Мастер-класс. Падежи. Именительный и винительный падежи имен существительных

Существительное – это часть речи, называющая предметы и отвечающая на вопросы «что? »/ «кто? ». В русском языке существительное выступает в роли дополнения, обстоятельства, подлежащего или сказуемого. Это одна из основных лексических категорий обозначающих названия вещей, организмов и живых существ, лиц, событий, фактов, географического положения, явлений, а также свойств, состояний, качеств и действий. Видоизменяется существительное по специальным падежам, между которыми существует определенная система различий. Чтобы избежать грамматических и лексических ошибок, необходимо уметь их различать.

Необходимо:

Чтобы научиться отличать винительный падеж от родительного, необходимо вспомнить школьную программу русского языка за 4-5 класс. В данном случае Вам пригодится не только школьный учебник, но и таблица падежей.

Инструкция:

  • Школьный учебник нам говорит, что в русском языке есть всего шесть падежей. Называются они следующим образом: именительный , дательный , предложный , творительный , винительный и родительный . Нас интересуют последних два, поэтому сосредоточимся на них.
  • Чтобы определить эту характеристику для любого существительного, необходимо использовать специальные вспомогательные вопросы и слова. Следует отметить, что как школьники, так и весьма образованные люди постоянно путают между собой винительный и родительный падежи. Это происходит потому, что вспомогательные вопросы для их определения практически идентичны: для родительного «нет кого? чего? », для винительного «вижу кого? что? ». То есть вопрос к одушевленным предметам задается одинаковый: «кого? ».
  • Если у Вас не получается определить нужную форму, задайте уточняющий вопрос к существительному: «вижу что? » или «нет чего? », чтобы определить ее. Винительный падеж употребляется в том случае, если слово приобретает форму именительного после уточняющего вопроса.
  • Родительный падеж также можно определить, используя проверочное слово «кошка» . Подставив на место любого существительного указанное слово, обратите внимание на окончание. Пример: вместо слова «учитель» в словосочетании «гордость за учителя», подставив проверочное слово, получаем словосочетание «гордость за кошку» . Окончание « и» указывает на родительный падеж, окончание «у» на винительный.
  • Запомните, что родительный всегда указывает на соотношение целого и части (стакан воды ), сравнение с чем-то или кем-то (красивее Василисы ) и принадлежность (мотоцикл брата ). Винительный же описывает и обозначает временно-пространственные отношения (ждать минуту ), а также указывает на переход от действия на предмет (гладить кошку ).

Грамматика русского языка невероятно обширна и вместе с тем крайне сложна. Однако если как следует разобраться в теме, представляющей для вас проблему, в конечном итоге все встанет на свои места.

В данной статье мы поговорим о том, как отличить винительный падеж от родительного, и еще о нескольких трудностях склонения существительных и местоимений. А начнем мы с основных понятий и правил.

Значение падежей в русском языке

Для связи слов в предложениях все самостоятельные части речи могут принимать необходимую форму: глаголы изменяются по временам, числам, лицам и залогам, а имена существительные, числительные, прилагательные, причастия и местоимения - по числам и падежам. Так они осуществляют свою в предложениях, однако для этого необходимо склонять их правильно.

В русском языке существует всего 6 падежей, каждый из них имеет вспомогательные вопросы и собственные окончания. Однако при выборе последних строго необходимо учитывать Плюс все связанные со словами этой части речи прилагательные, причастия и числительные также от него зависят. Таким образом, чтобы научиться изменять по падежам все эти морфологические единицы, сначала нужно подробно изучить эту категорию.

Склонение

К постоянным признакам имен существительных как части речи относятся род (женский, мужской, средний), склонение (1-е, 2-е, 3-е, несклоняемые и разносклоняемые слова). Также следует различать существительные одушевленные и неодушевленные, нарицательные и собственные. И именно от второй категории зависит изменение по падежам, а точнее добавление необходимого окончания.

