Лодкин юрий евгеньевич. Лодкин юрий евгеньевич брянск. Орден от Родины

Лодкин, Юрий Евгеньевич

Глава администрации (губернатор) Брянской области; родился 26 марта 1938 г. в г. Дятьково Брянской области; в 1958 г. окончил Дятьковский индустриальный техникум по специальности "технолог стекла", в 1972 г. - ВПШ при ЦК КПСС по специальности "журналистика"; трудовую деятельность начал в 1958 г. начальником смены на Слободском стекольном заводе (Кировская область); работал наладчиком, старшим техником-технологом на Дятьковском хрустальном заводе; в 1963 г. был избран секретарем горкома ВЛКСМ г. Дятьково, а затем перешел на работу в Дятьковский горком КПСС инструктором; 1967-1970 - заместитель редактора городской газеты "Пламя труда"; 1970-1983 - корреспондент, заведующий отделом областной газеты "Брянский рабочий"; 1983-1987 - заведующий сектором печати, помощник первого секретаря Брянского обкома КПСС; 1987-1993 - собственный корреспондент ТАСС по Брянской области; в 1990 г. был избран народным депутатом РСФСР; в апреле-сентябре 1993 г. - глава администрации Брянской области, в сентябре 1993 г. был отстранен Президентом РФ от исполнения служебных обязанностей; в декабре 1993 г. был избран депутатом Совета Федерации Федерального Собрания РФ первого созыва, был членом Комитета по делам Содружества Независимых Государств (1994-1995); 1995-1996 - депутат Государственной Думы Федерального Собрания РФ второго созыва, был членом фракции КПРФ, членом Комитета по делам ветеранов, членом комиссии Межпарламентской Ассамблеи государств - участников СНГ по социальной политике и правам человека; на выборах 8 декабря 1996 г., поддерживаемый движением "Патриотическая Брянщина", был вновь избран главой администрации Брянской области; по должности входил в состав Совета Федерации Федерального Собрания РФ, являлся председателем Комитета по делам СНГ, в июле 1998 г. был утвержден представителем Совета Федерации в состав депутации Федерального Собрания РФ в Парламентском Собрании Союза Беларуси и России в качестве руководителя; 10 декабря 2000 г. на очередных губернаторских выборах вновь одержал победу, получив 29,39% голосов избирателей, участвовавших в голосовании (победитель определялся по простому большинству голосов); в январе 2001 г. передал полномочия члена Совета Федерации вновь назначенному представителю в Совете Федерации от администрации области в соответствии с новым порядком формирования верхней палаты российского парламента; в мае 2001 г. был назначен членом Государственной комиссии по химическому разоружению; член Союза журналистов, член Союза писателей; автор книг "Хрустальная радуга", "Хрустальные грани", "Витые кружева", ряда сборников авторских коллективов; лауреат премии Брянского комсомола за книгу "Хрустальная радуга" (1972); награжден орденом Дружбы (1998), медалями; женат, имеет дочь; увлечения: водные виды спорта, историческая и документальная литература.

В 1989 г., только через три года после аварии на Чернобыльской АЭС, работая собственным корреспондентом ТАСС по Брянской области, Ю. Лодкин смог наконец преодолеть цензурные препоны и впервые рассказал в печати о страшной трагедии южных районов области, которые пострадали от этой катастрофы больше, чем Украина и Белоруссия. Во время конфликта между Президентом Ельциным и Парламентом не подчинился президентскому указу о роспуске Съезда народных депутатов и Верховного Совета РФ, выехал в Москву для участия в Х съезде народных депутатов, за что был отстранен от обязанностей главы областной администрации. В декабре 1996 г. пополнил ряды представителей народно-патриотических сил, победивших на региональных выборах. После своего избрания губернатором заявил: "Хотел бы, чтобы в оценках новоизбранных глав администраций избегали цветовой гаммы. Какой бы губернатор не был - ярко-красный, бледно-розовый или зеленый, - за ним сотни тысяч избирателей, которых, как говорится, надо накормить и обогреть. За мной - полтора миллиона брянцев и огромная "чернобыльская" зона. Осознавая это, я вынужден наступать на горло собственным политическим пристрастиям и амбициям. Я член КПРФ и не думаю выходить из рядов партии, которая привела меня к этой должности. Но в программе КПРФ как реальность зафиксировано существование многоукладной экономики, частной собственности, и в этих рамках мне предстоит действовать. Меня называют "ортодоксальным коммунистом". Но моя ортодоксальность сегодня в том, что остаюсь страстным сторонником социальной справедливости и торжества принципа "каждому по труду". Сотрудничаю с представителями самых разных партий и движений Брянщины для решения конкретных экономических задач. И должен уметь со своими нуждами дойти до кабинетов и министра финансов А. Лившица, и главы администрации президента А. Чубайса".


Большая биографическая энциклопедия . 2009 .

