Номинальная группа в социологии. Социальные группы. Социальной работа группой

Важной разновидностью социальных общностей являются социальные группы. Социальная группа - это совокупность людей, имеющих общий социальный признак и выполняющих общественно необходимую функцию в структуре общественного разделения труда и деятельности (Г.С. Антипова).

Социальная группа - это совокупность индивидов, определенным образом взаимодействующих друг с другом, осознающих свою принадлежность к данной группе и признающихся членами этой группы с точки зрения других (американский социолог Р. Мертон).

Социальная группа - это образование из двух или более человек, которые вступают в контакт с определенной целью и считают этот контакт значимым (Ч.Р. Миллс).

Социальные группы, в отличие от массовых общностей, характеризуются:

1) устойчивым взаимодействием, которое способствует прочности и стабильности их существования в пространстве и во времени;

2) относительно высокой степенью сплоченности;

3) отчетливо выраженной однородностью состава, то есть наличием признаков, присущих всем индивидам, входящим в группу;

4) вхождением в более широкие общности в качестве структурных образований.

В зависимости от плотности, формы осуществления связей и составляющих их членов различаются большие ималые , первичные и вторичные социальные группы.

Основным объектом социологических исследований являются малые социальные группы (малая социальная группа может насчитывать от 2 до 15 - 20 человек). Малая социальная группа малочисленна по составу, члены ее объединяются общей деятельностью и находятся в непосредственном, устойчивом, личном общении.

Характерными чертами малой социальной группы являются:

Малочисленный состав;

Пространственная близость ее членов;

Длительность существования;

Общность групповых ценностей, норм и образцов поведения;

Добровольность вступления в группу;

Неформальный контроль за поведением членов.

Типология малых групп.

В настоящее время известно около пятидесяти различных оснований классификации малых групп.

По уровню группового сознания различают следующие виды групп (по Л.И. Уманскому):

1. Группа-конгломерат - группа еще не осознавшая единой цели своей деятельности (аналогичны этому понятия диффузная или номинальная группы);

2. Группа-ассоциация , имеющая общую цель; все остальные признаки (подготовленность, организационное и психологическое единство) отсутствуют;

3. Группа-кооперация , характеризующаяся единством целей и деятельности, наличием группового опыта и подготовленности;

4. Группа-корпорация , которую выше кооперации ставит наличие организационного и психологического единства (иногда такую группу называют автономной). Для корпорации характерно проявление группового эгоизма (противопоставление себя другим группам, личностям, обществу) и индивидуализма вплоть до асоциальности (например, банда);


5. Коллектив - группа, отличающаяся наиболее высоким уровнем социального развития, целями и принципами гуманизма;

6. Гомфотерный (букв. «сбитый») коллектив , в котором ко всем прочим качествам добавляется психофизиологическая совместимость (например, экипаж космического корабля).

Формальной группе присущи следующие черты: ясная и рациональная цель, определенные функции, основанная на иерархии структура, предполагающая наличие должностей, прав и обязанностей, определенных соответствующими правилами, формальные отношения между людьми обусловлены непосредственно их должностным положением, а не их личными качествами.

У неформальной группы (соседи, компании в быту или на работе и т. д.), которая чаще всего объединяет от 2 до 30 лиц, отсутствуют фиксированные цели и должности, структура отношений и нормы взаимоотношений определяются непосредственно личными качествами людей; в ней нет ясно регулируемых правил членства, вступления и выхода из группы; члены неформальной группы хорошо знают друг друга, часто видятся, встречаются и находятся в отношениях доверия, но не кровного родства.

Формальная группа со своей стороны может быть как официальной (предприятие, бригада, профсоюзные, общественные или государственные организации и др.), так и не признанной официальной структурой, т. е. неофициальной (тайная организация, нелегальная группа и т. д.). Следовательно, не каждая формальная группа является официальной, и потому не следует употреблять как однозначные термины «формальная», «официальная» (соответственно «неформальная», «неофициальная») группа.

Рассмотренное нами деление на группы несет в себе некоторый элемент относительности; с одной стороны, неформальная группа может превращаться в формальную, например, друзья основывают организацию; с другой стороны, группа может быть одновременно и формальной и неформальной, как, например, школьный класс.

Референтная группа . Этим термином обозначают ту группу (реальную или воображаемую), система ценностей и норм которой выступает для индивида своеобразным эталоном. Человек всегда (вольно или невольно) соотносит свои намерения и поступки с тем, как могут их оценить те, чьим мнением он дорожит, независимо от того, наблюдают они за ним реально или только в его воображении.

Референтной может быть группа:

К которой индивид принадлежит в данный момент;

Членом которой он был прежде;

К которой он хотел бы принадлежать.

Персонифицированные образы людей, составляющих референтную группу, образуют «внутреннюю аудиторию», на которую человек и ориентируется в своих помыслах и поступках.

По времени существования выделяются группы временные, в рамках которых объединение участников ограничено во времени (например, участники конференции, туристы в составе туристической группы) и стабильные , относительное постоянство существования которых определяется их предназначение и долговременными принципами функционирования (семья, сотрудники отдела, студенты одной группы).

Малые группы являются частью непосредственной социальной среды, в которой осуществляется ежедневная жизнедеятельность человека и которая в значительной степени детерминирует его социальное поведение, определяет конкретные мотивы его деятельности, влияет на формирование его личности.

Разновидностью малых социальных групп являются первичные группы (термин был введен в социологию Ч. Кули). Отличительным признаком этих групп, по Кули, является непосредственный, интимный, межличностный контакт ее членов, который характеризуется высоким уровнем эмоциональности.

Через эти группы индивиды получают первый опыт социального единства (примером первичных социальных групп являются семья, студенческая группа, группа друзей, спортивная команда). Через первичную группу осуществляется социализация индивидов, освоение ими образцов поведения, социальных норм, ценностей и идеалов.

Вторичная группа образуется из людей, между которыми сложились лишь незначительные эмоциональные отношения. Их взаимодействие подчинено лишь достижению определенных целей. В этих группах индивидуально неповторимые черты личности не имеют значения, а больше ценится умение выполнять определенные функции.

