Методы диагностики взаимоотношений в детских и подростковых временных коллективах кухтерина галина владимировна. Воздушный шар

При переходе в старшее звено, могут возникнуть проблемы: в классе сложилось несколько группировок, постоянно происходят конфликты, учащиеся не могут найти “общий язык”, нельзя провести коллективное мероприятие,– которые могут привести к трудностям в дальнейшем процессе школьного обучения и в возможности личностной самореализации в школьной среде. Поэтому важно создать психологически комфортные условия для развития внутригрупповых отношений, где особое внимание необходимо уделить быстрому установлению позитивных отношений между детьми, овладению приемами и навыками эффективного межличностного общения.

  1. создать условия для организации и сплочения детского коллектива,
  2. развитие навыка конструктивного группового взаимодействия (умение выслушать и понять другого, налаживать сотрудничество), независимо от многообразия проявлений их индивидуальности;
  3. развитие навыка принятия коллективного решения;
  4. снизить уровень тревожности, эмоционального напряжения.

Предполагаемый психологический результат – создание благоприятного психологического климата и получение каждым участником опыта совместного принятия решения и взаимодействия, осознание своей значимости в коллективе, создание позитивных отношений между сверстниками.

Сюжет построен на основе необычного путешествия. Учащимся предлагается путешествие на воздушном шаре, в ходе которого происходит катастрофа, и они оказываются на необитаемом острове. Дети остаются один на один с собой.

Время на проведение игры и обсуждение 1,5 – 2 часа.

Участники: учащиеся 10 класса (15 лет); 10 - 15 человек; 1 человек выступает в роли “ведущего” (психолог); классный руководитель выступает в качестве “наблюдателя”.

Классный руководитель может использовать полученные учащимися навыки для простраивания своей работы с детьми по организации коллективной деятельности.

1 этап. Введение в игру.

  1. настрой на игру,
  2. пробуждение интереса,
  3. создание игровой атмосферы.

Материал: В помещении столы составлены в центре в форме круга. Стулья поставлены полукругом. На столе таблички с названиями городов, представители которых присутствуют на сцене. Кафедра для ведущего. У каждого участника бейджик с указанием имени и города.

Ведущий: Добрый день, дамы и господа! Несколько месяцев назад было объявлено о проведении уникального путешествия вокруг Земли на воздушном шаре. Во всех городах проходили отборочные туры. Мы собрали вас здесь, так как вы стали победителями кастинга для участия в невероятном путешествии – вы лучшие из лучших. Вам предстоит облететь землю на воздушном шаре. Вы будете останавливаться в назначенных местах и изучать достопримечательности. Итак, в добрый путь.

2 этап. Непредвиденная катастрофа.

  1. развитие умения быстро принимать оптимальное решение,
  2. отстаивать свою точку зрения.

Материал: Слайды с достопримечательностями некоторых стран, листы с перечнем предметов (по числу участников).

Ведущий: Наше путешествие началось. Вы уже побывали в Греции – Афинский Акрополь. В Италии – Колизей, Собор и площадь Святого Петра в Риме. Франция – Эйфелева башня, Собор Парижской богоматери. Англия – знаменитый Бик Бон – по ходу перечисления показываются слайды (набор слайдов может быть любым). Ваш путь лежит к берегам Америки, через Атлантический океан. Лететь еще далеко, но в шаре образовалось отверстие, и он начинает медленно падать. Падение замедлилось после освобождения от балласта, однако возникает необходимость облегчить шар, выбросив другие предметы.

Участникам предлагается перечень:

  • Аптечка – 25 кг.
  • Компас – 2 кг.
  • Консервы – 25 кг.
  • Подзорная труба – 1 кг.
  • Ружьё и патроны – 25 кг.
  • Конфеты – 20 кг.
  • Спальные мешки – 30 кг.
  • Ракетница и сигнальные ракеты – 10 кг.
  • Палатки – 20 кг.
  • Баллон с кислородом – 50 кг.
  • Карты – 5 кг.
  • Баллон с питьевой водой – 20 кг.
  • Надувная лодка – 25 кг.
  • Видеокамера – 5 кг.
  • Видеокассеты – 3 кг.
  • Магнитофон – 3 кг.

Задание: Решить, что и в какой последовательности выбросить. Сначала каждый думает сам, затем вместе нужно найти единое решение и записать его.

Условия выполнения: высказаться должен каждый, решение принимается при единогласном голосовании. При одном воздержавшемся предложение отменяется. Решение должно быть принято по всему перечню предметов.

Ведущий: Помните, время падения шара неизвестно, но скорость падения возрастает.

3 этап “Презентация индивидуальности”.

Задачи: развитие стремления понимать индивидуальные различия окружающих.

Ведущий: Несмотря на все ваши усилия, воздушный шар все же упал на один из островов в Атлантическом океане. Вы чудом спаслись, да к тому же успели послать сигнал “SOS”. Правда, неизвестно, когда вас начнут искать и когда найдут. Настала пора познакомиться поближе.

Задание: участники по очереди называют свои имена и присущие им личностные качества, названия которых начинается с одной из букв собственного имени (качества как положительные, так и отрицательные).

4 этап “Как жить на острове”.

  1. показать неизбежность возникновения конфликтов,
  2. вырабатывать навыки конструктивного решения ситуаций путем принятия коллективного решения,
  3. развитие чувства ответственности.

Материал: листы с перечнем вопросов, которые надо решить; бумага; ручки; маркеры.

Ведущий: Итак, вы оказались на необитаемом острове с богатой растительностью и животным миром, в том числе ядовитыми растениями и хищными животными. Пошел второй день, а помощи – нет. Возникает необходимость в организации жизненного пространства, распределения ролей между вами и принятия правил совместного проживания.

Задание: вам предлагаются листы с перечнем вопросов, которые необходимо обсудить. Итогом обсуждения будет “Кодекс” из 10 правил, который обеспечил бы вам выживание.

