Кайлаш: Путешествие, которое меняет жизнь. Кайлас: обзор и сравнение маршрутов

Наверное самый правильный с точки зрения акклиматизации, набора физической формы и с точки зрения буддистских практик путь в Тибет и подход к коре вокруг Кайлаша

Тибет! Таинственное место, куда много веков стремились исследователи, паломники, захватчики и авантюристы. Исследования Тибета географические и духовные связаны с такими именами как иезуит Ипполито Десидери(17 век), Николай Рерих, Елена Блаватская, Александра Давид-Ноель, Сарат Чандра Дас, Екай Кавагучи, Овше Норзунов, Эрнст Мулдашев.

В наше время таинственность Тибета стала темой модной. Свидетельств тому множество -раскупаемость книг Мулдашева, популярность голливудских «Семи лет в Тибете», рост интереса к тибетскому буддизму в том числе и у публичных личностей – актеров, бизнесменов, политиков и самое главное свидетельство для меня как для проводника – огромное количество людей желающих посетить Тибет и готовых потратить на это достаточно немалые деньги. Ведь экспедиция туда и сегодня дело хлопотное и затратное.

Зачастую мы слышим возгласы «… Ах Тибет!!!» от людей разной степени осведомленности – одни являются убежденными буддистами и знают о тибетском буддизме больше многих монахов, обитающих в тибетских монастырях, другие только видели Бреда Пита в нашумевшем фильме, знания третьих не простираются дальше названия страны. Но для всех кто еще не был в Тибете – первый визит в эту страну (мы будем называть ее так, несмотря на сегодняшний суверенитет Китая) всегда будет потрясением, и его характер (положительный или отрицательный) во многом зависит от того насколько человек готов к тому, с чем встретится.

Мы придерживаемся мнения многих путеводителей – каждый человек, планирующий путешествие в Тибет, должен осознавать, что это именно то место, где ему нужно побывать.

Может быть, эта статья поможет кому-либо с таким выбором. Мы опишем наши впечатления на примере одного отдельно взятого маршрута (который позволил максимально познакомиться с Тибетом не за «Семь лет», а за короткие три недели).

Короткая историко-географическая справка.

Тибет огромное и самое высокое в мире плато («крыша мира») простирающееся грубо говоря на две с половиной тысячи километров с востока на запад и на полторы – с севера на юг. Средняя высота около 4500 м7000 м. На этом огромном пространстве обитают всего 2 млн чел. Большинство из которых сосредоточено в Лхасе и окрестностях. До 1951 года Тибет являлся независимым закрытым буддистским государством в котором и светская (государственная) и духовная власть находились в руках первого духовного лица тибетского буддизма Далай Ламы. В 1951 году в Тибет вторглись Китайские войска, после подавления восстания в Лхасе в 1959 году и бегства Далай Ламы 14 в Индию над Тибетом окончательно установлен Китайский суверенитет (как над автономным районом Китая). Правительство в изгнании и духовный центр буддизма во главе с Далай Ламой находится сегодня на территории Индии в Дарамсале (предгорья Гималаев). Южная граница плато – Гималаи высочайшие горы планеты. Тибет окаймлен ожерельем из восьмитысячников, а на самом плато десятки вершин выше 7000 над уровнем моря.

В этот раз мы избрали не совсем обычный для западных туристов путь. Сотни групп попадают в более комфортные Лхасу и окрестности, прилетев самолетом в столицу. Десятки групп приезжают на джипах по «Френдшип Хайвей » - убитой горной грунтовке Катманду – граница (Кодари – Жангму) – Лхаса с перевалами в районе 5 тыс. метров, что тоже есть хорошее приключение.

Наш путь самый – прямой путь к священному Кайлашу.

Это древняя тропа индийских паломников к «центру мироздания» проходящая через западный Непал по долине великой Карнали (приток Ганга, одна из четырех магических рек (Изо Рта Павлина), стекающих с южного склона Кайлаша). На тропе встретили стариков в чалмах (народность четри) из серии «давно сидим» - сказали, что мы шестая группа за год. Одна из шести тоже наша сентябрьская. Вот вам сравнение количества туристов. Только теперь маршрут еще более отполирован – за те же три недели у нас грандиозные планы. Группа за пять дней пройдет ущелье великой реки Карнали, перевалит через главную гряду Гималаев (перевал Нара Ла около 4400м – Черный - по-тибетски) и выйдет на Тибетскую часть маршрута. Мы выйдем в Тибет в 100 км по прямой от Кайлаша и наш путь пройдет между мистических озер РакшасТал (демоническое) и Манасаровар (Победоносное для светлых сил)...

В этот раз экспедиция спустится в Долину Сатледжа (река с западного склона Кайлаша - Из Пасти Слона)к столице самого древнего буддистского королевства в Тибете – Гуге (7 век НЭ) столичному замку Тсапаранг. После Гуге нам предстоит совершить Кору – священный обход горы Кайлаш (протяженност 53км, высшая точка – перевал Дролма Ла – богини сострадания Зеленой Тары - 5669м), После этого экспедиция ускоренным маршем на джипах пересечет Тибет с запада на восток и посетит знаковые монастыри и храмы в городах Сакья, Шигатзе, Гьянтзе и конечно Лхасу.

Мы гордимся таким познавательным маршрутом – его создание стало результатом большого труда по оттачиванию элементов логистики и опыта нескольких предыдущих экспедиций.

Две последние экспедиции были достаточно большими по 16 человек участников плюс проводники, повара, караван мулов, погонщики.… Везлись жилые палатки, кухонный тент, каюткомпания, туалетная и душевая палатки. В общем туристам было очень комфортно, а все постоянные посетители Тибета (наши коллеги гиды) и местные жители запомнили, что Украина большая и очень интересующаяся Тибетом страна.

Трек по долине Карнали.

В этот раз нас немного всего трое – я – гид, и двое ребят постоянных туристов «Партии».

Валера и Олег. Их тоже очень интересует, что такое Тибет для свежего человека безотносительно его религиозных (либо атеистических) взглядов. Ребята имеют определенный опыт самодеятельного туризма – поэтому мы отказываемся от обычного для стандартных туров каравана. Как инструктор, и опытный походный повар заботу о питании беру на себя я, раскладка продуктов привезена из дому. Спартанские пожитки, палатку, микро кухню и фотоаппаратуру мы в состоянии нести сами, а для припасов предназначенных на Тибетскую часть экспедиции с помощью нашего постоянного проводника симпатяги Базу нанимаем пару носильщиков. Обычно в этом районе Непала мы пользуем для перемещения грузов лошадей и мулов, но конец апреля – здесь слегка рановато для сезона, перевал может быть в снегу, по которому животные не могут пройти.

От Симикота - центра непальской провинции Хумла наш путь лежит на север вверх по ущелью могучей Карнали.

Ничто здесь не напоминает знакомые многим туристические районы Непала – Аннапурну и Эверест. Здесь нет никаких чистеньких гест хаусов, и чайных домиков, да и сами селения местных «четри» напоминают тесные и грязные соты, прилепившиеся к тропе на отвесном склоне, в которых копошатся старики и дети. Среднего возраста – особенно женщин не наблюдается. Ребята говорят – «четри как черти» - они действительно черные, пропеченные солнцем и дикого вида.

Зато природа, тоже непохожая на центр Непала – прекрасна. Сосновые леса, могучие каньоны Карнали, суровые снежные вершины массива Сайпал (7758). Первые два дня мы набираем высоту по тесным ущельям, но потом за Сосновой речкой вырываемся в светлые и просторные верхние долины. Здесь все меняется – население в основном буддистское, много тибетцев, люди выглядят более цивилизовано (относительно диких четри конечно), взгляды более осмысленные, поселки почище – в Ялбанге даже есть электричество, школа и большой монастырь. Тропа становится проще – намного меньше потерь высоты, следственно плавнее подъем. Хоть приютов и нет, но мы люди неприхотливые – спали в местных хибарах и палатку ставили только два раза. Первый раз было уж больно хорошее место для палатки – берег голубой горной речушки весь в соснах, второй раз уж больно страшная хибара. Перевал Нара Ла несложный, но попыхтеть надо, все-таки 4400. Особенно досталось Олегу – он подхватил местный простудный вирус, сильно температурил, чихал и кашлял. Но сила воли, инъекции иммуностимуляторов и поддержка коллектива сделали свое дело. Перевал был взят достаточно быстро. На северной тибетской стороне, как и ожидали, тропа в нескольких местах была перекрыта еще не растаявшими после зимы языками снежников. Однозначно животные не прошли бы, да и люди к счастью шли опытные. Вывод – в это время лучше не планировать такой переход, если в группе есть люди без соответствующего горного опыта. Зато парой недель позже все входит в обычную колею.

