Окончание петрова поста в

Какого числа будет Петров пост в 2019 году? В 2019 году Петров пост длится с 24 июня по 11 июля.

В чью честь он назван? Какова история его возникновения? Всё это и многое другое читайте в нашей статье.

Возникновение Петрова поста

Через 7 дней после праздника (Пятидесятницы) начинается , в память о двух самых почитаемых апостолах Петре и Павле.

Установление Петрова поста – раньше его называли постом Пятидесятницы — относится к самым первым временам Православной Церкви. Особенно он утвердился, когда в Константинополе и Риме св. равноап. Константином Великим (ум. 337 г.; память 21 мая) были воздвигнуты храмы в честь свв. первоверховных апостолов Петра и Павла. Освящение константинопольского храма совершилось в день памяти апостолов 29 июня (по ст.стилю; т.е. 12 июля по новому), и с тех пор этот день стал особенно торжественным и на Востоке, и на Западе. Это день окончания поста. Начальная же его граница подвижна: она зависит от дня празднования Пасхи; поэтому продолжительность поста варьируется от 6 недель до недели и одного дня.

В народе Петров пост звали просто «петровки» или «петровка-голодовка»: в начале лета от прошлого урожая уже мало что оставалось, а до нового еще далеко. Но почему же пост все-таки Петровский ? Почему Апостольский, понятно: апостолы всегда приготовляли себя к службе постом и молитвой (помните, как на вопрос учеников, почему они не могут изгнать бесов, Господь объяснил им, что сей род выходит только молитвой и постом (см. Марк 9, 29), и поэтому Церковь призывает нас к этому летнему посту по примеру тех, кто, приняв Святого Духа в день Св. Троицы (Пятидесятницы), «в труде и в изнурении, часто в бдении, в голоде и жажде, часто в посте» (2 Кор. 11, 27) готовились ко всемирной проповеди Евангелия. А именовать пост «петропавловским» просто неудобно – слишком громоздко; так уж получилось, что, называя имена апостолов, мы произносим имя Петра первым.

Святые апостолы были такими разными: Петр, старший брат апостола Андрея Первозванного, был простым, необразованным, бедным рыбаком; Павел – сын богатых и знатных родителей, римский гражданин, ученик известного иудейского законоучителя Гамалиила, «книжник и фарисей». Петр – верный ученик Христа с самого начала, свидетель всех событий его жизни с момента выхода на проповедь.

Павел – злейший враг Христов, разжигавший в себе ненависть к христианам и выпросивший у синедриона разрешение преследовать христиан повсюду и приводить в Иерусалим связанными. Петр, маловерный, трижды отрекшийся от Христа, но сокрушенно покаявшийся и ставший началом Православия, основанием Церкви. И Павел, яростно сопротивлявшийся правде Господней, а после столь же пламенно уверовавший.

Вдохновенный простец и неистовый оратор, Петр и Павел олицетворяют собой духовную твердость и разум – два столь необходимых миссионерских качества. Ведь чем, как не призывом к миссионерству, должен откликаться в нас приход Петровского, т.е. Апостольского поста? Господь послал в мир апостолов для того, чтобы учить все народы: «Итак идите, научите все народы… уча их соблюдать всё, что Я повелел вам» (Мф. 28, 19; 20). «Если ты не хочешь учить и вразумлять себя в христианстве, то ты не ученик и не последователь Христа, — не для тебя посланы апостолы, — ты не то, чем были все христиане с самого начала христианства…» (Митр. Московский Филарет. Слова и речи: в 5 тт. Т. 4. — М., 1882. Сс. 151-152).

Вопросы и ответы о Петровом посте

Какого числа Петров пост в 2019 году?

Когда был установлен Петров пост?

Установление Петрова поста относится к первым временам Православной Церкви.

О церковном установлении этого поста упоминается в постановлениях апостольских: «После Пятидесятницы празднуйте одну седмицу, а потом поститесь; справедливость требует и радоваться по принятии даров от Бога, и поститься после облегчения плоти».

Но особенно этот пост утвердился, когда в Константинополе и Риме, тогда еще не отпавшем от Православия, были построены храмы во имя первоверховных апостолов Петра и Павла. Освящение константинопольского храма совершилось в день памяти апостолов 29 июня (по новому стилю — 12 июля), и с тех пор этот день стал особенно торжественным и на Востоке и на Западе. В Православной Церкви утвердилось приготовление благочестивых христиан к этому празднику постом и молитвой.

С IV века свидетельства отцов Церкви об апостольском посте становятся все чаще, о нем упоминают св. Афанасий Великий, Амвросий Медиоланский, а в V веке — Лев Великий и Феодорит Кирский.

Св. Афанасий Великий, описывая в своей защитительной речи к императору Констанцию бедствия, причиненные православным христианам от ариан, говорит: «Народ, постившийся в неделю, следующую за св. Пятидесятницею, отошел для молитвы на кладбище».