Основным типом вторичной социальной группы является большая социальная группа, сформированная для достижения определенных целей, - организация (политическая, производительная, религиозная и т. д.).

Итак, вторичные группы:

Обычно весьма значительны по размерам;

Возникают для достижения определенной цели;

В них поддерживаются формальные отношения;

Отношения ограничены (представлены контактами).

Типы первичных и вторичных групп представлены в таблице.

Таблица 1 - Типы первичных и вторичных групп

Большие социальные группы - общности людей, отличающиеся от малых групп наличием слабых постоянных контактов между всеми их представителями, но объединенные не меньше и потому оказывающие существенное влияние на общественную жизнь.

Большая социальная группа - это количественно не ограниченная социальная общность, имеющая устойчивые ценности, нормы поведения и социально-регулятивные механизмы (партии, этнические группы, производственно-отраслевые и общественные организации).

К большим социальным группам можно отнести:

- этнические общности (расы, нации, народности, племена);

- социально-территориальные общности (совокупности людей, постоянно проживающих на определенной территории, обладающих сходным образом жизни). Они формируются на основе социально-территориальных различий;

- социально-демографические общности (общности, выделяемые по половозрастным признакам);

- социальные классы и социальные слои (совокупности людей, имеющих общие социальные признаки и выполняющих сходные функции в системе общественного разделения труда.

Одной из общих форм социального взаимодействия выступает социальная группа, в которой поведение и социальный статус каждого члена в ощутимой степени обусловлен деятельностью и существованием других членов.

Мертон определяет группу как совокупность людей, которые определенным образом взаимодействуют друг с другом, осознают свою принадлежность к данной группе и воспринимаются ее членами с точки зрения других людей. Группа имеет свою идентичность с точки зрения посторонних.

Первичные группы состоят из небольшого числа людей, между которыми имеются устойчивые эмоциональные отношения, личные взаимосвязи, основанные на их индивидуальных особенностях. Вторичные группы образуются из людей, между которыми почти отсутствуют эмоциональные отношения, их взаимодействие обусловлено стремлением к достижению определенных целей, их социальные роли, деловые отношения и способы коммуникации четко определены. В критических и аварийных ситуациях люди отдают предпочтение первичной группе, проявляют преданность членам первичной группы.

Люди вступают в группы по ряду причин. Группа выступает:

  • как средство биологического выживания;
  • как средство социализации и формирования психики человека (одна из основных функций группы - функция социализации);
  • как способ выполнения определенной работы, которую невозможно выполнить одному человеку (инструментальная функция группы);
  • как средство удовлетворения потребности человека в общении, в ласковом и доброжелательном отношении к себе, в получении социального одобрения, уважения, признания, доверия (экспрессивная функция группы);
  • как средство ослабления неприятных чувств страха, тревоги (поддерживающая функция группы);
  • как источник норм поведения, социальных установок и ценностных ориентации человека (нормативная функция группы);
  • как источник эталона, с помощью которого человек может оценить себя и других людей (сравнительная функция группы) я как средство информационного, материального и прочего обмена.

«Совокупность индивидов, находящихся в психическом взаимодействии, составляет социальную группу, и это взаимодействие сводится к обмену различными представлениями, чувствами, хотениями, психическими переживаниями» (П. Сорокин).

Выделяют несколько разновидностей групп:

  1. условные и реальные;
  2. постоянные и временные;
  3. большие и малые.

Условные группы людей объединяются по определенному признаку (пол, возраст, профессия и т. п.). Реальные личности, включенные в такую группу, не имеют прямых межличностных отношений, могут не знать ничего друг о друге, даже никогда не встречаться друг с другом.

Реальные группы людей, реально существующие как общности в определенном пространстве и времени, характеризуются тем, что ее члены связаны между собой объективными взаимоотношениями. Реальные человеческие группы различаются по величине, внешней и внутренней организации, назначению и общественному значению. Контактная группа объединяет людей, имеющих общие цели и интересы в той или иной области жизни и деятельности. Малая группа - это достаточно устойчивое объединение людей, связанных взаимными контактами.

Малая группа - немногочисленная группа людей (от 3 до 15 человек), которые объединены общей социальной деятельностью, находятся в непосредственном общении, способствуют возникновению эмоциональных отношений, выработке групповых норм и развитию групповых процессов.

При большом количестве людей группа, как правило, разбивается на подгруппы. Отличительные признаки малой группы: пространственное и временное соприсутствие людей. Это соприсутствие людей дает возможность контактов, которые включают интерактивные, информационные, перцептивные аспекты общения и взаимодействия. Перцептивные аспекты позволяют человеку воспринимать индивидуальность всех других людей в группе, и только в этом случае можно говорить о малой группе.

Взаимодействие - активность каждого, это одновременно стимул и реакция на всех остальных.

Совместная деятельность подразумевает наличие постоянной цели. Реализация общей цели как некоего предвосхищаемого результата какой-либо деятельности способствует в некотором смысле реализации потребностей каждого и в то же время соответствует общим потребностям. Цель как прообраз результата и начальный момент совместной деятельности определяет динамику функционирования малой группы. Можно выделить три рода целей:

  1. ближние перспективы, цели, которые быстро во времени реализуются и выражают потребности этой группы;
  2. вторичные цели более длительны во времени и выводят группу на интересы вторичного коллектива (интересы предприятия или школы в целом);
  3. дальние перспективы объединяют первичную группу с проблемами функционирования социального целого.

Общественно-ценное содержание совместной деятельности должно стать личностно значимым для каждого члена группы. Важна не столько объективная цель группы, сколько ее образ, т. е. как она воспринимается членами группы. Цели, характеристики совместной деятельности «цементируют» группу в одно целое, определяют внешнюю формально-целевую структуру группы.

Предусмотрено наличие в группе организующего начала. Оно может быть персонифицировано в ком-либо из членов группы (в лидере, руководителе), а может не быть, но это не означает, что нет организующего начала. Просто в этом случае функция руководства распределена между членами группы, и лидерство носит ситуативно-специфический характер (в определенной ситуации человек, более продвинутый в данной сфере, нежели другие, принимает на себя функции лидера).

Разделение и дифференциация персональных ролей (разделение и кооперация труда, властное разделение, т. е. активность членов группы не является однородной, они вносят свой, разный вклад в совместную деятельность, играют разные роли).

