иоанн скончался, когда ему было почти сто пять лет, значительно пережив почти всех современников Иисуса Христа.

Когда у апостола Иоанна настало время отшествия к Богу, старец с семью учениками отправился за город. Он попросил их вырыть ему могилу в виде креста, в которую лег и велел, засыпать его землей. Ученики плакали, но побоявшись ослушаться своего учителя, накрыли его платом и выполнили просьбу. Узнав об этом другие ученики, пришли к месту захоронения Иоанна и начали раскапывать могилу, но ничего в ней не нашли.

Каждый год 21 мая (8 мая по старому стилю) из могилы апостола и богослова Иоанна выступал тонкий прах, исцелявший людей от болезней. В честь этого чуда Церковь еще и в этот день празднует память святого апостола Иоанна Богослова .

«Сыновья грома» — так называл Иисус Христос своего ученика Иоанна и его брата, указывая на их пылающую и жгучую форму христианской любви, которую проповедовал апостол Иоанн Богослов .

ВЕЛИЧАНИЕ

Величаем тя, апостоле Христов и Евангелисте Иоанне Богослове, и чтем болезни и труды твоя, имиже трудился еси во благовестии Христове.

ВИДЕО

После смерти императора Домициана апостол Иоанн был возвращен из ссылки и приехал в Ефес. Там ему представили три евангелия, которые он одобрил и по просьбе христиан написал свое Евангелие, дополняющее три прочих. В своем евангелии апостол Иоанн особенно подчеркивает Божественную природу Христа, а потому и начинает свою книгу с возвещения домирного существования Бога Слова. Именно поэтому апостол Иоанн получил название Богослова. Своим евангелием Иоанн также опроверг появившиеся ереси, отвергавшие истинность человеческой природы Христа. Кроме этого апостол написал три послания, в которых он учит христиан пребывать в любви и истине.

Обходя города и деревни, Апостол везде проповедал слово Божие. Однажды он обратил ко Христу одного юношу, которого отдал на попечение епископу. Тот обучил его основам веры, крестил и предоставил его своей воле. Юноша сошелся с плохой компанией и, в конце концов, стал атаманом разбойников. Когда Иоанн возвратился в город, то он потребовал у епископа отчета. На это епископ со слезами сказал, что юноша умер для Бога.

Хорошего же хранителя нашел я для брата моего! - воскликнул Иоанн. И, вскочив на коня, несмотря на глубокую старость, поскакал в горы разыскивать атамана. Тот, увидев его, бросился бежать, а Иоанн устремился за ним, обещая ему Божье прощение.

Юноша упал на землю и принес покаяние. Апостол облобызал его и сказал, что Бог простил его. Так Иоанн искал одну погибшую овцу стада Христова.

Когда апостол достиг уже глубокой старости, так что его приносили в церковь, то вместо длинных поучений он говорил только:

Детки, любите друг друга!

Однажды ученики спросили его, почему он повторяет одно и то же. Иоанн ответил:

Это заповедь Господня, и если ее соблюдаете, то и довольно.

Узнав Духом день своего преставления, Иоанн, попрощавшись со всеми, взошел с ближайшими учениками на вершину холма. Там ему вырыли неглубокую крестообразную могилу. Облобызав учеников и благословив их, Иоанн лег в могилу и приказал присыпать его землей. Что те и сделали. Когда об этом узнали другие христиане, то раскопали захоронение, но тела там не обнаружили. Иоанн был таинственно взят из этого мира в теле, и он ждет времени конца, когда исполнятся пророчества, открытые ему Богом.

А на пустой гробнице в Ефесе каждый год выступал розовый благовонный прах, исцелявший всех приходящих.

Тропарь, глас 2:

Апостоле, Христу Богу возлюбленне, ускори избавити люди безответны: приемлет тя припадающа иже падша на перси приемый, Егоже моли, Богослове, и належащую мглу языков разгнати, прося нам мира и велия милости.

Кондак, глас 2:

Величия твоя, девственниче, кто повесть? Точиши бо чудеса, и изливаеши исцеления, и молишися о душах наших, яко Богослов и друг Христов.