Почему Петров пост следует за днем Пятидесятницы?

День Пятидесятницы, когда в пятидесятый день после исшествия Своего из гроба и в десятый день по вознесении Своем Господь, воссевший одесную Отца, ниспослал Пресвятого Духа на всех Своих учеников и апостолов, — один из величайших праздников. Это совершение нового вечного завета с людьми, о котором предсказал пророк Иеремия: «Вот наступают дни, говорит Господь, когда Я заключу с домом Израиля и с домом Иуды новый завет, не такой завет, какой Я заключил с отцами их в тот день, когда взял их за руку, чтобы вывести их из земли Египетской; тот завет Мой они нарушили, хотя Я оставался в союзе с ними, говорит Господь. Но вот завет, который Я заключу с домом Израилевым после тех дней, говорит Господь: вложу закон Мой во внутренность их и на сердцах их напишу его, и буду им Богом, а они будут Моим народом. И уже не будут учить друг друга, брат брата, и говорить: «познайте Господа», ибо все сами будут знать Меня, от малого до большого, говорит Господь, потому что Я прощу беззакония их и грехов их уже не воспомяну более» (Иер. 31,31-34).

Дух Святой, сошедший на апостолов, Дух истины, Дух премудрости и откровения начертал вместо Синайского новый Сионский закон, не на скрижалях каменных, но на плотяных скрижалях сердца (2 Кор. 3, 3). Место Синайского закона заступила благодать Святого Духа, законополагающего, подающего силы к исполнению Закона Божиего, изрекающего оправдание не по делам, а по благодати.

Мы не постимся в Пятидесятницу, потому что в эти дни Господь пребывал с нами. Не постимся, потому что Он Сам сказал: можете ли заставить сынов чертога брачного поститься, когда с ними жених? (Лк. 5, 34). Общение с Господом есть как бы пища для христианина. Итак, во время Пятидесятницы мы питаемся Господом, с нами обращающимся.

«После продолжительного праздника Пятидесятницы пост особенно необходим, чтобы подвигом его очистить нам мысли и соделаться достойными даров Святого Духа, — пишет св. Лев Великий. — За настоящим празднеством, которое Дух Святой освятил Своим сошествием, обыкновенно следует всенародный пост, благодетельно установленный для врачевания души и тела, и потому требующий, чтобы мы провождали его с должным благоволением. Ибо мы не сомневаемся, что после того, как апостолы исполнились обетованною свыше силой, и Дух истины вселился в сердца их, между прочими тайнами небесного учения, по внушению Утешителя, преподано также учение и о духовном воздержании, чтобы сердца, очищаясь постом, делались способнейшими к принятию благодатных дарований, …нельзя сражаться с предстоящими усилиями гонителей и яростными угрозами нечестивых в изнеженном теле и утучненной плоти, поскольку то, что услаждает нашего внешнего человека, разрушает внутреннего, и напротив, разумная душа тем больше очищается, чем больше умертвляется плоть.

Поэтому-то учители, просветившие примером и наставлением всех чад Церкви, начало брани за Христа ознаменовали святым постом, чтобы, выходя на брань против духовного развращения, иметь для этого оружие в воздержании, которым можно было бы умертвить греховные вожделения, ибо невидимые наши противники и бесплотные враги не одолеют нас, если мы не будем предаваться плотским похотям. Хотя в искусителе желание вредить нам постоянно и неизменно, но оно остается бессильным и бездейственным, когда он не найдет в нас стороны, с которой ему можно напасть…
По этой-то причине установлен неизменный и спасительный обычай — после святых и радостных дней, празднуемых нами в честь Господа, воскресшего из мертвых и потом вознесшегося на небеса, и после принятия дара Святого Духа, проходить поприще поста.

Этот обычай необходимо усердно соблюдать и для того, чтобы в нас пребывали те дары, которые сообщены ныне Церкви от Бога. Соделавшись храмами Святого Духа и, более чем когда-либо, быв напоены Божественными водами, мы не должны покорствовать никаким вожделениям, не должны служить никаким порокам, чтобы жилище добродетели не осквернилось ничем нечестивым.

При помощи и содействии Божием мы все можем достигнуть этого, если только, очищая себя постом и милостыней, будем стараться освободить себя от скверн греховных и приносить обильные плоды любви». Далее св. Лев Римский пишет: «Из апостольских правил, которые внушил Сам Бог, первостоятели церковные, по внушению Святого Духа, первым поставили то, чтобы все подвиги добродетели начинать с поста.

Это они сделали потому, что заповеди Божии можно исполнить хорошо только тогда, когда воинство Христово ограждено от всех соблазнов греха святым воздержанием.

Итак, возлюбленные, должны мы упражняться в посте преимущественно в настоящее время, в которое заповедуется нам пост, по окончании пятидесяти дней, протекших от воскресения Христова до сошествия Святого Духа и проведенных нами в особом торжестве.