Вопросы:

  1. Кто что будет делать?
  2. Кто за что будет отвечать?
  3. Как будут приниматься решения?
  4. Кто будет руководить?
  5. Как будет распределяться пища (поровну; по трудовому вкладу; отдавать больше сильным, чтобы лучше работали, или слабым, чтобы выжили)?
  6. Как поступать с теми, кто нарушит правила?

5 этап “Совместные действия”.

Задачи: развитие способности договариваться друг с другом, умения действовать сообща.

Материал: пакет, 2 трубочки, 2 листа бумаги, пластмассовый стаканчик, немного скотча и ниток, сырое яйцо.

Ведущий: Настала пора попробовать поработать совместно.

Задание: необходимо упаковать сырое яйцо, используя предложенный набор так, чтобы при падении оно не разбилось.

Условие выполнения: все участники обсуждают, как это можно сделать, и выбирают 1 человека, который будет выполнять задание. (Проверка качества выполнения задания – человек становится на стул и бросает упакованное яйцо).

6 этап “Сколько меня”.

Задачи: показать, что каждый человек выполняет разные “роли”, в разных ситуациях может вести себя по-разному.

Материал: бумага, карандаш, ножницы.

Ведущий: Несколько дней на острове позади. Помощь уже близка. Что же каждый узнал о себе за время проживания на острове?

Задание: лист бумаги складывается несколько раз, после чего вырезается силуэт одного человека. Развернув лист бумаги, учащиеся получают или отдельные фигурки человека, или ленту из них.

Учащимся предлагается написать на каждой из полученных фигурок “Каким я могу быть?” и “С какими пожеланиями вы бы обратились к каждому из этих человечков?”.

Как мир меняется! И как я сам меняюсь!
Лишь именем одним я называюсь, –
На самом деле то, что именуется мной,
Не я один. Нас много, Я – живой!

Н. Заболоцкий.

7 этап “Обратно домой”. Обсуждение.

Задачи: развитие умения различать свои ощущения, переживания, давать оценку ситуации.

  1. Какие чувства испытывали во время игры?
  2. Что оказалось сложным? Почему?
  3. Что понравилось? Что не понравилось?

Группа находится в корзине воздушного шара, который летит над океаном. Неожиданно шар начинает терять высоту. Вдалеке, по направлению ветра, несколько необитаемых островов. Есть шанс спастись и долететь до острова, если освободиться от менее важных вещей, находящихся в корзине шара. Вопрос в том, что конкретно выбросить? Какие-то вещи могут пригодиться для жизни на островах, правда, сколько там придется пробыть, никто не знает.

Список вещей, находящихся в корзине воздушного шара:

1. Миски, кружки, ложки.

2. Ракетницы с сигнальными ракетами.

3. Географические карты, компас.

4. Консервы мясные.

5. Топоры, ножи, лопаты.

6. Канистра с питьевой водой.

7. Аптечка.

8. Винтовка с запасом патронов.

9. Шоколад.

10. Золото, драгоценности.

11. Собака породы водолаз.

12. Рыболовные снасти.

13. Туалетные принадлежности.

14. Соль, сахар, набор витаминов.

15. Медицинский спирт.

Надо расположить названные предметы по степени их значимости для выживания людей в этих условиях. Первым номером отмечается предмет, который решено выбросить в первую очередь, вторым номером − то, что выбрасывается во вторую и т.д. Пятнадцатым номером отмечается самый важный предмет − его выбросят в последнюю очередь. Список вещей раздается участникам игры.

Игра идет в три этапа:

Этап 1. Каждый выполняет задание самостоятельно.

Этап 2. Задание выполняется малыми группами.

Этап 3. Задание выполняется большой группой.

Чтобы достичь согласия, группа должна прийти к единому мнению. Добиться этого нелегко, ибо не каждая оценка получает полное одобрение всех. Группа должна выбирать такие оценки, с которыми соглашаются все хотя бы отчасти. Тянуть время нельзя — можно погибнуть.

Анализ проводится с помощью ответов на вопросы:

· Какова была атмосфера в группе?

· Что мешало достижению согласия?

· Какие выявились признаки лидерства?

· Кто проявлял активность?

· Кто был пассивным?

· Кто доминировал?

· За счет чего оказывалось влияние?

· Какие индивидуальные стили общения можно было выявить - уход, подавление, переход на личности, психологический шантаж, поиск единомышленников, что-то другое?

· Какие виды поведения помогали, а какие мешали достижению согласия?

Задание 16 . Рефлексия личностной позиции в группе. Ознакомьтесь с поданной ниже информацией. Определите, каков был Ваш стиль вхождения в профессиональную группу. Почему Вы так думаете?

В современном менеджменте существуют следующие четыре вида вхождения в коллектив той или иной организации и усвоения ее норм и ценностей:

Отрицание. Человек все отрицает, ему все не нравится, и он принимает свой новый коллектив, что называется, скрипя зубами, постоянно это всем показывая. Такие работники ни в одной фирме долго не задерживаются.


«Конформизм ». Человек соглашается со всем, что ему говорят и чего от него требуют. Такие люди не имеют своего мнения и не слишком переживают за дела фирмы, оставаясь пассивными во многих ситуациях. Они могут быть хорошими работниками, но прежде всего - исполнителями, не проявляющими ценной сегодня инициативы.

«Мимикрия ». Внешне соглашаясь с нормами и требованиями организации, человек в действительности внутренне их не принимает. Как правило, такие люди - потенциальные перебежчики в другие организации, как только для этого представится удобный случай.

«Адаптивный индивидуализм». (Самый продуктивный). Демонстрируя этот вид вхождения, человек успешно адаптируется к требованиям новой организации, но при этом открыто может выражать свое несогласие и позволяет себе выступать с критикой того, что ему не нравится. Как правило, это очень крепкие профессионалы, которые болеют за дело и не могут равнодушно видеть то, что плохо делается в той сфере, в которой они хорошо разбираются.

Задание 17 . Рефлексия профессионального потенциала, основанная на самоанализе возможностей.