Выставка «Ю.Е. Лодкин — первый всенародно избранный губернатор Брянщины», приуроченная к его 80-летию, начнет свою работу в Брянском краеведческом музее 29 марта в 11:00.

Юрий Евгеньевич Лодкин родился 26 марта 1938 года в городе Дятъково. Во время Великой Отечественной войны вместе с матерью был угнан в литовский город Алитус, где находился в фашистском концентрационном лагере.

Трудовую деятельность начал после окончания в 1958 году Дятъковского индустриального техникума по специальности «технолог стекла». Работал на Слободском стекольном заводе в Кировской области и на Дятьковском хрустальном заводе. В 1958−61 годах проходил службу в рядах Советской Армии.

В 1967−70 годах — заместитель редактора газеты «Пламя труда». В 1972 году окончил отделение журналистики Высшей партийной школы при ЦК КПСС. В 1970−83 годах — корреспондент, завотделом газеты «Брянский рабочий». С 1983 по 1987 год — заведующий сектором печати, помощник первого секретаря Брянского обкома КПСС.

С 1987 по 1993 годы Юрий Лодкин — собственный корреспондент ТАСС по Брянской области. В 1990 году был избран народным депутатом РСФСР. Публикации Лодкина в СМИ и его выступления на съезде народных депутатов сыграли огромную роль в признании юго-западных районов Брянщины пострадавшими от аварии на Чернобыльской АЭС и принятии государственной программы их реабилитации.

26 апреля 1993 года Ю.Е. Лодкин одержал победу на первых в истории Брянщины всенародных выборах руководителя региона и становится главой администрации Брянской области. За отказ признать Указ № 1400 (о роспуске Верховного Совета РСФСР) президент России Борис Ельцин снял его с должности. В декабре 1993 года Лодкина избрали в Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации. В 1995−96 годах — депутат Государственной Думы 2-го созыва.

В 1996 — 2004 году занимал должность губернатора Брянской области, два раза подряд одержав победу на выборах. По должности вошел в Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации второго созыва, где был заместителем председателя Комитета по делам СНГ. В июле 1998 года был утвержден представителем Совета Федерации в составе депутации Федерального Собрания РФ в Парламентском Собрании Союза Беларуси и России в качестве руководителя, избран заместителем председателя Парламентского Собрания.

Ю.Е. Лодкин — член Союза журналистов России, Союза писателей России, автор более десяти книг, последние из которых — «Падение брянских миллионов» (Брянск, 2016), «Повороты судьбы» (Брянск, 2017). В настоящее время Юрий Евгеньевич работает над двумя новыми книгами.

Открытие выставки, посвященной его 80-летию, состоится 29 марта 2018 года в 11:00. Посетители выставки смогут увидеть личные вещи, документы и фотографии, принадлежащие Ю.Е. Лодкину и рассказывающие о его пути в политике и литературе, сообщили в департаменте культуры Брянской области.

«Лента.ру» продолжает цикл интервью о недавнем прошлом нашей страны. Вслед за перестройкой мы вспоминаем ключевые события и явления 90-х годов - эпохи правления Бориса Ельцина. Бывший губернатор Брянской области Юрий Лодкин рассказал нам о своей работе в этом регионе, о попытках первого президента России снять его с должности, о «красном поясе» России и всемогущем Геннадии Бурбулисе.

«Лента.ру»: Как бы вы охарактеризовали 90-е годы в политической и общественной жизни России?

Юрий Лодкин: Люди все разные, потому и характеризуют они это время по-разному, но обычно преобладают негативные оценки. Особенно много негатива связано с экономическими переменами. Это справедливо, ведь останавливались фабрики и заводы, пустели бюджеты всех уровней. Учителя, врачи, да вообще все бюджетники месяцами не получали заработную плату. Такая же ситуация сложилась на большинстве предприятий, которые потрясали забастовки.

Нищенское положение граждан толкало их на продажу своих вещей - одежды, обуви, мебели, ювелирных ценностей, собранных за долгие годы различных коллекций. Так было в провинции, но и в столице, от гостиницы «Россия» до площади Маяковского, вдоль всей Тверской протянулся ряд деревянных ящиков - импровизированных рыночных прилавков. Эти картины тогдашней жизни могли бы служить декорацией для фильма о НЭПе.

Странным был 90-й год - заглохли голоса профсоюзов, комсомольские деятели ударились в предпринимательство. Самое удивительное - втихую стали покидать ряды КПСС некоторые бывшие партийные активисты. Это уже было началом политического кризиса, который в 1991 году обретет массовый характер. Но, как показала выборная кампания 1990 года, позиции коммунистов в регионах все еще оставались крепкими.

