Культура и духовная сфера общества. Духовная сфера общества. Сущность и значение

Духовная сфера общества - это система отношений между людьми, отражающая духовно-нравственную жизнь общества, представленную такими подсистемами, как культура, наука, религия, мораль, идеология, искусство. Значимость духовной сферы определяется ее важнейшей, приоритетной функцией определения ценностно-нормативной системы общества, которая, в свою очередь, отражает уровень развития общественного сознания и интеллектуально-нравственный потенциал общества в целом. Изучение духовно-нравственной жизни общества с необходимостью предполагает выделение ее структурных элементов. Такие элементы называют формами общественного сознания. К ним относят моральное, религиозное, политическое, научное, эстетическое сознание. Эти формы определяют соответствующие подсистемы духовной сферы общества, отличаясь друг от друга, не только содержанием и способом познания своего объекта, но также временем возникновения в процессе развития общества. Исторически первой формой общественного сознания является моральное сознание, без которого не могло существовать человечество даже на самых ранних этапах своего развития, так как моральные нормы, отражающие базисные ценности общества являются важнейшими регуляторами и стабилизаторами любых социальных взаимосвязей. В условиях первобытного общества возникают еще две формы общественного сознания - эстетическое и религиозное. Считается, что религиозное сознание складывается позднее эстетического и, соответственно, морального, с чем, впрочем, спорят представители института религии, утверждая о первичности религии по отношению к морали и искусству. Далее, по мере развития общества, формируется политическое, затем - научное сознание. Безусловно, перечисленные формы не являются конечными и единственными. Развитие социальной системы продолжается, что приводит к возникновению в ней новых подсистем, требующих собственного осмысления и, следовательно, порождающих новые формы духовной сферы общества.

Духовная сфера, являясь подсистемой общества в целом, с необходимостью реагирует на все изменения, происходящие в других его подсистемах: экономической, политической, социальной. Например, резкие экономические изменения в России не могли не отразиться на состоянии духовной жизни страны. Многие исследователи акцентируют внимание на изменениях в ценностных ориентациях россиян, повышении значимости индивидуалистических ценностей. Поскольку духовная сфера порождается все–таки жизнью материальной, то и ее структура во многом схожа последней: духовные потребности, духовная деятельность (духовное производство) и созданные этой деятельностью духовные блага (ценности). Первым звеном в этой цепочке выступают духовные потребности, представляющие собой объективную нужду людей и общества в целом создавать и осваивать духовные ценности. Нередко в философской литературе духовные потребности определяют еще и как определенное психическое состояние людей, побуждающее их к созданию и освоению духовных ценностей. В отличие от материальных, духовные потребности не заданы биологически, не даны человеку от рождения. Они формируются и развиваются в процессе социализации личности. Особенность духовных потребностей состоит в том, что они имеют принципиально неограниченный характер: пределов роста для них не существует, а единственными ограничителями такого роста являются лишь объемы уже накопленных человечеством духовных ценностей и желание самого человека участвовать в их приумножении. Ради удовлетворения духовных потребностей люди организуют духовное производство. Под духовным производством обычно понимают производство сознания в особой общественной форме, осуществляемое специализированными группами людей, профессионально занятыми квалифицированным умственным трудом. Целью духовного производства является воспроизводство общественного сознания в его целостности. К результатам духовного производства относятся:

1) идеи, теории, образы и духовные ценности;

2) духовные общественные связи индивидов;

3) сам человек как существо духовное.

Отличительная особенность духовного производства заключается в том, что его продуктами являются идеальные образования, которые не могут быть отчуждены от их непосредственного производителя. Духовное производство направлено на совершенствование всех остальных сфер общественной жизни - экономической, политической, социальной. Создаваемые в его рамках новые идеи и технологии позволяют обществу саморазвиваться. Ученые выделяют три вида духовного производства: науку, искусство и религию. Некоторые философы склонны добавлять к ним еще и мораль, политику и право. Важнейшим видом духовного производства является наука. На начальных этапах своего существования наука не оказывала сколько–нибудь заметного влияния на развитие общества. Однако с течением времени положение изменилось. Примерно с XIX века наука начинает играть заметную роль, опережая развитие материального производства, которое в свою очередь начинает изменяться в соответствии с логикой развития науки. Наука становится особым видом духовного производства, продукция которого предопределяет появление новых отраслей материального производства (химии, радиотехники, ракетостроения, электроники, атомной промышленности и т. д.). Огромную роль приобретают так называемые научные модели общественного развития, с помощью которого общество получает возможность, не прибегая к таким методам познания, как эксперимент, определять цели и направление своего развития. Другим важнейшим видом духовного производства является искусство. Создавая художественные образы, которые, с известной долей условности могут быть приравнены к научным моделям, экспериментируя с ними при помощи собственного воображения, люди могут лучше познать себя и мир, в котором они живут. При помощи искусства художники, писатели, скульпторы воспроизводят часто скрытые, незаметные, однако весьма существенные стороны окружающей действительности. Что же касается религии, как вида духовного производства, то создаваемые с ее помощью теории и идеи играли большую роль в развитии общества, прежде всего на ранних, донаучных этапах его развития, формируя у людей абстрактное мышление, способности вычленять общее и особенное в окружающем мире. Однако возникающие в рамках религиозных воззрений духовные ценности и складывающиеся на их основе общественные связи до сих пор играют важную роль в жизни многих обществ и отдельных индивидов. Основным свойством духовного производства, отличающим его от производства материального, является всеобщий характер его потребления. В отличие от материальных ценностей, размер которых ограничен, ценности духовные не уменьшаются пропорционально количеству людей, ими овладевающими, и потому они доступны всем индивидуумам без исключения, являясь достоянием всего человечества

46. Структура общ. Сознания. Уровни общественного сознания, общественная психология, идеология, особенности взаимодействия, роль в жизнедеятельности общества, формы общественного сознания, критерии разграничения.

