Понятие о редукции в фонетике. Лекция: Понятие фонемы, ее функции. Соотношение понятий «звук» и «фонема». Вопрос о составе гласных и согласных фонем русского языка

15. Система гласных фонем СРЯ (вокализм). Основные тенденции ее развития.

Фонема – единица языка, которая обеспечивает перевод звуков в аспект их понимания.

Гласные: а, о, у, и, е, ы (?).

Для МФШ: фонема – функциональный тип звука (способствует различению звуковых оболочек). Морфема всегда оформляется одним фонемным набором, поэтому мы понимаем друг друга. Считают, что Ы – зависимая единица – вариация фонемы И.

Для ЛФШ: фонема – звуковой тип (важна вся словоформа) – важно как по-разному звучат фонемы. Считают, что Ы – отдельная фонема.

Гласные звуки отличаются от согласных наличием голоса - музыкального тона и отсутствием шума.

Существующая классификация гласных учитывает следующие условия образования гласных: 1) степень подъема языка, 2) место подъема языка и 3) участие или неучастие губ. Самым существенным из этих условий является положение языка, изменяющее форму и объем полости рта, от состояния которых и зависит качество гласного.

По степени вертикального подъема языка различаются гласные трех степеней подъема: гласные верхнего подъема [и], [ы], [у]; гласные среднего подъема э [е], [о]; гласный нижнего подъема [а].

Движение языка по горизонтали приводит к образованию гласных трех рядов: гласные переднего ряда [и], э [е]; гласные среднего ряда [ы], [а] и гласные заднего ряда [у], [о].

Участие или неучастие губ в образовании гласных является основой для деления гласных на лабиализованные (огубленные) [о], [у] и нелабиализованные (неогубленные) [а], э [е], [и], [ы].

Звуковое значение фонемы зависит от позиции, которую она занимает в слове. Различают сильную и слабую позиции фонем. Позиция, в которой различается наибольшее число фонем, называется сильной, фонема в этой позиции тоже сильная; позиция, в которой различается меньшее число фонем, называется слабой, фонема в этой позиции – слабая.

Сильная позиция – позиция максимальной различительности и минимальной обусловленности. Сильная позиция для гласных – это позиция под ударением; для согласных абсолютно сильная позиция – позиция перед гласными [а], [о], [у]: //са́н/со́н /сы́н//- //сам/зам/дам/там//.

В слабой позиции фонемы теряют часть своих признаков, меняют свой облик и случается, что две и даже три фонемы совпадают в одном звуке: [л"э́с/л"и́сы] - [л"иса́] ® //э//, //и//® [и]; [пло́т] ®//д// и //т// - [т].

Неразличение фонем в слабой позиции называется нейтрализацией.

Фонема включает инвариант, варианты и вариации.

Инвариант – это идеальный (основной) вид звука.

Варианты – это звуки языка, встречающиеся в слабых позициях минимальной различительности и входящие в состав двух или более фонем: плод - [пло́т], плоды - [плÙды́] ® //о//®[о],[Ù]; //д//- [д], [т].

Вариации – это звуки языка, встречающиеся в позициях максимальной обусловленности и входящие в состав одной фонемы: [лу́к /л"у́к / лу́к"и/ л"у́к"и] - [у], ["у], [у"], ["у"] ; [ра́дъс"т" / т"иэа́тр / ру́б"ит];

Тенденции развития.

    Постепенное сокращение количества гласных (падение редуцированных, устранение долгих).

    Формирование гиперфонем а-о (после твердых), а-о-е (после мягких). Сейчас в младшей норме появляется а-о-е-и.

    И стало подвергаться редукции.

    Размываются границы гласных – РЯ стремится к сокращению – дифференцирующую функцию берут на себя согласные.