НАПИСАНИЕ СВЯЩЕННОГО ПИСАНИЯ НОВОГО ЗАВЕТА

Изначально Христова Церковь существовала без Писания. Дух Святой и устное предание апостолов руководили ею. Но вскоре дьявол поднял против Церкви лжеучения еретиков, которые стали извращать православное учение, ссылаясь на свои псевдоевангелия. Тогда апостолы, не желавшие, чтобы Откровение Божие было извращено, а истинные слова Господа были смешаны с ложью, Духом Святым написали четыре Евангелия. Первым, спустя восемь лет после Вознесения Господа, было написано евангелие от Матфея. Апостол Матфей писал его для Иерусалимской Церкви на еврейском языке, а позднее (спустя 10 лет) его перевели на греческий. Затем по просьбе римских христиан апостол Марк записал проповеди апостола Петра. Апостол Лука собрал все истинные предания о Христе у очевидцев и написал для новообращенного христианина Феофила Евангелие (спустя 15 лет после Вознесения), прибавив к нему и книгу Деяний апостолов. Как уже говорилось выше, все эти евангелия были одобрены любимым учеником Христа, Иоанном, который написал свое Евангелие около 100 г. Кроме этого, он написал книгу Откровения (Апокалипсис) и три послания к Церквам.

Также послания писали апостолы Петр (два), Иаков, Иуда. - Все эти послания называются соборными, т.е. всеобщими. Но особенно много посланий Дух Святой написал чрез апостола Павла (14).

Хронология написания книг Нового Завета такова:

Евангелие от Матфея - 38 г.

Евангелие от Марка - 40 г.

Евангелие от Луки - 45 г.

1 и 2 послание к Фессалоникийцам апостола Павла - 51 г.

Послания к Филиппийцам апостола Павла - 56 г.

Послания 1 и 2 к Коринфянам, к Галатам и к Римлянам его же - 57 г.

Послания к Колоссянам, Ефесянам и Филимону апостола Павла и 1 Послание апостола Петра - ок. 62 г.

Деяния Апостолов и Послание апостола Иакова - 63 г.

1 Послание к Тимофею и послание к Титу апостола Павла - ок. 65 г.

Послания апостола Павла: к Евреям, 2 к Тимофею, 2 Послание апостола Петра - 67 г.

Послание апостола Иуды - ок. 68 г.

Три послания апостола Иоанна - 80-е годы

Откровение - 95 г.

Евангелие от Иоанна - ок. 100 года.

В течение нескольких веков Церковь, Святым Духом руководимая, тщательно отбирала эти послания, отделяя их от фальшивок и подделок. Окончательно канон Священного Писания Нового Завета был принят на Карфагенском Соборе 419 года и Константинопольском Соборе 692 года.

ЭРА МУЧЕНИКОВ

Уже во времена святых апостолов начинается трехвековая эра мучеников, великих свидетелей славной победы Христа над смертью. Как и говорил Дух Святой апостолу Иоанну, «диавол будет ввергать из среды вас в темницу, чтобы искусить вас, и будете иметь скорбь дней десять» (Откр.2,10). Действительно, начиная с гонений императора Нерона, насчитывают около десяти гонений, охватывающих Церковь.

13. Первое гонение - императора Нерона 64–67 гг., когда казнили большинство апостолов.

14. При императоре Домициане - 91 г.

15. При Траяне - 98–107 гг.

16. Марк Аврелий - 177 г.

17. Септимий Север - 202 г.

18. Императоры Декий и Галл - 250–252 гг.

19. Валериан - 257 г.

20. Аврелиан - 275 г.

21. Диоклетиан - 304 г.

22. Максимиан - 311 г.

Духовную причину гонений указал Сам Господь наш, сказав: «Если бы вы были от мира, то мир любил бы свое; а как вы не от мира, но Я избрал вас от мира, потому ненавидит вас мир… Изгонят вас из синагог; даже наступает время, когда всякий, убивающий вас, будет думать, что он тем служит Богу. Так будут поступать, потому что не познали ни Отца, ни Меня» (Ин.15,19; 16,2–3). Христиане для мирового сообщества - это нечто чуждое, инородное. Они - как заноза в теле. Люди, живущие по страстям, чувствуют в учениках Воскресшего живое напоминание о небесном Отечестве, которое они отвергли ради царства земного, и потому начинают с ненавистью преследовать их, желая тем самым уничтожить голос Божий в своем сердце. Их хозяин - дьявол, зная, что ему осталась мало времени, в ярости преследует христиан, желая как можно больше созданий Божьих увлечь вместе с собой в вечную гибель. Тем более что язычество, разрушаемое Церковью, - это излюбленная вотчина сатаны, где он и его слуги получали служение под именами богов. Ему совсем не хочется лишаться почитающих его рабов. Поэтому до самого конца мира Церковь будут гнать, пока не придет Христос и не освободит нас, а все враги будут брошены к ногам Господа.

