Пограничные психические расстройства у детей и подростков. Пограничные нервно-психические расстройства у детей Проблема отсутствия вытеснения

СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ: Консультирование ОТРАСЛЬ: Фармацевтика, медицина ФОРМАТ: Открытый

Последние данные медицинской науки и личный клинический опыт экспертов курса формируют целостный подход к проблеме нервно-психологических заболеваний у детей и подростков.

Для кого

руководителей ЛПУ, заведующих неврологическими отделениями, детских неврологов, педиатров, психиатров, неонатологов и психологов.

ПРОГРАММА

  1. Синдром дефицита внимания и гиперактивности у детей. История изучения вопроса, определение и самоограничение понятия, факторы риска, этиология: генетические, биохимические, перинатальные и другие концепции; патогенез; клиническая картина и критерии постановки диагноза, подтипы синдрома, лечение: психологические и педагогические программы, медикаментозное, немедикаментозное; прогноз и исходы, трансформация синдрома во взрослом возрасте.
  2. Нарушения сна у детей. Определение сна, классификация стадий сна, сон и двигательная активность, физиологические феномены сна. Нарушения сна у детей: диссомнии, парасомнии, сложные патологические феномены, эволюционные расстройства сна, лечение расстройств сна.
  3. Гипоталамический синдром у детей и подростков. Структура и функция гипоталамуса. Этиология и патогенез гипоталамических нарушений. Основные синдромы поражения гипоталамической области. Синдром вегетативной дистонии. Нейроэндокринные нарушения. Терморегуляционные нарушения. Психовегетативный синдром. Особенности гипоталамических расстройств в детском и подростковом возрасте.
  4. Неэпилептические пароксизмы у детей. Неэпилептические пароксизмы в бодрствовании: startle-cиндромы и гиперэкплексия, синдром Феджермана, синдром Сандифера, shuddering attacks, детские периодические синдромы, аффективно-респираторные приступы; неэпилептические пароксизмы во сне: доброкачественный неонатальный миоклонус сна, зависимые ото сна ритмические расстройства, мастурбация.
  5. Эпилепсия у детей. Эпидемиология эпилепсии, этиология и патогенез, патоморфология, классификация эпилепсии и ее модификации, клиническая картина, особые формы эпилепсии у детей, методы диагностики - нейровизуализация, ЭЭГ, видео ЭЭГ мониторинг, лечение - классификация антиконвульсантов, механизм действия, принципы моно- и политерапии, прогноз.
  6. Расстройства речи у детей. Анатомо-физиологические механизмы речи. Этапы становления речи. Классификация речевых расстройств (клинический, логопедический, педагогический аспект). Нарушения устной речи: задержка речевого развития, дислалия, брадилалия, тахилалия, дизартрия, алалия (сенсорная, моторная), ринолалия. Нарушения письменной речи: дисграфия, дислексия. Методы медикаментозной и немедикаментозной коррекции речевых расстройств.
  7. Психопатии и акцентуации характера у подростков. Особенности подросткового возраста. Условно-патологические и патологические формы нарушений поведения у подростков. Акцентуации характера. Делинквентные нарушения поведения. Особенности суицидального и аутодеструктивного поведения у подростков. Расстройства личности: клинические формы. Способы коррекции и работы с девиантными подростками.
  8. Ранний детский аутизм. Понятие аутизма, отделение аутизма при шизофрении и раннего детского аутизма. Синдром раннего детского аутизма и детская шизофрения, их дифференциальный диагноз. Феноменология раннего детского аутизма. Клинические проявления РДА. Специфическое инобытие при синдроме Каннера. Синдром Аспергера, феноменология синдрома и клинические проявления.
  9. Клинико-психологические методы семейной диагностики. Опросник для родителей "Анализ семейных взаимоотношений" (АСВ). Проективная графическая методика "семейная социограмма". Цветовой "тест отношений". "Семья глазами ребенка".
  10. Психологическая диагностика интеллектуально-мнестических функций. Денверская шкала развития, шкала Гезелла, методика Векслера, тестовая методика "потенциал интеллектуального развития", методика Равена и др.
  11. Личностные методики. Опросники: цветовой тест М. Люшера, рисуночные тесты, методика "полярных профилей", личностные опросники

Удостоверение о повышении квалификации в объеме 32 часов (лицензия № 3053 от 03.07.2017).