После головокружительного спуска в Хилсу (пограничное с Тибетом селение) ночевали в почти «шикарном» гест хаусе. Съели постного «дал бата», сдобрив его тушенкой. Есть приятная новость по маршруту – до самой Хилсы не встретили маоистов, которые жестко контролировали территорию. Раньше они сидели в Ялбанге и обдирали проходящих туристов на сотню, полторы долларов с каждого под роспись и квитанцию. Называлось это стыдливо «местными пожертвованиями». Теперь маоистов пригласили в парламент и они «бузят» в уже Катманду.

А в долине Карнали устанавливаются государственные полицейские и пограничные (в самой Хилсе) посты.

Резюме по треку:

* трек физически достаточно напряженный – к этому надо быть готовым.
* природа прекрасная,
* приютов нет, еды съедобной для европейцев практически нет.
* передвигаться можно либо как мы делаем обычно для наших туристов - караваном с полным палаточным лагерем (вьючные животные, жилые палатки, съестные припасы, кухня, душевые и туалетные палатки с бригадой шерпов которые все это обслуживают), либо автономной (жилье, питание, шмотки – на себе) туристской группой с проводником (он же переводчик – по-английски никто не говорит). Можно нанять пару носильщиков, нужно нести газ и горелки - дрова есть не везде.

Западный Тибет – Нгари.

На следующий день мы, как поется в песне «перешли границу у реки» - просто перешли мост и поднялись на бугор на котором находится Китайская погранзастава городка Шер.

На бугре нас уже выглядывали наши тибетские гид и водитель, которые были зафрахтованы из Лхасы.

Было 1 мая и мы очень переживали, что могут быть проблемы с Китайской пограничной бюрократией, которая по-прежнему любит выпить и закусить по коммунистическим праздникам. Но Китайская встреча нас поразила – вопреки обыкновению на нас набросились младшие чины, отобрали рюкзаки и понесли их на вытянутых руках. Нас напоили чаем, быстро и ненавязчиво проверили документы и вещи и с эскортом отправили в районный городок Пуранг в погран. комендатуру. С китайцами явно происходят изменения в лучшую сторону. Хотя, мы заметили несколько погон с большими звездами, и может, все происшедшее было учениями по китайскому народному гостеприимству. После прохождения формальностей в Пуранге мы повезли Олега в госпиталь. Заведение «стильное» - дорогое облупленное и закрытое на амбарный замок головное здание, «туалеты» под заборами, заплеванный кровью стационар с одной открытой палатой в которой лежали парочка сильно побитых молодых тибетцев под капельницами без малейшего присмотра. Они дали нам телефон врача и – о, чудо – она приехала на мотороллере через минут 10.

Девушка произвела впечатление вменяемой, в ответ на нашу просьбу быстренько послушала Олега и так же на пальцах успокоила, что воспаления нет (уффф. слава Богу, на высоте это очень опасно). Потом она «вгатила» инъекцию (Олег говорит, что я, по сравнению с ней, эльф) и выдала мешок каких-то пилюль и порошков, которые Олег добросовестно съел за неделю без особого вреда для себя. Денег не взяла.

Затем мы двинулись на джипе в сторону перешейка между двумя магическими озерами. Везде чувствуется Китайское влияние дорога щебеночная, но ухоженная, везде бетонные аккуратные мостики – в каждой глинобитной деревне огромное помпезное здание с воротами-пагодой и большим двором – армейские казармы. Гурла Мандата огромный массив 7728 м стоящий отдельно от Гималаев доминирует над всем пейзажем. Сказать что все это не похоже на то, что было вчера – ничего не сказать. Ощущение что мы попали на другую планету. Горы лунного вида, долина Карнали широкая и безжизненная. Все напоминает застывшую психоделическую музыку. Когда поехали между озерами Валеру «порвало». Он увлеченный фотохудожник (ждите выставки) и в первый раз за путешествие совершенно четко понял, что приехал не зря. Ночевали на горячих источниках Монастыря Чуку - баня для сильных духом, но после недели отсутствия любой – пошло. На перешейке, как положено перед Корой умылись в обоих озерах. Вопреки легендам и Мулдашеву Ракшастал – не отравленный – сами видели в нем крупную форель, но кожу от умывания стягивает.

Монастырь Чиу, рядом с которым заночевали - знаковый – в нем находится пещера великого бодхисатвы Падмасамбхавы. В монастырь мы не попали – не было ключника. Но зато поснимали и помедитировали на противоположном холме. Место потрясающей красоты и энергетики. Меня сильно зацепило, Валера отрицает, Олег лежал больной.

После Чуку мы двинулись в Занду провинциальный городишко на месте бывшего королевства Гуге.

Городок полностью посвящен китайским воякам. Единственная бетонная улица наполнена марширующими военными, рекламой, маленькими кафешками, и сомнительного свойства массажными – парикмахерскими, где сонные девицы находятся в боевой готовности оказать сервис доблестным китайским воинам. Находящийся в городе монастырь Толинг в годы культурной революции был разрушен китайцами, а позже бездарно восстановлен.

Зрелище жалкое. Зато столица королевства Гуге – древний Тсапаранг - полупещерный замок, расположенный на высоченном глинистом утесе поражает воображение и требует получаса, чтобы забраться на самый верх к королевским покоям. Вид оттуда нельзя сравнить ни с чем. Вообще долина Сатледжа, где находилось Гуге, представляет собой эдакое Колорадо - огромный каньон с такими эрозионными пейзажами, что не хватает воображения это описать.

На следующей стоянке горячих источниках Тиртапури – мы встретили российскую группу. Ребята пригласили нас на чай и мы обменялись впечатлениями. Ребята заехали через Хайвей из Катманду. Как и следует ожидать при таком пути в Тибет – часть народа жаловалась на «горняшку». Держались крепко, но некоторые выглядели зеленоватыми и почти все явно завидовали нашему состоянию. Мы и сами себе завидовали – при таком графике акклиматизации у нас не было практически никаких симптомов. Очень редко можно себе позволить такую роскошь.

Техническое отступление - «Горная Болезнь»

Или ласково «горняшка», известная «подруга» всех горных путешественников и альпинистов. Строго говоря, это реакция организма на комплекс воздействия всех высокогорных факторов – низкого атмосферного давления, разреженного воздуха с малым количеством кислорода, холода, повышенной солнечной радиации.

Проявления горняшки могут быть самыми различными от отдышки и легкой головной боли до отека легких и мозга. К счастью, последние серьезные проявления на высотах до 6000 м случаются крайне редко, и больше это угрожает высотным альпинистам. Но у каждого человека реакция на высоту индивидуальна. Поэтому недооценивать эту опасность нельзя. Однозначно то, что людям с сердечнососудистыми и дыхательными заболеваниями не стоит играть в игры с большой высотой.

Для «практически здоровых» людей самое главное средство профилактики горной болезни - постепенный график акклиматизации, а лечение серьезных симптомов – быстрый спуск вниз. Большая проблема состоит в том, что чаще всего маршруты зажаты стандартными временными рамками, которые люди могут потратить на путешествие.

Ведь не хочется тратить драгоценные дни отпуска, праздно сидя и акклиматизируясь в каком-нибудь скучном месте. И в этом смысле наш маршрут идеален, так как график набора высоты практически соответствует старым учебникам по горному туризму – 600м в день. И это без единого пустого дня.

Здесь хочется отметить, что существуют медицинское средство, которое помогаете более быстрой акклиматизации – это диамокс (диакарб). Оно действительно эффективно, хотя и не панацея, но не слишком полезно для печени и поджелудочной – поэтому принимать его или нет – личное дело каждого. Если решите принимать - обязательно посоветуйтесь с нами по дозировке и знайте, что у нас всегда оно есть в аптечках.

После Тиртапури мы вернулись в Дарчен – место начала и окончания Коры вокруг Кайлаша. У нас было полдня свободных и мы сходили со все еще больным Олегом в Центр Тибетской Медицины. Не стоит себе представлять сборище волшебников, которые одной воткнутой в попу серебряной иглой лечат сразу все болезни. Все гораздо прозаичнее. Это заведение финансирует благотворительный фонд Швейцарских Тибетцев, руководимый доктором Тукпой. При центре действует мед.школа для местных подростков и маленькая фабричка по изготовлению медикаментов из более чем экзотических ингредиентов. Учителя школы - несколько молодых последователей Тукпы принимают больных, помогая местному населению и, чаще всего, страдающим «горняшкой» туристам. Парни практикуют пульсодиагностику и делают это чрезвычайно убедительно, определяя давно известные вам болезни и их нынешнее состояние. После чего выписываются травяные шарики и микстуры очень и очень эффективные, как мы смогли неоднократно проверить.

