Нравственные проблемы повести толстого отрочество презентация. К уроку по трилогии Л.Толстого "Детство.Отрочество.Юность" презентация к уроку по литературе (9 класс) на тему. Подлинные и мнимые ценности жизни героя

А впрочем, бог один знает, точно ли смешны были эти благородные мечты юности, и кто виноват в том, что они не осуществились?

Л. Н. Толстой

Великий русский писатель Лев Николаевич Толстой очень любил детей и молодежь. В них он видел идеальных людей, еще не испорченных пороками и передрягами жизни. Этим чистым, первозданным светом озарено начало его знаменитой трилогии “Детство. Отрочество. Юность”. Главный герой трилогии Николенька Иртеньев просыпается оттого, что Карл Иванович ударил над ним хлопушкой и на его голову упала муха. Это очень рассердило мальчика, и он отчужденно и холодно начинает анализировать поведение своего наставника. Даже его халат, шапочка и кисточка кажутся Николеньке противными. Но Николенька очень добрый мальчик, и его отношение к наставнику быстро меняется в хорошую сторону. Раздражение внезапно разбуженного человека проходит, уступая место более естественному для мальчика состоянию любви и благодарности к учителю.

Сам автор выступает здесь в роли психолога. Он скрупулезно исследует поведение ребенка в различные моменты его жизни. Другой эпизод с Николенькой внешне не связан с первым, но внутренняя психологическая связь усматривается. Николенька возвращается с охоты и решает нарисовать все, что он видел за прошедший день. Но так как у него была только синяя краска, он очень живо изобразил синего мальчика верхом на синей лошади и синих собак. У мальчика прекрасное настроение, он любуется своими синими творениями, но вдруг ему в голову приходит мысль: а бывают ли синие зайцы? Спросив об этом у отца и получив утвердительный ответ, Николенька нарисовал синего зайца, но переделал его в синий куст, а из куста сделал синее дерево, потом вместо дерева - облака и так далее. Все это в конце концов разозлило его, и он порвал рисунки. Почему возникло на этот раз раздражение? Ведь сначала мальчик нарисовал синих собак, и они ему понравились. Все просто: когда мальчик отдавался творческому процессу, ни о чем не думая, перед ним не вставало никаких вопросов, но только он начал исследовать творческий процесс, как сразу же возникло раздражение. Толстой как бы говорит, что непосредственность живого чувства всегда гармоничнее холодного, рассудочного отношения к жизни. Детям непосредственность присуща от рождения, но по мере взросления этот дар у многих людей пропадает. Толстой часто обращается к анализу этого момента. Например, когда он описывает детские игры, происходит похожая ситуация: дети сели на землю и, вообразив, что они плывут на лодке, стали “грести”. Лишь брат Николеньки Володя сидел неподвижно. Когда ему сделали замечание, он сказал, что это все ерунда и что от того, больше или меньше они будут махать руками, ничего не изменится. Вроде бы Володя был прав, но согласиться с ним - значит испортить всю игру. Глава заканчивается так: “Ежели судить по-настоящему, то игры никакой не будет. А игры не будет, что же тогда останется?” Действительно, холодный рассудок показывает, что синих зайцев не бывает, что, сидя на траве и размахивая руками, никуда не уплывешь, а шапочка и халат Карла Ивановича и в самом деле не так уж привлекательны. Но в любви, доброте и фантазии есть истина, украшающая нашу жизнь.

Я заметил, что маленький герой Толстого побеждает раздражение к миру своей любовью к окружающим его людям. А эти люди своей ответной любовью к Николеньке помогают ему преодолеть различные временные отрицательные эмоции, как, например, в случае с мухой.

После выхода второй части трилогии - “Отрочество” Н.Г.Чернышевский писал: “Чрезвычайная наблюдательность, тонкий анализ душевных движений, отчетливость и поэзия в картинах природы, изящная простота - отличительная черта таланта графа Толстого”.

У меня создалось впечатление, что все шесть лет из жизни Николеньки Иртеньева прошли перед глазами (читатель знакомится с мальчиком, когда ему исполняется 10 лет, а расстается, когда ему 16), однако в трилогии нет последовательного, день за днем, описания жизни героев. Это рассказ всего о нескольких, но значительных эпизодах.

