Кто такой налогоплательщик и налоговый агент. Налогоплательщики и плательщики сборов. Налоговые агенты. Чем отличаются налогоплательщики и плательщики сборов

Понятие налоговых агентов

Наравне с налогоплательщиками НК Российской Федерации выделяют понятие налогового агента. Налоговыми агентами признаются личности, уполномоченные вычислять, удерживать и оплачивать в госбюджет необходимую сумму налогов по НДФЛ за налогоплательщиков.

Следует сосредоточить внимание на том, что предприятие, выполняющее функции налогового агента, обладает обязательством удерживать налоги по НДФЛ только лишь у персон, являющихся налогоплательщиками, и перечислению их в госбюджет.

Права налоговых агентов

В функции налогового агента входит перечисление налога, высчитанного у налогоплательщика, а никак не оплата налога за счет своих средств.

Если же налоговый представитель провел несвоевременную выплату необходимой суммы налога по НДФЛ, в таком случае по единому закону с него нереально взимать не высчитанную им сумму налога по НДФЛ. В этой ситуации распоряжение об уплате налога обязано являться предоставлено налогоплательщику, а никак не налоговому агенту.

Этот факт сопряжен с тем, что в данном случае обязанным лицом не прекращает быть плательщик. В соответствии с нормами НК Российской Федерации его обязательство по уплате налога является невыполненным, поскольку налоговый агент не высчитал суммы налога.

В том случае, если денежных выплат по НДФЛ в налоговом периоде лицу, выплачивающему налоги, никак не производилось и удерживание суммы налога стало неосуществимым, налоговый агент должен только рассчитать доступную уплате налогоплательщиком необходимую сумму налога по НДФЛ и известить налоговый орган о неосуществимости высчитать налог.

Эта позиция базируется на том, что обязанным лицом считается плательщик, к которому имеет возможность быть предъявлено надлежащее требование об уплате налога в случае неисполнение обязанностей налогового агента.

При этом Пленум ВАС России показал, что тезис о неисполнение обязанностей налогового агента неприменим, деньги выплачивает иностранный гражданин, в связи с неучетом его в российской налоговой и неосуществимостью его налогового администрирования.

Виды налоговых агентов

Налоговыми агентами признаются по 3 налогам - НДФЛ, НДС и налогу на доход.

При выплате физическим лицам вознаграждений по трудовым договорам либо другой прибыли в денежной форме, в том числе по гражданско-правовым соглашениям о необходимости исполнения работ, предложении услуг либо авторским соглашениям, предприятие обязана рассчитать и удержать из их прибыли НДФЛ и перечислить налог в госбюджет.

Налоговым агентом по НДС субъект способен быть, в случае если совершает, в частности, следующие действия:

  • арендует муниципальную либо государственную собственность у органов власти;
  • получает у зарубежного лица, который не состоит на учете в налоговых органах России, товары, местом реализации каких является территория России.

Налоговым агентом по налогу на доход субъект становится:

  • при выплате дивидендов;
  • при выплате прибыли зарубежной компании, не обладающей постоянным представителем в Российской Федерации.

К участникам отношений, контролируемых законом, причислены в том числе компании и физические лица, признаваемые в соответствии с законом налоговыми представителями.

Налоговыми агентами имеют все шансы являться физические личности и компании, на каких возложены прямые обязательства по исчислению, удержанию и перечислению отдельных налогов в госбюджет России.

Употребительно же к налогу на доход установлено, что в случае если налогоплательщиком считается зарубежное предприятие, получающее прибыли от источников в России, не сопряженные с ее постоянным представительством в России, в таком случае обязательство по определению суммы налога, удержанию данной суммы из прибыли налогоплательщика и перечислению налога в госбюджет возлагается на российскую компанию либо зарубежную компанию, исполняющую деятельность в России посредством постоянного представительства, выплачивающих положенный доход налогоплательщику.

Налоговыми представителями по налогу на добавочную стоимость признаются органы, компании либо частные коммерсанты, уполномоченные проводить на территории России реализацию конфискованной собственности, собственности, реализуемой по заключению суда, закупленных ценностей, а кроме того ценностей, перешедших по праву наследования стране.

Кроме того учитывается то, что при предоставлении на территории России органами регионального самоуправления в аренду городской собственности налоговая база формируется как совокупность арендной платы с учетом налога налоговым представителем отдельно по любому оплаченному предмету собственности; в этом случае налоговыми представителями сознаются наниматели указанной собственности; на них возлагается обязательство по исчислению, удержанию из денег, уплачиваемых арендодателю, и уплате в госбюджет надлежащей суммы налога.

