Конспект занятия в старшей группе коррекционной направленности на тему "Перелётные птицы". Конспект занятия в старшей группе на тему: Птицы
Кристина Рожнова
Конспект занятия в старшей группе «Перелетные птицы»
Конспект занятия в старшей группе по теме "Перелетные птицы "
Цель : 1. формировать представление о зимующих и перелетных птицах ; углублять представления о причинах отлета птиц ; классифицировать птиц на зимующих и перелетных .
2. Развивать активный и пассивный словарь детей; совершенствовать навыки вопросно-ответной беседы.
3. Воспитывать бережное отношение к природе, птицам , желание помогать им.
Активизация словаря : стаей, вереницей, поодиночке, клином, насекомоядные, водоплавающие, длиннохвостая, остроклювый, чернокрылый, длинношеий.
Оборудование : иллюстрации с различными видами птиц , предметные картинки с изображением различных видов птиц , животных, рыб, насекомых,корм для птиц .
Ход занятия:
1. Вводная часть.
1) Упражнение на развитие слухового внимания «Мы идем» .
Ребята предлагаю всем отправиться на прогулку в лес…
В лес с ребятами идем, громко песенку поем (Дети маршируют)
На носочках мы пойдем, и тихонько запоем (Ходят на носочках)
2) Привела нас тропинка в лес.
Садимся на пеньки. Тихо.
Не слышно птиц . Почему?
Улетели в теплые края.
Чем питались птицы летом ?
Мошками, жучками, ягодами, зелеными растениями.
А что стало с жучками, мошками, ягодами осенью?
Не стало еды для птиц , вот улетели они на юг,
где тепло и сытно.
Сначала улетели те, кто питался насекомыми.
Это какие птицы ?
Ласточки, стрижи. (ставлю картинки) .
После ласточек и стрижей улетают те птицы ,
которые кормятся, собирают пищу на земле – это журавли, грачи
И последними улетают от нас утки и гуси.
Они живут у нас пока не замерзнут реки.
Ребята, как называют птиц , которые улетают на юг?
Еще каких перелетных птиц вы знаете ?
Лебеди, скворцы, кукушки.
Гуси, утки, лебеди, улетают вереницей (ставлю картинки этой вереницы)
Журавли клином (ставлю картинку клином)
Ласточки, грачи, скворцы – стаей (ставлю картинку стаю)
Во время перелетов много птиц погибает . Выдерживают только сильные и крепкие, которые хорошо питались. Поэтому не мешайте птицам отыскивать себе корм, не пугайте и не гоняйте их зря
2. Основная часть.
А вы знаете, каким образом птицы летят к нам ? Правильно, стаей, но еще могут лететь : вереницей, поодиночке, клином. (Вывешиваю соответствующие картины) .
Раньше всех нас покидают насекомоядные птицы . В слове насекомоядные прячутся два слова : едят насекомых. Повторите – насекомоядные. Они едят майских жуков, бабочек, ос, стрекоз и пчёл. А улетают эти птицы сразу после первых заморозков, как только исчезают насекомые. Раньше всех улетают мухоловки, горихвостки, трясогузки, дрозды, жаворонки, овсянки, скворцы.
Когда замерзают водоёмы (реки и озёра, направляются к югу водоплавающие птицы – гуси , утки и лебеди. В слове водоплавающие тоже прячется два слова – плавать в воде. Повторите – водоплавающие.
Игра "У кого какое тело?"
Посмотрите, это скворец. Какой у него хвост? (Короткий) . Значит, скворец какой? - Короткохвостый.
Это ласточка, у нее длинный хвост. Значит, какая ласточка? – Длиннохвостая.
Это грач, у него острый клюв. Какой грач? – Остроклювый.
У него чёрное крыло? – Чернокрылый.
Молодцы, ребята, правильно.
Физминутка "Скворечник".
Из скворечника торчат
Клювы маленьких скворчат
Клювик раз, клювик два,
Лапки, лапки, голова.
Работа с пословицами.
Ребята, давайте вспомним пословицы о птицах .
1. Всякая птичка свои песенки поет.
2. Хорошо птичке в золотой клетке, а лучше того-на зеленой ветке.
3. Невелика птичка, да коготок остер.
4. Всякая птица тепло ищет .
5. Всякая птичка сети боится.
Молодцы, ребята, все пословицы вспомнили верно. Давайте их еще раз все вместе повторим. (дети пословицы произносят хором)
Игра "Птицы , животные, рыбы, насекомые".
Посмотрите, у нас есть такие картинки, на них изображены животные, птицы , рыбы, насекомые. Сейчас мы их с вами перемешаем . Каждый себе должен взять по одной карточке. Я буду называть группу и те ребята , у кого есть кто- то из этой группы , должны быстро выложить их на стол.