Так, в “Отрочестве” автор повествует о самых грустных в жизни Николеньки сутках, когда он получил единицу, нагрубил учителю, открыл портфель отца и сломал ключ. Толстой подробно рассказывает на протяжении шести глав, как герой был наказан и чем закончилось его наказание.

В “Юности” особенно выделены три дня: день после поступления в университет, следующий за ним, когда Николенька делает визиты, а затем посещение им семьи Нехлюдовых.

Николенька и Нехлюдов открывают новый нравственный закон. Но исправить все человечество оказалось очень трудным, потому что даже искренние и настойчивые попытки самосовершенствования чаще всего терпели неудачу. За всеми этими возвышенными понятиями нередко скрывалось обыкновенное тщеславие, самолюбование, высокомерие.

По-моему, последняя часть трилогии больше посвящена не метаниям героев, а попытке автора доказать самому себе возможность нравственного совершенствования.

В юности Николенька постоянно с переменным успехом играет какую-нибудь роль. То роль влюбленного с оглядкой на прочитанные им романы, то - философа, так как в свете его мало замечали, а задумчивостью можно было замаскировать свой неуспех, то - большого оригинала. Все это отодвигало на задний план его настоящие чувства и мысли.

Николенька стремится к тому, чтобы его любили, старается понравиться. Но как бы герой не желал походить на окружающих людей, автор показывает, что этого не удается сделать потому, что свет в нравственном отношении чужд ему. Эти люди никогда не создавали нравственных ценностей и не пытались им следовать, тем" более не мучились от того, что их не удается реализовать в жизни. Они, в отличие от Николеньки, всегда пользовались теми нравственными законами, которые были приняты в их среде и считались обязательными.

Я как читатель верю, что Николенька при всех своих неудачах никогда не остановится в нравственных поисках. Не зря же в конце трилогии он вновь садится писать правила жизни с убеждением, что уже никогда не сделает ничего дурного, ни одной минуты не проведет праздно и никогда не изменит своим правилам. Я понимаю, что этот порыв был присущ и самому писателю. Толстой то отрекался от всей своей прошлой жизни, то утверждал открывшуюся для него внове истину. Но для нас он остался человеком, постоянно стремившимся к нравственному самосовершенствованию, полным сомнений и противоречий, а потому реальным.

Слайд 1

Лев Николаевич Толстой в юности, зрелости, старости
Составитель: Ларионова Г. А., учитель начальных классов МОУ СОШ № 27 г. Твери

Слайд 2

Толстой Лев Николаевич (1828-1910), граф, русский писатель, член-корреспондент (1873), почетный академик (1900) Петербургской АН.
Лев Николаевич Толстой Портрет И.Н. Крамского. 1873 г.

Слайд 3

Л. Н. Толстой, потомственный русский аристократ, потомок старинных дворянских родов по отцовской и по материнской линиям, принадлежал к высшей аристократической верхушке русского дворянства
И.Е.Репин. Портрет Льва Толстого, 1887

Слайд 4

«… Вспоминать предков – отцов, дедов, прадедов моих, мне не только не совестно, но особенно радостно» – писал Л. Н. Толстой. Представители династии Толстых, ведущие свою историю с 1686 года, ярко проявили себя как военачальники, государственные и политические деятели, священники, ученые, градостроители, художники, писатели, поэты, врачи. Род их занятий разнообразен, но всех их объединяет преданное искреннее служение своему Отечеству, служение России.

Слайд 5

О древности рода Толстых свидетельствуют атрибуты общего герба гр. Толстых: в центре щита в квадрате скрещенные сабля и стремена, продетые в кольцо золотого ключа. В нижнем квадрате справа семь башен, с опрокинутыми полумесяцами - символ семибашенного замка в константинопольском Едикуле, напоминающие о дипломатической службе П. А. Толстого и о заключении мира с турками. Две борзые, поддерживающие щит, - символ верного и скорого успеха в делах.
Герб внесен в Общий гербовник дворянских родов Российской империи, часть 2, 1-е отделение, стр. 11.
Герб рода графов Толстых

Слайд 6

Среди предков писателя по отцовской линии был Пётр Андреевич Толстой (1645-1729) - сподвижник Петра I, русский государственный деятель, дипломат, одним из первых в России получивший графский титул.
Портрет графа Петра Андреевича Толстого. Неизвестный русский художник XVIII в. Холст, масло.

