Основные виды трудотерапии применяемые в психиатрической больнице. Трудотерапия. Трудотерапия при конкретных видах психопатологии

Введение

1. Понятие о трудотерапии

2. Трудотерапия при галлюцинаторном синдроме

3. Трудотерапия при депрессивных состояниях

4. Трудотерапия при двигательной заторможенности

5. Трудотерапия при олигофрении

Заключение

Список литературы

Введение

«Учение и труд все перетрут» - с этой пословицей трудно не согласиться. Обучение и трудовая деятельность – это важнейшие составляющие человеческой жизни, при их отсутствии человек вряд ли реализуется как полноценная личность. Труд не только является стимулом для самоактуализации, он также благотворно влияет на состояние здоровья человека. В психологии давно известно, что депрессию можно преодолеть, если взять себя в руки найти занятие, работу, т. е. над чем-то потрудиться, сосредоточиться на выбранном деле, что поможет отогнать тоскливые мысли, повысить жизненный тонус.

По этим и многим другим причинам в лечебной медицине возник такой вид терапии как трудовая терапия, т. е. использование трудовых процессов с лечебной целью. При некоторых заболеваниях трудотерапию применяют для повышения тонуса организма, нормализации обменных процессов, используя при этом труд на свежем воздухе, требующий участия многих мышц (например, работа в саду). В травматологии и ортопедии для восстановления функций конечностей используют специальные виды труда с определённым объёмом движений и участием определённых групп мышц. Наиболее широко трудотерапиюприменяют в психиатрии с целью благотворного воздействия на психику больных. Именно об использовании изучаемого нами вида терапии в лечении и реабилитации людей с психическими заболеваниями и состояниями пойдет речь в дальнейшей нашей работе.

1. Понятие о трудотерапии

Трудотерапия, трудовая терапия лечение различных физических и психических заболеваний с помощью привлечения больных к определенным видам деятельности; это позволяет больным постоянно быть занятыми работой и достичь максимальной независимости во всех аспектах их повседневной жизни. Виды трудовой деятельности, к которым привлекается больной, специально подбираются таким образом, чтобы максимально использовать способности каждого человека; при этом всегда необходимо учитывать его индивидуальные потребности и склонности. К таким видам деятельности относятся: изготовление изделий из дерева и металла, роспись изделий из глины и другие художественные промыслы, домоводство, различные социальные навыки (для психически больных людей) и активный досуг (для престарелых). К трудотерапии также относится процесс освоения механических средств передвижения и адаптация к жизни в домашних условиях.

При использовании данного вида терапии в лечении психически больных трудовые процессы, подобранные в зависимости от состояния больного, оказывают активизирующее или успокаивающее действие.Трудотерапияпри подостром и хроническом течении психических заболеваний и состояниях, обусловливающих изменения личности больных, играет большую роль в системе их социально-трудовой реабилитации. Постепенно усложняющиеся трудовые процессы тренируют и укрепляют компенсаторные механизмы, облегчая переход к труду в условиях производства.

Проблема психологии трудотерапии психически больных – пограничная для психологии труда и клинической психологии. Психологическая теория и практика трудотерапии составляют раздел психологии труда, так как это направление, в котором изучается, по словам С.Г. Геллерштейна, «труд как фактор развития и восстановления».

В отношении психически больных врачи и психологи выделяют несколько уровней социально-трудовой реадаптации (т. е. восстановления больного после перенесенного болезненного периода):

1) профессиональная реадаптация (возврат к прежней профессиональной деятельности, когда коллеги «дефект не замечают»).

2) производственная реадаптация (возврат к труду, но при снижении квалификации);

3) специализированно-производственная реадаптация (возврат на производство, но на трудовой пост, специально приспособленный для лиц с нервно-психическими дефектами в особых щадящих условиях);

4) лечебно-производственная реадаптация (доступна лишь работа во внебольничных лечебно-производственных мастерских, когда у больного сохраняются стойкий дефект работоспособности либо патология поведения);

5) внутрисемейная реадаптация (выполнение домашних обязанностей);

6) внутрибольничная реадаптация (при глубоких дефектах психики).

Задачи трудотерапии заключаются в том, чтобы больной дocтиг максимально высокого, доступного для него уровня реадаптации.

Опыт 30-х гг. XX века, когда в психиатрических клиниках вводилась терапия занятостью в самых простых формах (больным предложили клеить бумажные аптечные пакеты), оказался весьма эффективным. С.Г. Геллерштейн и И.Л. Цфасман (1964) приводят данные па Калининской психоневрологической больнице, где число несчастных случаев с больными, побегов больных и других происшествий за год сократилось в 10 раз – с 14416 (1930 г.) до 1208 (1933 г.), при условии, что в 1930 г. – никто из больных не привлекался к труду, а к 1933 г. Лишь 63% больных были занять трудом. Частота агрессивных действий в «рабочие» дни сократилась па сравнению с «нерабочими» днями в мужском отделении на 78%, а в женском – на 49%.

Какими же свойствами обладает ручной труд как разновидность лечебно-восстановительного, воздейственного средства по отношению к психически больным?

Трудотерапия понималась С.Г. Геллерштейном как разновидность средств психологии воздействия, как стимулятор роста, стимулятор трудовой активности больного на пути восстановления специфически человеческого образа жизни.

Геллерштейн видел суть целебных сторон ручного труда в том, что этот вид деятельности обладает такими весьма ценными признаками, как:

1) соответствие человеческим потребностям;

2) целевой характер деятельности;

3) мощное воздействие упражнения;

4) мобилизация активности, внимания и т.д.;

5) необходимость приложения усилия, напряжения;

6) широкие возможности компенсации;

7) преодоление трудностей и препятствий, возможность регулирования их и дозировки;

8) включение в жизненно полезный ритм;

9) результативность, предпосылки организации обратной связи и совершенствования функций;

10) благодарное поле для отвлечения, переключения, смены установки;

11) рождение положительных эмоций – чувства удовлетворения, полноценности и др.;

12) коллективный характер труда.

Трудотерапия, однако, может помогать или ухудшать состояние больного, эта зависит от его состояния, используемой формы труда, дозировки трудовых занятий, формы организации труда и его содержания.

Так, трудотерапия абсолютно противопоказана при острых болезненных состояниях, сопряженных с расстройcтвом сознания; при кататоническом ступоре; при соматических тяжелых заболеваниях; временно противопоказана во время активного медикаментозного лечения; при выраженных депрессиях и астенических состояниях. Относительно противопоказана трудотерапия для больных с явно отрицательной установкой на труд (при острой психопатологии). Во всех этих случаях нужен индивидуальный подход к личности больного.

