Как заставить мозг принимать решение быстро. Как заставить мозг работать эффективнее. Обращаем внимание на работу других

», а также множества статей по психологии для журнала The New Yorker - рассказывает о том, почему нам нужно больше спать, тратить меньше времени на интернет и перестать распыляться на несколько дел одновременно.

Разумеется, вы занятой человек. Стараетесь держать на плаву свою жизнь, плюс к этому - ещё и работа. Задумайтесь, помогает ли вам ваш смартфон справляться с поставленными задачами? А 10–15 вкладок в браузере? Поток писем из email, которые сыпятся одно за другим? А в конце дня вы пытаетесь заснуть и отдохнуть заслуженные пять часов, зная, что этого недостаточно. Но у вас просто нет времени на большее.

Если в предыдущем абзаце вы узнали себя, то у Марии Конниковой есть что предложить вам: остановитесь, сделайте шаг назад и осознайте, как дорого обходятся вам ваши привычки. Доктор психологических наук, автор колонки по психологии журнала The New Yorker знает, о чём говорит.

Я знаю, что сражаюсь на стороне проигравших. Но надеюсь, что хоть кто-то услышит мои слова о том, что гиперпродуктивность делает нас намного менее продуктивными.

Мария Конникова

Основываясь на материалах Марии Конниковой, предлагаю вам четыре способа улучшить свой образ жизни и заставить мозг работать.

Высыпайтесь

До сих пор так до конца и не изучена депривация сна. Но наука знает точно, что основная функция сна заключается в удалении биохимических продуктов жизнедеятельности мозга, которые появляются в результате его активности. Это означает то, что недостаток сна может стать причиной накопления вредных белков бета-амилоидовБета-амилоиды , которые могут привести к различным заболеваниям, например к болезни Альцгеймера.

Как избавиться от привычки недосыпать? Придется изменить свой образ жизни, а это нелегко. Недостаточно лишь думать: «Я не могу выспаться сейчас, но зато сделаю это на выходных». Это не сработает. Восстановиться после одной бессонной ночи несложно, но хронический недостаток сна требует больших усилий.

Как долго следует спать? Взрослому человеку от 7 до 9 часов сна.

Хватит питаться интернет-мусором

Вам наверняка было интересно, как влияет интернет на наш мозг? Не делает ли Сеть нас зависимыми, превращаясь в своеобразный наркотик? Статус в Facebook, email, Twitter, интересная статья, и так по замкнутому кругу. Мария Конникова говорит, что основная проблема интернет-пользователей заключается в рассеянном . Нам постоянно приходится переключаться с одного действия на другое, и это не дает сосредоточиться на важных вещах.

Как избавиться от этого? Установите для себя свод правил: полчаса email, полчаса Twitter и так далее. Вы можете сделать это сами, но, если знаете, что силы воли может не хватить, воспользуйтесь вспомогательными .

Проверьте свою многозадачность

Интернет-мусор - это всего лишь часть одной большой проблемы - многозадачности. Современная культура поощряет её и даже заставляет нас делать несколько дел одновременно (для нашего же блага). Но вы хоть раз видели работодателя, которому требовался человек с превосходной многозадачностью? Вряд ли. Поэтому преимущества многофункциональности туманны и находятся только у нас в голове. Главное, чего нужно достигнуть, - это полная концентрация на одном действии. В таком случае, даже если задание невероятно скучное, вы всё равно будете чувствовать себя гораздо счастливее.

Как избавиться от многозадачности? Для начала постарайтесь развить привычку замечать за собой, что выполняете несколько дел одновременно. И, как и в случае с интернетом, дисциплинируйте себя, чтобы решать задачи по очереди.

Тренируйте внимательность

Самая запоминающаяся черта Шерлока Холмса - это его невероятная внимательность. Способность замечать детали, которые неподвластны другим людям. И, как говорит Мария Конникова, в основе того, как Холмс раскрывает преступления, лежит бездействие. Зачастую он просто сидит на стуле и ничем не занимается. Глаза закрыты, а тело неподвижно, если только он не играет на скрипке. Именно это помогает Холмсу быть сконцентрированным и внимательным ко всем мелочам.

Как же начать думать как Шерлок Холмс? По версии Марии Конниковой, всё, что нужно сделать, - это начать подражать детективу. Выделите 10–15 минут каждый день для того, чтобы сесть и ничего не делать. Сконцентрируйтесь на собственном дыхании, на каждом вдохе и выдохе. Такое упражнение поможет развить своё внимание. Представьте, что тренируете мышцу и с каждым занятием она становится все больше и сильнее.

Не думайте, что сделать всё это сложно или невозможно. Начните с мелких привычек и переходите к глобальным изменениям. Недостаток сна, многозадачность и мусор в интернете делают нас менее продуктивными, творческими и счастливыми. Попробуйте использовать себя на полную катушку как на ментальном, так и на физическом уровнях.

Человеческий мозг – это наисложнейший механизм природы из всех существующих. На него возлагается работа по регулированию и контролю всей жизнедеятельности человека. Если мозг прекращает выполнять необходимые функции, человек теряет способность действовать и чувствовать.

Ученые до сих пор не выяснили до конца, как работает человеческий мозг. Существует мнение, что мозг человека использует только 10% возможностей. Выясним так ли это и как заставить мозг работать на все 100.

Правда ли, что мозг работает только на 10%?

Несмотря на то, что ученые убеждены в использовании мозга на 10-15%, другие специалисты утверждают, что это миф. Для подтверждения этого приводятся веские аргументы:

Напрашивается вывод, что теория об использовании 10% мозга, не более чем необоснованный миф. Человек задействует все области мозга, но не на все 100%. Чтобы понять, как простимулировать мозговую активность, следует выяснить, как работает человеческий мозг.

Теория о том, что мозг работает лишь на 10% — не более чем миф!

Как работает мозг?

Мозг человека составляет не больше 3% от массы тела. Это приблизительно 1,5-2 кг. Для его бесперебойного функционирования организму требуется 20% от общего количества кислорода, поглощаемого легкими.

