Методика обучения детей разных возрастных групп бегу методическая разработка по физкультуре на тему. Образовательный портал Методика обучения бегу в разных возрастных группах

Елена Карагаева
Основные виды ходьбы и бега

ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ХОДЬБЫ

1. Обычная Техника выполнения: Нога ставится на опору с пятки, затем перекатом через ступню на носок и переходит в отталкивание. Положение рук: Свободное.

Имитация движений: Для малышей «Гуляют наши ножки».

2. На носках Техника выполнения: Шаги короткие, нога ставится на переднюю, часть стопы (на полупальцы, пятка не касается поверхности.

Положение рук: Свободное. Имитация движений: «Великаны» (высокие люди).

3. На пятках Техника выполнения: Нога ставится на пятку, носки подняты вверх. При этом не стоит разворачивать сильно в стороны. Положение рук: Согнуты в локтях и обхватываются за спиной. Имитация движений: «Пингвин»

4. С высоким подниманием колен Техника выполнения: Нога ставится на переднюю часть, а затем на всю стопу. Согнутая в колене нога поднимается «вперёд-вверх». Голень с бедром образует угол, носок оттянут вниз. Положение рук: В стороны, взмахи руками. Имитация движений: «Петушок» ИЛИ Положение рук: Руки вперёд, пальцы сжаты в кулак и перед коленом. Имитация движений: «Лошадки»

5. Широким шагом Техника выполнения: (в старших группах)Нога ставится перекатом. Положение рук: На поясе. Имитация движений: «Гулливер»

6. В приседе Техника выполнения: Выполняется на полностью согнутых в коленях ногах. Нога при этом ставится на всю стопу. При этом спину стараться держать прямо. Положение рук:На колени. Имитация движений: «Гуси»

7. В полуприсяде Техника выполнения: На полусогнутых ногах. Нога ставится на переднюю часть стопы. Выполняется на полусогнутых ногах. Спину при этом стараться держать ровно.

Положение рук: Согнуты в локтях,пальцы широко расставлены. Имитация движений «Утёнок»

8. С крёстным шагом Техника выполнения: Одна нога выносится вперёд. Ставится перед другой немного в сторону. Продвижение вперёд незначительное.

Ноги ставим на всю стопу. Положение рук: На поясе. Имитация движений: «Верёвочка»

9. Спиной вперёд Техника выполнения: Одна нога ставится назад на переднюю часть стопы или на всю стопу. Смотреть через плечо. Положение рук: За спиной. Имитация движений :«Рак»

10. Приставным шагом Техника выполнения: Шаг начинается с любой ноги. Одна нога при этом выносится вперёд, другая к ней приставляется. Обе ноги оказываются вместе, пятки их соединяются на каждом щаге. Положение рук: Различное положение рук (за спину, на пояс).Имитация движений: «Сороконожка»

11. Выпадами Техника выполнения: Выносимая вперёд нога ставится, согнутой в колене на всю стопу. Оставшаяся сзади нога стоит на носке. Толчок производится носком сзади стоящей ноги. Положение рук: На колено (Ногу поднимаем, руки переносим на другое колено). Имитация движений: «Силачи»

12. Спортивна Техника выполнения: Выполняется постановка ноги с носка более широким шагом. Стопа ставится на опору полностью. Положение рук: Махи руками «вперёд-назад» .Руки полусогнуты. Имитация движений: «Спортсмены»

ОСНОВНЫЕ ВИДЫ БЕГА

1. Обычный Техника выполнения: Бег свободный, лёгкий с естественным продвижением на носках. Туловище слегка наклонено вперёд. Грудь и плечи развёрнуты. Полусогнуты в локтях. Положение рук: При движении руки движутся вперёд-вверх, несколько вовнутрь, затем отводятся локтями назад в стороны. Имитация движений: С животными «Олень» и т. д.

2. На носках Техника выполнения: Ноги следует ставить на переднюю часть стопы, не касаясь пяткой пола. Шаг широкий. Темп быстрый. Положение рук: Движение рук свободное, расслабленны в такт с шагом. Имитация движений: «Мышка»

3. С высоким

подниманием колен Техника выполнения: Поднимаем согнутую в колене ногу под прямым углом. Ставить её мягким, эластичным и в тоже время достаточно энергичным движением на переднюю часть стопы. Положение рук: Можно поставить на пояс. Имитация движений: «Лошадки»

4. С отведением назад

согнутой в колене ноги Техника выполнения: Туловище наклонено вперёд. Согнутая в колене нога после толчка отводится назад (стараться достать пяткой до ягодиц или подставляя руки до рук).Положение рук: Либо на пояс,либо на пятой точке. Имитация движений: Объясняем здесь движения.

5. Бег прыжками Техника выполнения: Выполняется энергично. Широким размашистым движением. Положение рук: Толчок делается вперёд-назад.

Имитация движений: «Зайцы»,«Кузнечики»

6. В быстром темпе Техника выполнения: Выполняется на переднюю часть стопы или на носках. Шаг стремительный, широкий. Туловище наклонено вперёд по ходу движения. Положение рук: Активны, в такт с беговым шагом,согнуты в локтях.

Имитация движений: -

7. Медленный Техника выполнения: Выдерживается небольшой темп (не ускорять и не замедлять). Шаги делаются короткие. Нога ставится на переднюю часть стопы согнуты. Положение рук:Спокойные, руки согнуты в локтях. Имитация движений: -

8. Челночный Техника выполнения: Широкий, стремительный шаг чередуется с резким торможением в конце. При движении по прямой и частыми шагами на поворотах. Положение рук: Естественные, помогающие движению. Имитация движений: -

Публикации по теме:

Я бегом наслаждаюсь, Бегу, бегу, бегу! Земли едва касаюсь, Как будто я лечу! Дошкольный возраст наиболее благоприятен для развития.

Мандариновые бега мероприятие с родителями всех возрастных групп тематическая неделя «Витаминная» МАНДАРИНОВЫЕ БЕГА мероприятие с родителями всех возрастных групп тематическая неделя «Витаминная» Задачи: Осуществлять взаимосвязь по.

Иногда не нужно придумывать нового, достаточно вспомнить старую классику. Что может быть смешнее, чем бег в мешках? Бег в мешках - старинная.

Основные направления деятельности педагога-психолога ДОО Предлагаемое содержание деятельности педагога-психолога ДОО конкретизируется в двух плоскостях – обязательных видах деятельности и дополнительных.

Основные направления в коррекционной работе. артикуляционная гимнастика звуковая гимнастика (подражательная) дыхательная гимнастика пальчиковая гимнастика корригирующая гимнастика.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

Бег. Техника различных видов бега. Методика обучения различным видам бега детей разных возрастных групп. Выполнила: Васильева М.А

2 слайд

Описание слайда:

Бег Бег - быстрый способ передвижения. В отличие от ходьбы бег более эффективно влияет на развитие всех групп мышц, сердечно – сосудистой, дыхательной, а также нервной систем. Кроме того, бег укрепляет мышцы, связки внутренних органов. Бег способствует развитию быстроты, ловкости, глазомера, равновесия и других физических качеств. Во время бега длина шага и быстрота передвижения увеличиваются благодаря отталкиванию от земли. В беге, как и в ходьбе, необходима хорошая координация движений рук и ног, правильная осанка, целесообразная в зависимости от вида бега постановка ноги на опору.

3 слайд

Описание слайда:

Многократное повторение отдельных циклов (толчка, полета и приземления) позволяет совершать бег длительное время, не испытывая перенапряжения, развивая выносливость. Одним из основных моментов, обеспечивающих хорошие результаты (высокую скорость или продолжительность бега), является ритмичность бега. Бег на местности, связанный с неровностями почвы, резкими поворотами, подъемами и спусками, теряет свою цикличность и ритмичность, характерные при беге в зале или на специальной дорожке. Такой бег требует умения хорошо и быстро перестраивать координацию движений.

4 слайд

Описание слайда:

Виды бега и техника выполнения. -Обычный бег: бег свободный, легкий, с естественными движениями рук, руки полусогнуты в локтях, пальцы свободно согнуты (но не сжаты в кулаки). При беге руки движутся вперед – вверх примерно до уровня груди несколько внутрь, затем отводятся локтями назад – в стороны. Согнутая в колене нога ставится на переднюю часть стопы. Туловище слегка наклонено вперед, голова на одной линии с туловищем, грудь и плечи развернуты. -Бег щироким шагом: делать широкие шаги, увеличивая толчок и время полета. Ногу ставить с пятки перекатом на всю стопу. Толчковую ногу стараться полностью выпрямлять, энергично отталкиваясь. Движения рук свободные и размашистые. Проводиться в различных построениях: в колонну по одному, парами, по кругу, «змейкой» и т. д.

5 слайд

Описание слайда:

Бег с высоким подниманием колен: бежать, поднимая согнутую в колене ногу под прямым углом, ставить ее мягким, эластичным и в то же время достаточно энергичным движением на переднюю часть стопы. Шаг короткий, голова высоко поднята. Руки можно поставить на пояс. -Бег на носках: ногу следует ставить на переднюю часть стопы, не касаясь пяткой пола. Шаг широкий, темп быстрый. Движения рук спокойные, расслабленные, в такт шагам. Высоко руки не поднимать, можно поставить их на пояс.

