Лён. История возделывания. Обработка льна в древней Руси: льнопрядение и льноткачество

Лён имеет очень богатую и древнюю историю, а льняная ткань считается самой старинной! Ни для кого не секрет, что льняные изделия – самые полезные для здоровья и одновременно самые ноские. В России лён испокон веков был одной из самых любимых культур. В отношении климата он неприхотлив и нуждается только в длинном световом дне, а это наши широты ему вполне обеспечивают.

Еще во времена возникновения Руси лён возделывали в районе Пскова, а позднее – в Новгородской, Суздальской, Вологодской и окрестных землях. Но уже в середине прошлого века его разводили в стране почти повсеместно, а льняной экспорт прочно занимал первое место в перечне вывозимых товаров. И это при том, что половина выращиваемого льна оседала в деревне: крестьяне веками изготовляли из него домотканую одежду.
На Руси лён заслужил к себе благоговейное отношение и считался материалом чистым, целебным и таинственным.
Сохранились и народные приметы, связанные со льном: если льняное зернышко положить в ботинок – обувь будет носиться намного дольше, а если несколько льняных семечек зашить в одежду, они защитят от порчи и сглаза.

На Руси лён стелили новобрачным, в льняное полотно принимали новорожденных и льняными повязками перевязывали раны воинов для скорейшего выздоровления.

Посеву льна даже был посвящен праздник «Семь дев», в народе говори
ли «сеют лен у семи Алён».
В народе говорили:

Росы с Федора – к урожаю льна и конопли.
Хорошо рябина цветет – к урожаю льна.
Длинные капельки – долгий лён.

Кукушка закуковала – пора сеять лен.
Все работы в поле также были регламентированы и обставлялись обрядами.
В языческие времена существовал обычай: при посеве льна женщины раздевались донага, чтобы лен, глядя на них, сжалился и лучше уродился. Правда, после введения христианства подобное уже не поощрялось. На празднике Ивана Купалы девушки, бросая ветку в огонь, приговаривали: «Пусть мой лен будет высотой с эту ветку!»

С усилением христианства в Киевской Руси возделывание культуры практически вступает на новый этап. Летописец Нестор в своей «Повести временных лет» подробно рассказывает не только о возделывании льна и производстве тканей, но и о получении и использовании масла печорскими монахами. Лечцы – так славяне называли своих лекарей – активно применяли льняное масло для врачевания различных заболеваний.
Льноводство и льняные одежды настолько широко распространяются на Руси, что в судебные уложения Ярослава Мудрого вошла статья о наказаниях за кражу льна и льняной одежды. Зачастую доход семьи зависел от урожая этой сельскохозяйственной культуры, потому не зря говорили: «Посеешь лен – пожнешь золото». Существовало и другое выражение, столь же краткое и образное: «Удастся лен, так шелк, не удастся, так щелк».
Если в языческие времена у народов, живших в северо-западных областях, были свои боги и богини, покровительствовавшие льноводству, то с введением христианства осталась одна богиня – Святая Парасковия. Именно ей по окончанию льняной страды – 28 октября – был посвящен праздник. Покровительницу льноводства называли по-разному: грязнуха (потому что октябрь – месяц дождей и грязи), но чаще ласково – льняница. В день Парасковии-льняницы было принято мять лен и приносить в церковь. Из льняных нитей создавали знаменитые кружева – бланды. Девушки щеголяли в них в праздники, демонстрируя свое мастерство, а парни, глядя на изделия, могли выбрать невесту. Считалось, что в неурожайные годы кружевница сможет прокормить семью и спасти от голода.

Года идут, времена и нравы меняются, но уникальные и полезные свойства льна остаются неизменными.
Нам нравится сохранять и развивать льняную культуру в наши дни и использовать все уникальные свойства этого благородного материала.

Лен как культуру начали возделывать еще в эпоху неолита (VIII–III вв. до н. э.). Подтверждением этому являются образцы льняных тканей, найденные при раскопках древнего поселка, построенного на сваях на одном из швейцарских озер. Во время пожара поселок сгорел и его остатки были погребены на дне озера. В этих необычных условиях образцы льняных тканей сохранились до наших дней. Другие, более поздние образцы, дошли до нас с останками египетских фараонов. На их сохранность оказали влияние особые условия внутри египетских пирамид и, может быть, бальзамирующие вещества, использовавшиеся при муминизации.

О древней технологии получения и переработки льняного волокна можно судить по египетским настенным рисункам, относящимся к эпохе Нового царства (IV в. до н. э.), по фрескам III в. до н. э., рисункам на греческих вазах 500-х годов до н. э. Из этих рисунков видно, как обрабатывали лен: его дергали, стлали, сушили, мяли, трепали, чесали и вручную пряли с помощью висящего на нити веретена. По этим рисункам можно получить также представление о тканеформировании.

Геродот, упоминая о дарах, принесенных одним из фараонов храму Афины Родосской, пишет, что наиболее ценным подарком была льняная ткань, каждая нить которой состояла из 360 волокон.

Упоминание о льне встречается в Библии и Новом Завете. Знали лен народы Малой Азии, Междуречья Тигра и Евфрата, они из него изготавливали грубые ткани. Культивировался лен в Колхиде, на плодородных землях по берегам реки Фазис. Колхида платила льном дань туркам. Льняные изделия из Колхиды через черноморские колонии Рима попадали в Европу.

И.Машников в 1987 году выдвинул версию о том, что поход аргонавтов и, в частности, знаменитого Ясона из Эллады в Колхиду за «золотым руном» был по сути походом за секретом получения тончайшей пряжи из льна, продававшейся на вес золота. Как говорят ряд авторов, ткани, изготовленные из произраставшего в Ахайе первоклассного льна, продавались буквально на вес золота, когда на одну чашу весов клались ткани, а на другую золотые слитки. Голубой венчик льна, говорили жрецы Исиды, соответствует голубому цвету неба, и они не носили другой одежды, кроме льняной.

В Греции лен почти не производили, его ввозили из Египта. В Элладе славились отделанные пурпуром белые льняные ткани.

Во время правления императора Августа (1 в. до н. э. I в. н. э.) льняные ткани служили предметом экспорта. Основное развитие льняного ремесла в Риме приходится на II -1 вв. до н. э. После захвата Юлием Цезарем Галлии там возникли мастерские, производившие льняные паруса. В Галлии лен начал культивироваться намного раньше, чем в Римской империи из него изготавливали мешки для сахара, вырабатывали ткани для простыней и одежды. Тонкие цветные и набивные льняные ткани поступали в Рим из Египта и Сирии. Из льна шили не только одежду, но простыни, скатерти, покрытия от солнца, занавеси.

Намного позднее льняное производство возникло в Италии и Испании. В 1500 году в Севилье (Испания) было 16000 ткацких станков.
Еще позднее льноводство получило развитие во Франции, Бельгии, Голландии, а затем во Фландрии.
В V и VI веках льноводство начало развиваться в Англии и Германии.
В VIII веке продукция льна была завезена в Русь на равнины верхней Волги. Новгородское княжество торговало и наживалось на льне.
В Х-XIII вв. лен повсеместно распространился на гуси, в XIII-XVI вв. Новгород и Псков стали основными центрами производства льна и торговли им.
«Руссы расстилали льняную соломку, и после того как августовский туман и солнце отделяли волокно от стеблей, его собирали, сушили, мяли, трепали, чесали, отделяя шелковистое волокно от жестких плевел. Ко дню Прасковьи-льницы, покровительницы льноводов (28 октября), расстилали для отбеливания первое полотно из льна нового урожая. Плоды трудов российских крестьян-лен-сырец, рубахи, сарафаны скупались купцами из Фландрии, Германии, Византии» («Повесть временных лет»). При Петре I в России начали действовать крупные полотняные мануфактуры, главным образом для выработки парусов.

В XVIII и XIX веках русский лен одевал крестьян и русскую знать и в больших количествах экспортировался в страны Восточной и Западной Европы.