В книге американского исследователя Макса Эггера «Блистательная карьера» был опубликован перечень вопросов для изучения своих возможностей в построении карьеры. Попробуйте обоснованно ответить на эти вопросы.

Наброски вех жизненного пути:

· Как бы я хотел использовать свою жизнь и чего я хотел бы добиться?

· Каковы мои конкретные цели в области карьеры: на этот месяц, на этот год, на это десятилетие?

· Как выделиться в лучшую сторону во время встречи: за сегодняшний день, в этом месяце, в этом году?

· Каковы намеченные мною вехи карьеры и когда я должен их достичь?

· Являются ли мои цели измеримыми и делимыми на этапы?

· Можно ли установить реалистичные сроки для достижения моих целей?

· Какие газеты и журналы мне нужны для достижения целей карьеры?

Наметка вех жизненного пути связана с задачей стратегического планирования жизни. Опыт показывает, что организации и отдельные работники, не владеющие навыками стратегического планирования, имеют гораздо более худшие показатели по сравнению с теми, которые такое планирование имеют. То же самое можно сказать и про отдельного человека.

Выявление точки наилучшего приложения сил:

· В каких ситуациях я добиваюсь успеха? Почему?

· Какие возможности роста имеются в моей работе?

· В чем я сегодня добился успеха и благодаря чему?

От чего следует отказаться в интересах карьеры, почему?

Карьеру надо строить по военному принципу - нанесение главного удара, для чего собираются все силы в одной точке.

Самоанализ и самомотивация:

· Что является для меня наиболее важным стимулом?

· Как я буду вознаграждать себя за прилежание и успехи?

· Как я могу улучшить свою работу?

· Какие навыки мне потребуются в дальнейшем для моей работы?

· Какие личностные качества помогают и мешают мне в моей работе?

· Что я узнал сегодня полезного, что поможет мне завтра работать лучше?

· Что я должен делать, чтобы поддерживать свой профессиональный уровень: на этой неделе, в этом месяце, в этом году?

Без поддержания самомотивации на высоком уровне карьерный рост будет периодически выдыхаться. Без надлежащего давления пара в котле паровоз не будет двигаться вперед. Поэтому нужна регулярная подпитка.

Изучение непосредственного начальника:

· Как получили свои места мой начальник и начальник моего начальника?

· Что нравится и что не нравится моему начальнику в том, как я работаю?

· Чем я могу способствовать успеху моего начальника?

· Что читает по специальности мой начальник и стоит ли мне читать то же?

· Какими сильными и слабыми сторонами обладает мой начальник? Как мне их можно использовать?

· Могу ли я влиять каким-либо образом на моего начальника?

Хороший начальник на работе - все равно что хороший отец дома. Лучше иметь хорошего начальника в плохой организации, чем плохого - в хорошей. Хороший начальник сам растет и способствует росту своих подчиненных.

Изучение возможностей организации:

· Какова культура моей организации и насколько я ей соответствую?

· Кто в нашей организации лидер и чем я от него отличаюсь?

· Как люди здесь получают повышение?

· У кого в нашей организации реальная власть?

· Каков классический путь продвижения к интересующей меня должности в этой области деятельности, в этой организации?

· Кто в организации имеет серьезное влияние на принятие важных решений?

· Какие организации являются флагманами нашей отрасли и как я могу в них попасть?

· Как сделать, чтобы руководство заметило мои заслуги?

· Каковы критерии успеха в работе: у организации, у моего начальника, у меня?

· Как успех в работе измеряется и ранжируется мною, моим начальником, в нашей организации?

· Как мне приобрести большую уверенность в себе, в своей работе, в своем начальнике, в результатах собственного труда, в своей организации?

Создание сети связей и знакомств:

· Как мне поддерживать полезные контакты, чтобы они помогали моей деятельности?

· Что из того, что я делаю или читаю, может быть полезно тем, кого я включил в свою сеть?

· С кем у меня сложились взаимоотношения и как я могу их улучшить?

· С кем мне хотелось бы наладить контакты и как этого достичь с помощью коллег и знакомых?

· Какие контакты принесут мне наибольшую пользу в деле развития карьеры?

Знакомства и связи - это канаты, которые могут поднять вас на вершины успеха. Это те же время и деньги, которые помогают профессиональному росту. Над развитием сферы знакомств и их поддержанием надо работать точно так же, как и над своим профессиональным мастерством, если не больше.

КОНТРОЛЬНЫЙ ТЕСТ

1. Социальная общность, с которой индивид соотносит себя как с определенным эталоном - это … группа.

а) формальная;

б) условная;

в) референтная;

г) реальная.

2. Сознательная уступчивость человека мнению большинства группы, изменение своего поведения под влиянием группы во избежание конфликта с ней - это …

а) внушаемость;

б) конформизм;

в) нонкомформизм.

3. По значимости для индивида выделяют группы:

а) реальные и условные;

б) формальные и неформальные;

в)референтные и нереферентные.

4. Конформизм - это:

а) негативное отношение к кому-либо;

б) подчинение влиянию другого человека;

в) позитивное отношение к чему-либо;

г) подчинение человека групповому давлению.

5. Какому стилю лидерства соответствует директивный метод руководства?

б) демократический;

в) либеральный.

6. Какому стилю лидерства соответствует коллегиальный метод руководства?

б) демократический;

в) либеральный.

7. На формальные и неформальные группы делятся по признаку классификации:

а) по характеру деятельности;

б) по формам собственности;

в) по характеру внутренних связей;

г) по статусу.

8. На неформальную структуру коллектива не влияет:

а) коммуникация;

б) идентификация;

в) адаптация;

г) интеграция;

д) субординация.

9. Какой тип взаимоотношений характеризуется дистанциированием друг от друга при отсутствии как сотрудничества, так и соперничества?

а) дружеская кооперация;

б) дружеское соревнование;

в) невмешательство;

г) кооперация антагонистов;

д) соперничество.

10. Какой тип взаимоотношений характеризуется ориентацией на индивидуальную цель даже в условиях совместного труда, основывающегося на общем взаимном доверии?