Этот пост заповедан, чтобы предохранить нас от беспечности, в которую очень легко впасть из-за долговременного разрешения на пищу, которым мы пользовались. Если ниву нашей плоти не возделывать непрестанно, на ней легко возрастают терние и волчцы, и приносится такой плод, который не собирают в житницу, а обрекают на сожжение.

Поэтому мы обязаны ныне со всем тщанием хранить те семена, которые приняли в наши сердца от небесного Сеятеля, и остерегаться, чтобы завистливый враг как-нибудь не испортил дарованного Богом, и в раю добродетелей не взросли терние пороков. Отвратить же это зло можно только милостию и постом.

Бл. Симеон Фессалоникийский пишет, что пост установлен в честь апостолов, «потому что через них мы сподобились многих благ и они явились для нас деятелями и учителями поста, послушания… и воздержания. Это против воли свидетельствуют и латиняне, чествуя апостолов постом в их память. Но мы, согласно с постановлениями апостольскими, составленными Климентом, после сошествия Cвятого Духа одну неделю торжествуем, а потом, со следующей за тем, чествуем предавших нам поститься апостолов».

Почему апостолы Петр и Павел называются первоверховными?

По свидетельству слова Божия, апостолы занимают особое место в Церкви — каждый должен разуметь нас, как служителей Христовых и домостроителей тайн Божиих (1 Кор. 4,1).

Облеченные равной силой свыше и одинаковой властью разрешать грехи, все апостолы сядут на двенадцати престолах возле Сына Человеческого (Мф. 19,28).

Хотя некоторые апостолы и отличены в Писании и Предании, например Петр, Павел, Иоанн, Иаков и другие, ни один из них не был главным и даже превосходящим честью остальных.

Но так как в Деяниях апостольских преимущественно повествуется о трудах апостолов Петра и Павла, то Церковь и святые отцы, благоговея при имени каждого из апостолов, этих двоих называют первоверховными.

Церковь прославляет апостола Петра как предначавшего из лика апостолов исповедать Иисуса Христа Сыном Бога живаго; Павла же яко паче иных потрудившегося и причисленного к высшим из апостолов Духом Святым (2 Кор. 11, 5); одного — за твердость, другого — за светлую мудрость.

Называя двоих апостолов верховными по первенству порядка и трудов, Церковь внушает, что глава ее есть один только Иисус Христос, а все апостолы — служители Его (Кол. 1,18).

Святой апостол Петр, до призвания своего носивший имя Симон, старший брат апостола Андрея Первозванного, был рыбак. Он был женат, имел детей. По выражению св. Иоанна Златоуста, это был человек пламенный, некнижный, простой, бедный и богобоязненный. Он был приведен к Господу своим братом Андреем, и при первом же взгляде на простого рыбака Господь преднарек ему имя Кифа, по-сирски, или по-гречески — Петр, то есть камень. По избрании Петра в число апостолов Господь посетил его убогий дом и исцелил тещу от горячки (Мк. 1,29-31).

В числе трех учеников Своих Господь удостоил Петра быть свидетелем Своей Божественной славы на Фаворе, Своей Божественной силы при воскрешении дочери Иаира (Мк. 5, 37) и Своего по человечеству уничижения в саду Гефсиманском.

Петр горькими слезами раскаяния омыл свое отречение от Христа, и первым из апостолов вошел в гроб Спасителя по воскресении Его, и первым из апостолов удостоился узреть Воскресшего.
Апостол Петр был выдающимся проповедником. Сила его слова была столько велика, что он обращал ко Христу по три, по пять тысяч человек. По слову апостола Петра обличаемые в преступлении падали мертвыми (Деян. 5, 5. 10), мертвые воскресали (Деян. 9, 40), больные исцелялись (Деян. 9, 3-34) даже от прикосновения к ним одной тени проходящего апостола (Деян. 5, 15).

Но у него не было первенства власти. Все церковные дела решались общим голосом апостолов и пресвитеров со всей Церковью.

Апостол Павел, говоря об апостолах, почитаемых столпами, поставляет на первом месте Иакова, а потом Петра и Иоанна (Гал. 2,9), себя же причисляет к ним (2 Кор. 11,5) и сравнивает с Петром. Собор посылает Петра на дело служения так же, как и других учеников Христовых.

Апостол Петр совершил пять путешествий, проповедуя Евангелие и многих обращая ко Господу. Последнее путешествие окончил в Риме, где с великим усердием благовествовал веру Христову, умножая число учеников. В Риме апостол Петр обличил обман Симона волхва, который выдавал себя за Христа, обратил ко Христу двух жен, любимых Нероном.

По повелению Нерона 29 июня 67 года апостол Петр был распят. Он просил мучителей распять себя головой вниз, желая этим показать различие между своими страданиями и страданиями своего Божественного Учителя.

Чудесна история обращения святого апостола Павла, до этого носившего еврейское имя Савл.