До XIX века приготовление тресты в России, Франции и Бельгии велось расстилом льняной соломки на лугах, а в некоторых районах холодноводной мочкой в копанцах с последующей сушкой в конусах. В начале XIX века в Бельгии (на реке Лис) была впервые осуществлена двойная мочка льна в баллонах с промежуточной сушкой. Тогда же начали применять мочку с последующим расстилом. Первые опыты промышленной тепловой мочки были проведены в 1790 г. в Кюрандо (Франция), однако патент на мочку был выдан лишь в 1845 г., а первая льнодельня была создана в Ирландии в 1848 г. Началось строительство цехов мочки и в других странах. Однако качество волокна не всегда удовлетворяло. Началось изучение химического состава межволоконных веществ (Фреми в 1848 г., Хавенштейн в 1875 г.), процесса мочки – ее микробиологии (Берне, Греклю, Ван Тисма и др.), морфологии льна (Тина Тамес).

В 1902 году крупный бельгийский специалист по льну Ва-стенкисте получил патент на варку льносоломы в автоклавах. В 1912 году им же была организована тепловая мочка в бетонных баках с деревянными решетками и трубами для подогрева воды до 32 градуса с последующей естественной сушкой. Одновременно в России в Ярославской губернии предложили обработку льносоломки горячей водой и паром. Если тепловая мочка продолжалась 3–4 суток, то варка велась 2 часа. Появились установки для искусственной сушки льнотресты. На рубеже XIX и XX веков было предложено более 85 способов приготовления льняной тресты, используя горячую воду, растворы щелочей, кислот, солей, но все они не нашли широкого применения. Шло глубокое изучение анаэробного микробиологического процесса тепловой мочки. Была выделена основная культура бактерий «бацилиус фельзенэус», которая обеспечивала сбраживание пектиновых и других веществ клеящего комплекса. Промышленное приготовление тресты привлекало коротким и стабильным циклом, возможностью контролировать и управлять процессом, вести его круглый год, независимо от погоды, и возможностью механизации процесса.

Но процесс мочки имел и много недостатков. Он требовал огромных затрат воды, тепла и энергии, постройки очистных сооружений и давал недостаточно высокое качество волокна. Долгое время в России, Франции, Бельгии, Голландии и других странах сосуществовали процессы мочки и расстила, пока в 60-х годах нашего столетия не был создан комплекс машин, совмещающих уборку льносоломы с ее расстилом, машины для переворачивания слоя тресты и ее подъема и паковки. Многие страны (Чехословакия, Франция, часть Бельгии и др.) полностью ликвидировали мочку льна. В последние годы сократился объем тепловой мочки и в нашей стране, улучшилось качество волокна, но увеличился риск потерь, потребовалась высокая оперативность при проведении уборочных работ.

Обработка льнотресты до середины XIX века велась на щелевых мялках, а трепание с помощью ручного трепала. В 1840 году К.Вебером была изобретена мялка с рифлеными вальцами. В конце XIX века появилось «бельгийское» колесо, которое позволило несколько механизировать процесс трепания, однако в России ручное трепание сохранялось до 30-х годов XX века.


Возникновение собственно прядения, т.е. формирования непрерывной нити из ограниченных по длине волокон, относится даже к эпохе родового общества, к этапу завершения матриархата (15000 лет до н. э.). Процесс плетения тканей из готовых нитей шелкопряда, длинных волос животных, стеблей растений и т.д., как и процесс формирования войлоков, был известен, видимо, еще раньше. Первым приспособлением для прядения была, очевидно, палка. На нее наматывали готовую нить, чтобы нить не спутывалась. Затем палку начали использовать для кручения пряжи. Сначала кручение осуществлялось за счет катания палки с нитью по ноге и бедру. Такой способ прядения сохранился до наших дней у некоторых австралийских племен. Затем кручение начали осуществлять за счет вращения подвешенной к нити палки, превратившейся в веретено.


Позже веретено начали приводить во вращение от ручного или ножного колеса.


Процесс кручения или намотки осуществлялся при изменявшемся угле подхода нити к веретену. В XV в. Леонардо да Винчи предложил самопрялку с рогулькой и катушкой. Подвергаясь несколько раз усовершенствованию, самопрялка с ножным приводом просуществовала до XX века. Но при этом вытягивание тонкой нити и ровной мычки из пучка волокон осуществлялось вручную.



Машины для прядения льна сначала копировали с машин для прядения шерсти. В 1737 году были созданы раскладочные машины, для формирования ленты из горстей чесаного льна. Это стало началом машинного производства. В этот же период были созданы ленточные машины для утонения ленты и рогуличная прядильная машина сухого прядения Кендрю. Подобные прядильные машины были изобретены во Франции Робинзоном (1798 г.) и Леруа (1807 г.).


Во время конкурентной борьбы Франции с Англией Наполеон 1, стремясь освободиться от экономической зависимости, в 1810 году издал специальное распоряжение о выделении премии в один миллион франков изобретателю лучшей машины для прядения льна. Этот конкурс дал толчок к разработке новых машин, обеспечивающих получение тонкой пряжи из льна. Еще до конкурса, в 1802 году, Гей-Люссак проводил опыты по выщелачиванию льняных волокон, что придавало им вид хлопчатой бумаги (по сути это были опыты котонизации льна). На этой основе родился метод химической подготовки для мокрого прядения, который был доработан Леруа и братьями Жирар. Один из братьев химик и механик Филипп Жирар в 1810 году предложил процесс предварительной химической обработки льняной ленты в перфорированных баках, а затем после отжима ее переработку в мокром виде, и по сути был родоначальником мокрого прядения. Однако подлинная революция произошла в 1825 году, когда Джон Кей получил патент на машину мокрого прядения льна, в которой кроме химической подготовки ленты был предложен вытяжной аппарат с разводкой между валиками 21/2 дюйма (63 мм), благодаря чему дробились подготовленные технические волокна на элементарные и можно было получить тонкую пряжу.


В России в начале XIX века льняная пряжа и ткани изготавливались в мануфактурах или кустарями по деревням. Кустари работали в светелках, построенных отдельно от жилья на краю селения в низине реки.
Во второй четверти XIX века широко распространились самопрялки и станки с челноками-самолетами. Общее число льняных мануфактур составило 190, и они наряду с грубыми вырабатывали и тонкие ткани для белья и одежды. На них было занято 27000 человек, т. е. 16% всей численности рабочих в России. Кустарное льняное производство с самопрялками сохранилось в российских деревнях и тогда, когда было создано фабричное машинное производство. Продукция сбывалась на местных ярмарках в селе Великом, в Ростове, Кинешме, Юрьевце, Вичуге, Никологорах. Скупленный на этих ярмарках товар шел на областные ярмарки, главными из которых были Нижегородская и Ильинская под Полтавой. Общий оборот по торговле льном в середине XIX века составил 6300000 рублей.

Начиная с 50-х гадов создаются фабрики механического прядения льна: в 1848 г. в селе Красавино под Великим Устюгом, в 1853 г. иерехтским купцом и скупщиком льна Брюхановым и московским торговцем Зотовым была построена прядильная фабрика на 1500 веретен в Костроме. В 1859 г. на ней работало уже 3500, а в 1861 г. – 6000 веретен. В том же году скупщики льна Дьяконов и Сыромятников основали льнопрядильную фабрику в Нерехте на 3000 веретен. Осип Сеньков построил в 1861 г. в Пучеже льнопрядильню. Небольшую фабрику в Романово-Борисоглебске (ныне Тутаев) в 1864 г. построил архангельский купец, датчанин по происхождению, Классен. В 1865 г. вязниковский купец и фабрикант Демидов перестраивает хлопчатобумажную фабрику на льняную в селе Ярцево. Тогда же казанский купец Алафузов, поставщик военного ведомства, построил при кожзаводе Казанскую фабрику. В 1866 г. купцами Третьяковым, Кашиным и Коншиным создается прядильная на 4000 веретен Большой Костромской мануфактуры. В начале 60-х годов в г. Меленки (Владимирская губерния) появляется фабрика Волкова. В 1870 г. Локалов строит близ Ярославля (Гаврилов-Ям) большую фабрику на 8000 веретен. В 1871 г. появляется фабрика Щербакова в Кохме, а в 1872 г. один из братьев Сеньковых построил фабрику в Лосеве (Вязниковского уезда). В 1873 г. Бакакин и Брюханов строят фабрики в Юрьевце. В это же время купец Сосипатр Сидоров построил в селе Яковлевское трехэтажный корпус с ручными станками и отбельной фабрикой. Вскоре в полуверсте от него у деревни Василево крестьянин Дородное основал производство скатертей, и, наконец, оборотистый каптенармус Крымов в деревне Рогачево построил два корпуса для ткацких станков. Так к 80-м годам в Приволжске образовался куст, который сначала конкурировал, а затем объединился в Яковлевский комбинат.