Слайд 7

Николай Ильич Толстой, отец Льва Николаевича
Отец писателя – граф Николай Ильич Толстой – в семнадцатилетнем возрасте добровольно поступил на военную службу. Он участвовал в Отечественной войне 1812 года, попал в плен к французам и был освобожден русскими войсками, вступившими в Париж после разгрома армии Наполеона. Николая Ильича Толстого, своего отца, дети любили и ценили за гуманное отношение к крепостным. Кроме занятий хозяйством и детьми, он много читал. За свою жизнь Николай Ильич собрал богатую библиотеку, состоящую из редких по тем временам книг французских классиков, исторических и естественно-исторических сочинений. Для Толстого-ребенка отец был воплощением красоты, силы, страстной, азартной любви к радостям жизни.

Слайд 8

Герб князей Волконских. 1890-е годы
По материнской линии Толстой принадлежал к роду князей Болконских, связанных родством с князьями Трубецкими, Голицыными, Одоевскими, Лыковыми и другими знатными семьями. По матери Толстой был родственником А. С. Пушкина.

Слайд 9

Князь Николай Сергеевич Волконский. 1790-е годы. Портрет работы неизвестного художника. Государственный музей Л.Н.Толстого
Князь Николай Сергеевич Волконский - видный военный деятель Екатерининской эпохи (дед Льва Николаевича Толстого по материнской линии)

Слайд 10

Княгиня Екатерина Дмитриевна Волконская. 1780-е годы. Портрет работы Ф.С.Рокотова. Государственный музей Л.Н.Толстого
Княгиня Екатерина Дмитриевна Волконская, урождённая княжна Трубецкая (бабушка Л. Н. Толстого по материнской линии).

Слайд 11

Силуэт княжны Марии Николаевны Волконской. 1800-е годы. Работа неизвестного художника. Государственный музей Л.Н.Толстого
Мария Николаевна Толстая (урождённая Волконская), мать писателя, была добрым и отзывчивым человеком, умной и образованной женщиной: знала французский, немецкий, английский и итальянский языки, играла на фортепиано, занималась живописью. Толстому не исполнилось и двух лет, когда она умерла. В семье не сохранилось ни одного ее портрета, кроме маленького силуэта, где Мария Николаевна изображена восьмилетней девочкой.

Слайд 12

Ясная Поляна. Здесь прошло все детство Толстого, его трех братьев и младшей сестры, здесь писатель прожил большую часть своей жизни.
Родился Лев Николаевич Толстой (28 августа) 9 сентября 1828 года в Крапивенском уезде Тульской губернии, в наследственном имении матери – Ясной Поляне. «Я родился в 28-ом году, 28-го числа, и всю мою жизнь 28 было для меня самым счастливым числом», – вспоминал Лев Николаевич.

Слайд 13

«Лев Николаевич в детстве отличался особенной жизнерадостностью; он был какой-то лучезарный. Когда, бывало, прибежит в комнату, то с такой радостной улыбкой, как будто сделал открытие, о котором хочет сообщить всем. Любил шутить. Всегда был нежный, ласковый, уступчивый; никогда не был груб. Если его приласкают – прослезится. Обидят его братья – уйдет куда-нибудь подальше и плачет». Но с братьями они всю жизнь жили дружно», – вспоминала сестра. Но, несмотря на свою плаксивость и ранимость, он все-таки вытворял иногда довольно отчаянные проделки: то он натрет себе брови порохом и подожжет их, из-за чего они впоследствии вырастут неровными и косматыми, то выпрыгнет из окошка в убеждении, что сможет полететь.
Толстая Мария Николаевна (сестра Льва Толстого)

Слайд 14

Любимой игрой в детстве Л. Толстого была игра в муравейных братьев, придуманная старшим братом Николаем. Заключалась она в том, что дети залезали под стулья, завешивались платками, и сидели в темноте, прижавшись друг к другу и ощущая свое единство. Николенька, большой выдумщик и заводила, знал тайну, «посредством которой, когда она откроется, все люди сделаются счастливыми, не будет ни болезни, никаких неприятностей, никто ни на кого не будет сердиться и все будут любить друг друга, все сделаются муравейными братьями.
Николай Николаевич Толстой (1823-1860) - старший брат Л.Н. Толстого.