Подъем

Передний

Средний

Задний

Нелабиализованные

Лабиализованные

Гласные и согласные - это два основных типа звуков, которые есть во всех языках. (Собирательным наименованием для гласных служит слово вокализм - от лат. vocalis - гласный звук; для согласных - слово консонантизм - от лат. consonans - согласный звук.) Между ними имеется ряд различий. Функциональные различия связаны с ролью звуков в слоге: гласные являются звуками слогообразующими, согласные же лишь входят в состав слога. При наличии в слоге гласного согласный не может быть слогообразующим. Артикуляционные различия заключаются в том, что при произнесении согласных на пути воздушной струи возникает преграда в виде смыкания или сближения органов речи. Согласные, таким образом, имеют место, фокус образования, являются звуками локализованными. При произнесении гласных преграды не возникает, они являются звуками нелокализованными. Акустические различия заключаются в том, что гласные, будучи тонами, обладают четкой формантной структурой, а согласные, будучи по преимуществу шумами, ею не обладают, хотя сонорные согласные (сонанты) , м" , н , н" , р , р" , л , л" , j/ в акустическом отношении стоят ближе к гласным, чем к шумным согласным.

Система гласных фонем

Система русских гласных включает 6 фонем /а, о, у, ы, э, и/ , противопоставляющихся по трем дифференциальным (различительным) признакам - ряда, подъема и лабиализации; два последних точно соответствуют свойствам основных аллофонов.

Таблица 1. Система русских гласных фонем

Ряд гласных обусловлен движением языка по горизонтали, а также сочетаемостными свойствами гласных. Гласные переднего ряда /э, и/ в тождественных фонетических условиях (например, в изолированном положении) произносятся при более продвинутом вперед языке, чем гласные непереднего (в сущности, заднего ) ряда /а, о, у, ы/. Акустическим коррелятом этого различия является частотное положение 2-й форманты (FII). Для гласных переднего ряда средняя частота FII имеет наибольшее значение. Они отличаются и особыми сочетаемостными свойствами: не могут стоять после парных твердых согласных (т.е. согласных типа , в , с/ , входящих в пары /д-д" , в-в" , с-с" и т.д.) в аффиксах склонения и спряжения. В этом случае парные твердые чередуются с мягкими: /вад а́/ - /вад "э́/ , /кас а́/ - /кас "и́т"/. Чередования фонем обозначаются значком //: /д//д" , с//с"/. В современной фонетике преобладает трактовка / а, о, у/ как гласных заднего ряда; от Л. В. Щербы идет традиция считать /ы/ гласным смешанного ряда. Наша интерпретация ряда гласных принимает во внимание и их сочетаемостные свойства и этим несколько отличается от "эталонной" артикуляционной интерпретации.

Подъем гласных обусловлен вертикальным движением языка. Различаются гласные верхнего подъема /и , ы , у/ , среднего подъема /э, о/ и нижнего подъема /а/. Гласные верхнего подъема произносятся при наиболее высоком поднятии языка к нёбу (поэтому их иначе называют закрытыми ), гласный нижнего подъема - при минимальном поднятии (гласный /а/ - открытый ), гласные среднего подъема - при среднем поднятии. Акустическим коррелятом различия гласных по подъему является частотное положение 1-й форманты (FI). Чем выше FI, тем больше открытость гласного, и наоборот.

Лабиализация (от лат. labia - губы), т.е. огубление, заключается в вытягивании и округлении губ. Лабиализованными гласными являются / о, у/ , нелабиализованными - /а, э, и, ы/ . Акустическим коррелятом лабиализации является более низкое частотное положение формант.