Психологу необходимо учитывать каждый фактор отдельно и все вместе. Целесообразно построить классификацию видов труда, доступных в качестве трудотерапии с точки зрения представленности в каждом из них отмеченных выше полезных свойств труда. Это важно, так как позволяет проектировать формы трудотерапии осознанно (а не методом проб и ошибок), с учетом характера дефекта больного и «зоны ближайшего развития», по Л.С. Выготсткому, доступной для него и актуальной. С.Г. Геллерштейн предлагал психологу, проектирующему программу трудотерапии, выявить предварительно потенциальные возможности разных видов труда, провести их содержательный и структурно-функциональный анализ, чтобы сознательно использовать труд как лечебное средство, как это принято в любой другой области терапии. Другими словами, предлагалась специализированная модификация профессиографии.

Геллерштейн писал: «Чем тоньше и глубже мы сумеем понять связи между конкретными формами трудовой активности и патологическим состоянием и особенностями личности больного, которого в лечебно-восстановительных целях мы приобщаем к труду, тем скорее мы приблизимся к научно-обоснованному программированию рационально построенной трудовой терапии».

Геллерштейн и Цфасман придерживались двух основных принципов использования трудотерапии:

1. Труд больных должен быть результативным и больной должен видеть результаты своей деятельности. Этот принцип часто нарушался: например, инструктор предлагала больным заниматься вязанием в палате, но не отмечала индивидуального характера работы. Предмет труда и орудия вязания убирались на ночь (видимо, чтобы больные не поранили себя и других). Утром инструктор могла дать больной не ее начатую варежку, а чей-то недовязанный носок.

2. Необходим индивидуальный учет выработки больных. Только в этом случае можно контролировать эффект трудотерапии.

Вариант трудотерапии, применявшийся Геллерштейном и Цфасманом, был эмпирическим в своей основе, ориентированным на негативные симптомы, свойственные разным видам психических заболеваний, а также на подбор тех видов труда по содержанию и форме организации, которые предположительно могли купировать болезненные симптомы и содействовать развитию больного намеченном, доступном для него прогрессивном направлении социально-трудовой реадаптации.

2. Трудовая терапия при галлюцинаторном синдроме

Пример. Больной шизофренией со слуховыми галлюцинациями продуктивно и систематически плел корзины в лечебно-трудовых мастерских, но галлюцинации даже не ослабевали. Его перевели на разработку торфа, требующую большого напряжения сил при норме выработки здорового человека. Через 1,5-2 месяца «голоса» стали слышаться реже. Больной стал другим человеком: оживленным, подвижным, более общительным, заявлял, что чувствует себя прекрасно, «голоса» слышит редко, причем «они стали тихими, еле слышно», а главное – «они говорят исключительно в положительную сторону, чтобы хорошо работалось, быть веселым» и т. д., причем сам больной считает эти положительные сдвиги в своем состоянии результатом именно той «настоящей работы», какой явилась добыча торфа.

Трудотерапия в пожилом возрасте как психологическое воздействие

Трудотерапия (эрготерапия) – это целенаправленное вовлечение больных в трудовую деятельность с лечебной и реабилитационной целями.

Изначально трудотерапия использовалась в лечении больных в психоневрологических интернатах, затем получила широкое применение, в частности в работе с людьми пожилого и престарелого возраста.

Трудотерапия обычно организуется стационарно в специально оборудованных лечебно-производственных мастерских или в амбулатории (в кабинете трудотерапии, мастерских при клиниках и диспансерах).

Данный вид терапии является прежде всего лечебным мероприятием, поэтому рядом с пациентами должны постоянно находиться медицинские работники, инструкторы по труду, врачи-специалисты.

Трудотерапия для пожилых людей

Терапия трудом является условием продуктивной организации самостоятельной жизни пожилого человека, помогает ему жить с удовольствием. Для пожилых важно чувствовать ценность своей работы, быть уверенными в ее полезности для окружающих.

Цель трудотерапии в работе с людьми преклонного возраста – помочь справиться с депрессиями, нервными расстройствами, восстановить утраченные функции организма

Она включается в досуг людей старшего возраста в разных формах творческой деятельности, а также предлагает комплекс различных целенаправленных трудовых действий, применяемых в медицинских целях.

Задачи терапии трудом

Трудотерапия решает широкий спектр задач по реабилитации пациента:

  • помогает отвлечься от мучающих пациента тягостных и тревожных мыслей, волнения;
  • укрепляет интеллектуальные качества и эмоционально-волевую сферу пациента;
  • повышает психический тонус пациента, помогает избавиться от осознания своей неполноценности, формирует оптимистическое отношение к жизни;
  • создает условия для восстановления взаимоотношений пациента с социумом и др.

Важной задачей трудотерапии, использующейся в работе с психиатрическими, неврологическими, пожилыми пациентами является возвращение частично утраченных двигательных функций, а также восстановление или формирование навыков труда.

Многолетним опытом доказано, что посильный труд ускоряет процесс реабилитации после хирургических операций, нарушений деятельности периферической нервной системы, воспалений, и инсультов.

Терапия трудом устраняет тугоподвижность суставов, повышает силу и тонус мышц, восстанавливает координацию движений. Максимальный эффект в таких ситуациях достигается, если трудотерапия используется в комплексе с массажем и .

Технологии трудотерапии пожилых людей

Игровая терапия

Технология игровой терапии является способом восстановления в нескольких сферах одновременно: в области социализации, саморазвития, воспитания, адаптации, релаксации, рекреации и др.

Игровая терапия с обязательным выбором ролей помогает пережить жизненные обстоятельства спокойнее, найти подходящий для данной трудной ситуации характер своего поведения в социуме.

Средствами игровой терапии могут быть настольные и подвижные игры, мероприятия состязательной направленности. В работе с людьми пожилого возраста игровая терапия эффективна, так как помогает самовыразиться в определенной социальной роли, избавиться от тревог и печалей будней.

Это система коррекционных мероприятий, основанных на использовании средств различных искусств и организации творческой деятельности. Арт-терапия способствует стабилизации эмоциональной сферы пациентов.

В работе с пожилыми на основе данной технологии эффективными являются занятия в творческих мастерских разных направлений в зависимости от увлечений человека (вышивка, рисование и др.)

Это система трудовой терапии на основе круглогодичного общения пожилого человека с живыми цветами и растениями дома, в социальном учреждении, на приусадебном участке.

Лечебный эффект при этом дают такие посильные трудовые операции, как посадка и пересадка рассады и взрослых растений, уход за растениями в огороде и на садовом участке, оформление клумб, работа на субботниках по облагораживанию территории.

Эти и другие методы трудотерапии (психологические тренинги и др.) способствуют не только восстановлению физической трудоспособности пожилого человека, но и облегчают его адаптацию в коллективе, взаимоотношения с окружающими.

Формы трудовой терапии людей пожилого возраста

Производственная терапия восстанавливает профессионально важные умения или подготавливает к приобретению специальности, а также помогает решать задачи профессиональной ориентации.