Необходимо знать, что в первое склонение включены имена существительные как мужского, так и женского рода с окончаниями «-а» и «-я», к примеру, радуга, лисица, мужчина. Во второе - мужского рода с нулевым окончанием (зять, гений, йогурт) и все (окно, горе, ложе), а в третье - только те слова женского рода, которые оканчиваются на «ь» (мать, ночь, рысь). Однако для изменения по падежам склонение существительных имеет значение только в единственном числе, поскольку во множественном все слова данной части речи имеют одинаковые окончания («-ы/-и,-а/-я»), к примеру, лисицы, йогурты, матери, берега, якоря.

Роль падежей

Каждый из шести падежей в русском языке имеет собственное значение и цель применения в тексте. Так, с их помощью слова выполняют свою синтаксическую роль, образуя связь с в словосочетаниях.

Также по падежу можно определить, к какому члену предложения относится данное имя существительное: если оно находится в именительном падеже - это подлежащее, если в предложном и отвечает на вопрос «Где?», в родительном («откуда?») или в винительном («куда?») - это обстоятельство, в остальных случаях - дополнение.

Что касается прилагательных и причастий, то они, вне зависимости от падежа, являются определениями, как и А вот количественные - всегда обстоятельства со значением меры и степени и отвечают на вопрос «сколько?».

Не подлежат изменению по падежам

Особенного внимания требуют несклоняемые и разносклоняемые имена существительные. К первым из них относятся слова, главным образом позаимствованные из иностранных языков. К примеру, казино, эскимо, кашне, кашпо, кофе и др. Их форма является неизменной, то есть их невозможно просклонять по падежам, поскольку их окончание останется прежним. В связи с этим проблема, как отличить винительный падеж от родительного или какое окончание выбрать при написании, данной категории слов не касается, а потому их легко употреблять в тексте.

И. п.: в чашке что? - вкусный кофе

Р. п.: нет чего? - вкусного кофе

Д. п.: добавить к чему? - ко вкусному кофе

В. п.: хотеть что? - вкусный кофе

Т. п.: пахнет чем? - вкусным кофе

П. п.: думать о чем? - о вкусном кофе

Изменение по падежам вне правил склонения

Однако значительную трудность представляют разносклоняемые слова, их всего 11 (путь + 10 на «-мя»: семя, вымя, бремя, темя, стремя, племя, время, имя, пламя, знамя). При их изменении по падежам они принимают окончания разных склонений. Помимо этого, только существительное в винительном падеже или именительном из ряда слов на «-мя» не требует добавления суффикса «-ен» при склонении в единственном числе. В остальных же случаях он необходим.

Однако именно поэтому вопрос о том, как отличить винительный падеж от родительного, не касается разносклоняемых существительных, поскольку форма их в. п. идентична и. п. Во множественном числе родительного падежа к ним добавляются суффиксы «-ён» («имён, племён») и «-ян» («стремян, семян»). Проще это запомнить визуально: по прикрепленному фото «таблица падежей разносклоняемых существительных».

Основная трудность

Чтобы научиться справляться с задачей, как отличить винительный падеж от родительного, необходимо научиться правильно задавать вопросы к словам и определять морфологические признаки имен существительных. Это поможет воспользоваться небольшой хитростью путем замены трудных слов на те, которые ясно различаются в этих двух падежах, т. е. на любой пример 1-го склонения.

Так, если вы видите в тексте одушевленное имя существительное во множественном числе, то вместо него следует мысленно использовать неодушевленное в той же форме. К примеру, "вижу кого? - людей" ("вижу что? - книги" - так как не является подлежащим, то это не и. п., а значит выбираем в. п.), "нет кого? - людей" ("нет чего? - книг" - р. п.).

