Полное житие равноапостольной Ольги, великой княгини Российской. Ин кондак равноапостольной княгине Ольге, во Святом Крещении Елене

Основателем Древнерусского государства считается Рюрик, он был первым новгородским князем. Именно варяг Рюрик является родоначальником целой династии, правящей на Руси. Как произошло, что именно он стал князем, до...

Основателем Древнерусского государства считается Рюрик, он был первым новгородским князем. Именно варяг Рюрик является родоначальником целой династии, правящей на Руси. Как произошло, что именно он стал князем, до конца узнать не удастся. Существует несколько версий, по одной из них, его пригласили править, чтобы предотвратить бесконечные междоусобицы на земле славян и финов. Славяне и варяги были язычниками, они верили в богов воды и земли, в домовых и леших, поклонялись Перуну (богу грома и молний), Сварогу (хозяину вселенной) и другим богам и богиням. Рюрик построил город Новгород и постепенно стал править единолично, расширяя свои земли. Когда он умер, остался его малолетний сын Игорь.

Игорю Рюриковичу было всего 4 года, и был нужен опекун и новый князь. Эту задачу Рюрик возложил на Олега, происхождение которого неясно, предполагают, что он был дальним родственником Рюрика. Известный нам как князь Вещий Олег, он правил Древней Русью с 879 по 912 год. За это время он захватил Киев и увеличил размеры Древнерусского государства. Поэтому иногда он считается его основателем. Князь Олег присоединил к Руси много племен и ходил воевать Константинополь.

После его внезапной смерти вся власть перешла в руки князя Игоря, сына Рюрика. В летописях его называют Игорь Старый. Это был юноша, воспитанный во дворце в Киеве. Он был жестоким воином, варягом по воспитанию. Почти непрерывно он возглавлял военные действия, совершал набеги на соседей, покорял различные племена и облагал их данью. Князь Олег, регент Игоря, подобрал для него невесту, в которую Игорь влюбился. По некоторым источникам ей было 10 или 13 лет, и звали ее красиво – Прекраса. Однако ее переименовали в Ольгу, предполагается потому, что она была родственницей или даже дочерью Вещего Олега. По другой версии она была из рода Гостомысла, что правил до Рюрика. Есть и другие версии ее происхождения.

В историю эта женщина вошла под именем княгини Ольги. Древние свадьбы были чрезвычайно красочными и оригинальными. Для свадебных нарядов использовали красный цвет. Свадьба совершалась по языческому обряду. У князя Игоря были и другие жены, ведь он был язычником, но Ольга всегда была любимой женой. В браке Ольги и Игоря родился сын Святослав, который позднее станет управлять государством. Ольга любила своего варяга.

Князь Игорь во всем полагался на силу, и постоянно боролся за власть. В 945 году он объезжал захваченные земли и собирал дань, получив дань с древлян, он уехал. В дороге он решил, что получил слишком мало, вернулся к древлянам и потребовал новую дань. Древляне были возмущены таким требованием, они взбунтовались, схватили князя Игоря привязали его к согнутым деревьям и отпустили их. Великая княгиня Ольга тяжело переживала смерть мужа. Но именно она стала править Древней Русью после его смерти. Ранее, когда он был в походах, она также управляла государством в его отсутствие. Судя по летописям, Ольга первая женщина – правитель государства Древняя Русь. Она начала военный поход на древлян, уничтожая их поселения, и осадила столицу древлян. Затем потребовала по голубю с каждого двора. А тогда их употребляли в пищу, и никто не заподозрил ничего плохого, посчитав это данью. К ножке каждого голубя привязали подожженную паклю и голуби полетели в свои дома, и столица древлян сгорела.


Князь Святослав


Крещение Ольги

Дважды княгиня Ольга путешествовала в Константинополь. В 957 году она крестилась и стала христианкой, ее крестным отцом был сам император Константин. Правила Ольга Древней Русью с 945 по 962 год. При крещении она приняла имя Елена. Она первая стала строить христианские храмы и распространять христианство на Руси. Ольга пыталась приобщить к христианской вере своего сына Святослава, но он остался язычником и после смерти матери притеснял христиан. Сын Ольги, внук великого Рюрика трагически погиб в засаде печенегов.

Икона святой равноапостольной княгини Ольги


Княгиня Ольга, крещеная Еленой, умерла 11 июля 969 года. Похоронена она по христианскому обычаю, и сын ее не запретил этого. Первая из русских государей она приняла христианство ещё до крещения Древней Руси, это — первая русская святая. Имя княгини Ольги связано с династией Рюриков, с появлением на Руси христианства, это великая женщина стояла у истоков государства и культуры Древней Руси. Народ почитал ее за мудрость и святость. Время правления княгини Ольги наполнено важными событиями: восстановление единства государства, налоговая реформа, административная реформа, каменное строительство городов, укрепление международного авторитета Руси, укрепление связей с Византией и Германией, укрепление княжеской власти. Похоронили эту незаурядную женщину в Киеве.