Из этих старинных предприятий развились позднее большие льняные комбинат«гКоторые в советское время получили названия: Гаврилов-Ямский комбинат – «Заря социализма», Костромской и Казанский льнокомбинаты – имени Ленина, Костромские: прядильная фабрика – «Искра Октября», ткацкая – «Октябрьской революции». Фабрики Вязниковской группы получили имена Карла Маркса, Фридриха Энгельса, Карла Либкнехта, Розы Люксембург и Парижской Коммуны. Сейчас большинство этих предприятий стали акционерными обществами и поменяли названия.

Промышленность быстро росла. Ниже приведены данные роста числа рабочих, занятых на мануфактурах, и количества веретен и станков с 1850 по 1875 годы.

Уменьшение, а затем и полное прекращение экспорта льняного волокна обусловлено:

  • сокращением посевных площадей и низкой урожайностью;
  • строительством новых и коренной реконструкцией действующих предприятий.
Были построены: комбинат им. Зворыкина, Вологодский, Великолукский льнокомбинаты, восстановлен Смоленский комбинат. На Украине были построены Житомирский и Ровенский, в Белоруссии восстановлен и расширен Оршанский. Кроме этого российская деревня традиционно кустарно перерабатывала лен для собственного потребления, поэтому часть урожая оседала в деревне (в 1913 г. – 72 тыс. т, в 1925 г. – 63 тыс. т, а в 1927 г. – 123 тыс. т).

Н.И.Вавилов выделяет 4 основных центра распространения льна: средне-азиатский, передне-азиатский, средне-земноводский и абиссинский. По утверждению Е.Н.Синской, существуют 3 первичных очага распространения льна: индийский, индо-афганский, колхидский. Считается, что северные русские долгунцы (континентальные формы) имеют происхождение из индо-афганского очага. Западные долгунцы (приморские формы) распространены из колхидского очага.

Культурный лен подразделяется на пять групп: долгунец, межеумок, кудряш, крупносеменной и стелющийся полуозимый. На рис. 51 показано географическое распространение разновидностей льна (по Вавилову, 1935 г.) в нашей стране.

Лен в силу своих высоких видовых адаптивных свойств, способен произрастать в разных географических и почвенно-климатических условиях. Его выращивают более чем в 35 странах (рис. 52). Статистические данные о посевных площадях льна довольно противоречивы. По данным ФАО, в мире лен выращивают на более чем 7 млн. га, главным образом масличный. По оценке USDA (1988): в 1979 – 81 гг. посевные площади составляли 5448 тыс. га, в 1985 г. – 4811 тыс. га, в 1986 г. – 4855 тыс. га, в 1987 г. – 4372 тыс. га. Площади прядильного, волокнистого льна составляют около 1,5 млн. га. Масличный лен широко распространен в Северной и Южной Америке (Канада, США, Аргентина и др.), Азии (Индия, Китай и др.), а также незначительно в Европе, Африке, Австралии, Азии. Лен-долгунец возделывается преимущественно в странах Центральной и Северной Европы (Россия, Украина, Беларусь, Франция и др.), а также в Азии (Китай и др.).

После революции и гражданской войны посевные площади в России резко сократились (до 550 – 650 тыс. га), затем начали расти, достигнув максимума перед второй мировой войной (2 млн. га). После войны значительная часть площадей была восстановлена, но с 60-х годов начался медленный спад, который ускорился с 1985 года. Аналогичная картина наблюдается и в производстве волокна.

В 1960 году посевные площади и производство текстильных волокон в мире составляли:

  • хлопка - 33.700.000 га и 10.900.000 т (при урожае 3,25 ц/га);
  • льна – 2.020.000 га и 650.000 т (при урожае 3,2 ц/га);
  • джута - 2.020.000 га и 2.600.000 т (при урожае 12,8 ц/га).
Послереволюционная разруха была преодолена в 1925 – 27 гг. Если в 1913 г. в России было выработано около 50 тыс. т пряжи, в 1919 – 20 гг. всего 13 – 15 тыс. т, то в 1926 г. уже 66 тыс. т. Экспортные поставки волокна в 20 – 30-х годах давали России немалый валютный доход – до 100 млн. рублей золотом.

Наряду со строительством новых проводилась реконструкция старых предприятий льняной промышленности. В 1925 г. было закуплено 20 импортных автоматических льночесальных машин, по типу которых в дальнейшем были созданы отечественные машины. Был построен новый корпус и оснащен новыми прядильными машинами сухого прядения с подвесными рогульками и механизмом самосъема на Вязниковском комбинате. На другой Вязниковской фабрике был создан цех производства дратвенной нитки, снабжавшей предприятия обувной промышленности. Еще на одной – организована переработка льняных угаров по вигоньевому методу прядения. Талантливые инженеры и изобретатели И.Д.Зворыкин, Г.П.Вершинин, К.Г.Носов, М.А.Ратов и другие сделали много для производства и усовершенствования машин. Первым организатором объединения льняной отрасли был А.А.Нольде.

В 1932–34 годах началось массовое строительство льнозаводов. Но механизация привела к появлению значительных отходов трепания, которые первоначально использовались только в паклю. Перед наукой была поставлена задача найти применение этим отходам. Ученые разработали технологию переработки отходов трепания льна в хлопкообразное волокно – котонин. Котонин использовался в смесках при переработке хлопка и шерсти, а также в ватном производстве.

После организации хлопководства в Узбекистане и других среднеазиатских республиках котонинная промышленность была ликвидирована. Однако проблема использования отходов трепания оставалась. Работниками Научно-исследовательского института лубяных волокон был предложен новый метод очистки отходов и создана технология изготовления мешковины из льняной пряжи сухого прядения (ранее использовался импортный джут). После второй мировой войны продолжилось строительство новых и коренная реконструкция существующих предприятий. В России впервые в мире были созданы кольцевые льнопрядильные машины мокрого прядения с аппаратами высокой вытяжки. Машиностроителями были созданы машины для первичной обработки, прядения и ткачества, и многие из таких машин начали работать в других странах мира. Например, в Китае был построен Харбинский льнокомбинат. Вместо моткового метода отбелки и сушки пряжи был разработан процесс и создано оборудование для обработки пряжи в бобинах, а затем этот процесс был заменен химической обработкой ровницы до прядения. Российская льняная отрасль, ликвидировав вековую отсталость, стала самой передовой в мире. Раньше чем в других отраслях в льняной механические ткацкие станки были заменены на автоматические, а в последние десятилетия на бесчелночные. На базе научных изысканий российских технологов и конструкторов удалось даже в условиях сокращающихся посевов и снижающегося качества сырья увеличить объем производства льняных тканей и на всех переходах поднять производительность.

Высокие потребительские свойства и ограниченность районов произрастания льна привели к интенсивной внешней торговле льняными тканями и изделиями из них. Страны Северной и Южной Америки, некоторые страны Африки и Океании заинтересованы в приобретении, а страны Восточной и частично Западной Европы и Азии, производящие лен и не могущие его реализовать в своих странах, в продаже этих тканей и получении валютной выручки. Следует учитывать, что в Западной Европе льняная промышленность, в основном, заканчивается на прядении. Ткацкие и отделочные фабрики, покупая товарную пряжу, изготавливают и отделывают ткани, полученные из пряжи различного волокнистого состава.

Франция, Бельгия, Австрия и Англия производят пряжи больше, чем потребляют, Германия, Италия и Швейцария, наоборот, больше потребляют, чем производят. Ряд стран от 30 до 50% льна перерабатывают в пряжу смешанную. Россия и другие страны СНГ почти всю вырабатываемую пряжу перерабатывают на этих же предприятиях и не продают, кроме небольшого количества ковровой. На западно-европейских предприятиях, например, в 1985 году производилось на 12,5% пряжи больше, чем потреблялось в этих странах. Эту пряжу либо экспортировали в третьи страны, либо из нее изготавливали ткани, которые также экспортировали.