Состав гласных фонем выделяется в сигнификативно и перцептивно сильной позиции. Такой позицией для гласных фонем является положение под ударением перед твёрдыми согласными. Разные фонологические школы выделяет разное количество гласных фонем: МФШ – 5 фонем (, <э>, <и>), СПФШ – 6 фонем (, <э>, <и>, <ы>). Спорным явялется вопрос о существовании фонемы <ы>. МФШ не рассматривает <ы> как самостоятелоьную фонему, а звук [ы] считают позиционной разновидностью фонемы <и>, то есть вариацией. Аргументы: 1) звук [ы] отсутствует в абсолютно силной позиции в начале слова под ударением; встречается только в одном русском слове – названии буквы ы и в терминах ыкать,ыканье. 2) звук [ы] не произноситься после мягких согласных, в одной и той же морфеме он позиционно чередуется с [и]: игра – подыграть, июль – предыюльский(в корнях слов); волосы – лоси, умных – зимних (во флексиях).

Представители СПФШ считают <ы>и <и> разными фонемами, прежде всего из-за осознанности звуков [ы] и [и], умения их различать и самостоятельно произносить.

Таким образом, в зависимости от признания самостоятельности <ы> в современном русском языке выделяют пять или шесть гласных фонем (, <э>, <и>, <ы/и>).

Состав согласных фонем. Московские фонологи считают, что в русском языке 34 согласных фонемгубно-губные: <п п" б б" м м"ф ф" в в"тт" д д" с с" з з" ц л л" н н"ш ж ш": ж": ч" р р" j к г х>. При этом не признаются самостоятельными фонемами: 1) мягкие [г’], [к’], [х’], т.к., по мнению представителей МФШ, эти звуки являются лишь вариантами фонем<г, к, х> т.к. самостоятельно, без помощи других фонем не могут различать звуковые оболочки слов или морфем: они не могут быть противопоставлены по твердости/мягкости в абсолютном конце слова; встречаются только в фонетически зависимом положении – перед гласными переднего ряда [и] и [э], где невозможно определить, палатализуются ли согласные или мягкость у них самостоятельная; не могут быть в позиции перед гласными непереднего ряда [у], [о], [а];

Петербургские фонологи насчитывают 35 согласных фонем.СПФШ рассматривает /г’, к’, х’/ как самостоятельные фонемы, т.к. в некоторых случаях они выступают как смыслоразличители: [к]ури – [к’]юри, т[к’]ет. Несмотря на невозможность употребления мягких /г’, к’, х’/ в конце слова, в современном русском языке в некоторых случаях они противопоставляются по твёрдости-мягкости перед гласными непереднего ряда [а, о, у] в заимствованных словах: киоскёр, ликёр, кюре, гяур и др., но такого рода случаи исключительно редки.

Разногласия существуют и по поводу трактовки сложных звуков [ш’], [ж’]. МФШ рассматривают их как самостоятельные особые фонемы, ссылаясь на то, что они не могут быть расчленены на два кратких мягких звука. Представители CПФШ отказываются видеть в данном случае особого рода фонемы, указывая на незначительную фонологическую активность такого рода сложных звучаний.

Таким образом, оценивая обе школы, следует отметить, что каждая из них имеет свои сильные и слабые стороны, причем зачастую недостатки одной школы автоматически оказываются достоинствами другой. Согласно Петербургской фонологической школе, в русском языке 41 фонемы: [а э и о у ы п п" б б" м м" ф ф" в в" т т" д д" н н" с с" з з" р р" л л" ш ж ц ч й к к" г г" х х"].Московская фонологическая школа не выделяет фонему [ы], считая её равной фонеме [и]; также не различаются твёрдые и мягкие варианты фонем [к], [г] и [х]. В таком случае получается 39 фонем.

Фонема – это абстрактная единица языка, воплощающаяся в речи во множествах позиционно чередующихся звуков. Для обозначения фонемы используются угловые скобки – <>.

Видоизменения фонемы в зависимости от ее положения в слове называют ее аллофонами (от греческ. allos «другой», phone «звук») или вариантами фонемы.