Налоговые агенты обладают теми же полномочиями, что и налогоплательщики, в случае если другое не предвидено законом. Налоговые органы несут ответственность за ущербы, доставленные налоговым представителям по причине незаконных операций либо бездействия отмеченных организаций, а равно незаконных операций либо бездействия должностных лиц и иных их сотрудников при выполнении ими должностных обязательств.

Обязанности налоговых агентов

Налоговые агенты обязаны:

1) правильно и вовремя вычислять, удерживать из средств, которые выплачивает налогоплательщик, и перечислять налоги в госбюджет России на надлежащие счета Федерального казначейства;

2) делать письменное уведомление в налоговый аппарат по месту собственного учета о неосуществимости удержать налог и о сумме долга налогоплательщика в течение одного месяца с того момента, как налоговый агент узнал о подобных ситуациях;

3) осуществлять учет начисленных и уплаченных налогоплательщикам прибыли, исчисленных, вычтенных и перечисленных в бюджетную систему России налогов, в том числе по любому налогоплательщику в указанные сроки;

4) показывать в налоговую по месту собственного учета бумаги, нужные для исполнения контроля за точностью исчисления, удержания и перечисления налогов;

5) в течение 4 лет гарантировать безопасность бумаг, нужных для исчисления, удержания и перечисления налоговых сборов. Помимо этого, налоговые агенты имеют все шансы нести и прочие обязанности, предусмотренные законом.

Обязательство по уплате определенного налога лежит на налогоплательщике. Оно обязано являться выполненым им без помощи других, в случае если иное явно не учтено законом. Вовлечение в отношения налогового агента как раз и считается подобным исключением. В связи с отмеченным значением налоговых агентов в отношениях по выполнению прямых обязанностей по уплате налогов особого интереса заслуживает правовая точка зрения о моменте выполнения налогоплательщиком этой прямой обязанности.

Налог способен быть оплачен только в денежной форме, иными словами, посредством отчуждения денежных средств налогоплательщика, которые принадлежат ему по праву собственности. При этом обязанности налогового агента пред налогоплательщиком имеют все шансы являться выполнены в неденежной форме.

В связи с этим следует принимать во внимание законную позицию, в соответствии с какой в данном случае, если прибыль, подлежащая обложению налогом по НДФЛ у налогового агента, получена налогоплательщиком в неденежной форме и финансовых выплат в соответствующем налоговом периоде не осуществлялось, у налогового агента не имеется обязательств по высчитыванию налога и в данном случае требуемые сведенья будут представлены налоговым агентом налоговой.

Ответственность за неисполнение обязанностей налогового агента

Если же выплат в налоговом периоде налогоплательщику не проводилось и удерживание суммы налога стало неосуществимым, налоговые агенты обязаны только лишь рассчитать доступную уплате налогоплательщиком необходимую сумму налога по НДФЛ и проинформировать налоговый орган о неосуществимости удержать налог и необходимую сумму налоговой задолженности соответствующего налогоплательщика.

Установленный судебный орган затем указывает, что принудительное выполнение обязательств налогового агента посредством взыскания с него неперечисленных сумм налога, а кроме того определенных сумм пеней допустимо только лишь в том случае, если налоговым представителем сумма налога была все же высчитана у налогоплательщика, однако не перечислена в госбюджет. Исключение из этого правила Высший Арбитражный Суд усматривает в том случае, если налог не был высчитан налоговым представителем при выплате денег иностранному гражданину, не состоящему на налоговом учете в России. В данных условиях аргументированным является взимание с налогового агента не только лишь пеней, однако и суммы самого налога по НДФЛ.

Правила, определенные для налогоплательщиков, имеют все шансы использоваться к налоговым представителям лишь в случаях, непосредственно определенных законом.

В этой связи интерес представляют несколько правовых позиций разных судебных организаций.

Таким образом, Высший Арбитражный Суд России советовал нижестоящим судам принимать во внимание то, что так как вероятность приостановления операций по счетам в банках связывается с несвоевременным представлением налоговых деклараций, а налоговая декларация может быть показана только лишь налогоплательщиком, надлежащая обеспечительная мера никак не способна быть использована к налоговому агенту в случае нарушения им сроков представления расчетов.

С иной стороны, в этом ведь Постановлении Высший Арбитражный Суд России указал, что зачет либо возврат чрезмерно оплаченных сумм налога и пеней, образующиеся, если была проведена несвоевременная выплата, распространяются кроме того на налоговых агентов, пояснив, что в случае если при анализе дела суд определит, что чрезмерно приведенные налоговым представителем в госбюджет средства не превосходят сумм, вычтенных с налогоплательщика, в таком случае решение о зачете либо о том, чтобы провести возврат данных сумм в пользу налогового агента возможно окажется принятым судом только лишь в 2-ух вариантах:

1) в случае, если возврат налогоплательщику чрезмерно вычтенных с него налоговым агентом сумм по НДФЛ возлагается на него законодательством;

2) в случае если по требованию налогоплательщика либо по своей инициативе налоговый представитель осуществил возврат налогоплательщику безосновательно вычтенную у него необходимую сумму налога по НДФЛ.

