Оздоровительный эффект у детей как рассчитывать. Летная оздоровительная компания. Восстановительный блок включает

«Оценка эффективности оздоровления детей и подростков в летних

оздоровительных учреждениях»)

Для комплексной оценки эффективности оздоровления детей в учреждениях летнего отдыха и оздоровления в 1 - 2-й день от начала оздоровительной смены, а также за день до ее окончания, в учреждении должен быть организован и проведен медицинский осмотр всех оздоравливаемых детей с обязательным проведением антропометрических и физиометрических методов исследования.

Все измерения следует проводить на полуобнаженном ребенке в первую половину дня.

Критерии оценки каждого "обязательного показателя" приведены в табл. 1. Критерии оценки "дополнительных показателей" аналогичны.

Таблица 1

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ "ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ" ПОКАЗАТЕЛЕЙ

ЭФФЕКТИВНОСТИ ОЗДОРОВЛЕНИЯ

Примечание: если ИМТ больше или равен верхней границе нормы, то снижение массы тела оценивается в 2 балла, прибавка от 0 до 1 кг - 1 балл, прибавка массы тела более чем на 1 кг - 0 баллов. Нормативные значения ИМТ: 7 лет - норма: 13,5 - 17,5; 8 лет - 13,5 - 18; 9 лет - 14 - 19; 10 лет - 14 - 20; 11 лет - 14,5 - 21; 12 лет - 15 - 22; 13 лет 15 - 22,5; 14 лет - 16 - 23,5; 15 лет - 16,5 - 24; 16 лет - 17 - 25.

Для оценки эффективности оздоровления каждого ребенка и коллектива в целом информация по результатам медицинского осмотра вносится в журнал "Оценка оздоровительного эффекта" (табл. 2), предусматривающем внесение информации по каждому ребенку на начало смены, а также на ее окончание. Графа примечание заполняется, в случае если ИМТ больше или равно верхней границе нормы (см. термины и определения), а также, если ребенок покинул учреждение до окончания смены.

Таблица 2

"ОЦЕНКА ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО ЭФФЕКТА"

Итоговый балл складывается из баллов по каждому показателю и оценивается в соответствии с табл. 3. Если ребенок покинул учреждение до окончания смены, он автоматически попадает в группу с "отсутствием оздоровительного эффекта".

Таблица 3

КРИТЕРИИ СУММАРНОЙ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОЗДОРОВЛЕНИЯ

Оценка эффективности оздоровления детей и подростков проводится в обязательном порядке по итоговой суммарной оценке, для ее детализации оценке также подлежат "Обязательные" показатели - табл. 4.

Таблица 4

ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ОЗДОРОВЛЕНИЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ

(ИТОГОВАЯ ТАБЛИЦА)

Приложение 1

К МР N 2.4.4.01-09

(обязательное)

МЕТОДИКА

ОПРЕДЕЛЕНИЯ "ОСНОВНЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ" ОЦЕНКИ

ЭФФЕКТИВНОСТИ ОЗДОРОВЛЕНИЯ

Взвешивание проводят на медицинских весах, правильно установленных и отрегулированных. Весы следует устанавливать на ровном месте и в строго горизонтальном положении. При взвешивании ребенок должен стоять неподвижно посредине площадки.

Для измерения длины тела используют ростомер, представляющий собой вертикальную планку с нанесенной на ней сантиметровой шкалой, укрепленную на площадке. Ростомер следует устанавливать на ровном месте и в строго горизонтальном положении. Ребенка ставят на площадку спиной к вертикальной стойке так, чтобы он касался стойки пятками, ягодицами, лопатками и затылком. Руки должны быть вытянуты по швам, пятки вместе, носки врозь, голову надлежит держать так, чтобы козелок уха и наружный угол глазной щели были на одной горизонтальной линии. Планшет опускают на голову.

Силу мышц кисти измеряют ручным динамометром . При этом рука должна быть отведена в сторону, динамометр сжимается с максимальным усилием, без рывка. Проводят два измерения, фиксируется лучший результат. Измеряется сила мышц правой и левой кисти.

Спирометрия - метод определения жизненной емкости легких (ЖЕЛ): закрыв нос пальцами, ребенок-подросток делает максимальный вдох, а затем постепенно (за 5 - 7 секунд) выдыхает в спирометр. Обязательно 2 - 3-кратное повторение процедуры измерения. Из полученных результатов выбирается максимальный. Полученная величина ЖЕЛ называется фактической.

Приложение № 15

к Порядку организации

санитарно-гигиенического и

противоэпидемического

обеспечения детей,

выезжающих на летний отдых в

оздоровительные учреждения в 2011г.

Размер: px

Начинать показ со страницы:

Транскрипт

1 Оценка эффективности оздоровления детей и подростков в летних оздоровительных учреждениях I. Общие положения: МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ УТВЕРЖДАЮ Руководитель Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Главный государственный санитарный врач Российской Федерации Г.Г. Онищенко Методические рекомендации подготовлены с целью обеспечения единообразия в проведении медицинских осмотров детей и подростков в летних оздоровительных учреждениях отдыха и оздоровления детей и подростков, исключения субъективных подходов к оценке эффективности летнего оздоровления. Методические рекомендации предназначены для исполнения: загородными оздоровительными учреждениями (загородные сезонные оздоровительные учреждения, в том числе, санаторные смены загородных сезонных оздоровительных учреждений; лагеря труда и отдыха на базе сезонных оздоровительных учреждений; загородные круглогодичные оздоровительные учреждения, в том числе санаторные смены загородных круглогодичных оздоровительных учреждений; загородные санаторно-оздоровительные учреждения, санаторные смены для детей на базах санаториев, баз отдыха (для взрослых), детские санатории, спортивно-оздоровительные и оборонно-спортивные учреждения); лагерями дневного пребывания школьников, в том числе лагеря труда и отдыха на базе лагерей дневного пребывания школьников. Методические рекомендации предусматривают проведение медицинских осмотров всех детей в начале и в конце оздоровительной смены с оценкой эффективности оздоровления. II. Термины и определения: оценки эффективности оздоровления (далее показатели) показатели, характеризующие рост, массу тела, мышечную силу и жизненную емкость легких (ЖЕЛ), оценка динамики которых за летнюю оздоровительную смену является обязательной для определения степени эффективности оздоровления (высокая, слабая, отсутствие). Индекс массы тела (ИМТ, Индекс Кетле) это показатель характеризующий физическое развитие, представляющий собой отношение массы тела в кг к росту в м2. Функциональное состояние комплекс свойств, определяющий уровень жизнедеятельности организма, системный ответ организма на физическую нагрузку, в котором отражается степень интеграции и адекватности функций выполняемой работе. III. Определение показателей оценки эффективности летнего оздоровления: Для оценки эффективности оздоровления рекомендуется использовать данные динамики не менее 4-х показателей (рост, масса, мышечная сила и жизненная емкость легких (ЖЕЛ). Выбор показателей обусловлен их потенциальной изменчивостью за период летнего оздоровления под воздействием (благоприятным или неблагоприятным) среды обитания и возможностью оценки динамики показателей за оздоровительную смену. Динамика показателей зависит от непосредственного воздействия факторов среды, в том числе питания, двигательного режима, режима дня, проводимых в учреждении оздоровительных процедур и физкультурно-массовой работы. чутко реагируют на снижение резистентности организма и перенесенные в ходе оздоровительного сезона заболевания. Вместе с тем, они просты в измерении и оценке. Необходимое для оценки показателей оборудование - весы напольные, ростомер, динамометр кистевой, спирометр.

