Музейные истории. «Духи в граненом хрустале…. Игра слов. Метонимия Янтарь на трубках цареграда фарфор

"И, чувств изнеженных отрада ,

духи в граненом хрустале..."

А. С. Пушкин, «Евгений Онегин»

LA NUIT de Paco Rabanne

Знаменитый кутюрье-авангардист современной моды Пако Рабан не нуждается в представлении. Его экстравагантные наряды, выполненные из пластика, бумаги и металла давно покорили подиумы Парижа. Известно, что мэтр серьезно увлекается древней наукой - Алхимией. Свои тайные интересы маэстро постоянно воплощает в парфюмерной продукции.

Уникальное парфюмерное творение Пако - LA NUIT (ночь) , давно снятый с производства, парфюмерный шедевр мастера.

Известный парфюмерный критик Лука Турин так описывает этот аромат в своей книге:


Сложный цветочно-анималистический шипр, созданный в 1985 году Jean Guichard. Продолжает лучшие традиции высокой парфюмерии прежних лет.
Верхние ноты: бергамот, лимон, танжерин, мирт, кардамон, артемизия. базилик
Ноты сердца: жасмин, роза, перец, персик, мед
Базовые ноты: кедр, кожа, пачули, дубовый мох, цибетин, мускус.
Один из самых красивых (и, к сожалению, снятых с производства!) шипров. Кто сказал, что 80-ые - это «все о» пронзительных Giorgio или Amarige?!... Но «скромный» - это так же и не о La Nuit: он - это медовая кожаная красота, заключенная в парфюме, интенсивно чувственная, эротическая, животная. Но вместо того, чтобы «ударять» нас по голове своей сексуальностью, его глубокий голос, завораживая и подталкивая, шепчет нам на ухо греховные «а ну-ка…», и у нас, возможно, нет другого выбора, кроме как сдаться.
Первое, что слышится при нанесении этого парфюма: индольные цветы и специи - цельный сексуальный цветочный шипр, но это длится не более 15-20 минут, а затем начинается настоящее веселье. С этого момента появляются медовая древесность (сандал), кожа, пачули, и какие-то другие запахи типа кремового бензоина или корня Costus - то, что превращает обычную пряную сухость шипра в маслянистую мягкость. В базе La Nuit искусно соединены темная ваниль, персик, слива, табак, кожа, цибетин, масло корня Costus - чувственное переплетение этих компонентов так сверхъестественно напоминает ароматы человеческой кожи и волос.

Превращения парфюма из сложного шипрового в,скорее, анималистический, заставляет нас вспомнить о несколько комическом образе из фильма о Джеймсе Бонде. Представьте себе, как некая femme fatale заманивает какого-нибудь несчастного парня в комнату, и до того, как тот начинает понимать, что происходит, дым поглощает их, застилая его глаза, и позволяя плохой девочке поступать с парнем по ее собственному усмотрению: это заключительный акт La Nuit. Это «все о» La Nuit - «парфюме, созданном плотью»…..*

.

Мой взгляд на эту неординарную композицию перевернул фильм «Орландо» с прекрасной Тилдой Суинтон, которой пришлось сыграть вечно молодого аристократа-андрогина и его необыкновенное превращение в великолепную женщину.
И действительно, идея духов LA NUIT отбрасывает нас к той последней Ночи бытия, когда Свет еще не разделил алхимический сплав человечества на мужской и женский пол, когда люди жили в полнейшей гармонии со своим женским и мужским началом, когда их самодостаточность не зависела от обстоятельств.

Мужское начало в парфюме представлено брутальными нотами дорогой кожи, сандала и табака, которое искусно соединяется диким лесным медом с женской половиной, состоящей из томной бордовой розы и жаркого жасмина, в обрамлении нектара нежного персика и спелой мякоти сливы. Особый эротический потенциал композиции придает животный цибетин и густой мускус .