Ее внук, Великий князь Владимир приказал перенести ее мощи в Новую церковь. Скорее всего, именно во время княжения Владимира (970-988) княгиню Ольгу стали почитать как святую. В 1547 году княгиня Ольга (Елена) была причислена к лику святой равноапостольной. Таких женщин было всего шесть, за всю историю христианства. Кроме Ольги это — Мария Магдалина, первомученица Фёкла, мученица Апфия, царица Елена Равноапостольная и просветительница Грузии Нина. Память Великой княгини Ольги отмечается праздником, как у католиков, так и у православных христиан.

Многие исторические фигуры являются значимыми для верующих людей и за свои действия при жизни они были причислены к лику святых. К ним относится и княгиня Ольга, которая является значимой фигурой в становлении Руси. Церковь почитает ее память 24 июля по новому стилю.

Святая Ольга в православии

Многие храмы имеют икону равноапостольной княгини Ольги, которую считают матерью духовенства на Руси. Вместе со своим мужем она изгнала язычество и окрестила народ. Для многих является неизвестной информация о том, почему Ольга святая и за что она была причислена к лику святых. Священнослужители дают понятное объяснение, что равноапостольная, значит, равная апостолам. Такой титул церковь дает тем людям, которые утверждали веру в Господа и помогали людям прийти к вере.

Святая Ольга – биография

Замуж за киевского князя Игоря девушка вышла в юном возрасте. После его смерти правление Киевским государством перешло в руки Ольги, поскольку их общему сыну Святославу было только три года. До конца своих дней княгиня занималась внутренними делами Руси. Есть несколько фактов ее жизни:

  1. Споры, касающиеся происхождения княгини, не утихают уже много лет, и существует несколько версий. Норманисты, считают, что в ее жилах текла варяжская кровь, а еще есть предположение, что она была славянкой.
  2. Считается, что святая Ольга была виновной в смерти своего мужа из-за того, что она повысила размер дани и люди отказались платить. Она длительное время мстила древлянам, что они лишили ее супруга жизни.
  3. Она была первой из правителей Руси, ставшая христианкой и во время обряда крещения ей было дано имя Елена.
  4. Святая княгиня Ольга пыталась склонить к вере своего сына, но он отказался, считая, что его не примет дружина.
  5. Известна точная дата смерти – 24 июля и похоронили ее по христианским обычаям, а ее внук равноапостольный князь Владимир перенес ее нетленные мощи в церковь в Киеве.
  6. Общецерковное прославление произошло в 1547 году.
  7. Считают святую покровительницей женщин, которые лишились мужа, и новообращенных христиан.
  8. Почитают Ольгу, как в католической, так и в православной церкви.

В чем помогает икона святой Ольги?

Образ княгини для православных верующих имеет большое значение, поскольку она способствовала целого народа. Святая Ольга, икона которой есть во многих церквях, помогает людям в разных ситуациях:

  1. Обращаются к ней за помощью матери, чтобы оградить своих детей от неправильных решений и разных проблем.
  2. Поможет святая Ольга пережить сложные периоды в жизни, когда руки опускаются, и вера начинает угасать.
  3. Образ может служить мощным оберегом для дома и всей семьи, который будет «отталкивать» злые силы, разный негатив и беды.
  4. Молитвы перед ликом святой помогают верующему человеку обрести житейскую мудрость и научиться правильно принимать решения в жизни.
  5. Святая способствует укреплению веры в сердце человека.
  6. Есть свидетельства, что Ольга помогала решить проблемы в личной жизни и , а еще найти правильный выход в запутанных ситуациях.

Молитва святой Ольге

Есть несколько особенностей, которые необходимо учитывать для обращения к равноапостольной. Чтобы святая великая княгиня Ольга откликнулась, обращаться к ней рекомендуется перед образом, который можно купить в церковной лавке. Молятся ей люди, чтобы она донесла просьбу к Господу и посодействовала в оказании помощи. Важно произносить молитвенный текст от чистого сердца и непоколебимой верой.

Молитва святой Ольге о помощи

В сложных ситуациях человек часто обращается за помощью к Высшим силам, помогает и святая Ольга. Она оказывает содействие в разных ситуациях, что доказывают отзывы верующих людей. Важно, чтобы просьба была значимой и имела только добрые помыслы. Молитва святой равноапостольной княгине Ольге может произноситься каждое утро или перед какими-то ответственными событиями, когда чувствуется необходимость в невидимой поддержке.


Молитва святой Ольге о замужестве

Поскольку княгиню считаются покровительницей и заступницей всего русского народа, то к ней могут обращаться все верующие со своими проблемами. Святая равноапостольная Ольга помогает женщинам найти свою вторую половинку, удачно выйти замуж и сохранять чувства в течение длительного времени. Важно читать молитву с полной ответственностью, а не ради интереса, и не иметь дурного умысла.