2 При необходимости можно также дополнять перечень дополнительными показателями (функциональные пробы сердечно-сосудистой системы, дыхательной системы, общей физической работоспособности). IV. Оценка эффективности оздоровления: Для комплексной оценки эффективности оздоровления детей в учреждениях летнего отдыха и оздоровления в 1-2-й день от начала оздоровительной смены, а также за день до ее окончания, в учреждении организуется и проводится медицинский осмотр всех оздоравливаемых детей с проведением антропометрических и физиометрических методов исследования. Все измерения проводятся на полуобнаженном ребенке в первую половину дня. Критерии оценки каждого показателя приведены в табл. 1. Критерии оценки дополнительных показателей аналогичны. Для оценки эффективности оздоровления каждого ребенка и коллектива в целом информация по результатам медицинского осмотра вносится в журнал «Оценка оздоровительного эффекта» (табл.2), предусматривающем внесение информации по каждому ребенку на начало смены, а также на её окончание. Графа примечание заполняются, в случае если ИМТ больше или равно верхней границе нормы (см. термины и определения), а также, если ребенок покинул учреждение до окончания смены. Таблица 1 Эффективность оздоровления высокая слабая отсутствие динамика баллы динамика баллы динамика баллы Масса* прибавка более 1 кг 2 прибавка от 0 до 1 кг 1 снижение 0 рост прибавка в росте 2 без изменений показатели мышечной силы прибавка 5% и более 2 прибавка до 5% 1 отсутствие прибавки 0 ЖЕЛ прибавка 10% и более 2 прибавка до 10% 1 отсутствие прибавки 0 Критерии оценки «обязательных» показателей эффективности оздоровления Примечание: если ИМТ больше или равен верхней границе нормы, то снижение массы тела оценивается в 2 балла, прибавка от 0 до 1 кг 1 балл, прибавка массы тела более чем на 1 кг 0 баллов. Нормативные значения ИМТ: 7-

3 лет норма: 13,5-17,5; 8 лет 13,5-18; 9 лет 14-19; 10 лет 14-20; 11 лет 14,5-21; 12 лет 15-22; 13 лет 15 22,5; 14 лет,5; 15 лет 16,5 24; 16 лет Итоговый балл складывается из баллов по каждому показателю и оценивается в соответствии с табл. 3. Если ребенок покинул учреждение до окончания смены, он автоматически попадает в группу с отсутствием оздоровительного эффекта. Оценка эффективности оздоровления детей и подростков проводится по итоговой суммарной оценке, для ее детализации оценке также подлежат показатели табл. 4 «Оценка оздоровительного эффекта» Таблица 2 Начало смены ФИО Г.р. Отряд Группа занятий ФР Рост масса сила ЖЕЛ Иванов Ваня Лев -20 Прав основная Продолжение таблицы 2 Окончание смены Оценка эффективности в баллах Оценка Рост масса сила ЖЕЛ Рост масса сила ЖЕЛ примеч итого Лев - 23 Прав высокая Таблица 3 Критерии суммарной оценки эффективности оздоровления

4 Эффективность оздоровления (баллы) высокая низкая Отсутствие* меньше 3-х Таблица 4 Оценка эффективности оздоровления детей и подростков (итоговая таблица) Число детей и подростков, имеющих: ПОКАЗАТЕЛИ выраженный оздоровительный эффект слабый оздоровительный эффект отсутствие оздоровительного эффекта (ухудшение) Масса Рост мышечной силы ЖЕЛ Итоговая оценка

5 Удельный вес (%) по итоговой оценке Приложение 1 к МР (обязательное) Методика определения «основных показателей» оценки эффективности оздоровления Взвешивание проводят на медицинских весах, правильно установленных и отрегулированных. Весы следует устанавливать на ровном месте и в строго горизонтальном положении. При взвешивании ребенок должен стоять неподвижно посредине площадки. Для измерения длины тела используют ростомер, представляющий собой вертикальную планку с нанесенной на ней сантиметровой шкалой, укрепленную на площадке. Ростомер, следует устанавливать на ровном месте и в строго горизонтальном положении. Ребенка ставят на площадку спиной к вертикальной стойке так, чтобы он касался стойки пятками, ягодицами, лопатками и затылком. Руки должны быть вытянуты по швам, пятки вместе, носки врозь, голову надлежит держать так, чтобы козелок уха и наружный угол глазной щели были на одной горизонтальной линии. Планшет опускают на голову. Силу мышц кисти измеряют ручным динамометром. При этом рука должна быть отведена в сторону, динамометр сжимается с максимальным усилием, без рывка. Проводят два измерения, фиксируется лучший результат. Измеряется сила мышц правой и левой кисти. Спирометрия метод определения жизненной емкости легких (ЖЕЛ) - закрыв нос пальцами ребенок-подросток делает максимальный вдох, а затем постепенно (за 5-7 секунд) выдыхает в спирометр. Необходимо 2-х 3-х кратное повторение процедуры измерения. Из полученных результатов выбирается максимальный. Полученная величина ЖЕЛ называется фактической. (c) Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, г.


Документ предоставлен КонсультантПлюс ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ОЗДОРОВЛЕНИЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ В ЛЕТНИХ ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ I. Общие положения УТВЕРЖДАЮ Руководитель Федеральной

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ГОРОД УРАЙ Ханты-Мансийский автономный округ - Югра АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА УРАЙ Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Центр дополнительного

Государственное санитарно-эпидемиологическое нормирование Российской Федерации 2.4.4. ГИГИЕНА ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ. ЛЕТНИЕ ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ Методика оценки эффективности оздоровления в загородных

МЕТОДЫ САМОКОНТРОЛЯ СОСТОЯНИЯ ЗДОРОВЬЯ И ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ Антропометрические измерения: понятия, виды, показатели. Напомним, что здоровье - динамическое состояние физического, духовного и социального

2.4.4. Гигиена детей и подростков. Летние оздоровительные учреждения Методические рекомендации MP 2.4.4.0011-10 "Методика оценки эффективности оздоровления в загородных стационарных учреждениях отдыха

ДНЕВНИК ПРАКТИКАНТА 1 УДК (075.8) ББК 75.1я73 Б 91 Дневник практиканта: рабочая тетрадь по летней педагогической практике: Методическая разработка / Ананьева Л.Я., Бурмистрова М.Н., Габедава

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПРИКЛАДНОЙ БИОЛОГИИ И БИОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ Ф. Е. Ильин, А. К. Захарова Показатели физического развития студентов факультета естествознания, географии и туризма ЛГУ им. А.С. Пушкина

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей "Дом детского творчества" Оценка индивидуального физического развития в подростковом возрасте методом расчета сигмальных

Самоконтроль при занятиях физической культурой и спортом. 1. Исследование состояния вестибулярного анализатора: - Тест Бондаревского; - Проба Яроцкого. 2. Оценка функционального состояния: - ортостатическая

Тесты по физической культуре для учащихся 9-11 классов. Внимательно прочитай задание, подумай и выбери правильный ответ. 1. Смысл физической культуры как компонента культуры общества заключается в: укреплении

ГИГИЕНА ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ. ЛЕТНИЕ ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ Методика оценки эффективности оздоровления в загородных стационарных учреждениях отдыха и оздоровления детей Методические рекомендации МР 2.4.4.0011-10

Романов К.Ю., Трофименко А.М., Левина Е.П 327 ВЛИЯНИЕ ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ТЕХНОЛОГИИ НА ПОКАЗАТЕЛИ ФИЗИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ СТУДЕНТОВ Белорусский государственный медицинский университет, Минск, Беларусь

ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ И ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Александрова Елена Анатольевна воспитатель МАДОУ Детский сад 377 «Золотая рыбка» г. Казань, Республика Татарстан ВЛИЯНИЕ ФИЗИЧЕСКИХ НАГРУЗОК НА

АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА БЕЛГОРОДА ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 19 марта 2010 г. 41 ОБ ОБЕСПЕЧЕНИИ ОТДЫХА, ОЗДОРОВЛЕНИЯ И ЗАНЯТОСТИ ДЕТЕЙ (в ред. постановлений администрации города Белгорода от 09.04.2010 56, от 16.06.2010

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ 2015 2016 уч. г. МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ЭТАП 9 11 классы Инструкция по выполнению заданий Вам предлагаются задания, соответствующие требованиям к уровню

Сидукова О. Л. К ОЦЕНКЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОЗДОРОВЛЕНИЯ ДЕТЕЙ В СССР И РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ Белорусская медицинская академия последипломного образования, г. Минск Первопричиной возникновения детского лечебно-оздоровительного

ПРОГРАММА ВСТУПИТЕЛЬНОГО ИСПЫТАНИЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА» для абитуриентов 2015 г. специальности 1-03 02 01 «Физическая культура» дневной и заочной форм получения высшего образования Учреждения

О приёмке летних оздоровительных учреждений в 2017 году Начальник отдела надзора за условиями воспитания и обучения Управления Роспотребнадзора по Иркутской области И.В. Сгибнева Федеральный закон (465-ФЗ

УТВЕРЖДЕН постановлением Администрации Приморского края ПОРЯДОК ведения Реестра организаций отдыха и оздоровления детей, оказывающих услуги на территории Приморского края I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ 1.1. Настоящий

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Байкальский государственный университет экономики

Комплекс упражнений 2.1. Выполнять 1-2 раза в день дома. Число повторений от 2 до 6 раз. 1. ИП лежа на спине, руки вдоль туловища. Расслабить все мышцы, проверить правильное положение туловища Полностью

ГЛАВНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ САНИТАРНЫЙ ВРАЧ ПО МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ ПОСТАНОВЛЕНИЕ г. МУРМАНСК от 04 апреля 2016г. Об обеспечении санитарно-эпидемиологического благополучия при организации оздоровления, отдыха

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребёнка детский сад 188» АННОТАЦИЯ К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ по профилактике плоскостопия и нарушения осанки у детей дошкольного

Организация отдыха и оздоровления детей и молодежи 2017 Сибирцева Екатерина Александровна, Начальник Департамента образования Администрации города Екатеринбурга Нормативно-правовая база: Постановление

УТВЕРЖДЕНО Заместителем Главы района, председателем межведомственной комиссии по организации отдыха, оздоровления и занятости несовершеннолетних в Тюменском муниципальном районе О.В. Зиминой 10 марта 2017

Программа составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению подготовки 49.03.01 «Физическая культура» (Утвержден приказом

1.Результаты освоения курса «Атлет» Программа объединения дополнительного образования «Атлет» Цель программы улучшение качества и повышение эффективности учебно-тренировочного процесса. Для достижения

Назначение физ. занятий, их роль и значение в режиме дня презентация ученика 8 «А» класса Малышева Егора Физическая культура - это часть общей культуры общества, одна из сфер социальной деятельности, направленная

Организация отдыха и оздоровления детей и подростков Приоритетным направлением деятельности учреждения является организация отдыха и оздоровления детей и подростков, находящихся в трудной жизненной ситуации.

От 17 июня 2016 года 183 г. Горно-Алтайск О внесении изменений в постановление Правительства Республики Алтай от 8 июня 2010 года 104 Правительство Республики Алтай п ос т а н о в л я е т: 1. Утвердить

В целях обеспечения реализации отдыха и оздоровления и подростков в период проведения Летней оздоровительной кампании 2012 года (далее ЛОК 2012) в Ульяновской области проводится следующая работа: 1. Управлением

В. В. Зенькович ОЦЕНКА ДИНАМИКИ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ СРОЧНОЙ СЛУЖБЫ Научный руководитель: канд. мед. наук, доц. Д. И. Ширко Кафедра военной эпидемиологии и военной гигиены, Белорусский государственный

«Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» Санитарно-эпидемиологичекие требования Первая смена занятий 25 человек в классе и 2, 5 кв.м

ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ КОМИ Р А С П О Р Я Ж Е Н И Е от 23 декабря 2009 г. 506-р г. Сыктывкар В целях обеспечения оздоровления, отдыха и занятости детей, проживающих в Республике Коми, в 2010 году: 1.

1 Исследования состояния вестибулярного анализатора. Тест Бондаревского: стойка на одной ноге, другая согнута и её пятка касается коленного сустава опорной ноги, руки на поясе, голова прямо. Упражнение

Самоконтроль при занятиях физкультурой и спортом Прежде чем начать самостоятельно заниматься, нужно получить рекомендации по режиму физической подвижности у своего участкового врача или в районном врачебно-физкультурном

ПОДГОТОВКА К ЛЕТНЕЙ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ КАМПАНИИ 2017 Г. МЕДИЦИНСКИМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ МОСКВЫ БУДЕТ ОКАЗАНО СОДЕЙСТВИЕ В УКОМПЛЕКТОВАНИИ ЛЕТНИХ ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ (ЛОУ) МЕДИЦИНСКИМИ РАБОТНИКАМИ В 2017

Приложение 1 к Приказу 237 от «09» февраля 2017 г. ПОРЯДОК выезда за территорию и въезда на территорию Брянской области организованных групп детей с целью отдыха и оздоровления 1. Общие положения Порядок

УТВЕРЖДЕН постановлением мэрии городского округа Тольятти от ПЛАН мероприятий по организации отдыха, оздоровления и занятости детей городского округа Тольятти в летний период 2012 года п/п Наименование

Постановление администрации Миасского городского округа Челябинской области от 31 марта 2015 г. N 2039 "О порядке организации отдыха детей в каникулярное время и предоставлении субсидии в 2015 году" В

Комитет общего и профессионального образования Ленинградской области Нормативные правовые акты Отдых и оздоровление детей и подростков 2018 год федеральные 1.Федеральный закон Российской Федерации от 31

ПРАВИТЕЛЬСТВО АЛТАЙСКОГО КРАЯ ПОСТАНОВЛЕНИЕ 24.04.2017 132 г. Барнаул R)6 организации в 2017-2019 годах ~1 отдыха, оздоровления и занятости детей В целях реализации Федерального закона от 28.12.2016 465-ФЗ

«ПРИНЯТО» Решением Педагогического совета муниципального казенного общеобразовательного учреждения лицея 2 города-курорта Железноводска Ставропольского края Пр 4 от 14.12.12 г. «УТВЕРЖДАЮ» Директор муниципального

2 I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Программа оздоровительное плавание в группах «Мать и дитя» составлена в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 29.12.2012г. 273-ФЗ «Об образовании в Российской

Условия охраны и укрепления здоровья обучающихся. Новые федеральные стандарты дошкольного образования, разработанные для образовательных учреждений, нацеливают коллектив ДОУ на еще более пристальное внимание

От 20.03.2015 г. 15 ПОСТАНОВЛЕНИЕ заместителя Министра Главного государственного санитарного врача Республики Беларусь О государственном санитарном надзоре за оздоровлением детей в летний период 2015 года

Задачи подготовительного периода летней оздоровительной кампании 2017 года начальник отдела надзора по гигиене детей и подростков Управления Роспотребнадзора по Челябинской области В.В. Макарова Нормативные

Физкультурно-оздоровительная работа Физкультурно-оздоровительная работа в государственном бюджетном дошкольном образовательном учреждении детский сад 17 Здоровье человека определяется многочисленными внутренними

Система физического воспитания детей и подростков предусматривает ежедневное выполнение утренней гимнастики, проведение уроков физкультуры по специальной государственной программе в сетке учебных часов

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Дом детского творчества» Исследование физической работоспособности путем определения дыхательных возможностей организма.

