"особенности ценообразования и установления цен на платные медицинские услуги". Люди едут лечиться в регионы, потому что там дешевле – исследование рынка платной медицины Объектом расчета цены на медицинскую услугу являются

Аналитики РБК изучили рынок медицинских услуг в России и приводят основные находки из исследования: какой объем приходится на теневые платежи, почему россияне занимаются медицинским туризмом и как сектору удалось не просесть в кризис.

Мы публикуем главное, а подробнее с отчетом можно познакомиться .

Люди едут лечиться в регионы, потому что там дешевле – исследование рынка платной медицины

Сергей Хитров

Кому в медицине деньги платить

Рынок медицинских услуг в России делится на две основные части: это страховая медицина, которая делится на обязательное и добровольное медицинское страхование, и коммерческая медицина.

По российским законам платные услуги имеют право оказывать все лечебные учреждения: государственные, ведомственные госпитали и медсанчасти, представительства зарубежных медучреждений, частные отечественные клиники, частнопрактикующие врачи (индивидуальные предприниматели). Поэтому у российского рынка – в отличие от более развитых европейских – есть своя специфика – «теневые» платежи.

Итак, на рынке есть три сегмента:

  • «Легальный» рынок платных с официальными кассовыми платежами;
  • Рынок добровольного медицинского страхования (ДМС);
  • «Теневой» рынок платных медицинских услуг: это деньги, уплаченные «в карман» врачам мимо кассы или «подарки», а также средства частных клиник, полученные официально, но выведенные из-под налогов.

Динамика структуры рынка платных медицинских услуг в России 2005-2016 гг., %

Структура рынка

Доля «теневого» сегмента рынка сокращается с каждым годом. Если в 2005 году на него приходилось более половины объема рынка платных медицинских услуг (51%), то по итогам 2016 года – всего 22%.

Причина динамики – рост заработных плат врачей в государственных клиниках , более жесткий контроль в частных медицинских учреждениях, более высокая осведомленность пациентов и увеличение доли частных клиник, работающих официально.

Доля «легального» сегмента рынка платных медицинских услуг увеличилась почти в два раза за последние 11 лет – с 33% в 2005 году до 64% в 2016 году. Рост сегмента продолжится за счет снижения объема «теневых» платежей. Доля сегмента ДМС на российском рынке практически не меняется в течение последних 11 лет и находится в пределах 14-16%.

По оценкам аналитиков РБК Исследования рынков, в 2016 году объем рынка платных медицинских услуг составил 732,4 млрд руб. Он вырос на 39 млрд руб. или на 5,6% по сравнению с предыдущим годом.

Рис. 18. Динамика объема рынка платных медицинских услуг в России, 2005-2016 гг., млрд руб., %

Источник: оценки РБК Исследования рынков

Динамика роста рынка

Последние 11 лет рынок платных медицинских услуг растет (за исключением небольшого падения в кризисном 2009 году).

  • С 2005 года рынок вырос более чем в 3 раза, а с 2006 года по 2008 год сектор рост на 18-22% в год.
  • На фоне кризиса рынок перестал расти, а в 2010 году начал восстанавливаться. Темп прироста объема платных медицинских услуг примерно равнялся инфляции, а объем услуг почти не менялся.
  • В 2012 году количество платных услуг начало расти – главным драйвером стало невысокое качество бесплатной медицины.
  • В 2014-2016 годах на фоне сложной макроэкономической ситуации в стране ожидалось замедление темпов роста рынка. Некоторые эксперты и аналитические агентства прогнозировали снижение затрат на здравоохранение и государства, и самих пациентов.

Однако ситуация была обратной. В 2014 году рынок вырос на 12,8%: выросло количество услуг и цены на них. В 2015-2016 годах рост российского рынка платных медицинских услуг продолжился. Темпы прироста (в номинальных ценах) составили 7,6% и 5,6% соответственно – это, однако, стало возможным благодаря росту цен на услуги.

Кризис и причины роста рынка

Итак, в разгар кризиса 2015-2016 годов рынок развивался по инфляционной модели и не рос количественно (или в сопоставимых ценах). Однако по сравнению с многими другими потребительскими рынками, испытавшими существенное снижение не только в текущих, но и в сопоставимых ценах, ситуация на рынке медицинских услуг была более оптимистичной.

Причин несколько. Самая очевидная – повышение цен на многие услуги в российских клиниках. Есть и специфика рынка: люди не могут отложить или отказаться от некоторых медицинских услуг.

Кроме того, произошла так называемая оптимизация в сфере здравоохранения: государственных клиник стало меньше, поэтому россиянам пришлось обращаться в частные клиники или платить за дополнительные услуги в государственных.

Медицинский туризм

Согласно данным Российской ассоциации медицинского туризма (АОММТ), в предыдущем году внутренний медицинский туризм вырос на 16%. Если в 2015 году в других городах РФ лечились 7-8 млн человек, то в 2016 году – уже более 9 млн человек. Объем затрат на лечение в регионах России пациентов из других городов составил 240 млрд руб.

Наиболее популярное направление внутреннего медицинского туризма – стоматология. По данным АОММТ, доля россиян, стремящихся сэкономить на лечении за счет поездок в регионы, в настоящее время не превышает 4-6%:

  • 32% всех оказанных медицинским туристам услуг приходится на стоматологию,
  • 23% – на гинекологию и урологию,
  • 12% – на косметологию,
  • 8% – на офтальмологию,
  • 5% – на кардиологию.