Олегу тоже здорово помогло. После Центра мы съездили в радиалку к монастырю Гьяндрак, построенному внутри кольца Коры. И тут нас впервые ненадолго зацепило горное недомогание. Монастырь новый, потрясающе красивый, построенный на месте старого – 13 века. Меня здесь всегда охватывает ощущение наполняющей меня светлой энергии. Этот раз не составил исключения. Валера отрицает, Олег по-прежнему болен.

В Дарчене встретили еще пару российских групп. Такое ощущение, что наших людей здесь большинство. Статистику портили 117 индусов из которых, правда, как впоследствии выяснилось, на кору вышло 16, а прошло по непроверенным данным 4, мы вроде обогнали всех и индусов не видели. Вообще трудно себе представить, что может заставить этих часто пожилых, бесформенных и физически беспомощных людей пытаться и, не всегда безуспешно, совершать такие тяжелые и рискованные для их шаткого здоровья путешествия.

Отступление - гора Кайлаш

Гора Кайлаш (Кайлас). Множество мифов и легенд связываются с Кайласом. Четыре мировых религии считают Кайлас священным местом: Индуисты верят, что Кайлас является космическим центром мироздания, и именно там живет могущественный бог Шива, а расположенное рядом священное озеро Манасаровар создано богом Брамой. В индуистской традиции, существует мифическая гора Меру, соответствующая Кайласу. В Махабхарате она описывается как "целующая небеса в их самой вышине, сияющая как утреннее солнце, как огонь не затуманенный дымом, неизмеримая, и для людей несущих грех недоступная". Джайны почитают Кайлас как место, где их первый святой достиг освобождения. В религии Бон считается, что первый мастер Тонгпа Шенраб сошел с небес именно на горе Кайлас. В буддизме считается, что на Кайласе живет Демчок, гневная форма Будды Шакьямуни (аналогия с Шивой). Кайлас по форме напоминает пирамиду, грани горы расположены практически точно по сторонам света, на южной и восточной сторонах горы пересечение трещин напоминает свастику. С кайлаша стекают четыре великих азиатских реки Сатледж, Инд, Карнали и Брахмапутра. Кора – это ритуальный обход вокруг Кайласа. Считается, что даже однократный обход избавляет от всех жизненных грехов. А 108-и кратный, обеспечивает переход в Нирвану в этой жизни. Благоприятными также считаются 3 и 13 обходов. Совершенная в полнолуние, кора засчитывается за две! Кайлас окружен долинами, поэтому кора не требует особой подготовки или снаряжения. Расстояние - 53км.

Высота Кайлаша 6714 м, а не 6666 как написано у Мулдашева. И вообще все его «географические» выкладки по поводу горы мягко выражаясь спорные. У Кайлаша достаточно тайн и магии и без людской помощи. Сейчас в Интернете можно найти всякие простите бредовые россказни, что кто-то подымался на вершину. Разрешите не поверить. Почтенное во всем мире издание путеводителей Одинокая Планета, имеющее доступ к любой информации, отмечает, что разрешения на восхождения на Кайлаш были выданы всего два раза – один раз испанской экспедиции, которая была отменена из-за протестов мировой общественности, второй раз Великому Рейнгольду Месснеру. Покоритель соло всех восьмитысячников провел некоторое время рядом с Горой и отменил восхождение по неизвестной причине, ограничившись установлением записанного рекорда прохождения Коры - около12 часов, что, впрочем, ненамного быстрее среднего тибетского пилигрима. Да и мы не торопясь прошли кору за 14 ходовых часов.

И вот Кора. Волнующее утро. Олег собрал все силы измученного кашлем организма, и мы двинулись по главному пути паломников. Надо сказать, что мы уже тоже здорово, чихали и кашляли – нахождение в одном джипе не могло пройти бесследно.

В общем, наше продвижение шло без приключений. Мы прошли мимо Дарбоче – это огромный молитвенный флагшток, который меняется раз год в Сага Дава – день рождения, просветления и ухода в паранирвану Будды Шакьямуни (Шакья Тукпы по- тибетски). Дарбоче стоял прямо – существует легенда, если ты идешь мимо и видишь, что Дарбоче стоит прямо – значит у тебя все в порядке, если Дарбоче наклонен к центру Кайлаша, то дела твои не очень, а если от центра – то дела из рук вон…

У нас было все в порядке. Это успокоило меня не меньше, чем заверения китайского и тибетского врачей, что у Олега нет воспаления.

Как и полагается на удачу, мы прошли внутри двуного чортена (ступы) Кангьи обошли место небесного захоронения (тело покойного отдают птицам – обычная для Тибета практика) 84-рех махасидх (святых тантристов). Мы с Валерой забрались в Монастырь Чуку нависающий над долиной Шершонг. Монастырь посвящен Амитабе– Будде неопределенного света. В прошлый раз наши ребята участвовали в обряде долголетия, когда Статуя Амитабы омывалась и переодевалась, и получили благословение Ринпоче (настоятеля).

В этот раз в монастыре все занимались своими делами, и мы удалились, оставив пожертвования и сделав несколько снимков.

По дороге то и дело встречались местные паломники. Некоторые из них нас удивляли. С нами вместе из Дарчена вышла бабушка лет 70 с внуком. Мы шли довольно быстро, обгоняя все группы, но бабушка каким то чудом все время шла рядом. Часто встречались особо религиозные дервиши, передвигающиеся простираниями, отмеряющие свой путь, ложась на землю во весь рост.

Погода постепенно портилась и, пока мы добрались до монастырского приюта Дира Пук, разыгрался настоящий буран. Мы сидели в большой брезентовой палатке, пили тибетский чай с ячьим маслом и солью, и наблюдали, как удивительно красивая и грациозная молодая тибетка готовила нам тукпу – тибетскую домашнюю лапшу вперемешку со всем, что есть в съестного в доме.

Завтра утром нам предстоит преодолеть Дролма Ла - перевал Зеленой Тары одной из слез сострадательного Ченрезига(Будды сострадания), которая уберегла от несчастий первопроходца коры Готсампу, строителя всех монастырей Кайлаша. Она и теперь бережет всех, кто идет дорогой паломников. Каждый раз, спускаясь к Дарчену, я думаю – и вправду перевал 5700 м мог быть намного труднее. Так было и в этот раз.

Несмотря на снег и ветер мы добрались до перевала за три часа, и, обогнав все группы, уже в этот день были в Дарчене.

За пять километров до Дарчена мы вышли на дорогу, где нас поджидал наш джип, но вся компания, включая атеиста Валеру и больного Олега, захотела завершить кору – т.е. как положено, дойти ногами до того места, откуда начали.

И еще – перед самим перевалом есть место Шива Тсал – здесь нужно оставить все ненужное или символ, с чем вы хотите распрощаться, я закопал в снег пачку сигарет… и уже почти месяц не курю.

Вечером мы ужинали у «дяди Сэма» так мы прозвали китайца хозяина ресторанчика в Дарчене, утром сели в джип и вечером после 10 - часового драйва доехали до Сага, границы западного Тибета. В Сага наконец-то построили более или менее сносную гостиницу, в которой можно ожидать наличия горячей воды. Мы с трудом воспользовались этим цирком.

Резюме по западному Тибету – Нгари.

Нгари – дикое огромное место, километров 1000 в длину, китайская дорога составляет диссонанс с дикими горами, выжженными пустынными пространствами и грязными каменными поселками
* в Нгари находятся Кайлаш, Манасаровар, Гуге и еще множество тибетских святынь и памятников.
* тибетцы в основном красивые мужественные люди страшно похожие на андских индейцев кичуа – потомков инков. К стати ритуальные тибетские маски тоже один в один как южноамериканские – возможно есть связь.
* пейзажи потрясающи и разнообразны, от снежных пиков до огромных песчаных дюн – ни на что не похоже!!! - городов нет, гостиниц нет, несколько городишек такие как Пуранг, Занда, Али, имеют одну бетонную улицу с неоновой рекламой и китайскими проститутками, но не имеют водопровода и нормальных туалетов. Фраза из путеводителя - в этой гостинице есть телевизор и туалет - немного менее ужасен. Обхохочешься.
* душа нет – есть пара горячих источников для «сильных духом».
* приюты – гест хаусы, вполне сносные, хотя и хуже непальских.
* еду можно добыть почти в любом гестхаусе – это тибетская тукпа, в поселках – еда китайская, поначалу кажется вкусной, через неделю европеец чувствует себя, как аквариум от каких-то их специй. Дико противное ощущение, вылечить может только кусок просто жареного мяса с картошкой фри или миска гречки.
* передвигаться можно четырьмя способами:

1. С полным палаточным лагерем, кухней и грузовиком поддержки с непальскими шерпами как описано ранее – такой метод предпочитают западные туристы. Они брезгливы и не любят жить в гест хаусах.