а) дружеская кооперация;

б) дружеское соревнование;

в) невмешательство;

г) кооперация антагонистов.

Ольга Руденко

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ТРЕНИНГ

для педагогов и родителей

Компетентность родителей и педагогов в вопросах общения»

“Самая главная роскошь на земле – это роскошь человеческого общения”.

(Антуан де Сент Экзюпери).

Цель: Создание условий для развития навыков эффективного общения, с помощью которых можно управлять своим эмоциональным состоянием и поведением.

Задачи:

Создать благоприятные условия для работы группы;

Ознакомить участников с основными принципами тренинга, принять правила работы группы;

Сформировать мотивацию для анализа участниками собственных педагогических взглядов и установок, своих индивидуальных особенностей как личности и как профессионала.

Создать условия для формирования навыков рефлексии, самоанализа и самораскрытия.

Содействовать повышению уверенности в себе при общении;

Способствовать созданию атмосферы психологической безопасности.

Оборудование: воздушные шары, стулья в два полукруга. Карточки (зеленый, желтый, красный, «правила группы», веревка (5-10 метров, мольберт, карточки для самодиагностики, карточки с предметами для задания «воздушный шар», ручки, шляпа, магнитофон, памятки участникам.

Ход мероприятия.

Психолог – Здравствуйте, уважаемые родители! Сегодня мы пригласили вас на психологический тренинг, который мы предлагаем провести в путешествии на воздушном шаре вместе с нашими педагогами. Прошу удобней занять себе места в корзине шара. В путешествии нам придется много общаться в тесном взаимодействии, не зависимо нравится нам что-то или нет, от общения никуда не денешься, мы будем лететь высоко над землей.

Вам наверняка знакомо это слово «тренинг». Как по-вашему, что оно обозначает и с чем ассоциируется? (Ответы.)

Психологический тренинг - это тренировка души, разума и тела.

Тренинг – это содержательные упражнения, ролевые и психологические игры, работа в парах и группах, и, конечно же, это увлекательное и живое общение интересных людей.

У каждого участника для комфортного полета имеются по три сигнальные карточки: зеленые карточки - согласие на любые поставленные вопросы, желтые карточки – означают, что у вас есть предложения или хотите высказать свое мнение, рекомендации во время путешествия, красные карточки – несогласие, недовольство, желание высказать свой протест!

Психолог. Для начала, как и в любом путешествии, нам необходимо установить правила нашей группы участников. Я предлагаю:

Правила группы

1. Доверительный стиль общения (одно из его отличий - называние друг друга на «ты», что психологически уравнивает всех членов группы и ведущего).

2. Общение по принципу «здесь и теперь» (говорить только о том, что волнует участников в данный момент, и обсуждать то, что происходит в группе).

3. Отказ от безличных речевых форм, помогающих людям в повседневном общении скрывать собственную позицию и уходить от ответственности, свои суждения выдвигать в форме «Я считаю.», «Я думаю.».

4. Активно участвовать в происходящем, контактировать как можно с большим количеством участников группы

5. Конфиденциальность (происходящее на занятии не выносится за пределы нашей группы).

А так же по правилам безопасности необходимо пристегнуть ремни (играет тихая музыка релаксационная). К полету готовы, отцепить канат! Поднимаемся!

Психолог - Пока мы поднимаемся на определенный уровень для полета, вам необходимо получить полезную информацию от педагога….:

1. Воспитатель - Общение играет огромную роль в жизни любого человека. От процесса общения и его результатов во многом зависит психическое здоровье человека – его настроение, его чувства и эмоции могут быть окрашены в положительные или отрицательные тона в зависимости от того, насколько успешно проходит процесс общения его с другими людьми.

У человека, не знающего сильных и слабых сторон своего характера, не умеющего общаться с людьми, могут возникать серьезные проблемы.

2. Воспитатель. – Нужно помнить, что в общении существуют свои закономерности.

Основа отношения к нам человека закладывается в первые 15 секунд! Для того, чтобы благополучно пройти через «минное поле» этих первых секунд, необходимо применить «Правило трех плюсов» (чтобы расположить к себе собеседника нужно дать ему как минимум три психологических плюса).

Самые универсальные – это:

имя собеседника

комплимент.

Для того чтобы люди хотели с нами общаться, мы сами должны демонстрировать свою готовность общаться с ними. И собеседник должен это видеть. Необходима искренняя, доброжелательная улыбка!

Психолог - Тема совместного психологического тренинга «Компетентность родителей и педагогов в вопросах общения» выбрана не случайно. Так как педагог и родители должны быть партнерами в воспитании детей, должны иметь доверительные отношения. А без процесса общения невыполнимы поставленные общие цели и задачи воспитания и развития.

Мы предлагаем вам через определенные упражнения и задания овладеть приемами межличностного взаимодействия. Другими словами, уметь общаться и достойно выходить из сложных ситуаций.

Психолог - Чтобы в группе работа шла активно и с увлечением мы с вами должны познакомиться, но необычным на это раз способом. Все действия необходимо выполнять аккуратно, так как мы находимся в невесомости и наш корабль не должен потерять равновесие.

Упражнение - активатор «Поменяйтесь местами, кто.» (звучит мелодия)

Цель: снять напряжения, поменять местами в рабочем круге участников группы

Это упражнение позволит немного подвигаться, поднять настроение, а также узнать друг о друге дополнительную информацию.

Прошу участников и расположиться по кругу. Убирается один стул, и водящий, стараясь занять освободившееся место, предлагает поменяться местами тем, кто: любит носить брюки. Тот, кто остался без стула (новый ведущий) предлагает поменяться местами тех, кто…. любит яблоки, умеет играть на гитаре, любит стряпать и т. п.

Психолог. - Вот мы и познакомились. У вас есть много общих интересов, любимых продуктов, занятий. Вот только погода мне что-то не нравится, тучки какие-то серые. (ведущий смотрит в бинокль). Наверное, нужно принять меры предосторожности. У нас есть веревка, которой мы можем связаться и закрепиться за корзину корабля, чтобы нас не выбросило за борт.