Если же проблему составляет одушевленное имя существительное мужского рода 2-го склонения, то подставьте вместо него «мама», а затем задайте к нему вопросы винительного падежа и родительного со К примеру, вижу кого? - ослА (вижу кого? - мамУ - в. п.), нет кого? - ослА (нет кого? - мамЫ - р. п.). Аналогичную хитрость нужно использовать, чтобы различить винительный и родительный (личных и возвратных), а склонять притяжательные следует ориентируясь на связанные с ними существительные.











Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

«Лишь усвоив в возможном совершенстве первостепенный материал, то есть родной язык, мы в состоянии будем в возможном же совершенстве усвоить и язык иностранный, но не прежде.»
Ф.М. Достоевский

Изучение падежей имени существительного одна из важных тем русского языка. Знание падежей помогает нам правильно излагать мысли, быть уверенными в выполнении письменных работ.

Благодаря исследовательской работе, мы изучили историю возникновения падежей, узнали их значение и трудности, закрепили навыки разграничения падежей именительного, винительного и родительного. Наше исследование позволило нам также определить самые трудные падежи.

Согласно социологическому исследованию, самым трудным в определении падежом среди наших одноклассников является винительный падеж, на втором месте – именительный падеж. Надо отметить, что сам по себе именительный падеж трудностей не представляет, но в тексте его можно перепутать с винительным падежом.

Для чего языку нужен падеж? Если бы, например, в русском языке вдруг исчезли все падежные окончания, мы не сумели бы понять ни одного предложения. Например, в предложении Волк испугал Петю существительное Петя стоит в винительном, а существительное волк – в именительном падеже. А теперь попробуем в том же самом предложении поставить существительное Петя в форму именительного, а существительное волк – в форму винительного падежа: получившееся предложение Петя испугал волка описывает иную ситуацию, в определенном смысле противоположную первой. Можно сказать, что падеж указывает на те роли, которые Петя и волк играют в ситуации: если поменять падежи, то и роли поменяются.

Таким образом, изучение падежей является необходимым для каждого, кто желает в совершенстве овладеть русским языком.

Цели:

  • формировать умения распознавать И.п. и В.п. имён существительных в предложении;
  • отрабатывать умение определять падеж существительного по вопросу и предлогу, разбирать предложение по членам;
  • воспитывать внимательность, самостоятельность, чувство взаимопомощи.

Оборудование: компьютер, проектор, доска, учебник «Русский язык» Т.Г. Рамзаевой, карточки с заданиями.

Ход урока

I. Орг. момент.

II. Проверка дом. задания.

2 слайд

С. 80 упр. 150

– Дома вы должны были составить предложения и определить падеж имён существительных.

– Что надо сделать, чтобы определить падеж?

(Чтение предложений и определение падежей)

– Прочитайте предложение, которое соответствует предложенной в учебнике схеме.

III. Чистописание.

3 слайд

IV. Словарно-орфографическая минутка.

4 слайд

На слайде напечатаны слова на фоне рисунка «В поле». Найти лишние.

Какие буквы пропущены?

С оставшимися словами составить словосочетания, поставив их в различных падежах. Записать в тетрадь с комментированием, определить падеж.

(Например: хлеб из пшеницы (Р.п.), наблюдал за работой (Т.п.) и т.д.)

V. Работа над новой темой.

5 слайд

Сообщение темы урока и постановка целей.

– Сегодня мы будем продолжать учиться определять падеж имён существительных.

Посмотрите, у нас в гостях два падежа. Они очень похожи друг на друга и мы будем учиться их отличать. Как вы думаете, какие это падежи? (И. и В.) Формирование новых знаний.

– В чём сходство (вопросы ) и различие (предлоги, член предложения ) этих падежей?6 слайд

– А что о себе расскажут сами падежи?

– Я именительный падеж, 7 слайд
И нет на мне чужих одежд.
Меня легко все узнают
И в подлежащие зовут.
Предлогов с детства не люблю
С собою рядом не терплю.
Мои вопросы – кто? и что? –
Ни с чем не спутает никто.