Основная цель поездок в регионы – экономия. В Москву и Санкт-Петербург едут за сложным лечением, требующим новейших технологий и высокой квалификации врачей.

Вместе с тем падение курса рубля привело к притоку иностранных медицинских туристов в страну (преимущественно в Москву и Санкт-Петербург). Согласно данным Минздрава РФ, за предыдущий год въездной медтуризм в Россию вырос на 56%. По оценке Российской ассоциации медицинского туризма, в 2016 году Россию с целью получения медицинского обслуживания посетило около 20 тыс. туристов из других стран.

Среди наиболее востребованных направлений – стоматология (имплантация и протезирование), урология и гинекология (в основном ЭКО), пластическая хирургия, травматология, сердечно-сосудистая хирургия, ортопедия и офтальмология.

Прогнозы

Согласно прогнозам РБК Исследования рынков, в 2017 году рынок платных медицинских услуг в России продолжит умеренный рост – 7,3% по сравнению с прошлым годом.

Основной прирост обеспечит «легальный» сектор, который по итогам 2017 года вырастет до 526,2 млрд руб. (то есть на 11,5% по сравнению с 2016 годом). В последние 2 года основной причиной роста номинальной стоимости услуг в «легальном» секторе была инфляция, то в 2017-2018 годах в игру вступят и другие факторы – например, повышение оборота.

В ближайшие годы часть бесплатных станет платной. Благодаря этому вырастет «легальный» сегмент и сократится объем «теневых» платежей вне кассы.

Также на рост как «легального» сектора, так и рынка в целом повлияет оптимизация. В 2017-2018 годах реальные располагаемые доходы населения, по прогнозам МЭР, наконец, перестанут падать и даже продемонстрируют незначительный рост: это означает постепенное возвращение потребительской уверенности и оживление на многих потребительских рынках.

Цены на медицинские услуги, разумеется, поднимутся. Причина на поверхности - основная часть расходных материалов и лекарства, а также медицинское оборудование импортируется. Наибольшее повышение будет происходить в области стоматологии, так как здесь традиционно выше доля импортных препаратов.

Но повышение цен будет гораздо меньшим, чем показатель динамики курса национальной валюты, так как основная часть расходов (зарплаты, аренда) не связана с валютными операциями.

При этом бизнес будет стараться максимально сдержать рост цен. Конкуренция практически во всех регионах крайне высока, и сейчас для потребителей на первый план выйдет не только качество, но и стоимость услуг. Повышение цен будет находиться в границах общей инфляции по экономике.

Тимур Нигматуллин

аналитик инвестиционного холдинга «Финам »

По моим оценкам, объём рынка платных медицинских услуг в России в 2014 году составил около 700 миллиардов рублей, это на 15 процентов больше, чем в прошлом году. В 2015 году я ожидаю схожих темпов роста, несмотря на негативную экономическую конъюнктуру. Ключевыми факторами роста остаётся старение населения и сокращение госрасходов на медицину. Драйвером роста цен будут услуги, связанные с онкологическими, сердечно-сосудистыми заболеваниями и стоматологией.

Степан Фирстов

генеральный директор медицинской клиники FMC

У нас цены поднимутся процентов на 15−20 из-за увеличения стоимости расходных материалов, в частности интегрируемых в организм металлоконструкций импортного производства (это именно те позиции, которые пока нечем заменить). Также поднимутся цены на диагностику, ведь она часто находится на аутсорсинге у лабораторий, а те уже подняли цену на десять процентов. Что касается крупных операций по травматологии и ортопедии, то будем пациенту (где это возможно) предлагать альтернативные варианты с российским металлом, предупреждая о риске.

Но многие позиции останутся без изменений благодаря тому, что за последние три года увеличилось количество отечественных производителей. Например, свет, операционное бельё, цифровой рентгеновский аппарат, современные каталки, операционные и перевязочные столы, аппараты для электрокоагуляции в наше новое подразделение мы приобретали у отечественного производителя. Поэтому здесь сюрпризов не будет.

Индустрия красоты

Елена Володина

Сильнее всего подорожают инъекционные процедуры (уже сейчас их стоимость выросла на 15−20 процентов), так как препараты покупаются за границей. Исключение должен составить разве что плазмолифтинг, если вы не будете добавлять в плазму мезококтейли. Некоторые клиники попытаются заработать на клиентах и повысят цены даже на те материалы, которые успели закупить по старым ценам: на фоне общего подорожания услуг это не вызовет подозрения. Из позитивного: не должны поменяться в цене аппаратные, в том числе лазерные процедуры. Во-первых, они и так недёшевы (например, фракционная шлифовка всего лица стоит от 20 тысяч рублей), во-вторых, для их проведения не требуются дополнительные дорогостоящие препараты.

Количество клиентов салонов красоты едва ли снизится: рутинные процедуры (маникюр, стрижки и окрашивания) будут востребованными всегда. В кризис работает эффект «губной помады»: женщины остерегаются крупных трат, но при этом готовы тратить деньги на приятные мелочи, которые позволяют не потерять лицо в период кризиса.