Для оформления удостоверения необходимо предоставить:

  • копию диплома о высшем или среднем профессиональном образовании (в случае получения диплома не в РФ просим уточнить необходимость процедуры признания иностранного диплома в РФ по телефону, указанному на сайте)
  • копию документа, подтверждающего изменение фамилии (если менялась).

В пакет участника входит:

  • обучение по программе с выдачей Удостоверения;
  • сборник информационно-справочных материалов;
  • ежедневные обеды и кофе-брейки.

Посмотреть полную программу семинара и зарегистрироваться на него Вы можете на сайте .

Возможно корпоративное обучение (для сотрудников только Вашей компании) или специальные предложения для корпоративных клиентов.

СТОИМОСТЬ: 31000 руб.

В основном, принято считать, что дети подвержены простудам и различным вирусным болезням, хотя заболевания психики у детей встречаются довольно часто, и доставляют немало проблем как самим пациентам, так и их родителям. Так же, как у взрослых больных, детские психические заболевания диагностируются на основании ряда симптомов и признаков, являющихся специфичными для определенных расстройств. Но следует принимать во внимание, что диагностический процесс у детей бывает особенно сложный, и некоторые поведенческие формы могут выглядеть, как симптомы психических нарушений.

Например, в эту категорию входят странные пищевые привычки, излишняя нервозность, эмоциональность, которые могут быть расценены, как часть нормального развития ребенка. Поведенческие виды переходят в симптомы, если их возникновение происходит слишком часто, нарушают способность ребенка к нормальному функционированию внутри семьи, или их возникновение не соответствует возрасту. Если родители заметили странности в поведении, то необходимо обследовать ребенка у врача. В настоящее время нет лабораторных тестов, которые производят специфическую диагностику психических расстройств. Врачи используют в работе такие методы, как рентгеновское исследование, анализ крови, которые необходимы для исключения соматических заболеваний, побочных эффектов лекарственных средств, являющихся причиной симптомов.

В том случае, если физическое заболевание не выявлено, ребенка направляют на консультацию к психологу или подростковому психиатру, которые являются специалистами по детским психическим расстройствам. Психиатрами и психологами применяются особые тесты, которые применяются для оценки психического состояния пациента. Диагноз врача основан на выявлении у ребенка типичных симптомов. Также, врач основывается на собственных наблюдениях и замечаниях родителей, учителей пациента. Их мнение необходимо, так как в основном дети затрудняются самостоятельно объяснить, в чем заключаются их проблемы, также они не могут понять, в чем проявляется их болезнь.

Причины психических болезней у детей

Причин детских психических заболеваний ничуть не меньше, чем взрослых, и большинство из них спровоцировано комбинацией определенных факторов, которые практически невозможно предугадать, и следовательно, предотвратить. Но, если признаки удается своевременно распознать, и лечение начато без промедления, то тяжелых проявлений болезни можно избежать, или же, они могут быть минимизированы. Ученые установили, что в условиях современного мира приблизительно каждый пятый пациент врачей психиатров является несовершеннолетним, психическим заболеваниям подвержено не менее пяти процентов детей нашей планеты.

Психические детские расстройства не проходят бесследно, они оставляют свой негативный след на развитии и социальных возможностях маленького человечка. Но если профессиональная помощь оказана своевременно, многие заболевания детской психики излечиваются в полной мере, в том числе, к некоторым из них можно приспособиться. Также имеются и такие болезни, которые оставляют детей инвалидами. В основном, специалисты диагностируют у детей такие психические проблемы, как синдром навязчивости, тики, при которых у ребенка наблюдаются непроизвольные движения, или ему свойственно произносить звуки, не имеющие смысла. В детском возрасте могут наблюдаться тревожные расстройства, различные страхи.

При поведенческих расстройствах детьми игнорируются любые правила, они демонстрируют агрессивное поведение. В списке часто встречающихся заболеваний первазивные нарушения, имеющие отношение к расстройству мышления, и также , и прочее. Бывает, что медики применяют обозначение «Пограничные расстройства психики» у детей. Это значит, что имеет место состояние, которое является промежуточным звеном между отклонением и нормой. Причины возникновения психических детских нарушений различны. Нередко они обусловлены наследственным фактором, болезнями, травматическими поражениями. Поэтому родители должны ориентироваться на комплексные методики.