В ходе проговариваем названия групп , животных, обсуждаем, правильная ли получилась группа . Обращаю внимание на ошибки, поощряю за правильные ответы, высказывания. Какая весенняя птица
Игра «Кто лишний»
Не все птицы улетают на юг , остаются птицы и зимовать .
Ребята, назовите птиц , которые зимуют?
Воробей, ворона, синичка, сорока, голубь. (Ставлю картинки!»
Как мы их называем?
Физминутка. «Снегирек»
Отгадайте загадку.
Зимой на ветках яблоки!
Скорей их собери!
Ведь это – снегири!
Картинку «Снегирек» Про снегирей говорят : «Снегири прилетели – на крыльях зиму принесли. Эта птица появляется тогда , когда снег выпавший уже не первый раз и раньше таявший, наконец не растает.
Загадки :
Трактору чуть ли не на нос садится?
Бежит за плугом с криком вскачь
Весны посланец – чёрный.
(Грач) .
Прилетает к нам с теплом,
Путь, проделав длинный,
Лепит домик под окном,
Из травы и глины.
(Ласточка) .
Нам в хозяйстве помогает,
И охотно заселяет
Деревянный свой дворец
Темно-бронзовый.
(Скворец) .
3. Итог занятия .
Итак, давайте вспомним, о чём мы сегодня с вами разговаривали? Мы говорили о грачах, ласточках, скворцах, - они перелётные птицы , которые живут рядом с людьми.
Вы сегодня молодцы! Много рассказали о птицах , проявили старание при выполнении работы. Давайте закончим наше занятие стихотворением , которое мы учили. (Дети хором рассказывают стихотворение)
Берегите птиц
Не трогай ласточку! Она
Издалека летит сюда,
У нас растит своих птенцов,
Не разоряй её гнезда.
Будь другом птиц !
Пусть под окном
Поет весною соловей,
И над просторами Земли
Летают стаи голубей!
Цели:
1. Познакомить детей с понятиями: « лететь «клином», «цепочкой», «стайкой».
2. Расширить и закрепить представления детей о перелетных птицах: аисте, кукушке, соловье; о частях тела птиц.
3. Упражнять детей:
- в образовании сложных прилагательных;
- в составлении сложноподчиненных предложений.
4. Воспитывать у детей доброе отношение ко всему живому в природе.
Оборудование:
Иллюстрации перелетных птиц, аудиозапись голосов и пения птиц.
Предварительная работа:
Наблюдение за птицами во время прогулки; чтение стихов, рассказов о птицах.
Ход занятия:
1. Воспитатель читает стихотворение А.Плещеева:
Скучная картина!
Тучи без конца,
Дождик так и льется,
Лужи у крыльца,
Чахлая рябина
Мокнет под окном;
Смотрит деревушка
Сереньким пятном.
Что ты рано в гости,
Осень, к нам пришла?
Еще просит сердце
Света и тепла.
Ребята, скажите, пожалуйста, о каком времени года говорится в стихотворении? /Об осени/
Назовите, пожалуйста, характерные признаки осени? /Желтеет листва, идут моросящие дожди, улетают птицы/.
- А как называются птицы, которые улетают в теплые края и которые остаются? /Перелетные и зимующие/.
- Назовите перелетных птиц? /Ласточка, дятел, грач, цапля, журавль, скворец, жаворонок/.
- Отгадайте, пожалуйста, загадки:
1. Эта птица никогда
Для птенцов не вьет гнезда.
/Кукушка/
Послушайте, пожалуйста, как кричит кукушка. /аудиозапись/. Отгадайте следующую загадку.
2. Под крышей я леплю гнездо
Из комочков глины.
Для птенчиков стелю на дно
Пуховую перину.
/Ласточка/ /включается аудиозапись/
3. Это старый наш знакомый:
Он живет на крыше дома -
Длинноногий, длинноносый,
Длинношеий, безголосый.
Он летает на охоту
за лягушками к болоту.
/Аист/ /аудиозапись/
Правильно вы отгадали, эти птицы тоже относятся к перелетным.
Соловей – маленькая птичка, имеет коричневое оперение, маленький клюв, хвост и лапки. Кукушка – небольшая птица, но крупнее, чем соловей, имеет пеструю окраску, длинный хвост, небольшой клюв. Кукушка, в отличие, от других птиц, никогда не вьет гнезда, а свои яйца откладывает в чужих гнездах, поэтому птицы вынуждены выводить и растить птенцов кукушки. Аист – большая птица белого цвета, с большим клювом.
- Назовите, пожалуйста, части тела птиц. /Туловище, голова, хвост, клюв/.
