Поучения старцев: VII. Духовный подвиг. Павел Флоренский - Спаситель Отечества. Духовный подвиг Сергия Радонежского (сборник)

В ысокий духовный подвиг Рихарда Рудзитиса

19 февраля мы отметили знаменательную дату - 120 лет со дня рождения Рихарда Яковлевича Рудзитиса (1898 – 1960) - поэта, писателя, философа, близкого сотрудника и последователя Рерихов, председателя Латвийского Общества Рериха в 1930-х годах.

Николай Константинович и Елена Ивановна Рерих, с которыми Рихард Яковлевич вёл обширную переписку, высоко ценили его как преданного делу сотрудника, утончённого философа и талантливого писателя, автора стихов и книг, проникнутых высокой одухотворённостью. Елена Ивановна писала: «Дорогой Рихард Яковлевич, считаю Вас современным бардом Великого Грааля во всей всеобъемлемости этого Понятия. Учёный и поэт - это совмещение не часто встречается, а у Вас оно налицо, и учёность Ваша именно настоящая... Пишите и ничем не смущайтесь, Щит Света покрывает Вас» (19 декабря 1939 г.).

Предлагаем читателям фрагменты из сборника Р.Я. Рудзитиса «Беседы с сердцем». Часть их была написана во время его пребывания в лагере строгого режима в Коми, куда Рихард Яковлевич был сослан в 1948 году. Как вспоминала его дочь И.Р. Рудзите, «отец проявил бесстрашие и геройство в лагере, написав шесть книг стихов и афоризмов чернильным карандашом на лоскутках, которые пришивал внутрь своего бушлата, зная, что за такую работу грозит карцер или продление срока». Так появились многие произведения Рихарда Рудзитиса, впервые увидевшие свет только в 2009 году в книге «Избранное» (Минск, издательство «Звёзды Гор»).

Приведём пронзительные строки из воспоминаний художника Л.Р. Цесюлевича, предваряющих книгу: «Осень 1954 года... И тут узнаю: вернулся из лагеря Рихард Яковлевич!.. Вижу сразу - мыслитель, глубина чувств и страдания. Сильный духом человек, самостоятельный, как скала в бушующем океане. В нём целый мир. Громада знаний. И вместе с тем - резкая и жгучая боль, хотя скрытая. Никакой расслабленности, сидит в напряжении, выпрямившись. И даже пространство вокруг него напряжено...

Да, на лице видна скорбь, боль, глубина перенесённого. Нежнейший, добрейший человек, носитель культуры, чуткий поэт, жаждущий нести каждому свет через прекрасное, посвятивший всю жизнь не себе, но несению культуры, истины, блага для всех, - был осуждён, пытаем, терзаем. Но никого не предал, остался верен своему духу, своей цели. Не сломался, не приспособился, не озлобился... Прошёл тропой жгучих страданий с поднятой головой и несломимой верой в сердце, верой в Высшее».

В кратком предисловии к изданию, написанном президентом Международной организации «Звёзды Гор» М.Д. Скачковой, сказано: «Бардом Великого Грааля назвала Рихарда Рудзитиса Елена Ивановна Рерих. Это звание он оправдал всей своей жизнью и высоким духовным подвигом... Поэт и философ, борец за Знамя Мира, Рудзитис прошёл суровую школу жизни, но дух его не могли сломить никакие испытания, ни застенки Лубянки, ни долгие годы лагерей. Об этом свидетельствуют его труды, полные мужества, вдохновения и веры в прекрасное будущее». Жизнь Рихарда Рудзитиса «на века останется ярким примером служения общему благу. Мы приносим ему благодарность наших сердец за его бессмертные творения!»

Присоединимся к этим словам и отдадим дань почтения и глубокой признательности одному из героев духа, жизнью своей проложившему нам путь в лучшее будущее, - Рихарду Яковлевичу Рудзитису.

Рихард РУДЗИТИС

Беседы с сердцем

Щедрое, чистое Сердце, всеобъемлющее, всё понимающее, свет излучающее, отзывающееся на все страдания, умиротворяющее безграничной благожелательностью и улыбкой радующее. Сердце, могущественное в бескорыстии, огненный факел преданности и самоотверженности, возносящее и руководящее несметными душами, о величайшее Сердце, ты - огненная чаша алмазов накоплений бесчисленных жизней, ты - Свет!

О маленькое, робкое сердце в моей груди, подражай, пылко стремись подражать ему. Стремись хоть немного быть похожим на дающее, всё освещающее Сердце.

Если у тебя зародился импульс сделать что-то хорошее, делай это немедля, или хоть в ближайшие часы, ибо, откладывая, взвешивая умом, ты можешь счесть это доброе дело не очень важным и нужным, или будешь чувствовать себя неловко, или поленишься, или - скорее всего - сложатся обстоятельства, которые помешают осуществить твоё доброе намерение. Нет, каждое доброе дело важное, и оно тем более плодоносно, если рождено семенем первого огненного импульса.

Абезь, 29.VI.1952

Скажи спасибо неблагодарным, они помогают нам воспитывать себя. Они заставляют глубоко задуматься над некоторыми своими негативными качествами: может быть, у них всё же есть какая-то, пусть небольшая правда. Углубляй, напрягай, просветляй эти качества, пока они не засияют! Именно так!

Всё думаю об искусстве взаимоотношений. Разве самым лучшим воспитательным методом не является всепобеждающая благожелательность? Разве это не лучший бальзам даже для самых тёмных, грубых сознаний?

Надо принимать человека, в конце концов, таким, как он есть. Прежде всего ищи в себе начало добра, потом в других. И к самому себе, о сердце, предъявляй самые высокие требования. Большинство людей, по-видимому, могут подняться лишь на «волосок» выше вчерашнего сознания. И так надо стараться даже на эту микро-меру, терпеливо «тащить их вверх». Это было бы достижением, если бы хоть на малую долю расширился их взгляд и утончились качества.

О Ты, Несказуемое, но ведомое сердцу, помоги мне неустанно выявлять и применять хоть искорку блага!

Пробуди во мне неустанное горение сердца, чтобы я мог повсюду умножать лишь добро.

30.VI.1952

Всё просто - если тебя кто-то обидел или даже оговорил, особенно, если это знакомый (близкий человек так не поступил бы, ибо сердце его тебе доверяет), иди сейчас же - если так велит твоё сердце - немедля, выясняй недоразумение, чтобы оно не проросло в душе и не обожгло сознание, как пламя. Кротко, бесконечно терпеливо выслушивай всё. Может, когда ты будешь уходить, дверь за тобою запоёт в дружественных чувствах.

Если только сердце так скажет. Иначе проходи мимо сора, которым безумное сознание загрязняет пространство. Новый порыв урагана очистит воздух вокруг тебя.

2.VII.1952

Ты говоришь: никогда ничего не поздно. Даже у моста в Тот мир можно преобразиться. Каждое качество можно облагородить, укрепить. Можно непрестанно себя исправлять. Надо только захотеть.