Игра «Шанхайцы» Материалы – веревка длиной 5-10 метров

Правила – все участники встают в шеренгу и берут друг друга за руки, затем первый начинается закручиваться вокруг своей оси и тянет остальных за собой, пока не получится спираль, которую вы плотно обматываете веревкой на уровне бедер. Задание – в этом положение участники должны пройти некоторое расстояние (от одного края корзины до другого, по пути каждый должен преставиться и рассказать о себе, что-нибудь необычное о своих детях. Все участники должны запомнить все, что будет говорить каждый из них. Когда цель будет достигнута, развяжите веревку.

Психолог. - Ура! Штормовое нашествие обошло нас стороной, прошу занять свои места и рассказать, что запомнилось в ходе рассуждения. Время – 10-15 минут.

А сейчас немного важной информации от педагога….

3. Воспитатель: существуют и другие приемы установления хорошего контакта с собеседником:

Одновременно с улыбкой необходим доброжелательный, внимательный взгляд (контакт глаз). Но не следует «сверлить» собеседника взглядом.

Короткая дистанция и удобное расположение (от 50 см до 1,5 м). Такая дистанция характерна для беседы близких знакомых, друзей, поэтому собеседник подсознательно настраивается нас выслушать и помочь – благодаря этой дистанции мы воспринимаемся им «ближе». Но не переступать «границы» личного пространства собеседника!

Убрать барьеры, «увеличивающие» расстояние в нашем восприятии в общении (стол, книга, лист бумаги в руках).

Использовать по ходу разговора открытые жесты, не скрещивать перед собой руки, ноги.

Вот самые основные правила установления хорошего личностного контакта и построения эффективного общения и взаимодействия с родителями.

Психолог - Следующим упражнением мы будем учиться общаться взглядом

Упражнение “Взгляды”

Участники встают в круг, закрывают глаза. По команде ведущего надо открыть глаза, и только глазами установить контакт с одним из участников группы.

Если это не получилось с первого раза - попробовать еще. Когда все достигли поставленной цели, попросить встать друг перед другом с кем был установлен контакт глаз, но таким образом, чтобы получилось две шеренги, - это две команды для следующего упражнения.

Итог: Возможно с этим человеком у вас много общего, а так же важно то, что в сложных жизненных ситуациях вы можете положиться друг на друга и получить поддержку. И сейчас мы проверим ваши взаимоотношения, создавшиеся в путешествии, на прочность.

Упражнение «Ладони-1»

В парах, стоя лицом друг к другу; участники соединяют свои ладони с ладонями партнера. Затем одновременно делают шаг назад, не отпуская ладоней. Затем еще шаг назад и еще… При этом между партнерами постоянно существует контакт глаз и ладоней. “Отступление" продолжается как можно дольше. Если участники, полагают, что “дошли до точки”, то начинается обратный процесс. При этом ладони продолжают надежно связывать партнеров.

Психолог. - А теперь мы установим, на сколько доверительными стали у вас отношения друг с другом.

Упражнение «Ладони-2»

Пары те же. Партнеры стоят друг перед другом на расстоянии 2-3 шага. Нужно качнуться навстречу друг другу (не отрывая ног от земли) так, чтобы соединиться, опереться ладонями (как в упражнении «Ладони-1»). Получилось? Прекрасно. Теперь каждый делает шаг назад, и вновь устремляется навстречу своему партнеру. И еще шаг назад…

Итог. Между вами появился не только контакт глаз, но и доверительные отношения! Молодцы! располагайтесь удобно по местам.

Психолог. – солнце светит ярко, группе стало жарко! И чтобы не получить солнечный удар нужна шляпа. Но, увы, в нашей корзине она одна…

Игра «Волшебная шляпа».

Цель: упражнение участников в высказывании комплимента друг другу. (5 мин) (Участники остаются в тех же кругах)

Инструкция: - Пока звучит музыка, передаём шляпу по кругу, когда музыка останавливается, тот, у кого она осталась, одевает её на себя и говорит комплимент соседям по кругу. Это может быть и поверхностный комплимент, касающийся одежды, украшений, внешности, а так же можно сказать что-либо положительное о «ребёнке», если это педагог. А тот «сосед», которому адресован «комплимент», должен принять его сказав: «Спасибо, мне очень приятно! Да мне это в себе тоже очень нравится!».

Обмен впечатлениями: легко ли было говорить комплимент; приятно ли было принимать комплимент.

Ведущий подводит итог: комплимент должен быть искренним, лучше не прямым, а косвенным.

Психолог. – Воздушная тревога!

"Воздушный шар"

Инструкция: "Прошу всех удобно сесть и внимательно выслушать информацию. Произошло непредвиденное – в оболочке воздушного шара по неизвестным причинам образовалось отверстие, через которое выходит газ, заполнявший оболочку. Шар начинает стремительно снижаться. Мы с вами летим над океаном и до земли осталось еще 500-550 км. Выброшены за борт все мешки с балластом (песком, которые были припасены на этот случай в гондоле воздушного шара. На некоторое время падение замедлилось, но не прекратилось. Вот перечень предметов и вещей, которые остались в корзине нашего шара:

1 Канат 50м

2 Аптечка с медикаментами 5 кг

3 Компас гидравлический 6 кг

4 Консервы мясные и рыбные 20кг

5 Секстант для определения местонахождения по звездам 5 кг

6 Винтовка с оптическим прицелом и запасом патронов 25 кг

7 Конфеты разные 20 кг

8 Спальные мешки (по одному на каждого члена экипажа)

9 Ракетница с комплектом сигнальных ракет 8 кг

10 Палатка 10-местная 20кг

11 Баллон с кислородом 50кг

12 Комплект географических карт 25 кг

13 Канистра с питьевой водой 20л

14 Транзисторный радиоприемник 3 кг

15 Лодка резиновая надувная 25кг

Наше предложение имеет выход. Нужно собраться в центре корзины для того, чтобы обсудить создавшееся положение. Нужно принимать решение, что и в какой последовательности выбрасывать за борт.