Наличие эмоциональных отношений между членами группы, которые влияют на групповую активность, могут приводить к разделению группы на подгруппы, формируют внутреннюю структуру межличностных отношений в группе.

Выработка специфической групповой культуры - нормы, правила, стандарты жизни, поведения, определяющие ожидания членов группы по отношению друг к другу и обусловливающие групповую динамику. Эти нормы - важнейший признак групповой целостности. О сформировавшейся норме можно говорить, если она детерминирует поведение большинства членов группы, несмотря на все различия членов группы. Отклонение от групповых стандартов, норм, как правило, позволяется только лидеру.

Группа имеет следующие психологические характеристики: групповые интересы, групповые потребности и т. д. (рис. 9).

Группе присущи следующие общие закономерности:

  1. группа неизбежно будет структурироваться;
  2. группа развивается (прогресс либо регресс, но динамические процессы в группе происходят);
  3. флуктуация - изменение места человека в группе может происходить неоднократно.

По психологическим характеристикам различают:

  1. группы членства;
  2. референтные группы (эталонные), нормы и правила которых служат для личности образцом.

Референтные группы могут быть реальные или воображаемые, позитивные или негативные, могут совпадать или не совпадать с членством, но они выполняют:

  1. функцию социального сравнения, поскольку референтная группа - источник положительных и негативных образцов;
  2. нормативную функцию, т. к. референтная группа - источник норм, правил, к которым человек стремится приобщиться.

По характеру и формам организации деятельности выделяют следующие уровни развития контактных групп (табл. 5).


Неорганизованные (номинальные группы, конгломераты) или случайно организованные группы (зрители в кино, случайные члены экскурсионных групп и т. п.) характеризуются добровольным временным объединением людей на основе сходства интересов или общности пространства.

Ассоциация - группа, в которой взаимоотношения опосредуются только личностно значимыми целями (группа друзей, приятелей).

Кооперация - группа, отличающаяся реально действующей организационной структурой, межличностные отношения носят деловой характер, подчиненный достижению требуемого результата в выполнении конкретной задачи в определенном виде деятельности.

Корпорация - это группа, объединенная только внутренними целями, не выходящими за ее рамки, стремящаяся осуществить свои корпоративные цели любой ценой, в том числе и за счет других групп. Иногда корпоративный дух может иметь место в трудовых или учебных группах, когда группа приобретает черты группового эгоизма.

Коллектив - устойчивая во времени организационная группа взаимодействующих людей со специфическими органами управления, объединенных целями совместной общественно-полезной деятельности и сложной динамикой формальных (деловых) и неформальных взаимоотношений между членами группы.

Таким образом, реальные человеческие группы отличаются по величине, внешней и внутренней организации, назначению и общественному значению. По мере увеличения размера группы возрастает роль ее лидера.

Взаимозависимость сторон, участников группы в процессе взаимодействия может быть равной или одна из сторон может сильнее влиять на другую. Следовательно можно выделить одно - и двустороннюю интеракцию. Интеракция может охватывать как все сферы человеческой жизнедеятельности - тотальная интеракция, так и только какую-то одну специфическую форму или сектор деятельности. В независимых секторах люди могут не оказывать никакого влияния друг на друга.

Направление взаимоотношений может быть солидарным, антагонистичным или смешанным. При солидарной интеракции стремления и усилия сторон совпадают. Если желания и усилия сторон находятся в конфликте, то это антагонистическая форма интеракции, если они совпадают только отчасти - это смешанный тип направления взаимодействия.

Можно выделить организованные и неорганизованные взаимодействия. Интеракция организована, если отношения сторон, их действия сложились в определенную структуру прав, обязанностей, функций и опираются на некую систему ценностей.

Неорганизованные интеракции - когда отношения и ценности находятся в аморфном состоянии, поэтому права, обязанности, функции, социальные позиции не определены.

Сорокин, комбинируя различные интеракции, выделяет следующие разновидности социального взаимодействия:

  • организованно-антагонистическая система интеракции, основанная на принуждении;
  • организованно-солидарная система интеракции, основанная на добровольном членстве;
  • организованно-смешанная, солидарно-антагонистическая система, которая частично управляется принуждением, а частично - добровольной поддержкой устоявшейся системы взаимоотношений и ценностей.

«Большинство организованных социально-интерактивных систем, от семьи до церкви и государства, - отмечает Сорокин, - принадлежит к типу организованно-смешанных. А также могут быть неорганизованно-антагонистический; неорганизованно-солидарный; неорганизованно-смешанный тип интеракций».

В длительно существующих организованных группах Сорокин выделял 3 типа взаимоотношений:

  • семейный тип (интеракции тотальны, экстенсивны, интенсивны, солидарны по направлению и продолжительны, внутреннее единство членов группы);
  • договорный тип (ограниченность времени действия сторон, взаимодействующих в рамках договорного сектора, солидарность отношений эгоистична и направлена на получение взаимной выгоды, удовольствия или даже на получение «как можно большего за меньшее», при этом другая сторона рассматривается не как союзник, а как некий «инструмент», который может оказать услугу, принести прибыль и т. п.);
  • принудительный тип (антагонизм отношений, различные формы принуждения: психологическое принуждение, экономическое, физическое, идеологическое, военное).

Переход от одного типа к другому может происходить плавно или непредсказуемо. Часто наблюдаются смешанные типы социальных взаимодействий: частично договорные, семейные, принудительные.

Сорокин подчеркивает, что социальные взаимодействия выступают как социокультурные:

  • одновременно протекают 3 процесса - взаимодействие норм, ценностей, стандартов, содержащихся в сознании человека и группы;
  • взаимодействие конкретных людей и групп;
  • взаимодействие материализованных ценностей общественной жизни.

В зависимости от объединяющих ценностей можно выделить:

  • односторонние группы, построенные на одном ряде основных ценностей (биосоциальные группы: расовые, половые, возрастные; социокультурные группы: род, языковая группа, религиозная группа, профессиональный союз, политический или научный союз);
  • многосторонние группы, построенные вокруг комбинации нескольких рядов ценностей: семья, община, нация, социальный класс.