6 слайд

Описание слайда:

Бег с отведением назад согнутой в колене ноги: туловище наклонено вперед несколько больше обычного, руки на поясе. Согнутая в колене нога после толчка отводится назад (стараться пяткой достать ягодицу). -Бег скрестным шагом: выполняется за хлестом почти прямых ног: правой – влево, левой – вправо. -Бег прыжками: выполняется энергично, широким размашистым движением. Толчок делать вперед – вверх.

7 слайд

Описание слайда:

Бег в быстром темпе: выполняется на передней части стопы или на носках. Шаг широкий, стремительный. Движения рук активные, в такт с беговыми шагами. Делать энергичные отталкивания толчковой ногой, хорошо ее выпрямляя. Маховую ногу выносить вперед – вверх. Туловище наклонено вперед по ходу движения, голова с ним на одной линии. Плечи развернуты, не напряжены, смотреть вперед. -Медленный бег: выдерживать небольшой темп, не ускорять и замедлять его, бежать ритмично. Шаги делать короткие, ногу ставить на переднюю часть стопы или эластично с пятки на носок. Движения рук спокойные, руки согнуты в локтях на уровне пояса, плечи слегка расслаблены.

8 слайд

Описание слайда:

Челночный бег: широкий стремительный шаг чередуется с резким торможением в конце при движении по прямой и частыми шагами на поворотах. Перед сменой направления шаги становятся более частыми и короткими, колени согнуты, чтобы сохранить равновесие. Движения рук естественные, помогающие движению по прямой и на повороте. -Бег в переменном темпе: используется в сочетании с другими движениями. Если бег завершается подскоком или прыжком в длину, то не надо замедлять темп перед толчком, а переходить сразу от последнего шага разбега к энергичному отталкиванию вверх или вперед. Надо уметь быстро и ловко переключиться с бега на другой вид движения. Например, подлезть под обруч или веревку, пройти по бревну, а затем продолжить бег не останавливаясь, не меняя направления

9 слайд

Описание слайда:

Бег в сочетании с подлезанием под палки, пролезанием в обруч, перепрыгиванием, прыжком вверх: здесь надо уметь замедлять и ускорять темп бега перед преодолением препятствия. -Бег по извилистой дорожке: отличается от бега по прямой, а бег по песку требует иной техники и иных усилий, чем бег по грунтовой дорожке. Изменяя привычные для детей условия, подбирая разные их сочетания, надо способствовать развитию столь нужного в жизни умения - использовать наиболее эффективный вид бега в соответствии с условиями поверхности (травянистая, асфальтовая дорожка, бег по песку, воде, на горку и с горки).

10 слайд

Описание слайда:

Бег в горку: нога ставится на носок, шаг короткий, туловище наклонено вперед. При сбегании нога ставится на всю стопу или с пятки на носок, ноги больше согнуты в коленях, туловище несколько отклонено назад. -Бег вверх и вниз по доске, положенной наклонно: стопы ставят близко одна к другой, носки в стороны не разводят, регулируют сохранение равновесия движениями рук. -Бег приставным шагом правым или левым боком вперед (бег галопом). Данный вид бега выполняется в медленном и среднем темпе, разворачивается туловище правым или левым боком вперед и двигается приставным беговым шагом.

11 слайд

Описание слайда:

Бег с подскоками: при каждом касании пола следует энергично отталкиваться вверх с махом согнутой в колене ноги. Бег спиной вперед: развернуться спиной в направлении движения, бежать спиной вперед, периодически оглядываясь. Семенящий бег: короткие шажки длиной в собственную стопу, приземление на носок, расслабленный плечевой пояс и руки.

12 слайд

Описание слайда:

Методика обучения различным видам бега детей разных возрастных групп. Младший дошкольный возраст Обращать внимание на осанку детей во время бега; - Длительность бега в младших группах составляет 30 – 40 с; - Бег нужно чередовать с другими движениями, так как дети быстро устают; - Обращать внимание на легкость бега, координацию движений; - Учить бегу целесообразно небольшими группами; - Бег сочетать с отдыхом; - Каждый ребенок бежит в своем темпе, стараясь не наталкиваться на других – при беге стайкой в указанном направлении

13 слайд

Описание слайда:

При обучении бегу детей младшего возраста большое значение имеет пример воспитателя. Поэтому в упражнениях и играх педагог выполняет задание вместе с детьми, обращая их внимание на легкость бега, координацию движений. Использует при этом игровой образ, например, бегите, как мышки. При выполнении таких имитационных действий не всегда нужно показывать движения, но воспитатель должен быть уверен, что детям понятен и знаком предложенный для подражания образ. Не нужно давать детям много порой непонятных указаний, например «выше поднимайте ноги» или «сильнее двигайте руками». Нередко это приводит к обратному результату: дети начинают топать, бег становится тяжелым, резким, разлаживается уже наметившаяся координация движений рук и ног. Чтобы поддержать у малышей интерес к обучению, целесообразно чаще предлагать игровые задания - добежать до игрушки, подбежать к дереву или камню, проводить подвижные игры с бегом: «Воробушки и автомобиль», «Кошка и мышки» и др.

: Пособие для воспитателя дет. сада. - М.: Просвещение, 1983. - 144 с., ил.

Маленький ребенок проявляет большую потребность в движении. Это физиологически обусловлено. Помочь дошкольнику своевременно овладеть дви­гательными умениями - важная задача педагога детского сада. Автор раскрывает методику обучения детей основным видам движений : бегу, прыжкам, лазанью, метанию с учетом условий воспитания в сельском детском саду. В книге уделено внимание проведению игр-эстафет, соревнований с элементами спортивных развлечений.

Особенности бега как основного вида движений

Умение быстро и ловко бегать необходимо в основной дея­тельности ребенка - игре. Бег чаще других движений исполь­зуется в повседневной жизни всеми детьми независимо от того, посещают ли они детское учреждение или играют на площад­ках во дворах.

Бег входит в содержание многих видов движе­ний: от умения правильно выполнять бег зависит, например, успешность прыжков в высоту и длину с разбега, выполнение спортивных упражнений, включающих элементы игр в бад­минтон, волейбол, баскетбол. Бег составляет основу комплекса ГТО. В последние годы широкое распространение среди всех слоев населения получил оздоровительный бег.

Как и ходьба, бег является упражнением циклического типа , в котором отталкивание от опоры ногой (правой или левой) чередуется с полетом. Это является отличительным признаком бега в сравнении с ходьбой. В беге, как и в ходьбе, необходима хорошая координация движений рук и ног, правильная осанка, целесообразная в зависимости от вида бега постановка ноги на опору, Многократное повторение отдельных циклов (толчка, полета и приземления) позволяет совершать бег длительное время, не испытывая перенапряжения, развивая выносливость.

Внешняя легкость бега связана с наличием оптимальных уси­лий при совершенной координации движений. Одним из основ­ных моментов, обеспечивающих хорошие результаты (высокую скорость или продолжительность бега), является ритмичность бега. Бег на местности, связанный с неровностями почвы, резки­ми поворотами, подъемами и спусками, теряет свою циклич­ность и ритмичность, характерные при беге в зале или на спе­циальной дорожке. Такой бег требует умения хорошо и быстро перестраивать координацию движений.

Детей дошкольного возраста нужно научить бегать быстро, легко и ритмично, с хорошей координацией движений рук и ног. Дети должны уметь использовать наиболее целесообразный вид и технику бега в зависимости от конкретных условий. Так, на неровной поверхности эффективнее бег в замедленном тем­пе с сохранением равновесия; в горку - мелким шагом, с го­ры - широким, в играх о ловлей и увертыванием - бег в пе­ременном темпе, с поворотами, неожиданными остановками.

В своей повседневной деятельности и играх дети чаще все­го используют бег на слегка согнутых ногах в среднем темпе со сменой направления. Но необходимо научить детей и другим видам бега (на скорость, в медленном темпе, бег высоко под­нимая колени), имеющим важное значение для всестороннего физического воспитания, развития двигательных качеств, таких, как ловкость, быстрота, выносливость.

Бег как новый вид двигательных действий появляется у де­тей на втором году жизни после того, как они научатся уверен­но ходить. Сначала это просто ускоренная ходьба частыми и мелкими шагами. Туловище при этом сильно наклоняется впе­ред, ноги согнуты в коленях. Создается впечатление, что ребе­нок как бы падает. В начале третьего года жизни ребенка эта своеобразная ускоренная ходьба становится собственно бегом, появляется характерная его особенность - полет, хотя шаги все еще семенящие, неравномерные, а нога ставится на поверх­ность тяжело, сразу всей стопой - «шлепает». Движения рук не всегда согласуются с движениями ног.

За период от 2 до 7 лет бег у детей становится легким, рит­мичным, в нем хорошо выражен полет, движения рук и ног со­гласованы. Стопа ставится эластичным перекатом с пятки на носок. Дети уже способны выполнять разные виды бега, при­меняя различную его технику. Например, на коротком отрезке при задании пробежать быстро они выполняют энергичный бег на носках, с активными движениями рук. При беге на большую дистанцию они бегут в спокойном темпе, ставя ногу перекатом с пятки на носок, движения рук слегка расслабленные.

Для того чтобы дети постепенно совершенствовали разные виды бега, необходимо создавать им соответствующие условия.