Человеческий мозг – это многоуровневая биологическая система. Его состав представляет собой высокоорганизованную структуру. Мозг имеет несколько областей, каждая из которых отвечает за конкретные функции. Некоторые области отвечают за сенсорную информацию – прикосновения, ощущаемые телом. Другие регулируют моторику – движения человека. Третьи области контролируют когнитивные функции – способность мыслить. Четвертые отвечают за чувства и эмоции.

Мозг человека устроен таким образом, что неактивные области временно перестают функционировать. Допустим, когда человек не ходит, область мозга, отвечающая за этот процесс, становится неактивной за ненадобностью в этот момент. Когда человек замолкает, часть мозга, регулирующая способность к воспроизведению речи, становится неактивной. Когда находимся в тишине, нейроны мозга, контролирующие слух, прекращают работу. Представим, что бы было, если бы все области мозга работали непрерывно. Организм человека не вынес бы такой нагрузки.

Когда мозг работает некорректно, человек моментально подвергается галлюцинациям из-за необходимости испытывать больше ощущений, чем положено. Мышление и мозговая активность – это сложная область знаний. Ни один специалист не сможет подробно ответить на вопрос, что случится, если единовременно возбудить все нейроны человеческого мозга.

Одновременная работа всех частей структуры мозга невозможна!

В работе мозга важно придерживаться «золотой середины». Лишняя интеллектуальная активность губительно сказывается на жизнедеятельности человека. В том, что невозможно одновременно заставить работать все области мозга, есть несомненное преимущество. Ведь когда человек принимает пищу, ему не нужно петь, когда сидит у компьютера – нет необходимости танцевать, когда пишет диссертацию – мысли о чем-то кроме нее только помешают. Таким образом, необходима не только активность «нужных» нейронов, но и блокирование «ненужных». Нарушение баланса работы мозга приводит к психическим заболеваниям и лишним проблемам.

Примером нарушенного баланса работы мозговой структуры выступает тяжелое заболевание эпилепсия. Человек подвергается судорогам, когда блокирования «ненужных» областей мозга не происходит. В момент припадка мозг активирует те нейроны, которые должны быть заблокированы. Волна перевозбуждения нейронов и приводит к судорогам в мышцах. Ощущения человека при приступе эпилепсии описать нельзя, так как во время припадка память не функционирует.

Заставить мозг работать на все 100%, активируя все нейроны, опасно. Но стимуляция мозговой активности, чтобы улучшить эффективность работы мозга, вполне возможна.

Способы заставить мозг работать на 100%

Для использования возможностей мозга по максимуму и без вреда для организма предлагаем воспользоваться полезными советами.

  • Активный образ жизни. Чем больше физических нагрузок испытывает организм, тем лучше работает мозг. , Вы позитивнее будете смотреть на жизнь, станете остроумнее и счастливее. От физических нагрузок количество клеток, регулирующих процесс изучения информации и память, увеличивается.
  • «Королевская» осанка. Положение спины и шеи во время ходьбы или сидения влияет на мыслительный процесс. Проведите простой эксперимент. Попробуйте решить уравнение, сидя неправильно, а следом с выпрямленной спиной. Вы заметите, что во втором случае мыслительный процесс работает результативнее.
  • Хорошее кровообращение. Нарушение циркуляции крови мешает концентрации внимания. Если Вы долго находитесь в одном положении, то сделайте небольшую зарядку или прогуляйтесь. Это поможет восстановить кровообращение.
  • Тренировка мышления. Кроме физических упражнений важно стимулировать и области мозга, регулирующие другие функции. Развивать мозг можно только заставляя его работать. Пробуйте новое. Будьте любопытными. Задавайте вопросы. Посещайте новые места. Читайте книги. Займитесь живописью. Сделайте привычкой спрашивать «почему?» и всегда находите ответ на этот вопрос.

Используйте мозг правильно, задействуйте все его области для улучшения интеллекта. Начните с малых привычек и со временем переходите к глобальным изменениям образа жизни и увлечений. Стимулируя мозговую активность, Вы станете продуктивнее и счастливее.

Способы заставить мозг работать на все 100%. Если вы хотите использовать силу вашего мозга по максимуму, придерживайтесь следующих советов:

Занимайтесь спортом. Считается, что при больших физических нагрузках у человека лучше развивается мозг. Ученые из Института биологических исследований Salk, штат Калифорния, выяснили, что у мышей, бегающих во вращающемся колесе, вдвое больше клеток в той области мозга, которая отвечает за изучение и память.

Почему же умственные способности более активных грызунов лучше? Добровольные физические нагрузки не столь трудны и поэтому более выгодны. Это означает, что, занимаясь спортом с удовольствием, вы становитесь более остроумными и счастливыми.

Следите за осанкой. Ваша осанка влияет на мыслительный процесс. Проверьте это на себе. Попытайтесь решить в уме любую математическую задачку, сидя неправильно и смотря в пол. Потом попробуйте сделать то же самое только, уже сидя с прямой спиной, смотря вверх или прямо перед собой. Вы заметите, что легче думать все-таки во втором варианте.

Следите за кровообращением. Плохое кровообращение не позволяет человеку полностью сконцентрироваться. Если вы долго находитесь в одном и том же положении, постарайтесь хотя бы в течение 1-2 минут разминать ноги. Это позволить восстановить циркуляцию крови.

Тренируйте мышление. Важны не только физические упражнения. Ты можешь развивать различные области своего мозга, заставляя их работать. Профессор Катц говорит, что мышление и анализ окружающего мира могут улучшить функционирование бездействующих частей мозга. Пробуйте новые вкусы и запахи. Пробуйте делать что-нибудь левой рукой (если вы правша, и наоборот). Путешествуйте по новым местам. Занимайтесь искусством. Прочитайте роман Достоевского.