Отношение между фонемой и звуком (аллофоном)·- это отношение между общим (фонемой) и частным (аллофоном). Фонема относится к аллофону как инвариант к варианту. (Вариант - от лат. varians - изменяющийся; инвариант - от лат. invarians - неизменяющийся. Инвариант - это абстрактная лингвистическая сущность, единица в отвлечении от ее конкретных реализаций, воплощений.) Все реально произносимые звуки - это аллофоны. Аллофоны объединяются в относительно небольшое число фонем. Таким образом, фонема - это общее, существующее во множестве частных проявлений - аллофонов.

Фонема, таким образом, всегда представлена одним из своих аллофонов и в этом смысле не является сама каким-то определенным звуком. Каждый из обязательных аллофонов - «равноправный» представитель фонемы, даже если он и не является основным. Это обстоятельство часто упускается из виду в связи с тем, что фонему обычно называют «именем» ее основного аллофона. Например, мы говорим «фонема <а> », произнося при этом один конкретный аллофон, но подразумевая все возможные. Свойства аллофонов предсказуемы, поскольку нам известны правила взаимодействия звуков и их изменений в разных позициях.

В чем отличие звука от фонемы?

1) Фонема – единица языка, характеризующаяся высокой степенью абстракции, а звук – единица речи. В речи в конкретном слове одна и та же фонема может реализоваться по-разному. (звук – это реализация фонемы в речи).

2) Количество произносимых звуков фактически бесконечно. Как свидетельствуют данные экспериментальной фонетики, нельзя воспроизвести один и тот же звук так, чтобы он полностью, во всех нюансах, соответствовал своему прототипу. Поэтому количество звуков, произносимых в речи, может быть определено по-разному, в зависимости от того, с какой степенью точности определяется звук - на слух или при помощи точных приборов.

Количество фонем конечно. В русском языке выделяется 5 гласных фонем (или 6 по П(Л)ФШ), а число согласных фонем колеблется от 32 до 37 в зависимости от фонологической позиции ученого.

Спорные вопросы в системе фонем русского языка.

Выделение 5 гласных фонем <а, о, и, э, у> и 32 согласных фонем <п – п’, б – б’, в – в’, ф – ф’, м – м’, т – т’, д – д’, с – с’, з – з’, ц, н – н’, л – л’, ш, ж, ч’, р – р’, к, г, х, j> не вызывает разногласий между фонологическими направлениями.

При установлении системы фонем русского языка вызывает дискуссию вопрос о фонематической самостоятельности ы и мягких заднеязычных г’, к’, х’ . Есть мнение, что ы является оттенком и, а мягкие заднеязычные - оттенками твердых. Рассмотрим подробнее эти вопросы.

1. Фонематическая самостоятельность ы. Известный параллелизм в употреблении и иы был отмечен давно (ещё Ломоносовым) в связи с противопоставлением букв, перед которыми употребляются твердые согласные, буквам, перед которыми употребляются лишь мягкие. При таком противопоставлении и оказывалось в одном ряду с „мягкими гласными" я, ё, ю, е и противопоставлялось ы, входившему в один ряд с „твердыми гласными" а, о, у, э.

Мысль о том, что и и ы составляют одну фонему, впервые высказал Бодуэн де Куртенэ. Он развил учение об «i mutabile» (т. е. и изменяемом) и в транскрипции вместо и и ы, употреблял значок im (буква т - сокращенное обозначение «mutabile»). При произношении im „нет единой нормы, нет единого типа данной фонемы или данного фонетического представления, а исполнение двоится сообразно с тем, что мыслится или представляется перед началом раздваивающейся фонемы im: мыслится приближение средней части языка к нёбу - im произносится более спереди и дает впечатление i (ассоциируемого с русскою графемою и или i ); представляя же себе перед im отсутствие приближения средней части языка к нёбу, мы исполняем im как более задний гласный, акустическое впечатление от которого ассоциируется с русскою графемою ы" (Бодуэн де Куртенэ И.А. Введение в языкознание. Спб., 1917, стр. 85 – 86). Бодуэн признавал, что в древнерусском языке и и ы были самостоятельными фонемами, но позже, после превращения мягких согласных в особые фонемы, они слились в одну фонему - i m. В свете этого ясно, что для Бодуэна различие и иы какразновидностей im связано с мягкостью и твердостью предшествующего согласного.