Андрей Волков

No Strategy

На последней паре выставок индустрии красоты был зафиксирован небывалый спрос на азиатскую косметику. Думаю, в ближайшие два года нас ждёт 90%-е замещение привычных итальянских, французских, швейцарских и американских профессиональных марок. Все участники боятся повышать цены на услуги, но цены на сырьё уже выросли, вот они и меняют поставщиков. Сейчас можно сказать, что коррекции почти не было, пять процентов по рынку. Незначительного снижения можно ожидать только в сегментах бюджетных стрижек и дизайна ногтей.

Образование

Андрей Волков

руководитель консалтинговой компании No Strategy

Цены на обучение росли и без кризиса. Чем престижнее вуз, тем быстрее поднимались цены. Например, востребованные программы MBA дорожают каждый год на 10−15 процентов. Есть вероятность, что многие родители не смогут вынести финансовую нагрузку, и дети пойдут учиться в другие институты или на другие специальности. Или вообще не пойдут. Но сегодня мировое образование находится в тектоническом сдвиге. Даже старейшие университеты мира спешат застолбить своё место в сфере дистанционного обучения и запускают проекты онлайн-обучения. Кроме всех прочих прелестей, эти программы в разы дешевле, и, думаю, пройдёт не больше трёх-пяти лет, пока общество не начнёт признавать их всерьёз наряду с традиционным форматом.

Олеся Горькова

директор центра языковой подготовки университета «Синергия »

В сегменте дополнительного образования не только возрастут цены, но и изменится спрос. Рост стоимости часа занятий с носителем языка компенсируется повышенными требованиями к качеству. При этом снизится интерес к продуктам премиум-формата: индивидуальное обучение, языковое сопровождение и прочее. Сейчас мы наблюдаем тенденцию изменения интересов к изучаемым языкам: возрастает спрос на изучение восточноазиатских языков, то есть китайский и арабский языки переходят из категории экзотики в категорию прикладных языков делового общения, тем не менее английский язык - это 90 процентов рынка.

Фитнес

Андрей Волков

руководитель консалтинговой компании No Strategy

Самый конкурентный рынок - Петербург. Он оценивается в 1,3 миллиона абонементов. На пятимиллионный город! У фитнес-операторов уже нет возможностей повышать цены. То, что уже случилось в Петербурге, будет распространяться по России. Оплата в рассрочку, дополнительные услуги, гибкие тарифы день/ночь/заморозка. Иначе бизнес будет не спасти. По итогам последнего квартала 2014 года все операторы отмечают резкое падение продаж персональных тренировок - очень тревожный сигнал. Завтра могут начать отказываться и от абонементов.
Конечно, альтернативы фитнесу есть. Это небольшие специализированные студии по кросс-фиту, сайклу, аэробике, йоге, смешанным единоборствам и многие другие. И всесезонные тренировки на открытом воздухе: бег, ходьба, скандинавская ходьба. Сезонные: велосипед, ролики. Опять же индивидуальные тренерские программы различных форматов. Этот год будет для фитнес-потребителя выгодным, если, конечно, сохранятся номинальные доходы.

В 2018 г ожидается рост численности медицинских приемов на 0,5% относительно 2017 г за счет роста во всех секторах рынка медицинских услуг, кроме бюджетного сектора и сектора добровольного медицинског

По данным обзора «Анализ рынка медицинских услуг в России », подготовленного BusinesStat в 2017 г, в 2017 г натуральный объем рынка в стране составил 1 529 млн приемов, что всего на 0,4% выше уровня 2016 г. В 2015-2016 гг происходило сокращение показателя под влиянием кризиса и уменьшения реальных доходов населения, а также снижения доступности медицинской помощи для населения в результате оптимизации числа медучреждений. Росту же показателя в 2017 г способствовала относительная стабилизация российской экономики после кризисных изменений предыдущих лет.

В 2013-2017 гг средние цены на базовые медицинские услуги в России росли. Средняя цена медицинского приема в стране за пятилетний период выросла на 37,6% и достигла 1 511,1 руб за прием. По сравнению с 2016 г наиболее сильно выросла цена на изготовление коронки - увеличение цены составило 13,9%. Меньше всего выросли средние цены на ультразвуковое исследование брюшной полости - увеличение цены составило 1,6%.

В 2018 г ожидается рост численности медицинских приемов на 0,5% относительно 2017 г за счет роста во всех секторах рынка медицинских услуг, кроме бюджетного сектора и сектора добровольного медицинского страхования. Число медицинских приемов в бюджетном секторе будет сокращаться в связи с невысоким темпом роста объемов финансирования государственных медучреждений, который не позволит покрыть рост цен на услуги. В целом в 2018-2022 гг прогнозируется увеличение числа медицинских приемов в России возрастающими темпами. В 2022 г показатель достигнет уровня 1 601 млн приемов, что на 4,7% выше уровня 2017 г.

Росту натурального объема рынка медицинских услуг, в частности, будут способствовать восстановление потребительского спроса на платные услуги клиник и расширение ассортимента услуг коммерческими клиниками. Кроме того, будет развиваться предоставление платных услуг в государственных медицинских учреждениях. Дополнительным направлением, в рамках которого прогнозируется увеличение числа медицинских приемов, является телемедицина -- с 1 января 2018 г начал действовать закон в отношении телемедицинских услуг, которые предполагают дистанционное общение врача с пациентом.

