Множественное число помидор или помидоров. Как правильно говорить, писать: много спелых помидор или помидоров? Слово помидоры — склонение по падежам во множественном числе: пример

В данной статье мы научимся правильно склонять слово помидоры и грамотно вводить слово в предложения.

Русский язык считается одним из наиболее сложных во всем мире. Ведь в нашей речи используются разнообразные обороты, падежи, склонения, устойчивые литературные и формальные выражения. При этом стоит отметить, что словарный запас русского языка гораздо больше, нежели английского или немецкого. Однако часто граждане нашего государства не придерживаются правил литературной речи, используя слова в неверных падежах, а иногда и вовсе игнорируя склонения.

Как правильно говорить, писать: много, ящик, несколько, 1 кг, салат из спелых помидор или помидоров?

При склонении названий овощей в разговорной речи многие из нас допускают ошибки. Особенно часто используют нелитературные выражения, для обозначения их множественного числа. Чтобы понять, как грамматически верно необходимо употреблять слова «помидор», «помидоры» нужно знать следующее:

  • Слово «помидор» можно использовать в разных падежах, но для его употребления во множественном числе и в именительном падеже, необходимо применять слово «помидоры».
  • В родительном, дательном, винительном, творительном и предложном падежах используют такие слова: помидоров, помидорам, помидоры, помидорами, о помидорах соответственно.

Анализируя вышесказанную информацию необходимо отметить склонения слов в разных падежах. Они являются грамматически устойчивыми, поэтому их нельзя изменять. Например, используя словосочетание «несколько помидор» мы теряем логический смысл сказанного. Ведь «несколько» указывает на множественное число, а «помидор» на единственное. Поэтому при склонении 2-х и более слов каждое из них должно соответствовать одному падежу.

Теперь на примере рассмотрим, как правильно писать и говорить разные слова со словом «помидоры». Для примера возьмем слова «много», «ящик», «несколько», «1 кг», и словосочетание «салат из спелых»:

  • Чтобы понять, в каком падеже нужно употреблять слово «помидоры» и как оно будет правильно звучать, задаем к нему вопрос, употребляя указанные выше слова: «Много, ящик и т.д. (кого? чего?)»
  • Данные вопросы соответствуют родительному падежу
  • Далее немного разберем слово «помидор». Данное слово является существительным мужского рода, которое в начальной форме оканчивается на твердый согласный. Для таких слов существует правило написания, в соответствии с которым, слово «помидор» в родительном падеже, множественном числе звучит и пишется, как «помидоров»
  • Поэтому правильно говорить и писать ящик помидоров, много помидоров, 1 кг помидоров, салат из спелых помидоров, несколько помидоров.

Помидоры в родительном падеже, множественном числе: как пишется?

На многих форумах и тематических блогах дачники и профессиональные садоводы активно делятся знаниями и опытом по выращиванию и уходу за помидорами. Столь обширный объем информации помогает получить качественный урожай в кратчайшие сроки, а также обезопасить растения от заболеваний.

Однако часто блогеры и посетители подобных сайтов используют неверные формы для обозначения помидоров в родительном падеже. Дабы навсегда покончить со стилистическими и грамматическими ошибками, необходимо запомнить ряд простых правил написания:

  • Слово «помидор», а также «томат» применяют для обозначения овоща в единственном числе, в именительном падеже. Например, «На столе лежит помидор» и т.д.
  • Слова «помидоры» и «томаты» применяют для обозначения множественного числа, именительного падежа. Например, «Вкусные помидоры»
  • В родительном падеже, множественном числе слово «помидоры» звучит и пишется как «помидоров»


Также для грамотного использования данных слов необходимо учитывать следующие факторы:

  • Словом «помидоры» можно называть не только овощные плоды, но и кусты
  • При обозначении сорта предварительно употребляется слово «помидор» или «помидоры»
  • В зависимости от общего логического смысла предложения данные слова можно использовать в других падежах
  • Слова «помидоры» и «томаты» являются синонимами, поэтому при построении предложения достаточно использовать одно из них

Слово «помидоры» – склонение по падежам во множественном числе: пример

Слово «помидоры» используют для определения данного овоща во множественном числе. Однако немаловажную роль играет его грамотное применение в концепции общего смысла и стилистики предложения. Именно поэтому столь важную роль в языке занимает верное использование того или иного падежа для данного слова. Слово «помидоры» в разных падежах выглядит следующим образом:

  • В именительном : помидоры. Пример: «Помидоры – это любимые овощи многих людей»
  • В родительном : помидоров. Пример: «В этом году все огородники собрали богатый урожай помидоров»
  • В дательном : помидорам. Пример: «Очень важно обеспечить правильные условия помидорам»
  • В винительном : помидоры. Пример: «Наша семья очень любит помидоры»
  • В творительном : помидорами. Пример: «В этом году мы обеспечили себя помидорами»
  • В предложном : о помидорах. Пример: «Сегодня мы поговорим о помидорах и их свойствах»

Чтобы быть грамотным и использовать слова правильно, не надо иметь высшее образование. Достаточно понять правила употребления падежей, а также склонения тех или иных слов, основываясь на общем значении и стилистике предложения. Ведь правильная и литературно-окрашенная речь не только повышает репутацию и статус человека в глазах окружающих, но и идентифицирует его, как мудрого и духовного. Ведь язык – персональный генетический код нации, который необходимо чтить, развивать и передавать следующим поколениям, невзирая на быстротечность времени.

Видео: Как запоминать падежи?

Иногда самые простые речевые ситуации оказываются неоднозначными с точки зрения правильности употребления некоторых форм хорошо известных и часто используемых слов. Купить килограмм помидоров или помидор ? Приготовить блюдо из баклажанов или баклажан ? Букет из георгинов или георгин ? Подобные вопросы интересуют не только домохозяек: в орфографических справочниках по русскому языку им отводятся целые разделы.

Формы помидор и помидоров являются вариантами образования родительного падежа существительного мужского рода помидор , употребленного во множественном числе. Это существительное относится ко II типу склонения и по правилам русской грамматики в родительном падеже имеет окончание –ов : помидоры помидоров . Такую же форму родительного падежа имеют существительные абрикосов, апельсинов, баклажанов, бананов, мандаринов, томатов : фруктовый салат из бананов и апельсинов ; для соуса потребуется два сорта томатов ; овощное рагу из помидоров и баклажанов .

Сохранение окончания –ов в родительном падеже множественного числа этого ряда существительных закреплено нормами словоупотребления и считается обязательным для устной и письменной речи. Но в русском языке процессы образования некоторых форм слова имеют тенденцию к краткости, проявляющейся в усечении падежных окончаний. Поэтому наряду с полными формами помидоров, апельсинов, мандаринов в устной речи часто используются их варианты помидор, апельсин, мандарин . Они считаются разговорными, уместными при неформальном общении.

Правописание падежных форм помидоров и помидор связано со стилями речи: в литературных стилях не допускается усеченная форма; в текстах, передающих разговорный стиль, возможно употребление слова без окончания –ов .

сайт дает следующие рекомендации относительно правописания и употребления в речи форм существительного помидор и помидоров:

  1. Форма родительного падежа множественного числа существительного помидоров является языковой литературной нормой. Употребление усеченной формы помидор допустимо в разговорной речи.
  2. В сочетании с числительными и согласованными определениями правильно писать помидоров .

Подумать только, такие маленькие и вкусные овощи, но сколько нервов эти чертяки успели попортить россиянам! И вроде бы каждый человек практически ежедневно встречается с ним: готовит салаты или супы, а кто-то даже сажает в огороде. Но до сих пор многие не могут разобраться в правильности произношения этого овоща и все время сомневаются: много помидор или помидоров.

Правило знакомое еще со школы. Но почему же с ним всегда столько проблем?

Родительный падеж существительных

Быть может, вы еще не забыли, как на уроках русского языка изучали, а потом запоминали падежи существительных? Если забыли — вспоминайте, их всего шесть: именительный, родительный, дательный, винительный, творительный, предложный. Каждый из них имеет два вопроса - к

Итак, падежи существительных:

  1. Им. п. Кто? Что?
  2. Р. п. Кого? Чего?
  3. Д. п. Кому? Чему?
  4. В. п. Кого? Что?
  5. Тв. п. Кем? Чем?
  6. Пр. п. О ком? О чем?