Лечение психических заболеваний у детей

Для родителей всегда является проблемой выбор врача, в случае возникновения у ребенка психического нарушения. Следует не ограничиваться консультацией у психиатра, и использованием медикаментозных лечебных методов. Будет правильно, если сразу после рождения младенца осмотрит остеопат, и другие специалисты. Многие расстройства психики необходимо лечить длительное время. И если лечение взрослых пациентов имеет определенные проверенные схемы, то детская психиатрия разработана в меньшей степени. В настоящее время эксперты постоянно ведут исследования в поисках эффективных видов борьбы с детскими психическими болезнями.

На сегодняшний день применяются те же самые препараты, которыми лечат взрослых, разумеется, в иных дозировках. В основном, среди методик лечения детей, имеющих психические нарушения, применяется несколько вариантов. При применении медицинских препаратов могут быть достигнуты хорошие результаты. Детям назначаются антипсихотики, противотревожные препараты, в том числе, стабилизаторы настроения и различные стимуляторы. Значительная роль в детской психиатрии отведена психотерапевтическим методам. Психотерапевт помогает ребенку справиться с заболеванием, выбирая для этого специальные стратегии.

Среди видов психотерапии для детей наиболее приемлема когнитивно-поведенческая терапия, поддерживающая терапия, а также межличностная и . Очень важно определить адекватное лечение, если у ребенка появились симптомы психического нарушения. Дети, у которых не лечили психические расстройства, страдают этими проблемами и в дальнейшем, такие люди подвержены алкоголизму, и даже суициду.

Многие родители замечали, что ребенок странно себя ведет – капризничает без причины, часто плачет, кричит или даже дерется. Как реагировать на такое состояние, нужно ли начинать волноваться? Профильные специалисты рекомендуют незамедлительно обращаться за помощью к психологам или психиатрам. Возможно, что маленький человек болен. Важно исключить пограничное расстройство личности и другие опасные клинические синдромы.

Выявить первые симптомы пограничного расстройства личности у ребенка довольно сложно. К сожалению, многие родители принимают подобное состояние за нормальное возрастное изменение психики. Нужно уметь отличать банальное раздражение от опасных признаков патологии.

На что следует обратить внимание:

  1. Сильная зависимость от близких – ребенок боится самостоятельности, перекладывает ответственность за свои ошибки на окружающих.
  2. Аномальная тревожность – страхи, постоянные переживания, фобии без повода.
  3. Демонстративность поведения – дети с психоастеническими расстройствами стараются всячески привлечь внимание окружающих.
  4. Эмоциональный дисбаланс – ПРЛ часто сопровождается капризностью, вспышками злости, агрессии.
  5. Безвольная психопатия – нередко диагностируется у подростков, проявляется отсутствием принципов, желанием нарушать общепризнанные нормы поведения.
  6. Дисбаланс эмоционального состояния – депрессии, нежелание общения, эмоциональная холодность и сдержанность.
  7. Параноидальные идеи – зацикленность на одной мысли, подозрительность, сверхчувствительность к запретам и отказам.

Важно понимать, что пограничное расстройство личности нередко провоцирует суицидальные наклонности и немотивированную агрессию к окружающим.

Причины патологического состояния

Зачастую родители удивляются поставленному диагнозу и утверждают, что причин появления ПРЛ не было. К сожалению, предотвратить появление нарушений психики довольно сложно, так как нередко источником проблемы выступает наследственный фактор (генетическая предрасположенность). Также «мотиватором» пограничного расстройства личности у ребенка могут выступать физические травмы и повреждения центральной нервной системы, полученные плодом во время беременности.

Отдельно стоит выделить приобретенную психопатию. Проблемы у детей часто возникают, как следствие неправильного воспитания, например, излишней жесткости в поведении в родителей или, наоборот, мягкости воспитания, вседозволенности.

Как поступить родителям

Важно понимать, что несвоевременное выявление и отсутствие адекватного лечения могут спровоцировать довольно опасные осложнения. Чаще всего врачи отмечают сложности с адаптацией в обществе и социализацией. Именно поэтому при первых подозрениях на ПРЛ нужно проконсултироваться с детским психологом (психиатром). Для подтверждения или опровержения патологии врачи используют метод Векслера и таблицы Шульте. Не лишними будут и аппаратные исследования, например, электроэнцефалограмма для получения данных о состоянии центральной нервной системы.

Терапия пограничного расстройства личности занимает длительное время. Обычно врач наблюдает за ребенком в течение 6-8 месяцев, выявляет причину заболевания и подбирает адекватный комплекс мер. В первую очередь необходимо устранить источник волнений, разработать идеальный режим дня, корректирующие программы. При определенных условиях специалист назначает медикаментозное лечение (препараты подбираются индивидуально, исходя из тяжести симптомов и физических характеристик больного).

