Основы философии дзен буддизма. Кратко о философии дзен буддизма — в чем она заключается

От слияния ведического и даосского духовных потоков родилось уникальное течение, отличающееся необычайной живостью, естественностью, красотой и парадоксальностью — дзэн (чань)-буддизм . Другое (официальное) название — Сердце Будды (кит. Фо Синь ); также можно перевести как Ум Будды . Дзэн определяется в системе духовных учений как течение в буддизме традиции Махаяны , принесённое в Китай монахом Бодхидхармой, пришедшим из Индии, и получившее распространение на Дальнем Востоке (Вьетнам, Китай, Корея, Япония). Бодхидхарма обосновался в монастыре Шаолинь , считающемся в наши дни колыбелью китайского чань-буддизма . В историческом отношении дзен является результатом развития двух древних культур: Китая и Индии, и он носит скорее китайский, чем индийский характер. Дзэн (япон. "медитация") — это творческое состояние, наивысшее цветение, чистота и постоянная приподнятость духа, это непрекращающаяся медитация. Вытекает из даосизма, согласно которому основой миропорядка является дао (истинный путь ). Задача ученика дзэн — отыскать этот путь и неукоснительно следовать ему, ибо человек дзэн, куда бы он ни шёл, всегда движется к своему Высшему Я , к Источнику Бытия , к источнику насыщения.

С XII века Дзэн распространился в Японии и получил там поистине творческое развитие. В дальнейшем традиции японского дзэна и китайского чань развивались во многом самостоятельно — и сейчас, сохраняя единую сущность, приобрели свои характерные черты. Японский дзэн представлен несколькими школами — Риндзай (кит. Линьцзи ), Сото (кит. Цаодун ) и Обаку (кит. Хуанбо ).

Дзэн — это не религия, не философия и не наука; не предполагает веру в существование какого-либо бога; не занимается проблемой существования бога и, по словам Д.Т. Судзуки , дзен ни теистичен, ни атеистичен. Дзен не ищет смысла жизни, он практичен, лишь описывает условия существования страдания и указывает способ его преодоления. Центральная идея дзен проста и удивительна: каждое существо обладает природой пробуждённого Будды , цель жизни — познание этой природы, познание собственной истинной природы и, следовательно, познание самих себя.

Дзэн родственен даосизму , веданте и йоге . Он удивительно созвучен современной психотерапии и психоанализу , Известный психоаналитик и философ Э. Фромм в своей книге "Дзен-буддизм и психоанализ" писал так: "…дзэн — это искусство погружения в суть человеческого бытия; это путь, ведущий от рабства к свободе; дзэн высвобождает естественную энергию человека; он оберегает человека от безумия и уродования себя; он побуждает человека к реализации своих способностей любить и быть счастливым".

Дзен Буддизм практикует прямое (без чего-либо неестественного и внешнего) вхождение в контакт со своим внутренним миром, т. е. духовное саморазвитие на основе включения потенциала психической активности личности в процессе систематической тренировки ума. Вполне естественно, что многие люди не готовы или не заинтересованы в духовной практике. Но даже если нет сформированного намеренья практиковать дзэн в качестве духовной дисциплины, вы можете привнести ощущение дзэн в свою повседневную жизнь, чтобы стать намного свободнее и счастливее.

Два основных вида регулярной дзэнской практики — это сидячая медитация (дзадзен ) и простой физический труд. Они нацелены на успокоение и объединение ума. Когда ум успокаивается, неведение и беспокойство уменьшаются. Тогда в ясной тишине практикующий способен увидеть свою природу. Однако, сидячая медитация не является тренировкой терпения или чего-либо другого, а есть по сути своей "сидение просто так".

Вообще понятие "просто так", "таковости" (татхата ) действия — одно из основных понятий дзэн-буддизма. Одно из наименований Будды в Буддизме: "Так приходящий" (Татхагата ) — тот, кто приходит и уходит просто так.

Дзадзэн медитация в позе "лотоса " требует, с одной стороны, предельной концентрации сознания, с другой — умения не задумываться ни над одной конкретной проблемой. "Просто сидеть" и, не обращая внимания ни на одну вещь в отдельности, воспринимать все окружающее в целом, до малейших деталей, зная об их наличии так же, как знаешь о наличии собственных ушей, не видя их.