Спросите «Почему? Наш мозг предрасположен к любопытству. Позвольте и себе быть любопытным. Лучший способ развивать любопытство — все время задавать вопрос «Почему?». Пусть это будет новой привычкой (по крайней мере, 10 раз в день). Вы будете поражены тем, сколько возможностей откроется перед вами в жизни и работе.
Избавьтесь от негативных мыслей, которые посещают ваш мозг. Мысли, которые вас посещают, имеют большое значение для работы вашего мозга. Исследование, проведенное Марком Джорджем и его коллегами из Национального Института Здоровья доказало, что счастливые, оптимистичные мысли оказывают успокаивающий эффект нам мозг, в то время как негативные мысли приводят к депрессии и беспокойству.

Больше смейтесь. Ученые говорят, что смех полезен для нашего здоровья. В течение этого процесса вырабатываются эндорфины, и это помогает нам снять напряжение. Таким образом, смех может заряжать наш мозг.

Развивайте память. Мозг — это машина памяти. Возьмите старый фотоальбом или школьный дневник. Проведите время со своими воспоминаниями. Позвольте разуму размышлять, вспоминать. Позитивные эмоции от воспоминаний помогут вам справиться с проблемами.

Отдыхайте . Во время работы всегда делайте перерывы. Это поможет снять напряжение, которое появляется из-за того, что вы слишком долго сидите на одном месте. Отдыхая всего лишь 10-15 минут каждый час, вы сможете повысить трудоспособность. Короткий отдых поможет вашему мозгу расслабиться и привести в порядок мысли.

Разговаривайте с воображаемым другом . Разговаривая и получая советы от воображаемого собеседника, вы способны открыть доступ к информации, находящейся на подсознательном уровне. Представьте, что вы разговариваете с человеком, который достаточно компетентен в необходимой вам области.

Разгадайте загадку. Некоторые из нас любят мозаики, некоторые кроссворды, а кто-то логические загадки. Все это очень хороший способ активизировать ваш мозг и поддерживать его активность. Разгадайте загадку ради забавы, но, делая это, знайте: вы тренируете свой мозг.

Эффект Моцарта. Десятилетие назад психолог Франциск Рошер и его коллеги сделали открытие. Оказывается, прослушивание музыкальных произведений Моцарта улучшает математическое мышление людей. Даже крысы преодолевали лабиринты быстрее и более точно после прослушивания Моцарта, чем после шума или музыки композитора-минималиста Филиппа Гласа. В прошлом году Рошер сообщил, что для крыс соната Моцарта является стимулятором деятельности трех генов, связанных с клетками, передающих сигналы в мозг. Это самый гармоничный способ улучшить ваши умственные способности. Но прежде, чем вы возьмете компакт-диски, примите к сведению, что не каждый, кто стремится к эффекту Моцарта, получает его. К тому же даже его сторонники склоняются к тому, что музыка повышает способности мозга, потому что заставляет слушателей чувствовать себя лучше. Происходит одновременно и расслабление, и стимулирование организма.

Улучшайте навыки. Обычные занятия, такие как шитье, чтение, рисование и разгадывание кроссвордов, важны. Заставляйте себя выполнять все это по-новому, чтобы улучшить свои навыки. Прочитайте новые книги, изучите новые способы рисования, разгадывайте более сложные кроссворды. Достижение более высоких результатов поможет вашему мозгу быть здоровым.

Сократите количество алкоголя. Доказано, что алкоголь не только повреждает умственные способности, но и препятствует их восстановлению.

Играйте. Если у вас есть свободное время, поиграйте. Выделите время на игры. Играйте в карты, в видеоигры, в настольные игры. Не имеет значение, во что вы играете. Игра улучшит ваше настроение и работу мозга. Это научит ваш мозг думать стратегически.

Спите с ручкой и бумагой. Просмотр ключевой информации перед сном улучшит ее запоминание на 20-30%. Вы можете держать около кровати какую-нибудь книжку для чтения перед сном, если она не будет сильно утомлять вас. И обязательно держите ручку с блокнотом рядом с кроватью. Если появится какая-нибудь навязчивая мысль, то она не даст уснуть, пока вы ее не «перенаправите» на бумагу.

Концентрация. Концентрация может улучшить работу мозга. Но «воры концентрации» не всегда заметны. Учитесь замечать, когда вы отвлечены.

Если вы должны были, к примеру, позвонить, то эта мысль может мешать все утро, подрывая вашу ясность в мыслях. Вы даже можете не осознавать, что эта мысль мешает вам. Возьмите себе в привычку задумываться и спрашивать себя: «Какие мысли сейчас у меня крутятся в голове?». В нашем примере, звонок по телефону вы могли бы перенаправить в ваш список дел. Это может избавить вас от этой мысли и поможет вам мыслить более ясно.

Любовь для мозга. В серии исследований доктора Катлера и его коллегами в университете Пенсильвании и позднее в Стенфордском университете было обнаружено, что регулярный сексуальный контакт оказывал благоприятное воздействие на женщин. Сексуальный контакт, по крайней мере, раз в неделю приводил к регулярным менструальным циклам, более коротким менструациям, задерживал менопаузу, увеличивал уровень эстрогена и замедлял процесс старения. Увеличение уровня эстрогена за счет увеличения количества занятий сексом помогает улучить мозговую деятельность. В исследовании доктора Катлера наличие оргазма не было столь важным. Близость и эмоциональное соединение были самыми влиятельными факторами.

Играйте со страстью. Когда в жизнь людей входит изучение и творчество, они отдают своей работе на 127% больше. Восхищайтесь сами и восхищайте мир. Вспомните, что вы любили делать, когда были ребенком, и делайте это будучи взрослым. Это ключ к вашему гению. Да Винчи, Эдисон, Эйнштейн, Пикассо — все они любили играть и исследовать.

Циклы сознания. Определите то время, когда ваше сознание наиболее активно. Если вы определите это время, вы сможете заниматься самыми важными задачами именно в это время.