– А я винительный падеж, 8 слайд
И я во всём виню невежд.
Зато отличников – люблю,
Для них «пятёрки» я ловлю.
Кого позвать, во что играть,
Готов ребятам подсказать.
Не прочь с предлогами дружить,
Но и без них могу прожить.

– Прочитайте предложения. 9 слайд

– Какое сущ. встретилось во всех предложениях?

– На какой вопрос оно отвечает? Можно ли по нему определить падеж?

Вывод: Неодушевлённые имена сущ. и в И. и в В. падежах отвечают на один и тот же вопрос – что?

– Тогда давайте искать отличия.

Вывод: Если сущ. является подлежащим, то оно стоит в И.п., если второстепенным членом, то в В.п. (с предлогом или без).

Разбор предложений с комментированием.

У какого ещё сущ. мы не определили падеж? (растёт где? в чём? в питомнике – П.)

Что такое питомник?

VI. Закрепление знаний.

10 слайд

Дополните предложение существительными, поставив их в нужном падеже.

Саша взял ………. вышел на ………. и расчистил ……….. .

Проверка пропущенных букв по слайду.

Что ещё вы нашли в этом предложении? (Предложение с однородными членами. Объяснить постановку запятой, союз и).

Слова для справок: ул..ца, д..ро..ка, л..пата.

VII. Подведение итогов, выводы по таблице.

11 слайд

Как отличить Им. падеж от Вин.?

Д/з стр.81 упр.153, учить правило.

VIII. Задание на карточках (по вариантам).

IX. Рефлексия.

Заполнение таблицы.

Винительный падеж отвечает на вопросы "кого? что?" и употребляется в предложениях и словосочетаниях лишь с глаголами и его формами (причастием и деепричастием). Самая часто встречающаяся функция данного падежа в русском языке - выражение прямого объекта действия: читаю книгу, рисую картину и так далее. Что еще может обозначать винительный падеж, и как отличить его от родительного? Читайте статью ниже!

Что обозначает падеж?

Падеж, о котором пойдет речь в статье, может иметь совершенно разные значения.

Например:

  • Винительный времени обозначит время уже совершенного действия - «встречаться каждый вторник».
  • Винительный количества стоит употребить для обозначения стоимости, когда идет ссылка на количественную сторону отглагольного действия - «стоить сто рублей».
  • Существительное в винительном падеже меры укажет на меру времени либо пространства - «бежать три километра».
  • Винительный объекта назовет тот предмет, на который направлено действие, - «бросить мяч».
  • Винительный результата обозначит предмет, который явится результатом какого-либо действия - «сшить футболку».

Чтобы без ошибки определить падеж, находящийся перед вами, нужно знать вопросы винительного падежа (кого? чего?). Подставьте к слову «виню» или «вижу», и вы сразу все поймете. Например, виню (кого?) бабушку, вижу (что?) котлету.

Значения падежа

Данная форма слова имеет два основных значения: объектное и субъектное.

  1. Объектное значение может проявиться рядом с переходным глаголом (купить кошку ), рядом с предикативом (жаль, видно, надо, больно, жаль собаку ) и в односоставных предложениях, выражающих требуемый объект (награду храбрым ).
  2. Субъектное значение может выражаться лишь в предложении (не в словосочетании). Такое значение может иметь винительный падеж, находящийся в начале предложения, которое говорит нам о состоянии лица (ребят воодушевила награда ). Субъектное значение выражает падеж в предложениях подобных «Ребенка знобит». Также это значение выражают предложения, не имеющие четкого субъекта действия (человека убило ).

Окончания падежа

Вопросы винительного падежа определяют и его окончания.

Итак, каковыми же должны быть окончания у данных форм слов?

  • Существительные в единственном числе: коня, край, маму, свинью, поле, мышь, путь, знамя.
  • Винительный падеж множественного (число играет большую роль в постановке верного окончания) числа: коней, края, мам, свиней, поля, мышей, пути, знамена.
  • Прилагательные и причастия в единственном числе имеют такие окончания: овальный и овального, овальную, овальное; мягкий и мягкого, мягкую, мягкое; заячий и заячьего, заячью, заячье.