Воля, стань звездою о двенадцати лучах в своей широте. Воля, стань бушующим пламенем в своей неотступности. Воля, устремись воздвигнуть гору величия, но и в бесконечном смирении и терпении приводи в порядок и очищай обыденность этого мира, чтобы даже самый скромный цветок жизни засиял в симфонии ежедневных обязанностей и заданий.

Воля, из получающего стань дарителем. Только сердце жертвующее, истинно, получает и становится всё богаче. Стань лучистым магнитом, сердце, чтобы привлечь всё хорошее и посеять только доброе.

3.VII.1952

Сердце, старайся понять всё немедля, в быстром ритме находчивости. Сердце, очищайся беспрестанно, просветляйся, стань алмазным ключом всех дел.

15.VII.1952

Часто я думаю, как распутать клубок кармы. Для многих, на самом деле, карма, которая привела их к этой горе Судьбы 1 , скорее спасательный круг, который их здесь охраняет от морального омута и поддерживает физически здоровыми и уравновешенными, заставляя жить умеренной жизнью, искать для всех своих печальных следствий настоящие причины.

Говорят, что из причин вытекают следствия, что карма - неизбежная школа: каждый обязательно должен пройти назначенный курс. У ребёнка ведь не спрашивают, хочет ли он ходить в школу, его просто заставляют.

В общем, обычному сознанию изменить карму очень трудно. Его судьба «начертана в звёздах» - созданное в прошлой жизни, или кармическое, имущество душа несёт с собою в этой жизни как неизбежные черты характера, наклонности и способности. Конечно, содеянное можно исправить не столько личными страданиями, как преображением сердца, стараясь уменьшить страдания других, умножая счастье восхождения человечества. В сознании жертвенных духов всё личное переплавляется в общечеловеческое и даже в космическое. Но где же они - духи огненного служения, которые так устремляются ради общего блага, что стрелами молний испепеляют карму за собою? Много ли истинных ваятелей своей судьбы, свободных, готовых на жертву сознаний? Почему большинство людей всё ещё живут под почти фатальным знаком Мойры?

«В самые трудные дни Учитель говорит - считайте, что вы счастливее многих. Будем признательны».

26.VII.1952

Настоящая жизнь начинается там, где всё мелкое, слишком обыденное посажено в почву великого, где сеют семена гор и горизонтов из золотой сеялки будущего - в строительстве, в служении, в практических, самых ощущаемых взаимоотношениях и симпатиях.

5.VIII.1952

Где же успех, и где внезапная волна прилива неудачи? Не всегда можно это решить логикой. Иногда кажется, что всё вокруг тебя рушится, - и тут же девятый вал возносит тебя на твёрдую вершину. Может быть, тебе кажется, что ты осуждён на долгие, непрерывные беды, но высший Разум в сердце втайне шепчет: нет, ты станешь свободным, ты уже так одарён, выдержи лишь ещё малость. Ты ведь не знаешь, когда, из каких глубин волна принесёт тебе благо радости.

Только не теряй ни на мгновение ясность и дисциплину духа. Только держись крепко за Серебряную Нить, с такой силой отчаяния, как утопающий хватается за соломинку, как ныряющий хватает глоток воздуха.

Только старайся всеми силами помогать своему Спасителю, ибо Он всегда спешит на помощь тебе. Открывая свою сущность в доверии, напрягая пламенно волю, ты поможешь спасительному лучу коснуться тебя. Потому неустанно иди через каждодневность, словно у тебя сто глаз и ушей, чтобы каждая твоя клетка звучала колоколом находчивости.

Все эти внезапные волны тумана необходимы, чтобы ты никогда не терял бдительности, чтобы заострить внимание, не позволить ни на мгновение покинуть доверенный сторожевой пост.

Держи своё сердце в постоянном молитвенном настрое. Пусть иногда сердце - как сухая лучина в ожидании пламени. Всё же и в этом беззвучии старайся, пусть без слов и мыслей, найти неожиданный прилив сердечного тепла. Гори, светись, даже под пеплом!

Ты, Кто всегда давал силу сердцу моему, даруй ему и бальзам непрерывной выдержки. Учи его всегда быть готовым.

9.VIII.1952

Чаша весов твоей кармы не перестанет взвешивать твою жизнь, пока в тебе останется хоть пылинка самости, причиняющей боль, ибо как песчинка может иногда остановить целый сложный механизм, так и каждый твой новый камешек, пусть случайной ошибки, даже неосознанный эгоистический импульс, может задержать (пусть на время) или даже нарушить perpetuum mobile 2 устремлённого ввысь развития твоей жизни, - особенно в этом спиральном круге твоего сознания, когда начинаешь понимать свою огромную ответственность...

Вокруг тебя стремительно проносятся острия шипов неизвестных причин, которые, словно стрелы охотника, направленные в дичь, превращаются в разрушительные последствия. Пусть будут благословенны спасающие нас силы, разве каждый удар не делает тебя более свободным - он сбивает пыль с твоей сущности.

Молния уже давно тебя задела, наконец, прогремел и гром в твоём сознании, ты начинаешь понимать, когда и что с тобою произошло, и почему. Так почему же ты так волнуешься и содрогаешься в страхе ещё теперь, после долгих мгновений времени, от простого, пусть и сурового звучания страхов, о сердце, если довольно легко однажды вынесло сам удар молнии?

Часто, как в мантраме сердца, я думал о свидетельстве жизни Святого Сергия: Он доверял лишь Всевышнему и своим силам.

Но сердце импульсивно старается выявить всю сердечность, доверяться, отдаваться душе другого, почувствовать самое дружеское соприкасание. В эти богатые опытом годы, проходя мимо самых противоположных сознаний, ты учился держать хоть немного в узде соизмеримости не только свою волю и чувства, но и сердечные отношения. И всё-таки как часто, поддавшись чувствам, опять забывшись, испытываешь разочарование. Но даже робкое дитя, медленно отстраняя руку матери, стремится сперва самостоятельно справиться со своим заданием. Так и ты слушай прежде всего своё сердце, и старайся нести сам свою ношу ответственности и ноющей тоски, сколько сможешь, а иногда ещё больше. Как часто ты совсем один, и только Бог не забыл тебя!

20.VIII.1952

Откуда этот корень ужасной, противоэволюционной апокалиптической «теплоты» в людях? Как человеческий лик, который после миллионов лет должен был сиять на восходе солнца, может забыть своё бывшее, пусть и неосознанное, подобие с Богом? Не «тёплым», не погрязшим в материальных заботах принадлежит Царство Божие, но детям, которые искрятся тысячами духовных интересов, но юности, у которой, в полёте восхищения, ноги едва касаются загрязнённой коры Земли, ибо душу ещё притягивает магнит огня Тонкого Мира, который устремляет их пламенем дерзания переродить этот ограниченный мир по облику недавно покинутой Родины Света. Сердце устремляется к этому ещё чистому поколению, увлечённому желанием творчества, к этим свободным завоевателям Будущего, дерзателям ве­ликого, к бескорыстному роду творцов, которым предначертано вести планету по новому огненному спиральному кругу духа, вверх.