- У всех птиц одинаковое строение, но люди их называют по-разному, как же они их различают? /По оперению, внешнему виду, величине/
- Ребята, а почему птицы улетают в теплые края? /Потому что здесь наступают холода, зимой нет насекомых/.
- А как же они находят дорогу на юг и обратно сюда? /не знаем/. Оказывается, некоторые птицы улетают ночью, другие днем. Но перед полетом они совершают пробные полеты, больше обычного едят, нагуливают жирок – в полете им подкрепиться негде. В полете они ориентируются на звезды, а если небо затянуто облаками и звезд не видно, то они ориентируются на магнитные колебания Земли.
Вы обращали внимание, что некоторые птицы улетают «стайками», все вместе; некоторые, например, журавли, выстраиваются «клином» в виде треугольника; другие выстраиваются «цепочкой», в одну линию. Наверное, это зависит от повадок птиц: некоторым птицам нужны вожаки, которые показывают дорогу.
Физминутка «Птицы»
/загибаются пальцы обеих рук/
Пой–ка, подпевай-ка,
Десять птичек – стайка,
Эта птичка – воробей,
Эта птичка – совушка,
Сонная головушка.
Эта птичка – свиристель,
Эта птичка – коростель,
Эта птичка – скворушка,
Серенькое перышко.
Эта – зяблик,
Эта – стриж,
Эта – развеселый чиж.
Ну а эта – злой орлан,
Птички, птички, по домам.
/руки за спину/
Упражнение «Отгадай и присядь»
Ребята, сейчас я буду называть перелетных и зимующих птиц, если вы услышите название зимующей птицы, то присядьте; а если название перелетной, то машите руками. Ворона, соловей, дятел, сорока, голубь, ласточка, синица, грач, скворец, снегирь, аист, журавль, воробей, цапля и др.
Упражнение «Скажи одним словом»
Ребята, встаньте, пожалуйста, в круг. Я буду бросать вам мяч, а вы мне будете его возвращать с ответом.
У аиста длинные ноги, он какой? … /длинноногий/.
У аиста длинный клюв, он … /длинноклювый/.
У ласточки длинный хвост, она … /длиннохвостая/.
Ласточка любит тепло, она … /теплолюбивая/.
У ласточки острые крылья, она … /острокрылая/.
У соловья звонкий голос, он … /звонкоголосый/.и др.
Упражнение «Продолжи предложение, найди причину»
Первыми осенью улетают на юг птицы, которые питаются насекомыми, потому что … /насекомые прячутся и им нечем питаться/.
Дятла можно назвать лесным доктором, потому что …/он достает жучков и насекомых из-под коры/.
Кукушка не высиживает своих птенцов, потому что …/она не вьет себе гнезда/.
Все люди любят слушать соловья, потому что …/он красиво поет, заливается/. и др.
Весной перелетные птицы прилетают назад, потому что … /им нужно выводить птенцов/.
Анализ занятия:
Ребята, скажите, пожалуйста, о чем сегодня мы беседовали на занятии?
- О каких новых перелетных птицах вы узнали?
- Что интересного мы узнали о кукушке?
- Как они находят дорогу в теплые края и обратно к нам?
- Ребята, мне понравилось, как вы работали на занятии: внимательно слушали, думали, отвечали полными предложениями. Молодцы!
Самым активным ребятам я даю призы.
Занятие познавательной направленности, образовательная область «Познавательное развитие» для детей средней группы. Предлагаемое занятие направленно на развитие кругозора, словарного запаса, наблюдательности. Расширяет представления о перелетных птицах (характерных особенностях внешнего вида, образа жизни). Воспитывать бережное и заботливое отношение к птицам.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Тема: «Перелетные птицы».
Цель: расширять представления о перелетных птицах.
Развитие кругозора, словарного запаса, наблюдательности. Формировать представление о птицах с характерными особенностями внешнего вида, образа жизни..
Познакомить детей с понятием "перелётная птица"
Развивать речь детей обогащать новыми словами (скворечник, перелётная птица), логическое мышление, внимание, коммуникативные качества.
Воспитывать бережное и заботливое отношение к птицам.
Образовательная область: Познание (ознакомление с окружающим).
Интеграция образовательных областей:
Познавательное развитие. Дидактические игры: «Нарисуй весну» , «Собери птицу»
Речевое развитие. Д/И «Опиши птиц», «Как зовут птенца»
Физическое развитие. Физминутка.
Социально-коммуникативное развитие. Д/у «Как вести себя в лесу» Художественно-эстетическое развитие. Просмотр презентации «Весна».
Формы непосредственной образовательной деятельности:
познавательно-исследовательская (решение проблемных ситуаций, игры с правилами, моделирование), коммуникативная (беседа, подводящий диалог, ситуативный разговор), игровая (игры с правилами, дидактические игры).