Статья 38. Налогоплательщик, налоговый агент

1. Налогоплательщиком является лицо, на которое возлагается обязательство по уплате установленных настоящим Кодексом налогов.

2. Налоговым агентом является лицо, которое в установленных настоящим Кодексом случаях и порядке должно выполнить налоговое обязательство налогоплательщика.

3. Налоговый агент для целей настоящего Кодекса, с точки зрения прав и обязанностей, приравнивается к налогоплательщику.

Статья 39. Права налогоплательщиков

1. Налогоплательщики имеют право:

а) получать от налоговых органов информацию о налоговом законодательстве, правах налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также применении налогового законодательства;

б) представлять свои интересы в налоговых органах лично или через своих законных или уполномоченных представителей; в любое время заменять своих представителей в налоговых отношениях;

в) пользоваться налоговыми льготами или освобождаться от уплаты налогов по основаниям и в порядке, установленных налоговым законодательством;

г) своевременно возвратить или(и) зачесть суммы излишне уплаченных или(и) излишне взысканных налогов или(и) санкций;

д) в установленном законом порядке знакомиться с имеющейся в налоговых органах информацией о них;

е) присутствовать при проводимых в отношении них выездных налоговых проверках;

ж) получать подлинники или удостоверенные копии акта налоговой проверки и решения налогового органа, а также "налогового требования";

з) требовать от должностных лиц налоговых органов соблюдения законодательства при осуществлении ими действий, связанных с налогоплательщиками;

и) представлять налоговым органам и их должностным лицам пояснения по актам проведенных налоговых проверок, а также по исчислению и уплате налогов;

к) при наличии определенных настоящим Кодексом обстоятельств требовать в установленном порядке применения соответствующих налоговому правонарушению мер ответственности, смягчения ответственности или освобождения от ответственности;

л) обжаловать в установленном законом порядке предъявленное "налоговое требование", а также иные решения и деяния налоговых органов и их должностных лиц;

м) не выполнять акты и требования налоговых органов и их должностных лиц, не соответствующие настоящему Кодексу и иным законам Грузии;

н) требовать от налоговых органов и их должностных лиц соблюдения налоговой тайны;

о) требовать и получать в установленном законом порядке возмещения вреда, причиненного незаконными решениями или деяниями налоговых органов и их должностных лиц;

п) не предъявлять правоохранительным и другим контролирующим органам, кроме налоговых, документы, связанные с определением объектов налогообложения, исчислением и уплатой налогов, за исключением случаев, когда такие полномочия переданы настоящим Кодексом другим органам.

2. Права налогоплательщиков не ограничиваются правами, предусмотренными частью первой настоящей статьи.

Статья 40. Обеспечение защиты прав и законных интересов

налогоплательщиков

1. Гарантируется защита прав и законных интересов налогоплательщиков в административном и судебном порядке.

2. Порядок защиты прав и законных интересов налогоплательщиков определяется настоящим Кодексом и иными нормативными актами.

3. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по обеспечению прав и законных интересов налогоплательщиков влечет предусмотренную законом ответственность.

Статья 41. Обязанности налогоплательщиков

1. Налогоплательщики обязаны:

а) исполнять налоговые обязательства в порядке и на условиях, установленных налоговым законодательством;

б) встать в установленном настоящим Кодексом порядке на учет в соответствующем налоговом органе;

в) в целях исчисления и уплаты налогов в установленном налоговым законодательством порядке вести учет доходов, расходов и объектов налогообложения;

г) в установленном законодательством порядке представлять в налоговый орган по месту налогового учета налоговые декларации, расчеты, справки и бухгалтерскую отчетность по налогам, в отношении которых они считаются налогоплательщиками;

д) при проведении налоговой проверки или в иных предусмотренных настоящим Кодексом случаях представлять налоговым органам и их должностным лицам документы (сведения), необходимые для исчисления и уплаты налогов;

е) выполнять законные требования налоговых органов и их должностных лиц в связи с устранением выявленных нарушений налогового законодательства, а также не препятствовать осуществлению служебных полномочий этими должностными лицами;

ж) заявлять о пользовании налоговыми льготами или освобождении от уплаты налогов и представлять налоговому органу или налоговому агенту по месту налогового учета документы, удостоверяющие право пользования налоговыми льготами;

з) обеспечивать сохранность документов, на основании которых производится учет объектов налогообложения и составление налоговых деклараций, а также документов, подтверждающих получение доходов и прибыли, произведенные расходы и уплаченные или(и) удержанные налоги, в течение 6-летнего срока;

и) выполнять иные обязательства, установленные налоговым законодательством.