24 июля - День святой равноапостольной княгини Ольги. Будучи женой великого князя Игоря, после его убийства, она направила все свои силы на управление государством и служение ему. В 954 году Ольга совершила религиозное паломничество в Царьград, сопряженное с важной государственной миссией. В городе Константинополе она приняла Крещение, имя ей было наречено Елена, а крестным отцом стал император Константин Багрянородный. Вернувшись, она стала возводить первые храмы и проповедовать христианское учение. И хоть давалось это с трудом, она обратила в веру многих людей. Даже её внук, князь Владимир, впоследствии крестивший Русь, принял крещение именно по её примеру.

Княгиня Ольга стала христианкой первой из русских правителей, сделав это ещё до Крещения Руси. Православные чтут память об этой мудрой правительнице и созидательнице культуры Киевской Руси. Причислена к лику святых Ольга была в 1547 году.

С Днем Ольги - княгини прекрасной!
Будь мудрой, красивой и властной.
Пускай твои в жизни решения
Верны будут все, без сомнения.

Пусть смотрят с восторгом мужчины,
Как будто сама ты - княгиня.
И пусть твоим главным богатством
Окажется женское счастье.

Олечка, Оля, поменьше печали,
Сегодня день ангела твой наступил.
Тебя этим именем в детстве назвали,
Сей выбор характер твой определил.

Ольги обычно очень упрямы,
Но добиваются в жизни всего.
Ни от кого не зависимы, прямо
Идут к своей цели, преградам назло.

Помимо всего, будь счастливой всегда.
Мы ценим тебя, ты наша звезда!
Пусть ангел хранит тебя от напастей,
Тебя по пятам пусть преследует счастье.

Поздравляю с Днём Ольги, с праздником святой девы, создавшей великую культуру и государственность Руси. Желаю таких же крепких сил, мудрых решений, бравого характера, справедливой души и чуткого сердца, как у прекрасной княгини. Пусть в жизни всё удаётся, пусть сердце будет полно любви, а душа - крепкой веры.

Поздравляю нынче, Оля,
В день прекрасных именин.
Носишь имя славной дамы,
Самой лучшей из княгинь.

Пусть всегда святая Ольга
Будет рядом, за спиной.
В счастья миг и час печали
Будет пусть она с тобой.

Будь успешной и здоровой,
Верь, надейся и люби.
Пусть сбываются желания
И задумки все твои.

Оля, желаю быть самой счастливой,
Пусть Ольга Святая тебя бережет!
Люби и, конечно, всегда будь любимой,
Пускай красота твоя вечно цветет!

День ангела твой пусть подарит удачу,
Много улыбок, добра, позитива,
Море здоровья и денег в придачу,
Чтобы сложилось все в жизни красиво!

Желаю, чтоб ангел хранил от напастей.
И в жизни давалась удача легко.
А каждый денек озарялся бы счастьем.
Беда и заботы ушли далеко.

Тебя неспроста, видно, Олей назвали.
Ты очень упряма, но тем и сильна.
В День Ольги желаю уйти от печали.
И пить свою радость до самого дна!

В этот день желаю, Оля,
Благ тебе и доброты.
Было счастье чтоб такое,
Как прекрасные цветы.

Ангел твой оберегает
И на верный путь ведёт.
Ольга светлая такая,
Пусть тебе во всём везёт!

Оленька, красавица,
С праздником тебя!
Пусть всегда все ладится
И, не торопя,
Льется жизнь счастливая,
Полная чудес!
Ты живи, красивая,
Вот сейчас и здесь.
Пусть любовь опутает
Сердце лишь теплом,
И добро окутает
Твой прекрасный дом!

Ольга, день сегодня твой,
Радость будет пусть с тобой!
Слезы никогда не лей,
Улыбайся веселей.

Жизнь тебя пусть бережет,
Бог в душе огонь зажжет.
Пусть исчезнут страх и боль,
Сердце счастью ты открой!

Прекрасное имя Ольга
Ты гордо по жизни несешь.
И словно княгиня достойно,
И скромно себя ты ведешь.

Желаю тебе в этот праздник,
Такой оставаться всегда,
И как бы судьба не ломала,
В душе пусть царит доброта.

Почтим память Ольги - княгини великой.
Она не забыта, не стала безликой.
За то, что культуру она созидала
Да храмы, чтоб веру сберечь, воздвигала,
Русь Ольгу причислила к лику Святых.
А мы вам желаем в молитвах своих
Всегда благодетельницу восхвалять,
О ней вспоминать и ее почитать.
Красивой и чистой вам веры в веках,
Разных чудес - наяву и во снах.
У нас есть защитница на небесах.

Икона которой с XVI века стала одной из наиболее почитаемых на Руси. Она и её внук святой князь Владимир, светом Христовой веры изгнавший с Днепровских берегов мрак язычества, дополняя друг друга, стали в нашей истории воплощением материнского и отеческого духовного начала.