Общественное сознание представляет собой совокупность идей, теорий, взглядов, представлений, чувств, верований, эмоций людей, настроений, в которых отражается природа, материальная жизнь общества и вся система общественных отношений. Общественное сознание формируется и развивается вместе с возникновением общественного бытия, так как сознание возможно только как продукт социальных отношений. Но и общество может быть названо обществом лишь тогда, когда сложились его основные элементы, в том числе и общественное сознание.Общество есть материально-идеальная реальность. Совокупность обобщенных представлений, идей, теорий, чувств, нравов, традиций, т.е. всего того, что составляет содержание общественного сознания, образует духовную реальность, выступает составной частью общественного бытия. Но хотя материализм и утверждает определенную роль общественного бытия по отношению к общественному сознанию, однако нельзя упрощенно говорить о первичности первого и вторичности другого. Общественное сознание возникло не спустя какое-то время после возникновения общественного бытия, а одновременно и в единстве с ним. Без общественного сознания общество просто не могло бы возникнуть и развиваться, потому что оно существует как бы в двух проявлениях: отражательной и активно-творческой. Сущность сознания как раз в том и состоит, что оно может отражать общественное бытие только при условии одновременного активно-творческого преобразования его.Но, подчеркивая единство общественного бытия и общественного сознания, нельзя забывать и об их различии, специфической разъединенности, относительной самостоятельности.Особенностью общественного сознания является то, что оно в своем влиянии на бытие может, как бы оценивать его, вскрывать его потаенный смысл, прогнозировать, через практическую деятельность людей преобразовывать его. А поэтому общественное сознание эпохи может не только отражать бытие, но и активно способствовать его преобразованию. В этом заключается та исторически сложившаяся функция общественного сознания, которая делает его необходимым и реально существующим элементом любого общественного устройства. Никакие реформы, если они не подкрепляются общественным осознанием их смысла и необходимости, не дадут ожидаемых результатов, а только повиснут в воздухе.Связь между общественным бытием и общественным сознанием многогранна и разнообразна.Так, вещи, созданные человеком, представляют собой опредмечивание соответствующих идей, органически содержат, таким образом, в себе элементы общественного сознания. Отражая общественное бытие, общественное сознание способно активно влиять на него через преобразовательную деятельность людей.Относительная самостоятельность общественного сознания проявляется в том, что оно обладает преемственностью. Новые идеи возникают не на пустом месте, а как закономерный результат духовного производства, на основе духовной культуры прошлых поколений.Будучи относительно самостоятельным, общественное сознание может опережать общественное бытие или отставать от него. Например, идеи использования фотоэффекта возникли за 125 лет до того, как было изобретено Дагерром фотографирование. Идеи практического использования радиоволн осуществлялись почти через 35 лет после их открытия и т.д.Общественное сознание представляет собой особый социальный феномен, отличающийся собственными, свойственными лишь ему характеристиками, специфическими закономерностями функционирования и развития.Общественное сознание, отражая всю сложность и противоречивость общественного бытия, является тоже противоречивым, имеет сложную структуру. С появлением классовых обществ оно приобрело классовую структуру. Различия в социально-экономических условиях жизни людей, естественно, находят свое выражение в общественном сознании.По уровню, глубине и степени отражения общественного бытия в общественном сознании различают сознание обыденное и теоретическое. С точки зрения материальных его носителей следует говорить об общественном, групповом и индивидуальном сознании, а в историко-генетическом плане рассматривают общественное сознание в целом или его особенности в различных общественно-экономических формациях.

Существование различных форм общественного сознания определяется богатством и многообразием самого объективного мира - природы и общества. Различные формы сознания отражают отношения между классами, нациями, социальными общностями и группами, государствами и служат основой политических программ. В науке познаются конкретные законы природы. Искусство отражает мир в художественных образах и т.д. Имея своеобразный предмет отражения, каждая форма сознания имеет свою особую форму отражения: научное понятие, моральную норму, религиозную догму, художественный образ.Но богатство и сложность объективного мира создают только возможность появления различных форм общественного сознания. Реализуется же эта возможность на основе конкретной общественной потребности. Так, наука возникает тогда, когда простое эмпирическое накопление знания становится недостаточным для развития общественного производства. Политические и правовые взгляды и идеи возникли вместе с классовым расслоением общества.Выделяют следующие формы общественного сознания: Политическое сознание, правовое сознание, нравственное сознание, эстетическое сознание, религиозное и атеистическое сознание, естественно-научное сознание, экономическое сознание, экологическое сознание.

Духовная сфера общества совпадает с духовной культурой (см. 1.1) и, так же как и другие подсистемы, имеет сложную структуру. К духовной сфере относят философию, религию, науку, искусство, право, мораль. Особенности политического и правового сознания были рассмотрены в 7.3. О науке подробно говорилось в 5.5.-5.10. Прояснению особенностей философии как элемента духовной культуры посвящена тема 1, религии – 1.7. В данном параграфе подробно будет рассматриваться искусство и мораль и, соответственно, эстетическое и нравственное сознание.

Мораль – исторически сложившаяся система норм и правил поведения, совокупность устоявшихся оценок, в которой находят выражение общепринятые ценности и смыслы, способы различения добра и зла. Истоки нравственности следует искать в обычаях и традициях. Важно отметить, что мораль не зафиксирована в законах, т.е., в отличие от политики и права, не институциональна. Нравственные нормы – это неписаные законы, существующие как невидимая регулятивная сеть. Мерой воздаяния за соблюдение или нарушение нравственных норм является одобрение или осуждение. Главная функция морали – регуляция поведения посредством оценки. Возможность оценки базируется на способности человека различать добро и зло, именно поэтому проблема различения добра и зла является ключевым вопросом нравственности.