В эти годы экспорт льняных тканей составил: в Польше – 21, Венгрии – 5, Чехословакии – 29, Франции, Бельгии и Англии – 13 и в Румынии – 18 млн. кв.м. в год.

Россия продавала и продает льняные ткани, главным образом странам ближнего зарубежья, и, в основном технические. В последние годы развертывает экспорт бытовых льняных тканей.

Оценить объемы потребления льняных тканей можно исходя из статистических данных 1985 года. Франция потребляла 2 кв.м. на человека в год, Бельгия – 1,5; Швеция – 2–2,1; Польша – 2,4–2,5; Чехословакия – 3,5; Венгрия – 2–2,8; Румыния - 2,0; США - 0,4; Англия - 0,67 и СССР - 2,2 кв.м. (сейчас доля потребления в России резко снизилась).

Заключение

Чем интенсивнее развивается промышленность, чем хуже экология окружающей среды, тем сильнее тяга человека к природе, к рожденному природой, к чему он уже адаптировался в течение тысячелетий. Рост народонаселения Земли, особенно в последние два столетия, и одновременно рост потребностей заставили людей изыскивать все новые и новые источники сырья для создания различных тканей и текстильных изделий как бытового, так и технического назначения – от тончайших батистов до брезента и от хирургических нитей до корабельных канатов. Несмотря на то что в XIX веке начали быстро распространяться посевы дешевого хлопчатника и развиваться хлопчатобумажная промышленность, а в XX веке и химическая промышленность по производству искусственных (из натуральной целлюлозы) и синтетических волокон (из ископаемого сырья), производство льна и льняных тканей не снизилось. Совсем не сопоставимы оказались свойства новых волокон и затраты на их производство. Вместо конкуренции возникло содружество. Сначала хлопок использовали при выпуске полульняных тканей, основу нити которых составлял хлопок, а уток – лен. Затем в льняные ткани стали добавлять химические волокна.

Лен – это единственное в России натуральное легковоспроизводимое целлюлозное сырье, которое обладает уникальными свойствами и по почвенно-климатическим условиям нашей страны может культивироваться на огромных площадях. Под посевами льна в бывшем СССР было занято более двух миллионов гектаров. Агротехника в нашей стране еще низка и урожаи льна невелики – 3-4 центнера льноволокна с гектара, между тем генетически возможны урожаи более 30 центнеров с гектара и тогда его производство может на тех же площадях возрасти в десять раз. С увеличением урожайности возрастает и доходность от льноводства. И если лен в былые годы был кормильцем крестьян нечерноземной полосы России, то с подъемом урожая он может стать кладом (в 1994 г. многие хозяйства уже получили 7 – 10 ц/га). Льняное волокно и льняные ткани имеют спрос на мировом рынке, и потому лен был источником значительных валютных поступлений до революции, в тридцатых и послевоенных годах. Большое количество льняного волокна, получаемого в виде отходов трепания, пока плохо используется и из них вырабатывают мешковину и шпагат.

В настоящее время технически решена проблема превращения этих отходов в хлопкообразное волокно и переработки его в смеси с хлопком в модные ткани и летний верхний трикотаж. Это более чем в 2 раза повышает ресурсы льняного сырья для бытовых тканей. Отечественная наука создала новейшую технологию и технику переработки льна, в том числе безверетенное пневмовьюрковое прядение, позволяющее вырабатывать пряжу огромными скоростями и на бобины большой емкости, не требующие перемотки. Лен не выходит из мировой моды, он используется в производстве одежды, белья, обуви, галантереи, обоев, предметов интерьера и т.д. Лен, как уже отмечалось, дает не только волокно для текстильного производства. Из льняной костры изготавливают плиты для мебельной и строительной промышленности.
Использование льняной костры может сохранить для человечества лесные массивы. Волокнистые отходы льна используют для отделки салонов автомашин, из льняных нетканых материалов изготавливают утепленный линолеум, геотекстиль для защиты почвы от эрозии, защиты откосов, рекультивации карьеров, горшочки для выращивания растений. В медицине используют льняные нити как шовный материал, гигроскопическую вату и др. Льняное масло идет в пищу, в производство лекарств, является лучшей натуральной олифой. Льняные полотна и краски на льняной олифе сохраняются столетиями. Пример тому полотна итальянских художников эпохи Возрождения и фрески в старинных храмах.

Лен при выращивании не только не истощает недра, как при производстве химволокон, и не загрязняет земли трудно разлагающимися отходами, наоборот, посевы льна извлекают из зараженных радиацией земель радионуклиды и тяжелые металлы и создают предпосылки для производства чистой продовольственной продукции.

В 18 областях России ведется разработка региональных программ по возрождению льняного комплекса. Предусматривается широкомасштабное использование изделий из льна во многих отраслях народного хозяйства.

В Европе хлопок не растет и лен для нее, как и для России, является стратегическим сырьем, поэтому льноводные страны Европы всячески поддерживают развитие льноводства. Существенно увеличивают посевы льна и его переработку в КНР, Бразилии, создается государственная программа развития льняного комплекса в ЮАР.

Из всего сказанного можно утверждать, что лен хорошо служит человечеству около десяти тысяч лет. В обозримом будущем как эффективный в потреблении и экологически чистый продукт, он займет более достойное место в среде обитания человека. В России этому будет способствовать разработанная ЦНИИЛКА, по заданию Госкомпрома РФ, государственная программа «Лен – в товары России».

Новый 2014 год мы встречали в Костроме. От души погуляли по городу, посетили основные музеи. О поездке, впечатлениях и встрече Нового года подробно рассказала на сайте. Статья называется "В Кострому - хорошо, а на запад - лучше" .
Как всегда, когда знакомишься с каким-то местом, что-то остаётся за кадром. В Костроме за кадром осталось производство льна. До революции этот губернский город считался льняной столицей империи, костромские купцы торговали льняным полотном далеко за пределами России. Сейчас производство одежды и белья из этой удивительной ткани кое-как выживает, и то не благодаря, а вопреки. Обидно и досадно.

А раньше костромские и не только модницы щеголяли в кипенно-белых льняных нарядах. Остатки той былой роскоши экспонируются в музее в здании Дворянского собрания. Фасоны платьев настолько очаровали, что свалить снимки в фотофайл и забыть о них было бы непростительно. Хорошо бы их выставить на всеобщее обозрение.

И ещё захотелось чуть больше узнать об истории льна и его производстве в России.


  • ИСТОРИЯ ЛЬНА

Оказывается, лён знали ещё в эгейский период. В Греции и Риме из льняной пряжи делали одежду и матроны щеголяли в хитонах из льна. Уже в древние века скатерти и постельное бельё изготавливали из льняного полотна.

Годился лён и для военного снаряжения. Ведь доспехи никогда не надевали на голое тело, под него поддевали исподнее, сшитое из льна. Парусину тоже делали из льна.

Немаловажную роль сыграл лён в истории искусств, ведь часто заупокойные портреты писали на холсте из льна.

Выращивали лён, в основном в Египте, Верхней Италии, Галлии (современная Франция) и Испании. Экспортировали его по всему свету, даже везли в Индию. Древние образцы льняной материи можно видеть во многих музеях, знаменитые "коптские ткани" из Египта - ни что иное, как льняной холст, хоть он и не высокого качества. Ещё в Древнем Египте в льняные ткани заворачивали мумии, эти полотна сейчас хранятся в Metropolitan Museum в Нью-Йорке.

В Северную Европу лён завезли ромеи, и на протяжении Средних веков люди носили одежду из льна.

И все эти долгие века полотно ткали вручную, механический ткацкий станок изобрели лишь в 1785 году.

ИСТОРИЯ ЛЬНА В РОССИИ

На будущих землях России возделывать лён стали уже со второго тысячелетия до Р.Х. Древние манускрипты упоминают о том, что славяне умели делать ткани из льна уже в IX-X веках. Восточные купцы и путешественники описывают, что славяне носили добротные льняные одежды. Даже в таких северных областях, как Новгород и Псков в X-XII веках выращивали эту культуру.

Промышленное производство льна широко распространилось в XVIII веке. Сначала, в "петровские" времена, полотняно-парусинное производство располагалось вокруг Москвы. В 1725 году по всей стране было 15 мануфактур, 9 из них размещались в Москве и в губернии. А уже в конце XVIII века почти половину парусно-полотняных тканей производилось в Костромской губернии.