Невеста Киевского князя

Древнейшая из летописей, носящая название «Повесть временных лет», является первым из дошедших до нас литературных памятников, упоминающих имя княгини Ольги, этой «духовной матери России», чей образ являет нам сегодня хранящаяся в большинстве храмов икона. Святая Ольга представлена в этом документе как юная невеста Киевского князя Игоря

Предание повествует, что принадлежала она к древнейшему роду князей Изборских и на свет появилась в 894 году в селе Выбуты, расположенном неподалёку от Пскова. Там же произошла и её первая встреча с будущим женихом, оставившая в его сердце память о чистой и целомудренной красавице, живущей на берегу реки Великой.

Горечь раннего вдовства

Именно её он предпочёл всем прочим невестам, съехавшимся в Киев, когда пришла пора назвать свою избранницу. И её он сделал своей женой и великой княгиней Киевской Руси. Но не дано было Ольге долгого семейного счастья. Едва родился у них первенец Святослав, как постигла молодую княгиню беда - принял Игорь в глухих лесных чащобах лютую смерть от рук коварных древлян, населявших те края.

Погоревала, поубивалась безутешная вдова, но горю-то не помочь, а сына растить надо, да и правительницей русской земли она теперь осталась единоличной. Все заботы государственные отныне легли на её женские плечи. Но вначале, чтобы успокоить душу, да и мужнюю память почтить как должно, задумала Ольга покарать убийц своего супруга.

Это уже позже, став христианкой, начала она по учению истинной веры молиться за врагов и прощать обиды. Тогда же излила она на губителей мужа своего всю безумную ярость тёмной язычницы. Дважды заманив их посольства в Киев, одних повелела живьём предать земле, а других спалить огнём. И чтобы уж до краёв напоить душу вражьей кровью, двинула свои дружины на города древлян, где счёт убитым врагам шёл на тысячи.

Правительница Руси

Нет, не этот образ являет нам сегодня храмовая икона. Святая Ольга родится позже из купели константинопольской, а тогда перед племенами и народами, населявшими Древнюю Русь, предстала сильная и беспощадная правительница, явившая в себе мощь, достойную выдающегося государственного мужа. И с трудом, но покорились ей подданные.

Добилась мудрая княгиня укрепления своей централизованной власти, разделив подвластные ей земли на «погосты» - отдельные районы, в которых поставила воевод, да каждому из них ввела оброк, собирать который посылала вооружённые отряды. Само название «погосты», как считается, произошло от этих самых «гостей», никогда не уезжавших с пустыми руками. Накладно было людям, но зато казне в достаток, а значит, и государству на пользу.

И направляемая твёрдой рукой многомудрой правительницы Русь всемерно укреплялась. Развивалась экономика, а вместе с тем появлялись и новые города. С каждым годом подрастал и юный князь Святослав, которому по достижении положенных лет предстояло взять в свои руки правление государством.

Забота о духовном просвещении народа

Имея перед собой пример одного из самых могучих по тем временам государств - Византии, княгиня Ольга понимала, что для процветания государства недостаточно лишь забот о его хозяйственном благополучии и военной силе. Она сознавала, что лишь общность духовной жизни может собрать воедино его жителей и стать надёжной основой для формирования нации.

Господь помог сделать ей правильный выбор, и, оставив государство на попечение своего уже достаточно подросшего сына, Ольга во главе многочисленного флота отправилась в Константинополь, чтобы воочию узреть земные плоды, приносимые верой, а заодно решить насущные дипломатические вопросы и продемонстрировать военную мощь.

Духовное рождение во святой купели

В византийской столице воображение княгини поразило обилие храмов и благолепие совершавшихся в них богослужений. Она зачарованно слушала церковное пение и впервые постигала новые для неё понятия - исповедь, литургия, крест и икона. Святая Ольга была крещена Феофилактом, и во время совершения обряда её восприемником был сам император Константин Богрянородный.

По совершении таинства княгиня удостоилась имени Елена, в честь святой матери императора Константина Великого, обретшей Животворящий Крест Господень и прославившейся распространением истинной веры в Римском государстве. Уподобившись ей, новокрещенная правительница Руси, вернувшись на родину, стала проповедницей христианства на подвластных ей землях.

Благочестивые труды на родине

Домой княгиня Ольга прибыла с большим багажом икон и богослужебных книг. С ней же на Русь приехали и несколько православных священников, которым предстояло обращать ко Христу киевлян, поклонявшихся до той поры идолам. Повелением Ольги в Киеве на могиле первого христианина князя Аскольда воздвигли храм святителя Николая чудотворца, в который была помещена привезённая из Константинополя икона.

Святая княгиня Ольга много потрудилась также для прославления на Руси Существует предание, что недалеко от родного села на берегу реки Великой она сподобилась узреть три сходящих с неба сияющих луча и тогда же предсказала, что в том месте будет возведён храм в честь Пресвятой Троицы и со временем зашумит большой торговый город. Сама же установила на берегу и основала храм, положивший начало строительству Пскова.