Слово-помощник для правильного определения падежа

Для простоты и легкости запоминания, к каждому из шести падежей были подобраны слова-помощники, которые напоминали и помогали с определением падежа. Они позволяли склонять словосочетания «много помидор или помидоров» правильно. Слова довольно просты:

  1. Им. п. — «есть».
  2. Р. п. — «нет».
  3. Д. п. — «дать».
  4. В. п. — «вижу».
  5. Тв. п. — «доволен».
  6. Пр. п. — «думаю».

Существительное «помидоры» использовано в именительном падеже. А вот «много помидоров» (или помидор все-таки?), сочетание так нелюбимое двоечниками, относится к родительному падежу. Отвечает на вопрос «чего?».

Существительные со схожей проблемой

Конечно же, не только помидоры провинились в чем-то настолько, что получили такое непонятное и вызывающее столько споров и дискуссий окончание. Вообще, существует целых семь групп существительных, при произношении которых также возникают проблемы. К ним относятся имена существительные множественной формы родительного падежа:

  1. Национальности. Нет у меня знакомых цыган, башкир и болгар. На митинге собралось столько калмыков и якутов .
  2. Парные предметы. Я никак не куплю к зиме новых сапог.
  3. Различие войск по родовой принадлежности. Победу одержал небольшой отряд партизан. Благодаря усердию саперов взрыва удалось избежать.
  4. Различные меры измерения. Я купил лампочку на сто вольт. В Новый год я съела пять килограмм мандаринов.
  5. Название предметов. Я собрала целую коллекцию браслетов.
  6. Существительные, чаще используемые во множественном числе. С тобой никаких нервов не хватит!
  7. Название продуктов. Сколько абрикосов выросло у нас в саду! В холодильнике есть банка шпрот, отдай ее коту.

Ну как, догадались, как правильно: много помидор или помидоров?

Правильный ответ

Вроде безобидный овощ, лежит себе на тарелке и никого не трогает. Вот только пусть сам по себе помидор никого и не обидел, а правильность произношения названия красного овоща в родительном падеже до сих пор является предметом нескончаемых словесных боев в интернет-поединках.

Для разрешения этой «войны», попробуйте просклонять слово «помидор»:

  • именительный — «Есть что? Три помидора».
  • дательный — «Дать чему? Трем помидорам».
  • винительный — «Вижу что? Три помидора».
  • творительный — «Доволен чем? Тремя помидорами».
  • предложный — «Думаю о чем? О трех помидорах».
  • родительный — «Нет чего? Трех (много) помидор или помидоров?»

Слово, обозначающее красный овощ, — обычное существительное в подходящее лишь к одной группе «проблемных» существительных — название продуктов.

Вот почему грамотно сказать или написать «много помидоров». И ни в коем случае не «много помидор». Запомните, помидор — это овощ, который один-одинешенек лежит у вас в тарелке. Множественная форма этого существительного, использованная в родительном падеже, звучит как «нет/много/пять и т. д. помидоров».

Теперь вы знаете, как говорить правильно: много помидор или помидоров. Поэтому, покупая, к примеру, пять килограммов красного овоща, вы не станете предметом для насмешек. Если все-таки забудете, используйте синоним слова помидоры. И скажите: "Пять килограммов томатов".

Салат из помидоров вкусен?

Беседуя со знакомым, прозвучало, что теплица была маленькая в нынешнем сезоне, снято всего десять килограммов помидоров. Он заулыбался снисходительно на мое высказывание, покритиковал мой русский язык, мою грамотность. В действительности, фраза ведь соответствовала всем нормам «грамматического искусства». Словом, слово «помидоров» на слух прозвучало искусственно.

Обыденная речевая ситуация иногда становится неоднозначной с позиции строгости использования форм известных и используемых слов. Принести две сетки помидоров или помидор ? Кушанье из баклажанов или баклажан? Мармелад из мандарин или мандаринов?

Как правильно? Похожие проблемы занимают не только домохозяек. Специалисты отводят разделы научных изданий обсуждению данного вопроса.

Правило для устной речи

Народная речь использует короткую версию с нулевым окончанием, экономятся «языковые средства». Устно говорят 320 грамм, однако, не 320 граммов, девять килограмм баклажан, но не девять килограмм баклажанов. Современное правописание допускает, что окончание –ов в родительном падеже для существительных мужского рода множественного числа опускается при неофициальном устном общении.