2. Налогоплательщики обязаны представлять налоговому органу по месту налогового учета сведения:

а) об открытии в банках и других организациях, осуществляющих банковские операции, банковских или иных счетов в 5-дневный срок после открытия таких счетов. При этом предприятия Грузии, организации Грузии и физические лица-предприниматели представляют информацию о счетах, открытых как в Грузии, так и за пределами Грузии, а иностранные предприятия и организации - только о счетах, открытых в Грузии, и счетах, по которым они осуществляют экономическую деятельность в Грузии.

б) о регистрации, реорганизации или ликвидации подразделений предприятия в 10-дневный срок после их регистрации, реорганизации или ликвидации в порядке, утвержденном Министром финансов Грузии;

в) об объявлении предприятия банкротом, ликвидации или реорганизации предприятия в 10-дневный срок после принятия такого решения в порядке, утвержденном Министром финансов Грузии;

г) об изменении места деятельности, места управления или осуществления экономической деятельности в 10-дневный срок после принятия такого решения в порядке, утвержденном Министром финансов Грузии.

3. Налогоплательщики представляют налоговому органу сведения, предусмотренные настоящей статьей, только по форме, утвержденной Министром финансов Грузии.

4. В случае невыполнения или ненадлежащего выполнения обязательств, установленных налоговым законодательством, на налогоплательщиков возлагается ответственность, предусмотренная настоящим Кодексом или(и) иными законодательными актами Грузии.

Статья 42. Обязанности налогового агента

1. Налоговые агенты обязаны:

а) правильно и своевременно исчислять, удерживать у налогоплательщика и перечислять в соответствующие бюджеты соответствующие налоги;

б) вести учет начисленных и выплачиваемых налогоплательщикам доходов по каждому налогоплательщику, а также начисленных, удержанных и перечисленных в бюджеты налогов;

в) представлять в налоговый орган по месту налогового учета документы, необходимые для осуществления контроля за правильностью исчисления, удержания и уплаты налогов;

г) выполнять иные установленные налоговым законодательством обязательства.

2. В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения установленных налоговым законодательством обязательств на налогового агента возлагается ответственность, предусмотренная настоящим Кодексом или(и) иными законодательными актами Грузии.

Статья 43. Представитель налогоплательщика/налогового агента или

другого обязанного лица

1. Налогоплательщик/налоговый агент или иное обязанное лицо вправе участвовать в налоговых отношениях через своего законного или уполномоченного представителя. Личное участие вышеуказанного лица в налоговых отношениях не лишает его права иметь представителя, равно как участие представителя не лишает его права участвовать в указанных отношениях лично.

2. Законными представителями предприятия/организации признаются его органы или(и) иные лица, уполномоченные законодательными актами Грузии и учредительными документами этого предприятия/организации. Законными представителями физического лица признаются лица, осуществляющие соответствующие полномочия на основании настоящего Кодекса и иных законодательных актов Грузии.

3. Деяния законных представителей налогоплательщика/ налогового агента или иного обязанного лица, связанные с участием вышеуказанного лица в налоговых отношениях, признаются деяниями самого этого лица.

4. Уполномоченным представителем налогоплательщика/ налогового агента или иного обязанного лица признается лицо, уполномоченное вышеуказанным лицом представлять его интересы в отношениях с налоговыми органами или(и) иными участниками налоговых отношений, а также в суде.

5. Уполномоченный представитель предприятия/организации действует на основании выданной этим предприятием/организацией доверенности, а уполномоченный представитель физического лица - на основании выданной этим лицом и нотариально удостоверенной доверенности или иного документа, приравненного Гражданским кодексом Грузии к доверенности, в пределах полномочия, определенного такой доверенностью или иным документом.

Статья 44. Переписка с налоговыми органами

1. Любой документ, подлежащий направлению налогоплательщиком/налоговым агентом или иным обязанным лицом в налоговый орган, должен быть составлен в письменной форме, подписан его законным или уполномоченным представителем (с указанием фамилии, имени и должности) и скреплен печатью (если у него имеется печать).

Адресату должны быть вручены подлинник или удостоверенная копия документа.

2. "Требование налогоплательщика", налоговая декларация, возражение, иные документы или письма считаются переданными, если были посланы заказным почтовым отправлением или вручены непосредственно в налоговом органе.

3. В случае направления заказным почтовым отправлением датой передачи документа/письма признается дата получения почтового отправления налоговым органом, а если для передачи документа/письма установлен срок, - дата отправки заказного почтового отправления.