Слайд 15

Когда Толстому шел девятый год, отец впервые повез его в Москву. Первый период московской жизни юного Толстого продолжался менее четырех лет. Но вскоре отец умер. В 1840 году с сестрой и тремя братьями юный Толстой переезжает в Казань. Здесь жила одна из отцовских сестер, ставшая их опекуншей. Живя в Казани, Толстой два с половиной года готовился к поступлению в университет. Готовивший его к экзаменам по турецкому и татарскому языкам известный профессор Казамбек был удивлен способностями юного Толстого.
Толстой Л. Н. (юношей, в профиль)

Слайд 16

Но после трех лет учебы Толстой решил перейти на самообразование - учиться самостоятельно по собственному плану. Он изучал историю и музыку, рисование и медицину, юридические науки и сельское хозяйство. И всю жизнь Толстой пополнял свои знания. (В зрелую пору жизни Толстой свободно владел английским, французским и немецким языками; читал на итальянском, польском, чешском и сербском; знал греческий, латинский, украинский, татарский, церковнославянский; изучал древнееврейский, турецкий, голландский, болгарский и другие языки). Оставив университет, Толстой уехал из Казани в Ясную Поляну, полученную им по разделу отцовского наследства. Затем он отправился в Москву, где в конце 1850 г. началась его писательская деятельность, тогда же была начата повесть «Детство».
Л. Н. Толстой. 1849 г.

Слайд 17

Вскоре Толстой решил поехать на Кавказ, где его старший брат, Николай Николаевич, офицер-артиллерист, служил в действующей армии. Поступив в армию юнкером, позже он сдал экзамен на младший офицерский чин. Когда началась Крымская война, Толстой перевелся с Кавказа в Дунайскую армию, действовавшую против турок, а затем в Севастополь, осажденный объединенными силами Англии, Франции и Турции. В Севастополе он командовал батареей на 4-м бастионе, проявив редкую личную храбрость (был награжден орденом св.Анны 4-й степени с подписью «За храбрость». Позднее он получил серебряную медаль «За защиту Севастополя» и бронзовую медаль «В память войны 1853-1856 г.г). В Крыму Толстого захватили новые впечатления и литературные планы (собирался издавать журнал для солдат), здесь он начал писать цикл "севастопольских рассказов", вскоре напечатанных и имевших огромный успех.
Медаль за защиту Севастополя
Медаль в память войны 1853 – 1856 г.
Орден св. Анны IV степени

Слайд 18

Стела в память участника обороны Севастополя 1854-1855 гг. Л. Н. Толстого у четвёртого бастиона
Впечатления писателя от Кавказской войны отразились в рассказах "Набег" (1853), "Рубка леса" (1855), "Разжалованный" (1856), в повести "Казаки" (1852-1863). На Кавказе была завершена повесть "Детство» и в 1852 г. напечатана в журнале "Современник".
Л. Н. Толстой

Слайд 19

Лев Толстой в 1856 г.
Осенью 1856 г. Л. Н. Толстой вышел в отставку и вскоре отправился в полугодичное заграничное путешествие, посетив Францию, Швейцарию, Италию и Германию.