Об обеспечении санитарноэпидемиологического благополучия в детских оздоровительных лагерях Устьянского района Архангельской области Докладчик: И.Н. Тюлькин, начальник Вельского территориального отдела

«УТВЕРЖДАЮ» Директор МОБУ «Волховская СОШ 1» А.Ю. Арутюнян Приказ 585 от «20» октября 2017г. РАСПИСАНИЕ УРОКОВ муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения «Волховская средняя общеобразовательная

Современные подходы к организации гигиенического воспитания специалистов летних оздоровительных организаций Сидукова О.Л. старший преподаватель кафедры гигиены и медицинской экологии БелМАПО Актуальность

Комплексы упражнений для профилактики нарушения осанки у детей дошкольного возраста. Большую часть своего времени ребёнок проводит в детском саду, следовательно, профилактику нарушения осанки следует проводить

Проект ПРАВИТЕЛЬСТВО КАРАЧАЕВО-ЧЕРКЕССКОЙ РЕСПУБЛИКИ ПОСТАНОВЛЕНИЕ 2017 О внесении изменений в постановление Правительства Карачаево- Черкесской Республики от 10.10.2014 289 «Об обеспечении отдыха, оздоровления

ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ И ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Саушкина Анна Владимировна учитель начальных классов МАОУ «СОШ 112 с УИИ» г. Новокузнецк, Кемеровская область ВЛИЯНИЕ КОМПЬЮТЕРА НА РЕБЕНКА Аннотация:

Для работающих сидя Для работающих стоя Для снятия утомления органов зрения Комплекс производственной гимнастики выполняется на рабочем месте с целью предупреждения утомления, повышения работоспособности,

Приложение 1 к постановлению администрации Новоалександровского муниципального района Ставропольского края Порядок организации отдыха и оздоровления детей и подростков на территории Новоалександровского

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ГЛАВЫ АДМИНИСТРАЦИИ (ГУБЕРНАТОРА) КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ о т г. Краснодар О проекте закона Краснодарского края "О внесении изменений в Закон Краснодарского края "Об обеспечении прав детей на

Сестринские технологии в организации летнего загородного отдыха детей Выполнила: Н.А. Танина ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ Научное обоснование сестринской модели оздоровительных и профилактических мероприятий в условиях

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯИЯ РОССИИ Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «ИРКУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» (ГБОУ ВПО ИГМУ Минздрава

ПАМЯТКА ПАЦИЕНТУ И ЛИЦУ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩЕМУ УХОД ЗА ПАЦИЕНТОМ Общая программа упражнений: Уровень 2 В этой информации описывается Уровень 2 общей программы упражнений, которая поможет вам с физическим восстановлением.

ПРИЛОЖЕНИЕ к приказу Директора ООО «Спортивный центр от 04 апреля 2016 года за 6 ГЛАВА 1 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ПОЛОЖЕНИЕ О СТРУКТУРНОМ ПОДРАЗДЕЛЕНИИ ООО «СПОРТИВНЫЙ ЦЕНТР - СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОМ ЛАГЕРЕ 1.1.

Пояснительная записка Летний отдых важнейший циклический процесс оздоровления и релаксации организма детей и подростков. Он способствует снятию физического напряжения с детского и подросткового организма,

Кавалеровский муниципальный район наименование муниципального образования Департамент труда и социального развития края наименование уполномоченного органа Реестр Организаций отдыха и оздоровления детей

МОБИЛЬНОЕ (ПЕРЕНОСНОЕ) ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ЦЕНТРОВ ТЕСТИРОВАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ВИДОВ ИСПЫТАНИЙ (ТЕСТОВ), НОРМАТИВОВ ГТО Всеросийский Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс «Готов к труду и обороне»

Тестовые задания по Физической культуре для всех направлений 1. Физическая культура представляет собой а) учебный предмет в школе б) выполнение физических упражнений в) процесс совершенствования возможностей

Приложение к постановлению администрации города Владимира от 16.09. 3340 «Приложение 1 к Программе п/п Наименование мероприятия Срок исполнения СИСТЕМА программных мероприятий Объем финансирования (тыс.

АДМИНИСТРАЦИЯ КИРЖАЧСКОГО РАЙОНА ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ П О С Т А Н О В Л Е НИЕ 17.03.2014 275 Об организации оздоровления и занятости детей и подростков в 2014 году на территории Киржачского района В целях

1. Общие положения 1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии: - с Федеральным Законом Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» 273-ФЗ от 29 декабря 2012 г. 273-ФЗ; - Приказом

защиты прав потребителей и благополучия человека" width="401" height="92"/>

Оценка эффективности оздоровления детей и подростков в летних оздоровительных учреждениях

УТВЕРЖДАЮ
Руководитель Федеральной службы
по надзору в сфере защиты
прав потребителей и благополучия человека,
Главный государственный санитарный
врач Российской Федерации

Методические рекомендации подготовлены с целью обеспечения единообразия в проведении медицинских осмотров детей и подростков в летних оздоровительных учреждениях отдыха и оздоровления детей и подростков, исключения субъективных подходов к оценке эффективности летнего оздоровления.

загородными оздоровительными учреждениями (загородные сезонные оздоровительные учреждения, в том числе, санаторные смены загородных сезонных оздоровительных учреждений; лагеря труда и отдыха на базе сезонных оздоровительных учреждений; загородные круглогодичные оздоровительные учреждения, в том числе санаторные смены загородных круглогодичных оздоровительных учреждений; загородные санаторно-оздоровительные учреждения, санаторные смены для детей на базах санаториев, баз отдыха (для взрослых), детские санатории, спортивно-оздоровительные и оборонно-спортивные учреждения); лагерями дневного пребывания школьников, в том числе лагеря труда и отдыха на базе лагерей дневного пребывания школьников.

II. Термины и определения:

Показатели оценки эффективности оздоровления (далее показатели) – показатели, характеризующие рост, массу тела, мышечную силу и жизненную емкость легких (ЖЕЛ), оценка динамики которых за летнюю оздоровительную смену является обязательной для определения степени эффективности оздоровления (высокая, слабая, отсутствие).

Индекс массы тела (ИМТ, Индекс Кетле) – это показатель характеризующий физическое развитие, представляющий собой отношение массы тела в кг к росту в м2.

Функциональное состояние – комплекс свойств, определяющий уровень жизнедеятельности организма, системный ответ организма на физическую нагрузку, в котором отражается степень интеграции и адекватности функций выполняемой работе .

III. Определение показателей оценки эффективности летнего оздоровления:

Выбор показателей обусловлен их потенциальной изменчивостью за период летнего оздоровления под воздействием (благоприятным или неблагоприятным) среды обитания и возможностью оценки динамики показателей за оздоровительную смену.

Динамика показателей зависит от непосредственного воздействия факторов среды, в том числе питания, двигательного режима, режима дня, проводимых в учреждении оздоровительных процедур и физкультурно-массовой работы. Показатели чутко реагируют на снижение резистентности организма и перенесенные в ходе оздоровительного сезона заболевания. Вместе с тем, они просты в измерении и оценке.