Нравственное сознание имеет свою структуру, в которой выделяют нравственные категории, нравственные чувства, нравственные идеалы. Нормы морали формируются в практике общения людей; затем, интериоризируясь, они превращаются во внутренние убеждения, чувства и идеалы, определяющие поведение и оценку этого поведения. В исторически изменяющихся формах нравственного сознания можно обнаружить преемственность: некоторые нормы являются общими для различных эпох и культур. Эту устойчивую совокупность называют общечеловеческими ценностями.

Достаточно распространенной в философии является позиция морального релятивизма, утверждающего относительность всех без исключения нравственных норм. Моральный релятивизм отражает некоторые объективные процессы, происходящие в обществе. Так, например, экономические, политические, социальные и культурные катаклизмы, сопровождающиеся изменением основных мировоззренческих ориентиров, провоцируют трансформацию не только формы, но и содержания нравственных норм. Однако при этом такие правила, как не убивай, не причиняй страданий другим, будь справедлив и т.п., остаются неизменными.

Внутренним камертоном нравственного сознания является совесть – субъективное переживание соответствия или несоответствия своего поведения нравственным ценностям. И. Кант считал, что совесть – это внутреннее сознание долга. Только поведение, сообразное с долгом, можно назвать моральным. Если человек внешне действует в соответствии с общепринятыми нормами, но при этом извлекает пользу или испытывает удовольствие, то его действия нельзя назвать моральными, утверждал немецкий философ. Этику И. Канта называют этикой долга – ригоризмом.

Другой немецкий философ М. Хайдеггер называет совесть призывом заботы. Совесть возвращает человека из состояния заброшенности и потерянности в состояние "бытия-вместе- с-другими", которое, в свою очередь, делает возможным собственное свободное самостановление человека.

Внешним выражением нравственного сознания является общественное мнение. В современных демократических системах общественное мнение становится важнейшим фактором политический и социальной жизни. Но с другой стороны, повышается вероятность манипулирования им, использования в угоду частным интересам.

По мысли античных философов, красота – наиболее адекватная форма выражения бытия, атрибут космоса. Красота – синоним разума, а устроенный по законам разума мир не может быть некрасивым. Разум человека является выражением его внутренней красоты, однако в античном миропонимании важным является и представление о внешней, физической красоте.

Средневековая философия отодвинула на периферию ценность внешней красоты, сосредоточившись на понятии красоты внутренней. Внутренняя красота является следствием праведной жизни. Ортодоксальное христианство, особенно в период своего восхождения, запрещало театр и живопись, соотносимые с представлением о внешней, физической красоте, как нечто противоречащее аскетической морали и праведному образу жизни.

Реабилитация эстетического начала произошла в философии эпохи Возрождения, обратившейся к античным идеалам. Именно в эпоху Ренессанса эстетика становится особым разделом философского знания. В отличие от античных философов, мыслители Возрождения местом пребывания красоты называли не мир сам по себе, а искусство как результат творческой деятельности человека. Искусство – высшая реальность, находящаяся вне познания и морали, незамутненный мир духа, в котором находит адекватное выражение жажда творчества. Именно искусство позволяет человеку выразить свою сущность, и поэтому в искусстве следует эту сущность искать.

В философии Возрождения красота стала рассматриваться в качестве самоцели, тем самым изолируясь от истины и добра. В позднейшей философии этой позиции придерживались немецкие романтики А. Шопенгауэр и Ф. Ницше. При этом параллельно продолжают существовать концепции, в которых утверждается неразрывная связь красоты и добра, эстетического и нравственного начал. Данная позиция была широко распространена в русской философии XIX в. По мнению русских философов, искусство есть прежде всего средство воспитания и моральною воздействия; эстетическое начало, очищенное от нравственных смыслов, утрачивает свои свойства, перестает быть ценностью.

В немецкой классической философии развернутую эстетическую концепцию предложил И. Кант. Система его критической философии оказалась логически выстроенной и завершенной именно тогда, когда между миром природы и миром свободы он обнаружил мир красоты. И. Кант пришел к идее преодоления дуализма науки и нравственности путем апелляции к художественным способностям человека. Рассудок конституирует правила в сфере познания, разум – в сфере поведения и нравственности, а способность эстетической оценки – в сфере красоты. Эстетическое имеет две ипостаси: прекрасное, обращенное к знанию, и возвышенное, обращенное к морали. Прекрасное связано с четкой формой, возвышенное можно обнаружить и в бесформенном объекте; прекрасное привлекает, возвышенное привлекает и отталкивает одновременно; прекрасное само по себе есть предмет удовольствия, тогда как получить наслаждение от возвышенного без "умствования" невозможно. Суждение о возвышенном, по мнению И. Канта, требует культуры в большей степени, чем суждение о прекрасном. Наличие морального закона в душе каждого человека создает условия для наслаждения возвышенным. И. Кант, таким образом, связывает эстетическое и этическое, но, в отличие от русских философов или Иоганна Вольфганга Гете, не подчиняет эстетическое этическому.

Эстетическое сознание наиболее концентрированно выражается в искусстве. Однако оно может проявляться и в других сферах человеческой деятельности. Например, мы говорили о гносеологическом принципе красоты как одном из регулятивов в сфере научного и философского знания. Эстетическое сознание реализуется в религии и мифологии. Можно говорить об эстетическом переживании по поводу предметов и явлений природы или событий обыденной жизни. Однако только в искусстве эстетическое сознание из побочного элемента превращается в основную цель. Красота в искусстве – это и содержание, и способ, и цель деятельности.