В самом же Киеве богомудрая правительница построила который освятили в 960 году. Главной его святыней стал крест, которым благословил её во святом крещении Константинопольский патриарх. Сделан он был из Животворящего Древа Господня, через него было явлено немало чудес исцеления.

Душевная печаль княгини

Однако не пробил ещё час Руси выйти из мрака язычества и озариться светом православной веры. Летописец сообщает, что изрядно нашлось в Киеве бояр и дружинников, возненавидевших Премудрость Божию, и среди них был князь Святослав, возмужавший и окрепший к тому времени сын Ольги.

Как ни наставляла его мать в истинной вере, как ни уговаривала принять крещение, он неизменно продолжал упорствовать. Однако тем из приближённых, кто обращался ко Христу, не препятствовал в этом и другим не позволял над ними издеваться. Со временем к сыну перешла вся полнота власти, а его благочестивая мать всецело предалась служению Богу и делам благотворительности. Государственными же делами занималась лишь в те дни, когда Святослав бывал в походах со своей дружиной.

Последние годы праведницы

Последние годы жизни она провела в Киеве, воспитывая внуков, среди которых подрастал и будущий креститель Руси князь Владимир. Благочестивая бабка наставляла их в вере, рассказывала о Едином Боге и о том, как Он сотворил небо и землю, но крестить их не решалась, опасаясь гнева своего сына-язычника.

Даже священника ей приходилось принимать у себя тайно. Её единственной отрадой были молитвенник и икона. Святая Ольга до последних дней своих не переставала просить Господа о просвещении русской земли. И Вседержитель внял её мольбам, возложив это великое дело на её равноапостольного внука. Саму же праведницу призвал к Себе в 969 году.

Канонизация и общецерковное почитание

Канонизация «начальницы веры в земле Российской» совершилась на соборе 1547 года. Там же было подтверждено её всеобщее почитание ещё в домонгольский период. С этого момента начинает свою историю и её иконография. Важно заметить также, что за всю среди шести женщин, причисленных к лику равноапостольных, этой чести удостоена и Святая Ольга.

Икона, значение которой становится понятным из самой её композиции, представляет угодницу Божию держащей в одной руке крест, символизирующий веру, а в другой изображение храма - символ её миссионерства и распространения христианства на языческих землях. Те же символы можно видеть и на иконах иных носителей веры, например, равноапостольной княгини Тамары.

Иконы, почитаемые и любимые

Равноапостольная княгиня Ольга почитается как духовная мать русского народа, поскольку именно с неё берёт начало его становление на путь христианской веры. Неисчислимы храмы, возведённые в её честь. В них уже много веков идут люди поклониться честному образу равноапостольной княгини.

Не иссякает их поток и в наши дни. Большим почитанием пользуется, например, икона Святой Ольги в Москве в домовом храме при Паломническом центре Московского Патриархата - самом высотном храме столицы. Он расположен на пятнадцатом этаже гостиницы «Университетская», ежедневно открывает свои двери для сотен верующих, съезжающихся со всей страны.

Известна многим и икона Святой Ольги в Санкт-Петербурге, хранящаяся в построенном в её честь храме, находящемся в Стрельне. Этот архитектурный памятник, возведённый в Михайловском парке на берегу Финского залива, всегда привлекает много паломников и просто туристов. И всем им надолго запоминается образ княгини, держащей в руке крест, дарованный ей константинопольским патриархом. Это и есть икона Святой Ольги.

О чем молятся перед этим образом?

Принято считать, что молитва перед иконой равноапостольной княгини Ольги помогает верующим обрести мудрость в житейских делах и наполняет их сердца Благодатью, столь необходимой каждому в нашей полной тревог и искушений жизни. Также принято возносить ей молитвы об укреплении России, о защите от обидчиков и умягчении их сердец.

Известны также случаи, когда исцеление страдающим душевными болезнями приносила именно икона Святой Ольги. В чем помогает ещё её святой образ? Правильно будет сказать, что буквально во всём, если только молитва произносится из самой глубины сердца и наполнена живой верой. При этом условии святая равноапостольная княгиня Ольга преклоняет слух к нашим мольбам и ходатайствует перед Богом об их исполнении.

Известно также, что женщинам, носящим имя Ольга, особое покровительство являет именно икона Святой Ольги. Фото, представленные в статье, помогут создать представление об иконографии этого образа и о том, как его видели мастера разных эпох.

Предисловие

В конце июля нас ожидают дни памяти удивительных отечественных святых, которые осознали гибельность язычества и привели с Божьей помощью восточных славян к православию. 11 июля по старому стилю (24 июля н.ст.) – святой равноапостольной великой княгини Ольги. На следующий день – 12 (25) июля – мучеников Феодора варяга и сына его Иоанна. А 15 (28) июля – равноапостольного великого князя Владимира, во Святом Крещении Василия: День Крещения Руси.