Савл, воспитанный в законе иудейском, ненавидел и терзал Церковь Христову, и даже выпросил у синедриона власть всюду находить и преследовать христиан. Савл терзал церковь, входя в домы и влача мужчин и женщин, отдавал в темницу (Деян. 8, 3). Однажды «Савл же, еще дыша угрозами и убийством на учеников Господа, пришел к первосвященнику и выпросил у него письма в Дамаск к синагогам, чтобы, кого найдет последующих сему учению, и мужчин и женщин, связав, приводить в Иерусалим. Когда же он шел и приближался к Дамаску, внезапно осиял его свет с неба. Он упал на землю и услышал голос, говорящий ему: Савл, Савл! что ты гонишь Меня? Он сказал: кто Ты, Господи? Господь же сказал: Я Иисус, Которого ты гонишь. Трудно тебе идти против рожна. Он в трепете и ужасе сказал: Господи! что повелишь мне делать? и Господь сказал ему: встань и иди в город; и сказано будет тебе, что тебе надобно делать. Люди же, шедшие с ним, стояли в оцепенении, слыша голос, а никого не видя. Савл встал с земли, и с открытыми глазами никого не видел. И повели его за руки, и привели в Дамаск. И три дня он не видел, и не ел, и не пил» (Деян. 9,1-9).

Упорный гонитель христианства становится неутомимым проповедником Евангелия. Жизнь, поступки, слова, послания Павла — все свидетельствует о нем, как избранном сосуде благодати Божией. Ни скорбь, ни теснота, ни гонение, ни голод, ни нагота, ни опасности, ни меч, ни не могли ослабить в сердце Павла любви к Богу.

Он совершал непрестанные путешествия в разные страны для проповеди Евангелия иудеям и особенно язычникам. Эти путешествия сопровождались необычайным могуществом проповеди, чудесами, неусыпным трудом, неистощимым терпением и высокой святостью жизни. Труды апостольского служения Павла были беспримерны. Он сам о себе говорил: более всех их потрудился (1 Кор. 15, 10). За свои труды апостол претерпел неисчислимые скорби. В 67 году 29 июня в одно время с апостолом Петром он принял мученическую кончину в Риме. Как римский гражданин он был обезглавлен мечом.

Православная Церковь почитает апостолов Петра и Павла как просветивших мрак, прославляет Петрову твердость и Павлов разум и созерцает в них образ обращения согрешающих и исправляющихся, в апостоле Петре — образ отвергшегося от Господа и покаявшегося, в апостоле Павле — образ сопротивлявшегося проповеди Господней и потом уверовавшего.

Сколько длится Петров пост?

Петров пост зависит от того, рано или поздно бывает Пасха, и потому продолжительность его различна. Он всегда начинается с окончанием Триоди, или после недели Пятидесятницы, и прекращается 12 июля.

Самый продолжительный пост заключает в себе шесть недель, а самый короткий — неделю и один день.

Антиохийский патриарх Феодор Вальсамон (XII век) говорит: «За семь дней и больше до праздника Петра и Павла все верные, то есть мирские и монахи, обязаны поститься, а непостящиеся да будут отлучены от сообщения православных христиан».

Петров пост: что можно есть?

Подвиг Петрова поста менее строг, чем Четыредесятница (Великий пост): во время Петрова поста устав Церкви предписывает еженедельно — по средам и пятницам — воздерживаться от рыбы. В субботние, воскресные дни этого поста, а также в дни памяти какого-либо великого святого или дни храмового праздника также разрешается рыба.

Петров пост иначе именуется Апостольным, в честь Петра и Павла – одних из самых почитаемых святых православной церкви. Спустя неделю после дня Св. Троицы в христианском мире наступает Петров пост – после девятого воскресенья от Пасхи, с которой он связан напрямую.

Начало Петрова поста в 2017 году

Именно оттого, когда наступит данный праздник, отсчитывается дата начала Петрова поста , зато заканчивается он всегда на День святых, всехвальных и славных первоверховных апостолов Петра и Павла или как говорят в народе Петров день,12-го июля. В этот день христианская церковь воспевает Павлов разум и Петрову твёрдость. Исходя из этого, Апостольный пост каждый год имеет различную продолжительность: самый короткий продлился 8 дней, при этом, самый длинный – 42 дня.

В 2017 году Петров пост продлится месяц: с 12 июня по 11 июля . Следует знать, что сам праздник в честь Петра и Павла не является частью Апостольного поста. Однако, если он выпадает на среду или же на пятницу, то является тоже постным. Во время соблюдения Петрова поста запрещается и крестить детей.

История возникновения поста Петра и Павла

Святые апостолы Петр и Павел постились, т.о готовясь для Евангельской проповеди. О Петровом посте говорилось ещё во времена апостольских постановлений, своё название он получил в честь святых, но раньше он считался посвящённым не подвигу Петра и Павла, а компенсации постного . Церковь понимала, что не все имеют достаточное здоровье, чтобы выдержать этот продолжительный постный период в полной мере. К тому послабления (и даже разрешение не поститься) получало немалое количество людей: беременные, кормящие женщины, путешественники, старики, больные люди с психическими или физическими недугами. Да и из здоровой части населения не все могли продержаться весь Великий пост, ни разу не полакомившись запретными продуктами.