Мне пришлось пройти выборную кампанию в депутаты РСФСР в 1989-1990 года в Новозыбковском избирательном округе номер 297. Кроме меня, по нему проходило еще шесть кандидатов, все коммунисты. Могу сказать, что мои оппоненты были людьми авторитетными и честными. За всю кампанию не было ни одного случая нарушения выборного законодательства или неблаговидных проступков со стороны кандидатов. Мне позже пришлось принимать участие во множестве выборов, и я могу твердо сказать, что те первые выборы были самыми честными и чистыми. В избирательном округе за меня проголосовало более 72 процентов избирателей.

26 апреля 1993 года вас избрали главой администрации Брянской области, а уже через несколько месяцев (в сентябре) Ельцин отстраняет вас от должности за неподчинение Указу номер 1400.

Этим указом, как вы помните, был распущен Съезд народных депутатов и Верховный Совет. Он, по своей сути, был противозаконным. Президент не имел права на разгон высшего органа исполнительной власти страны. Я к этому времени уже довольно хорошо ознакомился с российским законодательством, работая в составе комиссии, на которую возлагались задачи разработки новой Конституции.

Указ Ельцина «О главе администрации Брянской области» был подписан 25 сентября 1993 года. За четыре дня до этого 21 сентября Конституционный суд Российской Федерации признал указ Ельцина «О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации» (от 21 сентября 1993 года) и его «Обращение к гражданам России» не соответствующими Конституции. Эти несоответствия в свою очередь «служат основанием для отрешения президента Российской Федерации Б.Н.Ельцина от должности или приведения в действие иных специальных механизмов его ответственности».

В мою бытность народным депутатом РСФСР, меня однажды срочно вызвали в Москву. Уже с 22 по 25 сентября я принимал участие в запрещенном X съезде. Обратите внимание на формулировку, с которой меня отстранили от должности: «за противодействие осуществлению избирательных прав граждан Российской Федерации». Как я мог, находясь в Москве, противодействовать осуществлению избирательных прав граждан в Брянской области? Тем более что результаты выборов еще даже не были объявлены. Указ Ельцина о моем отстранении от власти был одной из многих противоправных выходок тогдашнего президента.

События октября 1993 года потрясли страну, как вы их встретили и как сейчас относитесь к расстрелу парламента?

Возвращаясь к событиям 1993 года, честно скажу, я горжусь тем, что был в рядах защитников Конституции РСФСР. Мои оценки и отношение к событиям 1993 года не изменились. Я как и прежде считаю, что команда расстрельщиков советской власти, как и виновники развала Советского Союза, когда-то предстанут перед народным трибуналом.

Кстати, вы сами сталкивались с Ельциным, какое у вас о нем мнение?

Понимая преступную противозаконность действий Ельцина, я и относился к экс-президенту как к негативной личности. Даже когда меня вызвали в Москву для получения ордена Дружбы из рук Ельцина, то я не хотел ехать. Но мои товарищи по партии настояли: «Это орден России, а не Ельцина - поезжай обязательно». Я поехал, чтобы публично в Кремле высказать свои претензии по поводу финансирования программы «Дети Чернобыля», и выступил так, что даже Юрий Лужков после этого мне сказал: «Ну, Лодкин, ты даешь!».

То есть, вы с ним не общались?

Общались. Запомнилась первая личная встреча, она произошла на первом Съезде народных депутатов. Я выступал, отстаивая интересы моих избирателей - жертв Чернобыльской катастрофы. Речи оказалось недостаточно. Тогда я вместе с опытным политиком, председателем Брянского облисполкома Виталием Григорьевичем Сыроватко и рядом депутатов из регионов создали парламентское объединение «Чернобыль».

Ельцин к этому времени уже был избран председателем Верховного Совета, и мы напросились к нему на прием, чтобы рассказать о множестве проблем и болезней пострадавших от аварии в Чернобыле, лечение которых требовало пристального внимания высших властей России. Докладывать Ельцину должен был Сыроватко, но так случилось, что его пригласили в Кремль к Горбачеву, поэтому докладывал я.

Сидя прямо напротив Ельцина, я почувствовал жуткий перегар. О принятии им спиртного в изрядном количестве свидетельствовал не только мощный запах, но и не совсем связная речь. Ельцин был пьян. В подобном состоянии мне доводилось видеть его не раз, в том числе, когда он посещал сильно пострадавший от чернобыльской катастрофы город Новозыбков. Позже я узнал от свердловских депутатов, что Ельцин часто находился «под мухой», и тогда ко мне пришло глубокое понимание, что от него нельзя ждать чего-то доброго. Время подтвердило этот вывод.

Несмотря на решение Ельцина, в 1996 году вам удалось вновь избраться на пост главы администрации Брянской области. Когда закончилось ваше противостояние с президентом?

Это противостояние продолжили лакеи Ельцина. Они всеми силами старались выбить из-под меня губернаторское кресло. Им не удавалось это сделать в течение долгого времени, и только обманным путем, используя неправедную силу судебных властей, они усадили в кресло руководителя областной администрации Николая Денина, деятеля, который почти десять лет под прикрытием своих московских друзей грабил область и обогащал свою семью.