Похожие исследования

Маркетинговое исследование рынка телемедицины в России Компания Гидмаркет 45 000 ₽ Типовой бизнес план Медицинского офиса (кабинета). 90 кв.м. SYNOPSIS consulting&research 21 000 ₽ Типовой бизнес-план Скорой медицинской помощи с готовой финансовой моделью SYNOPSIS consulting&research 25 000 ₽ Типовой бизнес-план Станции скорой медицинской помощи SYNOPSIS consulting&research 21 000 ₽

Материалы по теме

Статья, 13 февраля 2020 ROIF EXPERT Рынок доломита в России 2020: Равновесие после мощных колебаний Согласно данным исследования маркетингового агентства ROIF Expert производство доломита сократилось на 23,8%, однако в денежном выражении в 2019 году рынок вырос на 3,3%.

Согласно данным исследования «Рынок доломита в России: исследование и прогноз до 2024 г», подготовленного маркетинговым агентством ROIF Expert в 2020 году, за прошлый 2019 год производство доломита сократилось на 23,8%, однако в денежном выражении рынок вырос на 3,3% и достиг 4,7 млрд рублей.


Статья, 12 февраля 2020 BusinesStat Продажи пива и пивных напитков в России за 2015-2019 гг снизилтсь на 9,4%: с 10,28 до 9,32 млрд л. Снижению продаж способствуют высокие акцизные ставки, запрет на торговлю в ночное время и в объектах нестационарной торговли, запрет на пластиковую тару.

По данным «Анализа рынка пива и пивных напитков в России», подготовленного BusinesStat в 2020 г, объём продаж этой продукции в стране за 2015-2019 гг снизился на 9,4%: с 10,28 до 9,32 млрд л. С одной стороны, снижению продаж способствуют меры государственного регулирования, такие как высокие акцизные ставки, усиленный государственный контроль за оборотом алкогольных напитков, запрет на торговлю алкогольными напитками в ночное время и в объектах нестационарной торговли (киосках) и др. С другой стороны, снижению продаж пивной продукции содействует стремление части россиян следовать принципам здорового образа жизни, что связано с отказом от употребления алкогольных напитков.

Статья, 11 февраля 2020 ROIF EXPERT Рынок аммофоса в России 2019: отечественные аграрии отыграли половину от экспортных потерь российских производителей аммофоса Благодаря росту объемов потребления аммофоса на внутреннем рынке, производителям удобрений удалось отыграть половину от экспортных потерь аммофоса за рубеж.

Растущее потреблений аммофоса отечественными аграриями в 2019 году позволило производителям минимизировать потери от падающего экспорта аммофоса за границу.

Тарифы на ряд услуг, оказываемых больницами в рамках системы ОМС, в прошлом году выросли на 26–39%, выяснила Счетная палата. При этом физический объем оказанной медпомощи сократился на 38 млн случаев

Медицинские услуги, оказываемые в рамках системы ОМС, значительно подорожали в 2016 году. Такой вывод делает Счетная палата в своем заключении на отчет Фонда обязательного медицинского страхования (ФОМС) об исполнении его бюджета в 2016 году (есть у РБК).

При снижении объема всех видов оказанной в 2016 году помощи почти на 38 млн случаев рост средней стоимости медицинских услуг составил от 2,3% за вызов неотложки до 25,5% за день в стационаре и 38,6% за оказание паллиативной помощи, пишет Счетная палата. Параллельно с этим объем платных медицинских услуг, оказываемых населению государственными медорганизациями, вырос на 40 млрд руб. (28,8%) и достиг 180,9 млрд руб.

Система ОМС работает так: ФОМС и его территориальные фонды распределяют деньги, собранные за счет страховых взносов работодателей, среди страховых медицинских организаций, а те оплачивают услуги, оказанные застрахованным пациентам в медицинских учреждениях. Удорожание медпомощи на пациентах напрямую не отражается, уточняет президент Лиги защитников пациентов Александр Саверский, но можно ожидать, что из-за этого будет сильнее расти частный сектор медицинских услуг, поскольку «тарифы ОМС никого не устраивают».

Данные для расчета роста стоимости медицинских услуг были получены из статистического отчета Минздрава по форме №62. Согласно этой форме (есть у РБК), стоимость лечения в дневном стационаре выросла в 2016 году на 2,4 тыс. руб., или на 25,5%, по сравнению с прошлым годом и составила 11,8 тыс. руб. В случае госпитализации по ОМС страховщикам приходилось платить за пациентов 28,6 тыс. руб., что на 1,4 тыс. руб. больше, чем в 2015 году. Стоимость койко-дня паллиативной помощи выросла на 803 руб. (38,6%), до 2,8 тыс. руб.


Почему медпомощь дорожает

Наряду с бюджетом ФОМС Минздрав отвечает за программу госгарантий , в которой указываются средние нормативы финансовых затрат на медицинскую помощь. Согласно действующей программе на 2015-2017 годы, лечение в стационаре по ОМС в 2016 году должно было составить 1,3 тыс. руб. Это в десять раз меньше суммы, выявленной Счетной палатой.

Разрыв в стоимости госпитализации оказался меньше: в программе госгарантий речь идет о 23,5 тыс. руб. по ОМС, в докладе Счетной палаты — о 28,6 тыс. руб.