Ваша задача – решить вопрос о том, что и в какой последовательности следует выбросить.

Но сначала примите это решение самостоятельно. Для этого нужно взять лист бумаги со списком предметов и вещей, а затем с правой стороны рядом с каждым наименованием поставить порядковый номер, (образец психолога) соответствующий значимости предмета, рассудив примерно так: "На первое место я поставлю комплект карт, поскольку он совсем не нужен, на второе – баллон с кислородом, на третье – конфеты и т. д. ".

При определении значимости предметов и вещей, т. е. очередности, с какой вы будете от них избавляться, нужно иметь в виду, что выбрасывается все, а не часть, т. е. все конфеты, а не половина. Когда вы примите индивидуальное решение, нужно собраться в центр (в круг) и приступить к выработке группового решения, руководствуясь следующими правилами:

1) высказать свое мнение может любой член экипажа;

2) количество высказываний одного человека не ограничивается;

3) решение принимается, когда за него проголосуют все члены экипажа без исключения; (карточки сигнальные)

4) если хотя бы один возражает против принятия данного решения, оно не принимается, и группа должна искать иной выход;

5) решения должны быть приняты в отношении всего перечня предметов и вещей.

Время, которое есть в распоряжении экипажа, неизвестно. Сколько еще будет продолжаться падение? Во многом это зависит от того, как быстро вы будете принимать решения. Если экипаж единогласно проголосует за то, чтобы выкинуть какой-то предмет, он считается выброшенным, и это может замедлить падение шара.

Я желаю вам успешной работы. Главное – остаться в живых, так как дома всех ждут родные и близкие.

Если не сможете договориться, мы разобьемся. Помните об этом!"

(Рекомендации ведущему. Следует очень подробно объяснить участникам все правила и описать ситуацию, в которой оказался экипаж. При этом можно проявить собственную фантазию, исходя из особенностей состава группы. Нужно ответить на все вопросы, но не подсказывать выход из создавшегося положения. Его должны найти сами учащиеся. Во время работы ведущий не вмешивается в процесс обсуждения и не отвечает на вопросы участников, а только следит за выполнением правил, особенно за голосованием.

Время на игру: 20 – 25 минут. Но можно и увеличить время, если группа очень вяло включается в обсуждение, особенно на начальном этапе. Можно сократить время до 17 – 18 минут, если она сразу очень активно включилась в работу. Если группа сумела принять все 15 решений при 100 %-ном голосовании, надо поздравить участников и попросить их подумать над причинами успешного выхода из столь критической ситуации.

Если они не смогли принять за отведенное время все 15 решений, то ведущий объявляет, что экипаж приземлился неудачно - в океан, не долетев до земли, и просит подумать над причинами, которые привели к этой катастрофе.

Анализ результатов и хода игры можно провести сразу после ее окончания, можно и на следующем занятии, дав возможность более глубоко разобраться в причинах удачи или неудачи, проанализировать ошибки и попытаться прийти к общему мнению.

Психолог - при вашей активной деятельности мы благополучно приземлились на землю, но нас уже поджидают корреспонденты с вопросами о путешествии, о интересном, о трудностях.


Упражнение «Интервью»

Цель: создание условий для получения обратной связи и развития навыков рефлексии.

– Как важно уметь быстро познакомиться с человеком, узнать о нем, как можно больше. Как войти в дружеский контакт? Какие вопросы нужно задать? Не так-то просто провести хорошее интервью. С другой стороны и ответить на вопросы тоже бывает нелегко. Ответить так, чтобы ответы были интересными и не банальными. И каждому участнику нашей встречи придется побывать в обеих ролях: взять интервью и дать интервью

Инструкция: далее мы разбиваемся на пары. Затем уже в парах определяемся, кто будет брать интервью первым, кто вторым, На презентацию своего коллеги дается 1 минута. При этом корреспондент встает за стулом респондента, кладет руки ему на плечи и представляет ответ всей группе эмоционально и выразительно. Корреспондент записывает ответ участника

Итог: Действительно, в ходе нашей работы мы давали друг другу обратную связь, и каждый из нас находился в состоянии рефлексии. В жизни мы это делаем постоянно. Рефлексия дает возможность посмотреть на себя со стороны, осознать свои чувства и действия.

Выполняя это упражнение, мы получили яркий пример рефлексии состояния. Рефлексия – это одно из основных средств, способствующих эффективному общению, и направлена на осознание своих переживаний и состояний в ходе работы. И тогда понимая причины появления таких состояний, как например раздражение, усталость мы можем посредством рефлексии смоделировать наше состояние и восстановить нормальную трудоспособность. А начинать рефлексию нужно с того, что в какой-то момент времени сказать себе “стоп”, заглянуть в себя и задать себе вопрос: “Почему это произошло?”, “Что стоит за тем или иным моим действием?”

Психолог дарит участникам тренинга памятки – правила активного слушания.

ПАМЯТКА УЧАСТНИКАМ ТРЕНИНГА

«Правила активного слушания»

1. Доброжелательный настрой. Спокойно реагировать на все, что говорит собеседник. Никаких личных оценок и замечаний к сказанному.

2. Не устраивать расспросы. Строить предложения в утвердительной форме.

3. Делать паузу. Давать собеседнику время подумать.

4. Не бойтесь делать ошибочные предположения насчет испытываемых собеседником чувств. Если что не так, собеседник поправит вас.

5. Зрительный контакт.

6. Если вы понимаете, что собеседник не настроен на разговоры и откровенность, то оставьте его в покое.


психологические упражнения для тренингов

деловые игры, упражнения:

Игра «Путешествие на воздушном шаре»

Цель игры : дать возможность наблюдать в группе процессы, происходящие при обсуждении и принятии коллективного решения.