Можно провести классификацию групп с точки зрения специфики распространения информации и организации взаимодействия между членами группы.

Итак, пирамидальная группа является:

  1. системой закрытого типа;
  2. построена иерархически, т. е. чем выше место, тем выше права и влияние;
  3. информация идет в основном по вертикали, снизу вверх (отчеты) и сверху вниз (приказы);
  4. каждый человек знает свое жесткое место;
  5. в группе ценятся традиции;
  6. руководитель этой группы должен заботиться о подчиненных, взамен они беспрекословно подчиняются;
  7. такие группы встречаются в армии, в налаженном производстве, а также в экстремальных ситуациях.

Случайная группа, где каждый принимает решения самостоятельно, люди относительно независимы, двигаются в разные стороны, но что-то их объединяет. Такие группы встречаются в творческих коллективах, а также в ситуации рыночной неопределенности, типичны для новых коммерческих структур.

Открытая группа, где каждый имеет право на инициативу, все вместе открыто обсуждают вопросы. Главное для них - общее дело. Свободно происходит смена ролей, присуща эмоциональная открытость, уcиливaeтcя неформальное общение людей.

Группа синхронного типа, когда все люди находятся в разных местах, но все двигаются в одном направлении, так как все знают, что надо делать, у всех один образ, одна модель, и хотя каждый двигается сам, но все синхронно в одном направлении, даже без обсуждения и согласования. Если встречается какое-то препятствие, каждая группа усиливает свою отличительную особенность:

  • пирамидальная - усиливает порядок, дисциплину, контроль;
  • случайная - ее успех зависит от способностей, потенциала каждого из членов группы;
  • открытая - ее успех зависит от умения достигать согласия, вести переговоры, и ее руководитель должен обладать высокими коммуникативными качествами, уметь слушать, понять, согласовать;
  • синхронная - ее успех зависит от таланта, авторитета «пророка», который убедил, повел за собой людей, и люди беспредельно верят и подчиняются ему.

Принято считать, что самая оптимальная по численности группа должна насчитывать 7+2 (т. е. 5, 7, 9 человек). Известно также, что группа хорошо функционирует, когда в ней нечетное количество людей, так как в четной по количеству могут образоваться две враждующие половины. Коллектив лучше функционирует, если его члены отличаются друг от друга по возрасту и полу. С другой стороны, некоторые психологи, практикующие в области менеджмента, утверждают, что наиболее эффективно действуют группы, в которых работают 12 человек. Дело в том, что группы большой численности плохо управляются, а коллективы из 7-8 человек наиболее конфликтны, так как обычно распадаются на две враждующие неформальные подгруппы; при большем же количестве людей конфликты, как правило, сглаживаются.

Конфликтность небольшой группы (если ее не образуют близкие по духу люди) не в последнюю очередь объясняется тем, что в любом трудовом коллективе существуют 8 социальных ролей, и если сотрудников недостаточно, то кому-то приходится играть не только за себя, но и за «того парня », что и создает конфликтную ситуацию. Руководителю коллектива (менеджеру) необходимо хорошо знать эти роли . Это:

  1. координатор, пользующийся уважением и умеющий работать с людьми;
  2. генератор идей, стремящийся докопаться до истины. Воплотить же свои идеи на практике он чаще всего не в состоянии;
  3. энтузиаст, берущийся сам за новое дело и воодушевляющий других;
  4. контролер-аналитик, способный трезво оценить выдвинутую идею. Он исполнителен, но чаще сторонится людей;
  5. искатель выгоды, интересующийся внешней стороной дела. Исполнителен и может быть хорошим посредником между людьми, поскольку обычно он самый популярный член коллектива;
  6. исполнитель, умеющий воплотить идею в жизнь, способен к кропотливой работе, но часто «тонет» в мелочах;
  7. работяга, не стремящийся занять ни чье место;
  8. шлифовщик - он необходим, чтобы не перешли последней черты.

Таким образом, для того чтобы коллектив успешно справлялся с работой, он должен не только состоять из хороших специалистов. Члены этого коллектива как личности должны в своей совокупности соответствовать необходимому набору ролей. И при распределении официальных должностей нужно исходить из пригодности индивидов к выполнению той или иной роли, а не из личных симпатий или антипатий менеджера.

ВВЕДЕНИЕ

Социальная группа - это совокупность людей, которые имеют общий социальный признак и выполняющих общественно необходимую функцию в общей структуре общественного разделения труда и деятельности. Такими признаками могут быть пол, возраст, национальность, раса, профессия, место жительства, доход, власть, образование.

П.А. Сорокин писал: «… вне группы история нам не дает человека. Абсолютно изолированного человека, живущего вне общения с другими людьми, мы не знаем. Нам всегда даны группы». Общество представляет собой совокупность самых разных групп: больших и малых, реальных и номинальных, первичных и вторичных. Группа - это фундамент человеческого общества, поскольку и само оно - одна из таких групп. Поэтому изучение социальных групп, их характеристика и анализ очень актуальны на сегодняшний день.

Цель данной работы - проанализировать и охарактеризовать социальные группы. Для достижения поставленной цели мы считаем необходимым решить следующие задачи:

ь определить понятие социальной группы;

ь предложить классификацию социальных групп;

ь выявить и охарактеризовать формы проявления групповой солидарности;

ь привести характеристику малой группы.

При написании работы мы использованы работы следующих авторов: З.Т. Голенкова, М.М. Акулич, В.Н. Кузнецов, О.Г. Филатова, А.Н. Елсуков, А.Г. Эфендиев, Е.М. Бабосов и другие.

ПОНЯТИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ГРУППЫ. КЛАССИФИКАЦИЯ ГРУПП

Желая повысить эффективность своих действий, человек стремится вступить в сеть отношений, которая, объединяя усилия людей, делает их способными выступать как единое целое - как социальная группа.

З.Т. Голенкова определяет социальную группу как совокупность людей, которые имеют общий социальный признак и выполняют общественно необходимую функцию в общей системе разделения общественного труда и деятельности .

Е.М. Бабосов отмечает, что социальная группа - наиболее общее и специальное понятие социологии, означающее определенную совокупность людей, имеющих общие природные и социальные признаки, объединенных общими интересами, ценностями, нормами и традициями .