Необходимое для оценки показателей оборудование - весы напольные, ростомер, динамометр кистевой, спирометр.

При необходимости можно также дополнять перечень дополнительными показателями (функциональные пробы сердечно-сосудистой системы, дыхательной системы, общей физической работоспособности).

IV. Оценка эффективности оздоровления:

Для комплексной оценки эффективности оздоровления детей в учреждениях летнего отдыха и оздоровления в 1-2-й день от начала оздоровительной смены, а также за день до ее окончания, в учреждении организуется и проводится медицинский осмотр всех оздоравливаемых детей с проведением антропометрических и физиометрических методов исследования.

Все измерения проводятся на полуобнаженном ребенке в первую половину дня.

Критерии оценки каждого показателя приведены в табл. 1. Критерии оценки дополнительных показателей аналогичны.

Для оценки эффективности оздоровления каждого ребенка и коллектива в целом информация по результатам медицинского осмотра вносится в журнал «Оценка оздоровительного эффекта» (табл.2), предусматривающем внесение информации по каждому ребенку на начало смены, а также на её окончание. Графа примечание заполняются, в случае если ИМТ больше или равно верхней границе нормы (см. термины и определения), а также, если ребенок покинул учреждение до окончания смены.

Таблица 1

Показатели

Эффективность оздоровления

высокая

слабая

отсутствие

динамика

динамика

динамика

прибавка более 1 кг

прибавка от 0 до 1 кг

снижение

прибавка в росте

без изменений

показатели мышечной силы

прибавка 5% и более

прибавка до 5%

отсутствие прибавки

прибавка 10% и более

прибавка до 10%

отсутствие прибавки

Критерии оценки «обязательных» показателей эффективности оздоровления

Примечание: если ИМТ больше или равен верхней границе нормы, то снижение массы тела оценивается в 2 балла, прибавка от 0 до 1 кг – 1 балл, прибавка массы тела более чем на 1 кг – 0 баллов. Нормативные значения ИМТ: 7- лет – норма: 13,5-17,5; 8 лет – 13,5-18; 9 лет – 14-19; 10 лет – 14-20; 11 лет – 14,5-21; 12 лет 15-22; 13 лет 15 – 22,5; 14 лет - 16 – 23,5; 15 лет – 16,5 – 24; 16 лет – 17 – 25.

Итоговый балл складывается из баллов по каждому показателю и оценивается в соответствии с табл. 3. Если ребенок покинул учреждение до окончания смены, он автоматически попадает в группу с отсутствием оздоровительного эффекта.

Оценка эффективности оздоровления детей и подростков проводится по итоговой суммарной оценке, для ее детализации оценке также подлежат показатели – табл. 4

Таблица 2

«Оценка оздоровительного эффекта»

Продолжение таблицы 2

Таблица 3

Критерии суммарной оценки эффективности оздоровления

Таблица 4

Оценка эффективности оздоровления детей и подростков (итоговая таблица)

Приложение 1
к МР № 2.4.4.01-09
(обязательное)

Методика определения «основных показателей» оценки эффективности оздоровления

Взвешивание проводят на медицинских весах , правильно установленных и отрегулированных. Весы следует устанавливать на ровном месте и в строго горизонтальном положении. При взвешивании ребенок должен стоять неподвижно посредине площадки.

Для измерения длины тела используют ростомер , представляющий собой вертикальную планку с нанесенной на ней сантиметровой шкалой, укрепленную на площадке. Ростомер, следует устанавливать на ровном месте и в строго горизонтальном положении. Ребенка ставят на площадку спиной к вертикальной стойке так, чтобы он касался стойки пятками, ягодицами, лопатками и затылком. Руки должны быть вытянуты по швам, пятки вместе, носки врозь, голову надлежит держать так, чтобы козелок уха и наружный угол глазной щели были на одной горизонтальной линии. Планшет опускают на голову.

Силу мышц кисти измеряют ручным динамометром. При этом рука должна быть отведена в сторону, динамометр сжимается с максимальным усилием, без рывка. Проводят два измерения, фиксируется лучший результат. Измеряется сила мышц правой и левой кисти.

Спирометрия метод определения жизненной емкости легких (ЖЕЛ) - закрыв нос пальцами ребенок-подросток делает максимальный вдох, а затем постепенно (за 5-7 секунд) выдыхает в спирометр. Необходимо 2-х – 3-х кратное повторение процедуры измерения. Из полученных результатов выбирается максимальный. Полученная величина ЖЕЛ называется фактической.

(c) Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, г.


Критерии оценки «обязательных» показателей эффективности оздоровления

Показатели

Эффективность оздоровления

высокая

слабая

отсутствие

динамика

баллы

динамика

баллы

динамика

баллы

Масса*

прибавка более 1 кг

2

прибавка от 0 до 1 кг

1

снижение

0

рост

прибавка в росте

2

без изменений

1

-

-

показатели мышечной силы

прибавка 5 % и более

2

прибавка до 5 %

1

отсутствие прибавки

0

ЖЕЛ

прибавка 10 % и более

2

прибавка до 10 %

1

отсутствие прибавки

0

Примечание: если ИМТ больше или равен верхней границе нормы, то снижение массы тела оценивается в 2 балла, прибавка от 0 до 1 кг 1 балл, прибавка массы тела более чем на 1 кг 0 баллов. Нормативные значения ИМТ: 7 лет норма: 13,5 - 17,5; 8 лет 13,5 - 18; 9 лет 14 - 19; 10 лет 14 - 20; 11 лет 14,5 - 21; 12 лет 15 - 22; 13 лет 15 - 22,5; 14 лет 16 - 23,5; 15 лет 16,5 - 24; 16 лет 17 - 25.
Для оценки эффективности оздоровления каждого ребенка и коллектива в целом информация по результатам медицинского осмотра вносится в журнал "Оценка оздоровительного эффекта" (Таблица 2 ), предусматривающий внесение информации по каждому ребенку на начало смены, а также на ее окончание. Графа «Примечание» заполняется, в случае если ИМТ больше или равно верхней границе нормы, а также если ребенок покинул учреждение до окончания смены.
Таблица 2
«Оценка оздоровительного эффекта»


ФИО

Г.р.

Отряд

Начало смены

Группа занятий ФР

Рост

Масса

Сила

ЖЕЛ

Иванов Ваня

1997

3

160

50

Лев. -20
Прав. -18

1800

основная

Продолжение Таблицы 2


Окончание смены

Оценка эффективности в баллах

Оценка

Рост

Масса

Сила

ЖЕЛ

Рост

Масса

Сила

ЖЕЛ

Примеч.

Итого

162

52

Лев. - 23
Прав. - 20

1850

2

2

2

1

-

7

высокая

Таблица 3
Критерии суммарной оценки эффективности оздоровления

Таблица 4
Оценка эффективности оздоровления детей и подростков

(итоговая таблица)


Показатели

Число детей и подростков, имеющих:

выраженный оздоровительный эффект

слабый оздоровительный эффект

отсутствие оздоровительного эффекта (ухудшение)

Масса

Рост

Показатели мышечной силы

ЖЕЛ

Итоговая оценка

Удельный вес (%) по итоговой оценке

Итоговый балл складывается из баллов по каждому показателю и оценивается в соответствии с Таблицей 3. Если ребенок покинул учреждение до окончания смены, он автоматически попадает в группу с "отсутствием оздоровительного эффекта".