Она включает в программу по трудотерапии в зависимости от степени утраты рабочих навыков организацию следующих видов деятельности пациента:

  1. подсобные работы (по уборке в пределах лечебного отделения);
  2. несложные выполняемые руками операции с элементарными орудиями труда (сборка простых изделий);
  3. деятельность, включающая несколько этапов работы со сложным изделием;
  4. изготовление изделия, включающее все циклы обработки на производственном оборудовании;
  5. работа, требующая применение собственного творчества и специальных систематизированных знаний (осуществление ремонта, наладки оборудования, конструирование, чертежные работы, деятельность в роли художника-оформителя).

Трудовые операции должны быть направлены на достижение полного восстановления трудовых функций на основе решения посильных, разнообразных задач, помогающих одновременно восстановить и психо-эмоциональный фон пациента.

Видео: Трудотерапия и пальчиковая гимнастика

Эрготерапия на первом этапе осуществляется на тренажерах, на втором – предлагает пациенту виды работ, в наибольшей степени приближенные к реальной деятельности на заводе, фабрике, в мастерской, поэтому данный вид терапии требует установки специального оборудования, станков (для выполнения работы токаря, фрезеровщика, столяра).

Правильная организация посильного труда в лечебных целях требует, чтобы труд оплачивался, это обычно дает хороший эффект.

Решает задачи социальной реабилитации, повышает жизненный тонус и настроение больного, обеспечивает психотерапевтический эффект.

В рамках этого направления пациентам предлагаются такие виды деятельности, как:

  • аппликация;
  • лепка;
  • скручивание различных материалов для изготовления изделия;
  • выполнение плетеных и вязаных из ниток изделий;
  • развитие скоординированных движений и мелкой рук в процессе изготовления изделий в технике оригами, вышивания.

Применяется при значительной утрате пациентом двигательных функций и включает последовательно выполнение заданий, увеличивающих амплитуду однонаправленных и разнонаправленных движений соответствующего органа, потом возвращение силы и восстановление скоординированных движений.

Названные виды терапии трудом должны сочетаться с таки направлением, как бытовая реабилитация (обучение самообслуживанию).

Это комплекс мероприятий по освоению навыков самообслуживания пациентами пожилого возраста, перенесшими , травму, тяжелое заболевание.

Бытовая реабилитация направлена в основном на восстановление функций конечностей, что поможет пациенту не чувствовать своей беспомощности. В системе бытовой реабилитации используются специальные приспособления, тренажеры.

Виды трудовых операций

На восстановление координационных способностей направлено выполнение таких трудовых задач, как набор текста на клавиатуре пишущей машинки или компьютера, изготовление плетеных изделий из различных материалов, вышивание.

Упражнения, возвращающие мышцам силу, включают лепку из глины и пластилина, работу несложными строительными инструментами.

Действия облегченного режима предполагают наматывание ниток разной толщины, работу с бумагой и картоном, поролоном и другими мягкими материалами.

Терапия трудом организуется в соответствии с несколькими периодами.

В процессе эрготерапии пациенту последовательно предлагаются обучающие задачи:

  1. облегченные трудовые нагрузки, направленные на восстановление двигательных функций наибольшего числа мышц (работа с бумагой и картоном, вспомогательные операции в швейной области, в производстве игрушек), (картонажные работы, сматывание ниток, изготовление игрушек);
  2. задания, восстанавливающие силу мышц;
  3. задания, восстанавливающие координацию движений при работе с мелкими предметами или при выполнении операций, требующих точности работы рук (изготовление вязаных изделий, вышивка).

Как дозировать нагрузку?

Нагрузка в эрготерапии определяется общим состоянием пациента, тяжестью его основного заболевания или перенесенной травмы, этапом реабилитации, количеством и сложностью имеющихся функциональных нарушений.

При дозировании трудовой нагрузки учитывается смена поз пациента в процессе терапии, виды и чередование действий, время выполнения всей трудовой задачи и ее отдельных операций, вес и сложность инструментов и оборудования.

Виды выполняемых работ

Формы труда, оказывающие лечебный эффект, разнообразны:

  • шитьё;
  • изготовление вязаных и плетеных изделий;
  • гончарное дело;
  • сборка простых приборов;
  • работа с деревом, бумагой и картоном;
  • ремонт книг;
  • работа на станках промышленного производства.

Возможность выбора рода занятия на основании самочувствия, умений и знаний, интересов и предпочтений помогает пациентам почувствовать свою самостоятельность, дееспособность.

Если пациент не имеет возможности находиться в мастерской, для него обеспечиваются условия для посильной работы в домашних условиях.

Трудотерапия при различных заболеваниях

Эрготерапия показана пациентам пожилого возраста с травмами или нарушениями функций опорно-двигательного аппарата, одновременно воздействует на эмоциональную сферу больного и выполняет функции лечебной физической культуры.

Помогает быстрее реабилитироваться после перенесенных инфекций.

Заключение

Трудотерапия инвалидов направлена на улучшение общего состояния, кровообращения, работы нервной системы, снимает напряжение и боли, повышает жизненный тонус пациентов.

Эрготерапия в работе с людьми пожилого и преклонного возраста помогает эффективно осуществлять социальную реабилитацию благодаря разнообразным формам и направлениям деятельности.

При всем этом не требует больших затрат, может быть организована на дому благодаря своей доступности и простоте, приносит хорошие результаты в сочетании с лечением основного заболевания и физиотерапевтическими процедурами.

Эрготерапия развивает коммуникативные способности, повышает самооценку, вселяет веру в свои силы, продлевает активную фазу жизни, помогает пожилому человеку чувствовать себя полноценным членом общества.

Видео: Трудотерапия в Жабчицком доме-интернате

Трудотерапия (лечение трудом) применялась на практике русскими врачами-клиницистами М.Я. Мудровым, Г.А. Захарьиным, А.А. Остроумовым и др. Это активный метод восстановления трудоспособности больного. В основе трудотерапии лежит систематическая тренировка бытовых и производственных движений, восстановление утраченных двигательных навыков. Трудотерапия нормализует психику больного, стимулирует функции пораженной системы (органа) и является важной составляющей в общей системе реабилитации больных. В трудотерапии применяют различные виды деятельности: работа в саду и огороде (зимой в оранжерее), уборка помещений, плетение, шитье, столярные и слесарные работы, лепка и др.

В настоящее время трудотерапия приобретает важное значение в реабилитации больных. Для проведения трудотерапии необходимы хорошо оборудованные специальные помещения. В связи с комплексным характером реабилитации кабинеты трудотерапии должны располагаться вблизи зала для ЛФК, бассейна, массажного кабинета, физиотерапии. В стационаре трудотерапия осуществляется как в условиях палаты, так и в специально оснащенных кабинетах (мастерских и пр.).