2. С грузовиком и непальской кухней, но без палаток – так предпочитают наши туристы – они находят приюты вполне сносными и более комфортными, чем палатки, но непальские повара сильно скрашивают жизнь.

3. Только с джипом и проводником, своей горелкой и частично с продуктами – так ехали мы –вполне можно перебиться, если народ некапризный – очень прибавляет мобильности.

4. Без всего оного – как обезбашенные бэкпекеры, у которых времени – вся жизнь впереди, чтобы дождаться автостопа до Лхасы.

Коротко о Тсанге

Дальше нас ждал Тсанг – центральный Тибет, место зарождения тибетской культуры и расположения основных святынь Буддизма, изрядно претерпевших от китайцев. Это уже обычное туристическое путешествие, которое тоже вместилось в нашу программу. Мы расскажем о нем коротко не потому что нечего рассказывать, наоборот каждый из великих монастырей Тсанга достоин отдельной истории,(даже отдельной монографии) но только это уже совсем другие истории.

Начиная от Лхатзе, нас ждали шикарные автострады. Теперь по таковой можно доехать и до культового монастыря Сакья, а в прошлом году нас не пустили из-за ее(дороги) строительства.

Сакья это место зарождения и главный монастырь ордена Сакьюпа, одного из четырех в Тибетском буддизме. Глава этого ордена в отличие от остальных тибетских монахов имеет право вступать в брак для продолжения рода и передачи титула по наследству. От Сакьи Imageпару часов до Шигатзе и великого монастыря Ташилунпо, который связан с возникновением обоих высших духовных институтов Тибета – Далай Ламы и Панчен Ламы. В Ташилунпо находится построенная при 9 Панчен ламе самая большая в мире 26 метровая позолоченная статуя Будды Майтреи (будущего Будды).

Далее наш путь лежал в Гьянтзе. Здесь расположен монастырь Пелкор Чоде уникальный тем, что объединяет 13 монастырей трех различных орденов. На территории монастыря находится Кумбум – самая большая ступа (чортен) в Тибете. Над городом возвышается Дзонг – историческая крепость взятая в 1904 году англичанами при вторжении под командованием Английского колониального офицера Френсиса Янгхазбенда.

К сожалению еще не достроена новая дорога через перевал Камба Ла которая позволяет увидеть во всей красе Ямдрок Тсо одно из четырех (наверное самое красивое) священных озер Тибета.

И наконец Лхаса. Лхаса теперь очень китайский город – недавно запущена в эксплуатацию новая скоростная железная дорога и китайцев станет еще больше. Можно много рассказывать о монастырях Лхасы, о Золотой красавице Потале лишенной своей души – присутствия Далай Ламы, и о громадном Дрепунге – самом большом монастыре в мире, который вмещал 10000 монахов. Валеру как фотографа в очередной раз «порвало», когда мы попали на знаменитые философские диспуты в монастыре Сера, известные еще со средних веков, и представляющие собой ярчайший спектакль.

Но все же душой Лхасы хранящей тибетские корни является главный храм буддизмы Джокханг расположенный в центре старого тибетского квартала Баркор. Кольцевая улица вокруг Джокханга она же Баркор Стрит – это и сувенирный рынок и место продажи настоящих шедевров, я например не могу забыть одну из тангка (тибетская иконография) с изображением Зеленой Тары нашей покровительницы на коре.

А провожала нас Лхаса замечательным ресторанчиком, с которым связана романтическая история посещения 6 Далай Ламой кроме духовной роли известным как лирический поэт Тибета. Но это уже совершенно другая история. После трех недель возвращение в Катманду напоминало возвращение домой.

Резюме по Тсангу и окрестностям Лхасы.

* Тсанг место расположения главных монастырей тибетского буддизма
* вполне цивилизованное место, хотя селения попадаются по-прежнему дикие - в городах все цивильно.
*
* монастыри потрясают архитектурой, скульптурой и живописью, Историческое и культурное их значение огромно
* лично мне там трудно сосредоточится на энергетике и своих внутренних переживаниях.
* особенно мешает наличие китайских правил – за вход плати – за фото плати, и очевидно китайских КГБистов в монашеских одеждах, которые за этим следят.
* еда есть какая угодно – полно всяких ресторанчиков, лучшие те, где непальские повара.
* гостиницы попадаются вполне приличные. Но от любой можно ожидать каких-либо китайских сюрпризов, даже от четырехзвездочного Лхаса отеля (выше там нет).

Раскрыть ветку обсуждения

В Лхасу и к горе Кайлас связано с преодолением не только географических, но и политических барьеров. Это, так сказать, первый этап отсева тех, кому действительно нужно и суждено туда попасть.

С середины ХХ века Тибет входит в состав КНР и называется Тибетским Автономным Районом. Его прежнее правительство во главе с Далай Ламой ХIV было вынуждено бежать и находится в изгнании. Для посещения Тибета иностранцам, помимо китайской визы , необходимо получить специальный пермит , который выдается только при покупке организованного группового тура у фирмы, входящей в официальный реестр китайских тур-операторов. Китайские власти нередко закрывают Тибет для посещения по политическим соображениям. Почти каждый год Тибет закрыт в феврале и марте (в 1959 г в марте имело место Тибетское восстание), причем дата подъема шлагбаума в апреле никогда заранее точно не известна. Это осложняет организацию поездок в Тибет, в том числе к Кайласу на майские праздники, поскольку для оформления пермитов на посещение Тибета почти не остается времени, а авиабилеты и гостиницы приходится бронировать и оплачивать задолго до этого. Кроме указанных месяцев, иногда Тибет закрывают и в другое время, без особых предупреждений. При этом, если у вас уже есть готовый пермит в Тибет, как правило, он позволяет отправиться по маршруту даже при закрытии автономного района, но на это нет 100% гарантии.

Попасть в Тибет можно либо через Китай, либо через Непал, при этом процедура оформления въездных документов различается. В прежние времена к Кайласу также двигались паломники непосредственно из Индии, вверх по Инду – например, экспедиция Рериха, но из-за политической ситуации сейчас и в ближайшем будущем такой возможности не просматривается.

В общем случае, когда вы двигаетесь через Китай , сначала вам нужно получить визу КНР, послать ее копию принимающей фирме в Тибет, там после проверки органами безопасности (PSB – Public Security Bureau) сделают соответствующий групповой пермит и пошлют его оригинал с сургучной печатью курьерской почтой в порт вашего въезда. Там вы его получите от представителя принимающей стороны. Без пермита вас не допустят к посадке на рейс или поезд в Лхасу. У этой бюрократии бывают свои казусы, иногда порядок выдачи визы и пермита меняется задом наперед, особенно это характерно для консульства КНР в Петербурге. Но нам всегда удавалось решить возникавшие затруднения в плотном взаимодействии с нашими партнерами в Тибете. Плюс в том, что можно направляться в Лхасу буквально сразу по прилету в Китай, если позволяет стыковка.

При заезде через Непал бумажная процедура несколько проще , но требует прибытия в Катманду за 2-3 целых дня до продолжения маршрута в Тибет. Минимум за две недели до поездки нужно послать принимающей стороне копии ваших паспортов. По ним в Лхасе готовится тибетский пермит, который передается в посольство КНР в Катманду. По прилету туда вы получаете визу Непала в аэропорту (цена от 25 долларов, в зависимости от срока пребывания, что определяется маршрутом), отдаете через фирму свои паспорта в посольство, и в его следующий рабочий день получаете обратно с визами. Посольство принимает и выдает документы по понедельникам, средам и пятницам с 9 до 12 ч. День и время своего прибытия нужно планировать соответственно.

На сегодняшний день к Кайласу можно добраться несколькими маршрутами. Вот их список и, ниже, краткая характеристика.

1. Через Китай

1.1. Из одного из крупных городов Китая (Пекин, Шанхай, Ченду, Гуаньчжоу) перелет в Лхасу, далее на автотранспорте через Шигадзе и Сагу до Дарчена. Обратно аналогично.

1.2. Из Пекина до Лхасы по железной дороге, далее на авто. Обратно можно самолетом, в том числе через другой город. Или наоборот.