Оценка эффективности оздоровления детей и подростков проводится в обязательном порядке по итоговой суммарной оценке, для ее детализации оценке также подлежат "Обязательные" показатели – Таблица 4.

Методика

определения «основных показателей» оценки

эффективности оздоровления

Взвешивание проводят на медицинских весах, правильно установленных и отрегулированных. Весы следует устанавливать на ровном месте и в строго горизонтальном положении. При взвешивании ребенок должен стоять неподвижно посредине площадки.

Для измерения длины тела используют ростомер, представляющий собой вертикальную планку с нанесенной на ней сантиметровой шкалой, укрепленную на площадке. Ростомер следует устанавливать на ровном месте и в строго горизонтальном положении. Ребенка ставят на площадку спиной к вертикальной стойке так, чтобы он касался стойки пятками, ягодицами, лопатками и затылком. Руки должны быть вытянуты по швам, пятки вместе, носки врозь, голову надлежит держать так, чтобы козелок уха и наружный угол глазной щели были на одной горизонтальной линии. Планшет опускают на голову.

Силу мышц кисти измеряют ручным динамометром. При этом рука должна быть отведена в сторону, динамометр сжимается с максимальным усилием, без рывка. Проводят два измерения, фиксируется лучший результат. Измеряется сила мышц правой и левой кисти.

Спирометрия – метод определения жизненной емкости легких (ЖЕЛ): закрыв нос пальцами, ребенок-подросток делает максимальный вдох, а затем постепенно (за 5-7 секунд) выдыхает в спирометр. Обязательно 2-3-кратное повторение процедуры измерения. Из полученных результатов выбирается максимальный. Полученная величина ЖЕЛ называется фактической.

Организация рационального питания в оздоровительном учреждении

Основными задачами при организации питания в летних оздоровительных учреждениях являются:


  1. удовлетворение потребности детей в пищевых веществах и энергии, том числе в макронутриентах (белки, жиры, углеводы) и микронутриентах (витамины, микроэлементы и др.) в соответствии с возрастными физиологическими потребностями;

  2. сбалансированность рациона по всем пищевым веществам, в том числе по аминокислотам, жирным кислотам, углеводам, относящимся к различным классам, содержанию витаминов, минеральных веществ (в т.ч. микроэлементов), максимальное разнообразие рационов, которое достигается путем использования достаточного ассортимента продуктов и различных способов кулинарной обработки продуктов;

  3. технологическая (кулинарная) обработка продуктов, обеспечивающая высокие вкусовые качества кулинарной продукции и сохранность пищевой ценности всех продуктов;

  4. исключение из рациона питания продуктов и блюд, способных оказывать раздражающее действие на слизистую оболочку органов пищеварения, а также продуктов, которые могли бы привести к ухудшению здоровья у детей и подростков;

  5. адекватная технологическая обработка пищевых продуктов, обеспечивающая максимальную сохранность пищевой ценности, высокие вкусовые качества кулинарной продукции, её диетическую направленность.
Для оздоровления детей и подростков необходимо организовать полноценное питание с учетом физиологических потребностей растущего детского организма, учитывая суточную потребность детей в белках (включая белки животного происхождения), жирах, углеводах, витаминах, минеральных веществах и энергетической ценности, которые определяются нормами физиологических потребностей детей и подростков в пищевых веществах и энергии для различных возрастных групп детей и подростков (МР 2.3.1.2432-08 «Нормы физиологических потребностей в энергии и пищевых веществах для различных групп населения Российской Федерации»).

Рацион питания предусматривает формирование набора продуктов, предназначенных для питания детей в течение дня, на основании физиологических потребностей в пищевых веществах и рекомендуемого набора продуктов в зависимости от возраста детей.

На основании сформированного рациона питания разрабатывается меню, включающее распределение перечня блюд, кулинарных, мучных, кондитерских и хлебобулочных изделий по отдельным приемам пищи (завтрак, обед, полдник). Для обеспечения здоровым питанием составляется примерное меню на оздоровительную смену в соответствии рекомендуемой формой, а также меню-раскладка, содержащее количественные данные о рецептуре блюд.

Примерное меню разрабатывается юридическим лицом, обеспечивающим питание в оздоровительном учреждении, и согласовывается с руководителем оздоровительного учреждения. В примерном меню должны быть соблюдены требования настоящих санитарных правил по массе порций блюд, их пищевой и энергетической ценности, суточной потребности в витаминах.

Примерное меню должно содержать информацию о количественном составе блюд, энергетической и пищевой ценности каждого блюда. Обязательно приводятся ссылки на рецептуры используемых блюд и кулинарных изделий в соответствии со сборниками рецептур. Наименования блюд и кулинарных изделий, указываемых в примерном меню, должны соответствовать их наименованиям, указанным в использованных сборниках рецептур.

Для обеспечения физиологических потребностей детей и подростков в пищевых веществах и энергии необходимо соблюдать нормы питания по наборам продуктов (в граммах на 1 ребенка в день) для оздоровительных учреждений.

На основании норм питания в оздоровительном учреждении должно быть составлено и согласовано с учреждением Роспотребнадзора цикличное меню. В цикличном меню должно учитываться рациональное распределение энергетической ценности по отдельным приемам пищи. Рацион питания должен обеспечивать соотношение белков, жиров, углеводов – 1:1:4. Не менее 50-60 % белка должно быть животного происхождения (мясо, рыба, молоко, молочные продукты); около 20 % от общего количества жиров должны составлять растительные масла, содержащие полиненасыщенные жирные кислоты (подсолнечное, кукурузное, соевое). В загородных стационарных учреждениях отдыха и оздоровления детей рекомендуется 5-разовое питание с интервалами между приемами

пищи не более 4 часов.

Распределение калорийности суточного рациона питания следующее: завтрак – 25 %, обед – 35 %, полдник – 15 %, ужин – 20 %, 5-разовое питание – 5 %.

В оздоровительных учреждениях с дневным пребыванием рекомендуется 3-разовое питание (завтрак, обед, полдник).

Распределение калорийности по приемам пищи в процентном отношении от суточного рациона должно составлять: завтрак – 25 %, обед – 35 %, полдник – 15 %.

Допускаются в течение дня отступления от норм калорийности по отдельным приемам пищи в пределах +/– 5 % при условии, что средний процент пищевой ценности за оздоровительную смену будет соответствовать вышеперечисленным требованиям по каждому приему пищи. Ежедневно в рационе питания должны присутствовать мясо и рыба, молоко и молочные продукты, сливочное и растительное масла, овощи, фрукты (плоды и ягоды), хлеб, хлебобулочные изделия. В течение недели – обязательно крупы и макаронные изделия, сметана, сыр, яйца, творог, фруктовые соки. При этом такие продукты, как рыба, яйцо, творог, целесообразно использовать 2-3 раза в неделю.

В меню обязательно должны включаться свежие овощи, зелень, фрукты, ягоды, натуральные соки и витаминизированные продукты, в том числе витаминизированные напитки. При отсутствии в меню витаминизированных напитков проводить С-витаминизацию третьих блюд. Не допускается использование в питании детей и подростков газированных напитков (содержащих углекислоту).

Производство готовых блюд осуществляется в соответствии с технологическими картами, в которых должна быть отражена рецептура и технология приготавливаемых блюд и кулинарных изделий. При разработке меню предпочтение следует отдавать свежеприготовленным блюдам, не подвергающимся повторной термической обработке, включая разогрев замороженных блюд.