В XIX веке Россия становится главным поставщиком льна на европейский рынок.

В середине XIX века из всего волокна, производимого в мире, 64% приходилось на долю России. Вот только по производству тканей Российская империя явно отставала от других стран. У нас делали всего 0,45 аршина на душу, тогда как в Англии делали по 18-15 аршин на человека, во Франции - 9-11.

Но не всё было так плохо. Ведь такие низкие цифры говорили лишь о промышленном производстве льняного полотна. Но было ещё и кустарное производство. Реальные цифры не слишком высоки, но и не столь печальны. С учетом крестьянского производство на душу населения приходилось 3,7 аршина ткани. Что, впрочем, потребности не удовлетворяло. В то время для жителя села нужно было 10 аршин льняного полотна, на горожанина - в два раза больше, 20 аршин на душу.

Отмена крепостного права в 1861 году дала мощный толчок производству льна. К 1913 году почти в три раза (!) по сравнению с серединой XIX века, выросли урожаи льняной культуры, увеличились площади возделывания льна. И в первой четверти ХХ века на 1-е место по производству льна выходит Вятская губерния и обходит Псковскую и Смоленскую. Рос экспорт льна, почти 70% урожая вывозилось в зарубежные страны.

В начале XX века текстильная промышленность России почти догнала развитые страны, производство льняных тканей составляло 40% от общего объема производства России.

С первой четверти ХХ века закатился "золотой век" льняного производства в России. Дальше - удручающие цифры. И чем ближе к нашему тысячелетию, тем печальнее. Урожайность льна упала, площади посевов сократились. Костромские фабрики, которые изо всех сил карабкаются, чтобы выжить, вынуждены работать на импортном волокне.

И чтобы не заканчивать статью на такой минорной ноте, полюбуемся нарядами костромской знати конца XIX - начала XX веков. И хоть при ближайшем рассмотрении оказалось, что в костюмах есть изрядная доля шёлка, шерсти, кружев, тем не менее, они достойны небольшого поста.

Коричневое платье, скорее всего, наряд учительницы или гувернантки. Мне так показалось. Интересно, что декольте не слишком низкое, но и такое закрыто кружевом.

Слева - граммофон. Сбоку даже ручка виднеется. Звук регулируется открытием-закрытием верхних дверок. Открывать можно поочерёдно, чтобы добиться желаемой громкости.

А так могла одеваться мещанка или купчиха. Но это тоже только мои догадки, на этикетках ничего не написано. Не исключено, что это наряд зажиточной крестьянки. Те платья, что носили крестьянки села Коломенское в Москве, их наряды от дворянских не отличишь.

В 1913 году в Санкт-Петербурге проходил карнавал, многие участники надели русские костюмы XVII века. В Москве, в Оружейной палате хранится карнавальный костюм Николая II .

Известны фотографии императора и императрицы в карнавальных нарядах.

Очень любопытно было узнать, как оделись Сергей Александрович - дядя царя и его супруга, Елизавета Фёдоровна, сестра императрицы, будущая святая великомученица Елизавета. Вот снимок.

А вот и реконструкция некоторых костюмов.

Вот теперь на ознакомлении с культурой Костромы можно поставить если не точку, то многоточие. Надеемся на другую встречу с льняной столицей.

Сказки, рассказы в картинках, загадки, песни, пословицы, заклички про лен. Занимательно об окружающем мире !

В этой статье Вы найдете:

  1. Рассказ для детей в картинках о выращивании и обработке льна.
  2. Видео для малышей «Как рубашка в поле выросла».
  3. Видеофильм о русских традициях выращивания льна.
  4. Сказку Г.Х. Андерсена «Лён».
  5. Русскую народную песню о выращивании льна «Мы сеяли, сеяли ленок».
  6. Заклички, загадки, приговорки о льне.
  7. Презентацию для занятий с детьми «Как рубашка в поле выросла: выращивание льна».

Лён выращивают более тысячи лет. Для того чтобы лен превратился в холст, требуется весь год – от уборки урожая до нового посева. Из льна делают не только ткань, но и мешковину, веревки, канаты, паруса, рыболовные сети, а из семян – полезное льняное масло.

Лён выращивать нелегко. Даже пословица есть такая – «Лён любит поклон».

Лён считался на Руси целебным растением. Именно лён стелили новобрачным, чтобы никакая болезнь не была им страшна. Именно в льняное полотно принимали новорожденных. Льном перевязывали раны. Даже сейчас встречается поверье, что если зашить в одежду семена льна, то это защитит его от сглаза.

Из чего сделана одежда: как рубашка в поле выросла. Материалы для занятий с детьми.

Как выращивают лен?

Как рубашка в поле выросла – видео для малышей.

Из чего сделана одежда? Теребленый, мятый, трепаный (по рассказу А. Ивича). Для детей 6-10 лет.

1.Чем отличается лён от хлопка?

Попроси дома льняное полотенце или кусок холста. Вероятно, найдется. Натяни его и посмотри сквозь материю. Почти ничего не видно: ткань плотная, ровная, никаких просветов. А сквозь хлопчатобумажную материю, которая сделана из хлопка, увидишь всю мебель в комнате. В ткани есть просветы: кое-где она поплотнее, кое-где пореже.

Что такое лен, ты знаешь: растение, как и хлопок. Оно не на юге растет, а на севере в умеренном климате. Лён не так капризен как хлопок. Солнца ему много не надо. Он может подождать, пока дождь пойдет, — не нужно ему подавать воду на утренний завтрак.

2.Что такое луб, или из чего получаются волокна для льняных ниток?

Посеяли лён, выросли стебли с метёлками наверху. У тонкого стебелька льня строение такое же, как у ствола большого дерева: сверху – кора, а под корой – что? Луб!

Ты знаешь, что такое луб? Это самая мягкая и гибкая часть ствола. Их луба березы делают корзинки для грибов, из луба липы плели прежде лапти.

В льняном стебле луб состоит из крепких, длинных и очень тонких волокон. Из этих волокон и прядут нитки.

3. Как собирают семена льна?

Если хлеб сеешь – всё ясно: урожай надо снимать, когда зёрна, семена дозреют. А со льном нельзя ждать, пока созреют семена, — волокно загрубеет и нити из него получатся плохие.

А как же без семян? Ведь тогда на следующий год сеять будет нечего! Да и не только для посева нужны льняные семена – из них выжимают масло.

Вот что придумали: собирают урожай льня прежде, чем семена созрели, а потом оставляют лён лежать недели на две в поле. За это время семена созреют, а волокно не испортится.

4.Как собирают волокна льна? Какие машины помогают людям в работе?

Рожь и пшеницу срезают. А лён выдёргивают из земли с корнем, чтобы весь стебель сохранился. Это называется «теребить лён». Руками теребить – работа долгая и нелёгкая. Сейчас у нас есть машины – льнотеребилки. Интересное название, правда? Почему они так называются? Потому что они помогают человеку – лён теребят!

Сначала стелют тереблёный лён в поле – на «стлище» (от слова «стелить», «стлать»). Семена дозревают. Но не только для этого кладут лён на стлище. Дело в том, что волокна луба очень крепко склеены между собой, а весь луб крепко склеен с древесиной, с внутренней частью стебля. Поэтому достать волокна стебля совсем не просто. Пока лён лежит в поле – в стебле вырастают крохотные грибки, которые разрушают клей. Они его размягчают. Но весь клей они не могут убрать.

Когда семена дозрели, лён молотят – выбивают из метёлок зёрна. А солому – стебли льна – опускают в речку или опять кладут в поле, под осенние дожди.

В мокрых стеблях заводятся живые существа – бактерии. Они такие крохотные, что их можно увидеть только под микроскопом. Эти бактерии питаются клеем, который скрепляет волокна. Пока лён мокнет, бактерии «съедают» весь клей.

Вот уже сколько работы было со льном: теребили его, стлали, молотили и мочили. Но это еще не всё!

Теперь лён надо высушить, а высушив разделить луб на волокна. Это делают в машине. Она мнет лён. Как ты думаешь, как она называется? (Попробуйте с ребенком придумать разные варианты, похвалите его за словотворчество, а затем скажите, как люди договорились называть эту машину. Ее называют «мялкой». Почему? Потому что она мнет лён). Льняную солому пропускают между круглыми валами. Луб в машине – мялке отделяется от коры и древесины.