Для компенсации тех дней, которые не были соблюдены при Великом посте, был введён пост Апостольный или же Петров. Он не столь строгий, но и его соблюсти непросто. А всё из-за некоторых особенностей в питании, которые следует знать каждому постящемуся.

Питание в дни Петрова поста 2017

Следует отметить, что питание в Петров пост определяется типиконом – церковным уставом, в котором расписаны все нюансы соблюдения того или иного действия.

Календарь питания для мирян

1. Понедельник, среда и пятница – сухоядение. При приготовлении пищи для трапезы продукты можно запекать, тушить, отваренная или употреблять в сыром виде. Кушать можно только один раз в день после 15:00. Еду следует готовить без мяса, молока, растительного масла.
2. Вторник, четверг – пища разрешается варёная, без растительного масла, дважды в день.
3. Суббота и воскресенье – пищу можно употреблять в горячем виде с растительным маслом и рыбой дважды в день.

Также смотрите: православный , в виде таблицы.

Петров пост является важным периодом в жизни православных христиан. Он чтим и соблюдаем много веков. Целью Петрова поста является подготовка верующих к еще одному важнейшему празднику - дню святых апостолов Петра и Павла, который отмечается 12 июля 2017 года.

Начало поста, как и различные христианские события, зависит от Пасхи. По этой причине ежегодно длительность поста меняется, а также меняется дата его начала. Начало поста, как и многие значимые для христиан события, зависит от Пасхи. Поэтому ежегодно длительность поста меняется. Первый день поста приходится на понедельник девятой недели после святой Пасхи, через 8 дней после Троицы. Соответственно в этом году Петров пост начнется 12 июня. Продлится он 30 дней.

Петров пост несколько мягче Великого и не требует столь строго ограничения в пище. Если по каким-либо показаниям верующий не в силах соблюдать все правила поста в еде, он может поставить себе ограничения в чем-либо другом. К примеру, в просмотре телевизора или пользовании социальных сетей.

Что можно, а что нельзя есть в Петров пост?

Петров пост не так строг, как Великий. Во время Петрова поста запрещается употреблять в пищу мясные и молочные продукты, а в среду и пятницу нужно отказаться от рыбы.

В субботу, воскресенье разрешается употребление вина в умеренном количестве. Хотя церковь все же рекомендует отказаться от него.

В церковный праздник Рождества Иоанна Предтечи, который отмечается 7 июля, можно есть рыбу вне зависимости от того, на какой день недели он выпадает. День апостолов Петра и Павла, который отмечается 12 июля, не входит в пост. Но если этот день выпадает на среду или пятницу, он также является постным, но нестрогим - разрешена пища с растительным маслом и рыба. В 2017 году это как раз будет среда.

Меню Петровского поста:

Понедельник – разрешается горячая пища без масла. Тушеные овощи, грибы, каши, супы. Можно приготовить холодные постные щи, окрошку, рассольник или сварить кашу с добавлением сухофруктов.

Вторник – допускаются блюда из рыбы и морепродуктов, крупы, грибы, приготовленные с маслом.

Среда – сухоядение. Постящиеся могут употреблять в пищу хлеб, крупы, свежие овощи, сухофрукты, мед и орехи. Вода в неограниченном количестве.

Четверг – допускается употреблять в пищу рыбу, морепродукты, супы, грибы. Можно сварить кашу с добавлением растительного масла. Не возбраняется сочетать крупы со свежими овощами, зеленью.

Пятница – сухоядение. Постящиеся могут употреблять в пищу хлеб, крупы, свежие овощи, сухофрукты, мед и орехи. Вода в неограниченном количестве.

Суббота – церковь разрешает есть рыбу, грибы, блюда с растительным маслом.

Воскресенье – разрешается есть постную пищу с маслом и рыбу.

Начало Петрова поста каждый год начинается в разные дни. Зависит это от того, когда именно в этом году верующие отмечали Пасху. Однако окончание Петрова поста всегда приходится на один и тот же день – 12 июля. В этом году Пасха отмечается 16 апреля, значит, начало Петрова поста придется на 12 июня.

Петров пост иногда бывает коротким, его протяженность может составлять всего восемь дней. А иногда может растянуться на 42 дня. Как же правильно питаться в дни этого поста? Чтобы не запутаться в этом вопросе, будет не лишним составить себе правильное меню по дням.

Общие положения о питании в дни Петрова поста

Летний пост, по сравнению с другими, менее строгий. Есть, конечно же, свои ограничения в питании, но их переносить гораздо проще. Согласно церковным канонам, по средам и пятницам следует выдерживать сухоядение и употреблять в пищу лишь растительные продукты. В выходные и в дни церковных праздников к растительной пище добавляется рыба, постное маслице и небольшое количество вина. Под полный запрет попадают мясные продукты, яйца и все молочные продукты.