Изучайте что-нибудь новое. Это может показаться очевидным. Наверняка у вас есть тема, которая вам наиболее интересна. Неважно, работа это или досуг. Если вы не имеете такой темы, то попробуйте каждый день узнавать значение какого-нибудь нового слова. Есть большая корреляция между словарем и вашим интеллектом. Когда у нас словарный запас постоянно пополняется новыми словами, то наш интеллект может работать по-другому. Работайте, учась!

Пишите. Вести личный дневник очень полезно, в первую очередь для вас. Это очень хорошая стимуляция мозга. Ведение записей позволяет расширить возможности вашего мозга. Найдите способы писать, чтобы вас смогли читать остальные. Это могут быть истории вашего детства, которые могут быть интересны вашим друзьям. Заведите блог, чтобы вас смогли читать остальные.
Поделитесь своими мыслями. Обучая другого человека чему-либо, вы еще лучше усваиваете то, что уже знали. К тому же, вам необходимо всегда заниматься и самообразованием. Не бойтесь браться за что-то новое. Даже если вы уже получили образование, все равно следует тренировать свои навыки. После того, как вы усвоили новую информацию, очень важно научиться ею пользоваться.

Ароматерапия для активации мозга. Ароматы можно использовать для поднятия тонуса или расслабления. «Энергетики» включают в себя мяту, кипарис и лимон. Для расслабления вам понадобится герань и роза. Несколько капель масел в вашей ванне или распылителе будут достаточны. Вы можете также использовать носовой платок — достаточно будет пару капель. Предварительно удостоверьтесь, что у вас нет аллергии на это масло.

Наркотики для активации мозга. Кофе и другие напитки, содержащие кофеин, помогают студентам получать более высокие баллы на тестах. Но кофе надолго не хватит.

Вместо перерывов на кофе попробуйте чай на основе «Гингко Билоба». Он улучшит кровоток к мозгу и концентрацию.

Окружите себя вдохновителями. Общайтесь с вдохновляющими вас людьми. Читайте журналы на различные темы. Открывайте новые возможности. Находите новое решение проблем. Независимо от того, сколько вам лет и чем вы занимаетесь, вашему мозгу просто необходима нагрузка. Это могут быть логические задачки, запоминание Шекспира или изучение нового языка. Заставьте ваш мозг напряженно трудится, если вы не хотите, что бы он заржавел как автомобиль на свалке. (При активной умственной деятельности злоупотреблять кофе не следует. Обладая мочегонным действием он обезвоживает организм, приводит к повышенной раздражительности. Лучше выпить чашку зеленого чая.)

Обустройте ваше пространство для умственной работы. Загроможденные комнаты и офисы могут помешать процессу мышления. Если у вас слишком часто бывают стрессы, усталость, подавленность, то возможно причиной тому является та среда, в которой вы находитесь. Примите это как сигнал к действию. Создайте более гармоничное и комфортное рабочее место.

Первым делом изучайте правила. Всегда начинайте с изучения основ. В любом деле или начинании есть ряд правил, нарушение которых либо игнорирование может привести к печальным последствиям либо возникновению депрессии, разочарованию. К примеру: осваивать новый язык следует с грамматики, правописания и составления предложений. Люди должны следовать этому правилу независимо от возраста и вероисповедания.

Сделайте скучное веселым. Пробуйте развивать интерес: чем больше вы будете чем-то заинтересованы, тем легче уделять этому внимание. Ведь у нас есть склонность запоминать то, что нам было приятно. Так что ищите способы сделать что-то скучное веселым, ассоциируя это с тем, что вы уже знаете. К примеру, если вам необходимо запомнить какой-либо список, попытайтесь составить предложение из первых букв каждого слова или распределите слова по группам. Вы также можете использовать воображение и создавать забавную историю на эту тему, чтобы облегчить процесс запоминания.

Ограничивайте себя. Вам необходимо структурировать жизнь. Ограничивая себя, устанавливая временные рамки для выполнения какого-либо дела, сокращая количество предметов, с которыми работаете, вы зачастую сможете достигнуть большего результата за меньшее количество времени.

Изучайте более рационально. Когда вы решили что-то выучить, сначала напишите конспекты. В процессе изучения делайте короткие перерывы. Информация лучше запоминается тогда, когда вы только начинаете или же заканчиваете учить.

Освежите ваш разум медитацией. Когда большинство людей думают о медитации, они представляют себе глубокое расслабление. Но эта древняя практика способна не только умиротворить вашу душу, но и улучшить память. Согласно исследованию Университета Штата Кентукки те, кто после обеда уделяли медитации всего лишь 30 минут, выполняли тестовые задания лучше, чем те, кто дремал в это время.

Глубокое дыхание для более ясного мышления. Ровное глубокое дыхание имеет много положительных эффектов для организма. Чем больше кислорода в крови, тем больше его в мозге. Несколько глубоких вздохов также могут помочь вам расслабиться, что в свою очередь способствует более ясному мышлению.

Развивайте воображение. Мысленно рисуйте фигуры и воображайте различные ситуации.

Следите за своим сном. Сон играет важную роль для физического состояния человека и его интеллектуального развития. Доказано, что недосыпание отражается на памяти, возможны провалы. Ученые установили, что даже творческий потенциал и способность решать проблемы зависит от качества сна.

Шошина Вера Николаевна

Терапевт, образование: Северный медицинский университет. Стаж работы 10 лет.

Написано статей

Поскольку мозг – это самый важный орган человека, помогающий ему быть социально адаптированным и необходимым обществу, встает вопрос о том, как улучшить его работу. Это нужно в первую очередь человеку, чтобы полноценно жить.

Все, что умеет делать человек, подчинено сложнейшей работе нейронов. От того, насколько их функциональность будет в пределах нормы, зависит диапазон возможных манипуляций homo sapiens.

Если мозг – это сложнейшая система, сравнимая (хоть и отдаленно) с работой мощнейшего компьютера, тогда есть ли у человека возможность повлиять на его функциональность? Да, есть. Чтобы заставить мозг работать быстрее и эффективнее, совсем не обязательно прибегать к услугам медицинских препаратов, хотя среди них имеются такие, которые могут в этом помочь.