1.3. Вариант – из Лхасы до Шигадзе по железной дороге, далее на авто. Также можно использовать ж/д для возвращения из Шигадзе в Лхасу.

1.4. Вариант – из Лхасы на авто по альтернативной дороге в глубине Тибета, возвращение по классическому пути.

1.5. С противоположной стороны, с северо-запада, джип-экспедиция через Среднюю Азию: Урумчи, Кашгар, с заездом по дороге в пещерные города Гуге и Гаруду. Возвращение – через Лхасу.

2. Через Непал (Катманду)

2.1. С перелетом через Лхасу.

2.2. На авто по шоссе через Главный Гималайский хребет. До землетрясения в Непале в 2015 г это было шоссе Дружбы ("Friendship highway") через Жангму-Ньялам, далее через Сагу. Но в результате природного катаклизма селевые потоки смыли и завалили большую часть этой стратегической трассы. С августа 2017 г для туристов открылся новый двухсторонний пропускной пункт на границе Непала и Китая в Кийронге (Kyirong). Новая дорога идет прямо на север от Катманду, западнее Лангтанга. По ней можно добраться до границы за 7-8 часов.

2.3. С предварительным треккингом для акклиматизации вокруг Долины Катманду, в Хеламбу или к Муктинатху.

2.4. С треккингом через Западный Непал, куда попадают внутренними перелетами в Непалганж и, далее, в Симикот. Обратно несколько вариантов:

2.4.3. Обратно через Западный Непал с использованием вертолетного чартера от границы до Непалганжа, далее регулярным рейсом в Катманду.

2.4.4. В последние годы начало налаживаться внутреннее авиасообщение между Западным Тибетом и Лхасой. Китайцы построили новый аэродром для больших пассажирских самолетов в 3-4 часах езды западнее Кайласа. Так как он находится на плоскогорье на большой высоте, около 4500 м, то взлётно-посадочная полоса необычно длинная, чтобы Боинги могли разогнаться до большей скорости, необходимой для отрыва от земли. Остаётся проблема частых сильных ветров, из-за которых рейсы задерживаются и нередко отменяются. Называется аэропорт Арли (Arli), код NGQ. Оттуда до Лхасы (аэропорт Гонгкар) всего полтора часа лёту, при цене билета порядка 500 долларов. Не правда ли, существенная разница по сравнению с тремя днями езды от Кайласа до Лхасы (более 1000 км), даже с учетом возможного долгого ожидания задержанного рейса. Понятно, что все это актуально для обратного пути от Кайласа, но не как способ побыстрее добраться до него, из-за высоты плоскогорья - если только у вас нет предварительной высотной акклиматизации.

КОММЕНТАРИИ И ОСОБЕННОСТИ ЭТИХ МАРШРУТОВ

Тибетское плато имеет среднюю высоту 4500 м , высота Лхасы в центре города 3600 м , на коре вокруг Кайласа вы проходите перевал Дролма-ла высотой около 5600 м (это высота Эльбруса). Поэтому ключевой вопрос путешествия в Тибет – правильная, постепенная акклиматизация к высоте. Без нее жителю низин на высоте будет не просто плохо, а потребуется срочная эвакуация для спасения жизни. Активная акклиматизация – самая эффективная, потому что при движении воздух с кислородом закачивается мышцами в ткани. Если же вы просто сидите в транспорте, который поднимает вас на высоту, то это примерно то же самое, что нырять без акваланга. Сколько вытерпит ваш организм? Поэтому двигайтесь, двигайтесь при малейшей возможности, но без фанатизма, чтобы не сбить ритм сердцебиения и дыхания.

Заезд через Лхасу (как из Китая, так и из Непала), дает возможность и подразумевает знакомство со знаменитой столицей Тибета, во время которого за 2-3 суток происходит более-менее активная акклиматизация, т.к. приходиться ходить по храмам с лестницами и взбираться на крутые откосы Поталы. Да, именно здесь находится одно из чудес света – Потала, бывший зимний дворец Далай Ламы, а также наиболее древний и священный буддийский храм Тибета – Джокханг (VII в.).

Попадание в Лхасу по воздуху (маршруты, указанные в пункте 1.1.) экономит время, позволяет в рамках заданных временных рамок всего тура провести в столице Тибета больше времени. Путешествие в Лхасу на поезде по недавно законченной китайцами железной дороге из Пекина занимает почти двое суток (около 45 часов). В плане впечатлений оно дает возможность присмотреться к Китаю, оценить инженерный подвиг этого строительства, хотя самые сложные тоннели высоко в горах, как нам показалось во время нашей поездки, проезжаются ночью. Кроме того, любопытно наблюдать за самими китайцами в этом поезде, который похож на наш купейный, но в нем присутствуют трубки, по которым сочится обогащенный кислородом воздух. Герметизации нет. В смысле акклиматизации, это не много дает, но примерно равноценно одному дню нахождения в Лхасе, которым, соответственно, приходится пожертвовать, если не добавить время переезда на поезде к туру. Билеты из Пекина в Лхасу расходятся быстрее, чем обратные. Ехать на поезде из Лхасы в Пекин могут только особые ценители Китая.

На поезде с 2014 г можно доехать даже до Шигадзе (см. пункт 1.3.). Но при этом вы не увидите Гьянцзе и Шалу, которые очень стоят этого, и акклиматизируетесь хуже, потому что ускорите продвижение к Кайласу на один день. Теоретически, для разнообразия можно на обратном пути пересесть в Шигадзе из авто на поезд, чтобы оценить торжество инженерной мысли и китайского строительства. Но за это придется заплатить дополнительно, потому что автотранспорт с вещами должен будет все равно вернуться в Лхасу по параллельной дороге.

Билет на поезд в среднем в два раза дешевле , чем на самолет. Внутренний перелет Пекин-Лхаса, как это ни парадоксально, может стоить даже дороже, чем перелет Москва-Пекин. Поэтому, если нужно сэкономить, присмотритесь к перелетам через Ченду, Гуаньчжоу и др. Туда летают не только регулярные рейсы, но и более дешевые чартеры . С другой стороны, те, кто еще не был в Пекине, могут добавить к путешествию осмотр его достопримечательностей, прежде всего, Великой Китайской Стены.

Наша уникальная программа позволит вам посетить самые почитаемые религиозные святыни мира, расположенные затерянном уголке мира — высокогорных областях Большого Тибета. Последователи религий буддизма, индуизма, джайнизма и шаманистского учения Бон верят, что совершив обход священной горы Кайлас можно сжечь все грехи , накопленные в этой и предыдущих жизнях. Вы почувствуете великую религиозную значимость этой святыни, проходя горными тропами вместе с другими паломниками из Тибета, Индии и Непала. Даже простое лицезрение этого величественного пика высотой 6 714 метров останется в вашем потрясённом сознании до конца жизни. Не упустите этой уникальной возможности прикоснуться к древним культуре и религии Тибета! Наш маршрут также включает в себя посещение ещё одного священного места, находящегося недалеко от горы Кайлас — озера Манасаровар.

Удалённость этих мест от центров современной цивилизации, политики и экономики позволяет местной природе и культурным обычаям оставаться в неприкосновенной сохранности среди нашего бурно меняющегося мира. Поездка через весь Тибет, из Катманду до священной горы Кайлас , позволит вам увидеть всю страну как бы изнутри, почувствовать её дух и энергию. Политические и экономические проблемы современного мира кажутся преходящими как и всё в этом заоблачном мире высокогорья ибо "Род приходит и род уходит, а Земля пребывает вовеки" (Экклезиаст).

Группа энтузиастов, готовых совершить это беспримерное путешествие, уже пакует рюкзаки и сушит спальники. Если вы смелы и готовы к приключениям, то у вас есть шанс присоединится к нам в этом героическом путешествии через время, горы и разреженный воздух, чтобы прикоснуться с древним тайнам Тибета , вдохнуть дым бивачных костров и услышать рассказы паломников, остановившихся на ночлег под высокими звёздами тибетского плато, и, может быть в этом высоком небе зажгётся и ваша яркая Звезда, которая будет светить вам ещё долгие годы после возвращения из нашей тибетской одиссеи.

Программа паломнического тура

Д ень 1: Прибытие в Катманду. Прибытие в столицу горного королевства Непал — город Катманду. В аэропорту вас встречает наш русский гид. Переезд в отель. Отдых. Вводное собрание, знакомство.