Внешняя причина трехвековых гонений на Церковь - это обвинение в отвержении государственного культа, проповеди новой нетрадиционной религии и тем самым - в подрыве самого общества.

Прекрасным примером аргументации языческих обвинителей служит цитата из мученических актов мученика Карпа (память его 13 октября). Правитель Валерий, увещая мучеников, сказал: «Не безызвестно, я думаю, вам, что слава и честь воздаются бессмертным богам с древних времен, и это остается так до сего времени не только у нас, знающих греческий и римский языки, но и у варваров; ибо через усердие к богам города управляются добрыми законами, одерживаются победы над врагами и укрепляется мир… Почтите их и вы. И если, через слова невежественных людей, вы прельстились неразумной и недавно появившейся христианской верой, то образумьтесь ныне и возвратитесь к тому, что лучше. Тогда и боги помилуют вас, и вы насладитесь многими благами, имеющимися у нас; от царя же ожидают вас великие милости» (Жития святых святителя Димитрия Ростовского. Октябрь).

Итак, для язычников указанием на доброкачественность какой-либо религии служила ее древность, степень распространения, и убеждение, что истинная религия должна поддерживать крепость государства и обеспечивать материальное благосостояние своим адептам. Христианство было для них опасной антигосударственной сектой, не лояльной к правительству (ибо отвергало обожествление императоров).

Обычно никто не протестовал против почитания Христа как Бога. От христиан требовали терпимости к иным верам и жеста вежливости по отношению к государственным богам. Но для учеников Господа было немыслимо поклониться статуям, зная, что в них таятся силы зла, как невозможно было и уважать явную ложь. Тем более что члены Церкви знали, что ценой этой лжи и даже простейшего воскурения ладана перед истуканом является вечная гибель. Поэтому каждый мученик, казненный за имя Христово, - не жертва трагических обстоятельств, а великий победитель сатаны и всякой лжи. Недаром, по точному слову древнего защитника христианства Тертуллиана, «кровь мучеников есть семя Церкви».

Другой причиной гонений являлись преследования и доносы со стороны иудеев, отвергших своего Мессию. Они начали гонения на Церковь в Иерусалиме, они же инициировали многие гонения на христиан в Римской империи, да и после победы христианства их ненависть к Распятому Господу не уменьшилась. Достаточно вспомнить страшные события 614 г., когда после захвата Иерусалима Иранским шахом Хозроем иудейские купцы специально выкупали христиан для того, чтобы их убить. Произошло это потому, что еврейский народ забыл Творца ради земли. Недаром тотчас после отвержения Христа вера пророков начинает перерождаться так, что становится неотличимой от язычества. - В иудаизм проникает и доктрина о переселении душ, и магия, и пантеистическое учение о происхождении мира из сущности Бога, и языческие концепции о расовом отличии евреев от других людей. Поэтому весть об истинном Мессии, исполнившем все чаяния пророков, спасшем всех людей, а не только иудеев, оказалась немыслимой для отступников.

Все эти богоборческие заблуждения разрушили своим подвигом святые мученики. Как писал священномученик Киприан Карфагенский, сам ставший мучеником, мученичество «есть основание жизни и веры, оно есть опора спасения, союз свободы и чести… Слава мучеников неоцененна, величие беспредельное, победа светлая, достоинство знаменитое, наименование бесценное, торжество бесконечное; потому что как бы самой кровью Христовой украшается тот, кто прославляется святым исповеданием» (Книга о похвале мученичеству к Моисею, Максиму и другим исповедникам).

Поэтому для нас гораздо важнее знать внутреннее расположение мучеников, чем видеть все злобные замыслы врага. Ведь мученики - граждане неба, наследники Христа. Сам их подвиг - это образец христианской святости.

Похожие статьи