Методика обучения бегу

При обучении бегу детей младшего возраста большое значе­ние имеет пример воспитателя. Поэтому в упражнениях и иг­рах педагог выполняет задание вместе с детьми, обращая их внимание на легкость бега, координацию движений. Использует при этом игровой образ, например, бегите, как мышки. При вы­полнении таких имитационных действий не всегда нужно пока­зывать движения, но воспитатель должен быть уверен, что де­тям понятен и знаком предложенный для подражания образ. Не нужно давать детям много порой непонятных указаний, на­пример «выше поднимайте ноги» или «сильнее двигайте рука­ми». Нередко это приводит к обратному результату: дети начи­нают топать, бег становится тяжелым, резким, разлаживается уже наметившаяся координация движений рук и ног. Чтобы поддержать у малышей интерес к обучению, целесообразно ча­ще предлагать игровые задания - добежать до игрушки, под­бежать к дереву или камню, проводить подвижные игры с бе­гом: «Воробушки и автомобиль», «Кошка и мышки» и др.

В дальнейшем при обучении бегу детей старшего возраста педагог уже меньше показывает сам, больше объясняет, обра­щает внимание на тех, кто хорошо выполняет бег (бежит лег­ко, ритмично, правильно соблюдая технику бега) и может слу­жить примером.

Для того чтобы не снижался интерес к бегу, детям старших групп следует предлагать дополнительные задания: изменить темп или направление бега, быстро остановиться и вновь про­должить бег, обежать предметы, чередовать бег с другими дви­жениями- ходьбой, перелезанием, прыжками и др.

Бег с введением дополнительных заданий чаще всего прово­дится в таких упражнениях, как «Догони мяч», «По мостику», «За высоким, за низким», «Аист, бабочка, лягушка», «Пробе­ги - не урони». В содержание многих из них включается бег с ловлей и увертыванием, влияющий на улучшение координации движений, скорость бега, на развитие ловкости.

Для воспитания выносливости полезен бег в равномерном медленном, темпе. Он используется в работе с детьми всех воз­растных групп. Для детей первой и второй младших групп дли­тельность бега составляет 30-60 с, для детей старших групп продолжительность бега увеличивается до 2-3 мин. Этот вид бега применяется в упражнениях и играх с ярко выраженной непрерывной двигательной активностью. Целесообразно ис­пользовать длительный медленный бег на воздухе, включая его в игры «Летчики», «Космонавты» и др. и чередуя с преодоле­нием некоторых препятствий (пройти по бревну, подлезть под веревкой, вбежать на горку и сбежать с нее).

Виды бега

Виды бега различны. В спортивной практике бег делится в зависимости от длины дистанции: спринт (60-100 м), бег на средние дистанции (400-1000 м), бег на длинные дистанции (от 2000 м), марафонский бег .

Кроме этого, различают бег кроссовый, с препятствиями, барьерный бег . За последние годы особую популярность приобрел бег в невысоком темпе (трус­цой ), применяющийся в оздоровительных целях.

Учитывая возрастные особенности, детям дошкольного воз­раста доступны следующие виды бега: обычный бег в спокой­ном темпе, бег на скорость, с препятствиями и включением других движений (подлезания, прыжков), бег с меняющимся темпом, медленный бег. Виды бега и беговых упражнений отли­чаются по технике выполнения. Воспитателю следует знать эти особенности, чтобы предупредить ошибки, легче и быстрее их исправить, правильно определить задачи и методику обучения.

Обычный бег. Правильной техникой такого бега считается: умение бегать свободно, легко, с естественными движениями рук. Руки полусогнуты в локтях, пальцы свободно согнуты (но не сжаты в кулаки). При беге руки движутся вперед-вверх примерно до уровня груди несколько внутрь, затем отводятся локтями назад - в стороны. При беге небольшими шагами слегка согнутая в колене нога ставится на переднюю часть сто­пы. При более широких беговых шагах нога ставится с пятки с последующим эластичным опусканием на всю стопу. При от­талкивании нужно разогнуть ногу в колене. Носки стоп в сто­роны не разводятся. Туловище слегка наклонено вперед, голова с ним на одной линии, грудь и плечи развернуты, плечи не по­ворачивать вслед за рукой, чтобы не вызвать чрезмерного по­ворота туловища.

Обычный бег в среднем темпе широко используется для обу­чения некоторым элементам техники, навыкам правильного ко­ординированного движения. При таком беге дети могут лучше контролировать свои движения, хорошо их чувствуют, могут вносить поправки в свои действия.

Обычный бег можно проводить в различных построениях: в колонну по одному, парами, по кругу, «змейкой» и т. д. При­мерная продолжительность непрерывного бега возрастает по­степенно с 10-15 с в младших группах до 35-40 с в старших (повторяется 2-4 раза с перерывами). Для детей 6-7 лет в конце учебного года длительность бега может быть в пределах одной минуты, так как в течение года дети овладевают эле­ментами правильной техники бега, растет их функциональная подготовка.

Бег на носках. Ногу следует ставить на переднюю часть стопы, не касаясь пяткой пола. Шаг короткий, темп быстрый. Движения рук спокойные, расслабленные, в такт шагам, высоко их не поднимать. Можно поставить руки на пояс.

Бег с высоким подниманием колен. Бежать поднимая сог­нутую в колене ногу под прямым углом, ставить ее на пол мяг­ким, эластичным и в то же время достаточно энергичным дви­жением на переднюю часть стопы. Шаг короткий, с незначи­тельным продвижением вперед. Корпус прямой и слегка откинут назад, голова высоко поднята. Руки можно поставить на пояс. Чередовать с обычным бегом или ходьбой.

Бег широким шагом. Делать широкие шаги, увеличивая тол­чок и время полета (как бы перепрыгивая через воображаемое препятствие). Ногу ставить с пятки перекатом на всю стопу. Толчковую ногу стараться полностью выпрямлять, энергично отталкиваясь. Движения рук свободные и размашистые.

Бег с отведением назад согнутой в колене ноги. Туловище наклонено вперед несколько больше обычного, руки на поясе. Согнутая в колене нога после толчка отводится назад (ста­раться пяткой достать ягодицу). Чередовать с обычным бегом, несколько больше расслабляя при этом ноги, давая им отдых.

Бег окрестным шагом. Выполнять захлестом почти прямых ног: правой - влево, левой - вправо. Нога ставится на стопу.

Бег прыжками. Выполняется энергично, широким размаши­стым движением. Толчок делать вперед-вверх.

Продолжительность непрерывного бега на носках, с высо­ким подниманием колен, с отведением назад согнутой в колене ноги небольшая (10-20 с). Как правило, эти виды бега повто­ряются 2-3 раза, чередуя каждый вид с обычным бегом или ходьбой. Бег широким шагом дается на дистанции 10-12 м. Для этого бега можно использовать различные ориентиры - линии, шнуры, плоские обручи, набивные мячи.

Бег в быстром темпе. Выполняется на передней части сто­пы или на носках. Шаг широкий, стремительный. Движения рук активные, в такт с беговыми шагами. Делать энергичные отталкивания толчковой ногой, хорошо ее выпрямляя. Маховую ногу выносить вперед-вверх. Туловище наклонено вперед по ходу движения, голова с ним на одной линии. Плечи разверну­ты, не напряжены, смотреть вперед.

Быстрый бег применяется чаще всего в играх с элементами соревнования. Длительность такого бега невелика - 5-8 с. Од­нако, чередуясь с естественными остановками - отдыхом, он может повторяться 4-5 раз.

Медленный бег за последнее время завоевал большую попу­лярность, в основном как средство развития общей выносливо­сти, повышения функциональных возможностей организма. В этом беге надо уметь выдерживать небольшой темп, не уско­рять и не замедлять его, бежать ритмично. Шаги делать корот­кие, ногу ставить на переднюю часть стопы или эластично с пятки на носок. Движения рук спокойные, руки согнуты в лок­тях на уровне пояса, плечи слегка расслаблены.

Бег в переменном темпе используется в сочетании с други­ми движениями. Главная задача при обучении этому виду бе­га- научить детей выбирать темп и вид бега, наиболее соот­ветствующий содержанию задания. Так, если бег завершается подскоком или прыжком в длину, то не надо замедлять темп перед толчком, а переходить сразу от последнего шага разбега к энергичному отталкиванию вверх или вперед. Надо уметь бы­стро и ловко переключиться с бега на другой вид движения. Например, подлезть под обруч или веревку, пройти по бревну, а затем продолжить бег не останавливаясь, не меняя направле­ния. В переменном темпе можно предлагать разные упраж­нения.

Челночный бег. Широкий стремительный шаг чередуется с резким торможением в конце при движении по прямой и часты­ми шагами на поворотах. Перед сменой направления темп бо­лее частый, шаги короче, колени больше согнуты, чтобы сохра­нить равновесие. Движения рук естественные, помогающие дви­жению по прямой и на поворотах.

Бег в сочетании с подлезанием под палки, пролезанием в об­руч, перепрыгиванием, прыжком вверх. Здесь надо уметь замед­лять и ускорять темп бега перед преодолением препятствия.