Д ень 2: Экскурсии по долине Катманду, получение тибетской визы и разрешений. После завтрака начинается экскурсия по долине Катманду — месту невероятного скопления средневековых храмов, буддистских монастырей и дворцов. Посещение индуистских храмов, буддистских ступ, Дворцовой площади Катманду с великим количеством храмов и пагод, экскурсия в старый королевский дворец. Грандиозная буддистская ступа Сваямбунатх, тибетские монастыри. Индуистский храмовый комплекс Пашупатинатх, места кремаций, кельи йогинов-отшельников. Грандиозная буддистская ступа Боднатх. Буддистские монастыри Боднатха. Вечером проверка и выбор снаряжения, предоставляемого нам нашими непальскими друзьями (пуховки, спальники, альпийские палки). Ночь в отеле в Катманду (высота 1300 м).

День 3: Трансфер из Катманду в Ньялам (3750 м, 156 км, 7-8 часов). Ранним утром мы выезжаем в направлении непало-тибетской границы в Кодари. После пересечения границы по небольшому мосту, мы встречаемся с нашим тибетским гидом и водителем джипа. После ознакомления с программой предстоящего путешествия следуем в Жангму, где будут совершены все формальности. Затем следуем в Ньялам, где останавливаемся на ночлег.

День 4: Ньялам. Сегодня у нас день акклиматизации. Вы можете также исследовать окрестности Ньялама и подняться к пещере Миларепы.

День 5: Трансфер из Ньялам в Сага (4600 м, 232 км, 7-8 часов). Сегодня долгая поездка по каменистым и песчаным землям Тибета. Из окна автомобиля мы видим озера, кочевников перегоняющих стада овец и яков. Мы проезжаем озеро Пеку-цо и перевал Лабуг-ла (5050 м). После обеда мы пересечём реку Брахмапутра и достигнем типичного тибетского города Сага.

День 6: Трансфер из Сага в Парьянг (4600 м, 185 км, 7-8 часов). После завтрака мы продолжаем наш тур. Джип и грузовик едут по долине реки с пастбищами яков. Кочевники, одетые в причудливые национальные костюмы, встречают вас с горячим чаем. Ночёвка в Парьянге.

День 7:Трансфер к озеру Манасаровар (4300 м, 160 км, 6 часов). Посещение монастыря Чиу. Омовение в священных водах озера Манасаровар. Ночь на берегу Манасаровара.

День 8: Трансфер в Дарчен (4600 м). Посещение монастыря Серлунг Гомпа. Ночёвка в Дарчене.

День 9: Первый день коры, треккинг Дарчен — Дира-Пуг (4970 м, 15 км, 6-7 часов). Сегодня очень красивый путь: скалистые утёсы, водопады, прозрачное голубое небо. Проходим первый и второй пункты "простираний", монастырь Чуку. Постоянно можно видеть величественный Кайлаш. Ночёвка в монастыре Дира-Пуг.

День 10: Второй день коры, треккинг Дира-Пуг — Дзутул-Пуг (4790 м, 22 км, 6-7 часов). Начинаем наш путь после завтрака. Мы пересекаем Ямастал по пути к Шивасталу. Паломники проходят через символическую смерть в Шивастале, избавляясь от старой одежды. Иногда вместо одежды оставляют каплю крови или прядь волос. Путь поднимается к перевалу Долма (5650 м). Здесь совершаются подношения и медитации. После обеда вы достигаете Зутул Пуг, где знаменитый йогин Миларепа практиковал медитацию. Ночёвка в Дзутул-Пуг.

День 11: Третий день коры, треккинг Дзутул-Пуг — Дарчен (4560 м, 14 км, 2-3 часа) и трансфер в Сагу (4200 м, 6 часов). Сегодня завершающий день Коры. Лёгкая дорога вниз к Дарчену, где нас ожидает машина. Затем поездка к Сагу и ночёвка в комфортабельном отеле.

День 12: Трансфер из Саги в Джангму (3500 м, 232 км, 7-8 часов). Отдых в отеле.

День 13: Трансфер из Джангму в Катманду. Отдых в отеле. Шоппинг.

День 14: вылет из Непала. Сегодня есть время для покупок подарков и сувениров для Вашей семьи, друзей или родственников и затем вы будете доставлены в Международный аэропорт для вылета в пункт вашего назначения.

Скопировано с сайта «Самопознание.ру»

Путешествие на «гору-гуру» Кайлас, пожалуй, одно из немногих духовных подвигов,
которые должен совершить на своем пути каждый ищущий Истину. Хотя бы для того,
чтобы понять одно: искать эту самую Истину стоит не где-то далеко в горах, а совсем близко, т.е. в себе истинном.

Но все же я предлагаю начать наше путешествие на величественно-мистичный Кайлас – гору высотой порядка 6700 метров, от которой берут начало четыре главные реки Тибета, Индии и Непала – Инд, Сатледж, Брахмапутра и Карнали. Гору, которую в мире называют «Олимп Азии», где живут божества и святые.

Удивительный рай Поднебесной

Сегодня Кайлас стоит на территории Китая. Помните, «удивительный рай Поднебесной» находится именно на китайской земле (по версии самих китайцев). Порой даже кажется, что китайцы всерьез занялись оккупированием самых высоких и мистических вершин мира, дабы стать самой сильной нацией в мире.

Кайлас, несмотря на то, что находится казалось бы на территории гималайского кряжа, не относится к Гималаям и является горой, которая возникла сама по себе каким-то совершенно мистическим образом. Глядя на множество фотографий, складывается впечатление, что Кайлас неизменен сотни лет подряд. Идет ли снег, капает ли дождь, светит ли солнце – снег лежит на нем таким же рисунком, каким лежал всегда.

Многие говорят – это мистическое место! Но я смеюсь и отвечаю: «Безусловно, оно мистическое! Но осознать это в полной мере человек может лишь пережив свой личный мистический опыт
там…»

Первая стоянка: Лхаса или Тапопани

На Кайлас есть несколько дорог. Одна из них через «священную» Лхасу (3600 м), главной достопримечательностью которой все еще считается Дворец Потала - «царский дом», буддийский храмовый комплекс, прекрасный сад, а сегодня еще и музей. Комплекс когда-то являлся основной резиденцией Далай-Ламы, вплоть до того как он, после вторжения Китая в Тибет, вынужденно покинул страну и в 1959 году получил политическое убежище в Индии (г.Дарамсала). Дворец Потала расположен на Красном холме Марпо Ри и горедливо возвышается над всей Лхасой.

Также китайкую границу для похода на Кайлас можно пересечь со стороны Татопани. Это более скучный, но дешевый вариант путешествия. В переводе Татопани означает «горячая вода» и известен своими горячими источниками, в которых можно с удовольствием
искупаться, за неимением душа в номерах отелей. Вообще Татопани – это одна большая улица, на которой расположено абсолютно все: гостиницы, рестораны, лавки со всякой всячиной, домишки жителей города, визовый отдел, полицейский участок и… где-то в конце – китайская граница. Если удастся быстро пройти паспотрный контроль и таможню, то к ночи можно добраться до следующей стоянки – небольшого, очень пыльного, с вечно строящимися домами, городка Сага.

Сага – стоянка номер два

С момента пересечения китайской границы, всем рекомендуется принимать таблетки от горной
болезни. «Горняшка» достаточно серьезная «барышня»: головная боль, тошнота, рвота, температура, недостаток кислорода, вызывающий общую слабость, не позволяют даже поднять
голову путешественникам. Тот, кто по личным соображениям не принимает таблетки вовремя, в Саге (а это высота приблизительно 4500 м), очень скоро ощущают это на своем самочувствии, кому-то даже приходится спускаться вниз.

С этого момента температура воздуха значительно понижается и вместо привычного «летнего непальского климата» подступают холода, порой достигающие минусовой температуры по ночам.

На следующий день, а лучше через два, мы движемся дальше. Иногда кажется, что горные дороги здесь намазаны маслом гхи, – так они блестят и переливаются своей идеальной текстурой
на солнце. К югу от дороги на горизонте временами появляются белые массы Больших Гималаев с восьмитысячниками Манаслу, Аннапурной и Дхаулагири. Время от времени приходится проезжать небольшие озера какого-то невероятно зелено-фиолетово-бирюзового цвета. Общая слабость и высота опустошают ум и начинает казаться, будто бы ты попал в сказку.

Озеро Манасаровар – очищение тела и ума

Пыльный, находящийся в состоянии стройки Сага, сменяет следующий городок, затем путешественников ждет перевал в 5900 м, после которого они оказываются перед прекраснейшим и волшебным озером Манасаровар.