С нашей точки зрения, наиболее точным является определение социальной группы, предложенное А.Н. Елсуковым, который считает, что «под группой в строгом значении этого слова следует понимать первичное социальное объединение людей, находящихся в непосредственном (формальном или неформальном) контакте, выполняющих определенные социальные функции и характеризующихся общими целями и интересами» .

В социологической теории различают понятия «группа», «первичная группа» и «малая группа». С тем, чтобы не путаться в терминологических тонкостях, мы эти понятия будем использовать как равнозначные. С точки зрения А.А. и К.А. Радугиных, социальные группы, в отличие от массовых общностей, характеризуются:

· устойчивым взаимодействием, которое способствует прочности и стабильности их существования;

· высокой степенью сплоченности;

· отчетливо выраженной однородностью состава, т. е. наличием признаков, присущих всем членам группы;

· вхождением в более широкие общности в качестве структурных элементов .

Примерами первичных социальных групп могут быть: группы детей детского сада, школьные классы, студенческие группы, группы соседей, приятельский коллектив, спортивная команда, участники спортивной секции, производственная бригада, коллектив цеха или смены, учительский коллектив, работники кафедры или деканата, театральная труппа, члены оркестра, работники подразделов министерств и государственных органов управления, мелкие подразделения силовых структур и т. д.

Большинство этих групповых образований имеют формальный статус и структуру. Здесь есть свои руководители и рядовые члены, есть свои профессиональные функции и роли, совокупность которых и образует структуру группы. Личные симпатии (или антипатии) здесь имеют место, но они являются вторичными по сравнению с должностными обязанностями. Особая сплоченность группы наблюдается в том случае, если ее официальная структура и отношения совпадают с личными симпатиями или, как говорят, формальная и неформальная структуры совпадают.

Наряду с формальными групповыми объединениями существуют и неформальные - это группы по интересам или хобби (охотники, рыболовы, меломаны, болельщики), а также различного рода преступные объединения (банда, мафия, клан).

Положительное значение групповых объединений проявляется в том, что группа не только суммирует возможности и усилия каждого члена, но и приводит их к новому интегральному единству (то, что может сделать группа из 10 человек, не сделают 10 человек в отдельности). Это интегральное единство проявляется в степени сплоченности членов группы, в характере их взаимодействия. Поэтому важным показателем жизнедеятельности группы является ее организованность, т. е. дисциплинированность и согласованность действий каждого члена группы.

Социализирующая роль группы (а речь идет именно о первичной группе) проявляется в ряде факторов:

ь интегрирующей роли;

ь повышении уровня индивидуальной мотивации;

ь защитной роли коллектива.

Группа, как и любой сложный объект, имеет свою структуру и функциональные отношения. Различают формальную и неформальную структуру группы. Первая представляет разделение ролей (функций) внутри группы по предписанным правилам, вторая - чувственно-эмоциональное отношение членов группы друг к другу, их симпатии или антипатии .

Типологию социальных групп можно проводить по нескольким критериям (основаниям). Так, американский социолог Е. Юбэнк выделил семь основных признаков, позволяющих классифицировать социальные группы: 1) этническую или расовую принадлежность; 2) уровень культурного развития; 3) типы структуры группы; 4) задачи и функции, выполняемые группой в более широких общностях; 5) преобладающие типы контактов между членами группы; 6) различные виды связей в группах; 7) другие принципы .

По степени сплоченности различают группы первичные и вторичные.

Первичные группы - группы, в которых люди находятся в непосредственном контакте, связаны личными или деловыми отношениями. В качестве примера таких групп выступают семья, детские коллективы дошкольных учреждений, школьные классы, студенческая группа, учительский коллектив школы, коллектив преподавателей кафедры в вузе, члены спортивной команды, первичное воинское подразделение, производственная бригада. К этой же категории относятся такие группы, как группа друзей, сверстников, близкие соседи, участники садовых товариществ, знакомые друг с другом меломаны. Некоторые из таких групп могут иметь и криминальный характер и именоваться группировками.

Вторичные группы представляют собой более широкие по количественному составу объединения людей. В таких объединениях сохраняются и усложняются связи деловые, формальные, но ослабевают связи личного характера. В этом случае говорят об учащихся школы, студентах факультета или вуза, работниках цеха или завода и т. д.

По формам образования выделяются формальные и неформальные группы.

Формальные группы - такие объединения людей, состав и функции которых регулируются официальными документами: юридическими нормами, уставами, служебными инструкциями, профессиональными требованиями и т. д. Поэтому формальная группа имеет строгую структуру, упорядоченную иерархию, предписанные ролевые функции, регулирующие деятельность ее членов. В этом случае говорят о формальной структуре группы и формальных отношениях между ее членами. Первичная формальная группа представляет собой исходное звено социальной структуры общества.

Неформальные группы возникают стихийно на основе дружеских, доверительных отношений между ее членами. В основном это группы друзей, товарищей, приятелей, которые не только вместе живут, учатся или работают, но и вместе отдыхают, развлекаются, поддерживают друг друга в трудных ситуациях и т. д. Фактором сплочения здесь выступают симпатия, дружба, любовь, чувство привязанности, общие интересы и т. д. Неформальные первичные объединения могут возникать и в рамках формальных групп. Скажем, в студенческой группе или в школьном классе как официальных групповых объединениях, всегда существуют и микрогруппы приятельского или дружеского характера. Гармоничное сочетание формальных и неформальных связей и интересов определяет нормальное и плодотворное функционирование первичного звена социальной структуры.

Иногда неформальные отношения могут превращаться в формальные - это случаи, когда приятельский коллектив преобразуется в жестко организованную группу. Например, неформальные отношения, складывающиеся между лицами криминального поведения, постепенно приобретают характер жестко структурированных образований с четко обозначенными функциями и суровой дисциплиной - это банда, мафия, преступный клан, групповой рэкет и т. д.

Каждый человек может быть членом нескольких формальных и неформальных групп, где он рассматривается как «свой» по месту жительства, учебы или работы. При этом человек не только является членом своей группы, но он может наблюдать и за деятельностью других групп, членом которых он не является, но с ценностями и нормами которых соотносит свои взгляды и поведение. Такие группы называются референтными.