Считается, что дзэну невозможно научить. Можно лишь указать направление пути для достижения личного просветления (сатори) кэнсё . Все люди изначально обладают способностью к просветлению, задача практикующего дзэн состоит лишь в её реализации. Просветление наступает всегда внезапно, как вспышка молнии, оно не знает частей и делений, поэтому его нельзя воспринять постепенно. Японский глагол "сатору" (яп.??) означает "осознавать", и осознать можно лишь с помощью некого "шестого чувства", которое в чань называют "не-ум" (у-синь).

"Не-ум" — это неактивное сознание, не отделяющееся от окружающего мира. Именно такое сознание практикуется в медитации, поэтому медитация так важна в дзэн-буддизме. Нет такой вещи, как просветление, которой можно было бы обладать. Поэтому дзэнские наставники ("мастера ") чаще говорят не "достичь просветления", а "увидеть собственную природу". Просветление — это не состояние. Это способ виденья. Путь к виденью собственной природы — для каждого свой, поскольку каждый находится в своих собственных условиях, со своим багажом опыта и представлений. Поэтому говорят, что в дзэн нет определённого пути, нет одного определённого входа. Эти слова также должны помочь практикующему не подменять свою осознанность механическим выполнением какой-то практики или идеи.

По общебуддийским представлениям, есть три коренных яда, из которых возникают все страдания и заблуждения:

  • неведение о своей природе (замутнённость ума, тупость, замешательство, беспокойство);
  • отвращение (к "неприятному", представление о чём-то как самостоятельном "зле", вообще жёсткие взгляды);
  • привязанность (к приятному — неутолимая жажда, цепляние).

Поэтому пробуждению способствуют:

  • успокоение ума;
  • освобождение от жёстких взглядов;
  • освобождение от привязанностей.

В Дзэн главное внимание на пути достижения сатори уделяется не только (и не столько) Священным Писаниям , и сутрам , а непосредственному постижению реальности на основе интуитивного проникновения в собственную природу (медитация ). Согласно дзэн, любой человек может достигнуть сатори уже в этом воплощении, выйдя из бесконечного цикла рождений и смертей (сансары ). В дзэне есть такое выражение: "Сансара есть нирвана ", которое выражает эту идею о достижимости просветления в любом воплощении.

Четыре ключевых отличия дзэн :

  1. Особое учение без священных текстов.
  2. Отсутствие безусловного авторитета слов и письменных знаков.
  3. Передача с помощью прямого указания на реальность — особым образом от сердца к сердцу.
  4. Необходимость пробуждения через осознание своей собственной истинной природы.

Многие чаньские наставники раннего периода демонстративно сжигали тексты сутр и священные изображения, дабы искоренять в учениках привязанность к букве, образу, символу. Нельзя было даже заговорить о том, чтобы преподавать дзэн, поскольку ему нельзя научить посредством символов. По традиции это особая передача пробуждённого сознания от сердца учителя к сердцу ученика без опоры на письменные знаки — передача иным способом того, что не может быть выражено речью,- "прямым указанием", неким внесловесным способом общения, без которого буддийский опыт никогда не смог бы переходить от поколения к поколению. Сам дзэн есть некая "печать ума (сердца) ", которую не найти в священных писаниях, поскольку она "не основана на буквах и словах".

Уникальным текстовым явлением дзэна являются коаны: притчи-загадки, не имеющие логически обоснованного ответа. Это некий парадокс, абсурдный для обыденного рассудка, который, став объектом созерцания, как бы стимулирует пробуждение, выводит ум слушающего из равновесия привычной, бытовой логики и делает возможным осознание высших ценностей (см. "101 история дзэн ", "Кости и плоть дзэн" и др.).

Дзэн не приемлет крайнего аскетизма: человеческие желания не должны подавляться, но глубоко осознаваться. По сути, ежедневные дела, то, что вам нравится делать, — могут стать медитацией — но с одним условием: целиком присутствовать в том, что делаешь. И ни при каких условиях не отвлекаться от этого — будь то работа, кружка пива, занятия любовью или сон до обеда. Любое увлечение может являться способом постижения своей истинной природы. Это превращает саму жизнь в каждом её проявлении в произведение искусства.