Слайд 20

В 1859 г. Толстой открыл в Ясной Поляне школу для крестьянских детей, а затем помог открыть более 20 школ в окрестных деревнях. Он считал, что всё в преподавании должно быть индивидуально - и учитель, и ученик, и их взаимные отношения. В яснополянской школе дети сидели, кто где хотел, кто сколько хотел и кто как хотел. Никакой определённой программы преподавания не было. Единственная задача учителя заключалась в том, чтобы заинтересовать класс. Занятия вёл сам Толстой при помощи нескольких постоянных учителей и нескольких случайных, из ближайших знакомых и приезжих. Он издавал педагогический журнал «Ясная Поляна» в 1862 году и писал поучительные сказки и рассказы для детей.
Ученики Льва Толстого
Л. Н. Толстой с детьми крестьян Ясной Поляны. Фотография 1908 года

Слайд 21

В 1862 г. он женился на дочери московского врача Софье Андреевне Берс.
Л. Н. Толстой, 1862 г.
Ге. Портрет Софьи Андреевны Толстой с дочерью Александрой (Софья Андреевна Толстая, жена Льва Николаевича Толстого, 1844-1919; Александра Львовна Толстая, дочь Льва Николаевича Толстого, 1884-1979) (1886, Тульская область, Музей-усадьба Льва Толстого «Ясная Поляна»)

Слайд 22

Л. Н. Толстой с женой и детьми. 1887 год
«Нельзя передать с достаточной полнотой того веселого и привлекательного настроения, которое постоянно царило в Ясной Поляне (1862-1878гг.). Источником его всегда был Лев Николаевич. В разговоре об отвлеченных вопросах, о воспитании детей, о внешних событиях его суждение было самое интересное. В игре в крокет, в прогулке он оживлял всех своим юмором и участием, искренне интересуясь игрой и прогулкой. Не было такой простой мысли и самого простого действия, которым Лев Николаевич не умел придать интереса и вызвать к ним хорошего и веселого отношения в окружающих...», - вспоминала Берс. «С семьей граф Л. Н. Толстой не любил расставаться ни на один день, всегда сетовал на неотложные поездки и торопился как можно скорее вернуться домой». За 17 лет супружества у них родилось 13 детей.

Слайд 23

За накрытым чайным столом на крокетной площадке сидят, слева направо: Л.Н.Толстой в светлой блузе, Ванечка, Саша, Лев, Андрей (стоит) Толстые, Татьяна Львовна, Софья Андреевна, Мария Львовна (стоит). За диваном, на котором сидит Л.Н.Толстой, стоит его сын Миша

Слайд 24

Л.Н. Толстой за работой в кабинете яснополянского дома. 1909 г. Фотография С.А. Толстой
С.А. Толстая. 1901г. Ясная Поляна
Софья Андреевна оказалась не только вернейшим и преданнейшим другом, но и незаменимой помощницей во всех делах. По семь раз она переписывала без конца им переделываемые записи.

Слайд 25

В 80-е гг. Толстой заметно охладевает к художественной работе и даже осуждает как барскую "забаву" свои прежние романы и повести. Он увлекается простым физическим трудом, пашет, шьет себе сапоги, становится вегетарианцем, отдает семье все свое крупное состояние, отказывается от прав литературной собственности.
Пахарь. Лев Николаевич Толстой на пашне. 1887. Е. И. Репин.
На картине Репина “Толстой на пашне” Лев Николаевич пашет на “Широком”. “Широким” зовется овраг, откуда вода течет в Ясенку. Лес на картине - “Мурыгины кусты”…

Слайд 26

Толстой Л.Н. (Мясоедов, "Сеятель")

Слайд 27

В ожидании известий о состоянии здоровья писателя
6 часов 5 минут – время, когда остановилось сердце Л.Н.Толстого
Поздней осенью 1910 г. 82-летний Толстой, сопровождаемый лишь личным врачом Д. П. Маковицким, покинул Ясную Поляну. Дорога оказалась для него непосильной: в пути Толстой заболел и вынужден был сойти с поезда на маленькой железнодорожной станции Астапово. Здесь, в доме начальника станции он провел последние семь дней своей жизни. За сообщениями о здоровье Толстого, который к этому времени приобрел уже мировую известность следила вся Россия.
Общий вид станции Астапово.

Слайд 28

10(23) ноября 1910 г. писателя похоронили в Ясной Поляне, в лесу, на краю оврага, где в детстве он вместе с братом искал "зеленую палочку", хранившую "секрет", как сделать всех людей счастливыми.