Счет награбленного шел на десятки миллионов рублей. В эти дни, когда я даю это интервью, в Брянском областном суде слушается нелицеприятное дело бывшего Брянского губернатора, которому высказал свое недоверие Владимир Путин (Денин по решению суда получил четыре года колонии за превышение полномочий - прим. «Ленты.ру» ).

В середине 90-х формируется так называемый «красный пояс» России. Вы - один из ярких его представителей. Вы осознаете, что власть тогда была практически у вас в руках?

Это ошибочное мнение. Во главе исполнительной власти находились коммунисты только в Брянской, Амурской, Липецкой и Новосибирской областей, вот и все. Что касается определения «красный пояс», то мне думается, что его пустил в оборот один из самых остервенелых прислужников Ельцина, ранее активнейший пропагандист основ марксизма–ленинизма Геннадий Эдуардович Бурбулис. Он слепил свою политическую карьеру, находясь в числе подпевал Ельцина.

Зачем ему это было нужно?

Бурбулис настойчиво выдавал себя за серьезного ученого-политолога, но этого ему было мало. Он рвался к реальной власти. В 1990 году Бурбулис избирается депутатом областного Совета в Свердловской области и выдвигает свою кандидатуру на пост председателя Совета, но проигрывает выборы Власову. Эту неудачу Геннадий Эдуардович отметил выходом из членов КПСС, и это, заметим, поступок страстного штатного пропагандиста коммунистических идей.

В августе того же года Бурбулис делает прыжок в Москву, чтобы быть ближе к Ельцину. Его потуги были замечены - его приняли на работу во вновь избранный Верховный Совет России в качестве представителя Ельцина, и он создал там Высший координационный Совет. В 1991 году Геннадий Бурбулис становится государственным секретарем РФ. Он уже рядом с дорогим Борисом Николаевичем.

Юрий Евгеньевич, а почему Геннадий Бурбулис «остервенелый прислужник»?

Заслуги этого политика многогранны! Он выступил организатором кампании по самороспуску союзного Съезда, ему принадлежит авторство постановления о предоставлении дополнительных полномочий Ельцину, он принимал участие в организации Беловежского сговора, развалившего СССР и так далее.

Сейчас, уже после ухода Ельцина в мир иной, Бурбулис нарабатывает себе политический капитал, пуская в оборот понятие - «эпоха Ельцина». Можно предположить, что отдавая свои силы постижению основ марксизма–ленинизма, Геннадий Эдуардович не находил времени соотнести свои знания с русскими словарями, иначе он бы твердо знал о невозможности применения термина «эпоха» ко времени властвования Бориса Николаевича.

Но он теперь в разном контексте толкует - «эпоха Ельцина, эпоха Ельцина…» Какая эпоха? Нужно бы знать Бурбулису и иже с ним, что эпоха - это длительный промежуток времени, выделяемый по какому-то характерному явлению, событию. Например, геологическая эпоха, эпоха феодализма, советская эпоха. В данном случае мы можем с полным правом вести речь только о ельцинском периоде разорительных реформ, последствия которых пытается иногда устранять Владимир Путин.

Вы так ругаете Бурбулиса, что складывается ощущение, будто он вас лично обидел. Однако вернемся к губернаторам-коммунистам, их тогда называли еще «красно-коричневыми»

Находились демократические лизоблюды, всеми силами стремившиеся прилепить нам определение «красно-коричневые». Не вышло, народ не принял таких фашистских поползновений. Никаких связей между коммунистами, вставшими у власти в регионах, с фашистами не было. Знаю о попытках прилепить этот ярлык орловскому губернатору Строеву. Егор Семенович, хотя позже и вступил в «Единую Россию», дал такой отпор обвинителю: «Читайте словарь. Что значит "красный"? Это значит красивый. Красный угол, красна девица, Красная Площадь».

Когда меня на все лады старались обвинить в том, что я коммунистический ортодокс, то я отвечал, что вся моя «коммунистичность» заключается в стремлении облегчить участь простых людей, страдающих от шоковой терапии, и это мне в определенной степени удавалось. Неслучайно полномочный представитель президента в Центральном федеральном округе Георгий Полтавченко назвал нашу область «одним из локомотивов ЦФО». Вот вам и «красный пояс»!

Хорошо, «красный пояс» - выдумка группы Ельцина, но он долго находится на политической повестке, а затем исчезает. Что изменилось?

Прежде всего, еще раз скажем, что в буквальном смысле «красного пояса», придуманного сторонниками Ельцина, не было. Были отдельные региональные очаги, руководство которых всеми силами старалось, даже действуя в рамках тогдашних законов, облегчить жизнь населения, не допустить развала экономики.