Если ПРЛ вызвано генетическими отклонениями, но терапия сводится к купированию приступов и коррекции поведения ребенка. Вне зависимости от причин нарушения психики, родители должны строго выполнять указания врачей, периодически проходить обследования в клинике.

Автореферат диссертации по медицине на тему Пограничные нервно-психические расстройства у детей и подростков 10-16 лет, проживающих на территориях радиоактивного загрязнения

МИНС^ДОЕодудЯрСТВЕННЫИ МЕДИЦИНСКИЙ ИНСТИТУТ

На правах рукописи

БАЗЫЛЬЧИК Сергей Викентьевич

ПОГРАНИЧНЫЕ НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКИЕ РАССТРОЙСТВА У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ 10-16 ЛЕТ, ПРОЖИВАЮЩИХ НА ТЕРРИТОРИЯХ РАДИОАКТИВНОГО ЗАГРЯЗНЕНИЯ

Специальность: 14.00.18 - психиатрия

диссертации на соискание ученой степени кандидата медицинских наук

Работа выполнена в Научно-исследовательском институте радиационной медицины Министерства здравоохранения Республики Беларусь.

Научные руководители:

доктор медицинских наук, профессор Ф. К. ГАЙДУК доктор медицинских наук, профессор Л.Н. АСТАХОВА

Официальные оллоненп*

доктор медицинских наук, профессор Г. А. ОБУХОВ кандидат медицинских наук Е Д. КОРОЛЕВ

Ведущая организация - Витебский ордена Дружбы Народов медицинский институт.

Защита состоится ____1993 г. на

заседании специализированного совета К 077.01.03 Минского государственного медицинского института (2200116, г. Шнек, пр. Дзержинского, 83).

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Минского государственного медицинского института

Учекьй секретарь ежцяажикрованкого совета кандидат медицинских наук,

доцент В.К.К0Ш&Ш

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕШ. Пограничные нервно-психические расстройства (неврозы, психопатии, психопатоподобные и иеврозоподобние >асстройства зкзогенно-органической и соматической природы) запинает ведущее место в структуре психической патологии (Ю. А. Алек-:андровский, 1976; В.Д Карвасарский. 1930; Б. Д. Петраков, 1972; \ К. Ушаков, 1987). Последние десятилетия характеризуются неуклон-1ым ростом пограничных состояний во всем мире (А.А. Чуркин, 1990; 5. Д. Карвасарский, 1080).

По данным ряда авторов (Ю. А. Александровский с соавт, 1991; 3. И. Табачников с соавт., 1992; Е IL Краснов с соавт., 1992) проживание в условиях сложившейся после аварии на Чернобыльской АХ сронической психотравмирующей ситуации способствует росту погранич-!ых нервно-психических расстройств. Однако ропросы этиопато1енеза ¡«являемых нарувений во многих отношениях ло настоящего времени ос:аются спорными. Наряду с работами, в которых указывается на ведущую роль психогенных и соматогенных факторов (КХА. Александ-ювский с соавт., 1931 ; С. И. Табачников с соавт., 1992) в рлде ¡убликаций предполагается прекмущзственно экзогенно-органический енез патологических изменений, связанный с пораиаицим воздейс- вием ионизирувдгй радиации на ЦНС (ЕН. Краснов с соавт., 1992; 1Т. Кондратенко с соавг. , 1991; Л. А. Крьжановскач, 1992).

Абсолютное большинство исследований посвящено изучеиию влия-!ия чернобыльской азарии на психическое здоровье взрослого насеж ШЛ. Среди дотай и подростков исследования более малочислен", пр" ¡том болаоз внимания уделялось изучению психологических осабен-гостеа (ЕА. Татенко с сочзт.. 1992; А. \1 Карпухина, 1«92;). К Отшк, 1902), Ло иастояйэго временя остается мало изученным »опрос о состояния психического здоровья сетей, лрожин<иощих на егрктсрии, загрязнен,чей радионуклид?.®. S доступной на» литера-

туре мы нз встретили описания популяционных исследований, проведенных с целью изучения распространенности и клинических особенностей психических нарушений у детей, подвергшихся воздействию радиационного фактора. ПроОлема осложняется недостаточной сформ-ленностьы, }

Похожие статьи