Большую роль в формировании референтных стереотипов играют средства массовой информации, создающие определенный «имидж» как отдельных личностей, так и групповых объединений: спортивных команд, популярных музыкальных коллективов, политических групп и т. д. Причем такие группы могут быть реальными и воображаемыми, придуманными самим человеком как синтез нескольких стереотипов .

В зависимости от количества членов и условий внутригруппового взаимодействия социальные группы делятся на малые, средние и большие.

К малым социальным группам относятся такие объединения людей, в которых все члены находятся в непосредственном контакте друг с другом; как правило, они насчитывают от двух до нескольких десятков человек. К таким группам относятся: семья, компания друзей, соседская общность, школьный класс, студенческая группа, спортивная команда, первичная производственная ячейка (бригада), первичная партийная организация, первичный воинский коллектив (рота, взвод) и т.д. Малая группа, таким образом, выступает как первичная организация людей.

За исключением компании друзей и соседской общности, все эти группы имеют четко обозначенные юридические нормы своей организации, поведения, что не исключает, однако, и неформальные формы взаимоотношений. Сочетание формальных и неформальных норм коллективных взаимоотношений является непременным условием наиболее оптимального функционирования группы как единого социального целого.

По характеру объединения людей в малые группы выделяют следующие их виды: 1) диффузная группа - члены группы вступают в межличностные отношения, которые опосредуются не содержанием групповой деятельности, а только личными симпатиями (приятельский коллектив); 2) ассоциация - члены группы вступают в межличностные отношения, которые опосредуются только лично значимыми целями (например, объединение охотников, рыболовов, нумизматов и т.д.), 3) корпорация - члены группы вступают в межличностные отношения, опосредуемые частно-групповыми интересами; 4) коллектив - члены группы вступают в межличностные отношения, опосредуемые единством личных и общественных интересов.

Социальные группы средних масштабов представляют собой сравнительно устойчивые общности людей, работающих на одном предприятии, являющихся членами каких-либо общественных организаций или проживающих на одной достаточно большой, но ограниченной территории (жители города, района, области). Первый вид можно назвать производственно-организационными группами, второй - территориальными.

Отличительной чертой первого вида социальных групп среднего масштаба является наличие той или иной программы, плана совместного действия, в осуществление которых включены все члены группы. В такой группе состав индивидов, структура и содержание их совместной деятельности, межличностные отношения, особенности организации определяются целями, во имя которых она создается и функционирует. В ней четко обозначены система управления, способы принятия и осуществления решений и санкций, формализованных коммуникаций. В отличие от этого, второй вид таких групп - территориальные объединения - являются спонтанными групповыми формированиями, объединяющими людей только по признаку их местожительства.

К большим социальным группам относят устойчивые совокупности значительного количества людей, действующие совместно в социально значимых ситуациях и функционирующие в масштабах страны (государства) или их объединений. К ним можно отнести классы, социальные слои, профессиональные группы, этнические объединения (народность, нация, раса) или демографические объединения (группы мужчин, женщин, молодежи, пенсионеров и т.д.). Принадлежность индивидов к данной разновидности социальных групп определяется на основе определенной совокупности социально значимых признаков - классовая принадлежность, содержание и характер крупномасштабной социальной деятельности, демографические показатели, принадлежность к основным религиозным конфессиям и т.д. Члены этих групп, в силу их многочисленности, могут быть разъединены во времени и в пространстве и не вступать в непосредственное общение друг с другом, но, тем не менее, в силу ряда объединяющих факторов, они составляют именно групповую общность. Особое значение имеют те признаки, которые придают группе классовый характер .

Таким образом, группа - это такое объединение людей, в рамках которого проходит общественно-производственная деятельность людей, это исходная единица организационной структуры общества. Слаженное функционирование групп определяет гармоничное функционирование коллектива предприятия, организации, учреждения и общества в целом. Первичные группы и их системы определяют исходные элементы социальной структуры. При этом они и сами обладают своей собственной структурой и динамикой. Изучение этой структуры представляет собой начальный этап изучения строения и функционирования общества в целом.

Лекция:


Социальные группы


Социальные группы являются одним из элементов социальной структуры общества. Социальными группами называются объединения людей, связанные между собой общими признаками (пол, возраст, национальность, профессия, доход, власть, образование и многие другие), интересами, целями, деятельностью. Социальных групп на Земле больше, чем индивидов, потому что один и тот же индивид включён в несколько групп. Питирим Сорокин отмечал, что история не даёт нам человека вне группы. Действительно, с самого рождения человек находится в группе – семье, члены которой связаны кровно-родственными отношениями и общностью быта. Круг групп расширяется по мере взросления, появляются дворовые друзья, школьный класс, спортивная команда, трудовой коллектив, партия и прочие. Социальной группе характерны такие признаки, как внутренняя организация, общая цель, совместная деятельность, правила и нормы, интеракция (активное общение).

В социологии наряду с термином социальная группа применяется термин социальная общность. Оба термина характеризуют объединение людей, но понятие общность шире. Общность – это объединение различных совокупностей людей по какому - либо признаку или жизненным обстоятельствам. Основное отличие общности от группы заключается в том, что между членами общности отсутствует устойчивая и повторяющаяся связь, которая есть в группе. Примеры социальной общности: мужчины, дети, студенты, россияне и т. д.

Переходное положение между социальной общностью и социальной группой занимает квазигруппа – это неустойчивая кратковременная общность людей, носящая случайный характер. Примерами квазигрупп являются концертная аудитория, толпа.


Виды социальных групп

Социальные группы

Виды

Признаки

Примеры

1.
Первичные
Непосредственные личные контакты, эмоциональная вовлечённость, солидарность, чувство "мы", ценятся индивидуальные качества
Семья, школьный класс, друзья
Вторичные
Опосредованные предметные контакты, отсутствие эмоциональных отношений, ценятся способности выполнять определённые функции
Профессиональные, территориальные, демографические группы, партийные электораты

2.

Большие

Большая численность

Нации, возрастные группы, профессиональные группы

Малые

Небольшая численность

Семья, школьный класс, спортивная команда, трудовой коллектив

3.