Формы организации: группа.
Предварительная работа: рассматривание альбомов, журналов с перелетными птицами.
Разрезные картинки с изображением ласточки, грача, скворца.
Ход НОД:
Воспитатель: ребята сегодня у нас не обычное занятие, к нам гости пришли. Давайте поздороваемся с нашими гостями. Надеюсь, что сегодня вы будете внимательными, дружными активными.
День сегодня необычный удивить хочу я вас, что-то очень интересное показать хочу сейчас. (показ фильма).
Воспитатель: Весной, ребята, природа оживает, просыпается от зимней спячки. Что происходит в природе?
Д/и «Нарисуй весну»
называть приметы весны нужно с таких слов «Весна –это когда
Дети: Ярче светит солнце, тают холодные снега. На деревьях набухают почки. Прорастают первые цветы (подснежники). От зимней спячки просыпаются звери (медведи, ежи, зеленеет травка, щебечут птицы, тает снег…)
Воспитатель : А ещё весной прилетают птицы. А вы знаете где они были?
Почему птицы улетают в теплые края? Дети: Потому что становиться холодно, исчезают насекомые, осыпаются семена растений. Скоро замерзнут водоемы, птицам будет трудно добывать корм. .
А как называются птицы, которые прилетают к нам из тёплых краёв? !
Дети: Перелётные птицы.
Воспитатель: Какие птицы называются «перелетные»?
Воспитатель: Эти птицы улетают на юг осенью и прилетают к нам обратно на родину весной, совершают перелеты, поэтому их и назвали перелетными. Родина – это место где родился. Поэтому птицы возвращаются, чтобы свить гнездо и высидеть птенцов. Птенцы рождаются слепыми, беспомощными, покрытые пухом. Родители выкармливают. За лето птенцы вырастают и осенью, с родителями улетают в тёплые края. Для того чтобы весной снова вернуться на родину.
Воспитатель: Первая перелетная птица прилетает… - грач. (слайд). Опишите, какой он.
Дети: Грач крупная птица. Его тело покрыто черными перьями. У них сильные крылья. Клюв и лапы у грачей светлые.
Воспитатель: У них была трудная дорога. Когда прилетают из теплых стран, начинаю строить гнезда(слайд), чтобы вывести и выкормить птенцов. Посмотрите, у грачей большое гнездо, оно выложено из крупных веток.
Воспитатель: Следующие птицы прилетают – скворцы.(слайд) Они прилетаю позже, чем грачи. Воспитатель. Ребята, опишите скворца, какой он.
Дети. Скворцы небольшие. Они серо-коричневые, пестренькие. У них тоненькие клювы. Лапы и клюв светлые.
Воспитатель. Грачи уже вывели птенцов, а скворцы еще только строят гнездо в скворечнике.(слайд)
Если грачи строят гнездо из крупных веток, то скворцы в скворечник несут тоненькие веточки, травинки, перышки. Скворцы небольшие и гнезда у них небольшие. Скворечники делают люди и прикрепляют на дерево.
Физминутка «Скворечник».
Распилю пилой дощечки –вжик, -вжик, -вжик, -вжик. (Дети имитируют движения распиливания дощечки).
Сколочу из них скворечник -тук, -тук, -тук, -тук. (Дети имитирую движения заколачивания гвоздей).
Прилетайте птицы в гости –к нам, -к нам, -к нам, -к нам. (Выполняют движения махи руками к себе).
Мы скворечники повесим -тут и там, -тут и там. (Наклоны с вытянутыми руками вверх, в стороны, вниз).
Воспитатель. Еще с юга прилетают ласточки. (слайд) Опишите, ребята, ласточку, какая она?
Дети: Они небольшие, почти черные, у них хвостик похож на вилочку, у них острые крылышки.
Воспитатель. Они тоже строит гнезда, под крышей дома. Ласточка лепит его из комочков глины. Выстилает изнутри листиками, перышками, пухом. Как вы думаете для чего птицам гнёзда?
Дети: выводить птенцов.
Д/И «Как зовут птенца»
Воспитатель. Пока мы с вами говорили о перелетных птицах, проказница Зима, которая не хочет уступать Весне, заморозила птиц и разбила их на части. Помогите пожалуйста отогреть птиц.
Д/и «Собери птицу»
Дети из разрезных картинок собирают ласточку, скворца, грача.
Итог НОД.
Воспитатель: Для чего нужны птицы?
Дети: Уничтожают насекомых – вредителей; радуют нас своим пением, яркой окраской.
Надо ли охранять и беречь птиц? Как? Делать скворечники, кормушки; подкармливать; нельзя разорять гнёзда, собирать яйца птиц; стрелять по ним из рогатки; шуметь, кричать, слушать громко музыку в лесу, парке где живут птицы.