Слайд 29

Беспримерная знаменитость Толстого наглядно выразилась в колоссальном успехе его сочинений, в небывалом количестве переводов их на иностранные языки и поистине необъятном количестве посвященных Толстому статей и книг. Полного (12-15 томов) собрания его сочинений (10 изданий) разошлось более 80000 экземпляров, из отдельно изданных произведений наибольшего распространения достиг «Кавказский пленник» - около 250000 экз., «Хозяин и работник» - около 200000; «Чем люди живы» - около 150000; «Власть тьмы» около 140000; от 130-100 тыс.: «Бог правду любит, да не скоро скажет», «Много ли человеку земли нужно», «Осада Севастополя», «Первый винокур», «Воскресение», «Три смерти» и др. «Новой азбуки» разошлось 23 издания, что составляет более 800000 экз.; «Первой русской книги для чтения» (4 ч.) разошлось более 600000 экз.

Слайд 30

В настоящее время Институтом мировой литературы им. А. М. Горького РАН осуществляется работа над изданием академического полного собрания сочинений Л. Н. Толстого в 100 томах.

Слайд 31

Л.Н. Толстой. 19 мая 1910 г. Кочеты. Фотография В.Г. Черткова.
У Льва Николаевича была прямая, бодрая не по летам осанка, окладистая борода, широкий нос и густые, нависшие над глазами брови, удивительные по своей живости и проницательности глаза.
Из воспоминаний Д. П. Маковицкого, личного врача Л. Н. Толстого

Слайд 32

Л.Н. Толстой.1903г. Ясная Поляна. Фотография А.Л. Толстой.
Лев Николаевич шагал быстро, большими шагами, а ступал мягко.
Илья Васильевич Сидорков рассказывал, что, когда он поступил к Толстым (в 1893 году), Лев Николаевич держался прямо, ходил быстро. - “Когда уходит, хочешь подать ему пальто - нас тогда было двое, - он быстро схватит его с вешалки, накинет на плечо или наденет сам, не давая себе услужить, и уходит. А к склону жизни стал сгорбленный, маленький”.

Слайд 33

Во Льве Николаевиче было очень сильно чувство жизни всего живого и чувство природы. Он любил всякую перемену в природе - наступление осени, а особенно весны. Делился своими впечатлениями и наблюдениями со всеми окружающими. Его радовало разбухание почек на деревьях, развертывание их, колошение и наливание ржи и т. д. Как начнет что-либо распускаться, он сорвет и принесет в дом - медунички, орешник и т. д. Любил собирать цветы, рвал их даже верхом, нагибаясь с лошади. Принесет букет, полюбуется его красотой и запахом, поставит к себе на письменный стол или в залу, иногда кому-либо подарит. Букеты у него на рабочих столах не переводились. Об этом помнила и Софья Андреевна. Любил больше полевые цветы (особенно васильки), чем садовые, а из садовых особенно любил душистый горошек; его сажала на клумбах и на грядах около дома Софья Андреевна, большая любительница комнатных цветов. Сам Лев Николаевич у себя в комнате сажал и поливал апельсины. В Ясной Поляне есть зимняя цветная теплица на месте некогда тут расположенной старой большой оранжереи.
И.Е.Репин. Лев Толстой босой, 1901

Слайд 34

Для Льва Николаевича ни один человек, с которым он вступал в общение, ни одно дело, которое он делал, не казалось незначительным, все он делал серьезно, с напряжением своих душевных сил: глубоко думал, внимательно слушал, когда нужно - говорили когда нужно - молчал (остерегаясь говорить пустое), наилучшим образом использовал время для работы и каждую задачу, задаваемую себе, старался делать как можно добросовестнее и аккуратнее. Когда бывал болен, старался не быть в тягость другим и терпеливо переносить страданья. Обычный тон Льва Николаевича был спокойный; в нем не слышалось ни огорчения, ни раздражения, ни недовольства, ни упрека, и в работе он был спокоен, не был ни суетлив, ни медлителен. Лев Николаевич очень хорошо умел слушать, не пропускал без внимания ни смысла, ни выражений, ни жестов говорившего и запоминал слышанное. Лев Николаевич, разговаривая, не морщился, не проявлял неудовольствия в лице и не жестикулировал руками. Головой чрезвычайно редко делал знак отрицания, медленно покачивая вправо и влево. Вообще он ничего не делал возбужденно, а во всем держал себя тихо, степенно.
Л.Н. Толстой. (работа Андрея Ранчина)http://visualrian.ru/images/item/72254
http://www.nasledie-rus.ru/podshivka/8705.php
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D0%B0%D0%B9%D0%BB:Tolstoy_Nicolay_Ilyich.jpg
http://www.levtolstoy.org.ru/lib/ar/author/412
http://medalirus.narod.ru/Nag19_20/Wa2/n583r7.jpg
http://medalirus.narod.ru/Nag19_20/Wa2/583.htm
http://ruzgd.ru/astapovo.shtml
http://www.calend.ru/person/3406/
http://svv1964.blogspot.com/2009/08/blog-post_11.html
Источники информации:
http://www.rulex.ru/rpg/persons/192/192793.htm