Формальные

Возникают по инициативе администрации, поведение членов группы определяется должностными инструкциями

Партия, трудовой коллектив

Неформальные

Создаются спонтанно, поведение членов группы не регламентировано
4. Референтная Реальная или воображаемая значимая группа, с которой человек отождествляет себя и на которую ориентируется Политическая партия, конфессия
Нереферентная Реальная группа, имеющая малую ценность для человека, который обучается или трудится в ней Школьный класс, спортивная секция, трудовой коллектив

5.




Профессиональные

Совместная профессиональная деятельность

Врачи, юристы, программисты, агрономы, ветеринары

Этнические

Общая история, культура, язык, территория

Русские, французы, немцы

Демографические

Пол, возраст

Мужчины, женщины, дети, старики

Конфессиональные

Общая религия

Мусульмане, христиане, буддисты

Территориальные

Общая территория проживания, единство условий жизнедеятельности

Горожане, селяне, провинциалы

Функции социальных групп


Американский социолог Нил Смелзер выделил четыре общественно значимые функции социальных группы:

1. Функция социализации человека является самой главной. Только в группе человек становится человеком и обретает социокультурную сущность. В процессе социализации человек осваивает знания, ценности, нормы. Социализация тесно связана с образованием и воспитанием. Образование человек получает в школе, колледже или ВУЗе, а воспитание преимущественно в семье.

2. Инструментальная функция заключается в осуществлении совместной деятельности. Коллективный труд в группе имеет важное значение для развития человека и общества, потому что многого человек не способен сделать в одиночку. Участвуя в группе, человек приобретает материальные средства и самореализуется.

3. Экспрессивная функция группы заключается в удовлетворении потребностей человека в уважении, любви, заботе, одобрении, доверии. Общение с членами группы доставляет человеку радость.

4. Поддерживающая функция проявляется в желании людей объединяться в сложных и проблемных жизненных ситуациях. Ощущение групповой поддержки помогает человеку ослабить неприятные чувства.

Проблема группы является одной из важнейших не только для социальной психологии, но и для многих общественных наук. В настоящее время в мире насчитывается около 20 миллионов различных формальных и неформальных групп. В группах реально представлены общественные отношения, которые проявляются в ходе взаимодействия их членов между собой и с представителями других групп. Что же такое группа? Ответ на такой внешне простой вопрос требует различения двух аспектов в понимании группы: социологического и социально-психологического.

В первом случае под группой понимается любое множество людей, объединенных по различным (произвольным) основаниям. Такой подход, назовем его объективным, характерен, в первую очередь, для социологии. Здесь для выделения той или иной группы важно наличие объективного критерия, позволяющего дифференцировать людей по тем или иным основаниям для определения их принадлежности к определенной группе (например, мужчины и женщины, учителя, врачи и т.п.).

Во втором случае под груп­пой понимается реально существующее образование, в котором люди собраны вместе, объединены каким-то общим признаком, разновидностью совместной деятельности или помещены в какие-то идентичные условия, обстоятельства, определенным образом осознают свою принадлежность к этому образованию. Именно в рамках этого второго толкования имеет по преиму­ществу дело с группами социальная психология.

Для социально-психологического подхода крайне важно установить, что же значит для человека группа в психологическом плане; ка­кие ее характеристики значимы для личности, входящей в нее. Груп­па здесь выступает как реальная социальная ячейка общества, как фактор формирования личности. Причем влияние разных групп на одного и того же человека неодинаково. Поэтому при рассмотрении проблемы группы нужно учитывать не только формальную принадлежность человека к определенной категории людей, но и степень психологического принятия и причисления им себя к этой категории.

Назовем основные характеристики, отличающие группу от случайного скопления людей:

Относительно длительное существование группы;

Наличие общих целей, мотивов, норм, ценностей;

Наличие и развитие групповой структуры;

Осознание принадлежности к группе, наличие «мы-чувства» у ее членов;

Наличие определенного качества взаимодействия между людьми, составляющими группу.

Таким образом, социальная группа – устойчивая организованная общность, объединенная общими интересами, социально значимыми целями, совместной деятельностью и соответствующей внутригрупповой организацией, обеспечивающей достижение этих целей.

Классификация групп в социальной психологии может производиться по различным основаниям. В качестве данных оснований могут выступать: уровень куль­турного развития; тип структуры; задачи и функции группы; преобладаю­щий тип контактов в группе; время существования группы; принципы ее формирования, принципы доступности членства в ней; количество членов группы; уровень развития межличностных отношений и многие другие. Один из вариантов классификации групп, изучаемых в социальной психологии, приведен на рис. 2.

Рис. 2. Классификация групп

Как мы видим, классификация групп здесь задана в дихотомической шкале, предполагающей выделение групп по нескольким, различающимся между собой основаниям.

1. По наличию взаимоотношений между членами группы: условные – реальные группы.

Условные группы – это искусственно выделяемые исследователем объединения людей по какому-то объективному признаку. Эти люди, как правило, не имеют общей цели и не взаимодействуют между собой.

Реальные группы – действительно существующие объединения людей. Они характеризуются тем, что ее члены связаны между собой объективными взаимоотношениями.

2. Лабораторные – естественные группы.

Лабораторные группы – специально создаваемые группы для выполнения заданий в экспериментальных условиях и экспериментальной проверки научных гипотез.

Естественные группы – группы, функционирующие в реальных жизненных ситуациях, образование которых происходит независимо от желания экспериментатора.

3. По количеству членов группы: большие – малые группы.

Большие группы – количественно неограниченные общности людей, выделяемые на основе различных социальных признаков (демографических, классовых, национальных, партийных). По отношению к неорганизованным, стихийно возникшимгруппам сам термин «группа» весьма условен. К организованным, длительно сущест­вующим группам относятся нации, партии, общественные движения, клубы и т.п.

Под ма­лой группой понимается немногочисленная по составу группа, члены которой объединены общей социальной деятельностью и находятся в непосредственном личном общении, что является ос­новой для возникновения эмоциональных отношений, групповых норм и групповых процессов (Г.М. Андреева).

Промежуточное положение между большими и малыми группами занимают, т.н. средние группы. Обладая некоторыми признаками больших групп, средние группы отличаются территориальной локализацией, возможностью непосредственного общения (коллектив завода, предприятия, вуза и т.п.).