Воспитатель: Вы должны помнить:
Что птиц, не надо ловить,
Надо птиц всегда любить.
Птичьих гнёзд не разорять,
Зимою птицам помогать,
Их жалеть, оберегать.
Воспитатель: Какие вы молодцы, ребята, вам понравилась наша работа? О каких птицах мы беседовали?
Почему этих птиц называют перелётные птицы? (Эти птицы осенью улетают на юг, а весной прилетают с юга)
Какие перелётные птицы первыми прилетают весной? (Первыми весной прилетают грачи)
Какие ещё птицы прилетают весной? (Весной прилетают скворцы, журавли, аисты, дрозды, лебеди, ласточки, гуси, утки, соловьи, чижи)
В какие игры играли? Что понравилось?
У меня для вас сюрприз шаблоны птиц.
галина леонова
Конспект занятия по экологическому воспитанию дошкольников в старшей группе «Перелетные птицы»
Программное содержание :
1. Расширить и закрепить представления детей о перелетных птицах , о частях тела птиц .
2. Познакомить детей с понятиями : «лететь «клином» , «цепочкой» , «стайкой» .
3. Упражнять детей в образовании сложных прилагательных;
4. Развивать связную речь детей, обогащать и активизировать словарь;
5. Воспитывать у детей доброе , заботливое отношение к пернатым друзьям.
Интеграция образовательных областей : познание, социализация, музыка, коммуникация, чтение художественной литературы.
Предварительная работа : Беседы на темы : «Перелётные птицы » , «Наши пернатые друзья» , «Приметы весны» и др. ; рассматривание иллюстраций, репродукций картин на весеннюю тему; чтение художественной литературы С. Городецкий «Как птицы учились строить гнёзда» , Т. Нужина «Ласточка» , «Воробьи» , чтение русских народных песенок, закличек на весеннюю тематику; загадывание загадок про времена года, птиц , животных; дидактические и подвижные игры : «Совушка – сова» , «Зимующие и перелётные » , «Воробушки» , «Когда это бывает» , «Покажи без слов» и др.
Ход занятия
В. Какое сейчас время года?
В. Что происходит весной в природе?
Д. Всё оживает : тает снег, набухают почки на деревьях, прилетают птицы .
В. Ребята, а каких птиц вы знаете ?
Д. (перечисляют птиц )
В. Что общего есть у всех птиц . Назовите, пожалуйста, части тела птиц .
Д. Туловище, голова, хвост, клюв, лапы
В. У всех птиц одинаковое строение , но люди их называют по-разному, как же они их различают?
Д. По оперению , внешнему виду, размеру
В. А как называются птицы , которые остаются с нами на зиму?
Д. Зимующие
В. Ребята, чем питаются птицы зимой ?
Д. птицы питаются семенами и другой растительной пищей, плодами
В. Чем мы с вами можем помочь птицам ?
Д. делаем и вешаем кормушки,
В. Не все птицы остаются зимовать , большинство улетают в теплые края. Ребята, а почему птицы улетают в теплые края?
Д. Потому что здесь наступают холода, зимой нет насекомых, птицам нечего есть .
В. А как называются птицы , которые возвращаются к нам из теплых краёв?
Д. Перелетные
В. Давайте вспомним перелетных птиц
Слайд 1 Ласточка мелкая птица . Питается летающими насекомыми, которых ловит в воздухе. Семейные пары сохраняются в течение всей жизни.
Слайд 2 Грач Перья у грача чёрные, с фиолетовым отливом. У взрослых птиц основание клюва лысое. Грачи питаются червями и личинками насекомых, которых они находят, копаясь в земле своим крепким клювом. Любят большими стаями следовать за тракторами, пашущими землю.
Слайд 3 Скворец певчая птица . У скворца чёрное оперение с металлическим блеском иногда с фиолетовым, зеленоватым или синеватым оттенком. В зимнее время на теле появляются многочисленные белые крапинки. Обладает широким диапазоном звуков, которые могут включать в себя свисты, скрипы, мяуканье, различные шумы и дребезжания. Способен подражать пению других птиц .
Слайд 4Соловей – маленькая птичка, имеет коричневое оперение , маленький клюв, хвост и лапки. Обитает в кустарниковых зарослях , в долинах рек. Гнёзда строит на земле или очень низко, в кустах.
Слайд 5 Кукушка – небольшая птица , но крупнее, чем соловей, имеет пеструю окраску, длинный хвост, небольшой клюв. Кукушка, в отличие, от других птиц , никогда не вьет гнезда, а свои яйца откладывает в чужих гнездах, поэтому птицы вынуждены выводить и растить птенцов кукушки.