В искусстве человек творит новую, художественную действительность, которая, с одной стороны, более или менее правдоподобно отражает реальность, но с другой – является продуктом вымысла и фантазии. Художественная реальность неисчерпаема, именно поэтому одно и то же произведение искусства может быть понято и истолковано различными способами. Его содержание не поддается также выражению в рациональных понятиях и суждениях и является предметом эстетического переживания.

Искусство, наряду с философией, выполняет синтезирующую функцию в культуре, является сокровищницей образови символов, в которых выражаются значимые для человека ценности и смыслы. Кроме того, оно быстрее и нагляднее, чем философия или наука, отражает болезни и несообразности человеческой жизни и тем самым может оказывать мощное мобилизующее воздействие.

Духовная сфера общества — это система отношений между людьми, отражающая духовно-нравственную жизнь общества, представленную такими подсистемами, как культура, наука, религия, мораль, идеология, искусство. Значимость духовной сферы определяется ее важнейшей, приоритетной функцией определения ценностно-нормативной системы общества, которая, в свою очередь, отражает уровень развития общественного сознания и интеллектуально-нравственный потенциал общества в целом.

Изучение духовно-нравственной жизни общества с необходимостью предполагает выделение ее структурных элементов. Такие элементы называют формами общественного сознания. К ним относят моральное, религиозное, политическое, научное, эстетическое сознание. Эти формы определяют соответствующие подсистемы духовной сферы общества, отличаясь друг от друга, не только содержанием и способом познания своего объекта, но также временем возникновения в процессе развития общества.

Исторически первой формой общественного сознания является моральное сознание, без которого не могло существовать человечество даже на самых ранних этапах своего развития, так как моральные нормы, отражающие базисные ценности общества являются важнейшими регуляторами и стабилизаторами любых социальных взаимосвязей. В условиях первобытного общества возникают еще две формы общественного сознания — эстетическое и религиозное. Считается, что религиозное сознание складывается позднее эстетического и, соответственно, морального, с чем,впрочем, спорят представители института религии, утверждая о первичности религии по отношению к морали и искусству. Далее, по мере развития общества, формируется политическое, затем — научное сознание. Безусловно, перечисленные формы не являются конечными и единственными. Развитие социальной системы продолжается, что приводит к возникновению в ней новых подсистем, требующих собственного осмысления и, следовательно, порождающих новые формы духовной сферы общества.

Духовная сфера, являясь подсистемой общества в целом, с необходимостью реагирует на все изменения, происходящие в других его подсистемах: экономической, политической, социальной. Поэтому резкие экономические изменения в России не могли не отразиться на состоянии духовной жизни страны. Многие исследователи акцентируют внимание на изменениях в ценностных ориентациях россиян,повышении значимости индивидуалистических ценностей.

Остро стоит проблема коммерциализации культуры и связанная с ней проблема снижения уровня ее художественной ценности, а также невостребованности классических культурных образцов массовым потребителем. Эти и другие негативные тенденции в развитии отечественной духовной культуры могут стать существенным препятствием на пути прогрессивного развития нашего общества.

Использовалась информация с сайта http://www.ronl.ru

Системное рассмотрение общества невозможно вне анализа духовной стороны общества. Духовная сторона общества основывается на различных формах, видах, состояниях, уровнях общественного сознания. Сознание выступает необходимым атрибутом человеческой жизнедеятельности, поэтому его проявления в обществе многообразны, а анализ общественного сознания может осуществляться с разных сторон и в разных аспектах.

Общественное сознание не только отражает общественную жизнь, но и непосредственно связано с бытием людей, их реальным существованием в обществе. Оно бытийственно и поэтому может трактоваться как духовная жизнь общества.

Духовная жизнь общества этожизнь людей, связанная с удовлетворением духовных потребностей, с производством сознания, с отношениями между людьми в процессе духовного производства, с духовным общением. Для человека очень важно не просто жить, а жить насыщенной духовной жизнью. Духовная жизнь предстает именно как жизнь, включающая в себя непосредственное общение людей, коммуникацию, обмен информацией, формирование и удовлетворение духовных потребностей. Удовлетворение духовных потребностей предполагает функционирование духовного производства.

Духовное производство – вид общественного производства, результатом которого выступают идеи, взгляды, теории, ценности, т.е. общественное сознание во всем его многообразии. Компоненты общественного сознания определенным образом создаются, воспроизводятся , распространяются . Этот процесс может осуществляться спонтанно, стихийно, опираясь на традиции и другие устоявшиеся механизмы духовной деятельности. Но в современном мире все большее значение приобретает процесс целенаправленного производства идей, ценностей, т.е. духовное производство.

Специфика духовного производства в том, что создаваемые в нем предметы потребления хотя и имеют соответственное материальное выражение (книги, картины, кинофильмы и т.д.), но оно выступает лишь формой и носителем нематериальной смысловой информации. Наука, идеология, искусство, религия стали в обществе специализированными видами духовного производства. Самым развитым видом духовного производства является наука как профессиональная деятельность ученых по производству знаний. Моральное сознание не стало особым видом духовного производства в системе общественного разделения труда. Производство нравственных принципов, норм, оценок, распределенное между искусством, наукой, идеологией, различными институтами рождается в самом процессе жизнедеятельности общества. Есть профессиональная деятельность ученых, идеологов, художников, священнослужителей, но специализированного духовного морального производства, которое бы явилось специальным трудом определенной группы людей («профессиональных моралистов»), нет.