4. По уровню развития: становящиеся – высокоразвитые группы.

Становящиеся группы – группы, уже заданные внешними требованиями, но еще не сплоченные совмест­ной деятельностью в полном смысле этого слова.

Высокоразвитые группы – это группы, характеризующиеся сложившейся структурой взаимодействия, сформировавшимися деловыми и личными взаимоотношениями, наличием признанных лидеров, эффективной совместной деятельностью.

Выделяются следующие группы по уровню их развития (Петровский А.В.):

Диффузные – группы на начальном этапе своего развития, общность, в которой люди только соприсутствуют, т.е. их не объединяет совместная деятельность;

Ассоциация – группа, в которой взаимоотношения опосредствуются только личностно значимыми целями (группа друзей, приятели);

- кооперация – группа, отличающаяся реально действующей организационной структурой, межличностные отношения носят деловой характер, подчиненный достижению требуемого результата в выполнении конкретной задачи в определенном виде деятельности;

- корпорация – это группа, объединенная только внутренними целями, не выходящими за ее рамки, стремящаяся осуществить свои групповые цели любой ценой, в том числе и за счет других групп. Иногда корпоративный дух может приобретать черты группового эгоизма;

- коллектив – высокоразвитая, устойчивая во времени группа взаимодействующих людей, объединенных целями совместной общественно-полезной деятельности, отличающаяся высоким уровнем взаимопонимания друг друга, а также сложной динамикой формальных и неформальных взаимоотношений между членами группы.

5. По характеру взаимодействия: первичные – вторичные группы.

Впервые выделение первичных групп было предложено Ч. Кули, который причислял к ним такие группы, как семья, группа друзей, группа ближайших соседей. Позднее Кули предло­жил определенный признак, который позволил бы определить су­щественную характеристику первичных групп - непосредствен­ность контактов. Но при выделении такого признака первичные группы стали отождествлять с малыми группами, и тогда класси­фикация утратила свой смысл. Если признак малых групп - их контактность, то нецелесообразно внутри них выделять еще ка­кие-то особые группы, где специфическим признаком будет эта самая контактность. Поэтому по традиции сохраняется деление на первичные и вторичные группы (вторичные в этом случае те, где нет непосредственных контактов, а для общения между членами используются различные «посредники» в виде средств связи, на­пример), но по существу исследуются в дальнейшем именно пер­вичные группы, так как только они удовлетворяют критерию ма­лой группы.

6. По форме организации: формальные и неформальные группы.

Формальной называется группа, возникновение которой обусловлено необходимостью реализации определенных целей и задач, стоящих перед организацией, в которую включена группа. Формальная группа отличается тем, что в ней четко заданы все позиции ее членов, они предписаны групповыми нормами. В ней также строго распределены и роли всех членов группы в системе подчинения так называемой структуре власти: представ­ление об отношениях по вертикали как отношениях, определен­ных системой ролей и статусов. Примером формальной группы является любая группа, созданная в условиях какой-то конкрет­ной деятельности: рабочая бригада, школьный класс, спортивная команда и т.д.

Неформальные группы складываются и возникают стихийно как в рамках формальных групп, так и вне их, как результат взаимных психологических предпочтений. В них нет внешне заданной системы и иерархии статусов, предписанности ролей, заданной системы взаимоотношений по вертикали. Однако в неформальной группе существуют свои групповые эталоны приемлемого и неприемлемого поведения, а также неформальные лидеры. Неформальная группа может создаваться внутри формальной, когда, например, в школь­ном классе возникают группировки, состоящие из близких дру­зей, объединенных каким-то общим интересом. Таким образом, внутри формальной группы переплетаются две структуры отноше­ний.

Но неформальная группа может возникать и сама по себе, вне организованных групп: люди, случайно объединившиеся для игр в футбол, волейбол где-нибудь на пляже или во дворе дома. Иногда в рамках такой группы (скажем, в группе туристов, отпра­вившихся в поход на один день), несмотря на ее неформальный характер, возникает совместная деятельность, и тогда группа при­обретает некоторые черты формальной группы: в ней выделяются определенные, хотя и кратковременные, позиции и роли.

В реальной действительности очень трудно вычленить строго формальные и строго неформальные груп­пы, особенно в тех случаях, когда неформальные группы возника­ли в рамках формальных. Поэтому в социальной психологии родились предложения, снимающие эту дихотомию. С одной стороны, были введены по­нятия формальная и неформальная структуры группы (или струк­туры формальных и неформальных отношений), и различаться стали не группы, а тип, характер отношений внутри них. С другой стороны, было введено более радикальное различие понятий «группа» и «орга­низация» (хотя достаточно четкого различения этих понятий не существует, так как всякая формальная группа в отличие от неформальной обладает чертами организации).

7. По степени психологического принятия со стороны личности: группы член­ства и референтные группы.

Данная классификация была введена Г. Хайменом, кото­рому принадлежит открытие самого феномена «референтной груп­пы». В экспериментах Хаймена было показано, что часть членов определенных малых групп (в данном случае это были студенчес­кие группы) разделяет нормы поведения, принятые отнюдь не в этой группе, а в какой-то иной, на которую они ориентируются. Такие группы, в которые индивиды не включены реально, но нор­мы которых они принимают, Хаймен назвал референтными груп­пами.

Дж. Келли выделил две функции референтной группы:

Сравнительная функция – состоит в том, что принятые в группе стандарты поведения, ценности выступают для личности в качестве своеобразных «систем отсчета», на которые она ориентируется в своих решениях и оценках;

Нормативная функция – позволяет человеку выяснить, в какой мере ее поведение соответствует нормам группы.

В настоящее время под референтной группой понимается группа людей, в чем-то значимых для индивида, к которой он себя добровольно причисляет или членом которой хотел бы стать, выступающая для него как групповой эталон индивидуальных ценностей, суждений, поступков, норм и правил поведения.

Референтная группа может быть реальной или воображаемой, позитивной или негативной, может совпадать или не совпадать с группой членства.

Группа членства – это группа, реальным участником которой является данная личность. Группа членства может иметь в большей или меньшей степени свойства референтности для ее членов.

Похожие статьи