Вся традиция дзэн строится на передаче учения с помощью разных "уловок": любых подручных и, казалось бы, самых неподходящих для этого вещей, светских и других занятий, таких как заваривание чая (чайные церемонии ), театральное представление, игра на флейте, искусство икэбаны , сочинение. То же касается и боевых искусств . Впервые боевые искусства соединились с дзэн в китайском буддийском монастыре Шаолине в качестве развивающей тело гимнастики, а затем ещё и как закаливание духом бесстрашия. Боевые искусства Востока — это именно искусства, способ развития "духовных способностей самурая ", осуществление "Пути" ("дао " или "до "), пути война, меча, стрелы. Бусидо , знаменитый "Путь самурая" — свод правил и норм для "истинного", "идеального" воина разрабатывался в Японии веками и вобрал в себя большинство положений дзэн-буддизма, особенно идеи строгого самоконтроля и безразличия к смерти. В условиях боевой ситуации у воина нет времени на рассуждения, обстановка изменяется настолько быстро, что логический анализ действий противника и планирование своих собственных, неизбежно приведут к поражению. Мысль слишком медленна, чтобы уследить за таким техническим действием, как удар, длящийся доли секунды. Чистое, незамутнённое ненужными мыслями сознание подобно зеркалу отражает любые изменения в окружающем пространстве и позволяет бойцу реагировать спонтанно, ненадуманно. Также очень важно во время поединка отсутствие страха, как и любых других эмоций.

Этика дзен — не относиться к чему-либо ни хорошо, ни плохо. Быть просто наблюдателем, свидетелем.

Эстетика дзэн включает в себя ряд отдельных направлений: сад камней; иайдзюцу и кендзюцу (искусства владения мечом); кюдо (стрельба из лука); каллиграфия; чайная церемония и др.

Влияние дзэн сложно переоценить, современная культура наполнена философией дзен (литература, искусство, кино). Принципы дзен отражены в произведениях Г. Гессе, Дж. Сэлинджера, Дж. Керуака, Р. Желязны, в поэзии Г. Снайдера и А. Гинсберга, в живописи В. Ван Гога и А. Матисса, в музыке Г. Малера и Дж. Кейджа, в философии А. Швейцера, в трудах по психологии К.Г. Юнга и Э. Фромма и мн.мн.др. В 60-х гг. "дзэнский бум" охватил многие американские университеты и придал определённую окраску движению битников.

Влияние дзэна испытали многие психотерапевтические школы — такие как гештальттерапия и сам основатель Фриц Перлс , также известные тренинги, такие как ЭСТ . Джон Энрайт , который многие годы работал в гештальте вместе с Перлсом, в своей книге "Гештальт, ведущий к просветлению" прямо написал, что считает основой целью гештальттерапии именно мини-сатори — достижение особого инсайта или катарсиса, после которого большинство старых проблем растворяются.

Человек в своей жизни очень многое делает бессознательно, автоматически. Словно не живёт, а спит. Нужно внимательно относиться к каждому действию, к каждому мгновению этой жизни, уметь концентрироваться в моменте "здесь и сейчас" и наблюдать. В этом наблюдении открывается истинная красота мира. Жизнь превращается во что-то осмысленное, уникальное и бесконечно прекрасное. Медитировать может каждый. Для этого нужно только желание. Правильная медитация даёт как минимум удивительное ощущение лёгкости, ясности, покоя и обострения чувств. Тому же, кто действительно решил открыть самые глубокие тайны жизни, потребуется усердие и терпение…

Введение.

1. Что такое дзэн? Его идейные принципы.

2. Влияние дзэн-буддизма на японскую культуру.

3. Дзэн-буддизм в наше время.

Заключение.

Список использованных источников и литературы.


Введение

Актуальность темы: дзэн-буддизм в последние годы вызывает к себе живой интерес как в Америке, так и в Европе. Он получил такое распространение в основном благодаря трудам Д. Т. Судзуки и А. В. Уотса.

Хронологические рамки охватывают период примерно с IX века и по наши дни, однако непосредственность дзэна породила распространенное мнение, что это учение исходит из источников, бывших еще до Будды.

Целью исследования является рассмотрение основных идейных принципов дзен-буддизма, характеристика его влияния на японскую национальную культуру, отличающуюся глубокой символичностью, а также рассмотрение значения философии дзен-буддизма для европейской культуры ХХ века.