Таким образом, категории «духовная жизнь общества», «духовное производство» раскрывают важные грани, качества общественного сознания, духовной стороны жизни общества. Этой же цели служит еще одна категория – «духовная сфера общества», она опирается на две вышеотмеченные.

Духовная сфера общества – это целенаправленно организуемая обществом духовная жизнь людей. Духовная сфера общества связана со специализированным (профессиональным) духовным производством, с функционированием социальных институтов (идеологических и научных учреждений, театров, библиотек, музеев, кино и т.д.), в рамках которых создаются и распространяются духовные ценности. Элементами духовной сферы являются: наука, искусство, идеология, религия, образование, воспитание. Элементы духовной сферы характеризуются тремя отличительными признаками . Во-первых , они основываются на соответствующих формах общественного сознания (дифференциация духовной сферы в определенной мере воспроизводит дифференциацию форм общественного сознания и включает ее в себя). Во-вторы х, элементы духовной сферы не просто отдельные формы общественного сознания, но и сама деятельность по производству и воспроизводству духовных ценностей, т.е. наука, идеология, искусство и т.д. стали в обществе специализированными видами духовного производства, духовной деятельности. В-третьих, они выступают как институализированные подсистемы общества, предполагают функционирование таких социальных институтов как школы, научные учреждения, театры, храмы и т.д. Т.о, для элементов духовной сферы характерна органическая взаимосвязь, слитность форм общественного сознания с профессиональной деятельностью по их производству и с общественной институализацией этой деятельности.

Не всякая форма общественного сознания выступает элементом духовной сферы. Например, мораль не стала особым видом духовного производства, социально оформленным общественным институтом. И потому она не является элементом духовной сферы жизни общества. Что не означает недооценки морали как особой формы общественного сознания. Более того, именно мораль, нравственное сознание является сердцевиной человеческой духовности.

В общественной жизни складываются сложные и неоднозначные взаимосвязи между развитием общественного сознания, с одной стороны, и духовной сферой общества – с другой. Общественное сознание, будучи универсальным, многогранным идеальным отражением общественного бытия, выступает идеально-духовной основой развития духовной сферы. Само общественное сознание, его элементы функционируют в структуре духовной сферы, подчиняясь ее законам. В то же время и духовная сфера – это не просто социально-материальная оболочка общественного сознания, а весьма важный и активный фактор развития общественного сознания. В формах духовной сферы многие элементы общественного сознания получают более полное развитие, способствуя тем самым максимальной реализации возможностей человеческого духа. Таким образом, в сложной взаимообусловленности развиваются в обществе составные грани единой духовной жизни общества – общественное сознание и духовная сфера.

Общественное сознание и его взаимодействие с индивидуальным сознанием. Общественное сознание возникло вместе с обществом, общественным бытием. Общественное бытие и общественное сознание как бы «нагружены» друг другом. Обязательной стороной общественного бытия являются идеи, взгляды, настроения и т.д. Без общественного сознания общественное бытие мертво, оно перестает быть общественным. Нельзя преобразовывать бытие, не затрагивая в то же время сознание, не мобилизуя духовную энергию общества, мотивационную сферу каждого человека. Важно помнить, что любые реформы в обществе, не подкрепленные осознанием их смысла и необходимости, внедренные сугубо экономически, без мобилизации энергии духа, не могут привести к ожидаемым результатам.

Когдаговорят об общественном сознании, то имеют в виду не сознание отдельного индивида, а духовную жизнь общества. При этом отвлекаются от всего индивидуального, личного и исследуют взгляды, идеи, настроения, характерные для данного общества в целом или для определенной социальной группы. Общественное сознание представляет собой не совокупность индивидуальных сознаний членов общества, а целостное духовное образование, имеющее свои особенности и законы развития. Общественное сознание выходит за пределы каждого индивидуального сознания и образует особый вид надличностного бытия – духовно-идеальную реальность, с требованиями которой (социальными нормами, духовными ценностями и установками) индивид вынужден считаться так же, как он считается с природными, материальными явлениями. Однако эта духовная реальность обладает не абсолютной, а относительной самостоятельностью. Между общественным и индивидуальным сознанием существует органическая взаимосвязь и постоянное взаимодействие.

Общественное сознание, хотя и надличностно, но оно не внеличностно. Оно не витает независимо от бытия людей, а порождается людьми, в них и через них живет. Идеи рождаются сначала в голове того или иного человека, а затем начинают жить в общественном сознании. Индивидуальное сознание обретает надличностную форму бытия с помощью языка, знаков, символов, в которых опредмечивает, объективирует свое содержание, а также посредством особого механизма, которым является процесс общения. Индивидуальное сознание связано с телесным бытием человека, с его мозгом, тогда как общественное – с исторически сложившейся системой материальных форм его фиксации в виде знаков, символов. Сознание индивида живет и умирает вместе с ним, но оно может обрести бессмертие в общественном сознании, объективируясь в языке, функционируя в системе общения.

Сущность общественного сознания можно выразить следующим его определением. Общественное сознание – это совокупность взглядов на природную и социальную реальность, характерных для данного общества в целом или для определенной социальной группы, выраженных в естественном или искусственном языке, творениях духовной культуры, включенных в контекст социального общения.

И хотя общественное сознание питается индивидуальным, разумеется, не каждое индивидуальное сознание в своей объективированной форме входит в состав общественного. Личные идеи и убеждения участвуют в созидании духовной жизни общества, когда они обретают общественную ценность, выходят за пределы только лично значимого. Одно дело – идеи, сознание великой исторической личности, и другое – тривиальные мысли заурядного человека.