  1. Предложите участникам игры выбрать себе профессию:(врач, инженер, учитель, художник, и т.д. Одного участника попросите быть наблюдателем).
  2. Всем участникам игры предлагается представить, что они оказались членами одного экипажа на воздушном шаре. Шар начинает падать и остается совсем немного времени до того момента, когда он упадет в море. Чтобы этого не произошло, кто – то должен выпрыгнуть из корзины.
  3. Группа должна принять общее решение о том, кто прыгнет из корзины, исходя из того, кто из них будет менее полезен, если воздушный шар приземлится на необитаемом острове.
  4. После завершения дискуссии происходит оценка работы группы.

Эксперт докладывает свои наблюдения о ходе дискуссии: использование веских доводов, аргументов в защиту «своей» профессии, умение выслушивать друг друга, «авторитарные манеры» и т.д.


18.07.2007
Руслан
неплохое упражненьице, все процессы в группе можно продиагностировать)))
06.09.2007
Мария
я проводила это упражнение с подростками от 14 до 15 с половиной лет. вместо дебатов мы всё время скатывались на тему скорой смерти и её неизбежности. к тому же если коллектив уже сформирован велика вероятность выбора основанного на личных симпатиях и антипатиях.:(
31.10.2007
Константин
Совершенно неэкологичное упражнение. Без ассоциации с конкретными участниками группы еще куда ни шло.
Сам проводил безотносительный вариант. Довольно жестоко, но сносно.
Мое мнение, что цель обозначена не совсем точно.
В данном виде похоже на программу подготовки молодых нацистов.
Прошу автора не обижаться, просто моя собственная практика показала неприменимость данного упражнения в молодежной аудитории при успешной проекции должностей на участников.

03.11.2007
Анна
Для Константина. Есть более гуманный вариант этог упражнения и он полностью соответствует дрстижению вышеуказанной цели. Если интересно, могу напечатать.
03.11.2007
Виктория
Анна, буду Вам очень благодарна, если напечатаете!
03.12.2007
Ольга
интересная игра!проводила на учительском коллективе на МО, но немного в другой интерпретации
01.03.2008
ССС
Игра неплохо идет со взрослыми.
25.03.2008
дима
блин,игра очень классная.
здесь важно как тренер работает с динамикой группы.

05.07.2008
Татьяна Дмитриевна
На одном из семинаров я принимала участие в данной игре, только условие было другое: группе из 8-12 человек объявляют, что они в реальном времени летят на воздушном шаре (ситуация максимально приближается к реальности). Шар начинает падать и один ДОБРОВОЛЕЦ должен выпрыгнуть за борт, чтобы спасти остальных. Ведущий нагнетает обстановку пока кто-то не решиться, а потом этому человеку задает вопросы:
1. Что в своей жизни ты теряешь прыгнув сейчас?
2. От чего избавляешься?
3. Что хотел бы сказать оставшимся?
3. Что тебя толкает на этот шаг?
Человек выходит из круга и ситуация повторяется, пока кто-то из членов группы не скажет стоп или пока не останется 1 человек.
Упражнение на осознание ценности своей жизни, своего предназначения.Очень сильное!

24.08.2008
Рустам
психологи рекомендуют с осторожностью проводить такого рода упражнения
23.10.2008
Саша
Интересное конечно упражнение, но для очень сильного тренера. Особенно вариант с добровольцем.
17.03.2009
Мур
интересно а эта игра пойдет для подростков, состоящих на учете в КДН?
06.11.2009
Елена
думаю,упражнение надо адаптировать под ту или иную группу. оно очень сильно. и с ним надо осторожно.
18.03.2010
Юля
ну че посмотрим на эту игру в действии завтра,потом отпишусь
01.05.2010
Юрий
Юлия, как прошла игра?)
14.02.2011
СГ
Юлю выбросили из воздушного шара
лол

15.02.2011
Виктор
СГ, ну зачем ты так про Юлю?
11.10.2011
Романа
Я проводила такую же игру со студентами.Только повернула на умение аргументировать,доказывать.. и Дети выбирали роли из детских мультфильмов. Очень всем понравилось и никто никакого страха и ужаса не испытывал.Наоборот, шутили и старались,как можно больше привести аргументов,почему именно он должен остаться на этом шаре.
06.12.2011
Ася
У меня со студентами тоже на ура шло.
А сейчас в дет.доме с подростками решила провести, но почитала комменты и как-то опасаюсь теперь.

20.06.2013
Елена
У нас проводили в университете. Всем понравилось, оставило массу впечатлений, а также мыслей! Да, определенно надо подстраиваться под группу, не всем подойдет.
14.11.2013
дарина
на аргументацию вполне не плохо идет, но я меняла на "шар должен отправиться для создания новой цивилизации, вас 6 а мест 4"
04.12.2013
тамара
Я участвовала в чём-то похожем. На тренинге для психологов нас разделили на тройки, которые должны были бороться за место в лодке (одно!) в океане. Наблюдая вторую тройку, я ясно поняла, что утоплюсь сама и уговорю утопиться соседку. И это будет чистой воды самоубийство и убийство. Вся психосоматика у меня была налицо. Попросила остановить упражнение, т.к. всё ясно: для бизнеса оно подходит(острая конкуренция), для нас простых педагогов-психологов...После такой встряски инструкцию даю типа "Вы ангел, летящий где-то над чем-то. Вы видите терпящих бедствие...Вы ангелы жизни и делаете маленькое чудо...На помощь вы посылаете шлюпку (плот, лодка, спасательное судно. Она может успеть подобрать 5(6) человек, остальных просто не успеет собрать, т.к. силы у вас ещё небольшие,а несчастные слишком уж разбросаны. Кто окажется ближе к вашей лодочке, кому вы сможете помочь, отчаянно махая пусть детскими, но могущими помощь крыльями. И в конце обязательно проговариваем право на жизнь аутсайдеров. Однажды у меня были в списке священник и психолог. Молодняк сразу сказал, что всё психолог поймёт, а священик сам откажется от места. Быть ангелом как-то легче.
24.04.2017
Анна
У меня сейчас группа из 25 человек. Готовлю их как специализированных волонтеров. Через неделю мероприятие, в котором могут принять участие только 5 из них. Они об этом знают, но все хотят побороться за эти места. Возраст 15-17 лет. Проведу для них игру в ключе реальной сложившийся ситуации. У каждого будет задача убедить остальных в том, что они достойны этого, при этом они же сами должны определить, кто окажется в этой пятерке. Думаю, что группа определит, какими качествами должены обладать эти люди и чего личнр им нехватает, чтобы оказаться в пятерке.