Всё продвигается вперёд так медленно, черепашьим шагом. Но ведь духовный прогресс редко имеет «скачки» - сотрясения души, «переломы» и возобновления, откровения, «перерождения свыше», - только тогда, когда в душе уже созрели плоды прежних накоплений. Распятый разбойник, которому Христос пообещал счастье рая, конечно, в веках уже показал и отличные труды, и вера в Христа только добавила ступеньку для лестницы его нового сознания...

Но скажи, о сердце, чего ты хочешь всегда от меня, горем побитого, без родины, без цели, сокрушённого, брошенного, без милого сердцу труда?

Почему ты вечно недоволен другими? Вглядывайся прежде всего в зеркало своей сущности и будь ригористически недоволен единственно собою. Предъявляй великие требования к себе, к своим тенденциям жизни, своей часто безуспешной работе, хаотической мысли. Беспощадно очисти молнией каждый угол своего сознания, засорённого самостью. Старайся засверкать каждым качеством. Старайся ещё и ещё: пусть каждый твой импульс станет соразмерным с восхождением.

22.VIII.1952

Делай всё, что только возможно, чтобы быть всегда справедливым и культурно благожелательным в своих отношениях. Если же тебя всё-таки не понимают, нападают на тебя, тогда ещё есть возможность - «не умывай рук», но при случае попробуй найти (если только в сердце противника горит хоть уголёк блага!) какой-то другой метод, как его победить, - лучом своего сердца, и так спасти от его собственного затемнения.

Умей и противника посетить, пусть мимоходом, пусть и с маленьким праздничным подарком. С улыбкой доброжелательства, с добрым словом, или даже - с дружественным молчанием. Так ты скорее его победишь и освободишь...

28.IX.1952

Заводы, изготовляющие скрипки, научились создавать стандартные инструменты из старого, звучной породы клёна или, пусть редко, из добротной, изогнутой яблони; и такие скрипки, по признанию знатоков, по своему тонкому звучанию на самом деле имеют отличную тональность. И всё-таки, не знаю, может ли какой-то из этих массовых инструментов соревноваться с изделиями рук народных мастеров, которые кусок немого дерева оживили, насытили своей психической энергией, дали ему удивительное благозвучие, сделали скрипку «вещью в себе», «космосом в себе».

Такие мысли во мне пробудились, когда сегодня случайно услышал древнюю мелодию литовского канклеса. Он кажется дивным созданием, в котором каждый аккорд звучит перезвоном небесных колокольчиков, бесконечно чисто, робко, волнующе. Кто знает, быть может, этот старый волшебный инструмент прошёл через многие руки творцов, тонкослышащих и виртуозных мастеров, и каждый прилагал свою улыбку душевной ласки, своё сияние духа, вздох сердца и непостижимую боль тоски? Потому больно, если этот ангельский инструмент, иногда попадая в недостойные руки, вздрогнет, застонет в бесстыдных вихрях звуков, которые словно лишают его святости, заставляют потерять первозданный смысл красоты.

Так и великая этическая личность сообщает новый магнетический флюид и благозвучие даже физическим предметам, которых она касается. И более того, не чувствуем ли мы иногда, что и наша душа оживает в теплоте её сердца, как замёрзшая птица в руках святого? Музыкальность её духа одухо­тво­ряет все вещи и наполняет окружающее тайным свечением, розовой аурической атмосферой, ибо там вибрируют, летают искры её мыслей, импульсы чувств, сокровенные вибрации сердечной любви. Войдя затем во внутренне музыкальную среду этой высокой личности, мы чувствуем близость духа самого мастера, его дыхание, пламя его сердца и заветных мыслей, бесконечно тёплое сердечное магнетизирующее свечение.

И всё-таки невозможно уподобить великую гармоническую индивидуальность, обладающую космическим сознанием, пусть ветхое тело у неё настолько щемяще ограничено, - личность с её полифонической тональностью - сравнить с древним литовским канклесом, который звучит в благородной ясности, как только к нему прикоснёшься, нельзя её сравнить и с симфонией всех арф Земли. И даже простое, в своей чистоте звучащее сердце разве может с ней сравниться? Но всё же и близость простого, но духовно благородного человека мы нередко переживаем как мелодию, которая волнует, увлекает, делает добрее наше существо. Тембр такого голоса, пусть он слетает с губ седой старушки, в нашей душе отзывается столь захватывающе и светло, как бы слуха касались надземные звуки. В одухотворённую тональность этого голоса сердце всё не может прекратить вслушиваться, ибо он насыщен вибрациями светлых мыслей и благодатных чувств.

Так и отношения людей могут быть даром божественной музыки.

5.IV.1953. На Пасху

Иногда ты борешься один, настолько одинокий, настолько окружённый стихиями, словно в пустыне души, - и вдруг, как бы впервые, видишь, что твой товарищ, который был рядом с тобою, с кем ты каждый день сидел у одного стола, ходил в одну школу труда и страданий, - погружённый в себя, другим никогда свою святыню не открывавший, - истинно творит свой тихий подвиг. Он по-своему, возможно, больше тебя, боролся, страдал, побеждал, продумывал глубины всех вещей и уже создал картины Будущего, когда другие считали его самым обычным человеком.

16.VI.1954

Странник дальних путей, прошедший земли и небесные дали, познавший корень всего доброго и злого, скажи - где ты видел более божественное, несказуемо прекрасное алмазное сияние, чем в отношениях сердец, сплочённых чувствами вековых симпатий? С ними мы даже на краю бездны устоим, они всегда - как Рука Света, даже во тьме.

2.VII.1954

Каждое утро и вечер, составляя план напряжённого дня или отчитываясь перед собой за пройденный день, за сделанное или за то, что не успел, подумай, сердце, не забыло ли ты свой долг по отношению к другим, нет ли ещё какого-то окна возможностей, через которое можно бросить в сознание луч света? Кроме слов, как много ещё может быть реальных посвящений, ласки сердца, чтобы заставить сердце забиться в радости.

«И удесятери руки свои,

И умножь сердце своё».

10.I.1955

Истинно, надо научиться более стремительно, более находчиво мыслить в отношениях с близкими. Истинно, как бесконечно много ежедневных возможностей подарить луч радости другим мы упускаем. Как много лучших чувств сердца, милых слов, обод­ряющих взглядов, которые часто возмещают груды материальных подарков. Истинно, учись, учись, учись посвятить другому свой лучший трепет, о сердце!

10.IV.1955

Твоя задача - излучать вокруг себя вибрации гармонии и умиротворения, о сердце. В эти часы, в конце Кали-юги, когда миру угрожает прилив хаоса, всеми силами, дисциплиной духа устремляйся быть вестником благозвучия Света.