Л. В. Щерба также рассматривал вопрос об и и ы, но пришел к иным выводам: „Безусловно, самостоятельными гласными фонемами русского языка являются а, э, и, о, у. Что касается ы, то это в значительной мере самостоятельная фонема, находящаяся в интимных отношениях с и, которого оно является как бы оттенком" (Л.В.Щерба. Русские гласные в качественном и количественном отношении. Спб., 1912 с.50). Щерба указал признаки, свидетельствующие о несамостоятельности ы: 1)ы не употребляется в качестве отдельного слова; 2) не стоит в начале слова; 3) возможно лишь после твердых согласных, где оно заменяет и: <играт">-<сыграт">; 4) употребляется в твердом варианте склонения параллельно с и в мягком варианте: <вады> - <з"имл"и>. Однако Щерба все же считал возможным признать ы „самостоятельной фонемой, хотя, может, и не в той мере, как а, э, и, о, у" (Л.В.Щерба. Русские гласные в качественном и количественном отношении. Спб., 1912 с.50), так каки и ы не чередуются в корнях под воздействием последующих согласных, тогда как оттенки других фонем чередуются, например: [жар] - [жар"].

В дальнейшем часть лингвистов (Р. И. Аванесов, А. А. Реформатский и др.), основываясь главным образом на вышеприведенных соображениях Щербы, склонилась к признанию ы оттенком и ; точку зрения, утверждающую фонематическую самостоятельность ы, отстаивают Л. Р. Зиндер, М. И. Матусевич, А. Н. Гвоздев, Я. В. Лоя и др.

Не вдаваясь в детали спора по этому вопросу, отметим, что нет достаточных оснований отказывать ы в фонематической самостоятельности. В подтверждение этого могут быть представлены следующие аргументы.

а) Фонеме ы, подобно всем другим фонемам, свойственны образующая и опознавательная функции. Последняя проявляется также и в том, что присутствие данной фонемы в звуковой оболочке слова может разрушать связь звучания и значения; тем самым разрушается лингвистическая единица. Так, звуковая оболочка слова ил разрушается при подстановке на место и других гласных (ал, ол, эл, ал, ул), так как возникают бессмысленные звукосочетания. Ясно, что в этом случае ы обнаруживает указанные выше функции наравне с другими фонемами.

б) Фонемы и и ы могут выступать в тождественных фонетических условиях, а именно - в начале слова. Есть даже несколько пар слов, различающихся только начальными и - ы: икать (говорить на и) - ыкать, икающий - ыкающий, икание - ыкание. Эти слова образованы от названий соответствующих букв, которые являются несклоняемыми именами существительными среднего рода (ср. заглавное и, строчное ы). Также вначале стоит ы в некоторых иностранных географических названиях: Ыйсон, Ындин, Ым-Чон, Ынталы, Ытык-Кюёл, Ыныкчанский. Наконец, в начале слова ы встречается также в названии фильма „Операция Ы и другие приключения Шурика".

в) Ы не может считаться оттенком и, так как оттенки всегда возникают в определенных фонетических условиях и вне этих условий могут быть произнесены только после специальной тренировки. Так, носители русского языка легко произносят закрытое переднее у в слове [пл"ун"], но произнести его изолированно, не между мягкими согласными, вряд ли смогут и, конечно, не выделяют его в своем сознании как особую единицу, не совпадающую с „обычным" у в слове [тут].Совершенно иное положение с ы. Оно легко изолируется, произносится в независимом, фонетически не обусловленном положении и осознается носителями языка как особая языковая единица. Гласный [ы] можно сколько угодно тянуть, и о е переходит в [и], что происходит в другими аллофонами фонем, например при протягивании звука [ä] из слова пять [п’äт’] он переходит в [а].