трудотерапия

Применение трудотерапии в системе реабилитации зависит от клинических особенностей заболевания, динамики репаративных процессов и преследует цель предупреждения развития вторичных патологических изменений в тканях опорно-двигательного аппарата, ограничивающих двигательную функцию. Методика использования трудовых процессов построена на основе физиологии трудовых движений. В результате повреждений и различных ортопедических заболеваний, патологии центральной нервной системы, позвоночника у больных развиваются тяжелые функциональные расстройства, нарушающие трудоспособность, что нередко приводит к инвалидности. По данным врачебно-трудовой экспертизы, причиной снижения и утраты трудоспособности больными является не только тяжесть повреждений и заболеваний, но и несвоевременно и нерегулярно проводимое реабилитационное (восстановительное) лечение, а также неполное использование всех средств реабилитации, предназначенных для восстановления и развития временно утраченных функций больного.

Практика показывает, что раннее применение трудотерапии и других реабилитационных средств позволяет восстановить полностью (или частично) трудоспособность больного, способствует приобретению им трудовых и бытовых навыков по самообслуживанию и помогает избежать инвалидности.

Задачи трудотерапии: восстановление утраченных функций путем применения дифференцированных видов труда; восстановление профессиональных и бытовых навыков (самообслуживание, передвижение и др.) и социальная реинтеграция (трудоустройство, материально-бытовое обеспечение, возвращение в трудовой коллектив); оказание общеукрепляющего и психологического воздействия на организм больного.

При применении трудотерапии нужно учитывать анатомо-физиологические особенности пациента, а подбор движений должен быть основан на характере заболевания и особенностях его течения, что определяет дозировку, сложность и исходное положение при выполнении трудовых процессов (упражнений). Упражнения должны выполняться длительно, систематически, с постепенно возрастающей нагрузкой. Следует избегать упражнений (операций), которые могут привести к закреплению порочного (ненужного для данной профессии) двигательного стереотипа.

Основные факторы (аспекты) трудотерапии (по материалам экономического и социального департамента ООН) следующие: восстановление двигательных функций, рабочих навыков и обучение повседневным видам деятельности; изготовление (совместно с протезистами) простейших приспособлений, помогающих выработать навыки самообслуживания; определение степени восстановления профессиональной трудоспособности.

Трудовая терапия имеет два основных направления: занятие трудом и терапия трудом.

Занятие трудом - это заполнение свободного времени больного рисованием, лепкой, изготовлением сувениров, улучшающих психоэмоциональное состояние находящегося в больнице.

Терапия трудом - использование с лечебной целью различных трудовых процессов, трудовых операций.

Различают три основные формы терапии трудом: восстановительная трудовая деятельность, направленная на предупреждение двигательных расстройств или восстановление нарушенных функций; трудотерапия, направленная на общее укрепление, поддержание функционального состояния и трудоспособности в случае длительного течения заболевания; производственная трудотерапия, подготавливающая больного к профессиональному труду (деятельности), осуществляемая в близких к производству условиях (на станках, тренажерах, стендах и пр.).

Учитывая клинику заболевания, имеющиеся функциональные изменения (функциональный дефект), подбирают и вид трудовой терапии. Реабилитация утраченной двигательной функции осуществляется двумя путями: посредством развития утраченных двигательных функций и приспособления (адаптации) больного к труду.

Выделяют три группы трудовых операций (упражнений): трудотерапия в облегченном режиме (картонажные работы, сматывание ниток, изготовление игрушек из поролона, марлевых масок и др.); трудотерапия, вырабатывающая (развивающая) силу, выносливость мышц рук (лепка, работа рубанком, напильником и др.); трудотерапия, вырабатывающая (развивающая) тонкую координацию движений пальцев, повышение их чувствительности (вязание, плетение, печатание и др.).

При значительном движении двигательной функции руки (рук) используют специальные приспособления для ее поддержки при выполнении работы (лямки, подвешивание и пр.). Подбор упражнений проводится на основе динамической анатомии, физиологии труда. Кроме того, трудовые процессы (упражнения) назначают с учетом профессии больного, его возраста, функциональных нарушений и др.

При стойких, необратимых дефектах опорно-двигательного аппарата (ампутации, анкилозы и др.) трудовая терапия направлена на выработку у больного компенсаторных (компенсированных) возможностей (функций) неповрежденной конечности.

Общеукрепляющая трудовая терапия является средством повышения физической работоспособности. Под влиянием трудовых занятий улучшается психоэмоциональное состояние больного и функция опорно-двигательного аппарата.

При постельном режиме больным назначают работу по вязанию, плетению, лепке, шитью, рисованию и др.

Ходячие больные в состоянии заправить кровать, убрать помещение, территорию, они могут работать в мастерских, цветочных оранжереях и т.д.

Производственная трудовая терапия связана с работой на различных станках (ткацких, деревообрабатывающих, столярных, картонажных и др.). Она дает возможность ориентировать больного на работу по прежней специальности или получение новой специальности.

В ходе трудотерапии больной приобретает психологическую и физическую подготовку к своей трудовой деятельности. Для пациента создаются условия, близкие к производственным, проверяется остаточная трудоспособность больного, его работоспособность, происходит восстановление ряда временно утраченных больным профессиональных навыков (умений).

Трудовая терапия применяется на различных этапах реабилитации и включает несколько периодов.

Первый период (2-4 нед.) - от момента операции до снятия гипсовой лонгеты. С 2-3 дня рекомендуются активные и пассивные упражнения и выполняются облегченные трудовые процессы здоровой конечностью и пальцами травмированной руки, свободной от иммобилизации.

Второй период (3-4 нед.) - после снятия швов и гипсовой лонгеты. Расширяется комплекс ЛФК и трудовых операций, требующих активного участия травмированной руки.

Третий период (6-12 мес. и более) - после выписки из клиники на протяжении всего периода восстановления поврежденного нерва. Трудовая терапия, ЛФК и массаж (самомассаж, криомассаж) проводятся длительное время в поликлинике и в домашних условиях.

Главными в комплексе движений являются упражнения, развивающие навыки самообслуживания (умывание, одевание, раздевание, бритье, повязывание платка и др.), уборка помещений, работа в саду (огороде) и др. Рекомендуются также плетение, вышивание, лепка, вязание, изготовление картонных игрушек, разборка мелких деталей, рисование, машинопись, столярные работы (работа рубанком, полировка деревянных поверхностей) и др.

Трудовая терапия должна быть дифференцированной на разных этапах реабилитации. По подбору упражнений и нагрузке она подразделяется по величине нагрузки (интенсивности выполнения манипуляций), подбору манипуляций и пр.; по достигаемому освоению манипуляций (движений); по локализации воздействий на опорно-двигательный аппарат.

Нагрузка в дозировании трудовых процессов (навыков) осуществляется подбором веса рабочего инструмента, исходным положением (позой), продолжительностью выполнения манипуляций, подбором захвата рукоятки инструмента, специальными приспособлениями к инструментам и бытовым приборам (ложка, бритва и др.).

В процессе трудовой терапии осуществляется постепенный переход от пользования инструментами, облегчающими вовлечение больной конечности в работу, к обычным инструментам. Для удержания руки в удобном положении применяют подставки, приспособления для фиксации предплечья, инструментов и пр. В трудотерапии используют различные виды манипуляций с инструментами, на стендах и пр., способствующих восстановлению объема движений в суставах, силе мышц рук, выработке тонкой координации движений пальцев и повышению их чувствительности.