11.IV.1955

Если бы люди однажды поняли, что большинство страданий они возложили на себя сами, доб­ровольно, - всё, что вызывает зависть, ревность, недовольство, все обиды в бесконечных вариациях, саможаление, неудовлетворённость и сомнения, бессчётные вожделения, т.е. всю пыль и грязь самости, затем - приступы гнева и, наконец, страх. Именно страх, «имя которому легион», съедает психическую энергию человека и бросает его на шипы страданий. Так, чем слабее сознание, тем больше оно склоняется под ношею горя и обвиняет в своих страданиях, невольно или сознательно, других, даже судьбу, только не себя, когда чаще всего именно оно само - истинный виновник своих мучений. Большинство страданий - следствия духовного невежества. Как трудно продвинуть сознание. Как иногда невозможно дать человеку понять настоящие корни его страданий. Он жалуется на несправедливость, когда сам её породил. Как мало тех, кто ищет вину прежде всего в себе, кто чувствует великую ответственность за всех.

Сознание, воспламенись в свете духа, тогда ты во всех делах поймёшь смысл, как бы с расстояния.

4.V.1955

Не борись, если ощущаешь рядом с собою духовное отупение. Молчи на упрёки. Ведь твои логичные аргументы не помогут. Возбуждённый человек во всём видит лишь себя, свои представления. Тогда лучше направь сознание на другое - на утверждение добра. Если не можешь выдержать, просто уйди. Вдыхай прану и лети в молитве. Посылай миру пламенную мысль! Сознание ведь так медленно растёт. Так мало понимания духа.

30.VIII.1955

Только для себя.

Не упускай ни одного случая, где есть возможность чему-то научиться.

Меньше говори, сумей больше излучать.

Прилагай к каждой своей мысли и действию меру справедливости.

Проверяй всегда свои побуждения.

Сумей обращать меч своей воли именно туда, куда не хочется, когда чувствуешь себя уставшим, когда трудно, на то, чего внутренне избегаешь.

Куй свою волю, как стрелу молнии, спешить на помощь и сокрушать тьму.

Старайся увеличить тепло своего сердца к каждому, пусть жестом - улыбкой дай другому бодрость.

У каждой чуткой души часто бывает сердечная ноющая боль, она ждёт от тебя мажорного тона. Особенно этот дар сердца нужен молодёжи.

Помоги ещё и ещё умножить сердечность. Исцеляй сердцем.

22.XII.1955

Троякий смысл страданий:

1. Страдания как уплата долгов, или то, что называют искуплением или наказанием.

2. Страдания как школа или прояснение сознания. Бич, который гонит, является и уроком.

Этим двум группам подвержено большинство людей.

3. Страдания как проверка сознания - огненное испытание готовности человеческого духа, когда он приближается к порогу новой лестницы. «Кого Бог любит, того испытывает». Здесь уже приоткрываются врата к духовному геройству. Но только тогда, когда человек выдерживает экзамен.

В лагерных переживаниях стремлюсь найти хоть немного знаков решающего испытания.

О нет, это не страдания, что там было. Сердце с трепетом всегда категорически отклоняет это слово. Ведь тогда школьник свои экзамены тоже может назвать «страданиями»? Нет, это был поток огня, напряжение, пусть и огромное. Но над ним парил серебряный луч Благословения. Этот луч был мостом над сгущением теней к Свету.

26.XII.1955

Р. Рудзитис. Избранное. Минск: Звёзды Гор, 2009

1 Горой Судьбы Рихард Яковлевич Рудзитис называл Инту, город в республике Коми, где находились лагеря для репрессированных.

2 perpetuum mobile - вечный двигатель (лат. ).

Рихард РУДЗИТИС

НАСТАНУТ ВСЁ ЖЕ ВРЕМЕНА

Настанут всё же времена,
Когда все расы и народы
Сольются в братстве на века,
В единстве победят невзгоды.

Далёкой былью станет зло,
Над миром власть утратит злато,
И улыбнётся друг светло,
Благословляя сердцем брата.

Сползёт громадная плита
Греха и зла с людской природы,
Расправит крылья вновь душа,
Свет Духа озарит народы.

Так будет, верь мне. Верь мне, брат!
Доверься сердцу - сердце знает!
На небесах колокола звенят
И Воскресенье мира возвещают!

(Перевод с латышского: Мария Скачкова)

Мы вступили на великое и благоприятное поприще поста, великой Четыредесятницы, которое открылось перед нами, чтобы мы духовно потрудились и прошли этот период духовной брани с готовностью и решимостью, дабы поклониться святому Воскресению нашего Господа, которое означает и наше собственное освобождение и воскресение от греха.