Первый вдох LA NUIT способен даже несколько напугать неискушенного любителя парфюмерии, поскольку верхние острые ноты перца, табака и кожи могут легко напомнить музейный зал или старый клуб с натертым мастикой деревянным паркетом и старинной венской мебелью, однако после того, как тепло тела достаточно прогреет богатую композицию, чудесам парфюмерных превращений не будет конца. Это настоящий и захватывающий 3D-сериал!
Самые невероятные превращения начинают происходить в вашем сознании: то Вы гордая и неприступная королева в драгоценном наряде из великолепной парчи, бархата и горностая, то чувственная обнаженная Венера, дремлющая на благоухающем ковре из лепестков алых роз, то необузданная наяда в гаремах султана, пропитанных восточными благовониями, а порой дерзкая аристократка в кожаных ботфортах на верховой прогулке в барских угодьях, на скаку вдыхающая терпкие ароматы осеннего леса...

Одним словом, в этих духах есть абсолютно всё кроме скуки, а страсти хватит на то, чтобы оставаться в центре внимания не только любого общества, но и в памяти некоторых симпатичных особ.

Алхимия чувств - вот подлинный секрет LA NUIT !

Близкие по духу к La Nuit композиции: Сuir de russie Сhanel, Тabac blond Сaron и Antaeus Chanel.

Винтажный ролик:

Вот несколько фотографий изделий из янтаря. Добавить мне к изображению нечего - красота, изящество говорят сами за себя.
Но я могу рассказать, как и почему называли этот камень разные народы.

Янтарь известен людям со столь давних времён, что узнать, кто и как назвал его изначально, невозможно.И всё-таки...
Однажды по просьбе Фаэтона его отец Гелиос доверил ему на день колесницу Солнца. Фаэтон не смог справиться с лошадьми, рванувшимися в сторону. Солнце отклонилось от своего обычного пути и спалило бы своими лучами Землю, если бы Зевс не поразил Фаэтона молнией. Согласно легенде, Фаэтон упал из солнечной колесницы в реку Эридан (По), и его сестры оплакивали его до тех пор, пока боги не превратили их в тополя; слезы же сестер превратились в янтарь, который с микенских времен, попадал в Средиземноморье из Балтии по торговому пути, проходившему по рекам через всю Адриатику.

Греки называли янтарь электроном или электриумом, считая, что он лучистый и теплый, как и звезда Электра из семейства Плеяд в созвездии Тельца. В «Одиссее» Гомера (VIII век до н.э.) янтарь упоминается трижды: описывая убранство комнат царя Менелая, Гомер называет наряду с золотом, серебром, слоновой костью и электрон (янтарь).
На Древней Руси янтарь назывался илектр или илектрон.В азбуковниках илектр описывается как «камень зело честен, един от драгих камней тако именуем, златовиден вкупе и сребровиден». Может быть, горючесть янтаря (илектра) послужила поводом к появлению мифического русского - «бел горюч камень Алатырь».
В Германии янтарь называли bernstein - от Brennenstein («бернштейн» - горячий камень): он легко воспламеняется и горит красивым пламенем, издавая приятный аромат. «Горiлий камінь», или «бурштин» (от нем. brennenstein) называли янтарь на Украине.
Латинское название янтаря - «ambre» - заимствовано римлянами из арабского языка. Арабы считали янтарь затвердевшей росой, упавшей с небес. После трансформации в amber слово вошло во многие современные романские и англо-саксонские языки.Мне хочется напомнить вам сагу «Девять принцев Амбера» («Девять принцев Янтарного королевства», «Девять принцев в Янтаре») — роман американского писателя Роджера Желязны. Автор строит повествование на том, что истинная Вселенная - это королевство Амбера(Янтаря), а всё остальное, в том числе и наша Земля,- лишь его отражения. Весьма интересная постановка вопроса!
А слово, янтарь -в форме "ентарь"- появилось в русском языке в 16 веке.Оно родственно литовскому— Gintaras.
Вот какая запутанная история с одними только названиями янтаря, который на самом деле - просто ископаемая окаменевшая смола древних хвойных деревьев, сохранившая в прибрежных песчанистых осадках чистоту, прозрачность и яркую окраску.