а) определить, что такое дзэн-буддизм и рассмотреть его идейные принципы;

б) рассмотреть его влияние на японскую культуру;

в) рассмотреть дзэн-буддизм в наше время.

Основными источниками для изучения этой темы являются:

Д. Т. Судзуки писал: «Дзэн мистичен, – да иначе и быть не может, так как дзэн является основой восточной культуры. Именно этот мистицизм часто мешает Западу измерить глубину восточного ума в связи с тем, что по природе своей мистицизм отрицает логический анализ, а логичность является основной чертой западного ума. Восточный ум синтетичен, он не придает слишком большого значения несуществующим подробностям, а стремится, скорее, к интуитивному постижению целого.

Дзэн – это систематизация или, скорее, кристаллизация всей философии, религии и самой жизни Дальнего Востока, и в особенности Японии».

Дзэн-буддизм – это образ жизни и взгляд на жизнь, который нельзя свести к какой-либо формальной категории современной западной мысли. Это не религия и не философия, не психология и не наука. Это образец того, что в Индии и Китае называют "путь освобождения", и в этом смысле дзэн-буддизм родственен даосизму, веданте и йоге. Его можно описать лишь косвенно, указав, чем он не является, подобно тому, как скульптор раскрывает образ, удаляя лишние пласты мрамора.

В историческом отношении дзэн является результатом развития двух древних культур: Китая и Индии, хотя по существу он носит скорее китайский, чем индийский характер. После окончания преследований буддизма, происходивших в 848 году. дзэн некоторое время оставался в Китае не только преобладающей формой буддизма, но также наиболее мощной духовной силой, воздействовавшей на развитие китайской культуры. Это влияние было наиболее сильно в правление династии Южной Сун (1127-1279), и в это время монастыри дзэн стали основными центрами китайской учености. И светские ученые, и даосы, и конфуцианцы подолгу учились в них, а монахи дзэн, в свою очередь, знакомились с китайской классической культурой. Поскольку письмо и поэзия были одним из главных занятий китайских ученых, а китайская живопись очень близка каллиграфии, специальности ученого, художника и поэта разграничивались не слишком сильно. И китайский дворянин-ученый не был профессионалом, и монах, в согласии с духом дзэн, не ограничивал круг своих интересов чисто “религиозными” вопросами. В результате происходило замечательное взаимообогащение философских, научных и художественных поисков, в которых преобладающей нотой было дзэнское и даосское чувство “естественности”. С XII века дзэн пустил глубокие корни в Японии и получил там поистине творческое развитие. Как порождение этих великих культур, как уникальный и в высшей степени поучительный пример восточного "пути освобождения", дзэн представляет собой ценнейший дар Азии миру.

Со времен Бодхидхармы, пришедшего в Китай с запада, то есть из Северной Индии, подвергаясь спокойному и систематическому развитию в течение более двух столетий, дзэн-буддизм прочно обосновался на земле конфуцианства и даосизма в виде учения, претендующего на:

Особое откровение без посредства св. Писания;

Независимость от слов и букв;

Прямой контакт с духовной сущностью человека;

Постижение сокровенной природы человека и достижение совершенства Будды.

Дзэн описывали так: «Особое учение без священных текстов, вне слов и букв, которое учит о сущности человеческого разума, проникая прямо в его природу, и ведет к просветлению».

Наиболее значительной фигурой в истории дзэна является Эно, которого по традиции называют Шестым патриархом дзэна в Китае. Он действительно создал дзэн-буддизм, в отличие от других буддийских сект, существовавших в то время в Китае. В следующем четверостишии отражен установленный им стандарт истинного выражения веры в дзэне:

Нет древа мудрости (Бодхи),

И нет зеркальной глади;

С начала самого нет ничего,

Так что же может пылью покрываться?

Дзэнский обычай самопознания через медитацию для реализации настоящей природы человека, с его пренебрежениями к формализму, с его требованием самодисциплины и простоты жизни, в конечном счете, завоевал поддержку знати и правящих кругов Японии и глубокое уважение всех слоев философской жизни Востока.