Святая Четыредесятница считается особым и самым благословенным периодом в Церкви для духовной брани. Конечно, это не означает, что христианин должен ждать Четыредесятницы, чтобы начать духовную брань. Для нас каждый день должен быть и Четыредесятницей, и Воскресением, каждый день должен быть и Великой Пятницей, и Великой Субботой, и Пасхой. Но поскольку мы являемся людьми и у нас бывают разные перемены и колебания в духовном состоянии и во всем нашем настрое, то Церковь, относясь к нам с великой заботой и мудростью, дает нам ежедневные духовные напоминания: через дни памяти святых, через великие Господские и Богородичные праздники, посты, через Святую Четыредесятницу, чтобы напомнить о том, что у нас есть возможность духовно потрудиться в это благословенное время. Святая и великая Четыредесятница является особо благодатным временем, потому что вся Церковь, все находящиеся на этой земле православные христиане, все мы как одно тело, постимся постом, приятным Господу, и стараемся совершать все необходимое, что составляет жизнь во Христе.
Вот, теперь время благоприятное, вот, теперь день спасения (2 Кор 6, 2), - поем мы на вечерне в Прощеное воскресенье. То есть сейчас время благоприятное, угодное Богу, время покаяния и спасения. Святая и великая Четыредесятница наполнена особой умиротворенностью покаяния, которая привлекает благодать Святого Духа в сердца людей. Поэтому на вечерне в Прощеное воскресенье Церковь закладывает в основание поста прощение нами друг друга. Евангельский отрывок, читаемый в сей день, говорит именно об этом: если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный (Мф 6, 14), - говорит Христос.
Чтобы совершать духовную брань, необходимо присутствие Божественной благодати, ибо это не человеческая брань. Духовный подвиг Великого поста - это не пищевая диета, которую мы соблюдаем, чтобы похудеть. Святая Четыредесятница имеет иной смысл: он заключается в том, чтобы благодать вошла в сердце человека, чтобы человек избегал греха, чтобы человек поборол грех и страсти, убивающие его душу, получил просвещение от Бога и таким образом стяжал Царствие Божие. Наряду с телесной борьбой, наряду с соблюдением поста необходимы укрепление от Бога и присутствие Божие.
Мы получаем друг у друга прощение, чтобы через прощение и покаяние Святой Дух Божий вошел в наше сердце, пребыл с нами, отверз наши очи и привел нас к осознанию своей греховности, дабы мы обратились к Богу и испросили отпущения наших грехов. Если вся эта брань не приведет нас к испрашиванию отпущения грехов, если она не приведет нас к благословенному состоянию покаяния, значит, эта брань не принесет никакого плода. Взращивает и очищает человеческую душу только покаяние. Именно в покаянии заключается духовный труд великой Четыредесятницы. Пост, бдения, множество служб, поклоны, стояния, чтения - все, что мы делаем в этот период, имеет своей целью умягчить наше сердце. Мы трудимся на этом поприще поста с большой решимостью, без робости. Тот, кто страшится, никогда ничего не достигнет: нерешительный человек не имеет части в Царствии Божием. Тот, кто страшится, полагает, что его духовные достижения зависят от его собственных сил, - забывает о силе Божией, забывает слова апостола Павла, который говорит: Все могу в укрепляющем меня Христе (Флп 4, 13). Именно с таким настроем мы должны совершать духовный подвиг великой Четыредесятницы, «как львы, дышащие огнем», как говорит святитель Иоанн Златоуст. Подобно львам, испускающим пламя и дым, наполненным силой и стремительностью, - с такой же силой и мы должны духовно трудиться в благословенный период Великого поста. Мы не должны бояться, не должны робеть, не должны думать, что у нас ничего не получится. С нами Бог, и Он нас не оставит. Покажи Богу свое намерение - и получишь от Него силу совершить дело своего спасения.
Но дело спасения не ограничивается только постом. Если у нас не получается поститься в соответствии с установлениями Церкви и мы по благословению своего духовного отца совершим снисхождение к нашей телесной болезни и слабости, то это не так страшно. Кто может помешать нам смиряться и каяться? Не нужно телесных сил, не нужно быть молодым, старым, сильным и зрелым, чтобы иметь смиренный дух, чтобы не осуждать, чтобы не грешить, чтобы сердце было сокрушенным и пребывало в благодати смирения. Все мы, молодые и старые, больные и здоровые, можем иметь эту благодать покаяния в сердце, рождающуюся из смирения. Это и есть наша цель.
Именно этого хочет от нас Бог. Мы сможем этого достичь, если освободимся от уз страстей, от греха. Пост - вот первая ступень, ведущая нас к тому состоянию мужественности и храбрости, которое разрывает узы греха, чтобы нам впоследствии продолжать свою духовную брань с большим рвением и дерзновением. Нам нужно отбросить злобу, лукавство, все, что затмевает образ Божий, и главным образом стяжать святое смирение. Смиренный человек может каяться, может молиться, получать здоровье души и тела, в то время как гордый не может покаяться. Гордый человек не может понять, в каком состоянии он находится; ему кажется, что он не нуждается ни в Боге, ни в ком другом. Он никогда не ощущает свою вину, никогда не ощущает себя виноватым, что ему нужно попросить прощения у своего брата. Он считает, что всегда прав. В действительности он пребывает во тьме отсутствия Бога. Бог живет в сердцах грешных, но смиренных и кающихся. В гордом же человеке Бог никогда не живет, и никогда не дает ему благодать. Гордым людям Бог противится. Он - противник гордости и эгоизма. Так что давайте в это благословенное время решимся наряду с телесным подвигом поста принести еще более глубокое покаяние.
Постараемся обрести это благословенное и блаженное состояние покаяния, стяжаемое плачем перед Богом. Бог придет в наше сердце, чтобы утешить и возвестить нам о Своей любви и о нашем спасении.
В Церкви мы не живем ложными утопиями, мечтаниями и морализаторским благочестием. В Церкви мы познаем Бога. Бог здесь среди нас, и человек призван ощутить Бога как самый великий опыт своей жизни. Доказательством этому являются все те святые, которые ощущали присутствие Бога. Тогда мы будем по-настоящему детьми Божиими, детьми Церкви, будем действительно христианами, в которых воплотилось Евангелие и принесло плод, преобразив наше существо, сделав его храмом Святого Духа, избранным сосудом Божиим. Да сопутствует нам всегда эта благодать покаяния, особенно же в это благословенное время Святой, великой Четыредесятницы. Получая прощение друг у друга, попросим Бога Своей благодатью и силой Честного Креста благословить нас, покрыть нас, укрепить нас, чтобы с радостью, решимостью и великим мужеством, подобно бегунам на беговой дорожке, мы продолжили духовную брань святого поста и сподобились сладости присутствия Бога в наших сердцах. Православная Церковь всегда на первое место ставит любовь к Богу. Любовь означает личное отношение, личное соединение человека с Богом. Для достижения этой любви у нас есть богослужения, бдения, молитвы, коленопреклонения, умная молитва, молитва по четкам. Учение и Евангелие Христово - это инструменты и средства, приводящие нас ко Христу. Церковь говорит об одном Лице, о Христе, а не об идеалах. Когда мы поймем, что именно это Лицо является сердцем Церкви, ядром любви и нашего бытия, тогда мы многое поймем в Церкви. Церковь совершает брак между человеком и Христом. Песнопения, чтения и весь дух великой Четыредесятницы и Страстной недели бьют по сердцу человека, чтобы разрушить его черствость и бесчувствие, дабы оно обратилось к поиску любви Христовой.

Самая обсуждаемая тема сегодня в русском обществе - это, наверное, вопрос о путях спасения и возрождения России. Все понимают, что Российское государство находится в глубоком кризисе, но причины появления этого кризиса и пути выхода из него предлагаются разные, часто - геометрально противоположные. В этом контексте вспоминается вопрос на армянском радио: «Будет ли третья мировая война?» Ответ армянского радио: «Нет, войны не будет, но будет такая борьба за мир, что «камня на камне не останется»». Нечто подобное происходит и сегодня в нашей Стране. Все с таким энтузиазмом стараются спасти Россию, что становится страшно за саму Россию. Это похоже на ситуацию, когда несколько человек тянут одеяло на себя, в результате чего оно, в конце концов, рвётся. Так и Российское государство, от усиленных попыток разных социальных, политических и религиозных групп спасти его, уже трещит по швам.

Да, проблем сегодня в России хватает. Но если мы честно посмотрим на окружающую нас реальность, то увидим, что проблемы эти носят не политический, социальный или финансовый характер, а, прежде всего, - духовный. Действительно, будущее страны, жители которой с пеной у рта отстраивают право на убийство собственных детей, на разврат, на духовный индифферентизм и синкретизм, не желают создавать семьи, продолжать род, служить в армии и т.п., очень и очень сомнительно.

Святые Отцы говорят, что дух творит себе формы. Здоровый дух творит здоровые формы, соответственно, больной дух, создаёт больные же формы. И всё то, что было перечислено выше, как раз и является проявлением больной души нашего общества. Тело с больной душой постепенно умирает, то же самое происходит и с государством. Мы видим, что население нашей страны неуклонно, вот уже на протяжении 20-ти лет катастрофически сокращается. Забываются вера, язык, история, культура, традиции, освобождающиеся территории занимают инородцы и иноверцы.