Здравствуйте уважаемые.
Продолжаем с вами читать и скромно разбирать "Евгения Онегина". В прошлый раз остановились вот тут вот: .
Сегодня комментариев будет поменьше - ибо вроде и так все понятно, но просто насладимся с Вами бессмертными строками:-))
Итак...

Изображу ль в картине верной
Уединенный кабинет,
Где мод воспитанник примерный
Одет, раздет и вновь одет?
Все, чем для прихоти обильной
Торгует Лондон щепетильный

И по Балтическим волнам
За лес и сало возит нам,
Все, что в Париже вкус голодный,
Полезный промысел избрав,
Изобретает для забав,
Для роскоши, для неги модной, —
Все украшало кабинет
Философа в осьмнадцать лет.

Янтарь на трубках Цареграда,
Фарфор и бронза на столе,
И, чувств изнеженных отрада,
Духи в граненом хрустале;
Гребенки, пилочки стальные,
Прямые ножницы, кривые
И щетки тридцати родов
И для ногтей и для зубов.
Руссо (замечу мимоходом)
Не мог понять, как важный Грим
Смел чистить ногти перед ним,
Красноречивым сумасбродом.
Защитник вольности и прав
В сем случае совсем неправ.


Ну, мы перенеслись с Вами в самое сердце Онегинского лежбища - в его кабинет:-) Янтарь на трубках - это мундштук, или же турецкий длинный чубук, а значит Евгений у нас был не прочь покурить. Термин "духи" пусть Вас не смущает. Вплоть до конца 19 столетия они были унисекс и не разделялись на мужские и женские. Более того, что у Онегина в емкости именно духи, а не кельнская вода (из которого и произошло название одеколон) показывает нам, что парниша модный:-)) Что за марка,установить невозможно. Но учитывая, что ни Ралле, ни Дютфуа ни Брокара еще не было, что-то на заказ. Из Флоренции или Парижа.

Духи Roger gallet Heliotrope Blanc тех времен.

А кроме того у Евгения есть и крайне популярный в те года английский набор для туалетных принадлежностей. Они отличались изысканным оформлением с росписью яркими красками, зачастую были сделаны из серебра. В подобные наборы входило нередко 30, а то и больше предметов. Опять-таки, унисекс снова:-)

И еще один момент - собственно говоря всегда удивляло, почему у автора Лондон щепетильный? Оказывается есть еще одно значение, применяемое в те времена. Буквально - торгующий галантерейными товарами. так что все по теме:-)
ну и заканчивая тему, думаю все из Вас знают, кто такой Жан-Жак Руссо, но вот что за Грим - может быть вопрос. Барон Фридрих Мельхиор Гримм - тоже энциклопедист и ученый, а также дипломат, но немецкий. Известен своей знаменитой перепиской с Екатериной II.

Ф. М. Гримм

Быть можно дельным человеком
И думать о красе ногтей:
К чему бесплодно спорить с веком?
Обычай деспот меж людей.
Второй Чадаев, мой Евгений,
Боясь ревнивых осуждений,
В своей одежде был педант
И то, что мы назвали франт.
Он три часа по крайней мере
Пред зеркалами проводил
И из уборной выходил
Подобный ветреной Венере,
Когда, надев мужской наряд,
Богиня едет в маскарад.

Первые 2 строчки - одни из самых известных пушкинских, не правда ли? :-)) Дальше мы еще раз убеждаемся в том, что Онегин не просто франт, но и нарцисс. Все-таки 3 часа в день перед зеркалом - это перебор:-)))) Хотя для тех времен....Уборная - это не сантехническая комната, а тот же самый кабинет:-)
А вот оговорка про Чадаева, а точнее про Пётра Яковлевича Чаадаева неспроста. Один из ярчайших диссидентов тех лет, волновавший умы и сердца соотечественников, Петр Яковлевич был прототипом Чацкого, и практически наверняка основой и для характера Онегина. Ибо пушкин буквально боготворил Петра Яковлевича. Но в данном контексте важно, что Чаадаев был очень большим франтом и модником. Пример, так сказать, для подражания.