Слайд 6Журавль - крупные, длинноногие и длинношеие птицы . Журавлиные семейные пары сохраняются в течение всей жизни.
В. Правильно, эти птицы относятся к перелетным . Осенью они улетают на юг. А как же они находят дорогу на юг и обратно сюда?
Д. не знаем.
Слайд 7В. Оказывается, некоторые птицы улетают ночью , другие днем. Но перед полетом они совершают пробные полеты, больше обычного едят, нагуливают жирок – в полете им подкрепиться негде. В полете они ориентируются на звезды, а если небо затянуто облаками и звезд не видно, то они ориентируются на магнитные колебания Земли.
Слайд 8,9,10 Вы обращали внимание, что некоторые птицы улетают «стайками» , все вместе; некоторые, например, журавли, выстраиваются «клином» в виде треугольника; другие выстраиваются «цепочкой» , в одну линию. Это зависит от повадок птиц : некоторым птицам нужны вожаки , которые показывают дорогу.
В. Сегодня мы отправимся в путешествие в лес и посмотрим, какие птицы возвращаются домой .
В. Ребята! А на чем можно доехать до леса? Давайте поедем на паровозике.
Слайд 11 В. Вот мы и в лесу
В. Ребята, что вы слышите (пение птиц )
В. Почему птицы так радуются ?
Д. Потому что пришла весна.
Слайд 12 В. Посмотрите, все птицы собрались на дереве . Назовите их
Д. воробей, синица, снегирь, сорока, ворона.
В. Как одним словом назвать этих птиц ?
Д. зимующие
В. А вот еще одна птица прилетела . Что это за птица ?
Д. Скворец
В. Чем она отличается от птиц на дереве ?
Д. Она перелетная
В. Скворец принес нам письмо. Давайте его прочитаем.
«Дорогие ребята, пишут вам перелетные птицы . Мы не сможем к вам прилететь, так как нас заколдовал злой волшебник. Помогите нам, расколдуйте нас. Выполните задания волшебника и злые чары исчезнут. И тогда мы сможем к вам вернуться. Перелетные птицы »
В. Ребята, поможем перелетным птицам ? Волшебник спрятал конверты с заданиями в нашей группе . Давайте найдем конверт с первым заданием. (Дети находят конверт с цифрой 1)
1. Мы с вами должны отгадать загадки про перелетных птиц .
Слайд 13 Чёрный, проворный,
Кричит «Крак» ,
Червям враг.
Кто это? (грач)
Слайд 14На шесте дворец.
Во дворце певец,
А зовут его…. Скворец.
Слайд 15 Прилетает к нам с теплом,
Путь, проделав длинный,
Лепит домик под окном
Из травы и глины. (ласточка)
Слайд16 Кто на ёлке, на суку,
Счёт ведёт : «Ку-ку. Ку-ку?» (кукушка)
Слайд 17 Пестрая крякуша
Ловит лягушек.
Ходит в развалочку -
Спотыкалочку. (утка)
В. С первым заданием справились. Найдите конверт с цифрой 2.
Упражнение «Скажи одним словом»
Ребята, встаньте, пожалуйста, в круг. Я буду бросать вам мяч, а вы мне будете его возвращать с ответом. Например :
У ласточки длинный хвост, она … /длиннохвостая/.
Ласточка любит тепло, она … /теплолюбивая
У аиста длинные ноги, он какой? … /длинноногий/.
У аиста длинный клюв, он … /длинноклювый/.
У ласточки острые крылья, она … /острокрылая/.
В. Молодцы! и с этим заданием справились. Давайте найдем следующий конверт №3. А вот и задание «Назови лишнюю птицу »
Слайд 18 (картинка с изображением птиц : скворец, журавль, синица, цапля).
В : - Какая птица лишняя ? Почему?
Слайд 19 (картинки с птицами снегирь , воробей, ворона, аист)
В - Какая птица лишняя ? Почему?
Слайд 20 (следующая картинка журавль, грач, ласточка, скворец)
Какая птица лишняя ? Почему? .
Слайд 21 (следующая картинка соловей, лебедь, аист, цапля)
Какая птица лишняя ? Почему? .
Пора найти следующее задание волшебника. Четвертое задание – назвать птенцов перелетных птиц .
Когда у птиц появляются птенцы ? (весной) Я называю вам взрослую птицу , вы должны назвать её птенца.
У грача – грачонок, у скворца – скворчонок, у кукушки – кукушонок, у утки – утенок, у гуся – гусенок, у аиста – аистенок, у журавля- журавленок
(Игра проводится с мячом)
В. Ребята, а как вы думаете, почему перелетные птицы из теплых стран возвращаются обратно?