Взаимодействие общественного и индивидуального сознания осуществляется в сфере общения, коммуникационной сфере. Чтобы мыслить, каждый человек должен освоить накопленное обществом духовное богатство. Индивидуальное сознание постоянно соотносится с миром духовной культуры: исторически выработанные обществом нравственные нормы, эстетические представления, социальные ценности духовно питают личность, формируют его убеждения, установки, взгляды, ориентации. Сознание каждого человека, начиная с раннего детства, вбирает в себя знания, опыт, убеждения, верования, оценки той социальной среды, к которой он принадлежит.

К витающим в атмосфере общественного сознания идеям индивидуальное сознание относится избирательно: что-то приемлет и делает своим, а что-то отвергает и осуждает. Можно говорить о двух ярких реакциях индивидуального сознания на общественное сознание. Во-первых, догматической, когда индивид обожествляет однажды воспринятую систему общественных идей, относится к ней некритически, как к истине в последней инстанции. И, во-вторых, волюнтаристской, при которой общественное сознание игнорируется в пользу индивидуального, субъективным идеям придается статус объективных, непогрешимых. Догматизм и волюнтаризм представляют собой крайности в реализации сложной взаимосвязи индивидуального и общественного сознания.

Структура общественного сознания. В структуре общественного сознания принято выделять виды, уровни, формы сознания.

К видам общественного сознания можно отнести массовое сознание и общественное мнение.

Массовое сознание выделяется на основе особенностей его носителя – массы. Массовое сознание – это сознание различных типов и видов масс. Масса – это множество индивидов, объединенных каким-то действительным (хотя бы и кратковременным) социальным процессом, осуществляющих общую деятельность, демонстрирующих совместное, подобное поведение. Масса отличается разнородным, смешанным социальным составом. Примеры масс: участники политических движений, болельщики футбольной команды, поклонники эстрадных «звезд» и т.д. Массовое сознание представляет собой широкую совокупность знаний, представлений, иллюзий, настроений, отражающих все без исключения стороны жизни общества, способные вызвать тот или иной отклик в массах и доступные массовому восприятию. В структуре массового сознания переплетаются разнообразные элементы в диапазоне от «позитивного знания» до «ложных образов действительности», от «моментальных эмоций» до «устойчивых настроений», от «фрагментарных мнений» до более или менее широких «полей суждений». Свойства массового сознания: текучий, открытый, не завершенный до конца характер его содержания; разорванность, противоречивость его структуры; способность к быстрым изменениям, переменам в одних отношениях и «окостенению», стереотипизации в других.

Общественное мнение – состояние массового сознания, заключающее в себе отношение различных групп людей к событиям и фактам социальной действительности. Общественное мнение выражается в оценочных (негативных или позитивных), аналитических, конструктивных суждениях. Процессы формирования и функционирования общественного мнения могут протекать стихийно, независимо от деятельности тех или иных социальных институтов, но чаще всего являются результатом целенаправленного воздействия разного рода государственных учреждений, политических организаций, средств массовой информации и т.д. Общественное мнение может быть в большей или в меньшей мере адекватным реальному положению вещей или иллюзорным, содержать в себе истинное или ложное представление о действительности. Чем демократичнее общественный строй, тем больше возможность влияния общественного мнения на решение внутренних и международных проблем.

Уровнями общественного сознания являются обыденно-практический и теоретический.

Обыденно-практический уровень включает в себя повседневное, несистематизированное сознание, которое формируется стихийно и отражает мир, чаще всего, на уровне явлений, а не его существенных связей. В обыденном сознании могут содержаться ошибочные оценки, поверхностные суждения, а иногда оно стоит ближе к объективной истине, чем теоретическое сознание, испытывающее на себе влияние идеологии. Обыденное сознание обладает таким качеством как полнота и цельность мироощущения. Оно ближе, чем теоретическое сознание, стоит к потоку жизни, поэтому в нем полнее отражается действительность во всех ее деталях и смысловых нюансах.

Теоретический уровень содержит в себе идеи, подвергнутые систематизации и рациональной обработке. На теоретическом уровне отражаются внутренние, существенные связи и закономерности действительности. Теоретический уровень отражения присутствует во всех формах общественного сознания, но преимущественно выражен в науке.

В реальной жизни уровни общественного сознания переплетены, взаимосвязаны. Под воздействием научно-технического прогресса на повседневном уровне оперируем такими понятиями, как «вирус», «электрон» и т.д. Обыденное сознание, испытывая на себе влияние теоретического, видоизменяется, «онаучивается», но в перспективе совсем исчезнуть не может. Повседневная жизнь общества не требует обслуживания ее сознанием, находящимся на научно-теоретическом уровне. Использование в быту электрических приборов, телевизора, компьютера и других технических устройств вполне возможно без знания тех закономерностей, которые лежат в их основе.

В структуре общественного сознания принято выделять общественную психологию и общественную идеологию. Их выделение пересекается с вышеозначенным подразделением общественного сознания на уровни.

Общественная психология есть частичный аналог обыденно-практического уровня сознания, в котором представлены общественные чувства, эмоции, настроения, переживания, волеизъявления и т.д., складывающиеся в результате непосредственных и опосредованных воздействий общественной жизни. Общественная психология зависит от реального положения дел в обществе, она испытывает на себе воздействие теоретического сознания, общественной идеологии. Общественная психология (такие, свойственные группам людей, нации в целом, состояния как стыд, гнев, апатия, разочарование и т.д.) может как замедлять, так и ускорять общественные преобразования. Власть должна учитывать особенности общественной психологии в социальном управлении, изучать настроения людей, прогнозировать психологическую реакцию на политические события.