Большинство затруднений и мистификаций, возникающих перед изучающими дзэн на Западе, объясняется их незнанием китайского способа мышления, который значительно отличается от нашего. Именно поэтому, если мы хотим критически отнестись к нашим собственным идеям, он и представляет для нас особый интерес. Трудность здесь состоит не столько в том, чтобы овладеть какими-то новыми идеями, отличающимися от наших, так, например, как философия Канта отличается от философии Декарта или взгляды кальвинистов от взглядов католиков. Задача заключается в том, чтобы уловить и оценить различие в основных предпосылках мысли и в самом методе мышления. Поскольку именно это часто игнорируется, – наша интерпретация китайской философии большей частью оказывается проекцией чисто европейских идей, облачённых в одежды китайской терминологии. Это неизбежный порок изучения философии Азии в рамках западной школы, с помощью слов, и только. В действительности слово становится средством общения лишь в том случае, когда собеседники опираются на похожие переживания.

Причина, по которой дзэн и даосизм представляют на первый взгляд загадку для европейского ума, заключается в ограниченности нашего представления о человеческом познании. Мы считаем знанием лишь то, что даос назвал бы условным, конвенциональным знанием: мы не чувствуем, что знаем нечто, до тех пор, пока не можем определить это в словах или в какой-нибудь другой традиционной знаковой системе, – например, в математических или музыкальных символах. Такое знание называется конвенциональным, условным, потому что оно является предметом общественного соглашения (конвенции), договоренности относительно средств общения. Как люди, разговаривающие на одном и том же языке, имеют молчаливую договоренность о том, какое слово обозначает какой предмет, точно так же члены любого общества и любой культуры объединяются узами общения, основанными на разного рода соглашениях относительно классификации и оценки предметов и действий.

Дух дзэн стал означать не только понимание мира, но и преданность искусству и работе, богатство содержания, открытость интуиции, выражение врожденной красоты, неуловимое очарование несовершенства. Дзэн имеет много значений, но ни одно из них не определено полностью. Если бы они были определены, это был бы не дзэн.

Дзен (от яп. 禅; санскр. ध्यान, дхья́на - «созерцание», кит. 禪 чань, кор. 선 сŏн) - одна из важнейших школ китайского и всего восточно-азиатского буддизма, окончательно сформировавшаяся в Китае в V-VI веках под большим влиянием даосизма и являющаяся доминирующей монашеской формой буддизма Махаяны в Китае, Вьетнаме и Корее. Укрепившись в XII веке в Японии и став одной из влиятельных школ буддизма. Это учение о просветлении, чья философия больше всего приводит к освобождению и полному просветлению, без лишних слов, а более прямо и практично.

Дзен зародился от соединения ведического знания с даосским, в результате чего вышло уникальное течение, которое отличается необычайным естеством, красотой и жизненностью, парадоксальностью и простотой. В виде текста в этом учении присутствуют коаны, являющиеся притчами-загадками без логически аргументируемого ответа. Они парадоксальны и абсурдны на первый взгляд обывателя. Мировоззрение и философия Дзен очень тесно переплетается с кодексом чести воина. Много канонов Бусидо – кодекс чести самурая, основывается на этом мировоззрении. Более чёткое определение Бусидо даётся в этом высказывании:
Бусидо́ (яп. 武士道 буси-до, «путь воина») - кодекс самурая, свод правил, рекомендаций и норм поведения истинного воина в обществе, в бою и наедине с собой, воинская мужская философия и мораль, уходящая корнями в глубокую древность. Бусидо, возникшее изначально в виде принципов воина вообще, благодаря включенным в него этическим ценностям и уважению к искусствам в XII-XIII вв., с развитием класса самураев, как благородных воинов, срослось с ним и окончательно оформилось в XVI-XVII вв. уже как кодекс самурайской этики. Взято из Википедии

История происхождения до наших дней

Считается, что Дзен зародился в Японии, это так, только до того как возникнуть в Японии, в Китае в V-VI веках н.э. зародилось учение Чань, принесённое из Индии, которое в Китае слилось с Даосизмом. Первым патриархом, согласно общепринятой официальной версии, был Бодхихарма, в Китае известен как Дамо, проживающий в 440–528 или 536 г.г. н.э. Соль учения Бодхихармы сводится в «безмолвном просветлении в созерцании» и в «очищении сердца через два проникновения и четыре действия». Проникновения - это два пути, применяемые адептом параллельно: внутренний, заключающийся «созерцанием своей истинной природы», и внешний проявляющийся через дела, в сохранении спокойствия ума при любых действиях и в отсутствии стремлений, что легло в основу Дзен в Японии в XIIвеке, а ранее вьетнамская школа тхиен (VI век) и корейская школа сон (VI-VII века).