Д. У птиц здесь родина . Они здесь вылупились, научились летать, добывать пищу. Обратно птиц зовет любовь к родине
В. Мы с вами выполнили все задания злого волшебника. Теперь птицы могут вернуться
Подошло к концу наше путешествие, пора возвращаться в детский сад.
В. Ребята, скажите, пожалуйста, о чем сегодня мы беседовали на занятии ?
О каких новых перелетных птицах вы узнали ?
Как они находят дорогу в теплые края и обратно к нам?
Ребята, мне понравилось, как вы работали на занятии : внимательно слушали, думали, отвечали полными предложениями. Молодцы!
Название:
Конспект познавательного занятия «Перелётные птицы» с презентацией
Номинация:
Детский сад, Конспекты занятий, НОД, экология, Средняя
Должность: воспитатель высшей квалификационной категории
Место работы: МБДОУ детский сад «Солнышко», г. Таруса Калужской области
Месторасположение: г. Таруса Калужская область
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром
для детей средней группы МБДОУ детский сад «Солнышко» по теме: «Перелетные птицы»
Задачи:
Образовательные:
Расширять знания детей о перелетных птицах, умение их различать.
Познакомить детей с понятием лететь «стайкой», «цепочкой», «клином».
Развивающие: Закреплять навык употребления сложноподчиненных предложений с предлогом «потому что». Активизировать употребление в речи прилагательных: насекомоядные, зерноядные, водоплавающие; существительные: «стайкой», «клином», «цепочкой». Развивать наблюдательность, зрительное восприятие, умение делать выводы.
Воспитательные: воспитывать в детях доброе отношение к птицам.
Материалы: Мультимедийная приставка, компьютерная презентация «Перелетные птицы» карточки с изображением птичьего корма (насекомые, зерно, ягоды, водоемы); голубые листы бумаги и круги-птицы; панно осеннего содержания, клееночки, кисточки, тряпочки, силуэты птиц.
Предварительная работа: беседы о птицах, наблюдение за птицами, чтение рассказов, сказок и стихотворений о птицах, рассматривание иллюстраций.
Ход занятия.
СЛАЙД 1 Воспитатель читает стихотворение ОСЕНЬ И.П. Токмакова
Опустел скворечник-
Улетели птицы,
Листьям на деревьях Тоже не сидится.
Целый день сегодня
Всѐ летят, летят… Видно, тоже в Африку Улететь хотят.
Воспитатель: Скажите, о каком времени года говорится в стихотворении? Назовите характерные признаки осени. (желтеет листва, идут моросящие дожди, улетают птицы)
Воспитатель: Ребята почтальон принес нам письмо, а в нем загадка: они летать умеют, их пух и перья греют. Кто это? (птицы)
Воспитатель : Сегодня на занятии мы с вами будем говорить о птицах. Я предлагаю вам поиграть в игру «Не сорока, не ворона и не чайка»
Педагог говорит слова: «Не сорока, не ворона и не чайка, а какая это птица угадай-ка», и показывает на экране изображение птицы, а дети называют СЛАЙД 2
Воспитатель : Правильно назвали, Все эти птицы относятся к перелетным, т.е. тем, которые улетают осенью в теплые края. Ребята, а почему птицы улетают в теплые края?
Ответы детей: потому что наступают холода и птицам нечего есть СЛАЙД 3
Воспитатель : Каждую осень наши пернатые друзья покидают родные края и спешат куда-то вдаль. Но куда же, в какие страны отправляются перелѐтные птицы осенью? Обычно говорят: на юг, в тѐплые страны, где нет такой холодной зимы и птицам легко добывать корм. СЛАЙД 4, 5 Оказывается, некоторые птицы улетают ночью, другие – днем. Но перед полетом они совершают пробные полеты, больше обычного едят, потому что в полете им негде подкрепиться.
Далѐкий, опасный и трудный путь совершают птицы. Некоторые из них летят многие тысячи километров к месту зимовки. СЛАЙД 6 Немало птиц погибает в пути от бурь, ветров, неожиданных снегопадов.
Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, все ли птицы улетают в один день?
СЛАЙД 7, 8 Нет, самыми первыми от нас улетают насекомоядные птицы(ласточки, стрижи, скворцы, мухоловки), потому что с наступлением холодов все насекомые прячутся и птицам нечего становится есть.
СЛАЙД 9 Вслед за ними улетают зерноядные птицы(овсянки, чижи), т.к.
заканчиваются полевые работы, убрано зерно, жухнут и увядают травы, корма нет.
СЛАЙД 10 И только когда реки и пруды начинают сковываться льдинам, то последними свои насиженные места начинают покидать водоплавающие птицы(гуси, утки, лебеди и др), когда реки и пруды начинают сковываться льдинами….