Не нужно быть «семи пядей во лбу», чтобы понять простую истину: всё это с нами происходит как следствие утраты духовный корней, на которых не одну сотню лет созидалось русское государство. Следовательно, путь спасения и возрождения России - это возврат к родным корням. Корни эти - святое Православие. Хотим мы того, или нет, нравится нам это, или нет, но это исторический факт. Удивляет только слепота наших соотечественников, которые не могут (или не хотят) увидеть, понять и признать этот факт. Посмотрите, какой была Россия до 1917 года, и какой она стала после революции, и всё сразу станет понятно. Но нет, люди продолжают обходить вниманием эту простую истину и до хрипоты продолжают спорить о том, кто же всё-таки виноват в том, что с нами сегодня происходит и как выйти из этого тупика. Создаются оппозиции, собираются митинги, выкрикиваются лозунги, совершаются шествия националистов, происходят стычки и погромы, партии и группы спорят, доказывают, опровергают, а под шум этой политической вакханалии и неразберихи страна потихоньку приближается к своему концу. Забывают люди, выдвигающие громкие лозунги и предлагающие, по их мнению, идеальные программы по выведению России из тупика, простую, давно известную истину: если хочешь, чтобы изменился мир вокруг тебя, изменись сам. Как об этом же говорил наш святой соотечественник, преподобный Серафим Саровский: «Спасись сам, и вокруг тебя спасутся тысячи».

В XIV веке наше многостардальное государство тоже переживало не самые лёгкие времена. Вот уже более 100 лет Русь изнемогала под тяжким татаро-монгольским игом. Как и сегодня, русские люди спорили о том, почему Русь впала в такую беду, кто виноват и как выйти из этого трудного положения. Князья по-своему пытались решить эту проблему. Кто-то заигрывал с ханами, кто-то поднимал восстания, которые тут же жесточайшим образом подавлялись, но все человеческие попытки переломить ситуацию не приводили ни к каким результатам, русские люди продолжали страдать под тяжким иноземным гнётом. Не все хотели понять и признать, что бедствие это попущено Богом за грехи людские для вразумления, покаяния и исправления русского народа. Но были и такие, кто понимал глубинную суть происходящих на Руси процессов. Одним из таких людей был преподобный Сергий Радонежский. Молодой боярский сын благочестивых родителей Кирилла и Марии, горячо верующий в Бога и любящий свою Отчизну, он всей душой желал ей избавления от ненавистного иноземного ига, свободы, благоденствия и процветания. Но он не выдвигал громких лозунгов, не предлагал красивых решений по спасению Руси, он просто ушёл в лес спасать свою душу и молить Бога об освобождении родного Отечества от постигшей его беды. И его духовный подвиг не остался тщетен. Он спас себя, и спас своими молитвами, своей жизнью, своим примером Русскую землю.

Он примирял враждующих князей, призывая их к миру и единодушию, призывал простой люд к покаянию, к изменению своей жизни, к молитвам за многострадальное Отечество. Когда пришло время решающей битвы с полчищами Мамая, преподобный Сергий благословил благоверного князя Дмитрия Донского на ратный подвиг, воодушевив воинов пророчеством о даровании Богом победы. Вместе с благословением Радонежский игумен послал на битву двух своих иноков - бывших воинов Перествета (Александра) и Ослябю (Андрея). И мы знаем, что именно посланный преподобным Сергием инок Пересвет, вступив бой с непобедимым и грозным татарским поединщиком Челубеем, с которым никто из русского войска не решился выти на битву - так страшен и свиреп был его вид, и сразив его, вселил в сердца русских воинов веру в победу. Проиграй Пересвет этот поединок, и неизвестно, как бы окончилась та судьбоносная битва. 8 сентября 1380 года, в день праздника Рождества Пресвятой Богородицы, русские воины одержали полную победу над татарскими полчищами на Куликовом поле, положив начало освобождения Русской земли от татарского ига.

Во время сражения Преподобный Сергий вместе с братией стоял на молитве и просил Бога о даровании победы русскому воинству, и поимённо поминая о упокоении павших в той битве воинов.

С тех пор прошло уже не одно столетие, но плоды духовного подвига преподобного Сергия продолжают и сегодня питать души и сердца русских людей, приезжающих помолиться в самое сердце России - Троице-Сергиеву Лавру, бывшую некогда скромным монастырём в Радонежских лесах, основанным преподобным Сергием, вселяя в них надежду, что не до конца прогневается Господь и по молитвам Радонежского игумена спасёт и помилует Русскую землю. И пусть пример преподобного Сергия напоминает нам, его потомкам, что спасение России не в перемене социально-политического строя, не в митингах, криках и спорах, а в покаянии, изменении жизни и в обращении к Богу.

Николай Мельников "Гражданину "

Твоя Россия...Думая о ней,

Уберегись соблазнов и обманов:

Одна молитва может стать сильней,

Чем целый митинг с сотней горлопанов.

"За Русь, на бой!" - все суета сует,

И суетою души захлебнулись.

Одна молитва! Но молитвы нет!

"На бой, за Русь!" - и снова обманулись.

Твой враг не там - не на коне с копьем

И не с мечом в открытом чистом поле,

Он - невидим, его не взять живьем

Ни силою, ни криками "Доколе!"

Твой враг - раскол, далекий, вековой,

И если в душах нету единенья -

Ликует он, и тщетен подвиг твой

На поприще "Российского спасенья".

Есть Вера, Бог, Отечество и ты!

Лишь это русских делает народом!

Решись, уйди бесовской суеты,

Пусть даже "струсил" скажут мимоходом.

Уйди! И сам неистово молись,

Чтоб Бог вернул и Веру, и сплоченье,

Ни слез, ни покаянья не стыдись

Во имя долгожданного спасенья.

Из всех краев растерзанной земли,

Как нити золота, польются вверх молитвы,

Чтобы до Господа, до всех Святых дошли,

Прося благословенья правой битвы!

Тогда - сама собою встанет рать,

И будет вождь - один, одна - дорога,

Спасется Русь...И пусть не будут знать,

Что ты все это вымолил у Бога!

Спаситель Отечества. Духовный подвиг Сергия Радонежского

© ООО «Издательство «Яуза», 2014

© ООО «Издательство «Эксмо», 2014

* * *

Архиепископ Никон Рождественский

Житие Преподобного Сергия Радонежского

Аще мужа свята житие списано будет, то от того польза велика есть и утешение вкупе, и писателем, и сказателем, и послушателем.

Епифаний Премудрый

Буди ревнитель право живущим, и сих житие и деяние пиши на сердце своем.

Св. Василий Великий

«Слава Богу о всем и всяческих ради! Слава показавшему нам житие мужа свята и старца духовна – благодарим Бога за премногую Его благость, бывшую на нас, яко дарова нам старца, господина Преподобного Сергия, в земли нашей Рустей, в стране полунощней».