Святая равноапостольная княгиня Ольга

Прежде чем начать разговор о святой равноапостольной княгине Ольге, хочется, дорогие братья и сестры, сказать о том, что русичи – современники княгини – очень отличались от нас. У славянских наших предков-язычников совсем иное было отношение к жизни другого человека, к браку и многим морально-нравственным категориям, которые стали нашим общественным фундаментом сегодня и которые привил нам Господь наш Иисус Христос и Его Святая Церковь.

Многие поступки людей прошлых веков нам кажутся страшными и очень жестокими, но им самим так не казалось. Ведь они жили по агрессивным, почти звериным, хищным законам язычества, девиз которого – «служи себе, угождай своим страстям, подчиняй себе других для этой цели».

Современный человек часто не задумывается о том, что такие, как сейчас говорят, демократические принципы – право на жизнь, на частную собственность, свобода совести, право на охрану здоровья, институт брака – детища христианской, православной морали, вышедшие из чрева Матери-Церкви, имеющие в себе ген заповедей Божиих из Священного Писания.

Современный человек может декларировать, что он атеист и даже активный богоборец, но ходит в жизни по дорожкам, созданным и пробитым для него именно христианством.

Цель данного блока трех статей, основанных на житиях святой равноапостольной княгини Ольги, киевских мучеников Феодора варяга и сына его Иоанна, а также святого равноапостольного великого князя Владимира – показать подвиг этих воистину великих людей, которые вывели восточных славян из страшной, разрушительной тьмы язычества. И с другой стороны, показать существование опасности сегодня – в XXI веке – перечеркнуть духовный подвиг десятков поколений славянских православных святых и путем неоязычества, эгоизма, культа тела и удовольствий снова ввергнуться в гибельную и разрушительную духовную тьму, из которой с такими скорбями и трудом нас выводили наши святые предки.

И воистину денницей, предутренней зарей, луною, предваряющей солнце и освещавшей во тьме язычества путь ко Христу для целого конгломерата народов, была княгиня Ольга.

«Была она предвозвестницей христианской земле, как денница перед солнцем, как заря перед рассветом. Она ведь сияла, как луна в ночи; так и она светилась среди язычников, как жемчуг в грязи», –вот что о ней писал преподобный Нестор Летописец в своем произведении «Повесть временных лет».

Святая Княгиня Ольга. Владимирский собор в Киеве. М. Нестеров

«Ольга» это значит «святая»

Действительно, имя «Хельга» имеет скандинавские корни и переводится на русский язык как «святая». В славянском произношении имя произносилось как «Ольга» или «Вольга». Очевидно, что она с детства имела три особенных качества характера.

Первое – богоискательство. Конечно же, имя «Ольга», или «святая», подразумевало языческое понимание святости, но все равно оно определяло какое-то духовное и неотмирное устроение нашей великой древнерусской святой княгини. Как подсолнух тянется к солнцу, так и она всю жизнь тянулась к Господу. Она искала Его и обрела в византийском православии.

Вторым качеством ее характера было дивное целомудрие и несклонность к разврату, который бушевал вокруг нее в славянских племенах того времени.

И третьим качеством внутреннего устроения Ольги была ее особенная мудрость во всем – от веры до дел государственных, которая, очевидно, питалась из источника ее глубокой религиозности.

История ее рождения и происхождения довольно туманна в силу своей древности и различных исторических версий. Так, например, одна из них говорит, что она была воспитанницей князя Олега (ум. 912 г.), который воспитывал малолетнего княжича Игоря – сына Рюрика. Отсюда историки, придерживающиеся этой версии, говорят о том, что девочка была названа Хельгой в честь киевского князя Олега. Об этом говорит Иоакимовская летопись: «Когда Игорь возмужал, оженил его Олег, выдал за него жену от Изборска, рода Гостомыслова, которая Прекраса звалась, а Олег переименовал её и нарек в своё имя Ольга. Были у Игоря потом другие жены, но Ольгу из-за мудрости её более других чтил». Существует также и версия болгарского происхождения святой княгини Ольги.

Но наиболее распространенная и документально аргументированная версия такова, что Ольга происходила из Псковщины, из села Выбуты, что на реке Великой, из древнего славянского рода князей Изборских, представители которого заключали браки с варягами. Этим и объясняется скандинавское имя княгини.

«Княгиня Ольга встречает тело князя Игоря». Эскиз В. И. Сурикова, 1915

Встреча и брак с княжичем Игорем Рюриковичем

Житие дает красивую и чудесную историю их встречи, которая полна нежности и напоминает о неизреченных чудесах Божиих и Его благом Промысле о человечестве: провинциальной дворянке из псковских лесов предуготовано было стать великой княгиней Киевской и великим светильником православия. Вот уж действительно Господь смотрит не на статус, а на душу человека! Душа же Ольги пламенела любовью ко Всевышнему. Недаром в крещении она получает имя «Елена», что переводится с греческого как «факел».