г) звуки [ы] и [и] имеют различное происхождение, так как [ы] исторически восходит к , а не к [i]. Факты истории языка не являются прямым доказательством различий [ы] и [и], но вместе с другими играют определенную роль.

2. Фонематическая самостоятельность к", г’, х". Фонематическая самостоятельность мягких заднеязычных подвергается сомнению на основе следующих соображений:

1) к", г", х" могут находиться лишь в фонетически зависимом положении - перед гласными переднего ряда и и э. Поэтому не возможно определить, их мягкость является комбинаторно обусловленной (появляющейся под влиянием гласных переднего ряда) или мягкость у них самостоятельная, например ру[к]а, ру[к]у – ру[к’]и, ру[к’]е, но[г]а, но[г]у – но[г’]и, но[г’]е, со[х]а, со[х]у – со[х’]и, со[х’]е ;

2) к" , г", х" в исконно русских словах не могут сочетаться с гласными непереднего ряда а, о, у , а только перед ними можно установить, является ли мягкость у заднеязычных согласных позиционно независимой.Сочетаемость же с этими гласными в заимствованных словах не может быть принята во внимание при установлении системы фонем русского языка;

3) к" , г", х" не встречаются в сильной по твердости-мягкости позиции - в конце слова, где возможны остальные мягкие согласные.

В МФШ трудности по установлению фонемного статуса к’, г’, х’ преодолеваются следующим образом. Звук[к"] перед [а, о] выступает в формах слова ткать :<тк"ош>, <тк"от> и т. д. Это только одно старое исконное русское слово, но относится к разряду общеупотребительных. Следовательно, звук [к’] реализует фонему <к’>. из того, что [к] и [к’] противопоставлены в одной позиции, следует, что такая возможность существует и для других заднеязычных – [г] – [г’], [х] – [х’], в частности она реализуется в неологизмах типа швахятина от нем. Schwach - ‘слабый’ по модели серятина, сырятина, кислятина . Поэтому считается, что [к’, г’, х’] воплощают фонемы <к’, г’, х’>.

В СПФШ к’, г’, х’ считаются самостоятельными фонемами на том основании, что [к’, г’, х’] могут находится перед гласными не переднего ряда [а, о, у] в заимствованных словах, например: кювет, маникюр, гюйс, Кюи, Хярмс, Кюрасао, Кёльн, Гюльсары, паникер. Следовательно, к", г", х" могут соотноситься с к, г, х также, как и другие мягкие согласные. Это и ставит их в ранг самостоятельных единиц системы фонем. Соответствия же типа к -к" в <рука> - <рук"э> вполне аналогичны соответствиям типа д - д" в <вада> - <вад"э>.

Признавая фонематическую самостоятельность ы по отношению к и и к", г", х" по отношению к к, г, х, нельзя не отметить в то же время, что эта самостоятельность имеет несколько ущербный характер, что объясняется недостаточной развитостью этих противопоставлений, находящихся в стадии роста.

Как же различить фонему и вариант фонемы?

Из сопоставления таких пар, как дом - том, дам – там, том - там, дом - дам, томный - темный можно сделать вывод, что д - т, о - а, т - т" используются для различения слов по смыслу. Значит, эти звуки являются отдельными фонемами.

Способы определения функции звука ( является ли он фонемой или аллофоном какой-либо фонемы):

1. Нужно подобрать хотя бы одну минимальную пару, т.е. два таких слова, которые различаются между собой только сопоставляемыми звуками: бар - пар, гора - кора, доска - тоска, жар - шар и т.д.

2. Для доказательства самостоятельности одних фонем можно привести большое количество минимальных пар, как, например, для т-т": потомки - потемки, тощ - тещ, ток - тек, быт - быть, брат - брать, убит - убить, умыт - умыть и т. д. Противопоставленные по твердости - мягкости д - д", з - з", с - с" используются в сравнительно небольшом количестве минимальных пар. Но для признания двух сопоставляемых звуков отдельными фонемами достаточно употребления этих звуков хотя бы в одной минимальной паре.