Слайд 39

http://ru.hayazg.info/%D0%98%D0%B7%D0%BE%D0%B1%D1%80%D0%B0%D0%B6%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5:%D0%9E%D1%80%D0%B4%D0%B5%D0%BD_%D0%A1%D0%B2._%D0%90%D0%BD%D0%BD%D1%8B_IV_%D1%81%D1%82%D0%B5%D0%BF%D0%B5%D0%BD%D0%B8.jpg
http://writerstob.narod.ru/writers/tolstoy.htm
http://tolstoy.niv.ru/
http://www.pushkinmuseum.ru/vs_istoria_roda_1.htm
http://www.osd.ru/respinf.asp?ob=796
http://www.erfolg.ru/gallery/dn.htm
http://magazines.russ.ru/neva/2009/9/po14.html
http://visualrian.ru/images/item/72254
http://www.tram11.ru/kr/chern06/nikviaz/nv.html

Слайд 40

http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A2%D0%BE%D0%BB%D1%81%D1%82%D0%BE%D0%B9,_%D0%9B%D0%B5%D0%B2_%D0%9D%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D0%B0%D0%B5%D0%B2%D0%B8%D1%87
http://stat17.privet.ru/lr/091eb71a0f110462fcc9e7fbc34078ad
http://www.museum.ru/M1791
http://www.foxdesign.ru/aphorism/biography/tolstoy_ln.html
http://www.hrono.ru/biograf/tolstoy.html
http://slovo.ws/bio/rus/Tolstoi_Lev_Nikolaevich/index.html
http://www.bestreferat.ru/referat-100674.html
http://www.yasnayapolyana.ru/museum/funds/index.htm
http://www.odinvopros.ru/lib/biography.php?id=2

Слайд 2

Литературный дебют

Мы познакомимся с отрывками из повести, которая стала первым литературным трудом писателя. Когда повесть вышла в свет в 1852 году, она сразу сделала известным автора, которому тогда было только 24 года. И многие писатели того времени увидели в нем «прекрасную надежду русской литературы».

Слайд 3

Что же особенного было в этой автобиографической повести?

Н.Г.Чернышевский отметил, что особенность таланта молодого автора в том, что он очень хорошо знает внутренний мир человека – его мысли, чувства. До него еще никто так не интересовался тем, как в душе человека «чувство, непосредственно возникающее из данного положения или впечатления…переходит в другие чувства, снова возвращается к прежней исходной точке и опять странствует, изменяясь по всей цепи воспоминаний..»

Слайд 4

Как же Толстому удавалось так верно и точно знать людей и верно их изображать?

Этому он учился путем самопознания и самоанализа. Он с юности вел подробные дневники. После его смерти они были опубликованы. В них Толстой вырабатывал для себя правила жизни и работы. Толстой фиксировал в дневнике свои недостатки, «преступления правил». Он упрекал себя в позднем вставании, мечтательности, нерешительности, лени, лжи, тщеславии, нечетком писании, необдуманности…

Слайд 5

Толстой целенаправленно шел по пути самопознания, анализировал свои поступки, описывал события своей внутренней жизни. Пытался понять, почему он и другие люди поступают так, а не иначе, откуда берется в человеке любовь и ненависть, добро и зло, как складывается характер. Целью его дневников было самосовершенствование, изменение в лучшую сторону, самовоспитание

Слайд 6

Повесть «Детство»

Наблюдая за самим собой, стремясь понять себя, он научился понимать и других. Именно поэтому его повесть «Детство» стала шедевром. Он, взрослый человек, сумел так верно изобразить внутренний мир ребенка. Повесть во многом автобиографична. Как и сам Толстой в детстве, главный герой повести Николенька Иртеньев учится понимать себя и других, вдумчиво познает окружающий мир.