В примерном меню не допускается повторение одних и тех же блюд или кулинарных изделий в один и тот же день или последующие 2-3 дня. Питание детей и подростков должно соответствовать принципам щадящего питания, предусматривающим использование определенных способов приготовления блюд, таких как варка, приготовление на пару, тушение, запекание, и исключать продукты с раздражающими свойствами.

Завтрак должен состоять из закуски, горячего блюда и горячего напитка. Рекомендуется включать овощи и фрукты.

Обед должен включать закуску, первое, второе и сладкое блюдо. В качестве закуски следует использовать салат из огурцов, помидоров, свежей или квашеной капусты, моркови, свеклы и т.п. с добавлением свежей зелени; допускается использовать порционированные овощи. Второе горячее блюдо должно быть из мяса, рыбы или птицы с гарниром.

Фактический рацион питания должен соответствовать утвержденному примерному меню. В исключительных случаях, при отсутствии необходимых пищевых продуктов, допускается их замена другими продуктами, равноценными по химическому составу (пищевой ценности) в соответствии с таблицей замены пищевых продуктов, что должно быть подтверждено необходимыми расчетами.

Ежедневно в обеденном зале вывешивается меню, в котором указываются сведения об объемах блюд и названия кулинарных изделий.

Прием пищевых продуктов и продовольственного сырья в организации общественного питания, обслуживающей оздоровительные учреждения, должен осуществляться при наличии документов, гарантирующих качество и безопасность пищевых продуктов. Документация, удостоверяющая качество и безопасность продукции, должна сохраняться до окончания использования продукции.

В питании обучающихся допускается использование продовольственного сырья растительного происхождения, выращенного в организациях сельскохозяйственного назначения, на учебно-опытных и садовых участках, в теплицах образовательных учреждений, при наличии результатов лабораторно-инструментальных исследований указанной продукции, подтверждающих ее качество и безопасность.

Овощи урожая прошлого года (капусту, морковь) в период после 1 марта допускается использовать только после термической обработки.

Доставка пищевых продуктов осуществляется специализированным транспортом, имеющим оформленный в установленном порядке санитарный паспорт.

В целях производственного контроля над доброкачественностью и безопасностью приготовленной пищи, соблюдением условий хранения и сроков годности пищевых продуктов, оценкой качества приготовленных блюд на пищеблоке оздоровительного учреждения должны ежедневно заполняться журналы в соответствии с рекомендуемыми формами, а также отбираться суточные пробы от каждой партии приготовленных блюд.
Суточная потребность детей и подростков в пищевых веществах

и энергии


Пищевые вещества

Возраст детей (лет)

6

(школьники)


7-10

11-13

14-17

Белки (г), в т.ч. животные

69

77

90/82

98/90

Жиры (г)

67

79

92/84

100/90

Углеводы (г)

285

335

390/355

425/360

Энергетическая ценность (ккал)

2000

2350

2750/2500

3000/2600

Примечание: через дробь указана потребность в пищевых веществах мальчиков (числитель), девочек (знаменатель)
Требования к устройству, содержанию помещений пищеблока , оборудованию, инвентарю, посуде и таре должны соответствовать санитарно-эпидемиологическим требованиям к организации общественного питания. Пищеблоки независимо от вместимости учреждения должны иметь полный набор производственных цехов, обеспечивающих поточность технологического процесса согласно санитарно-эпидемиологическим требованиям к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них продовольственного сырья и пищевых продуктов.

Технологическое оборудование, инвентарь, посуда, тара выполняются из материалов, имеющих санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии санитарным правилам и нормам. Производственное оборудование и разделочный инвентарь закрепляются за каждым цехом и имеют специальную маркировку.

При технологических процессах приготовления блюд и работе оборудования должна быть исключена возможность контакта сырых и готовых к употреблению продуктов. Транспортировку пищевых продуктов проводят в условиях, обеспечивающих их сохранность и предохранение от загрязнения.

Пищевые продукты, поступающие в пищеблок, должны соответствовать гигиеническим требованиям, предъявляемым к продовольственному сырью и пищевым продуктам, и сопровождаться документами, удостоверяющими их качество и безопасность, с указанием даты выработки, сроков и условий хранения продукции. Сопроводительный документ необходимо сохранять до конца реализации продукта. Для контроля над качеством поступающей продукции проводится бракераж, и делается запись в журнале бракеража продукции.

Не допускается хранение скоропортящихся продуктов без холода.
В холодильных камерах должны строго соблюдаться правила товарного соседства. Сырые и готовые продукты следует хранить в отдельных холодильных камерах. В небольших учреждениях, имеющих одну холодильную камеру, а также в камере суточного запаса продуктов, допускается их совместное кратковременное хранение с соблюдением условий товарного соседства (на отдельных полках, стеллажах). Условия и сроки хранения продуктов должны соответствовать требованиям санитарных правил.

В целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных и массовых отравлений среди детей и подростков в оздоровительные учреждения не допускается принимать:

Продовольственное сырье и пищевые продукты без документов, подтверждающих их качество и безопасность;

Продовольственное сырье и пищевые продукты с истекшими сроками реализации, признаками порчи и загрязнения;

Мясо и субпродукты сельскохозяйственных животных без клейма
и ветеринарного свидетельства;

Мясо водоплавающей птицы (утки, гуси);

Рыбу, сельскохозяйственную птицу без ветеринарного свидетельства;

Непотрошеную птицу;

Кровяные и ливерные колбасы;

Яйца с загрязненной скорлупой, с насечкой "тек", "бой", а также яйца из хозяйств, неблагополучных по сальмонеллезу;

Утиные и гусиные яйца;

Консервы с нарушением герметичности банок, бомбажные консервы, "хлопуши", банки с ржавчиной, деформированные, без этикеток;

Подмоченные продукты в мягкой таре (мука, крупа, сахар и другие продукты);

Крупу, муку, сухофрукты и др. продукты, зараженные амбарными вредителями, а также загрязненные механическими примесями;

Овощи, фрукты, ягоды с наличием плесени и признаками гнили;

Закусочные консервы, маринованные овощи и фрукты;

Продукцию домашнего изготовления (консервированные грибы, мясные, молочные, рыбные и другие продукты, готовые к употреблению);

Газированные напитки, напитки на основе синтетических ароматизаторов.
В питании детей:

а) не используются:

Остатки пищи от предыдущего приема, а также пища, приготовленная накануне;

Фляжное, бочковое, непастеризованное молоко без тепловой обработки (кипячения);

Фляжный творог, сметана, зеленый горошек в натуральном виде без тепловой обработки (кипячения);

Рыба без термической обработки (строганина, вобла и др.);

Прокисшее молоко "самоквас";

Напитки, морсы и пр. собственного приготовления, квас;

Изделия из мясной обрези, отходы колбасных цехов, свиные баки, диафрагмы, кровь, мозги, рулеты из мякоти голов;

Консервированные продукты домашнего приготовления;

Консервированные продукты в томатном соусе;

Порошки неизвестного состава в качестве разрыхлителей теста; сухие концентраты для приготовления гарниров;

б)не изготавливаются:

Сырковая масса, творог;

Макароны с мясным фаршем ("по-флотски"), блинчики с мясом, студни, зельцы, окрошка, паштеты, фаршмак из сельди, заливные блюда (мясные и рыбные);

Макароны с рубленым яйцом, яичница-глазунья;

Кремы, кондитерские изделия с кремом;

Изделия во фритюре, паштеты;

В) не включаются:

- острые соусы, горчица, хрен, перец, уксус, натуральный кофе, соки и напитки в виде сухих концентратов, майонез;

- продукты, содержащие пищевые добавки (ароматизаторы, красители искусственного происхождения, жевательная резинка).