У налогоплательщика, налогового агента и сборщика налогов есть общая функция − удержать и перечислить налог в бюджет. На практике это часто вызывает путаницу при решении вопроса о том, каким комплексом прав и обязанностей обладает в конкретной ситуации данное лицо. Связано это с тем, что, несмотря на схожесть, указанные субъекты имеют и принципиальные отличия, а, значит, и последствия для них будут различные. В этом материале мы разберем основные отличия налогоплательщика, налогового агента и сборщика налогов.

Важное в этой статье:

  • Какими правами и обязанностями обладает налогоплательщик
  • Чем отличается налоговый агент от налогоплательщика
  • Почему сейчас нет сборщиков налогов

Чем отличаются налогоплательщики и плательщики сборов

Налоговое законодательство чётко разъясняет, что налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с НК РФ возложена обязанность по уплате соответственно налогов и (или) сборов (ст. 19 НК РФ).

В отдельных случаях филиалы и иные обособленные подразделения российских организаций могут исполнять обязанности этих организаций по уплате налогов и сборов по месту своего нахождения. Кроме того, налогоплательщиками могут быть иностранные структуры без образования юридического лица.

Права налогоплательщика в 2016 году

Основные права налогоплательщика перечислены в статье 21 НК РФ. Налогоплательщики имеют право:

  • получать по месту своего учета от налоговых органов бесплатную информацию (в том числе в письменной форме) о действующих налогах и сборах, законодательстве и принятых подзаконных актах;
  • получать разъяснения о порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также получать формы налоговых деклараций (расчетов) и разъяснения о порядке их заполнения;
  • получать от Министерства финансов Российской Федерации письменные разъяснения по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах;
  • использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах;
  • получать отсрочку, рассрочку или инвестиционный налоговый кредит в порядке и на условиях, установленных НК РФ;
  • на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, пени, штрафов;
  • представлять свои интересы в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, лично либо через своего представителя;
  • представлять налоговым органам и их должностным лицам пояснения по исчислению и уплате налогов, а также по актам проведенных налоговых проверок.

Обязанности налогоплательщика в 2016 году

Круг обязанностей налогоплательщика определён в статье 23 НК РФ. Например, это обязанность:

  • уплачивать законно установленные налоги;
  • встать на учет в налоговых органах, если такая обязанность предусмотрена НК РФ;
  • вести в установленном порядке учет своих доходов (расходов) и объектов налогообложения, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах;
  • представлять в установленном порядке в налоговый орган по месту учета налоговые декларации (расчеты), если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах;
  • представлять в налоговые органы и их должностным лицам в случаях и в порядке, которые предусмотрены НК РФ, документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов;
  • выполнять законные требования налогового органа об устранении выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах, а также не препятствовать законной деятельности должностных лиц налоговых органов при исполнении ими своих служебных обязанностей. И так далее, перечень обязанностей налогоплательщика довольно внушительный. Такой обширный круг прав и обязанностей возник в связи с тем, что обязанным по уплате налога является непосредственно налогоплательщик, и любое его действие (бездействие) имеет прямые для него последствия.

Правовой статус налогового агента в 2016 году

Налоговый агент имеет такие же права, как и налогоплательщик (п. 2 ст. 24 НК РФ), однако круг обязанностей налогового агента по сравнению с налогоплательщиком намного уже. Все они перечислены в пункте 3 статьи 24 НК РФ. Это обязанность:

  • правильно и своевременно исчислять, удерживать из денежных средств, выплачиваемых налогоплательщикам, и перечислять налоги в бюджет;
  • письменно сообщать в налоговый орган по месту своего учета о невозможности удержать налог и о сумме задолженности налогоплательщика в течение одного месяца со дня, когда налоговому агенту стало известно о таких обстоятельствах;
  • вести учет начисленных и выплаченных налогоплательщикам доходов, исчисленных, удержанных и перечисленных в бюджетную систему Российской Федерации налогов, в том числе по каждому налогоплательщику;
  • представлять в налоговый орган по месту своего учета документы, необходимые для осуществления контроля за правильностью исчисления, удержания и перечисления налогов;
  • в течение четырех лет обеспечивать сохранность документов, необходимых для исчисления, удержания и перечисления налогов.

Такой сравнительно небольшой перечень обязанностей налогового агента обусловлен тем, что налоговый агент не является обязанным по уплате налога сам по себе, он обязан это сделать ЗА налогоплательщика.

Положение о правовом статусе сборщиков налогов давно отменили

В 2006 году внесены изменения в НК РФ, в соответствие с которыми положение о сборщиках налогов признано утратившим силу (Федеральный закон от 27.07.2006 № 137-ФЗ "О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования").