В случае отсутствия минимальных пар (или возникающих затруднений при их подборе) для определения функциональной нагрузки звука можно использовать и другой критерий, предложенный Н.С. Трубецким: если замена в слове одного звука другим искажает слово до неузнаваемости, то данный звук - самостоятельная фонема. Так, при замене /ч"/ на /ч/ или /ц/ на /ц"/ в словах, содержащих эти звуки, смысл слов не искажается до неузнаваемости, только «слова», образованные таким способом, приобретают неестественный «иноязычный акцент». Сравни: /ч"ас/ и /час/, /цырк/ и /ц"ирк/. Другой получится результат, если в словах с твердыми /г/ и /к/, например, год, кот эти же звуки заменить на соответствующие мягкие - полученные «слова» становятся непонятными. Поэтому можно сделать вывод, что /ч"/ и /ч/ - варианты одной фонемы, как и /ц/ и /ц"/, - в отличие от /г/ и /г"/, /к/ и /к"/, которые представляют собой отдельные фонемы.

Система гласных и согласных фонем в СРЯ. Три аспекта их изучения.

В современной науке (см., например, АГ – 80; М.В.Панов «Русская фонетика», Р.И.Аванесов «Фонетика современного русского языка» и др.) система согласных фонем характеризуется с трех точек зрения:

С фонетической точки зрения согласные звуки рассматриваются по следующим признакам:

по месту образования звуков (губно-губные; губно-зубные; переднеязычные, среднеязычный, заднеязычные, например: [б ] – губно-губной, [р ] – переднеязычный и т.д.);

по способу образования (смычные, щелевые, смычно-проходные (носовые и боковые); дрожащие, аффрикаты, например: [б ] – смычный, [с ] – щелевой и т.д.);

по участию средней части языка (мягкие и твердые согласные, например: [б ] – твердый, [б ’ ] – мягкий и т.д.).

согласные фонемы противопоставлены по двум дифференциальным признакам: по звонкости – глухости, мягкости – твердости.

По звонкости – глухости противопоставлены 12 пар согласных фонем:

<б> <б ’ > <в> <в ’ > <г> <г ’ > <д> <д ’ > <ж> <ж# ’ > <з> <з ’ >

<п> <п ’ > <ф> <ф ’ > <к> <к ’ > <т> <т ’ > <ш> <ш# ’ > <с> <с ’ >, т.е. 24 фонемы.

Внепарными по этому признаку являются 13 фонем:

<м> <н> <р> <л> <м ’ > <н ’ > <р ’ > <л ’ > <х> <х ’ > <ц > <ч>.

В сильных позициях парные согласные противопоставлены, в слабых позициях они нейтрализуются. В основе выделения позиций лежит противопоставленность фонем.

Сильные позиции согласных фонем по звонкости – глухости:

1) перед всеми гласными фонемами: <с ýд> <з ýд> ;

2) перед сонорными фонемами: <с рáм> <з рáза > ;

3) перед фонемами <в>, <в ’ >: <с вóи> <з вóн> ;

4) перед фонемой : <б ’ j от> <п ’ jот>.

По мягкости – твердости противопоставлены 15 пар согласных фонем:

<б> <в><г> <д> <з> <к> <л> <м> <н> <п> <р> <с> <т> <ф><х> <б ’ ><в ’ ><г ’ ><д ’ ><з ’ ><к ’ ><л ’ ><м ’ ><н ’ ><п ’ ><р ’ ><с ’ ><т ’ ><ф ’ ><х ’ >, т.е. 30 фонем.



Внепарными в системе по признаку мягкости – твердости являются 7 фонем: <ж>, <ш>, <ц>, <ч>, <ш# ’ >, <ж# ’ >, . В сильных позициях парные согласные противопоставлены, в слабых они нейтрализуются.