Дозирование нагрузки в трудотерапии. Нам всем этапе восстановительного лечения проводится контроль за его эффективностью. Это дает возможность вносить коррективы в работу. Дозировка нагрузки определяется состоянием здоровья больного, этапом реабилитации, объемом функциональных нарушений и др. Одним из методов дозировки в трудотерапии является время (продолжительность) выполнения трудовой манипуляции или работы, объем работы, вес инструмента, режим труда, характер выполняемой работы, рабочая поза и др.

Трудотерапия должна сочетаться с ЛФК, массажем, коррекцией положением (лечение положением). Перед трудотерапией проводится комплекс ЛФК и массажа (самомассажа) продолжительностью 5-8 мин, а сама трудотерапия занимает 30-45 мин ежедневно или через день.

При выработке правильного стереотипа рабочих движений необходимо соблюдать следующие правила: ознакомить больного с трудовой операцией (движением); показать технику выполнения трудовой операции; способствовать овладению трудовыми навыками в результате многократных повторений трудовой операции.

Виды работ, выполняемых в процессе трудовой терапии

Для проведения трудотерапии больным с последствиями повреждений и заболеваний ОДА верхних конечностей назначают следующие работы: вязание, плетение, лепку; художественно-прикладные работы; машинопись; выпиливание, ручные столярные работы, выжигание; работу на швейной машине; ручные слесарные работы; работу на ткацком станке, на станке для обработки (шлифовки) керамических изделий; работу по сборке различных деталей с контрольно-измерительными приборами; работу в цветочной оранжерее.

С психологической точки зрения трудовую деятельность необходимо приблизить к работе производственного типа. При окончательном выборе трудовой терапии, ее характера, объема, необходим тщательный анализ функциональных возможностей пациента, участия в данной работе правой и левой руки, а также знать, какие мышцы участвуют в большей степени в работе, на какие суставы приходится наибольшая нагрузка.

Трудотерапия находит широкое применение при повреждениях центральной нервной системы, полиомиелите, инсультах, психических заболеваниях, травмах опорно-двигательного аппарата и других заболеваниях. Трудовую терапию комбинируют с лечебной гимнастикой и массажем. Перед трудовой терапией проводят активные и пассивные упражнения, массаж (самомассаж). Упражнения не должны вызывать болевых ощущений. В комплекс ЛФК перед трудовой терапией включают 8-10 упражнений в сочетании с массажем (или самомассажем) для мышц плечевого пояса, суставов конечности и особенно пальцев в и.п. стоя, сидя.

К трудовой терапии по характеру производимых движений относится и овладение бытовыми навыками. Упражнения для освоения бытовых навыков (например, пользование электробритвой, кранами, выключателями, причесывание, застегивание и расстегивание пуговиц, прием пищи, мытье посуды и др.) подготавливают больного к трудовым операциям.

В процессе тренировки по овладению бытовыми навыками у больного постепенно развивается тонкая координация движений, необходимая для выполнения различных трудовых операций.

В специально оборудованных комнатах с набором бытовых приборов, стендов, на которых они смонтированы и укреплены, больные вырабатывают навыки самообслуживания, а также тренируют захват искусственной рукой при протезировании. На настенных стендах имеются дверные ручки различной формы и величины, выключатели, вилки, замки с ключами, водопроводные краны и др. На производственном стенде смонтированы болты, рубильники, выключатели и др.

Трудотерапия в травматологии и ортопедии. При наложении гипсовой повязки самообслуживание приходится выполнять здоровой рукой с частичной помощью пальцев травмированной руки. После снятия гипсовой повязки задача реабилитации - увеличение амплитуды движений в суставах верхней конечности. По мере уменьшения болей применяют трудотерапию, массаж, криомассаж, направленные на увеличение силы и амплитуды движений в плечевом суставе.

Трудотерапия предусматривает глажение белья, проклеивание конвертов для хранения рентгенограмм, изготовление бумажных игрушек, сортировку мелких деталей по форме и размеру. Продолжительность занятий 10-15 мин 2-3 раза в день.

По мере укрепления мышц, увеличения амплитуды движений процессы трудотерапии усложняют. Включают работу с рубанком, шлифование, различные виды картонажных работ (склеивание конвертов, коробок), плетение, швейные работы и др. Продолжительность 20-30 мин 2-3 раза в день, в перерывах - массаж (самомассаж, криомассаж).

На более позднем этапе реабилитации (через 1-1,5 мес. после травмы) используют трудотерапию, требующую все больших динамических и статических усилий. Сюда входят столярные работы, протирание стекол, слесарная работа и др. 2-3 раза в день по 30-40 мин с паузами для отдыха и массажа (самомассажа).

Трудотерапия при повреждениях плечевого сплетения и периферических нервов верхней конечности . Переломы плечевой кости, ключицы, вывих плеча нередко сопровождаются повреждениями периферических нервов (чаще лучевого, локтевого или срединного нервов), при этом возникают определенные двигательные расстройства. В комплексной реабилитации значительная роль принадлежит трудотерапии. В начале рекомендуются простые движения, а затем более активные и с предметами, на тренажерах и др.

Трудотерапия при двигательных расстройствах верхних конечностей в результате различных повреждений : при повреждениях костей плечевого пояса (ключица, лопатка и др.); повреждениях ключично-акромиального сочленения; вывихе головки плечевой кости и повреждениях проксимального конца плечевой кости; переломах диафиза плечевой кости; переломах костей локтевого сустава; переломах костей предплечья, кисти, пальцев; повреждениях плечевого сплетения и травматических парезах периферических нервов верхней конечности (конечностей); контрактурах.

Лечение трудом показано и при травмах нижних конечностей (переломы, повреждения нервной системы, контрактуры и др.).

Трудотерапия при травмах нижних конечностей . Применяется при переломах костей, повреждениях голеностопного сустава, травмах ахиллова сухожилия, периферической нервной системы и другой патологии. Особо следует отметить плохую адаптацию больных пожилого возраста, они требуют более раннего и активного начала трудовой терапии.

Трудовая терапия, гимнастика и массаж (самомассаж) используются комплексно в ранние сроки травмы. Трудотерапия на ранних этапах реабилитации у лиц пожилого возраста имеет чисто отвлекающий, психологический характер. Наиболее показаны трудовые операции по изготовлению тампонов и салфеток из марли, вязание, простые картонажные работы и др.

С расширением двигательного режима больным, способным сидеть, поручают склеивание коробок, конвертов, швейные работы, машинопись и др. По окончании иммобилизации нижней конечности (снятие гипсовой повязки) реабилитация направлена на восстановление двигательной функции, а затем и опорной функции (используется ЛФК, физические упражнения в воде, криомассаж, занятия на тренажерах). Все это служит подготовкой к применению трудотерапии, включающей шитье на швейной машине, столярные и слесарные работы, а позднее - на точильном и ткацком станках с ножным приводом. Проводится тренировка опорной функции конечности (различные приседания, езда на велоэргометре, бег на тредбане и др.).