Указанным законом статья 25 НК РФ, определяющая правовой статус сборщиков налогов отменена. До ее отмены, сборщиками налогов признавались государственные органы, органы местного самоуправления, другие уполномоченные органы, должностные лица и организации, которые могли осуществлять прием от налогоплательщиков и (или) плательщиков сборов средств в уплату налогов и (или) сборов и перечисление их в бюджет.

О изменениях в налоговом законодательстве с 2016 года вы можете прочитатьв статье: «Изменения в налоговом законодательстве с 2016 года»

Налогоплательщики - это российские и иностранные органи­зации как коммерческие (хозяйственные товарищества, общества, производственные кооперативы и т.д.), так и некоммерческие (фон­ды, ассоциации, потребительские кооперативы и др.).

Организа­ции, не обладающие статусом юридического лица, не признаются плательщиками налогов и (или) сборов (например, профсоюзные организации).

Налогоплательщики (плательщики сборов) имеют право:

1) получать от налоговых органов по месту учета бесплатную информацию о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и об иных актах, содержащих нормы законода­тельства о налогах и сборах, а также о правах и обязанностях на­логоплательщиков, полномочиях налоговых органов и их должно­стных лиц;

2) получать от налоговых органов и других уполномоченных государственных органов письменные разъяснения по вопросам применения законодательства о налогах и сборах;

3) использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах;

4) получать отсрочку, рассрочку, налоговый кредит или инвес­тиционный налоговый кредит в порядке и на условиях, установ­ленных НК РФ;

5) на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплачен­ных либо излишне взысканных налогов, пеней, штрафов;

6) представлять свои интересы в налоговых правоотношениях лично либо через своего представителя;

7) представлять налоговым органам и их должностным лицам пояснения по исчислению и уплате налогов, а также по актам про­веденных налоговых проверок;

8) присутствовать при проведении выездной налоговой провер­ки;

9) получать копии акта налоговой проверки и решений налого­вых органов, а также налоговые уведомления и требования об уп­лате налогов;

10) требовать от должностных лиц налоговых органов соблю­дения законодательства о налогах и сборах при совершении ими действий в отношении налогоплательщиков;

11) не выполнять неправомерные акты и требования налоговых органов и их должностных лиц, не соответствующие НК РФ или иным федеральным законам;

12) обжаловать в установленном порядке акты налоговых орга­нов и действия (бездействие) их должностных лиц;

13) требовать соблюдения налоговой тайны;

14) требовать в установленном порядке возмещения в полном объеме убытков, причиненных незаконными решениями налого­вых органов или незаконными действиями (бездействием) их долж­ностных лиц.

Налогоплательщики имеют также иные права, установленные НК РФ и другими актами законодательства о налогах и сборах.

Налогоплательщикам (плательщикам сборов) гарантируется административная и судебная защита их прав и законных интере­сов. Порядок защиты прав и законных интересов налогоплатель­щиков (плательщиков сборов) определяется НК и иными федераль­ными законами.

Налогоплательщики обязаны:

1) уплачивать законно установленные налоги;

2) встать на учет в налоговых органах, если такая обязанность предусмотрена НК РФ;

3) вести в установленном порядке учет своих доходов (расхо­дов) и объектов налогообложения, если такая обязанность предус­мотрена законодательством о налогах и сборах;

4) представлять в налоговый орган по месту учета в установлен­ном порядке налоговые декларации по тем налогам, которые они обязаны уплачивать, если такая обязанность предусмотрена зако­нодательством о налогах и сборах, а также бухгалтерскую отчет­ность в соответствии с Федеральным законом «О бухгалтерском учете»;

5) представлять налоговым органам и их должностным лицам в случаях, предусмотренных НК РФ, документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов;

6) выполнять законные требования налогового органа об уст­ранении выявленных нарушений законодательства о налогах и сбо­рах, а также не препятствовать законной деятельности должност­ных лиц налоговых органов при исполнении ими своих служебных обязанностей;

7) предоставлять налоговому органу необходимую информа­цию и документы в случаях и порядке, предусмотренных НК РФ;

8) в течение четырех лет обеспечивать сохранность данных бух­галтерского учета и других документов, необходимых для исчис­ления и уплаты налогов, а также документов, подтверждающих по­лученные доходы (для организаций - также и произведенные расходы) и уплаченные (удержанные) налоги;

9) нести иные обязанности, предусмотренные законодатель­ством о налогах и сборах.

За невыполнение или ненадлежащее выполнение возложенных на него обязанностей налогоплательщик (плательщик сборов) не­сет ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Налогоплательщики (плательщики сборов), уплачивающие на­логи и сборы в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ, также несут обязанности, предусмотренные таможен­ным законодательством РФ.