Как поясняет директор Института здравоохранения НИУ ВШЭ Лариса Попович, программа госгарантий — это некая усредненная планка, к которой нужно стремиться при оказании медицинской помощи. Но в последние годы в систему ОМС было включено много других видов помощи, включая высокотехнологичную, которая резко увеличила средний чек, говорит она.

Основной фактор роста стоимости медуслуг обусловлен переходом на одноканальное финансирование, считает директор Центра экономики и управления в здравоохранении Московской школы управления «Сколково» Юрий Крестинский.

С 1 января 2015 года вступили в силу поправки в закон об ОМС: российское здравоохранение перешло на систему одноканального финансирования. До этого средства в медицинские учреждения поступали по двум каналам — как из фондов ОМС, так и из бюджета. Теперь «финансирование следует за пациентом», доктор может назначить пациенту госпитализацию в любом регионе России.​

По словам Крестинского, при двухканальном финансировании тарифы зачастую были символическими, а больницы «накручивали» себе визиты пациентов и койко-дни. «После ухода на одноканальное финансирование стало ясно, что вся прошлая статистика была мертвой. И в последние годы происходит выравнивание тарифов в соответствии с жизненными реалиями. Но все стараются делать это медленно и негласно», — говорит эксперт.

Следствием новых стандартов отчасти является и сокращение объема оказанных услуг, говорит Крестинский. «За счет появления электронных кабинетов, которые не дают рисовать посещаемость, объемы помощи упали не физически, но статистически, так как стали ближе к реальности», — считает он.

Лариса Попович пояснила, что в поиске средств к существованию медучреждения начинают ставить более сложные диагнозы, что автоматически повышает тарифы госпитальной помощи. Кроме того, это может быть способом компенсировать отсутствие ресурсов на выполнение майских указов президента. «Возможно, за счет повышения тарифов они просто попытались собрать деньги на заработную плату [медикам]», — говорит эксперт.

Зарплаты врачей растут слабо

Повышение тарифов действительно связано с рисками недостижения майских указов, согласен Крестинский. По его словам, в структуре тарифа в первую очередь растет доля оплаты труда.

О рисках невыполнения показателей майских указов пишет и Счетная палата в своем заключении. В нем отмечается, что за 2016 год в 17 регионах России зарплаты медработников в реальном выражении упали почти на 2 млрд руб., а число работников этой сферы было снижено в 37 регионах. В результате в 2016 году вместо 170% (промежуточная цель по уровню средней зарплаты врачей в отношении к среднему трудовому доходу в целом по экономике) зарплаты врачей достигли только 150%.

Вопросы есть и к территориальным фондам ОМС — в 2016 году ими остались не​использованы почти 22 млрд руб., предоставленных на оплату медицинской помощи.

Стало известно, что фонду ОМС требуется 266 млрд руб. на поддержание в 2019-2020 годах уровня зарплат медицинских работников, который должен быть достигнут в 2018 году по майским указам (о такой потребности Минздрав писал в пояснительной записке к проекту трехлетнего бюджета фонда). Потребность в такой сумме «неубедительна», считает член комитета Госдумы по бюджету и налогам Дмитрий Юрков. Удорожание медуслуг он связывает с тем, что фонду во что бы то ни стало нужно обеспечить выполнение майских указов по зарплатам. «Минфин и Центробанк предпринимают все усилия, чтобы снизить инфляцию или хотя бы удерживать, а повышение при этом стоимости услуг является абсолютно необоснованным, вплоть до необходимости обратить на это внимание антимонопольного органа», — сказал он РБК.

Минздрав и ФОМС не ответили на запросы​ РБК.

Во исполнение постановления Правительства Москвы от 21 декабря 2010 N 1076-ПП "О порядке осуществления органами исполнительной власти города Москвы функций и полномочий учредителя государственных учреждений города Москвы", совместного приказа Департамента экономической политики и развития города Москвы и Департамента финансов города Москвы от 5 сентября 2011 года N 123-ПР/264 "Об утверждении Методических рекомендаций по установлению порядка определения платы за оказание государственными бюджетными учреждениями города Москвы гражданам и юридическим лицам за плату государственных услуг (выполнение работ), относящихся к их основным видам деятельности" приказываю:

1. Утвердить Порядок определения платы за оказание государственными учреждениями всех типов Департамента здравоохранения города Москвы гражданам и юридическим лицам за плату государственных услуг (выполнение работ), относящихся к их основным видам деятельности, оказываемых сверх установленного государственного задания, а также в случаях, определенных федеральными законами, в пределах установленного государственного задания (далее - Порядок) (приложение к настоящему приказу).

2. Директорам государственных казенных учреждений дирекций по обеспечению деятельности государственных учреждений здравоохранения административных округов обеспечить подготовку документов для согласования перечней платных услуг государственных учреждений Департамента здравоохранения города Москвы (далее - государственных учреждений) по территориальному признаку.

3. Заместителям руководителя Департамента здравоохранения города Москвы Хрипуну А.И., Корсунскому А.А., Управлению организации медицинской помощи (Погонин А.В.) и Управлению организации медицинской помощи детям и матерям (Прошин В.А.) Департамента здравоохранения города Москвы обеспечить согласование перечней платных услуг государственных учреждений города Москвы.