Трудовая терапия и тренировки на специальных тренажерах служат подготовкой к производственной деятельности, восстановлению физических кондиций больных, перенесших травму (операцию) нижней конечности (конечностей).

Трудотерапия в ортопедии. При деформациях опорно-двигательного аппарата (косолапость, привычный вывих бедра и др.), параличах (полиомиелит, ДЦП и др.) резко нарушается функция конечностей. Трудотерапия имеет большое значение в восстановлении, коррекции, двигательной функции, особенно верхних конечностей.

Полиомиелит. Показано комплексное лечение в восстановительном и резидуальном периодах. Применяются трудотерапия, ЛФК, массаж, протезно-ортопедические приспособления и пр. Трудотерапия подбирается с использованием трудовых операций адекватно патологическим изменениям в мышцах, суставах, локализации и характеру повреждений. При осуществлении трудотерапии большую роль играют исходное положение конечности при выполнении движений (манипуляций), для этого используют гамаки, подвески на кронштейнах или специальные аппараты, шины и пр. Использование специальных приспособлений обеспечивает стабильное выполнение движений конечностью. Перед трудотерапией проводится ЛГ и массаж (или самомассаж). Продолжительность трудотерапии - 10-30 мин с активным отдыхом, а в промежутке - с массажем.

Трудотерапия проводится в исходном положении сидя и начинается с простых манипуляций. Она включает: подбор, сортировку материала для работы; изготовление различных изделий из бумаги (салфетки, цветы и др.), шариков (из марли и ваты); картонажные работы (склеивание конвертов, коробок и пр.), переплетные работы, лепку из пластилина, глины и др.; швейные работы; выжигание, выпиливание; столярные работы (строгание, пиление и пр.); работу на бытовых и производственных стендах (пользование ключом, краном, включение света, одевание и раздевание, пользование ложкой, бритвой и пр.).

При выполнении той или иной работы происходит тренировка мышц, восстановление функции конечности и т.д., при этом важное значение имеет восстановление пальцевого захвата при снижении силы мышц сгибателей.

Послеродовые плекситы (парезы) возникают у детей в результате родовой травмы. Заболевание сопровождается возникновением контрактур в суставах верхних конечностей. Используют консервативные методы лечения (лечебная гимнастика, массаж, протезно-ортопедические средства, трудотерапия, физиотерапия и др.). Занятия трудотерапией строятся в соответствии с характером деформаций, возрастом. Занятия с детьми должны проходить в игровой форме и имитировать трудовые манипуляции. Трудотерапия включает сортировку цветов, пуговиц, складывание кубиков, мозаики, лепку из пластилина, изготовление сувениров из бумаги, картона и пр., раскрашивание, шитье одежды для кукол и т.д., а также переплетные работы, резьбу по дереву, выпиливание, закручивание винтиков, пользование кранами на учебном стенде, рисование и др. Детей обучают также бытовым навыкам самообслуживания.

Детские церебральные параличи (ДЦП). Для заболевания характерен спастический парез (повышение тонуса определенных мышечных групп, образование контрактур).

Для реабилитации применяются трудовая терапия, тренировка бытовых навыков, ЛФК в воде, обучение ходьбе и другие средства.

Цели трудовой терапии при ДЦП: нормализация мышечного тонуса; улучшение координации движений; обучение ходьбе, правильной позе в положении сидя; уменьшение контрактур.

Главное в реабилитации больных детей с ДЦП - это реализация трудовой терапии. Для больных с ДЦП очень важна выработка правильной рабочей позы, способствующей расслаблению спастической мускулатуры, а также обучение технике трудового навыка (показ способа выполнения трудовой операции, объяснение трудового задания, пассивное воспроизведение основного рабочего движения и др.).

Вначале больным ДЦП предлагаются элементарные трудовые операции, требующие одинаково простой работы обеими руками, затем работа с улучшением координации движений. Кроме того, отводится больше времени для выполнения трудовых операций. Вид трудовой терапии определяется также психологическими особенностями детского возраста, сохранением при работе определенной позы.

Основные виды работ, рекомендуемые детям, больным церебральным параличом: рисование, раскрашивание простых рисунков и т.д.; изготовление платьев для кукол из бумаги, одевание и раздевание кукол, разборка и сборка игрушек; плетение, лепка; склеивание коробок, конвертов; столярные работы (строгание, шлифование и др.); ручная швейная работа, наматывание ниток на катушку и т.п.

Неспецифический полиартрит . Полиартрит наблюдается как у взрослых, так и у детей и сопровождается ограничением движений в суставах, наличием контрактур и анкилозов; все это резко снижает физическую работоспособность и трудоспособность больных.

Для нижних конечностей характерны сгибательные контрактуры, а в верхних конечностях возникают ограничение движений и контрактуры в плечевых (плечевом), локтевых суставах и типичные деформации кисти и пальцев, сгибательные контрактуры в межфаланговых суставах и разгибательные - в пястно-фаланговых суставах.

В подостром периоде и в период обострения применяют лечение положением (шины, фиксирующие повязки), ЛФК, массаж (криомассаж), лекарственные препараты, трудотерапию и другие средства.

Трудотерапия применяется с целью уменьшения имеющихся функциональных нарушений конечности, восстановления силы мышц, необходимых для выполнения работы рукой; выработки навыков самообслуживания.

Если больной работает, то ЛФК, массаж и трудотерапия направлены на поддержание профессиональной трудоспособности и профилактику прогрессирования заболевания.

Для выработки правильного пальцевого захвата и развития функции сгибания в пястно-фаланговых суставах используют следующие виды трудовой терапии: лепка из пластилина; работа на швейной машине; машинопись; плетение, разматывание и сматывание ниток в клубок; «разминание» поролона, губки в тазу с теплой водой; захватывание теннисного мяча; изготовление из марли тампонов, салфеток и из бумаги конвертов, коробочек, сортировка пуговиц и др.

Перед трудотерапией проводятся лечебная гимнастика и массаж, подготавливающие к выполнению манипуляций. Тренировка различных приспособительных движений (функций) для самообслуживания (причесывание, чистка зубов, пользование водопроводными кранами, глажение и др.), а также для выполнения общетрудовых процессов (уборка помещения, легкая работа в саду, огороде, оранжерее).

Информация неполная? Попробуйте поиск от Google по медицинским сайтам.

Трудотерапия -- это активный метод восстановления нарушенных функций и трудоспособности у больных при помощи трудовых операций. Трудотерапия -- лечебный и профилактический фактор. С физической точки зрения она восстанавливает или улучшает мышечную силу и подвижность в суставах, нормализует кровообращение и трофику, приспосабливает и тренирует больного для использования в оптимальных условиях остаточных функций. С психологической точки зрения трудотерапия развивает у больного внимание, вселяет надежду на выздоровление, сохраняет физическую активность и снижает уровень инвалидности. С социальной точки зрения трудотерапия предоставляет больному возможность работать в коллективе.