Строгое соблюдение таких канонов обязательно для священнослужителей. Миряне же могут придерживаться менее строгого питания с дозволения духовного наставника, если того требует их состояние здоровья или большие нагрузки на работе. Помимо правильного питания пост предполагает и духовное очищение.

За долгие годы придумано много разных вариантов постных блюд, которые можно сделать без масла, яиц или мяса. Постная еда достаточно разнообразна, а уж во время Петрова поста так особенно. Ведь летом вовсю растут и продаются свежие овощи, ягоды, фрукты и грибы. В некоторые дни можно будет позволить себе рыбные блюда. Основу питания будут составлять крупы, блюда из зелени и овощей (окрошка, щи), ягоды. По понедельникам можно кушать горячую пищу, не заправленную маслом, в среду и в пятницу дни сухоядения, а в остальные дни можно есть рыбу. В субботу и в воскресенье можно выпить немного вина.

Питание по дням

12.06.17. В этот день можно кушать вареную растительную еду, но без масла (супы, каши, грибы).

13.06.17. В этот день можно к растительной пище добавить рыбу и морепродукты.

14.06.17. Это день сухоядения. Сегодня можно не вареную пищу растительного происхождения (хлеб, орехи, овощи, мед, сухофрукты, вода).

15.06.17. Блюда с рыбой, овощами.

16.06.17. Строгий пост: сухоядение.

17.06.17 и 18.06.17. В эти два дня можно побаловать себя рыбными блюдами, тушеными овощами с маслом, морепродуктами, супами, выпить немного вина.

19.06.17. Сегодня в меню горячая растительная пища, приготовленная без добавления масла. Тушеные овощи с грибами, супы и каши.

20.06.17. Сегодня на столе разрешены рыбные блюда и морепродукты.

21.06.17. Разрешены не вареные растительные продукты.

22.06.17. На столе рыбные блюда, овощи тушеные, отварные с добавлением постного малица.

23.06.17. В этот день следует придерживаться сухоядения (сырые овощи, соль, фрукты, орешки, мед).

24.06.17 и 25.06.17. В эти выходные дни на столе рыбные блюда, тушеные и отварные овощи с маслом, фрукты, морепродукты.

26.06.17. В этот день можно каши, овощи тушеные, супы из продуктов растительного происхождения, в блюда нельзя добавлять масло.

27.06.17. В этот вторник кушать разрешается рыбу и рыбные блюда, морепродукты, отваренные овощи.

28.06.17. Сегодня строгое ограничение в еде – день сухоядения.

29.06.17. Можно готовить рыбу, рыбные супы и блюда, морепродукты, овощи отваренные и тушеные.

30.06.17. В эту пятницу строгий день поста: сухоядение.

01.07.17 и 02.07.17. В субботу и в воскресенье можно кушать рыбу, уху, рыбные блюда, морепродукты, овощи отварные и тушеные, вареники с вишней, капустой.

03.07.17. На столе сегодня разрешены отваренные продукты растительного происхождения, приготовленные без добавления масла (грибочки, каши, овощные супы).

04.07.17. Готовьте в этот день рыбные блюда, супы, блюда из морепродуктов, отваренные овощи.

05.07.17. День строго поста: сухоядение. Можно мед, разного вида орехи, свежие овощи, хлеб, фрукты, воду.

06.07.17. Можно рыбу, блюда с морепродуктами, отваренные овощи, свежие фрукты.

07.07.17. Праздничный день – Рождество Иоанна Предтечи. Разрешается приготовление рыбы, рыбных блюд, немного вина, отварных овощей, тушеных овощей, фруктов.

Начало апостольского поста всегда припадает на второй понедельник после Светлого христианского праздника – Дня Святой Троицы, а окончание приходится строго на 12 июля. В текущем году началом Петрова поста считается 24 июня. Длительность поста каждый год также меняется. Она может составлять от 8 до 42 дней.

В 2019 году Петров пост продлится 25 дней и закончится накануне Дня Павла и Петра, который отмечается 12 июля. Соответственно, заключительным днем пятидесятницы станет 11 июля. В период поста христиане очистят свой организм, духовно и физически подготовятся к великому церковному празднику. Православные почтят память первоверховных апостолов, отдав дань великим деяниям, которые они совершили, а также качествам, которыми они обладали. Так, Петр имел твердый характер и непоколебимую силу духа, а Павел – высокоразвитый интеллект и природную смекалку.

Как дата апостольского поста связана с датой Пасхи?

Дата апостольского поста высчитывается с учетом даты Светлого Дня Воскресения Христова. В 2019 году Пасха припадает на 28 апреля. А днем, когда начинается Петров пост, станет девятое по счету воскресенье после Пасхи (или второй понедельник после Троицы), то есть 24 июня.