Но к ним нужно обращаться в крайнем случае и по рекомендации врача, поскольку:

  • их прописывают на время и по определенной причине (восстановиться после операции или при патологиях этого органа);
  • они создают эффект привыкания;
  • после их отмены мозг постепенно может перейти на медленный режим работы.

Если все же есть необходимость прибегнуть к помощи этих препаратов, то обычно врачи рекомендуют:

  • для снабжения кислородом клеток мозга принимать фенотропил;
  • для укрепления памяти и улучшения сна и когнитивных функций провести терапию кавинтоном;
  • при инсульте и лечиться церебролизином.

Но если есть ощущение, что снизилась концентрация, ухудшилась память и имеется желание улучшить состояние своего здоровья, то для начала стоит попробовать воздействовать на нейроны мозга другими методами.

Польза питания

Чтобы развивать мозг, нужно вести здоровый образ жизни и правильно питаться. Грамотно составленный ежедневный рацион поможет сохранить психическое здоровье. В течение жизни человека мозг по-разному проявляет свою активность. Стремительный ритм жизни, множество накопившихся дел, стрессовые ситуации не лучшим образом отражаются на состоянии нервных клеток, приводя к забывчивости, рассеянности, раздражительности, усталости. В таких условиях сложно сосредоточиться и чувствовать ясность ума и трезвость мысли.

В этом случае мозгу нужен холин (или витамин В4), функция которого – защитить клетки от разрушения, а также обеспечить передачу нервных импульсов. Холин содержится в таких продуктах, как яйца, печень, рыба, бобовые, помидоры, капуста.

При недостатке витаминов С и В, а также фолиевой кислоты человек плохо запоминает события, с трудом совершает умственные операции. Чтобы простимулировать работу мозга, нужно включить в меню :

  1. Хлеб из муки грубого помола.
  2. Каши из пшеничной, гречневой, ячневой, перловой круп.
  3. Цитрусовые: лимон, апельсины.
  4. Зеленый лук, шпинат.
  5. Твердый сыр.

Коррекция рациона предполагает ежедневное присутствие на столе нескольких из этих продуктов.

Для функционирования нервной системы необходим цинк. Чтобы организм его получил, нужно регулярно употреблять:

  • креветки;
  • белое мясо птицы;
  • кролятину;
  • твердый сыр.

Незаменимы для мозга продукты: салаты из свежих овощей в разных комбинациях, заправленные оливковым или растительным маслом с минимальным количеством соли способствуют укреплению нервной системы, появлению энергии, улучшению работы мозга в целом.

Правильный режим дня

Увеличить работоспособность мозга помогает не только правильная еда, но и режим дня. В него входит:

  • полноценный сон;
  • прогулки на свежем воздухе;
  • физические нагрузки.

Тем, кто заинтересован в эффективной мозговой деятельности, следует пересмотреть свой режим дня. Очень важно сочетание времени сна и отдыха.

Помимо критериев по возрасту, учитывающих количество часов сна в сутках для взрослых и детей, существуют еще и индивидуальные особенности организма: одному человеку для восстановления сил достаточно 6 часов сна, а другому не хватает и положенных восьми. Каждый сам должен корректировать эти правила. Исключение составляют дети: их режим дня определяют родители, ведь они лучше других знают потребности своего ребенка.

На скорость электрических импульсов, от которых зависит острота , влияет кислород. Жителям больших городов в этом плане повезло меньше всех, потому что воздух в мегаполисах перенасыщен вредными веществами, отрицательно отражающимися на здоровье человека и его мозговой деятельности.

В условиях плохого состояния окружающей среды, в частности наличия взвесей, газов и других вредных компонентов в воздухе, уменьшается количество кислорода, его не хватает для функционирования человеческого организма. Такое приводит к заторможенности развития детей и плохому самочувствию их и взрослых. Живя в таких условиях, в старости возрастает процент развития инфарктов и инсультов.

Признаки гипоксии:

  • медленный обмен веществ;
  • обострение хронических заболеваний;
  • депрессивные состояния;
  • нарушение сна;
  • ухудшение когнитивных функций.

Поэтому для оптимизации работы мозга следует спать столько, чтобы организм полностью восстановил свои силы. А чтобы сон был крепким, нужно:

  • не наедаться на ночь;
  • совершать прогулки за 2–3 часа до сна;
  • на ужин употреблять легкую пищу;
  • придерживаться нормального температурного режима в спальне (22–25˚С);
  • часто проветривать помещение;
  • регулярно делать влажную уборку.

Мозг чутко реагирует на физические нагрузки. Ученые давно доказали прямую связь между занятиями спортом и состоянием психики. Этому есть объяснение. После умеренной физической нагрузки у человека появляется чувство эйфории. Это происходит благодаря производству в мозге нейромедиаторных молекул, которые стимулируют действие нейронов. В результате:

  • у человека увеличивается аппетит;
  • улучшается память;
  • снижается чувство тревоги;
  • организм адекватно реагирует на стресс;
  • появляется чувство радости.

Все эти положительные моменты помогают расширить возможности мозга, доведя их до максимума. Когда человек полон сил, его желания успешно реализуются, а это свидетельствует о большом интеллектуальном потенциале.

У человека не всегда есть желание или возможности регулярно посещать тренажерный зал, но ему достаточно делать ежедневную зарядку, если перед ним не стоит задача накачать мускулы или сбросить вес. Главное – помочь мозгу активизироваться, задействовать свои скрытые резервы. Следует подобрать несложный комплекс упражнений на все группы мышц – и этого будет достаточно, чтобы улучшить память и работу мозга в целом.

Движение рук, ног, тела помогает развивать мозг. Доказательством этому служат советы для родителей заниматься с маленькими детьми упражнениями на развитие моторики пальцев рук. Это активизирует кровообращение сосудов головного мозга и развивает коммуникативные и когнитивные навыки. Ребенок быстрее учится говорить и логически мыслить. Недаром пожилым людям советуют заниматься ручным трудом (вышивать, рисовать, вязать), чтобы избежать (слабоумия).