Предлоги винительного падежа

Данный падеж может сочетаться с большим количеством предлогов как простых, так и производных. Если слово сочетается с простыми предлогами (в, за, под, на, с), значит, оно имеет определительное значение. Причем это определение может быть разным - по месту, времени, свойству, причине, цели и так далее. В паре с простым предлогом слово в разбираемом нами падеже может иметь и объектное значение (голосовать за депутата, идти по грибы ). Слово может выполнить и функцию восполнения необходимой информации (прослыл за болтуна ).

В целом предложении форма слова в винительном падеже в паре с простым предлогом выполняет иные функции. Например, падеж может указать на предикативный признак (медаль за храбрость ). Винительный падеж может даже распространить предложение (в километре от села - озеро; в Новый Год творятся чудеса ). В паре с предлогами "за" и "под" слово может выразить значение приблизительности (ему за сорок, ей под пятьдесят ).

Также слова в форме винительного падежа могут сочетаться и с производными предлогами (невзирая на, несмотря на, спустя день ).

Как отличить падеж винительный от родительного: способ первый

Чтобы не путать падежи русского языка, нужно запомнить, что каждому из них соответствует свой вопрос, зависящий от значения падежа. Задав универсальный вопрос и найдя ему соответствие, вы без проблем поймете, слово в каком падеже находится перед вашими глазами. Родительный падеж чаще обозначает принадлежность, соотношение "целое-часть", признак предмета по отношению к какому-либо другому предмету, объект воздействия и так далее.

За данной формой слова закреплены вопросы «нет кого?», «нет чего?». Винительный падеж ответит на вопросы «вижу кого?», «вижу чего?». Определить форму слова лишь по его значению либо окончанию очень тяжело. Все значения родительного и винительного падежа запомнить слишком сложно, они имеют много нюансов. А окончания существительных в этих формах могут даже совпадать!

Сложности могут особенно часто возникать в определении падежа одушевленного существительного. Если вопрос «кого?» не помогает вам справиться с поставленной задачей, то представьте на месте одушевлённого существительного неодушевленное. Задайте вопрос для родительного «нет чего?» и для винительного «вижу что?». Если определяемое слово будет иметь такую же форму, как и в именительном падеже, то оно стоит в винительном.

Как отличить падеж винительный от родительного: способ второй

  • Если перед вами существительное неодушевленное, просто задайте нужный вопрос (покупаю (что?) кашпо; не вижу (чего?) кашпо ). Во втором случае слово стоит в форме родительного падежа.
  • Если вы видите одушевленное существительное 2 склонения мужского рода, поставьте на его место любое слово 1 склонения и следите за окончанием (вижу кабана - вижу лисицу : окончание у - родительный); (нет кабана - нет лисицы : окончание ы - винительный).
  • Если же вы видите одушевленное существительное во множественном числе, то просто замените его существительным неодушевленным (люблю людей - люблю (что) письма - винительный; люблю доброту людей - люблю доброту писем - родительный).

Помните о том, что в русском языке есть немало несклоняемых существительных (кофе, кашпо и так далее), выглядящих одинаково в любом падеже. В этом случае все вышестоящие советы могут и не подойти. Всегда проверяйте правильность определения падежа ключевым вопросом, и ошибок не будет.

Урок русского языка

Тема: Отличие именительного падежа от винительного

Цели:

  • развивать умение распознавать именительный и винительный падежи; отрабатывать умение определять падеж существительного;
  • формирование коммуникативных компетенций (диалог, дискуссия)
  • воспитывать
  • Оборудование: компьютер, мультимедийная установка.