Важно знать, что сам праздник Петра и Павла, как правило, не значится как часть поста. Но, если он припадает на пятницу или среду, также считается постным днем и предполагает соблюдение правил поста.

Почему Петров пост называется апостольским?

Служители православной церкви призывают мирян к соблюдению поста, приводя в пример великие деяния святых апостолов – Петра и Павла. В священных писаниях этих апостолов называют первоверховными. В период Петровского поста при приготовлении к всемирной проповеди, называемой Евангелием, они смогли увидеть снизошедшего на Землю Святого Духа. Писание говорит, что период подготовки ученики Иисуса провели в бдении, молитвах и посте. Это означает, что они намеренно подвергали себя жажде, голоду, изнуряющему труду.

В священных писаниях также упоминается о том, что апостолы Христовы всякий раз готовили себя к процессу службы с помощью молитв и соблюдения поста. По утверждению святителя Златоуста Иоанна, пост способен укрепить телеса человеческие против хворей всяких и немощи бестелесной. Соблюдение поста делает человека Ангелом, обучает великодушию и любомудрию. Петр и Павел практически всегда находились на посту, тем самым уподобляя свою душу ангельской сущности. Поэтому Петров пост получил второе название – апостольский, то есть сотворенный в честь этих двух наиболее значимых в христианстве апостолов.

Пост пятидесятницы: откуда такое название?

Именно так Петров пост называли наши предки во времена возникновения православной веры. Название крепко вошло в обиход, когда Великий Константин на территории Рима и Константинополя воздвиг и освятил храмы в честь почитаемых апостолов – Павла и Петра. Освящение храмов произошло 12 июля. Именно поэтому день закрепился как праздник, посвященный первостепенным в православии апостолам. Раньше Святую Троицу принято было именовать пятидесятницей, за которой практически сразу следует начало Петрова поста. Отсюда Петров пост и позаимствовал название у Троицы.

Древнее название Троицы связано с тем, что праздник припадает точно на 50-ые сутки после Христова Воскресения. В течение всего дня миряне славят схождение Святого Духа, посланного Иисусом к своим ученикам. Причем Святой Дух снизошел к ним в виде пламенно-огненных языков.

Петров пост: как он возник?

До сих пор ученые не могут определить подлинное происхождение пятидесятницы. Но многие специалисты и просто глубоко верующие люди останавливаются на двух наиболее реалистичных версиях. В поддержку первой версии служит предположение, что пост был введен с целью подражания Великим апостолам, которые практически всю жизнь провели в молитвах, строго соблюдая пост. После пятидесятницы (Святой Троицы) первоверховные апостолы также какое-то время ограничивали себя в еде, очищаясь духовно и физически перед всемирной проповедью Евангелия. Что касается второй версии, она заключается в том, что пост основали для тех, кто в силу определенных причин не смог соблюсти Великий и/или Рождественский пост. Эти люди как бы наверстывали упущенное, воздавая к Всевышнему. Таким образом, они отдавали дань христианской вере.

Что и когда можно есть в Петров пост?

Петровский пост не считается строгим и не требует от мирян непосильных жертв во время соблюдения его правил. Основной особенностью поста является возможность употребления в определенные дни недели морепродуктов, рыбы и блюд, приготовленных из них. Такими днями считаются понедельник, воскресенье, четверг, вторник и суббота. На среду и пятницу указанная возможность не распространяется. Схема, по которой следует принимать пищу в период пятидесятницы, довольно проста.

Понедельник Петрова поста

Рекомендуется принимать горячую пищу, в которой отсутствует масло, то есть сваренную на одной воде. Отличным вариантом станут каши из пшена, риса, перловки, ячменя, овса, гречи. Для улучшения вкусовых качеств каш разрешено добавить в них сухофрукты: курагу, сушеный инжир и банан, чернослив, изюм. Допустимо и добавление различных орехов и грибов. Также сочетать кашу не возбраняется со свежими овощами, фруктами и зеленью: кабачками, огурцами, баклажанами, редисом, томатами; укропом, салатом, петрушкой; киви, апельсинами, яблоками, вишней, грушами, клубникой.

Вторник, суббота, четверг Апостольского поста

Эти дни считаются основными. Разрешено употреблять рыбу, а также все постные и рыбные блюда. В пищу допускается добавление растительного масла. Запрещен прием мяса и блюд, приготовленных с его использованием. Яйца, молоко и все кисломолочные продукты также под запретом.

Пятница и среда в Петров пост

Указанные дни недели считаются скоромными, поэтому необходимо соблюдать строжайший пост, другими словами, разрешено лишь сухоядение. Категорически запрещен прием растительного масла, рыбы, ракообразных, продуктов, имеющих животное происхождение. Многие верующие питаются в эти дни исключительно хлебом и водой.