Предание гласит, что княжич Игорь, воин и викинг до мозга костей, воспитанный в походах сурового Олега, охотился в псковских лесах. Он захотел перебраться через речку Великую. Увидел вдалеке фигуру лодочника на челне и подозвал его к берегу. Тот подплыл. Лодочником оказалась красивая девушка, к которой Игорь тут же воспылал похотью. Будучи воином, привыкшим к грабежам и насилию, он захотел тут же взять ее силой. Но Ольга (а это была она) оказалась не только красива, но также целомудренна и умна. Девушка пристыдила княжича, сказав, что он должен быть светлым примером для своих подданных. Она говорила ему о княжеском достоинстве и правителя, и судии. Игорь, что называется, был совершенно сражен и покорен ею. Он вернулся в Киев, храня в сердце прекрасный образ Ольги. И когда пришло время жениться, он выбрал ее. В грубом варяге проснулось нежное, светлое чувство.

Ольга на вершине власти в языческом Киеве

Следует сказать, что быть женою великого князя киевского – дело непростое. При древнерусском дворе в ходу были казни, отравления, интриги и убийства. Дело в том, что становым хребтом русской аристократии на то время были варяги, и не просто скандинавы, но викинги. Известный российский историк Лев Гумилев, к примеру, в своей книге «Древняя Русь и Великая степь» пишет о том, что нельзя было отождествлять полностью весь скандинавский народ и викингов. Викинги, скорее, были необычным феноменом этого народа, чем-то отдаленно напоминающим наше казачество или, к примеру, японских самураев.

Среди скандинавов были племена земледельцев, рыболовов и моряков. Викинги для них были почти таким же необычным элементом, как и для многих других народов – социальным феноменом. Это были люди определенного воинско-разбойничьего склада, которые уходили из скандинавских племен и образовывали свои общины-отряды «вики» – команды для войн, пиратства, грабежей и убийств. Викинги держали в страхе портовые города побережий Европы, Азии и Африки. У них выработались свои правила и законы. Именно викинги, начиная от Рюрика, стали основой древнеславянской монархии и аристократии. Они во многом навязали современному им русскому обществу свои устои и правила поведения.

В 941 году Игорь предпринимает со своей дружиной поход на Царьград (Константинополь) и полностью разоряет южное побережье Черного моря. Его воины сжигают множество христианских храмов, священникам вбивают в головы железные гвозди. Но вот что интересно: в 944 году князь Игорь заключает с Византийской империей военно-торговый договор. В нем есть статьи о том, что русские воины-христиане могут приносить присягу в Киеве в храме святого пророка Ильи, а воины-язычники – на оружии в капищах Перуновых. Для нас это древнее свидетельство интересно тем, что воины-христиане поставлены на первое место, значит, их было довольно много на Руси. И уже тогда, по крайней мере, в Киеве, существовали православные храмы.

Как настоящий язычник, Игорь умирает от своей невоздержанности и сребролюбия. В течение 945 года он несколько раз собирал дань с племени древлян. Те уже были обобраны практически до нитки. Но Игорь, подстрекаемый дружиной, пошел на них еще раз. Древляне собрались на совет. В «Повести Временных лет» есть такие строки: «Древляне же, услышав, что идет снова, держали совет с князем своим Малом: „Если повадиться волк к овцам, то вынесет все стадо, пока не убьют его; так и этот: если не убьем его, то всех нас погубит“». И древляне отважились убить киевского князя. Это случилось близ их столицы Искоростеня. По одной из исторических версий, Игорь был привязан к верхушкам деревьев и разорван надвое.

Таким образом, княгиня Ольга при малолетнем их с Игорем сыне Святославе осталась вдовой и правительницей Киевской Руси. Почувствовав слабость великокняжеского престола, древляне предложили ей сделку – брак со своим князем Малом. Но Ольга отомстила обидчикам за смерть мужа. Сегодня ее поступок может казаться крайне жестоким, но вспомним оговорку в начале статьи. Время было темное, страшное, языческое. Будущей славянской святой еще только предстояло впустить в себя свет Христовой веры.

Ольга мстит древлянам четырежды. В первый раз она закапывает заживо послов, пришедших к ней от Мала. Во второй раз она сжигает послов живьем в бане. В третий раз, уже на древлянской земле, дружина Ольги убивает до пяти тысяч неприятелей. И в четвертый раз княгиня вновь завоевывает древлян и с помощью известной хитрости с птицами сжигает столицу противников Искоростень дотла. Она просит у осажденных необычную дань в виде голубей и воробьев с каждого двора, а потом привязывает к их лапкам трут, поджигает и отпускает домой. Птицы сжигают город.

Таким образом, древляне оказываются вновь покоренными Киевом.

Ольга принимает христианство

Перефразируя выражение Достоевского о том, что есть ум главный и не главный, нужно сказать, что у княгини Ольги был главный ум, потому она в истории и получила прозвище Мудрой. Она глубоко осознавала несостоятельность язычества, замешанного на эгоцентризме – на услаждении самого себя. Варварской разбойничьей империи древней Руси суждено было распасться, если бы она держалась, только на одних грабежах, кутежах, языческих ритуальных убийствах и блудодеяниях. Человеческая личность разлагалась в таких условиях, и это снова вело к родовой раздробленности и бесконечным межплеменным войнам. Итог же этому был самым печальным: человек уничтожал сам себя, и молодое славянское государство обречено было бы на гибель.