Бег в разных естественных условиях развивает умение при­менить наиболее соответствующий этим условиям вид бега, его темп и скорость. Бег по извилистой дорожке отличается от бе­га по прямой, а бег по песку требует иной техники и иных уси­лий, чем бег по грунтовой дорожке. Изменяя привычные для де­тей условия, подбирая разные их сочетания, надо способство­вать развитию столь нужного в жизни умения - использовать наиболее эффективный вид бега в соответствии с условиями по­верхности (грунтовая, травянистая, асфальтовая дорожка, бег по песку, воде, на горку и с горки).

При беге в горку нога ставится на носок, шаг короткий, ту­ловище наклонено вперед. При сбегании нога ставится на всю стопу или с пятки на носок, ноги больше согнуты в коленях, ту­ловище несколько отклонено назад.

При беге вверх и вниз по доске, положенной наклонно, стог пы ставят близко одна к другой, носки в стороны не разводят, регулируют сохранение равновесия движениями рук.

Содержание упражнений для детей старшей группы (5-6 лет)

1. Бег на носках.

2. Бег широким и мелким шагом.

3. Бег высоко поднимая колени.

4. Бег с выполнением заданий.

5. Бег в сочетании с другими движениями.

6. Бег в быстром темпе на 10 м (повторить 3-4 раза).

7. Бег на скорость на расстояние 20-30 м.

8. Челночный бег (3 раза по 10 м).

9. Чередование ходьбы и бега на 2-3 отрезках пути, по 60-100 м в каждом.

10. Бег в среднем темпе по пересеченной местности на рас­стояние до 150-200 м.

11. Медленный бег в течение 1,5-2 мин.

Методические указания. Упражнения в беге для детей старшей группы усложняются. Воспитатель добивается от ребят умения выполнять разные виды бега технически правильно: на носках короткими и частыми беговыми шагами; бег широким шагом с большим легким полетом и размашистыми движениями рук. Педагог поощряет детей, умеющих применять соответству­ющие заданию виды бега, и во всех случаях положительно оценивает лег­кий свободный бег с естественными движениями рук.

В упражнения и игры часто включаются разные задания при беге в среднем темпе, например не снижая скорости бега, сменить ведущего, вы­полнить поворот кругом, перестроиться из колонны в пары. Также в сред­нем темпе выполняется бег по пересеченной местности. Дистанция такого бега типа кросса для детей 6 лет находится в пределах до 150-200 м. По возможности включаются препятствия, которые дети должны преодолеть на бегу: подлезть, перепрыгнуть, ловко обежать.

В старшей группе ведется специальная работа над развитием у детей двигательных качеств быстроты и выносливости, для чего увеличивается длина беговых дистанций. Дети соревнуются в беге на скорость на дистан­ции 20-30 м или повторяют 3-4 раза быстрый бег на 10 м.

С целью воспитания выносливости детям предлагается пробежать от 60 до 100 м, затем пройти часть пути и вновь пробежать такое же расстояние. Более продолжительным становится бег в медленном темпе - до 1,5-2 мил. Воспитатель вначале сам показывает, как бежать в медленном темпе, а за­тем кто-либо из детей демонстрирует свое умение равномерно и неторопливо бежать. Медленный бег целесообразнее проводить в естественных условиях на воздухе.

Упражнения и игры для детей 5-6 лет

Горелки с платком (удмуртская игра). Дети становятся в колонну по два. Впереди, лицом к ним, водящий, у него в руке платок. Он поднимает его. Дети, стоящие в последней паре, бе­гут с двух сторон к водящему.

Правила: тот, кто подбежал первым, берет платок и стано­вится водящим; опоздавший встает в пару с прежним водящим впереди остальных пар.

Физкульт-ура! Дети располагаются на одной стороне пло­щадки за линией старта. На противоположной стороне в 15- 20 м отмечен финиш. Ребята говорят:

«Спорт, ребята, очень нужен. Мы со спортом крепко дружим. Спорт - помощник! Спорт - здоровье! Спорт - игра! Физкульт-ура!»

С окончанием слов дети бегут наперегонки к финишу.

Правила: побеждают те, кто в числе первых трех пересек линию финиша.

Усложнение: победителей выстраивать на 1-2 шага дальше от линии старта.

Найди свое место (итальянская игра). Играющие образуют круг. Водящий за кругом с платочком в руке. По сигналу он пробегает за стоящими в кругу детьми, кладет кому-нибудь из них на плечо платок и продолжает бежать. Тот, у кого оказал­ся платок, бежит навстречу водящему. В это время дети, стоя­щие в кругу, раздвигаются, как бы заполняя освободившееся место. Водящий и ребенок с платком должны отыскать это ме­сто и встать.

Правила: вставший па место правильно остается в кругу, а опоздавший становится водящим; если водящий 3 раза подряд был в этойхроли, его заменяют.

Лошадки. Дети распределяются на две равные подгруппы, одна из которых всадники, другая - лошади. Всадники распо­лагаются на одной стороне площадки, лошади - в конюшне. Воспитатель - сторож.

Всадники запрягают лошадей, используя скакалки или ве­ревки (длиной 2 м), становятся друг за другом. На слова «ша­гом» всадники идут друг за другом обычной ходьбой, лоша­ди - высоко поднимая ноги. На сигнал «бегом» бегут, на сигнал «галопом» скачут, на сигнал «врассыпную» бегут в разных направлениях по площадке. Затем вновь идут друг за другом. На слова «тпру!» останавливаются. Дети меняются ролями. Иг­ра повторяется.

Правила: менять движения по сигналу; при беге не сталки­ваться.

Усложнение: добавить ходьбу по доске или бревну, в горку и с горки.

Гуси-лебеди. На одном конце площадки отмечается дом, где находятся гуси, на противоположном конце стоит пастух. Сбо­ку от дома - логово волка. Остальное место площадки - луг. Назначаются или выбираются пастух и волк, они занимают свои места. Гуси пасутся на лугу. П а с т у х. Гуси, гуси! Гуси. Га, га, га! Пастух. Есть хотите? Гуси. Да, да, да! Пастух. Так летите! Гуси. Нам нельзя,

Серый волк под горой Не пускает нас домой... Пастух. Так летите, как хотите, Только крылья берегите!

Гуси, вытянув руки в стороны, летят домой, а волк выбега­ет и старается поймать (осалить) гусей.

Правила: пойманным считается тот, до кого дотронулся волк, подсчитываются пойманные гуси, назначается новый волк и пастух.

Усложнение: волк должен подлезть под дугу или в обруч.

Караси и щука. Половина детей образуют круг-пруд, рас­стояние между играющими два шага. Один - щука находится за кругом. Остальные играющие - караси бегают внутри кру­га. По сигналу «щука» она быстро вбегает в круг, стараясь пой­мать карасей. Те спешат занять место за кем-нибудь из играю­щих, стоящих по кругу (камешки).

Правила: щука ловит тех, кто не успел встать за камешек; после 3-4 повторений подсчитывают пойманных карасей; дети, стоящие в кругу и изображающие карасей, меняются ролями; назначается новая щука.

Мышеловка. Играющие делятся на две неравные подгруп­пы: меньшая (примерно одна треть играющих) образует круг - мышеловку, остальные-мыши находятся за кругом. Играю­щие- мышеловка - берутся за руки и ходят по кругу и гово­рят:

«Ах, как мыши надоели, Все погрызли, все поели. Берегитесь же, плутовки,

Доберемся мы до вас. Вот поставим мышеловки, Переловим всех сейчас!»

Дети останавливаются, поднимают сцепленные руки. Мыши вбегают в мышеловку и выбегают из нее. По сигналу «хлоп» дети опускают руки - мышеловка захлопнулась.

Правила: мыши не должны стоять в кругу или вне его; не успевшие выбежать по сигналу считаются пойманными и вста­ют в круг - мышеловку.

Ястреб и утки (якутская игра). На площадке рисуют два круга - озера, между ними расстояние 5-10 шагов. С по­мощью считалки выбирают ястреба, он встает между озерами. Остальные дети - утки плавают в своих озерах. По сигналу де­ти- утки меняются местами. В это время ястреб ловит уток.

Правила: ястреб только дотрагивается до уток, когда они находятся вне озера, в озере уток ловить нельзя: пойманные утки выбывают из игры и возвращаются на места после под­счета и смены ястреба.

Для выбора ястреба можно использовать следующую считалочку: «Жил в реке один налим, Два ерша дружили с ним. Прилетали к ним три утки По четыре раза в сутки И учили их считать: Раз-два-три-четыре-пять!»

Кто лишний (башкирская игра). Хлопая в ладоши и припля­сывая, дети водят хоровод. Внутри круга нарисован треуголь­ник со сторонами, равными длине 4-5 шагов, у каждой его вершины - кружки. Трое ребят становятся в кружки, а четвер­тый- водящий в центре треугольника. Из кружков ребята пе­ребегают в хоровод. Те, перед кем они встают, должны быстро занять опустевший кружок.

Правила: водящий может занимать любой пустой кружок; опоздавший становится водящим.

Салки в кругу. На площадке чертится круг диаметром 30 м. Соревнуются две команды. Каждая образует круг, т. е. два кру­га внутри нарисованного круга. По первому сигналу команды двигаются приставными шагами в разные стороны. По второму сигналу играющие внешнего круга разбегаются, ребята из внутреннего круга стараются их осалить. По истечении некото­рого времени игра останавливается, подсчитывается число оса­ленных, команды меняются ролями. Побеждает команда, су­мевшая осалить большее число соперников.