Четыре действия проявляющиеся в проникновении через дела:

    Не испытывать ни к кому ненависти и отказаться от дурных действий. Адепт знает, что после подобных поступков приходит расплата (бао), найти и постигнуть источник зла, избегать озабоченности по поводу жизненных трудностей.Следовать карме в нынешних обстоятельствах. А обстоятельства созданы мыслями и действиями в прошлом, которые в будущем исчезнут. Следовать с полным спокойствием по своей кармеНе привязываться к предметам и явлениям, не иметь стремлений и целей, ведь именно они и есть причина страданий. «Все вещи пусты и нет ничего в них хорошего, к чему бы стоило стремиться».Иметь гармонию с Дхармой и Дао. В Дхарме нет живых существ и она свободна от законов бытия. В Дхарме нет «я», она свободна от ограничений личности. Если адепт понимает и верит в это, его поведение соответствует «жизни в гармонии с Дхармой» Гармония с Дхармой подразумевает также избавление от плохих мыслей и совершения добрых поступков без их обдумывания.

Итак, после Китая это учение распространилось по всей восточной Азии. Где они развивались в основном самостоятельно до сих пор. Так сохраняя единую сущность, они приобрели свои характерные черты в учении и практиках.

Дзен в Японии

Предварительный этап

В 653 году монах Досё приехал из Японии в Китай, изучать философии Йогачары у мастера Сюань-цзяна. В скорости под воздействием Сюань-Цзяна Досё стал адептом Дзен, и по возращении на родину, возродил школу Хоссё, последователи которой стали также исповедовать Дзен.

В 712 году в Японию приехал наставник, практиковавший Чань северной школы Шэнь-Сю. По приезду он способствовал налаживанию тесных связей между школами Кэгон и Винайна.

В IX веке Японию посетил учитель Чань школы Линьцзи И-кьюн, по приглашению императрицы Такибаны Какико. Сначала он обучал императорский двор, затем стал настоятелем храма Дэнриндзи в Киото, построенный для учения Дзен. Вопреки этому учение не стало распространённым, по причине отсутствия решительных действий от самого И-кьюн и через время он снова уехал в Китай. Это был период застоя Дзен в Японии и некоторых фактов угасания Буддизма в целом.

Расцвет Дзен-буддизма

Храм Дзен

Ситуация поменялась в XII – XIII в.в. В Японии появился Эйсай, с детства практикующий аскетизм будучи монахом в храме тэндайской школы. Впервые посетив Китай, в 1168-ом году, Эйсай был ошеломлён Чаньским учением. После этого он обрёл убеждение, что подобное учение поможет возродиться его нации духовно. В 1187 году Эйсай посетил второй раз Китай, эта поездка увенчалась получением «печати просветления» * от учителя Сюйань Хуайчана школы Линьцзи линии Хуань-луна.

В Японии после этого события Эйсай очень активно начал развивать дзенское учение. Он начинает пользоваться поддержкой некоторых представителей высших властей и вскоре становится настоятелем храма Кэнниндзи в городе Киото, который принадлежал школам Сингон и Тэндай. Здесь он активно начал распространять учение школы. Со временем Дзен в Японии стал самостоятельной школой и крепко закрепился. Более того, Эйсай посадил возле храма семена чая, привезённого из Китая, и написал книгу о чае, в которой описал все известные ему сведения о чае. Таким образом он основал традицию японской чайной церемонии.

Дзен занимал высокое положение в Японии, вследствие поддержки императора, тогда этим учением увлеклись члены самурайского рода Ходзё. Сёгун Ходзё Токиёори (1227-1263) помог приехать в Японию значительному количеству учителям, достигнув при жизни сам большого сатори *.