П. Я Чаадаев.

В последнем вкусе туалетом
Заняв ваш любопытный взгляд,
Я мог бы пред ученым светом
Здесь описать его наряд;
Конечно б это было смело,
Описывать мое же дело:
Но панталоны, фрак, жилет,
Всех этих слов на русском нет;
А вижу я, винюсь пред вами,
Что уж и так мой бедный слог
Пестреть гораздо б меньше мог
Иноплеменными словами,
Хоть и заглядывал я встарь
В Академический словарь.

Тут надо пояснить лишь то, о том, какой словарь имеется ввиду. Это так называемый "Словарь Академии российской", издаваемый в СПб с 1806 по 1822 года, в котором отсутствовали иностранные слова.

У нас теперь не то в предмете:
Мы лучше поспешим на бал,
Куда стремглав в ямской карете
Уж мой Онегин поскакал.
Перед померкшими домами
Вдоль сонной улицы рядами
Двойные фонари карет
Веселый изливают свет
И радуги на снег наводят;
Усеян плошками кругом,
Блестит великолепный дом;
По цельным окнам тени ходят,
Мелькают профили голов
И дам и модных чудаков.

Про экипаж мы с Вами уже говорили в самом начале: . Евгений был не нищим, но тратить рублей 400 в месяц на карету точно не мог никак, поэтому нанимал ямщика, сиречь такси. Хотя брал на ямщицкой бирже именно карету, а не повозку поплоше:-)) Ну, конечно, он не мог соперничать с собственными экипажами, да еще с "двойными фонарями" (то есть для людей знатных и богатых), но его это особо и не волновало.

Вот наш герой подъехал к сеням;
Швейцара мимо он стрелой
Взлетел по мраморным ступеням,
Расправил волоса рукой,
Вошел. Полна народу зала;
Музыка уж греметь устала;
Толпа мазуркой занята;
Кругом и шум и теснота;
Бренчат кавалергарда шпоры;
Летают ножки милых дам;
По их пленительным следам
Летают пламенные взоры,
И ревом скрыпок заглушен
Ревнивый шепот модных жен.

М. Крылов. Портрет флигель-адъютанта, полковника лейб-гвардии Конного полка графа А. С. Апраксина. 1827

Ну, в общем, как и сейчас:-))) Кавалергард - это не сопровождатель женщин до постели, а офицер Кавалергардского Ее Величества полка - тяжелой кавалерии императорской гвардии, отличающиеся высоким ростом, крепостью и особым обмундированием на основе кирасирского. но с очень заметным шлемом. Кавалергардами были Петр Бирон, Жорж Дантес, Платон Зубов, в 20 веке Карл Густав Эмиль Маннергейм и еще многие иные известные люди.

Г.Э. Маннергейм

Продолжение следует...
Приятного времени суток.

XXIV

Янтарь на трубках Цареграда,
Фарфор и бронза на столе,
И, чувств изнеженных отрада,
Духи в граненом хрустале;
Гребенки, пилочки стальные,
Прямые ножницы, кривые
И щетки тридцати родов
И для ногтей и для зубов.
Руссо (замечу мимоходом)
Не мог понять, как важный Грим
Смел чистить ногти перед ним,
Красноречивым сумасбродом 6 Tout le monde sut qu"il mettait du blanc; et moi, qui n"en croyais rien, je commençai de le croire, non seulement par l"embellissement de son teint et pour avoir trouvé des tasses de blanc sur sa toilette, mais sur ce qu"entrant un matin dans sa chambre, je le trouvai brossant ses ongles avec une petite vergette faite exprès, ouvrage qu"il continua fièrement devant moi. Je jugeai qu"un homme qui passe deux heures tous les matins à brosser ses ongles, peut bien passer quelques instants à remplir de blanc les creux de sa peau.
(Confessions de J. J. Rousseau)
Грим опередил свой век: ныне во всей просвещенной Европе чистят ногти особенной щеточкой.
.
Защитник вольности и прав
В сем случае совсем неправ.