4. Руководителям государственных учреждений всех типов при оказании платных услуг руководствоваться Порядком, утвержденным настоящим приказом и действующим законодательством Российской Федерации.

5. Настоящий приказ вступает в силу с даты подписания.

6. Считать утратившим силу приказ Департамента здравоохранения города Москвы от 20 февраля 2006 года N 86 "Об утверждении прейскуранта платных медицинских услуг, оказываемых лечебно-профилактическими учреждениями Департамента здравоохранения города Москвы".

7. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя руководителя Департамента здравоохранения города Москвы И.Г. Третьякову.

Приложение
к приказу Департамента
здравоохранения г. Москвы
от 14 декабря 2011 г. N 1743

Порядок
определения платы за оказание государственными учреждениями города Москвы всех типов Департамента здравоохранения города Москвы гражданам и юридическим лицам государственных услуг (выполнение работ), относящихся к их основным видам деятельности, оказываемых сверх установленного государственного задания, а также в случаях, определенных федеральными законами, в пределах установленного государственного задания

1. Настоящий Порядок разработан в соответствии с Методическими рекомендациями, утвержденными приказом Департамента экономической политики и развития города Москвы и Департамента финансов города Москвы от 5 сентября 2011 года N 123-ПР/264, в целях установления единого механизма формирования цен за оказание государственными учреждениями города Москвы (далее - учреждение) гражданам и юридическим лицам за плату государственных услуг (выполнение работ), относящихся к основным видам деятельности, оказываемых сверх установленного государственного задания, а также в случаях, определенных федеральными законами в пределах установленного государственного задания (далее - платные услуги).

2. Учреждение самостоятельно в соответствии с уставом, действующими законодательными и иными нормативными актами федерального, регионального и ведомственного уровня определяет возможность оказания платных услуг, оказываемых сверх установленного государственного задания, в зависимости от материальной базы, численного и квалификационного состава персонала, спроса на услугу (работу) и других условий.

3. Учреждение формирует и утверждает перечни платных услуг по согласованию с Департаментом здравоохранения города Москвы.

В случаях, если федеральными законами предусматривается оказание учреждением услуги (работы) за плату в пределах государственного задания, в том числе для льготных категорий потребителей, такая услуга (работа) включается в ведомственный перечень государственных услуг (работ), по которым формируется государственное задание.

4. Цены на платные услуги формируются учреждением в соответствии с методикой формирования, установленной настоящим Порядком и утверждаются приказом руководителя учреждения, кроме цен на платные услуги, указанные в п. 7 настоящего Порядка.

5. Формирование цен на платные медицинские услуги осуществляется в соответствии с методикой расчета, изложенной в подразделе 1 раздела I настоящего Порядка.

6. Формирование цен на платные образовательные и другие немедицинские услуги, оказываемые подведомственными государственными учреждениями, проводится расчетно-аналитическим методом, изложенным в подразделе 2 раздела I настоящего Порядка.

7. Тарифы на ортопедические стоматологические услуги, оказываемые льготной категории граждан за счет средств бюджета города Москвы, категории граждан и размер льгот им регулируются в порядке, установленном Правительством Москвы.

8. Цена на платную услугу определяется на основании:

размера расчетных и расчетно-нормативных затрат на оказание учреждением платных услуг по основным видам деятельности, а также размера расчетных и расчетно-нормативных затрат на содержание имущества учреждения с учетом:

анализа фактических затрат учреждения на оказание платных услуг по основным видам деятельности в предшествующие периоды;

прогнозной информации о динамике уровня цен (тарифов), стоимости расходов, включаемых в состав затрат по оказанию учреждением платных услуг, включая регулируемые государством цены (тарифы) на товары, работы, услуги субъектов естественных монополий;

анализа существующего и прогнозируемого объема рыночных предложений на аналогичные услуги и уровня цен (тарифов) на них:

Анализа существующего и прогнозируемого объема спроса на аналогичные услуги.

9. Периодичность изменения цены на платные услуги определяется руководителем учреждения, кроме цен, указанных в п. 10 настоящего Порядка.

10. Утверждение цен на платные образовательные услуги следует производить ежегодно в срок до 1 июля текущего года приказом руководителя учреждения.

11. На отдельные платные услуги, оказание которых носит разовый (нестандартный) характер (в том числе на выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, относящиеся к основным видам деятельности учреждения), цена платной услуги может определяться на основе нормо-часа, норм времени, разовой калькуляции затрат, согласованной с заказчиком или исходя из рыночной стоимости.

12. Цена на платную услугу в расчете на единицу оказания платной услуги не может быть ниже величины финансового обеспечения таких же услуг в расчете на единицу оказания государственной услуги, выполняемых в рамках государственного задания.

13. Учреждение, оказывающее платные услуги, обязано в доступном для ознакомления месте размещать необходимую и достоверную информацию о перечне оказываемых платных услуг и их стоимости.

14. Перечень категорий граждан, которым устанавливаются льготы на платные услуги, и размеры скидок с цены формируются учреждением, согласовываются с Департаментом здравоохранения города Москвы и утверждаются приказом руководителя учреждения.

15. Порядок определения платы за оказание государственными учреждениями всех типов платных услуг, утвержденный Департаментом здравоохранения города Москвы, перечни платных услуг, оказываемых ЛПУ, условия их предоставления и размер платы подлежат размещению на официальном сайте Департамента здравоохранения города Москвы.