Сильные позиции согласных фонем по признаку мягкость – твердость:

1) позиция конца слова: <брáт>,<брáт ’ > ;

2) позиция перед всеми гласными: <т ’ эма>, <атэл ’ jэ> ;

3) для переднеязычных фонем позиция перед заднеязычными и твердыми губными: <под бáвит ’ >, <свáд ’ ба> ;

4) для фонем <л> <л ’ > позиция перед всеми согласными фонемами: <вол нá> <вол ’ нá> .

Такова парадигматика фонем. Таким образом, в современной фонологической системе 37 согласных фонем. Синтагматика фонем проявляется в слабых позициях.

характеризуются исторические чередования согласных, участвующие в современном слово- и формообразовании. Например, рука – ручной . В образовании прилагательного участвует не только аффиксация, но и чередование к – ч (чередование в этой группе слов морфонологизировано).

Эти три аспекта находят отражение в школьных учебниках: фонетический аспект в разделе «Фонетика. Графика» (см. физиолого-акустическую характеристику согласных звуков), фонологический аспект в том же разделе, когда речь идет о смыслоразличительной функции согласных <д óм>, <т óм>, о противопоставленности согласных по двум дифференциальным признакам: звонкость – глухость, мягкость – твердость (§ 37, 38), морфонологический аспект в разделе «Морфемика» (§ 49, В.В.Бабайцева, Л.Д.Чеснокова. Русский язык. Теория. 5 – 9 кл., 1992).

Система гласных фонем современного русского языка.

В современной науке (см., например, АГ – 80; М.В.Панов «Русская фонетика», Р.И.Аванесов «Фонетика современного русского языка» и др.) система гласных фонем характеризуется с трех точек зрения:

С фонетической точки зрения гласные звуки характеризуются по месту подъема языка (выделяются следующие группы: гласные переднего ряда – [и ], [и э ], [ь ], среднего ряда – [ы ], [а ], [α ], [ъ, ], заднего ряда – [о ], [у ]), по степени подъема языка (гласные верхнего подъема – [и ], [ы ], [у ], гласные верхне-среднего подъема – [и э ], [ь ], гласные среднего подъема – [э ], [ъ, ], [о ], гласные нижнего подъема – [а ], [α ]), по участию губ (лабиализованные гласные звуки – [о ], [у ], нелабиализованные – все остальные).

С фонологической точки зрения гласные фонемы характеризуются по двум дифференциальным признакам: по степени подъема языка (гласные фонемы верхнего подъема – <и>, <у>, фонемы среднего подъема – <э>, <о> , фонема нижнего подъема – <а> ) и по лабиализации (гласные лабиализованные – <о> , <у> , гласные нелабиализованные – <и>, <э>, <а> ). Эти признаки выявляются в абсолютно сильной позиции: át (в начале слова, под ударением, перед твердой согласной фонемой).

В данной позиции в современном русском языке выделяется пять гласных фонем: <а>, <о>, <у>, <и>, <э>.

С морфонологической точки зрения рассматриваются исторические чередования гласных. При этом анализируется их участие в современном слово- и формообразовании. Например, обусловить – обуславливать . Чередование о//а – средство формообразования. Чередование морфонологизировано. Тебе – тобою – (чередование е//о – не морфонологизировано, т.е. не является средством формообразования).

Эти три аспекта находят отражение в школьных учебниках: фонетический аспект в разделе «Фонетика. Графика» (см. физиолого-акустическую характеристику гласных звуков), фонологический аспект в том же разделе, где речь идет о смыслоразличительной функции гласных фонем (дом – дам – дым ), морфонологический аспект в разделе «Морфемика» (В.В.Бабайцева, Л.Д.Чеснокова. Русский язык. Теория. 5 – 9 кл., 1992. § 49).

Похожие статьи