А потом луб отправляют в другую машину, которая будет трепать лён.Спросите ребенка, как может называться такая машина. Да, она называется трепалка! Очень интересное и точное название! Трепать лён – это значит выбивать ударами остатки древесины, клея из луба и разделять луб на отдельные волокна. Работа трепалки похожа на выбивание пыли из одежды.

Вот теперь тереблёный, мочёный, сушёный, мятый, трёпаный лен можно отправить на фабрику .

На фабрике будут прясть из волокон льна нитки , поэтому такая фабрика называется… как Вы думаете, как? Прядильная, потому что на ней прядут! На прядильной фабрике из тонких волокон льна скрутят нитки.

Затем на ткацкой фабрике из ниток соткут ткань. Из льна делают не только ткани для одежды. Льняное волокно очень плотное, поэтому из него делают даже паруса!

А затем на швейной фабрике из ткани сошьют красивую одежду, постельное белье, занавески, скатерти, салфетки.

А из коротких льняных волокон, которые для пряжи не пригодились, сделают паклю. Для чего нужна пакля ? Ей конопатят – затыкают щели.

Из остатков стеблей льна, которую называют «костра» сделают топливо и бумагу. Кстати, именно от названия «костра» происходит название месяца «октябрь» в некоторых языках (например, белорусском или литовском), ведь октябрь – это время обработки прядильных растений. В белорусском языке этот месяц называют «кастрычник».

Вот какой длинный путь проделывает лён от поля до магазина, в котором мы покупаем красивые льняные вещи. Поэтому и говорят, что рубашка в поле выросла!

В одной из школ Каргопольского района Архангельской области дети и учителя восстановили полностью весь цикл выращивания льна. О русских традициях Вы узнаете из этого видео — телепередачи «Ремесло». Обязательно посмотрите ее запись. В конце ролика Вы увидите все орудия труда, которые раньше использовались для обработки льна, посмотрите, как они действуют, как ими пользовались люди.

Видео: Выращивание и обработка льна. Русские традиции.

Проект в детском саду «Как рубашка в поле выросла»

А в одном из детских садов воспитатель с детьми решили узнать на своем опыте, как растет лен и как из него рубашка получается. Об их исследовательском проекте Вы сможете узнать из этого видео. К сожалению, автор видео не указал ни номера детского сада, ни города, ни фамилии, имени и отчества воспитателя.

Весь процесс выращивания льня очень хорошо передан в русской народной хороводной песне «Уж мы сеяли, сеяли ленок», которую можно разучить даже с детьми дошкольного возраста и которую они с удовольствием поют.

Песни, стихи, загадки, заклички и сказки про лён.

Русская народная песня весеннего обрядового цикла «А мы сеяли, сеяли ленок»

В хороводе изображаются движения – посев и обработка льна.

Изначально в традиции его исполняли только девочки, мальчики не участвовали.

  • Девочки становятся в две линии и напротив друг друга и ходят рядами.
  • На первые две строчки каждого куплета показывают движения согласно словам песни (сеют, полют, рвут и т.д.).
  • На слова «чеботами приколачивали» пристукивают ногами и пляшут до слов «Мой белый кужалёк».
  • На слова припева «Лен мой, лен» одна из линий идет 4 шага вперед к другой линии,
  • На слова «Белый лен» эта линия делает 4 шага назад – возвращается на место.
  • На слова «Справа на горе» другая линия делает 4 шага вперед.
  • На слова «Слева на крутой» эта линия возвращается обратно.
  • На слова «Лен зеленой» все стоят не месте и как бы показывают руками на лен.

Аудиозапись этой песни Вы найдете в нашей группе Вконтакте «Развитие ребенка от рождения до школы» (см. раздел группы «Аудиозаписи сообщества»).

Уж мы сеяли, сеяли лён,
а мы, сея, приговаривали,
чеботами приколачивали:
Ты удайся, удайся, ленок,
ты удайся, мой белый куж(а)лёк,
Припев. Лён мой, лён, белый лён,
Справа на горе, слева на крутой, лён мой зеляной.
А мы пололи, пололи лён,
Мы пололи, приговаривали,
чеботами приколачивали:
Ты удайся, удайся, ленок,

Припев повторяется.
Вот мы рвали, рвали лён,
а мы рвали, приговаривали,
чеботами приколачивали:
Ты удайся, удайся, ленок,
ты удайся, мой белый кужалёк,

Припев повторяется.
А мы стлали, стлали лён,
а мы стлали, приговаривали,
чеботами приколачивали:
Ты удайся, удайся, ленок,
ты удайся, мой белый кужалёк,

Припев повторяется.
А мы мочили, мочили лён,
а мы мочили, приговаривали,
чеботами приколачивали:
Ты удайся, удайся, ленок,
ты удайся, мой белый кужалёк,

Припев повторяется.
Мы сушили, сушили лён,
а мы сушили, приговаривали,
чеботами приколачивали:
Ты удайся, удайся, ленок,
ты удайся, мой белый кужалёк,

Припев повторяется.
А мы мяли, мяли лён,
а мы мяли, приговаривали,
чеботами приколачивали:
Ты удайся, удайся, ленок,
ты удайся, мой белый кужалёк,

Припев повторяется: «Лен мой, лен» и т.д.
А мы трепали, трепали лён,
а мы трепали, приговаривали,
чеботами приколачивали:
Ты удайся, удайся, ленок,
ты удайся, мой белый кужалёк,

Припев.
А мы чесали, чесали лён,
а мы чесали, приговаривали,
чеботами приколачивали:
Ты удайся, удайся, ленок,
ты удайся, мой белый кужалёк,

Припев.
А мы пряли, пряли лён,
а мы пряли, приговаривали,
чеботами приколачивали:
Ты удайся, удайся, ленок,
ты удайся, мой белый кужалёк,

Припев.
А мы ткали, ткали лён,
а мы ткали, приговаривали,
чеботами приколачивали:
Ты носися, носися, ленок,
ты носися, мой белый кужалёк,

Припев повторяется.

А мы шили, мы шили ленок.
А мы шили, приговаривали,
Чеботами приколачивали.
Вот удался, удался, ленок!
Вот удался мой белый кужалёк.

Припев.

К. Д. Ушинский «Как рубашка в поле выросла» (текст из книги «Родное слово»)

Видела Таня, как отец её горстями разбрасывал по полю маленькие блестящие зёрна, и спрашивает: «Что ты, тятя, делаешь?» - «А вот сею ленок, дочка: вырастет рубашка тебе и Васютке».

Задумалась Таня: никогда она не видала, чтобы рубашки в поле росли.
Недели через две покрылась полоска зелёною шелковистою травкой, и подумала Таня: «Хорошо, если бы у меня была такая рубашечка!» Раза два мать и сестры Тани приходили полоску полоть и всякий раз говорили девочке: «Славная у тебя рубашечка будет!»

Прошло ещё несколько недель: травка на полоске поднялась, и на ней показались голубые цветочки. «У братца Васи такие глазки,- подумала Таня,- но рубашечек таких я ни на ком не видала».

Когда цветочки опали, то на месте их показались зелёные головки. Когда головки забурели и подсохли, мать и сестры Тани повыдёргивали весь лён с корнем, навязали снопиков и поставили их на поле просохнуть.

Когда лён просох, то стали у него головки отрезывать; а потом потопили в речке безголовые пучки и ещё камнем сверху навалили, чтобы не всплыл.
Печально смотрела Таня, как её рубашечку топят; а сестры тут ей опять сказали: «Славная у тебя, Таня, рубашечка будет!»

Недели через две вынули лён из речки, просушили и стали колотить сначала доской на гумне, потом трепалом на дворе, так что от бедного льна летела кострика во все стороны.

Вытрепавши, стали лён чесать железным гребнем, пока он сделался мягким и шелковистым. «Славная у тебя рубашечка будет!» - опять сказали Тане сестры. Но Таня подумала: «Где же тут рубашечка? Это похоже на волоски Васи, а не на рубашку».
Настали длинные зимние вечера. Сестры Тани надели лён на гребни и стали из него нитки прясть. «Это нитки! - думает Таня.- А где же рубашечка?»
Прошли зима, весна и лето, настала осень. Отец установил в избе кросна, натянул на них основу и начал ткать. Забегал проворно челночок между нитками, и тут уже Таня сама увидала, как из ниток выходит холст.