Правила: нельзя выбегать за пределы нарисованного круга.

Скворечники. Играющие чертят в разных местах площадки кружки или делают их из скакалок, шишек, камешков - это скворечники. В каждом - пара скворцов. Число играющих не­четное, один без дома. Дети бегают по площадке в разных на­правлениях. По сигналу «скворцы прилетели» дети - скворцы бегут в скворечники и размещаются в них по двое, По сигналу «скворцы летят» снова бегают по площадке.

Правила: занимать можно любой скворечник; опоздавший остается без дома.

Перемени предмет. На одной стороне площадки чертят 4- 5 кружков на расстоянии одного шага один от другого, в каж­дом по мешочку с песком. На противоположной стороне выст­раиваются играющие в 4-5 колонн против каждого кружка. Каждый первый в колонне получает кубик (шишку, камешек). По сигналу дети бегут к кружкам, кладут в них кубики, берут мешочки с песком и возвращаются на места.

Правила: предмет нужно класть в кружок, не бросать; если предмет не точно положен в кружок, играющий должен верну­ться и поправить предмет.

Содержание упражнений для детей подготовительной к школе группы (6-7 лет)

1. Бегать отводя назад согнутые ноги в коленях,

2. Бегать поднимая вперед прямые ноги.

3. Бег прыжками.

4. Бег в сочетании с другими движениями (ведение мяча, со скакалкой; прыжками).

5. Бег широким шагом через препятствия высотой 10- 15 см.

6. Бег из разных стартовых положений.

7. Бег на скорость - дистанция 30 м.

8. Челночный бег (5 раз по 10 м).

9. Чередование ходьбы и бега на 3-4 отрезках пути, по 100-150 м каждый.

10. Бег в среднем темпе по пересеченной местности на рас­стояние 200-300 м.

11. Медленный бег в течение 2-3 мин.

Методические указания. В подготовительной к школе группе воспитатель продолжает следить за тем, чтобы бег у детей был естественным, легким, ритмичным, с хорошей осанкой, непринужденным положением рук, головы, туловища. Для детей 6-7 лет увеличивается число упражнений в беге, вводятся новые виды, требующие хорошей физической подготовки, напри­мер бег с отведением назад согнутых ног в коленях, бег с подниманием вперед прямых ног, бег прыжками. Усложняются задания, освоенные в старшей группе, например, бег широким шагом чередуется с преодолением препятствий высотой 10-15 см, что требует энергичного отталкивания, вы­сокого полета, умения без остановки выполнить несколько прыжков подряд.

Беговые упражнения чаще сочетаются с другими сложными движения­ми, но лишь в том случае, если дети ими владеют. Так, воспитатель пред­лагает бег под вращающейся длинной скакалкой, развивая у детей умение соразмерять скорость бега со скоростью вращения скакалки, резко ускорять бег в момент пробегания под ней. Это же умение необходимо при ведении мяча в прямом направлении или «змейкой». У детей 7 лет сравнительно вы­сокий уровень координации движений, что дает возможность выполнить та­кие упражнения, как пробежать по наклонному или горизонтально подня­тому на 20-25 см бревну. Следует подсказать детям, что бежать надо ос­торожно, ставя стопы близко одна к другой, носки не разводить, руки расставить в стороны, помогая удерживать равновесие, смотреть на конец бревна.

Воспитатель не должен забывать о требованиях к технике бега при вы­полнении прыжков. Успех в этих упражнениях во многом определяется уме­нием увеличить темп в конце разбега, завершив его энергичным отталкива­нием.

Продолжается развитие качества быстроты. Хорошим упражнением в стартовом рывке является бег из разных исходных положений - стоя спи­ной, сидя, стоя на коленях, лежа. Такие задания совершенствуют умение детей быстро реагировать на сигнал, развивают максимальный темп бега, при котором у детей появляется частый шаг и энергичные движения рук.

Расширяются возможности воспитания выносливости . Детям предлагают пробегать в среднем темпе по пересеченной местности дистанцию 200-300 м. Бег в чередовании с ходьбой на отрезках пути по 100-150 м повторяется 3-4 раза. Закрепляется умение бежать медленно в невысоком темпе в те­чение 2-3 мин. По возможности надо чаще использовать бег босиком по песку, мелкой воде, земляным и травянистым дорожкам с поворотами и уклонами, убедившись в отсутствии предметов, могущих привести к травмам. Такой бег желательно проводить весной, летом и даже поздней осенью, не боясь мелкого, моросящего дождя. Помимо закаливания, бег в неблагопри­ятных условиях укрепляет характер детей, их настойчивость, выдержку, со­здает привычку ежедневно заниматься физическими упражнениями.

Игры для детей 6-7 лет

Ловишка, бери ленту! Дети строятся по кругу. Каждый по­лучает полоску или цветную ленточку и закладывает ее за пояс или за ворот. В центре круга ловишка. По сигналу «беги» дети разбегаются по площадке (если она большая, надо обозначить границы для игры). Ловишка бегает за играющими, стремясь вытянуть ленточку. По сигналу «раз, два, три, в круг скорей беги» дети строятся в круг. Ловишка подсчитывает количество взятых лент, возвращает их детям. Игра возобновляется с но­вым ловишкой.

Правила: ленточку не придерживать руками; лишившийся ленточки временно выходит из игры.

Уголки. Игра хорошо проходит на большом участке, где много деревьев, расположенных недалеко друг от друга. Дети становятся возле них или в обозначенных на земле кружках. Один из играющих, оставшийся в середине, подходит к кому-либо и говорит: «Мышка, мышка, продай мне свой уголок». Та отказывается. Водящий идет с теми же словами к другому. В это время остальные дети меняются местами, а находящийся в середине старается занять место одного из перебегающих. Если это ему удалось, оставшийся без уголка становится на середи­ну. Если водящему долго не удается занять уголок, воспитатель говорит: «Кошка». Все одновременно меняются местами, веду­щий занимает чье-либо место.

Правила: до перебежки уговориться с тем, с кем хочешь по­меняться местами; нельзя долго стоять в своем уголке.

Собери флажки. На поле, площадке расставляют флажки через каждые 8-10 м. В первом ряду флажков должно быть на два меньше, чем играющих, во втором ряду - еще па два меньше. Таким образом, если играют 10 детей, то флажков должно быть в каждом ряду 8, 6, 4, 2, 1. По сигналу дети бегут, каждый старается завладеть флажком в первом ряду. Двое, не успевших это сделать, выбывают из игры. После второго этапа остается шесть участников, затем четыре и наконец двое силь­нейших. Ребенок, овладевший последним флажком, становится победителем (рис. 6).

Рис. 6. Собери флажки

Правила: если во время бега ребенок уронил флажок на землю, он должен сначала поднять его и только затем продол­жать бег.

Догони соперника. Две шеренги детей располагаются перед стартовыми линиями на расстоянии 5 шагов одна от другой. В 15-20 шагах от стартовой линии очерчивается дом. По сигна­лу все одновременно начинают бег: дети, находящиеся сзади, стараются осалить бегущих впереди. После подсчета осаленных дети меняются ролями.

Правила: нельзя салить за линией дома.

Бег шеренгами. Команды выстраиваются шеренгами (на расстоянии 15-20 шагов), можно дать им названия «Ракета», «Спутник». По сигналу дети одной из команд, взявшись за руки, идут вперед, стараясь соблюдать равнение. Когда до другой шеренги, участники которой сидят на земле, остается 2-3 ша­га, воспитатель дает команду: «Беги!». Дети первой шеренги расцепляют руки и бегут в свой дом, а ребята второй шеренги стараются их осалить. Подсчитываются осаленные. Игра повто­ряется, но на этот раз команды меняются ролями.

Правила: каждый раз дети обеих команд должны принимать определенное исходное положение, например, те кто наступает, могут брать друг друга под руки, класть руки на плечи, сцеп­лять их впереди; те, кто ожидает приближения соперников, мо­гут стоять спиной или боком к ним.

Салки со скакалкой. Двое детей берут за разные ручки обыч­ную короткую скакалку, бегут по площадке, стараясь свобод­ной рукой осалить остальных детей, убегающих от них. Первый пойманный встает между водящими, берется одной рукой за середину скакалки и включается в ловлю. Чтобы тройка водя­щих освободилась от своих обязанностей, надо каждому из них поймать по одному игроку.

Правила: скакалку не отпускать; согласовывать действия в тройках.

Перемена мест. Две команды по 8-10 человек выстраива­ются шеренгами лицом друг к другу на противоположных сто­ронах площадки за линиями городов (дистанция 10-12 м) и расходятся на ширину вытянутых рук. По сигналу бегут навст­речу друг другу, стараясь как можно быстрее оказаться за чер­той противоположного города, затем поворачиваются лицом к центру площадки и строятся в шеренгу. Побеждает команда, сделавшая это быстрее.

Правила: при перебежке не сталкиваться; встав в шеренгу, подровняться.