В этот воскресный день я решила продолжить свою музейно-историческую тематику, посвященную парфюмерным флаконам, которые еще сто лет назад были настоящим произведением ювелирного и стекольного искусства. Но сейчас я хочу познакомить читателей с более ранними флаконами «пушкинской поры», которые сейчас представлены в разделе «Неоготики» в экспозиции павильона «Арсенал» в Царском Селе.

Как я уже писала в одном из постов, в XIX столетии духи выпускались в довольно простых сосудах, снабженных этикеткой, и не отличались художественной выразительностью. Предполагалось, что владелец сам перельет содержимое в нужный ему изящный флакон.

Искусство неоготики, которое активно развивалось с легкой руки Государя Николая I, большого любителя рыцарских романов, вошло в повседневность дворянской жизни. Конечно же, стиль наше свое яркое отражение в декоративно-прикладном искусстве, к которому относится и создание парфюмерных флаконов.

Совершенно очаровательны три флакона для духов отечественного производства (Государственный Стеклянный завод в Петербурге) 1830-1840-х годов - расцвет неоготического искусства в Европе и России. В каталожной карточке читаем скромное описание: «Бесцветное и цветное стекло; выдувание, надцвет». К сожалению, кому эти флаконы принадлежали - остается только гадать. Но явно не августейшим персонам, так как это было бы известно.

Такие флаконы были прекрасным украшением туалетного столика знатной дамы, так как художественное стекло ценилось довольно высоко. Здесь можно дать волю фантазии - какие духи могли бы здесь находится. В середине XIX века входят в моду моноцветочные ароматы, женщину сравнивали с цветком, что подчеркивала и мода - узкая талия, пышные оборки платья и рукава-фонарики. Портрет Натали Пушкиной тому блестящий образец.

Обратимся к флакону из рубинового стекла - такое стекло было самым дорогим, так как красный цвет получался за счет добавления настоящего золота. Флакон пышный, чем-то напоминает фигуру дамы в короне и платье с кринолином. Мне кажется, что в таком обрамлении мог хранится аромат роскошной майской розы - не даром она признанная королева цветов!

Рядом более строгий лилейно-белый флакон, в декоре которого можно увидеть стилизованные французский лилии, а по своей форме флакон напоминает фигуру дамы с пышным воротником по моде времен королевы Марго. Думаю, в таком флаконе аромат лилии был бы как нельзя органичен.

Такие флаконы украшали столики в будуарах прекрасных дам, а вот маленький синий флакон, у которого крышка завинчивалась (о чем говорит нам резьба) мог вполне стать верным компаньоном на балу или светском салоне - он сравнительно небольшой, легко помещается в ридикюль или даже декольте. Какой был здесь аромат? У меня возникла ассоциация с фиалкой - крайне популярный аромат того времени, и это был любимый аромат юной королевы Виктории.

Рядом стоят два больших флакона-графина, в которых тоже когда-то плескалась ароматная жидкость. Скорее всего, «Кельнская ода» или всем известный одеколон. Прозрачный флакон на металлической подставке - это западноевропейская работа 1830-х годов. Как знать, может подобный флакон был и у самого Александра Пушкина! Здесь мне хочется слышать легкую цитрусово-свежею композицию, которую использовал кавалер по утрам… А рядом находится флакон матового стекла (белого и голубого) на тяжелой бронзовой подставке - это уже российская работа. В России очень хорошо освоили технику цветного стекла, по этому признаку легко отличить ее от европейских изделий. К сожалению, оригинальная пробка была утрачена, и ее заменили другой, которая явно чужеродна для столь изящного изделия. Возможно, здесь хранились более насыщенные духи, которым вредно излишнее количество света.

Конечно, это всего лишь фантазия, так как никакой конкретной информации о флаконах нет - для музея это лишь прекрасные образцы искусства неоготики. Но они позволяют нам представить ароматы ушедшей эпохи.

Похожие статьи