Физическая активность полезна в любом возрасте: новорожденным делают массаж, чтобы активизировать двигательные функции, а значит, и работу мозга. Не менее важны физические упражнения для подростков, когда у них происходит резкий скачок развития и увеличиваются нагрузки в школе.

Способы тренировки органа

Мозг подвластен влиянию извне, как мышцы. К такому выводу пришли исследователи, которые изучали его реакцию на какие-либо действия. Если в течение долгого времени его не нагружать, он становится аморфным, вялым, нетрудоспособным. Вот почему в любом возрасте нужно заставлять его работать.

Во время умственной или физической деятельности в мозге происходит следующее: между нейронами появляются новые связи (синапсы), а значит, лучше развивается кровеносная система и кровь по капиллярам приносит клеткам кислород. Такое питание необходимо каждому органу, не говоря уже о главном из них.

Чтобы заставить его «встряхнуться», следует его удивить, дать новую информацию для осознавания. Несколько вариантов тренировки мозга:

  • попытаться периодически делать привычную работу, но неосновной рукой (например, правшам написать фразу, резать бумагу левой рукой и наоборот);
  • уйти от шаблонов: например, идти на работу непривычной дорогой, запоминая расположение домов;
  • запоминать телефонные номера (сочетание цифр запомнить сложнее, поэтому мозг при этом будет работать в усиленном режиме);
  • учить каждый день иностранные слова;
  • полезно учить наизусть стихи или прозу.

Часто можно услышать, что мозг незачем тренировать, ведь все равно человек не способен использовать больше 10% его потенциала. Это миф. Наш орган способен развиваться в любом возрасте, было бы желание. Просто конкретный вид деятельности активизирует только часть нейронов, находящихся в определенной области мозга или полушарии.

Остальная часть остается менее функциональной. Даже во время сна мозг не отключается полностью. Левое и правое полушария по-разному откликаются на реакции человека, но лишь при их полном взаимодействии обеспечивается здоровая функциональность всего организма.

Чтобы дать мозгу отдохнуть и «перезагрузиться», полезно научиться расслабляться. Для этого стоит освоить йоговские асаны (позы), заняться медитацией под приятную, расслабляющую музыку.

Доктор биологических наук, профессор, заведующий лабораторией развития нервной системы ­ Института морфологии человека РАМН Сергей Вячеславович Савельев рассказывает об эволюции мозга и делится своими прогнозами развития человечества.

Мозг эволюционировал не для того, чтобы мы стали хорошо думать, создавать бессмертные произведения, решать математические проблемы или посылать людей в космос. Он развивался, чтобы быстро и эффективно решать биологические задачи. У нас плохие ногти, медленные ноги, нет крыльев, отвратительная анатомия - мы ходим на двух ногах, как динозавры. И наше единственное преимущество перед другими биологическими видами - размер мозга.

Возникшая в то время речь была инструментом половой конкуренции? И вызвала ли она рост мозга ?

Речь и коммуникация возникли как основа для совместных действий при охоте в воде. Но очень быстро их начали использовать по-другому - для обмана. В любом мире продемонст­ри­ровать способность к действию гораздо проще и выгоднее, чем что-то сделать. Вот представьте себе: приходит самец к самке и рассказывает, что он поймал огромную рыбу, но вдруг появились злые звери, ­отняли ее и съели. У вас уже рождается образ - а событий-то никаких не было. Он все это придумал, чтобы достичь результата: покорить самку и изготовить себе потомка. Речь стала эволюционировать потому, что она не подразумевает никакой дея­тельности. Она энергетически более выгодна. Врать выгодно везде, и этим занимаются все. Речь ­помогала ­в конкурентной борьбе за пищу, за самку, за доминантное положение в стае. Однако речь не такое приобретение, которое перестраивает или увеличивает мозг. У микроцефалов, например, мозг меньше, чем у шимпанзе, но при этом они неплохо говорят.

Когда же мозг начал расти?

Поскольку группа могла решать свои задачи только в стабильной ситуации, когда никто между собой не грызется, самых агрессивных и самых умных стали либо уничтожать, либо изгонять из стаи. В результате этой скрытой формы селекции шла эволюция. С одной стороны, это был консервирующий, или стабилизирующий, отбор: благодаря отказу от биологической индивидуальности создавалась группа с определенными усредненными свойствами. С другой стороны, изгоняемые мигрировали, приспосабливались к новой среде, плодились и снова изгоняли асоциальных и самых умных. Так появлялся новый миграционный путь. И если мы проследим историю движения человечества, то выясним, что на каждом новом месте мозг немного увеличивался и за несколько миллионов лет достиг максимального размера - 1650 г, что почти на 300 г больше, чем у современного человека.

Как социальный отбор внутри группы повлиял на формирование мозга ?

Миллион с небольшим лет назад социальная структура общества благодаря жесточайшему внутреннему отбору развила лобную область мозга. У человека эта область огромная: у остальных млекопитающих она гораздо меньше относительно всего мозга. Сформировалась лобная область для того, чтобы заставить человека индивидуального делиться пищей с соседом. Ни одно животное не способно делиться пищей, потому что еда - источник энергии. А людей, которые не делились пищей, в социальной группе просто уничтожали. Кстати, мы все знаем пример работы лобной области - это анорексия. Человека, который, чтобы похудеть, перестает есть, заставить потом невозможно - и в конце концов он умирает. Но, оказывается, его можно вылечить: если подрезать ему лобные области, он начнет есть. Этот метод практиковали до 1960-х годов, пока не запретили психохирургию.

Когда и почему человеческий мозг начал уменьшаться?