ХОД УРОКА:

1.Организация класса (Слайд Настроение)

2.Повторение изученного материала

Слайд: слова по отметке

У отметки

Отметка

Отметкой

Про отметку

Об отметке

Прочитайте запись. Скажите, что здесь написано? (слово отметка, употребленное в разных падежах)

Назовите эти существительные в порядке склонения.(Отметка, у отметки, по отметке, отметку, отметкой, об отметке)

Что такое склонение существительных? (это изменение существительных по падежам)

Сколько падежей в русском языке? Назовите все падежи и вопросы к ним.

3. Минутка чистописания

Сегодня на минутке чистописания мы напишем три буквы. Первая является суффиксом в слове отметке. Какая это буква? (К)

Вторая буква – окончание в существительном отметка, употребленном в И.п. Какая это буква? (А)

Третья буква – окончание в существительном отметка, употребленном в В.п. Какая это буква? (У)

Дети определяют порядок следования букв и записывают в тетрадь.(КУА. УАК, АКУ, …)

4.Словарно – орфографическая работа

Внимательно посмотрите на данную запись: Слайд

Сезон винтик зонтик

Кивок указал?

Назовите слово из словаря, с которым мы познакомимся на уроке. Какое это слово? Как вы его определили?

(Это слово вокзал. Чтобы его определить, мы узнали, каким способом образовано слово зонтик. Для его составления были использованы последние слоги первых двух слов верхней строки. Значит, искомое слово надо составлять из последних слогов нижней строчки.)

Дети записывают слово в тетрадь, выделяют орфограммы, работают над значением слова)

Составьте свои предложения со словом вокзал.

5.физминутка (под музыку)

6. Новая тема

А герои из нашей книги Маша и Миша тоже составили предложения. Вот они. СЛАЙД.

Вокзал находится на окраине города.

На вокзал поступило сообщение о прибытии поезда.

Подъезжающие к городу пассажиры видят вокзал.

Прочитайте первое предложение, подчеркните главные члены предложения.

Определите падеж существительного, которое является в предложении подлежащим. (Слово вокзал стоит в И.п.)

Существительное в И.п. употребляется с предлогом или без предлога? (без предлога)

Прочитайте второе и третье предложения, подчеркните в них главные члены Определите, каким членом предложения является существительное вокзал в данных предложении? (второстепенным членом)

Определите падеж существительного вокзал во втором и третьем предложениях. (стоит в В.п.)

Существительное вокзал в винительном падеже стоит употребляется с предлогом или без предлога? (употребляется и с предлогом и без предлога)

Сделайте вывод, как отличить существительное в И.п. от существительного в В.п.

Работа в группах: Используй план: слайд

Каким членом предложения является существительное в И.п.?

Употребляется ли с предлогом существительное в И.п.?

Каким членом предложения является существительное в В.п.?

Как употребляется существительное в В.п. с предлогом или без предлога?

Чтение правила по учебнику

7.Физминутка (зрение)

8. Закрепление.

а)Работа по учебнику № 101. (1 человек работает у доски)

Б)Дети записывают текст в тетрадь (комментированное письмо). Определить склонение, падеж и число выделенных существительных.

Белка жила в дупле совы. Охотник выследил белку . К перрону подошел

тепловоз . Ваня впервые увидел тепловоз . Машина выехала в степь. Весной

степь покрывается зеленым ковром трав.

Самопроверка. Микроитог.

9. Самостоятельная работа

Прочитайте. Напишите предложения, вставьте нужные буквы. Укажите

падежи имен существительных. Слайд.

Ольха, липа, с(а.о)сна имеют мя(г,х)кую др(е,и)весину. Л(е,и)сная гадюка

Выбирает для отдыха густую тр(а,о)ву. Лягушки и жабы мечут икру в

воду, на землю и даже на собственную поясницу.

Какие признаки вам помогли отличить существительные в И.п. от

существительных в В.п.?

10. Домашнее задание № 102, выучить правило.

Итог:

С какой темой мы сегодня знакомились на уроке?

Кто вам из ребят понравился на уроке?

Как вы оцениваете свою работу?

Как вы оцениваете работу учителя?


Похожие статьи