Воскресенье

Наиболее благодатный день недели в период поста. Разрешено есть продукты, которые включены в меню четверга, субботы и вторника. Это постная пища, рыба и все блюда, приготовленные из нее. В пищу можно добавлять масло растительного происхождения. Нельзя кушать кисломолочную продукцию и яйца, а также пить молоко. Кроме указанных продуктов, в меню допускается включение красного вина. Только пить вино можно в небольших количествах и ни в коем случае не допускать состояния опьянения. Такое послабление в воскресные дни поста не означает, что принимать можно любой алкоголь, например, пиво, виски, водку, коньяк, джин, шампанское.

Употребление красного вина, особенно это касается Кагора, имеет для постящихся христиан особый сакральный смысл.

Как правильно себя вести в период Петрова поста?

Пост – особый временной промежуток, когда поощряются размышления над вечными ценностями и занятия благотворительностью. На Руси во время поста запрещалось устраивать судебные тяжбы, проводить праздники, в том числе играть свадьбы и венчаться.

Сегодняшнее отношение людей к канонам православных праздников несколько изменилось. Но, несмотря на это, церковь рекомендует соблюдать следующие правила:

  • не работать и не веселиться в период Литургии и всенощной;
  • следовать 4-ой Господней заповеди (отдыхать в выходные и не лениться в будни);
  • избавляться от глупых, никчемных, низких, «нечистых» желаний и помыслов;
  • не посещать увеселительные заведения, воздержаться от танцев, игрищ и всяческих зрелищ;
  • не вступать в интимную связь;
  • избегать возникновения и проявления таких эмоций, как ревность, злость, ненависть, гнев, обида, вражда;
  • регулярно молиться, как при посещении церковных служб, так и в домашней обстановке.

Важно знать! В период Петровского поста нежелательно стричь волосы , заниматься рукоделием, давать и брать в долг что-либо. А хотя бы один день в период поста, напротив, очень желательно посвятить Таинству Исповеди и Причащения.

Свадьба в Петров пост: можно или нет

Самый разгар летнего сезона является наиболее благоприятной порой для регистрации брака и празднования свадьбы. Именно поэтому многие влюбленные пары стараются наметить дату свадьбы на период Петровского поста.

Мудрый царь Соломон изрекал: «Каждой вещи под Небесами должно быть свое время». Это высказывание можно отнести к любому явлению и любой вещи, которая окружает людей в повседневной жизни. Согласно священному писанию, создание семьи призвано внести в существование человека гармонию и упорядоченность. Для православных людей существует 4 временных периода в году, когда нельзя сочетаться браком и венчаться. Такими периодами являются многодневные посты, когда не только имеются ограничения в еде, но и установлен запрет на интимную близость между супругами. В число таких периодов входит и Петров пост.

Согласно одному старинному поверью, неприемлемость свадебного торжества связана с тем, что лето является единственным периодом, когда можно и нужно заниматься заготовкой урожая и обработкой почвы. А веселиться в данный период не принято. В то же время православная церковь не выдвигает категорического запрета на празднование свадьбы в Петров пост. Однако некоторые ограничения, несмотря на то, что молодые не соблюдают пост, все-таки имеются.

Учтите, что среди приглашенных на праздник гостей могут находиться верующие люди, соблюдающие пост. Поэтому проследите, чтобы на столе присутствовали соответствующие блюда и напитки. А из алкогольной продукции на столе должно обязательно быть красное вино (желательно Кагор). Помните, что тот, кто идет против законов, установленных церковью, рискует подвергнуться мощному негативному влиянию. Именно за счет этого православные верят, что брак, заключенный в Петров пост, будет подвергнут различным испытаниям, особенно это касается злого магического воздействия (сглаз, порча).

Церковь не выступает против проявления радости и проведения конкурсов в день празднования свадьбы. Однако на Петровский пост соблюсти умеренность относительно веселья все же необходимо. Конкурсы, песни и шутки не должны иметь вульгарный подтекст и содержать нецензурные выражения. Гостям также следует тщательно соблюдать правила приличия и принимать спиртосодержащие напитки в умеренном количестве.

Что касается венчания, в период Апостольского поста делать это нельзя. Дату церемонии лучше перенести на период после 12 июля. Ведь свадьбу можно отпраздновать независимо от того, повенчаны супруги или нет. Запрет на венчание связан с тем, что пост – это время глубокого покаяния и воздыхания о земных грехах. А радости супружеской жизни являются мало несовместимыми с указанными аспектами. Христиане называют пост «крылом покаяния», поэтому Таинство венчания в период любого поста, в том числе пятидесятницы, проводить категорически не рекомендуется.

Любые мысли, возникшие во время Петрова поста, а также поступки, совершенные в данный период, должны быть направлены исключительно к Господу. Не нужно следовать правилам поста ради сброса лишних килограммов и обретения стройной фигуры. Для этого существует специальная наука – диетология. В процессе поста важно стараться максимально приблизиться к вере, чтобы слиться со своим внутренним «я» и обрести знания о своем истинном предназначении в жизни.

Похожие статьи