В восстановительных отделениях и реабилитационных центрах используют 3 вида трудотерапии:

  • 1) общеукрепляющую (тонизирующая);
  • 2) восстановительную;
  • 3) профессиональную.

Общеукрепляющая трудотерапия повышает жизненный тонус больного. Под влиянием трудотерапии возникают психологические предпосылки, необходимые для восстановления трудоспособности.

Восстановительная трудотерапия направлена на профилактику двигательных расстройств или восстановление временно сниженной у больного функции двигательного аппарата. В процессе занятий учитывают функциональные возможности больного, способ?ность его к выполнению определенной трудовой операции, оценивают профессиональный профиль больного.Профессиональная трудотерапия направлена на восстановление нарушенных в результате повреждения или заболевания производственных навыков и проводится на заключительном этапе восстановительного лечения. При этом виде трудотерапии оцениваются профессиональные возможности больного, при утраченной профессиональной трудоспособности или частичном стойком ее снижении больной подготавливается к обучению новой профессии. На протяжении всего восстановительного лечения необходим медицинский контроль над проведением трудотерапии. Это позволяет корригировать характер трудовых операций, их дозировку, режим труда и т. п.Дозировка физической нагрузки определяется общим состоянием больного, локализацией патологического процесса, объемом функциональных нарушений, периодом восстановительного лечения (острый, хронический), а также видом трудотерапии.При строгой дозировке физической нагрузки на сердечно-сосудистую, дыхательную систему и нервно-мышечный аппарат трудотерапия так же, как и ЛФК может быть использована уже на ранних этапах лечения (например, в ближайшее время после травмы, хирургического вмешательства и т. д.).

Трудотерапию назначают в соответствии с клиническими особенностями заболевания или повреждения и функциональными возможностями двигательного аппарата.

Трудовой режим устанавливается индивидуально для каждого больного. Выделяют пять режимов:

  • 0 -- режим временного непосещения больным отделения трудотерапии;
  • 1 -- режим палатный (больной занимается трудотерапией в палате);
  • 2 -- режим ученический (период освоения рекомендованного вида труда); перевод на другие виды труда или в другую мастерскую; при этом режиме требуется наибольшее внимание к больному со стороны инструктора;
  • 3 -- режим сокращенного рабочего дня (предусматривает предоставление больному по медицинским показаниям сокращенного рабочего дня на 1 ч в день, дополнительных перерывов в работе в течение этого часа или досрочного ухода с работы);
  • 4 -- режим полного рабочего дня с ограничением используемых видов работы (предусматривает стабильность трудовой установки больного). Назначается при неспособности больного к переключе?нию от несложной стереотипной трудовой операции к другим видам;
  • 5 -- режим полного рабочего дня. Больной выполняет различ?ные трудовые операции в пределах рекомендованных видов труда, хозяйственной работы по системе самообслуживания.

Воспитание трудовых навыков. В формировании правильного и прочного навыка рабочих движений выделяют несколько этапов.

Первый этап заключается в том, что больные должны полу?чить основные сведения о трудовой операции, оборудовании ра?бочих мест. Важно возбудить интерес больного к работе, желание овладеть ею.

На втором этапе обучения происходит освоение больными трудовых навыков, необходимых для восстановления нарушенных функций. Больным показывают и объясняют приемы трудовых операций. Во время упражнений больные стараются закрепить вначале простейшие, а затем и более сложные приемы, показанные инструктором. После этого группа обучающихся переходит к индивидуальным занятиям и самостоятельной работе. Больные имеют возможность при такой планировке занятий работать в разном темпе.

По мере усвоения рабочих приемов в третьем периоде обуче?ния у больных формируются навыки выполнения комплексных работ. В этот период закрепляются приемы трудовых операций, обращается внимание на скорость работы.

Для больных с нарушением элементарных функций конечностей в систему трудотерапии включается самообслуживание.Занятия следует начинать с момента поступления больного в стационар (политику) при отсутствии противопоказаний. Для тренировки используют специальные приспособления (вертикальный и горизонтальны бытовой стенд, балканские рамы, трапеции и др.), вспомогательные средства для передвижения (коляски, ортопедические аппараты, костыли, палки, «манеж» и др.)

По меле улучшения общего состояния и двигательной функции бытовые навыки больного следует восстанавливать в специально созданном кабинете бытовой реабилитации, в котором должны быть все необходимые предметы домашнего обихода. Занятия проводятся группой в 5-7 человек, а с тяжелобольными -- индивидуально. Продолжительность занятий не должна превышать 30-45 мин с перерывами для отдыха через каждые 15 мин. В свободное от процедур время больной самостоятельно занимается на стендах.

На заключительном этапе лечения, когда у больного значительно улучшается способность обслуживать себя самостоятельно, тренировки вновь проводятся в отделении.

Эффективность восстановления навыков самообслуживания рекомендуется оценивать в баллах. Оценка самообслуживания в баллах приведена ниже.

Абсолютные противопоказания к трудотерапии:

  • 2) воспалительные заболевания в фазе обострения;
  • 3) наклонность к кровотечению;
  • 4) каузалгия;
  • 5) злокачественные новообразования.

Относительные противопоказания к трудотерапии:

  • 1) обострение основного заболевания;
  • 2) субфебрильная температура различного происхождения;
  • 3) гнойные раны в период, требующий покоя.

Правильно организованная система трудотерапии при восстановительном лечении способствует полноценной социальной и трудовой реабилитации больных.

Элементы профессионально-прикладной подготовки (специальные физические упражнения, в том числе с нагрузками, эквивалентными по интенсивности профессиональным, аутогенная тренировка и само-массаж с учетом специфики труда) целесообразно включать в процедуры лечебной гимнастики, выделяя группы больных, занятых физическим и умственным трудом. Занятия проводят раздельно по дифференцированным методикам, учитывая назначенный двигательный режим. На санаторном этапе реабилитации больным назначают щадяще-тренирующий (II), тренирующий (III) или интенсивно-тренирующий (IV) двигательный режим. Этот подход оправдан и на амбулаторно-поликлиническом этапе реабилитации. При щадящем (I) двигательном режиме элементы профессионально-прикладной подготовки не включают.

В группах больных, занятых физическим трудом, двигательный режим устанавливают с таким расчетом, чтобы при щадяще-тренирующем двигательном режиме интенсивность физической нагрузки была эквивалентна не только постоянным, но и кратковременным энергозатратам, характерным для легкого физического труда ; при тренирующем режиме -- для физического труда средней тяжести , при интенсивно-тренирующем режиме -- для тяжелого физического труда .