В оздоровительном учреждении следует организовать питьевой режим, обеспечивающий безопасность качества питьевой воды, которая должна отвечать требованиям санитарных норм и правил.

Ответственность за организацию питания детей

возлагается на руководителя оздоровительного учреждения.

Контроль над состоянием фактического питания,

выполнением натуральных норм, за санитарно-гигиеническим состоянием пищеблока, а также анализ качества питания возлагается на врача и диетсестру учреждения.

УТВЕРЖДАЮ
Руководитель Федеральной службы
по надзору в сфере защиты
прав потребителей и благополучия человека,
Главный государственный санитарный
врач Российской Федерации
Г.Г. Онищенко

Методические рекомендации подготовлены с целью обеспечения единообразия в проведении медицинских осмотров детей и подростков в летних оздоровительных учреждениях отдыха и оздоровления детей и подростков, исключения субъективных подходов к оценке эффективности летнего оздоровления.

загородными оздоровительными учреждениями (загородные сезонные оздоровительные учреждения, в том числе, санаторные смены загородных сезонных оздоровительных учреждений; лагеря труда и отдыха на базе сезонных оздоровительных учреждений; загородные круглогодичные оздоровительные учреждения, в том числе санаторные смены загородных круглогодичных оздоровительных учреждений; загородные санаторно-оздоровительные учреждения, санаторные смены для детей на базах санаториев, баз отдыха (для взрослых), детские санатории, спортивно-оздоровительные и оборонно-спортивные учреждения); лагерями дневного пребывания школьников, в том числе лагеря труда и отдыха на базе лагерей дневного пребывания школьников.

II. Термины и определения:

Показатели оценки эффективности оздоровления (далее показатели) – показатели, характеризующие рост, массу тела, мышечную силу и жизненную емкость легких (ЖЕЛ), оценка динамики которых за летнюю оздоровительную смену является обязательной для определения степени эффективности оздоровления (высокая, слабая, отсутствие).

Индекс массы тела (ИМТ, Индекс Кетле) – это показатель характеризующий физическое развитие, представляющий собой отношение массы тела в кг к росту в м2.

Функциональное состояние – комплекс свойств, определяющий уровень жизнедеятельности организма, системный ответ организма на физическую нагрузку, в котором отражается степень интеграции и адекватности функций выполняемой работе.

III. Определение показателей оценки эффективности летнего оздоровления:

Выбор показателей обусловлен их потенциальной изменчивостью за период летнего оздоровления под воздействием (благоприятным или неблагоприятным) среды обитания и возможностью оценки динамики показателей за оздоровительную смену.

Динамика показателей зависит от непосредственного воздействия факторов среды, в том числе питания, двигательного режима, режима дня, проводимых в учреждении оздоровительных процедур и физкультурно-массовой работы. Показатели чутко реагируют на снижение резистентности организма и перенесенные в ходе оздоровительного сезона заболевания. Вместе с тем, они просты в измерении и оценке.

Необходимое для оценки показателей оборудование - весы напольные, ростомер, динамометр кистевой, спирометр.

При необходимости можно также дополнять перечень дополнительными показателями (функциональные пробы сердечно-сосудистой системы, дыхательной системы, общей физической работоспособности).

IV. Оценка эффективности оздоровления:

Для комплексной оценки эффективности оздоровления детей в учреждениях летнего отдыха и оздоровления в 1-2-й день от начала оздоровительной смены, а также за день до ее окончания, в учреждении организуется и проведится медицинский осмотр всех оздоравливаемых детей с проведением антропометрических и физиометрических методов исследования.

Все измерения проводятся на полуобнаженном ребенке в первую половину дня.

Критерии оценки каждого показателя приведены в табл. 1. Критерии оценки дополнительных показателей аналогичны.

Для оценки эффективности оздоровления каждого ребенка и коллектива в целом информация по результатам медицинского осмотра вносится в журнал «Оценка оздоровительного эффекта» (табл.2), предусматривающем внесение информации по каждому ребенку на начало смены, а также на её окончание. Графа примечание заполняются, в случае если ИМТ больше или равно верхней границе нормы (см. термины и определения), а также, если ребенок покинул учреждение до окончания смены.

Таблица 1

Критерии оценки «обязательных» показателей эффективности оздоровления

Показатели Эффективность оздоровления
высокая слабая отсутствие
динамика баллы динамика баллы динамика баллы
Масса* прибавка более 1 кг 2 прибавка от 0 до 1 кг 1 снижение 0
рост прибавка в росте 2 без изменений 1 - -
показатели мышечной силы прибавка 5% и более 2 прибавка до 5% 1 отсутствие прибавки 0
ЖЕЛ прибавка 10% и более 2 прибавка до 10% 1 отсутствие прибавки 0

Примечание: если ИМТ больше или равен верхней границе нормы, то снижение массы тела оценивается в 2 балла, прибавка от 0 до 1 кг – 1 балл, прибавка массы тела более чем на 1 кг – 0 баллов. Нормативные значения ИМТ: 7- лет – норма: 13,5-17,5; 8 лет – 13,5-18; 9 лет – 14-19; 10 лет – 14-20; 11 лет – 14,5-21; 12 лет 15-22; 13 лет 15 – 22,5; 14 лет - 16 – 23,5; 15 лет – 16,5 – 24; 16 лет – 17 – 25.

Итоговый балл складывается из баллов по каждому показателю и оценивается в соответствии с табл. 3. Если ребенок покинул учреждение до окончания смены, он автоматически попадает в группу с отсутствием оздоровительного эффекта.

Оценка эффективности оздоровления детей и подростков проводится по итоговой суммарной оценке, для ее детализации оценке также подлежат показатели – табл. 4

Таблица 2

«Оценка оздоровительного эффекта»

Продолжение таблицы 2

Таблица 3

Критерии суммарной оценки эффективности оздоровления

Таблица 4

Оценка эффективности оздоровления детей и подростков (итоговая таблица)

Приложение 1
к МР № 2.4.4.01-09
(обязательное)

Методика определения «основных показателей» оценки эффективности оздоровления

Взвешивание проводят на медицинских весах , правильно установленных и отрегулированных. Весы следует устанавливать на ровном месте и в строго горизонтальном положении. При взвешивании ребенок должен стоять неподвижно посредине площадки.

Для измерения длины тела используют ростомер , представляющий собой вертикальную планку с нанесенной на ней сантиметровой шкалой, укрепленную на площадке. Ростомер, следует устанавливать на ровном месте и в строго горизонтальном положении. Ребенка ставят на площадку спиной к вертикальной стойке так, чтобы он касался стойки пятками, ягодицами, лопатками и затылком. Руки должны быть вытянуты по швам, пятки вместе, носки врозь, голову надлежит держать так, чтобы козелок уха и наружный угол глазной щели были на одной горизонтальной линии. Планшет опускают на голову.

Силу мышц кисти измеряют ручным динамометром. При этом рука должна быть отведена в сторону, динамометр сжимается с максимальным усилием, без рывка. Проводят два измерения, фиксируется лучший результат. Измеряется сила мышц правой и левой кисти.

Спирометрия метод определения жизненной емкости легких (ЖЕЛ) - закрыв нос пальцами ребенок-подросток делает максимальный вдох, а затем постепенно (за 5-7 секунд) выдыхает в спирометр. Необходимо 2-х – 3-х кратное повторение процедуры измерения. Из полученных результатов выбирается максимальный. Полученная величина ЖЕЛ называется фактической.

Санитарный надзор

Похожие статьи