Так начинает свое сказание о житии и подвигах Преподобного отца нашего Сергия его присный ученик, блаженный Епифаний. «Дивлюся же, – говорит он, – како толико лет минуло, а житие святаго старца не писано было; и о сем сжалихся зело, како убо таковый святый старец пречудный и предобрый, отнелиже преставися 26 лет прейде, и никто не дерзняше писати о нем, ни дальний, ни ближний, ни больший, ни меньший».

Сии слова Премудрого Епифания еще с большим правом можем повторить мы с тою лишь разницей, что со дня кончины Преподобного Сергия до нашего времени протекло не 26, а уже пятьсот лет, и до сих пор мы не имеем на современном русском языке полного жизнеописания великого старца не только в смысле самостоятельного исторического исследования о его жизни и подвигах, а его значении в истории Русской Церкви, русского подвижничества, русского просвещения и вообще нравственного воспитания русского народа, но даже и простого, полного перевода жития, написанного Епифанием. Правда, существует более десятка разных житий Преподобного Сергия, и лучшее из них, конечно, то, которое составлено святителем Московским Филаретом. Но это житие предназначено было для чтения при Богослужении и читано самим в Бозе почившим иерархом в лавре, на всенощном бдении 5 июля 1822 года. По своим достоинствам внутренним это житие – слиток золота; но, предназначенное для церковного чтения, оно по необходимости отличается краткостью и опускает многочисленные подробности, драгоценные для благоговейных почитателей памяти великого угодника Божия. Следует еще упомянуть о двух житиях Преподобного Сергия, помещенных в сочинениях «Русские Святые» преосвященного Филарета, архиепископа Черниговского, и «Жития Святых Российской Церкви» А. Н. Муравьева; ни то, ни другое также не имеют желанной полноты, потому что составители этих житий, описывая жития всех русских святых, по необходимости старались быть краткими в изложении. Из отдельных изданий следует упомянуть только одно, вышедшее уже после 2-го издания нашей книги, к 500-летию преставления Преподобного Сергия – «Преподобный Сергий Радонежский и созданная им Троицкая лавра» Е. Голубинского; автор предлагает в этой книге, как сам он говорит, «повествование о Преподобном, с одной стороны, краткое, а с другой – полное, без опущений воспроизводящее все частности его жизни, как естественного, так и сверхъестественного характера». Но и эта книга не может вполне удовлетворить благоговейного чтителя памяти великого угодника Божия: довольно сказать о ней одно уже то, что ради «краткости» автор ее не имеет в виду дать в ней назидательное чтение, а предлагает лишь сжатое изложение фактов, собранных им изо всех исторических источников и изложенных в форме «жизнеописания». Притом и это «жизнеописание» издано нераздельно с «путеводителем по лавре» и составляет как бы введение к этому «путеводителю». На других отдельных изданиях, вроде сочинения г. Лаврентьева, не считаем нужным останавливаться, так как они представляют плохие переделки из Епифания или же просто заимствования из вышеупомянутых авторов.

Предлагая благочестивым читателям свое описание «Жития и подвигов Преподобного и богоносного отца нашего Сергия», потрудившийся в его составлении считает долгом сказать, что он вовсе не имел в виду писать ученое исследование о жизни угодника Божия. Он задался более скромной целью – собрать в одну книгу все, что можно было найти в исторической и проповеднической литературе о Преподобном Сергии, и соединить в одно целое не только все дошедшие до нас подробности из его жизни, но и те нравственные уроки, какие извлекали из сказания о его житии наши проповедники. Для настоящего, пятого издания вновь пересмотрено, по возможности, все, что вышло в 1891–1903 годах по случаю 500-летия преставления угодника Божия, и таким образом многое в тексте дополнено и исправлено. Побуждением к этому труду служило то же, что побудило и преподобного Епифания в свое время взяться за перо, – отсутствие в наличествующей духовной литературе полного жития Преподобного Сергия. Подумать только: кто был Преподобный Сергий для нашей Русской Церкви, для Русского государства, для русского народа? Святая Церковь прекрасно характеризует его, называя столпом Церкви. Он не только сам был крепким столпом Церкви Христовой, но, по выражению одного из наших архипастырей, Херсонского архиепископа Никанора, «уподобил и продолжает уподоблять своей духовной природе и всех близко соприкасающихся к нему людей. Он напитал своим крепким духом целые сонмы, целые поколения монашествующих. До 70 монастырей было основано его учениками и учениками его учеников; его духовное потомство было одной из главных духовных сил, содействовавших духовному претворению разных полуязыческих племен, раскинутых по пространству северной и средней России, в одно целое Великорусское племя, объединенное, одушевленное, скрепленное духом Православия. Будучи сам высшим носителем христианского православного духа, он – примером, назиданием, молитвами своими много содействовал и содействует напитанию этим духом всего православного российского народа, духом, который составляет руководительное начало, крепость и славу народной русской жизни. Потому-то к Преподобному Сергию, как к неиссякающему роднику крепкого русского духа, притекают на поклонение для назидания, для молитвы и до сего дня многие тысячи народа. Ни один вблизи путешествующий инок не минет обители Преподобного Сергия. Редкий из иерархов Русской Церкви не припадал до праха земного пред ракою Преподобного Сергия. Все до единого из Венценосцев России приносили у раки Преподобного Сергия свои молитвы (особенно – по вступлении на царство). Не только члены нашего Царствующего Дома, но и премногие члены иностранных царственных семейств приходили туда же – то молиться, то изучать русскую жизнь у самых ее основ, у того родника, у одного из главных родников, из которых она бьет ключом».

Да, наши летописцы имели полное основание именовать Преподобного Сергия Игуменом всея Руси, и Святая Церковь достойно и праведно величает его возбранным воеводою Русской земли!

«Если бы возможно было, – говорит известный наш историк В. О. Ключевский, – воспроизвести писанием все, что соединялось с памятью Преподобного Сергия, что в эти пятьсот лет было молчаливо передумано и перечувствовано перед его гробом миллионами умов и сердец, это писание было бы полной глубокого содержания историей нашей всенародной политической и нравственной жизни. Да и каждый из нас в своей собственной душе найдет то же общее чувство, стоя у гробницы Преподобного. У этого чувства уже нет истории, как для того, кто покоится в этой гробнице, давно остановилось движение времени. Это чувство вот уже пять столетий одинаково загорается в душе молящегося у этой гробницы, как солнечный луч в продолжение тысячелетий одинаково светится в чистой капле воды. Спросите любого из этих простых людей, с посохом и котомкой пришедших сюда издалека, когда жил Преподобный Сергий и что сделал для Руси XIV века, чем он был для своего времени, и редкий из них даст вам удовлетворительный ответ; но на вопрос, что он есть для них, далеких потомков людей XIV века, и зачем они теперь пришли к нему, каждый ответит твердо и вразумительно».