– «Манас» – это сознание, ум, – объясняет значение слова «Манасаровар» Пайлот Бабаджи (Махайог и Святой из Индии). – «Саровар» переводится как озеро. Окунающийся в этом озере очищает свое сознание и карму. Говорят, что это первый объект, созданный Брахмой в этом мире. Совершенно неподалеку находится озеро Ракшас-Тал. Оно действует противоположно Манасаровару. Тот, кто совершает омовение в нем, становится обладателем демонической природы. Можно сказать, что два озера – олицетворение мертвой и живой воды и энергии.

С этой точки открываются прекрасные пейзажи и вид на Кайлас, который своей божественной
природой освещает все окружающее пространство, завораживает и останавливает ум вовсе.
Яркое, обжигающее солнце и холодный, пронизывающий ветер становятся невидимыми и немногословными свидетелями путешествия.

Обязательно совершите омовение в озере. Ледяная вода и ветер, пробирающий до костей не дадут вам долгое время пребывать в «озере мудрости», но после омовения чувствовать себя вы будете счастливыми, благословленными и чистыми.

Там же на Манасароваре есть две достопримечательности. Первая – это монастырь Святого Муни Падмасамбхавы – красивое строение горделиво расположенное на отвесной скале возле Манасаровара, с крыши которого можно увидеть Кайлас во всей красе.

Этот монастырь называют еще “чиу”, что в переводе означает “птичий”. Считается, что его построили еще до появления в нем Падмасамбхавы (приблизительно 1200 лет назад). После коры вокруг Кайласа, Падмасамбхава увидел над собой кружащуюся птицу и пошел вслед за ней. Она и привела его в монастырь, где он провел многие годы тапасьи. В пещере Падмасамбхавы можно увидеть отпечаток стопы Муни и его жены, несмотря на то, что у него их было две.Между отпечатками священных стоп стоит яйцо дракона, символизирующее жемчужину мудрости, рождающуюся в священном озере Манасаровар.

Высота здесь также около 4500 м и нехватка воздуха иногда очень ощутима. Особенно, когда поднимаешься к заветному монастырю, чтобы погрузиться в раздумья или медитацию. Тибетские паломники очень часто посещают это место. И это не удивительно – ведь присутствие великого Муни ощущается там и по сей день.

Четвертая стоянка: Дарчен (4800м)

В Дарчене можно ощутить полный привкус предстоящего путешествия – ведь город находится прямо у подножия горы Кайлас. Еще одна ночь и путешествие к себе начнется. Мысли здесь практически не беспокоят тебя. Разве что откликаются на естественный страх организма – смерть. В этом пространстве ты чаще, чем когда-либо начинаешь задумываться о непостоянстве этой жизни.

Кора. День первый: Ложка воды

Есть притча о том, как ученикам было сказано перенести ложку, наполненную водой, на другую сторону реки, да так, чтобы не расплескать ее. И вот шел каждый из них, внимательно наблюдая за тем, чтобы ни одна капля не упала на землю, боясь оступиться и разлить воду. И лишь один из них успевал смотреть по сторонам и наслаждаться великолепием этого мира! Вот и путешествие на Кайлас во многом повторяет эту историю.

Первый день пути по сути несложный и недлинный. Справа от дороги время от времени показывается пик Кайласа и порой желание «взлететь» овладевает сознанием! Блаженство и радость разливаются по телу и кажется будто бы ты растворяешься в безграничном пространстве силы и любви и все святые гималайских вершин и Кайласа благословляют тебя в пути. Река Ла Чу практически все время находится в поле зрения вашего пешего путешествия. Проходя все далее на юг, пред взором открывается западное ребро Кайласа и так называемая гора Гуру Римпоче.

Именно на слиянии трех притоков Ла Чу стоит храм Дирапук – храм рога самки яка, символизирующий божество ваджры. По легенде лама Гурва Готтсанг Па из Бутана, во время коры следовал вслед за ячихой и открыл путь через перевал Долма Ла, по которому сейчас и следуют все паломники.

Дирапук – небольшой монастырь, который был пристроен к пещере, где когда-то медитировал великий йог Миларепа. Вокруг Монастыря расположено множество ступ, красиво наряженных в цветные флаги, с развивающимися на ветру мантрами. Напротив монастыря во всей своей непревзойденной красе видна северная стена Кайласа. Обычно гиды несутся вперед и не задерживаются здесь более, чем на один день, но если вам все-таки удастся убедить их остаться еще на одну ночевку, вы сможете совершить небольшое путешествие и даже дотронуться до Кайласа рукой. Святые, правда, говорят, что это не совсем правильно, так как даже Эрнст Мулдашев, дотронувшись до священной горы, получил сильный ожег, ибо не имел благословения свыше на это. Но вы можете рискнуть!

День второй: Перевал Дорма Ла 56 30 м (18 км и 9 часов пути)

И вот мы поднимаемся на первый перевал… Достигая первой вершины, так хочется выдохнуть и упаст… Но поднимая голову вверх, ты видишь следующий перевал, более крутой и высокий. Высота уже за 5000м и дышится все тяжелее и тяжелее.

По пути до третьего перевала мы проходим символическое кладбище Шивацал (5120 м), где паломники оставляют свои одежды или личные предметы в знак окончания прошлого периода своей жизни с надеждой на новую добрую жизнь. Преодолев перевал Зеленой Тары, нам открывается Священное озеро Гаурикунд и Топор Кармы. Далее мы спускаемся к монастырю Зутул Пук (4630 м). Здесь находятся самые важные медитационные пещеры Миларепы, где Великий Учитель размышлял о полете на Кайлас.

Ты стоишь перед открывающимся видом в оцепенении… Озираешься по сторонам, стараясь не расплескать воду в ложке! Шива, Шива, о Шива! Твои божественные шутки становятся прекрасным показателем ЭГО и в голове неожиданно появляется вопрос: «Что я здесь делаю?»

К слову «Дорма Ла» – это одно из имен тантрической богини Тары, богини-заступницы, родившейся из слезы Будды сострадания. Здеась, на высоте 5630 м паломники празднуют свой подъем, развешивают флаги, совершают пуджи, жгут благовония и молятся о новой жизни, наполненной счастьем и радостью.

Считается, что даже если вы не осознанно совершили это путешествие, переходя перевал, все ваши ошибки остаются в прошлом и вы начинаете свою жизнь с чистого листа.

Спуск дается легче, чем подъем. Далее вас ждет небольшой отдых в придорожном кафе и еще несколько часов пешей прогулки, но на этот раз по ровной, красивой дороге со всех сторон окруженной красивыми горными хребтами. Кайласа уже не видно, но его свет раздается из самой глубины души.

День третий: дорога домой

Спуск длиться всего несколько часов пути или 15 км. Нет никакой усталости и, кажется, тебя несет на руках сам ветер. Дорога лежит по живописной долине Баркха, разливающейся в свете солнечного дня. Отсюда виднеется озеро Ракшас-Тал. Купаясь в невидимых энергиях блаженства, ты сейчас только начинаешь понимать, что путь в 47 км на высоте более 5500м пройден и ты СДЕЛАЛ ЭТО. Возвращение в Дарчен и переезд к Священному Живому озеру Манасаровар приносит радость.

Самое время принять горячие ванны в природных лечебных источниках Чу, которые «держат» местные жители. И лежа в теплой воде ощутить все прелести земного бытия и осознать, что и это игра твоего воображения, которая скоро закончится… Но это тоже только начало великого пути великой души!
Ом Тат Сат!

Помимо обители Шивы или Будды, на вершине Кайласа расположен вход в таинственную страну Шамбалу. Если обойти гору один раз по часовой стрелке, можно получить отпущение грехов. (В полнолуние один раз считается за три). Обойдя ее 13 раз, ты больше не попадёшь в Ад в течение пятисот последующих рождений и получишь благословение на совершение внутренней коры.Сделав это 108 раз, вырвешься из круга перерождений и достигнешь просветления Будды.

Духовные туры в Индию, Непал, Тибет, Шри Ланку, Бали.

Каждое путешествие – это целая история в вашей жизни, во время которой вы не просто
знакомитесь с местными достопримечательностями и духовными памятниками, но и познаете свое истиное Я и предназначение.

С вами лучшие преподаватели «Академии гималайской йоги и реализации человека»

«Последнее слово всегда остается за горой.»

Цитата из фильма «Эверест», 2015 г.

Гора Кайлас (6714м) – является священной горой во многих традициях и религиях. Восхождение на гору запрещено. Ось мироздания, гора с эталонной вибрацией, представляет собой пирамиду, грани которой ориентированы по 4м сторонам света. Это место обитания мудрецов, сидхов и богов.