Проведу - отпишусь о результате:)


24.04.2017
Марина
Есть похожая игра "Необитаемый остров". А еще снят интересный фильм про студентов, как они принимали участие в похожей игре, очень познавательно. Только не помню название.
04.07.2018
ThurmanUniom
Производствосветодиодных табло для спорта, бегущих строк, табло для АЗС

Разбивка на команды идет по следующим признакам: 1-кто в группе самый Глубокий - Мудрый? 2-кто самый Добрый - Сердечный - Сострадательный?, 3 ---самый Трудяга - Работяга?, 4---самый Дикий Варвар? (выбрать этих лидеров)

Образуется 4 КОМАНДЫ: МУДРЕЦЫ - ТРУДЯ ГИ - ГУМАНИСТЫ - ВАРВАРЫ.

Как хорошо быть в кругу друзей! Каждая команда сейчас находится в корзине воздушного шара. Вы поднимаетесь над землей, уже не разглядеть лиц внизу, дома становятся похожими на детские кубики, дороги превращаются в ниточки – и вы летите под облаками. Вы летите над городами и лесами, ветер силен, и вот вы уже над океаном. Океан неспокоен, вам сверху видны белые барашки волн, но какое вам до этого дело, ваш воздушный шар уверенно несет вас вдаль. Но что это? На горизонте появляется небольшая точка, и эта тачка приближается! Это гигантский орел, он смотрит на вас недобрыми глазами! Он кружит над вами, взмывает над шаром, исчезает из вашего поля зрения – и вдруг вы слышите клекот, царапанье по обшивке шара, удары и шипенье. У вас есть винтовка, кто-то из вас стреляет на удачу – и орел, теряя кровь, на своих широких крыльях медленно скользит в сторону и вниз. Но и ваш шар тоже начинает терять высоту. Корзина воздушного шара может держаться на воде, но если начнется шторм, шар перевернется. Вдалеке, по направлению ветра несколько островов, по всей видимости, необитаемых. Есть шанс спастись, если освободиться от не самых нужных вещей – и долететь до островов. Но что выбросить? Ведь какие - то вещи могут пригодиться, чтобы жить на этих островах, а, сколько там придется жить, не знает никто. О климате в этих широтах ничего неизвестно: сейчас там тепло, но какова зима?

Все открыли глаза – и оказались в своей группе. Все сейчас получат список вещей, находящихся в корзине шара, и последовательно будут выкидывать вещи, чтобы долететь до острова. Первым номером отмечается то, что вы решите выкинуть в первую очередь, второй номер – во вторую, 17 – то, что будете выкидывать в последнюю очередь. Работа абсолютно самостоятельная, с соседями ничего обсуждать нельзя. На всю работу дается 10 минут. После того, как свой выбор сделал каждый, дается задание для всей команды:

«Смерть обложила вас со всех сторон, единственная надежда – долететь до острова и выжить на нем. Не выкинете ничего – упадете и утонете в море. Сделаете ошибку, выкинув нужную вещь, -- погибнете. Выкинуть сразу все равносильно гибели. Свой выбор сделал каждый, теперь каждая команда должна выработать общее решение, но не голосованием, а единодушным согласием. Если хоть один человек будет против, решение не принимается. При этом вы теряете время: можете погибнуть, у вас 20 - 30 минут. Раньше решили - больше вещей у вас останется. Закончив работу, подведите итоги, выясните, чье индивидуальное решение окажется ближе к групповому. Тогда мы выясним, чье индивидуальное решение было самым мудрым или кто лучше всех умеет убеждать других». Командная работа идет в течение 30 минут.

Если в группах идет препирательство, то необходимо вмешаться: "все закрыли глаза. Время остановилось. Вы наблюдаете ситуацию со стороны. Продырявленный воздушный шар висит над морем. Неспокойно синее море, легко перевернуться в корзине, а большие голодные акулы нетерпеливо ждут этого момента. А корзине идут разговоры, и чем дольше они идут, тем ниже падает корзина. Интересно, смогут ли выжить эти люди? И от кого зависит? Время включается снова. Работаем

Те группы, что выработали решение раньше, составляют список победителей обсуждения. Делается это так. У каждого есть свой список, и есть список общегрупповой. По каждому пункту надо подсчитать модуль разности. Если по пункту 1 у кого-то ранжир 3, а группа поставила это на 5 место, то по этому пункту разница равна 2 .Сложив эту разность между индивидуальным и общим решением по каждому пункту, легко определить, насколько в целом решение одного оказалось далеко от группового, и сравнить, чье решение к групповому оказалось ближе. Можно обсудить с группой: что на их взгляд важнее – умение доказать свою правоту или работать в целом на спасение группы Важно обсудить вклад каждого в обсуждение: кто из нас спасал и наоборот (с кем бы ты не полетел).

Список вещей

1. Миски, кружки, ложки………………………….9 кг

2. Ракетница с сигнальными ракетами…………..6 кг

3. Географические карты и компас.....................2 кг

4. Консервы мясные...........................................20 кг

5. 5.Топоры, ножи, лопаты...............................12 кг

6. Канистра с питьевой водой...........................20 л

7. Вата, бинты, перекись водорода, зеленка......7 кг

8. Винтовка с запасом патронов.......................30кг

9. Шоколад.......................................................10 кг

10. Золото, бриллианты......................................25 кг

11. Большая собака.............................................55 кг

12. Рыболовные снасти........................................1 кг

13. Туалетное зеркало, шило, мыло и шампунь...3 кг

14. Соль, сахар, набор витаминов........................9 кг

15. Медицинский спирт.......................................10 л

Похожие статьи