Так характеризуют великое духовное значение Преподобного Сергия, с одной стороны, – один из наших знаменитых духовных витий, с другой – один из глубоких знатоков нашей родной истории.

В другом своем слове, обращаясь к житию Преподобного отца нашего Сергия, архиепископ Никанор справедливо говорит, что это житие «переносит нас в новый для нас, хотя и стародавний мир, мир других людей – святых людей, других воззрений – святых воззрений, других обычаев – святых обычаев, в мир отречения от мира и себя, в мир святых великих подвигов, в мир вольного неуклонного несения креста Христова… Чувствуешь в душе разнозвучие гармонии этого мира с дисгармонией нашего внутреннего и внешнего мира, и с одной стороны мирно настраивается сердце умилением, – так вот взял бы крылья, яко голубине, и полетел бы туда, в пустыню, за 500 лет назад, – а с другой – надрывается сердце, что поневоле приходится жить многомятежною жизнью сего века»… Справедливо говорит преподобный Иоанн Лествичник: «Как убогие, видя царские сокровища, еще более познают нищету свою, так и душа, читая повествования о великих добродетелях святых отцов, делается более смиренною в мыслях своих».

P.S. Молитва творит чудеса. Любая молитва и любым человеком может творить чудеса. Главное условие для чудотворности молитвы - это ИСКРЕННОСТЬ . А если молитва совпадает с планами Бога, то это 100% гарантия её выполнения. Это и есть главная функция любой религии - учить людей способам (это целая наука) общения с Богом, молитва один из самых важных и реально действующих. Нет плохих религий (все религии истинны и были даны человечеству согласно времени, месту и обстоятельствам по уровню их сознания ), есть только люди, как правило, осознанно искажающие их изначальный смысл. Повторю ещё раз, только ИСКРЕННОСТЬ является ключом к успеху. Так например, священнослужители проповедующие отречение, кротость и нестяжательство, а сами ездящие на дорогих машинах и дерущие непомерные цены за свои сомнительные услуги - не искренни. Или проповедующие принцип "Не убий!", а сами с удовольствием пожирающие плоть умерщвлённых (животные являются такими же жителями планеты Земля, как и двуногие "хомо сапиенсы"), а также берущие в руки оружие и призывающие к убийствам ЛЮБЫМ, на самом деле есть демоны-оборотни и слуги ада. Это не искренность и не духовность - это сознательная профанация религиозных принципов , а они для всех религий одинаковы .
Тем белее на фоне полной, тотальной деградации всех без исключений мировых религий (а то, что православие уже давно выродилось в жидославие надеюсь ни для кого не является секретом), потрясают до глубины души редкие, единичные случаи реальных духовных подвигов священнослужителей любых религий. Это и есть тот самый человеческий фактор, когда при общей тенденции к деградации, мошенничеству и профанации находятся герои идущие против течения.
Честь им и слава, а самое главное всеобщая народная любовь!

"Православный священник-луганчанин отец Владимир, будучи смертельно ранен осколками авиабомбы, стоя на коленях до последнего читал молитву, чтобы остальные кассетные бомбы, спускающиеся на парашютах, не разорвались. Кто-то назовет это случайностью, в которые верующие люди не верят, но бомбы плавно вошли в землю так и не разорвавшись.
В результате обстрела Луганска украинской армией по-христиански героически погиб клирик Георгиевского храма протоиерей Владимир Креслянский. У него осталось пятеро детей. Одна из жительниц Луганска рассказала, что отец Владимир за 15 минут до очередного взрыва заходил к ней домой. Священник дал женщине пояс «Живый помощи» (90 псалом) и сказал: "Молитесь! Наденьте крест нательный!"

Вот что пишет священник Петр Пахомов о событиях, развивавшихся дальше:
"У меня из Луганска вернулся товарищ и рассказал такое чудо. Неделю назад на Луганск были сброшены на парашютах 5 (пять) авиационных 500 кг кассетных бомб! Священник отец Владимир шёл после службы из храма и в этот момент первая авиабомба взорвалась и часть осколков попала ему в грудь и в руку, но священник нашёл в себе силы стать на колени и молился пока спускались на парашютах другие бомбы, которые как нож в масло вошли в асфальт и в землю и не взорвались. К сожалению священник потом умер от потери крови прямо так же на коленях".

Но это не просто чудо, а чудо знаковое.

В центре Луганска стоит храм иконы Божией Матери «Умиление». 31 июля в 19.30 после вечерней службы именно из этого храма о. Владимир вышел на улицу и направился домой.

Был канун праздника одного из самых почитаемых в России святых преподобного Серафима Саровского: 1 августа празднуется обретение его мощей, случившееся в 1903. Церковный день начинается накануне с 17 часов, то есть вечером 31 июля свой молитвенный подвиг о. Владимир совершил в сам праздник Саровского чудотворца.

Подходя к улице Чапаева, он вдруг увидел в небе бомбардировщик, который сбросил восемь 500-килограммовых кассетных бомб на парашютах. Эти бомбы взрываются при подлете к земле, когда срабатывает соответствующий датчик. Так увеличивается их поражающий эффект.

Вокруг густонаселенный район, много жилых домов. Время, когда на улице много прохожих. Обычно стреляют и бомбардируют либо ночью, либо рано утром.

После взрыва первых двух бомб батюшка получил тяжелое ранение в грудь и левую руку. Зажимая рану в груди о. Владимир вышел из прохода между домами на ул. Чапаева. Встал на колени и начал молиться, крестясь здоровой правой рукой.
Остальные шесть кассетных бомб, падавшие на жилой район, не взорвались.

Так о. Владимир сподобился кончины в день памяти преподобного Серафима Саровского и почил, стоя на коленях, так же, как много лет до этого великий святой. В 1833 году о. Серафим умер во время молитвы, стоя на коленях перед иконой Божьей Матери «Умиление» (!), положив руки на подставку и опустив на них голову.

Ну и для сравнения:

P.P.S. Если кто-то думает, что МП РПЦ по накалу "духовности" отличается от открытого слуги ада - главы киевского П(ейсатого)Ц(ирка), то он очень сильно ошибается. Там сидят точно такие же "братья по разуму", "пастыри душ" рабов (ослов) божих и при схожих обстоятельствах они вели бы себя точно так же. Просто на бывшей Украине ситуация с "духовностью" была доведена до её высшей точки, закономерного финала жидославия - полного абсурда и адского хаоса.
Это полный крах жидовской православной церкви на древних ведических славянских землях.

(Кому интересно, вот подтверждение моих слов - О церкви)
«Имеющий уши да слышит... Потому говорю им притчами, что они видя не видят, и слыша не слышат, и не разумеют...Слухом будете слышать, и не уразумеете; и глазами глядеть будете, и не увидите; ибо ожирело сердце народа этого, и ушами они едва слышат, и глаза свои они закрыли, чтобы не увидеть глазами и ушами не услышать и сердцем не уразуметь и не обратиться...» Св. Евангелие от Матфея, глава 13

Похожие статьи