Мозг рос, пока было куда мигрировать и пока людям приходилось решать только биологические задачи. Когда человечество столкнулось с социальными проблемами, мозг стал терять в весе. Этот процесс начался примерно 100 тыс. лет назад. Приблизительно 30 тыс. лет назад это привело к уничтожению неандертальцев. Они были умнее, сильнее, чем наши предки кроманьонцы; они творчески решали все проблемы, придумывали орудия, средства добывания огня и т.д. Но из-за того что они жили небольшими популяциями, у них социальный отбор был меньше выражен. А кроманьонцы пользовались преимуществами больших популяций. В результате длительного негативного социального отбора их группы были хорошо интегрированы. Благодаря популяционному единству кроманьонцы уничтожили неандертальцев. Против массы ­посредственностей даже самые сильные гении ничего не могут сделать. В конце концов мы остались на этой планете одни.

Как показывает эта история, для социализации большой мозг не нужен. Прекрасно социализированная тупая особь интегрируется в любое сообщество гораздо лучше, чем индивидуалист. В ходе эволюции личными талантами и особенностями жертвовали ради биологических преимуществ: еды, размножения, доминант­ности. Вот какую цену заплатило человечество!

То есть вес мозга говорит о способностях человека?

Да, о его потенциальных возможностях. В 75% случаев у человека, обладающего большим мозгом, в четыре раза больше шансов стать гением или обладать талантом, чем у человека с маленьким мозгом. Это факт, статистика.

Почему умственный труд дается нам с трудом? Это тоже результат уменьшения мозга ?

Мозг - странная структура. С одной стороны, он позволяет нам думать, с другой - не позволяет. Ведь как он работает? В расслабленном состоянии, когда вы отдыхаете, скажем, смотрите телевизор, мозг потребляет 9% всей энергии организма. А если вы начинаете думать, то расход повышается до 25%. А ведь у нас за плечами 65 миллионов лет борьбы за еду, за энергию. Мозг привык к этому и не верит, что завтра ему будет, чем питаться. Поэтому он категорически не хочет думать. (По этой же причине, кстати, люди склонны переедать.) В ходе эволюции даже возникли специальные защитные ­механизмы: когда вы начинаете интенсивно работать, размышлять, у вас тут же вырабатываются специальные соединения, вызывающие раздражение: вам хочется есть, в туалет, у вас возникает миллион дел - все, что угодно, только бы не думать. А если вы ложитесь на диван со вкусной едой, организм приходит в восторг. Тут же начинает вырабатываться серотонин - он всего на ­положение одной молекулы отличается от ЛСД. Или дофамин, или эндорфины - гормоны ­счастья. Интеллектуальные затраты так не поддерживаются, и организм им сопротивляется. Мозг большой не для того, чтобы работать все время, а чтобы решить проблему энергии. У вас возникла биологическая задача, вы включились и напряженно поработали. А как только решили задачу - тут же выключились и на диван. Выгоднее иметь огромный мощный компьютер, запустить его на три минуты, решить задачу и тут же отключить.

Мозг всегда работает целиком?

Нет, он к этому не приспособлен. Когда вы смотрите кино, работают затылочные области, когда слушае­те музыку - височные. И даже меняется кровоснабжение - то к слуховой области, то к ­зрительной, то к моторной. Поэтому, если вы хотите сохранить мозг в целости, нельзя заниматься, например, одной физкультурой. Если вы не будете при этом давать себе интеллектуальные нагрузки, причем разнообразные, то кровоснабжение будет проходить преимущественно в моторных областях, а не в интеллектуальных, то есть ассоциативных, и там раньше начнется склероз. Старушка будет подвижная, стройная, но в полном маразме.

Из-за этой особенности мозга нам сложно делать несколько дел одновременно?

Да, конечно, много дел требуют повышенной концентрации, и энергетические затраты резко возрастают. Приток крови идет сразу к нескольким областям, сопротивление мозга нарастает: чем больше вы включаете нейронов, тем больше мозг не хочет работать.

Как заставить ленивый мозг работать?

Сделать это очень сложно. Конечно, мозгу можно сулить какие-то отсроченные результаты, но биологические организмы требуют только немедленных результатов: до завтра ведь можно и не дожить. Так что этот способ подходит единицам. А вот обмануть мозг можно. Для этого существует два приема. Первый - с помощью обманных обещаний, второй - с помощью так называемой смещенной активности. Приведу пример. Собака сидит около стола, вы - за столом, на столе - бутерброд. Собака хочет стащить бутерброд и понимает, что ее накажут. И вот она сидит-сидит между двух огней и вдруг ­начинает остервенело чесать за ухом. Она не может ни остаться безучастной, ни среагировать - и выбирает третий путь. Это и есть смещенная активность - занятие делом, ­напрямую не ­относящимся к тому, что вам действительно нужно. Это то, что загнано в щель между биологической («хочу») и социальной («надо») мотивацией. Писатели, скажем, начинают писать совсем не то, что должны, фотографы - снимать что-то не относящееся к заказу - и результаты часто бывают гениальными. Кто-то называет это озарением, кто-то вдохновением. Достичь этого состояния очень сложно.

Можно ли сказать, что спо­собности человека заложены в его мозге ?

Да, и их нельзя ни расширить, ни увеличить - только реализовать. Например, у художника огромные затылочные поля - раз в пять-шесть больше (по весу, размеру, числу нейронов), чем у обычного человека. Этим определяются его способности. У него больше ресурс по ­обработке, он будет видеть больше цветов и деталей, поэтому вы никогда не сможете с ним договориться о том, что касается изобразительной оценки. Людям с разными способностями трудно понять друг друга. И чем сильнее выражены их способности, тем хуже.

Как выявить способности человека?

Наука этого, к сожалению, не может. А технические средства пока не очень развиты. Однако, я уверен, через пять-десять лет технологии усовершенствуют, появятся высокоразрешающие томографы (сейчас их разрешение - 25 микрон, а нужно 4–5 микрон), и тогда с помощью специального алгоритма можно будет сортировать людей по способностям и отбирать гениев в разных областях.


Звучит устрашающе. К чему это приведет?