Общественная идеология – это теоретическое, систематизированное сознание, выражающее интересы классов, социальных групп, общностей. Если для научно-теоретического сознания главным является отражение объективных законов при отвлечении от интересов людей, то для идеологии, напротив, именно этот интерес, его выражение, реализация являются главными. Можно сказать, что идеология – это социально ангажированное сознание. В идеологии велик удельный вес целеполагания, связанного с разработкой ориентиров, программ деятельности. Существует идеология политическая (тоталитарная, консервативная, либеральная и др.), национальная, религиозная. Идеология разрабатывается целенаправленно, специальными людьми – идеологами, которые теоретически выражают то, к чему класс приходит практически.

Формы общественного сознания. Структурными элементами общественного сознания являются его различные формы: политическое, правовое, нравственное (мораль), эстетическое, религиозное, философское, научное. В ходе истории происходит дальнейшая дифференциация общественного сознания. Так, на современном этапе имеются основания для выделения экономической формы общественного сознания. Отличаются формы общественного сознания друг от друга по ряду критериев.

1. По предмету отражения. Так, предметом философии является всеобщее в системе мир-человек, наука изучает объективные законы как природной, так и социальной реальности, политическое сознание интересуют властные отношения, отношения между классами, партиями, государствами и т.д.

2. По способу отражения. Наука отображает реальность в теоретико-понятийной форме, искусство, которое основано на эстетическом освоении действительности, – в художественных образах, политическое сознание – через политические программы и декларации, нравственное сознание – в моральных заповедях и т.д.

3. По соотношению в них объективных и субъективных моментов. Наука стремится элиминировать субъективное начало, а в искусстве, например, оно максимально выражено. Каждой форме общественного сознания присуща своя диалектика субъективного и объективного.

4. По выполняемым социальным функциям. Некоторые формы выполняют сходные функции, у других они принципиально различны. Философии и религии, например, присуща мировоззренческая функция, в науке на первый план выходит познавательная. Регулятивная функция свойственна нравственному сознанию, а искусству – функция катарсиса, воспитательная функция и т.д.

5. По степени зависимости от общественного бытия. Наиболее тесно связаны с общественным бытием, материально-производственной сферой политическое и правовое сознание, а зависимость философского, эстетического сознания от уровня экономического развития общества более отдаленная, опосредованная другими факторами.

6. По соотношению в них обыденно-практического и теоретического уровней. Если в научном сознании доля житейского, опытно-практического знания минимальна и содержание науки определяется теоретическим уровнем отражения, то в религиозном сознании наряду с догматами, вероучением большую роль играют религиозные чувства, эмоции, настроения, обряды и традиции.

Все формы общественного сознания взаимодействуют друг с другом, проникают друг в друга и влияют друг на друга. Для каждого исторического этапа характерен особый тип взаимодействия его форм. Например, в Средние века доминирующей формой общественного сознания была религия, и все другие формы сознания подчинялись ей, сами выступали в религиозном облачении (мораль, искусство). В эпоху Нового времени на первый план выходят такие формы как политическое, правовое сознание, наука. На современном этапе несомненным лидером среди всех форм общественного сознания является наука, которая проникает во все сферы общественной жизни, многообразными нитями связана с философией, религией, нравственным, политическим, правовым сознанием.

И в заключении следует заметить, что общественное сознание не только отражает, оценивает, осмысливает бытие, зависит от него, но и может активно влиять на бытие через практическую деятельность людей. В истории есть множество примеров, когда идеи, в частности социально-политические, опережают наличное состояние общества и тем самым способствуют его перестройке. Сознание может и отставать от общественного бытия, в нем могут содержаться ошибочные оценки тех или иных событий, а значит, и тормозить, задерживать развитие общественного бытия. В этом проявляется относительная самостоятельность в развитии общественного сознания, отсутствие жесткой, однозначной зависимости от общественного бытия, его активно-творческая природа.

В социальной системе существуют направления, которые были названы сферами общества. Такие сферы являются значимыми и устойчивыми подсистемами, которые отражают определенные стороны жизни каждого человека. Ниже мы рассмотрим, как выглядят ключевые сферы общественной жизни и с чем они связаны. А также мы подробно разберем, что представляет собой духовная сфера.

Эта информация поможет студентам или школьникам подготовить тематический доклад на данную тематику и выбрать подходящие картинки, которые могли бы наглядно представить примеры элементов духовной сферы.

Сферы общественной жизни

Социальная система включает в себя определенные составляющие. К ним относятся как социальные субъекты, так и прочие образования, которые называются сферами общественной

жизни. Наше общество - невероятно сложная организованная система жизнедеятельности . И как прочие сложные системы оно включает в себя подсистемы, то есть сферы.

Под общественными сферами понимается та или иная совокупность устойчивых отношений между субъектами социальной системы. Каждая из них - это определенная устойчивая и крупная, а также относительно автономная подсистема деятельности.

Независимо от направленности, она включает в себя следующее:

  • ту или иную человеческую деятельность (она может быть связана с религией, политикой, образованием и т. д.);
  • социальные институты (работу, школу, церковь, политическую партию и т. д.);
  • сложившиеся отношения одного человека с другими, которые складываются в процессе его деятельности, в частности, при распределении и обмене в экономической сфере.

Выделяются четыре ключевые сферы общественной жизни людей:

  • социальная (согласно ей люди отличаются по национальностям, классам, народам, возрастным категориям и т. д.);
  • экономическая (рассматривает производственные отношения между людьми и производительные силы);
  • политическая (общественно-политические образования, партии, государство и т. д.);
  • духовная сфера (образование, наука, мораль, религиозные отношения и т. д.).

Также следует понимать, что человек одновременно может быть включенным в разные сферы и поддерживать или не поддерживать отношения с другими людьми в зависимости от своих взглядов, убеждений и социальных факторов. Сферы нельзя называть пространством, где люди живут обособлено, они плотно пересекаются друг с другом. Человек занимает центральную позицию по отношению ко всем сферам и вписан в них одновременно.