Горелки. Играющие становятся в колонну парами. Впереди колонны на расстоянии 2-3 шагов проводится линия. С по­мощью считалки выбирают ловишку:

«Косой, косой,
Не ходи босой.
А ходи обутый,
Лапочки закутай.
Если будешь ты обут,
Волки зайца не найдут.
Не найдет тебя медведь.
Выходи, тебе гореть».

С. Маршак

Ловишка становится на линию спиной к остальным играю­щим. Все, стоящие парами, говорят:

«Гори-гори ясно,
Чтобы не погасло.
Глянь на небо - птички летят,
Колокольчики звенят.
Раз, два, три - беги!»

С окончанием слов дети, стоящие в последней паре, бегут вдоль колонны (один - справа, другой - слева), стремясь схватить­ся за руки. Ловишка старается поймать одного из пары и сое­динить с ним руки. Если ловящий успел это сделать, он обра­зует с пойманным новую пару и становится впереди колонны, а оставшийся без пары становится ловишкой. Если ловишка не поймал, он остается в той же роли.

Правила: во время произнесения слов ловишка не должен оглядываться; ловить можно до того, как играющие возьмутся за руки.

Полоса препятствий. В качестве препятствий могут быть различные пособия: скамейки, дуги, барьеры, цели для мета­ния. Порядок преодоления препятствий может быть любым, например подлезть под несколькими дугами (рейками), пройти по гимнастической скамейке (или бревну), обежать набивные мячи (четыре мяча, положенных на расстоянии 1 м один от дру­гого), перепрыгнуть с места через две линии, проползти по гим­настической скамейке, пробежать с маленьким мячом (или ме­шочком с песком) 6-7 м и метнуть его в цель. Оцениваются быстрота и точность выполнения задания.

Будь внимателен. На одной стороне площадки 5-6 играю­щих, на противоположной (дистанция 8-10 м) напротив каж­дого лежат по три предмета (например, кубик, погремушка, флажок). На сигнал «Беги» играющие устремляются к предме­там. Примерно на середине пути следует сигнал, какой из трех предметов нужно взять, например кубик. Дети берут названный предмет и бегут с ним на исходную линию.

Правила: выигрывает прибежавший с предметом первым; ес­ли взят не тот предмет, нужно вернуться и заменить его.

Коршун и наседка. В игре участвует 8-10 детей. Одного из играющих выбирают коршуном, другого - наседкой. Остальные дети - цыплята, они становятся за наседкой, образуя колонну. Все держатся друг за друга. В стороне гнездо коршуна. По сиг­налу он вылетает из гнезда и старается поймать цыпленка, стоящего последним в колонне. Наседка, вытягивая руки в сто­роны, не дает коршуну схватить цыпленка. Все цыпля­та следят за движениями коршуна и быстро двигаются за наседкой.

Правила: не разрывать сцепления в колонне; нельзя дер­жать коршуна руками; пойманный идет в гнездо коршуна,

Салки - не попади в болото. На площадке палочками, шиш­ками, камешками обозначается место, куда нельзя забегать, - болото (муравейник, огород). Выбирают ловишку. По сигналу он догоняет детей, стараясь их осалить.

Правила: осаленный ловишкой или попавший в болото счи­тается пойманным и выбывает из игры до подсчета осаленных.

Вавилова Е. Н. Учите бегать, прыгать, лазать, метать : Пособие для воспитателя дет. сада. - М.: Просвещение, 1983. С. 32-54.

Детям свойственно вести достаточно активный образ жизни, при котором нет минуты свободного времени. По данной причине многие взрослые считают лишним участие в спортивной жизни ребенка, которая и без того насыщенна событиями. Однако иногда все-таки стоит задуматься о качестве в ущерб количеству, в особенности в случае со спортивным воспитанием. Речь о беге. Любой ребенок любит быстро бегать и игры в догонялки, но лишь единицы делают это правильно. А неверная техника бега, в свою очередь, способна отрицательным образом сказаться на здоровье. Вследствие этого, целесообразно научить ребенка правильно бегать, чтобы данный этап в его развитии стал не только интересным, но и полезным.

Основы бега

Когда ребенок учится бегать нужно обьяснить ему, что основой любого вида бега , в соответствии с которым определяются скоростные и временные показатели тренировок. Ритмичность движения обуславливается темпом самого бега:

  1. Прогулочный бег. В данном случае на вдох и выдох должно приходиться по 4 шага.
  2. Бег умеренной интенсивности. При ускорении темпа соотношение шагов снижается до 3.
  3. Быстрый бег . Максимальный темп предполагает максимально быструю вентиляцию легких. В таком случае на вдох и выдох должно хватать по два шага.

Дети, не достигшие школьного возраста должны учиться бегать в быстром ритмичном темпе с хорошей координацией верхних и нижних конечностей. Важно менять техническую и типовую составляющие бега соответственно имеющимся условиям:

  • по неровной поверхности темп должен быть замедленным;
  • при поднятии в гору — бег должен осуществляться посредством мелких шагов, при спуске — широких.

Бег в игровой форме требуют способности резкой смены темпа и интенсивности. Верно выполняемый бег обуславливается небольшим наклоном корпуса вперед и прямым взглядом. Движения согнутых рук и плечей должны быть незажатыми, пальцы находятся в полусогнутом положении.

Виды бега для детей

Ребенка можно научить следующим техникам бега, которые станут полезными для его здоровья:

1. Бег с поднятием колен вверх

Такая разновидность бега всегда комбинируется с пешей ходьбой или простой пробежкой. Техническая сторона сводится к следующему:

  • нога в согнутом положении поднимается соответственно прямому углу, после чего на пол ставится носок стопы;
  • шаг должен быть коротким;
  • голова должна быть в высоко поднятом положении, корпус — прямым, немного наклоненным назад;
  • руки должны лежать на поясе.

Продолжительность такого занятия составляет 10-20 секунд.

2. Бег на носочках

Такая техника предполагает отсутствие касания пола пятками. Бег осуществляется посредством коротких шагов. Руки должны находиться в поднятом положении или располагаться на поясе. Длительность тренировки аналогична предыдущей — 10-20 секунд.

3. Бег с использованием широкого шага

Суть такого бега заключается в усилении толчка и увеличении продолжительности полета. Это выглядит, будто ребенок совершает прыжки. Данный тип бега делает возможным использование различных гимнастических снарядов в виде палок, мячей и . При этом должна соблюдаться дистанция в 10-20 метров.

4. Бег с отведением согнутой ноги

Такая техника бега также разбавляется классической пробежкой. После наклона вперед нога в согнутом положении по завершении толчка направляется назад. Одновременно с этим, необходимо доставить до ягодицы пяточной частью стопы. Местоположение рук — пояс. Длительность тренировочного процесса в среднем равна 15 секундам.

5. Перекрестный бег

Нижние конечности в практически прямом положении захлестываются перекресток. Когда производится , должна задействоваться стопа.

6. Бег с прыжками

Такой бег выполняется в энергичном темпе, сопровождаясь широкими движениями. Толчок выполняется в верхнем и переднем направлениях.

7. Быстрый бег

Тренировка характеризуется быстрым темпом с использованием широких и стремительных шагов. При этом корпус должен быть направлен вперед. Важно соблюдать прямое положение головы, а также развернутость и отсутствие напряжения в плечах. Нога,осуществляющая толчок, после отталкивания полностью выпрямляется, а нога, совершающая маховые движения, выносится в верхне-переднем направлении. Руки должны совершать активные движения, совпадающие с тактом ног.

Быстрый бег актуален х. Его продолжительность может составлять 8 секунд. Повторы можно совершать до 5 раз , чередуя их с отдыхом.

Польза бега

И в завершении хочется обратить , которую несёт бег для детского организма:

  1. Развивается система дыхания.
  2. Увеличивается объем легких, .
  3. Происходит

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММНЫХ ТРЕБОВАНИЙ
К БЕГУ 4
2. МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ БЕГУ В РАЗНЫХ ВОЗРАСТНЫХ
ГРУППАХ 6
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 14
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ...................................................................................15

ВВЕДЕНИЕ

Формирование основных движений - одна из важнейших про¬блем теории и практики физической культуры. Ее изучение неот¬делимо от всей проблематики развития произвольных движений в онтогенезе человека. Сопровождая ребенка с раннего детства, ос¬новные движения естественны и содействуют оздоровлению орга¬низма, а также всестороннему совершенствованию его личности.
Рассматривая целостный двигательный акт как сенсомоторное единство, следует подчеркнуть, что развитие основных движений должно производиться не ради приобретения двигательных навы¬ков, а для формирования умения использовать их в повседневной практической деятельности, производя при этом наименьшие фи¬зические и нервно-психические затраты. Конечная цель формиро¬вания навыков основных движений состоит в том, чтобы научить каждого ребенка: 1) сознательно управлять своими движениями; 2) самостоятельно наблюдать и анализировать различные ситуа¬ции, выбирая наиболее эффективный способ реализации двига¬тельного поведения применительно к конкретным условиям взаи¬модействия с окружающими; 3) понимать особенности каждого вида основных движений, преимущество их использования; 4) навыкам точных мышечных ощущений правильного выполнения движения, творческому использованию этих движений в по¬вседневной жизни. Решение поставленных задач возможно только благодаря упражнениям в основных движениях в условиях двига¬тельной активности самого ребенка, а также в процессе организо¬ванного обучения.