Нужно было что-то скрепляющее, не государственное и не экономическое в первую очередь. Нужен был некий духовный геном, нужно было исправить жизнь славянской души – надо было обрести Бога. И Ольга едет в Константинополь. В памятнике русской исторической литературы XVIвека «Степенной книге» есть такие слова: «Подвиг ее (Ольги) в том был, что узнала она истинного Бога. Не зная закона христианского, она жила чистой и целомудренной жизнью, и желала она быть христианкой по свободной воле, сердечными очами путь познания Бога обрела и пошла по нему без колебания». Преподобный Нестор летописец повествует: «Блаженная Ольга с малых лет искала мудрости, что есть самое лучшее в свете этом, и нашла многоценный жемчуг - Христа».

Она присутствует на богослужениях в великой церкви Святой Софии, во Влахернском храме и принимает Святое Крещение от рук Святейшего Патриарха Константинопольского Феофилакта, ее восприемником становится сам император Константин Багрянородный. Это свидетельствует о том, какой политический вес имели русские князья в современном Ольге мире. Патриарх благословил ее крестом, вырезанным из цельного куска Честного Животворящего Креста Господня, и сказал пророческие слова: «Благословенна ты в женах русских, ибо оставила тьму и возлюбила Свет. Благословят тебя русские люди во всех грядущих поколениях, от внуков и правнуков до отдаленнейших потомков твоих».

Она же ответила: «Молитвами твоими, Владыко, да сохранена буду от сетей вражеских». Здесь мы видим, что Ольга Мудрая прекрасно понимала: главное сражение человека происходит не во внешнем мире, но в глубине его души.

Крещена она была Еленой в честь святой равноапостольной царицы Елены. И жизненные пути обеих святых женщин были так сходны!

Крест, которым ее благословили, святая привезла на родину. Став великой княгиней Киевской, она во множестве строит православные храмы. Например, 11 мая 960 года в Киеве освятили храм Святой Софии – Премудрости Божией. А на своей родине – Псковщине – она впервые на Руси заложила основы почитания Святой Троицы.

Святой Ольге было видение на речке Великой. Княгиня видела три пресветлых луча, сходящие с неба с востока. Она сказала прочески своим спутницам: «Да будет вам ведомо, что изволением Божиим на этом месте будет церковь во имя Пресвятой и Животворящей Троицы и будет здесь великий и славный град, изобилующий всем». На этом месте она воздвигла Крест и основан Троицкий храм, который позже станет главным собором Пскова.

Княгиня Ольга очень много пеклась о централизованной государственной власти. В землях различных славянских племен основываются погосты – поселения, где жили княжеские тиуны с дружиной, собиравшие дань и следившие за порядком. Часто при погосте строился православный храм.

Княгиня Ольга с сыном Святославом

Трагедия Ольги: сын Святослав

Как говорится в народе, яблоко от яблони недалеко падает. Святослав был духовным наследником своих отца Игоря и деда Рюрика – варягом по сути своей. Как не уговаривала его Ольга, но он креститься не хотел, больше потакал языческой дружине. И хотя он очень много сделал для расширения Киевской Руси на юге, западе и востоке (победа над хазарами, печенегами, булгарами) и для безопасности ее жителей, при его правлении язычество начинает процветать.

Святослав и его сторонники начинают притеснять Церковь Божию. Во время языческой реакции был убит племянник Ольги Глеб и разрушены некоторые построенные княгиней храмы. Святая уединяется в княжеском городке в Вышгороде, где проводит время как настоящая монахиня – в молитве, милостыне и воспитании внуков в христианском благочестии. Несмотря на то, что язычество торжествовало в Киевской Руси, Святослав разрешил матери содержать при себе православного священника.

Сергей Ефошкин. Княгиня Ольга. Успение

Мирное упокоение святой и ее прославление

Умерла святая равноапостольная княгиня Ольга довольно рано вследствие тяжких трудов, прожив около пятидесяти лет, 11 июля 969 года. Незадолго до смерти она исповедалась и причастилась Святых Христовых Таин. Главным ее завещанием было, чтобы никаких языческих тризн над ней не совершать, но похоронить по православному обряду. Она умерла настоящей христианкой, верной своему Богу.

Бог прославил Свою угодницу нетлением мощей и чудесами, исцелениями, происходившими от них. В 1547 году она была канонизирована в чине равноапостольном. Примечательно, что только пять женщин в церковной истории канонизированы в этом чине.

Языческая реакция по ее смерти продолжалась недолго. Семя Христово было уже брошено в благодатную почву славянского сердца, и вскоре оно даст могучий и щедрый урожай.

Святая равноапостольная великая княгине Ольго, моли Бога о нас!

Иерей Андрей Чиженко

Похожие статьи