В основном разделе процедуры лечебной гимнастики для больных, занятых физическим трудом, акцентируют внимание на правильном сочетании фаз дыхания с движениями, освоении регуляции дыхания в процессе физической нагрузки переменной интенсивности. При этом ориентируют больных на углубление вдоха и более полный выдох при различных ритмах дыхания. Применяют упражнения для развития силы, общей выносливости (аэробной способности) и статической выносливости мышц, на координацию движений, равновесие, вестибулярную устойчивость и т. д. Используют упражнения с предметами (гимнастические палки, медицинболы, гантели до 3-5 кг и др.), с преодолением сопротивления занятия на тренажерах. При аутогенной тренировке осваивают приемы мышечной релаксации после физического напряжения.

Помимо лечебной гимнастики, применяют и другие формы ЛФК с энергозатратами, эквивалентными по интенсивности профессиональным. Энергетический уровень физической нагрузки рассчитывают путем перевода величины интенсивности нагрузки, выраженной в единицах мощности, на энергетические эквиваленты. Для этого мощность нагрузки, необходимой для достижения тренировочного пульса, умножают на коэффициент 0,068. Например, при велотренировках для достижения тренировочного пульса и поддержания его в устойчивом состоянии больному требуется нагрузка в 110 Вт. Следовательно, энергозатраты при нагрузке составляют 7,5 ккал/мин (110?0,068 = 7,48). На этом основании делают вывод, что данный больной после окончания курса восстановительного лечения сможет приступить к физическому труду средней тяжести как прошедший соответствующую подготовку, так как этот уровень энергозатрат соответствует интенсивности физической нагрузки, свойственной физическому труду средней тяжести.

При построении двигательного режима суточные энергозатраты (особенно у больных, занятых физическим трудом средней тяжести и тяжелым физическим трудом) к производственным не приближают, а ориентируются на кратковременное достижение интенсивности физической нагрузки, обусловленной требованиями профессии.

Выбор двигательного режима в процессе реабилитации обусловлен и трудовым прогнозом. В заключительной трети реабилитационного курса при благоприятном течении восстановительных процессов у больных, которым предстоит выполнение легкого физического труда, двигательный режим по интенсивности должен быть не ниже щадяще-тренирующего, труда средней тяжести -- не ниже тренирующего, тяжелого физического труда -- интенсивно-тренирующего. Если позволяют клинические данные и функциональное состояние организма, применяемые физические нагрузки могут превышать профессиональные. Однако в рамках более интенсивного двигательного режима это допускается только во время организованных занятий ЛФК, так как профессиональная работоспособность у больных снижена.

Вид заболевания Вариант трудотерапии
Галлюцинаторный синдром При активном включении больных в трудовые про­цессы галлюцинаторные переживания ослабевают. Но это возможно при условии, что труд должен быть напряженным, активным и мало поддающимся автоматизации (т. е. требующим непрерывно­го сознательного контроля, мобилизованности внимания, разно­образной динамической интенсивной работы). Механизм лечеб­ного действия труда: подавление патологической доминанты со­зданием новой доминанты – трудовой. Больные страдают не столько от самих галлюцинаций, сколько от поглощенности пси­хики этими переживаниями. Активный труд уменьшает эту погло­щенность, наполняя психическую жизнь больного новым здоро­вым содержанием.
Депрессивные состояния Положительный эффект при депрессиях от трудоте­рапии возможен при ее смешанных формах (не только эндоген­ной, но и социогенной), без выраженной двигательной затормо­женности. Таким больным важно отвлечься от тягостных пережи­ваний, дать надежду на выздоровление, создать доминанту для отвлечения от тревожных мыслей. Труд должен быть не тяжелым, не связанным с ответственностью, не коллективным, а индиви­дуальным (так как общение с другими людьми – тяжелая нагруз­ка для больного с депрессией), позволяющим оценивать продук­тивность и чередовать разные формы работы. Работа должна опи­раться на привычные навыки, важно показать больному его пол­ноценность, пригодность к осмысленной полезной деятельности. От инструктора по трудотерапии необходимы наблюдение и так­тичная помощь, но не опека.
Двигательная заторможенность Партнером по работе может быть лишь больной, не­значительно превосходящий по активности, либо инструктор по труду. В трудотерапии важно от­слеживать трудовые возможности больного в каждый момент вре­мени, соблюдать постепенность, ступенчатость в увеличении на­грузки, избегать ситуации демонстрации больному его недостат­ков. Предлагается метод рабочих проб: инструктор некоторое вре­мя работает вместе с больным на спаренной работе, выделяет свойственные больному ритм, темп движений, стиль его работы, характерные недостатки и т.д. Для активизации речи больных инструктору по труду, врачу, медсестре рекомендуется активно вызывать ответную речь боль­ного и организовывать труд так, чтобы речь была необходима, включать больного в культурные мероприятия, спорт, игры, стимулирующие речевую активность (там же, с. 79). Таким обра­зом, трудотерапия должна быть не единственной универсальной формой восстановительно-реабилитационной активности, но зве­ном в системе реабилитационных мероприятий.

Общий вывод состоит в том, что если для каждого боль­ного, страдающего психическим заболеванием, подобрать инди­видуально, терпеливо подходящий вид труда, можно существен­но улучшить состояние больного после медикаментозного лече­ния, снизить выраженность патологических симптомов, восста­новить в известной мере его активность, поддержать в личности больного ее человеческие, социальные качества.

Вопросы для самопроверки:

2. Какова динамика численности инвалидов и показателей их реабилитации в России?

3. В чем суть и цели понятия «реабилитация»?

4. Дайте характеристику видов реабилитации.

5. Дайте определение понятию «дезадаптация» и особенностей типов дезадаптации.

6. Назовите типичные нарушения работоспособности, вызванные выраженными акцентуациями характера.

7. Какой механизм лежит в основе восстановления нарушенных движений руки?

8. Перечислите уровни социально-трудовой реадаптации больных психическими расстройствами.

9. Каковы ценные признаки ручного труда, сформулированные С.Г. Геллерштейном?

10. В каких случаях трудотерапия имеет противопоказания?

11. За счет чего достигается положительный эффект трудотерапии при:

ü галлюцинаторном синдроме;

ü депрессивных состояниях;

ü двигательной заторможенности?

Литература:

Носкова О.Г. Психология труда: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. Е.А. Климова. – М.: Академия, 2004, С. 254

Словарь иностранных слов. – М.: Рус. яз., 1989, С. 428

Психология труда: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений. / Под ред. проф. А.В. Карпова. – М.: ВЛАДС-ПРЕСС, 2003, С. 323-324

ДЕЗАДАПТАЦИЯ – потеря, нарушение способности организма приспосабливаться к окружающей обстановке

Носкова О.Г. Психология труда: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. Е.А. Климова. – М.: Академия, 2004, С. 255

Носкова О.Г. Психология труда: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. Е.А. Климова. – М.: Академия, 2004, С. 262-264

Проприорецептивные ощущения – ощущения, возникающие в мышцах и связках. С их помощью мозг получает информацию о движении и положении различных частей тела

Реадаптация – восста­новление больного после перенесенного болезненного периода (Носкова С. 264)

Похожие статьи