Налоговыми агентами признаются лица, на которых в соответ­ствии с НК РФ возложены обязанности по исчислению, удержа­нию у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд) налогов.

Налоговые агенты имеют те же права, что и налогоплательщи­ки, если иное не предусмотрено НК РФ.

Налоговые агенты обязаны:

1) правильно и своевременно исчислять, удерживать из средств, выплачиваемых налогоплательщикам, и перечислять в бюджеты (внебюджетные фонды) соответствующие налоги;

2) в течение одного месяца письменно сообщать в налоговый орган по месту своего учета о невозможности удержать налог у на­логоплательщика и о сумме задолженности налогоплательщика;

3) вести учет выплаченных налогоплательщикам доходов, удер­жанных и перечисленных в бюджеты (внебюджетные фонды) нало­гов, в том числе персонально по каждому налогоплательщику;

4) представлять в налоговый орган по месту своего учета доку­менты, необходимые для осуществления контроля за правильнос­тью исчисления, удержания и перечисления налогов.

Налоговые агенты перечисляют удержанные налоги в порядке, предусмотренном НК РФ для уплаты налога налогоплательщиком.

За неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на него обязанностей налоговый агент несет ответственность в со­ответствии с законодательством РФ.

В случаях, предусмотренных НК РФ, прием от налогоплатель­щиков и (или) плательщиков сборов средств в уплату налогов и (или) сборов и перечисление их в бюджет может осуществляться государственными органами, органами местного самоуправления, другими уполномоченными органами и должностными лицами - сборщиками налогов и (или) сборов.

Права, обязанности и ответственность сборщиков налогов и (или) сборов определяются НК РФ, федеральными законами и при­нятыми в соответствии с ними законодательными актами субъек­тов РФ и нормативными правовыми актами представительных ор­ганов местного самоуправления о налогах и (или) сборах.

Еще по теме Налогоплательщики и налоговые агенты, их права, обязанности и ответственность:

  1. 7. Права и обязанности, ответственность налогоплательщиков
  2. 95 Налогоплательщики и налоговые агенты, их права, обязанности и ответственность
  3. Налогоплательщики и налоговые агенты, их права, обязанности и ответственность
  4. § 1. Юридическая ответственность: проблемы и основные концепции
  5. § 3. Сравнительно-правовой анализ отношений ответственности за налоговые и административные правонарушения
  6. § 3. Санкция в системе отношений налоговой ответственности
  7. Особенности правового положения участников налоговых правоотношений как субъектов налогового обязательства
  8. $ 2.2. Механизм правового регулирования операций иностранных юридических лиц с ценными бумагами
  9. § 3.1. Анализ налогового режима операций иностранных юридических лиц с ценными бумагами
  10. Сходства и отличия административной ответственности за нарушения в сфере налогов и сборов в РФ от других видов юридической ответственности
  11. Зарубежный опыт регулирования ответственности за нарушения законодательства о налогах и сборах
  12. 4.3 Основные отраслевые принципы гражданского права: проблема элементного состава

- Авторское право - Адвокатура - Административное право - Административный процесс - Антимонопольно-конкурентное право - Арбитражный (хозяйственный) процесс - Аудит - Банковская система - Банковское право - Бизнес - Бухгалтерский учет - Вещное право - Государственное право и управление - Гражданское право и процесс - Денежное обращение, финансы и кредит - Деньги - Дипломатическое и консульское право - Договорное право - Жилищное право - Земельное право - Избирательное право - Инвестиционное право - Информационное право - Исполнительное производство - История государства и права - История политических и правовых учений -

(ст.19, 23, 24, 80 НК РФ)

Ст. 19 НК налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физ. лица, на которых в соответствии с НК РФ возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы.В порядке, предусмотренном НК, филиалы и иные обособленные подразделения рос.организаций исполняют обязанности этих организаций по уплате налогов и сборов по месту нахождения этих филиалов и иных обособленных подразделений.

Организации – юр. лица, образованные в соответствии с законодательством РФ, а также иностранные юр. лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гр. правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством ин. государств, международные организации, их филиалы и представительства, созданные на территории РФ.

Физ. лица – граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства.