Это вызывало озлобление у сторонников рыночной экономики и разорительной шоковой терапии, искавших возможность поживиться за счет народных масс. Поэтому возрождавшийся капитализм захватывал власть в регионах и душил любые попытки сохранить прежний плановый характер хозяйствования.

Верно ли суждение о том, что как только новая власть путинского периода устоялась и вернулась к привычной почти советской риторике и поведению, «красный пояс» и его электорат стали ее опорой?

Увы, это не так. Можно заметить неприметные ростки «красного» на российской политической ниве. Нужно время, чтобы в новом, еще слепом поколении прорезалось видение того, что натворили в стране ельцины, бурбулисы, чубайсы, гайдары и прочая, и прочая, и прочая.

Все 90-е шло обсуждение создания нового союза России и Белоруссии. Но это, несмотря на готовность обеих сторон, постоянно откладывалось. Политологи тогда утверждали, что администрация президента РФ боится популярности Александра Лукашенко. Вы как активный участник интеграции наших стран можете сказать, что в этом есть доля истины? Почему союз состоялся только в экономической сфере?

Фото: Юрий Мартьянов / «Коммерсантъ»

Мне довелось быть заместителем председателя парламента России-Белоруссии. Я несколько раз посещал братскую страну в составе официальных делегаций, много раз встречался с Александром Лукашенко и беседовал с ним, выступал на втором Всебелорусском съезде. Соседство Брянской области с Гомельской областью Белоруссии дает мне возможность и право судить об отношении моих земляков к делам в Белоруссии и лично к президенту этой страны.

Во времена Ельцина мне не раз приходилось слышать от земляков мнение: нам бы такого главу государства, как Лукашенко! В 1998 году был проведен опрос населения в Красногорском, Злынковском и Климовском районах Брянской области. Более 70 процентов опрошенных высказались за политическое объединение наших стран. Подобное единство предполагает единую систему власти, единое правительство, единого президента. Думаю, что утверждения политологов тогда имели под собой основания. Эти основания в определенной мере сохранились и сегодня.

Возможно ли, по вашему мнению, возвращение во времена, схожие с 90-ми?

Для этого нужны особые условия и новый Борис Ельцин.

Юрий Лодкин взлетел высоко-высоко. А начинал в Дятькове: работал в комсомоле, в рай-газете «Пламя труда», затем был собкором и завотделом «Брянского рабочего», завсектором печати обкома партии, помощником «первого», корреспондентом ТАСС. На Политолимпе он пишет законы, отчеты о загранкомандировках, статьи и даже сказы. Успел побывать губернатором Брянщины.

Выбран в Госдуму на новый Олимп,
Юдоль его - быть в эпицентре вечно.

Легко ли это? Кто найдет ответ?

Он в креслах самых импортных засвечен,

Дарами депутатства обогрет.

Красавец! Нью-Бажов!! Разоблачитель!!!

И, чтобы стал Ю. Лодкиным любой,

Неплохо бы родить «Самоучитель».

Успех у книги был бы во такой.

Юрий Евгеньевич Лодкин родился 26 марта 1938 года в городе Дятъково. Во время Великой Отечествен­ной войны вместе с матерью был угнан в литовский город Алитус, где находился в фашистском концентрационном лагере.

Трудовую деятельность начал после окончания в 1958 году Дятъковского индустриального техникума по специальности «технолог стекла». Работал на Слободс­ком стекольном заводе в Кировской области и на Дятьковском хрустальном заводе. В 1958-61 гг. проходил службу в рядах Советской Армии. В 1963 году избран секретарем горкома ВЛКСМ г. Дятъково, затем перешел на работу в Дятьковский горком КПСС. В 1967-70 гг. - заместитель ре­дактора газеты «Пламя труда». В 1972 году окончил отделение журналистики Выс­шей партийной школы при ЦК КПСС. В 1970-83 гг. - корреспондент, завот­делом газеты «Брянский рабочий». С 1983 по 1987 год - заведующий секто­ром печати, помощник первого секретаря Брянского обкома КПСС. С 1987 по 1993 г. - собственный корреспондент ТАСС по Брянской области.

В 1990 году был избран народным депутатом РСФСР, а в апреле 1993 года - главой администрации Брянской области. В декабре 1993 года из­бран в Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.

В 1995-96 гг. - депутат Государственной Думы 2-го созыва, член Коми­тета по делам ветеранов, член Комиссии Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ по социальной политике и правам человека.

В 1996 – 2004 гг. - глава администрации Брянской области. По должности вошел в Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации второго созыва, где был заместителем председателя Комитета по делам СНГ. В июле 1998 года был утвержден представителем Совета Федерации в составе депутации Федерального Собрания РФ в Парламент­ском Собрании Союза Беларуси и России в качестве руководителя, избран заместителем председателя Парламентского Собрания.