Кликните по изображению для полного просмотра фото

Продолжение следует



Добавить свою цену в базу

Комментарий

Дзен буддизм происходит из Индии. Японское слово «дзэн» происходит от китайского слова «чань», которое, в свою очередь, происходит от санскритского «дхьяна», что переводится как «созерцание», «сосредоточение». Дзэном называется одна из школ буддизма, которая сформировалась в Китае в V-VI веках. Большое влияние на формирование дзэна оказал даосизм, поэтому между этими течениями много общего.

Дзен буддизм

На сегодняшний день, дзэн-буддизм является главной монашеской формой буддизма ветви Махаяна («большая колесница»), широко распространенной в Юго-Восточной Азии и Японии.

В Китае дзэн-буддизм называется «чань-буддизмом», во Вьетнаме - «тхиен-буддизмом» , в Корее - «сон-буддизмом». В Японию дзен-буддизм пришел относительно поздно - в XII веке, однако именно японская транскрипция названия этого направления буддизма стала самой распространенной.

В широком смысле дзен - это школа мистического созерцания, учение о просветлении. Под дзен понимают практику дзенских школ, также обозначаемую понятием «дхьяна» и являющуюся наиболее важной частью буддийской практики.

Как появился дзен-буддизм?

Традиционно первым патриархм дзэна считается сам Будда Шакьямуни. Вторым патриархом - его ученик Махакашьяпа, которому Будда после молчаливой проповеди передал лотос, символизировавший пробуждение. Тхить Нят Хань, вьетнамский дзэн-буддистский монах и автор книг по буддизму, так передает эту историю.

«Однажды Будда стоял перед собранием народа на Пике Грифов. Все люди ждали, когда он начнет учить дхарме, но Будда молчал.

Прошло уже довольно много времени, а он ещё не вымолвил ни единого слова, в руке его был цветок. Глаза всех людей в толпе были обращены к нему, но никто так ничего и не понял.

Потом один монах посмотрел на Будду сияющими глазами и улыбнулся.

И Будда сказал:

«У меня есть сокровище видения совершенной Дхармы, волшебный дух нирваны, свободной от нечистоты реальности, и я передал это сокровище Махакашьяпе».

Этим улыбающимся монахом оказался как раз Махакашьяпа, один из великих учеников Будды. Махакашьяпа пробудился благодаря цветку и своему глубокому восприятию.

Дэен-буддизм – это постоянно меняющееся верование, которое имеет три направления:

  1. «Интеллектуальный дзен» — философия жизни, максимально удалившаяся от религии и ставшая популярной среди художников, философов и ученых.
  2. Психоделический дзен – учение, предполагающее употребление наркотиков ради расширения границ сознания.
  3. Битническое направление – оно известно среди молодежи благодаря упрощенным правилам, пропагандирующим моральную и сексуальную свободу.

Чем дзен-буддизм отличается от буддзима?

Желание достичь дзен означает готовность жертвовать собою на пути к нему – например, показывать кротость и смирение перед учителем. Дзен-буддизм настаивает на соблюдении системы правил учеником, когда классическое направление не требует какого-либо поклонения и проверок во имя религии. Дзен похож на технику, которая подходит людям, не желающим тратить много времени на религиозную составляющую учения.

Краткая суть учения

Считается, что дзэну невозможно научить. Можно лишь подсказать путь достижения личного просветления.

Точнее говоря, нет такой вещи, как просветление, которой можно было бы обладать. Поэтому дзэнские наставники («мастера») чаще говорят не «достичь просветления», а «увидеть собственную природу». (Просветление - это не состояние. Это способ видения.)

Кроме того, путь к видению собственной природы - для каждого свой, поскольку каждый находится в своих собственных условиях, со своим багажом опыта и представлений. Поэтому говорят, что в дзэн нет определённого пути, нет одного определённого входа. Эти слова также должны помочь практикующему не подменять свою осознанность механическим выполнением какой-то практики или идеи.

Считается, что дзэнский наставник должен сам видеть свою природу, потому что тогда он может правильно видеть состояние «ученика» и давать ему подходящие именно для него указания или толчок. На разных этапах практики «ученику» могут давать разные, «противоположные» советы, например:

* «медитируй, чтобы успокоить ум; больше старайся»;
* «не старайся достичь просветления, а просто отпускай всё происходящее»…

Дзен (от яп. 禅; санскр. ध्यान дхья́на, кит. 禪 чань, кор. 선 сŏн) - одна из самых больших и распространенных школ буддизма в Китае, Японии и прочих странах восточной Азии. Слово "дзэн" происходит от санскрито-палийского термина "дхьяна/джняна", означающего глубокое сосредоточение, созерцание, а так же отстраненность или избавление. В ранних текстах дзэн называют школой созерцания.