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММНЫХ ТРЕБОВАНИЙ К
БЕГУ

Рассмотрим основные требования к бегу в разных возрастных группах.
Первая младшая группа. Бег подгруппами и всей группой в прямом направлении, друг за другом, в колонне по одному, в медленном темпе в течение 30-40 се¬кунд (непрерывно), с изменением темпа. Бег между двумя шнурами, линиями (расстояние между ними 25-30 см).
Вторая младшая группа. Бег обычный, на носках (подгруппами и всей группой), с од¬ного края площадки на другой, в колонне по одному, в разных на¬правлениях: по прямой, извилистой дорожкам (ширина 25-50 см, длина 5-6 м), по кругу, змейкой, врассыпную; бег с выполнением за-даний (останавливаться, убегать от догоняющего, догонять убегаю¬щего, бежать по сигналу в указанное место), бег с изменением темпа: в медленном темпе в течение 50-60 секунд, в быстром темпе на рас¬стояние 10 м.
Средняя группа. Бег обычный, на носках, с высоким подниманием колен, мелким и широким шагом. Бег в колонне (по одному, по двое); бег в разных направ¬лениях: по кругу, змейкой (между предметами), врассыпную. Бег с измене¬нием темпа, со сменой ведущего. Непрерывный бег в медленном темпе в течение 1-1,5 минуты. Бег на расстояние 40-60 м со средней скоростью; челночный бег 3 раза по 10 м; бег на 20 м (5,5-6 секунд; к концу года).
Старшая группа. Бег обычный, на носках, с высоким подниманием колена (бедра), мелким и широким шагом, в колонне по одному, по двое; змейкой, врассыпную, с препятствиями. Непрерывный бег в течение 1,5-2 минут в медленном темпе, бег в среднем темпе на 80-120 м (2-3 раза) в чере¬довании с ходьбой; челночный бег 3 раза по 10 м. Бег на скорость: 20 м примерно за 5,5-5 секунд (к концу года 30 м за 8,5-7,5 секунды). Бег по наклонной доске вверх и вниз на носках, боком приставным шагом. Кружение парами, держась за руки.
Подготовительная группа. Бег обычный, на носках, высоко поднимая колено, сильно сги¬бая ноги назад, выбрасывая прямые ноги вперед, мелким и широким шагом. Бег в колонне по одному, по двое, из разных исходных положе¬ний, в разных направлениях, с различными заданиями, с преодолением препятствий. Бег со скакалкой, с мячом, по доске, бревну, в чередовании с ходьбой, прыжками, с изменением темпа. Непрерывный бег в течение 2-3 минут. Бег со средней скоростью на 80-120 м (2-4 раза) в чередо¬вании с ходьбой; челночный бег 3-5 раз по 10 м. Бег на скорость: 30 м примерно за 7,5-6,5 секунды к концу года.

2. МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ БЕГУ В РАЗНЫХ ВОЗРАСТНЫХ ГРУППАХ