Слайд 7

Словарь литературоведческих терминовАвтобиография

От греч. Autos – сам, bios– жизнь, grapho– пишу. Описание жизни какого-либо человека, составленное им самим. В художественной литературе автобиография – это произведение, в котором сам писатель описывает свою жизнь. Автобиографическими называют художественные произведения, в которых автор творчески использовал события из своей личной жизни.

Слайд 8

Глава «Maman»

Какова атмосфера в доме, где живет Николенька? Как мы можем это понять? Какие отношения существуют между всеми участниками эпизода? Чьими глазами мы все это видим?

Слайд 9

Перечитайте лирические отступления, в которых говорится о матери. Как вы понимаете слова: «Если бы в тяжелые минуты жизни я хоть мельком мог видеть эту улыбку, я бы не знал, что такое горе»? Можем ли мы понять, каким было настроение матери героя в этом эпизоде? По каким признакам можно понять это настроение? Как Николенька реагирует на настроение матери? Почему, несмотря на то, что для него не осталась незамеченной ее печаль, он не отреагировал на нее?

Слайд 10

Глава «Что за человек был мой отец»

От чьего лица ведется рассказ о характере отца: от лица Николеньки Иртеньева или вспоминающего свое детство взрослого человека? Какие черты отца Николеньки вам кажутся определяющими его личность? Почему заголовок главы сформулирован в виде вопроса?

Посмотреть все слайды

«Кавказский пленник рассказ» - Физкультминутка. …мне досадно, что нам почти нечего противопоставить маленькому классическому рассказу - скажем, "Кавказскому пленнику" или чеховским "Ваньке" и "Мальчикам". Рисунок Хайруллиной Гулии. Сюжет рассказа прост: попадают в плен два русских офицера, один смог убежать, другой не смог.

«Кавказский пленник Толстого» - Лев Толстой Кавказский пленник. Цель наша проста и ясна. Наша цель. Загадка рассказа. Рассказ написан боевым офицером. История создания рассказа. Мы учимся читать книгу!

«Писатель Толстой» - Наташа Ростова – олицетворение молодости, радости. В 1857 г. написана повесть «Юность». «Я решился снова писать правила жизни». Финансовая академия при Правительстве Российской Федерации. Жизнь и творчество Л.Н. Толстого неразрывно связана с Москвой. Толстой обвиняет среду, в которой жила Анна. Писатель показывал войну как явление, противоестественное человечеству.

«Годы жизни Толстого» - Спешили, боялись погони… Портрет Толстого., 1873 г. Толстой в Ясной Поляне. 1908. Бойся лжи и тщеславия… Правила исправления: Бойся праздности и беспорядка… Дневниковые записи. Спустился, разбудил своего домашнего врача, уложил вещи. Получить некоторые познания в естественных науках. 11. Родовое гнездо.

«Жизнь и творчество Толстого» - Школа для крестьянских детей в Ясной Поляне. «Азбука». Могила Толстого. Л.Н. Толстой, начинающий писатель. Жизнь есть творчество, то есть образование высших форм… Таблица «Жизнь есть увеличение своей души». «Детство». «История моего детства». Л. Н. Толстой на пашне. Л. Н. Толстой. Иллюстрация А. Ф. Пахомова.

«Кутузов и Наполеон» - Мы чувствуем, как страдает Кутузов, видя бегущих с поля боя русских воинов. Кому принадлежит победа в войне 1812 года? В образах Наполеона и Кутузова Толстой изобразил идею войны и мира. Наполеон жесток и вероломен. Образ Наполеона. Кутузов и Наполеон в романе Л.Н.Толстого "Война и мир". Большое место в романе “Война и мир” занимают образы Кутузова и Наполеона.

Всего в теме 30 презентаций

Похожие статьи