НК РФ устанавливает следующие права налогоплательщиков: использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном зак-вом о налогах и сборах;получать отсрочку, рассрочку, налоговый кредит или инвестиционный налоговый кредит;на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, пени, штрафов;представлять свои интересы в налоговых правоотношениях лично либо через своего представителя;представлять налоговым органам и их должностным лицам пояснения по исчислению и уплате налогов, а также по актам проведенных налоговых проверок;присутствовать при проведении выездной налоговой проверки; получать копии акта налоговой проверки и решений налоговых органов, а также налоговые уведомления и требования об уплате налогов; требовать от должностных лиц налоговых органов соблюдения законодательства о налогах и сборах при совершении ими действий в отношении налогоплательщиков; не выполнять неправомерных актов и требований налоговых органов, иных уполномоченных органов и их должностных лиц, не соответствующих НК РФ или иным федеральным законам;обжаловать в установленном порядке акты налоговых органов, иных уполномоченных органов и действия (бездействие) их должностных лиц;требовать соблюдения налоговой тайны;требовать в установленном порядке возмещения в полном объеме убытков, причиненных незаконными решениями налоговых органов или незаконными действиями (бездействием) их должностных лиц.

Перечень обязанностей налогоплательщиков (плательщиков сборов) установлен ст. 23 НК РФ. Налогоплательщики обязаны:уплачивать законно установленные налоги; встать на учет в налоговых органах; вести в установленном порядке учет своих доходов (расходов) и объектов налогообложения;представлять в налоговый орган по месту учета в установленном порядке налоговые декларации по тем налогам, которые они обязаны уплачивать;представлять налоговым органам и их должностным лицам документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов;выполнять законные требования налогового органа об устранении выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах, а также не препятствовать законной деятельности должностных лиц налоговых органов при исполнении ими своих служебных обязанностей;предоставлять налоговому органу необходимую информацию и документы;в течение четырех лет обеспечивать сохранность данных бухгалтерского учета и других документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, а также документов, подтверждающих полученные доходы (для организаций – также и произведенные расходы) и уплаченные (удержанные) налоги;нести иные обязанности.

Ст.24 . НК. налоговыми агентами признаются лица, на которых в соответствии с НК РФ возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению налогов в бюджетную систему Российской Федерации.2. Налоговые агенты имеют те же права, что и налогоплательщики, если иное не предусмотрено.Обеспечение и защита прав налоговых агентов осуществляются в соответствии со статьей 22 НК

Налоговые агенты имеют те же права, что и налогоплательщики.

Налоговые агенты обязаны:правильно и своевременно исчислять, удерживать из средств, выплачиваемых налогоплательщикам, и перечислять в бюджеты (внебюджетные фонды) соответствующие налоги; в течение одного месяца письменно сообщать в налоговый орган по месту своего учета о невозможности удержать налог у налогоплательщика и о сумме задолженности налогоплательщика; вести учет выплаченных налогоплательщикам доходов, удержанных и перечисленных в бюджеты (внебюджетные фонды) налогов, в том числе персонально по каждому налогоплательщику; представлять в налоговый орган по месту своего учета документы, необходимые для осуществления контроля за правильностью исчисления, удержания и перечисления налогов.

Налоговые агенты перечисляют удержанные налоги в порядке, предусмотренном НК РФ для уплаты налога налогоплательщиком.

За неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на него обязанностей налоговый агент несет ответственность в соответствии сзаконодательством РФ.

Налоговых агентов следует отличать от сборщиков налогов и сборов.

Ст.80 НК - налоговая декларация представляет собой письменное заявление или заявление, составленное в электронной форме и переданное по телекоммуникационным каналам связи с применением усиленной квалифицированной электронной подписи, налогоплательщика об объектах налогообложения, о полученных доходах и произведенных расходах, об источниках доходов, о налоговой базе, налоговых льготах, об исчисленной сумме налога и (или) о других данных, служащих основанием для исчисления и уплаты налога. Налоговая декларация представляется каждым налогоплательщиком по каждому налогу, подлежащему уплате этим налогоплательщиком, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Налоговая декларация представляется не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом

Не подлежат представлению в налоговые органы налоговые декларации (расчеты) по тем налогам, по которым налогоплательщики освобождены от обязанности по их уплате в связи с применением специальных налоговых режимов, в части деятельности, осуществление которой влечет применение специальных налоговых режимов, либо имущества, используемого для осуществления такой деятельности. Формы и порядок заполнения форм налоговых деклараций (расчетов), а также форматы и порядок представления налоговых деклараций (расчетов) и прилагаемых к ним документов в соответствии с НК в электронной форме утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, по согласованию с Министерством финансов РФ.

Статья 81.п.1 При обнаружении налогоплательщиком в поданной им в налоговый орган налоговой декларации факта не отражения или неполноты отражения сведений, а также ошибок, приводящих к занижению суммы налога, подлежащей уплате, налогоплательщик обязан внести необходимые изменения в налоговую декларацию и представить в налоговый орган уточненную налоговую декларацию в порядке, установленном настоящей статьей.

Похожие статьи