К тому, что мир изменится навсегда. Самое приятное - благодаря такой сортировке люди смогут заниматься тем, к чему они дейст­вительно склонны. И это принесет ­многим счастье. Не надо будет никого травить газом Эр-Эйч, как в фильме «Мертвый сезон», чтобы все были ­тупыми и счастливыми. Еще одно последствие - индивидуальные различия перекроют этнические, и расовые проблемы исчезнут. Зато появятся новые - такие, с которыми человечество еще никогда не сталкивалось. Потому что гении, которых отберут искусственным путем, кардинально и, главное, незаметно для окружающих изменят мир. В ближайшем будущем человечеству предстоит очень короткая, но очень яростная гонка. Кто первый создаст систему сортинга, тот будет править миром. Вы же понимаете, что в первую очередь эту технологию используют не на благо общества, а в военных целях. Это будет чудовищно. По сравнению с этим Вторая мировая война покажется игрой в солдатиков.

А в каком направлении сегодня идет естественный эволюционный процесс?

Социальный отбор, начавшийся 10 млн лет назад, дейст­вует по сей день. Из общества до сих пор изгоняют не только асоциальных элементов, но и самых умных. По­смотрите на судьбы великих ученых, мыслителей, философов - мало у кого хорошо сложилась жизнь. Это объясняется тем, что мы, как обезьяны, продолжаем конкурировать. Если среди нас появляется доминантная особь, ее надо немедленно ликвидировать - она же угрожает каждому лично. А поскольку посред­ственностей больше, любой талант должен быть или изгнан, или просто уничтожен. Именно поэтому в школе отличников преследуют, обижают, третируют - и так всю жизнь. А кто остается? Посредственность. Зато прекрасно социализированная.

То есть мы до сих пор живем по тем же законам, что и десятки миллионов лет назад?

В основном все едят, пьют, размножаются и доминируют. Все остальные законы, системы только маскируют это явление. Сегодня все процессы - в сфере политики, бизнеса и т.д. - строятся по биологическим законам. Предприниматели, например, стремятся на всем сэкономить, чтобы получить конкурентные преимущества и таким образом повысить свою доминант­ность. Социальные же законы, моральные и этические установки, привитые родителями, наоборот, мешают бизнесу, и все стараются их обойти, чтобы больше заработать.

Раз все построено на инстинк­тах, значит, чтобы управлять людьми, надо к этим инстинктам и апеллировать?

А все так и делают. Ведь что обещают политики? Каждому мужику по бабе, каждой бабе по мужику, каждому мужику по бутылке водки. Мы вам изменим социалку - вы будете лучше жить. Мы вам сделаем доступное медицинское обслуживание - вы деньги сэкономите и здоровье сохраните. Мы вам снизим налоги - у вас будет больше еды. Это все биологические предложения, связанные с энергией и продолжительностью жизни. А где социальные предложения? Почти никто из политиков не говорит об изменении социальной структуры общества, о ценностях. Вместо этого они говорят: мы дадим вам денег - а вы размножайтесь. Или вот еще пример доведенной до абсурда инстинктивной формы поведения по установлению доминантности - умный дом Билла Гейтса. В этом доме есть хозяин - он входит, и для него настраивается кондиционер, меняются влажность, свет. Уходит - и все подстраивается под запросы менее главного начальника. То есть в доме, по сути дела, находится стадо бабуинов, которые своим появлением в каждой комнате доказывают друг другу, кто главнее. И это называется умный дом? Да это шизофрения в обезьяннике. Апофеоз биологического начала. А подается все это как устройство мира будущего. Какое устройство мира будущего?! Того и гляди хвост отрастет до колена при таком будущем. Все нововведения направлены на одно и то же.

Похоже, что перспективы нашей цивилизации в том, что касается интеллекта, радужными не назовешь.

Если социум сохранится в нынешнем виде, в чем я сомневаюсь, то наш интеллектуальный уровень сильно упадет. Это неизбежно. Уже сейчас образовательный ценз значительно снижается, потому что возникла великая вещь - информационная среда, которая позволяет людям имитировать знания, образованность. Для приматов это очень большой соблазн - такая имитация позволяет ничего не делать и иметь успех. При том, что интеллектуальное развитие будет снижаться, требования к уровню социальной адаптированности будут повышаться.

Вот, например, объединили Европу. Кто оказался самым успешным? Умные? Нет. Наиболее мобильные и социализированные, те, кто готов переезжать в другие города и страны и прекрасно там приживается. Сейчас эти люди приходят во власть, в структуру управления. Европа, объединившись, ускорила деградацию интеллекта. На ­первый ценност­ный уровень выходит способность человека поддерживать отношения, на второй - все остальное: профессионализм, умения, навыки. Так что нас ждет интеллектуальная деградация, уменьшение размеров мозга, отчасти, может быть, физическое восстановление - сейчас же пропагандируется здоровый образ жизни.


Человек не может обладать и высокими умственными способностями, и развитыми социальными навыками?

Очень редко. Если человек думает о чем-то своем, ищет решения, которых до него не было в природе и в обществе, это исключает высокий уровень адаптированности. И даже если общество признает его ­гением, он в него не впишется. Высокая социализация, в свою очередь, не оставляет ни на что времени. Массовики-затейники мало пригодны к подневольному труду. Потому что они приобретают доминантность, повышают свой рейтинг с помощью языка, а не дел.

Отличается ли мозг женщины от мозга мужчины?

Женский мозг меньше мужского. Минимум разницы в среднем по популяции 30 г - максимум 250 г. За счет чего он меньше? За счет ассоциативных центров, отвечающих за абстрактное мышление, - они не очень нужны женщине, так как ее биологическая задача связана с размножением. Поэтому женщины бывают особенно успешны в облас­тях, относящихся к воспитанию, образованию, к ­культурологической идентификации, - они хорошо поддерживают, сохраняют, передают преемственные культурологические системы - музеи, библиотеки. Кроме того, они добиваются прекрасных результатов в стабилизированных сообществах, там, где все правила уже определены и хорошо известны. Ну и, конечно, женщины бывают гениями - мозг очень изменчивая структура.

Статья печатается с сокращениями.

Похожие статьи