Правило для письменной речи

Употребляя с числительными, согласованными определениями, писать следует помидоров.

Как часто нам приходится произносить существительные во множественном числе, родительном падеже. И произносим же как-то, даже не задумываемся, правильно произносим или нет. А если задуматься? Разберем семь групп существительных.

1. Название национальностей. Нормой для некоторых существительных этой группы является нулевая флексия (окончание). Окончания «-ов» нет у болгар, осетин, англичан, мордвин, румын, могикан, цыган, турок, туркмен, бурят, башкир. Однако есть три существительных, норма которых распространяется сразу на два варианта: карел - карелов, сармат-сарматов, юкагир-юкагиров. Остальные национальности имеют во множественном числе, родительном падеже окончание «-ов»: много таджиков, тунгусов, узбеков, киргизов, калмыков, бедуинов, якутов и т.д.

2. Названия парных предметов. Для них характерна нулевая флексия. Здесь можно выделить три подгруппы.

1) названия обуви: нет ботинок, валенок, мокасин, сапог, краг, сандалет.

2) названия одежды: материал для шорт, шаровар, рейтуз, манжет .

3) названия аксессуаров: блеск погон, эполет .

4) названия предметов: створ ворот .

3. Названия родов войск. С этой группой слов произошла интересная история. Если существительное имеет собирательное значение, то окончание нулевое, но при обозначении отдельных лиц следует употреблять флексию «-ов». Например, выход драгун, улан, гардемарин, кадет, партизан . Но, трое драгунов, уланов, гардемаринов, кадетов . Исключение составляет слово партизан: трое партизан. Флексию «-ов» при любом употреблении имеют три слова-исключения: вызов мичманов, саперов, минеров .

4. Названия продуктов.

1) продукты с окончанием «-ов»: два килограмма абрикосов, бананов, апельсинов, томатов, помидоров .

2) продукты с нулевой флексией: килограмм баклажан, гранат ; банка шпрот .

5. Меры веса и другие измерения.

1) меры с флексией «-ов»: пять килограммов, каратов, гектаров, эргов, кабельтовых .

2) меры с нулевой флексией: сто ампер, ватт, вольт, ньютон, эрстед, кулон .

3) равноправные формы: пять микронов - микрон, омов - ом, рентгенов -рентген .

6. Названия предметов: много брелоков, браслетов, рельсов . Равноправные формы: мало патронов-патрон .

7. Существительные, употребляющиеся чаще в форме множественного числа:

1) существительные с окончанием «-ов»: не хватает нервов, критериев, комментариев, бронхов, кулуаров, сотов, ботов, носков, дебатов, консервов .

2) существительные с нулевой флексией: турнир шахмат .

Внимательный читатель, должно быть, заметил, что все вышеперечисленные существительные мужского рода. Действительно, чаще всего казусы происходят именно с мужским родом. Однако и средний род недалеко ушел. Все слова этой группы можно разделить на четыре категории.

1) существительные среднего рода с нормативным окончанием «-ий» во множественном числе, родительном падеже: сколько захолустий, побережий, снадобий .

2) существительные среднего рода с нормативной нулевой флексией: столько плеч, яблок, блюдец, полотенец, зеркалец .

3) существительные среднего рода с окончанием «-ев»: мало болотцев, кружевцев, верховьев, низовьев, разводьев, корытцев, щупальцев, одеяльцев, коленцев, копытцев .

4) существительные среднего рода с нормативной беглой гласной в окончании: много сопел - сопл, тягол - тягл .

Отдельную группу составляют существительные, имеющие только форму множественного числа. Здесь можно также выделить четыре категории.

1) равноправные варианты: продажа грабель - граблей, ходулей - ходуль ; нет выжимков - выжимок, выселок - выселков, высевок - высевков, вычесок-выческов, опивок - опивков .

2) окончание «-ов/-ев» нормативно для выкрутасов, клипсов, лохмотьев, отрепьев, пантов, подонков, клавикордов .

3) существительные с нулевой флексией: страх нападок, потемок, сумерек .

4) окончание «-ей» нормативно для будней, дровней, яслей .

Похожие статьи