16. Учреждение, оказывающее платные услуги, обязано своевременно и в доступном месте предоставлять гражданам и юридическим лицам для ознакомления необходимую и достоверную информацию о перечне оказываемых платных услуг и их стоимости.

Раздел I. Методика определения цены за оказание государственными учреждениями всех типов Департамента здравоохранения города Москвы платных услуг

Общее положение по расчету стоимости услуг (работ).

Цена платной услуги определяется на основе расчета экономически обоснованных затрат материальных и трудовых ресурсов (далее - затраты) и прибыли, обеспечивающей финансирование других обоснованных затрат и налогов.

П - прибыль (руб.).

Затраты учреждения на оказание платной услуги распределяются на затраты, непосредственно связанные с оказанием платной услуги, и затраты, необходимые для обеспечения деятельности учреждения в целом, но не используемые непосредственно в процессе оказания платной услуги.

К затратам, непосредственно связанным с оказанием платной услуги, относятся:

Затраты на оплату труда персонала, непосредственно участвующего в процессе оказания платной услуги (основной персонал);

Затраты на приобретение материальных запасов, полностью потребляемых в процессе оказания платной услуги;

Амортизация оборудования, используемого в процессе оказания платной услуги;

Иные затраты, связанные с оказанием платной услуги.

К затратам, необходимым для обеспечения деятельности учреждения в целом, по# неиспользуемым непосредственно в процессе оказания платной услуги (далее - накладные затраты), относятся:

Затраты на оплату труда персонала учреждения, не участвующего непосредственно в процессе оказания платной услуги (далее - административно-управленческий персонал);

Общехозяйственные затраты - затраты на приобретение материальных запасов, оплату услуг связи, транспортных услуг, коммунальных услуг, а также на обслуживание и текущий ремонт объектов (далее - общехозяйственные затраты);

Затраты на уплату налогов, пошлины и иных обязательных платежей;

Амортизация зданий, сооружений и других основных фондов, непосредственно не связанных с оказанием платной услуги;

Иные затраты, необходимые для обеспечения деятельности учреждений в целом, но не используемые непосредственно в процессе оказания платной услуги.

Подраздел 1. Расчет затрат на платные медицинские услуги проводится методом прямого счета.

Затраты на оказание платной услуги определяются по формуле:

* - затраты на оказание платной услуги (руб.);

* - затраты на отплату труда основного персонала (руб.);

* - затраты на приобретение материальных запасов, полностью потребляемых в процессе оказания платной услуги (руб.);

* - сумма амортизации оборудования, используемого при оказании платой услуги (руб.);

* - иные затраты, связанные с оказанием платой услуги (руб.);

* - накладные затраты, относимые на стоимость платной услуги (руб.).

1.1. Затраты на оплату труда основного персонала включают затраты на оплату труда и начисления на выплаты по оплате груда основного персонала (среднемесячная зарплата по итогам предыдущего года) и рассчитываются как сумма произведений фактической стоимости единицы рабочего времени (например, человеко-дня, человеко-часа) на количество единиц времени, необходимое для оказания платной услуги.

Расчет производится по каждому сотруднику, участвующему в оказании соответствующей платной услуги, и определяется по формуле:

* - затраты на оплату труда основного персонала (руб.);

* - повременная ставка (включая начисления на выплаты по оплате труда). Определяется как частное от деления среднего должностного оклада в месяц (с начислениями) на месячный фонд рабочего времени (руб./час);

Расчет затрат на оплату труда основного персонала производится по форме согласно Таблице 1.

Таблица 1

Расчет затрат на оплату труда основного персонала

(наименование платной услуги)

1.2. Затраты на приобретение материальных запасов, полностью потребляемых в процессе оказания платной услуги, рассчитываются как сумма произведений средних цен на материальные запасы на объем их потребления в процессе оказания платной услуги.

Расчет производится по каждому виду материальных запасов и определяется по формуле:

* - затраты на материальные запасы, полностью потребляемые в процессе оказания платной услуги (руб.);

МЗ - материальный запас определенного вида (ед.);

Ц - цена материального запаса (руб. за ед.).

Расчет затрат на материальные запасы, полностью потребляемые в процессе оказания платной услуги, производится по форме согласно Таблице 2.

Таблица 2

Расчет затрат на материальные запасы

_______________________________________________________

(наименование платной услуги)

1.3. Сумма амортизации оборудования, используемого при оказании платной услуги (*), определяется исходя из балансовой стоимости оборудования, годовой нормы амортизации и времени работы оборудования в процессе оказания платной услуги.

Расчет суммы амортизации оборудования, используемого при оказании платной услуги, производится по форме согласно Таблице 3.

Таблица 3

Расчет суммы амортизации оборудования

_______________________________________________________

(наименование платной услуги)

N п/п Наименование оборудования Балансовая стоимость оборудования (руб.) Годовая норма амортизации (%) Годовая норма времени работы оборудования (час.) Время работы оборудования в процессе оказания платной услуги (час.) Сумма начисленной амортизации (руб.) графа 7 = графа 3 х графа 4 х графа 6 / графа 5
1 2 3 4 5 6 7
1.
2.
Итого X X X X *

1.4. Иные затраты, связанные с оказанием платной услуги (*).