Ю.Е. Лодкин автор книг «Душевной щедростью» (Тула, 1970), «Хрустальная радуга» (Тула, 1972, 1980), «Хрустальщики» (Тула, 1979), «Литые кружева» (Тула, 1988), «Хрустальные грани» (Тула, 1990), «Лабиринт» (Брянск, 2008).

Награжден орденом Дружбы (1998), двумя орденами Русской Православ­ной Церкви (1998,2000), медалями.

Член Союза журналистов России, Союза писателей России.

ТАКИЕ НАДЕЖНЫЕ СЕРДЦА

Лесовоз "Рабенау", построенный в Выборге и оснащенный Брянским дизелем, совершал свой четвертый рейс под флагом Германской Демократической Республики.

Загрузившись в Архангельске, он ходко вспарывал штормовые волны Баренцева моря. В машинном отделении на все свои 6100 лошадиных сил трудился дизель.

Вместе с немецкой командой на судне шла советская бригада гарантийного обслуживания, и в ее составе - шеф-инженер отдела внешнего монтажа производственного объединения Брянский машиностроительный завод Юрий Викторович Сипицын. Его делом, его заботой было обеспечение правильной эксплуатации судового дизеля в течение срока действия заводской гарантии. Отдыхая в каюте, Юрий Викторович даже сквозь сон слышал мерный гул работающей машины. Этот гул действовал успокаивающе. Ничто не предвещало беды. И вдруг дизель резко сбросил обороты.

«Что случилось, что случилось?..» Вскочив с койки, Юрий Викторович сразу ощутил сильный крен судна на левый борт. Он машинально оценил его величину - тринадцать-четырнадцать градусов. И сразу же рядом с этой цифрой память поставила другую, из паспортных данных двигателя: «Гарантируется работа дизеля при крене до 15 градусов. При большем срабатывает система защиты двигателя, и он отключается». Судно в этом случае становится игрушкой в руках стихии.

Юрий Викторович рванулся в машинное отделение. Ноги скользили по рифленым ступенькам крутого трапа. Взобравшись к пульту, Сипицын поднял глаза и встретился с недоумевающим и несколько растерянным взглядом моториста Андуреаса. Жестом шеф-инженер показал ему, что нужно немедленно отключить систему автоблокировки и тем самым предотвратить остановку дизеля. Подоспевший в этот миг вахтенный механик Вольганг Майнеке кивнул в знак согласия. Система защиты была отключена вовремя. Но судно продолжало ложиться на левый борт. Уже было невозможно стоять на металлическом рифленом настиле, не держась за поручни. И вдруг дизель стал давать сбои... Сипицын пробежал взглядом по приборам, вскинул голову, и неожиданно в глаза бросилась прикрепленная к корпусу двигателя литая заводская марка с тремя буквами - БМЗ.

Позже Сипицын скажет, что каждый серийный дизель, как и человек, имеет свои особенности, свой характер. И отождествление машины с живым организмом давало право шеф-инженеру сказать:

Не подведи, землячок... Это испытание твоей надежности.

А что такое надежность дизеля?-пришлось мне как-то спросить у начальника отдела внешнего монтажа дизельного производства объединения БМЗ А. А. Кашина.

Как инженер, он мог ответить сухим языком научного определения: «Это свойство изделия выполнять свои функции, сохранять эксплуатационные характеристики в заданных пределах при определенных условиях и в течение определенного времени».

Но Кашин подумал и ответил:

Надежность любой машины - это воплощение надежности придумавших и сделавших ее людей.

Мы сейчас не будем подробно говорить о резервах надежности, заложенных в конструкцию брянского дизеля его проектантами. Они есть.

Хотя бы такие: пятицилиндровый дизель может работать на трех цилиндрах, способен функционировать при отключении некоторых обеспечивающих систем...

Но представим себе, что задействованы все конструктивные резервы надежности. А двигатель все же останавливается: засорилась, к примеру, система подачи топлива. На спокойной воде такую остановку можно счесть мелочной. А если подобное случилось в жестоких штормовых условиях? Тогда «мелочь» неминуемо обернется бедой.

Слышал я и то, как бригадир сборочно-испытательного цеха дизелестроительного производства С. Ф. Красный проводил «политбеседу» с молодым слесарем:

Пойми раз и навсегда: в нашем деле нет и не может быть мелочей. Мы делаем сердца кораблей, а они, как и у людей, должны быть без порока.

Теперь-то я знаю, что в критической ситуации на «Рабенау» бригада Сергея Федоровича Красного была надежной опорой для шеф-инженера Сипицына. Она поддерживала его своей добросовестнейшим образом сделанной работой.

Дизель - это громадина высотой в трехэтажный дом,- рассуждает вслух Сергей Федорович.- В том дизеле ДБ-16, что установлен на «Рабенау», диаметр поршней 620 миллиметров, ход их - почти полтора метра. Какая, скажите, здесь нужна точность? В сотые доли миллиметра - микронная.