Дзен является развитием буддизма Махаяны . Научное название этого пути "Сердце Будды" ("Буддха хридайя"), а более популярное "дзэн".

На сегодняшний день дзен - одна из самых известных школ буддизма, широко освещенная как в художественной литературе, так и в масс медиа.

Дзен буддизм принёс из Индии в Китай Бодхидхарма , после чего он получил широкое распространение в странах восточной Азии (Китай, Вьетнам, Корея, Япония). Традиции китайского чань , японского дзен, вьетнамского тхиен и корейского сон развивались во многом самостоятельно и сейчас, сохраняя единую сущность, приобрели свои характерные черты в учении и стиле практики. Научное (официальное) название дзэнской традиции - Сердце Будды (Буддха-хридайя) В Японии дзен представлен несколькими школами: Риндзай , Обаку , Фукэ и Сото .

История

Передача традиции дзен восходит к Будде Шакьямуни , и он считается первым в линии передачи дзен. Вторым считается Махакашьяпа , которому Будда передал состояние пробуждения напрямую без слов, тем самым основав традицию дзен в форме прямой передачи учения «от сердца к сердцу».

Однажды Будда стоял перед собранием народа на Пике Грифов. Все люди ждали, когда он начнет учить дхарме, но Будда молчал. Прошло уже довольно много времени, а он ещё не вымолвил ни единого слова, в руке его был цветок. Глаза всех людей в толпе были обращены к нему, но никто так ничего и не понял. Потом один монах посмотрел на Будду сияющими глазами и улыбнулся. И Будда сказал: «У меня есть сокровище видения совершенной Дхармы, волшебный дух нирваны, свободной от нечистоты реальности, и я передал это сокровище Махакашьяпе». Этим улыбающимся монахом оказался как раз Махакашьяпа, один из великих учеников Будды. (…) Махакашьяпа пробудился благодаря цветку и своему глубокому восприятию. Тит Нат Хан

Дзен буддизм распространился в Китае в V веке н. э. Учение дзен принес в Китай буддийский монах Бодхидхарма (в китайской традиции - Путидамо или просто Дамо, в японской - Дарума), часто называемый преемником 27 индийских патриархов буддизма, ставший впоследствии первым патриархом чань в Китае. Бодхидхарма обосновался в монастыре Шаолинь , считающемся в наши дни колыбелью китайского чань-буддизма.

После Бодхидхармы в Китае было ещё пять патриархов, после которых учение раскололось на северную и южную школу. Вторая впоследствии получила своё развитие и трансформировалась в пять школ дзен, из которых в настоящее время сохранилось только две: Цаодун и Линьцзи. Что касается вьетнамского тхиен , в конце VI века во Вьетнам прибыл Винитаручи, ученик Сэн-цаня, и основал первую школу тхиен. Дальнейшее развитие вьетнамского тхиен связывают со школой Во Нгон Тхонга, бывшего учеником Хуай-хая, и школой Тхао Дьюнга. Последняя школа была основана императором Ли Тхань Тонгом. Чуть ранее, в 968 году, тхиен стал государственной идеологией Вьетнама и в дальнейшем сыграл важную роль в его истории. Позднее во Вьетнаме появилась школа Чуклам, основанная императором Чан Нян-тонгом и не имевшая аналогов в Китае, школа Нгуен Тхиеу, близкая к школе Обаку, и школа Лиеу Куана, близкая к школе Линьцзи.

В 30-х годах XX века в стране активизировалось движение за возрождение вьетнамского буддизма и уже к началу 70-х годов во Вьетнаме велось строительство множества пагод. В настоящее время среди приблизительно 60 миллионов вьетнамцев около трети населения являются последователями Махаяны . Из всех школ Махаяны в настоящее время в стране наиболее влиятельными наряду со школами Буддизма Чистой Земли считаются тхиенские школы и, в особенности, школа Ламте (Линьцзи).

Похожие статьи