1.5. Накладные затраты, относимые на стоимость платной услуги, определяются пропорционально (соразмерно) затратам на оплату труда и начислениям на выплаты по оплате труда основного персонала, непосредственно участвующего в процессе оказания платной услуги, по формуле:

* - накладные затраты, относимые на стоимость платной услуги (руб.);

* - затраты на отплату труда основного персонала, непосредственно участвующего в процессе оказания платной услуги (руб.);

* - коэффициент накладных затрат рассчитывается по формуле:

* - фактические затраты на оплату труда административно-управленческого персонала (руб.);

* - фактические общехозяйственные затраты, пошлины и иные обязательные платежи (руб.);

* - сумма амортизации имущества общехозяйственного назначения (руб.);

* - суммарный фонд оплаты труда всего основного персонала (руб.).

Фактические затраты на оплату труда административно-управленческого персонала включают:

Затраты на оплату труда и начисления на выплаты по оплате труда административно-управленческого персонала;

Затраты по повышению квалификации всего основного и административно-управленческого персонала.

Фактические общехозяйственные затраты включают:

Затраты на материальные и информационные ресурсы, затраты на услуги в области информационных технологий (в том числе приобретение неисключительных (пользовательских) прав на программное обеспечение);

Затраты на коммунальные услуги, услуги связи, транспорта, затраты на услуги банков, прочие услуги, потребляемые учреждением при оказании платной услуги;

Затраты на содержание недвижимого и особо ценного движимого имущества, в том числе затраты на охрану (обслуживание систем видеонаблюдения, тревожных кнопок, контроля доступа в здание и т.п.), затраты на противопожарную безопасность (обслуживание оборудования, систем охранно-пожарной сигнализации и т.п.), затраты на текущий ремонт по видам основных фондов, затраты на содержание прилегающей территории, затраты на арендную плату за пользование имуществом (в случае если аренда необходима для оказания платной услуги).

Сумма амортизации имущества общехозяйственного назначения определяется исходя из балансовой стоимости оборудования и годовой нормы амортизации.

Расчет накладных затрат производится по форме согласно Таблице 4.

Таблица 4

Расчет накладных затрат

_______________________________________________________

(наименование платной услуги)

1.6. Расчет цены на платную услугу производится по форме согласно Таблице 5.

Таблица 5

Расчет цены на платную услугу

_______________________________________________________

(наименование платной услуги)

Наименование статей затрат Сумма (руб.)
1. Затраты на оплату труда основного персонала (*)
2. Затраты на приобретение расходных материалов (*)
3. Сумма амортизации оборудования (*)
4. Иные затраты, связанные с оказанием платной услуги (*)
5. Накладные затраты, относимые на стоимость платной услуги (*)
6. Итого затрат (*) строка 6 = строка 1 + строка 2 + строка 3 + строка 4 + строка 5
7. Прибыль (П)
8. Цена на платную услугу (*) (без НДС) строка 8 = строка 6 + строка 7
9. Цена на платную услугу (с НДС) (рассчитывается, если услуга (работа) признается объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость)

Подраздел 2. Расчет затрат на платные образовательные и другие немедицинские услуги, оказываемые подведомственными государственными учреждениями проводится расчетно-аналитическим методом.

При использовании расчетно-аналитического метода затраты на оказание платной услуги рассчитываются на основе фактических затрат учреждения в предшествующие периоды исходя из расчета средней стоимости единицы времени (человеко-дня, человеко-часа) и количества единиц времени (человеко-дней, человеко-часов), необходимых для оказания услуги (работы).

При использовании расчетно-аналитического метода применяется следующая формула:

* - затраты на оказание платной услуги (руб.);

* - сумма всех затрат учреждения за период времени (руб.), кроме оплаты стипендии и питания по учреждениям образования;

* - фонд рабочего времени основного персонала учреждения за тот же период времени (час);

* - норма рабочего времени, затрачиваемого основным персоналом на оказание платной услуги (час).

Расчет цены на платную услугу

* - затраты на оказание платной услуги (руб.);

* - цена платной услуги (руб.);

П - прибыль.

Приказ Департамента здравоохранения г. Москвы от 14 декабря 2011 г. N 1743 “Об утверждении Порядка определения платы за оказание государственными учреждениями всех типов Департамента здравоохранения города Москвы гражданам и юридическим лицам за плату государственных услуг (выполнение работ), относящихся к их основным видам деятельности, оказываемых сверх установленного государственного задания, а также в случаях, определенных федеральными законами, в пределах установленного государственного задания”

Обзор документа

Цены на платные услуги, оказываемые государственными учреждениями Департамента здравоохранения, определяются на основании размера расчетных и расчетно-нормативных затрат на их оказание, анализа фактических затрат в предшествующие периоды, прогнозной информации о динамике уровня цен (тарифов), стоимости расходов, включаемых в состав затрат, анализа рыночных предложений на аналогичные услуги, а также спроса на них.

Периодичность изменения цены на платные услуги определяется руководителем учреждения, за исключением цен на платные образовательные услуги, которые утверждаются ежегодно в срок до 1 июля. Учреждения, оказывающие платные услуги, размещает в доступном месте информацию о перечне оказываемых платных услуга и их стоимости.

Утверждена методика определения цены за оказание платных услуг.

Похожие статьи