В отличие от ходьбы бег - более быстрый способ передвижения. Вместе с тем он и более эффективно влияет на организм. Детей обучают разным видам бега.
Обычный бег. В дошкольном возрасте нужно научить детей:
1) туловище и голову слегка наклонять, смотреть вперед;
2) согласовывать движения рук и ног: правую руку выно¬сить вперед в направлении к плечу одновременно с левой ногой и, наоборот, левую руку - с правой ногой;
3) бежать легко, ставя ногу с пятки с перекатом на всю ступню и переходом на носок;
4) сохранять направление бега.
У детей двух лет бег характеризуется добавочными движе¬ниями и сильными боковыми раскачиваниями туловища, мелким, семенящим шагом, полусогнутым положением ног с повернутыми внутрь стопами; незначительным взлетом во время безопорной фазы, тяжелой постановкой ног всей стопой на землю, шарканьем ногами; широким разведением рук, напряженностью плечевого пояса; неравномерностью шагов; неэнергичным движением рук; слабым отталкиванием от почвы; неумением сохранять направле¬ние движения; небольшой скоростью; отсутствием ритмичности, неэкономичностью движения; недостаточной ловкостью (дети наталкиваются друг на друга, на предметы).
В три года улучшается согласованность движения рук и ног; увеличивается полетность. Во время бега длина шага и быстро¬та передвижения увеличиваются благодаря более энергичному отталкиванию от земли.
С возрастом у детей увеличивается длина шага (до 85-90 см), а темп бега становится менее частым (в среднем 168-178 шагов в минуту). Скорость бега постепенно возрастает.
Обычный бег лучше проводить на участке, в лесу, где име¬ется мягкий грунт. По плотному грунту и доскам пола бегать труднее, так как приземление на твердую, неэластичную почву вызывает более сильное давление на стопу и более резкое сокращение мышц, что может привести к уплощению свода стопы.
При обучении бегу, большое внимание уделяется выносу голе¬ни маховой ноги вперед, энергичному отталкиванию от почвы, подъему бедра вверх. Для этого дается задание пробегать, с перешагиванием через препятствия высотой 10-15 см (кубики, рейки и др.). Предметы кладут на длину уменьшенного шага по прямой или кругу. При этом надо уметь отталкиваться подальше от препятствия и не набегать на него. После перешагивания нога опускается на грунт передней частью стопы. Дается и такое задание при беге: забрасывать голень маховой ноги назад перед выносом ее вперед, т. е. бежать сгибая ноги в коленях так сильно назад, чтобы пятками касаться ягодиц.
Важно также научить правильному движению руками - впе¬ред-вверх в направлении к плечу. Пальцы кисти при этом согнуты в кулак. После взмаха вперед руки отводятся назад, локтями в стороны. Руки слегка разгибаются в локтях. Амплитуду и направ¬ление движения рук можно уточнять стоя на месте (в шеренге), а также в коротких перебежках с одной стороны зала (пло¬щадки) до другой. Следует помнить, что амплитуда движения рук зависит от ширины шага, высоты подъема колена и скоро¬сти передвижения.
В подготовительной к школе группе задания по обучению технике бега усложняются: детям предлагают бегать, сильно сги¬бая ноги назад; высоко поднимая колени, стараясь коснуться ладоней согнутых в локтях рук; выбрасывать прямые ноги вперед.
Бег на носках используется с третьего года жизни. Дети бегают как на площадке, так и в помещении. Надо следить, чтобы они бежали на носках легко, ногу ставили на переднюю часть стопы, слегка отрываясь от пола. Шаг неширо¬кий, амплитуда движения рук небольшая. Руки часто ставятся на пояс. Наряду с показом и объяснением воспитатель при обучении пользуется имитацией (бегать бесшумно, как мышки).
Бег с высоким подниманием колен (бедра) используется на четвертом году жизни. Он проводится как на месте, так и с продвижением вперед. При беге на месте дети высоко поднимают колено (поочередно одной и другой ноги), подтягивают его к животу и тут же опускают ногу на носок. Амплитуда движения рук значительна. Обучая этому виду бега, воспитатель наряду с показом и объяснениями применяет ими¬тацию (бегать, как лошадки, бегать по глубокому снегу, по высокой траве и т. д.).
Бег широким шагом используется с пятого года жизни. При этом беге нога ставится с пятки перекатом на носок, ампли¬туда движения рук большая. При обучении пользуются показом, объяснениями и зрительными ориентирами (бег через линии, из обруча в обруч, из кружка в кружок, из квадрата в квадрат). Расстояние между линиями с возрастом увеличивается. Это зада¬ние приучает детей к равномерности шагов. Полезно также давать детям задание добежать до какого-то предмета (на расстоянии 10 м), сделав наименьшее количество шагов.
Бег сочетается с выполнением заданий. На третьем году жизни дети бегают с погремушками, ленточками, платочками, кубиками, мячом и др.
В старшей группе задания, усложняются: обегать предметы, перепрыгивать шнуры, пролезать в обруч, подлезать под шнур.
В подготовительной группе бег сочетается с перешагиванием барьера, набивных мячей. Дети пробегают под длинной скакал¬кой; бегут, перебрасывая мяч друг другу; с различным положением рук (руки на пояс, руки в стороны); чередуют бег с прыжками.
Бег по холмистой местности сочетается с выпол¬нением заданий: вбегание на горку, сбегание с нее, бег по бревну и спрыгивание с него, залезание на пенек и слезание с него и т. д.
Сначала дети бегают по одному (индивидуально) в прямом направлении, одновременно выполняя задания: принести предмет (кубик, погремушку), перенести его с одного места на другое, бросить мяч и бежать за ним.
В дальнейшем дети бегают небольшой группой или всей груп¬пой («стайкой») за воспитателем в прямом направлении (с одного края зала (площадки) до другого), убегают от воспита¬теля. Затем во время бега они делают поворот и бегут в другом направлении.
В дальнейшем дети бегают самостоятельно по заданию воспи¬тателя.
В колонне по одному дети начинают бегать на третьем году жизни. Сначала роль направляющего выполняет воспитатель, потом дети.
Детей учат правилам не обгонять бегущего впереди в ко¬лонне по одному и не отставать от него, т. е. соблюдать дистан¬цию, держась ближе к краям зала (площадки) Приучают всех де¬тей быть направляющими (ведущими) в беге в колонне по одному, находить свое место после ходьбы и бега врассыпную. В дальней¬шем дети во время бега (на бегу) делают повороты направо (на¬лево), кругом, перестраиваются в колонну по два, по четыре (см. главу «Строевые упражнения»).
После того как дети усвоят бег в колонне по одному, их учат бегать в колонне по два (парами) (соблюдая дистан¬цию, интервал), а также шеренгой с одной стороны площадки до другой (в играх).
Чтобы дети соблюдали прямое направление при беге, им пред-лагается двигаться между двумя шнурами (линиями), вдоль од¬ного шнура (линии). При этом дается задание смотреть на конец дорожки или на предмет, который надо принести.
В старшей группе дается бег спиной вперед, бо¬ком (приставным шагом) в правую и левую сторону, по диа¬гонали.
Бег змейкой используют на третьем году жизни. Дети бе¬гают между предметами (кегли, кубики), расставленными на одной линии. В старшей группе дети бегают змейкой с одной сто¬роны площадки до другой.
Бег по кругу, держась за руки, дается в младших груп¬пах (друг за другом). В средней группе бегают по кругу, держась за веревку (шнур). В старшем возрасте дети бегают, не держась за руки. Используется также бег в двух кругах навстречу друг другу.
Бег врассыпную дается на третьем году жизни. При этом используются зрительные ориентиры: между предметами (кеглями, кубиками), расставленными на полу. Детям объясняют, что, обегая предметы, нельзя задевать за них. В дальнейшем детей приучают бегать без предметов, не наталкиваясь друг на друга, уступать дорогу друг другу, использовать все пространство зала площадки.
Постепенно детей готовят к пониманию и выполнению команд для бега, принятых в гимнастике.
Для выполнения бега на месте подается команда «На месте, бегом - марш!». По предварительной команде «На месте, бегом» надо приготовиться к бегу - руки полусогнуты, отведя локти не¬сколько назад, а по исполнительной команде «Марш!» начать бег. Ногу надо ставить на переднюю часть ступни.
Для перехода с бега на месте на бег с продвижением вперед подается команда «Прямо!». Бег вперед выполняется полным шагом. У ближайшего угла подается команда «Налево (направо) в обход - марш!». Поворот делается без дополнительной коман¬ды. Как только направляющий сделал поворот у угла, подается соответствующая команда («Прямо!» и т. д.).
Для перехода с бега на месте к бегу вперед может быть по¬дана и другая команда (если предусмотрен бег в обход зала) - «Налево (направо) в обход - марш!». (При подаче команды в движении слово «бегом» опускается.) -
Для бега с места в обход (вдоль границ) зала подается коман¬да «Налево (направо) в обход бегом - марш!». По предваритель¬ной команде «Налево в обход бегом!» руки полусогнуть, отведя локти несколько назад. По исполнительной команде «Марш!» начать бег полным шагом, руками делать движения вперед и на¬зад в такт бега. Для перехода с бега на бег на месте подается команда: «Направляющий, на месте!».
Если группа занимающихся передвигается поскоками или какими-либо танцевальными шагами, то для перехода на бег можно подать команду «Бегом - марш!».
Переход от одного вида бега к другому или ходьбе произ¬водится, как правило, в движении (беге) по команде, например «На носках - марш!». Во время разных видов бега для перехода на обычный бег или для окончания упражнений подается команда «Обычным шагом - марш!». Для перехода с бега на ходьбу по¬дается команда «Шагом - марш!». По исполнительной команде «Марш!» надо сделать еще два шага бегом и начать ходьбу.
Для остановки бега подается команда «Группа - стой!». По предварительной команде «Группа» ногу нужно поставить тверже на пол, а по исполнительной «Стой!» сделать еще один шаг («раз») и приставить другую ногу («два»), приняв положение «смирно».
Бег в разном темпе усиливает деятельность сердечно¬сосудистой, дыхательной, нервной систем, способствует развитию быстроты, ловкости, равновесия.
В младшем возрасте дети бегают врассыпную в индивидуаль¬ном темпе. Затем воспитатель бежит впереди колонны и приучает детей бегать в заданном темпе. Время бега постепенно увеличи¬вается, дети учатся бегать в разном темпе.
В младшей группе дети бегают в медленном темпе непрерывно в течение 30-40 с; во второй младшей группе - 50-60 с; в сред¬ней группе - 1 - 1,5 мин; в старшей группе - 1,5-2 мин; в подго¬товительной - 2-3 мин.
В средней группе в среднем темпе дети пробегают 3-4 отрез¬ка по 40-60 м, чередуя бег с ходьбой. В старшей группе могут пробегать со средней скоростью 2-3 отрезка по 60-100 м в чере¬довании с ходьбой (всего 150-200 м). В подготовительной группе в среднем темпе дети пробегают 2-3 отрезка по 80-100 м, 2-4 отрезка по 100-150 м в чередовании с ходьбой (всего 300 м).
Бег в быстром темпе дается со второй младшей группы, В средней группе дети пробегают это расстояние 2-3 раза с пере¬рывами, в старшей и подготовительной группах - 3-4 раза.
Со средней группы дается бег на скорость. Дети должны к концу года пробегать 20 м за 6,0-5,5 с; 30 м за 9,5-8,5 с; в стар¬шей группе - 20 м за 5,5-5,0 с; 30 м за 8,0-7,0 с; в подготови¬тельной группе - 30 м за 7,5-6,5 с.
Бег на скорость выполняется с различного старта. При старте с опорой на одну руку носок левой (правой) ноги находит¬ся в 20-25 см от стартовой линии, носок правой (левой) - в 20-25 см сзади левой (правой). По команде «Внимание!» правая (левая) рука опирается о землю у стартовой линии, левая (пра¬вая) рука отводится назад, ноги немного согнуты. .По команде «Марш!» начинается бег.
Высокий старт принимается по команде «На старт!». Нужно встать перед стартовой линией: одна нога у самой линии, другая на полшага сзади, стопы параллельны, масса тела равномерно распределена на обе ноги, руки опущены. По команде «Внимание!» туловище слегка наклоняется вперед, руки согнуты в локтевых суставах, одна рука (противоположная впереди стоящей ноге) впереди, другая сзади, ноги немного согнуты в коленях, масса тела на впереди стоящей ноге. По исполнительной команде «Марш!» начинается бег. При этом, оттолкнувшись впереди стоящей ногой, нужно резко вынести вперед-вверх бедро сзади стоящей ноги с одновременным быстрым движением рук. Бежать надо на носках, стопы ставить параллельно. Шаги увеличиваются с нарастанием скорости.
Бег может выполняться из других исходных положении: сидя, сидя скрестив ноги, сидя спиной, лежа на животе, спине (головой или ногами по направлению бега)
Челночный бег дается со средней группы. При этом беге развивается не только быстрота, но и ловкость. Дистанция челночного бега 15 м (3 X 5 м). Ребенок бежите м в одну сторону до предмета, обегает его, бежит в другом направлении 5 м до другого предмета, обегает его и снова бежит 5 м до первого предмета. В старшей группе общая дистанция для бега 30 м (3 X 10 м), в под¬готовительной группе 50 м (5 X 10 м).
Начиная с третьего года жизни дается переход от бега к ходьбе, от ходьбы к бегу (чередование ходьбы и бега)
С четвертого года жизни дается бег с остановками присе¬даниями.
Для закрепления навыков бега детям даются такие задания догнать мяч, обруч, добежать до предмета, догнать (перегнать) свою пару, перебежки отрезков на скорость (наперегонки).
Бег с изменением темпа и с ловлей использу¬ется в подвижных играх («Ловишки») - убегать от ловящего, догонять убегающего.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Физическое воспитание в дошкольном образовательном учрежде¬нии осуществляется как на специальных физкультурных занятиях, так и в игровой деятельности и повседневной жизни детей, в разнообраз¬ных формах организации двигательной деятельности.
В детском саду создаются благоприятные санитарно-гигиенические условия, соблюдается режим дня, обеспечивается заботливый уход за каждым ребенком на основе личностно-ориентированного подхода; организуется полноценное питание, ежедневное пребывание на свежем воздухе; систематически во все времена года проводятся закаливающие мероприятия, утренняя гимнастика.
Обучение бегу осуществляется во всех группах детских дошкольных учреждениях. Бег оказывает значительное физиологи¬ческое воздействие на организм ребенка, активизируя его органы и системы, повышая обменные процессы, способствует общему физическому развитию, совершенствует деятельность центральной нервной системы.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Викулов А.Д., Бутин И.М. Развитие физических способностей детей: Кн. для малышей и их родителей. - Ярославль: Гринго, 1996. - 176 с.
2. Глазырина Л.Д., Овсянкин В.А. Методика физического воспитания детей дошкольного возраста. - М.: ВЛАДОС, 1999. - 176 с.
3. Степаненкова Э. Я. Физическое воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендацмм. – М.: Мозайка-Синтез, 2006. – 96 с.
4. Степаненкова Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребёнка: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М., Изд. центр "Академия", 2001. - 368 с.
5. Хухлаева Д. В. Методика физического воспитания в дошкольных учреждениях. – М.: Просвещение, 1984.- 208 с.
6. Шебеко В.Н., Ермак Н.Н., Шишкина В.А. Физическое воспитание дошкольников: Учеб. пособие. - М.: Академия, 1996. - 185 с.

Похожие статьи