Когда холст был готов, стали его на морозе морозить, по снегу расстилать; а весной расстилали его по траве на солнышке и взбрызгивали водой. Сделался холст из серого белым, как кипень.

Настала опять зима. Накроила из холста мать рубашек; принялись сестры рубашки шить и к Рождеству надели на Таню и Васю новые, белые как снег рубашечки.

Лен. Сказка Г. Х. Андерсена

Лён цвел чудесными голубенькими цветочками, мягкими и нежными, как крылья мотыльков, даже еще нежнее! Солнце ласкало его, дождь поливал, и льну это было также полезно и приятно, как маленьким детям, когда мать сначала умоет их, а потом поцелует, дети от этого хорошеют, хорошел и лён.

— Все говорят, что я уродился на славу! — сказал лён. — Говорят, что я ещё вытянусь, и потом из меня выйдет отличный кусок холста! Ах, какой я счастливый! Право, я счастливее всех! Это так приятно, что и я пригожусь на что-нибудь! Солнышко меня веселит и оживляет, дождичек питает и освежает! Ах, я так счастлив, так счастлив! Я счастливее всех!

— Да, да, да! — сказали колья изгороди, — Ты ещё не знаешь света, а мы так вот знаем, — вишь, какие мы сучковатые! И они жалобно заскрипели:

Оглянуться не успеешь,
Как уж песенке конец!

— Вовсе не конец! — сказал лён. — И завтра опять будет греть солнышко, опять пойдет дождик! Я чувствую, что расту и цвету! Я счастливее всех на свете!

Но вот раз явились люди, схватили лён за макушку и вырвали с корнем. Больно было! Потом его положили в воду, словно собирались утопить, а после того держали над огнем, будто хотели изжарить. Ужас что такое!

— Не вечно же нам жить в свое удовольствие! — сказал лён. — Приходится и потерпеть. Зато поумнеешь!

Но льну приходилось уж очень плохо. Чего-чего только с ним не делали: и мяли, и тискали, и трепали, и чесали — да просто всего и не упомнишь! Наконец, он очутился на прялке. Жжж! Тут уж поневоле все мысли вразброд пошли!

“Я ведь так долго был несказанно счастлив! — думал он во время этих мучений. — Что ж, надо быть благодарным и за то хорошее, что выпало нам на долю! Да, надо, надо!.. 0х!”

И он повторял то же самое, даже попав на ткацкий станок. Но вот наконец из него вышел большой кусок великолепного холста. Весь лён до последнего стебелька пошел на этот кусок.

— Но ведь это же бесподобно! Вот уж не думал, не гадал-то! Как мне, однако, везет! А колья-то все твердили: “Оглянуться не успеешь, как уж песенке конец!” Много они смыслили, нечего сказать! Песенке вовсе не конец! Она только теперь и начинается. Вот счастье-то! Да, если мне и пришлось пострадать немножко, то зато теперь из меня и вышло кое-что. Нет, я счастливее всех на свете! Какой я теперь крепкий, мягкий, белый и длинный! Это небось получше, чем просто расти или даже цвести в поле! Там никто за мною не ухаживал, воду я только и видал, что в дождик, а теперь ко мне приставили прислугу, каждое утро меня переворачивают на другой бок, каждый вечер поливают из лейки! Сама пасторша держала надо мною речь и сказала, что во всем околотке не найдется лучшего куска! Ну, можно ли быть счастливее меня!

Холст взяли в дом, и он попал под ножницы. Ну, и. досталось же ему! Его и резали, и кроили, и кололи иголками — да, да! Нельзя сказать, чтобы это было приятно! Зато из холста вышло двенадцать пар… таких принадлежностей туалета, которые не принято называть в обществе, но в которых все нуждаются. Целых двенадцать пар!

— Так вот когда только из меня вышло кое-что! Вот каково было мое назначение! Да ведь это же просто благодать! Теперь и я приношу пользу миру, а в этом ведь вся и суть, в этом-то вся и радость жизни! Нас двенадцать пар, но все же мы одно целое, мы — дюжина! Вот так счастье!

Прошли года, и белье износилось.

— Всему на свете бывает конец! — сказало оно. — Я бы и радо было послужить ещё, но невозможное — невозможно!

И вот белье разорвали на тряпки. Они было уже думали, что им совсем пришёл конец, так их принялись рубить, мять, варить, тискать… Ан, глядь — они превратились в тонкую белую бумагу!

— Нет, вот сюрприз так сюрприз! — сказала бумага. — Теперь я тоньше прежнего, и на мне можно писать. Чего только на мне не напишут! Какое счастье!

И на ней написали чудеснейшие рассказы. Слушая их, люди становились добрее и умнее, — так хорошо и умно они были написаны. Какое счастье, что люди смогли их прочитать!

— Ну, этого мне и во сне не снилось, когда я цвела в поле голубенькими цветочками! — говорила бумага. — И могла ли я в то время думать, что мне выпадет на долю, счастье нести людям радость и знания! Я все ещё не могу придти в себя от счастья! Самой себе не верю! Но ведь это так! Господь бог знает, что сама я тут ни при чем, я старалась только по мере слабых сил своих не даром занимать место! И вот он ведет меня от одной радости и почести к другой! Всякий раз, как я подумаю: “Ну, вот и песенке конец”, — тут-то как раз и начинается для меня новая, ещё высшая, лучшая жизнь! Теперь я думаю отправиться в путь-дорогу, обойти весь свет, чтобы все люди могли прочесть написанное на мне! Так ведь и должно быть! Прежде у меня были голубенькие цветочки, теперь каждый цветочек расцвел прекраснейшею мыслью! Счастливее меня нет никого на свете!

Но бумага не отправилась в путешествие, а попала в типографию, и все, что на ней было написано, перепечатали в книгу, да не в одну, а в сотни, тысячи книг. Они могли принести пользу и доставить удовольствие бесконечно большему числу людей, нежели одна та бумага, на которой были написаны рассказы: бегая по белу свету, она бы истрепалась на полпути.

“Да, конечно, так дело-то будет вернее! — подумала исписанная бумага. — Это мне и в голову не приходило! Я останусь дома отдыхать, и меня будут почитать, как старую бабушку! На мне ведь всё написано, слова стекали с пера прямо на меня! Я останусь, а книги будут бегать по белу свету! Вот это дело! Нет, как я счастлива, как я счастлива!”

Тут все отдельные листы бумаги собрали, связали вместе и положили на полку.

— Ну, можно теперь и опочить на лаврах! — сказала бумага. — Не мешает тоже собраться с мыслями и сосредоточиться! Теперь только я поняла как следует, что во мне есть! А познать себя самое — большой шаг вперед. Но что же будет со мной потом? Одно я знаю — что непременно двинусь вперед! Всё на свете постоянно идет вперед, к совершенству.

В один прекрасный день бумагу взяли да и сунули в плиту; её решили сжечь, так как её нельзя было продать в мелочную лавочку на обертку для масла и сахара.

Дети обступили плиту; им хотелось посмотреть, как бумага вспыхнет и как потом по золе начнут перебегать и потухать одна за другою шаловливые, блестящие искорки! Точь-в-точь ребятишки бегут домой из школы! После всех выходит учитель — это последняя искра. Но иногда думают, что он уже вышел — ан нет! Он выходит ещё много времени спустя после самого последнего школьника!

И вот огонь охватил бумагу. Как она вспыхнула!

— Уф! — сказала она и в ту же минуту превратилась в столб пламени, которое взвилось в воздух высоко-высоко, лён никогда не мог поднять так высоко своих голубеньких цветочных головок, и пламя сияло таким ослепительным блеском, каким никогда не сиял белый холст. Написанные на бумаге буквы в одно мгновение зарделись, и все слова и мысли обратились в пламя!