Верующие четырёх религий - индуисты, буддисты, джайны и приверженцы традиции бон - считают эту необычную гору «сердцем мира».

  1. Джайны почитают Кайлас как место, где их первый святой достиг освобождения.
  2. Индуисты – свершают парикраму. Они считают, что на вершине Кайласа находится обитель Шивы — бога богов, хозяина кармы, разрушителя иллюзии. Согласно Вишну-Пуране, пик является отображением или образом горы Меру, космической горы в центре Вселенной. Озеро Манасаровар - озеро Брамы, творца вселенной, а также озеро Шакти, женского божества, супруги Шивы. Шива и Шакти (гора Кайлас и озеро Манасаровар), а также гора Нанди (бык Нанди, транспортное средство Шивы) представлены на алтаре в каждом индуистском храме мира в виде Шивалингама.
  3. Для последователей тибетской традиции бон гора Кайлас и лежащее у его подножия озеро Манасаровар являются сердцем древней страны Шанг-Шунг, где зародилась древняя религия Бон По.
  4. Буддисты считают гору местом обитания Будды в инкарнации Самвары. Вокруг горы буддисты совершают как обычную кору, так и кору простираниями, читают мантру, крутят барабанчик.
  5. В гора Кайлас называется Юнгдрунг ГуЦе (Девятиэтажная Гора Свастики), - это душа всего Бона, средоточие жизненной силы и главного принципа «Девяти Путей Бона». Здесь основатель религии небожитель Тонпа Шенраб спустился с небес на землю. Кора по бон совершается против часовой стрелки (навстречу солнцу).

Кайлас — одно из главных оккультных мест на земле, которое ускоряет духовное развитие человека, способствует росту осознанности и личной ответственности за свою жизнь. Внешняя кора вокруг горы, является на самом деле внутренним путешествием к себе.

Кора вокруг Кайласа. Как это происходит.

Обход вокруг горы занимает, как правило, 3 дня. Маршрут протяженностью 53 км имеет глубокий духовный смысл. Мы переживаем весь жизненный цикл от рождения до смерти и перерождения. За три дня наша душа символически проживает еще одну жизнь, тем самым оставляя прошлое позади, и получает возможность изменить дальнейшую судьбу.

Довольно часто мы слышим от участников наших поездок о неком «зове Кайласа». Статистика позволяет нам серьезно относится к таким заявлениям. Кому-то гора является во снах, кто-то видит знаки с горой повсюду. Это совершенно разные люди, часто далекие от эзотерики и йоги. Однажды у человека возникает «странное желание» поехать в Тибет на Кайлас… Есть люди, которые ездят на Кайлас снова и снова, по 2 раза в год. И есть еще одна категория — люди, которые годами не могут попасть к Священной горе, несмотря на то, что проплачивают туры и даже попадают в Тибет. Дело в том, что дорогу на Кайлас довольно часто закрывают. То землетрясение, то паводки, то сложная политическая ситуация, то религиозный праздник и перегруженность региона паломниками…

Важно помнить, что ваша личная кора начинается в тот самый момент, как вы приняли решение ехать в Тибет. Сколько всего возникает на экране сознания с этого момента! Сколько страхов, сомнений, подавленных чувств дают о себе знать задолго до поездки. Какие невероятные события случаются накануне и после паломничества!

Очень важно, как сам паломник относится к своей коре. В идеале, этот путь проходится со светлыми мыслями, молитвами, сформированным запросом, с готовностью к трансформации, очищению и принятию перемен. Достаточно 1-ой коры, пройденной с уважением и благодарностью к Священной горе. Хотя буддисты, например, стремятся совершить 108 кор для получения освобождения из «колеса сансары» и выхода в Нирвану. Считается, что только совершив 12 внешних кор, можно идти внутреннюю кору вокруг горы Нанди.

И вот вы приехали к подножию горы. В первый день коры, у белого чортена начинается символическая новая жизнь нашей души. Мы как-будто родились заново, обрели новое символическое тело, первый день довольно легкий физически, многие ощущают бодрость и силу, эйфорию от красоты пейзажа и величия Кайласа. По пути мы проходим дом счастливого Камня с воротами в Шамбалу, нам открываются Южное и Западное лица горы Кайлас, горы Будды Долголетия, и в конце маршрута — Северное лицо Кайласа.

Во второй день коры наша душа проживает символическую зрелость, старость, смерть, бардо и новое рождение. Этот день очень труден физически. Подъем для многих становится испытанием, паломник переживает сложные внутренние процессы. Мы проходим местность, которая называется 18 кругов ада. Психологически этот участок маршрута фрустрирует, погружает в психотравмы. Путь коры постепенно приводит к кладбищу Шивацал, где происходит смерть обретенного в первый день коры символического тела. Здесь оставляют личные вещи: предметы одежды, украшения или прядь волос.

После кладбища Шивацал до вершины перевала Зеленой тары наша душа проживает состояние бардо (состояния между смертью и перерождением), идет сканирование кармы, «проверка души человека». Самым сложным этапом пути является восхождение на перевал Зеленой Тары , высота 5600 метров. Зеленая Тара, богиня сострадания, материнский аспект вселенной, она дает долгожданное символическое новое рождение.

С вершины перевала открывается вид на озеро Гаури Кунд и Топор Кармы – гора, увидеть которую, великое счастье и главная цель пути каждого паломника. Топор кармы окончательно отрезает старую карму (перерезает пуповину), и человек ощущает начало самостоятельной свободной жизни. Дорога ведет вниз, больше не будет тяжелых подъемов, человеку дается возможность начать жизнь сначала.

Что происходит после коры?

Чтобы проследить и осознать трансформацию, запущенную на Кайласе нам всем нужно время. Первые всходы проявятся сразу же, но есть и другие реперные точки: 3 месяца, 6 месяцев, год и даже больше.

Мы не раз наблюдали, как люди меняют свое отношение к жизни, к себе, к ситуациям и трудностям. Как человека «отпускает» неизлечимая болезнь, как создаются семьи и рождаются дети у тех, кто очень хотел, но почему-то не получалось. Как люди освобождаются от зависимостей, вредных привычек, становятся вегетарианцами. Как появляется смелость жить свою жизнь и верить себе. Также, мы знаем как после Кайласа рушатся иллюзии, отжившие браки, неэтичные бизнесы, рвутся партнерские отношения, все что тянет назад и поддерживается по инерции. Гора дает силы на преобразование себя и своего окружения. Это огромный шаг в сторону успешной гармоничной жизни из вашего полного потенциала.

Гора Кайлас - источник невероятной чистоты и света, мощного энергетического ресурса. Кайлас очищает, обновляет, заряжает «разряженные батарейки». Помогает пережить кризисы, потери, найти новые смыслы и цели в жизни. Вы больше никогда не будете прежним. Вы вчерашний перестанете существовать. Ваши паттерны, ваша логика и принципы - многое трансформируется. Произойдет инициация высотой, инициация любовью.

Паломничество в Тибет и кора вокруг Священного Кайласа меняет жизнь человека. Дает силы справляться с мощным потоком жизни, помогает осмыслить свой жизненный маршрут и, по-настоящему, полюбить себя, а потом и ближнего.

После Кайласа ценности пересматриваются, приоритеты уточняются, лишнее уходит и не занимает больше место в вашей жизни. А что придет на освободившееся место, зависит от вас. Свободная энергия даст вам возможность реализовать свои цели и жить из своих смыслов.

Из заметок, совершивших кору:

«Во второй день ты вспоминаешь вопрос, с которым ты приехал, запрос на изменения, желание нового в жизни, чего-то, что для тебя пока непонятно или недостижимо. И держа в голове эту цель, ты начинаешь подъем. Высота начала подъема 4900м, каждый шаг вверх дается как победа и преодоление себя, если ты действительно «горишь» своей целью и знаешь зачем тебе это восхождение, то идти психологически легче. На этом отрезке тело становиться второстепенно, на первое место выступает воля, твоя психология общения с самим сабой. Цель переходит из фантазий на материальный уровень и ты на физическом слое понимаешь, что значит идти к своей цели.

Незадолго до самого крутого подъема на перевал есть место – Шива Цал. Тут паломники совершают ритуал «обмена» с Кайласом. Человек проговаривает свою цель, просит на ее исполнения сил. В обмен оставляет что-то свое, ценное для самого себя, предмет, содержащий частичку человека, дорогие воспоминания или свою силу в виде срезанных волос. За два последних года я много раз испытывал себя на прочность. Каждый раз, вспоминая подъем на перевал возле Кайласа, силы поднимались изнутри и все возможные трудности и физические испытания превращались в детскую игру. »

Похожие статьи