Духовная подсистема социума

Подробное изучение духовной составляющей нашего общества невозможно без выделения ее структурных элементов (форм общественного сознания), о которых мы расскажем чуть ниже. Они отличаются друг от друга как по содержанию , так и по методу познания объектов, а также по времени появления в процессе развития, но при этом они по-своему определяют духовное направление общественной жизни каждого человека.

Духовное начало является одним из направлений жизни, отражающим специфику следующих отношений между людьми:

  • интеллектуальных;
  • нравственных;
  • идеологических.

Каждый вид таких отношений возникает в процессе освоения, восприятия, производства или передачи духовных ценностей.

Данную сферу следует рассматривать в качестве нематериальной и целенаправленно организованной. В отличие от материальной, она не связана с удовлетворением осязаемых потребностей человека .

Отличия нематериальных потребностей от материальных

Материальная сфера человеческой жизни непосредственно связана с тем, что мы удовлетворяем свои осязаемые потребности, включая базовые и не только, например:

  • потребность в пище;
  • в одежде;
  • в транспорте и прочее.

А вот духовная направлена на постижение других ценностей. Благодаря ей можно развивать свое мировоззрение и сознание, а также нравственные качества.

Духовные потребности противоположны материальным. Они не заложены биологически, как, например, потребность в питании. Формирование и развитие духовных нужд возникает в процессе становления личности человека и его социализации.

Естественно, можно прожить и без удовлетворения данных нужд , но тогда человек будет жить, как животное, удовлетворяя лишь базовые потребности.

А вот духовные потребности человека можно удовлетворить, если осуществлять соответствующую деятельность - познавать, творить и не только. Эта деятельность направляется на изменение общественного и индивидуального сознания и проявляется в следующем:

  • в воспитании;
  • в образовании;
  • в самообразовании;
  • в религии;
  • в творчестве;
  • в искусстве.

Сама духовная деятельность бывает двух видов:

  • производящей;
  • потребляющей.

Производство в данном контексте - это развитие и формирование мировоззрения человека, его сознания и духовных качеств. Продукты такого производства следующие:

  • теории;
  • ценности;
  • духовные отношения между людьми и их духовный мир;
  • идеи;
  • художественные образы.

Ключевыми механизмами производства являются искусство, религия или наука.

А под духовным потреблением понимается потребление продуктов религии, искусства или науки. Здесь может идти речь о приобретении новых знаний, посещении музеев, концертов или театров, и многом другом.

Духовное начало в социуме производит, хранит и распространяет такие виды ценностей, как:

  • эстетическую;
  • научную;
  • нравственную;
  • правовую и т. д.

Сфера умеет охватывать разные уровни и формы общественного сознания: право и религию, науку и эстетику, и многое другое.

Элементы духовной сферы

Итак, что входит в духовную сферу? В ней присутствует несколько важных элементов. Ее ключевые составляющие такие:

  • Мораль - она объединяет существующие поведенческие нормы, которые основаны на представлениях о хорошем или плохом, правильном или неправильном. Мораль - это категория, которая существовала еще в самом начале развития общества, потому что правила, регулирующие ключевые ценности общества, способны регулировать любые социальные связи.
  • Религия - говоря научным языком, это форма восприятия окружающей среды, которая основана на вере в высшие силы. Религиозные люди чувствуют связь с такими силами. Каждая религия имеет свои установленные нормы и поведенческие модели.
  • Наука - под данным понятием, с одной стороны, подразумевается совокупность знаний о мире, а с другой - деятельность, направленная на их аргументацию, выработку и систематизацию. Научное познание объективно и способно отражать разные явления и закономерности так, как они существуют вне человеческой воли.
  • Образование - этот процесс подразумевает передачу и усвоение знаний, в процессе которого человек получает те или иные навыки и умения. Благодаря образованию развивается ум и чувства, формируется собственное мнение личности, а также определенные ценности и мировоззрение. При отсутствии базовых знаний человек не сможет полноценно ощущать себя членом социума и общаться с другими.
  • Искусство - в широком понимании это понятие означает мастерство, создающее продукты, способные доставить эстетическое удовольствие. С его помощью выражаются те или иные идеи, или эмоции. Посредством авторского мастерства в определенной форме передаются чувства, представления или мысли.
  • Культура - она формируется благодаря духовным ценностям и достижениям общества. Именно на их основе создаются культурные обычаи того или иного народа. Поскольку у разных наций историческое прошлое разное, то и формируются они по-разному.

Взаимосвязь подсистем социальной структуры

Мы уже говорили ранее, что все общественные сферы тесно переплетены друг с другом. Если взглянуть на историю наук, посвященную обществу, то можно отметить, что в разные эпохи та или иная направленность считалась господствующей. Например, в Средневековье духовная сфера, а именно религиозность, была наиболее значимой частью общественной жизни. В период Просвещения главенствующими понятиями были наука и нравственность .

Однако на самом деле элементы всех этих подсистем тесно связаны друг с другом. В частности, определенные экономические отношения непосредственно влияют на строение социальной структуры. То, какое место занимает человек в социальной иерархии, непосредственно влияет на его политические и культурные взгляды и многое другое. А экономические отношения зависят от правовой системы, которая нередко формируется на основании духовности народа, его религиозных и моральных традициях.

Социальные системы имеют сложный характер, они динамичны и переменчивы.

Если говорить непосредственно о духовности в жизни общества, то ее ключевая цель - это положительные перемены в индивидуальном и общественном сознании. Постоянное обогащение социума в целом возможно только тогда, когда каждый в отдельности будет повышать свой уровень духовности.

Похожие статьи