— Теперь я взовьюсь прямо к солнцу! — сказало пламя, словно тысячами голосов зараз, и взвилось в трубу. А в воздухе запорхали крошечные незримые существа, легче, воздушного пламени, из которого родились. Их было столько же, сколько когда-то было цветочков на льне. Когда пламя погасло, они ещё раз проплясали по черной золе, оставляя на ней блестящие следы в виде золотых искорок. Ребятишки выбежали из школы, за ними вышел и учитель; любо было поглядеть на них! И дети запели над мёртвою золой:

Оглянуться не успеешь,
Как уж песенке конец!

Но незримые крошечные существа говорили:

— Песенка никогда не кончается — вот что самое чудесное! Мы знаем это, и потому мы счастливее всех!

Но дети не расслышали ни одного слова, а если б и расслышали, — не поняли бы. Да и не надо! Не всё же знать детям!

Пословицы про лён

Спросите детей, почему про лён так говорят?

  • Лён любит поклон.
  • Лён ручки любит.
  • Посеешь лён – пожнёшь золото.
  • Удастся лён – так шёлк. А не удастся лён – так зубами щёлк.
  • Чем лён дольше (т.е. длиннее) – тем доход больше.
  • Много льна – денег закрома.
  • Кто в лён одет – доживёт до ста лет.
  • Лён вымотает – лён и озолотит.
  • Мни лён доле, волокна буде боле.

Загадки про лён

Почему так говорится о льне в загадке: как он « в сыру землю ушел»?, какую «синюю шапку нашел»?

  • Мал малышок, в сыру землю зашёл, синю шапку нашёл.
  • Били меня, колотили меня, во все чины произвели, на престол с царем посадили.

Приговорки и заклички про лен

  • Раскладывая лен на поле, приговаривали: «Лежи, ленок белый как снег, мягкий как шелк».
  • В хмурую дождливую погоду говорили:

Хмарина – хмарь,

Не беё лён да ярь.

А бей посильней –

Камыш да репей!

  • Гуляя рядом с полем, на котором сеяли лён, дети приговаривали – желали:

Уродись, бел ленок,

Тонок, долог и высок!

Вверх – головистый,

Вниз – коренистый,

С цветком голубым,

С корнем золотым!

Познакомив детей с тем, как «рубашка в поле выросла» покажите ребенку красивые льняные вещи, которые есть у Вас или у Вашей бабушки дома, в магазине. Вспомните вместе с детьми, какой долгий путь прошел лён от семечка до сшитой льняной скатерти или льняного полотенца.

Именно поэтому нужно очень бережно относиться к вещам, ведь в их создание вложен труд большого количества людей. И без этого труда не было бы у нас таких красивых и полезных вещей!

Надеюсь, что материалы этой статьи помогут Вам в занятиях с детьми дома, в детском саду, в детском центре, в школе.

Презентация «Как рубашка в поле выросла: выращивание льна»

Презентацию со всеми картинками статьи, доступную для редактирования и удобную для занятий с детьми, можно скачать:

  1. здесь по этой ссылке ,
  2. в нашей группе Вконтакте «Развитие ребенка от рождения до школы» (см. в разделе группы «Документы» под видеозаписями группы).

В ней Вы найдете картинки из этой статьи в высоком качестве для рассматривания их с детьми и другие полезные материалы.

Сказка для младших дошкольников о льне «Как Кротик штанишки раздобыл» (озвученный диафильм)

Много других полезных и интересных материалов для занятий с детьми по ознакомлению с окружающим миром Вы найдете в рубрике

Русские традиции, песни, колыбельные, пестушки, народные игры для детей Вы найдете в рубрике

До новых встреч на сайте «Родная тропинка»!

Слайд №1

Тема: « Обработка льна на Руси»

Слайд №2

Цель и задачи: познакомить детей с содержанием и последовательностью трудовых операций при обработке льна, льняной пряжи и ткани; закрепить представления детей о социально-нравственном значении совместной работы людей; воспитывать трудолюбие как социально значимое человеческое качество.

Ребята, сегодня вы узнаете, как раньше на Руси обрабатывался лён и как из него делали потом ткань.

Слайд № 3

Ребята, а кто знает, что такое лён? (Ответы детей). Совершенно верно – это растение. А как мы знаем любое растение прежде чем оно вырастет, что нужно сделать? (Ответы детей). Правильно – посадить. Начали куковать кукушки – пора сеять лён.

Слайд №4

Едва появились стебельки – надо начинать прополку. Молодой лён после прополки распрямляется и растет очень быстро.

Слайд №5

Прошло ещё несколько недель: травка на полоске поднялась, и на ней показались голубые цветочки.

Слайд №6

Когда цветочки опали, то на место их показались зелёные головки. Когда головки забурели и подсохли, пришло время уборки.

Слайд №7

В народной примете сказано: « Лён две недели цветет, четыре – спеет, на седьмую семя летит».

Уборка льна (Теребление). Это тяжелая работа. Выходили в поле рано утром, по росе. Женщинам помогали дети. Рукой захватывали стебельки у самой земли, вырывали с корнем, горстями. 8 горстей вязали в вот такой вот сноп. Снопы ставили рядами для сушки.

Слайд №8

Обмолот. Подсохшие снопы везли в специально построенное для обмолота здание – гумно. На пол укладывали снопы и вот такими деревянными колотушками били по льняным головкам, отделяя головки от стебля. Семена которые находились в головки, как вы думаете на что шли (что с ними делали)? Ответы детей. (Шли на будущий посев и изготовления льняного масла). А стебли на изготовления волокна.

Это было любимое занятие детей и молодежи. Обмолоченные снопы увозили обратно на поле.

Слайд №9

Затем потопили в речке безголовые пучки и ещё камнем сверху завалили, чтобы не всплыл.

Недели через две вынули лён из речки, просушили…

Сушили его в бане, на полатях. Но самые нетерпеливые хозяйки несли сразу в изб у и сушили на широкой русской печи.

Слайд № 11

Трепание . Измятый лён били вот таким вот деревянным инструментом, который назывался трепало, для того чтобы выбить из волокон остатки кострики (остатки жёсткого стебля) . Трепание тяжелая и грязная работа. За день стены и окна покрывались серой льняной пылью, поэтому работали в банях или нежилых избах, а лица прятали в платки. А вот таким становится лён после трепания.

Слайд №12

Очёс. Вытрепавши, стали лён чесать железным гребнем, пока не сделался мягким и шелковистым.

Слайд № 13

Прясть девочки начинали с детства. Был обычай ходить прясть к соседям, чтобы за пряжей не задремать и сделать не меньше других.

Слайд № 14

Ребята, здесь вы видите разные прялки, все ли они одинаковы или отличаются чем-то? Ответы детей, (мастера по дереву старались украсить прялки росписью или резьбой). Как вы думаете, что это за деревянное палочка с заострённым концом? Ответы детей. (Вспомним наколотый палец Спящей красавицы). Правильно это – веретено. С помощью прялки и веретена пряли нити

Слайд № 15

Позднее появились вот такие вот прялки – самопрялки с колесом, работа на таких прялках была быстрее, но они были очень дорогие, не все могли их себе позволить. После того как пряхи напряли нити, из них ткали ткань.

Слайд № 16

Тканьё. Ткали мастерицы вот на ткацких станках. Ткацкий станок или – красно, как его называли раньше имеет довольно сложную конструкция.

Его основу составляют две рамы – станины . К станинам крепятся деревянные валики, они скрепляют станины друг с другом. На задний валик крепится пряжа (нитки идут вот так вот через весь станок), а на другой передний конец, с помощью челнока и берда, это приспособления которые идут в комплекте со станком наматывается полученная ткань.

Слайд № 17

Готовый холст (ткань) был серого цвета. Затем стали его на морозе морозить, по снегу расстилать, а весной расстилали его по траве, на солнышке, и взбрызгивали водой. Сделался холст из серого белым, как кипень.

Слайд № 18

Ну, что ребята убедились насколько эта сложная работа? Но эта сложная работа позволяла обеспечивать себя повседневной одеждой, праздничными нарядами и текстильными изделиями: такими как скатерти, полотенца, половики, а также верёвками, мешками.

Слайд № 19

Ребята, а кто из вас знает, в чём раньше хранили одежду? Ответы детей (в сундуках). Совершенно верно, посмотрите вот в таких вот старинный сундуках.

Наша экскурсия подошла к концу.

Понравилось ли вам?

Что вам больше всего запомнилось?

Слайд № 20

Всем спасибо за внимание.


Похожие статьи