Мне довелось видеть, как С. Ф. Красный, его товарищи по бригаде П. Д. Грибачев, А. И. Третьяков, И. М. Власо ловят «сотки» и микроны. Им можно было бы удовлетвориться минимальными или максимальными допусками, а они, заливаясь седьмым, а может, десятым потом, ищут и находят более надежную «золотую середину».

Не этой ли придирчивостью бригады Красного к качеству своей работы объясняется то, что на протяжении ряда лет после типовых испытаний брянского дизеля межведомственная комиссия выносит заключение: «Цилиндро-поршневая группа - безукоризненна». И эти лавры безукоризненности сборщики безропотно, с полным на то основанием делят со станочниками и слесарями смежных цехов.

Но вернемся в ту штормовую ночь Баренцева моря на лесовоз «Рабенау».

Дизель судна даже на самых малых оборотах стал захлебываться. На схеме пульта тревожно замигали оранжевые и красные глазки. Сработала звуковая аварийная сигнализация. Стрелка манометра давления масла трепетно дрожала напротив цифры 0,8, отклонясь на целых «три десятки» от минимально допустимого норматива. Сипицын предположил, что при столь большом крене оголился заборник масла в цистерне и стал захватывать воздух...

Положение было критическим.

В машинное отделение спустился капитан «Рабенау» Алиберт Кох. Он сообщил, что крен превысил сорок градусов, и задал только один вопрос: «Будет ли работать дизель?» Капитан ни словом не обмолвился, что с судна непрерывно летит в эфир сигнал бедствия, что команда собралась в кают-компании, готовая в любой миг покинуть борт. Исход катастрофической ситуации теперь полностью зависел от тех, кто находился здесь, в машинном отделении. Моторист и вахтенный механик ждали, что ответит капитану советский шеф-инженер.

И Силицын ответил твердо: «Дизель будет работать».

Сказать так Юрию Викторовичу дали право те, кто подетально вынянчил на заводе машину, кто ежедневно делал и делает больше, чем предусмотрено дополнительными инструкциями, кто вкладывает в сердце кораблей частичку за частичкой свое собственное сердце.

Еще до знакомства с инженером Юрием Михайловичем Майдановым мне рассказывали о нем как о человеке, который любит ясность во всем, а что касается дела его жизни - судового дизеля,- особенно. Вот один из этих рассказов:

Плунжерные пары дизельных топливных насосов высокого давления поставляет брянцам одно из смежных предприятий. Каждая пара входным контролем проверялась на плотность, и это до поры до времени казалось достаточным. Но в процессе ходовых испытаний судов Майданов и другой инженер, Б. П. Багриевич, пришли к мнению, что необходимо расширить диапазон контроля, проверять плунжерные нары еще и на «зазор» в определенных допусках. Тем самым еще более повышалась надежность работы топливных насосов высокого давления. Мало того, инженеры путем долгих поисков нашли собственную технологию точной приработки плунжерных пар. Это был инициативный поиск, к которому брянских специалистов не обязывал ни один параграф административных приказов, ими руководило высочайшее чувство ответственности за марку своего объединения.

В том, что топливные насосы на «Рабенау» в кризисный для судна момент работали безукоризненно, была несомненна и заслуга названных инженеров.

При знакомстве с Майдановым я напомнил ему об этой истории: «Вот, мол, это своего рода образец творческой работы».

Ну, что вы,- смутился Юрий Михайлович,-это же обычное дело.

Тут же он стал рассказывать, с какой настойчивостью работают над повышением надежности дизелей инженеры Е. В. Дмитриевский, В. Н. Волков, В. А. Лобков, Ю. А. Алексеев, П. П. Прасс, В. В. Ивкин.

Ежегодно мы выполняем до 60 объемных мероприятий, направленных на совершенствование дизеля,- это уже говорил не просто инженер Майданов, а человек, которому доверено возглавить бюро надежности при главном конструкторе по дизелестроению.

Юрий Михайлович сдвинул немного в сторону лежавшую перед ним папку с документами, и я увидел под стеклом фотографию «Рабенау», почти целиком легшего на левый борт.

Недавний подарок Сипицына,- пояснил Майданов, кивнув на фотографию.

На терпящем бедствие судне после того, как шеф-инженер ответил капитану: «Дизель будет работать», прежде всего было перекачено масло из запасных емкостей в основную цистерну. На это ушло около пятнадцати минут. Маслозаборщик перестал захватывать воздух, и стрелка манометра поднялась к цифре 1,4 - номинальное давление.

Обнаружилось, что из-за чрезвычайно большого крена стало уходить топливо из цистерн дизель-генераторов. Здесь тоже прибегли к перекачке. Но подать топливо на охлаждение форсунок дизель-генераторов не удалось. По расчету Сипицына, форсунки должны были выдержать. И они выдержали. Вскоре, добившись стабильной работы дизеля на «самых малых» оборотах, его перевели на «малые».