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА «Кто за кем летит»
Воспитатель «превращает» детей в птиц: дети получают карточки с изображением зерна, насекомых, водоема, воспитатель объявляет какие птицы улетает, ребенок-птица, ориентируясь на свою карточку летит
- Полетели птицы. Летят, крыльями машут (дети поднимают руки вверх, вниз)
- Ветер поднялся, все труднее птицам лететь!
- Дождь крылья намочил, тяжелые стали крылья (дети медленно поднимают руки)
- Очень трудно птицам.
- Но наши птицы сильнее могучего ветра, сильнее холодного дождя.
- Утих ветер, сдался. Выглянуло солнышко. Опускаются уставшие птицы на землю. Устраивается стая на отдых (дети ложатся на живот, руки в стороны) — Так устали наши птички, что не пошевелиться им!
- Согрелись наши птички. Высохли перышки.
- Крылья отдыхают. Согрело солнышко крылья, стали они теплыми.
- Ножки отдыхают. Солнышко и ножки согрело, стали ножки теплыми.
- Спинки отдыхают. И спинки согрелись, стали теплыми.
- Головки согрелись, и они теплыми стали.
- Так хорошо нашим птичкам отдыхать.
Раз, два, три обернись обратно в детей превратись.
Воспитатель: А как вы думаете, как птицы находят дорогу на юг и обратно сюда?
В полете они ориентируются на звезды, а если небо затянуто облаками и звезд не видно, то они ориентируются на магнитные колебания Земли.
Воспитатель: Ребята, а вы обращали внимание, что некоторые птицы улетают «стайкой», все вместе СЛАЙД 11, 12 ; некоторые, например журавли, выстраиваются «клином», в виде треугольника СЛАЙД 13 ; другие выстраиваются «цепочкой», в одну линию СЛАЙД 14 Это зависит от повадок птиц, некоторым птицам нужны вожаки, которые показывают дорогу
Дети подходят к столам и выкладывают на листе-небе улетающих птиц: «стайкой», «клином», «цепочкой».
Воспитатель: Ребята, а теперь я предлагаю вам всем вместе создать панно «Птицы улетают». Каждый ребенок намазывает клеем силуэт птички и приклеивает его на общий фон осеннего содержания, любуются получившейся картиной, размещают ее в уголке природы. Воспитатель читает стихотворение: СЛАЙД 15
Встали птицы на крыло
Встали птицы на крыло В небе хмуром загалдели
В край далѐкий, где тепло Стаей длинной полетели. -Наступают холода,-
Криком птицы сообщают.
Мы летим не навсегда.
Мы вернѐмся, обещаем.
До свиданья, край родной: -Улетаем! Улетаем!
За небесной пеленой В небе сером птицы тают.
Воспитатель: Что понравилось на занятии? Что нового и интересного вы узнали?
Похожие статьи
-
Великая отечественная война Окончательное снятие блокады Ленинграда
Великая Отечественная война - война СССР с Германией и ее союзниками в – годах и с Японией в 1945 году; составная часть Второй мировой войны . С точки зрения руководства нацистской Германии, война с СССР была неизбежна. Коммунистический...
-
Под знаком зодиака Дева, были рождены прославленные люди
Действительное описание — даты календаря 31 августа.Астрологический символ людей родившихся в день 31.08.90 года ›››› Дева (с 22 августа по 23 сентября).Восточный календарь, 1990 год = ››› Белой Металлической Лошади.Стихия знака гороскопа...
-
КВР: расшифровка. Что означает КВР? Какие квр и косгу использовать для госзакупок Квр 243 расшифровка в году
Комбинация КВР - КОСГУ имеет закрытый перечень. Использование иных сочетаний может стать причиной нарушения методологии учета. А значит, и штрафных санкций. Узнайте, как без ошибок увязать КВР и КОСГУ. КВР и КОСГУ по страховым взносам...
-
Значение слова посредник Кто такой посредник
Слово «посредник», наверное, слышали все. Здесь буду говорить о посредниках в торговле. Если вам больше 15 лет, то наверняка вы знаете, что очень редко товары доходят до нас «напрямую» с производства. В 90% случаев между производителем и...
-
Русский консерватизм первой четверти XIX века Идеология консерватизма в 19 веке
Консерватизм возник как непосредственная реак-ция на Великую французскую революцию. В Велико-британии его основоположником стал Эдмунд Бёрк (1729-1797), известный политический деятель и один из самых оригинальных мыслителей своего...
-
Вольфганг Шойбле (Wolfgang Schaeuble) - это Предложение о создании конкурента МВФ
(Wolfgang Schäuble), занимавший в уходящем правительстве пост министра финансов. За его кандидатуру, предложенную главой крупнейшей фракции Христианско-демократического и Христианско-социального союзов (ХДС/ХСС) Фолькером Каудером (Volker...