Я не спросил тогда Сипицына, кого он имел в виду конкретно, но думаю, что в их числе был и старший мастер ОТК цеха сборки и испытания дизелей Игорь Георгиевич Куприянов. В характеристике на него мне довелось прочесть: «Человек исключительной требовательности к себе и к работникам цеха». И сказано было так не ради красного словца. Когда Куприянову предложили возглавить цеховое бюро технического контроля, он отрезал: «Я свое сегодняшнее дело люблю и знаю, а вот административных задатков у меня нет». Он действительно досконально знает свое дело. Когда речь идет о качестве продукции - бескомпромиссен, даже беспощаден.

Техника не терпит лжи,- говорит он.

И если так уж случается, накладывает вето на приемку продукции. Сколько предупреждений и запрещений подписано рукой Куприянова? Это можно подсчитать. Но, пожалуй, никто не может измерить, сколько сил тратит этот «пограничник качества», чтобы все технологические процессы точно соответствовали нормативу. Ясно, что Куприянов, и не он один из работников ОТК, тоже был на трудной вахте на «Рабенау» рядом с шеф-инженером Сипицыным.

«Рабенау», почти лежа на левом борту, малым ходом шел сквозь штормовое море к берегам Норвегии. Юрий Викторович, убедившись, что двигатель работает устойчиво, поднялся в кают-компанию. Команда встретила его улыбками, кое-кто, как ненужные вещи, сбрасывал с себя спасательные жилеты. Один из моряков, подступив вплотную к Сипицыну, совсем по-русски потрясая кулаком с отогнутым кверху большим пальцем, проговорил очень чисто: «Ваш дизель - отличный парень».

Плохих не держим,- шуткой ответил Сипицын.

И тут только Юрию Викторовичу объяснили, что произошло с судном. «Рабенау» оказался в зоне «кипящего моря», где беспорядочно бегущие волны, накладываясь друг на друга, обретают гигантскую высоту. Попав на такую волну, судно сильно накренилось, пакеты леса сместились на левый борт, из-за чего крен стал еще большим и уже постоянным.

Члены команды наперебой перечисляли шеф-инженеру названия судов, которые при значительно меньшем крене из-за остановки двигателей покорились стихии и оказались погребенными на морском дне.

Начальник ОТК дизелестроительного производства В. С. Гончаров, вспоминая этот случай, с гордостью говорил о том, что в дизельном производстве около полутора сотен рабочих метят продукцию личным клеимом, а два десятка удостоены звания отличников качества по министерству.

Но дизель - дело рук многих тысяч людей, не будем закрывать на это глаза. И среди них может найтись человек, работающий по принципу «авось сойдет». И служба ОТК со своим аппаратом не в состоянии осуществить сплошной контроль за качеством работы на всех переделах. Как же быть? Как же обеспечивается надежность?

Многое, конечно, зависит от энтузиазма, принципиальности, честности рабочих и специалистов. Многое зависит, но не все. Бракодельству, косности, рутине должна противостоять система, которая не пропустит через себя ни одной плохой детали. И такой заслон действует. Название ему КС УКП - комплексная система управления качеством продукции. Заметьте: не просто контроля, а управления. Эта система со своими незыблемыми стандартами создает условия, при которых невозможно плохо работать.

Техника требует точного, математически взвешенного подхода. Эмоциями и высокими призывами надежность дизеля не обеспечишь. А творчество, добросовестность и принципиальность - все это вписывается в рамки КС УКП - содействует бескомпромиссности.

Истоки надежности нашего дизеля здесь.

Восемь часов потребовалось «Рабенау», чтобы дойти до Норвегии. Юрий Викторович Сипицин все эти восемь часов внимательно вслушивался в гул работающего дизеля, и странное ощущение не покидало его: казалось, что сердце корабля и его собственное сердце пульсируют в одном ритме.

После сложных маневров судно встало на причал у небольшого городка Хоненсвег. На следующий день газеты на своих первых страницах поместили снимки и репортажи с крупными заголовками - «Катастрофа на «Рабенау».

Но катастрофы не случилось. Катастрофы не было.

Юрий Лодкин

"Повороты судьбы"

Так называется новая книга нашего коллеги, ветерана журналистики, первого всенародно избранного губернатора Юрия Евгеньевича Лодкина.

Книга состоит из восьмидесяти вопросов и ответов – по количеству прожитых лет. Но это не автобиография, это взгляды, сформировавшиеся за непростую жизнь, в которой были война, концлагерь, тяжелые послевоенные годы, учеба, работа… Журналист, политик, общественный деятель, Юрий Евгеньевич делится своими воспоминаниями, мыслями о нашем прошлом, настоящем и будущем. Эта книга – его завет потомкам, наказ.

Похожие статьи